Какие обязанности могут быть у детей в семье

Домашние обязанности детей по возрастам

Если дети не задействованы в домашних делах – они становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители, приходящие ко мне на консультацию считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, как семейный психолог, я считаю, что гораздо важнее то, что, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

На консультации я помогаю родителям понять, что, обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят. Иногда у таких детей складывается ощущение, что они что-то из себя представляют только тогда, когда их кто-то обслуживает.

Основываясь на своем опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать массу самых разных дел, которые может с пользой для семьи выполнять ребенок. Но иногда родители пребывают в растерянности, не зная, что можно поручить детям, поэтому далее я приведу примерные перечни домашних обязанности детей разного возраста, которые я взяла с небольшими изменениями в книге Б. Б. Грюнвальд, Г.В.Макаби «Консультирование семьи». Итак, чем дети помогают по дому в разных возрастах:

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.

Положить книги и журналы на полку.

Отнести салфетки, тарелки и приборы на стол.

Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.

Очистить свое место за столом.

Чистить зубы, мыть и вытирать руки и лицо, причесываться.

Самому раздеться, с небольшой помощью – одеться.

Вытереть за собой следы «детской неожиданности».

Донести небольшие продукты до нужной полки, убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками.

Помочь убрать бакалейные товары.

Под наблюдением родителя помогать в покупке круп, макарон, сахара, печенья, конфет, хлеба.

По расписанию давать корм домашним животным.

Помогать прибирать в саду и во дворе на даче.

Помогать расстилать и убирать постель.

Помогать мыть посуду или с помощью загружать посудомоечную машину.

Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья, молоко, сок, крекеры).

Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на торт, добавить варенье в мороженое).

Делиться с друзьями игрушками.

Доставать из почтового ящика почту.

Играть дома без постоянного наблюдения и без постоянного внимания взрослых.

Развешивать носки и носовые платки на сушке.

Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.

Самому приготовить бутерброды или простой завтрак и убрать за собой.

Самостоятельно наливать себе питье.

Сервировать обеденный стол.

Сорвать с грядки салат и зелень.

Добавлять по рецепту некоторые ингредиенты.

Расстилать и убирать кровать, прибирать комнату.

Самостоятельно одеваться и убирать одежду.

Чистить раковину, туалет и ванну.

Сортировать белье для стирки. Складывать отдельно белое, отдельно цветное.

Складывать и убирать чистое белье.

Отвечать на телефонные звонки.

Помогать прибирать квартиру.

Оплачивать мелкие покупки.

Помогать мыть машину.

Помогать выносить мусор.

Самостоятельно решать как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для развлечений.

Кормить своего питомца и убирать за ним.

Самостоятельно завязывать шнурки.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или для определенного случая.

Поливать цветы и растения.

Готовить простую пищу (горячие бутерброды, вареные яйца).

Собирать вещи в школу.

Помогать развешивать белье на бельевую веревку.

Вешать свою одежду в платяной шкаф.

Собирать дрова для костра.

Собирать граблями сухие листья, полоть сорняки.

Прогуливать домашних животных.

Нести ответственность за свое мелкие раны.

Приводить в порядок ящик, где хранятся столовые приборы.

Накрывать на стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс).

Смазывать велосипед, ухаживать за ним. Запирать его в специальном месте, когда он не используется.

Принимать телефонные сообщения и записывать их.

Быть на посылках у родителей.

Мыть собаку или кошку.

Тренировать домашних животных.

Нести пакеты с продуктами.

Самостоятельно без напоминаний вставать по утрам и ложиться спать вечером.

Быть вежливым и учтивым с другими людьми.

Оставлять после себя в порядке ванну и туалет.

Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.

Помогать переставлять мебель, вместе со взрослыми планировать расстановку мебели.

Самостоятельно наполнять себе ванну.

Помогать другим (если его просят) в работе.

Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.

Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.

Менять без напоминания школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.

Зашивать распоровшиеся швы.

Убирать за животными.

Знакомиться с рецептами приготовления простых блюд и учиться их готовить.

Срезать цветы и готовить вазу для букетов.

Собирать фрукты с деревьев.

Разжигать костер. Готовить все необходимое для приготовления пищи на костре.

Красить забор или полки.

Писать простые письма.

Писать благодарственные открытки.

Купать младших сестер или братьев.

Натирать полиролью мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.

Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.

Отмерять стиральный порошок и кондиционер для белья.

Покупать продукты по списку.

Самостоятельно переходить улицу.

Самостоятельно приходить на назначенные встречи если туда можно дойти пешком или доехать на велосипеде.

Печь печенье из полуфабриката в коробках.

Готовить еду на семью.

Получать свою почту и отвечать на нее.

Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.

Планировать свой день рождения или другие праздники.

Быть в состоянии оказать простую первую помощь.

Мыть семейный автомобиль.

Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс)

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).

Не бояться одному оставаться дома.

Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.

Уметь ездить на автобусе.

Ответственно относится к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.

Помогать уложить спать маленьких братьев и сестер.

Самостоятельно выполнять свои дела.

Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.

Чистить плиту и духовку.

Самостоятельно распределять время для учебных занятий.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по согласованию с родителями).

Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для всей семьи.

Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.

Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.

Иметь реалистические представления о возможностях и пределах возможностей.

Последовательно выполнять принятые решения.

Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.

Обязанности ребенка в семье: как приобщить к труду?

Всех родителей интересует, какие могут быть и должны быть обязанности у ребенка в семье. По мере взросления, дети, так или иначе, приобщаются к семейному быту и по возможности начинают помогать родителям.

Кто-то любит помогать папе, покрутить отверткой. А кто-то из малышей любит убираться вместе с мамой, выхватывая тряпку для протирания пыли или с радостью хватаясь за пылесос. Даже самые маленькие карапузы любят повозить мочалкой по столу, вытирая капельки от воды со своего детского столика, воображая себя взрослыми и самостоятельными. Так и должно быть, если родители не будут препятствовать этому рвению, детки вырастут самостоятельными, трудолюбивыми и всегда придут вам на помощь.

Мнение психологов и педагогов на этот счет однозначно положительное, потому что труд помогает гармоничному развитию ребенка, его самостоятельности, формированию правильных моральных принципов и лучшей социализации в обществе и любом коллективе. Так, например, в садике или школе, детки научившиеся помогать по дому легко помогают учителям, воспитателям и другим детям. К тому же домашняя работа способствует самодисциплине, помогает научиться человеку, ставить перед собой цели и распоряжаться собственным временем.

К примеру, ребенок, придя домой после школы, знает, что помимо выполнения домашнего задания у него еще есть на сегодня некоторые обязанности по дому. Зная сколько у него времени, займет то или иное занятие, он сможет грамотно спланировать свой день, что бы осталось еще свободное время на игры или на прогулку с друзьями.

Давайте же поразмышляем, какие вообще обязанности могут быть у ребенка. Среди основных и самых распространенных обычно выделяют следующие :

  • помогать родителям в уборке по дому;
  • помогать заботиться о братиках и сестричках(если они есть);
  • заботится о родителях, бабушках и дедушках (если они проживают вместе);
  • стараться самому обслуживать себя;
  • хорошо учится.

Когда приобщать ребенка к семейным обязанностям

На самом деле, чем раньше вы приучите своего кроху помогать по дому, тем лучше. К тому же все малыши любят копировать родителей и все повторять, легко включаются в любой процесс как в игру. Всегда можно найти какое-нибудь легкое поручение даже для самого маленького карапуза. Так он будет с раннего возраста привыкать к мысли, что его помощь приносит пользу, и в будущем постепенно будет становиться еще более самостоятельным, ответственным и уверенным в своей значимости.

Начиная со школьного возраста детей нужно приучать к элементарным навыкам самообслуживания: заправить за собой постель, самостоятельно разогреть обед, отнести свои вещи в стирку и т.д.

Дети старшего школьного возраста вполне могут самостоятельно справиться с уборкой у себя в комнате и выполнять несложные поручения от родителей. Например, сходить в ближайший магазин за хлебом.

Несколько советов для приобщения детей к семейным обязанностям

Чтобы ребенок с радостью шел вам на помощь и выполнял ваши просьбы, уважайте его интересы старайтесь не нарушать права и всегда прислушивайтесь к мнению своего чада.

Давая задание, предоставляйте выбор. Пусть ребенок сам решит, какая работа ему больше по душе и в чем он готов предоставить свою помощь. Так он не будет перегружен домашними обязанностями и с удовольствием поможет вам в следующий раз.

Обговорите заранее сроки, в течение которых задание должно быть выполнено. Договоритесь когда именно нужно его сделать, например после того как ребенок поиграет, он должен собрать игрушки. Не давайте слишком много времени на выполнение, иначе заигравшись или забыв про задание, малыш может не выполнить его совсем.

Предлагайте различные кратковременные поручения, а не одно длительное. Одно и то же монотонное занятие быстро наскучит ребенку, и он откажется его делать в следующий раз.

Будьте разумны в количествах заданий, не перегружайте детей своими делами по дому. Как только ребенок поймет, что его эксплуатируют, тут же найдет причину ничего не делать.

Дети всегда следуют примеру родителей, поэтому если вы сами не способны поддерживать чистоту в доме на нужном уровне, не ждите особого рвения и от детей.

Когда ребенок сам хочет вам помочь, старайтесь не отказывать, даже если сейчас нет времени объяснять, как и что нужно делать. Ведь постоянно отвергая его порывы, вы развиваете в нем уверенность, что его помощь никому не нужна. А в будущем будет сложно наверстать упущенное и приобщить его к семейным обязанностям.

Как правильно распределить обязанности в семье

Соберите семейный совет, например, после ужина, и обсудите обязанности каждого члена семьи в спокойной обстановке. Перечислите все задания и подумайте, кто бы, чем хотел и смог помочь в домашних делах. Не забывайте учитывать возраст всех членов семьи, например, если вы доверяете ребенку вынос мусора, удостоверьтесь, что он сможет его донести и пакет не слишком тяжелый.

Так же при распределении домашних обязанностей, важно чтобы заданий у всех было поровну. К примеру, если сыну выпало задание пропылесосить в квартире, то дочке доверьте протереть пыль или помыть полы.

Для удобства заведите тетрадку, где будут подробно расписаны все обязанности по дому, а так же кто и когда их должен выполнять, составьте график. Так ребенок сам сможет без напоминания следить за тем, что и когда ему следует сделать.

Если дети еще маленькие, то лучшим способом ознакомить их со всеми домашними обязанностями будет личный пример. Покажите, как вы готовите ужин, пусть ребенок поможет помыть овощи или зелень. Вытряхивая коврики, возьмите детей с собой. Даже если они вам сильно не помогут, то хотя бы будут видеть, что у вас много обязанностей по дому. Постепенно у них будет, проявляться желание помочь родителям.

Читайте также:  К какой амортизационной группе относится компьютер: как определить?

Конечно, некоторые родители предпочитают оградить своих детей от домашней работы. Ведь гораздо проще усадить свое чадо смотреть мультики и пойти делать уборку или готовить, чем три часа объяснять и показывать малышу весь порядок действий. Но это не лучший вариант, ведь так ребенок не увидит, сколько сил вы тратите, и весь объем работ, которые вы выполняете по дому. У него создастся впечатление, что все происходит само собой и родители отлично справляются без него.

Старшие братики и сестрички обычно помогают родителям приглядывать и заботиться о младших. Но происходить это должно естественно, только если ребенок сам проявит интерес, и выразит желание поухаживать за младшим. Не стоит специально заставлять и постоянно напоминать ребенку, что он старший и поэтому должен играть с малышом и смотреть за ним. Постепенно он сам осознает, что, так же как и родители несет ответственность за младшего братика или сестренку.

Но иногда бывает очень важно распределить обязанности не только между детьми, но и между собой, т.е. мужем и женой. Подробней смотрите в видео

Что делать если ребенок отказывается выполнять работу по дому?

Прежде всего, не стоит строго наказывать, повышать голос или заставлять «Иди и сделай». Возможно, вы сами упустили драгоценный момент в процессе приобщения малыша в раннем возрасте к труду, а теперь он не видит в этом смысла. Постарайтесь спокойно объяснить ему, что вам тяжело справляться с домашними обязанностями. Объясните ребенку, что без его помощи вам просто не справится. Всегда благодарите даже за самую малейшую и незначительную помощь. А вот чего делать категорически не стоит, так это награждать материально своего ребенка за выполненные задания по дому. Ведь его желание помочь должно быть бескорыстным, от чистого сердца.

Ребёнок и домашние обязанности: грамотное распределение бытовых дел

У каждого члена семьи должны быть свои обязанности – и у ребёнка тоже. Детей наделяют домашними делами не только в целях помощи родителям: выполнение цикличных действий несёт и воспитательные функции.

Но как лучше распределить трудовые обязанности в семье и с какого возраста начинать? Разберёмся вместе.

О детских обязанностях и их функциях

Некоторые родители, безумно любя своё чадо, не хотят его нагружать. Они считают, что детство – короткий период, который нужно посвящать играм и веселью, а убрать, тарелку помыть взрослые и самостоятельно смогут.

Эта точка зрения некорректна: лишая малыша своих личных дел по дому, вы приостанавливаете его личностное становление и осознание собственного «Я».

Взрослые не поручают детям бытовые задачи, желая, чтобы они тратили время на что-то более значимое.

Но научно доказано, что систематическое выполнение домашних дел способствует психологическому и интеллектуальному становлению. А это влияет на самовыражение и выбор карьеры в будущем.

Обязанности детей несут ряд положительных функций:

  1. Приучают к трудолюбию, аккуратности, знакомят со словом «должен».
  2. Учат планированию, постановке целей и выработке навыков, необходимых для их реализации.
  3. Помогают рассчитывать и осознавать собственные цели.
  4. «Приходить» от частного к общему. Чтобы убрать свою комнату, нужно собрать игрушки, заправить кровать, вытереть пыль.
  5. Осваивать способность к самодисциплине. В процессе выполнения работы по дому малыш вдохновляется, организуется и создаёт рабочее настроение.
  6. Учат быть отзывчивым, чутким, заботливым.
  7. Учат осознанию своей необходимости. Каждому ребёнку хочется знать, что он помогает своей семье.

К тому же обязанности ребёнка в семье дают ему представление о жизни и процессах её осуществления. Помогающие родителям дети не вырастут эгоистами, они будут уметь самостоятельно справляться с неудачами, они не станут пассивными наблюдателями, а будут активными деятелями.

Соответствие обязанностей возрасту ребёнка

Прежде чем распределить домашние дела и делегировать часть из них чаду, нужно быть уверенным в возможности их исполнения.

Малыши готовы помогать родителям уже с 2 лет, главное – разумно подобрать для них занятие. Ознакомьтесь со списками обязанностей по дому ребят разных возрастов.

Малыши от 2 до 3 лет

Самым маленьким уж точно по силам:

  • расставлять разбросанные игрушки по местам;
  • мыть руки, чистить зубы;
  • снимать одежду, а некоторую – надевать;
  • ставить на место просмотренную литературу (книжки, журналы);
  • относить посуду (она должна быть изготовлена из небьющегося материала) и столовые приборы в раковину;
  • вытирать за собой грязные следы и пятна на столе, полу, стенах.

Не нужно думать, что двухлетние детки настолько малы, что им нельзя ничего доверить. Они многое понимают и умеют, нужно только чаще давать им возможность практиковать свои навыки.

4-5 летние дети

На этом возрастном этапе ребята способны самостоятельно:

  • расстилать и застилать кровать (пускай в первые разы будет не очень аккуратно, в следующий раз обязательно получится лучше);
  • вытирать пыль;
  • пылесосить;
  • делать попытки мыть посуду;
  • накрывать на стол;
  • участвовать в приготовлении различных блюд;
  • ухаживать за домашним питомцем и кормить его;
  • складывать и убирать одежду в шкаф.

Если вы живёте в частном доме, то активно приобщайте детей к работе в саду и в огороде (им это очень интересно).

6-7-летние ребята

Ознакомившись с умениями самых маленьких карапузов, вам, наверняка, интересно узнать, что должен уметь ребёнок в 6-7 лет. Его навыки и обязанности должны быть намного обширнее:

  • поливать цветы;
  • выгуливать собаку;
  • выносить мусор;
  • самостоятельно складывать свой портфель и делать уроки;
  • пользуясь овощечисткой, помогать вам с приготовлением пищи – чистить овощи, фрукты, нарезать их детским ножиком;
  • подбирать одежду для выхода;
  • гладить предметы гардероба после ознакомления с правилами безопасности;
  • мыть за собой ванну после купания.

В этом возрасте учите юного школьника пользоваться будильником, он может сигнализировать не только о необходимости просыпаться, но и напоминать о времени делать уроки, выходить из дома.

Дети 8-9 лет

В этом возрасте ребята уж точно должны знать, что такое «мои обязанности» и систематически их выполнять.

К их делам по дому относятся:

  • полная уборка в квартире – мытьё полов, вытирание пыли, наведение порядка;
  • сортировка одежды – чистые вещи складываются в шкафу после глажки, а грязные – относятся в корзину для белья;
  • чистка и мытьё своей обуви;
  • носить пакеты с покупками и разбирать сумки после семейного похода в супермаркет;
  • готовить простейшие блюда – яичницу, бутерброды, салат;
  • включать стиральную машину и развешивать постиранные вещи.

Ребята должны быть способны помочь вам с младшими детьми: посидеть с ними, развлечь, покормить.

По мере взросления сложность и характер заданий должны прогрессировать.

Как распределять обязанности грамотно?

Чтобы научить ребёнка участвовать в делах семьи и проявлять инициативу самому, взрослым нужно правильно относиться к своим обязанностям.

Если родители регулярно высказывают недовольство по поводу мытья посуды либо стирки белья, то дети будут делать так же. Зачем им проявлять инициативу к осуществлению неприятного задания?

Хвалите своё чадо за каждое выполненное дело, пусть даже неудачно. Так, малыш будет уверен, что делает что-то значимое для семьи.

Чтобы домашние обязанности крохи не стали рутиной, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Поначалу предлагайте малышу занятия, к которым он сам проявляет интерес.
  2. Позволяйте ребёнку иногда меняться бытовыми задачами. Это расширит детскую компетентность и сплотит семейный коллектив.
  3. Пусть чадо самостоятельно приобретает средства для выполнения его работы (средство для мытья посуды, порошок). Так, малыш будет уверен в том, что ему доверяют, и станет отвечать за свой выбор (который будет ограничен родительским бюджетом).
  4. Постарайтесь привнести в работу нотку творчества. Если ребёнок готовит, то пускай придумает новое блюдо, если складывает вещи в шкаф – пусть сложит их по цветам.

Разделение домашних задач имеет некоторые особенности. Следует различать постоянные и временные дела.

К первой категории относится мытьё посуды, уборка, готовка, глажка, стирка, ко второй – мытьё окон, поклейка обоев, генеральная уборка. Их выполнение зависит от возраста, возможностей, а очень часто и от желаний чада.

Никогда не делайте за детей то, что они и сами могут сделать.

Если выбор стоит между выполнением школьных заданий и бытовых дел – выбирайте последнее. Ведь ваша цель – воспитать личность, способную к заботе о ближнем, а успешность должна иметь второстепенное значение.

Также следует поручать домашние дела в соответствии с гендерной идентификацией малыша: мальчикам подойдут задания с использованием различной техники, девочкам – хозяйственно-бытовые.

Система напоминаний

Очень часто дети не выполняют поставленные задачи попросту из-за забывчивости. В таком случае родители должны разработать систему напоминаний, используя разнообразные приёмы. Малыш сам может решить, какой ему нравится больше.

  • сделать таблицу с отмеченными на ней бытовыми задачами;
  • наклеить стикеры на холодильник;
  • сделать бумажный цветок с отрывными лепестками – выполнив что-то, малыш прикрепляет лепесток с ответствующей надписью;
  • нарисовать рисунки с изображением конкретных дел.

Привлеките соревновательный момент: у кого больше лепестков, стикеров, рисунков, тот получит приз в конце недели.

Заключение

Не нужно легкомысленно относиться к детским обязанностям по дому. Дети должны ценить свою семью и порядки, которые в ней установлены.

Если вы не хотите собирать 10-летнему ребёнку портфель и застилать за ним постель, начинайте приучать к работе по дому как можно раньше. Так, дети постепенно научаться себя обслуживать и станут самостоятельными в полной мере.

Какие обязанности могут быть у детей в семье

В современном изменяющемся обществе де­ти должны стать «партнерами» для родителей и учителей. В выполнении этой нелегкой задачи мо­жет помочь многое: взаимное уважение; согласо­вание взглядов; принятие решений сообща; со­вместная договоренность о целях, правилах или ограничениях; предоставление определенных прав и привилегий.

Принятие на себя обязанностей может возвы­сить человека как в собственных глазах, так и в восприятии других людей. По мере того как ребе­нок начинает понимать преимущества сотрудни­чества, он начинает воспринимать себя как чело­века, способного оказать помощь другим людям. Лучше всего, когда развитие этой стороны личнос­ти ребенка происходит эволюционным путем, т.е. когда ребенок становится полезным и нужным в раннем возрасте и от него ожидают, что со време­нем он станет еще более самостоятельным и неза­висимым.
Основываясь на собственном опыте и жизнен­ных ситуациях, взрослые могут придумать множе­ство самых разных заданий, выполняя которые ре­бенок будет вносить свой посильный вклад в об­щее дело. Родители и учителя, которые понимают, что ребенка надо привлечь к выполнению каких-то обязанностей, иногда пребывают в растерян­ности, не зная, что им делать и чего следует ожи­дать. Цель статьи — помочь им справиться с этой задачей.

Приучать ребенка к выполнению обязан­ностей надо постепенно. Вначале установите до­верительные отношения, затем в ходе дружеской беседы взрослый и ребенок могут сообща опреде­лить то занятие, которое станет вкладом ребенка в общесемейное дело.

При распределении обязанностей взрослому следует помнить о следующих принципах:
У детей должны быть не только обязанности, но и права. Если эти права сознательно или под воздействием сиюминутного настроения наруша­ются взрослым, то у ребенка это может вызвать чувство подавленности и мстительности, и он бу­дет сопротивляться любым усилиям привлечь его к сотрудничеству.

Следует проинструктировать детей обо всех видах работ, которые надо выполнить. После то­го как с помощью взрослых они выберут какую-то работу, нужно установить критерии ее качества и по ним уже оценивать выполненную работу вмес­те с детьми. Дайте ребенку возможность выбрать ту работу, которую ему хотелось бы делать. (Аль­тернатива «ничего не делать» не рассматривает­ся.) После этого он должен следовать своему вы­бору или наступает логическое последствие отказа.

При невыполнении работы должно насту­пить логическое последствие. Заранее обсудите последствия, наступающие при невыполнении по­ручения.Установите соответствующие сроки выпол­нения задания. У ребенка будет больше желания справиться с заданием, если он будет участвовать в принятии этих сроков.

Меняйте поручения. Выполнение одного и того же задания может очень легко наскучить ре­бенку. Детям нравится делать новую или необыч­ную работу.

Опирайтесь на здравый смысл при выборе количества дел, поручаемых ребенку. Если он по­считает, что его используют, то может начать «си­дячую забастовку».

Помните, что вы являетесь образцом для ва­шего ребенка. Не ждите от него аккуратности и по­рядка, если сами не способны их поддерживать.

Проверьте ваши критерии. Возможно, вы стремитесь к совершенству при уходе за вашим домом или классной комнатой, или испытываете дискомфорт при малейшем отклонении от заве­денного порядка, или вы слишком озабочены тем, что могут подумать другие люди.

Научитесь воспринимать дом или классную комнату просто как место для работы и общения членов семьи или класса, а не как отражение ва­шей персональной значимости.

Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

Читайте также:  Как проверить купюру 5000 на подлинность - руками, под ультрафиолетом, по номеру, признаки подлинности

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

  • Собрать и положить игрушки в соответству­ющее место.
  • Положить книги и журналы на полку.
  • Отнести салфетки, тарелки и столовые при­боры на стол.
  • Убрать за собой оставшиеся после еды крошки. Очистить свое место за столом.
  • Простые гигиенические процедуры: почис­тить зубы, помыть и вытереть руки и лицо, приче­саться.
  • Самому раздеться, с некоторой помощью одеться.
  • Вытереть за собой следы «детской неожи­данности».
  • Перенести упаковку с продуктами или ба­ночку с консервами из пакета до нужной полочки. Убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

  • Сервировать стол, в том числе хорошими та­релками (с некоторой помощью).
  • Помочь убрать бакалейные товары.
  • Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров.
  • По расписанию кормить домашних живот­ных. Помогать прибирать в саду и во дворе.
  • Помогать расстилать и убирать постель.
  • Помогать мыть посуду или загружать посу­домоечную машину (с некоторой помощью). Про­тирать пыль с мебели. Намазывать масло на хлеб. Готовить холодные завтраки (хлопья и т.п.).
  • Помогать накладывать еду в тарелки на се­мейных обедах.
  • Помогать приготовить простой десерт (по­ложить украшение на кекс, залить сверху мороже­ное джемом и т.п.).
  • Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости).
  • Доставать из почтового ящика почту.
  • Сообщать родителям, когда выходит из до­ма поиграть, где будет находиться.
  • Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного с их стороны внима­ния.
  • Развешивать носки, носовые платки на не­высоко подвешенной бельевой веревке.
  • Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

  • Помогать планировать приготовление пищи и закупку бакалейных товаров.
  • Самому приготовить бутерброд или простой завтрак и убрать за собой.
  • Самостоятельно наливать себе питье. Серви­ровать обеденный стол. Нарвать салата-латука.
  • Добавлять, согласно рецепту, некоторые ин­гредиенты.
  • Расстилать и убирать постель и убирать ком­нату.
  • Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.
  • Чистить раковину, туалет и ванную.
  • Чистить зеркала, если они низко располо­жены.
  • Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу белое белье, в другую — цветное.
  • Складывать чистое белье и убирать его.
  • Отвечать на телефонные звонки.
  • Помогать по уходу за двором.
  • Оплачивать мелкие покупки.
  • Помогать мыть машину.
  • Помогать выносить мусор.
  • Самостоятельно решать, как потратить свою часть семейных денег, предназначенных для раз­влечений. Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.
  • Самостоятельно завязывать шнур­ки на своей обуви.

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (1-й класс)

  • Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или одежду, соответствующую конкретно­му случаю.
  • Пылесосить коврики.
  • Поливать цветы и растения.
  • Чистить овощи.
  • Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).
  • Собирать свой школьный завтрак.
  • Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
  • Вешать свою одежду в платяной шкаф.
  • Собирать дрова для камина, костра.
  • Собирать граблями листья и полоть сорняки.
  • Прогуливать домашних животных.
  • Завязывать шнурки на своей обуви.
  • Нести ответственность за свои мелкие раны.
  • Содержать в чистоте мусорный контейнер.
  • Помогать чистить салон автомобиля.
  • Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.
  • Накрывать (сервировать) стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (2-й класс)

  • Смазывать велосипед и ухаживать за ним. Запирать его в соответствующем месте, когда он не используется.
  • Принимать телефонные сообщения и запи­сывать их.
  • Мыть внутренний двор.
  • Быть на посылках у родителей.
  • Поливать лужайку.
  • Следить за велосипедом и иными игрушками или снаряжением, находящимся во дворе.
  • Мыть собаку или кошку.
  • Тренировать домашних животных.
  • Нести пакеты с продуктами.
  • Самостоятельно без напоминания вставать по утрам и ложиться спать вечером.
  • Быть вежливым, учтивым и уважительным с другими.
  • Самостоятельно носить в школу деньги на завтрак.
  • Оставлять после себя ванную в надлежащем виде, вешать чистые полотенца.
  • Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми- и девятилетнего ребенка (3-й класс)

  • Правильно складывать салфетки и раскла­дывать столовые приборы. Мыть или натирать пол.
  • Помогать переставлять мебель; помогать планировать расстановку мебели. Самостоятель­но наполнять себе ванну. Помогать другим (если они попросят) в работе. Наводить порядок в сво­их шкафах и ящиках. Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.
  • Менять без напоминания грязную школьную одежду на чистую.
  • Складывать одеяла. Пришивать пуговицы. Зашивать распоровшиеся швы. Чистить кладовку.
  • Убирать за животными во дворе или в доме. Начинать знакомиться с рецептами по приготов­лению простых блюд и учиться их готовить. Сре­зать цветы и готовить вазу для цветов. Собирать фрукты с деревьев.
  • Разжигать костер; готовить все необходи­мое для приготовления пищи на костре (древес­ный уголь, еду).
  • Красить забор или полки.
  • Писать простые письма.
  • Писать благодарственные открытки.
  • Помогать размораживать и мыть холодиль­ник.
  • Кормить ребенка.
  • Купать младших сестер или братьев. Поли­ровать столовое серебро, медь или бронзу.
  • Чистить обстановку внутреннего двора. По­лировать мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (4-й класс)

  • Менять постельное белье и складывать гряз­ное белье в корзину.
  • Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
  • Отмерять стиральный порошок и отбелива­тель.
  • Покупать продукты по списку.
  • Самостоятельно переходить улицу.
  • Самостоятельно приходить на назначенные встречи (к зубному врачу, в школу и т.д., если это находится на расстоянии поездки велоси­педом).
  • Печь печенье из полуфабриката в коробках.
  • Готовить еду на семью.
  • Получать свою почту и отвечать на нее.
  • Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам. Ходить в гости.
  • Планировать свой день рождения и другие вечеринки. Быть в состоянии оказать простую пер­вую помощь. Мыть семейный автомобиль. Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (5-й класс)

  • Самостоятельно зарабатывать деньги (на­пример, сидеть с детьми).
  • Не бояться одному оставаться дома.
  • Ответственно распоряжаться некоторым ко­личеством денег.
  • Уметь ездить на городском автобусе.
  • Ответственно относиться к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка (б-й класс)

  • Быть в состоянии взять на себя обязаннос­ти лидера вне дома.
  • Помогать уложить спать маленьких братьев или сестер.
  • Чистить бассейн и близлежащую к нему тер­риторию.
  • Самостоятельно выполнять свои дела. Ко­сить лужайку.
  • Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.
  • Чистить плиту и духовку.
  • Самостоятельно распределять время для учебных занятий.
  • Отвечать за доставку прессы.

Домашние обязанности учеников старших классов

  • В школьные дни отход ко сну в определен­ное время (по взаимному согласованию детей и родителей).
  • Принимать на себя ответственность за при­готовление пищи для семьи.
  • Принимать на себя ответственность за при­готовление пищи для семьи.
  • Иметь представление о здоровом образе жизни: есть здоровую пищу, поддерживать пра­вильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
  • Предвидеть потребности других и предпри­нимать соответствующие действия.
  • Иметь реалистические представления о воз­можностях и пределах возможностей.
  • Последовательно выполнять принятые ре­шения.
  • Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
  • По возможности зарабатывать немного денег.

По материалам: Грюнвальд Б., Макаби Г. Консультирование семьи. М.: Когито-Центр, 2004.
Журнал “Многодетная семья” №4/2009

Обязанности детей в семье

Дорогие родители, хочу поднять тему домашние обязанности детей! В наше современное время в гонке за успехом, когда акцент в воспитании детей ставится на их развитие, мы забываем о наипростейших навыках самообслуживания и помощи в домашних ежедневных бытовых делах. Нашим детям понадобится не только супер эффективность на работе, но и вести «домашнее хозяйство». С разделением обязанностей присваивается ответственность, появляется уважение и много другое.

Выкладываю «Приложение» посвященное этой теме из книги Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. «Консультирование семьи».

Отмечу, что автор американский, не все примеры можно приложить к русской действительности. Список обязанностей больше для опоры, для сверки с реальностью. А то иногда бывает, что семилетний ребенок не делает то, что может делать уже в 3-4 года, или наоборот.

П р и л о ж е н и е.
РАЗДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ
В современном изменяющемся обществе дети должны стать партнерами для родителей и учителей. В выполнении этой нелегкой задачи может помочь многое: взаимное уважение; согласование взглядов; принятие решений сообща; совместная договоренность о целях, правилах или ограничениях; предоставление определенных прав и привилегий. Принятие на себя обязанностей может возвысить человека, как в собственных глазах, так и в восприятии других людей. По мере того как ребенок начинает понимать преимущества сотрудничества, он начинает воспринимать себя как человека, способного оказать помощь другим людям. Лучше всего, когда развитие этой стороны личности ребенка происходит эволюционным путем, то есть когда ребенок становится полезными нужным в раннем возрасте, и от него ожидают, что со временем он станет еще более самостоятельным и независимым. Основываясь на собственном опыте и жизненных ситуациях, взрослые могут придумать множество самых разных заданий, выполняя которые ребенок будет вносить свой посильный вклад в общее дело. Родители и учителя, которые понимают, что ребенка надо привлечь к выполнению каких-то обязанностей, иногда пребывают в растерянности, не зная, что им делать и чего следует ожидать. Цель излагаемого далее материала — помочь им справиться с этой задачей. Приучать ребенка к выполнению обязанностей надо постепенно. Вначале установите доверительные отношения, затем в ходе дружеской беседе взрослый и ребенок могут сообща определить то занятие, которое станет вкладом ребенка в общесемейное дело.

При распределении обязанностей взрослому следует помнить о следующих принципах:

У детей должны быть не только обязанности, но и права. Если эти права сознательно или под воздействием сиюминутного настроения нарушаются взрослым, то у ребенка это может вызвать чувство подавленности и мстительности, и он будет сопротивляться любым усилиям привлечь его к сотрудничеству.

Следует проинструктировать детей о всех видах работ, которые надо выполнить. После того как с помощью взрослых они выберут какую-то работу, нужно установить критерии ее качества и по ним уже оценивать выполненную работу вместе с детьми. Дайте ребенку возможность выбрать ту работу, которую ему хотелось бы делать. (Альтернатива ничегоне делать не рассматривается). После этого он должен следовать своему выбору или наступает логическое последствие отказа.

При невыполнении работы должно наступить логическое последствие. Заранее обсудите последствия, наступающие при невыполнении поручения.

Установите соответствующие сроки выполнения задания. У ребенка будет больше желания справиться с заданием, если он будет участвовать в принятии этих сроков. Меняйте поручения. Выполнение одного и того же задания может очень легко наскучить ребенку. Детям нравится делать новую или необычную работу.

Опирайтесь на здравый смысл при выборе количества дел, поручаемых ребенку. Если он посчитает, что его используют, то может начать ≪сидячую забастовку≫.

Помните, что вы являетесь образцом для вашего ребенка. Не ждите от него аккуратности и порядка, если сами, не способны их поддерживать.

Проверьте ваши критерии. Возможно, вы стремитесь к совершенству при уходе за вашим домом или классной комнатой, или испытываете дискомфорт при малейшем отклонении от заведенного порядка, или вы слишком озабочены тем, что могут подумать другие люди. Научитесь воспринимать дом или классную комнату просто как место для работы и общения членов семьи или класса, а не как отражение вашей персональной значимости.

Никогда, за исключением крайних случаев, не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.

Домашние обязанности трехлетнего ребенка

Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
Положить книги и журналы на полку.
Отнести салфетки, тарелки и столовые приборы
на стол.
Убрать за собой оставшиеся после еды крошки.
Очистить свое место за столом.
Простые гигиенические процедуры: почистить зубы,
помыть и вытереть руки и лицо, причесаться.
Самому раздеться — с некоторой помощью одеться.
Вытереть за собой следы ≪детской неожиданности≫.
Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки.
Убрать вещи на нижнюю полку.

Домашние обязанности четырехлетнего ребенка

Сервировать стол, в том числе хорошими тарелками (с некоторой помощью).
Помочь убрать бакалейные товары.
Под тщательным наблюдением помогать с покупками бакалейных товаров.
По расписанию кормить домашних животных.
Помогать прибирать в саду и во дворе.
Помогать расстилать и убирать постель.
Помогать мыть посуду или загружать посудомоечную машину (с некоторой помощью).
Протирать пыль с мебели.
Намазывать масло на хлеб.
Готовить холодные завтраки (хлопья и т. п.).
Помогать накладывать еду в тарелки на семейных обедах.
Помогать приготовить простой десерт (положить украшение на кекс, залить сверху мороженое джемом и т. п.).
Делиться с друзьями игрушками (практика вежливости).
Доставать из почтового ящика почту.
Сообщать родителям, когда выходит из дома поиграть, где будет находиться.
Играть в доме без постоянного наблюдения взрослых и без постоянного с их стороны внимания.
Развешивать носки, носовые платки на невысоко подвешенной бельевой веревке.
Помогать складывать полотенца.

Домашние обязанности пятилетнего ребенка

Помогать планировать приготовление пищи и закупку
бакалейных товаров.
Самому приготовить бутерброд или простой завтрак
и убрать за собой.
Самостоятельно наливать себе питье.
Сервировать обеденный стол.
Нарвать салата-латука.
Добавлять согласно рецепту некоторые ингредиенты.
Расстилать и убирать постель и убирать комнату.
Самостоятельно одеваться и прибирать одежду.
Чистить раковину, туалет и ванную.
Чистить зеркала, если они низко расположены.
Сортировать белье для стирки. Складывать в одну кучу
белое белье, в другую — цветное.
Складывать чистое белье и убирать его.
Отвечать на телефонные звонки.
Помогать по уходу за двором.
Оплачивать мелкие покупки.
Помогать мыть машину.
Помогать выносить мусор.
Самостоятельно решать, как потратить свою часть
семейных денег, предназначенных для развлечений.
Кормить своего домашнего питомца и убирать за ним.
Самостоятельно завязывать шнурки на своей обуви.

Читайте также:  Продажа конфискованного имущества судебными приставами: аукцион, торги, росимущество, официальный сайт

Домашние обязанности шестилетнего ребенка (первый класс)

Самостоятельно подбирать себе одежду по погоде или
одежду, соответствующую конкретному случаю.
Пылесосить коврики.
Поливать цветы и растения.
Чистить овощи.
Готовить простую в приготовлении пищу (хот-доги, вареные яйца, тосты).
Собирать свой школьный завтрак.
Помогать развешивать белье на бельевую веревку.
Вешать свою одежду в платяной шкаф.
Собирать дрова для камина, костра.
Собирать граблями листья и полоть сорняки.
Прогуливать домашних животных.
Завязывать шнурки на своей обуви.
Нести ответственность за свои мелкие раны.
Содержать в чистоте мусорный контейнер.
Помогать чистить салон автомобиля.
Приводить в порядок или чистить ящик для столовых приборов.
Накрывать (сервировать) стол.

Домашние обязанности семилетнего ребенка (второй класс)

Смазывать велосипед и ухаживать за ним. Запирать его в соответствующем месте, когда он не используется.
Принимать телефонные сообщения и записывать их.
Мыть внутренний двор.
Быть на посылках у родителей.
Поливать лужайку.
Следить за велосипедом и иными игрушками или снаряжением, находящимся во дворе.
Мыть собаку или кошку.
Тренировать домашних животных.
Нести пакеты с продуктами.
Самостоятельно без напоминания вставать по утрам и ложиться спать вечером.
Быть вежливым, учтивым и уважительным с другими.
Самостоятельно носить в школу деньги на завтрак.
Оставлять после себя ванную в надлежащем виде, вешать чистые полотенца.
Гладить простые вещи.

Домашние обязанности восьми и девятилетнего ребенка (третий класс)

Правильно складывать салфетки и раскладывать столовые приборы.
Мыть или натирать пол.
Помогать переставлять мебель; помогать планировать расстановку мебели.
Самостоятельно наполнять себе ванну.
Помогать другим (если они попросят) в работе.
Наводить порядок в своих шкафах и ящиках.
Покупать себе одежду и обувь с помощью родителей, выбирать одежду и обувь.
Менять без напоминания грязную школьную одежду на чистую.
Складывать одеяла.
Пришивать пуговицы.
Зашивать распоровшиеся швы.
Чистить кладовку.
Убирать за животными во дворе или в доме.
Начинать знакомиться с рецептами по приготовлению простых блюд и учиться их готовить.
Срезать цветы и готовить вазу для цветов.
Собирать фрукты с деревьев.
Разжигать костер; готовить все необходимое для приготовления пищи на костре (древесный уголь, еду).
Красить забор или полки.
Писать простые письма.
Писать благодарственные открытки.
Помогать размораживать и мыть холодильник.
Кормить ребенка.
Купать младших сестер или братьев.
Полировать столовое серебро, медь или бронзу.
Чистить обстановку внутреннего двора.
Полировать мебель в гостиной.

Домашние обязанности девяти- и десятилетнего ребенка (четвертый класс)

Менять постельное белье и складывать грязное белье в корзину.
Уметь обращаться со стиральной машиной и сушилкой.
Отмерять стиральный порошок и отбеливатель.
Покупать продукты по списку.
Самостоятельно переходить улицу.
Самостоятельно приходить на назначенные встречи (к зубному врачу, в школу и т. д., если это находится.
на расстоянии поездки велосипедом).
Печь печенье из полуфабриката в коробках.
Готовить еду на семью.
Получать свою почту и отвечать на нее.
Готовить чай, кофе или сок, разливать по чашкам.
Ходить в гости.
Планировать свой день рождения и другие вечеринки.
Быть в состоянии оказать простую первую помощь.
Мыть семейный автомобиль.
Учиться бережливости и экономии.

Домашние обязанности десяти- и одиннадцатилетнего ребенка (пятый класс).

Самостоятельно зарабатывать деньги (например, сидеть с детьми).
Не бояться одному оставаться дома.
Ответственно распоряжаться некоторым количеством денег.
Уметь ездить на городском автобусе.
Ответственно относиться к личному хобби.

Домашние обязанности одиннадцати- и двенадцатилетнего ребенка
(шестой класс)

Быть в состоянии взять на себя обязанности лидера вне дома.
Помогать уложить спать маленьких братьев или сестер.
Чистить бассейн и близлежащую к нему территорию.
Самостоятельно выполнять свои дела.
Косить лужайку.
Помогать отцу в строительстве, поделках и выполнении домашних дел.
Чистить плиту и духовку.
Самостоятельно распределять время для учебных занятий.
Отвечать за доставку прессы.

Домашние обязанности учеников старших классов

В школьные дни отход ко сну в определенное время (по взаимному согласованию детей и родителей).
Принимать на себя ответственность за приготовление пищи для семьи.
Иметь представление о здоровом образе жизни: есть , здоровую пищу, поддерживать правильный вес, регулярно проходить медицинский осмотр.
Предвидеть потребности других и предпринимать соответствующие действия.
Иметь реалистические представления о возможностяхи пределах возможностей.
Последовательно выполнять принятые решения.
Проявлять взаимное уважение, преданность и честность во всех отношениях.
По возможности зарабатывать немного денег.

Какие права и обязанности у ребенка в семье

Законодательством установлено, все граждане имеют равные права и обязанности. Не играет роли возраст человека или национальность.

Неважно, в какой семье воспитывается несовершеннолетнее лицо: приемной либо родной, с момента появления на свет он уже имеет права.

Пока малыш маленький, соблюдать их должен родитель или иное лицо, его опекаемое. Ведь ребенок не может самостоятельно правильно сформулировать мысль либо личное мнение.

Когда малыш только появляется на свет, у него нет обязательств. Мать и отец делают все для малыша сами. С возрастом, на ребенка ложится ответственность. Ежегодно список с пометкой «должен» увеличивается.

Дорогие читатели! В наших статьях мы рассматриваем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай носит индивидуальный характер. Если вы хотите узнать как решить именно Вашу проблему – обращайтесь через форму онлайн-консультанта справа или звоните нам по телефонам:

+7 (499) 110-33-98 Москва, Московская область
+7 (812) 407-22-74 Санкт-Петербург, Ленинградская область
+7 (800) 600-36-17 Остальные регионы
Онлайн-консультант>>
Это быстро и бесплатно!

Чтобы не ошибаться в существующих правах и обязанностях ребенка в семье, требуется внимательно изучить законодательство и стараться его придерживаться.

Государство стоит на защите прав лиц, не достигших совершеннолетия, поэтому при ущемлении их интересов виновное лицо будет наказано.

Права детей по отношению к родителям

Семейный Кодекс содержит несколько статей, освящающих тему права ребенка дома.

Каждому человеку рекомендуется изучить этот документ и установить, какие права имеют дети.

Рассмотрим основные статьи, регламентирующие права ребенка в семье.

Право жить и воспитываться в семье

Малыш имеет законное право получать заботу и внимание со стороны близких людей, а также жить с ними. Несовершеннолетнее лицо вправе претендовать на уважение, а также возможность развития личности.

Когда у малыша нет матери и отца, либо они лишены своего права, отвечают за воспитание и интересы несовершеннолетних граждан органы опеки. Определение такого малыша в любую организацию либо под опеку осуществляется только с согласия этой инстанции.

Право на общение с родителями и другими близкими людьми

Несовершеннолетнее лицо вправе общаться со всеми членами своего семейства. Даже возможный распад ячейки общества не может препятствовать этому.

Мужчина и женщина, разводясь, зачастую грешат тем, что запрещают отпрыску общаться с иным близким родственником. Подобные действия противоречат желаниям малыша, а также закону.

Запретить возможность видеться с родственниками вправе только суд после процедуры лишения прав.

Право на защиту

До момента наступления совершеннолетия детям требуется защита. Обычно этим занимаются мама, либо папа.

Если какая-то организация обнаружит, что здоровье малыша находятся под угрозой, об этом сообщается в орган опеки. Сделать это могут сотрудники образовательного учреждения или даже просто соседи. Далее эта инстанция принимает меры по защите малыша.

Право выражать мнение

Отпрыск вправе озвучить желание, относительно личных интересов. Это право распространено именно на мнение относительно личных интересов. Например, в каком образовательном учреждении ему учиться.

Право на ФИО

Оно присутствует у любого человека. При этом, когда мужчина с женщиной не могут договориться об имени, к делу привлекаются органы опеки.

Отчество и фамилия дается несовершеннолетнему лицу на основании свидетельства о браке.

Если мужчина и женщина не зарегистрированы, мать может требовать процедуры установления отцовства или оставить графу отца пустой. При этом фамилия указывается обязательно матери. Отчество со слов женщины.

Изменение имени или фамилии

Когда один родитель решает изменить фамилию малышу, решение вопроса проходит с согласия органов опеки и учетом желания второго родителя. Не требуется мнение второго родителя, когда он:

  • недееспособное лицо;
  • лишен родительских прав;
  • без вести пропал;
  • уклоняется от участия в жизни малыша.

Требуется спросить согласия отпрыска на изменение фамилии, если ему исполнилось десять лет. С этого возраста закон дает детям право голоса.

Имущественные права

Малыш вправе получать содержание от родителей либо государства. Социальные деньги переводятся на банковский счет родителей. Отпрыск вправе претендовать на получение дохода, а так же использовать имущество.

Подробно изучив закон, можно понять, что несовершеннолетнее лицо имеет равные права со взрослым человека. При их ущемлении родитель может быть привлечен к ответственности.

Обязанности не достигших совершеннолетия лиц

У взрослых людей существует множество обязанностей. К примеру, платить налоги, служить в армии, уважать государство. Обязанности детей дома появляются не с момента рождения, а постепенно. В основном они основываются на нормах морали.

Первое и главное, что требуется от детей, это учиться. Ведь образование в России, обязательно для всех в возрасте от шести до семнадцати лет. Уже потом, человек вправе выбирать, учиться ему дальше или нет. Мать и отец малыша обязаны, обеспечить ему должное образование.

Обязанностей ребёнка в семье по закону РФ намного меньше, чем прав. Рассмотрим их ниже.

Получение основного образования. При этом обязанность об его организации лежит на плечах матери и отца. Несовершеннолетний гражданин должен соблюдать рамки и правила поведения в различных учебных заведениях.

Дети должны исполнять все возложенные профильными лицами обязанности. Обычно это выражается:

  • условиями действующего контракта;
  • правилами образовательного учреждения;
  • трудовым законодательством.

Еще одна обязанность лица, не достигшего восемнадцати лет, заключается в соблюдении устава образовательного заведения.

Мальчики определенного возраста должны встать на воинский учет.

По достижении совершеннолетия дети приобретают обязанность по содержанию своих родителей.

Несовершеннолетние лица могут привлекаться не только к административной, но и уголовной ответственности. При этом, незнание закона не освобождает от нее.

Уголовной ответственности подлежат дети:

  • с шестнадцатилетнего возраста;
  • по тяжким преступлениям с 14 лет.

Информацию о существующей ответственности до несовершеннолетних лиц доносят родители и педагоги образовательных учреждений. Кроме обязанностей по закону, ребенку требуется обозначить дела по дому. Это поможет воспитать его ответственным человеком. Примерные обязанности детей в семье:

  • соблюдение стандартных правил гигиены;
  • уважение старших;
  • бережное отношение к имуществу;
  • участие в решении семейных проблем;
  • обязанности ребенка по дому;
  • забота о близких.

Только воспитывая в детях хорошие качества, можно вырастить ответственного человека. Поэтому рекомендуется устанавливать домашние обязанности ребенка в каждой семье. Но, делать это нужно правильно, не ущемляют их права.

Защита от неправомерных действий родителей

Не всегда мать и отец ведут себя адекватно по отношению к своим отпрыскам. Несмотря на права и обязанности ребенка дома, некоторые считают, допустимым избивать их в целях воспитания и осуществлять моральное давление. Поэтому законодательством утверждено право на защиту детей.

Неправомерными действиями считается не только угнетение и избиение детей, но и неисполнение обязанностей по отношению к ним.

Лицо, не достигшее совершеннолетия вправе самостоятельно жаловаться в следующие инстанции:

  • органы опеки;
  • социальному педагогу школы;
  • приют;
  • центр экстренной психологической помощи.

Также заявление о факте неправомерных действий будет принято органом опеки и от сторонних лиц. К примеру, позвонить в эту инстанцию вправе педагог, если обнаружит побои на теле малыша.

Также сигнал дать могут соседи, наблюдающие за жизнью семьи. В вышестоящих инстанциях несовершеннолетнее лицо должны выслушать и принять соответствующие меры.

Когда мать и отец ненадлежащим образом исполняют обязанности, это приводит к санкциям. Их характер очень различный, в зависимости от ситуации. В целом все меры ответственности делят на следующие категории:

  • ограничение в родительских правах;
  • лишение права родителя.

Конечно, самой серьезной мерой ответственности считается лишение права. Но, сделать это допускается только с помощью с судебной инстанции по исковому заявлению.

Заключение

Мало кто задумывается, какие права у ребенка в семье. Все несовершеннолетние дети имеют их. Но, так же у несовершеннолетних лиц есть и обязанности, которых значительно меньше. Главное, что должны делать дети, это учиться. Но, даже это они делают с помощью матери и отца.

Какие обязанности выполняет ребенок в семье, во многом зависит от родителей. Каждый отпрыск, вправе выразить мнение относительно своих интересов. Также закон регламентирует права детей жить и воспитываться в семье.

При этом неважно в родном или приемном семействе он живет. Ущемление прав и достоинства несовершеннолетних лиц серьезно карается законом.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Ссылка на основную публикацию