Договор заключен до истечения срока обжалования результатов закупки

Обзор судебной практики по применению Закона № 223-ФЗ утвердил ВС РФ

vladek / Depositphotos.com

В Обзоре приведены 22 наиболее важных правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации, содержащие практику арбитражных судов и ответы на вопросы поступившие от судов, связанные с применением положений Закона № 223-ФЗ, в том числе возникающие при заключении, изменении, расторжении договоров, их исполнении (Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, утв. Президиумом ВС РФ 16 мая 2018 года). Из них: 5 позиций посвящены информационному обеспечению закупки и установлению измеряемых требований к ее участникам, 9 – реализации принципов осуществления закупочной деятельности, по 2 – вопросам заключения и изменения договоров, а также иным вопросам, 4 – контролю при осуществлении закупок.

ВС РФ указал, что для информационного обеспечения закупки в документации должны содержаться достаточные сведения в том числе о ее объекте, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение. В конкретном случае речь шла об отсутствии в закупочной документации информации об объеме строительно-монтажных работ, их минимальной цене и способе ее определения, о разрешительных документах, подлежащих обязательному включению в состав заявки на участие в закупке. Как пояснил суд, указанные сведения нельзя было получить, сделав самостоятельные выводы даже при наличии необходимого уровня профессионализма и опыта.

Является ли мерой ответственности (неустойкой) сумма, выплачиваемая контрагенту в соответствии с п. 3 ст. 310 ГК РФ? Ответ – в материале “Односторонний отказ от договора возмездного оказания услуг” в “Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Кроме того Суд обратил внимание, что установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки ограничивает конкуренцию и противоречит положениям Закона № 223-ФЗ. К примеру, если заказчиком размещает извещение о проведении процедуры закупки в форме запроса предложений в электронной форме со сроком окончания приема заявок через один рабочий день со дня размещения извещения.

Среди содержащихся в Обзоре правовых позиций можно также отметить следующие:

  • при описании предмета закупки допустимы ссылки на государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения без раскрытия их содержания;
  • уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований не нарушает принцип равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции;
  • установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки;
  • включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции;
  • представление участником закупки заведомо недостоверных сведений, которые позволили ему одержать победу в проводимой закупке, является недобросовестной конкуренцией;
  • если участником закупки выступает группа лиц, требования, указанные в документации о закупке, должны предъявляться к группе лиц в совокупности, а не к отдельно взятому ее участнику;
  • заключение договора по результатам закупки до истечения 10-дневного срока обжалования действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны заказчика;
  • не допускается изменение договора, заключенного по правилам Закона № 223-ФЗ, влияющее на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора;
  • несоразмерность мер, установленных для заказчика в предписании антимонопольного органа, может служить основанием для вывода о незаконности предписания и признания его недействительным;
  • в случае противоречия между содержанием положения о закупке и документации о закупке применению подлежит положение о закупке.

Как оспорить закупку по Закону № 223-ФЗ: обзор судебной практики от Верховного суда

Компаниям, которые участвуют в закупках по Закону № 223-ФЗ, часто приходится сталкиваться с нарушениями со стороны заказчиков. В мае 2018 г. Верховный суд подготовил обзор судебной практики по таким спорам. Среди прочего он указал, что требование об участии в закупке только производителей и дилеров является нарушением. А право заказчика удерживать сумму обеспечения заявки — это мера ответственности за нарушение ведения переговоров.

Президиум Верховного суда утвердил Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (от 16.05.2018). В него он включил наиболее распространенные нарушения, которые допускают заказчики по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ). Одна из главных ошибок при рассмотрении таких споров — это путаница с применением норм Гражданского кодекса и Закона № 223-ФЗ. Верховный суд напомнил, что суды должны применять нормы о закупках во взаимосвязи с положениями Гражданского кодекса, а при отсутствии специальных норм — непосредственно нормы Гражданского кодекса. Газета «ЭЖ-Юрист» выбрала несколько наиболее интересных споров, связанных с закупками по Закону № 223-ФЗ.

Достаточные сведения о закупке

Вывод: в документации о закупке должны быть достаточные сведения, в том числе об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение.

В одном деле рассматривалась ситуация: в документации о закупке отсутствовали сведения о начальной (максимальной) цене договора. Один из участников решил оспорить закупку. Он считал, что под сведениями о начальной (максимальной) цене договора следует понимать фиксированную цену, выраженную в числовом значении. В данном случае заказчик провел конкурентные переговоры в несколько этапов. На первом этапе заказчик должен был получить дополнительную информацию о возможных вариантах наиболее оптимальной установки и функционирования закупаемого высокотехнологичного оборудования и уточнить требования технического задания, которые в последующем необходимы для формирования начальной (максимальной) цены договора. Перед вторым этапом заказчик должен был уточнить техническое задание и установить начальную (максимальную) цену договора. Суд учел специфику такого способа проводимой закупки и решил, что указание в документации о закупке на первом этапе конкурентных переговоров сведений о цене договора не в фиксированном числовом значении не является нарушением.

А вот в другом деле в закупочной документации отсутствовала информация об объеме строительно-монтажных работ, их минимальной цене и способе ее определения, о разрешительных документах (в том числе лицензиях, свидетельствах), подлежащих обязательному включению в состав заявки на участие в закупке. Суд решил, что эти сведения невозможно было определить. Разумный участник закупки, обладающий необходимым уровнем профессионализма и опыта, не мог сделать выводы самостоятельно об объеме выполняемых работ, их стоимости, перечне разрешительных документов.

Описание предмета закупки

Вывод: при описании предмета закупки можно указывать ссылки на государственные стандарты, санитарные нормы и правила, технические условия или их отдельные положения без раскрытия их содержания.

В описании предмета закупки заказчик указал лишь ссылки на положения государственных стандартов, которым услуга должна соответствовать. При этом он не отразил в документации о закупке содержательную часть этих требований.

Антимонопольный орган посчитал, что это нарушение ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ (сведения, которые должны быть указаны в документации о закупке) и ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (действия, которые приводят к ограничению конкуренции, далее — Закон о защите конкуренции). Суды не согласились с такой позицией. Закон № 223-ФЗ не содержит запрета устанавливать условия о соответствии услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих услуг. Если исполнение договора требует соблюдения определенных норм и правил, то указание в документации о закупке требований к услугам путем ссылки на государственные стандарты, санитарные правила и иные документы является правомерным и достаточным (при условии, что данные документы общедоступны и позволяют определить конкретные параметры и характеристики оказываемых услуг).

Оценочные критерии

Вывод: оценочные критерии выбора поставщика не являются нарушением, если они носят измеряемый характер и соответствие участника закупки этим критериям можно установить объективно.

В закупочной документации заказчик установил такие оценочные критерии выбора поставщика, как профессионализм и наличие положительной деловой репутации. Антимонопольный орган посчитал, что это незаконно, и направил заказчику предписание об отмене протокола торгов. Суд признал предписание недействительным. В данном случае соответствие участника закупки оценочным требованиям было измеримо, поскольку в закупочной документации было указано, что участник закупки должен обладать опытом работы на соответствующем товарном рынке не менее пяти лет и иметь не менее десяти исполненных договоров. Суд отметил, что само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции. Следовательно, у антимонопольного органа отсутствовали основания для выдачи предписания.

Ограничение числа участников закупки

Вывод: уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на предоставление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В одном деле антимонопольный орган признал нарушением допуск к закупке только тех хозяйствующих субъектов, величина активов и выручки которых в предшествующие отчетные периоды составляла не менее порогового значения, определенного заказчиком. В первой инстанции оспорить решение ФАС России не удалось. Но апелляция встала на сторону заказчика. Она указала, что Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, которые хотят получить прибыль в результате заключения договора. В этом деле финансовые показатели деятельности участника позволяли судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией. Поэтому использование таких критериев допуска к участию в закупке обоснованно. Сама по себе невозможность участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, не отвечающих предъявленным заказчиком требованиям, также не означает, что действия заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции.

В другом деле рассматривалась документация о закупках, согласно которой участник аукциона должен являться производителем оборудования либо обладать правом на его поставку (дилером). Суд согласился с антимонопольным органом, что это нарушение. Установленные заказчиком требования не относятся к техническим или функциональным характеристикам товара либо к иным характеристикам, связанным с определением соответствия поставляемого товара и требуемым к включению в документацию. Такие требования также не характеризуют квалификационный уровень поставщика товара и приводят к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования. Кроме того, предъявленные к участникам требования сами по себе не могут гарантировать надлежащего исполнения обязательства по поставке оборудования. Гарантии исполнения обязательств по договору могут обеспечиваться предъявлением к поставщику квалификационных требований, в частности о наличии опыта поставки на соответствующем товарном рынке.

Невыполнимые требования

Вывод: установление заказчиком невыполнимых требований для участников закупки ограничивает конкуренцию.

Одним из требований к участию в запросе предложений стало представление в течение одного рабочего дня с даты публикации извещения выписки из ЕГРЮЛ, полученной не ранее одного месяца до подачи заявки на участие в конкурсе. Это оказалось невозможно для всех желающих. Ведь в обычном порядке срок для получения выписки из ЕГРЮЛ равен пяти рабочим дням. Суд признал закупку недействительной. В подобных случаях срок подачи заявок участниками закупки должен определяться с учетом необходимости расширения круга лиц, участвующих в закупке, и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции.

Конкретный производитель

Вывод: включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые указывают на конкретного производителя, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции.

Заказчик в документации о закупке указал конкретный товарный знак и марку офисной бумаги, необходимой ему для использования. Антимонопольный орган признал это нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции. Заказчик попытался оспорить это решение, но суды ему отказали. Они указали, что офисная бумага имеет свои технические характеристики, которые определяются исходя из ее размера (формата), плотности, белизны, количества листов в пачке и пр. Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующих о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества. Это является признаком ограничения конкуренции.

Читайте также:  К критериям оценки заявок отнесено наличие аттестованных сотрудников

При этом указание в закупочной документации товарного знака допускается в случаях, когда закупка эквивалентного товара приведет к дополнительным и подтвержденным затратам, превышающим возможную выгоду заказчика. Такие затраты, например, могут быть связаны с необходимостью переобучения персонала, увеличением затрат на разноплановое техническое обслуживание в связи с низким уровнем технологической совместимости различных производителей и др.

Удержание обеспечения заявки

Вывод: право заказчика удерживать сумму обеспечения заявки — это мера ответственности за нарушение ведения переговоров.

Заказчик провел конкурс на право заключения договора поставки креплений. В конкурсной документации было сказано, что участники обязаны предоставить финансовое обеспечение заявки, которое заказчик вправе удержать в случае сообщения участником заведомо ложных сведений или намеренного искажения информации. В связи с представлением одним из участников — обществом недостоверной информации о среднесписочном числе его работников заказчик по завершении конкурса не вернул обществу сумму обеспечения. Общество подало иск о взыскании неосновательно удержанных денежных средств. Первая инстанция его удовлетворила по двум основаниям. Во-первых, право на удержание не было предусмотрено в соглашении между заказчиком и обществом. Такое право содержалось только в конкурсной документации. Во-вторых, у общества не было умысла в предоставлении недостоверной информации: в справке о среднесписочной численности работников была допущена техническая ошибка. Апелляция с такой позицией не согласилась. Она отменила решение первой инстанции и отказала в иске. Кассация оставила ее постановление в силе. Суды решили, что удержание внесенных в качестве обеспечения заявки денежных средств в случае нарушения участником условий проведения конкурса представляет собой меру ответственности за нарушение обязательств по ведению переговоров.

Подача участником заявки для участия в конкурсе свидетельствует о принятии им условий его проведения, содержащихся в конкурсной документации, и, соответственно, о заключении заказчиком и участником соглашения, которое может быть квалифицировано как соглашение о ведении переговоров. Такое соглашение в том числе может устанавливать меры ответственности за нарушение предусмотренных в нем положений. В то же время такие меры должны быть соразмерны последствиям нарушения.

Заключение договора до истечения срока на обжалование

Вывод: заключение договора по результатам закупки до истечения десятидневного срока обжалования свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны заказчика.

Общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным договора на поставку счетчиков, заключенного заказчиком и другой организацией. Оно сослалось на недопустимость заключения договора до завершения административной процедуры оспаривания закупки по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Первая инстанция иск удовлетворила. Апелляция ее поддержала. Суды указали, что заключение заказчиком в такой ситуации договора с победителем закупки свидетельствует о заведомо недобросовестном поведении, в силу чего договор между ними является ничтожным.

Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

В жалобе необходимо указать:

1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3. указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы;

5. документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы;

6. перечень прилагаемых документов.

Сроки подачи жалобы:

1. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего в порядке, установленном главой 6, допускается в любое время после размещения в единой информационной системе плана закупок, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе котировок, протокола запроса предложений, а в случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с даты подписания соответствующего протокола.

2. Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в случае, если данные действия (бездействие) совершены при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем электронного аукциона, осуществляется в порядке, установленном главой 6, в любое время определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также в период аккредитации на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протокола подведения результатов такого аукциона либо протокола рассмотрения заявок на участие в таком аукционе или протокола проведения такого аукциона в случае признания такого аукциона несостоявшимся.

3. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.

4. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов с заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе, запросе котировок, запросе предложений, после рассмотрения (начала рассмотрения) заявок на участие в аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений.

5. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, обжалование данных действий (бездействия) осуществляется до заключения контракта.

6. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

По истечении вышеуказанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

7. Жалоба участника(ов) торгов о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подписывается подающим ее лицом или его представителем и подается в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной цифровой подписью. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.
После регистрации жалобы ФАС России рассматривает жалобу по существу в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления жалобы. Решение изготавливается в полном объеме в течение трех рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.
Жалоба гражданина, не являющегося участником торгов, о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок подается и рассматривается в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” в течение 30 дней. Заверять жалобу квалифицированной электронной цифровой подписью не требуется.

Где и как обжаловать результаты электронного аукциона

Участники электронного аукциона зачастую остаются не согласны с результатами проведения закупки. В статье мы поговорим о порядке и сроках обжалования действий заказчика и аукционной комиссии по результатам проведения электронного аукциона.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами. Законом № 44-ФЗ предусмотрено право участника закупки обжаловать любые действия (бездействие) заказчика, аукционной комиссии или оператора электронной площадки, если они нарушают его права и законные интересы.

Существует два способа обжалования:

  1. в контрольный орган в сфере закупок;
  2. в арбитражный суд.
  1. Федеральная антимонопольная служба (далее — ФАС России) и её территориальные органы — как правильно подать и составить жалобу в ФАС читайте в нашем материале;
  2. уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ;
  3. уполномоченные органы местного самоуправления.

Полномочия контрольных органов распределены следующим образом:

Контрольный органСфера контроля
ФАС России и её территориальные органыВсе закупки любых заказчиков
Орган исполнительной власти субъекта РФЗакупки заказчиков, подведомственных субъекту РФ, и закупки муниципальных образований региона
Муниципальный контрольный органЗакупки для нужд муниципального образования

Сроки подачи жалобы

Обжалование действий заказчика в контрольный орган, безусловно, является более оперативным способом обжалования по сравнению с судебным порядком обжалования — на рассмотрение жалобы контрольному органу отводится всего 5 рабочих дней.

Важно учитывать сроки для подачи жалобы в контрольный орган:

  • жалоба на положения документации об электронном аукционе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
  • обжалование действий заказчика, аукционной комиссии по рассмотрению заявок в электронном аукционе возможно не позднее чем через 10 дней с даты размещения на электронной площадке протоколов. Обжаловать результаты аукциона имеет право только участник закупки, подавший заявку на участие в обжалуемом аукционе;
  • обжалование действий (бездействия) при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта осуществляется до заключения контракта.

Жалоба, поданная по истечении указанных сроков, возвращается контрольным органом заявителю без рассмотрения. В таком случае обжалование возможно только в судебном порядке.

Обжалование результатов аукциона в контрольный орган требует от участника закупки оперативности не только в составлении жалобы, но и в обеспечении её получения контрольным органом.

Правильнее всего сдать жалобу в канцелярию территориального органа ФАС России либо направить её, подписав электронной подписью, в адрес контрольного органа по электронной почте. По факсу контрольный орган принимать жалобы не вправе.

Если участник закупки примет решение направить жалобу в контрольный орган почтой, то существует вероятность того, что жалоба поступит в антимонопольный орган по истечении установленного срока для обжалования. В этой ситуации контрольный орган не вправе отказать заявителю в рассмотрении жалобы (письмо ФАС России от 29.12.2015 № ИА/76070/15). Однако, велик риск того, что в случае признания жалобы обоснованной, предписание об аннулировании аукциона или приостановлении процедуры заключения контракта выдано не будет, поскольку к тому времени контракт уже может быть заключен.

Порядок подачи жалобы в контрольный орган

Адреса и телефоны территориальных органов ФАС России содержатся в Приложении № 1 к Административному регламенту, утверждённому приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14. Также получить информацию о территориальных органах ФАС России (их наименованиях, адресах, телефонах, часах работы и т.п.) можно, воспользовавшись функционалом официального сайта антимонопольного ведомства http://www.fas.gov.ru/territorial-authorities/.

Контрольным органом не рассматриваются жалобы, если:

  • контракт уже заключен;
  • по жалобе на те же действия уже принято решение суда или контрольного органа.

В контрольный орган жалоба подается в письменной форме.

В жалобе следует сослаться на документы (например, протоколы) или конкретные положения аукционной документации, которые, по мнению участника, противоречат законодательству. Такие документы следует приложить к жалобе и указать их в перечне приложений.

Не стоит забывать, что если жалоба подается представителем, к ней обязательно прилагается доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия лица на подписание жалобы. При отсутствии доверенности жалоба будет возвращена без рассмотрения.

Участник не вправе указывать в одной жалобе более одной закупки.

Аналогичной позиции придерживается Минэкономразвития России (письма от 13.08.2015 № Д28и-2449 и от 29.07.2015 № Д28и-2221). Таким образом, если заказчик допустил нарушения Закона № 44-ФЗ при проведении нескольких закупок, следует направлять отдельные жалобы по каждой закупке. Иначе жалоба будет возвращена контрольным органом.

Участие в рассмотрении жалобы на действия заказчика

Участник вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить на заседание комиссии своих представителей. Указанные лица могут быть допущены на заседание при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт), и документов, подтверждающих полномочия:

  • Полномочия руководителя юридического лица подтверждаются решением (его копией) о назначении или избрании на должность, в соответствии с которым он обладает правом действовать от имени юридического лица без доверенности.
  • Полномочия представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом.

Регламент проведения заседания комиссии антимонопольного органа оглашается председателем комиссии.

Заседания комиссии антимонопольного органа являются публичными, на рассмотрении дела могут присутствовать заинтересованные лица (например, другие участники закупки). Присутствующие при рассмотрении дела представители сторон вправе вести аудио- или видеозапись рассмотрения дела, уведомив об этом членов комиссии антимонопольного органа.

Вынесенное комиссией антимонопольного органа решение может обжаловано в судебном порядке в течение 3 месяцев со дня его принятия.

Заявитель вправе отозвать поданную в контрольный орган жалобу (часть 15 статьи 105 Закона № 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы. Для того, чтобы отозвать жалобу, нужно направить заявление в свободной форме. В случае отзыва жалобы участник аукциона не имеет право повторно подать жалобу на те же действия (бездействие) тех же лиц. После отзыва жалобы действия (бездействие) заказчика могут быть обжалованы в судебном порядке.

Судебный порядок обжалования действий заказчика

Обжаловать действия заказчика в судебном порядке можно в течение 3 месяцев со дня, когда участнику стало известно о нарушении его прав и законных интересов (часть 4 статьи 198 АПК РФ). Возможность обращения в суд не зависит от того, обжаловались ли действия во внесудебном порядке. Срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий органов и лиц, осуществляющих публичные полномочия, в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд относятся к подведомственности арбитражных судов. Заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (статья 35 АПК РФ).

Подать заявление можно:

  • на бумажном носителе
  • в электронной форме. Заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет www.arbitr.ru после прохождения пользователем регистрации.

Требования к содержанию заявления приведены в части 1 статьи 199 АПК РФ. К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в статье 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения.

Вместе с заявлением можно подать ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения или запрете заказчику совершать определенные действия, например, заключать контракт (часть 3 статьи 199, пункт 2 части 1 статьи 91 АПК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

До подачи заявления в суд истец должен направить копии заявления и прилагаемых к нему документов заказчику и другим участвующим в деле лицам заказным письмом с уведомлением о вручении. Неисполнение этого требования является основанием для оставления судом заявления без движения (часть 1 статьи 128 АПК РФ).

Управление государственными и муниципальными закупками ( 144 , 120 , 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий

Вопрос недели: Через сколько дней после размещения протокола по аукциону по 223-ФЗ можно подписывать договор?

Через сколько дней после размещения протокола по аукциону по 223-фз можно подписывать договор?

Сообщаю Вам следующее:

Заказчики в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ определяют порядок заключения и исполнения договоров в положении о закупке.

При составлении положения о закупке заказчику следует учесть, что заключение договора по результатам закупки до истечения 10-дневного срока обжалования может повлечь неблагоприятные последствия (ч. 4 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, п. 15 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

С 01.07.2018 договор по результатам конкурентной закупки по общему правилу можно заключать не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ) — Готовое решение: Как проводить открытый электронный аукцион для закупки по 223-ФЗ с 1 июля 2018 г. (КонсультантПлюс, 2018).

Таким образом, на данный момент срок заключения договора по результатам конкурентных процедур законодательством не определен. Данный срок определяет Заказчик в положении о закупке. При этом, следует иметь ввиду, что заключив договор ранее чем через 10 дней, Заказчик нарушает права участников. С 01 июля 2018 года срок заключения договора установлен ст. 3.2, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола.

Обоснование

Документ 1.

ВС РФ: пока не истек срок обжалования закупки, заключить договор нельзя

Документ: Определение ВС РФ от 02.02.2016 N 309-КГ15-14384 по делу N А60-28335/2014

Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ): можно ли, по мнению УФАС, заключить договор до истечения срока обжалования

Ключевые слова: обжалование; Закон N 223-ФЗ

Документ 2.

Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ) обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном указанной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов в единой информационной системе, со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом.

Установление в положении о закупке срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, и лишает обращения с жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Документ 3.

При составлении положения о закупке заказчику следует учесть, что заключение договора по результатам закупки до истечения 10-дневного срока обжалования может повлечь неблагоприятные последствия (ч. 4 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ, п. 15 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

С 01.07.2018 договор по результатам конкурентной закупки по общему правилу можно заключать не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (ч. 15 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

Подборка материалов по вопросу:

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги ЛИНИЯ КОНСУЛЬТАЦИЙ. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов, подготовленных с использованием СПС КонсультантПлюс, по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

Обзор судебной практики по вопросам применения Закона № 223-ФЗ

Автор: Сизонов М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Закон № 223-ФЗ предоставляет заказчикам достаточно большую свободу в регулировании закупочной деятельности. При этом автономные учреждения, осуществляя закупки, должны учитывать нормы не только этого закона, но и ГК РФ, а также Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Президиум ВС РФ 16.05.2018 выпустил Обзор важных судебных позиций, сформированных на основе анализа судебной практики, и поступивших от судов вопросов, связанных с применением Закона № 223-ФЗ (далее – Обзор). Расскажем, на какие моменты обратил внимание Верховный Суд.

Весь Обзор поделен на 5 разделов, касающихся информационного обеспечения закупки, реализации принципов осуществления закупочной деятельности, заключения и изменения договора, контроля и иных вопросов. И прежде всего Президиум ВС РФ обратил внимание на то, что при разрешении споров, вытекающих из заключенных договоров, должны применяться нормы о закупках, толкуемые во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм – непосредственно нормы данного кодекса. Кроме того, необходимо учитывать содержащиеся в законодательстве принципы осуществления закупочной деятельности и особенности заключения, изменения, расторжения и исполнения отдельных видов договоров.

Информационное обеспечение закупки и установление требований к участникам

ВС РФ указал, что для информационного обеспечения закупки в документации должны содержаться достаточные сведения в том числе о ее объекте, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение. Речь шла об отсутствии в закупочной документации информации об объеме строительно-монтажных работ, их минимальной цене и способе ее определения, о разрешительных документах, подлежащих обязательному включению в состав заявки на участие в закупке. Как пояснил суд, упомянутые сведения участники не могли получить самостоятельно даже при наличии необходимого уровня профессионализма и опыта. Отсутствие такой информации нарушает положения ч. 9 и 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.

В другом деле суд признал не нарушающим законодательство отсутствие в документации о закупке сведений о начальной (максимальной) цене договора, поскольку закупка проводилась в несколько этапов и цена договора устанавливалась уже на втором этапе после уточнения технического задания и конкурентных переговоров.

Кроме того, суд указал:

1. При закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектная документация подлежит размещению в составе документации о закупке. Проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности, архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 48 ГрК РФ). Отсутствие такой документации в полном объеме не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению договора.

2. При описании предмета закупки можно ссылаться на ГОСТы, СанПиНы, ТУ, не конкретизируя требования. Пункт 1 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ обязывает заказчика в документации о закупке установить требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, размерам, упаковке и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Исходя из положений ст. 309, 721, 783 ГК РФ качество и объем услуг должны соответствовать условиям договора, а также иным обязательным требованиям к качеству и безопасности, предусмотренным для услуг данного рода законодательством РФ, отвечать требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм, ведомственных приказов и других нормативных актов.

Закон № 223-ФЗ не содержит запрета устанавливать условия о соответствии услуг определенным нормативно-техническим документам, в которых содержатся необходимые требования к ним, а также качественные и технические характеристики этих услуг (п. 3 Обзора).

3. Использование заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие им участника может быть установлено объективно. Антимонопольный орган посчитал нарушением п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ установление заказчиком оценочных критериев выбора поставщика – профессионализм и наличие положительной деловой репутации, поскольку это неизмеряемые требования к участникам. Суд указал, что нарушений нет, так как, несмотря на оценочный характер данных критериев, соответствие им участника закупки измеримо по условиям, содержащимся в закупочной документации: участник закупки должен обладать опытом работы на соответствующем товарном рынке не менее 5 лет и иметь не менее 10 исполненных договоров. Само по себе предъявление заказчиком названных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки.

4. Если документация о закупке и положение о закупке противоречат друг другу, применяется положение. В силу ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является локальным документом заказчика, регламентирующим его закупочную деятельность. При этом в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке (ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). Так, суд удовлетворил требование участника о признании закупки недействительной, поскольку в положении о закупках установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки, не предполагающий возможность его расширения, но документация о закупке содержала требования к участникам, не предусмотренные положением.

Установление требований, ограничивающих количество участников

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ автономные учреждения при закупке товаров, работ, услуг должны руководствоваться определенными принципами, одним из которых является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. ВС РФ указал, что не ограничивает количество участников:

1. Предъявление к ним особых требований, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем своих обязательств. В качестве примера рассмотрено дело, в котором, по мнению ФАС, заказчик нарушил Закон № 223-ФЗ, установив в качестве требований к участникам финансовые показатели – минимальную величину активов и выручки, чем заведомо ограничил круг участников. Суд указал на ошибочность позиции ФАС.

В рассмотренном деле финансовые показатели деятельности участника позволяют судить о его финансовой устойчивости и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названных критериев допуска к участию в закупке является обоснованным.

Обратите внимание: Закон № 223-ФЗ не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора.

2. Установление требований о выполнении контракта лично, без привлечения субподрядчиков, отвечающих потребностям и интересам заказчика.

Суд указал, что запрет привлечения субподрядчиков и соисполнителей не является требованием, предъявляемым к участнику закупки, а относится к порядку исполнения договора и соответствует положениям ст. 706 и 780 ГК РФ. Условие выполнения работ, являющихся предметом закупки, собственными силами может рассматриваться как нарушающее законодательство, если будет доказано, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.

Ограничивающими конкуренцию признаны:

требования о том, чтобы участник являлся производителем либо официальным дилером, поскольку потенциальный участник закупки может не быть производителем оборудования, но при этом поставлять закупаемое оборудование;

невыполнимые требования для участников, установленные заказчиками, например, если заказчик размещает извещение о проведении процедуры закупки в форме запроса предложений в электронной форме со сроком окончания приема заявок через один рабочий день со дня размещения извещения;

избрание способа закупки, который повлек ограничение круга участников. Так, установление в положении о закупке условия о том, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется во всех случаях и при любых потребностях заказчика без проведения конкурентных процедур будет нарушением ч. 1, 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ и ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ;

включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара.

Кроме того, суд подчеркнул, что при признании торгов или договора недействительными из-за ограничения конкуренции, то есть нарушения заказчиком Закона № 135-ФЗ, нужно выяснить наличие негативных последствий для лица, которое требует такого признания. Так, в п. 13 Обзора рассмотрена следующая ситуация.

Участник закупки обратился в суд с требованием о признании недействительными закупки и договора, заключенного победителем и заказчиком. Основанием для такого обращения послужило участие в торгах работника заказчика, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. По мнению судов, подобная ситуация действительно способна привести к ограничению конкуренции и является нарушением, предусмотренным п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона № 135-ФЗ. Но поскольку работник заказчика не признан победителем в проводимой закупке и участник закупки не доказал, как выявленное нарушение повлияло на его права, в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Меры ответственности

В пункте 12 Обзора Президиум ВС РФ обратил внимание на следующий момент.

Если участник нарушил условия участия в закупке, например, предоставил недостоверную информацию, а в конкурсной документации имеется условие о том, что заказчик вправе удерживать сумму обеспечения заявки в данном случае, это удержание представляет собой меру ответственности.

Так, участник предоставил недостоверную информацию о среднесписочном числе его работников. Заказчик по завершении конкурса не возвратил указанному участнику денежные средства, перечисленные в качестве обеспечения. Участник требовал вернуть их через суд. Арбитражный суд удовлетворил требования, поскольку не установил умысла по искажению информации о численности персонала. Апелляционная инстанция отменила это решение, поскольку исходя из положений ст. 421 ГК РФ, ст. 2, 3 Закона № 223-ФЗ заказчики вправе устанавливать в положении о закупке, закупочной документации требования об обеспечении заявки на участие в закупке, условия его предоставления, возврата и удержания. По условиям документации сообщение заведомо недостоверной информации является достаточным основанием для удержания обеспечения.

Заключение и изменение договора

Президиум ВС РФ в Обзоре обратил внимание на следующие моменты:

1. Заказчик не вправе заключать договор по результатам закупки до истечения десятидневного срока на обжалование действий (бездействия) организатора (ч. 4 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ). Иное свидетельствует о злоупотреблении правом со стороны заказчика.

Так, суды указали, что административный порядок обжалования в антимонопольном органе действий организаторов торгов, аукционной или конкурсной комиссии является оперативной мерой, направленной на пресечение нарушений со стороны названных лиц, а также предотвращение нарушения прав участников.

В соответствии с п. 19 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Сама по себе возможность оперативного оспаривания закупки требует от добросовестных заказчика и победителя закупки ожидания истечения срока на обжалование, установленного ч. 4 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ. Заключение заказчиком в такой ситуации договора с победителем закупки свидетельствует о заведомо недобросовестном поведении, в силу чего на основании ст. 10 и ч. 2 ст. 168 ГК РФ заключенный ими договор является ничтожным.

2. Нельзя изменять договор, если в результате корректировки изменятся условия, которые согласно документации о закупке имели значение для формирования заявок, установления цены договора или определения победителя.

Участник аукциона обратился в суд с требованием о признании недействительным дополнительного соглашения к договору, которым увеличена цена договора. Исковые требования удовлетворены по следующим основаниям.

Частью 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено право сторон на изменение договора по определению объема, цены закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора. Подобные изменения возможны при условии обеспечения информационной открытости – путем размещения соответствующей информации на официальном сайте в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор.

Изменение условий договора с победителем допускается по основаниям, определенным ГК РФ, что само по себе не может свидетельствовать о нарушении требований ч. 1 и 2 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Однако дополнительным соглашением многократно увеличена цена договора. Такое изменение является произвольным, направлено на нивелирование условий проведенного аукциона (в частности, основной договор содержал условие о неизменности цены договора на протяжении всего срока его действия), не соответствует принципам осуществления закупок (эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения злоупотреблений, в том числе коррупции). Кроме того, увеличение цены договора в данном случае нарушает требования п. 8 ст. 448 ГК РФ о недопущении изменения договора, которое влияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.

3. Нельзя признать договор недействительным по иску заказчика, если он сам нарушил правила его заключения. Согласно п. 5 ст. 166 ГК РФ заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на это лицо действует недобросовестно, в частности, если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки. Так, в п. 20 Обзора ВС РФ привел решение, в котором заказчик требовал признать договор незаконным. Суд первой инстанции иск удовлетворил, а вот апелляционная инстанция отменила это решение. Заказчик признал договор поставки недействительным после его исполнения сторонами на протяжении года и при обстоятельствах, когда к нему был предъявлен встречный иск в связи с его недобросовестным поведением. При этом заказчик ссылался на собственные неправомерные действия при проведении закупки:

непринятие в письменном виде решения о проведении закупки;

неутверждение и неразработку документации о закупке;

неразмещение на официальном сайте информации о закупке.

Суд указал, что допущенные самим заказчиком нарушения не могут быть положены судом в основу признания договора недействительным по иску этого заказчика.

Контроль при проведении закупок

Согласно ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если таковые нарушают права и законные интересы участника закупки.

Основания для рассмотрения жалоб следующие:

осуществление заказчиком закупки с нарушением требований законодательства или порядка подготовки и проведения закупки, содержащегося в положении о закупке;

неразмещение в ЕИС положения о закупке, изменений, внесенных в него, информации о закупке, документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей размещению, или нарушение сроков такого размещения;

предъявление к участникам требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

осуществление закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

неразмещение в ЕИС информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

ВС РФ отметил, что только по данным основаниям рассматриваются жалобы участников с соблюдением процедуры, закрепленной в ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ. Это очень важно при определении законности предписания, выданного ФАС заказчику, – антимонопольный орган вправе принимать решения только по тем нарушениям, перечень которых предусмотрен ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ (п. 17 Обзора).

Также ВС РФ обратил внимание на то, что антимонопольный орган вправе проводить внеплановые проверки соблюдения автономными учреждениями Закона № 135-ФЗ. При этом несоблюдение заказчиками отдельных требований Закона № 223-ФЗ может одновременно свидетельствовать о нарушении антимонопольного законодательства.

Статья 17 Закона № 135-ФЗ запрещает действия заказчиков, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при осуществлении закупок. К таким действиям, относятся в частности, создание участнику закупки преимущественных условий участия, нарушение порядка определения победителя по результатам закупочной процедуры. Поскольку п. 11 ч. 1 ст. 23, ст. 25.1 Закона № 135-ФЗ антимонопольному органу предоставлено право проводить внеплановые проверки соблюдения антимонопольного законодательства и если в ходе такой проверки будут выявлены нарушения Закона № 135-ФЗ, ФАС не превышает свои полномочия.

Однако, если антимонопольный орган проверяет только наличие нарушений Закона № 223-ФЗ, внеплановые проверки являются превышением полномочий.

Как видим, ВС РФ рассмотрел различные сферы закупочной деятельности. Напомним некоторые основные моменты. В документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, позволяющие любому участнику сформировать свое предложение. При этом если документация о закупке и положение о закупке противоречат друг другу, то применяется положение. Кроме того, помните, что нельзя изменять договор, если в результате корректировки изменятся условия, которые имели значение для формирования заявок, установления цены договора или определения победителя. Если же возникнет спор по заключенным договорам, должны применяться нормы о закупках, толкуемые во взаимосвязи с положениями ГК РФ.

Читайте также:  Цена закупки запасных частей для автотранспортных средств по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию