Оформление утилизации товара

Оформление утилизации товара

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Организация, находящаяся на ОСНО, занимается оптовой продажей импортной бытовой техники. Покупатели возвращают организации бракованные товары, которые скапливаются на складе. Данные бракованные товары организация своим поставщикам не возвращает, их стоимость они не компенсирует.
В данный момент организацией принято решение об утилизации бракованного товара сторонней организацией.
Как в бухгалтерском и налоговом учете отразить списание товара? Нужно ли восстанавливать НДС?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При списании и утилизации бракованных товаров организация не обязана восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету. Если организация примет решение о невосстановлении сумм НДС, ранее принятых к вычету по бракованным товарам, подлежащим утилизации, претензии налоговых органов не исключены. При этом, учитывая положительную судебную практику, полагаем, что организация сможет отстоять свою позицию в суде.
Затраты, связанные с утилизацией бракованных товаров, можно учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли, но, учитывая позицию финансового ведомства, не исключён риск налогового спора, и право на признание расходов придется отстаивать в суде.
Бухгалтерский учет и документальное оформление в рассматриваемой ситуации смотрите ниже.

Обоснование позиции:

НДС

Перечень ситуаций, при наступлении которых у налогоплательщика возникает обязанность восстанавливать НДС, ранее принятый к вычету, закреплен в п. 3 ст. 170 НК РФ. Данный перечень носит закрытый характер и расширительному толкованию не подлежит. Восстановление НДС при утилизации брака данной статьей НК РФ не предусмотрено. Поэтому полагаем, что при списании и утилизации бракованных товаров организация не обязана восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету.
Аналогичного мнения придерживаются и арбитражные суды (постановления ФАС Московского округа от 26.02.2013 N А40-62341/12-115-418, от 31.01.2013 N А41-19560/12, ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2012 N А56-165/2012 и др.).
Однако согласно позиции официальных органов суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету по товарам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, но не использованным для указанных операций, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет (письма Минфина России от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397, от 04.07.2011 N 03-03-06/1/387, от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332, от 24.04.2008 N 03-07-11/161, ФНС России от 04.12.2007 N ШТ-6-03/932@).
Таким образом, если организация примет решение о невосстановлении сумм НДС, ранее принятых к вычету по бракованным товарам, подлежащим утилизации, претензии налоговых органов не исключены. При этом, учитывая положительную судебную практику, полагаем, что организация сможет отстоять свою позицию в суде. Смотрите, например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.02.2006 N А05-7996/2005-29, где рассматривалась ситуация, аналогичная анализируемой.

Налог на прибыль

Статьей 252 НК РФ установлено, что обязательным условием для включения затрат в состав расходов, принимаемых при налогообложении прибыли, является их экономическая обоснованность, наличие подтверждающих документов, оформленных в соответствии с законодательством РФ, и связь с деятельностью, направленной на получение доходов.
Согласно разъяснениям Минфина России, данным в письмах от 15.09.2011 N 03-03-06/1/553, от 20.12.2012 N 03-03-06/1/711, от 10.09.2012 N 03-03-06/1/477, расходы в виде стоимости товаров с истекшим сроком годности могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что обязанность налогоплательщика по уничтожению или утилизации конкретных категорий товаров предусмотрена законодательством. Кроме того, данные расходы должны быть произведены в рамках предпринимательской деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.
По поводу учета в целях налогообложения прибыли организаций расходов на утилизацию неликвидного товара в письме от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7862 Минфин России указал, что если действующее законодательство РФ обязывает налогоплательщика осуществлять определенные виды расходов, то такие расходы не могут рассматриваться как экономически необоснованные. При этом в случае утилизации неликвидного товара необходимо подтвердить соответствующими документами соблюдение процедуры утилизации такого товара, предусмотренной законодательством РФ (смотрите также письма от 06.11.2012 N 03-03-06/1/573, от 10.09.2012 N 03-03-06/1/477).
В иных же случаях затраты на приобретение и дальнейшую ликвидацию товаров с истекшим сроком годности, неликвидных, бракованных и т.д. не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли (письма от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332, от 02.03.2010 N 03-03-06/1/105).
Действующим законодательством РФ обязанность утилизировать бытовую технику прямо не установлена. Однако если принять во внимание Перечень товаров длительного пользования, в том числе комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), которые по истечении определённого периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде и на которые изготовитель обязан устанавливать срок службы, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.97 N 720, согласно которому электробытовые товары (кроме элементов и батарей первичных), бытовая радиоэлектронная аппаратура, бытовая вычислительная и множительная техника относятся к товарам, которые по истечении определённого периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде, то расходы на утилизацию данных товаров в случае неустранимого брака, по нашему мнению, могут считаться экономически обоснованными. Кроме того, распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 N 2970-р утвержден Перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, в который в том числе входит электробытовая техника*(1).
При этом экономическая обоснованность понесенных налогоплательщиком расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном отчетном (налоговом) периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода, то есть обусловленностью экономической деятельности налогоплательщика. Кроме того, принятие расходов для целей налогообложения не исключается и в случае получения налогоплательщиком убытка как результата финансовой деятельности за отчетный (налоговый) период (п. 8 ст. 274 НК РФ) (письмо Минфина России от 27.10.2005 N 03-03-04/4/69, постановление Девятнадцатого ААС от 27.07.2016 N 19АП-2448/16)*(2).
Вместе с тем перечень расходов, которые могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ), что означает возможность признания в налоговом учете любых затрат, отвечающих требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ и прямо не поименованных в ст. 270 НК РФ (смотрите, например, постановление ФАС Московского округа от 15.11.2012 по делу N А40-34482/151-160).
Таким образом, полагаем, что затраты, связанные с утилизацией бракованных товаров, можно учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли, но, учитывая позицию финансового ведомства, не исключён риск налогового спора, и право на признание расходов придется отстаивать в суде.

Документальное оформление

Как указывалось выше, расходы в виде стоимости бракованных товаров, а также расходы, связанные с их утилизацией, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы надлежащим образом документально подтверждены в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ.
Например, по мнению Минфина России, выраженном в письме от 24.12.14 N 03-03-06/1/66948, достаточным документальным подтверждением понесенных налогоплательщиком расходов на уничтожение продукции с истекшим сроком годности является представление налогоплательщиком следующих документов:
– акты (журналы) изменения статуса товара, в которых отражены причины отнесения продукции к некачественной (окончание срока годности);
– акты приемки товаров при их возврате;
– акты о проведении инвентаризации;
– акты уничтожения некачественной продукции, в которых содержится информация о наименованиях и количестве уничтоженных товаров, дате уничтожения;
– выписки из регистров налогового учета по учету товара, списанного в связи с его уничтожением (постановление ФАС Московского округа от 01.02.2008 N КА-А40/14839-07-2).
На наш взгляд, в анализируемой ситуации такими документами могут выступать:
– акты о проведении инвентаризации;
– акт о выявленных недостатках по качеству товара;
– акт экспертизы;
– претензии к организации с требованием о замене некачественного товара;
– выписки из регистров налогового учета по учету товара, списанного в связи с его уничтожением;
– договор на утилизацию товара, к которому необходимо приложить лицензию исполнителя на право производить данные виды работ, акт выполненных работ и оказанных услуг*(3).

Бухгалтерский учет

С учетом положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, в рассматриваемой ситуации при списании расходов, связанных с утилизацией бракованных товаров, в бухгалтерском учете организации могут быть сделаны следующие записи:
Дебет 94 Кредит 41
– списана стоимость бракованных товаров;
Дебет 91, субсчет “Прочие расходы” Кредит 94
– указанная сумма списана на прочие расходы;
Дебет 91 Кредит 44 (Кредит 60)
– списаны затраты, связанные с приобретением и утилизацией бракованного товара.
В заключение обращаем внимание, что выраженные в настоящей консультации точки зрения являются нашим экспертным мнением, которое может не совпадать с мнением других специалистов, в том числе и налоговых органов. Напоминаем, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ). Рекомендуем организации обратиться за письменными разъяснениями по вопросам применения в данном случае норм НК РФ в Минфин России (пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Учет потерь от брака;
– Энциклопедия решений. Учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи;
– Энциклопедия решений. Учет списания товаров в результате порчи, недостачи, хищения;
– Энциклопедия решений. Учет потерь от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций;
– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия морально устаревших, пришедших в негодность по истечении сроков хранения материалов;
– Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия материалов в результате хищения, порчи, недостачи;
– Энциклопедия решений. Восстановление вычетов по НДС в случаях порчи, недостачи имущества;
– Вопрос: Организация (юридическое лицо) имеет на балансе устаревшую оргтехнику (компьютеры, мониторы, системные блоки, принтеры), по некоторым объектам срок амортизации истек, по некоторым еще не истек (гарантийный срок истек). Каков порядок документального оформления списания оргтехники, в частности в связи с наличием драгоценных металлов? Требуется ли обязательная специальная утилизация и переработка компьютерной техники (оргтехники)? Если да, то какая ответственность предусмотрена за невыполнение? Кто из государственных органов это будет проверять? Каким образом утилизировать эту компьютерную технику? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2017 г.)
– Вопрос: В деятельности организации образуются самые различные отходы, например, разбитые ртутные лампы или пришедшая в негодность компьютерная техника. Обязана ли организация платить НДС в случае передачи права собственности на отходы при заключении договоров на транспортировку, утилизацию, обезвреживание и захоронение отходов (имеется в виду отказ заказчика от полученных продуктов переработки при передаче отходов на обезвреживание и пр.)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.)
– Вопрос: Организация применяет общую систему налогообложения. Организация вынуждена в связи с истечением срока годности утилизировать ранее приобретенный ею в целях дальнейшей перепродажи товар (изделия химической промышленности). Для этих целей будет привлечена сторонняя специализированная организация. Можно ли принять в качестве расходов в целях налогообложения прибыли организаций затраты в виде стоимости утилизированного товара, соответствующий восстановленный НДС, а также оплату услуг привлеченной организации? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2017 г.)
– Утилизация бытовой техники (С.В. Тяпухин, “Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 6, июнь 2013 г.);
– Об обязанности утилизировать товары после утраты ими потребительских свойств (С.Г. Новикова, журнал “Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 3, май-июнь 2015 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Шашкова Елена

Ответ прошел контроль качества

11 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Согласно п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории РФ (далее – производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств – членов Евразийского экономического союза (далее – импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством РФ нормативов утилизации.
В соответствии с п. 4 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).
*(2) Согласно правовой позиции КС РФ (определения от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П) и Пленума ВАС РФ (постановление от 12.10.2006 N 53) налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности, не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, а потому обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. При этом речь идет именно о намерениях и целях этой деятельности, а не о ее результате.
*(3) Напоминаем, что организация вправе самостоятельно разработать формы первичных учетных документов с учетом требований ст. 9 Закона N 402-ФЗ.

Читайте также:  Через сколько лет списывается долг по кредиту — срок давности

Порядок списания товара с истекшим сроком годности

Нормативное регулирование списания товаров с истекшим сроком годности

Запрет на продажу товаров с истекшим сроком годности установлен ст. 472 ГК РФ. Применяя нормы данной статьи, торговым компаниям следует учитывать и то, что продавать товар нужно с таким расчетом, чтобы потребитель успел его использовать (употребить) после покупки.

Дополняют требования ГК положения закона «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1. В частности, в ст. 5 закона № 2300-1 установлены виды товаров, на которые производитель обязан установить и указать срок годности:

Если срок годности непосредственно на таком товаре не указан, продавать его тоже нельзя.

Просроченные товары или товары без обязательного указания срока годности могут быть возвращены поставщику, утилизированы либо уничтожены.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! С 09.12.2018 введен запрет на договоренности торговых сетей с поставщиками о возмещении стоимости, возврате или замене качественных продовольственных товаров, срок годности которых составляет не более 30 дней. Для товаров с большим сроком годности такие условия допустимы, но только если они не были навязаны продавцу. Кроме этого, в договор поставки нельзя включать условие о возмещении продавцом расходов на утилизацию или уничтожение непроданных товаров (см. закон от 28.11.2018 № 446-ФЗ).

О нюансах учета НДС при возврате товаров поставщику читайте в статье «Какой порядок учета НДС при возврате товара поставщику?».

ВАЖНО! Если товары не возвращаются поставщику, то по ним понадобится заключение соответствующего органа госнадзора (санитарного, ветеринарного, товароведческого и т. п.) о том, что с этими товарами следует сделать. Уничтожать без экспертной оценки допускается:

  • пищевую продукцию, которая имеет явные признаки порчи и может быть опасна при употреблении;
  • товары, собственник которых не может подтвердить их точное происхождение.

Каков порядок списания товарных потерь см. здесь.

Оформление бухгалтерской первички по просроченным товарам

Порядок списания определяет руководство компании. Во внутрифирменных регламентах должен быть установлен:

  • порядок выявления и изъятия из продажи товаров с истекшим сроком годности;
  • порядок направления их на утилизацию или уничтожение;
  • порядок документального оформления всего процесса.

По общему правилу выявление негодных к продаже товаров актируется. В акте указываются: наименования товаров (по учетной номенклатуре), количество, местонахождение на момент истечения срока годности. В отдельном разделе акта должна быть указана дальнейшая судьба просроченных товаров — утилизация, уничтожение либо возврат поставщику.

Унифицированным альбомом первичных форм (утв. Госкомстатом 25.12.1998) для подобных целей предлагается форма ТОРГ-15 для оформления факта порчи и ТОРГ-16 для фиксации изъятия из оборота и решения об уничтожении или утилизации.

Бланки и образцы заполнения форм на списание ищите в статьях:

При этом хозсубъекту разрешается разработать бланки форм на списание товарно-материальных ценностей самостоятельно, учитывая требования к оформлению первичных документов, которые указаны в ст. 9 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Передача товаров на утилизацию специализированной фирме оформляется так же, как реализация (накладной, УПД и т. п.).

Типовые проводки по списанию

Для лучшего понимания принципа употребления того или иного счета лучше всего рассмотреть ситуации на примере.

31.03.2020 провели инвентаризацию на центральном складе сети супермаркетов. По итогам инвентаризации выявили:

  • партию рисовой крупы со сроком годности до 20.03.2020 стоимостью 12 000 руб.;
  • партию гречневой крупы со сроком годности до 05.04.2020 стоимостью 16 000 руб.
  1. Исходя из сроков годности, обе партии решено было изъять из продажи.

В бухучете была сделана запись: Дт 41 / Товары с истекшим сроком годности (далее — Товары ИСГ) Кт 41 / Товары на продажу

  1. Оба товара внешних признаков порчи не имели. Поэтому образцы обеих круп направили на экспертизу.

Расходы на экспертный анализ (1 770 руб. с НДС) и стоимость переданных образцов отразили в бухучете:

Дт 91 Кт 76 — 1 500 руб. — экспертиза;

Дт 19 Кт 76 — 270 руб. — НДС по услугам экспертизы;

Дт 91 Кт 41 /Товары ИСГ — 100 руб. — стоимость образцов (от каждого продукта взяли пробу стоимостью 50 руб., 2 × 50 = 100).

  1. По результатам экспертизы гречневую крупу было разрешено утилизировать, а рисовую предписано уничтожить.

3.1. Для уничтожения рисовой крупы была привлечена сторонняя организация, которая за свои услуги выставила счет на 2 360 руб. (в т. ч. 360 руб. НДС). В учете бухгалтер зафиксировал следующие проводки:

Дт 94 Кт 41 / Товары ИСГ — 11 950 руб. (12 000 – 50);

Дт 91 Кт 94 — 11 950 руб. — списана себестоимость уничтоженных товаров;

Дт 91 Кт 76 — 2 000 руб. — учтены расходы по услугам сторонней организации по уничтожению;

Дт 19 Кт 76 — 360 руб. — НДС по услугам сторонней организации.

3.2. Гречневую крупу реализовали приюту для животных за 8 000 руб. В учете были сделаны такие проводки:

Дт 62 Кт 90 — 8 000 руб. — начислена выручка от реализации;

Дт 90 Кт 68 / НДС — 1 220 руб. — НДС с реализации;

Дт 90 Кт 41 / Товары ИСГ — 15 950 руб. (16 000 – 50).

Налоговые нюансы списания товаров

Подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает включение в состав расходов для исчисления налога на прибыль прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Расходы должны отвечать критерию экономической обоснованности в соответствии со ст. 252, 265 НК РФ.

Если выявление, изъятие из оборота, утилизация или уничтожение просроченных товаров являются законной обязанностью продавца, результаты от этих операций могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль. Подтверждают эти выводы и письма Минфина, например письмо от 26.05.2016 № 03-03-06/1/30409.

Из этого следует и возможность вычета по НДС, уплаченному за услуги, связанные с экспертизой, утилизацией или уничтожением товаров с истекшим сроком годности.

ВАЖНО! Учет расходов по списанным товарам возможен только при корректном документальном оформлении каждого этапа, от выявления до списания.

Итоги

Порядок списания товаров с истекшим сроком годности имеет свои нюансы в части документального оформления, необходимости проведения экспертизы и учета расходов (убытков) от списания для целей налогообложения.

Акт утилизации товара

Акт утилизации товара – один из нескольких документов, которые составляются в тех случаях, когда предприятие или организация отправляет на утилизацию какие-либо товары, изделия или материалы. Утилизация может быть вызвана самыми разными причинами: поломкой, не подлежащей ремонту, моральным устареванием, неисправимым браком, просроченным сроком годности, ненадлежащими условиями хранения и т.п. поводами.

Кто составляет акт утилизации

Для утилизации товара создается специальная комиссия из нескольких человек, которая не только непосредственно присутствует при самой процедура утилизации, но и фиксирует факт ее свершения в специальном акте. Обычно комиссия состоит из сотрудников организации, относящихся к разным структурным подразделениям.

Задача комиссии – засвидетельствовать тот факт, что обстоятельства, приведшие к утилизации материально-товарных ценностей необратимы, и утилизация успешно состоялась.

Действия, предшествующие утилизации

Просто так взять и утилизировать товар невозможно. Существует определенная процедура, которая подразумевает под собой несколько этапов.

  1. Первый – это проведение полного осмотра, оценки, а в некоторых случаях и экспертизы товара, по результатам которой также составляется соответствующий акт. Специалисты должны лично убедиться в том, что утилизируемые товары не могут принести никакой пользы предприятию в том виде, в котором они существуют на момент написания акта.
  2. После обследования состояния и оценки товара бухгалтерия предприятия проводит списание его с учета, которое позволяет избавиться от ненужного балласта законным способом.
  3. Третий этап – непосредственная утилизация товара, признанного негодным к дальнейшему использованию. И только по результатам уже проведенной утилизации составляется акт, который является завершающей ступенью этого многоступенчатого процесса.

Следует отметить, что существуют категории товаров, которые можно утилизировать исключительно на специализированных предприятиях и в строго определенном порядке, ввиду наличия в их составе вредных веществ – к утилизации этих товаров следует подходить несколько по-другому, заключая с нужной организацией соответствующий договор.

Правила составления акта

На сегодняшний день строго унифицированного, обязательного к применению, образца акта утилизации товара не существует, поэтому предприятия могут разрабатывать документ по своему усмотрению, в зависимости от собственных потребностей или каждый раз писать его в свободной форме.

Важное правило: независимо от того, в каком виде будет оформлен акт– печатном или рукописном, он обязательно должен быть распечатан на бумажном носителе и иметь оригиналы подписей членов комиссии, которые принимали участие в оценке товара и подтверждали его утилизацию.

Экземпляров акта должно быть столько, сколько заинтересованных сторон было задействовано в данной процедуре.

В акт обязательно должен быть занесен полный состав комиссии, принимающей решение об утилизации и фиксирующей ее, а также точное наименование (при необходимости с указанием технических и иных характеристик) товара, в отношении которого составляется акт, результат обследования товара, и вывод комиссии. Документ должен быть заверен руководителем предприятия или иным уполномоченным (или материально-ответственным) лицом, которое имеет право на утверждение подобных бумаг.

Ставить печать на акте утилизации товара не обязательно.

Хранить акт следует в том же порядке, который определен для хранения всех учетных документов предприятий и организаций – не менее пяти лет.

Образец составления акта утилизации товара

Вверху документа указывается его наименование, затем с правой или с левой стороны (это не имеет значения) отводится место для удостоверения акта ответственным лицом. Здесь нужно вписать его должность, полное название организации, фамилию, имя, отчество сотрудника. Две строки следует оставить пустыми — в одной нужно будет поставить подпись, во второй – дату утверждения документа.

Далее в акт вписывается состав комиссии, принимающей решение об утилизации товара.

Членов комиссии надо вносить с указанием ух должностей и выделением председателя.

После этого фиксируется факт проведения утилизации, с внесением в соответствующую табличку данных об утилизируемом товаре. Если наименований несколько, то в таблицу следует добавить дополнительные строки. По каждому виду товара, подлежащего утилизации, нужно внести конкретное и емкое обоснование для вынесения такого решения.

Во второй части акта регистрируются выводы комиссии с обязательной ссылкой на то, что в результате утилизации никаких материально-товарных ценностей в распоряжение компании не поступило, то есть утилизация проведена в полном объеме.

В завершение акт утилизации товара подписывается членами утилизационной комиссии и передается на утверждение ответственному лицу.

Не годен! Как утилизировать испорченный товар?

Реализация просроченной продукции запрещена, все, что можно сделать с таким товаром, это либо утилизировать его, либо вернуть поставщику. Но как отразить в налоговом и бухгалтерском учете стоимость просроченной продукции?

Под сроком годности товара следует понимать пе­риод, по истечении которого тот считается не­пригодным для использования по назначению. Обязанность определять такой промежуток времени может быть предусмотрена законом (п. 1 ст. 472 ГК РФ). Так, в пункте 4 статьи 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 указано, что изготовитель ­должен устанавливать срок годности: на продукты ­питания, на парфюмерно-косметические то­вары, на медикаменты, на товары бытовой химии и на иную подобную продукцию.

Продажа товара по истечении установленного срока запрещена (п. 5 ст. 5 Закона № 2300-1). При нарушении вето фирма и ее должностные лица могут быть привлечены к административной или к уголовной ответственности. Просроченные товары следует изъять из оборота, а затем либо вернуть поставщику, либо уничтожить, либо утилизировать. Последнее возможно, если на то есть соответствующее заключение экспертизы. Она проводится органами государственного надзора. Уничтожению без проведения экспертизы подлежат просроченные: пищевые продукты, которые имеют явные признаки недоброкачественности и представляют в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека (п. 1 ст. 25 Федерального за­кона от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ), лекарства. Они ­подлежат изъятию из обращения и последующему уничтожению в полном объеме (п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.09.2010 г. № 674) и другие товары.

Изъятие из оборота

Порядок документального оформления изъятия товаров, их утилизации или уничтожение фирма устанавливает самостоятельно. Формы первичных учетных документов определяет ее руководитель. Следует помнить, что любой первичный документ помимо содержания факта хозяйственной жизни должен иметь обязательные реквизиты, указанные в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ.

На выявленные товары с истекшим сроком годности, как правило, составляют акт, где указывают их наименование, количество и место хранения. В специальном разделе документа отражают информацию об изъятии товара из оборота и его утилизации, либо уничтожении или возврате поставщику.

Для оформления изъятия из оборота фирма ­может использовать акт о порче, бое, ломе товар­но-материальных ценностей по форме ТОРГ-15, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года № 132. Документ подписывается членами специально созданной комиссии.

Решение об уничтожении товаров с истекшим сроком годности оформляется приказом руководителя и актом, например, по форме № ТОРГ-16. Она утверждена постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 года № 132. Акт составляется в трех экземплярах и подписывается членами комиссии, уполномоченной на это руководителем компании.

Читайте также:  Как вернуть долг по расписке если должник не отдает деньги
Уничтожение и утилизация

Следует отличать уничтожение товара от его утилизации. Последнее – это использование товаров в целях, отличных от тех, для которых они пред­назначены и используются (ст. 1 Федерального ­закона от 2.01.2000 г. № 29-ФЗ). Например, про­сроченные продукты питания могут быть использо­ваны на корм животным, в качестве сырья для пере­ра­ботки или для технической утилизации. Передача ­просроченных товаров сторонней фирме на утилизацию оформляется как их обычная продажа: ­накладными, актами приема-передачи и т.д.

В налоговом учете

Стоимость товара с истекшим сроком годности и затраты на его уничтожение (утилизацию) фирма может учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового Кодекса.

Почему закон это разрешает? Дело в том, что компания изначально приобретала товары, имеющие срок годности, с целью получения дохода. Кроме того, как уже говорилось, продажа товара по окончании установленного срока годности запрещена (п. 5 ст. 5 Закона № 2300-1). Таким об­разом, изъятие из оборота просроченного товара ­является обязательным для фирм, и расходы, возникающие в ходе его уничтожения (утилизации), становятся обоснованными.

Организация также должна иметь в наличии соответствующее документальное подтверждение списания товаров, их утилизации, либо вывоза на полигоны и уничтожения. Эти документы составляются согласно установленным требованиям и должны содержать в себе все обязательные реквизиты «первички». Это мнение содержится в Письмах Минфина России от 26 июня 2013 года № 03-03-06/1/24154, от 20 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/711 и от 10 сентября 2012 г. № 03-03-06/1/477.

Рассмотрим другой пример. Допустим, фирма утилизировала товар без его экспертизы в то время, когда проведение такой процедуры обязательно. Тогда операцию по утилизации нельзя рассматривать в рамках деятельности, направленной на получение дохода, а расходы на утилизацию, в том числе стоимость утилизированной продукции, учесть в уменьшение базы по налогу на прибыль. Причина – не удовлетворение условиям статьи 252 НК (Письмо ФНС России от 16.07.2009 г. № 3-2-09/139).

Есть письма Минфина, согласно которым затраты на уничтожение (утилизацию) просроченной продукции нельзя учесть при расчете налога на прибыль. В составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, стоимость покупных товаров учитывается при их реализации либо при передаче в производство (пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 272 НК РФ). В случае уничтожения (утилизации) товаров с истекшим сроком годности их реализации либо передачи в производство не происходит. Поэтому упомянутые затраты нельзя рассматривать как расходы, осуществленные в рамках извлечения доходов от пред­принимательской деятельности. В связи с этим они не отвечают критериям статьи 252 НК (Письма Минфина от 05.07.2011 г. № 03-03-06/1/397, от 14.06.2011 г. № 03-03-06/1/342).

По мнению судей, стоимость товара с истекшим сроком годности и затраты на его уничтожение (утилизацию) учитываются при расчете налога на прибыль организаций в прочих расходах. Ведь утилизация (уничтожение) просроченных товаров предусмотрена законом. Следовательно, упомянутые затраты связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Кроме того, сам факт возникновения в процессе реализации негодных к употреблению пищевых продуктов (ввиду истечения срока годности, утраты товарного вида, короткого срока реализации) является обычным следствием осуществляемой фирмой предпринимательской деятель­ности. Однако важно соблюдать утвержденные ­правила изъятия то­варов из оборота. Об этом свидетельствуют постановления ФАС Московского округа от 19 марта 2013 года № 09АП-29791/2012-АК, ФАС Уральского округа от 24 августа 2011 года № Ф09-5075/11, ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2009 года № А05-9935/2008.

Бухгалтерский учет

Фактическая себестоимость списываемых просроченных товаров отражается по дебету счета 91 субсчет «Прочие расходы» в корреспонденции со счетами учета этих активов. Если товары с истекшим сроком годности нельзя утилизировать, они подлежат уничтожению. В этом случае их стоимость отражается на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

ООО «Хлебный дар» выявило просроченную продукцию покупной стоимостью – 6000 руб. Продукт не имел явных признаков недоброкачественности. Поэтому его часть стоимостью 100 руб. фирма направила на экспертизу, которая обошлась в 590 руб. (в том числе НДС – 90 руб.). По ее результатам фирме запрещено утилизировать товары, поэтому она их уничтожила. Стоимость ликвидации товаров составила 1800 руб.

Бухгалтер ООО «Хлебный дар» сделал следующие записи:

Дебет 41 субсчет «Товары с истекшим сроком

годности» Кредит 41 «Товары для продажи»

– 6000 руб. – учтены просроченные товары;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»

Кредит 41 субсчет «Товары с истекшим

– 100 руб. – переданы товары на экспертизу;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы»

– 500 руб. – отражены расходы по проведению экспертизы;

Дебет 19 Кредит 76

– 90 руб. – отражена сумма НДС по услугам экспертизы;

Дебет 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДС» Кредит 19

– 90 руб. – предъявлена к вычету сумма НДС.

Дебет 94 Кредит 41 субсчет «Товары

с истекшим сроком годности»

– 5900 руб. (6000 – 100) – списаны товары, подлежащие уничтожению;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 94

– 5900 руб. – учтены потери от порчи товаров;

Дебет 91 субсчет «Прочие расходы» Кредит 76

– 1800 руб. – отражена стоимость работ по уничтожению товаров.

Как правильно оформить и утилизировать списанное имущество.

1. Что нужно знать о списанном имуществе:

1.1. Списанное имущество по факту выбывает из обращения. Его дальнейшее использование невозможно по причине частичной или полной утраты потребительских свойств, либо морального устаревания. Именно это и стало причиной списания. А предметы и изделия, которые утратили свои потребительские свойства, являются отходами (ГОСТ 30772-2001). Соответственно, организация, у которой вследствие списания имущества образовались отходы является образователем отходов.

1.2. Любые действия, производимые с отходами регулируются Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее 89-ФЗ). Обращение с отходами определяется 89-ФЗ как деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов., и такая деятельность подлежит лицензированию.

1.3. Юридические лица (а также ИП), в процессе деятельности которых образуются отходы I — V классов опасности, обязаны составить и утвердить соответствующие паспорта отходов, а при отсутствии вида отхода в Федеральном классификационном каталоге отходов (далее ФККО), обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности.

1.4. Временное складирование отходов до момента передачи их организации, осуществляющей деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению называется «накоплением отходов» и также регламентируется 89-ФЗ и называется Накоплением отходов. Максимальный срок накопления отходов 11 месяцев.

2. Порядок действий при списании имущества.

2.1. После формирования списка имущества, подлежащего списанию, его следует изучить штатному экологу, лицу исполняющему обязанности эколога или экологу организации, оказывающей услуги по экологическому сопровождению. Эколог должен:

  • — определить какие виды отходов будут образованы в результате
  • — убедиться в наличии у вашего учреждения (предприятия), соответствующих паспортов отходов
  • — в случае отсутствия у учреждения (предприятия) необходимых паспортов отходов необходимо разработать эти паспорта и направить их в уведомительном порядке в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу (далее Росприроднадзор).

Важно!
Если в ФККО отсутствует вид отхода, который будет образован после списания, порядок действий усложняется. Подробнее см. ниже.

2.2. Следующим шагом целесообразно определиться с тем, какая организация будет привлечена к дальнейшему обращению с отходами. При этом стоит убедиться, что:

  • — привлекаемая организация имеет лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности
  • — в приложении к такой лицензии указаны коды ФККО, соответствующие видам отходов, которые будут образованы после списания
  • — по интересующим Вас кодам ФККО разрешена деятельность, которую эколог определил для дальнейшего обращения с отходами

Пример

Организация списывает имущество:

Эколог определяет, что после списания будут образованы следующие виды отходов:

ИмуществоНаименование отхода по ФККОКод ФККО
столыотходы мебели из разнородных материалов49211181524
кресла
компьютеры в сборесистемный блок компьютера, утративший потребительские свойства48120101524
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе48120502524
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства48120401524
телефонытелефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства48132101524

Так же экологом было определено следующее:

Наименование отхода по ФККОКод ФККОНаличие паспорта отходаПредполагаемый вид обращения
отходы мебели из разнородных материалов49211181524ДаСбор, транспортирование, размещение
системный блок компьютера, утративший потребительские свойства48120101524ДаСбор, транспортирование, обработка, утилизация
мониторы компьютерные жидкокристаллические, утратившие потребительские свойства, в сборе48120502524ДаСбор, транспортирование, обработка, утилизация
клавиатура, манипулятор «мышь» с соединительными проводами, утратившие потребительские свойства48120401524ДаСбор, транспортирование, обработка, утилизация
телефонные и факсимильные аппараты, утратившие потребительские свойства48132101524НетСбор, транспортирование, обработка, утилизация

Исходя из полученной информации понятно, что необходимо разработать 1 паспорт отхода и найти организацию, у которой в приложении есть указанный в таблице коды отходов и виды деятельности.
Важно понимать, что организации, которые занимаются размещением (полигоны), как правило, не ведут другой деятельности, и обработкой и утилизацией (разборкой техники и переработкой её частей во вторичные ресурсы) не занимаются. По этому, необходимо будет найти 2 организации с лицензией и заключать два договора. Это чаще всего неудобно.

Более рациональным в таком случае будет обратиться в компанию, которая, например, имеет лицензию на сбор и транспортирование всего перечня отходов, на обработку и утилизацию всего, что должно быть утилизировано, а также имеет возможность привлечь подрядчика с лицензией на размещение.

Стоит отметить, что всё перечисленное во втором пункте целесообразно сделать до момента списания имущества. Процесс разработки паспортов, поиска соответствующего подрядчика и заключения договоров может занять длительное время. В том числе и более 11 месяцев, а значит есть риск нарушить требования законодательства. Чем раньше будет начат этот процесс, тем меньше списанное имущество будет «захламлять» помещения вашей организации, и тем меньше риск нарушения законов.

2.3. Следующий шаг — списание. Проведение этой процедуры в коммерческих организациях регламентируется внутренними распоряжениями и инструкциями, и может сильно отличаться в разных компаниях. По-этому мы будем говорить исключительно о списании имущества, находящегося на балансе государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

Главное отличие таких предприятий и учреждений от коммерческих в том, что они не являются собственноками имущества, но лишь распоряжаются им. Соответственно процесс списания связан с согласованием его с контролирующими органами и вышестоящими структурами. В частности, списание имущества Санкт-Петербурга регламентируется постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19 сентября 2014 года № 877 «О порядке принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга» (с изменениями на 31 января 2017 года).

Согласно п. 2.1 статьи 2 Порядка принятия решений об уничтожении имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга (далее Порядка): «Решение о признании движимого имущества пришедшим в негодность принимается КИО.» Для чего в КИО направляется «Представление о признании движимого имущества пришедшим в негодность» (далее — Представление), которое должно содержать:

  • — Сведения, позволяющие индивидуализировать движимое имущество, в том числе наименование, индивидуальный номер (заводской, регистрационный, инвентарный и другие), а также его характеристики, в том числе технические, и место нахождения.
  • — Копии правоустанавливающих документов на движимое имущество.
  • — Сведения о техническом состоянии движимого имущества, позволяющие сделать вывод о невозможности и экономической нецелесообразности его восстановления и (или) иного использования, включая сведения о непосредственном осмотре движимого имущества и причинах прихода движимого имущества в непригодное состояние (акты, фото-, кино-, видеоматериалы и тому подобное).
  • — Сведения о наличии в движимом имуществе или его составных частях веществ, свойств, частей, потенциально опасных для человека и (или) окружающей среды, а также цветных, драгоценных или редкоземельных металлов.
  • — Копии документов, содержащих сведения о применении мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в приведении движимого имущества в негодность, а также иных мер защиты имущественных интересов Санкт-Петербурга (при наличии).
  • — Предложение о наиболее целесообразном способе исполнения решения об уничтожении движимого имущества, пришедшего в негодность.
  • — Предложения о дальнейшем использовании составных частей и материалов движимого имущества, пришедшего в негодность.

При этом, В случае рассмотрения вопроса о признании движимого имущества, являющегося имуществом казны Санкт-Петербурга, первоначальная (восстановительная) стоимость которого превышает сумму начисленной амортизации, пришедшим в негодность КИО обеспечивает проведение обследования движимого имущества на предмет его технического состояния, которое осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, не заинтересованным в принятии решений, указанных в пункте 2.8 настоящего Положения (прим. ГК Утилизация — имеется ввиду признание имущества пришедшим в негодность или отказ в нём), имеющим в соответствии с действующим законодательством право заниматься деятельностью по проведению обследования движимого имущества на предмет его технического состояния.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что обеспецение обследования имущества третьими лицами наложено распоряжением на КИО, в реальной жизни учреждения сами обращаются к компаниям, которые имеют право определять техническое состояние имущества и выдавать акты дефектации, которые потом включают в состав Представления. В настоящий момент такая деятельность не регламентируется законодательством РФ, и не подлежит обязательному лицензированию или сертификации. По-этому, КИО удовлетворяют добровольно полученные сертификаты.

После признания КИО имущества пришедшим в негодность, оно подлежит списанию. Однако окончательное выбытие имущества с баланса учреждения происходит только после предоставления в КИО документов, подтверждающих утилизацию такого имущества. На проведение утилизации, как правило, отводится до двух месяцев.

3. Что делать, если в ФККО отсутствует нужный вам вид отхода:

В таком случае на образователя отхода ложится обязанность подтвердить класс опасности отхода. Для этого вам нужно обратиться в аккредитованную лабораторию, для получения анализа компонентного состава отхода. На основании заключения о компонентном составе производится расчёт класса опасности.

Когда класс опасности отхода получен, на отход оформляется паспорт опасного отхода, в котором в качества кода отхода указывается код группы отходов. Оформленный паспорт, заверяется руководителем учреждения (предприятия) и вместе с пакетом документов передаётся в Росприроднадзор.

Росприроднадзор направляет предложение о внесении нового кода ФККО в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (ФГБУ «ФЦАО»). ФГБУ «ФЦАО» совместно с ФГБУ УралНИИ «Экология» производит анализ полученных материалов (документов) и принимает решение о внесении нового кода в ФККО и уведомляет об этом Росприроднадзор. А Росприроднадзор уведомляет о присвоении отходу кода ФККО заявителя.

После внесения кода в ФККО Вам нужно исправить разработанный ранее паспорт отхода, в соответствии с информацией полученной от Росприроднадзора, и снова уведомить о разработке нового паспорта Росприроднадзор.

4. Какие ошибки допускают образователи отхода сегодня и как их избежать:

С 2013 года по 1 июля 2016 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации не подлежала лицензированию. В этот период сложилась практика, когда за работу по утилизации брались сервисные и ремонтные компании, предприятия, занимающиеся заготовкой лома металлов. Однако на данный момент привлечение таких организаций влечет нарушение законодательства. Как уже говорилось выше, списанное имущество это отходы, а с отходами любые действия могут совершить только лицензиаты.

Изъятие плат, содержащих драгметаллы из списанной компьютерной и оргтехники, является деятельностью по обработке отходов и не может осуществляться предприятиями не имеющими лицензии на обращение с отходами. Свидетельства Пробирной палаты на данный момент не достаточно, чтобы производить данные работы. После изъятия платы, содержащие драгоценные металлы, подлежат передаче только на аффинажные заводы, официальный перечень которых установлен законодательством РФ.

Оборудование, имеющее в своем составе черный или цветной металл, после списания становится отходом и не может собираться и транспортироваться предприятиями, имеющими лицензию на переработку (заготовку) металла, а должно передаваться как отход в установленном законом порядке на обработку и утилизацию. И только после утилизации вторичные ресурсы, в том числе и лом металлов, передаются предприятиям, имеющим лицензию на заготовку лома металлов.

Для организаций, осуществляющих деятельность по размещению отходов предусмотрены особые условия обновления лицензий. Переоформить их такие предприятия должны до 1 января 2019 года. В некоторых из этих лицензий указаны коды групп отходов, в которые включены отходы образованные при списании имущества. В связи с этим, может возникнуть ложное понимание, что списанную, например, технику можно разместить на полигоне. Однако это не так. Размещение отходов на полигоне возможно только если эти отходы не могут быть утилизированы. А отходы подлежащие обработке и утилизации только в той части, которая после обработки не подлежит утилизации.

5. Какие документы необходимы для отчетности:

1. Акт приёмо-передачи отходов.
Содержит информацию о том, кому переданы отходы, в каком количестве, и какие дальнейшие действия с ними совершены. Необходим для отчета перед Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу.

2. Справка о наличии/отсутствии лома драгоценных металлов.
Оформляется на основании Свидетельства о постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ. Необходима для исполнения Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденной приказом Минфина РФ от 29 августа 2001 г. № 68н.

3. Справка об извлечённом из отходов ломе черных и цветных металлов
с указанием количества, и стоимости, с учётом затрат на извлечение, а также с указанием предприятия имеющего лицензию на заготовку лома металлов, которому извлеченный лом был передан.

4. Документы об оплате.
В случае если из переданных отходов были извлечены указанные выше вторичные ресурсы, организация, которая произвела утилизацию отходов, должна перевести денежные средства, полученные от реализации такого лома на счет образователя отхода, если иное не предусмотрено договором на утилизацию.

Порядок утилизации и уничтожения просроченных продуктов питания и других товаров

Если бизнес компании связан с реализацией товаров, которые имеют срок годности, необходимо тщательно отслеживать продукцию на предмет просрочки.

По российскому законодательству продажа просроченных продуктов на территории страны запрещена. В случае, если таковые остались у продавца, их можно утилизировать или уничтожить.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-44-61 . Это быстро и бесплатно !

Утилизация и уничтожение – это одно и то же или нет?

Работа с просроченной продукцией строго регламентирована нормативно-правовыми актами. Запрет на реализацию таких товаров прописан в ст. 472 ГК РФ, а также № 2300- ФЗ «О защите прав потребителей». В cтатье 5 Закона перечислены категории продукции, на которую устанавливается срок годности. К ним относятся:

  • Продукты питания.
  • Парфюмерия и косметика.
  • Лекарственные средства.
  • Бытовая химия.

Товары из перечисленных категорий, срок годности которых истёк, подлежат уничтожению или утилизации (в ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

Утилизация и уничтожение – принципиально разные понятия:

    Утилизация подразумевает, что просроченный товар может быть использован в будущем, но уже не по прямому назначению. (ст. 1 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»). Например, его можно передать на корм животным, переработать на джем, уксус и т. д.

Убедиться в том, что продукт подлежит переработке для его последующего использования позволит только проведение государственной экспертизы в Роспотребнадзоре.
Об уничтожении товара приходится говорить в том случае, когда экспертизой признана невозможность его утилизации.

Как определить, что именно делать с товарами с истекшим сроком годности?

Конкретная процедура будет зависеть от типа продукции.

  1. Для лекарственной продукции, парфюмерии, табачных изделий экспертиза требуется во всех случаях. Регламентируется это рядом нормативно-правовых актов: п. 2 ст. 31 Федерального закона от 22.06.98 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» и п. 18 Положения.
  2. В случае с пищевыми продуктами их можно уничтожить или утилизировать и без экспертизы. Это допускается п. 4 Положения при следующих условиях:

  • Владелец не может подтвердить происхождение продукции.
  • Товары имеют явные признаки недоброкачественности и тем самым представляют угрозу жизни человека.
  • Во всех остальных случаях просроченные товары подлежат экспертизе. Для этого необходимо обратиться в территориальное подразделение Роспотребнадзора с целью определения возможности утилизации или уничтожения неликвидной продукции.
  • По итогам процедуры Роспотребнадзор выносит постановление либо об утилизации, либо об уничтожении просроченных товаров.

    Способы и условия дальнейшей обработки продукции выбираются их владельцем самостоятельно и должны соответствовать требованиям нормативных либо технических документов. Тем не менее выбранный способ должен быть согласован с чиновниками Роспотребнадзора. Все услуги по проведению экспертизы оплачивает владелец товаров.

    Если продукты планируется утилизировать на корм животных, процедуру необходимо согласовать с комиссаром Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора).

    Как утилизировать товары, у которых вышел срок реализации?

    Работа с просроченным товаром начинается с определения вариантов его дальнейшего использования. Для этого:

      Владелец обращается в Роспотребнадзор для проведения экспертизы продукции. Ознакомиться со списком товаров, которые признаются непригодными для использования после истечения срока годности, можно в Постановлении Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 720. Сама процедура оценки регламентирована следующими нормативными актами:

    • пункт 2 ст. 3, ст. 25 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ;
    • п. п. 2, 3 Положения.
  • По результатам проверки уполномоченный орган выносит заключение о том, что товар можно утилизировать.
  • Конкретное разрешение зависит от дальнейшего целевого использования просроченных продуктов. Например, для переработки сырья на корм животных, выдаётся соответствующее заключение с подписью представителя ветеринарного надзора.
  • До момента утилизации все просроченные продукты должны храниться в строго отведённых местах. Контейнеры для хранения должны полностью соответствовать санитарным требованиям: быть герметичными.
  • Утилизация осуществляется специализированной компанией. Эта фирма должна иметь лицензию Роспотребнадзора на осуществление деятельности по утилизации конкретного вида отходов (ст. 9 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 N 89-ФЗ). В соответствии с законодательством вывоз продуктов на утилизацию должен проводиться своевременно.
  • Компания вывозит просроченные продукты с предприятия на место по переработке.
  • На основании результатов экспертизы продукция перерабатывается либо на корм животных, либо на вторичное сырьё.
  • Владелец продукции обязан уведомить орган, выдавший разрешение на утилизацию, о том, что товар был передан в соответствующую компанию для дальнейшего использования. Сделать это необходимо в течение 3 дней после передачи продукции в утилизирующую фирму. Уведомление осуществляется путём предоставления оригинала документа, подтверждающего передачу, или же его нотариальной копии. (п. 16 Положения).
  • Перечень документов включает:

    • Первичную документацию (утверждается компанией самостоятельно). Включает, например, инвентаризационную опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3), акт о порче товара (форма ТОРГ-15 или самостоятельно разработанная компанией).
    • Документы, подтверждающие передачу продукции компании по утилизации (оформляются как продажа накладными актами, актами приёма-передачи).
    • Акт о передаче товара специализированной компании и о его дальнейшей переработке (документ предоставляется в Роспотребнадзор).

    Основные методы переработки продуктов питания

    • Производство корма для животных. Как правило, просроченные продукты перерабатывают в комбикорм. В некоторых случаях переработка не требуется и продукт может быть отправлен в приют для животных напрямую.
    • Производство джемов, уксусов. Для этого подходят просроченные, перегнившие органические продукты. Они подвергаются специальной обработке.
    • Биологическая переработка (компостирование). Её цель – добиться естественного разложения продуктов. Для этого их помещают в плотно закрытые контейнеры. Там товар компостируется при необходимой для разложения температуре. В дальнейшем переработанное сырьё может быть использовано в промышленности и сельском хозяйстве.

    Порядок уничтожения

    Общая схема процедуры та же, что и при утилизации. С той разницей, что по окончании процесса товар будет не переработан, а уничтожен. Сделать это можно как самостоятельно, так и обратившись в специализированную фирму.

    Порядок действий будет следующим:

    1. Выявление просроченной продукции.
    2. Обращение в Роспотребнадзор для проведения экспертизы товара (п. 8 Положения).
    3. Вынесение решения о непригодности продукции и необходимости её уничтожения (п. 10 Положения).
    4. Непосредственно уничтожение продукции.
    5. Предоставление Акта об уничтожении в Роспотребнадзор в течение 3 дней после процедуры.

    Законодательством не регламентирован конкретный исполнитель процедуры ликвидации товара. Требуется лишь, чтобы уничтожение осуществлялось с соблюдением обязательных требований нормативных и технических документов по охране окружающей среды (п. 17 Положения).

    При этом уничтожение просрочки происходит в обязательном присутствии комиссии. Она состоит из представителей компании-владельца товаров, а также организации, ответственной за уничтожение (если оно осуществляется специализированной компанией).

    Если уничтожается продукция, ликвидация которой может повлечь распространение заболеваний или отравлений людей и животных, или загрязнение окружающей среды, на процедуре должен присутствовать представитель Роспотребнадзора. В последствие он обязан подписать акт об уничтожении. (п. 6, ст. 25 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»).

    В таком случае собственнику не придётся заботиться о правилах уничтожения определённых видов продукции, её должном хранении.

    С утилизирующей компанией заключается договор о сотрудничестве. Фирма сама забирает товар и увозит его на место уничтожения. Компания, осуществляющая ликвидацию продукции должна быть аккредитована.

    В ходе уничтожения просроченной продукции также составляются отчётные документы. Они включают:

    • Первичную документацию.
    • Акт об утилизации продукции.

    Точные требования по содержанию документов зависят от типа продукции. Так, уничтожение пищевых и парфюмерно-косметических товаров оформляется актом о списании товаров по форме № ТОРГ-16. Он составляется в нескольких экземплярах (по количеству участников комиссии) и подписывается всеми её членами. Состав утверждается директором организации. Может включать сотрудников компании, представителей утилизирующей фирмы и Роспотребнадзора (при необходимости).

    Способы избавления от продукции

    • Захоронение на свалке. Наиболее неэкологичный метод. Продукты отвозятся в специальное место и там складируются.
    • Сжигание. Товары помещают в специальные печи – крематории и там сжигают. Получившийся пепел в последствии может быть использован в качестве удобрения.

    Таким образом, если у товаров имеется срок годности, продавец обязан внимательно отслеживать период наступления просрочки. Просроченные продукты не могут быть проданы, и подлежат утилизации или уничтожению. Это 2 принципиально разные процедуры, проведение которых позволяет собственнику законно избавиться от неликвидной продукции.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-44-61 (Москва)
    +7 (812) 425-63-42 (Санкт-Петербург)

    Читайте также:  КБК пени НДС: в 2020 году для юридических лиц, ИП, налоговый агент, образец платежного поручения
    Ссылка на основную публикацию