Cт. 95 Закона N 44-ФЗ Изменение, расторжение контракта — разъяснения и судебная практика

Изменение и расторжение контракта (ст. 95)

“Если б знать где упасть – соломки подстелил бы” – все мы знаем эту народную мудрость. Жаль, что при исполнении контракта нельзя всё предусмотреть на стадии его заключения. А уж тем более на стадии планирования закупки нельзя предвидеть все возможные варианты по развитию событий. Поэтому Законом о контрактной системе предусмотрена возможность изменения и расторжения контракта.

ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ НА СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ

Внесение изменений в контракт на стадии его исполнения возможно:

1. Если возможность изменения контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом:

  • при снижении цены контракта без изменения количества и объема товаров, работ, услуг;
  • увеличение или уменьшение количества и объема ТРУ в пределах десяти процентов цены контракта.

2. Если цена контракта для обеспечения федеральных нужд равна или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, а исполнение контракта без изменения его условий в дальнейшем невозможно. Срок контракта при этом должен превышать три года, а изменение условий происходит на основании решения Правительства РФ.

3. Если цена контракта для обеспечения нужд субъекта РФ равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, а исполнение контракта без изменения его условий в дальнейшем невозможно. Срок контракта при этом должен превышать три года, а изменение условий происходит на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта.

4. Если цена контракта для обеспечения муниципальных нужд равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, а исполнение контракта без изменения его условий в дальнейшем невозможно. Срок контракта при этом должен превышать три года, а изменение условий происходит на основании решения местной администрации.

5. Изменение регулируемых государством цен (тарифов) на ТРУ.

6. При уменьшении ранее доведённых до Заказчика лимитов бюджетных обязательств – пункт 6 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ. При этом уменьшение цены контракта должно быть произведено по методике, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 28.1.2013 №1090.

7. При оказании медицинских услуг по лечению гражданина РФ в иностранной организации. Если возможность изменения контракта была предусмотрена контрактом.

При исполнении контракта допускается перемена как Заказчика так и Поставщика. Однако, должно быть соблюдено следующее условие – новый Заказчик/Поставщик должен быть правопреемником Заказчика/Поставщика вследствие реорганизации в форме преобразования, слияния или присоединения.

В случае если закупка проводится без применения норм национального режима в отношении приобретаемых товаров, работ, услуг, то допускается поставка ТРУ улучшенного качества по сравнению с характеристиками, заявленными в документации о закупке.

РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА ПО 44-ФЗ

В соответствии с нормами Закона о контрактной системе и Гражданского кодекса допускается расторжение заключенных контрактов по следующим основаниям:

  • по соглашению сторон;
  • по решению суда;
  • односторонний отказ от исполнения контракта.

Если с первыми двумя пунктами всё более менее понятно, то односторонний отказ от исполнения контракта рассмотрим с двух сторон.

ОДНОСТОРОННЕЕ РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА ЗАКАЗЧИКОМ

В первую очередь, возможность одностороннего отказа от исполнения контракта должна быть предусмотрена контрактом. Во вторую очередь, необходимо обратиться к Гражданскому кодексу РФ и его статьям 310, 523, 715, 717, 782. Они и подскажут Заказчику в каком направлении двигаться при желании одностороннего расторжения контракта. Также помощником в подобном расторжении будет служить экспертиза поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Естественно, результаты такой экспертизы должны указывать на некачественное исполнение контракта, нарушение его условий.

Решение об одностороннем отказе должно быть размещено Заказчиком в Единой информационной системе и направлено Поставщику любым способом.

На все эти действия у Заказчика есть три рабочих дня. Далее действуем по следующей схеме:

– если у нас есть отметка о вручении уведомления Поставщику, то ждём десять календарных дней. И тут два варианта развития событий:

  • от Поставщика есть ответ, он исправил недостатки по контракту, компенсировал затраты на проведение экспертизы – тогда Заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе, опубликованное в ЕИС.
  • от Поставщика нет ответа, то по истечении этих десяти дней контракт автоматически считается расторгнутым в одностороннем порядке.

– если у нас нет отметки о вручении уведомления Поставщику, то ждём тридцать календарных дней. По истечении этого времени и при отсутствии ответа от Поставщика контракт будет считаться расторгнутым.

Всем Поставщикам следует помнить, что одностороннее расторжение контракта, даже если это произошло один раз, является основанием для внесения денных в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). А для заказчика одностороннее расторжение контракта это ещё одна головная боль, как и несостоявшаяся процедура закупки. И данные в реестр теперь вносить надо, и заново закупку проводить.

Благо Закон о контрактной системе позволяет провести закупку путем запроса предложений или запроса предложений в электронной форме. Необходимо отметить, что если расторгнутый контракт был частично исполнен, то новая закупка должна быть пропорционально уменьшена в цене и объемах закупаемых ТРУ.

Также Закон о контрактной системе предписывает нам несколько обязательных случаев одностороннего расторжения контракта со стороны Заказчика:

  1. Предоставление поставщиком заведомо недостоверных сведений о товаре, работе или услуге при определении победителя закупки.
  2. Расторжение инвестиционного контракта в соответствии с которым заключен контракт по п.47 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
  3. Если в ходе исполнения контракта, заключенного по п.48 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе был расторгнут контракт, заключенный согласно ст. 111.4 этого Закона.

ОДНОСТОРОННЕЕ РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА ПОСТАВЩИКОМ

Да, такие случаи тоже бывают. Не только поставщики не исполняют обязательства по контрактам. Встречаются и недобросовестные Заказчики. Для этого в первую очередь стоит обратиться к статья 310, 523 и 782 Гражданского кодекса РФ. В течение трёх рабочих дней поставщик обязан уведомить заказчика о своём решении. А уже через десять календарных дней, при молчании заказчика, решение об одностороннем расторжении контракта вступает в силу. Если же все претензии были устранены в течении десятидневного срока, то решение о расторжении контракта поставщик обязан отменить.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА:

  • Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1090;
  • Постановление Правительства РФ от 19.12.2013 №1186.

Удачных вам закупок, коллеги!

В следующей статье нашего цикла «44-ФЗ простыми словами» мы разберём те случаи когда требуется обеспечение исполнения контракта.

Дата публикации: 18.03.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Письмо Минфина России от 07.10.2019 № 24-03-08/76873 “О заключении контракта по ч. 17.1 ст. 95 при расторжении контракта”

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.

Подпунктом «б» пункта 64 статьи 1 Федерального закона от 1 мая 2019 г. № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено дополнение статьи 95 Закона № 44-ФЗ частью 17.1, положения которой распространяются, в том числе на контракты, заключенные до 1 июля 2019 г.

Так, в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, с которым в соответствии с Законом № 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя, указанного в части 3 статьи 54, части 6 статьи 78 , первом предложении части 17 статьи 83, победителя электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона № 44-ФЗ) и при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.

Указанный контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ с учетом положений части 18 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, и после предоставления в соответствии с Законом № 44-ФЗ участником закупки обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.

Читайте также:  Стороны государственного (муниципального) контракта

При этом при расторжении контракта (за исключением контракта, указанного в части 9 статьи 37 Закона № 44-ФЗ) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заключение контракта в соответствии с указанной частью допускается в случае, если в связи с таким расторжением в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона № 44-ФЗ принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (часть 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).

Учитывая изложенное, отмечаем, что Законом № 44-ФЗ не регламентирован срок заключения контракта по основаниям, предусмотренным частью 17.1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. При этом, необходимо отметить, что контракт по указанным основаниям заключается с соблюдением условий, указанных в части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в том числе содержащих сроки исполнения контракта, указанные в документации о закупке.

Также отмечаем, что частью 2 статьи 103 Закона № 44-ФЗ указаны документы и информация, которые включаются в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Кроме того, согласно части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1-7, 9, 12 и 14 части 2 указанной статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, статьей 103 Закона № 44-ФЗ предусмотрен перечень информации и документов, направляемых в реестр контрактов, заключенных заказчиками, а также информация, которая направляется заказчиком в течении пяти рабочих дней с даты заключения контракта в указанный реестр контрактов.

Статья 95. Изменение, расторжение контракта

Re: Статья 95. Изменение, расторжение контракта

ALMA » 02 ноя 2017, 08:53

Re: Статья 95. Изменение, расторжение контракта

flopsy » 02 ноя 2017, 10:23

Re: Статья 95. Изменение, расторжение контракта

flopsy » 02 ноя 2017, 10:25

Гера писал(а): flopsy , Я бы при ремонте просто отказалась без частичной приемки, потому как

Re: Статья 95. Изменение, расторжение контракта

Мария08 » 02 ноя 2017, 10:42

Re: Статья 95. Изменение, расторжение контракта

Mihailovich_69 » 02 ноя 2017, 10:54

по товарам было такое:
Вопрос: Об увеличении (уменьшении) количества товара по контракту, заключенному на поставку нескольких позиций товара.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМА
от 21 февраля 2017 г. N ОГ-Д28-1836, от 25 октября 2016 г. N Д28и-2759

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Согласно подпункту “б” пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.
При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
Таким образом, в случае если контракт заключен на поставку нескольких позиций товара, увеличение или уменьшение количества товара, в соответствии с подпунктом “б” пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, возможно в том числе по отдельной позиции товара, при этом цена контракта не может увеличиться более чем на десять процентов.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России – федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ

Расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44)

В ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В статье 95 ФЗ № 44 подробно описана только процедура расторжения контракта в одностороннем порядке. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то в законе просто закреплена такая возможность.

Рассмотрим возможность расторжения контракта по соглашению сторон.

Согласно ч. 14 ст. 34 ФЗ № 44 контракт может содержать условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8—26 ст. 95 ФЗ № 44. Также в ст. 95 ФЗ № 44 указано, что контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке только в случае, если контрактом была предусмотрена такая возможность. Что касается расторжения контракта по соглашению сторон, то ФЗ № 44 не устанавливает требования о необходимости отражения подобной возможности в контракте.

Согласно ч. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, другими законами или договором.

Таким образом, даже если контрактом не предусмотрена возможность расторжения контракта по соглашению сторон, такое право существует по умолчанию, в силу закона.

Также статьей 451 ГК РФ определена возможность изменения и расторжения договора в связи с существенным изменением обстоятельств. В п. 1 ст. 451 ГК РФ установлено, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

На практике существует несколько ситуаций, когда стороны по соглашению могут расторгнуть контракт. Итак, обоюдное расторжение контракта возможно, во-первых, в случае невозможности исполнения поставщиком своих обязательств по контракту по не зависящим от него причинам (например, срок контракта истек, а заказчик выбрал не весь товар, соответственно, поставщик поставил не весь товар). Во-вторых, когда отпала необходимость в поставке товара у заказчика. В-третьих, когда контракт не может быть исполнен в связи с обстоятельствами непреодолимой силы. Таковыми являются форс-мажорные обстоятельства (или иначе — обстоятельства непреодолимой силы), а именно: землетрясения, наводнения, снежные заносы, беспорядки, гражданские войны, забастовки и т. д. То есть все то, что нарушает нормальную работу транспорта, техники, связи и т. д. и характеризуется прежде всего своей чрезвычайностью (необычностью), выпадающей из нормального хода развития, и, как правило, является непредвиденными заранее явлениями, тем самым препятствуя своевременной поставке товара.

Отметим, что согласно статье 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Таким образом, соглашение о расторжении контракта должно быть составлено в письменной форе и подписано сторонами.

В ст. 453 ГК РФ определены последствия расторжения договора: при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства. В случае расторжения договора обязательства считаются прекращенными с момента заключения соглашения сторон о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения.

Читайте также:  Получение официальных разъяснений о применении законодательства о закупках по 44 ФЗ

Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.

Отметим, что в случае расторжения контракта по соглашению сторон заказчиком не направляются в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (Федеральная антимонопольная служба), сведения и информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии со ст. 103 ФЗ № 44 ведется общероссийский реестр контрактов.

Порядок ведения реестра контрактов регламентирован Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (далее — Постановление № 1084).

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1084 в реестр контрактов включается:

– информация о заключенных контрактах;

– информация об изменении контракта;

– информация об исполнении (расторжении) контракта;

– информация о расторжении контракта.

Таким образом, в единую информационную систему (до ввода ее в эксплуатацию — на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) заказчик должен в течение трех рабочих дней со дня подписания соглашения о расторжении контракта включать сведения в реестр контрактов.

За нарушение требований по ведению реестра контрактов Кодексом об административных правонарушениях РФ предусмотрена ответственность в виде штрафа.

Заказчику следует помнить об отчетности, установленной ст. 94 ФЗ № 44. Так, согласно ч. 9 ст. 94 ФЗ № 44 результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 названного закона), а также информация о поставленном товаре (выполненной работе, оказанной услуге) отражаются заказчиком в отчете, содержащем сведения:

1) об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта: осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в т. ч. их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;

2) о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) / о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;

3) об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.

Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе (до ввода ее в эксплуатацию — на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее — Положение) утверждено Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения».

Согласно ч. 3 названного Положения отчет размещается заказчиком в течение 7 рабочих дней со дня расторжения контракта, то есть со дня, определенного соглашением сторон о расторжении контракта, дня вступления в законную силу решения суда о расторжении контракта или дня вступления в силу решения поставщика, подрядчика или исполнителя либо заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Приведем примерную форму соглашения о расторжении контракта.

О РАСТОРЖЕНИИ КОНТРАКТА № ___ от «___» _______ 20__ г.

г. _______________ «__» __________ 20 __ г.

( Полное наименование государственного (муниципального) заказчика ) в лице ( должность руководителя, Ф. И. О. ), действующего на основании ( указать документ, удостоверяющий полномочия ), именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны и (полное наименование организации ) в лице ( должность руководителя, Ф. И. О. ), действующего на основании ( указать документ, удостоверяющий полномочия ), именуемый в дальнейшем «Поставщик» («Подрядчик» или «Исполнитель»), вместе именуемые «Стороны», заключили настоящее соглашение о нижеследующем:

1. На основании ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — ФЗ № 44) и ч. 1 ст. 450 Гражданского кодекса РФ с тороны пришли к соглашению о расторжении контракта № ___ от «___» _____ 20 __ г. на ( предмет контракта ) , заключенного по результатам ( вписать нужно е ) (Протокол ( вписать нужное ) № ( значение ) от ( число, месяц, год )).

2. Взаиморасчёты между Сторонами по к онтракту № ___ от «__» ____ 20 __ г. произведены с полном объеме. Н а момент заключения настоящего соглашения Поставщиком поставлен товар (оказаны услуги, выполнены работы) на сумму _____ (______) рублей ____ копеек. За поставленные товары (оказанные услуги, выполненные работы) Заказчиком произведена оплата в полном объеме в размере _____ (______) рублей ____ копеек.

Стороны претензий друг к другу не имеют.

В случае если товар (услуги, работы) поставлен (оказаны, выполнены) не в полном объеме, возможно указать следующее: Поставщик вправе требовать оплаты в полном объеме за фактическое количество поставленного товара (оказанной услуги, выполненной работы) , а Заказчик о бязан п ринять и оплатить фактическое количество поставленного товар а ( оказанной услуги, выполненной работы ).

Оставшийся к поставке товар (услуга, работа) поставщиком не поставляется (оказывается, выполняется) и, соответственно, заказчиком не оплачивается.

3. Обязательства Сторон по к онтракту № __ от «__» _____ 20__ г. прекращаются с момента подписания настоящего Соглашения.

4. Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих одинаковую правовую силу, по экземпляру для каждой Стороны.

Cт. 95 Закона N 44-ФЗ Изменение, расторжение контракта — разъяснения и судебная практика

Эксперты Кредитно-Страхового Агентства «Аркада Плюс Финансы» постоянно отслеживают финансовые новости, чтобы быть в курсе изменений, произошедших в финансовой сфере. В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, правовой информацией. Будьте и Вы в курсе финансовых новостей!

Изменения в 44-ФЗ. Изменение условий контракта

Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» допускает возможность изменения существенных условий контракта. Перечень случаев, когда условия контракта могут быть изменены поо соглашению сторон, приведен в части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ. Согласно закону, это может быть сделано:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара (объем работы или услуги) увеличивается или уменьшается не более чем на 10%.

С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 введен подпункт «в», допускающий возможность изменения условий контракта по соглашению сторон:

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение цены контракта не более чем на 10%.

2) если цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;

3) если цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта федерации на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;

4) если цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;

5) изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика лимитов бюджетных обязательств.

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ, при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением, если такая возможность была предусмотрена контрактом.

С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 также добавлены основания для изменений существенных условий контракта в случаях, не предусмотренных закупочной документацией и/или контрактом.

8) если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого равна или превышает предельный размер цены, установленный Правительством, возникли обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Читайте также:  Как внести сведения в реестр договоров по 223 ФЗ

Воспользоваться указанным основанием для пересмотра условий контракта можно только при наличии письменного обоснования такого шага на основании решения Правительства, исполнительного органа власти субъекта федерации или местной администрации, для нужд которых соответственно и производилась закупка. Одновременно должно выполняться условие, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и/или цены контракта более чем на 30%.

Во исполнение указанной нормы закона “О контрактной системе” Правительство РФ своим постановлением от 20.07.2019 года № 948 установило соответствующий порог цены контракта в размере 100 миллионов рублей.

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия не исполнен в установленный срок из-за необходимости внесения изменений в проектную документацию либо по вине подрядчика.

В этом случае допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (формулировка закона 44-ФЗ). Говоря русским языком, срок контракта может быть увеличен не более чем в два раза.

Если срок исполнения контракта увеличивается по вине подрядчика, то изменение условий контракта возможно только при отсутствии у неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек, штрафов или пеней, предъявленных заказчиком.

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 ст. 93 закона.

Добавленным пунктом сняты ограничения на изменение по соглашению сторон существенных условий контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при закупках различных товаров, работ или услуг, в том числе, закупках у естественных монополий, закупках услуг по тепло-, водо-, электро- и гозоснабжению, коммунальных услуг, закупках услуг по управлению многоквартирными домами и т.п.

Кредитно-Страховое агентство

Банковские гарантии, кредиты и займы, факторинг

для поставщиков госзаказа

С 1 июля 2019 года в ст. 95 также была добавлена часть 17.1, посвященная заключению контракта с новым участником в случаях, когда контракт с предыдущим участником расторгнут. Суть нововведения выглядит следующим образом:

17.1. В случае расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта заказчик имеет право заключить контракт с участником, занявшим второе место по результатам закупки.
При этом при расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, заключение нового контракта допускается в случае, если в связи с таким расторжением было принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Условия изменения и расторжения контракта подробно описаны в ст. 95 закона “О контрактной системе в сфере закупок”, имеющей достаточно большой объем. В этой статье мы кратко рассказали только об изменениях в законе, вступивших в силу с 1 июля 2019г. Если же Вам на практике пришлось столкнуться с необходимостью изменения существенных условий контракта либо контракт может быть расторгнут, эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют Вам внимательно ознакомиться с полным текстом статьи 95. Это поможет Вам избежать возможных неприятностей.

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор – все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство – участвуйте и побеждайте вместе с нами !

Разъяснение Союза РС153 Об изменении цены контракта п 8 ч 1 ст 95 44-ФЗ

РАЗЪЯСНЕНИЕ
«О применении положений п. 8 части 1. ст. 95 в части изменения цены
контракта, предметом которого является выполнение работ по
строительству, в связи с принятием Постановления Правительства РФ от
20.07.2019 № 948 «О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1186»

В дополнении к Разъяснению Союза инженеров-сметчиков от 06.05.2019 г. № РС-ПГ­140/19 «Об отдельных вопросах изменения цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, в связи с принятием Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Основаниями для изменении существенных условий – срока исполнения и (или) цены государственного (муниципального) контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, не более чем на тридцать процентов, являются положения:

– п. 8 части 1. ст. 95 О контрактной системе (введен для применения с 1 июля 2019 года Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»);

– постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186 “Об установлении размера цены контракта, при которой или при превышении которой существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации, в случае если выполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно” (в редакции Постановления Правительства РФ от 20.07.2019 N 948 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1186” со сроком начала действия 02.08.2019 г.).

В случае возникновения при исполнении такого контракта независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, для изменения по соглашению сторон срока его исполнения и (или) цены не более чем на тридцать процентов, НЕОБХОДИМО ОДНОВРЕМЕННОЕ СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕХ УСЛОВИЙ:

Условие 1. Цена государственного (муниципального) контракта должна составлять или превышать 100 млн. рублей (прим. до 01.08.2019 г. для муниципальных нужд – 500 млн. рублей; для уровня субъекта – 1 млрд. рублей, для федеральных нужд – 10 млрд. рублей);

Условие 2. Должно быть решение Правительства РФ (для федеральных нужд), высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (для нужд субъекта) или решение местной администрации (для муниципальных нужд) об изменении существенных условий государственного (муниципального) контракта;

Условие 3. Государственный (муниципальный) должен быть заключен на срок не менее чем 1 год.

ВО ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ необходимо руководствоваться подпунктом “в” пункта 1. части 1. ст. 95 “Изменение, расторжение контракта” Закона № (введен для применения с 01.07.2019 г. Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ), когда допускается (по соглашению сторон и если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом), изменение цены контракта не более чем на десять процентов при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом изменение срока исполнения контракта не допускается.

⁃ Государственный (муниципальный) заказчик должен обеспечить внесение в установленном законодательством Российской Федерации порядке внесение изменений в решение о реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности, государственную или муниципальную программу, решение о заключении контракта или об изменении существенных условий государственного (муниципального) контракта.

⁃ Под независящими от сторон контракта обстоятельствами, влекущими невозможность его исполнения, понимаются обстоятельства, на которые затронутая ими сторона не может реально воздействовать и которые она не могла разумно предвидеть, и при этом они не позволяют исполнить обязательства по данному контракту, и возникновение которых не явилось прямым или косвенным результатом действия или бездействия одной из сторон.

– Внесение изменений в утвержденную проектную документацию осуществляется с учетом требований к оценке соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации (как требующей проведения повторной экспертизы проектной документации, так и в случаях, предусмотренных частью 3.8 статьи Статья 49. «Экспертиза проектной документации…» РФ (Прим. часть 3.8 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию