Договор аренды по 44-ФЗ

Как заключить договор аренды по 44-ФЗ

Аренда по 44 ФЗ с единственным поставщиком — это закупка услуг по временному пользованию жилыми и нежилыми зданиями, транспортом или оборудованием. Правила не отличаются от обычных тендеров, но требуется учесть ряд особенностей.

Выбираем способ проведения закупки

Заказчики нередко выступают в роли арендатора. Организации арендуют жилые и нежилые помещения, оборудование, транспорт. Как и в случае с остальными закупками, учреждения-арендаторы обязаны проводить заключение таких контрактов официально. Процедура аренды имущества регулируется 44 ФЗ, как и любые другие госзакупки.

Заказы на заключение договора аренды оформляют и в виде конкурентных закупок в электронной форме, и через взаимодействие с единственным поставщиком. Заключайте договоры аренды по результатам таких процедур:

  1. У единственного поставщика (госзакупки малого объема). Если заказ проводится по п. 32 ч. 1 ст 93 44 ФЗ, аренда станет основной для заключения соглашения. Главное — соблюдать лимиты по закупкам малого объема.
  2. Электронный аукцион. Ограничений для проведения этой процедуры не предусмотрено.
  3. Конкурс в электронной форме. Проводится, если предмет заказа не входит в аукционный список (ч. 2 ст. 59 44 ФЗ).
  4. Электронный запрос котировок. Допускается, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 000 рублей.
  5. Запрос предложений в электронной форме. Проводится в случае одностороннего отказа организации-заказчика от исполнения контракта или по результатам несостоявшихся электронных процедур — аукциона или конкурса (п. 2, 5 ч. 2 ст. 83.1 44 ФЗ).

Для заключения договора аренды действуют правила, идентичные иным госзаказам. Любая закупка планируется. Близится конец года, многие заказчики уже начали планировать заказ на 2020 год. Для многих организаций актуальна аренда жилых помещений по 44 ФЗ, поэтому напоминаем, что при планировании на следующий, 2020, год надлежит составлять только план-график.

Составление плановой документации подразумевает предварительный расчет по каждому заказу. Если вы планируете заключение договора аренды по 44 ФЗ и затрудняетесь в определении объема приобретаемых услуг, то рассчитывайте не НМЦК, а начальную сумму цен единиц заказа и максимальное значение цены контракта. В таких случаях требуется обосновывать начальную цену каждой единицы услуги (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ).

Заключаем договор с единственным поставщиком

Закупка у единственного поставщика (малого объема) — один из наиболее удобных и быстрых способов заключения арендного соглашения. Но в отношении этого вида госзаказа действует ряд ограничений:

  1. Этим способом закупается аренда недвижимого имущества, 44 ФЗ регулирует это в п. 32 ч. 1 ст. 93 (жилые и нежилые помещения, здания, сооружения).
  2. Другой вариант — заключение соглашения по п. 4 ч. 1 ст. 93 44 ФЗ. В этом случае установлен лимит — цена контракта не превышает 300 000 рублей. Этим способом приобретается аренда движимого имущества по 44 ФЗ (транспорт, оборудование, приборы).
  3. Для особых заказчиков (учреждения культуры, отдыха, образовательные организации и проч.) ценовой лимит на заключение арендных соглашений с единственным поставщиком немного выше — 600 000 рублей (п. 5 ч. 1 ст. 93 44 ФЗ).

Каждый заказ (неважно, конкурентный или закупка малого объема) отражается в плане-графике. Рассчитанная аренда нежилых помещений по 44 ФЗ не исключение — сведения о соглашении необходимо включить в плановую документацию. Извещение для таких госзакупок составлять нет необходимости. Расчет и обоснование цены включаются в текст договора отдельным блоком. Дополнительно заказчик готовит обоснование невозможности заключения договора иным способом.

Если заказчик заключает арендный договор, ему надлежит включить условие, регламентирующее возмещение арендодателю издержек на оплату коммунальных услуг. Если стороны не включат требование о компенсации коммунальных затрат в основной договор, им придется подписать дополнительное соглашение (п. 10 ч. 1 ст. 95 44 ФЗ). Расходы на коммуналку изначально включаются в цену первоначального арендного соглашения. Вот как вписывают условие о возмещении затрат: «Помимо арендной платы, Арендатор обязан компенсировать Арендодателю стоимость коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления, электроснабжения), потребленных Арендатором. Соответствующая сумма определяется на основании счетов ресурсоснабжающих организаций пропорционально занимаемой Арендатором площади и оплачивается на основании счета, выставляемого Арендодателем с приложением копий счетов ресурсоснабжающих организаций».

Заключенный контракт на аренду недвижимости сроком на один год и более подлежит регистрации в Росреестре (п. 2 ст. 609 ГК РФ).

Проводим электронный аукцион

Порядок проведения электронного аукциона един для всех заказов. В аукционной форме закупается и аренда оборудования (44 ФЗ, ст. 59). Заключение соглашения по аренде недвижимости и транспортных средств допускается проводить путем электронного аукциона.

Вот инструкция для аукционной процедуры, как провести аренду по 44 ФЗ:

  1. Включаем заказ в план-график.
  2. Готовим аукционную документацию.
  3. Публикуем документацию, извещение и проект контракта в Единой информационной системе.
  4. Проводим торги.
  5. Заключаем арендное соглашение с победителем аукциона и формируем реестровые сведения о заключенном контракте в течение 5 рабочих дней (ч. 3 ст. 103 44-ФЗ).

В электронном аукционе побеждает тот участник, который полностью соответствует требованиям заказчика и предлагает наименьшую цену услуги.

Проводим запрос котировок

Для проведения запроса котировок в электронной форме надлежит соблюдать два правила одновременно:

  • НМЦК не превышает 500 000 рублей;
  • годовой объем заказов в форме электронного запроса котировок в совокупности составляет не больше 10% от СГОЗ или 100 миллионов рублей (ч. 2 ст. 82.1 44-ФЗ).

В остальном ограничений нет. Если в плане-графике заказчика стоит аренда имущества, 44 ФЗ допускает приобретение этой услуги путем запроса котировок. Последовательность действий специалиста по закупкам та же: включаем заказ в план-график, готовим извещение и проект контракта и публикуем их в ЕИС, проводим процедуру и заключаем контракт с победившим участником. Победителем признается тот, кто предложит минимальную цену контракта при полном соответствии всем требованиям заказчика (ч. 7 ст. 82.4 44-ФЗ). Сведения о заключенном контракте направляем в реестр в течение 5 рабочих дней.

Проводим конкурс в электронной форме

С электронным конкурсом все немного сложнее. Во-первых, эта процедура применяется, только если товар, работа или услуга не входят в аукционный перечень. Во-вторых, конкурс длится очень долго, и основой для выбора победителя являются строгие критерии оценки, определяемые заказчиком. Если закупается аренда в рамках 44 ФЗ, конкурс не особо уместен — конкурсные процедуры доступны только для движимого имущества. Арендовать недвижимое имущество по нормам Федеральной контрактной системы получится только через электронный аукцион, запрос котировок или соглашение с единственным поставщиком.

Если заказчику требуется арендовать движимое имущество, а оценивать приходится не только ценовые предложения, но и другие характеристики, конкурсная процедура является оптимальным способом закупки. Схема проведения аналогична: заказ вносится в план-график, готовится документация, объявляются торги, в результате которых и определяется победитель. Разница состоит лишь в том, что побеждает тот участник, который максимально соответствует критериям оценки, установленным заказчиком. Заказчик заключает договор с победителем и публикует сведения о соглашении в реестре контрактов. На это специалисту отводится 5 рабочих дней.

Особенности и инструкция по составлению договора аренды нежилого помещения по 44-ФЗ с единственным и нескольким поставщиками

В законодательстве Российской Федерации прописана процедура аренды имущества для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с внесенными в него изменениями от 05.04.2013 года регулирует определение контрагента, проведение конкурсных мероприятий и организацию непосредственно закупок.

Актуален законодательный документ и для заказчиков, нуждающихся в нежилом помещении. В материале мы расскажем об особенностях заключения контрактов в соответствии с 44-ФЗ, поговорим о сторонах и целях подобных контрактов и расскажем о грамотном составлении юридической бумаги.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Чем и как регулируется?

Федеральный закон №44-ФЗ регулирует взаимоотношения заказчиков и исполнителей в процессе закупок товаров, услуг, работ, если их реализация направлена на удовлетворение нужд государственных и муниципальных органов.

В процессе реализации таких отношений стороны заключают гражданско-правовой акт. Федеральным законом устанавливаются принципы контрактной системы выбора исполнителя, контрагента, такие как:

  • открытость;
  • обеспечение конкуренции;
  • профессионализма заказчика;
  • стимулирования инноваций;
  • ответственности за результативность обеспечения.

Доступно и заключение контракты с единственным поставщиком, однако в таком случае заказчик должен документально обосновать невозможность или нецелесообразность использования стандартных способов определения контрагента. Цена контракта определяется одним из методов, указанных в ФЗ.

Цель договора

В статье 94 ФЗ 44 указано, что по итогу подписания контрагент обязуется предоставить заказчику помещение во временное пользование на условиях аренды.

Стороны соглашения

Заказчик выступает инициатором, он выбирает поставщика (подрядчика, исполнителя) для реализации контрактных обязательств. В случае с арендой, сторонами документа выступает арендодатель и арендатор, посредники не привлекаются.

Пункты документа

В соответствии со статьей 2 44-ФЗ договор, основанный на контрактной системе, регулируется положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Стандартное соглашение между заказчиком и исполнителем (арендатором и арендодателем) должно содержать так называемые существенные условия.

Статья 66 ГК РФ предусматривает следующие существенные положения для договора об аренде нежилого помещения:

  1. Данные, позволяющие четко установить, в отношении какого недвижимого имущества наступают правовые отношения о временном пользовании арендатором.
  2. Размер арендной платы за недвижимость.

Статья 432 ГК РФ сообщает, что в случае отсутствия хотя бы одного существенного положения, сделка будет считаться незаключенной (недействительной). Для сторон не наступят юридические последствия после подписания бумаги. Срок арендного договора не считается существенным параметром, стороны могут заключать как срочные, так и бессрочные контракты. Бессрочные соглашения считаются заключенными на максимальный срок.

Однако для контрактов по 44-ФЗ данное условие не действует, и срок указывается в качестве еще одно существенного параметра договора. Дабы минимизировать риски каждой стороны, стандартный договор аренды по 44-ФЗ включает в себя положения о вариантах расторжения сделки и компенсациях.

Грамотное составление государственного контракта

Контракт по 44-ФЗ имеет произвольную форму, однако в нем заказчик должен обязательно указать, что цена является твердой (не может меняться), каждая сторона несет ответственность за невыполнение контракта, порядок и сроки предоставления помещения на условиях аренды, предусмотрено ли обеспечение по данной сделке.

Информация о возможности одностороннего отказа от контракта, возможности менять отдельные его параметры (но не стоимость) вносится в контракт дополнительно. Если мерой обеспечения выбраны деньги, указывается срок и способ их возвращения. Как правило, заказчик устанавливает пеню (если помещение не было предоставлено во временное пользование вовремя) и штрафные санкции ( на случай неполного выполнения требований).

Читайте также:  Формирование и размещение планов закупок и планов-графиков закупок по 44 ФЗ

Срок договора

Контракт по 44-ФЗ заключается на основе ранее утвержденного заказчиком плана-графика. В договоре в обязательном порядке прописывается срок действия всех пунктов документа. В течение указанного времени заказчик пользуется предоставленными исполнителем услугами, в нашем случае – пользуется нежилым помещением.

Фиксированная сумма договоренности меняться не может, если же заказчик нарушил требования, то контракт через суд может быть признан недействительным. Именно поэтому договоры аренды по 44-ФЗ не являются бессрочными, хотя в ГК РФ и прописана возможность не указывать четкий срок документа.

Расторжение или продление срока

Статья 34 44-ФЗ сообщает, что заключение контракта возможно с указанием цены соглашения, она является твердой, актуальной на весь период выполнения контракта. Изменение условий соглашения не допускается. Исключительные случаи прописаны в статьях 34 и 95, однако положения вышеуказанных статей не предусматривают продление обязательств по контракту.

Вписав пролонгацию заказчик и исполнитель усложнят определение четкой даты окончания правоотношений сторон, что, в свою очередь, способствует увеличению цены контракта.

Соглашения обговариваются и реализуются на основе плана-графика, в нем указывается срок аренды. Пролонгация по такому контракту может повлечь за собой административную ответственность по статье 7.32 КоАП РФ. Статья 95 «Об изменении и расторжении контракта» предусматривает возможность расторжения уговора по соглашению сторон, в судебном порядке, а также в случае одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения.

Для расторжения контракта в одностороннем порядке в связи с нежеланием выполнять ее, сторона должна отправить партнеру официальное уведомление. Контракт расторгается автоматически через 10 дней в соответствии с положением 13, 95 статьи.

Если заказчик решил расторгнуть договор аренды ранее срока, указанного в контракте, то сумма контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству оказанных услуг.

Закон 44-ФЗ дает право стороне, которой было направлено уведомление о расторжении контракта, потребовать у инициатора компенсацию за причиненный ущерб. Теперь вы знаете основные особенности контракта по аренде нежилого помещения в рамках 44-ФЗ. Заказчик имеет право выбрать исполнителя через конкурсы, а также воспользоваться возможностью заключить контракт с единственным поставщиком.

Правоотношения по 44-ФЗ имеют ряд особенностей – право стороны расторгнуть договор в одностороннем порядке с выплатой компенсации, невозможность пролонгации, четкую цену контракта, которая не может меняться в процессе реализации. Цель такой договоренности заключается в удовлетворении нужд муниципального и федерального характера.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:


Осуществление закупок в рамках Закона № 223-ФЗ для аренды имущества

Автор: Чагин К. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Регламентированный ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ перечень отношений, на которые не распространяются требования этого закона, не включает арендные отношения.

Если при заключении договора аренды заказчик выступает как арендатор, удовлетворение потребностей в имуществе, предоставляемом в аренду, является закупкой, осуществляемой в соответствии с требованиями названного закона (см. Письмо ФАС России от 01.08.2014 № АД/30947/14 (п. 2)).

Если такой договор заключается без применения процедур, преду­смотренных Законом № 223-ФЗ, эта ситуация вполне обоснованно вызывает претензии ФАС (см., например, Решение Чеченского УФАС от 07.04.2017 по делу № 07-135/с-17).

Закупка в отношении аренды может быть как конкурентной, так и закупкой у единственного поставщика

Хотя аренда имущества не относится к сфере регулирования Закона № 223-ФЗ, заключение договоров аренды не имеет в указанном законе какой-то отдельной регламентации. Важной особенностью является лишь то, что закон позволяет заказчикам не размещать в ЕИС сведения о таких закупках в отношении недвижимого имущества (п. 3 ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Отметим, что если на практике заказчик пользуется данным правом, ФАС это воспринимает спокойно (см., например, Постановление Тюменского УФАС от 31.10.2018 по делу № А18/440-7.32.3). Хотя и право на «тайну закупки» не освобождает заказчиков от проведения такой закупки в соответствии с процедурами, предусмотренными Законом № 223-ФЗ и положением о закупке. В частности, если в положении о закупке аренда недвижимого имущества не отнесена к случаям закупки у единственного поставщика, заказчику необходимо проводить эту закупку конкурентным способом и, соответственно, размещать сведения о ней в ЕИС. Кроме того, общую сумму по заключенным договорам аренды недвижимого имущества необходимо отражать в размещаемой в ЕИС ежемесячной отчетности о заключенных заказчиком договорах (п. 1 ч. 19 ст. 4 и ч. 3 ст. 4.1 Закона № 223-ФЗ). Наконец, действующие правила планирования закупок по Закону № 223-ФЗ не содержат норм, позволяющих не включать сведения о таких закупках в план закупок, а он должен размещаться в ЕИС (Постановление Правительства РФ от 17.09.2012 № 932).

В остальном же правила аренды имущества устанавливаются в положении о закупке конкретного заказчика. По этим правилам такая закупка может быть конкурентной или закупкой у единственного поставщика.

К сведению: в положении о закупке заказчика в отношении аренды того или иного имущества может быть предусмотрено использование как конкурентных способов закупки, так и закупки у единственного поставщика (письма Минэкономразвития России от 06.03.2017 № ОГ-Д28-2586, от 15.06.2016 № Д28и-1491).

Например, в положении о закупке МУП «Тепловые сети» Хабаровска к случаям закупки у единственного поставщика отнесено заключение договора аренды недвижимого имущества нежилого здания (или его конструктивного элемента), строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка, в том числе при необходимости аренды инвентаря, оборудования, находящегося в соответствующих здании, строении, сооружении, нежилом помещении (соответственно, аренда иного движимого имущества, например автотранспорта, должна осуществляться уже через конкурентную закупку).

Некоторые заказчики осуществляют у единственного поставщика аренду любого имущества, в том числе и движимого.

Обратите внимание: фактически закупка по аренде имущества может осуществляться у единственного поставщика не потому, что это именно аренда, а по другим основаниям – например, на основании того, что сумма закупки не превышает установленный в положении о закупке максимальный размер любой закупки у единственного поставщика в целом, или по другим основаниям – например, вследствие возникновения срочной потребности.

Практика конкурентных закупок в отношении аренды имущества

Существует широкая практика конкурентных закупок в отношении аренды имущества. Например, в марте – апреле 2019 года муниципальное учреждение здравоохранения «Центральная городская клиническая больница № 23» (Екатеринбург) провело электронный аукцион для аренды комплекта медицинских операционных столов на три года с НМЦД 13,3 млн руб. При этом согласно нормам положения о закупке данного заказчика НМЦД была определена в соответствии с мониторингом цен на услугу и анализом коммерческих предложений от трех потенциальных арендодателей. Правда, отметим, что данный аукцион был признан несостоявшимся и договор был заключен по НМЦД с единственным участником.

Другой пример – в июне 2019 года ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт метрологии им. Д. И. Менделеева» провелоаукцион в электронной форме (участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства) для аренды контрольно-измерительного оборудования с НМЦД 179 тыс. руб., правда, и здесь пришлось заключать договор с единственным участником аукциона.

Однако при осуществлении конкурентных закупок аренды имущества может иметь место и реальная конкуренция поставщиков. Например, в апреле 2019 года муниципальное учреждение «Парковый комплекс городского округа Клин» провело запрос котировок в электронной форме для аренды и обслуживания 33 мобильных туалетных кабин с мая по декабрь 2019 года включительно с НМЦД 148,5 тыс. руб. Тут также НМЦД была определена путем сопоставления рыночных цен из коммерческих предложений трех потенциальных арендодателей. Но, в отличие от предыдущих примеров, здесь конкурентная закупка состоялась: заявки подали два участника, а договор с победителем был заключен по цене в меньшем размере, чем НМЦД, – 125,4 тыс. руб.

Есть практика конкурентных закупок и в отношении недвижимого имущества – например, в июне 2019 года АО «Усть-Среднеканская ГЭС им. А. Ф. Дьякова» проводило запрос предложений в электронной форме для аренды нежилых помещений в Магадане. В этот же период ГУП «Ставрополькрайводоканал» провело аукцион для аренды нежилого помещения в Пятигорске.

Но отметим, что такая практика встречается достаточно редко: обычно конкретная потребность заказчика в аренде нежилого недвижимого имущества (например, производственных помещений) может обеспечиваться только каким-то одним конкретным предложением, имеющимся на рынке. Примечательно, что и в Законе № 44-ФЗ аренда нежилых помещений отнесена именно к случаям закупки у единственного поставщика (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ). О каких-то общих рекомендациях здесь говорить сложно, но если рынок аренды необходимого имущества достаточно развит, использование конкурентного способа закупки позволит получить наиболее выгодное предложение на подходящих заказчику условиях. Очевидно, что если речь, например, идет об аренде конкретного земельного участка, необходимого заказчику для какой-то производственной или строительной деятельности, то смысла проводить конкурентную закупку нет.

К сведению: говоря о выборе какого-либо конкурентного способа закупки в отношении аренды имущества, важно учитывать, какие факторы могут влиять на выбор заказчиком арендодателя в том или ином случае.

Так, если заказчик намерен взять в аренду экскаватор с конкретно определенными техническими и эксплуатационными характеристиками (объем ковша, срок эксплуатации, потребление топлива и т. д.), то разумным выбором будет применение способа, при котором оцениваться будет только размер арендных платежей. А если речь идет об аренде жилой квартиры (например, в качестве служебного жилья), помимо ее собственных эксплуатационно-бытовых характеристик (площадь, наличие определенной бытовой техники и пр.) критерием оценки предложений потенциальных арендодателей может быть ее местоположение (например, расстояние до офиса заказчика), и в этом случае уже целесообразнее использовать способ конкурентной закупки, который позволит оценивать не только цену, но и дополнительные параметры (например, конкурс).

Несколько слов о предмете договора аренды

При аренде имущества предмет договора описывается с использованием различных формулировок, но чаще всего используется простая формулировка «аренда такого-то имущества» – например, «аренда нежилых помещений в городе Магадан». В ОКПД и ОКВЭД услуги по аренде различных видов имущества тоже имеют различную классификацию. Например, если речь идет об аренде бульдозера без оператора, то по ОКПД и ОКВЭД данный вид деятельности имеет один код 77.32 («Услуги по аренде и лизингу строительных машин и оборудования для гражданского строительства» и «Аренда и лизинг строительных машин и оборудования» соответственно). Что касается единиц измерения объема услуг аренды, здесь в случае аренды движимого имущества используются единицы, соответствующие специфике арендуемого имущества (как правило, штуки), а в случае аренды недвижимого имущества – единицы измерения площади (кв. м) и единицы измерения конкретных объектов (например, количество офисных кабинетов, гаражных боксов). Причем при конкурентной закупке может использоваться формат «не менее» – например, площадь гаражей не менее 200 кв. м.

Читайте также:  Заказчик установил требование представить в заявке справку из налогового органа

Техзадание по аренде имущества

Техническое задание по аренде имущества может включать в себя:

1. Требования к местонахождению имущества (если речь идет о недвижимом имуществе).

2. Требования к техническим и иным характеристикам имущества. Например, если речь идет о недвижимом имуществе, может требоваться, чтобы предлагаемые в аренду помещения не располагались в подвальных помещениях, чтобы во всех помещениях были установлены светильники дневного освещения, обеспечивающие освещение рабочих мест не менее определенного уровня, и т. д.

3. Требования к арендодателю. Например, в случае с недвижимым имуществом на арендодателя могут возлагаться функции по уборке помещения, включая приобретение необходимых для уборки товаров, функции по охране помещения и т. д.

При осуществлении закупок в части аренды имущества следует помнить, что заключение договоров аренды в целом регулируется гражданским законодательством (гл. 34 ГК РФ), а заказчики в своей закупочной деятельности должны руководствоваться в числе прочего нормами этого законодательства (ч. 1 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). В частности, в гражданском законодательстве регламентируются общие вопросы, связанные с арендой имущества; вопросы, касающиеся специфики такого вида аренды, как прокат, аренды транспортных средств (как с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, так и без них), аренды зданий и сооружений, финансовой аренды (лизинга). Например, эти многочисленные нормы устанавливают, что доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью (ст. 606 ГК РФ); договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (кроме случаев, если договор заключен на срок менее одного года) (ч. 2 ст. 609, ч. 2 ст. 651 ГК РФ); арендатор транспортного средства без экипажа в течение всего срока договора аренды обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая текущий и капитальный ремонт (ст. 644 ГК РФ); и т. д. Все эти моменты заказчик должен учитывать как при принятии решения об аренде того или иного имущества, так и при подготовке закупочной документации и (или) проекта договора.

Может ли арендатор, осуществляющий закупки по ФЗ-223, у которого истекает срок договора аренды с арендодателем, осуществляющим закупки по ФЗ-44, заключить в рамках ФЗ-44 и ФЗ-135 новый договор аренды без проведения конкурсных процедур?

Между комитетом по управлению имуществом (арендода­тель), государственным учреждением здравоохранения (балан­содержатель) и государственным унитарным предприятием (арендатор) 01.01.2004 был заключен договор аренды нежилого помещения. Срок действия договора истек. Арендодатель руко­водствуется положениями Закона № 44-ФЗ, а арендатор — положениями Закона № 223-ФЗ.

Могут ли в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» арендодатель и арендатор заключить без проведения конкурентных торгов новый договор аренды данного помещения, если в старом договоре указано о преиму­щественном праве арендатора на возобновление договора?

1. Прежде всего отметим, что лица, перечисленные в п. 5 — 7 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, обязаны руководствоваться положениями этого закона в случаях, указанных в ч. 1 ст. 1Закона № 44-ФЗ. Применительно к аренде имущества это означает, что в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, государственные органы, казенные учреждения и иные лица, на которых распространяются положения ука­занного закона, должны заключать такие договоры аренды, по которым они являются арендаторами. Договоры же о передаче в аренду имущества таких лиц заключаются без соблюдения положений Закона № 44-ФЗ.

2. Отношения, связанные с арендой государственного или муниципального имущества, регулируются нормами Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В силу ч. 1 и ч. 3 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ договоры аренды государственного или муниципального имущества заключаются в порядке, пред­усмотренном указанной статьей.

По общему правилу, такие договоры заключаются только по итогам проведения конкурсов или аукционов (ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ). Исчерпывающий перечень исключений из этого правила предусмотрен п. 1 — 16 ч. 1, ч. 3.1, ч. 3.2 и ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ.

В отсутствие оснований, предусмотренных п. 1 — 16 ч. 1, ч. 3.1, ч. 3.2 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, возможность заклю­чения договора аренды на новый срок без проведения торгов предусмотрена лишь ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ. Согласно этой норме, по истечении срока договора аренды, указан­ного в ч. 1 и 3 этой статьи, заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнив­шим свои обязанности, осуществляется без проведения кон­курса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством РФ, при одновременном соблюдении указанных в ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ условий.

Буквально из приведенной формулировки следует, что необходимым условием реализации права арендатора, кото­рый надлежащим образом исполнял свои обязанности, на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов является заключение первоначального договора (срок действия которого истек) в соответствии с порядком, пред­усмотренным ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, то есть по результатам торгов на право заключения договора, прове­денных после введения Федеральным законом от 30.06.2008 № 108-ФЗ в действие ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ (положения этой статьи действуют со 2 июля 2008 года). Такой подход вытекает из п. 1 и 4.1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73. Однако поскольку в рассматриваемой ситуа­ции договор аренды от 01.01.2004 был заключен не в соответ­ствии с порядком, предусмотренным ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, то положения ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ не могут быть применимы в данном случае. Поэтому само по себе наличие в договоре условия о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок не исключает необходимость соблюдения порядка заклю­чения договора, установленного ч. 1 и 3 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ.

Преимущественное право арендатора на заключение дого­вора аренды на новый срок может быть реализовано лишь по результатам проведения торгов (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.12011 № 73, п. 11 письма ФАС России от 26.02.2009 № ИА/4770, п. 12 разъяснений ФАС России от 02.06.2010 «По применению статьи 17.1 Федерального зако­на от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

3. Вместе с тем сказанное не исключает возможности про­должения отношений между арендатором и арендодателем, поскольку указанный в вопросе договор может быть возоб­новлен на неопределенный срок в порядке, предусмотрен­ном п. 2 ст. 621 ГК РФ. Это возможно, если после истечения срока договора арендатор продолжит пользоваться имуще­ством при отсутствии возражений со стороны арендодателя (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73). Напомним, что в соответствии с п. 2 ст. 610 ГК РФ каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, пред­упредив об этом другую сторону за три месяца, если иной срок не предусмотрен договором.

4. В заключение отметим, что при определенных обсто­ятельствах указанный в вопросе договор аренды не может быть возобновлен и на неопределенный срок. Как уже отме­чено, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг госу­дарственные унитарные предприятия должны руководство­ваться положениями Закона № 223-ФЗ. Понятие «закупка» Законом № 223-ФЗ, к сожалению, четко не определено, и каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу на настоящий момент также нет. Однако, исходя из норм Закона № 223-ФЗ, под закупкой понимается процедура выбора контрагента для заключения с ним договора и само заключение договора. При этом заключение договора, в результате которого поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан оказать новый объем услуг в новый период времени, является новой закупкой на основании нового договора и должно производиться с соблюдением предусмотренных Законом № 223-ФЗ процедур. Следовательно, заключе­ние такого договора фактически представляет собой новую закупку, которая должна осуществляться в соответствии с Законом № 223-ФЗ и применяемым заказчиком положе­нием о закупке. Если положением о закупке предусмотрена возможность заключения договоров аренды без проведения конкурентных процедур (у единственного контрагента), то возобновление договора аренды на неопределенный срок само по себе, на наш взгляд, нарушением признано быть не может. В ином случае (если положение о закупке предпо­лагает необходимость проведения конкурентных процедур для заключения договора аренды) возобновление договора аренды на неопределенный срок в приведенной ситуации может рассматриваться как осуществление закупки с нару­шением Закона № 223-ФЗ. В последнем случае, как нам представляется, государственное (муниципальное) имуще­ство в принципе не может быть передано в аренду унитар­ному предприятию, поскольку это предполагает необходи­мость одновременного проведения торгов в соответствии с Законом № 135-ФЗ и конкурентной процедуры, пред­усмотренной положением о закупке ГУП, что невозможно в принципе.

ГУП обязано заключать договор аренды по 44-фз

ГУП планирует арендовать часть нежилого помещения в торговом центре у коммерческой организации. Сумма закупки составляет более 100 тыс. руб.
Необходимо ли соблюдать требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ?
Влияет ли на решение вопроса вступление в силу Федерального закона от 07.06.2017 № 108-ФЗ, учитывая, что заказчик осуществляет не только розничную, но и оптовую торговлю лекарственными средствами?

1. По общему правилу унитарные предприятия обязаны осуществлять закупки в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ). Исключения составляют случаи, указанные в ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. Иных изъятий из правил, обязывающих унитарные предприятия при закупках товаров, работ и услуг применять процедуры, предусмотренные Законом № 44-ФЗ, этот федеральный закон не содержит. В частности, обязанность унитарных предприятий осуществлять закупки в соответствии с Законом № 44-ФЗ не поставлена законодательством в зависимость от получения субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ (письма Минэкономразвития России от 12.08.2016 № Д28и-2150, от 12.08.2016 № Д28и-2156, от 17.08.2016 № Д28и-2157, от 19.08.2016 № Д28и-2154), от видов осуществляемой ими деятельности (письма Минэкономразвития России от 10.08.2016 № Д28и-2013, от 16.08.2016 № Д28и-2066, от 18.08.2016 № Д28и-2133, от 19.08.2016 № Д28и-2168, от 16.01.2017 № Д28и-158, от 17.04.2017 № Д28и-1585) и от источника средств (письма Минэкономразвития России от 18.08.2016 № Д28и-2133 и от 02.03.2017 № Д28и-962). По смыслу Закона № 44-ФЗ потребности государственного унитарного предприятия в товарах, работах, услугах (в том числе в приобретении имущества в аренду) признаются государственными нуждами, а закупки для удовлетворения таких нужд должны осуществляться в соответствии с Законом № 44-ФЗ за исключениями, перечисленными в ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. Исключений из этого правила, касающихся договоров, предметом которых является аренда части помещения, Законом № 44-ФЗ не предусмотрено. Соответственно, такие договоры должны заключаться заказчиками в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ.

Читайте также:  Проводится ли переторжка при закупках по Закону N 44-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения контрагента или осуществляют закупки у единственного контрагента. Способ определения контрагента заказчик, в силу ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, выбирает в соответствии с положениями главы 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Это получает развитие в ч. 2 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, согласно которой заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона. Из приведенных норм следует, что заказчик по общему правилу определяет контрагентов конкурентными способами и лишь при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, может осуществлять закупку у единственного контрагента, то есть без проведения конкурентных процедур.

Положениями Закона № 44-ФЗ аренда части помещения не выделяется в качестве самостоятельного основания для применения заказчиком того или иного способа закупки (в том числе для осуществления закупки у единственного контрагента). Пунктом 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществлении закупки у единственного контрагента в случае аренды нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, однако аренда части помещения в этой норме не упомянута. Вместе с тем часть помещения, будучи надлежащим образом индивидуализирована, может наряду с иными объектами недвижимости быть объектом договора аренды (п. 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.2014 № 165 “Обзор судебной практики по спорам, связанным с признанием договоров незаключенными”, п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73 “Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды”). Иными словами, договор аренды части нежилого помещения представляет собой договор аренды недвижимости, и на отношения по такому договору распространяются все правила ГК РФ о договорах аренды недвижимости. В связи с этим полагаем, что такие договоры охватываются положениями п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ и могут заключаться без проведения конкурентных процедур. Подтверждение изложенному можно обнаружить в судебной практике (смотрите, например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2016 № 02АП-10327/16) и информации, содержащей в Единой информационной системе (смотрите список по ссылке). Вместе с тем нельзя не отметить, что иной правоприменительной практики и разъяснений по заданному вопросу нам обнаружить не удалось.

2. Как мы отметили в ответе на Ваш предыдущий вопрос, касающийся применения положений Федерального закона от 07.06.2017 № 108-ФЗ, на наш взгляд, унитарное предприятие, являющееся аптечной организацией, вправе в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ закупать за счет внебюджетных источников финансирования любые товары, работы и услуги независимо от их использования в рамках деятельности аптечной организации или иных видов деятельности, осуществляемых таким юридическим лицом. При этом для признания наличия у юридического лица статуса аптечной организации достаточно того, что оно осуществляет деятельность по розничной торговле лекарственными препаратами, хранению, перевозке, изготовлению и отпуску лекарственных препаратов для медицинского применения. Факт осуществления таким юридическим лицом иных видов деятельности (например оптовой торговли лекарственными средствами) не означает, что оно не является аптечной организацией. Напомним, что для осуществления ГУПом, являющимся аптечной организацией, закупок в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ за счет внебюджетных источников ему необходимо до 01.09.2017 разместить в Единой информационной системе положение о закупке и план закупки, предусматривающие возможность осуществления унитарным предприятием соответствующих закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ.

Ответ подготовил: Верхова Надежда, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Александров Алексей, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Обратите внимание, что аптеки начали продавать маркированные лекарства.

АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

Аренда муниципального или федерального имущества. Аренда государственной недвижимости

Аренда муниципального или федерального имущества считается отличной альтернативой соответствующему договору аренды с собственником – коммерческой организацией. Предприниматели действуют из тех соображений, что так как муниципальные и государственные органы ничего не затратили на приобретение сдаваемой в аренду собственности то и арендная ставка будет не высокой. Привлекает коммерсантов и то, что договор, основанный на торгах более легитимный, то что он продолжительный (более года) и регистрируется в реестре сделок с недвижимостью. Привлекает неизменность арендной платы, стабильность арендодателя и длительность срока аренды. АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА. Аренда государственной недвижимости.

Но есть еще и “ложка дегтя”. Первое это то что начальная выставляемая на аукцион арендная ставка рассчитывается независимым оценщиком на основании рыночных ставок, а далее еще идет аукцион, где представляются ценовые предложения. А иногда такие, которые намного выше рыночных ставок. Достаточно часто после аукциона проигравшие произносят: “Да это НЕВОЗМОЖНО! Я знаю экономику этого бизнеса! Они точно разорятся с такой арендной платой!”

Еще одна особенность заключается в том, что сдающее в аренду свое помещение коммерческая организация, как правило представляет дополнительные сервисы, как-то: охрана, клининг, техобслуживание, я уже не говорю о наличии ремонта помещения, вентиляции и кондиционирования. Как правило у помещений, находящихся в гос. Собственности, сдающихся впервые, таких приятных опций нет. Если конечно предыдущий арендатор об этом не позаботился и не оставил. Длительность же арендного договора при определенных обстоятельствах может сработать и в минус. Например, при понижении рыночных ставок на аренду помещений. В тех случаях, когда в процессе эксплуатации оказалось, что у Вас излишки площадей и Вы хотите часть сдать, или, Вы захотели перезаключить на другое юридическое лицо арендный договор, или захотели сменить профиль деятельности организации, а помещение только конкретного назначения. Передать часть площади в субаренду весьма затруднительно. Переуступка права аренды возможно только через смену учредителей, что не всегда реально.

Есть случаи, когда у предпринимателя альтернативы нет. Найти помещение под офис или магазин можно у частных компаний. А поставить без разрешения городских властей палатку около метро или автомат по продаже напитков в подземном переходе невозможно. Необходимо проходить обязательную конкурентную процедуру, подавать и подписывать электронной подписью заявку через официальный сайт, оплачивать задаток, и совершать еще много иных действий, связанных с участием в торгах.

Договор аренды муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Порядок проведения торгов на право аренды определяется в ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ “О защите конкуренции”. Статья устанавливает общие требования к порядку передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества. Порядок проведения конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества устанавливается в приказе Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 № 67 “О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса”.

Конечно существуют исключения, при которых при заключении договоров аренды государственного и муниципального имущества не требуется проведение торгов. Все эти исключения предусмотрены в ст.17.1. Закона о защите конкуренции. Если коротко, то это случаи, которые регулируются Земельным, Лесным или водными кодексами, законом о недрах и концессиях. Второе исключение – это созданные образовательными организациями предприятия, которые занимаются внедрением результатов ноу-хау с вкладом в уставный капитал интеллектуальной деятельностью и запретом на сдачу в субаренду. Далее – это предоставление прав владения и пользования на основании международных договоров России. А также случаи предоставления имущества для ведения уставной деятельности некоммерческим организациям, адвокатским, нотариальным, торгово-промышленным палатам медицинским организациям, организациям, осуществляющим образовательную деятельность, предприятиям для размещения сетей связи, объектов почтовой связи.

Необходимо заметить, что помимо таких сделок, как аренда государственного и муниципального имущества существуют договора безвозмездного пользования, договора на доверительное управление собственностью. В рамках подобных соглашений федеральная или муниципальная собственность передается контрагенту в лице предприятия на неопределенный срок. В свою очередь, другая сторона должна управлять полученной собственностью в интересах ее владельца или иного выгодоприобретателя. Но это отдельная тема для отдельной статьи.

Предприниматели должны обратить внимание, что документация об аукционе на право заключения договоров аренды государственного и муниципального имущества может содержать:

Требования к объему, перечню, качеству и срокам выполнения работ, которые необходимо выполнить в отношении государственного или муниципального имущества, права на которое передаются по договору.

Требования к качеству, техническим характеристикам товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых происходит с использованием такого имущества.

Требования к описанию участниками аукциона поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), а также его количественных и качественных характеристик.

Требования к описанию участниками аукциона выполняемых работ, оказываемых услуг, их количественных и качественных характеристик.

При этом любое предприятие имеет право участвовать в торгах независимо от квалификации и опыта на рынке. Нет никаких ограничений в этом плане. В документацию об аукционе на аренду муниципального имущества не допускается включение:

Требований к участнику аукциона (в том числе требований к квалификации участника аукциона, включая наличие у участника аукциона опыта работы).

Требований к деловой репутации участника аукциона.

Требований наличия у участника аукциона производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и иных ресурсов.

Таким образом, аренда государственного и муниципального имущества для предпринимателей в последние годы стала доступней, не смотря на то что злоупотреблений в этой сфере еще предостаточно.

АУКЦИОН НА ПРАВО ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ АРЕНДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА. Аренда государственной недвижимости.

Ссылка на основную публикацию