Антидемпинговые меры при закупках по Закону N 223-ФЗ

В Положении о закупке автономного учреждения есть правила о применении антидемпинговых мер ко всем участникам закупок без исключений. Речь идет о случаях, в которых по результатам закупки цена договора снижается по отношению к начальной (максимальной) на 25% и более (демпинговая цена). Одной из антидемпинговых мер является предоставление участником закупки, с которым заключается договор по демпинговой цене, повышенного размера обеспечения исполнения контракта. Следует ли применять это правило в отношении участников закупки – субъектов малого и среднего предпринимательства, учитывая ограничения, установленные в п. 25 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 (с 1 января 2018 г. действие этого положения распространяется и на данное автономное учреждение)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик не может устанавливать требование о размере обеспечения исполнения договора, заключаемого по демпинговой цене, в сумме, превышающей 5% начальной (максимальной) цены договора либо размер аванса, если договором предусмотрена выплата аванса, в случае, если такая закупка осуществляется только среди субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обоснование вывода:
Прежде отметим, что согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) целями регулирования этих закупок названы в том числе расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия; развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки; предотвращение коррупции и других злоупотреблений. А в числе принципов, которыми заказчики должны руководствоваться при закупке, названы, в частности, принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Соответствующие требования должны применяться в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора. В соответствии с п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
Ни Гражданский кодекс РФ, которым руководствуются заказчики (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), ни сам Закон N 223-ФЗ не содержат закрытого перечня требований, которые могут предъявляться к участникам закупки, либо прямого запрета на применение какого-либо требования, в связи с чем установление заказчиком в Положении о закупке антидемпинговых мер не нарушает требования Закона N 223-ФЗ. В постановлении АС Центрального округа от 02.11.2016 N Ф10-3708/16 отмечено, что установление в положении о закупке антидемпинговых мер способствует удовлетворению потребностей заказчика в товаре с необходимыми показателями цены, качества и надежности, а также способствует наиболее эффективному использованию денежных средств при закупке товара высокого качества.
Вместе с тем, как Вы верно отметили, в п. 25 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 “Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Положение), установлены ограничения в отношении закупок, осуществляемых среди субъектов малого и среднего предпринимательства: если в документации о такой закупке установлено требование к обеспечению исполнения договора, размер такого обеспечения: а) не может превышать 5% начальной (максимальной) цены договора (цены лота), если договором не предусмотрена выплата аванса; б) устанавливается в размере аванса, если договором предусмотрена выплата аванса.
Соответственно, если заказчик относится к категории лиц, на которых распространяет свое действие Положение (п. 2 Положения), и при этом антидемпинговые меры положения о закупках этого заказчика предполагают определенный размер обеспечения исполнения договора, этот размер не может составлять сумму, превышающую 5% начальной (максимальной) цены договора либо размер аванса, если договором предусмотрена выплата аванса, в случаях заключения договора в соответствии с пп. “б” п. 4 Положения (по результатам закупок, осуществляемых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

22 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об антидемпинговых мерах, а также об эффективности их применения. Эти меры направлены на снижение рисков Заказчиков в связи с искусственным занижением цен при проведении конкурсов и аукционов. В 44-ФЗ антидемпинговые меры регулируются статьей 37, а при проведении закупок по 223-ФЗ, могут устанавливаться Заказчиками в Положении о закупке. Обо всех нюансах использования данных мер, мы и поговорим ниже в этой статье. ( Примечание: настоящая статья актуализирована 25.04.2019 г.).

Содержание:

1. Антидемпинговые меры по 44-ФЗ

1.1 Понятие демпинга

Демпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров (работ, услуг) по искусственно заниженным ценам.

Ни для кого не секрет, что контракты с искусственно заниженными ценами в большинстве своем – мошенничество. Демпингующий участник закупок получает аванс (при его наличии), а работа остается невыполненной. Помимо этого демпинг способствует общему падению уровня работ (оказываемых услуг) и качества поставляемой продукции.

Однако, как показала практика, к демпингу прибегают не только мошенники или фирмы однодневки, но и вполне порядочные организации. И причина таких действий очевидна – отсутствие должного опыта и квалификации для здоровой конкуренции.

1.2 Демпинговая схема “Таран”

Молодым организациям, а также вновь испеченным ИП без опыта работы довольно сложно участвовать в госзакупках. Поэтому демпинг для «новичков» был и скорее всего ещё долго будет единственным рабочим инструментом в конкурентной борьбе. В ранее действующем 94-ФЗ антидемпинговые меры не были предусмотрены, поэтому случаи серьезного снижения НМЦК в ходе торгов встречались довольно часто. В электронных аукционах у нерадивых поставщиков излюбленной была так называемая схема «Таран».

Коротко напомню смысл данной схемы. Как правило, в сговоре участвовало три организации. Первый участник, который должен был победить в аукционе, делал первый шаг с незначительным снижением цены (0,5-1% от НМЦК). Затем в игру вступали два других участника, которые максимально быстро сбивали НМЦК контракта до тех пор, пока подача ценовых предложений другими участниками была бы бессмысленной. Затем, при рассмотрении вторых частей заявок, заявки этих участников отклоняли, т.к. они заведомо приложили неверные документы. И победителем признавался участник, который успел сделать ценовое предложение с минимальным шагом.

1.3 Какие антидемпинговые меры предусмотрены в 44-ФЗ?

С приходом же 44-ФЗ ситуация изменилась в лучшую сторону, но, на мой взгляд, весьма незначительно. И так, какие же антидемпинговые меры появились в 44-ФЗ?

Согласно ч.1 ст.37 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет более чем 15 млн. рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦК , контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

То есть, если НМЦК более 15 млн. руб., участник закупки при подписании контракта обязан предоставить полуторакратное обеспечение исполнения контракта.

Согласно ч.2 ст.37 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона НМЦК составляет 15 млн. рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже НМЦК , контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

То есть, если НМЦК до 15 млн. руб., участник закупки при подписании контракта может предоставить на выбор:

— или полуторакратное обеспечение исполнения контракта;

— или документы, подтверждающие добросовестность такого участника + обеспечение исполнения контракта, установленное в документации.

1.4 Для каких закупок применяются антидемпинговые меры?

Многие участники закупок ошибочно полагают, что антидемпинговые меры применяются абсолютно ко всем закупочным процедурам, в том числе к запросам котировок и запросам предложений. Согласно ст.37 44-ФЗ антидемпинговые меры применяются ТОЛЬКО к конкурсам и аукционам.

1.5 Подтверждение добросовестности участника закупки

Свою добросовестность участник закупки может подтвердить, предоставив информацию об исполненных контрактах за определенный период времени до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе:

При проведении открытого конкурса , конкурса с ограниченным участием , двухэтапного конкурса , закрытого конкурса , закрытого конкурса с ограниченным участием , закрытого двухэтапного конкурса указанная информация должна быть представлена в составе заявки (ч.4 ст.37 44-ФЗ).

А при проведения открытого конкурса в электронной форме , конкурса с ограниченным участием в электронной форме , двухэтапного конкурса в электронной форме , аукциона документ, подтверждающий добросовестность должен быть предоставлен Заказчику вместе с подписанным контрактом (ч.5 ст.37 44-ФЗ).

Важно! Выявление недостоверности представленной информации в случае с «бумажными» конкурсами влечет к отклонению заявки, а в случае проведения электронных закупок приводит к признанию участника уклонившимся от подписания контракта.

1.6 Что делать, если сведения о вашем контракте отсутствуют в реестре?

Если контракт с Заказчиком заключен, но сведений о контракте в реестре нет, необходимо в первую очередь обратиться к Заказчику для выяснения причины отсутствия записи в реестре. За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений о заключении контракта и его исполнении предусмотрена административная ответственность Заказчика.

1.7 Особые случаи применения антидемпинговых мер по 44-ФЗ

1. Если проводится конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, Заказчик может установить различные значения критериев оценки заявок с ценой снижения до 25% и свыше 25% от НМЦК (ч.7 ст. 37 44-ФЗ);

2. Если закупаются товары для нормального жизнеобеспечения населения (продовольствие, средства для оказания скорой помощи, лекарственные средства, топливо и т.д.), помимо обычных антидемпинговых мер (полуторакратное обеспечение исполнения контракта или подтверждение добросовестности участника закупки) участнику необходимо также обосновывать снижение цены путем предоставления заказчику (ч.9 ст.37 44-ФЗ):

  • гарантийного письма от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (в свободной форме);
  • документов, подтверждающих наличие товара у участника закупки (товарная накладная, чеки);
  • иных документов и расчетов, подтверждающих возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене

3. Согласно ч.12 ст.37 44-ФЗ антидемпинговые меры не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

1.8 Выводы и рекомендации

Как вы видите, с приходом 44-ФЗ требования к участникам закупок, прибегающим к демпингу, ужесточились. Однако сказать о том, что это кардинальным образом изменило ситуацию в лучшую сторону сложно.

Во-первых, те участники, которые и до 44-ФЗ пользовались демпингом, также продолжают им пользоваться. Безусловно, это «удовольствие» стало дороже, но не настолько, чтобы от него полностью отказаться.

Во-вторых, те участники, которые, как и раньше имеют достаточный уровень квалификации и опыта, вряд ли будут стараться выиграть заказ только за счет цены.

Лишь совокупность факторов, таких как: обеспечение заявки, антидемпинговые меры, обеспечение исполнения контракта, штрафы и пени, а также отсутствие аванса отсекли от закупок нерадивых поставщиков. То есть антидемпинговые инструменты работоспособны только в комплексе вышеперечисленных мер, и не дают должного эффекта при использовании по отдельности.

2. Антидемпинговые меры по 223-ФЗ

Компании, которые попадают под действие 223-ФЗ, осуществляют свои закупки в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также утвержденным и размещенным в единой информационной системе (ЕИС) Положением о закупке.

Согласно ч.2 ст.2 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует всю закупочную деятельность Заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Читайте также:  Закупка при привлечении внештатных экспертов государственной экологической экспертизы по 44 ФЗ

Это означает, что каждый Заказчик самостоятельно разрабатывает свое Положение о закупках, в котором прописывает способы закупки, порядок их подготовки и проведения, в т.ч. и применяемые антидемпинговые меры. Эти меры могут отличаться от тех, что предусмотрены ст.37 44-ФЗ.

На этом моя статья подошла к концу. Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к этой статье.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ и 223-ФЗ: полный обзор для поставщиков и заказчиков

Антидемпинговые меры – это форма защиты заказчиков и поставщиков от недобросовестной конкуренции. Заказчики обязаны их применять, если участники значительно снижают цену закупки. В статье рассмотрим, как эти меры работают по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Что такое антидемпинговые меры, и когда они применяются?

Антидемпинговые меры (АДМ) используются в конкурсах и аукционах. Они направлены на выявление и предотвращение демпинга, т.е. искусственного снижения цены контракта на 25% и более. Недобросовестные участники таким способом пытаются устранять конкурентов. А для заказчиков это чревато получением некачественной услуги или товара.

Победитель тендера, снизивший цену контракта более чем на 25%, обязан предоставить повышенное ОИК (обеспечение исполнения контракта), либо подтвердить свою добросовестность. В отдельных случаях победитель должен обосновать итоговое ценовое предложение.

Важный момент! Антидемпинговые меры применяются в конкурсах и аукционах и не применяются при запросах котировок и запросах предложений. В последних видах торгов, участник может понижать цены без каких-либо последствий.

Разберем общий порядок применения таких мер по 44-ФЗ в зависимости от НМЦК.

Если НМЦК более 15 млн. рублей, то контракт с поставщиком, снизившим цену более чем на 25%, заключается после предоставления им ОИК, увеличенном в полтора раза от начальной стоимости контракта, но не ниже суммы аванса (ч 1. ст. 37 44-ФЗ).

Если НМЦК не более 15 млн. рублей, то победитель закупки, выигравший торги с внушительным снижением, вправе сам выбрать антидемпинговые меры: предоставить повышенное ОИК или подтвердить свою добросовестность с одновременным предоставлением ОИК. В последнем случае ОИК предоставляется в размере, указанном в тендерной документации (ч. 2 ст. 37 44-ФЗ).

По какой причине участники могут значительно снижать цену контракта?

Участник закупки может снизить НМЦК специально или ошибочно. На это у него есть свои причины:

  • Заказчик ошибся при расчете цены контракта . Даже понизив ее более чем на 25%, победитель останется в плюсе.
  • Участник нацелен именно на данный заказ и планирует выполнить его надлежащим образом даже по низкой стоимости.
  • Участник изначально планировал сработать недобросовестно. Например, поставить некачественный товар или получить аванс и не выполнить обязательства. ​
  • Участник ошибся при расчете рентабельности, но ему все равно необходимо исполнить контракт себе в убыток, чтобы не попасть в РНП.

Как участнику закупки подтвердить свою добросовестность?

Добросовестность участника подтверждается тремя исполненными по 44-ФЗ контрактами без штрафов и пеней в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке.

Специфика исполненных в прошлом контрактов не важна и может не совпадать с выигранной закупкой, в отношении которой к участнику применяются антидемпинговые меры. Главное, чтобы из 3-х представленных контрактов, цена хотя бы одного из них составляла 20% и более от НМЦК.

Антидемпинговые меры в «бумажных» и электронных процедурах

Между АДМ по «бумажным» процедурам и электронным есть разница:

«Бумажные» закупки

Электронные закупки

Сведение о добросовестности участник подает в составе заявки.

Если участник не предоставил такую информацию, или комиссия признала ее недостоверной, заявка участника отклоняется.Сведения о добросовестности участник подает при заключении контракта.

Если информация признается комиссией недостоверной, то участник объявляется уклонившимся от обязательств и сведения о нем вносятся в РНП (Реестр недобросовестных поставщиков).

Дополнительные антидемпинговые меры

По некоторым предметам закупки ст. 37 44-ФЗ обязывает заказчика применять к поставщикам дополнительные АДМ. Они применяются дополнительно к общим мерам, но не взамен их.

Таким образом, если производится закупка товаров для обеспечения нормального жизнеобеспечения (продукты, средства для оказания скорой и специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные препараты, ГСМ), то поставщик в составе заявки предоставляет обоснование своей цены. Для этих целей подходят:

  • гарантийное письмо от производителя товара;
  • документальное подтверждение наличия товара у поставщика;
  • иные документы, подтверждающие осуществление поставки.

Сам 44-ФЗ не регламентирует требования к обоснованию участником предложенной стоимости контракта. Также закон не дает оснований, по которым комиссия могла бы отклонить обоснование цены участника. Поэтому поставщик при обосновании вправе использовать произвольную форму. А сам факт представления обоснования, является основанием для признания участника выполнившим дополнительные антидемпинговые меры.

Отклонить заявку участника или отказаться от заключения контракта с ним заказчик может только по одной причине: если участник такое обоснование не предоставил.

Также дополнительные антидемпинговые меры применяются при закупке исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг путем проведения конкурса.

При таких торгах заказчик вправе предусмотреть различную значимость критериев оценки для заявок поставщиков, снизившихся по стоимости на 25% и более, и предложивших цену в рамках 25% снижения. Но если заказчик не предусмотрел иной порядок оценки заявок для демпингующих заявок, их заявки должны рассматриваться на общих основаниях с применением к соответствующему участнику общих антидемпинговых мер.

Важный момент! Согласно ч.13 ст.37 44-ФЗ заказчик обязан включить в контракт условие о запрете перевода аванса, если такой контракт подписывается с поставщиком, который снизил цену на 25% и более от НМЦК. Таким образом, исключается искусственное и необоснованное занижение цены недобросовестными участниками, которые не планируют исполнять свои обязательства.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ для СМП и СОНКО

Если в документации к закупке присутствуют ограничения для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), то участник не платит ОИК с учетом АДМ, если до подписания контракта предоставит информацию из реестра контрактов о выполнении хотя бы 3-х контрактов (без учета правопреемства) за 3 года до подачи заявки.

Эти контракты должны быть выполнены без штрафов и неустоек, а сумма их цен составлять не менее НМЦК. Если таких данных нет, то к поставщику применяются общие антидемпинговые меры. Но согласно ч.6 и ч.8.1 ст.96 44-ФЗ обеспечение рассчитывается от стоимости контракта, а не от НМЦК, и не может быть меньше аванса.

Специфика антидемпинговых мер при закупках лекарственных средств

К участнику применяются общие и дополнительные АДМ при осуществлении закупок лекарственных средств, внесенных в список ЖНВЛП. 44-ФЗ предусматривает некоторые особенности таких торгов. Антидемпинговые меры применяются к участнику, если он снизил цену на 25% и более от предельной отпускной цены производителя, а не от НМЦК.

Например, участник снизил цену НМЦК на 50% и более, но предложенная им цена не ниже 25% предельной отпускной цены производителя лекарственного средства. В этом случае АДМ к участнику не применяются.

При закупке лекарственных средств, не внесенных в перечень ЖНВЛП, антидемпинговые меры применяются на общих основаниях.

Из-за разности способов подсчетов не допускается проведение закупки одним лотом, объединяющим лекарственные средства, включенные и не включенные в список ЖНВЛП.

Когда антидемпинговые меры не применяются?

АДМ не применяются:

  • в случае электронного аукциона, который проводится по стоимости единицы товара, работы или услуги (см. Письмо Минфина РФ от 13.10.2017 г. № 24-02-08/67122);
  • если не предусмотрено ОИК согласно ч.8 ст.96 44-ФЗ (см. Письмо МЭР от 13.01.2017 г. № Д28и-289);
  • при заключении энергосервисного контракта (см. Письмо МЭР от 17.08.2016 г. № Д28и-2871);
  • при закупке лекарственных средств из списка ЖНВЛП, когда стоимость всех препаратов снижена на 25% и менее относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены (ч.12 ст.37 44-ФЗ).

Антидемпинговые меры по 223-ФЗ

Организации, которые работают с закупками по 223-ФЗ руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, иными законами федерального значения и НПА РФ, а также Положением о закупке, размещенном в Единой информационной системе (ЕИС).

Положение о закупке является руководством по работе для заказчика. Оно включает в себя требования к закупке, подготовке и проведению торгов (в том числе и способы закупки), условия их применения, порядок заключения и выполнения обязательств по контрактам, а также иные положения, связанные с проведением закупки (ч.2 ст.2 223-ФЗ).

Отсюда следует, что каждый заказчик сам разрабатывает Положение о закупке, указывая способы закупки, порядок их подготовки и проведения, а также антидемпинговые меры, применяемые к участникам. Эти меры могут разнится с мерами по ст.37 44-ФЗ.

Выводы и рекомендации

  1. Антидемпинговые меры применяются только к конкурсам и аукционам и не применяются к запросам котировок и запросам предложений.
  2. В закупках по 44-ФЗ АДМ регламентируются ст. 37 44-ФЗ, а в закупках по 223-ФЗ заказчик разрабатывает собственное положение о закупке, в котором прописывает антидемпинговые меры.
  3. Если НМЦК выше 15 млн. руб., то поставщик предоставляет ОИК в полуторакратном размере.
  4. Если НМЦК меньше 15 млн. руб., то поставщик имеет право выбора:

— внести ОИК в полуторакратном размере;

— предоставить документы о добросовестности и ОИК, указанное в закупочной документации.

  1. Добросовестность участника подтверждается исполненными контрактами из реестра. Если информация в реестре отсутствует, необходимо обратиться к заказчику. За невнесение данных об исполненных контрактах ему грозит административная ответственность.
  2. Если у вас еще нет исполненных контрактов и нет денег для повышенного обеспечения исполнения контракта, отнеситесь внимательно к своему расчету рентабельности и ценовому предложению, иначе есть риск попасть в РНП.

Как применяются антидемпинговые меры в госзакупках

Что такое антидемпинговые меры

Антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок, которые проводятся конкурентными способами. Их цель — не допустить демпинга, т. е. искусственного снижения итоговой цены контракта на 25% и более. Такие скидки чреваты ограничением конкуренции недобросовестными участниками и риском для заказчиков получить некачественный товар или услугу.

Бывают случаи, когда сбивают цену даже ниже себестоимости и честные поставщики, например, ради выхода на рынок. О ни рассчитывают на перспективную работу. Но, как показывает практика, чаще такие схемы направлены на устранение конкурентов.

В качестве предупредительных мер победитель тендера либо предоставляет повышенное обеспечение исполнения контракта, либо доказательство добросовестности. В некоторых случаях от него потребуют обосновать итоговую стоимость.

Различия в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Ст. 37 44-ФЗ антидемпинговые меры требует применять для конкурсов и аукционов, если в результате их проведения НМЦК уменьшается на 25% и более.

При проведении конкурса документы, подтверждающие добросовестность, прикладываются к заявке. Комиссия заказчика проверяет их и в случае обнаружения недостоверной информации отклоняет участника.

Если демпинг проявился во время аукциона, победитель должен подтвердить честные намерения документами, приложив их к подписанному контракту. В противном случае он попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Если выбирается повышенное обеспечение, участник обязан предъявить его перед заключением контракта.

Антидемпинговые меры по 223-ФЗ применяются несколько иначе. В тексте закона про них не говорится. Но ч. 2 ст. 2 223-ФЗ наделяет Положение о закупках правом регламентировать всю закупочную деятельность заказчика, включая и подготовительные этапы. Заказчик вправе внести собственные правила в борьбу с демпингом. Они либо такие же, как в законе о контрактной системе, либо отличаются.

Как применяются

Когда применяются антидемпинговые меры 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта увеличивается в 1,5 раза, по сравнению с указанным в документации, если НМЦК выше 15 млн руб.

С 01.01.2019 уточнили правила применения антидемпинговых мер при начальной максимальной цене контракта до 15 млн руб. Толкование ст. 37 44-ФЗ перестало быть двояким. С этого года антидемпинговые меры применяются таким образом: это или обеспечение исполнения контракта в полуторном размере, или обеспечение его исполнения в «стандартном» однократном размере вместе со сведениями о добросовестности.

Важно отметить, что при закупке через конкурс научных, конструкторских или технологических работ заказчик вправе оценивать заявки с нормальным снижением (до 25%) по одним критериям, а с демпинговым — по другим (ч. 7 и 8 ст. 37).

Если приобретаются продукты питания, топливо, предметы для экстренной и скорой медицинской помощи, то участник с демпинговым предложением обязан предоставить заказчику обоснование цены. Для этих целей используйте:

  • гарантийное письмо от производителя продукции;
  • документальное подтверждение наличия товара;
  • другие бумаги, подтверждающие возможность осуществить поставку.
Читайте также:  Как внести сведения в реестр недобросовестных поставщиков по 44 ФЗ

С 01.07.2019 вступила в силу ч. 13 ст. 37 44-ФЗ. Она обязывает заказчика прописать в госконтракте условие о запрете перечислять аванс, если такой контракт подписывается с участником закупки, который предложил цену на 25 и более процентов ниже НМЦК. Так сокращают случаи искусственного и необоснованного занижения цен недобросовестными участниками закупок, которые не планируют выполнять обязательства, чтобы исключить получение аванса такими участниками.

Особенности применения в закупках для СМП и СОНКО

Если закупка проводится с ограничениями для СМП и СОНКО, участник освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер, если до заключения контракта предоставит сведения из реестра контрактов об исполнении как минимум 3 контрактов (без учета правопреемства) в течение 3 лет до даты подачи заявки. Эти контракты должны исполняться без применения к нему неустоек, а сумма их цен составляет не менее НМЦК (максимального значения цены контракта). Если этих сведений нет, то участник предоставит обеспечение исполнения контракта с учетом антидемпинговых мер в обычном порядке. Но обеспечение рассчитывается от цены контракта, а не от НМЦК, и не может быть меньше аванса. Это указано в ч. 6, 8.1 ст. 96 44-ФЗ.

Ответственность

За отсутствие информации об антидемпинговых мерах оштрафуют, по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП, на 3000 рублей. Должностное лицо накажут за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, о проведении запроса предложений, за определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством о контрактной системе.

Когда антидемпинговые меры не применяются

К исключениям из правила о применении антидемпинговых мер относят несколько ситуаций. Не принимайте такие меры в следующих случаях:

  • при электронном аукционе, который проводится по цене единицы товара, работы или услуги;
  • если не предусмотрели обеспечение исполнения контракта по ч. 8 ст. 96 44-ФЗ;
  • если заключаете энергосервисный контракт;
  • если закупаете лекарства из перечня ЖНВЛП и цена всех препаратов снижена не более чем на 25 процентов относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 44-ФЗ).

Скачать письмо Минфина от 13.10.2017 № 24-02-08/67122

Скачать письмо Минэкономразвития от 13.01.2017 № Д28и-289

Скачать письмо Минэкономразвития от 17.08.2016 № Д28и-287

Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона

1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке.

5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

6. Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

  • до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;
  • на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

10. Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, предоставляется:

  • участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;
  • участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

11. В случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, заключается контракт, распространяются требования настоящей статьи в полном объеме.

12. Положения настоящей статьи не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на двадцать пять процентов относительно их зарегистрированной, в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств, предельной отпускной цены.

13. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ: что это и как правильно применять

Антидемпинговые меры по 44-ФЗ — это специальные требования, которые предъявляет заказчик к победителю, когда в ходе тендера цена будущего контракта снижается более чем на 25%. Это нужно, чтобы предотвратить недобросовестную конкуренцию и застраховать заказчика от приобретения некачественных товаров, работ или услуг.

Что такое демпинг и антидемпинг

Демпинг — это намеренное занижение цены ниже среднерыночных с целью вытеснить конкурентов. А стратегия противодействия демпингу применяется, чтобы не допустить недобросовестных участников до заключения контракта. В закупках по 44-ФЗ демпинг необходимо заподозрить, если цена контракта во время проведения тендера снизилась более чем на 25% от НМЦК.

Если участник сильно снижает цену, это еще не означает недобросовестный умысел и не требует меры наказания. Иногда компании намеренно снижают цену и даже работают себе в убыток, чтобы получить контракт в портфолио и выйти на рынок. Но чтобы подстраховаться на случай возможного демпинга, заказчик обязан предъявлять участнику специальные требования при значительном снижении стоимости относительно НМЦК.

По статье 37, антидемпинговые меры применяются при осуществлении закупок в форме конкурса и аукциона независимо от НМЦК. Для заказчика эти меры не являются правом, заказчик обязан строго соблюдать процедуры, предусмотренные 44-ФЗ при значительном снижении стоимости госконтракта.

Различия в 44-ФЗ и 223-ФЗ

Закон строго определяет случаи, когда применяются антидемпинговые меры по 44 ФЗ, порядок их применения, разновидности. Установленные правила применения мер обязательны и одинаковы для всех заказчиков.

Федеральный закон № 223-ФЗ дает заказчикам большую свободу в борьбе с демпингом — антидемпинговые меры по 223-ФЗ самим законом не предусмотрены, все правила устанавливает в положении о закупке сам заказчик: он вправе перенять систему мер из закона о контрактной системе или внедрить другие правила применения мер.

Как применяются

Антидемпинговые меры различаются в зависимости от размера НМЦК:

  • если начальная цена тендера превышает 15 миллионов рублей, при заключении контракта по его итогам победитель обязан обеспечить исполнение в повышенном размере. Предоставленное обеспечение составит полтора размера изначально заявленного организатором закупки обеспечения;
  • если начальная цена тендера не превышает 15 миллионов рублей, у участника, который предложил стоимость контракта ниже начальной более чем на 25%, имеется выбор: предоставить повышенное в полтора раза обеспечение исполнения либо подтвердить свою добросовестность и предоставить стандартное обеспечение. То есть антидемпинговые меры по 44-ФЗ и обеспечение исполнения контракта не исключают друг друга. Обеспечение предоставляется в любом случае, но если участник не намерен подтверждать свою добросовестность, оно имеет повышенный размер.
Читайте также:  Последствия непредоставления победителем электронного аукциона обеспечения исполнения контракта по 44 ФЗ

При закупке отдельных видов товаров, в числе которых средства, предназначенные для оказания скорой помощи, или топливо, заказчик дополнительно требует обоснование предлагаемой участником цены. Аентидемпинговые меры разрешают такие обоснования:

  • гарантийное письмо от производителя;
  • документы, подтверждающие наличие товара у участника;
  • иные документы, которые подтверждают, что поставка закупаемых товаров по заявленной цене возможна.

Антидемпинговой мерой является использование разных величин значимости тех или иных критериев при проведении конкурса. Так, в случаях снижения начальной максимальной цены контракта при проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг на 25% и более величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной 10% суммы величин значимости всех критериев.

В мае 2020 года в ст. 37 введена часть 13, которой заказчикам запретили перечислять аванс поставщикам, предложившим значительное снижение НМЦК. Эта мера направлена на недопущение мошенничества со стороны поставщиков, поскольку не позволит им получать деньги до исполнения контракта без намерения совершить поставку.

Особенности применения в закупках для СМП и СОНКО

Части 6 и 8.1 ст. 96 закона о контрактной системе устанавливают льготные условия по обеспечению исполнения соглашения для СМП и СОНО: эти субъекты вправе не предоставлять обеспечение, если подтвердят имеющийся у них опыт. Для подтверждения опыта они должны предоставить информацию об исполнении хотя бы трех соглашений, заключенных в порядке закона о госзакупках, за последние три года. Общая сумма исполненных соглашений должна составлять не менее НМЦК закупки. Если таких контрактов нет, участник вправе предоставить обеспечение в общем порядке. Сумма обеспечения рассчитывается не из НМЦК тендера, как это делается по общему правилу, а из цены заключаемого контракта. Эти муры обоснованны, и таких случаях антидемпинговые требования не предъявляются.

Ответственность

По 44-ФЗ, применение антидемпинговых мер является обязательным, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, поэтому несоблюдение антидемпинговых требований грозит ответственностью как для заказчика, так и для участника.

Если заказчик проведет закупку без применения антидемпинговых требований при наличии оснований к ним либо не разместит информацию о них, ему грозит административная ответственность по ст. 7.30 КоАП РФ.

Участник закупки, который игнорирует требования заказчика, признается уклонившимся от заключения соглашения, информация о нем передается в УФАС. Мера наказания — включение в реестр недобросовестных поставщиков.

Когда антидемпинговые требования не предъявляются

Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает, в каком случае не будут применены антидемпинговые меры:

  • при закупке лекарств из перечня ЖНВЛП, если итоговая стоимость, предложенная участником, не более чем на 25% ниже их нормативно установленной цены;
  • если обеспечение не взимается вовсе (ч. 8 ст. 96 44-ФЗ);
  • при заключении энергосервисного соглашения.

Антидемпинговые меры в сфере госзакупок

Николай Курц, руководитель секретариата ФАС ВСО, г. Иркутск.

Вступивший в силу с 1 января 2014 года Закон о контрактной системе содержит в себе как сюрпризы, так и давно ожидаемые нововведения. Одними из таких новшеств стали меры, направленные на защиту заказчиков от демпингующих поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В чем заключаются данные меры и какова их возможная эффективность?

Демпинг или нет?

Сфера государственных и муниципальных закупок товаров, работ и услуг, являясь инструментом промышленной и социальной политики, традиционно объединяет чрезвычайно разные категории лиц, обладающих различными, зачастую противоположными интересами. Одной из типичных ситуаций проявления столкновения интересов этих лиц является выигрыш закупочных процедур лицом, предложившим аномально низкую цену государственного или муниципального контракта. Предложение таким субъектом контрактной цены ниже себестоимости объектов закупки грозит нарушением общественных интересов по своевременному и качественному удовлетворению государственных и муниципальных нужд (а зачастую и вовсе их неудовлетворением) и неэффективным расходованием бюджетных средств. Особый драматизм ситуация приобретает, когда поставщик, подрядчик или исполнитель причиняет заказчику реальный ущерб, например, присваивая уплаченный ему аванс без какого-либо встречного предоставления. В научной литературе такая ситуация получила название «демпинг поставщика (подрядчика, исполнителя)». Демпингом (от английского dumping — сбрасывание) называется в торговле явление продажи товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим, чем средние розничные цены, а иногда и более низким, чем себестоимость. В связи с этим называть ситуацию, когда участник торгов побеждает, предлагая цену ниже себестоимости поставляемой продукции, демпингом формально нельзя. На это, а также на то, что заказчик не имеет и не может иметь сведений о затратах, которые необходимы для определения действительной себестоимости продукции, которая является предметом торгов, так как поставщик не обязан их предоставлять, указывало Минэкономразвития России, разъясняя положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (письмо от 19.06.2008 N Д05-2451). Впоследствии ведомство уже признавало, что «демпинг… страшная беда для госзаказа» . ——————————— Федоров А.А. Антидемпинговые меры в законодательстве о федеральной контрактной системе // Государственные и муниципальные закупки. 2012. С. 208.

В то же время анализ международного опыта публичных закупок свидетельствует о возможности законодательного закрепления механизмов борьбы с аномально заниженными ценами заявок участников закупочных процедур. При этом законодатели, как правило, делают акцент на необходимости обоснования предложенной участником демпинговой цены (Типовой закон ЮНСИТРАЛ) либо на установлении минимальной цены контракта, ниже которой участники закупок не могут опуститься в своих предложениях (Япония, Италия). Однако и отечественный законодатель в последнее время стал уделять повышенное внимание данным механизмам. Впервые антидемпинговые меры появились в положениях о закупках нескольких отечественных государственных компаний и в первой редакции законопроекта «О федеральной контрактной системе». В окончательном тексте Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) сделан акцент на их применении только при проведении конкурсов и аукционов и исключении из данной сферы иных закупочных процедур. Между тем и запрос котировок, и запрос предложений являются по существу упрощенными формами торгов, разница между которыми обусловлена лишь некоторым облегчением процедуры проведения, а также рядом других второстепенных признаков. Это, однако, не обусловливает невозможность подачи участниками закупок заявок с аномально заниженной ценой при проведении данных процедур, а значит, не исключает необходимости предусматривать специальный механизм для борьбы с ними.

Вопросы применения статьи 37

Основной антидемпинговой мерой в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе является представление обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта в повышенном размере, а также в определенных случаях информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, дифференцированно от уровня начальной (максимальной) цены контракта. Данная мера подлежит применению в случае, если участником конкурса или аукциона закупки предложена цена контракта, которая на 25 процентов и более ниже начальной (максимальной) цены. Необходимость выполнения того или иного предписания ставится законодателем в зависимость от начальной (максимальной) цены контракта. Следует отметить, что каких-либо специальных норм о форме обеспечения исполнения контракта в указанном повышенном размере Закон о контрактной системе не содержит. В связи с этим такое обеспечение должно представляться согласно ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе в форме банковской гарантии или внесения денежных средств на счет заказчика в зависимости от желания участника закупки. Понятие информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, раскрывается в ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе. К такой информации относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение данным участником государственных либо муниципальных контрактов на указанных в Законе условиях. Однако определенные вопросы теоретического характера вызывает решение законодателя отнести к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, лишь сведения об исполнении им государственных и муниципальных контрактов. Прежде всего необходимо сказать, что понятие «добросовестность» трактуется в отечественной юриспруденции гораздо шире, чем просто соблюдение договорной дисциплины. Кроме того, участники закупки, не имеющие большого опыта в исполнении контрактов, в принципе не смогут выполнить требования ч. 3 ст. 37 Закона о контрактной системе, что отнюдь не означает их недобросовестность. Вместе с тем указанный Закон предусматривает закрепление за участником закупки права выбора представления информации о добросовестности или повышенного размера обеспечения исполнения контракта, что все же создает равные условия для участников закупок. Кроме того, ни правила ст. 37 Закона о контрактной системе, ни какие-либо другие нормы не устанавливают, в чьей компетенции — комиссии по осуществлению закупок либо самого заказчика — находится вопрос о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта при непредставлении им обеспечения исполнения контракта. Полагаем, что для ответа на данный вопрос следует руководствоваться ч. 1 ст. 39 Закона о контрактной системе, излагающей цель создания комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Как известно, данная стадия закупок начинается с размещения извещения о закупке и заканчивается заключением контракта. Следовательно, действия по определению поставщика, подрядчика или исполнителя, включая признание участника закупки уклонившимся от заключения контракта, входят в компетенцию именно комиссии по осуществлению закупок. В связи с этим соответствующий протокол должна составлять именно комиссия, однако размещать его в единой информационной системе и доводить до сведения всех участников закупки должен только заказчик. Нельзя не упомянуть тот факт, что предусмотренные Законом о контрактной системе антидемпинговые механизмы чрезвычайно тесно связаны с институтом начальной (максимальной) цены контракта. Поэтому их эффективность возможна лишь в том случае, если данная цена определена в соответствии со всеми правилами, установленными в указанном Законе и подзаконных актах, и отражает реальную стоимость закупаемых товаров (работ, услуг).

Способ повышения конкуренции

Содержание принципа обеспечения конкуренции, действие которого должно создать равные условия между участниками закупок, раскрывается в ст. 8 Закона о контрактной системе, согласно которой любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Добросовестная конкуренция включает ценовую и неценовую конкуренцию между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров (работ, услуг). Между тем умышленное занижение отдельными участниками закупок цен на закупаемые товары, работы и услуги ради выигрыша в процедуре определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не только влечет опасность неполного или ненадлежащего удовлетворения государственных и муниципальных нужд, а также причинения убытков публично-правовым образованиям, но и весьма пагубно отражается на уровне роста экономики в локальном масштабе. Особенно ярко это видно на рынке услуг, исполнители которых, занижая цены ниже реального уровня, стараются увеличить свою долю рынка. Данное явление, принимая системный характер, препятствует развитию как одной отрасли, так и всего рынка однородных услуг в целом. Поэтому к числу антидемпинговых мер, помимо предусмотренных ст. 37 Закона о контрактной системе, следует также отнести предварительную квалификацию участников конкурсов, а также проведение двухэтапных торгов. Посредством данных механизмов заказчик вправе ограничить участие в процедурах закупок лиц, не отвечающих требованиям заказчика и создающих демпинговую угрозу. Особенностями установленных в Законе о контрактной системе антидемпинговых мер являются, во-первых, их распространение лишь на конкурсы и аукционы, во-вторых, жесткая привязка к уровню начальной (максимальной) цены контракта и, в-третьих, дифференциация антидемпинговых мер в зависимости от уровня самого демпинга и предмета закупки. Необходимо также сказать, что данные меры реализованы по довольно мягкому для демпингующих участников закупок варианту, предполагающему отклонение их заявок лишь в крайнем случае — при признании информации, подтверждающей их добросовестность, недостоверной. Основным же механизмом является предоставление обеспечения исполнения контракта в повышенном размере. Стоит заметить, что появление антидемпинговых мер видится безусловным шагом вперед в развитии системы государственных и муниципальных закупок. Безусловно, закрепленный в Законе о контрактной системе механизм обладает определенными недостатками, однако оценить подлинную его эффективность можно лишь по результатам активной практики его применения, после чего можно будет задумываться и об усовершенствовании имеющихся в распоряжении антидемпинговых мер.

Курц Н. Антидемпинговые меры в сфере госзакупок // ЭЖ-Юрист. 2014. N 7. С. 8.

Ссылка на основную публикацию