Действия заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки по 44 ФЗ

Как отстранить участника: пошаговая инструкция

Отстранение участника от участия в закупочных процедурах

На основании действующего законодательства в сфере госзакупок заказчик может отстранить поставщика от участия в процедуре закупки при обнаружении несоответствия поставщика требованиям заказа, установленным согласно частям 1, 1.1, 2 и 2.1. ст. 31 44-ФЗ, либо если членами закупочной комиссии было обнаружено предоставление недостоверных сведений 44-ФЗ (ч. 9 ст. 31 44-ФЗ).

Таким образом, если участник торгов предоставил организации-заказчику недостоверную информацию или данные, несоответствующие требованиям, установленным в извещении и документации, то закупочная комиссия вправе его отстранить на любом этапе заказа. Отстранение по иным причинам не допускается (Письмо Минэкономразвития № Д28и-3072 от 15.10.2015).

Многие заказчики спрашивают, законно ли отстранение заявки на участие в электронном аукционе? Разберемся в этом вопросе подробнее.

Случаи отстранения участника закупочных процедур можно классифицировать следующим образом:

  1. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (ч. 4 ст. 67 44-ФЗ) на этапе рассмотрения первых частей заявок в случае предоставления недостоверной или несоответствующей требованиям аукционной документации информации.
  2. Признание заявки на участие в аукционе не соответствующей требованиям АД (ч. 6 ст. 69 44-ФЗ) на этапе рассмотрения вторых частей заявок при несоответствии участника аукциона либо предоставленной им информации установленным требованиям либо при указании в заявке недостоверной информации.
  3. Отказ в допуске участнику (ч. 9 ст. 31, ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ) на любом этапе проведения аукциона, в том числе и в момент заключения контракта. Недопуск производится по факту выявления несоответствий АД и предоставления недостоверной информации.
  4. Отказ от заключения контракта (ч. 9 ст. 31 44-ФЗ) на этапе от момента определения победителя до заключения контракта. Причины отстранения аналогичны предыдущим пунктам.
  5. Отказ в допуске на участие в электронном конкурсе (ст. 53) при несоответствии поставщика либо поданной им информации требованиям, установленным документацией о конкурсе в электронной форме.
  6. Отстранение участника электронного конкурса на любом этапе процедуры по факту выявления недостоверности предоставленной им информации (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ).

Таким образом, согласно положениям ст. 66, 67, 69, организация-заказчик вправе отстранить недобросовестного участника на любом этапе проведения электронного аукциона.

Какие сведения признаются недостоверными

В законе о контрактной системе 44-ФЗ не прописаны критерии для признания информации недостоверной, однако правоприменительная практика определяет два случая подтверждения недостоверности предоставленных участником закупки сведений.

В первую очередь сведения признаются недостоверными в том случае, когда они не соответствуют действительности. Примером может служить факт указания в закупочной документации технических характеристик тех или иных ТРУ, которые не соответствуют реальным характеристикам. Еще один яркий пример — указание в заявке лицензии, которая либо просрочена, либо вообще ему не выдавалась. В таких случаях закупочная комиссия должна отстранить участника на любом этапе процедуры на основании обнаружения недостоверности предоставленных в заявке данных.

Второй случай — в заявке указаны противоречащие друг другу данные. Пример: указание в первой части поданной заявки характеристик ТРУ, которые не соответствуют подтвердительной документации на данные ТРУ.

Источниками получения данных о достоверности (недостоверности) указанных сведений могут служить:

  • открытые и общедоступные средства информации, такие как интернет;
  • официальные письма от производителей продукции или иных уполномоченных лиц.

Формирование протокола

44-ФЗ также не определяется порядок формирования протокола об отстранении от участия в закупочных процедурах. Более того, законом не установлена обязанность заказчика направлять протокол отстранения поставщику и размещать его в ЕИС.

Для составления протокола заказчик может воспользоваться нормами и правилами, определенными для формирования протокола о подведении итогов закупки.

В данном документе необходимо указать информацию о времени и месте его формирования, регистрационные сведения о юридическом лице, в отношении которого закупочная комиссия приняла решение отстранить, а также изложить все факты, которые послужили основанием для принятия такого решения.

Если протокол формируется на основании ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ, то есть по факту выявления недостоверности предоставленных участником аукциона данных, то заказчик может воспользоваться нормами ч. 11 ст. 31 44-ФЗ и направить сформированный протокол поставщику не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой принятия решения об отстранении, и в аналогичный срок разместить протокол в ЕИС.

Отклонение заявок из-за недостоверной информации

    On 31.03.2017 0 Комментарии 44-ФЗ, Закупка лекарств, медоборуд., Закупки у единственного поставщика, Запрос предложений, Процедура закупки, ФАС

Львиную долю заявок, отклоненных по закупкам в рамках закона № 44-ФЗ, составляют заявки, отклоненные на основании недостоверности представленной информации. При этом сам закон не содержит точного определения того, какая информация является недостоверной. Однако в нем есть ряд связанных с этим понятием оснований: недостоверная информация об участниках закупки, о характеристиках продукции и о стране происхождения товара.

Недостоверные сведения поставщика о себе

Исходя из практики ФАС и арбитражных судов, комиссия заказчика может признать заявку недостоверной, если:

  • данные выписки из ЕГРЮЛ не соответствуют информации, размещенной на сайте ФНС;
  • информация в заявке в отношении единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа либо ИНН организации не соответствуют данным в реестре;
  • информация об успешном выполнении поставщиком аналогичных заказов не соответствует действительности (например, существуют судебные решения, подтверждающие ненадлежащее исполнения им своих обязанностей);
  • поставщик в заявке указал, что является субъектом малого предпринимательства либо социально ориентированной некоммерческой организацией, при этом не конкретизировал вид юрлица.

Иногда ФАС и суды все же не склонны признавать указанные выше расхождения, как предоставление недостоверной информации. Так, Двенадцатый ААС в решении от 20.02.15 по делу № А64- 5826/2014 указал, что несовпадение индекса в Уставе поставщика и второй части его заявки нельзя расценивать в качестве предоставления недостоверных данных. Ведь законы России не запрещают юридическим лицам иметь несколько почтовых адресов.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

В связи с этим заказчикам рекомендуется подкреплять отказы по заявкам, данные на основании недостоверности сведений, положениями соответствующих нормативных актов.

Особое внимание заказчику стоит уделить при проверках сведений участников, подавших заявки в рамках закупок работ и услуг, для исполнения которых требуются лицензии или допуски саморегулирующих организаций. Контролирующие органы могут признать действия комиссии заказчика неправомерными за то, что к участию допущена заявка, содержащая недостоверную информацию о разрешениях СРО или лицензиях. Так, комиссия Мурманского УФАС России в решении № 06-10/16-108 от 05.05.16 указала, что заказчик должен был проверить в реестре юридических лиц и реестре Минпромторга сведения о наличии лицензий, которые поставщик отразил в заявке. Если же заказчик отклоняет заявку на том основании, что сведения о заявленных участником лицензиях и допусках отсутствуют в соответствующих реестрах, его действие признается правомерным (решение Хакасского УФАС России № 57/КС от 31.03.2016).

Что касается поставщиков, то им можно порекомендовать лишь одно — почаще обновлять информацию о своей организации и подавать в составе заявок свежие выписки из реестра юридических лиц (предпринимателей).

Недостоверные характеристики продукции

Самое большое число жалоб, связанных с недостоверной информацией, относится именно к характеристикам объектов закупок. Хотя закон о госзакупках не обязывает заказчика устанавливать достоверность таких сведений, зачастую все же стоит ее проверить. Это позволит избежать закупок объектов, характеристики которых не соответствуют требованиям заказчика.

При попытке установить достоверность сведений, предоставленных поставщиком о продукции, заказчику следует в качестве источника информации использовать информацию производителей и официальных дилеров. В качестве примера приведем решение Кемеровского УФАС № 341/З-2014 от 23.10.2014. Участник предложил заказчику программное обеспечение, состоящее из 50 упражнений для коррекции речи. Однако в письме производителя было указано, что в программе содержится более 50 упражнений. На основании несоответствия этих данных заказчик отклонил заявку участника, и УФАС признала его решение правомерным.

При этом официальные письма производителей (дилеров) должны быть должным образом оформлены и содержать четкие формулировки. В противном случае контролирующие органы могут не принять такое письмо в качестве источника достоверной информацией. Например, если оно содержит характеристики товара на английском языке, не имеет печати или подписи (решение Липецкого УФАС России № 146с/149с/16 от 01.06.2016).

Заказчик не всегда имеет возможности получить официальное письмо от производителя, поскольку последний не обязан отвечать на подобные запросы. В такой ситуации можно использовать информацию с сайта производителя. Как поясняет Минэкономразвития России в письме от 30.09.2014 № Д28И-1889, если характеристики товара на сайте производителя не совпадают с указанными в заявке, заказчик может ее отклонить. При этом поставщик имеет право обжаловать действия комиссии заказчика, что также признается Минэкономразвития. Отметим, что арбитражная практика в этом плане противоречива, поэтому заказчикам не стоит использовать информацию с сайта производителя в качестве единственного основания для отклонения заявки.

Для отдельных объектов закупки ни официальное письмо производителя, ни данные с его сайта не могут являться единственным достоверным источником информации, на основании которой можно отказать поставщику. Например, при закупке медикаментов следует сверяться с Государственным реестром лекарственных средств.

В закупочной документации может содержаться требование о соответствии продукции ГОСТам. Если предложенная поставщиком продукция не соответствует стандарту, то заказчик может отклонить его заявку. Такие выводы поддерживаются решениями ФАС (решение Рязанского УФАС России № 337-03- 1/2016 от 11.07.16, Алтайского республиканского УФАС № 85-К/16 от 27.05.16 и многими другими).

Ссылаясь на ГОСТы, заказчик должен учитывать, что описание объекта закупки в документации должно в полной мере соответствовать этим стандартам. Иначе если он отклонит заявку участника на основании несоответствия его продукция ГОСТам, то негативные последствия могут наступить для него самого (решение Пермского УФАС России по делу № 000666 от 28.01.16).

Недостоверная информация о стране происхождения товара

В том, что участники неверно указывают страну происхождения товара, зачастую виноваты заказчики. Они устанавливают в закупочной документации требования указывать страну происхождение товара в соответствии с классификатором ОКСМ (Общероссийский классификатор стран мира, утвержденный постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529-ст). Однако закон 44-ФЗ не содержит такого требования, и заказчики не должны устанавливать подобные правила. На это Минэкономразвития указало в письме от 03.08.15 № Д28и-2286.

Надо сказать, УФАС разных регионов принимали противоположные решения по этому вопросу. Чтобы избежать проблем, поставщикам рекомендуется указывать страну происхождения товара по классификатору ОКСМ, если это предусмотрено в документах закупки. Заказчикам же следует включать в документацию не жесткое требование предоставить информацию о стране по ОКСМ, а лишь рекомендацию применять этот классификатор. Это не распространяется на отдельные виды товаров, для которых применение ОКСМ обязательно согласно постановлению Правительства РФ от 22.08.16 № 832.

Также нередко заявки отклоняются из-за того, что поставщик указал несколько стран происхождения товара. Согласно разъяснениям Минэкономразвития, данным в письме от 28.12.15 № Д28и-3730, указывать более одной страны недопустимо. Однако позиция ведомства неоднозначна — и ФАС, и арбитражные суды неоднократно выражали противоположную точку зрения. При этом они ссылались на то, что одни и те же товары могут быть произведены в разных странах. Поставщик же не может заранее знать, товар производства какой страны он получит. Поэтому рекомендуем заказчикам не отклонять заявку только на том основании, что она содержит несколько стран происхождения товара, поскольку это решение может быть оспорено поставщиком.

Отклонение заявок как мера борьбы с конкуренцией

Законодательство о госзакупках неидеально, и это касается в том числе отклонения заявок за недостоверную информацию. Слабые места и недоработки закона применяются недобросовестными заказчиками для ограничения конкуренции и продвижения «своего» поставщика. Например, может иметь место сговор с производителем: последний официально подтвердит информацию, что его продукция не обладает характеристиками, указанными неугодными участниками. Также для борьбы с ненужными заявками заказчики могут использовать запутанные требования к объектам закупки с применением ГОСТов и других стандартов, в которых разберется не любой поставщик. Закон № 44-ФЗ не содержит эффективных методов борьбы с такими явлениями, а суды и ФАС порой допускают формальный подход при рассмотрении жалоб поставщиков. К сожалению, это ухудшает конкурентную среду и уменьшает эффективность госзакупок в целом.

ОДНОСТОРОННИЙ ОТКАЗ ОТ ИСПОЛНЕНИЯ КОНТРАКТА

Некоторые эксперты считают односторонний отказ от исполнения контракта наиболее простым способом расторжения контракта, в сравнении с двумя другими предусмотренными законодательством о контрактной системе. Два других способа это по решению суда и по соглашению сторон. Некоторые заказчики используют его с большим удовольствием. С нашей точки зрения этот способ таит немало подводных камней и трудностей. Малейшее несоблюдение процедуры, может принести заказчику множество неприятностей, судебных издержек и других трудностей.

ОСНОВАНИЯ И ПРОЦЕДУРА

Рассмотрим процедуру и основания одностороннего отказа от исполнения контракта поподробнее.

В 44-ФЗ, положения о одностороннем отказе от исполнения контракта изложены в пунктах 8 … 26 статьи 95. Эта статья предусматривает нижеперечисленные основания расторжения контракта:

Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе, при наличии двух условий одновременно:

  1. Имеются основания, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
  2. В контракте предусмотрено право заказчика на односторонний отказ от исполнения контакта.

НЕ ПРАВО, А ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА

Пункт 15 статьи 95 о обязанности заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в ситуациях:

Когда в процессе исполнения контракта выяснилось, что поставляемый товар, или исполнитель, подрядчик, поставщик не соответствует требованиям к товару или исполнитель не соответствуют требованиям контракта или документации о закупке.

Когда в процессе исполнения контракта выяснилось, что поставщик (подрядчик, исполнитель), предоставил недостоверную информацию, в отношении товара или себе, что позволило ему стать поставщиком.

Более экзотическое основание — это одностороннее расторжение контакта в случае, когда расторгнут «специальный инвестиционный контракт», на основании которого был заключен расторгаемый контракт или контракт с регулируемыми ценами, в соответствии с которым создано, освоено или модернизировано производство товара на территории РФ.

Решение о расторжении контракта в одностороннем порядке происходит в соответствии со следующей процедурой:

  • Экспертиза. Пункт 10 статьи 95 говорит о том, что заказчик вправе провести экспертизу оказанной услуги, выполненной работы, или поставленного товара. Так как с большой долей вероятности поставщик будет оспаривать решение об одностороннем расторжении контракта, в связи с риском попадания в РНП и финансовыми издержками имеет смысл привлечь сторонних, независимых экспертов, экспертные организации с хорошей репутацией. После получения экспертного заключения, оформленного надлежащим образом, со всеми печатями, подшитыми лицензиями, сертификатами, квалификационными удостоверениями и подписями может быть принять решение о одностороннем расторжении контракта, при условии, что в заключении, подтверждаются существенные нарушения условий контракта. Эти существенные основания и будут является основанием для расторжения.
Читайте также:  Проведение запроса предложений в электронной форме

Решение, принятое заказчиком, не позднее чем в течении трёх рабочих дней размещается в единой информационной системе.

  • Решение направляется исполнителю, (подрядчику, поставщику) заказным письмом по почте с уведомлением о вручении или телеграммой, или по электронной почте или по факсу, или используя иные средства связи и доставки, которые обеспечивают фиксирование такого уведомления и получением заказчиком подтверждения о его вручении исполнителю (подрядчику, поставщику).

При этом датой уведомления считается дата получения заказчиком подтверждения о вручении исполнителю (подрядчику, поставщику) указанного уведомления или получения заказчиком информации об отсутствии исполнителя (подрядчика, поставщика) по его адресу, указанному в контракте.

В случае невозможности получения, указанного подтверждения или информации датой уведомления, признаётся дата по истечении тридцати дней, с даты размещения решения о одностороннем расторжении контракта, заказчиком в единой информационной системе.

  • Решение об одностороннем расторжении контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты уведомления исполнителя (подрядчика, поставщика). При этом, если в течении этих десяти дней поставщик устранит нарушение условий контракта и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, заказчик обязан отменить своё решение. (в случае повторного нарушения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) условий контракта данное правило не применяется).
  • Заказчик уведомляет Федеральную антимонопольную службу о расторжении контракта в одностороннем порядке, и ФАС проводит заседание комиссии, с приглашением обеих сторон, на предмет включения исполнителя контракта в реестр недобросовестных поставщиков.
  • После расторжения контракта в одностороннем порядке заказчик имеет право закупить товар с помощью процедуры запроса предложении. Закупка товара, услуги, работы производится в соответствии с положениями пункта 6 части 2 статьи 83, пункта 2 части 2 статьи 83.1 44-ФЗ.
  • В случае, когда до момента контракта исполнитель (подрядчик, поставщик) частично исполнил контракт, заключая новый контракт, заказчик обязан уменьшить количество поставляемого товара, или услуг, работ, с учётом фактически выполненных работ, поставленных товаров, и новый контракт заключается с учётом этих обстоятельств.
  • При расторжении контракта в одностороннем порядке, исполнитель (подрядчик, поставщик), вправе требовать возмещение фактически понесенного ущерба, обусловленного обстоятельствами расторжения контракта.

РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ ИСПОЛНИТЕЛЕМ (ПОДРЯДЧИКОМ, ПОСТАВЩИКОМ)

В соответствии с пунктом 19 ст. 95 исполнитель (подрядчик, поставщик) также имеет право принять решение и расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в случае если в контракте было прописано право заказчика принять решение об расторжении контракта в одностороннем порядке.

Исполнитель (подрядчик, поставщик), не позднее трёх рабочих дней с даты принятия решения, уведомляет заказчика о принятом решении, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному заказчиком в контракте или телеграммой, или по адресу электронной почты, либо другими средствами доставки, обеспечивающими получения исполнителем, подтверждения о его вручении адресату.

При этом датой уведомления заказчика считается дата получения исполнителем (поставщиком, подрядчиком) подтверждения о вручении заказчику уведомления о решении исполнителя расторгнуть контракт, при этом решение о расторжении контракта вступает в законную силу через десять дней после уведомления заказчика.

Исполнитель обязан отменить не вступившее в силу, решение об одностороннем расторжении контракта, в случае если заказчик устранил нарушения условий контракта в течении десяти дней с момента получения уведомления о расторжении контракта.

При этом заказчик может потребовать фактически понесённого ущерба, обусловленного обстоятельствами расторжения контракта.

РАСТОРЖЕНИЕ КОНТРАКТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКУПКИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ.

Расторжение контракта заключенного в рамках закона «О государственном оборонном заказе», регламентируется Федеральным законом №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе.»

ПРАВЫЕ АКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАСТОРЖЕНИЕМ КОНТРАКТА.

Письмо Минэкономразвития России от 21.04.2017 № ОГ-Д28-4980 “Об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта при повторном нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта”

Письмо Минэкономразвития России от 21.03.2017 № Д28и-1588 “О возврате обеспечения исполнения контракта при его расторжении по соглашению сторон”

Письмо Минэкономразвития России от 13.04.2017 № Д28и-1577 “Об отказе в приемке товара и расторжении контракта в одностороннем порядке заказчиком в случае отклонения от размеров товаров, указанных в заявке; о разъяснении положений законодательства. “

Письмо Минэкономразвития России от 13.04.2017 № Д28и-1577.

Письмо Минэкономразвития России от 15.03.2017 № ОГ-Д28-2906 “О сроке размещения в ЕИС информации об изменении (расторжении) контракта”

Письмо Минэкономразвития России от 22.02.2017 № Д28и-1229 “Об оплате выполненных досрочно работ при расторжении контракта по соглашению сторон.

Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70001 “Об исчислении сроков вступления в силу решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также размещения в ЕИС такого решения заказчика и информации об изменении (расторжении) контракта”

Действует ли правило об изменении цены в пределах 10% при расторжении контракта?

Действует ли правило об изменении цены в пределах 10% при расторжении контракта?

Письмо Минэкономразвития России от 10.02.2017 № ОГ-Д28-1549 “Об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта”

Письмо Минэкономразвития России от 16.02.2017 № Д28и-938 “О расторжении контракта и ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае выполнения не в полном объеме работ, предусмотренных контрактом”

Письмо Минэкономразвития России от 01.02.2017 № Д28и-1156 “О расторжении контракта и направлении информации о его расторжении для включения в реестр контрактов”

Письмо Минэкономразвития России от 07.04.2017 № Д28и-1818 “О заключении, изменении и расторжении контракта в сфере закупок”

Письмо Минфина России от 16.11.2017 № 24-03-07/75960 “О расторжении заказчиком контракта в одностороннем порядке”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в части расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке, сообщает следующее.

Письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70136 “О действиях заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы (далее – Департамент), рассмотрев обращение ГКУ по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в части действий заказчика при выявлении недостоверной информации у участника закупки, сообщает следующее.

На примере одностороннего отказа от исполнения контракта Минфин в письме от 25.10.2017 N 24-03-08/70001 напомнил о двух основных правилах из Гражданского кодекса РФ об исчислении сроков.

Письмо ФАС России от 14.03.2018 № РП/16764/18 “О рассмотрении обращения”

Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе), сообщает следующее.

Письмо Минфина России от 02.11.2017 № 24-03-08/72382 “О взаимозачете по контракту, рассрочке (отсрочке) оплаты по нему, а также о его расторжении, если отпала необходимость в выполнении части работ (услуг)”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) в части взаимозачета по контракту, рассрочке оплаты и расторжения, сообщает следующее

Письмо Минфина России от 10.11.2017 № 24-03-07/74487 “О расторжении контракта по соглашению сторон, если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг”

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в части расторжения контракта по соглашению сторон, сообщает следующее.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

Электронный аукцион или аукцион в электронной форме — это аукцион, где организатор процедуры через размещенное в ЕИС извещение приглашает принять участие в торгах на специализированных сайтах (электронных площадках). Информация о закупке не ограничена в доступе. Участник, предложивший наименьшую цену, становится победителем.

44-ФЗ подробно рассказывает о этой процедуре закупок в ст. 59 – 71.

Электронные площадки для аукционов в электронном виде

Электронная площадка — это спецсайт в глобальной сети интернет, который служит посредником и помощником между заказчиком (организатором) и участником торгов (потенциальным поставщиком) в проведении электронных торгов.

Как изменятся способы закупок, когда станут электронными

Совместно ФАС и Минэкономразвития отобрали шесть электронных площадок, которые в последующем стали основными федеральными.

Назовем площадки и их сайты во всемирной паутине:

  1. ГУП “Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан” (ОСЭТ ZakazRF) www.zakazrf.ru
  2. Национальная электронная площадка (ранее ММВБ Госзакупки) www.etp-ets.ru
  3. ЗАО “Сбербанк Автоматизированная система торгов”(Сбербанк-АСТ) www.sberbank-ast.ru
  4. ООО “РТС-тендер” www.rts-tender.ru
  5. АО “Единая электронная торговая площадка” (Росэлторг) www.roseltorg.ru
  6. ОАО “Российский аукционный дом” lot-online.ru

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

Для участия в аукционе потенциальному поставщику необходимо иметь ЭЦП (электронную цифровую подпись) и быть зарегистрированным на площадке, проводящей электронный аукцион.

Процедура аккредитации (регистрации) участников электронного аукциона на торговых площадках регламентирована ст. 61 Закона о контрактной системе. Потенциальному участнику необходимо направить оператору ЭТП необходимые для регистрации документы. Полный перечень указан в части 2 той же статьи.

Все об аукционе, что быстро забывается и некогда повторить

Как подготовиться, что собрать и когда разместить

Рассмотрение документов и направленной информации занимает не более пяти дней. После чего оператор должен зарегистрировать участника или отказать ему, обосновав в обратном уведомлении за что.

Отказать участнику оператор может за непредоставления нужных документов или предоставление, но информация является недостоверной. Отказ так же ждет компанию зарегистрированную в оффшорной зоне.

Срок аккредитации составляет 3 года. За три месяца до истечения срока оператор площадки обязан уведомить участника. Пройти переакредитацию (или продление срока) участник может не ранее шести месяцев.

Действия участника при подготовке к электронному аукциону

Следующий этап – это поиск нужных (интересных компании) аукционов. Для этого в единой информационной системе (ЕИС), на специализированном сайте закупок, участник подыскивает подходящую информацию о предстоящем аукционе. Поиск можно осуществлять и на самих ЭТП, а так посредствам различных поисковых систем, как платных, так и бесплатных.

Дальнейшие действия участника – это анализ аукционной документации. На этом этапе необходимо тщательнейшим образом изучить техническое задание, обратить внимание на сроки оказания услуг, ознакомиться информационной картой и проектом контракта. При выявлении ошибок или неясностях в документации, участник может направить запрос на разъяснение аукционной документации. Сделать это надо не позднее 3-х дней до даты окончания срока подачи заявки.

Важно

Если информационная карта электронного аукциона, имеет разночтение с информацией, в общей части аукционной документации, то руководствоваться необходимо той информацией, которая в ней указана. Образец информационной карты электронного аукциона по 44-ФЗ можно скачать по ссылке

После того как аукционная документация проработана и условия являются приемлемыми и выгодными участнику необходимо отозваться на этот заказ. Для этого необходимо подготовить и направить заявку на участие в электронном аукционе . Как правило, заказчик в документации устанавливает требование об обеспечении заявки и исполнения контракта. Поэтому следующими действиями участника будут зачисление денежных средств на свой счет электронной площадки.

Этот этап можно назвать основным.

Подать заявку участнику разрешается в любое время, со дня опубликования извещения и до момента окончания срока подачи. Возможен так же отзыв заявки до этого срока.

Материалы по теме:

Заявка состоит из двух частей, которые подаются одновременно, но рассматриваются отдельно.

Первая часть рассматривается заказчиком до проведения самого аукциона и итогом рассмотрения является допуск или отказ в допуске к электронным торгам. Поэтому нужно внимательно прикрепить и подписать усиленной подписью все необходимые документы. После отправки пакета документов оператору ЭТП, денежные средства, требуемые заказчиком для обеспечения заявки, будут временно заблокированы. Признание заявки участника соответствующей автоматически выводит на аукцион.

Приказ о проведении электронного аукциона

Следующая ступень – это проведение аукциона в электронной форме и непосредственное участие в нем.

Днем проведения электронного аукциона является обязательно рабочий день. Аукцион проходит после истечения двух дней после рассмотрения первых частей заявок и публикации протокола с итогами.

Время электронных торгов указывает оператор электронной площадки с учетом часового пояса заказчика. Аукцион начат. Торги проводятся путем снижения участниками НМЦК.

Шаг аукциона или процент снижения участник выбирает сам, но варьируется от 0,5 до 5% от начальной (заявленной заказчиком) цены. Время на подачу каждого предложения – 10 минут. По истечении 10 минут и неподачи меньшего ценового предложения, аукцион останавливается и открывается так называемый процесс доподачи.

На этой стадии участники аукциона могут так же подать свое предложение, но не ниже той которая была на стадии завершения. В течении получаса оператор площадки размещает протокол проведения электронного аукциона, а еще через час направляет заказчику вторые части заявок . После рассмотрения вторых частей заказчик публикует протокол рассмотрения и подведения итогов аукциона.

Участник, предложивший наименьшую цену и документы которого соответствуют всем требованиям, признается победителем. С ним и заключается контракт, но только после предоставления обеспечения исполнения контракта. Оно может быть обычным платежным поручением или банковской гарантии.

Бывают случаи, когда подана только одна заявка, не подано ни одной или все заявки отклонены по несоответствию. Такой аукцион признается несоответствующим.

За что можно попасть в реестр недобросовестных поставщиков

Извещение о проведении электронного аукциона

Рассмотрим случаи, когда участник аукциона (победитель торгов) не подписал контракт в установленный срок или направил протокол разногласий по истечении 13-ти положенных дней. Такой участник аукциона признается уклонившимся от выполнения своих обязательств по подписанию контракта.

В этом случае заказчик вправе ходатайствовать о занесении недобросовестного участника в реестр . Попасть в реестр недобросовестных поставщиков можно и в случае если начальная цена была снижена более чем на 25% и победитель не предоставил увеличенное в полтора раза обеспечение исполнение контракта. Об этом говориться в ч. 1 ст. 37 44-ФЗ об антидемпинговых мерах.

Читайте также:  Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе

За что отклоняют участников электронного аукциона

1-ая часть заявки. За что чаще всего отклоняют.

Нет информации, предусмотренной ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе или она представлена, но является недостоверной. Чаще всего – это неправильно указаны или неуказанны вовсе конкретные показатели товара.

Это основная причина для отклонения первых частей заявок. Информация не соответствует требованиям документации. Необходимо заполнять все предложенные заказчиком бланки для заполнения.

2-ая часть заявки. За что отклоняют на этом этапе.

При рассмотрении вторых частей отклонения заявок происходит реже. Если же это случается, то чаще всего из-за невнимательности или спешке. Участник аукциона мог не заметить, что объявленная процедура только для СМП, или забыли прикрепить лицензию или декларацию. Все требования к участникам прописаны законом в ст.31 и 66 44-ФЗ.

  • непредоставление учредительных документов компании (п. 1, 3-5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66);
  • документы несоответствуют требованиям аукционной документации. Возможно, приложенные к заявке документы просрочены;
  • участника аукциона несоответствует требованиям, установленным п.1, ч.1.1 и п.2 ч.2.1 ст. 31 44-ФЗ.

Материалы по теме:

Что делать, если участника отклонили

Если заявку отклонили и участник уверен, что действия заказчика неправомерны необходимо подать жалобу ФАС (Федеральная антимонопольная служба) на действия Заказчика, комиссии по рассмотрению заявок.

После грамотного заполнения жалобы и подачи ее в территориальное отделение ФАС, ФАС уведомляет оператора ЭТП о разбирательстве и приостановлении определения поставщика.

За что участник может подать жалобу на заказчика

Протокол подведения итогов электронного аукциона

Прежде всего, участнику закупки необходимо детально разобрать причину отклонения заявки указанную заказчиком в протоколе. Если отклонение неправомерно и участник в этом четко уверен, можно переходить к разработке жалобы в ФАС.

Первым делом необходимо понять на действия (бездействия) кого будет жалоба.

Это может быть комиссия заказчика и ее члены, контрактная служба или специализированная организация. Далее, нужно понять на какой этап участник хочет пожаловаться. От этого будет зависеть решение ФАС об отмене той или иной стадии. Антимонопольная служба может как приостановить определение поставщика на стадии рассмотрения первых частей, так и отменить электронный аукцион в целом и заставить заказчика вновь разместить заказ.

Самой распространенной жалобой в ФАС является отказ на участие в электронного аукциона по первой части заявки. Менее распространенной – отклонение по вторым частям. Рассматриваются жалобы на нерегламентированные законом требования заказчика к оказанию услуг. Не редки случаи жалоб на операторов ЭТП.

Стоит ли судиться с заказчиком за неправомерное отклонение заявки на аукцион?

Без сомнения стоит. Заказчики тоже люди и зачастую они тоже ошибаются. Если после тщательного разбора недопуска заявки участника (обоснования заказчика) принято решение о нарушениях, то для восстановления прав необходимо обращаться в ФАС. Для подтверждения правоты, участник может воспользоваться уже принятыми решениями антимонопольной службы по аналогичным разбирательствам.

Заключение контракта, если участник стал победителем аукциона

Заключение контракта может быть не ранее чем через 10 дней с даты размещения заказчиком протокола подведения итогов электронного аукциона. Сначала заказчик направляет проект контракта на подпись участнику, предложившему лучшую цену.

После подписания контракта ЭЦП победителем, заказчик подписывает контракт сам. При возникновении спорных моментов, общение заказчика и исполнителя продолжаются в виде протоколов разногласий. Контракт считается заключенным после обоюдного подписания и размещения контракта заказчиком в ЕИС.

Ответственность за неисполнение условий контракта

Согласно ч. 4 ст.34 44-ФЗ контракт между заказчиком и поставщиком должен содержать обязательное условие об ответственности сторон. Причем ответственность прописывается как для исполнителя, так и для заказчика.

Что заказчик обязательно должен указать в контракте:

  • размеры пени в случае просрочки своих обязательств для обеих сторон;
  • размеры штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами

Размеры пени указываются в процентном показателе и начисляются за каждый день просрочки. Штрафы – в числовом, в виде фиксированной суммы.

Рассчитываются пени и штрафы по разному. Штрафы – в зависимости от суммы контракта.

В случае ненадлежащего исполнения заказчиком:

Цена контракта Размер штрафа (в % от цены контракта)

Не более 3 млн руб. 2,5

От 3 млн руб. до 50 млн руб. 2

От 50 млн руб. до 100 млн руб. 1,5

Более 100 млн руб. 0,5

В случае ненадлежащего исполнения поставщиком:

Цена контракта Размер штрафа (в % от цены контракта)

Не более 3 млн руб. 10

От 3 млн руб. до 50 млн руб. 5

От 50 млн руб. до 100 млн руб. 1

Более 100 млн руб. 0,5

Начисление пени для заказчика и поставщика рассчитывается по разному.

«Как применять ГОСТы при описании объекта закупки?»

Константин Эделев, эксперт Системы Госзаказ

Напишите в техзадании не только ГОСТ, но и показатели из стандарта. Если укажете только название товара и ссылку на ГОСТ, участнику будет трудно понять, какой именно товар необходим. Например, один из заказчиков включил в документацию требование, что материалы должны отвечать определенным ГОСТам. Конкретных показателей в техническом задании не было. Контролеры и суды посчитали это нарушением. Материалы по госстандартам разнообразны: они подразделяются на виды, классы, марки, классификации, поэтому участники не понимали, какой именно товар поставить. Смотрите еще три совета по применению ГОСТов, в рекомендации:
«Как описать объект закупки в 2018 году»

Пени для заказчика – это размере одной трехсотой на дату уплаты пеней ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы задолжности.

Расчет пени для поставщика – по формуле, с которой детально можно ознакомиться в правилах определения размеров пени и штрафов, утвержденные постановлением № 1063 от 25.11.2013 г.

За что заказчик и исполнитель могут расторгнуть контракт в одностороннем порядке

При возникновении разногласий между участником и заказчиком, не редко возникает вопрос об односторонним отказе от исполнения обязательств как со стороны организатора торгов, так и исполнителя по контракту. Отказ возможен, но только если это прописано в договоре. Причин может быть несколько.

Расторжение контракта в одностороннем порядке происходит по инициативе подрядчика в том случае если:

  • заказчик не представил оборудование для выполнения работ или предоставил, но материал и инструменты ненадлежащего качества или изношены и не соответствуют качественному оказанию услуг;
  • подрядчик предупредил заказчика о невозможности выполнения работ по тем или иным причинам, но причины не были устранены организатором;
  • заказчик отказывается производить увеличение оплаты за незапланированные траты по независящим от подрядчика причинам.

Инициатива заказчика:

  • исполнитель не соответствует заявленным в документации требованиям к участникам закупки;
  • подрядчик предоставил недостоверную информацию о своем соответствии заявленным в документации требованиям.

Все ли товары поставщик имеет право поставлять заказчику

Ни для кого ни секрет, что в последние годы в стране ведется активная политика за поддержание отечественного производителя. Импортозамещение иностранного товара все больше набирает обороты.

Расскажем подробнее о преференциях и запретах для напоминая участнику об ограничениях.

Преференции отечественным товарам

Приказом Минэкономразвития №155 от 25 марта 2013 года утвержден перечень продукции отечественного производства. Он очень широк. В него включены товары от овощей и фруктов до литейных машин и ядерных реакторов. Приказ не запрещает учувствовать в процедурах торгов иностранцам, но дает преимущества России и производителям из ЕАЭС.

  • При проведении конкурсов и запросах котировок, при рассмотрении и оценке заявок, заказчик обязан применить к товару-иностранцу понижающий коэффициент, который равен 15 процентам.
  • При заключении контракта после проведения электронного аукциона, в случае признания победителем компанию с иностранными товарами, включенными в перечень, то с таким поставщиком заключение контракта происходит по цене, сниженной на 15%.

Запреты на закупки иностранных товаров

На сегодняшний день ограничение и запреты на закупки иностранных товаров установлены в следующих категориях:

  • товары для обороны и безопасности страны (постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 );
  • продукты питания (постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 );
  • товары машиностроения (постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 );
  • товары лёгкой промышленности (постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 );
  • медицинские изделия и лекарственные средства (постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 );
  • программное обеспечение (постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 ).

Отклонение заявки заказчиком ввиду недостоверных сведений об объекте закупки

Автор: Суворова Т., эксперт журнала

При проверке заявки участника электронного аукциона выяснилось, что сведения о товаре, указанные в ней, противоречат сведениям, размещенным на сайте производителя в сети Интернет. Вправе ли учреждение отклонить такую заявку?

Согласно ч. 1 ст. 67 Закона № 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 данного закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

По результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия принимает решение:

о допуске участника закупки к участию в аукционе и признании этого участника закупки участником аукциона;

об отказе в допуске к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ.

В частности, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации;

несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе.

Отказывать в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям нельзя.

Нередко заказчики во избежание неприятных последствий проверяют заявки участников на предмет соответствия параметров товара тем, которые указаны на сайтах производителей.

За неправомерный отказ в допуске к участию в аукционе, отклонение заявки на участие в закупке ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ на должностных лиц заказчика налагается административный штраф в размере 1 % НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. Аналогичную ответственность влечет признание заявки не соответствующей требованиям документации об аукционе или отстранение от участия в аукционе по основаниям, не предусмотренным законодательством.

Какова правоприменительная практика оспаривания отказа в допуске к участию в аукционе? Специалисты в сфере госзаказа расходятся во мнении о правомерности отклонения заявки на участие в аукционе, если сведения, указанные в ней, противоречат информации, размещенной на сайте производителя товара. К сожалению, у контрольных органов и судов тоже нет единой позиции.

Первая позиция: отклонение неправомерно.

В Постановлении АС ВВО от 06.07.2015 № Ф01-2471/2015 по делу № А28-10055/2014 рассматривалась жалоба на действия заказчика, отклонившего первую часть заявки, поскольку на сайте, который был указан участником в качестве сайта организации-производителя, отсутствовала информация, что эта организация занимается каким-либо производством товаров. Суд признал отклонение заявки по данному основанию неправомерным, поскольку ст. 67 Закона № 44-ФЗ не наделяет аукционную комиссию заказчика полномочиями по проверке предоставленной участниками аукциона информации на предмет ее соответствия сведениям третьих лиц на их сайтах в сети Интернет. Кроме того, отсутствие сведений о производстве на сайте на дату рассмотрения первых частей заявок не исключало возможность производства данным лицом соответствующего товара.

В другом деле (Постановление АС ЗСО от 17.01.2017 № Ф04-6401/2016 по делу № А27-6066/2016) суд также признал незаконным отказ в допуске первой части заявки на участие в аукционе в связи с несоответствием товара требованиям документации. Участник указал в заявке сайт производителя экскаваторов. Заказчик решил ознакомиться с выпускаемыми моделями экскаваторов на сайте производителя. Поскольку на сайте экскаватор с необходимыми ему характеристиками не значился среди выпускаемой продукции, заказчик посчитал, что участник предоставил недостоверную информацию. Участник предъявил письмо производителя, из которого следовало, что производитель может изготовить экскаватор по индивидуальному заказу с техническими характеристиками, указанными в аукционной документации. Однако заказчик все равно отказал в допуске к участию в аукционе первой части заявки. Суд встал на сторону участника: у заказчика не было оснований не доверять письму производителя, а сведения, опубликованные на сайтах в сети Интернет, которыми руководствовалась аукционная комиссия, не являются официальными.

В Постановлении АС СЗО от 14.06.2016 № Ф04-2277/2016 сказано, что данные на сайте производителя или продавца на момент рассмотрения заявок могут оказаться неактуальными или быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей. Следовательно, нельзя ориентироваться на них при признании сведений, указанных участником в заявке, недостоверными.

Кроме того, суды говорят, что Закон № 44-ФЗ не наделяет аукционную комиссию заказчика полномочиями по проверке предоставленной участниками аукциона информации на предмет ее соответствия сведениям, представленным третьими лицами на их сайтах в сети Интернет. Если же комиссия приняла решение о проверке достоверности сведений, предоставленных участниками аукциона, такой запрос в первую очередь следует направить производителю товара (см., например, Постановление АС УО от 07.06.2018 № Ф09-2169/18 по делу № А60-38386/2017).

Вторая позиция: отклонение правомерно.

В Решении ФАС РФ от 19.08.2015 по делу № К-997/15 отказ в допуске к участию в аукционе первой части заявки был сочтен законным, поскольку комиссия заказчика установила, что заявка содержит информацию о поставке сервера, не соответствующего по техническим характеристикам, приведенным на сайте производителя. То есть участник указал недостоверные сведения в отношении поставляемого товара.

Есть и суды, поддерживающие данную точку зрения. Например, АС ВВО в Постановлении от 29.03.2016 № Ф01-628/2016 по делу № А39-3391/2015 тоже признал отклонение заявки обоснованным и соответствующим Закону № 44-ФЗ, поскольку участник подтвердил наличие разъема FDD на материнской плате, но по информации, представленной на официальном сайте производителя материнской платы, в данной модели материнской платы такой разъем отсутствует. То есть участник предоставил недостоверную информацию о наличии на материнской плате разъема для подключения FDD.

Автор придерживается первой позиции и считает, что отклонение первой части заявки на участие в электронном аукционе, если сведения о товаре в ней противоречат сведениям в сети Интернет, будет неправомерным. Данные на сайте производителя или продавца на момент рассмотрения заявок могут оказаться неактуальными или быть изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей. Однако никто не мешает аукционной комиссии проверить достоверность сведений, предоставленных участниками аукциона, и направить соответствующий запрос производителю товара. Если заказчик получит письменное подтверждение противоречия сведений, указанных в заявке, сведениям, указанным производителем, заявка может быть отклонена.

Читайте также:  Использование информации с сайта в сети Интернет для обоснования НМЦК по 44 ФЗ

44-ФЗ Штрафы

Кодекс об Административных Правонарушениях РФ содержит заметно больше составов нарушения законодательства о контрактной системе по сравнению с составами нарушений Закона № 223-ФЗ.

Какие существуют штрафы по 44-ФЗ? В отличие от санкций за нарушение Закона № 223-ФЗ, при нарушении Закона «О контрактной системе» штрафуются не заказчики, а лишь их должностные лица — что логично в том смысле, что странно было бы взыскивать штраф в пользу бюджета из бюджетных же средств. Этим же обусловлено и то, что хотя разновидностей нарушения Закона «О контрактной системе» предусмотрено больше, но максимальный порог за каждое из таких нарушений меньше и ограничивается на сегодня теми же 50 000 рублей, которые предусмотрены в качестве максимального штрафа для сотрудников заказчиков, являющихся субъектами Закона № 223-ФЗ.

Штрафы по контракту 44-ФЗ для юридических лиц предусматриваются лишь в том случае, когда к размещению государственного или мунициального заказа могут быть привлечены юридические лица — например, специализированные организации.

Есть несколько групп нарушений законодательства о контрактной системе:

  1. Нарушения контракта 44-ФЗ при выборе способа закупки предусматривают штраф от 30 000 до 50 000 рублей.
  2. Нарушение порядка определения начальной цены контракта предусматривает штраф от 30 000 до 50 000 рублей.
  3. Нарушения, связанные с публикацией информации о закупке в ЕИС, предусматривает штраф для должностного лица в зависимости от состава нарушения в пределах от 3 000 до 50 000 рублей. Привлечённое к такому размещению юридическое лицо может быть оштрафовано на сумму до 500 000 рублей.
  4. Нарушения при установлении требований к участникам закупки и рассмотрении их заявок предусматривают штраф в пределах от 5 000 до 30 000 рублей.
  5. Объявление победителя закупки с нарушением законодательства предусматривает штраф в размере 50 000 рублей.
  6. Нарушения при заключении и исполнении контракта предусматривают штраф от 5 000 до 50 000 рублей. Юридическое лицо может быть оштрафовано за то же нарушение на сумму до 300 000 рублей. Специальным наказанием за это нарушение является штраф в размере двукратного размера дополнительно израсходованных в результате нарушения бюджетных средств или цен продукции, объём которой был уменьшен.
  7. Нарушения, связанные с направлением информации в реестр недобросовестных поставщиков, предусматривают штраф от 20 00 до 50 000 рублей.
  8. Нарушения, допущенные оператором ЭТП, предусматривают штраф до 500 000 рублей.

Из таблицы штрафов 44-ФЗ можно узнать, какие штрафы и пени предусмотрены 44-ФЗ, найти размер штрафа по 44-ФЗ за допущенное вами нарушение.

Принятие решения о способе определения поставщика с нарушением требований, установленных законодательством

На должностных лиц — 30 000 рублей

Принятие решения об ином способе определения поставщика, в том числе решения о закупке у единственного поставщика, в случае, если закупка должна осуществляться путём проведения конкурса или аукциона

На должностных лиц — 50 000 рублей

Принятие решения о проведении конкурса с ограниченным участием, закрытого конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого аукциона в случаях, не пред усмотренных законодательством, или нарушение порядка и сроков направления информации и документов для согласования применения закрытого способа определения поставщика, возможности заключения контракта с единственным поставщиком

На должностных лиц — 50 000 рублей

Принятие решения о размещении оборонного заказа путём проведения закрытых торгов без согласования с контрольным органом либо принятие решения о размещении оборонного заказа путём проведения закрытых торгов на условиях, отличных от условий, согласованных с контрольным органом

На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей

Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены контракта по государственному оборонному заказу при размещении заказа путём проведения торгов

На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей

Нарушение порядка определения цены контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика

На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении конкурса, аукциона, не более чем на два рабочих дня

На должностных лиц — 5 000 рублей; на юридических лиц — 15 000 рублей

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении конкурса, аукциона, более чем на два рабочих дня

На должностных лиц — 30 000 рублей; на юридических лиц — 100 000 рублей

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика не более чем на один рабочий день

На должностных лиц — 3 000 рублей; на юридических лиц — 10 000 рублей

Нарушение сроков размещения в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено законодательством, при проведении запроса котировок, запроса предложений, осуществлении закупки у единственного поставщика более чем на один рабочий день

На должностных лиц — 15 000 рублей; на юридических лиц — 50 000 рублей

Размещение в ЕИС или направление оператору электронной площадки информации и документов с нарушением требований, предусмотренных законодательством, либо нарушение порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приёма заявок на участие в определении поставщика

На должностных лиц — 15 000 рублей; на юридических лиц — 50 000 рублей

Отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в до- пуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям документации, отстранение участника закупки от участия в торгах по основаниям, не предусмотренным законодательством, признание заявки на участие в торгах надлежащей, соответствую- щей требованиям документации, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки

На должностных лиц 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000 рублей

Нарушение предусмотренных законодательством требований к содержанию протокола, составленного в ходе закупки

На должностных лиц 10 000 рублей

Неразмещение в ЕИС информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством

На должностных лиц — 50 000 рублей; на юридических лиц — 500 000 рублей

Установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие, размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки информации и документов, не предусмотренных законодательством

На должностных лиц 1% начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, но не менее 5 000 и не более 30 000 рублей

Включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, ин- формации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой

На должностных лиц 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 и не более 50 000 рублей

Утверждение закупочной документации с нарушением требований, предусмотренных законодательством

На должностных лиц 3 000 рублей

Отклонение заявки на участие в запросе котировок, отстранение участника закупки от участия в запросе предложений по основаниям, не предусмотренным законодательством, признание заявки на участие в за- просе котировок, запросе предложений соответствующими требованиям извещения в случае, если участнику закупки, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок, запросе предложений, и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам, окончательным предложениям, нарушение порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе предложений, окончательных предложений, установленного документацией о закупке

На должностных лиц 5% начальной (максимальной) цены контракта, но не более 30 000 рублей

Признание победителя и определения поставщика с нарушением требований законодательства

На должностных лиц 50 000 рублей

Сокращение сроков подачи заявок на участие в определении поставщика или нарушение порядка и сроков отмены определения поставщика

На должностных лиц 30 000 рублей

Нарушение оператором электронной площадки порядка проведения аукциона в электронной форме, а также порядка аккредитации участника электронного аукциона, установленного законодательством

Осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством

На должностных лиц 50 000 рублей

Нарушение сроков, предусмотренных законодательством для подписания протоколов при проведении закупки, не более чем на два рабочих дня

На должностных лиц 3 000 рублей

Нарушение сроков, предусмотренных законодательством для подписания протоколов при проведении закупки, более чем на два рабочих дня

На должностных лиц 30 000 рублей

Нарушение сроков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, установленных Правительством Российской Федерации

От 30 000 до 50 000 рублей

Включение заведомо недостоверной информации в реестр недобросовестных поставщиков

На должностных лиц 50 000 рублей

Не направление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Феде- рации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, направление недостоверной информации (сведений) и (или) доку- ментов, содержащих недостоверную информацию

На должностных лиц 20 000 рублей

Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесённых в качестве обеспечения за- явки на участие в закупке не более чем на три рабочих дня

На должностных лиц — 5 000 рублей; на юридических лиц — 30 000 рублей

Нарушение порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесённых в качестве обеспечения за- явки на участие в закупке более чем на три рабочих дня

На должностных лиц — 15 000 рублей; на юридических лиц — 90 000 рублей

Нарушение оператором электронной площадки порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника электронного аукциона для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах

Нарушение оператором электронной площадки установленного законодательством порядка ведения реестра участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке

Нарушение оператором электронной площадки правил документооборота при проведении электронного аукциона, а также порядка и (или) сроков размещения, направления информации и (или) уведомлений, проектов контрактов

Разглашение оператором электронной площадки, должностным лицом оператора электронной площадки информации об участнике электронного аукциона до подведения результатов электронного аукциона

На должностных лиц — 50 000 рублей; на юридических лиц — 250 000 рублей

Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством заключается контракт

На должностных лиц — 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5 000 и не более 30 000 рублей; на юридических лиц — 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 50 000 и не более 300 000 рублей

Заключение контракта с нарушением объявленных условий определения поставщика или условий исполнения контракта, предложенных лицом, с которым в соответствии с законодательством заключается контракт, если такое нарушение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

На должностных, юридических лиц штраф в размере двукратного размера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или цен товаров, работ, услуг, количество, объём которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения

Нарушение сроков заключения контракта или уклонение от заключения контракта

На должностных лиц 50 000 рублей

Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством

На должностных лиц —20 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей

Изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством и такое изменение привело к дополнительному расходованию средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объёма выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

На должностных, юридических лиц штраф в размере двукратного раз мера дополнительно израсходованных средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Феде рации или цен то варов, работ, услуг, количество, объём которых уменьшены и которые явились предметом административного правонарушения

Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта

На должностных лиц — 50 000 рублей; на юридических лиц — 200 000 рублей

Нарушение должностным лицом государственного заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) для государственных нужд по государственному оборонному заказу, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования

От 30 000 до 50 000 рублей

Отказ или уклонение поставщика российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов, единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного законодательными актами РФ и актами Президента РФ, актами Правительства РФ, или иной организации, занимающей доминирующее положение на товарном рынке продукции по государственному оборонному заказу, от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу

На должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей; на юридическое лицо — от 300 000 до 1 000 000 рублей.

Ссылка на основную публикацию
Составы нарушенияАдминистративный штрафНорма КоАП