Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО: структура и коды

Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Аббревиатура ОКСО расшифровывается как общероссийский классификатор специальностей в сфере образования.

ОКСО – это набор кодов, названий предметов и характеристика их вспомогательных признаков, обозначенных в единой таблице.

Классификатор специальностей необходим для обмена информацией между государственными органами, отвечающими за подготовку специализированных кадров во всех областях трудовой деятельности (производство, экономика, медицина и другие).

Другими словами, производится мониторинг рынка труда, следствием которого является снижение уровня безработицы в стране.

Объекты классификации ОКСО

К объектам ОКСО относятся профессии высшего и средне-специального образования.

Профессия в этом случае обозначает навыки, умения, знания, полученные во время обучения в колледжах, институтах и других учебных заведениях, в тот момент, когда подготовленные кадры становятся способными к самостоятельному урегулированию возможных проблем и разрешению задач.

Структура и коды в ОКСО

ОКСО – это сборник кодовых обозначений предметов классификации, их обозначений и вспомогательных свойств.
Существует 3 блока структурного изображения предмета:

  • название;
  • аутентификация;
  • вспомогательные классификационные свойства.

В свою очередь, аутентификационный блок основан на иерархическом способе классификации и градационном способе кодировки.

Иерархическая классификация является трехуровневой:

  • профессия;
  • профессиональная ориентация;
  • укрупненные классы ориентации и профессий.

Кодовое определение состоит из 6 цифр:

  • первые 2 цифры – это укрупненные классы;
  • третья и четвертая – профессиональная ориентация;
  • пятая и шестая цифры обозначают профессию.

№ Кодовое обозначение Название профессии Квалификация

Код Название

  • 160000 Авиационная и ракетно-космическая техника;
  • 220000 Автоматика и управление;
  • 270000 Архитектура и строительство;
  • 280000 Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды;
  • 25000 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов;
  • 120000 Геодезия и землеустройство;
  • 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых;
  • 030000 Гуманитарные науки;
  • 020000 Естественные науки;
  • 060000 Здравоохранение;
  • 230000 Информатика и вычислительная техника;
  • 090000 Информационная безопасность;
  • 070000 Культура и искусство;
  • 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка;
  • 180000 Морская техника;
  • 050000 Образование и педагогика;
  • 170000 Оружие и системы вооружения;
  • 200000 Приборостроение и оптотехника;
  • 110000 Сельское и рыбное хозяйство;
  • 040000 Социальные науки;
  • 100000 Сфера обслуживания;
  • 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров;
  • 190000 Транспортные средства;
  • 010000 Физико-математические науки;
  • 240000 Химическая и биотехнологии;
  • 080000 Экономика и управление;
  • 210000 Электронная техника, радиотехника и связь;
  • 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника.

Среднее профессиональное образование

Средним профессиональным образованием принято называть уровень знаний, получаемых в процессе обучения в колледжах, техникумах или на базе некоторых университетов.Этот тип обучения направлен на получение практических навыков рабочих специальностей.

Для ряда профессий получение средне-профессионального образования является высшей ступенью обучения. К таким специальностям относятся – артисты цирка и балета, некоторые другие профессии художественного профиля.

Обучение проводится на базе 9 и 11 классов, продолжительность зависит от выбранной специальности и количества оконченных классов.

В ряде случаев этот вид образования является предпочтительнее:

  • предъявляемые требования к абитуриентам меньше, чем при поступлении в высшие учебные учреждения;
  • бюджетных мест предоставляется достаточно много;
  • среднее образование в первую очередь нацелено на получение практических навыков, вследствие чего работодатели отдают предпочтение специалистам этого уровня;
  • еще одним плюсом считается получение нескольких смежных специальностей.

Примеры СПО по общероссийскому классификатору:

  • Бурение нефтяных и газовых скважин – 130504 – получаемая квалификация техник-технолог, возможна углубленная подготовка по данному курсу, в этом случает специальность будет старший техник-технолог. Обучение проходит на базе 9 (среднее общее образование) и 11 классов (среднее полное общее образование).
  • Сестринское дело (060109) – после получения образования выпускнику присваивается квалификация медицинская сестра/медицинский брат. Принимаются абитуриенты, закончившие 9 и 11 классы. Срок обучения составляет 46 календарных месяцев и 34 месяца.
  • Менеджмент (по отраслям) – 080501 – менеджер. Специалист этой отрасли должен решать кадровые и организационные вопросы, к управленческой деятельности.
  • Организация обслуживания в общественном питании (100106) – квалификация менеджер. Срок обучения 2 года и 10 месяцев. Специалист занимается организацией обслуживания в заведениях общественного питания на различных уровнях.

Высшее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование (ВПО) – это высшая образовательная ступень, нацеленная на подготовку руководящих специалистов в любой сфере деятельности. Обучение проводится на базе законченных 11 классов или после получения диплома СПО. В процессе обучения студенты получают в большей степени теоретические знания.

Современная система образования предполагает присвоение выпускникам ученых степеней – бакалавра (4 года обучения) и магистра (после получения «бакалавра» 2 года).

Подготовка части профессионалов по-прежнему осталось на уровне «специалитета». К ним относятся врачи и фармацевты, а также таможенное дело. Срок обучения специалистов составляет в среднем пять лет.

Процесс получения ВПО протекает в нескольких формах:

  • очная форма обучения является классическим методом получения знаний. При этой форме между профессорским составом и обучающимися происходит непосредственный контакт, что приводит к получению более глубокого представления о выбранной профессии и развитию нужных для нее навыков. Этот тип обучения предполагает отрыв от работы;
  • заочное обучение. Эта форма прекрасно сочетает в себе положительные стороны очного образования и самостоятельных занятий. В первую очередь заочное обучение подходит работающим людям, которым необходимо повышение квалификации, так как она не предусматривает отрыва от производственной деятельности. Из минусов же стоит отметить необходимость усвоения большого количества нового материала за короткий промежуток времени, кроме того, срок обучения по сравнению с очным образованием увеличивается в среднем на год;
  • дистанционное образование (свободная форма получения знаний) предполагает обучение с помощью компьютера. Как и любой другой тип обучения дистанционное имеет как плюсы, так и отрицательные стороны. Положительными сторонами можно считать дешевизна обучения, возможность заниматься в любое удобное время и комфортной обстановке, не отрываясь от работы. К минусам же относятся недостаток практических навыков, недостаточное развитие коммуникабельности, к тому же нужно иметь сильную мотивацию для освоения большого количества информации самостоятельно и без стороннего контроля.

Примеры ВПО по ОКСО

  • Микроэлектроника и полупроводниковые приборы – 010803 – уровень подготовки специалитет, срок обучения лет. Получаемая квалификация – физик-микроэлектронщик.
  • Востоковедение, африканистика – 030800 – бакалавриат, магистратура. Квалификация выпускников – бакалавр востоковедения, магистр востоковедения. Возможно дальнейшее обучение в аспирантуре. После завершения курса обучения выпускники готовы к научно-исследовательской и преподавательской деятельности.
  • Медицинская кибернетика – 060114 – для высших медицинских учреждений характерен только специалитет. Квалификация – врач-кибернетик. Деятельность специалиста заключается в разработке и внедрении автоматизированных технических систем управления для улучшения качества медобслуживания населения. Продолжительность обучения составляет 6 лет.

Поступление в высшие учебные заведения страны предполагают наличие у абитуриентов аттестата об окончании 11 классов.

Система ОКСО является крайне необходимой при современных экономических отношениях. С ее помощью будущие студенты могут понять какие специальности им необходимо выбрать, чтобы иметь конкурентоспособность на рынке труда.

ОКСО – Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Наименование специальности

Общероссийский классификатор специальностей обеспечивает обмен информацией государственными ведомствами в системе образования, решает задачи в области подготовки необходимых специалистов в производственной или иной сфере, иными словами, в ОКСО учитываются потребности рынка в тех или иных областях деятельности, что в конечном итоге приводит к снижению безработицы.

Среди прочих задач классификатора можно выделить регулирование лицензирования в образовательной сфере, соотношение уровня подготовки специалистов в России с международными стандартами и, конечно, статистический учет, анализ и обработку этих данных для достижения вышеуказанных задач.

Общероссийский классификатор специальностей включает в себя высшее и среднее профессиональное образование, опирается на закон «Об образовании» и разработанные в соответствии с ним списки направлений подготовки кадров, а его ведение регулирует Министерство образования России в тесном сотрудничестве с ВНИИКИ Госстандарта.

Объекты ОКСО

Объектами ОКСО являются специальности среднего и высшего профессионального образования, где за специальность принимают умения, знания, навыки, полученные в ходе обучения в образовательных учреждениях, когда подготовленные специалисты становятся способны решать профессиональные задачи.

Структура и коды в ОКСО

Общероссийский классификатор специальностей – это совокупность кодов, наименований объектов и их дополнительных классификационных признаков, которые сведены в одну таблицу. При этом кодирование (идентификация объекта) имеет трехуровневую систему иерархии, используя для кодировки последовательный метод. Каждый последующий уровень конкретизирует предыдущий, который, в свою очередь, является некоторым обобщением для последующего. Коды ОКСО имеют следующий вид: ХХХХХХ – шесть цифровых значений, где первые два обозначают первый уровень иерархии, 4 и 5 – второй, а последние два – третий. На первом уровне выделяются укрупненные группы специальностей, которым соответствует более обширная предметная область. Она сужается на втором уровне и конкретизируется на третьем, где выделяется сама специальность. При этом в блоке наименования общероссийский классификатор специальностей разделяет названия разных уровней классификации разным шрифтом – полужирным на втором уровне и курсивом на третьем.

Классификационные признаки ОКСО

Дополнительные классификационные признаки включают сведения о квалификации, которая определяет уровень подготовки специалиста. На данном этапе коды ОКСО имеют вид ХХ, т. е. представляют собой два разряда, где первый знак указывает на высшее или среднее профессиональное образование, а второй называет уровень подготовки: бакалавр, специалист или магистр для высшего образования и базовый или повышенный для среднего. Таким образом, если нужно закодировать в ОКСО название квалификации целиком, получается код из 8 знаков вида ХХХХХХХХ (первые шесть для направления подготовки или специальности и 2 для самой квалификации).

ОКСО — Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОК 009-2003)

Общие сведения о классификаторе ОКСО

Наименование на русском языке: Общероссийский классификатор специальностей по образованию
Наименование на английском языке: Russian Classification of Professions by Education
Аббревиатура: ОКСО
Обозначение: ОК 009-2003

Дата введения в действие: 01.01.2004
Основание: Постановление Госстандарта России от 30.09.2003 г. № 276-ст
Предыдущий классификатор: ОКСО ОК 009-93

Дата окончания действия: 01.07.2017
Основание: Приказ Росстандарта от 08.12.2016 г. № 2007-ст
Последующий классификатор: ОКСО ОК 009-2016

Ответственный орган: Минобрнауки России
Официальный сайт: http://минобрнауки.рф

Коды ОКСО

Код ОКСОНаименованиеКвалификация
коднаименование

Описание классификатора ОКСО

Информационные ресурсы для разработки классификатора

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом “Об образовании” от 13.01.1996 № 12-ФЗ.

Назначение классификатора

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:

  • определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;
  • регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;
  • интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

Объекты классификации

Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.

Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

Система классификации и кодирования

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.

Структурное описание объекта классификации включает:
— блок идентификации;
— блок наименования;
— блок дополнительных классификационных признаков.

Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.

Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:

  • укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;
  • направления подготовки;
  • специальности.

Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области, и соответствуют утвержденному Правительством Российской Федерации государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003 – 2005 годы.

Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.

Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.

Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в ОКСО не рассматриваются.

Структура кода классификатора
Структура кодового обозначения в блоке идентификации ОКСО включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:

где:
1-й, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;
3-й, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;
5-й, 6-й знаки соответствуют специальностям.

Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.
В настоящем ОКСО в блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования специальностей – курсивом, учитывая, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать.

Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.
Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.

Формула структуры кодового обозначения в блоке дополнительных классификационных признаков включает 2 знака и имеет вид: XX .

В первой графе блока дополнительных классификационных признаков (первый знак) указывается код, во второй графе (второй знак) – наименование квалификации.

Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:

  • 5 – среднее профессиональное образование;
  • 6 – высшее профессиональное образование.

Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:

  • для среднего профессионального образования:
    1 – базовый уровень подготовки;
    2 – повышенный уровень подготовки;
  • для высшего профессионального образования:
    2 – бакалавр;
    5 – дипломированный специалист;
    8 – магистр.

Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится он и ко всем последующим наименованиям.

Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.

При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6-разрядному коду направления подготовки или специальности 2-разрядного кода квалификации.

Форма и пример записи позиций

КодНаименованиеКвалификация
коднаименование
120000ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
120100Геодезия62Бакалавр техники и технологии
68Магистр техники и технологии
120101Прикладная геодезия65Инженер
51Техник
52Старший техник

Это означает:
120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – укрупненная группа специальностей и направлений подготовки
120100 Геодезия – направление подготовки
Квалификации по направлению подготовки Геодезия
62 Бакалавр техники и технологии
68 Магистр техники и технологии,
где:
– цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:
6 – высшее профессиональное образование;
– цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации:
2 – бакалавр
8 – магистр.
Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует запись: “Бакалавр техники и технологии по направлению подготовки Геодезия”.

120101 Прикладная геодезия – специальность.
Квалификации по специальности Прикладная геодезия:
65 Инженер
51 Техник
52 Старший техник,
где:
– цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:
6 – высшее профессиональное образование,
5 – среднее профессиональное образование;
– цифра во 2-м разряде кода квалификации указывает уровень квалификации:
5 – дипломированный специалист,
1 – базовый уровень подготовки,
2 – повышенный уровень подготовки.
Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует запись: “Инженер по специальности Прикладная геодезия”.

Система ведения классификатора

Ведение Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) осуществляет НИИВО Минобразования России во взаимодействии с ФГУП “ВНИИКИ” Госстандарта России.

Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОКСО: структура и коды

Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 30 сентября 2003 г. N 276-ст

Дата введения –
1 января 2004 года

ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

RUSSIAN >(в ред. Изменений N 1/2005 ОКСО, утв. Ростехрегулированием, N 2/2010 ОКСО, утв. Приказом Ростехрегулирования от 31.03.2010 N 48-ст)

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. Разработан Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Минобразования России, Федеральным государственным унитарным предприятием “Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству” (ФГУП “ВНИИКИ”) Госстандарта России.

Представлен Министерством образования Российской Федерации.

Внесен Научно-техническим управлением Госстандарта России.

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 N 276-ст.

3. Взамен ОК 009-93.

ВВЕДЕНИЕ

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом “Об образовании” от 13.01.1996 N 12-ФЗ.

ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:

– определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;

– регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;

– интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.

Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.

Структурное описание объекта классификации включает:

– блок дополнительных классификационных признаков.

Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.

Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:

– укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;

Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области, и соответствуют утвержденному Правительством Российской Федерации государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003 – 2005 годы.

Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.

Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.

Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в ОКСО не рассматриваются.

Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:

1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;

3, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;

5, 6-й знаки соответствуют специальностям.

Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.

В настоящем ОКСО в блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования специальностей – курсивом, учитывая, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать.

Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.

Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.

В первой графе блока дополнительных классификационных признаков указывается код, во второй графе – наименование квалификации.

Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:

5 – среднее профессиональное образование;

6 – высшее профессиональное образование.

Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:

– для среднего профессионального образования:

1 – базовый уровень подготовки;

2 – повышенный уровень подготовки;

– для высшего профессионального образования:

5 – дипломированный специалист;

Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится он и ко всем последующим наименованиям.

Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.

При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6-разрядному коду направления подготовки или специальности 2-разрядного кода квалификации.

Ниже приведен пример фрагмента классификатора и комментарии к нему.

120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – укрупненная группа специальностей и направлений подготовки

120100 Геодезия – направление подготовки

Квалификации по направлению подготовки Геодезия

62 Бакалавр техники и технологии

68 Магистр техники и технологии,

где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:

6 – высшее профессиональное образование;

цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации:

Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует запись: “Бакалавр техники и технологии по направлению подготовки Геодезия”.

120101 Прикладная геодезия – специальность.

Квалификации по специальности Прикладная геодезия:

52 Старший техник,

где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:

6 – высшее профессиональное образование,

5 – среднее профессиональное образование;

цифра во 2-м разряде кода квалификации указывает уровень квалификации:

5 – дипломированный специалист,

1 – базовый уровень подготовки,

2 – повышенный уровень подготовки.

Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует запись: “Инженер по специальности Прикладная геодезия”.

Ведение ОКСО осуществляет НИИВО Минобразования России во взаимодействии с ФГУП “ВНИИКИ” Госстандарта России.

ВЫСШЕЕ И СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Обновление раздела прекращено в 2014 году. Версии законов могут не быть актуальными.

ОК 009-93


ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Russian Classification of Professions by education

Дата введения 1994-07-01

ВВЕДЕНИЕ

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (далее – ОКСО) является составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации и подготовлен в рамках выполнения Постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 121 “О мерах по реализации Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики” с учетом изменений, происшедших в системе высшего и среднего профессионального образования России. ОКСО базируется на положениях Закона Российской Федерации “Об образовании” и нормативных документах Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию (Госкомвуза России).

Общероссийский классификатор специальностей по образованию разработан для использования вместо Общесоюзного классификатора специальностей по образованию (1 89 094) на территории Российской Федерации.

ОКСО создан для регламентации принятых в Российской Федерации специальностей по образованию и предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех уровнях управления народным хозяйством Российской Федерации с охватом как государственной, так и негосударственной систем высшего и среднего профессионального образования при решении следующих задач:

  • – регулирования приема и выпуска специалистов;
  • – статистического учета приема, выпуска и трудоустройства специалистов;
  • – интеграции системы высшего и среднего профессионального образования Российской Федерации в международные образовательные структуры;
  • – сопоставимости образовательной статистики России и других стран.

Объектами классификации в ОКСО являются группы специальностей, области знаний (наук), специальности среднего профессионального и высшего образования, направления подготовки (в высшем образовании), а также специализации.

Группа специальностей представляет собой совокупность специальностей, относящихся к какой-либо широкой предметной области, указанной в наименовании группы.

Область знаний (наук) отражает принятую дифференциацию наук на естественные, гуманитарные, технические, сельскохозяйственные, образовательные науки (используется для классификации объектов только в высшем образовании).

Под специальностью или направлением подготовки понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных классов профессиональных задач.

Специализация – это конкретизированная совокупность знаний, умений и навыков, ориентированных на применение в локализованной области профессиональной деятельности человека в рамках указанной специальности.

В качестве характеристики объектов классификации используют признак уровня подготовки.

Классификатор состоит из двух разделов:

  • – раздел 1 “Среднее профессиональное образование”;
  • – раздел 2 “Высшее образование”.

Раздел 1 “Среднее профессиональное образование” содержит один подраздел – “Специальности среднего профессионального образования”.

Раздел 2 “Высшее образование” содержит два подраздела:

  • – подраздел 1 “Специальности высшего образования”;
  • – подраздел 2 “Направления подготовки в высшем образовании”.

Каждый подраздел ОКСО содержит 3-уровневую классификацию объектов. В подразделах “Специальности среднего профессионального образования” и “Специальности высшего образования” выделяют следующие уровни классификации:

  • – группа специальностей;
  • – специальность;
  • – специализация.

В подразделе “Направления подготовки в высшем образовании” выделяют следующие уровни классификации:

  • – область знаний (наук);
  • – направление подготовки;
  • – специализация.

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и фасетов классификационных признаков объектов.

Структурно описание объекта классификации включает:

  • – блок идентификации объекта;
  • – блок наименования объекта;
  • – блок фасетов классификационных признаков объекта.

Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации, серийно-порядкового, последовательного и параллельного методов кодирования. Длина кодового обозначения составляет семь цифровых десятичных знаков и контрольное число (КЧ).

Формула структуры кодового обозначения в блоке идентификации ОКСО имеет вид:

Признаки идентификационного кода распределяют следующим образом:

для специальностей среднего профессионального и высшего образованиядля направлений подготовки в высшем образовании
1, 2-й знаки – группа специальностей;1, 2-й знаки – область знаний (наук);
3, 4-й знаки – специальность;3, 4-й знаки – направление подготовки;
5, 6-й знаки – специализация;5, 6-й знаки – специализация;
7-й знак – уровень подготовки.7-й знак – уровень подготовки.

Для 7-го знака приняты следующие значения:

  • – 1 – специальности среднего профессионального образования;
  • – 2 – направления подготовки в высшем образовании;
  • – 3 – специальности высшего образования.

В сфере высшего образования (раздел 2 “Высшее образование”) специальности и направления подготовки могут использоваться в качестве равнозначных объектов без указания их принадлежности к уровню подготовки, поэтому для раздельной (непересекающейся) идентификации этих объектов выделены следующие серии кодов:

  • – для групп специальностей в подразделе 1 “Специальности высшего образования” выделена серия кодов 01-50;
  • – для областей знаний (наук) в подразделе 2 “Направления подготовки в высшем образовании” выделена серия кодов 51-99.

При идентификации специальностей и направлений подготовки как основных объектов классификации допускается использование сокращенного 4-значного кода (первых 4 знаков блока идентификации).

Контрольное число рассчитано в соответствии с действующей методикой расчета и применения контрольных чисел для защиты кодов классификаторов.

Блок наименования ОКСО содержит наименование группы специальностей, области знаний (наук), специальности, направления подготовки или специализации.

Блок фасетов классификационных признаков для специальностей, направлений подготовки и специализаций содержит фасет, характеризующий соответствие данного объекта определенной позиции Международной стандартной классификации образования (МСКО) ЮНЕСКО. Этот фасет указывает на группу образовательных программ по МСКО и включает 5 знаков.

Формула структуры кодового обозначения фасета имеет вид:

Признаки распределяют следующим образом:

  • – 1-й знак – ступень образования;
  • – 2, 3-й знаки – изучаемая область в рамках ступени;
  • – 4, 5-й знаки – группа образовательных программ в пределах изучаемой области.

Для объектов классификации по высшему образованию (раздел 2 “Высшее образование”) имеется второй фасет, характеризующий:

  • – для специальностей и специализаций в подразделе 1 – сокращенный (4-значный) код направления подготовки, к которому отнесена данная специальность (специализация);
  • – для направлений подготовки и специализаций в подразделе 2 – код группы специальностей высшего образования, к которой отнесено данное направление подготовки (специализация).

Формула структуры кодового обозначения фасета, включающего 4 знака, имеет вид:

Признаки распределяют следующим образом:

для специальностейдля направлений подготовки
1, 2-й знаки – область знаний (наук);1, 2-й знаки – группа специальностей высшего образования;
3, 4-й знаки – направление подготовки.3, 4-й знаки – резерв (заполняется нулями).

Специальности и направления подготовки определяются Госкомвузом России. Специализации, необходимые для целей статистического учета на федеральном уровне (филологические, лингвистические), определяются Госкомстатом России в инструктивных материалах для заполнения унифицированных форм отчетно-статистической документации. Остальные специализации определяются учебными заведениями в порядке, устанавливаемом Госкомвузом России, и в ОКСО не отражаются.

Примеры кодирования объектов классификации для различных разделов и подразделов ОКСО представлены ниже.

Пример кодирования объектов классификации для раздела 1 “Среднее профессиональное образование”.

Код 0101 00 1 означает:

Пример кодирования объектов классификации для подраздела 1 “Специальности высшего образования” раздела 2 “Высшее образование”.

Код 0217 01 3 означает:

Пример кодирования объектов классификации для подраздела 2 “Направления подготовки в высшем образовании” раздела 2: “Высшее образование”.

Код 5101 00 2 означает:

Система ведения Общероссийского классификатора специальностей по образованию предусматривает взаимодействие Госкомвуза России с Госстандартом России.

1. СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Специальности среднего профессионального образования


2. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Специальности высшего образования


НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ


ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1. РАЗРАБОТАН Научно-исследовательским институтом высшего образования (НИИВО) Госкомвуза России и Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) Госстандарта России

РАЗРАБОТЧИКИ Г.И.Байденко; О.А.Веденина; Э.Р.Голубева, канд.эконом. наук; Н.С.Гудилин; В.М.Зуев, д-р эконом. наук; Н.О.Карпенко, канд.техн. наук; Ю.Я.Клехо, канд.техн. наук; А.Л.Коломенская; А.А.Саков, д-р эконом. наук; Н.А.Чхартишвили; В.Е.Яценко, канд.эконом. наук

ПРЕДСТАВЛЕН Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию

ВНЕСЕН Главным управлением технической политики в области стандартизации Госстандарта России

2. ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 30.12.93 N 296

ОКCО, описание

ОКCО – Общероссийский классификатор специальностей по образованию

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) охватывает высшее и среднее профессиональное образование и основывается на утверждаемых Минобразованием России перечнях направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования, разрабатываемых в соответствии с Федеральным законом “Об образовании” от 13.01.1996 N 12-ФЗ.

ОКСО предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской Федерации с охватом как государственных, так и негосударственных образовательных учреждений при решении следующих основных задач:

  • – определение прогнозной потребности, регулирование приема и выпуска специалистов;
  • – регламентация лицензионной деятельности и статистического учета в образовании;
  • – интеграция системы высшего профессионального образования и среднего профессионального образования Российской Федерации в международное образовательное пространство.

Объектами классификации в ОКСО являются специальности высшего и среднего профессионального образования.

Под специальностью понимают совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в результате образования и обеспечивающих постановку и решение определенных профессиональных задач.

В целом ОКСО представляет собой свод кодовых обозначений объектов классификации, наименований этих объектов и их дополнительных классификационных признаков.

Структурное описание объекта классификации включает:

  • – блок идентификации;
  • – блок наименования;
  • – блок дополнительных классификационных признаков.

Блок идентификации ОКСО строится с использованием иерархического метода классификации и последовательного метода кодирования.

Три уровня иерархической классификации объектов выделяют:

  • – укрупненные группы специальностей и направлений подготовки;
  • – направления подготовки;
  • – специальности.

Укрупненные группы специальностей и направлений подготовки объединяют совокупности специальностей и направлений подготовки, относящихся к какой-либо широкой предметной области, и соответствуют утвержденному Правительством Российской Федерации государственному заданию на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием на 2003 – 2005 годы.

Направления подготовки выделяют более узкую предметную область в рамках укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, к которым они принадлежат.

Специальности выделяют в рамках направлений подготовки конкретную профессиональную область.

Специализации, вводимые учебными заведениями в порядке, установленном Минобразованием России, в ОКСО не рассматриваются.

Структура кодового обозначения включает шесть цифровых десятичных знаков и имеет вид:

  • 1, 2-й знаки соответствуют укрупненным группам специальностей и направлений подготовки;
  • 3, 4-й знаки соответствуют направлениям подготовки;
  • 5, 6-й знаки соответствуют специальностям.

Блок наименования ОКСО содержит наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки; направлений подготовки; специальностей.

В настоящем ОКСО в блоке наименований для удобства пользования наименования направлений подготовки выделены полужирным шрифтом, а наименования специальностей – курсивом, учитывая, что в соответствии со сложившейся практикой эти наименования в отдельных случаях могут совпадать.

Блок дополнительных классификационных признаков содержит информацию о квалификации, присваиваемой по направлению подготовки и/или по специальности.

Квалификация по направлению подготовки и/или специальности высшего и среднего профессионального образования определяет уровень обученности, подготовленности к выполнению определенных профессиональных задач.

В первой графе блока дополнительных классификационных признаков указывается код, во второй графе – наименование квалификации.

Для 1-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень образования с учетом принятых в Российской Федерации уровней образования, используются следующие значения:

  • 5 – среднее профессиональное образование;
  • 6 – высшее профессиональное образование.

Для 2-го разряда кода квалификации, характеризующего уровень квалификации, используются следующие значения:

  • – для среднего профессионального образования:
    • 1 – базовый уровень подготовки;
    • 2 – повышенный уровень подготовки;
  • – для высшего профессионального образования:
    • 2 – бакалавр;
    • 5 – дипломированный специалист;
    • 8 – магистр.

Если к одному и тому же коду квалификации относятся наименования нескольких квалификаций, то код записывается только перед первым наименованием, но относится он и ко всем последующим наименованиям.

Наименование квалификации определяется утвержденными Минобразованием России перечнями направлений подготовки и специальностей высшего и среднего профессионального образования.

При необходимости кодирования квалификации, получаемой по конкретному направлению подготовки или специальности, должен использоваться 8-разрядный код, образуемый присоединением к 6-разрядному коду направления подготовки или специальности 2-разрядного кода квалификации.

Ниже приведен пример фрагмента классификатора и комментарии к нему.

КодНаименованиеКвалификация
коднаименование
120000ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
120100Геодезия62Бакалавр техники и технологии
68Магистр техники и технологии
120101Прикладная геодезия65Инженер
51Техник
52Старший техник
120000 ГЕОДЕЗИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВОукрупненная группа специальностей и направлений подготовки
120100 Геодезиянаправление подготовки
Квалификации по направлению подготовкиГеодезия
62Бакалавр техники и технологии
68Магистр техники и технологии

где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:

  • 6 – высшее профессиональное образование;

цифра во 2-м разряде указывает уровень квалификации:

Например, 8-разрядному коду 12010062 соответствует запись: “Бакалавр техники и технологии по направлению подготовки Геодезия”.

120101 Прикладная геодезия – специальность.

Квалификации по специальности Прикладная геодезия:

  • 65 Инженер
  • 51 Техник
  • 52 Старший техник,

где цифра в 1-м разряде кода квалификации указывает уровень образования:

  • 6 – высшее профессиональное образование,
  • 5 – среднее профессиональное образование;

цифра во 2-м разряде кода квалификации указывает уровень квалификации:

  • 5 – дипломированный специалист,
  • 1 – базовый уровень подготовки,
  • 2 – повышенный уровень подготовки.

Например, 8-разрядному коду 12010165 соответствует запись: “Инженер по специальности Прикладная геодезия”.

Ведение ОКСО осуществляет НИИВО Минобразования России во взаимодействии с ФГУП “ВНИИКИ” Госстандарта России.

Читайте также:  Категорирование помещений по взрывопожарной и пожарной опасности
Ссылка на основную публикацию