Цена энергосервисного контракта и возможности изменения порядка расчета потребления энергии в ходе его исполнения по

Цена энергосервисного контракта и возможности изменения порядка расчета потребления энергии в ходе его исполнения по

Е.П. Кравченко,
эксперт в области бухгалтерского учета и отчетности учреждений госсектора

Энергосервисные контракты (далее – ЭСК) прочно заняли свое место в финансово-хозяйственной деятельности государственных и муниципальных учреждений. В данной статье мы не планируем описывать подробности и условия закупки: лишь вынужденно коснемся некоторых моментов и сосредоточимся на разъяснении вопросов бухгалтерского учета.

Документы регулирующие вопросы энергосбережения

Одним из первых документов, описывающих требования к энергоэффективности зданий, стал «СНиП 23-02-2003. Тепловая защита зданий» , в соответствии с которым выполняется ранжирование зданий по удельному энергопотреблению и очередности проведения мероприятий по энергосбережению, а также производится тепловизионный контроль качества тепловой защиты здания с целью обнаружения скрытых дефектов и их устранения при приемке новых и реконструированных зданий в эксплуатацию.
“СП 50.13330.2012. Свод правил. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003” (утв. приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 265).

Требования по энергоэффективности распространяются на здания учреждений различных сфер, в частности :

здравоохранения (больницы, клиники, стационары и госпитали, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, родильные дома);
социальные (дома ребенка, детские дома, дома-интернаты для престарелых и инвалидов);
образования (детские сады, ясли, ясли-сады и комбинаты).

Вторым документом, регулирующим вопросы энергосбережения, стал Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (далее – Закон № 261-ФЗ), который установил необходимость снижения в сопоставимых условиях потребленных государственным (муниципальным) учреждением объемов воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой и электрической энергии, угля начиная с 1 января 2010 года.
Другой важной нормой указанного закона стало требование об обязательном проведении энергетического обследования зданий учреждений (ст. 16 Закона № 261-ФЗ) в срок до 31 декабря 2012 года, а о периодическом – не реже чем один раз каждые пять лет. По результатам проведенного обследования (энергоаудита) учреждения получают энергетический паспорт, который состоит из разделов (приложений) с информацией :

об объемах расходуемых в отчетном периоде (пять лет) топливно-энергетических ресурсов, в том числе электроэнергии;
о расчетных показателях экономии на последующий пятилетний период;
о плане мероприятий по снижению потребления ТЭР, а также повышению эффективности их использования.

Иными словами, каждое учреждение, которое провело энергетическое обследование и получило энергопаспорт, имеет сведения о классе энергетической эффективности своих зданий и рекомендации по ее повышению.
Следующий шаг законодателя в развитие начатых мероприятий – организация и поддержка энергосервисных услуг, имеющих цель сбережения энергии и снижения потребности в использовании ресурсов. Энергосервисные компании предлагают государственным и муниципальным учреждениям энергосберегающие услуги посредством заключения энергосервисных контрактов, преимущество которых заключается в самом их предмете –учреждение получает энергосберегающие технологии и оборудование, снижение объемов потребления энергетических ресурсов и оплачивает услуги исполнителя за счет образовавшейся экономии.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Практические вопросы реализации энергосервисного контракта

Продолжаем серию статей, посвященных реализации энергосервисного контракта . Бюджетные учреждения вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов. О практике заключения таких контрактов рассказывает Валеев Марат Амирович, исполняющий обязанности директора – первый заместитель директора ГАУ РБ “РНЦ энергосбережения и энергоэффективных технологий”.

См. статью М.А. Валеева “Энергосервисный контракт – инструмент привлечения инвестиций в бюджетную сферу”, N 5, 2016.

– Что нужно учитывать при подготовке документации для проведения закупочных процедур и проекта договора?

– Заказчик должен обратить особое внимание на ряд существенных условий энергосервисного договора.

Во-первых, необходимо прописать порядок определения объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении до и после реализации исполнителем мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Разница между объемами потребления энергоресурса до и после реализации энергосберегающих мероприятий – это и есть показатель эффективности исполнения контракта.

Во-вторых, нужно определить размер экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, который должен обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта в течение срока его действия с учетом изменения факторов, влияющих на объем потребления энергетических ресурсов, а также долей размера экономии в натуральном выражении, которые должны обеспечиваться исполнителем за конкретный период.

В-третьих, следует определить механизм распределения между сторонами контракта дополнительной экономии энергетического ресурса.

В-четвертых, необходимо указать сроки достижения предусмотренного контрактом размера экономии и периоды достижения долей размера экономии, продолжительность которых не может быть менее одного месяца и более одного года.

– Как заказчику определить объемы потребления энергоресурса до и после реализации мероприятий?

– Перед началом реализации мероприятий заказчику следует определить планируемый объем потребления энергоресурсов – тот объем, который он израсходует, если не примет меры к энергосбережению. Такой объем указывается исходя из фактических показаний счетчиков в соответствующий период (квартал, полугодие, год), предшествующий заключению энергосервисного контракта. Планируемый объем потребления не может превышать объем фактического потребления заказчиком соответствующего энергоресурса за соответствующий период.

Объем потребления ресурса после реализации энергосберегающих мероприятий определяется на основании фактических показаний счетчиков за установленный сторонами контракта период (но не менее одного календарного месяца). При этом обязательно должен быть оговорен порядок учета факторов, влияющих на объем энергопотребления заказчика (например, существенное изменение погодных условий или увеличение числа потребителей энергоресурса).

– Что еще важно при подготовке энергосервисного контракта?

– Согласно Постановлению Правительства РФ N 636 в проекте контракта обязательно должны быть прописаны условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.

Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 “О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)”.

В сложившейся практике заключения энергосервисных контрактов часто прописывают положение о том, что по истечении срока действия договора право собственности на оборудование, созданное или установленное на объектах заказчика, переходит в государственную (муниципальную) собственность без всякой дополнительной платы. А исполнитель обязан передать заказчику указанное оборудование в исправном состоянии по акту приема-передачи.

Кроме того, согласно вышеназванному Постановлению заказчики обязаны обеспечить надлежащее содержание и обслуживание объекта, однако некоторые заказчики прописывают обязанности исполнителя по содержанию и обслуживанию оборудования. Это обусловливается тем, что исполнитель в состоянии обеспечить лучшие условия содержания и обслуживания оборудования, нежели сам заказчик. Отдельно оговариваются условия передачи или демонтажа оборудования в случае досрочного прекращения договора.

– Как определяется начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта?

– НМЦК (начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота)) устанавливается с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы согласно ч. 3 ст. 108 Закона о контрактной системе .

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

К тому же особенности определения НМЦК прописаны в Постановлении Правительства РФ N 636.

Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых равен или меньше одного календарного года, начальная (максимальная) цена устанавливается как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год и стоимости единицы энергетического ресурса.

Если заказчик осуществляет расчеты за поставку (куплю-продажу, передачу) энергоресурса по нескольким ценам (тарифам), стоимость единицы энергетического ресурса определяется как средневзвешенная цена (тариф), равная отношению суммы произведений объемов поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса, потребляемых заказчиком за один календарный месяц, предшествующий дате объявления проведения отбора, и цен (тарифов), по которым осуществлялись расчеты за соответствующие объемы поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса, к суммарному объему поставки (купли-продажи, передачи) энергетического ресурса.

Для энергосервисных контрактов, срок исполнения которых составляет более одного календарного года, начальная (максимальная) цена контракта определяется как произведение фактического объема потребления энергетического ресурса за прошлый год, стоимости единицы энергетического ресурса на дату объявления проведения отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта.

Этот вид установления НМЦК является самым оптимальным, так как срок окупаемости большинства энергосервисных проектов составляет более одного календарного года.

Определение цены по данному виду разберем на примере обоснования НМЦК по контракту на оптимизацию системы отопления в одном учебном корпусе колледжа. Минимальный размер экономии ресурса в натуральном выражении составил 474 Гкал.

Минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов – 565 481 руб. Для расчета НМЦК используется иной метод в соответствии с ч. 22 ст. 22, ч. 19 ст. 108 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ N 636. Срок исполнения контракта – 5 лет.

НМЦК для таких контрактов определяется как произведение фактического объема потребления энергоресурса за прошлый год, стоимости единицы энергоресурса на дату объявления проведения отбора и минимального целого количества лет, составляющих срок исполнения контракта:

– объем потребления энергетического ресурса за прошлый год – 790 Гкал;

– стоимость тепловой энергии – 1191 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

– срок действия контракта – 5 лет.

НМЦК = 790 Гкал x 1191 руб. x 5 лет = 4 704 450 руб.

При заключении энергосервисного контракта путем проведения конкурса, запроса котировок или аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме, на условиях, предусмотренных п. п. 2 и 3 ч. 6, п. п. 2 и 3 ч. 10 ст. 108 Закона о контрактной системе, предложение участника закупок о размере экономии в денежном выражении определяется как произведение экономии расходов заказчика на поставки энергетического ресурса в натуральном выражении за весь период действия энергосервисного контракта и стоимости единицы энергетического ресурса, которая указана в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме и извещении о проведении запроса котировок.

– Каким образом определяются сроки оплаты заказчиком достигнутых исполнителем долей от общего договорного размера экономии?

– В проекте энергосервисного контракта заказчик должен установить сроки выплат исполнителю промежуточных вознаграждений за достижение им долей размера экономии по контракту. Такой срок может составлять от 5 до 30 дней со дня окончания отчетного периода, в который исполнитель должен был обеспечить определенную долю экономии. Окончательное вознаграждение исполнитель получает по факту достижения им предусмотренного контрактом размера экономии.

– Согласно какому документу учреждение может распоряжаться сэкономленными средствами в результате проведения мероприятий по энергосбережению?

– Минфин в Письме от 30.12.2010 N 02-03-06/5448 дает разъяснения по этому поводу.

Так, документом, определяющим направления использования бюджетными и автономными учреждениями субсидии на выполнение госзадания, является план финансово-хозяйственной деятельности учреждения (ПФХД).

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в соответствии с порядком N 81н в разрезе выплат, которые включают в том числе оплату коммунальных услуг.

Требования к ПФХД государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

В случае достижения экономии средств, предусмотренных на оплату коммунальных услуг, за счет осуществления мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности бюджетного (автономного) учреждения на иные выплаты, в том числе на увеличение заработной платы.

При таком перераспределении денежных средств бюджетное (автономное) учреждение должно уточнить показатели ПФХД, связанные с выполнением госзадания. При этом учредитель вправе предоставить право утверждать ПФХД руководителю бюджетного учреждения (п. 22 порядка N 81н).

Исходя из содержания ч. 17 ст. 30 Закона N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение госзадания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения и направляются в следующем году на те же цели.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”.

Соответственно, с 01.01.2011 для бюджетных и автономных учреждений обеспечена возможность как сохранения в их распоряжении средств, сэкономленных в результате осуществления ими мероприятий по повышению энергоэффективности и энергосбережению, так и направления указанной экономии в том числе на увеличение расходов на оплату труда согласно требованиям ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Как заключить энергосервисный контракт по 44-ФЗ и какими правовыми нормами он регулируется?

Контракты, которые предполагают поставки энергосервисных услуг, носят название энергосервисных. Они имеют некоторые особенности, и порядок их заключения содержится в отдельной статье 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург
Читайте также:  Определение и обоснование НМЦК при закупке медицинских изделий по 44 ФЗ

Какими правовыми нормами регулируется

Заключение энергосервисных контрактов регулируется двумя федеральными законами и несколькими подзаконными актами, что усложняет процедуру его подписания.

Особенностям заключения энергосервисных контрактов посвящена ч. 19 ст. 108 44-ФЗ. Здесь сказано, что Правительством РФ устанавливаются определенные требования к условиям подписываемого энергосервисного контракта. В частности, на уровне Правительства определяются требования к условиям исполнения контракта и его оплаты, особенности определения НМЦК и период, в который учитываются расходы заказчика на поставку энергоресурсов.

Указанные требования детализируются Правительством РФ от 18 августа 2010 года №636.

Понятия энергосбережения и энергоэффективности детализированы в ст. 2 261-ФЗ. В ч. 1 ст. 26 этого закона установлена обязанность государственных заказчиков закупать товары с учетом принципов энергоэффективности и учитывать класс энергопотребления при закупках.

Согласно последним правкам, к энергосервисным контрактам теперь относят и договоры на закупку услуг по реализации сжиженного газа, который используется как моторное топливо.

Понятие

Седьмая Глава законодательства о контрактной системе в закупочной отрасли определяет специфику закупки товаров, работ и услуг. Одной из указанных закупочных процедур выступает определение победителя для производства работ для роста энергоэффективности при использовании энергоресурсов. Например, водоснабжение, поставка топлива или угля.

Результатами торгов подобного рода становится подписание энергосервисного контракта.

Цель такого контракта состоит в получении экономии на энергоэффективных технологиях при оплате энергоресурсов.

Особенности заключения энергосервисных контрактов

Данные соглашения могут предполагать уменьшение расходов заказчика или увеличение эффективности потребления ресурса. Они заключаются на длительный срок.

Связано это с тем, что достигнуть за короткий период экономии бывает очень сложно. Достаточно часто сроки энергосберегающих контрактов превышают 10 лет. При подобных долгосрочных контрактах бывает весьма нелегко оценить эффективность его заключения и просчитать потенциальные риски. Заказчику необходимо четко спрогнозировать потребление энергоресурса без учета энергосбережения, а также заложить влияние непредвиденных факторов в виде изменения погоды или резкого роста численности потребителей.

При этом условия энергосервисного контракта могут быть включены в договоры купли-продажи и поставки энергоресурсов, согласно ст. 20 261-ФЗ.

Если контракт предполагает оказание энергоаудиторских услуг, то компания-поставщик должна состоять в специализированном СРО и подтвердить указанный факт документально. В качестве документального подтверждения выступает свидетельство о членстве в СРО. Для получения указанного свидетельства поставщик должен соответствовать всем законодательным требованиям №261-ФЗ. Так, в штате компании должно быть как минимум 4 лица с должным уровнем квалификации.

Порядок заключения: алгоритм действий

Для заключения энергосервисного контракта заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выбрать способы определения поставщика.
  2. Сформировать закупочную документацию.
  3. Опубликовать извещение о закупке в ЕИС.
  4. Провести закупочную процедуру.
  5. Выбрать победителя закупки.
  6. Подготовить и направить ему проект контракта.
  7. Подписать контракт с победителем.
  8. Принять оказанные услуги и подписать итоговую документацию.
  9. Оплатить услуги поставщика.

Выбор способа определения поставщика

Для определения поставщика по энергосервисному контракту по ст. 108 44-ФЗ заказчик может использовать один из нижеупомянутых способов:

Согласно ст. 108 44-ФЗ, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты по результатам проведения электронных закупок.

По ч. 2 ст. 57 44-ФЗ у заказчика есть возможность проведения двухэтапного конкурса на право подписания энергосервисного контракта.

Требования к содержанию

Согласно Приложению №1 к ПП №636 к энергосервисному контракту, он должен содержать в своем составе перечень мероприятий, которые проводятся исполнителем и направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережение.

При этом если самостоятельно заказчик не может подготовить данный перечень, то в контракт включается перечень из переданной заявки участника, с которым подписывается контракт. Но также здесь должно содержаться условие о том, что компенсация затрат на подготовку документации на участие в торгах участником не производится.

В отношении экономии должны быть указаны ее размер, возможности распределения дополнительной экономии и период, когда будут достигнуты показатели энергосбережения. Так, согласно письму Минфина от 2010 года №02-03-06/5448, сэкономленные на энергоресурсах средства могут перераспределяться на увеличение зарплаты сотрудников.

Также госконтракт содержит такие типовые условия, как:

  1. Сроки оплаты по договору.
  2. Штрафные санкции при недостижении исполнителем компенсации.
  3. Штрафные санкции при неисполнении обязательств по договору.
  4. Порядок перехода прав собственности на поставленное оборудование в пользу заказчика.
  5. Положение о том, что полная и частичная уступка права требования оплаты по энергосервисному контракту допускается (или наоборот).

По «Методическим рекомендациям …» по подготовке энергосервисных контрактов от 2017 года №15627-НП/Д07и, которые были составлены Минэкономразвития, предметом договора или госконтракта становится повышение энергоэффективности заказчика за счет оказания услуг поставщиком. Перечень мероприятий для достижения указанной цели прописывается в виде приложения к контракту в разделе «Реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

Сроки действия договора определяются с учетом п. 11 Постановления Правительства от 2010 года №636. Они устанавливаются с учетом достижения размера экономии от действий подрядчика и не могут быть менее месяца.

С учетом п. 13 указанного постановления сроки оплаты заказчиком достижения целевого размера экономии должны составлять 5-30 дней с момента дня окончания указанного периода. Окончательные расчеты осуществляются по факту достижения размера энергосбережения.

Сроки выполнения энергосберегающих мероприятий выступают существенным условием контракта. При этом окончание срока контракта не освобождает стороны от гарантийных обязательств.

Заказчик также должен гарантировать соблюдение санитарно-гигиенических, технических и эксплуатационных требований к объектам.

В разделе с базовым уровнем потребления прописывается уровень потребления энергоресурсов за предыдущий период. Объективно указанный период должен быть не менее года с учетом климатических и природных особенностей. Разбивку потребления стоит указывать помесячно.

Уровень потребления энергоресурсов до энергосберегающих мероприятий указывается на основании показания приборов учета. Они фиксируются в акте об объеме потребления энергоресурсов, который прикладывается к госконтракту и становится его неотъемлемой частью.

В ходе исполнения контракта заказчик фиксирует изменения в энергопотреблении за установленный временной промежуток (месяц или день). Заказчик по требованию исполнителя в течение 3 дней предоставляет первичную документацию с объемом потребления энергоресурсов.

Размер достигнутой экономии определяется по каждому виду ресурса по отдельности: по газу, воде, углю и пр.

Процент экономии определяется путем сопоставления базового потребления и достигнутого после энергосберегающих мероприятий.

В разделе с энергосберегающими мероприятиями приводятся обязанности сторон по реализации определенных действий для повышения энергоэффективности в соответствии с планом-графиком их внедрения.

При выполнении данных мероприятий должны учитываться действующие на территории РФ строительные нормы, государственные стандарты, технические регламенты, санитарные нормы и правила. Все используемые материалы должны иметь сертификаты, которые предоставляются заказчику исполнителем в течение не более 3 дней после поступления запроса.

Исполнитель по договору имеет право оказать дополнительные услуги, но без увеличения цены контракта.

Расчет НМЦК

Кроме тех условий, которые указаны выше, особенностью контракта является то, что его цена рассчитывается в особом порядке.

В приложении №2 ПП №636 Правительством устанавливаются особые условия для расчета и формирования НМЦК. Так, для контрактов, которые заключаются на период один год (либо на более краткосрочный период) цена определяется путем умножения фактического объема энергопотребления за год со стороны заказчика и стоимости энергоресурса на дату публикации извещения.

Для контрактов, которые заключаются на долгосрочный период (на календарный год и дольше), для определения НМЦК заказчику нужно перемножить фактический объем потребления за прошлый год, стоимость энергоресурса на дату публикации и минимальное количество лет, которые прописаны в контракте. Если заказчик оплачивает энергоресурсы по разным тарифам, то следует учитывать средневзвешенную цену.

При этом оплата по энергосервисному контракту производится в виде определенного процента экономии исходя из цен, которые действовали на период исполнения договора на основании ч. 13 ст. 108 44-ФЗ.

Формирование документации и проведение процедуры

Согласно Постановлению Правительства №1618, которое вступило в силу с апреля 2019 года, энергосервисные контракты в плане закупок подлежат указанию отдельной строкой. В ЕИС они публикуются с пометкой «Энергосервисные торги».

Проведение закупочной процедуры будет варьироваться в зависимости от выбранного заказчиком способа определения поставщика.

Сама схема проведения процедуры оценки заявок и их рассмотрения отличается от классической схемы проведения конкурса или запроса котировок исходя из особенностей определения цены контракта. Если закупка проводится в формате аукциона, то при этом в ходе торгов происходит снижение не НМЦК, а ценовых предложений по сумме, цене контракта и проценте экономии.

Таким образом, энергосервисный контракт – это особенное соглашение, которое направлено на энергосбережение у заказчика и повышение его эффективности. В закупочной документации на проведение торгов на поставку энергосберегающих технологий заказчику необходимо прописать начальную цену контракта и привести расходы на поставку энергоресурсов каждого вида с указанием их количества. НМЦК по таким контрактам определяется исходя из фактически подтвержденных расходов на поставку энергоресурсов за прошлый год и не может превышать их.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Энергосервисный контракт по 44-ФЗ

Энергосервисный контракт: плюсы и минусы

В ряде случаев такое госконтракт закрепляет договорные отношения на длительный период. За короткий срок меньше шансов получить реальную экономию. Заказчику нужно предвидеть результат, обеспечить условия выполнения принятых на себя сторонами обязательств, создать возможности для окупаемости оборудования. Иногда эти сроки превышают 10 лет. При таких долгосрочных планах сложнее предвидеть риски по расходам и точно рассчитать эффективность.

Заказчику необходимо четко представлять тот объем ресурсов, который он имеет без энергосбережения. На основании этого нужно уметь рассчитывать планируемый объем потребления. Заказчику потребуется заложить и учесть возможность непредвиденных факторов в виде изменений погодных условий или резкого увеличения числа потребителей. Потребуется ему думать и над правом собственности на оборудование.

Сэкономленные средства могут перераспределяться на увеличение заработной платы сотрудников (письмо Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Как заключить энергосервисный контракт

Закон дает заказчику право заключать ЭСК, это дополнительно подчеркнуто в письме Минэкономразвития от 09.09.2015 № Д28и-2618. При этом с 2010 года государственные и муниципальные учреждения обязаны минимизировать объем потребления воды, топлива, природного газа, тепловой энергии в течение пяти лет (ст. 24 № 261-ФЗ). С 2011 года требования распространились на все государственные (муниципальные) учреждения: казенные, бюджетные, автономные (подтверждено письмом Минфина от 30.12.2010 № 02-03-06/5448).

Заказчики могут заключать энергосервисный контракт по результатам электронных способов определения поставщика (ст. 108 44-ФЗ). На основании ч. 2 ст. 108 он заключается отдельно от контрактов:

  • в области деятельности субъектов естественных монополий;
  • на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению;
  • по подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым ценам;
  • на поставки электроэнергии, мазута, угля, топлива в целях выработки энергии.

Одновременно условия энергосервисного контракта могут включаться в договоры купли-продажи, поставки, передачи энергетических ресурсов (ст. 20 261-ФЗ).

Основной объем деятельности приходится на энергосервисные контракты в бюджетной сфере (его образец представлен в конце статьи), в жилищном секторе и в промышленности.

Особенности заключения

В документации как к конкурсу, так и аукциону, а также в извещении о запросе котировок заказчику нужно указать начальную (максимальную) цену и привести расходы на поставку ресурсов каждого вида с указанием их количества (ч. 3 ст. 108 44-ФЗ).

НМЦК определяется по фактически подтверждаемым расходам на поставку энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанных расходов. Для энергосервисных контрактов сроком исполнения более одного календарного года НМЦК определяется умножением. Например имеем такие исходные данные:

  • фактический объем потребления энергетического ресурса за 2016 г. — 463 261 кВтч;
  • стоимость единицы энергетического ресурса на дату объявления о проведении закупки — 6,3 рубля;
  • минимальное целое количество лет, составляющих срок исполнения договора, — 5.

Получаем НМЦК 463 261 х 6,3 х 5 = 14 592 721,5 рубля.

Размер обеспечения исполнения ЭСК определяется заказчиком в размере от 5% до 30% (ч. 16 ст. 108 44-ФЗ).

Энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде процента экономии расходов на поставку энергоресурсов в соответствии с предложением победителя закупки (ч. 13 ст. 108 44-ФЗ):

  • в соотношении с указанным в документации максимальным процентом на основании п. 1 ч. 3 ст. 108;
  • на основании подлежащего уплате исполнителю процента экономии с минимальным размером на основании п. 2 ч. 3 ст. 108;
  • в виде минимального размера экономии расходов заказчика, максимальный процент от которой может быть уплачен победителю в соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 108.

При заключении указывается экономия в натуральном выражении расходов заказчика на поставку энергоресурсов по каждому виду таких ресурсов. Показатели рассчитываются в соответствии с пунктами 1, 2, 3 ч. 3 ст. 108.

Оплата энергосервисного контракта осуществляется на основании предусмотренного в нем размера экономии энергорасходов заказчика и процента такой экономии. Экономия определяется по ценам на действующие энергоресурсы за период исполнения договорных отношений.

Требования к содержанию

Действующим законодательством определено, кем устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта. Такими полномочиями наделили правительственные органы. Постановлением Правительства от 18.08.2010 № 636 установлены два приложения, которые содержат Требования к условиям и особенности определения НМЦК.

Читайте также:  Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Требования к некоторым условиям ЭСК определены необходимостью:

  • наличия перечня мероприятий энергоэкономии с техническим описанием каждого мероприятия и сроками выполнения;
  • отсутствия компенсации участникам затрат при проведении подготовительных работ для подачи своей заявки;
  • определения размера экономии энергоресурса для стороны исполнителя;
  • наличия положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии считается исполненным при достижении или превышении того размера экономии, который был закреплен в договорном документе;
  • учета факторов, которые влияют на размер экономии и исполнения договорных отношений, вплоть до изменения площади и объемов помещений;
  • обозначения механизма распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергетического ресурса;
  • указания начального и конечного срока достижения предусмотренного договором размера экономии.

Проект энергосервисного контракта – особенности подготовки

Автор: Лобанова О. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2010 № 636 установлены требования к условиям энергосервисного договора (контракта). Но не следует забывать и о базовых положениях Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». в части существенных условий заключаемых контрактов в рамках госзаказа (предмет контракта, термины и определения, порядок и сроки приемки, обстоятельства непреодолимой силы, порядок рассмотрения споров и т. п.). Требования к некоторым условиям энергосервисного контракта определены необходимостью:

наличия перечня мероприятий энергоэкономии с техническим описанием каждого мероприятия и сроками выполнения;

компенсации участникам затрат при проведении подготовительных работ для подачи заявки;

определения размера экономии энергоресурса для стороны исполнителя;

наличия положения, по условиям которого обязательство исполнителя по экономии считается исполненным при достижении или превышении того размера экономии, который был закреплен в договорном документе;

учета факторов, которые влияют на размер экономии и исполнения договорных отношений, вплоть до изменения площади и объемов помещений;

обозначения механизма распределения между сторонами договора дополнительной экономии энергетического ресурса;

указания начального и конечного срока достижения предусмотренного договором размера экономии.

На какие отдельные разделы контракта необходимо обратить внимание рассмотрим далее.

Обязательства сторон

В соответствии с Постановлением № 636 в проект контракта необходимо включить как минимум следующие обязательства заказчика:

предоставление актуальных сведений об объекте, в том числе о количестве объектов (зданий), дате постройки, типе ограждающих конструкций, дате капремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергоресурс, наличии приборов учета используемого энергоресурса, в отношении которого планируются энергосберегающие мероприятия;

надлежащее содержание и обслуживание объекта, в отношении которого осуществляются энергосберегающие мероприятия, если такие обязанности не возложены условиями контракта на исполнителя, а также оборудования, установленного в ходе проведения указанных мероприятий;

обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергоресурсов;

допуск представителей исполнителя на соответствующий объект;

предоставление исполнителю информации об изменении условий договоров купли-продажи и поставки энергоресурса, экономия которого должна обеспечиваться исполнителем в результате исполнения контракта.

Положениями Постановления № 636 в отношении исполнителей предусмотрены следующие обязательства, которые включаются в контракт:

обеспечение надлежащих условий для осуществления заказчиком текущей деятельности, соответствующих законодательству РФ, в том числе требованиям техрегламентов, госстандартов, строительных норм и правил, других нормативов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов;

обеспечение согласованных сторонами режимов и условий использования энергоресурсов.

Кроме специфических обязательств, в проект контракта целесообразно включать и «общепринятые», например:

информация о состоянии работ по выполнению контракта предоставляется по запросу заказчика;

по окончании производства работ исполнитель обязан предоставить заказчику руководство по эксплуатации оборудования. Исполнитель обязан провести инструктаж персонала заказчика по требованиям к эксплуатации, сохранению, восстановлению оборудования и системы в случае аварий;

гарантии на материалы и оборудование предоставляются в соответствии с гарантией заводов-изготовителей.

Право собственности на оборудование

В контракт необходимо включить условия о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное исполнителем у заказчика в ходе осуществления энергосберегающих мероприятий. Например:

По истечении срока действия Контракта право собственности на оборудование, созданное или установленное на Объекте(-ах), переходит в собственность Заказчика без дополнительной платы. Исполнитель обязан передать Заказчику указанное оборудование в исправном состоянии по акту приема-передачи оборудования.

Порядок определения размера экономии

В контракте должен быть установлен порядок определения размера экономии энергоресурса (доля размера экономии). Этот размер должен обеспечиваться исполнителем контракта в натуральном выражении исходя из размера экономии в денежном выражении. Например, формулировка в проекте контракта может быть следующей:

Размер экономии энергетического ресурса в натуральном выражении, который должен обеспечиваться Исполнителем в результате исполнения настоящего Контракта в течение срока его действия, определяется в соответствии со следующей таблицей:

Период

Экономия электроэнергии, обеспечиваемая Исполнителем

Экономия в натуральном выражении, кВт/ч

Экономия в стоимостном выражении (с НДС), руб.

Сентябрь 2020 г.

ИТОГО за 2020 г.

5 834 185

46 031 723,6

Ввиду того, что здесь приводится информация не на один год, а на несколько лет, то такую таблицу целесообразно вынести в отдельное приложение, а в проекте контракта сделать ссылку на это приложение.

В контракте также необходимо установить временные рамки для достижения размера экономии, например:

Начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии – первый полный календарный месяц, следующий за месяцем, в котором было реализованы все энергосберегающие мероприятия.

Конечный срок достижения предусмотренного Контрактом размера экономии – по истечении 60 месяцев после реализации всех энергосберегающих мероприятий.

В соответствии с Постановлением № 636 в проекте контракта необходимо указать начальный и конечный сроки достижения предусмотренного размера экономии, а также периоды достижения долей размера экономии, продолжительность которых не может быть менее одного месяца и более одного года.

Порядок и сроки оплаты

Срок оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту должен составлять 5 – 30 дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который происходят расчеты. Окончательные расчеты по контракту должны осуществляться сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии. Например:

Оплата по настоящему Контракту производится путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя на основании подписанного обеими сторонами акта об определении экономии энергетических ресурсов.

В целях проведения расчетов Исполнитель в течение 10 (десяти) рабочих дней, следующих за отчетным периодом, направляет Заказчику акт об определении экономии соответствующих энергетических ресурсов за отчетный период, в том числе содержащий расчет фактической экономии энергетических ресурсов и расчет подлежащего уплате Исполнителю процента от такой экономии, а также счет на оплату. Акт об определении экономии энергетических ресурсов заполняется по форме, предусмотренной приложением 10 к настоящему Контракту.

Заказчик в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня поступления акта об определении экономии энергетических ресурсов обязан рассмотреть и подписать этот акт. При наличии разногласий Заказчик обязан в этот же срок предоставить мотивированный отказ от подписания акта с приведением расчетов, после чего Стороны в течение 5 (пяти) рабочих дней урегулируют разногласия и далее акт об определении экономии энергетических ресурсов подписывается Заказчиком в течение 1 (одного) рабочего дня после урегулирования разногласий. В случае отсутствия мотивированного отказа в указанный срок размер экономии считается достигнутым и Акт подписанным.

Срок оплаты Заказчиком долей размера экономии по Контракту составляет 5 (пять) рабочих дней с момента подписания акта об определении экономии энергетических ресурсов, в том числе с учетом условий п. № … Контракта.

Ответственность сторон

Исходя из целей заключения энергоконтракта исполнитель несет перед заказчиком ответственность за недостижение предусмотренного размера экономии (доли размера экономии) для соответствующего календарного периода. Размер неустойки определяется как произведение цены (тарифа) на соответствующий энергоресурс и разницы между предусмотренным размером экономии энергоресурса в натуральном выражении, и фактически достигнутым в этот же период.

Неустойка за неисполнение заказчиком обязательства по оплате энергоконтракта начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного энергосервисным контрактом срока оплаты. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от размера платежа, который должен быть внесен заказчиком.

Оплата составляет 10 000 руб. Заказчиком допущена просрочка оплаты – 30 дней. С 09.09.2019 ключевая ставка составляет 7% согласно Информации ЦБ РФ от 06.09.2019.

Размер пеней определяется следующим образом: 10 000 х 30 х (1/300 х 0,07) = 70 (руб.).

В части неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств исполнителя по соблюдению параметров условий деятельности заказчика, установленных законодательством РФ, включая требования техрегламентов, госстандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства, санитарных правил и норм, гигиенических нормативов при выполнении мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергоэффективности – в качестве меры ответственности устанавливается обязанность исполнителя безвозмездно устранить выявленные недостатки и компенсировать убытки, возникшие из-за этого у заказчика.

При этом на энергосервисные контракты распространяются общие правила определения штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта, которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Обеспечительные меры

В целях снижения риска ненадлежащего исполнения обязательств заказчик обязан устанавливать обеспечение исполнения контракта. По общему правилу обеспечение устанавливается в диапазоне от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК). Постановлением № 636 определены специальные правила расчета и установления НМЦК и поэтому размер обеспечения исполнения энергоконтракта определяется в процентах от одной из следующих величин:

1) максимальный процент фиксированного размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергоконтракту;

2) фиксированный процент минимального размера экономии в денежном выражении расходов заказчика на поставки соответствующих энергоресурсов, подлежащий уплате исполнителю по энергоконтракту;

3) максимальный процент минимального размера экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергоресурсов, который может быть уплачен исполнителю по энергоконтракту.

От варианта, выбранного заказчиком при обосновании НМЦК, будет зависеть и база для определения размера обеспечения исполнения контракта.

При разработке проекта контракта заказчики могут воспользоваться методическими рекомендациями по подготовке энергосервисных договоров (контрактов), изложенными в Письме Минэкономразвития РФ от 07.06.2017 № 15627-НП/Д07и. Однако за период их разработки в сфере закупок неоднократно корректировались нормативные акты. Поэтому рекомендации следует применять с учетом актуальной редакции Закона о контрактной системе и подзаконных актов в сфере закупок.

Энергоэффективность и энергосервисный контракт. Как это работает?

Последние 5-10 лет энергоэффективность стала «горячей» темой. Мы часто видим новости об энергоэффективных домах, «зеленом» производстве, переходе на использование возобновляемых источников энергии. Крупнейшая федеральная земля Австрии получает 100% электроэнергии из возобновляемых источников; в Австралии помимо использования солнечной, ветровой и волновой энергии развивается направления геотермальной энергетики; такие крупные компании как Facebook, Amazon, Microsoft повышают энергоэффективность своих ЦОДов. Не говоря уже о том, что российское правительство последние 15 лет декларирует необходимость «слезть с нефтяной иглы».

В данной статье будут рассмотрены понятия энергоэффективности, энергосбережения, энергосервисного контракта, также будет дан краткий обзор российского законодательства и даны примеры реализации энергосервисных контрактов в бюджетной и коммерческой сфере.

Энергосбережение и энергоэффективность

Существуют два термина, которые часто путают: энергосбережение и энергоэффективность. Термины похожи и взаимосвязаны, однако же есть принципиальное различие, о котором не следует забывать. Энергосбережение – это минимизация энергопотребления любыми возможными способами, что может в конечном итоге привести к снижению уровня жизни и работы граждан. Например, установили счетчики на холодную и горячую воду и с целью экономии горячей воды стали мыться прохладной – качество жизни снизилось. Или другой пример: в целях экономии электроэнергии на улицах после полуночи выключать освещение тротуаров – качество жизни и уровень безопасности снизился. Энергоэффективность – минимизация энергопотребления при одновременном повышении качества жизни. Это важная деталь. Пример: замена лампочек накаливания на светодиодные, что одновременно и экономит ресурсы, и обеспечивает более равномерное освещение – качество жизни повышается. Установка датчиков движения на фонарях ночного освещения экономит энергоресурсы, если никого на улице нет, и повышает уровень безопасности и качество жизни, когда кто-то идет. Таким образом, за стадией энергосбережения всегда следует стадия энергоэффективности. Это нормальный процесс, который имел место и в развитых странах, и в России.

Кому интересна тема энергоэффективности?

Согласно Гражданскому Кодексу все организации можно разделить на три большие группы: государственные и муниципальные предприятия, коммерческие организации и некоммерческие организации. Кому из них может быть интересна тема энергоэффективности? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, разберемся, какими принципами руководствуются эти организации, тратя деньги на энергоресурсы.
Итак, государственные и муниципальные предприятия получают финансирование из государственного и муниципального бюджета соответственно и должны отчитываться за свои траты. Если их траты оцениваются проверяющими органами как разумные и обоснованные, они могут получить субсидии или дотации или не меньшее финансирование в следующем периоде, в противном же случае на них могут быть наложены штрафы. Итак, их затраты, в том числе затраты на энергоресурсы, подвергаются проверкам. Следовательно, государственные и муниципальные предприятия заинтересованы как минимум в энергосбережении, а если они более ответственно подходят к ведению дел – то и в энергоэффективности.
Коммерческие предприятия сами несут ответственность за свои затраты. Их задача – наладить производство максимально эффективным способом, т. е. затрачивая минимум ресурсов получать максимум прибыли. В данном случае мало просто экономить затраты на энергоресурсы, необходимо одновременно повышать качество продукции – а это уже цели энергоэффективности. Поэтому нет необходимости вводить повсеместные штрафы для коммерческих предприятий, исходя из своей цели – максимизации прибыли – они уже готовы морально к идеям энергоэффективности. Однако не стоит забывать, что это касается тех коммерческих предприятий, у которых затраты на энергоносители коррелируют с себестоимостью продукции и в конечном итоге с прибылью. Например, это машиностроительные, металлургические заводы, предприятия легкой промышленности, некоторые компании сферы услуг – все те, кто сам платит за энергоресурсы. Если же это небольшая фирма, арендующая помещение по фиксированной цене и не заботящаяся о затратах на энергоресурсы, тогда мотивом к энергоэффективности может стать только осознанное стремление сделать работу в этом помещении (например, офисе) более комфортной для своих сотрудников. Многие понимают, что чем комфортнее обустроена работа персонала, тем выше его производительность и тем выше мотивация работников к труду. Однако немногие готовы воплощать эти принципы в жизнь. Тем не менее повторимся: крупным и средним предприятиям, производящим продукт, идеи энергоэффективности близки и понятны.
Некоммерческие организации – потребительские кооперативы, ассоциации, союзы, благотворительные фонды и т. п. – как правило арендуют помещения и не производят продукцию. Их целью не является извлечение прибыли, они не должны отчитываться за свои траты перед надзорными органами, поэтому у них нет никаких экономических мотивов воплощать идеи энергоэффективности. Однако это не значит, что они не могут руководствоваться социально-этическими или рациональными мотивами, т.е. заниматься энергоэффективностью на своем предприятии просто ради того, чтобы повысить качество условий работы своих сотрудников.
Итак, на вопрос «Кому интересна тема энергоэффективности?» получаем ответ: «Государственным и муниципальным предприятиям и крупным коммерческим предприятиям, производящим продукт».

Читайте также:  Расторжение договора по соглашению сторон при закупках по Закону N 223-ФЗ

Российское законодательство в области энергоэффективности

Основным документом является Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93978/). В нем даются рекомендации государственным и муниципальным предприятиям о том, что они должны сделать для реализации энергоэффективности у себя. Во-первых, широко известная установка счетчиков на электро-, тепло-, водо- и газоснабжение. Эта мера как раз направлена на энергосбережение. Во-вторых, все предприятия должны пройти энергоаудит, в результате которого получить энергетический паспорт. На основании результатов энергоаудита необходимо составить программы энергосбережения, в которых прописать:

  1. значения целевых показателей;
  2. перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  3. информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Источники финансирования можно разделить на три большие группы: собственные средства, заемные средства и энергосервисный контракт.

Ответственность за неисполнение 261 ФЗ

Статья 14 Федерального закона № 261 «Об энергоэффективности…» обязывает государственные (муниципальные ) организации иметь программы энергосбережения. Согласно части 10 ст. 9.16 Кодекса об административных правонарушениях несоблюдение требований о принятии программ энергоэффективности наказывается штрафом: для должностных лиц – от 30 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 50 до 100 тыс. рублей.

Ст. 15 и 16 261-ФЗ посвящены энергетическим обследованиям. В ней, в частности, сказано, что органы государственной власти и местного самоуправления, а также организации с участием государства и муниципального образования должны до 31 декабря 2012 года провести обязательное энергетическое обследование. Далее они обязаны проводить энергообследование не реже 1 раза в 5 лет. За несоблюдение сроков проведения обязательного энергетического обследования Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штрафы: должностные лица и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должны будут заплатить штраф 10-15 тысяч рублей, юридические лица – от 50 до 250 тысяч рублей. Это прописано в ч. 8 ст. 9.16 КоАП РФ.

В статье 26 ФЗ № 261 написано, что государственные учреждения должны размещать заказы исходя из максимизации энергоэффективности, но при этом учитывая экономическую целесообразность. Статья не дает конкретных цифр, формулировки типа «…должны обеспечивать достижение максимально возможное энергосбережение». Если госзаказ не соответствует этим требованиям, то это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 25 до 30 тысяч рублей, на юридических лиц – 50-100 тысяч рублей (согласно ч. 11 ст. 9.16 КоАП РФ).

Ответственным на предприятии является генеральный директор. Проверки проводит Ростехнадзор. График плановых проверок можно посмотреть на официальном сайте Ростехнадзора.

Отметим, что данные штрафы распространяются только на государственные и муниципальные предприятия, коммерческие и некоммерческие организации не подпадают под данные штрафы.

Энергосервисный контракт в российском законодательстве

Как уже было отмечено ранее, источники финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности можно разделить на 3 большие группы: собственные средства, заемные средства и энергосервисный контракт. Именно энергосервисный контракт на данный момент считается наиболее удобным инструментов для повышения энергоэффективности производства. Рассмотрим его регулирование в российском законодательстве.

Понятие энергосервисного контракта введено в статье 19 261-ФЗ. Также энергосервисный контракт регулируется частью 3 статьи 72 Бюджетного Кодекса, в которой предусмотрено, что для государственных и бюджетных организаций цена энергосервисного контракта определяется как процент от стоимости сэкономленных энергетических ресурсов. В Постановлении Правительства РФ от 18 августа 2010 года № 636 («О требованиях к условиям контракта на энергосервис и об особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта на энергосервис») определены требования к энергосервисному контракту. В нем должны быть прописаны:

  • мероприятия, которые обязан выполнить исполнитель контракта;
  • размер экономии в рублевом выражении, который будет достигнут;
  • объем потребления энергетического ресурса – сколько энергоресурсов будет потреблять заказчик ежегодно;
  • срок достижения заявленной экономии;
  • размер платежа по контракту, который устанавливается как процент от достигнутого размера экономии по оплате энергоресурсов;
  • обязательно в контракте должно быть прописано условие о порядке перехода к заказчику права собственности на оборудование, установленное в рамках контракта.

Министерство финансов России 30 декабря подготовило Письмо № 02-03-06/5448, в котором разъяснило, как могут быть использованы средства, сэкономленные сверх плана. С 1 января 2010 года государственные учреждения обязаны в течение следующих 5 лет сократить минимум на 15% объем энергопотребления, по 3% ежегодно. Те средства, которые сэкономлены сверх этих 3%, могут быть направлены на другие расходы, например, на зарплаты и премии (в фонд з/п).

Также следует отметить, что государственные и муниципальные предприятия могут реализовывать энергосервисный контракт только в соответствии с Законом РФ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Срок окупаемости вложений 3-5 лет.

Как работает энергосервисный контракт?

Энергосервисный контракт – это договор на внедрение энергосберегающих технологий. Его заключают между собой предприятие, которое нуждается в модернизации энергоносителей и энергосервисная компания, которая будет ее проводить.

При заключении контракта расходы на модернизацию оборудования полностью берет на себя энергосервисная компания. Свои затраты она возмещает из экономии оплаты энергоресурсов предприятием заказчика, полученной за счет внедрения энергосберегающих технологий. Таким образом предприятию, нуждающемуся в модернизации, не приходится привлекать собственные средства или кредитоваться в банке. Причем энергосервисная компания не только устанавливает оборудование, но и осуществляет его полное техническое обслуживание на протяжении всего времени действия контракта. Потом оно переходит в собственность предприятия заказчика.

Примеры энергосервисных контрактов

Начнем с бюджетной сферы – больницы, школы, поликлиники, административные здания.

Министерство энергетики и Правительство Москвы ежегодно проводят международный форум «Энергоэффективность и энергосбережение», рамках которого проводится ежегодный всероссийский конкурс реализованных проектов в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Рассмотрим в качестве примера реализации энергосервисного контракта одного из победителей данного конкурса – ООО «Взлет-Алтай Сервис».

ООО «Взлет-Алтай Сервис» в Алтайском крае, г. Барнаул, реализовал проект «Повышение эффективности использования тепловой энергии, внедрение энергосервисных контрактов в сфере образования». В начале 2015 года компания ООО «Взлёт-Алтай Сервис» выполнила работы по установке автоматизированных тепловых пунктов системы отопления на четырех образовательных учреждениях (МБОУ «Лицей № 130 «РАЭПШ», МБОУ «СОШ № 102», МБОУ «СОШ № 106», СБОУ «СОШ № 164»). Проект был реализован в несколько этапов. На первом этапе было проведено энергетическое обследование всех образовательных учреждений г. Барнаула, в результате которого были отобраны четыре объекта, на которых экономия тепловой энергии могла быть максимальной – 20-25%. На следующем этапе была сформирована тендерная документация, объявлены торги и проведен аукцион. Итогом второго этапа было подписание энергосервисного контракта. Третий этап – непосредственно установка автоматизированных тепловых пунктов. В рамках этого этапа было проведено предпроектное обследование объекта, изготовление и установка автоматизированного теплового пункта, проведение пуско-наладочных работ. Далее работы сдаются заказчику, подписываются акты выполненных работ. На протяжении срока действия контракта Подрядчик бесплатно производит техническое обслуживание для минимизации тепловых потерь и обеспечения бесперебойной работы всего оборудования. Четвертый этап – выполнение обязательств по энергосервисному контракту, оплата денежных средств. Окончательный срок расчета по достижению предусмотренной контрактом экономии не должен превышать 5 лет. На протяжении срока действия контракта производится бесплатное техническое обслуживание.

По достижению экономии, предусмотренной контрактом, контракт считается выполненным. Тепловой пункт переходит в собственность Заказчика после подписания акта приема-передачи.
Цена контракта не может быть изменена, является фиксированной и пересмотру сторонами не подлежит. Таким образом, заказчик может выплатить подрядчику цену контракта досрочно, что выгодно и подрядчику ввиду высокой инфляции в стране. В случае, если экономия энергоресурса оказывается меньше 15% (заявленных в контракте), оплата не производится. Получается, что финансовые затраты лицея остаются такими же, как если бы он не заключал энергосервисный контракт, но через 4-5 лет у него высвободятся средства за счет продолжающейся экономии энергоресурса. В выигрыше оказываются все: лицей получает комфортную температуру в помещениях, экономию теплоресурса, оборудование и значительную (15-20%) экономию оплаты теплоснабжения после выплаты цены контракта (через 4-5 лет); подрядчик – ООО «Взлет-Алтай Сервис» — получает прибыль за проведенные работы: очевидно, что цена контракта включает стоимость выполняемых работ, материалов используемых для выполнения работ, расходы на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей, необходимых для выполнения всех обязательств по контракту, а также прибыль энергосервисной компании. И заказчику, и подрядчику выгодно выполнить контракт досрочно и максимально эффективно.

Рассмотрим применение энергосервисных контрактов в коммерческой компании. Ярким примером здесь может быть АВТОВАЗ – крупнейший завод страны по производству автомобилей.
АВТОВАЗ заключил энергосервисный контракт на 10 лет с компанией ЭДФ Фениче РУС. Эта компания полностью управляется группой ЭДФ (Electricite de France), мировым лидером в области энергетики. ЭДФ Фениче работает в качестве энергосервисной компании в Италии, Испании, Польше и России. Сейчас на заводе АВТОВАЗ в рамках энергосервисного контракта реализуется 4 проекта:

  • Производство сжатого воздуха
  • Оптимизация отопительной системы
  • Установка систем коррекции мощности
  • Модернизация системы освещения

Согласно данным энергосервисной компании (http://www.fenicerus.ru/ru/projects), экономия электроэнергии по первому контракту составляет 40%, энергосбережение – 100 000 МВт*ч/г; в результате оптимизации отопительной системы удалось сэкономить 20% тепловой энергии, или 245 000 Гкал/г; установка систем коррекции мощности позволяет экономить еще 7% электроэнергии ежегодно, что составляет 11 500 МВт*ч/г; модернизация системы освещения выглядит наиболее эффективной, по крайней мере, в процентном выражении: сокращение потребления электроэнергии достигло 80%, что составляет 14 900 МВт*ч/г.

Если пересчитать экономию от этих проектов в денежном выражении путем умножения сэкономленных МВт*ч/г и Гкал/г на их тарифную стоимость, получится, что АВТОВАЗ в результате реализации этих проектов экономит почти 506 млн. рублей в год. Не стоит забывать, что эти деньги идут на оплату энергосервисного контракта. После исполнения контракта АВТОВАЗ будет продолжать экономить крупную сумму на потреблении энергоресурсов, которую сможет использовать более рационально.

Заключение

В данной статье мы рассмотрели понятие энергоэффективности, чем энергоэффективность отличается от энергосбережения и подробно разобрали энергосервисный контракт: его регулирование в российском законодательстве, как он работает и примеры реализации энергосервисного контракта в бюджетной и коммерческой сфере. Еще раз отметим, что введение в правовое поле энергосервисного контракта позволяет заказчику и энергосервисной компании работать на выгодных для обеих сторон условиях.

Ссылка на основную публикацию