Бухучет при обеспечении исполнения контракта

Бухучет при обеспечении исполнения контракта

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения учесть сумму предоставленного контрагентом обеспечения исполнения контракта (договора) (числилась на счете 3 304 01 000), если поставщик нарушил обязательства, и по решению суда заказчик оставил эти деньги себе?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При удержании штрафных санкций, предъявленных контрагенту за ненадлежащее исполнение контракта (договора), из суммы предоставленного контрагентом обеспечения исполнения контракта (договора) в бухгалтерском учете расчеты отражаются с применением счета 0 304 06 000 “Расчеты с прочими кредиторами” на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Обоснование вывода:
Денежные средства, полученные бюджетными учреждениями на основании судебных решений, вынесенных в пользу данных учреждений, в качестве материального ущерба по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенным бюджетными учреждениями от собственного имени, являются доходами указанных учреждений и подлежат отражению на лицевых счетах, предназначенных для учета операций со средствами бюджетных учреждений, открытых им в установленном порядке (смотрите письмо Минфина России от 24.06.2013 N 02-13-09/23800). Более того, средства, полученные бюджетным учреждением в соответствии с судебным решением, являются доходами бюджетного учреждения и не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите, например, письмо Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651). Поэтому такие доходы должны учитываться по КФО 2.
Учет расчетов по суммам принудительного изъятия, в том числе при возмещении ущерба в соответствии с законодательством РФ, по суммам компенсации расходов, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ (в рассматриваемом случае это задолженность, предъявленному поставщику) осуществляется с применением счета 0 209 41 000 “Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)” (п. 220 Инструкции N 157н, п. 108 Инструкции N 174н). При этом хозяйственные операции, учитываемые на счетах бухгалтерского учета по разным кодам финансового обеспечения, отражаются с применением счета 0 304 06 000 “Расчеты с прочими кредиторами” на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) (п.п. 146, 147 Инструкции N 174н).
Таким образом, при удержании штрафных санкций, предъявленных контрагенту за ненадлежащее исполнение контракта (договора), из суммы предоставленного контрагентом обеспечения исполнения контракта (договора), отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с применением следующих корреспонденций счетов:
1. Дебет 3 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВИ 510, КОСГУ 510) Кредит 3 304 01 730 – поступление от поставщика обеспечения по контракту.
2. Дебет 2 209 41 560 Кредит 2 401 10 141 – предъявлены требования к поставщику за ненадлежащее исполнение контракта.
3. Отражено погашение задолженности поставщика путем удержания суммы обеспечения исполнения контракта:
3.1. Дебет 3 304 01 830 Кредит 3 304 06 730;
3.2. Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 41 660.
4. Дебет 3 304 06 830 Кредит 3 201 11 610 (Увеличение забалансового счета 18, АнКВИ 610, КОСГУ 610) – отражено уменьшение остатка денежных средств на лицевом счете по КФО “3” при удержании суммы обеспечения контракта.
5. Дебет 2 201 11 510 (Увеличение забалансового счета 17, АнКВД 140, КОСГУ 141) Кредит 2 304 06 730 – отражено поступление доходов на основании решения суда и увеличение остатка денежных средств на лицевом счете в рамках приносящей доход деятельности по КФО “2”.

Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
– Энциклопедия решений. Зачет (удержание) суммы пеней и штрафов из суммы обеспечения исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

11 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Выпуск от 18 января 2013 года

Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка “Корреспонденция счетов” системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Организация (участник размещения заказа на поставку товара для государственных нужд) в качестве обеспечения исполнения контракта предоставила в залог денежные средства в сумме 500 000 руб. После исполнения данного контракта денежные средства, внесенные организацией в качестве залога, возвращены государственным заказчиком на ее расчетный счет. Как отразятся в учете организации указанные операции?

Корреспонденция счетов:

Гражданско-правовые отношения

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров для государственных нужд, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 N 94- ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона N 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Государственными заказчиками выступают государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 94-ФЗ).

Способы размещения заказа установлены ч. 1 ст. 10 Федерального закона N 94-ФЗ.

Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 94-ФЗ).

Государственный заказчик, уполномоченный орган вправе, а в случае, если цена контракта свыше 50 млн руб. или по контракту предусмотрен аванс в размере более 30%, обязаны установить требование обеспечения исполнения контракта (п. 15.2 ч. 4 ст. 22, п. 9 ч. 4 ст. 34, п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ). В этом случае указанное обеспечение предоставляется участником размещения заказа до заключения контракта в форме безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или залога денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита). Участник размещения заказа самостоятельно выбирает способ обеспечения исполнения контракта (ч. 4 ст. 29, ч. 4 ст. 38, ч. 19 ст. 41.12 Федерального закона N 94-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 21.06.2011 N Д28-84).

В данном случае обеспечение исполнения контракта предоставлено в форме залога денежных средств (путем перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный заказчиком).

Следует заметить, что нормы Гражданского кодекса РФ не содержат прямого запрета на использование денежных средств в качестве предмета залога (п. 1 ст. 336, п. 2 ст. 130 ГК РФ). В то же время согласно позиции Президиума ВАС РФ денежные средства не могут являться предметом залога. Данная позиция основана на том, что удовлетворение требования залогодержателя за счет заложенного имущества происходит путем реализации этого имущества (ст. ст. 334, 349, 350 ГК РФ), а безналичные денежные средства исходя из своей природы не могут быть реализованы (Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15.01.1998 N 26 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением арбитражными судами норм Гражданского кодекса Российской Федерации о залоге”, Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.1996 N 7965/95).

Тем не менее, поскольку Федеральный закон N 94-ФЗ устанавливает такой способ обеспечения исполнителя контракта, организация вправе его выбрать и перечислить установленную сумму на счет в банке, указанный заказчиком.

Отметим, что срок возврата денежных средств, перечисленных в качестве залога, Федеральным законом N 94-ФЗ не установлен. В этом случае следует руководствоваться нормами ГК РФ о залоге (ч. 1 ст. 2 Федерального закона N 94-ФЗ). Сумма залога возвращается организации после надлежащего исполнения обязательств по контракту (п. 3 ст. 352 ГК РФ).

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта и их возврат не влекут никаких налоговых последствий по НДС. Это обусловлено тем, что указанные денежные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг).

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, внесенные в качестве залога и подлежащие возврату организации, не учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли независимо от применяемого в налоговом учете метода признания доходов и расходов (п. 1 ст. 252, п. 32 ст. 270 Налогового кодекса РФ). При возврате данных денежных средств экономической выгоды и, следовательно, дохода у организации не возникает (ст. 41 НК РФ).

Бухгалтерский учет

Сумма денежных средств, внесенная в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежит возврату организации при его исполнении. Следовательно, такая сумма не признается расходом для целей бухгалтерского учета и отражается в составе дебиторской задолженности (п. п. 2, 16 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Таким образом, при перечислении денежных средств на указанный государственным заказчиком счет в бухгалтерском учете организации производится запись по дебету счета 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами” и кредиту счета 51 “Расчетные счета”. Одновременно указанная сумма денежных средств также отражается на забалансовом счете 009 “Обеспечения обязательств и платежей выданные” (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).

Читайте также:  Указание наименования объекта закупки и включении в план-график закупок сведений о товарах, работах, услугах, имеющих

При возврате заказчиком денежных средств сумма выданного обеспечения списывается с указанного забалансового счета.

Возврат денежных средств не приводит к образованию дохода у организации и отражается в бухгалтерском учете записью по дебету счета 51 и кредиту счета 76 (п. 2 Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации” ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, Инструкция по применению Плана счетов).

Бухгалтерский учет обеспечения заявки на участие в закупке

Из статьи Вы узнаете:

1. Что нужно знать бухгалтеру об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах.

2. Как отразить в бухгалтерском учете операции, связанные с обеспечением заявки в зависимости от способа предоставления такого обеспечения.

3. Какие законодательные и нормативные акты регулируют вопросы предоставления и учета обеспечения заявки на участие в закупке.

Многим поставщикам товаров, работ, услуг не обойтись в своей хозяйственной деятельности без участия в закупочных процедурах (электронных аукционах, запросах котировок, конкурсах и т.д.). Во-первых, участие в закупках является необходимым условием заключения договоров с определенными категориями покупателей, например, с государственными и муниципальными учреждениями, госкорпорациями, субъектами естественных монополий. А во-вторых, участие в закупках позволяет расширить рынок сбыта, привлекая новых клиентов, нарастить масштабы деятельности, заключая договоры с крупными клиентами, и, наконец, улучшить свою репутацию как надежного поставщика. Непосредственно участием в закупочных процедурах, как правило, занимается отдельный специалист, а вот задачей бухгалтера является отражение в учете всех операций, связанных с участием в закупках. В этой статье предлагаю разобраться, как отразить в бухгалтерском учете обеспечение заявок на участие в закупках – с чего, собственно, и начинается «бухгалтерская» составляющая закупочной деятельности.

Что такое обеспечение заявки на участие в закупке

Для того чтобы корректно отразить в учете операции, связанные с обеспечением заявок, бухгалтеру необходимо иметь хотя бы общее представление об этом виде обеспечения: для каких целей, какими способами и на каких условиях оно предоставляется. Подробно все изложено в законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (ст. 44). Однако, бухгалтерам и без того приходится держать в голове большие объемы информации, поэтому, чтобы упростить задачу, основная информация об обеспечении заявок представлена в виде схемы (для увеличения щелкните по рисунку).

Обратите внимание: предоставление обеспечения заявки – это не расход, а всего лишь «замораживание» денежных средств на определенное время. В большинстве случаев, средства, перечисленные в обеспечение заявки, возвращаются участнику. В каких случаях не возвращаются – Вы уже знаете из схемы.

Как правило, бухгалтер получает от специалиста по закупкам готовую информацию: по каким реквизитам и в каком размере перечислить денежные средства в качестве обеспечения. Но просто отправить платеж по указанным реквизитам – это лишь небольшая составляющая бухгалтерской работы, все самое интересное впереди: как отразить обеспечение заявки на участие в закупке в бухгалтерском учете? Давайте разбираться.

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе

Для участия в электронных аукционах участники перечисляют денежные средства на свой лицевой счет, открытый у оператора электронной площадки. Средства на этом лицевом счете являются собственностью организации, она сохраняет за собой право распоряжаться ими по своему усмотрению и вывести на свой расчетный счет в любой момент. Однако при подаче заявки на участие в электронном аукционе, организация автоматически дает распоряжение оператору площадки заблокировать часть денежных средств, хранящихся на лицевом счете, в размере обеспечения заявки. При недостаточности средств на лицевом счете площадка просто не даст возможность подать заявку, поэтому многие организации предпочитают хранить на своих лицевых счетах суммы «с запасом», чтобы не перечислять отдельно под каждую процедуру.

Средства организации на лицевом счете электронной торговой площадки учитываются на счете 55 «Специальные счета в банках» согласно Инструкции по применению плана счетов. К счету 55 могут быть открыты субсчета для отражения свободных средств и заблокированных. Кроме того, целесообразно открыть субсчета для каждой площадки (Росэлторг, Сбербанк-АСТ, РТС и т.д.), поскольку на каждой электронной площадке открывается свой лицевой счет.

Обратите внимание: денежные средства, заблокированные на лицевом счете в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, должны учитываться на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные» отдельно по каждому обеспечению.

Бухгалтерские проводки по учету обеспечения заявки на участие в электронном аукционе:

КредитДата операции55 — св / Электронная площадка51Дата списания денежных средств с расчетного счетаПеречислены денежные средства оператору электронной площадки NNN для пополнения лицевого счета55 –блок / Электронная площадка55 — св / Электронная площадкаДата подачи заявки на участие в электронном аукционеДенежные средства на лицевом счете заблокированы оператором электронной площадки в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе (Заказчик ХХХ)009 / ЗаказчикДата подачи заявки на участие в электронном аукционеОтражена сумма выданного обеспечения заявки55 — св / Электронная площадка55 –блок / Электронная площадкаДата разблокирования денежных средств (п. 6 ст. 44 Закона № 44-ФЗ)Оператором электронной площадки произведено разблокирование денежных средств на лицевом счете009 / ЗаказчикДата разблокирования денежных средствСписана сумма обеспечения5155 — св / Электронная площадкаДата поступления средств на расчетный счетВыведены средства с лицевого счета, открытого оператором электронной площадки, на расчетный счет по заявке организации

При участии в электронных аукционах по госзаказу площадки не взимают плату за свои услуги. А вот участие в закупочных процедурах по коммерческому заказу, как правило, платное, в соответствии с тарифами электронной площадки. Чаще всего площадки берут плату за свои услуги с победителя аукциона. То есть при заключении контракта с заказчиком на лицевой счет поставщика поступает не вся сумма, заблокированная в счет обеспечения заявки, а за вычетом комиссии оператора электронной площадки:

КредитДата операции6055 — блок / Электронная площадкаДата заключения контракта с заказчикомУдержана сумма вознаграждения за услуги электронной площадки91-260Дата признания расходов на услуги электронной площадки в бухгалтерском учетеОтражены в бухгалтерском учете расходы на услуги электронной торговой площадки

! Обратите внимание: для отражения в бухгалтерском учете расходов на услуги оператора электронной площадки, сумма таких расходов должна быть документально подтверждена. Чаще всего площадки предоставляют подтверждающие документы в электронном виде. Такие электронные документы могут быть приняты к бухгалтерскому учету только, если они заверены электронной цифровой подписью (п. 5 ст. 9 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В некоторых случаях, например, если победитель аукциона уклонился от заключения контракта с заказчиком (п. 13 ст. 44 Закона № 44-ФЗ), денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, ему не возвращается, а перечисляются на счет заказчика. При этом сумма обеспечения заявки списывается на прочие расходы:

КредитДата операции91-255 — блок / Электронная площадкаДата признания победителя аукциона уклонившимся от заключения контрактаДенежные средства, заблокированные в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, удержаны оператором площадки и перечислены заказчику

Обеспечение заявки перечисляется на счет заказчика

При проведении конкурсов и закрытых аукционов обеспечение заявки на участие в закупке может перечисляться на специальный счет заказчика, по реквизитам, указанным в извещении. В этом случае денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения заявки, отражаются в бухгалтерском учете на счете 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» в составе дебиторской задолженности до их возврата на расчетный счет участника закупки. Кроме того, выданное обеспечение отражается на забалансовом счете:

КредитДата операции76 / Заказчик51Дата списания денежных средств с расчетного счетаПеречислены денежные средства заказчику в качестве обеспечения заявки009 / ЗаказчикДата списания денежных средств с расчетного счетаОтражена сумма выданного обеспечения заявки5176 / ЗаказчикДата поступления денежных средств на расчетный счетЗаказчиком возвращена сумма обеспечения заявки009 / ЗаказчикДата поступления денежных средств на расчетный счетСписана сумма обеспечения

В случае если участник признан победителем закупочной процедуры, но уклонился от заключения контракта, сумма обеспечения заявки ему не возвращается, а остается на счете заказчика.

КредитДата операции91-276 / ЗаказчикДата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контрактаСписана на прочие расходы сумма, перечисленная в качестве обеспечения заявки

Основанием такого списания должно служить решение контролирующего органа в сфере закупок, например ФАС, о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта с поставщиком.

В качестве обеспечения заявки предоставляется банковская гарантия

При нежелании или невозможности использовать собственные денежные средства для обеспечения заявки, участник конкурса или закрытого аукциона может воспользоваться банковской гарантией. По условиям банковской гарантии банк принимает на себя обязательство по обеспечению заявки участника (ст. 368 ГК РФ). В случае если участник будет признан уклонившимся от заключения контракта, банк по требованию заказчика перечислит последнему сумму обеспечения заявки. Естественно, услуги банка по предоставлению банковской гарантии являются платными для участника закупки и отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов на счете 91-2.

КредитДата операции91-276 / БанкДата предоставления банковской гарантииОтражена сумма комиссии банка за предоставление банковской гарантии76 / Банк51Дата списания денежных средств в оплату комиссии банкаПогашена задолженность за услуги банка по выдаче банковской гарантии
Читайте также:  Изменение условий контракта при закупке путем запроса котировок по 44 ФЗ

Как говорилось ранее, могут возникнуть случаи, когда обеспечение заявки не возвращается участнику закупки, а остается у заказчика. Если обеспечение заявки было выдано под банковскую гарантию, то требование перечислить сумму обеспечения заявки заказчик предъявит банку. При этом у участника закупки возникнет кредиторская задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки. В этом случае бухгалтерские записи будут следующие:

КредитДата операции91-276 / ЗаказчикДата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контрактаОтражена задолженность перед заказчиком по выплате обеспечения заявки76 / Заказчик76 / БанкДата признания победителя закупки уклонившимся от заключения контрактаЗадолженность перед заказчиком погашена банковской гарантией76 / Банк51Дата списания денежных средств с расчетного счетаПогашена задолженность перед банком на сумму обеспечения заявки

! Обратите внимание: банковская гарантия, выданная в качестве обеспечения участия в закупке должна соответствовать требованиям, установленным ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Банк, предоставивший гарантию, должен входить в утвержденный перечень, с которым можно ознакомиться на сайте Минфина РФ.

Итак, мы рассмотрели порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с обеспечением заявки на участие в конкурсах и аукционах. Как Вы могли убедиться, учетные записи напрямую зависят от последовательности событий закупочной процедуры: в какой стадии находится заявка (подана, отозвана, отклонена и т.д.), каков итог процедуры определения поставщика (победили, проиграли, заключен ли контракт). В связи с этим бухгалтеру важно грамотно выстроить взаимодействие со специалистом по закупкам, чтобы быть в курсе значимых событий закупки. Все остальное – «дело техники», в чем, я надеюсь, Вам помогла разобраться эта статья.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты:

1. Гражданский кодекс РФ

2. Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

3. Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»

Бухгалтерский учет обеспечения участия в электронных торгах

Торги – одна из эффективных форм заключения сделок, которой гарантируются их максимальная прозрачность и максимальная выгода для обеих сторон. Это касается как организаторов, так и участников. В некоторых случаях договор можно заключить только через участие в процедуре закупки посредством торгов, например, если речь идет о покупателях: МУП, госучреждениях, госкорпорациях.

Современные торги проводятся в удобной электронной форме на сетевых электронных площадках. Нет необходимости покидать офис, чтобы отслеживать торги и их результат. Перед бухгалтером компании в первую очередь возникает вопрос, как учесть суммы, обеспечивающие участие в электронной торговой процедуре: аукционе или конкурсе.

Электронные торги и их обеспечение

ГК РФ, в частности ст. 447-1, позволяет заключать договор купли-продажи, арендный договор, договор подряда, оказания услуг на торгах. Торги с участием государственных организаций и МУП регулируются ФЗ №44 от 05-04-2013 г., рядом других нормативных актов.

Торги в форме аукциона предполагают, что победит предложивший максимальную цену, а начинаются торги с начальной минимальной цены, указанной в объявлении. Участники аукциона постепенно повышают цену лота, пока не выявится победитель. Торги, организованные как конкурс, выигрывает участник, предложивший наилучшие условия. В объявлении указывается максимально возможная цена. Конкурс проводится при участии конкурсной комиссии, сформированной заранее. Участники конкурса представляют комиссии индивидуальные проекты, выбирается наиболее экономичный и креативный.

Заявка, участвующая в торгах, должна быть обеспечена. Обеспечительная сумма для организатора торгов является гарантией участия в них. Размер суммы определяет организатор.

Конкурсы и аукционы обеспечиваются(по тексту ФЗ №44 ст. 44):

  • банковской гарантией;
  • денежными средствами.

При проведении торгов на электронной площадке блокируется лицевой счет участника и денежные средства на нем. В рамках госзакупок, согласно ФЗ №44, спецсчета открываются не на электронной площадке, а в банке. Перечень банков определен распоряжением Прав-ва №1451-р от 13-07-18 г.

Возврат обеспечительной суммы происходит в следующих случаях:

  • по итогам конкурса или аукциона участник не признан победителем;
  • торги отменены по инициативе контролирующего органа, организатора;
  • участник принял решение не участвовать в них, либо снят с торгов, оказался единственным поставщиком, например, при проведении госзакупки.

Если участник признан победителем торгов, но отказывается заключать договор, который был предметом торгов, обеспечительный платеж не возвращается.

Бухгалтерский учет обеспечительных платежей

Обеспечительные платежи отражаются в бухгалтерском учете с использованием счета 76, к которому рекомендуется открыть субсчет «закупки». Сумма обеспечения одновременно отражается на забалансовом счете 009. Расходы на использование электронной площадки могут отражаться по счетам 20, 26, 44 и т.д.

  • Дт 76 Кт 51 — перечислен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 76 — возвращен обеспечительный платеж.
  • Дт 009 — списана сумма обеспечения.

Если при учете обеспечительных платежей используются специальные банковские счета, целесообразно формировать проводки с участием счета 55. Многие организации – участники электронных торгов используют этот счет БУ и при работе непосредственно с лицевым счетом электронной площадки.

  • Дт 55-св. Кт 51 — перечисление средств на спецсчет (лицевой счет).
  • Дт 55-бл. Кт 55-св — блокировка средств в сумме обеспечительного платежа по заявке.
  • Дт 009 — зафиксирована сумма обеспечения.
  • Дт 55-св Кт 55-бл. — разблокирован обеспечительный платеж.
  • Кт 009 — списана сумма обеспечения.
  • Дт 51 Кт 55 — переведены средства на расчетный счет.

К счету 55 могут быть открыты субсчета «электронная площадка», «торги» и др. При формировании внутренних проводок с помощью субсчетов разделяют заблокированные средства и свободные средства.

Если победитель не желает исполнять свои обязанности, избегает заключения договора, денежное обеспечение переходит заказчику — Дт 91-2 Кт 55 (76). При этом, если имела место банковская гарантия, делается внутренняя проводка Дт 76 (заказчик) Кт 76 (банк) – задолженность гасится банком, а затем победитель расплачивается с ним: Дт 76 (банк) Кт 51.

Затраты по обеспечению электронных торгов

В широком смысле обеспечение участия в торгах на электронных площадках не ограничивается только обеспечительным платежом как таковым. Фирма несет необходимые затраты, без которых участие в торгах невозможно. Их необходимо корректно отражать в бухгалтерском учете, руководствуясь также нормами НК РФ.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся корреспонденции счетов. Услуги электронной площадки как затраты, связанные с подготовкой торгов, в целях НУ можно принимать к вычету по НДС, если имеется счет-фактура и соблюдаются положения ст. 172 НК РФ. На основании банковских документов, акта и счета-фактуры от электронного оператора делаются бухгалтерские проводки:

  • Дт 76 (60) Кт 55 – электронная площадка сняла сумму за услуги.
  • Дт 26 (20, 44 и др.) Кт 76 (60) – сумма услуг эл. площадки (без НДС).
  • Дт 19 Кт 76 (60) – зафиксирован НДС на сумму услуг эл. площадки.

По налогу на прибыль организаторы относят такие расходы к прочим, связанным с производством и реализацией, по видам (ст. 264 НК РФ). В БУ делается запись Дт 91-2 Кт 60 (76).

Банковская гарантия, как один из видов обеспечения торгов, носит возмездный характер. Комиссия отражается проводками:

  • Дт 91-2 Кт 76 (60) – зафиксирована банковская комиссия.
  • Дт 76 (60) Кт 51 – оплачена с расчетного счета банковская комиссия.

На заметку! Внесение обеспечительного платежа не учитывается в целях НУ, в доходах и расходах в расчетах базы по налогу на прибыль, НДС до тех пор, пока не определится победитель. Тогда он может получить вычет по НДС, если сумма является предоплатой (оплатой) за участие в конкурсе и предметом торгов было заключение договора. Аналогичный принцип действует при расчете налога на прибыль.

Приобретение ЭЦП отражается по Дт 97, с кредита счетов расчетов с поставщиками. При этом носитель, диск, если он выделен в документации, сразу списывается в затраты — Дт 20,26, 44 и т.п. Кт 60 (76). Электронный ключ, сертификат, стоимость гарантийного обслуживания списываются равномерно, в течение всего срока, пока будет использоваться ключ (как правило, год) — Дт 20,26,44 и т.п. Кт 97.

Обеспечение исполнения контракта в учете заказчика

ГУП с 01.01.2017 обязано заключать госконтракты в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ. ГУП (заказчик) заключило госконтракт и получило на лицевой счет, который находится в казначействе, денежные средства от поставщиков в качестве обеспечения исполнения контрактов. ГУП через специальную программу получает возможность определять зачисление денежных средств на лицевой счет и инициировать возврат данных средств поставщику. Обязано ли ГУП отражать у себя в бухгалтерском учете денежные средства, поступившие от поставщиков в качестве обеспечений исполнения контрактов? Если обязано, то какими бухгалтерскими проводками отразить вышеуказанные денежные средства?

Гражданско-правовые аспекты

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров (ст. 526 ГК РФ).

Отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных (муниципальных) нужд, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ).

Частью 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ установлена обязанность заказчика в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Одним из способов обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ является внесение денежных средств на указанный заказчиком счет. Банковское сопровождение контрактов регламентировано положениями ст. 35 Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:  Заключение контракта по результатам электронного аукциона и изменении его цены по 44 ФЗ

Согласно ст. 44 и 96 Закона № 44-ФЗ денежные средства, предоставленные участниками закупки в качестве обеспечения участия в конкурсе (закрытом аукционе) или исполнения контракта, поступают на счет, который указан заказчиком в документации о закупке и на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

В свою очередь, согласно части 27 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику, подрядчику, исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется контрагентом).

Бухгалтерский учет

Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, не содержат специальных правил учета операций, связанных с перечислением участником закупки денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.

В общем случае на дату поступления денежных средств в качестве обеспечения у коммерческой организации отсутствует уверенность в том, что в результате данной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Следовательно, на указанную дату в бухгалтерском учете в подобном случае доход отражен быть не может (п. 2, 16 ПБУ 9/99 “Доходы организации”). Данная позиция нашла отражение в письме Минфина РФ от 08.10.2014 № 02-07-07/50609

В свою очередь, возврат денежных средств после исполнения договора не приводит к образованию расхода у организации, так как в этом случае отсутствует уверенность в том, что в результате данной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации, получившей обеспечение по гражданско-правовому договору. Следовательно, на указанную дату расход в бухгалтерском учете отражен быть не может (п. 16 ПБУ 10/99 “Расходы организации” (далее – ПБУ 10/99)).

В подобных случаях (при поступлении денежных средств в качестве обеспечения (залога)) на дату такого поступления п. 16 ПБУ 9/99 предписывает признавать в бухгалтерском учете кредиторскую задолженность, что в общем случае может быть отражено проводкой: Дебет 51 Кредит 76 (60) (План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по применению (далее – План счетов и Инструкция), утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2 000 № 94н). Для учета сумм, полученных в качестве обеспечения обязательств, предназначен забалансовый счет 008. При возврате же денежных средств в качестве обеспечения (залога) на дату возврата на основании п. 16 ПБУ 10/99 признается в бухгалтерском учете дебиторская задолженность, что в общем случае может быть отражено проводкой: Дебет 76 (60) Кредит 51 (План счетов и Инструкция). При этом сумма возвращенного обеспечения списывается с забалансового счета 008.

Поскольку в рассматриваемом случае деньги от поставщиков непосредственно на расчетный счет организации не поступают, то счет 51 в данном случае не используется.

В соответствии с Планом счетов и Инструкцией счет 55 “Специальные счета в банках” предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации и иностранных валютах, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами, в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

В рассматриваемой ситуации, на наш взгляд, денежные средства, поступившие от участника закупки в счет обеспечения исполнения контракта, подлежат отражению в бухгалтерском учете организации на открытом к счету 55 субсчете, например, “Средства на счете для обеспечения исполнения контракта”.

После исполнения контракта и возврата организацией-заказчиком на расчетный счет участника закупок (в срок, предусмотренный условиями контракта), следует отразить операцию по списанию ранее зачисленных денежных средств с данного счета.

С учетом изложенного выше допускаем использование следующей схемы проводок:

Дебет 55, субсчет “Средства на счете для обеспечения исполнения контракта” Кредит 76 (60)
– отражено поступление на лицевой счет организации (открытый в казначействе) денежных средств во временное распоряжение в качестве обеспечения исполнения контракта и обязательства по расчетам с участниками закупок;

Дебет 008
– отражена сумма, полученная в качестве обеспечения обязательств;

Дебет 76 (60) Кредит 55, субсчет “Средства на счете для обеспечения исполнения контракта”,
– отражен возврат денежных средств, полученных во временное распоряжение в качестве обеспечения исполнения контракта и уменьшение обязательств по расчетам с участниками закупок;

Кредит 008
– списана сумма, полученная в качестве обеспечения обязательств.

Выбранный вариант отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с перечислением денежных средств, полученных во временное распоряжение в качестве обеспечения исполнения контракта, организации следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета (п. 7 ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”).

Ответ подготовил: Графкин Олег, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Горностаев Вячеслав, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

Бухучет при обеспечении исполнения контракта

Дата публикации 12.09.2019

Казенное учреждение (администрация городского поселения) проводит электронный аукцион с НМЦК 636 899 руб. 98 коп. По результатам завершения электронной процедуры победитель выиграл аукцион с суммой минус 34 260 руб. 50 коп. Какими проводками отразить операцию в учете?

Если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена до половины процента начальной (максимальной) цены контракта или ниже, то в соответствии с ч. 23 ст. 68 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ) такой аукцион проводится на право заключить контракт.

Контракт заключается только после внесения участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта (ч. 12, 15 ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ). Деньги вносятся на счет, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.

В проекте контракта нельзя указывать отрицательное значение цены контракта (определение Верховного Суда РФ от 27.03.2017 № 309-КГ16-19135). При регистрации контракта в реестре контрактов такая цена ставится в полях формы “Цена за право заключения контракта”.

Денежные средства, поступающие в качестве обеспечения исполнения контрактов (заявок на участие в конкурсах, аукционах), относятся к средствам во временном распоряжении (письма Минфина России от 16.03.2015 № 02-05-10/14013, от 08.10.2014 от № 02-07-07/50609).

В соответствии с положениями инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), поступление средств в обеспечение исполнения контракта, а также возврат их участнику аукциона отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет КИФ 3 201 11 510, увеличение счета 17 (КОСГУ 510) Кредит гКБК 3 304 01 73Х – поступили на лицевой счет средства в обеспечение исполнения контракта (п. 106 Инструкции № 162н);

Дебет гКБК 3 304 01 83Х Кредит КИФ 3 201 11 610, увеличение счета 18 (КОСГУ 610) – возвращены денежные средства (п. 106 Инструкции № 162н).

Учреждение вправе не возвращать денежные средства, полученные за право заключения контракта, участнику аукциона после заключения контракта, признать собственными доходами и перечислить в бюджет (определение Верховного Суда от 14.06.2016 № 306-ЭС16-606).

Плата за право на заключение договоров, государственных (муниципальных) контрактов относится на статью 120 “Доходы от собственности” аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.2 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н). Сопоставительной таблицей кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов, применяемых в 2018 г., к кодам, применяемым в 2019 г., предусмотрена увязка подобных сумм с подстатьей 129 “Иные доходы от собственности” КОСГУ.

Операции отражаются в бюджетном учете следующими записями:

Дебет КДБ 1 210 02 129 Кредит КДБ 1 205 29 66Х – зачислены на лицевой счет администратора доходов денежные средства в размере цены за право заключения контракта, 34 260 руб. 50 коп. (п. 91 Инструкции № 162н);

Дебет КДБ 1 205 29 56Х Кредит КДБ 1 401 10 129 – начислен доход бюджета после заключения контракта, 34 260 руб. 50 коп. (п. 86 Инструкции № 162н).

Поскольку победитель выиграл аукцион с отрицательной суммой, работы по контракту выполняются на безвозмездной основе (письмо Минэкономразвития России от 10.02.2016 № Д28и-372).

Как правило, в результате выполнения в интересах учреждения работ (оказания услуг) на безвозмездной основе не меняется стоимость активов. Также в результате подобной операции не возникает расходов, ведь согласно п. 2 ст. 423 ГК РФ безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления. Следовательно, отсутствует уменьшение экономических выгод в виде уменьшения активов или возникновения обязательств.

При таких обстоятельствах отражать операции в учете нет необходимости. Кроме того, согласно п. 43 СГС “Доходы”, утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, безвозмездно оказанные физическими и юридическими лицами работы и услуги в учете (на балансовых счетах) не отражаются. Информация о получении таких работ и услуг раскрывается в пояснительной записке.

В рассматриваемом случае у учреждения не возникает расходных обязательств в связи с тем, что работы (услуги) фактически выполняются на безвозмездной основе. По нашему мнению, в учете необходимо показать экономию в размере 100%:

Дебет КРБ 1 501 13 ХХХ Кредит КРБ 1 502 17 ХХХ – отражено принимаемое обязательство в момент размещения извещения об аукционе в сумме 636 899 руб. 98 коп. (п. 141.1 Инструкции № 162н);

Дебет КРБ 1 502 17 ХХХ Кредит КРБ 1 501 13 ХХХ – отражена сумма экономии по результатам аукциона в размере 100% от начальной (максимальной) цены контракта, т.е. на сумму 636 899 руб. 98 коп. (п. 141.1 Инструкции № 162н).

Кроме того, у администратора доходов бюджета возникает необходимость утвердить бюджетные назначения по доходам на сумму денежных средств, полученных за право заключения контракта. Операция отражается в соответствии с пп. 150, 151 Инструкции № 162н записью:

Дебет КДБ 1 507 10 129 Кредит КДБ 1 504 11 129 – отражена сумма прогнозируемых показателей по доходам в сумме 34 260 руб. 50 коп.

Ссылка на основную публикацию