Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ

Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ: виды, случаи и порядок осуществления

Что такое банковское сопровождение контракта (БСК) по 44-ФЗ? Для чего оно необходимо и является ли обязательным? Какими нормативно-правовыми актами регулируется? Какие виды банковского сопровождения встречаются? Как выбрать банк для осуществления контроля и мониторинга? Какие условия и требования предъявляются к банкам и предоставляемой ими финансовой отчетности заказчику? Вопросов действительно много. Наша статья дает ответы на самые популярные из них.

Банковское сопровождение контракта и для чего оно необходимо

Что такое банковское сопровождение контракта?

Это процедура сбора, обобщения, систематизации и оценки банком платежных действий поставщика и предоставление их заказчику. Иными словами, это контроль над исполнением контракта, где в полной мере реализован принцип прозрачности и доступности информации. От поставщика требуется открыть отдельный счет в банке, на который впоследствии заказчик осуществляет платеж.

Для чего необходимо банковское сопровождение?

Для реализации целей федеральных и муниципальных нужд. Регулирование данного процесса происходит Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией на своем уровне путем нормативно-правовых актов.

Если контракт заключается с единственным поставщиком, то Правительство РФ имеет право установить НМЦК контракта. Данная цена учитывается при осуществлении банковского сопровождения для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Виды и тарифы банковского сопровождения

Банковское сопровождение делится на два вида:

  1. Простое банковское сопровождение – когда банк отслеживает действия по счету поставщика и результаты анализа предоставляет заказчику.
  2. Расширенное банковское сопровождение – когда банк осуществляет контроль над процессом выполняемых работ и контролирует, используя свой функционал, результат поставки. То есть проверяет на соответствие товары, работы, услуги условиям сопровождаемого контракта.

Тарифы за расширенное банковское сопровождение при установленной цене контракта

Простое БСК проводится бесплатно для заказчика, а к расширенному применяются следующие тарифы:

  • От 500 млн. до 1 млрд. руб. – 1,15%;
  • От 1 млрд. до 5 млрд. – 1,12%;
  • От 10 млрд. до 15 млрд. – 1,09%;
  • От 15 млрд. и выше – 1%.

Взимаемый процент рассчитывается исходя из цены контракта.

Порядок осуществления сопровождения

Где найти сведения о банковском сопровождении?

  • В плане-графике . В графе 30 отметить «да». В электронном виде это будет вкладка «Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта» (п.8 ч.3 ст.21 44-ФЗ);
  • В извещении . Нужно указать, что установлено банковское сопровождение контракта в блоке «Обеспечение исполнения контракта»;
  • В закупочной документации . Указать можно в разделе «Информационная карта» (п.8 ст.42 44-ФЗ);
  • В проекте контракта . Указать можно в разделе «права и обязанности поставщика и заказчика» (ч.24 ст.34 44-ФЗ);
  • В контракте также можно указать условие БСК (п.8, 8(1), 9 Правил банковского сопровождения контрактов).

Неуказание заказчиком сведений о банковском сопровождении в документы закупки влечет за собой штраф в размере 3 тыс. руб. (ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ).

В обязанности победителя закупки входит заключение договора банковского сопровождения, иначе заказчик понесет названную ответственность, а поставщик попадет в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Требования к банкам и случаи установления банковского сопровождения

Требования к банкам при осуществлении БСК:

  • Наличие лицензии на банковские операции, опыт работы не менее 5 лет и финансовый ресурс не менее 1 млрд. рублей;
  • Отсутствие требования Банка России о введении мер по финансовому оздоровлению, применимых к данному банку;
  • Соблюдение всех нормативных обязательств Банка России на все отчетные даты за последние 6 месяцев;
  • Особенности банковского сопровождения и требования к банку могут регулироваться условиями контракта;

Данные требования регулируются Налоговым Кодексом РФ (п.3 ст.74.1) и Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов (п. 10), являющимися неотъемлемой частью Постановления Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963.

Примечание: Список таких банков приведен на сайте Министерства финансов России. Список может меняться, поэтому при необходимости проверяйте наличие или отсутствие того или иного банка. При выборе банка победитель закупки или сам заказчик должны руководствоваться данным перечнем (п.5, п.10-12 Правил).

Еще следует сказать о дополнительном требовании к банку: система передачи финансовых сообщений Банка России должна иметь в пользователях данный банк, если наряду с банковским сопровождением осуществляется казначейское.

Бывает так, что в ходе выполнения контракта банк исключается из списка Минфина России. В этом случае заменить его нет никакой необходимости. Это нужно сделать только в том случае, если Правительство РФ, государственный орган субъекта РФ или местная администрация приняли решение досрочно прекратить сопровождение контракта таким банком (п. 10 Правил)

Случаи установления простого банковского сопровождения:

  • Заключение контракта жизненного цикла на закупку товара или работы (в том числе проектирование, конструирование, обслуживание, ремонт, эксплуатация объекта закупки, при необходимости его утилизация). При этом НМЦК контракта – более 10 млрд. рублей;
  • Заключение контракта с единственным поставщиком по цене, превышающей 10 млрд. рублей. При этом отсутствует условие обеспечения исполнения и предусмотрено привлечение заказчиком банка для оказания банковского сопровождения;
  • Заключение контракта с поставщиком, в отношении которого применяются ограничения иностранными государственными структурами;
  • Заключение контракта строительного характера с единственным поставщиком на основании акта. При этом цена превышает 10 млрд. рублей и обеспечение исполнения не требуется, кроме случаев предусматривающих казначейское обеспечение;
  • Заключение контракта с единственным поставщиком по цене, превышающей 15 млрд. рублей. Такой контракт утверждается государственной программой РФ и условие привлечения банка для сопровождения контракта является обязательным.

Предусмотрены случаи установления НМЦК контракта, заключаемого с единственным поставщиком:

  • Для БСК, при котором банк осуществляет контроль расчетов в области выполнения контракта – не менее 1 млн. рублей (для субъекта РФ), не менее 200 млн. рублей (для муниципального образования). Данная цифра может быть снижена на 100 млн. рублей (для субъекта РФ), на 50 млн. рублей (для муниципального образования). Снижение суммы может произойти только по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации;
  • Для БСК, при котором банк выполняет контроль над соответствием товаров, работ услуг – не менее 5 млрд. рублей (для субъекта РФ и муниципального образования). Данная сумма может быть снижена на 1 млрд. рублей и 500 млн. рублей соответственно, также по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Состав договора о банковском сопровождении

Состав и содержание договора описаны в п.13 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов:

  • Сроки и порядок открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям;
  • Права и обязанности сторон;
  • Движение денежных средств по такому счету;
  • Право заказчика требовать списать денежные средства в размере аванса согласно контракту, если не требуется обеспечение исполнения;
  • Обязанность банка каждый месяц предоставлять заказчику сведения о движении средств по счету, отчеты, результаты идентификации поставщика, соисполнителя;
  • Порядок внесения изменений и расторжения;
  • Обязанность банка предоставлять в Федеральное казначейство информацию о проводимых операциях с помощью системы передачи финансовых сообщений Центрального банка РФ;
  • Сведения, которые указываются в платежном документе (по согласованию с заказчиком);
  • Право банка проводить проверку платежного документа (по согласованию с заказчиком);
  • Обязанность поставщика, соисполнителей предоставлять документы, подтверждающие основание платежа и право банка проверки таких документов и отказа в осуществлении платежа (за отказ банк несет полную ответственность);
  • Право заказчика запрашивать отчет о мониторинге и обязанность банка предоставлять такой отчет в течение 5 дней с момента получения запроса в Федеральное казначейство с помощью системы передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.

Условия привлечения банка

Условия привлечения банка поставщиком для реализации простого банковского сопровождения:

— производить расчеты, касающиеся исполнения контракта, на отдельном счете, открытом в банке, который производит сопровождение контракта;

— при заключении договоров с соисполнителями указывать условия расчетов, предусмотренных обязательствами исполняемого контракта;

— предоставлять заказчику необходимые ему сведения о соисполнителях (наименование, почтовый адрес, телефоны руководителя и бухгалтера, ИНН, код причины постановки на учет);

  • Ответственность поставщика за несоблюдение условий согласно контракту;
  • Обязанность заказчика оплачивать товары, работы, услуги на отдельный счет;
  • Право заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения сопровождаемого контракта.

Условия привлечения банка заказчиком для реализации простого банковского сопровождения:

  • Информация о банке;
  • Обязанность поставщика заключения договора о БСК с банком, привлеченном заказчиком;

Условия расширенного сопровождаемого контракта с указанием обязанностей заказчика:

  • Указывать документы для проверки на соответствие условиям контракта;
  • Указывать соисполнителей, чьи платежные документы проверяются на соответствие документам, подтверждающим основание платежа;
  • Согласовывать с банком список дополнительной информации для проверки;
  • Согласовывать с банком проверку платежных документов на соответствие поставки товара и выполнения работ, услуг;
  • Согласовывать случаи отказа банком в проведении платежа;
  • Рассматривать не позднее 5 дней запрос банка об осуществлении платежей поставщика, соисполнителей;
  • Рассматривать не позднее 5 дней запрос поставщика о несогласии с отказом;
  • Согласовывать с банком его ответственность за отказ в проведении платежа;
  • Отражать в контракте и платежных документах и передавать соисполнителям сведения об идентификаторе госконтракта.

Следует отметить, расширенное сопровождение, кроме названных условий, должно отражать хотя бы одно из следующих условий (п. 9 Правил):

  • Анализ исполняемого контракта на соответствие содержания документов, подтверждающих основание платежа, срокам и количеству товара. А также на соответствие таких документов проектной документации и графику работ, связанных со строительством;
  • Предоставление посреднических услуг при строительном контроле и (или) техническом надзоре.

Требования к составу отчетов

Отчеты, формируемые банками, должны соответствовать ряду требований, приведенных ниже:

  • Формировать и передавать заказчику информацию и отчет по движениям отдельного счета поставщика не позже 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (для простого банковского сопровождения);
  • Формировать и передавать заказчику информацию и отчет по движениям отдельного счета поставщика не позже 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом (для расширенного банковского сопровождения);
  • В отчете по расширенному БСК, помимо названного требования, должны содержаться сведения об итогах проверки на соблюдение поставщиком условий контракта в отношении товаров, работ, услуг;
  • Проверка соответствия стоимости строительных работ со среднерыночной стоимостью;
  • Анализ платежных документов на соответствие объемов выполненных работ (в отношении строительства общая стоимость работ, проверенных банком, не должна быть ниже 75% общей стоимости строительства;
  • Проверка на соответствие выполняемых работ и документов проекта (также сметы и расчеты);
  • Предоставлять другую информацию, если таковая прописана условиями контракта.

Заключение

Итак, банковское сопровождение – это система мер, направленных на отслеживание, аналитику и предоставление заказчику информации о соответствии поставляемого товара, выполняемых работ, услуг. Результаты банковской работы предоставляются заказчику по его запросу в сроки, установленные условиями контракта, а также в виде отчетов, выписок и иных финансовых документов.

БСК не является обязательным условием выполнения работ. Договор с банком заключается только в том случае, если есть необходимость в соответствующих услугах контроля и мониторинга.

БСК делится на два вида: простое и расширенное, которые предусмотрены Федеральным законом № 44 «О контрактной системе в сфере закупок». Данные виды сопровождения исполнения контракта регламентируются Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 2014 г. № 963, его неотъемлемой частью являются Правила осуществления банковского сопровождения контрактов.

Также к указанным видам применяются условия и требования, которым они должны соответствовать. Кроме этого требования установлены к содержанию договоров на исполнение сопровождения и к банковским отчетам.

Список банков, имеющих право осуществлять данную деятельность, приведен на сайте Минфина. Эту информацию следует проверять при необходимости, т.к. сведения сайта периодически обновляются.

Банковское сопровождение контрактов по 44-ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 “Об осуществлении банковского сопровождения контрактов”, Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” по условиям контракта организация должна заключить с банком договор банковского сопровождения контракта. Банк в свою очередь осуществляет мониторинг по открытому отдельному счету.
Организация как Подрядчик обязана все расчеты вести по данному счету, в том числе закуп сырья и т.п. Это очень большой объем расчетов (контракт на 240 млн. руб., в отношении которого применяется режим простого банковского сопровождения). У исполнителя несколько контрагентов, в числе которых есть и поставщики, и субподрядчик (с которым заключен договор на 41 млн. руб.). Для расчета каждый поставщик товара должен открыть отдельный счет, чтобы с ним рассчитались со своего обособленного счета на открытый им специально для этой сделки счет.
Существуют ли ограничения к выводу средств, оплаченных за работы по договору? Как вести расчеты по данному счету, какие есть ограничения? Можно ли не всем контрагентам открывать специальный счет для расчетов, а с некоторыми контрагентами вместо одного контракта заключить несколько мелких контрактов на сумму до 400 тысяч, чтобы не открывать счета?

Рассмотрев вопрос мы пришли к следующему выводу:
Режим простого банковского сопровождения контракта не предполагает ограничений при определении целей расходования денежных средств, предоставляемых исполнителю в рамках исполнения контракта. При этом всем соисполнителям по соответствующему контракту необходимо открыть отдельный расчетный счет. “Дробление” договоров с соисполнителями с целью избежания данной обязанности может повлечь неблагоприятные последствия для исполнителя.

Читайте также:  Извещение о закупке по Закону N 223-ФЗ

Обоснование вывода:
1. Прежде отметим, что согласно ч. 26 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со ст. 35 этого Закона. Случаи осуществления банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, определяют соответственно правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, местная администрация (ч. 2 ст. 35 Закона N 44-ФЗ). Правила осуществления банковского сопровождения контрактов утверждены постановлением Правительства РФ от 20.09.2014 N 963 (далее – Правила, Постановление).
В п. 3 Постановления определены случаи банковского сопровождения контрактов для обеспечения федеральных нужд. В п. 4 Постановления установлены минимальные размеры НМЦК, с учетом значения которых высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации определяют случаи банковского сопровождения контрактов, предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд по общему правилу и минимальные значения, до которых такие пределы могут быть понижены решениями указанных органов.
Осуществление расчетов в ходе исполнения контракта, сопровождаемого банком, отражается на счетах, которые открываются в указанном банке (ч. 3 ст. 35 Закон N 44-ФЗ). Согласно пп. “а” п. 2 Правил банковское сопровождение контракта представляет собой обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком, подрядчиком, исполнителем (далее – исполнитель) и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями (далее – контрагенты-соисполнители), проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных Правилами. В соответствии с п. 3 Правил банковское сопровождение контракта в дополнение к проведению банком мониторинга расчетов в случаях и порядке, которые определены Правилами, может предусматривать оказание банком иных услуг, позволяющих обеспечить соответствие принимаемых товаров, работ (их результатов), услуг условиям сопровождаемого контракта. Такое сопровождение именуется расширенным банковским сопровождением. Сопровождение, предусматривающее только мониторинг расчетов, принято именовать простым банковским сопровождением.
2. В п. 6 Правил приведены обязательные условия контракта, заключаемого с условием о простом банковском сопровождении. В числе таких обязательных условий – взаимные обязанности исполнителя и заказчика осуществлять расчеты, связанные с исполнением обязательств по сопровождаемому контракту на отдельном счете, открытом в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта (далее – отдельный счет). Обязательным условием заключаемого контракта является также обязанность исполнителя осуществлять расчеты с использованием отдельного счета с соисполнителями по договорам, заключаемым в рамках исполнения соответствующего контракта*(1). Исполнитель обязан предоставлять и заказчику, и банку сведения, перечисленные в абзаце четвертом пп. “а” п. 6 Правил, о привлекаемых им в рамках исполнения обязательств по сопровождаемому контракту соисполнителях.
Пунктами 13 и 14 Правил установлен перечень обязательных условий, которые должны содержаться в договоре о банковском сопровождении контракта, в том числе: порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям; порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета; условия и возможности списания по требованию заказчика денежных средств с отдельного счета, открытого поставщику, в размере предоставленного аванса на условиях, определенных сторонами в сопровождаемом контракте, в случае если сопровождаемым контрактом не предусмотрено предоставление обеспечения его исполнения. При этом ни Правилами, ни Законом N 44-ФЗ режим использования отдельного счета в рамках банковского сопровождения контракта, который бы в том числе предусматривал ограничения и полный запрет на совершение ряда операций, не установлен. Минфин России в письме от 05.05.2015 N 02-02-04/25683 разъясняет, что в случаях простого банковского сопровождения контракта банк не выполняет функции по контролю осуществляемых операций, обеспечивая только предоставление заказчику информации об указанных платежах в порядке, согласованном заказчиком и поставщиком.
Также отметим, что, притом что ни Закон N 44-ФЗ, ни Правила не содержат как таковых ограничений или запрета на заключение исполнителем по контракту нескольких договоров с одним и тем же соисполнителем на поставку одноименных товаров, выполнение одних и тех же работ, оказание идентичных услуг, это, по нашему мнению, не исключает возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов в случае реального дробления предмета договора с соисполнителем с целью несоблюдения требований об открытии отдельного счета для расчетов с ним в рамках контракта, установленных Правилами*(2).

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Банковское сопровождение контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Следует отметить, что в письме от 05.05.2015 N 02-02-04/25683 Минфин России разъясняет, что открывать отдельный расчетный счет в рамках исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ необходимо только тем соисполнителям, которым для исполнения своих обязательств по договору с исполнителем необходимо проводить операции, отражаемые на расчетных счетах (например, приобретать товары для поставки). В отсутствие же соответствующей необходимости отдельный счет не открывается. Однако, на наш взгляд, буквальное толкование императивной нормы п. 6 Правил о расчетах с соисполнителем с использованием отдельного счета не предполагает указанной возможности. Иных разъяснений или правоприменительной практики с аналогичной позицией нами не найдено.
*(2) Правоприменительной практики по данной проблеме обнаружить не удалось. Однако, на наш взгляд, в подобной ситуации не исключено применение подхода, выработанного по вопросу о закупке одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика. Смотрите подробнее об этом в материале: Энциклопедия решений. Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика.

Правила осуществления банковского сопровождения контрактов на основании положений Федерального закона №44-ФЗ

Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок» предусмотрен один из весьма действенных инструментов финансового контроля за исполнением заключенных государственных и муниципальных контрактов. Данным инструментом является банковское сопровождение заключенных контрактов и договоров. Использование данного инструмента предусмотрено положениями статьи 35 указанного закона.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Понятие банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ

Банковское сопровождение контракта – это специальная деятельность финансово-кредитного учреждения, обладающего соответствующей лицензией, направленная на осуществление контроля исполнения заключенного ранее государственного или муниципального контракта. В ходе такого контроля происходит проверка имеющихся документов исполнителя по контракту относительно проводимых расчетов, а также направление результатов проверки государственному или муниципальному заказчику. В процессе осуществления банковского сопровождения контракта заказчику дано право контроля за проводимыми по контракту платежами со стороны исполнителя.

В настоящее время используются простое и расширенное банковские сопровождения, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе».

Когда следует использовать банковское сопровождение для контрактов

Постановлением Правительства Российской Федерации №963, принятым 20 сентября 2014 года, установлены случаи, когда использование банковского сопровождения независимо от его формы является обязательным. К числу таких случаев относятся:

  • заключение контракта, характеризуемого как контракт жизненного цикла. Под такими контрактами понимаются такие закупки, в которых потенциальному исполнителю предлагается выполнить целый комплекс работ или оказать услуги от момента проектирования будущих результатов по контракту до момента сдачи полученных итоговых результатов (например, при строительстве автомобильных дорог, мостов, многоквартирных домов и т. д.);
  • если итоговая цена заключаемого контракта превышает десять миллиардов рублей вне зависимости от используемых закупочных процедур;
  • проводится закупка у единственного поставщика при условии, что такой поставщик определен специальным распоряжением или иным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в содержании такого определяющего акта содержится указание на обязательность осуществления банковского сопровождения.

Однако со всеми банками может быть заключен договор банковского сопровождения.

Требования к банкам

Раздел 2 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ №963, устанавливает определенные требования, которые должны быть предъявлены к банкам, осуществляющим банковское сопровождение по заключенным государственным и муниципальным контрактам. К числу основных требований относятся:

  • капитал финансово-кредитной организации не должен быть менее одного миллиарда рублей;
  • опыт работы на рынке оказания финансово-кредитных услуг составляет не менее пяти лет;
  • в отношении конкретной организации не должно проводиться со стороны Центрального банка мер, направленных на финансовое оздоровление;
  • установленные на отчетные даты нормативы по взаимодействию с Центробанком полностью соблюдаются и исполняются на протяжении не менее, чем последних шести месяцев;
  • финансово-кредитная организация находится в реестре пользователей специальной системы передачи финансовых сообщений Банка России при осуществлении казначейского сопровождения контракта, а также пользуется такой системой.

Простое банковское сопровождение

Как уже говорилось выше, в настоящее время используются два варианта банковского сопровождения контрактов – простое и расширенное. Простое банковское сопровождение регулируется подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства № 963. В соответствии с его положениями использование простого банковского сопровождения осуществляется в случаях:

  • заключения государственного или муниципального договора или контракта «жизненного цикла», если его начальная максимальная цена не превышает десяти миллиардов рублей;
  • установленная начальная максимальная цена контракта превышает десять миллиардов рублей вне зависимости от того, о какой процедуре определения поставщика идет речь, равно как и вне зависимости от того, производится ли закупка у единственного поставщика, который был определен специальным правовым актом Правительства Российской Федерации или Президентом РФ;
  • если при проведении закупочной процедуры установлено ограничение по участию только юридических лиц, которые в силу своей деятельности попали под международные санкции и с целью специального учета были внесены Правительством Российской Федерации в специальный реестр.

Например, для Ленинградской области обязательное банковское сопровождение должно быть установлено для всех контрактов, начальная максимальная цена контракта составляет не менее одного миллиарда рублей.

Расширенное банковское сопровождение

Банковское сопровождение в его расширенном типе применяется в случаях, предусмотренных положениями подпункта «б» пункта 3 указанного выше Постановления Правительства. В соответствии с содержанием данного подпункта расширенное банковское сопровождение используется в следующих случаях:

  • речь идет о работах по осуществлению строительства и реконструкции тех объектов, которые относятся к объектам капитального строительства. Такое сопровождение осуществляется в случае заключения контракта с единственным поставщиком в случае, если в самом контракте не установлено требование о внесении обеспечения исполнения контракта;
  • закупка проводится на основании установленных государственных программ, если начальная максимальная цена контракта более пятнадцати миллиардов рублей, но в рамках самой государственной программы сформулировано требование об установлении расширенного банковского сопровождения;
  • в отношении контрактов, которые заключаются по решению Правительства Российской Федерации, если в отношении такого контракта предусмотрено проведение казначейского сопровождения;
  • проводится закупка у поставщиков, которые подпали под санкции, в результате чего были включены в специальный реестр Постановлением Правительства, а начальная максимальная цена заключаемого соглашения превышает сумму в пятнадцать миллиардов рублей;
  • федеральными государственными органами, а также органами государственной власти субъектов федерации принято решение, оформленное в виде соответствующего правового акта, о необходимости установления требования об обязательном банковском сопровождении заключаемого государственного контракта.
Читайте также:  Предложение победителя закупки при заключении контракта поставить товар, отличный от указанного в документации и заявке

Содержание договора банковского сопровождения контрактов

Обязанность заключения договора банковского сопровождения ложится на плечи и заказчика, и исполнителя по контракту. Такая обязанность, равно как и перечень тех условий, которые должны содержаться в тексте договора, содержатся в Правилах банковского сопровождения контрактов, утвержденных Постановлением Правительства №963.

К числу основных условий, характерных для договора простого банковского сопровождения, относятся:

  • сведения о том, в какие сроки и в каком порядке исполнитель должен открыть в указанном банке специальный счет для проведения всех расчетов между исполнителем, его субподрядчиками по исполнению контракта и государственным или муниципальным заказчиком;
  • правила, по которым будет осуществляться зачисление и списание денежных средств по специально открытому для осуществления сопровождения счету;
  • если у контракта нет сопровождения, то в тексте договора сопровождения контракта должны быть указаны положения о том, в каком порядке будет реализовываться возможность заказчика проводить авансовые списания средств с указанного счета;
  • перечень обязанностей банка, среди которых необходимо указать ежемесячное предоставление заказчику выписки со счета с указанием всех проведенных на нем операций, а также отчеты о проделанных операциях. Кроме того, потребуется предоставить сведения о проводимых мероприятиях по идентификации участников исполнения подписанного соглашения. Также указанным договором на банк возлагается обязанность направлять в Федеральное Казначейство сведения о выполняемых мероприятиях по сопровождению, если направление такой информации предусмотрено специальными правовыми актами Правительства РФ;
  • дополнительно указываются сведения о том, в каком порядке будет происходить расторжение или изменение договора сопровождения.

Если речь идет о расширенном сопровождении, то в договор включаются также дополнительные положения:

  • о стоимости услуг, которые будет предоставлять банк по такому договору. Данный размер вознаграждения рассчитывается на основании положений пункта 4 указанных выше Правил;
  • о необходимых к указанию сведений в направляемых платежных документах, а также сроках и порядке проводимых проверок таких платежных документов (включение и перечень данных условий потребуется согласовать с самим заказчиком по исполняемому контракту);
  • о перечне документов, которые будут подтверждать проведение того или иного платежа, а также порядок предоставления таких платежей;
  • о сроках проведения проверочных мероприятий самим банком тех документов, которые подтверждают факт выполнения определенного этапа исполнения контракта, а также порядок такой проверки;
  • об основании и порядке выдвижения отказа банка в удовлетворении заявки на проведение оплаты;
  • об обязанности банка предоставлять заказчику и контролирующим органам (в частности, Федеральному Казначейству) отчеты о проведенном мониторинге исполнения контракта и о результатах такого мониторинга. Такая обязанность возлагается на сопровождающую соглашение финансово-кредитную организацию в тех случаях, когда такое требование установлено правовыми актами Правительства Российской Федерации. На подготовку таких отчетов дается не более пяти рабочих дней;
  • о мерах ответственности, которые могут быть применены к банку в случае, если отказ провести платеж на основании предоставленных платежных документов какой-либо из сторон подписанного ранее соглашения об обеспечении государственных или муниципальных нужд будет признан неправомерным.

Так как стоимость договора сопровождения контракта финансово-кредитной организацией является существенным условием договора, данному разделу следует уделить особое внимание. Расчет суммы, которую придется заплатить банку, происходит на основании стоимости обслуживаемого контракта и выглядит следующим образом:

  • если стоимость контракта находится в диапазоне от 500 млн до 1 млрд рублей, то банк вправе взять за свои услуги до 1,15% от цены обслуживаемого контракта;
  • если диапазон стоимости контракта составляет от 1 до 5 млрд рублей, то в качестве вознаграждения банку может быть выплачено не более 1,12% от цены контракта;
  • при цене в диапазоне от 5 до 10 млрд рублей банку придется заплатить не более 1,09% от общей стоимости соглашения;
  • если цена находится в диапазоне от 10 до 15 млрд рублей, то сумма вознаграждения не может превышать 1,05% от такого показателя по соглашению;
  • если цена контракта превысила 15 млрд, то банк не сможет получить более 1% в качестве вознаграждения за свои услуги.

Что такое банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ, алгоритм его осуществления и требования к банкам?

Банковское сопровождение контрактов представляет собой комплекс мер, которые направлены на предоставление заказчику комплекса аналитической информации о соответствии товаров, работ и услуг установленным требованиям государственного контракта. Оно позволяет обеспечить прозрачность расходования бюджетных денежных средств в процессе реализации контракта по 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Понятие банковского сопровождения и его цели

Банковское сопровождение контракта предполагает процедуру сбора, обобщения, систематизации и оценки финансовой организацией платежных операций со стороны поставщика и передача их государственному заказчику по 44-ФЗ. Данные действия имеют целью контроль за исполнением контракта, который предполагает реализацию принципов прозрачности и доступности сведений.

Для того чтобы банк имел возможность осуществлять контролирующие функции, к поставщику предъявляется требование об открытии спецсчета в определенном финансовом учреждении.

В случае если контракт предполагается заключить с единственным поставщиком, то Правительство устанавливает НМЦК. Эта цена должна учитываться при сопровождении сделки банком для поставки товаров, работ и услуг.

Когда сопровождение банком обязательно

Банковское сопровождение не всегда является обязательным и по многим сделкам не предусмотрено. Постановление Правительства №963 от 2014 года в части банковского мониторинга не применяется в отношении:

  • гражданско-правовых договоров, которые были подписаны государственными, региональными и муниципальными властями на основании ч. 1, 4, 5 ст. 15 44-ФЗ;
  • контрактов по гособоронзаказу (в данном случае банковское сопровождение осуществляется по нормам Главы 3.1 Закона «О гособоронзаказе» от 2012 года 275-ФЗ);
  • контрактов, сведения которых образуют государственную тайну.

Простое банковское сопровождение является обязательным в следующих случаях:

  1. При оформлении госконтракта жизненного цикла, когда поставщик предоставляет полный комплекс работ начиная от разработки проекта и заканчивая его полной реализацией. Обязательное требование устанавливается при превышении цены контракта значения в 10 млрд р.
  2. При оформлении госконтракта с единственным поставщиком на основании актов по п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ при цене более 10 млрд р.
  3. При оформлении контракта, по которому предмет или поставщик определены Правительством, когда в отношении поставщика были введены ограничительные меры.

Расширенное банковское сопровождение сделок применяется по закону в следующих случаях:

  • при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства, если контракт подписывается с единственным поставщиком по цене свыше 10 млрд р.;
  • при начальной максимальной цене контракта от 15 млрд р. и если федеральная программа предусматривает привлечение банка для сопровождения;
  • если по госконтракту предусмотрено казначейское исполнение обязательств;
  • если в отношении поставщика или подрядчика действуют ограничительные меры со стороны иностранных государств.

В случае если в качестве госзаказчика выступает Минпромторг, то банковскому сопровождению подлежат только контракты на разработку ПО или суперкомпьютерной технологии для оптимизации формы корпуса судна, разработку механизма и отраслевого справочника по определению конкурентного уровня цен (по Распоряжению Правительства от 2017 года №1658-р).

Классификация и тарифы

Банковское сопровождение подразделяется на две разновидности:

  1. Простое – когда банком отслеживаются действия по счету компании-поставщика, исполнителя или подрядчика, а затем результаты анализа передаются заказчику.
  2. Расширенное – при котором банк контролирует процесс выполнения работ или оказания услуги, а затем делает выводы относительно результата реализации контракта. Иными словами, он должен проверить товары, услуги и работы на соответствие условиям подписанного госконтракта.

Простое сопровождение является услугой, которая безвозмездно оказывается банком.

Тарифы на расширенное банковское сопровождение определяются в индивидуальном порядке. В их основе лежит цена подписанного контракта:

  1. Контракты на сумму от 500 млн р. до 1 млрд р. предполагают комиссионные за сопровождение в размере 1,15%.
  2. Контракты на сумму 1-5 млрд р. – 1,12%.
  3. Контракты на сумму 10-15 млрд р. – 1,09%.
  4. Контракты на сумму от 15 млрд р. – 1%.

Выше указаны предельные тарифы на данную услугу, которые на практике допускается изменять в меньшую сторону.

Какие банки допускаются к сопровождению

Далеко не все банковские организации, которые обладают лицензией на осуществление деятельности в данной сфере, вправе оказывать услуги по банковскому сопровождению контрактов. Перечень требований к банкам регулируется Налоговым кодексом (в частности, п. 3 ст. 74.1) и Правилами банковского сопровождения контракта п. 10 (эти правила включены в Постановление Правительства №963 от 2014 года).

Законодательно установлены требования к банкам:

  1. Опыт работы на рынке в течение не менее 5 лет.
  2. Наличие финансовых ресурсов в объеме от 1 млрд р.
  3. Неприменение к банку процедуры финансового оздоровления со стороны ЦБ.
  4. Соблюдение всех нормативных показателей ЦБ за последние полгода.

Условия заключенного контракта могут предполагать другие требования к банку.

Перечень банков, которые соответствуют законодательным требованиям, приводится на сайте Минфина. Перечень регулярно пересматривается, поэтому актуальные данные стоит дополнительно уточнять.

Поставщик и заказчик обязаны руководствоваться перечнем банков при выборе подходящего учреждения.

Если банк уже в процессе оказания услуги был исключен из перечня из-за несоответствия требованиям, то заменять его на другую финансовую организацию не нужно. Замена потребуется, только если государственные или муниципальные власти пришли к выводу о необходимости досрочного прекращения сопровождения контракта по п. 10 вышеуказанных Правил.

Алгоритм осуществления

Для применения услуги банковского сопровождения контракта в процессе реализации госзаказа используется такой алгоритм действий:

  1. Сведения об обязательном участии банка прописывается в закупочной документации.
  2. Выбирается уполномоченный банк для оказания услуги.
  3. С банком подписывается договор.
  4. Банк выполняет свои услуги и отчитывается перед заказчиком.

Право на выбор банка принадлежит как заказчику, так и поставщику. В отношении выбора банка заказчику и поставщику следует руководствоваться одним из следующих законодательных условий.

Сведения о банковском сопровождении заказчик по 44-ФЗ обязательно прописывает:

  1. В плане-графике. В частности, в графе 30 заказчику следует отметить графу «да». В электронном виде это будет вкладка «Информация о банковском и казначейском сопровождении контракта» по п. 8 ч. 3 ст. 21 44-ФЗ.
  2. В проекте контракта и самом контракте. Данные сведения прописываются в любой графе, например, в «Правах и обязанностях» (по ч. 24 ст. 34 44-ФЗ)х.
  3. В закупочной документации. Данные указываются в разделе «Информационная карта» по п. 8 ст. 42 44-ФЗ.
  4. В извещении о закупке. Сведения об установлении банковского сопровождения включены в блок «Обеспечение исполнения контракта».

Отказ от заключения договора банковского сопровождения влечет ответственность для обеих сторон:

  1. Для заказчика – административное наказание в виде штрафа по ст. 7.30 КоАП.
  2. Для поставщика – включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), что фактически лишит его возможности дальнейшего участия в закупочной деятельности по 44-ФЗ.

Результаты банковской работы передаются банком заказчику в установленные сроки в виде отчетности и выписок.

Содержание договора по сопровождению контракта

В п. 13 Правил осуществления банковского сопровождения указано на следующие обязательные составляющие договора банковского сопровождения:

  1. Сроки и порядок открытия спецсчета для поставщика или субподрядчиков.
  2. Перечень прав и обязанностей сторон.
  3. Условия движения средств по счету.
  4. Право заказчика на истребование списания денежных средств в размере аванса по контракту, если дополнительно не запрашивается обеспечение исполнения.
  5. Порядок внесения изменений в договор и расторжение контракта.
  6. Обязанность банка предоставлять отчетность заказчику по движению средств.
  7. Обязанность банка передавать информацию об операциях в Федеральное казначейство с помощью специальной системы от Центробанка.
  8. Сведения, указываемые в платежном документе, и право банка на его проверку (по согласованию с госзаказчиком).
  9. Обязанность поставщиков передавать сведения, подтверждающие основание платежа и право банка на проверку таких сведений или отказ в осуществлении платежа.
  10. Право заказчика на запрос отчета о проведенном мониторинге и обязанность предоставить отчетность в течение 5 дней после получения запроса в казначействе.

К обязанностям поставщика по договору банковского сопровождения можно отнести:

  1. Производство расчетов по исполнению контракта на специальном счете в банке, в котором производится сопровождение.
  2. При заключении договора с соисполнителем – указание условий по расчетам с ними.
  3. Предоставление заказчику сведений о соисполнителях (их наименование, адреса и телефоны).

В договоре прописывается ответственность поставщика за неисполнение условий по госконтракту.

В обязанности заказчика входит необходимость платы за товары и услуги на отдельный счет. Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от сопровождения.

При заключении договора расширенного сопровождения в обязанности заказчика включается:

  1. Прописать список документов, которые подлежат проверке на соответствие условиям контракта.
  2. Указать соисполнителей, от которых проверяются документы на соответствие назначению платежа.
  3. Согласовать с банком список информации для проведения проверки.
  4. Согласовать с банком проверку документов на соответствие поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги.
  5. Согласовать случаи отказа в проведении платежа.
  6. Рассматривать не позднее 5 дней запросы об осуществлении платежей поставщика или его соисполнителей.
  7. Рассматривать не позднее 5 дней запросы поставщика о несогласии с отказом.
  8. Согласовать с банком его ответственность за отказ в проведении платежа.
Читайте также:  Контрактная служба. контрактный управляющий

Состав отчетности от банка

Отчетность, которая составляется банками, должна соответствовать ряду обязательных требований. В их числе:

  1. Формирование и передача заказчику сведений о движении средств по счету должна осуществляться не позже 15 числа месяца, который следует за отчетным, для простого сопровождения и не позднее 25 числа – для расширенного.
  2. В тексте отчета должны быть указаны сведения об итогах проверки на соблюдение поставщиком условий контракта в отношении товаров, работ и услуг.
  3. Стоимость проведенных строительных работ должна быть сопоставлена банком со среднерыночным значением.
  4. Анализ платежных документов следует проводить на соответствие объемам работ данным соглашения.
  5. Выполняемые работы и документы по проекту должны быть проверены на соответствие.

Отчетность должна содержать прочие сведения, если это предусмотрено условиями государственного контракта.

Таким образом, под банковским сопровождением понимается проведение банком проверки платежей и доведение до сведений заказчика результатов мониторинга. Данная процедура вводится для осуществления контроля в части исполнения госконтракта. Банковское сопровождение не относится к обязательным условиям подписания госконтракта. Подобного рода договор заключается только при необходимости оказания соответствующих услуг по 44-ФЗ. Различают две разновидности банковского сопровождения: простое и расширенное. К указанным видам применяют отдельные условия и требования, которым условия должны соответствовать. Перечень банков, которые вправе оказывать подобного рода услуги, содержится на сайте Минфина.


Банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ: когда нужно и как оформить

Разбираемся с простым банковским сопровождением

Есть два типа сопроводительных операций — простые и расширенные. В подп. «а» п. 3 ПП № 963 от 20.09.2014 указано, в каких случаях банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ проводят в простом формате:

  1. Заказчик и поставщик заключают контракт жизненного цикла.
  2. Товары, работы и услуги приобретаются у поставщика, попавшего под санкции. Такого исполнителя выбирает правительство РФ.
  3. Обязанность сопроводительных операций установили государственные или муниципальные органы власти (п. 4 ПП РФ № 963). По правилам, высший исполнительный орган государственной власти субъектов РФ обязан установить условие о простом банковском сопровождении в государственном контракте, если начальная (максимальная) цена контракта составляет от 10 миллиардов рублей. Под этот норматив попадает и закупка у единственного поставщика, осуществляемая на основании решения президента РФ или правительства РФ. Региональные администрации вправе устанавливать иные лимиты. Например, в Ленинградской области сопровождать госконтракт необходимо, если НМЦК — от одного миллиарда рублей и выше (постановление правительства Ленинградской области № 629 от 29.12.2014).

Разбираемся с расширенным сопровождением

Расширенное банковское сопровождение контракта по 44-ФЗ назначается в особых случаях. Вот когда оно понадобится (подп. «б» п. 3 ПП РФ № 963):

  1. При закупке строительных работ по возведению и(или) реконструкции объектов капитального строительства у единственного подрядчика. Цена такого госконтракта — от 10 миллиардов рублей и выше. Главное условие — отсутствие требования об обеспечении контракта.
  2. При приобретении товаров, работ и услуг по государственной программе РФ. НМЦК (максимальное значение цены контракта) — от 15 миллиардов рублей. В программе стоит обязательное условие о сопроводительных банковских операциях.
  3. При заказе ТРУ у исполнителя, попавшего под санкции и выбранного правительством РФ.

Требование о расширенных сопроводительных операциях устанавливается по указу государственных, муниципальных или местных органов власти. Банковское и казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ осуществляется, если заказчик приобретает товары, работы и услуги по решению правительства РФ с условием обязательного казначейского обеспечения договорных обязательств.

Выбираем банк

Не все кредитные учреждения оказывают банковское сопровождение госконтрактов по 44-ФЗ. Поставщик выбирает банк, который удовлетворяет установленным требованиям. Банковские организации вправе проводить сопровождение контрактов, если (п. 3 ст. 74.1 НК, п. 10 Правил банковского сопровождения соглашений):

  • операционная деятельность кредитной организации лицензирована;
  • опыт работы — не менее пяти лет;
  • капитализация — минимум 1 миллиард рублей;
  • в отношении учреждения не проводится санация;
  • в течение полугода соблюдаются отчетные нормативы, установленные Центробанком (проверяются все отчетные даты за предшествующие шесть месяцев).

Выбирают сопровождающую кредитную организацию как поставщики, так и заказчики. Если требуется банковское сопровождение контракта 44-ФЗ, исполнитель обязан заключить соглашение с банком. Выбор исполнитель или заказчик делают самостоятельно, сверяясь с перечнем на сайте Минфина РФ. Минфин ведет реестр кредитных организаций, которые лицензированы на сопроводительную работу с госконтрактами. Нельзя заключить соглашение с банком, если он не включен в этот перечень (п. 5, 10, 11, 12 Правил).

Если кредитную организацию исключили из реестра Минфина в ходе исполнения контракта, у поставщика нет необходимости искать новое сопроводительное учреждение. Сменить банк придется, только если правительство или местная администрация примут решение о досрочном прекращении соглашения о сопровождении госконтракта (п. 10 Правил).

Устанавливаем требование о банковском сопровождении

Такое требование необходимо установить еще до начала проведения закупки. Обозначьте условие о банковских сопроводительных операциях в информационной карте закупочной документации (п. 8 ст. 42, ч. 1 ст. 54.3, ч. 1 ст. 64 44-ФЗ), в проекте контракта (в разделе «Обязанности поставщика и заказчика», ч. 26 ст. 34 44-ФЗ) и в извещении (для этого предназначен блок «Обеспечение исполнения контракта»). Формулировки берите из Правил банковского сопровождения (пункты 6, 7 Правил).

Расширенный формат формулируйте в госконтракте в соответствии с пунктами 8 и 9 Правил. За отсутствие требований о банковском контроле (если они обязательны) заказчику грозит штраф в размере 3000 рублей (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ).

Вот пример формулировок из заключенного госконтракта:

Составляем договор банковского сопровождения контрактов по 44-ФЗ

Заключение договора с банком — это обязанность победителя закупки (поставщика) и(или) соисполнителя. Если вы заключаете простое сопроводительное соглашение, внесите в него (п. 13 Правил):

  • порядок открытия отдельного счета, зачисления и списания денег;
  • сроки открытия и отдельного счета, и проведения всех денежных операций;
  • возможность авансирования и списания сумм по требованию заказчика (доступно, если нет условия об обеспечении);
  • обязанности банка (отправка выписки по счету и расшифровки операций, идентификация исполнителя и соисполнителя и ее результаты, направление требуемых сведений в Федеральное казначейство);
  • правила изменения и расторжения договора.

Для расширенного сопровождения в соглашение придется включить и другие условия. Проверьте, чтобы исполнитель указал (п. 14 Правил):

  1. Стоимость услуг кредитной организации.
  2. Информацию, которую заказчик впоследствии пропишет в платежном поручении (перед заключением договора согласуйте этот пункт с заказчиком).
  3. Список документов, подтверждающих исполнение госконтракта. Сроки проверки подтвердительной документации сотрудниками кредитной организации.
  4. Случаи отказа транзакции. Ответственность кредитора за неправомерный отказ.
  5. Обязанность банка предоставлять отчет в форме мониторинга по запросу Федерального казначейства. Документооборот осуществляется через систему передачи финансовых сообщений ЦБ РФ.

В п. 4 Правил указано, что стоимость услуг кредитного учреждения зависит от цены контракта и варьируется от 1% (ЦК — 15 миллиардов рублей и выше) до 1,15% при цене госконтракта от 500 миллионов и до одного миллиарда рублей.

44-ФЗ: банковское сопровождение контракта

Федеральным законом 44-ФЗ введен механизм банковского сопровождения контракта, с помощью которого заказчик может контролировать выполнение условий контракта, в том числе осуществлять мониторинг расчетов по сопровождаемому контракту. Банковское сопровождение контракта это – обеспечение банком на основании договора, заключенного с поставщиком и всеми привлекаемыми в ходе исполнения контракта субподрядчиками, соисполнителями, проведения мониторинга расчетов, осуществляемых в рамках исполнения контракта, на счете, открытом в указанном банке, и доведение результатов мониторинга до сведения заказчика, а также оказание банком иных услуг, определенных договором о банковском сопровождении.

Банковское сопровождение контрактов, предметом которых являются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд, осуществляется в следующих случаях: 1) для обеспечения федеральных нужд поставщиком: а) если заключается контракт жизненного цикла и (или) начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млрд руб. б) если начальная (максимальная) цена контракта превышает 15 млрд руб. и утвержденной государственной программой РФ предусмотрена обязанность привлечь банк в целях банковского сопровождения; 2) для обеспечения федеральных нужд заказчиком: а) если цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком превышает 10 млрд руб. и предусматривается привлечение заказчиком банка в целях банковского сопровождения, а также не установлена обязанность заказчика включать в такой контракт условие об обеспечении его исполнения; б) если цена контракта, заключаемого в целях строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объекта капитального строительства с единственным поставщиком превышает 10 млрд руб. и актом не установлена обязанность заказчика включить в такой контракт условие об обеспечении его исполнения. Органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта РФ или муниципальных нужд рекомендовано включать в контракт следующие условия:

1) условие о банковском сопровождении контракта, заключающееся в проведении банком, привлеченным поставщиком или заказчиком, мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта в случаях: – если цена такого контракта для нужд субъекта РФ составляет не менее 1 млрд руб.; – если цена такого контракта для нужд муниципального образования составляет не менее 200 млн руб.; 2) условие, предусматривающее привлечение поставщиком или заказчиком банка в рамках расширенного банковского сопровождения в случае, если цена такого контракта составляет не менее 5 млрд руб.

В указанных случаях в сопровождаемый контракт включаются условия: При привлечении банка поставщиком: 1) обязанности поставщика: – осуществлять расчеты, связанные с исполнением обязательств по сопровождаемому контракту, на отдельном счете, открытом в банке, осуществляющем банковское сопровождение контракта, а также заключить с банком договор о банковском сопровождении в срок, установленный сопровождаемым контрактом; – определять в договорах, заключаемых с соисполнителями, условия осуществления расчетов в рамках исполнения обязательств по таким договорам на отдельном счете для проведения операций, включая операции в рамках исполнения контракта, открытом в банке, осуществляющем сопровождение контракта; – предоставлять заказчику и банку сведения о привлекаемых им рамках исполнения обязательств по сопровождаемому контракту соисполнителях (полное наименование соисполнителя, местонахождение (почтовый адрес), телефоны руководителя и главного бухгалтера, ИНН и код причины постановки на учет); 2) ответственность поставщика за несоблюдение условий, установленных сопровождаемым контрактом; 3) обязанность заказчика оплачивать поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) по сопровождаемому контракту на отдельный счет; 4) право заказчика в соответствии с законодательством РФ на односторонний отказ от исполнения сопровождаемого контракта.

При привлечении банка заказчиком: – сведения о привлекаемом заказчиком банке; – обязанность поставщика заключить с банком, определенным заказчиком, договор о банковском сопровождении контракта, проект которого является приложением к проекту сопровождаемого контракта.

В целях осуществления банковского сопровождения контракта между поставщиком, соисполнителем и банком заключается договор банковского сопровождения, который должен содержать: 1) порядок и сроки открытия отдельного счета поставщику, соисполнителям; 2) права и обязанности сторон; 3) порядок и сроки зачисления и списания денежных средств с отдельного счета; 4) условия о возможности списания по требованию заказчика денежных средств с отдельного счета, открытого поставщику, в размере предоставленного аванса на условиях, определенных сторонами в сопровождаемом контракте, в случае если сопровождаемым контрактом не предусмотрено предоставление обеспечения его исполнения; 5) обязанность банка в рамках мониторинга расчетов, осуществляемых при исполнении сопровождаемого контракта, предоставлять ежемесячно заказчику с соблюдением положений законодательства РФ о банковской тайне: – сведения о проведении операций со средствами на отдельном счете в форме выписки о движении денежных средств по отдельному счету за отчетный календарный месяц; – отчет, содержание которого определяется п. 15 и 16 Правил осуществления банковского сопровождения контрактов; – сведения о результатах проведенной банком идентификации поставщика, соисполнителя при открытии ему отдельного счета; 6) случаи и порядок внесения изменений в договор о банковском сопровождении и его расторжения. Банковское сопровождение контракта осуществляется банком, включенным в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения, который ведется Минфином РФ и установлен ст. 74.1 Налогового кодекса РФ.

Ссылка на основную публикацию