Централизация закупок на муниципальном уровне для бюджетных учреждений и унитарных предприятий по 44 ФЗ

Централизованные закупки по Закону N 44-ФЗ

Статьей 26 Закона N 44-ФЗ определены условия централизации закупок, то есть передачи части полномочий по осуществлению закупки в пользу нескольких заказчиков одному государственному или муниципальному органу либо казенному учреждению, наделенному соответствующими полномочиями (далее – уполномоченный заказчик).

Сама по себе централизация закупок не является обязательной, однако принятие решение по вопросу о ее введении, исходя из ч. 5 ст. 26, ч. 2 ст. 114 Закона N 44-ФЗ, определенно становится обязательным с 1 января 2017 года.

Согласно ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления обязаны принять решение об осуществлении полномочий заказчика данными органами, их территориальными органами или учреждениями (при осуществлении данными органами функций и полномочий учредителя учреждений) следующими способами:
– осуществление данными органами полномочий на определение контрагентов для соответствующих заказчиков (пп. “а” п. 1 ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);
– осуществление данными органами полномочий на планирование и осуществление закупок, включая определение контрагентов, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и муниципальных заказчиков (пп. “б” ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);
– наделение уполномоченных заказчиков полномочиями на определение контрагентов для соответствующих заказчиков (п. 2 ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);
– наделение уполномоченных заказчиков полномочиями на планирование и осуществление закупок, включая определение контрагентов, заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, для соответствующих государственных и соответствующих муниципальных заказчиков (п. 3 ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ);
– осуществление каждым заказчиком своих полномочий самостоятельно (п. 4 ч. 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ).

Централизация закупок является единственным основанием для проведения государственными и муниципальными органами закупок для подведомственных им органов и учреждений. Иное, в частности закупка для подведомственных учреждений с уменьшением объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания противоречит бюджетному законодательству (см. письмо Минфина России от 22.04.2014 N 02-01-09/18696, письмо Минэкономразвития России от 10.11.2014 N Д28и-2450, письмо Минфина России и Минэкономразвития России от 04.12.2014 NN 30338-ЕЕ/Д28и, 02-01-09/64023).

Исходя из ч.ч. 1 – 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ централизация закупок вводится в двух основных вариантах:

1) По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ, уполномоченные заказчики наделяются полномочиями на определение контрагентов для заказчиков. Возлагать на уполномоченных заказчиков полномочия на обоснование закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта в этом случае не допускается. Контракты подписываются заказчиками, для которых были определены контрагенты. Для исполнения указанных полномочий в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными правовыми актами могут быть созданы один или несколько уполномоченных заказчиков, либо указанные полномочия могут быть возложены на один или несколько государственных органов, муниципальных органов, казенных учреждений из числа существующих.

2) В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ уполномоченные заказчики могут быть наделены как полномочиями на определение контрагентов в отношении заказчиков, включая бюджетные учреждения, унитарные предприятия, так и полномочиями на планирование закупок, определение контрагентов, заключение контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты в отношении государственных или муниципальных заказчиков – органов власти и казенных учреждений (см. также п.п. 5 – 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Системный анализ ч.ч. 1 – 3, 5 ст. 26 Закона N 44-ФЗ показывает, что в отношении бюджетных учреждений, унитарных предприятий уполномоченному органу или учреждению в принципе могут быть переданы только полномочия по определению контрагентов (см. также письма Минэкономразвития России от 30.07.2015 N Д28и-2110, от 07.07.2015 N Д28и-2022).

Полномочия в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ могут возлагаться:
– Президентом РФ, Правительством РФ – на один или несколько федеральных органов исполнительной власти или федеральных казенных учреждений в отношении нескольких федеральных государственных заказчиков, федеральных бюджетных учреждений и унитарных предприятий;
– высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – на один или несколько органов исполнительной власти субъекта РФ, казенных учреждений субъекта РФ в отношении государственных заказчиков субъекта РФ, бюджетных учреждений и унитарных предприятий субъекта РФ;
– местной администрацией – на один или несколько муниципальных органов, муниципальных казенных учреждений в отношении муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений и унитарных предприятий.
Хотя в ч.ч. 2, 3 ст. 26 Закона N 44-ФЗ прямо на это не указывается, полагаем очевидным, что объем полномочий по определению контрагента согласно этим нормам устанавливается с теми же ограничениями, что и согласно ч. 1 ст. 26 Закона N 44-ФЗ.

Разграничение функций между заказчиками и уполномоченными заказчиками при централизации закупок рассматривается в отдельном материале.

Как видно из вышесказанного, по общему правилу централизация закупок осуществляется в отношении заказчиков, имущество которых находится в собственности публично-правовых образований одного уровня – Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Однако возможна также и “межуровневая” централизация. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале.

Закупки унитарных предприятий: по какому закону?

    On 17.10.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ

С 1 января 2017 года ГУП и МУП стали руководствоваться в своей закупочной деятельности законом 44-ФЗ. Однако очень скоро стало понятно, что это была не самая удачная идея. В итоге для унитарных предприятий сделали послабления, и теперь они снова могут закупаться по 223-ФЗ.

Почему правила закупки ГУП и МУП ужесточили

Унитарные предприятия являются коммерческими, но имеют особенности. У них нет собственного имущества — за ними закрепляется имущество, принадлежащее государству, субъекту РФ либо муниципалитету. До начала 2017 года унитарные предприятия вели закупочную деятельность по закону 223-ФЗ. Далее была предпринята попытка ужесточить правила их закупки.

В ФАС считают, что ГУП и МУП вредят конкуренции на локальных рынках. Посредством структур такого типа государственные и муниципальные заказчики уходят от проведения конкурентных процедур по закону о контрактной системе. Они попросту передают бюджетные средства в виде субсидий подведомственным унитарным предприятиям, и те закупают нужные для заказчика товары, работы и услуги по 223-ФЗ.

Но в условиях закупок по правилам контрактной системы унитарные предприятия столкнулись с серьезными проблемами. Специфика деятельности многих из них такова, что закупки требуется проводить быстро, а заранее предусмотреть потребности невозможно. В особенности это касается предприятий теплоснабжения и аптек. Тогда как процедуры 44-ФЗ рассчитаны на длительные сроки, что сильно осложняет закупочную деятельность ГУП и МУП. Поэтому практически сразу после перехода под закон о контрактной системе они стали обращаться к депутатам Госдумы и просить перевести их обратно.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Кому разрешено закупать по 223-ФЗ

Поправки 2018 года разрешают унитарным предприятиям закупаться по 223-ФЗ в таких случаях:

  1. Если они являются федеральными и имеют существенное значение для обеспечения прав граждан, обороноспособности и безопасности страны. Правительство утверждает перечень таких важных ФГУП. Они могут закупаться по 223-ФЗ, но только не на средства, полученные в виде бюджетных субсидий.
  2. Если закупки унитарных предприятий проводятся за счет любых грантов, полученных от физических и юридических лиц в России либо за ее пределами. В том числе за счет субсидий и грантов из бюджета, которые выдавались на конкурсной основе.
  3. Если унитарное предприятие является исполнителем по госконтракту и привлекает в рамках этого соглашения для поставки товаров, выполнения работ или услуг иных лиц. 223-ФЗ может применяться только в объеме, необходимом для выполнения контракта.
  4. Если закупка производится за счет любых средств, кроме бюджетных.

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке. Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий. У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как будет решаться проблема ухода от конкуренции

ФАС не изменила своего мнения по поводу вредности ГУП и МУП для конкуренции на отдельных рынках. Сейчас решается вопрос, который определит их дальнейшую судьбу — внесен законопроект о ликвидации унитарных предприятий. Идея принадлежит Антимонопольной службе, а Правительство с ней согласилось и внесло в Госдуму.

Читайте также:  Заключение контракта с физическим лицом по 44 ФЗ

Речь не идет об упразднении организационно-правовой формы — часть унитарных предприятий будет функционировать. А вот те, которые ведут деятельность на конкурентных рынках, будут ликвидированы.

Создавать новые ГУП и МУП запретят уже с 1 января 2019 года. Правило не будет распространяться только на такие случаи:

  1. Когда унитарное предприятие учреждается на основании федерального закона, актов Президента или Правительства.
  2. Когда его учреждает федеральный орган исполнительной власти, в чьем ведении находится государственная политика в сфере безопасности и обороноспособности.
  3. Когда предприятие создается в сфере естественных монополий.

Чтобы зарегистрировать новый МУП или ГУП, нужно будет получить согласие ФАС. Что же касается уже существующих унитарных предприятий, то останутся только те, кто удовлетворяет приведенным выше условиям. Все остальные должны быть ликвидированы учредителями до конца 2020 года. Иначе ФАС будет добиваться этого через суд.

Ключевые особенности осуществления закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ

Особенностью бюджетных учреждений является то, что на них распространяются положения как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. Закупки на основании 44-ФЗ производятся в бюджетных учреждениях с некоторыми особенностями.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Ключевые особенности закупок в бюджетных учреждениях по нормам 44-ФЗ

Особенностям закупок в бюджетных учреждениях посвящена ст. 15 ФЗ-44. В части первой указанной статьи подчеркивается, что бюджетные организации должны придерживаться 44-ФЗ, если товары, работы и услуги закупаются ими на бюджетные деньги. Исходя из положений законодательства, закупки, которые производятся частично на бюджетные, а частично на собственные деньги, также должны производиться по 44-ФЗ.

Тогда как в части 2 и 3 ст. 15 44-ФЗ приводится перечень ситуаций, когда бюджетное учреждение может принять соответствующий локальный нормативно-правовой акт и перейти на закупки по более лояльному 223-ФЗ, если они производятся на безвозмездно полученные гранты и субсидии, а также на прибыль учреждения.

При этом закупки по нормам 223-ФЗ, даже если они осуществляются исключительно за счет полученных доходов от деятельности бюджетного учреждения, являются правом, а не обязанностью бюджетного учреждения. То есть оно вправе руководствоваться положениями 44-ФЗ в процессе закупочной деятельности при желании.

Согласно решению УФАС от 2015 года №04-05/3989, использование бюджетными организациями и учреждениями закупок в соответствии с требованиями 44-ФЗ даже от приносящей доходы деятельности не являются нарушением.

Кто должен заниматься закупками

Закупки по 44-ФЗ проводятся в бюджетном учреждении через создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего. Контрактная служба призвана обеспечить реализацию всего закупочного цикла от планирования до получения результата, а также оценки эффективности проведенных учреждением закупочных мероприятий.

Численность контрактной службы определяется исходя из потребностей заказчика и составляет как минимум 2 человека. Возглавить ее должен назначенный руководитель.

Порядок создания контрактной службы и назначения контрактного управляющего

Создание контрактной службы подразумевает прохождение нескольких этапов:

  1. Изучение положений законодательства.
  2. Создание службы в виде создания специального подразделения или без такового либо выбор управляющего (заказчик вправе сам определиться с тем, стоит ли создавать отдельное подразделение для закупок или просто назначить ответственных работников в составе бюджетного учреждения).
  3. Отправка сотрудников на обучение закупкам по нормам 44-ФЗ. Согласно требованиям законодательства, все сотрудники контрактной службы или управляющий должны иметь высшее образование в сфере закупок или получить дополнительное образование в данной отрасли.
  4. Разработка и утверждение положений о закупочных комиссиях.

Должностные обязанности контрактной службы и управляющего

Контрактная служба или управляющий осуществляет полный закупочный цикл и берет на себя такие обязанности, как:

  • планирование (подготовка плана закупок и плана-графика);
  • размещение сведений о закупке в ЕИС;
  • определение поставщиков (исполнителей или подрядчиков);
  • заключение и исполнение контрактов;
  • принятие результатов исполнения контракта;
  • претензионная или исковая работа (если имеется такая необходимость);
  • прочие обязанности по нормам закона.

Таким образом, бюджетное учреждение при проведении закупок по нормам 44-ФЗ обязано сформировать контрактную службу или назначить управляющего. Последний вариант допускается при годовом объеме закупок менее 100 млн р. В обязанности контрактной службы и управляющего будет входить полный закупочный цикл от планирования до приемки работ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

ГУП и МУП переходят на закупки по 44-ФЗ

Принят документ, вносящий изменения в Закон № 44-ФЗ и в Закон № 223-ФЗ о переходе ГУП и МУП под действие контрактной системы. Узнайте алгоритм перехода для унитарных предприятий, а также исключительные случаи, когда закупки можно будет провести по 223-ФЗ и после вступления в силу изменений.

Подписан Федеральный закон от 03.07.2016 № 321-ФЗ о распространении законодательства о контрактной системе в закупках на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Сейчас закупки ГУП и МУП регулирует Закон № 223-ФЗ. Положения этого документа позволяют заказчикам устанавливать гибкую систему закупок с учетом особенностей ведения хозяйственной деятельности. При этом отдельные заказчики с помощью различных способов маскируют закупку у единственного поставщика, а это никак не соответствует принципу прозрачности и добросовестной конкуренции.

Начиная с 1 января 2017 года муниципальные и государственные унитарные предприятия обязаны проводить все закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Рекомендуем пройти обучение на курсе повышения квалификации для осуществления закупок по 44-ФЗ. Онлайн-курс в Школе электронных торгов «Управление государственными и муниципальными закупками»

После 1 января указанные организации смогут проводить закупки по Закону № 223-ФЗ только в двух случаях:

  • если предприятие — исполнитель по контракту привлекает третьих лиц (исключение — контракты с единственным поставщиком, которые заключены на основании актов, принятых президентом или правительством);
  • если закупки финансируются за счет грантов.

При этом закупки по Закону № 223-ФЗ по-прежнему возможны только в случае, если заказчик вовремя принял положение о закупке и разместил его в ЕИС.

Перевод унитарных предприятий на 44-ФЗ

До 31 декабря 2016 года унитарные предприятия обязаны:

  1. Создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего в соответствии с требованиями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. Подтвердить их квалификацию специальным документом.
  2. Запланировать закупки на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ:
  • составить план закупок по правилам, установленным для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ, включив в него обоснование закупок;
  • составить и утвердить план-график закупок;
  • выполнить требование о нормировании закупок (согласовать, что и для каких целей покупает предприятие);
  • Перейти на способы закупки, действующие в контрактной системе.

Если вы уже подготовили план закупок с учетом требований 223-ФЗ, то из него нужно исключить запланированные на 2017 закупки (кроме закупок за счет грантов и по заключенным контрактам).

  1. Зарегистрироваться в единой информационной системе. Для этого нужно получить в казначействе ЭЦП для работы по 44-ФЗ в ЕИС.

Многие муниципальные предприятия считают, что их эти требования не коснутся, т.к. слово «унитарные» в их наименовании не фигурирует. Рекомендуем посмотреть в учредительных документах организационно-правовую форму. Велика вероятность того, что там будет написано «унитарное предприятие». В таком случае переход на 44-ФЗ обязателен и для вас.

Что ждет унитарные предприятия после 1 января 2017 года

В основном все закупки придется проводить через открытый конкурс, электронный аукцион или запросом котировок. Часть товаров, работ и услуг придется закупать только через электронный аукцион. Это позиции, указанные в аукционном перечне (Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р). Закупка у единственного поставщика будет возможна в строго определенных ситуациях и в ограниченном объеме. В план-график необходимо будет включать обязательные закупки у СМП, а также устанавливать ограничения для продукции, запрещенной к закупкам у иностранных компаний.

Презентация с подсказками по переходу на 44-ФЗ:

Обязано ли муниципальное предприятие”Коммунальник” производить закупки товаров. Работ и услуг только по 44-ФЗ?

Мы являемся муниципальным предприятием”Коммунальник”, единственный учредитель Администрация района. Имущество предприятию передано на праве хозяйственного ведения.А учредительных документах- в Уставе прописана что предприятие является коммерческой организацией, основные виды деятельности- теплоснабжение( у нас газовые котельные – потребители всех категорий в том числе и бюджетные организации). Денежные средства предприятие зарабатывает само, т.е предприятие находится полностью на хозрасчете, поступлений денежных средств из бюджетов различных уровней нет. В соответствии с 223-ФЗ предприятие разработала Положение о закупках ( у нас регулируемые виды деятельности) и производим закупки товара. работ. услуг в соответствии с указанным законом. В августе 2016 года наш учредитель -Администрация района провела у нас проверку и указала. что мы необоснованно применяем 223-фз при приобретении товара. работ и услуг, что так как предприятие муниципальное то мы обязаны руководствоваться при закупках только 44-ФЗ. на наши доводы что по уставу мы коммерческая организация, что мы хозрасчетники и что у нас регулируемые виды деятельности в она во внимание не приняла. Наш вопрос- ПРОСИМ ДАТЬ ПИСЬМЕННОЕ ПОЯСНЕНИЕ ПРАВИЛЬНО ЛИ МЫ РУКОВОДСТВУЕМСЯ ПРИ ЗАКУПКАХ ТОВАРОВ. РАБОТ И УСЛУГ 223-ФЗ? Наша эл.почта: mpkom@inbox.ru. тел для связи 89514110185 Галина Владимировна.

Читайте также:  Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе (к участию в аукционе допущено два и

Ответы юристов ( 3 )

  • 9,9 рейтинг
  • 5767 отзывов эксперт

Здравствуйте, Галина Владимировна.

Необходимо знать содержание решения Вашей Администрации.

Поскольку в ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» действительно есть основания по которым Вас могут признать неправомерно использующими 223-ФЗ и перевести на 44-ФЗ.

Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
Статья 1. Цели регулирования настоящего Федерального закона и отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:
1) государственными корпорациями, государственными компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
Статья 3. Принципы и основные положения закупки товаров, работ, услуг
8.1. В случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 настоящего Федерального закона, или неразмещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке такого заказчика с 1 февраля очередного года и до завершения такого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В указанном случае заказчик при закупке руководствуется положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

С уважением! Г.А. Кураев

  • 10,0 рейтинг
  • 7541 отзыв эксперт

Галина Владимировна, добрый день! В силу ст. 3 44-ФЗ

6) муниципальный заказчик — муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;
7) заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, осуществляющие закупки;

Однако с 01.01.2017 указанные нормы будут действовать в другой редакции и включать МУПы

ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 321-ФЗ

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» следующие изменения:
1) пункт 3 части 1 статьи 1 после слов «бюджетным учреждением» дополнить словами “, государственным, муниципальным унитарными предприятиями“, слова «с частями 1, 4 и 5 статьи 15» заменить словами «с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15»;
2) в пункте 7 статьи 3 слова «с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение» заменить словами «с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия»;

Однако и в новой редакции 223-ФЗ (вступит в силу с 01.01.2017) сохранена возможность применения МУПами 223-Фз

2. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг:

5) государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с частью 3 статьи 2 настоящего Федерального закона и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с частью 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при осуществлении ими закупок:

Т.е. Положения о закупке

С учетом вышеизложенного выводы сделанные администрацией не основаны на нормах действующего законодательства

Сфера деятельности у вас, как я понимаю, как раз и предполагает кап.вложения в объекты гос. и мун. собственности. Остается вопрос с финансированием, а это всегда непросто понять со стороны.
Горшков Алексей

Сфера деятельности предполагает как раз обратное поскольку теплоснабжение это регулируемый вид деятельности и расходы на его осуществление, в т.ч. ремонт предполагается осуществлять за счет тарифной выручки

п. 33 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов:
1) топливо;
2) прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель;
3) оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
4) сырье и материалы;
5) ремонт основных средств;
6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;
7) амортизация основных средств и нематериальных активов;
8) прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа

В состав прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются:
а) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, определяемые исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с методическими указаниями;
б) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг);
в) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов;
г) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи;
д) расходы на служебные командировки;
е) расходы на обучение персонала;
ж) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;
з) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи, определяемые в соответствии с методическими указаниями.

что касается капитальных вложений на реконструкцию и прочее то для этого есть инвестпрограммы которые конечно могут финансироваться в какой то части из бюджета напрямую но это не обязательно, основным источником финансирования все равно, как правило, являются тарифы

Особенности закупок, проводимых бюджетными и автономными учреждений, ГУПами и МУПами по нормам 44-ФЗ

44-ФЗ «О контрактной системе…» ориентирован в основном на государственных и муниципальных заказчиков, которые ведут свою деятельность на бюджетные деньги. Но в бюджетном законодательстве содержатся и другие потенциальные получатели средств из бюджета: бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия и юрлица. Для таких частных категорий заказчиков в 44-ФЗ была включена ст. 15 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

В статье 15 44-ФЗ регулируется процедура закупок, осуществляемых бюджетными и автономными учреждениями, ГУПами и МУПами. Она выступает своего рода мостом между нормами 44-ФЗ и 223-ФЗ и объединяет их.

Читайте также:  Аккредитация на электронной площадке

Что регулирует статья 15 44-ФЗ

Статья 15 44-ФЗ распространяет свое действие на такие категории заказчиков, как:

  • бюджетные учреждения;
  • автономные учреждения;
  • государственные (ГУП) и муниципальные (МУП) предприятия;
  • иные категории юридических лиц.

По умолчанию указанные категории заказчиков должны закупаться по нормам 223-ФЗ, но в данной статье приводятся ситуации, при которых они обязаны руководствоваться 44-ФЗ. Статья состоит из 7 частей.

Закупки, осуществляемые бюджетными учреждениями

Особенности закупок бюджетных учреждений в ст. 15 44-ФЗ приведены в ее п. 1-3. Бюджетные учреждения закупаются за счет субсидий, которые были выделены из бюджета и прочих средств по требованиям и правилам, прописанным в 44-ФЗ (на основании п. 1 ст. 15 44-ФЗ). То есть в данном случае на них налагается обязанность применять положения законодательства о контрактной системе.

Такое Положение будет распространяться только на закупки:

  1. За счет грантов (иностранных, бюджетных, возмездных и безвозмездных) — только если грантодатели не определили иные условия, а также за счет пожертвований, унаследованных средств, субсидий (полученных на конкурсной основе).
  2. Если бюджетное учреждение-исполнитель в рамках госконтракта привлекает субподрядчиков.
  3. В отношении закупок на средства от иной приносящей доходы деятельности (кроме средств на оплату ОМС).

Бюджетному учреждению стоит определиться до конца года с тем, по каким нормам оно будет работать. Такое решение оно не может поменять в текущем году и ему придется применять положения 44-ФЗ. Но это не всегда выгодно для заказчика, так как по 44-ФЗ действуют более строгие нормы и требования к процессу проведения закупок. 223-ФЗ обладает целым рядом преимуществ. В их числе следующие:

  1. Гибкое планирование закупочной деятельности. Планы по 223-ФЗ разрабатываются на год, и необходимость утверждения плана-графика отсутствует. Обоснование закупок не требуется.
  2. Более гибкие требования к описанию объекта закупки. Заказчик может устанавливать четкие требования к объекту закупки с указанием на товарный знак без указания слов «или эквивалент» (по 44-ФЗ это строго запрещено).
  3. Медицинские учреждения вправе закупать лекарства по торговым наименованиям, а не международным наименованиям.
  4. Способы закупок не так строго регламентированы, как в 44-ФЗ. Заказчик вправе прописывать в Положении о закупках дополнительные способы конкурентных закупок, а не только конкурс, аукцион, запрос предложений и котировок. Также по 44-ФЗ заказчик ограничен в выборе неконкурентного способа закупки по ст. 93 44-ФЗ, а по нормам 223-ФЗ он может предусмотреть дополнительные основания для закупок у единственного поставщика (например, при закупках за счет грантов). По 223-ФЗ заказчик может вводить дополнительные этапы в закупке: переторжку, предквалификационный отбор и пр.
  5. Нет требования об обязательном обосновании НМЦК (если заказчик сам его не установит).
  6. Допускается установление квалификационных требований к участникам закупки, позволяющим исключить недобросовестных поставщиков.
  7. Заказчик самостоятельно разрабатывает критерии и порядок оценки заявок на участие в закупках.
  8. Заказчик свободен во внесении изменений в договор, подписанный с победителем. Он может по своему усмотрению продлевать сроки, увеличивать стоимость и изменять объем закупки.

Если бюджетное учреждение изъявило желание закупать товары, работы и услуги на средства, которые были получены от его коммерческой деятельности по нормам 44-ФЗ, то это не станет нарушением закона. На это указывают пояснения контролирующих инстанций и практика рассмотрения споров, например, решение УФАС по Архангельской области от 2015 года №04-05/3989.

При необходимости закупок по нормам 44-ФЗ заказчику следует позаботиться о создании контрактной службы или назначении контрактного управляющего. Контрактная служба с численностью не менее 2 человек создается при объеме закупок за год на сумму более 100 млн р.

Закупки автономными учреждениями, ГУПами и МУПами

Если автономным учреждениям выделяются бюджетные средства на осуществление инвестиций (капвложений) в объект государственной собственности, то они должны применять положения 44-ФЗ (по ч. 4 ст. 15 44-ФЗ). С 2017 года положения указанной статьи распространяются также на ГУПы и МУПы.

Положения 44-ФЗ распространяются на сферы планирования закупочной деятельности, осуществления закупок (определения поставщика, подрядчика или исполнителя), заключения государственного контракта, мониторинга, контроля за закупками и аудита. Тогда как исполнение закупочной деятельности может проводиться по нормам, отличным от 44-ФЗ.

В связи с тем, что в 44-ФЗ не расшифровывается понятие «капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности», то с применением ч. 4 ст. 15 44-ФЗ нередко возникают сложности. Согласно распространенной позиции, под капитальные вложения подпадают любые инвестиции на увеличение основных средств, но такая позиция неправомерно расширяет сферу действия контрактной системы на договоры, подписываемые в целях закупки оборудования, машин, инструментов, проектных работ и пр. Но по другому, более обоснованному, подходу под нормы данной статьи подпадают только инвестиции в капитальное строительство и закупку недвижимости для государственных и муниципальных нужд.

Также при предоставлении бюджетных инвестиций юрлицами (которые не имеют статуса МУПа или ГУПа) при реализации инвестиционных проектов по строительству, перевооружению объектов капстроительства, реконструкции на юрлица распространяется закон 44-ФЗ. Действие данного закона распространяется в той части, которая определена договором об участии РФ, российского субъекта или муниципалитета в собственности субъекта инвестиций (на основании ч. 5 ст. 15 44-ФЗ). При этом действие указанной правовой нормы действует только на случаи закупок товаров, работ и услуг для реализации инвестиционных проектов. Например, если юрлицо тратит бюджетные инвестиции на закрытие обязательств по кредитным договорам, полученным в целях исполнения инвестпроекта, то данный случай не подпадает под ст. 15 44-ФЗ, и нормы контрактной системы не применяются.

Например, для получателей инвестиций из федерального бюджета обязательным станет применение ФЗ-44 в части:

  • определения поставщиков, подрядчиков и исполнителей;
  • исполнения договора, подписанного в целях реализации инвестпроекта по строительству и реконструкции объекта капстроительства или закупки объекта недвижимости.

Единых требований при реализации контракта с региональными и муниципальными инвестициями не предусмотрено: они определяются местными органами исполнительной власти.

На основании ч. 6 ст. 15 при передаче полномочий по осуществлению закупок государственными и муниципальными заказчиками, внебюджетными фондами, органами МСУ или ГК «Росатом» в адрес бюджетного учреждения, автономного учреждения, ГУПа, МУПа или юрлица последние должны применять в своей деятельности нормы 44-ФЗ. При этом положения законодательства применяются в пределах переданных им полномочий.

Исходя из п. 4 ст. 79 Бюджетного кодекса, такие соглашения о передаче полномочий государственные и муниципальные заказчики вправе передавать при осуществлении инвестиций на бюджетные деньги для строительства государственной и муниципальной собственности или при закупках недвижимости в такую собственность. На основании ст. 79 Бюджетного кодекса в объем передаваемых полномочий должно войти как минимум право на заключение и исполнение госконтракта.

Изменения в статье 15 44-ФЗ

В июне 2018 года был введен пункт 4.1 в ст. 15 44-ФЗ. Он предусмотрел распространение положений 44-ФЗ в части мониторинга, контроля и аудита в сфере закупок (по ч. 3 ст. 99 44-ФЗ) на юридических лиц, которые занимаются закупками на бюджетные субсидии.

В мае 2019 году в ст. 15 был введен еще один пункт. Согласно ч. 7 ст. 15 44-ФЗ, положения законодательства о контрактной системе применяются в ограниченном формате при подписании гражданско-правового договора на основании аукциона или конкурса (когда по закону при выборе исполнителя заказчик должен организовать такую закупку по правилам 44-ФЗ).

Например, в ч. 4 ст. 5 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» договор на проведение бухгалтерской отчетности организации, в уставном капитале которой доля госсобственности составляет от 25%, а также на проведение аудита госкорпорации, госкомпании или муниципального унитарного предприятия заключается с независимым аудитором или аудиторской компанией, которые были выбраны по результатам конкурса. Конкурентная закупка в данном случае должна проводиться по правилам контрактной системы, и на нее будут распространяться положения ч. 7 ст. 15 44-ФЗ. То есть в этом случае заказчик должен только придерживаться регламентированного порядка прохождения конкурсной процедуры, а остальные положения 44-ФЗ на него распространяться не будут (например, по планированию и отчетности).

Таким образом, ст. 15 44-ФЗ распространяет свое действие на ограниченный субъектный состав закупок. В ней указаны ситуации, когда заказчик обязан применять 44-ФЗ, если он находится в статусе бюджетного учреждения, автономного учреждения, государственного или муниципального унитарного предприятия или юридического лица. Здесь также указаны условия, которые нужно выполнить для перехода на использование положений 223-ФЗ.


Ссылка на основную публикацию