Дополнительное соглашение об увеличении предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом объема выполняемых работ на 10% по 44

Вопрос-ответ: о работах не предусмотренных в контракте

Вопрос:

Администрацией был заключен муниципальный контракт на аукционе с единственным поставщиком на строительство спортивной площади, муниципальным контрактом и ФЗ 44 предусмотрено увеличение объема работ или уменьшение не более, чем на 10%. Поставщик увеличил объемы работ по некоторым видам работ, а по некоторым уменьшил, сумма не превышает 10 %, но данные виды работ не предусмотрены сметной документацией и проектной документацией. Возможны ли работы, не предусмотренные сметной документацией?

Ответ:

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

При этом согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, в том числе если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

Таким образом, в случае необходимости увеличения предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта допускается увеличение объема по каждому виду работ, предусмотренных сметной документацией, либо по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на десять процентов исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. В случае увеличения предусмотренного контрактом объема работ заказчику необходимо изменить смету по тем позициям, которые нужно увеличить с соответствующим изменением общей цены государственного контракта. При увеличении объема работ также допускается увеличение цены контракта, но не более чем на десять процентов, по соглашению сторон.

В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных частью 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Правовой проблемой по данной категории дел является вопрос о возможности взыскания стоимости дополнительных работ, которые не были предусмотрены государственным (муниципальным) контрактом между госзаказчиком и подрядчиком.

В отношении договоров строительного подряда закреплено правило, согласно которому подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику ( п. 3 ст. 743 ГК РФ).

В свою очередь из смысла п. 5 ст. 743 ГК РФ заказчик должен дать согласие на выполнение дополнительных работ. Только при установлении таких обстоятельств у подрядчика возникает право на взыскание стоимости выполненных работ.

При этом сам по себе акт приемки дополнительных работ, даже подписанный заказчиком, необязательно будет расценен как согласие на проведение таких работ

Что же касается выполнения строительно-монтажных работ для государственных и муниципальных нужд, то по данному вопросу также выявлено несколько подходов.

Согласно первой точке зрения

в отсутствие заключенного государственного (муниципального) контракта дополнительные работы не подлежат оплате. Данный подход базируется на правовых позициях, изложенных в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 28 мая 2013 г. N 18045/12 по делу N А40-37822/12-55-344, от 4 июня 2013 г. N 37/13 по делу N А23-584/2011. (Источник – Статья: О некоторых правовых проблемах, возникающих при выполнении строительно-монтажных работ для государственных (муниципальных) нужд (Демидова Г.С., Осипов А.А.) (“Законы России: опыт, анализ, практика”, 2016, N 10) <КонсультантПлюс>>

Обзор подготовлен специалистами Л инии Консультирования ГК “Земля-СЕРВИС”

Дополнительное соглашение об увеличении предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом объема выполняемых работ на 10% по 44

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

При заключении и исполнении контракта согласно статье 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон 44-ФЗ) изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Согласно части 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ по предложению заказчика существует возможность увеличить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% или уменьшить предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
В ходе выполнения работ по капитальному ремонту объекта были выявлены скрытые работы, которые не входят в ведомость объемов работ и сметный расчет аукционной документации. Выполнение скрытых работ необходимо для исполнения контракта (речь идет, например, о демонтаже потолочных конструкций, который необходим, чтобы установить новые потолочные плиты).
Можно ли увеличить объем выполняемых работ на 10% при условии, что документацией об аукционе и проектом контракта такая возможность предусмотрена?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Согласование внесения в контракт условия о выполнении подрядчиком дополнительных скрытых работ должно признаваться правомерным, если под дополнительными работами понимаются дополнительные объемы работ, предусмотренных контрактом.
Если же скрытые работы не относятся к предусмотренным контрактом видам работ, правомерность согласования их выполнения может быть поставлена под сомнение.

Обоснование позиции:
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе Гражданского кодекса РФ. Контракт, заключаемый в соответствии с Законом N 44-ФЗ, представляет собой гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Поэтому отношения по такому контракту регулируются нормами Гражданского кодекса РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ. Так, к контрактам на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений применяются правила Гражданского кодекса РФ о договоре строительного подряда (п. 2 ст. 740 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия в том числе об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы (п. 1 ст. 766 ГК РФ).
Пунктом 2 ст. 767 ГК РФ определено, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с уменьшением средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных той же статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, определенных в этой норме. В частности, если возможность изменения условий контракта на выполнение работ была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного подрядчика – контрактом, по предложению заказчика предусмотренный контрактом объем работ может быть увеличен не более чем на 10%. По соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ и цены контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены контракта (пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Заметим, что понятие объема работ, выполняемых по договору (контракту), не раскрывается ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе N 44-ФЗ, в связи с чем правило пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно понимать двояко: как допускающее только возможность одновременного увеличения в одинаковой пропорции всех видов работ по контракту либо как позволяющее увеличить не более чем на 10% в том числе объем конкретного вида работ, предусмотренного технической документацией, с пропорциональным увеличением цены этой работы исходя из сметной стоимости единицы работы. Второго из приведенных подходов придерживаются представители Минэкономразвития России, отмечая, что в случае необходимости увеличения предусмотренного контрактом объема работ (если такая возможность была установлена документацией о закупке) при исполнении контракта допускается увеличение объема по каждому виду работ, предусмотренных сметной документацией, либо по определенным позициям локального сметного расчета не более чем на 10% исходя из установленной в контракте цены единицы объема работы. В случае увеличения предусмотренного контрактом объема работ заказчику необходимо изменить смету по тем позициям, которые нужно увеличить с соответствующим изменением общей цены контракта (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 10.04.2017 N Д28и-1591, от 22.02.2017 N Д28и-1227, от 23.09.2016 N Д28и-2529, от 01.03.2016 N Д28и-524, от 16.11.2015 N Д28и-3363).
Однако, как следует из пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в любом случае речь идет о тех видах работ, которые предусмотрены контрактом. Это подтверждается положением указанного подпункта, которое допускает возможность при согласовании сторонами дополнительного объема работ по контракту пропорционально увеличить цену контракта исходя из установленной в контракте цены единицы работы. Очевидно, что цены таких единиц устанавливаются контрактом (сметой, являющейся частью контракта) дифференцировано по видам работ. Поэтому в порядке, предусмотренном пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, цену контракта, а следовательно, и объем работ невозможно увеличить в случае, если заказчик и подрядчик согласуют выполнение вида работ, в отношении которого цена единицы работы в контракте отсутствует.
Этот вывод подтверждается разъяснениями Минэкономразвития России, в которых указывается, что положения пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ распространяются только на товары, работы, услуги, предусмотренные контрактом. В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленными Законом N 44-ФЗ, или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, определенных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите письма Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208, от 16.09.2016 N Д28и-2465, от 27.07.2016 N Д28и-1898, от 22.06.2016 N Д28и-1675, от 18.04.2016 N Д28и-1055, от 17.03.2016 N Д28и-642, от 28.12.2015 N Д28и-3749, от 04.12.2015 N Д28и-3634, от 18.08.2015 N Д28и-2497). Такие же разъяснения дает Минфин России (смотрите письмо от 26.09.2017 N 24-03-08/62479). Суды также отмечают, что нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ не допускают изменения состава и видов работ по контракту (постановление Пятого ААС от 19.08.2016 N 05АП-5050/16).
Нельзя не отметить, что в судебной практике сформирован также и несколько иной правовой подход к оценке правомерности выполнения подрядчиком и оплаты заказчиком дополнительных работ по контракту на выполнение строительных работ в ситуации, когда при исполнении контракта подрядчиком обнаруживаются не учтенные в технической документации работы, без выполнения которых контракт не может быть исполнен. В связи с этим судьи обращают внимание на п. 3 ст. 743 ГК РФ, согласно которому подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При согласии заказчика на проведение и оплату дополнительных работ подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности подрядчика либо не могут быть выполнены подрядчиком по не зависящим от него причинам (п. 5 ст. 743 ГК РФ). При этом под дополнительными понимаются работы, необходимость проведения которых обнаруживается подрядчиком в ходе проведения строительных работ и которые отсутствуют в технической документации, то есть таких работ, без проведения которых продолжение строительства невозможно (постановление АС Дальневосточного округа от 27.02.2017 N Ф03-6571/16).
Исходя из приведенных норм, суды приходят к выводу о том, что увеличение объема работ по контракту, в том числе когда такое увеличение превышает 10% от цены или объема, предусмотренных контрактом, допустимо исключительно в случае, если их невыполнение грозит годности и прочности результата выполняемой работы. К дополнительным работам, подлежащим оплате, заказчиком также могут быть отнесены исключительно те работы, которые, исходя из имеющейся информации на момент подготовки документации и заключения контракта, объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата (п. 12 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017), смотрите также постановления Пятого ААС от 26.10.2017 N 05АП-7195/17 и от 07.09.2017 N 05АП-5328/17, Четырнадцатого ААС от 19.10.2017 N 14АП-7594/17, Семнадцатого ААС от 06.10.2017 N 17АП-11517/17).
С вышеописанной точки зрения согласование сторонами контракта выполнения дополнительных работ, в том числе не предусмотренных технической документацией, является правомерным, если такие работы объективно не могли быть учтены в документации при заключении контакта и без выполнения этих работ исполнить обязательства по контракту невозможно.
Однако заметим, что эта позиция формулируется судами применительно к спорам по требованиям об оплате согласованных заказчиком и выполненных подрядчиком работ. Вопрос о правомерности действий заказчика по внесению в контракт изменений, связанных с выполнением дополнительных работ, с точки зрения ограничений, установленных ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в приведенных нами судебных актах специально не рассматривался. Поэтому нельзя исключить вероятности того, что антимонопольный орган в подобной ситуации придет к выводу о том, что заказчик нарушил законодательство о контрактной системе и имеются основания для применения к заказчику и его должностным лицам, виновным в правонарушении, соответствующих административных санкций (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, смотрите также решение Смоленского областного суда от 02.08.2016 по делу N 21-362/2016).
Поэтому мы полагаем, что, если упомянутые в вопросе скрытые работы контрактом (ведомостью объемов работ, иной технической документацией, являющейся частью контракта) не предусмотрены, их выполнение может быть квалифицировано не как увеличение объема работ по контракту, а как закупка новых работ, недопустимая в рамках того же контракта, что, вполне возможно, повлечет за собой негативные правовые последствия для заказчика и его должностных лиц.
Если в рассматриваемом случае заказчик примет решение не вносить в контракт изменения, связанные с выполнением скрытых работ, выходом из сложившейся ситуации, на наш взгляд, может быть дополнительная закупка таких работ (в том числе у единственного подрядчика при соответствии критериям, указанным в п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) либо расторжение контракта по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ) и последующее осуществление новой закупки работ, не выполненных до момента расторжения контракта, включая упомянутые скрытые работы.

Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
– Энциклопедия решений. Изменение объемов и (или) содержания работ и цены по контракту по Закону N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

14 ноября 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Дополнительные работы по государственному контракту

Закупки для государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013 (далее – Закон № 44). В соответствии с указанным законом производятся закупки, в том числе, на выполнение каких-либо работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Содержание статьи:

Не всегда представляется возможным точно определить, проверить виды и объемы работ по контракту. В ходе исполнения контракта подрядчик обнаруживает, что какие-то виды работ следует исключить, заменить, возникает необходимость в выполнении дополнительных работ, изменении объемов работ по контракту, возникают взаимные претензии по госконтракту между сторонами. Вот почему часто стороны решают вопрос с помощью нашего адвоката. Какие возможности нам предоставляет Закон № 44, что говорит судебная практика, разберемся в настоящей статье.

Изменение видов работ по государственным (муниципальным) контрактам

В ходе исполнения контракта может выясниться, что какие-то работы не предусмотрены сметой, или выполнение каких-то видов работ не требуется.

Изменение видов работ по контракту довольно спорный вопрос. Закон № 44 не закрепляет возможность изменения видов работ, отсюда вытекает вывод, что изменять виды работы по контракту нельзя. В разъясняющих письмах органов, также указывается, что изменять виды работ нельзя, а если требуется выполнить виды работ не предусмотренные контрактом, то необходимо проводить новую закупку. При этом в конце таких разъяснений, как правило, указано, что тот или иной орган не имеет полномочий по разъяснению законодательства.

В то же время, надзорные органы в ходе проверок применяют разъяснения органов, фактически не имеющих юридическую силу, так как разъяснения это не закон.

При анализе статей Закона № 44 вытекает, что виды работ определяются проектно-сметной документацией, иной технической документацией, это является существенным условием контракта, и Законом № 44 прямо закреплено общее правило о недопустимости изменения существенных условий.

При этом стоит отметить, что Градостроительный кодекс РФ говорит о возможности отклонения от проектной документации только после внесения в нее изменений в установленном порядке. Следовательно, если потребуется изменение видов работ, тогда необходимо внесение изменений в проектно-сметную документацию, которая должна пройти государственную экспертизу. При этом цена контракта не подлежит изменению, а изменение видов работ должно быть обоснованным.

Однако, заказчик в этом случаи несет риски признания контролирующими органами незаконным изменение видов работ и, как следствие, незаконным оплату данных работ. В каждой конкретной ситуации необходимо доказывать обоснованность изменения видов работ для получения того результата, который требовался по контракту, согласовывать все изменения госконтракта по закону с соответствующими органами или расторгать контракт. Что и делает наш адвокат в рамках оказания юридической помощи обратившемуся.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика

Письмо о необходимости выполнения дополнительных работ и изменение объема работ по заключенному контракту

Что делать, если в ходе выполнения работ возникла необходимость в дополнительных работах?

Для начала следует определить, что работы действительно являются дополнительными, которые не предусмотрены контрактом, но выполнение которых необходимо в рамках заключенного контракта, поскольку они влияют на прочность и годность объекта и их выполнение необходимо для достижения результата по контракту; данные дополнительные работы должны быть обнаружены в ходе выполнения работ.

Действия подрядчика при обнаружении необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных технической документацией, заключаются, прежде всего, в уведомлении об этом заказчика.

ВНИМАНИЕ: дополнительные работы должны быть именно дополнительными, а не самостоятельными видами работ.

Далее, если в течении 10 дней от заказчика не поступает ответ на уведомление о необходимости выполнения дополнительных работ, подрядчик обязан приостановить работы. НО! Если приостановление работ повлечет гибель или повреждение объекта строительства, в этом случае подрядчик не имеет права приостанавливать работы. В последующем он должен доказать, что была необходимость немедленно действовать в интересах заказчика.

Действия заказчика при получении сообщения от подрядчика об обнаружении дополнительных работ, заключаются в решении вопроса, необходимо ли выполнение дополнительных работ. Если такая необходимость есть, встает вопрос, что делать? Если дополнительные работы связаны с дополнительным объемом работ, предусмотренных муниципальным контрактом, то Закон № 44 предусматривает возможность изменения объема работ по общему правилу не более чем на 10% по предложению заказчика. А если это дополнительные работы, не предусмотренные контрактом, в этом случае, с учетом неофициальных разъяснений Закона № 44, следует проводить отдельные закупочные процедуры. В то же время судебная практика говорит, что к дополнительным работам могут быть отнесены те работы, которые объективно не могли быть учтены в технической документации, но должны быть произведены и данные работы подлежат оплате.

Кроме того, чтобы увеличить объем работ в размере 10% и цену контракта, такая возможность должна быть предусмотрено непосредственно в контракте.

На указанные требования Закона № 44 особенно следует обратить внимание подрядных организаций, поскольку при не соблюдении положений законодательства об уведомлении, о получении от заказчика предложения об увеличении объема работ по контракту, и соответственно об увеличении цены контракта не более чем на 10%, в случае, если такая возможность предусмотрена контрактом, подрядчик лишается возможности получить соответствующую оплату за выполненные дополнительные работы.

Суды при рассмотрении дел о взыскании стоимости за дополнительные работы проверяют выполнение требований законодательства по соблюдению порядка, и в случае, если порядок не был соблюден, во взыскании денежных средств за дополнительные работы подрядным организациям отказывают.

Следует не забывать про размер увеличения, а именно, не более 10% от цены контракта. Факт заключения дополнительного соглашения об увеличении цены контракта более чем на 10% не гарантирует оплату в полном объеме. В одном из обзоров судебной практики Верховный суд РФ указал на ограничения в размере изменения цены контракта, которые установлены не только для подрядчика, но и для заказчика. Условие об увеличении цены контракта более чем на 10% в данной части ничтожно. В то же время, увеличение цены контракт и объема более чем на 10% допустимо только в случае, если не выполнение дополнительных работ грозит годности и прочности результата работ.

Объем работ может быть уменьшен в пределах 10% и соответственно уменьшена цена контракта.

ПОЛЕЗНО: смотрите ВИДЕО и пишите свой вопрос в комментариях ролика

Взыскание неосновательного обогащения, в связи с увеличением объема работ по государственному или муниципальному контракту

Бывают случаи, когда подрядная организация, выполнив работы по строительству, в ходе выполнения работ или даже не приступив к работе, понимает, что объемы работ больше, чем требует заказчик, например, больше площадь квартир, подлежащих передачи заказчику во исполнение контракта.

В этой ситуации подрядчик обращается к заказчику, чтобы он оплатил лишние квадратные метры, которые фактически им приняты по контракту, а не принять их заказчик не мог, потому что это квадратные метры в квартирах, которые передавались подрядчиком во исполнение контракта.

НО! заказчик обозначает свои требования по площади квартир и иные требования изначально в контракте, а точнее в приложениях к нему, в том числе в техническом задании, и требовать от него оплаты за превышение квадратных метров подрядчик не имеет права, если цена контракта твердая. Конечно, многое зависит и от положений непосредственно государственного или муниципального контракту.

Не стоит обходить Закон № 44, выполняя работы без заключения государственного или муниципального контракта в установленном порядке, в надежде в дальнейшем в судебном порядке, после выполнения работ, взыскать неосновательное обогащение (подробнее о процедуре по ссылке). Судебная практика на этот случай говорит о возможности недобросовестных подрядчиков и заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды, что влечет за собой отказ в удовлетворении иска.

Есть случаи, когда невозможно заключить государственный или муниципальный контракт в конкретной ситуации в порядке определенным Законом № 44, но для исполнителя выполнение тех или иных работ, оказание услуг является обязательным, и он не может отказаться от выполнения соответствующих работ, поскольку они являются социально-значимыми и объективно необходимыми.

Также может возникнуть какая-то экстренная ситуация, требующая немедленного выполнения работ, поставки товара или оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в связи с аварией или иной чрезвычайной ситуацией

В этих случаях суды приходят к выводу о том, что работы, услуги подлежат оплате, несмотря на то, что оказаны вне рамок Закона № 44, а точнее при отсутствии заключенного контракта.

Иски в суд о внесении изменений в государственный или муниципальный контракт, об обязании заключить дополнительное соглашение к контракту

В ходе исполнения контракта у подрядчика может возникнуть необходимость в увеличении сроков работ, во внесении иных изменений в контракт. Обратившись к заказчику с соответствующим предложением заключить дополнительное соглашение, скорее всего подрядчик получит отказ, поскольку для заказчика предусмотрена как минимум административная ответственность за изменение условий контракта, если такая возможность не предусмотрена, прежде всего законодательством о контрактной системе.

При предъявлении исковых заявлений подрядчиком к заказчику о внесении изменений в контракт или об обязании заключить дополнительное соглашение, суды, как правило, встают на сторону заказчика, указывая в решении на то, что Закон № 44 по общему правилу устанавливает запрет на изменение существенных условий контракта, в том числе по срокам исполнения контракта. Также суды приходят к выводу, что подрядчик обратился в суд с иском, например, об обязании заключить дополнительное соглашение об изменении сроков работ, в целях избежать финансовых санкций за нарушение сроков по контракту. Иногда суды встают на сторону подрядчика и выносят решения об удовлетворении исковых требований.

Не стоит забывать, что последняя инстанция по рассмотрению споров является Верховный суд РФ, и принятие решения нижестоящими судами не гарантирует, что оно не будет отменено верховным судом.

Есть шанс, что суд встанет на сторону подрядчика только при существенном изменении обстоятельств, в результате которых возникла необходимости по внесению изменений в контракт.

Ситуации могут быть разные и в одних случаях требования той или иной стороны скорее всего не будут удовлетворены судом, а в других — будут признаны судом законными и обоснованными. Все зависит от конкретных обстоятельств дела.

Помощь адвоката в споре между заказчиком и исполнителем госконтракта

Настоящая статья не является руководством к действию, в ней всего лишь проанализирована малая часть судебной практики по спорным правоотношениям, которая является неоднозначной. Разобраться в ситуации, проанализировав все обстоятельства, могут помочь наши адвокаты, в том числе:

  • выстроить тактику действий подрядчика или заказчика при возникновении спорных вопросов в ходе исполнения государственного или муниципального контракта;
  • оценить риски при принятии того или иного решения заказчиком или подрядчиком в рамках правового анализа государственного анализа и обстоятельств дела;
  • с учетом обстоятельств дела, смогут дать прогноз, насколько положительным возможен исход дела при рассмотрении судом;
  • составить документы по государственному или муниципальному контракту, процессуальные документы по судебному делу;
  • осуществить представительство интересов доверителя в ходе рассмотрения дела судом;
  • окажет иную юридическую помощь по проблеме Доверителя

Стоит отметить, что нормы Закона № 44 в основном носят императивный характер, но контролирующие органы и судебные органы довольно часто по-разному их трактуют, вот почему лучше обратиться к профессионалу — нашему адвокату, а не пытаться решить проблему самостоятельно.

Как подписать дополнительное соглашение к госконтракту

Скачать бланк допсоглашения по 44-ФЗ
Скачать образец дополнительного соглашения к муниципальному контракту по 44 ФЗ об изменении характеристик на улучшенные
Скачать образец соглашения о внесении изменений в контракт по 44-ФЗ об изменении цены без изменения объема
Скачать образец дополнительного соглашения к государственному контракту по 44-ФЗ на работы по капитальному ремонту кровли (увеличение цены на 10%)
Скачать образец дополнительного соглашения к договору по 44 ФЗ на поставку тепловой энергии (изменение реквизитов)
Скачать образец доп соглашения к государственному контракту по 44-ФЗ на текущий ремонт коридора и лестничных клеток (увеличение цены на 10%)
Скачать образец доп соглашения на увеличение суммы контракта на 10 по 44 ФЗ

Когда подписать

В ч. 1 ст. 95 44-ФЗ прописан закрытый список оснований для изменения обязательных условий госконтракта. Собрали в таблицу эти условия и основания для подготовки дополнительных соглашений.

Объем работ (услуг)

Увеличить или уменьшить количество в пределах 10%.

Изменились цены (тарифы) на товары, работы, услуги, которые регулируются законодательством.

Уменьшились ранее доведенные до госзаказчика, как получателя, бюджетные средства лимитов бюджетных обязательств в рамках п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса.

Увеличивайте или уменьшайте цену по медицинским показаниям в госконтрактах с иностранной организацией на лечение гражданина России за рубежом. Главное, чтобы такая возможность была прописана в госконтракте.

Замените поставщика на его правопреемника, если прошла реорганизация (преобразование, слияние или присоединение). Меняйте и заказчика, если права перешли к другому госзаказчику.

Это указано в ч. 5, 6 ст. 95 44-ФЗ и Письме Минфина № 24-03-08/71520 от 31.10.2017.

  • отвечает критериям по п. 1 Постановления Правительства № 1186. Измените контракт в этом случае по решению Правительства РФ, госоргана субъекта РФ или местной администрации (п. 2-4 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ);
  • заключен с единственным поставщиком по п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Это указано в п. 10 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.

В госконтрактах, которые заключены по итогам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства или по сохранению объектов культурного наследия.

Изменяйте срок исполнения таких контрактов, если по вине подрядчика контракт он не исполнил в срок или возникли не зависящие от сторон обстоятельства, из-за которых контракт не выполнили в установленный срок. Не забудьте проектную документацию. Это указано в п. 9 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.

Когда контракт не исполнен в срок по вине подрядчика, изменяйте срок, если подрядчик:

  1. Уплатил неустойку (штрафы, пени).
  2. Предоставил обеспечение исполнения госконтракта на новый срок.

Дополнительными соглашениями к строительным госконтрактам изменяют и другие существенные условия, если это не приведет к увеличению срока исполнения госконтракта или его цены более чем на 30%. Главное, чтобы госконтракт заключили на год и более, а цена равна или превышает 100 млн руб., и в ходе его исполнения возникли обстоятельства, которые не зависят от сторон, из-за которых работы не выполнить.

Для подписания дополнительного соглашения придется получить письменное обоснование, которое основано на решении уполномоченного органа:

  • правительства;
  • высшего исполнительного органа региона;
  • местной администрации.

Это указано в п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ и п. 1(1) Постановления № 1186.

Когда образец не подписывают

Образец дополнительного соглашения не изменяет:

  1. Страну происхождения товара, если запрет прописан в нормативных актах в рамках национального режима по ч. 6 ст. 14 44-ФЗ.
  2. Поставщика, кроме уступки третьему лицу права требования к заказчику об исполнении денежного обязательства (п. 17 обзора судебной практики Президиума Верховного Суда от 28.06.2017).
  3. Предмет.
  4. Другие условия, если не соблюдаются условия по ст. 95 44-ФЗ.

Изменять предмет госконтракта по общему правилу нельзя, но некоторые контракты меняют, если есть решение Правительства, региональных властей или местной администрации. Например, это относится к госконтрактам:

  • для федеральных нужд на срок от трех лет и ценой от 10 млрд руб., а по сделкам на клинические исследования лекарств — от 40 млн руб.;
  • для региональных нужд на срок от трех лет и ценой от 1 млрд руб.;
  • для нужд муниципального образования со сроком исполнения от года и ценой от 500 млн руб.

Это установлено в п. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ, абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК, п. 1 Постановления № 1186.

Как правильно составить

Вот пошаговая инструкция, как подготовить образец дополнительного соглашения самостоятельно:

Шаг 1. Возьмите из госконтракта наименования и реквизиты сторон.

Шаг 2. Пропишите основания для изменений, сами изменения и то, что остальные положения госконтракта остаются без изменений.

Шаг 3. Составьте образец в двух экземплярах.

Шаг 4. Подпишите дополнительное соглашение у уполномоченных лиц заказчика и поставщика.

Сведения о дополнительном соглашении направьте в реестр контрактов в ЕИС. Сделайте это в течение пяти рабочих дней с даты подписания допсоглашения.

Ответственность

В ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП прописана ответственность за неправильную работу с дополнительным соглашением. Если изменили дополнительным соглашением условия госконтракта, когда по закону этого делать нельзя, должностное лицо оштрафуют на 20 000 рублей, а юрлицо — на 200 000 рублей.

Если это же нарушение повлекло еще и дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объекта закупки, то грозит штраф в двукратном размере дополнительных израсходованных средств или цены уменьшенного объема по контракту.

Образец доп соглашения к муниципальному контракту об изменении цены

ОБРАЗЕЦ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО СОГЛАШЕНИЯ № 1
к муниципальному контракту от 01.11.2019 № 2781101870017000032

УсловияПравила по изменению
Поставщика или заказчика
Характеристики товара (работы, услуги).Меняйте товар (работу, услугу) по госконтракту на товар (работу, услугу) с лучшими характеристиками.
Любые условия
Цена, срок и ряд иных условий
г. Москва11.11.2019

МУЗ «Госпиталь № 1», далее именуемое «Заказчик», в лице директора Больничной Анны Петровны, действующей на основании Приказа Минздрава России от 12.10.2018 № 123-М, с одной стороны, и ООО «Овощебаза», далее именуемое «Поставщик», в лице генерального директора Иванова Аркадия Ивановича, действующего на основании Устава, с другой стороны (далее совместно — Стороны). заключили настоящее дополнительное соглашение о нижеследующем:

  1. В соответствии с п. 4.4 муниципального контракта от 01.11.2019 № 2781101870017000032 на поставку продуктов питания (далее — Контракт), на основании пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных и муниципальных нужд» Стороны приняли решение о снижении цены Контракта без изменения количества и качества поставляемого в связи с сезонным снижением рыночной цены товара.
  2. Пункт 4.1 Контракта изложить в следующей редакции:
    «Цена Контракта составляет 2 967 750 (два миллиона девятьсот шестьдесят семь тысяч семьсот пятьдесят) руб. 00 коп. НДС не облагается в связи с применением Поставщиком упрощенной системы налогообложения».
  3. Приложение № 1 к Контракту «Спецификация товара» изложить в редакции Приложения 1 к настоящему Дополнительному соглашению.
  4. Настоящее Дополнительное соглашение является приложением к Контракту и вступает в силу с момента его подписания Сторонами.
  5. Дополнительное соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой Стороны.

Приложение:

1. Образец спецификации товара — на 1 л. в 1 экз.

Реквизиты и подписи Сторон

Муниципальное учреждение здравоохранения «Госпиталь № 1»

ул. Крылатские Холмы, д. 1, г. Москва, 121614

Адрес для направления корреспонденции:

ул. Крылатские Холмы, д. 1, г. Москва, 121614

Телефон: +7 (495) 111-01-01

Электронная почта: budzdorov@example.ru

в УФК по г. Москве

в ГРКЦ ГУ Банка России по ЦФО

Общество с ограниченной ответственностью «Овощебаза»

Адрес, указанный в ЕГРЮЛ (ЕГРИП):

ул. Зольная, д. 14, г. Санкт-Петербург, 195213

Адрес для направления корреспонденции: ул. Зольная, д. 14, г. Санкт-Петербург, 195213

Телефон: +7 (812) 313-93-00

Электронная почта: ovostchu@example.ru

От имени Заказчика:
Директор

__Больничная______ __/А.П. Больничная/
(подпись)

От имени Поставщика:
Генеральный директор

____Иванов____ __/А.И. Иванов/_
(подпись)

Образец приложения 1

дополнительного соглашения № 1

к муниципальному контракту

от 01.11.2019 № 2781101870017000032

Образец приложения № 1

к муниципальному контракту

от 01.11.2019 № 2781101870017000032

на поставку продуктов питания

ОБРАЗЕЦ СПЕЦИФИКАЦИИ

Наименование и характеристики товара

Цена за единицу, руб.

ГОСТ 31822-2012: Кабачки свежие, реализуемые в розничной торговле. Технические условия

Плоды свежие, целые, чистые, здоровые, гладкие или ребристые, с плодоножкой. Сорт не ниже первого

ГОСТ 34325-2017: Перец сладкий свежий. Технические условия

Плоды свежие, целые, чистые, здоровые, без механических повреждений, с плодоножкой. Сорт не ниже первого

Реквизиты и подписи Сторон

От имени Заказчика:
Директор

__Больничная______ __/А.П. Больничная /_
(подпись)

От имени Поставщика:
Генеральный директор

____Иванов____ __/А.И. Иванов/_
(подпись)

Как правильно оформить дополнительное соглашение об изменении суммы контракта по 44-ФЗ?

Сумма договора по государственному контракту выступает существенным условием и по умолчанию не подлежит изменению. Но в некоторых ситуациях текст контракта допускается корректировать в части стоимости и тогда сторонам следует подписать дополнительное соглашение об изменении суммы договора по 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Порядок заключения

Государственный и муниципальный заказчик при исполнении контракта при внесении в контракт изменений должны предварительно согласовать новые условия договора и затем зафиксировать их документально. При этом должно соблюдаться следующее важное условие: документация о закупке и контракте должна предусматривать возможность изменения условий контракта через подписание дополнительного соглашения.

Если такая возможность контрактом не предусмотрена, то сторонам придется расторгать договор по обоюдному согласию, а заказчику проводить новую закупку.

Возможность подписания соглашения для внесения изменений в контракт предусмотрена Гражданским кодексом. В ст. 451 ГК указано, что данный документ следует оформить для внесения коррективов в условия, изменение которых нельзя было предусмотреть в момент подписания договора.

Исключениями являются случаи, прописанные в ст. 34 44-ФЗ при заключении контракта и в ст. 95 44-ФЗ при его исполнении. Цену контракта по 44-ФЗ допускается изменять в следующих исключительных ситуациях:

  1. В случае снижения цены контракта без изменения объема поставки товаров, работ и услуг.
  2. В случае увеличения по инициативе заказчика объема поставки не более, чем на 10%, и пропорционального увеличения цены в указанном пределе.

Дополнительные основания для изменения цены госконтракта содержатся в Постановлении Правительства от 2013 года №1186: она может корректироваться на основании решения Правительства, субъекта РФ или муниципалитета в отношении крупных контрактов, цена которых выше определенного лимита. Это федеральные контракты на сумму свыше 10 млрд р. и сроков от 3 лет, региональные – с ценой более 1 млрд р. с аналогичным сроком и муниципальные – от 500 тыс. р. и сроком 1 год. Также изменить цену по указанному Правительственному Постановлению допускается при росте регулируемых тарифов на товары и услуги.

Порядок заключения дополнительного соглашения в 44-ФЗ не урегулирован, но он может содержаться в самом государственном контракте. В общих чертах порядок подписания соглашения выглядит так:

  1. У сторон возникает одно из оснований для изменения цены договора по 44-ФЗ.
  2. Заказчик направляет поставщику проект дополнительного соглашения для ознакомления.
  3. Поставщик передает заказчику подписанный со своей стороны документ.
  4. Заказчик подписывает дополнительное соглашение.
  5. Документ приобретает юридическую силу.

Какие сведения должно содержать дополнительное соглашение

Дополнительное соглашение об изменении цены договора не имеет унифицированной структуры и составляется в свободной форме. В нем отображаются все коррективы, которые необходимо внести, аннулируются отдельные пункты контракта и излагаются в новой редакции.

Ведь в случае, если стороны решат изменить условия государственного контракта при отсутствии на это оснований, то заказчика по результатам проверки ФАС могут привлечь к административной ответственности в виде штрафа. Наказание предусмотрено по ч. 4 ст. 7.32 КоАП. Согласно сложившейся практике, ответственность за данное правонарушение может наступать как для заказчика, так и для поставщика. Штрафы по указанной статье весьма весомые: до 20 тыс. р. для должностных лиц (ответственных лиц за проведение закупки) и до 200 тыс. р. – для юрлиц.

В дополнительном соглашении стоит отобразить следующие сведения:

  1. Наименование документа.
  2. Номер госконтракта, к которому оно прилагается, дата его подписания и наименование.
  3. Место (город) и дата подписания документа.
  4. Наименование компании-заказчика, ФИО руководителя, директора или иного уполномоченного лица за подписание документа.
  5. Наименование компании-поставщика, ФИО ее директора или индивидуального предпринимателя либо иного доверенного лица.
  6. На основании какого документа действует лицо-подписант со стороны заказчика и поставщика (устав, положение).
  7. Преамбула дополнительного соглашения копируется из государственного контракта, но фраза «стороны заключили настоящий контракт» изменяется на «…заключили настоящее дополнительное соглашение».
  8. Ссылка на пункт договора, который допускает изменение условий государственного контракта через подписание дополнительного соглашения.
  9. Пункт государственного контракта, в котором была прописана цена договора, подлежащая корректировке.
  10. Новая цена договора с учетом НДС.
  11. Ссылка на положения 44-ФЗ, которые допускают изменения государственного контракта в части цены.
  12. Указание на то, что остальные пункты государственного контракта остается неизменными.

Документ подписывается обеими сторонами и скрепляется печатями при их наличии. Допсоглашение составляется в двух экземплярах

Дополнительное соглашение после его подписания приобретает юридическую силу. При этом оно выступает неотъемлемой частью государственного контракта и без него признается недействительным.

Допсоглашение по госконтракту должно храниться вместе с основным соглашением.

Таким образом, при необходимости внесения изменения в государственный контракт необходимо оформить и подписать дополнительное соглашение. Цена контракта подлежит изменениям в исключительных случаях, которые прописаны в ст. 95 44-ФЗ. В остальных ситуациях сторона не вправе изменять цену контракта даже при обоюдном согласии и подписывать дополнительное соглашение, в противном случае сторонам грозит административная ответственность в виде крупного штрафа. Допсоглашение обязательно имеет письменный формат, подписывается обеими сторонами по госконтракту, имеет равную с договором юридическую силу и выступает его неотъемлемой частью. Состав данного документа определяется по усмотрению сторон.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

В каких случаях допускается подписание дополнительного соглашения к государственному контракту по 44-ФЗ? Правила оформления соглашения

Заключение дополнительного соглашения оформляется к уже подписанному государственному контракту по 44-ФЗ. Оно может потребоваться для изменения условий договора, а также для того, чтобы убрать несколько пунктов или включить дополнительные параметры.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Когда допускается вносить изменения в государственный контракт

Возможность внесения изменений в контракт опирается на положения ст. 451 Гражданского кодекса. В п. 1 ст. 451 Гражданского кодекса декларируется условие, по которому изменение или расторжение договора допускается, если обстоятельства, на которые опиралось соглашение, существенно изменились и это нельзя было предусмотреть в момент подписания договора.

Стороны не вправе изменять существенные условия в подписанном ранее государственном контракте. Перечень исключений указан в ст. 95 44-ФЗ. В частности, для подписания дополнительного соглашения такая возможность должна быть предусмотрена документом.

При внесении изменений в госконтракт должны соблюдаться некоторые дополнительные условия:

  1. Если цена контракта снижается без изменения объема и качества товара и работы.
  2. Если заказчиком предложено снижение или увеличение поставки или выполненной работы, но не более, чем на 10%.
  3. Если изменились регулируемые цены на товары, работы и услуги (например, в договоре энергоснабжения).
  4. Если предметом контракта является медицинское обслуживание гражданина за пределами РФ (стоимость таких услуг может изменяться в большую и меньшую сторону с учетом медицинских назначений).
  5. Если исполнение государственного контракта по текущим условиям стало невозможно.
  6. При уменьшении лимитов бюджетных обязательств. Данное обстоятельство для подписания допсоглашения опирается на п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса. При пересмотре лимитов госзаказчик должен согласовать новые условия заключенного до этого обязательства.

Также подписание дополнительного соглашения возможно:

  1. По решению Правительства, если исполнение федерального контракта на 3 года и более по цене более 10 млрд руб. без изменения условий контракта не допускается.
  2. По решению высшего исполнительного органа власти российского региона, когда исполнение госконтракта для нужд региона на срок 3 года при цене более 1 млрд руб. невозможно.
  3. По решению местной администрации, если исполнение муниципального контракта на срок более года при цене от 500 млн р. без изменения условий невозможно.

Дополнительное соглашение к контракту следует оформить при изменении реквизитов поставщика. Еще один частный случай оформления допсоглашения – необходимость расторжения государственного контракта.

До 2017 года действовало правило, согласно которому, допускалось изменять срок исполнения контракта, его цену, количество услуг, товаров и работ, если срок исполнения завершился в 2016 году. То есть допускалось подписание дополнительного соглашения на изменение суммы договора или допработы.

Что не допускается изменять в контракте

В государственном контракте не допускается изменять поставщика. Исключением являются случаи, когда новый поставщик выступает правопреемником старого. Если заказчик изменяется, то все подписанные в контракте права и обязанности могут перейти к нему.

В отношении изменения цены есть определенные исключения. Государственный контракт содержит условие о твердой цене, но изменять ее можно в следующих случаях:

  1. Допускается снижение цены контракта без изменения качества и объема.
  2. Допускается увеличение количества поставляемой продукции не более, чем на 10% при пропорциональном изменении цены контракта.

В указанных случаях цену, как существенное условие контракта, допускается скорректировать на законных основаниях.

Обязательные условия по договору не допускается исключать из дополнительного соглашения или изменять их. Это, в частности:

  • ответственность сторон при неисполнении или некачественном исполнении обязательств по контракту;
  • порядок и сроки оплаты по контракту;
  • порядок и сроки приемки работы;
  • сроки возврата денежных средств, которые исполнитель вносил, как обеспечение.

Порядок формирования дополнительного соглашения

В дополнительное соглашение в обязательном порядке включается:

  1. Наименование организаций.
  2. ФИО тех, кто действует от имени поставщика и заказчика, а также документы, на основании которых они действуют (устав, доверенность и пр.).
  3. Перечень правок и дополнительных требований, которые вносятся в государственный контракт.
  4. Указание на то, что остальные условия по государственному контракту остаются неизменными.
  5. Реквизиты, подписи и печати сторон.

К оформлению дополнительного соглашения предъявляют ряд общих требований:

  1. В шапке дополнительного соглашения указываются реквизиты основного документа (государственного контракта, условия которого подлежат изменению).
  2. Номер дополнительного соглашения.
  3. Преамбула дополнительного соглашения копируется из текста государственного контракта.
  4. Указывается место подписания документа.
  5. Документ составляется в письменном виде в двух экземплярах.

Отдельно от контракта допсоглашение не имеет юридической силы. В случае расторжения государственного контракта соглашение так же утрачивает силу.

Включение в реестр контрактов

На основании ч. 3 ст. 103 44-ФЗ заказчику необходимо передать сведения о подписании дополнительного соглашения в реестр контрактов в течение 5 дней после его заключения.

Таким образом, дополнительное соглашение – это единственная юридическая возможность изменить условия подписанного госконтракта по 44-ФЗ. Дополнительное соглашение обязательно составляется в письменной форме в количестве двух экземпляров. Оно содержит скорректированные сведения госконтракта или исключаемые из контракта пункты. Также через допсоглашение вносятся измененные реквизиты поставщика, и расторгается контракт. Не допускается вносить изменения в существенные условия контракта и исключать обязательные пункты договора.


Читайте также:  Приказ о проведении электронного аукциона при закупке по 44-ФЗ - образец
Ссылка на основную публикацию