Аванс 30% по государственному контракту по 44 ФЗ

Новые правила по авансу на 2020 год

Скачать законопроект об изменении ст. 34 44-ФЗ
Скачать законопроект об изменении ст. 72 БК
Скачать распоряжение правительства № 21-р от 16.01.2018 в актуальной редакции от 30.09.2019
Скачать постановление правительства № 1496 от 09.12.2017 с изменениями от 09.11.2019

Новые правила для аванса в контрактах по 44-ФЗ на 2020 год

Минпромторг опубликовал на сайте проектов нормативных актов проект Федерального закона, который изменяет ст. 34 44-ФЗ об условиях контрактов. Этот проект предусматривает включение в контракт условия о размере аванса по 44 ФЗ в 2020 году не менее ‎50% от цены контракта (этапа исполнения контракта) в обязательном порядке, если закупают ‎у организации оборонно-промышленного комплекса, включенной в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, российской радиоэлектронной продукции, в отношении которой по ст. 14 44-ФЗ установлены правила национального режима (запрет, ограничения или условия допуска). Планируется, что изменения вступят в силу с апреля 2020 года.

Для реализации инициативы об авансировании по 44 ФЗ в 2020 году предприятий ОПК в закупках радиоэлектронной продукции с января следующего года изменят ст. 72 Бюджетного кодекса. Такой законопроект опубликовал Минпромторг на той же платформе.

Действующее законодательство об авансе

По закону, готовность продавца (или заказчика) выплатить деньги еще до исполнения договора — его добровольное решение, а не обязанность. Но если включить такое условие в договор, заказчик приобретает обязательство по предварительной выплате до исполнения сделки.

На основании статей 487, 711, 781 ГК РФ, обязательства по выплате исполняют в полном размере или частично. Во втором случае окончательный расчет заказчик сможет осуществить после того, как поставщик успешно исполнит договор.

Аванс в законе о контрактной системе

Авансирование по 44-ФЗ в 2020 году является правом, но не обязанностью заказчика, и определяется им самостоятельно, исходя из целесообразности и бюджетных ограничений. Есть закупки, где размер превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), а для получателей федеральных бюджетных денег установлена предельная величина в зависимости от выделенных лимитов средств.

Размер обеспечения исполнения контракта повышается до суммы аванса в тех случаях, когда определенный 44-ФЗ размер обеспечения ниже установленного заказчиком размера аванса.

Если он принял решение об авансе, вносит это условие в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ) и определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие указания о сроке выплаты признают нарушением.

Как прописать

Вот инструкция, как прописать аванс в контракте по 44 ФЗ:

  1. Не устанавливайте минимально возможную или предельно допустимую величину аванса без определения конкретного размера.
  2. Не согласовывайте требования с целями расходования аванса, если этого нет в законодательстве. Подобные условия свидетельствуют о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок и становятся основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП. Это прописано в письме Казначейства № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015, решении ФАС по делу № К-67/15 от 28.01.2015.

А вот примеры формулировок:

Заказчик производит оплату по контракту путем перечисления на расчетный счет исполнителя денежных средств в размере 100% от общей стоимости услуг (полная предоплата) в течение _____ дней с момента ______________.

Оплата по настоящему контракту производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в следующем порядке:

  • сумма в размере ____% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента заключения настоящего контракта;
  • сумма в размере ___% от общей стоимости товара, что составляет ________ (___________) рублей ____ копеек, — в течение ____ дней с момента поставки товара.

Плюсы и минусы

Решение проводить тендеры с авансом имеет для заказчика и положительные, и отрицательные стороны. Аванс для поставщика — это реальная возможность поставщику осуществить предзаказ необходимой продукции. На эти деньги исполнитель закупает сопутствующие расходные материалы и оплачивает желаемому субподрядчику, а не выбранному по остаточному принципу.

Но одновременно повышается риск потери договора. Недобросовестный поставщик получит предоплату 100 процентов бюджетного учреждения в 2020 году, но не выполнит предусмотренные договором обязанности. В этом случае размер выплаты влияет на решение поставщика пренебречь ответственностью. Для нерадивых поставщиков предусмотрено наказание в виде пеней, штрафов и занесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.

Ограничения при определении размера аванса

Для организаций-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в пределах установленных размеров. Условия введены в действие постановлением правительства от 09.12.2017 № 1496 о положении об исполнении бюджета. Предусмотрено авансирование в бюджетных учреждениях по контрактам:

1. На поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, в том числе на выполнение работ по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов капитального строительства государственной собственности РФ — не больше 30% от суммы контракта.

2. На выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые направлены на импортозамещение технологической продукции, — от 30% до 80% суммы контракта. В этом случае соблюдают такие условия:

  • контракт (кроме соглашений с банковским сопровождением) предусматривает условие о казначейском сопровождении аванса ТОФК по бюджетному законодательству;
  • до проведения определения поставщика конкурентными способами или закупки у единственного поставщика от Минпромторга получили подтверждение о соответствии этого контракта целям импортозамещения технологической продукции.

3. Если включили в них и в контракты (договоры), которые заключены в рамках их исполнения, условия о казначейском сопровождении аванса ТОФК по бюджетному законодательству, — от 30% до 90% суммы контракта (кроме указанных в абз. 3 пп. «а» п. 18 ПП № 1496).

  • разницу между стоимостью фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и общей суммой выплаченного ранее аванса (для госконтракта, который не содержит этапы исполнения или выполнение этапов проводится последовательно);
  • разницу между стоимостью фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и суммой, рассчитанной в порядке по абз. 1 пп. «а» п. 18 ПП № 1496 (для госконтракта, который исполняется поэтапно, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).

Сумму фактически поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) подтверждают в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета. Этот порядок утвердил Минфин в приказе № 213н от 17.11.2016.

4. На выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства госсобственности РФ на сумму более 600 млн руб. устанавливают как максимум предоплату 30 процентов по договору 44-ФЗ от суммы такой сделки. В контракте прописывают условие о том, что последующее авансирование производится после подтверждения поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в объеме первого аванса. Такое подтверждение осуществляется в порядке санкционирования оплаты денежных обязательств по приказу Минфина № 213н. Еще одно условие — общая сумма предоплаты не превышает 70% суммы контракта. Это указано в пп. «б» п. 18 ПП № 1496.

А в пп. «в» п. 18 постановления правительства № 1496 указано, в каких случаях возможна 100 предоплата по договору по 44 ФЗ, — на оказание услуг связи, приобретение авиабилетов, обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оказание гостиничных услуг по месту командирования и др. Это не весь перечень объектов закупок, по которому устанавливают аванс 100 процентов по 44-ФЗ. Если хотите прописать полную предоплату, проверьте п. 18 ПП № 1496.

Когда не предусматривают аванс

В ч. 13 ст. 37 44-ФЗ указано, что не выплачивают аванс участнику, к которому применили антидемпинговые меры. Даже если его изначально предусмотрели в закупочной документации.

Если госконтрактом исполняется поэтапно, то в отдельных случаях, которые прописаны в п. 19 постановления правительства № 1496, не предусматривают выплату аванса на последнем этапе.

Для организаций-получателей средств федерального бюджета условия авансирования не предусмотрены при поставке некоторых товаров и оказании услуг по установленному правительством перечню (распоряжение правительства от 16.01.2018 № 21-р).

Среди прочего в перечень входят:

  • белье, одежда;
  • бумага для печати, канцелярские принадлежности;
  • компьютеры, телефонное оборудование;
  • автомобили;
  • некоторые услуги;
  • другое.

30.09.2019 вступило в силу распоряжение правительства № 2259-р от 30.09.2019, которые изменило распоряжение № 21-р. Новые правила прописали для авансов в закупках портативных компьютеров массой не более 10 кг, такие как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника по коду ОКПД2 26.20.11.

Теперь авансирование предусматривают в госзакупках планшетных компьютеров, которые закупаются на основании госконтрактов Росстата для проведения Всероссийской переписи населения 2020 года.

Авансирование по 44-ФЗ

Авансирование по 44-ФЗ: гарантия исполнения обязательств по контракту

Возможно ли авансирование по 44-ФЗ. В каких случаях авансирование контрактов по 44-ФЗ не предусмотрено? Новые правила авансирования по 44-ФЗ с 1 июля 2019 года. Размер авансирования по 44-ФЗ. Плюсы и минусы авансирования контракта по 44-ФЗ. Как прописать авансирование по 44-ФЗ?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Возможно ли авансирование по 44-ФЗ
  • В каких случаях авансирование контрактов по 44-ФЗ не предусмотрено
  • Новые правила авансирования по 44-ФЗ с 1 июля 2019 года
  • Размер авансирования по 44-ФЗ
  • Плюсы и минусы авансирования контракта по 44-ФЗ
  • Как прописать авансирование по 44-ФЗ

Авансирование по 44-ФЗ представляет собой предоплату, которая передается поставщику прежде, чем начнется выполнение обязательств по госконтракту. Решение о подобной выплате принимается заказчиком, он же ответственен за внесение этих условий в соглашение. Разумеется, для заказчика это определенный риск, поэтому, прежде всего, он должен быть уверен в надежности поставщика.

Одним из показателей надежности поставщика является его отсутствие в соответствующем Реестре. Тем не менее, включая в договор условия авансирования, заказчик обязан предусмотреть все возможные последствия действий поставщика и своих. Как это сделать, расскажем в данной статье.

Возможно ли авансирование по 44-ФЗ

Вначале уточним, что означает данное понятие. Авансированием называется предварительная оплата по контракту, осуществляемая заказчиком в пользу поставщика, которая проводится до выполнения последним договорных условий.

В Федеральном законе № 44 от 05.04.2013 (далее – Закон) нет никаких намеков на обязательность перечисления аванса. Покупатель самостоятельно и добровольно принимает решение оплачивать услуги раньше времени.

Размер обеспечения контракта может составлять 5–30 % от его начальной (максимальной) цены – НМЦК (ст. 96 Закона, часть 6). Эта сумма не должна быть ниже, чем аванс, который предусмотрен договором. Если предоплата выходит за верхние рамки установленных границ и больше 30 %, то размер обеспечения по контракту принимается таким же, как аванс. Отсюда следует, что на объем материального обеспечения контрактной сделки влияет авансирование и его размер.

Читайте также:  Заказчик ограничил участие в закупке физлиц, не являющихся ИП

Если покупатель хочет сделать предоплату, он прописывает это в договоре (ст. 34 44-ФЗ, часть 13), указывая сумму платежа и срок перечисления. Отсутствие условий выплаты аванса считается административным правонарушением и квалифицируется по ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях (часть 4.2).За то, что документ оформлен с нарушениями законодательства о контрактной системе госзакупок, налагается административное взыскание в виде штрафа 3 000 руб.

К заказчикам, которые предусмотрели авансирование в договоре по 44-фз и не заплатили своему поставщику, законодательство относится еще строже. Их действия подпадают под статью 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Первое нарушение карается штрафом в размере 30–50 тысяч руб., второе – лишением квалификации на 1-2 года.

Если в процессе государственной закупки участник снизил цену больше чем на 25 % от начальной (максимальной) стоимости контракта, то применяются антидемпинговые меры. При этом для заключения сделки сумма обеспечения должна быть в 1,5 раза выше той, что оговорена в письменном виде (ст. 37 44-ФЗ, п. 1).

В свою очередь, Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает несколько общих положений для авансирования товаров и услуг:

  • Предоплата может быть предусмотрена условиями договора купли-продажи (ст. 487).
  • Поставщик (подрядчик) имеет право требовать у заказчика аванс или задаток, если эти выплаты прописаны в законе либо договоре (ст. 711).
  • Заказчик должен оплатить полученный товар (услуги) вовремя и в том порядке, что предписан договором, заключенным на возмездной основе (ст. 781).
  • Если договором предусмотрено авансирование по 44-фз без указания срока платежа, заказчик должен сделать предоплату в течение недели после официального требования продавца (ст. 314).

Отсюда следует, что покупатель обязан выплатить аванс только в том случае, если это было предусмотрено заранее. А продавец всегда может проверить перед сделкой, внесена ли предоплата в план-график и закупочные документы. Точнее, заглянуть в проект контракта, который есть у каждой стороны.

В каких случаях авансирование контрактов по 44-ФЗ не предусмотрено

Есть 22 товарные группы и четыре сферы услуг, для которых предоплата официально не установлена. Это указано в распоряжении Правительства РФ № 21-р «Об утверждении перечня товаров и услуг, в отношении которых при заключении договоров (государственных контрактов) о поставке товаров (оказании услуг) получателями средств федерального бюджета не предусматриваются авансовые платежи», изданного 16 января 2018 г.

В список товаров, для которых не установлен порядок авансирования по 44-ФЗ, вошли:

  • постельное белье, подушки, одеяла;
  • столовый текстиль;
  • ковровые изделия;
  • рабочая и специальная одежда;
  • печатная бумага и бумажная продукция для офиса;
  • офисная техника (компьютеры, планшеты, ноутбуки);
  • моющие средства и стиральные порошки;
  • автомобили и др.

Новые правила авансирования по 44-ФЗ с 1 июля 2019 года

В начале октября прошлого года 42-я статья Закона была дополнена. Новое положение (п. 12) обязывает заказчика указывать размер аванса в извещении о закупке (если таковой предусмотрен). После того как 31 июля 2019 г. эти уведомления были отменены для случаев с единственным поставщиком, тогда и авансирование по 44-ФЗ с одним подрядчиком перестали отражать в ЕИС.

На сайт законодательных инициатив был выставлен проект закона о внесении изменений в статью 34 «Контракт» указанного выше норматива. Он подготовлен Минпромторгом и предусматривает с 2020 года введение в договоры о госзакупках условий об авансе, который должен составлять 50 % и более от стоимости самого контракта или этапа выполнения работ.

Это правило распространяется на закупки у предприятий оборонно-промышленного комплекса России, входящих в базу данных сводного реестра ОПК, отечественной радиоэлектроники, по отношению к которой, согласно 44-ФЗ (ст. 14), действует порядок национального режима (ограниченный допуск или запрет). Ожидаемые поправки по авансированию контрактов вступают в действие в апреле этого года.

С целью проведения в жизнь инициативы о предоплате по 44-ФЗ для системы ОПК в сфере закупок и заказов на радиоэлектронную продукцию в январе 2020 г. обновят Бюджетный кодекс (в части ст. 72). Соответствующий проект опубликован тем же ведомством на портале regulation.gov.ru.

Размер авансирования по 44-ФЗ

Все заказчики, которые финансируются из федерального бюджета РФ, ограничены в объемах предварительной оплаты по заключаемым контрактам. Эти лимиты установлены Постановлением Правительства № 1496 (п. 18) от 09 декабря 2017 «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета» (ноябрьская редакция 2018 г. № 1430).

Рассмотрим рамки, утвержденные на авансирование по 44-ФЗ данным нормативным актом.

Размер аванса по отношению к НМЦК

(процент)

Предмет договора

Строительные работы, реконструкция и капремонт объектов капитального строительства госимущества Российской Федерации

Научно-исследовательские работы (НИР) и ОКР по импортозамещению технологических продуктов (если целевое назначение контракта подтверждено, а федеральное казначейство РФ гарантирует авансирование по 44-ФЗ). Исключением являются договоры с банковским сопровождением.

Выполнение работ (кроме вышеперечисленных) с казначейским сопровождением, предусмотренным в контракте.

Строительные работы, реконструкция и капремонт объектов капитального строительства госимущества Российской Федерации общей стоимостью от 600 000 000 руб. Если осуществляются поставки продукции, оказание услуг или проведение работ на сумму утвержденного аванса, размер авансирования по 44-ФЗ может составить 70 % стоимости договора.

Услуги связи, подписка и закупка периодических изданий, профессиональная переподготовка, курсы повышения квалификации, конференции (научные, научно-практические, методические, др.), государственная экспертиза проектной документации и итогов инженерных изысканий, проверка сметной стоимости строительства и реконструкции объектов, капремонта гособъектов капитального строительства, покупка железнодорожных и авиабилетов, покупка проездных талонов для городского и пригородных видов транспорта, закупка санаторно-курортных путевок, мероприятия по борьбе с пожарами, аренда банковской ячейки (личного сейфа), страхование ОСАГО для автовладельцев, полисы обязательного страхования гражданской ответственности собственников опасных объектов по ущербу, нанесенному аварией на этих производственных участках, договоры с иностранными учреждениями о лечении россиян за пределами РФ.

Последующие выплаты осуществляются по факту после приемки работ, которые предусматривают авансирование по 44-ФЗ. При этом очередной платеж должен составлять не более 70 % стоимости контракта.

Если конкурсные закупки проводятся у одного поставщика, возможна предоплата 30–80 % в пределах установленного бюджетного финансирования.

Это важно! Если договор предписывает многоэтапные работы, то авансирование на финальной стадии запрещено.

При утверждении предоплаты региональные или муниципальные заказчики руководствуются 44-ФЗ, а также местными нормативными и правовыми актами.

Плюсы и минусы авансирования контракта по 44-ФЗ

Если в проекте договора присутствует аванс, он, безусловно, очень выгоден подрядчику. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса. Предварительная оплата позволяет закупить необходимое сырье или товары, а также расплатиться с исполнителями, при этом сохраняя собственные средства.

По отношению к заказчику авансирование по 44-ФЗ всегда рискованно. Прежде всего, в том, что получивший деньги исполнитель может не выполнить условий договора. Однако этот риск перекрывается финансовым обеспечением контракта на сумму, равную авансу или более.

Кроме банковской гарантии клиент имеет и другие способы защиты. К примеру, штрафные санкции за невыполнение или неподобающее исполнение контрактных обязательств, а также пени за их задержку.

Если договор реализован в срок и не имеет нареканий, заказчик должен рассчитаться со своим подрядчиком с учетом предыдущего аванса.

Как прописать авансирование по 44-ФЗ

Для тех, кого интересует, как предусмотреть аванс по 44-ФЗ при составлении контракта, рекомендуем соблюдать инструкцию:

  • Не утверждайте предельно допустимый (в ту или иную сторону) размер аванса без указания точной суммы.
  • Не согласуйте требования и цели предоплаты, если законом это не предписано. Подобные условия нарушают законодательство о контрактных госзакупках и квалифицируются как административное правонарушение в вопросе авансирования контракта по 44-ФЗ (статья 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункт 4.2). Такое разъяснения дает ФК РФ в своем письме № 07-04-05/09-319 от 19.05.2015. Того же мнения придерживается ФАС в решении № К-67/15, принятом 28.01.2015.

В государственном контракте должен быть предусмотрен порядок авансирования по 44-ФЗ и сумма платежа. Этот пункт нужно включить в раздел «Оплата». Не забывайте, что договор такого плана может содержать лишь данные, указанные в документах о закупке.

Для осуществления предоплаты заказчик получает от исполнителя счет-фактуру, которая послужит основанием для перевода денег из бюджета на казначейский счет. Затем ФК РФ перечисляет их поставщику. При выполнении подрядчиком всех пунктов договора клиент выплачивает ему остаточную сумму за минусом аванса по 44-ФЗ.

Обычно принцип авансирования используется только в значимых контрактах. В остальных случаях для оплаты заказчику удобнее отсрочка платежа. Когда госучреждение планирует предоплаченный проект, ему нужно заранее внести условие о выплате аванса в договор, как того требует 44-ФЗ. При этом следует соблюдать закон.

Аванс по 44-ФЗ в 2019 году: размер выплат в таблице

Действующее законодательство предусматривает возможность предоставления заказчиком авансового платежа для исполнения государственного контракта. Это поможет поставщику вовремя и в полном объеме исполнить свои обязательства. До недавнего времени размер аванса был не регламентирован. Но Правительство РФ внесло соответствующие поправки в законодательство. Теперь перечисление авансовых платежей должно отвечать определенным требованиям.

Когда возможно предоставлять аванс и когда это делать запрещено

Авансом принято назвать денежную сумму, которую заказчик перечисляет в адрес поставщика в исполнение своих обязательств по контракту. Каждое бюджетное учреждение вправе самостоятельно определять условия заключаемых с поставщиками договоров. Следовательно, и возможность предоставления аванса они могут устанавливать на свое усмотрение.

В апреле 2016 года было опубликовано постановление Правительства РФ за номером 737-р. В нем определяется список товаров, при заключении договора на поставку которых, авансирование не допускается. При этом срок поставки не должен превышать 30 дней с момента заключения контракта. В этот перечень входят:

  1. Постельное белье, занавеси, столовое белье.
  2. Различные виды одеял, подушек, спальных мешков.
  3. Ковры.
  4. Бумага, предназначенная для печати, канцелярские товары, выполненные из бумажной массы. Подставки и лотки для ручек, печатей, бумаги, а также аналогичные канцелярские приспособления.
  5. Медицинская вата.
  6. Моющие средства.
  7. Портативные компьютеры, электронные записные книжки.
  8. Оборудование, предназначенное для обеспечения телефонной, телеграфной или видеосвязи.
  9. Телевизионные приемники, радиоаппаратура, устройства записи и воспроизведения звука.
  10. Лампы накаливания, дуговые и газоразрядные лампы.
  11. Различные осветительные приборы и их отдельные части.
  12. Легковые и грузовые автомобили.
  13. Щетки и метлы для уборки в помещении.
  14. Ручки и карандаши, мелки для рисования и нужд портных.
Читайте также:  Протокол об отказе от заключения государственного (муниципального) контракта с победителем определения поставщика - образец

При закупке любых других товаров заказчик вправе определить порядок выплаты аванса. При этом необходимо учитывать, что существует предельный размер такой выплаты, который установлен законодательно.

Размер аванса по контракту 44-ФЗ

Максимально возможный размер авансового платежа устанавливается постановлением Правительства за номером 1551 от 30.12.2016 г. Размер аванса не изменяется в случае заключения контракта с единственным поставщиком.

Условия контракта

Размер авансового платежа

Поставка любых товаров или услуг, не включенных в перечень постановления №737-р.

До 30% от суммы контракта

При заключении договора на реализацию опытно-конструкторских или научно-исследовательских работ, которые ориентированы на импотрозамещение высокотехнологичной продукции.

Аванс может быть в пределах от 30 до 80 % от суммы, предусмотренной к оплате контрактом.

Контракты на оказание услуг связи, подписки на печатные издания, профессиональной переподготовке сотрудников, участие в различных конференциях, проведения государственной экспертизы, по проверки правильности составления сметы для объектов капитального строительства. Договора на оформление авиа- и железнодорожных билетов, аренды сейфов, тушение пожаров.

Сумма аванса может доходить до 100%.

Заключение договоров на строительные работы, услуги по реконструкции, а также капитальному ремонту зданий и сооружений.

Если сумма контракта не превосходит 600 миллионов рублей, то аванс не может превышать 30% от цены. При сумму свыше 600 миллионов рублей сумму аванса может быть увеличена до 70%.

Как правильно отразить перечисление аванса в контракте

Порядок предоставления и размер авансового платежа в обязательном порядке отражаются в тексте государственного контракта. Соответствующий пункт должен быть внесен в параграф «Порядок оплаты». Стоит помнить, что в договор могут быть включены только те сведения, которые отражались в закупочной документации.

Для выплаты аванса заказчик запрашивает у поставщика авансовую счет-фактуру. На основании полученных документов денежные средства из бюджета перечисляются на счет Казначейства. После этого они переводятся на расчетный счет поставщика. После того как все обязательства поставщиком исполнены, заказчик оплачивает сумму, предусмотренную контрактом, за вычетом авансированной суммы.

Авансовый платеж, как правило, применяется только в особо важных контрактах. Чаще всего заказчики предпочитают оплачивать товары или услуги на условиях отсрочки платежа. Если же государственное учреждение хочет выплатить аванс, необходимо заранее предусмотреть это условие в документации. При этом должны соблюдаться все требования законодательства.

Авансирование по 44-ФЗ и 223-ФЗ: в каких случаях и в каком размере устанавливается?

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В этой статье речь пойдет об авансировании в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ. Вопрос этот очень актуальный для большинства поставщиков, так как наличие аванса в контракте очень сильно упрощает исполнение обязательств по такому контракту. Например, позволяет поставщику заранее закупить товар, необходимый для выполнения работ, или привлечь соисполнителей. Но проблема заключается в том, что далеко не во всех контрактах предусмотрен аванс. Поэтому в этой статье мы подробно рассмотрим в каких случаях предусмотрено авансирование и в каком размере оно должно быть установлено.

Содержание:

1. Что такое авансирование по 44-ФЗ и для чего оно нужно?

Авансирование — это предоплата по контракту, которая перечисляется Заказчиком поставщику до исполнения обязательств по контракту.

Федеральный закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо положений о выплате аванса. Выплата аванса является добровольным решением Заказчика, а не его обязанностью.

Так в п.2 ч.3 ст.21 44-ФЗ говорится, что в план-график должна включаться информация о размере аванса, если такой аванс предусмотрен. Помимо этого информация о размере аванса (если он предусмотрен) должна включаться в проект контракта (ч.13 ст.34 44-ФЗ).

Согласно ч.6 ст.96 44-ФЗ обеспечение исполнения контракта устанавливается в размере от 5% до 30% от НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. То есть размер обеспечения исполнения контракта взаимосвязан с размером аванса.

Если же участником закупки в ходе торгов цена снижена более чем на 25% от НМЦК, то используется антидемпинговый механизм, который предусматривает выплату обеспечения исполнения контракта в 1,5 размере. Подробнее об этом написано здесь.

А Гражданский кодекс РФ содержит общие положения об авансировании:

  • Договором купли-продажи может быть установлена предварительная оплата (ст.487 ГК РФ);
  • Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре подряда (ст.711 ГК РФ);
  • Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (ст.781 ГК РФ);
  • Если в договоре согласовано условие о предоплате товара, но не определен срок ее внесения, заказчик (покупатель) обязан оплатить товар в течение 7-ми дней с момента предъявления поставщиком (продавцом) соответствующего требования (ст.314 ГК РФ);

Таким образом, обязанность Заказчика по выплате аванса возникает тогда, когда такая предварительная оплата была им изначально предусмотрена. Поставщик может заранее узнать о наличии аванса из плана-графика и закупочной документации, в частности из проекта контракта, который является неотъемлемой частью документации.

2. В каких случаях авансирование не предусмотрено?

В этот перечень попали:

  • белье постельное и столовое;
  • одеяла, подушки, ковры и ковровые изделия;
  • производственная и профессиональная одежда;
  • бумага для печати а также канцелярские бумажные принадлежности;
  • средства моющие и стиральные;
  • компьютеры, ноутбуки, планшеты;
  • автомобили и т.д.

3. Тендеры с авансированием по 44-ФЗ в 2019 году

Для Заказчиков, получающих средства из федерального бюджета, установлены предельные размеры авансирования по контрактам. Эти ограничения указаны в п.18 Постановления Правительства РФ от 09.12.2017 г. № 1496 (в ред. ПП от 28.11.2018 г. № 1430) «О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета».

Давайте посмотрим, какие предельные размеры авансов в п.18 ПП от 09.12.2017 г. № 1496 установлены.

Размер аванса в % от НМЦКПредмет контракта
до 30%Выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ
от 30% до 80%Выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на импортозамещение технологической продукции, при наличии подтверждения отнесения контракта к указанным целям, а также при наличии казначейского сопровождения предоплаты. Исключение — контракты, которые подлежат банковскому сопровождению.
от 30% до 90%Производство работ (за исключением указанных выше) при включении в договор условия о казначейском сопровождении.
до 30%Выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности РФ на сумму более 600 млн. рублей. При поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в размере аванса, возможен аванс до 70% от суммы договора.
до 100%Оказание услуг связи, подписка на печатные издания и их приобретение, обучение на курсах повышения квалификации, прохождение профессиональной переподготовки, участие в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проведение проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, осуществление грузовых перевозок авиационным и железнодорожным транспортом, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение, проведение мероприятий по тушению пожаров, аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, договоры обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и договоры о проведении лечения граждан РФ за пределами территории РФ.

Важный момент! Если контрактом предполагается выполнение работ в несколько этапов, то авансирование по 44-ФЗ последнего этапа не допускается.

Заказчики регионального (муниципального) уровня при установлении авансов должны руководствоваться собственными региональными (муниципальными) НПА.

4. Плюсы и минусы авансирования

Для поставщика наличие предварительной оплаты в проекте контракта является несомненным плюсом. Особенно это справедливо для небольших организаций и предпринимателей. Такая оплата дает возможность закупить необходимые материалы, товары или произвести оплату исполнителям, не используя собственные средства.

Однако для Заказчика авансирование это всегда риск. Риск того, что поставщик может получить аванс и не выполнить взятые на себя обязательства. Но, как было сказано выше, этот риск перекрывает обеспечение исполнения контракта, размер которого должен быть не менее размера аванса.

Помимо обеспечения исполнения контракта у Заказчика есть и другие защитные механизмы — штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и пени за просрочку таких обязательств.

Если же контракт исполнен вовремя и без нарушений, Заказчик производит окончательный расчет с учетом ранее выплаченного аванса.

5. Авансирование по 223-ФЗ

Также, как и 44-ФЗ, Федеральный закон № 223-ФЗ не содержит положений об авансировании. Поэтому Заказчики, работающие по 223-ФЗ, должны руководствоваться только действующим гражданским законодательством. Чаще всего, Заказчики прописывают порядок авансирования в своем Положении о закупках и проекте контракта.

Иногда в конкурсах по 223-ФЗ размер аванса может использоваться в качестве одного из критериев оценки. В этом случае участник, который согласится на выполнение обязательств по контракту без предварительной оплаты, набирает по данному критерию максимальное количество баллов.

Для того, чтобы быстро найти информацию о выплате аванса в документации, можно воспользоваться инструментом быстрого поиска по тексту. Для этого необходимо открыть документ, нажать комбинацию клавиш CTRL+F (или СMD+F, если у вас MAC OS) и в появившемся окошке написать слово “аванс”.

6. Как искать тендеры с авансированием?

Как уже было сказано в статье, информация о наличии аванса должна указываться Заказчиком в плане-графике закупок, а также документации и проекте контракта.

Первое, что мы можем сделать — это промониторить план-график интересующего нас Заказчика и посмотреть тендеры с авансированием. Для этого нам на главной странице сайта единой информационной системы ( zakupki.gov.ru ) нужно выбрать раздел “Планирование” и из выпадающего списка выбрать пункт — “Планы-графики закупок 44-ФЗ”.

Затем нам нужно по ИНН Заказчика найти его план-график на текущий год. И открыть печатную версию этого плана-графика.

И в открывшемся документе посмотреть закупки, по которым предусмотрено авансирование. Размер аванса в процентах указывается в столбце №6.

Читайте также:  Приказ о минимальном ценовом предложении при участии в электронном аукционе

Если искать тендеры с помощью специализированной программы, например, с помощью программы Тендерплан, то в настройке ключа можно поставить галочку в соответствующем чек-боксе и система будет искать закупки, в которых предусмотрен аванс. Это гораздо быстрее и удобнее.

7. Выводы

Итак, авансирование — это право, а не обязанность Заказчика. Поэтому большая часть закупок в настоящее время проводится без авансирования. Если аванс Заказчиком предусмотрен, то это обязательно должно быть указано в проекте контракта. Также должен быть указан размер предварительной оплаты и срок такой выплаты. Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ взаимосвязан с размером аванса и не может быть меньше, чем аванс. Есть определенные виды товаров и услуг, по которым авансирование не предусмотрено.

На этом у меня сегодня все. Надеюсь, что статья была для вас полезной. Встретимся в следующих выпусках.

Как платят заказчики: авансом, поэтапно, после выполнения

Расскажем, когда в закупках по 44-ФЗ можно рассчитывать на предоплату и как искать такие закупки, на что обратить внимание при поэтапной и единовременной оплате.

Когда можно рассчитывать на аванс?

Авансирование по 44-ФЗ — право, а не обязанность заказчика. Платить аванс или нет, он решает сам, руководствуясь желанием сделать закупку привлекательнее для участников и законодательными ограничениями, которые прописаны в отдельных нормативных правовых актах.

Если заказчик решает выплатить аванс, он вносит это условие в контракт ( ч. 13 ст. 34 44-ФЗ), определяет размер аванса и срок его выплаты. Отсутствие этой информации — нарушение закона. Поставщиками нужно учесть, что в закупках с авансом размер обеспечения контракта повышается до суммы аванса.

Аванса не будет

Согласно распоряжению правительства № 21-р от 16.01.2018 на аванс можно не рассчитывать в закупках 26 видов товаров и услуг, среди которых:

  • бумаги, бумажных и пластмассовых канцелярских принадлежностей,
  • портативных компьютеров,
  • легковых автомобилей,
  • на ремонт компьютерной офисной техники и периферии и др.

Аванс будет не больше 30%

  • В любых закупках по решению заказчика, если другое не предусмотрено законом.
  • Для договоров по строительству, капитальному ремонту, если сумма контракта не > 600 миллионов рублей.

Возможен аванс от 30% до 80%

На аванс выше 30%, но не больше суммы доведенных лимитов, можно рассчитывать в закупках на проведение исследовательских работ и научных изысканий, которые направлены на замещение импортной продукции. При этом аванс обязательно перечисляется на счета казначейства. Мы писали о том, что такое казначейское сопровождение.

Возможен аванс до 100%

Есть закрытый перечень услуг, которые заказчик может полностью оплатить заранее:

  • печатные издания или подписка на них,
  • услуги связи,
  • курсы повышения квалификации и профессиональная переподготовка,
  • экспертиза проектной или финансовой документации,
  • проведение методических, научно-практических, научных конференций.

Правда, формулировка «до 100%» позволяет заказчику самому решать, какой процент аванса устанавливать.

Как искать закупки с авансом?

Пока нет хорошего способа искать закупки с авансированием. Причина в том, что поле про аванс — необязательное поле в извещениях о закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Заказчики заполняют его по своему усмотрению: указывают процент или сумму аванса, а чаще всего просто не заполняют. Есть два косвенных способа искать закупки с авансом:

  • Подбирать закупки с авансом с помощью фильтров по НМЦ и способу отбора.
  • Добавлять к каждому ключевому слову «аванс» в поиске.

Расчет поэтапно

В закупке может быть предусмотрена оплата поставок или работ по частям. В этом случае заказчик должен указать в контракте период исполнения каждого этапа, размер платежа по нему и дату окончательного выполнения обязательств и расчета по контракту.

44-ФЗ требует оформлять исполнение каждого этапа с помощью документов, которые подтверждают факт выполнения работ. Согласно ч.7 ст. 94 44-ФЗ такими документами могут быть:

  • накладные,
  • счета-фактуры,
  • акты приемки-передачи выполненных работ, оказанных услуг,
  • документы экспертизы (при необходимости) и др.

После того как подписан документ, который подтверждает поставку товара или исполнение работ в рамках этапа, заказчик перечисляет поставщику оплату за часть исполненных обязательств и отчитывается об оплате в ЕИС.

Как только поставщик исполнил этап контракта, у него появляется возможность уменьшить сумму обеспечения контракта ( ч. 7 ст. 96 44-ФЗ ). Например, если в рамках этапа объем выполненных обязательств составил 15%, то и сумма гарантии будет меньше на 15%.

Если обеспечение было переведено на счет заказчика, возможнs два варианта развития событий. Как правило, это зависит от того, как бухгалтерия заказчика проводит такие операции:

  1. Поставщик перечисляет уменьшенную сумму обеспечения, а ранее перечисленные деньги получает назад.
  2. Заказчик по заявлению поставщика возвращает разницу

Если обеспечение было в виде банковской гарантии, то теоретически поставщик может получить новую банковскую гарантию на уменьшенную сумму. При этом старая аннулируется, а банк возвращает остаток комиссии за ее выдачу. Но на практике это возможно только на индивидуальных условиях банка, например, если поставщик получал гарантию на большую сумму.

Если после выполнения этапа меняются условия контракта, то заказчик и исполнитель подписывают дополнительное соглашение об этом.

Расчет после выполнения контракта

Процесс исполнения госконтракта включает в себя:

  • Собственно выполнение поставщиков условий контракта по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
  • Приемку заказчиком результатов, в том числе экспертиза.
  • Оплату.

Полный расчет производят только после того, как поставщик выполнит свои обязательства. В контракте указывают, какой документ подтверждает факт исполнения обязательств, и от даты его подписания устанавливают срок перечисления денег поставщику.

Бывает, что заказчик не успевает выбрать весь товар до окончания действия договора. Мы писали о том, что делать в этой ситуации.

Сроки оплаты

Определяя срок расчетов, заказчик обязан соблюдать требования из ч. 8 ст. 30 и ч. 13.1 ст. 34:

  • не больше 30 дней с даты подписания документов о приемке,
  • не больше 15 рабочих дней при расчетах с СМП или СОНО.

Изменять сроки оплаты по контракту 44-ФЗ перед подписанием контракта или дополнительным соглашением после подписания нельзя. Возможно только уменьшить установленный законом период.

Если в контракте нет порядка и сроков расчета, это нарушение (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ). Должностное лицо заказчика, которое утвердило документацию с нарушением, получит штраф 3 000 рублей на основании ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Правда, недавно Арбитражный суд АС Восточно-Сибирского округа признал правомерным условие контракта, по которому заказчик освобождается от ответственности, если не оплатил вовремя контракт, если ему самому не перечислили денег из бюджета (дело № А33-771/2017 от 07.02.2018).

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Аванс в госзаказе. Основания авансирования по 44-ФЗ

БКС-Тендер / Статьи / Аванс в госзаказе. Основания авансирования по 44-ФЗ

Не секрет, что большинству поставщиков, подрядчиков и исполнителей интересно участвовать в тендерах, для исполнения которых не нужно изымать деньги из своих оборотных средств или тем более брать кредиты в банках. Много ли таких тендеров с авансированием в госзаказе и на каких условиях они проводятся? Попробуем разобраться.

Федеральный закон №44-ФЗ О контрактной системе не содержит запретов на предоставление авансирования поставщикам, исполнителям и подрядчикам с которыми заключается контракт. Запреты могут устанавливаться на уровне распорядителей денежных средств, которые выделяются заказчикам из федерального, регионального или муниципального бюджета. На том или ином уровне финансирования: Правительство РФ, Правительство субъекта РФ или администрация муниципального образования может установить полный или частичный запрет на авансирование.

В связи с тем, что наиболее часто встречающимся источником финансирования контрактов по госзаказу является федеральный бюджет, – разберем именно его.

Для заказчиков-получателей средств федерального бюджета предусмотрены ограничения в предоставлении аванса в пределах установленных размеров. Ограничения по авансированию контрактов, финансируемых за счет федерального бюджета установлены Постановлением Правительства от 30.12.2016 № 1551. Предусмотрено авансирование на следующих основаниях:

  • не выше 30 % от НМЦК – на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг (по общим основаниям);
  • от 30 до 80 % от НМЦК – на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, направленные на импортозамещение технологической продукции, при условии перечисления аванса на счета Федерального казначейства, открытые в Центральном банке и при получении к указанным договорам (государственным контрактам) подтверждения от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней и внутренней торговли, о соответствии такого договора (государственного контракта) целям импортозамещения технологической продукции;
  • свыше 30 % от НМЦК (за исключением указанных в предыдущем пункте) – при условии перечисления аванса на счета Федерального казначейства, открытые в Центральном банке для операций со средствами организаций вне бюджетного процесса; – до 100 % от НМЦК — на оказание услуг связи, подписке на печатные издания и их приобретении, обучении на курсах повышения квалификации, о прохождении профессиональной переподготовки, об участии в научных, методических, научно-практических и иных конференциях, о проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, финансовое обеспечение строительства, реконструкции или технического перевооружения, о приобретении авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом и путевок на санаторно-курортное лечение, а также по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, по договорам аренды индивидуального сейфа (банковской ячейки), по договорам о проведении лечения граждан России за пределами территории России, заключаемым Министерством здравоохранения РФ с иностранными организациями, по договорам (государственным контрактам) о проведении мероприятий по тушению пожаров;
  • до 30 % от НМЦК на сумму контракта, не превышающую 600 млн. рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации;
  • от 30 до 70 % от НМЦК на сумму контракта, превышающую 600 млн. рублей — на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации.

Помимо вышеперечисленных ограничений размера предоставления аванса, Правительством РФ установлен перечень товаров и услуг, при закупке которых за счет федерального бюджета предоставлять аванс запрещено. Запрет на предоставление аванса установлен Распоряжением Правительства РФ от 16 января 2018 г. № 21-р.

Ниже представлен перечень товаров и услуг, при закупке которых за счет федерального бюджета, аванс не предоставляется:

Ссылка на основную публикацию