Допуск к торгам, отказ в допуске, отказ от заключения контракта, если сведения в заявке участника

За что отклоняют заявки в 2020 году

Электронный аукцион не только подразумевает снижение начальной цены контракта поставщиками в ходе проведения торгов, но также требует квалифицированного подхода при проверке заявок на соответствие требованиям законодательства. Предлагаемые поставщиком товары, работы и услуги должны удовлетворять требованиям заказчика, а сам участник должен обладать необходимой квалификацией и опытом. В этой связи актуален вопрос о правилах, по которым участников допускают к электронным аукционам и которые влияют на уровень конкуренции и количество состоявшихся процедур.

Отклонение по первым частям заявок, 44-ФЗ

Основания отказа перечислены в ч. 4 ст. 67 44-ФЗ:

  • непредоставление информации, которая предусмотрена ч. 3 ст. 66, или предоставление недостоверной информации;
  • несоответствие информации (ч. 3 ст. 66) требованиям документации.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (то есть отклонение заявки) по другим причинам не допускается.

Ч. 3 ст. 66 содержит информацию, которую участник должен предоставить в составе первых частей в зависимости от вида контракта.

1. Поставка товара.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, поставщик должен подтвердить согласие на поставку товаров от предложенного заказчиком производителя или конкретные показатели, которые покажут эквивалентность товара другого производителя. В противном случае возможно отклонение заявки.

Если в документации не содержится указание на желаемого производителя или другие подобные индивидуальные признаки продукта, поставщик должен указать все три составляющие (иначе возможно отклонение):

  • конкретные показатели, которые соответствуют значениям, установленным документацией;
  • указание на уникальные признаки (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара.

2. Выполнение работы или оказание услуги.

В этом случае требуется явное согласие на условия, которые установлены в документации.

3. Выполнение работы или оказание услуги, для которых используется товар.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения, от поставщика требуется согласие на выполнение работ и услуг и на использование предложенного заказчиком конкретного товара или согласие на выполнение работ, услуг и конкретные показатели, которые покажут эквивалентность указанным требованиям, указание на средство индивидуализации (при наличии), наименование страны происхождения.
Если таких условий не установлено, претендент указывает информацию по первым трем пунктам (без исключений):

  • согласие на выполнение работ, услуг;
  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией;
  • наименование страны происхождения товара;
  • указание на средство индивидуализации (при наличии).

Если участник не выполнил это условие, его предложение постигнет отклонение.

Отклонение по вторым частям заявок, 44-ФЗ

Ч. 6 ст. 69 устанавливает причины отклонения по вторым частям:

  • непредставление документов и информации согласно п. 1, 3–5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 (смотрите статью «Документы для тендера»);
  • несоответствие условиям, которые установлены документацией;
  • недостоверная информация;
  • несоответствие участника аукциона требованиям, которые установлены в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 44-ФЗ.

Отстранение

В любой момент до заключения контракта заказчик должен отстранить участника от процедуры определения поставщика в следующих случаях:

  1. Участник закупки не соответствует общим требованиям, которые изложены в ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (к примеру, не обладает действующими лицензиями, сертификатами, проводится ликвидация, имеется решение арбитражного суда о признании организации банкротом, участник не соответствует дополнительным требованиям о наличии соответствующего опыта работ и пр.).
  2. Участник предоставил недостоверную информацию о том, что он соответствует указанным условиям. К примеру, предоставленная лицензия о соответствии оказалась подделкой (ч. 9 ст. 31).
  3. При закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств предельная цена не зарегистрирована или предлагаемая цена превышает их предельную отпускную при условиях, которые указаны в п. 2 ч. 10 ст. 31.
  4. Выявлена недостоверность информации, которая содержится в документах, указанных в ч. 3 и 5 ст. 66 (первые и вторые части) согласно ч. 6.1 ст. 66. К примеру, содержащиеся в первой части характеристики являются недостоверными согласно ГОСТу, указанному в техническом задании.

Ответственность членов комиссии

Стоит учитывать, что не только необоснованный отказ в допуске на участие в аукционе влечет наложение административной ответственности согласно п. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, но и необоснованный допуск заявки, в случае если она должна быть отклонена, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 рублей и не более 30 000 рублей. Причиной разбирательств контролирующих органов может стать как жалоба в ФАС на отклонение заявки, так и внеплановая проверка.

В каких случаях заказчик и поставщик могут отказаться от заключения контракта по 44-ФЗ? Возможные последствия отказа

Отказ от подписания государственного контракта может быть инициирован как заказчиком, так и поставщиком. Заказчик вправе отказаться от подписания договора при наличии веских оснований, тогда как поставщик в большинстве случаев будет считаться уклонившимся от подписания контракта и попадает в реестр недобросовестных поставщиков.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Отказ поставщика от заключения контракта

При подаче заявки на участие поставщику всегда следует помнить о том, что он может стать победителем и ему придется подписывать государственный контракт. Заявка участника может оказаться единственной, остальные заявки могут быть отозваны или отклонены. Поэтому если поставщик посчитал условия контракта невыгодными, то ему стоит заранее побеспокоиться об отзыве своей заявки.

Если поставщик победил в конкурсе, аукционе или запросе предложений, то он берет на себя обязательство подписать контракт. Такая ситуация не всегда запланирована: поставщик мог подать заявку на участие в электронном аукционе не с целями последующего исполнения контракта, а чтобы увидеть данную процедуру изнутри (как подаются заявки и конкурируют между собой участники).

По нормам 44-ФЗ поставщик даже может не участвовать в торгах, не сделать ни одной ставки, но все равно победит в закупке, и заказчик отправит ему госконтракт на подписание. В ходе электронного аукциона такое возможно, если никто не принял участие в торгах (побеждает заявка, поданная первой по времени), или когда все остальные вторые части заявок были отклонены.

В запросе предложений может победить поставщик, который сделал лучшее предложение по цене на первом этапе, даже если он не улучшал свое ценовое предложение на втором этапе закупки. В конкурсе не предусмотрено дополнительных этапов и заявки оцениваются сразу на соответствие требованиям и предложенным условиям.

Такие причины, как изменение условий реализации контракта (например, резкое изменение курса валюты, который делает поставку импортного товара невыгодным) или выявление условий, которые не может исполнить поставщик в рамках госконтракта, не являются вескими основаниями для отказа в реализации контракта.

Заставить подписать контракт заказчик поставщика не вправе, но если победитель не подпишет контракт в положенные сроки, то ему грозит:

  1. Утрата обеспечения заявки на участие.
  2. Попадание в реестр недобросовестных поставщиков. Включение в реестр сделает практически невозможным дальнейшее участие в государственных и муниципальных закупках, так как требование об отсутствии участника в реестре содержится практически во всех закупках для государственных и муниципальных нужд.

Чтобы этого не допустить, поставщику стоит внимательно следить за ходом закупки, всеми изменениями в закупочную документацию и своевременно отзывать при необходимости свою заявку на участие.

К уклонистам от подписания государственного контракта, в отношении которых применяются все установленные контрактной системой санкции, приравниваются также те участники, которые не уложились в установленные временные рамки для подписания государственного контракта, не внесли установленное закупочной документацией обеспечение по контракту или не направили заказчику нужные для подписания контракта документы.

По результатам запроса котировок обязанность подписать контракт может быть возложена на участника, который занял второе место, а не только на победителя закупки (если победитель откажется от подписания). За отказ в подписании контракта ему грозит попадание в РНП.

Таким образом, во всех конкурентных закупках подписать контракт обязан только победитель, для других участников этот вопрос решается по их усмотрению. Тогда как в запросе котировок применяется другой порядок, и контракт обязан подписать и участник, ставший вторым.

Процедура отказа от контракта

Поставщик может отказаться от подписания контракта на законных основаниях и без применения к нему санкций в ограниченных случаях. Например, если основанием для отказа послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы. К числу последних по нормам Гражданского кодекса можно отнести стихийные бедствия, катаклизмы, катастрофы, забастовки, войны и пр.

Порядок действий поставщика зависит от причины отказа от подписания договора

  1. Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он уведомляет об этом заказчика в течение 1 дня в письменном формате. Форма уведомления является произвольной и должна содержать причину отказа от подписания договора и реквизиты закупки. Документ передается лично заказчику или направляется ему почтой.
  2. Если поставщику удалось договориться с заказчиком о необходимости отказа от реализации контракта, то он может первоначально подписать договор, а затем стороны расторгнут его по соглашению сторон.
  3. Если поставщик не хочет подписывать договор из-за неточностей, которые содержит договор, то ему следует в установленные для подписания сроки направить заказчику протокол разногласий. Заказчик может согласиться с поставщиком и внести изменения в контракт.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Для заказчика передача сведений о поставщике, который уклонился от подписания контракта, является обязательной.

Если поставщику удастся доказать, что в неподписании контракта нет его вины, то его исключат из реестра. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику нужно обратиться с жалобой в ФАС или направить исковое заявление в суд.

Отказ заказчика от заключения контракта

Основания для отказа заказчика от контракта законодательно ограничены и включают в свой состав:

  1. Поставщик своевременно не предоставил обеспечение исполнения государственного контракта. В таком случае заказчик не только вправе, но и обязан отказать поставщику в подписании контракта. Частной причиной для отказа может стать и предоставление поставщиком банковской гарантии, которая не соответствует требованиям 44-ФЗ (например, она выдана банком, который не содержится в установленном реестре организаций, выдающих гарантии для реализации государственных контрактов).
  2. Заказчик пришел к выводу, что победитель не соответствует требованиям закупки (единым или дополнительным), только после проведения закупки. Такая ситуация встречается весьма часто: так как поставщику достаточно только задекларировать свое соответствие требованиям, а на проверку всей информации заказчику может не хватить времени.
  3. Есть еще один частный случай для отказа от подписания контракта на законных основаниях. При закупке лекарственных средств, если предельная цена лекарств не была зарегистрирована в специальном реестре, либо цена по реестру оказалась ниже предложенной поставщиком, а тот не хочет идти на уступки и снижать цену.

Перечень указанных оснований для отказа от подписания договора является исчерпывающим.

Сведения в РНП передаются заказчиком только по первому основанию для отказа от контракта. В остальных случаях с поставщиком просто не подписывают контракт и возвращают ему обеспечение заявки в течение 5 дней после того, как протокол был опубликован.

Заказчик может отказать участнику в подписании контракта, если станет известно, что участник не соответствует обязательным требованиям. К ним относят следующие:

  1. В отношении участника закупки не была инициирована процедура банкротства или ликвидации компании-участника. Также деятельность данной организации не может быть приостановлена по нормам КоАП по ст. 3.12.
  2. У участника не может быть задолженности за предыдущий год по налогам и сборам, а также прочим обязательным платежам. Отказать в подписании закупки заказчик вправе, если долги участника перед бюджетами всех уровней превысили 25% балансовой стоимости активов. В случае если участник подал заявление о признании налоговой задолженности, не обоснованной до подачи заявления, то он считается исполнившим требования законодательства, и заказчик не может уклониться от подписания контракта.
  3. Если результатом исполнения контракта является приобретение прав интеллектуальной собственности, то у исполнителя должны быть такие права.
  4. Руководящий состав поставщика не должен иметь судимости за экономические преступления, либо судимость должна быть снята или погашена.
  5. Между участниками закупки и государственными заказчиками должны отсутствовать связи, которые является причиной конфликта интересов.
Читайте также:  Применение наименований «контракт» или «договор» при осуществлении закупок

Правовыми нормами, закрепленными Правительством, могут устанавливаться дополнительные требования к поставщикам, при несоблюдении которых заказчик может отказаться от контракта. Обычно такие требования предъявляются при закупках в форме конкурса. Так, заказчиком могут быть установлены следующие требования:

  1. О наличии у поставщика должного объема финансовых ресурсов, которые нужны для исполнения контракта.
  2. О наличии основных средств и оборудования, а также прочих материальных ресурсов, без которых недопустимо качественное выполнение работ и услуг.
  3. О наличии в штате квалифицированного персонала, который допускается задействовать в процессе выполнения работ.
  4. О наличии положительной деловой репутации или должного опыта работы.

Если исполнителем были предоставлены недостоверные сведения по своему соответствию дополнительным требованиям, то заказчик имеет право отказаться от подписания контракта с победителем.

Также если заказчик установил требование об отсутствии поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, то включение победителя в такой реестр после торгов дает заказчику право на законных основаниях отказаться от подписания контракта.

Заказчик может предъявить дополнительные требования при специфичных закупках (например, при подписании контракта на оказание аудиторских услуг).

Все требования в обязательном порядке должны быть перечислены в извещении о проведении закупки или конкурсной документации. Отсутствие в тендерных документах полного спектра требований является нарушением и не дает заказчику права отказать в подписании договора по не указанным им требованиям.

Процедура отказа от подписания контракта

При наличии у заказчика веских оснований для отказа подписать контракт он обязан действовать в порядке, установленном в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ. Алгоритм действий будет следующим:

  1. При принятии решения об отказе заказчик обязан сформировать соответствующий протокол и разместить его в ЕИС в течение рабочего дня с даты подписания данного документа. В протоколе перечисляют дату и время его подготовки, реквизиты исполнителя и перечень оснований для отказа в подписании контракта. К нему также прилагаются подтверждающие документы.
  2. Уведомление участнику в виде копии экземпляра протокола об отказе от подписания контракта направляется в течение 2 рабочих дней после подписания протокола.
  3. При необходимости заказчик возвращает победителю обеспечение заявки.

Если поставщик не внес обеспечение, то он признается уклонившимся автоматически и заказчику не нужно придерживаться перечисленного выше порядка действий. Заказчик может предложить второму участнику подписать с ним контракт.

Право исполнителя контракта на обжалование отказа заказчика

На основании 44-ФЗ заказчик наделен правом отказа от подписания контракта с победителем уже после завершения торгов. При этом отказ от закупки допустим в исключительных случаях.

Жалоба в антимонопольный орган передается в случае, если еще не истекли сроки для подписания контракта. Если указанные сроки прошли, то обжаловать действия заказчика можно только в судебном порядке.

Жалоба передается в письменном виде и содержит все необходимые сведения относительно того, почему победитель закупки считает действия заказчика противоправными. К ней необходимо приложить комплект подтверждающих документов: в частности, копию протокола определения победителя или протокола отказа от подписания контракта.

Последствия для заказчика

В случае если заказчик на законных основаниях отказался подписывать государственный контракт, то никаких последствий для него не наступает. При уклонении заказчика от подписания договора ему грозит наказание по нормам КоАП. К ответственности его привлекает ФАС по результатам внеплановой проверки. К незаконному уклонению заказчика от подписания контракта приравнивается неразмещение в ЕИС проекта государственного контракта в установленные законом сроки или пропуск сроков для подписания договора со своей стороны.

Таким образом, заказчик по положениям 44-ФЗ наделен правом отказаться от подписания контракта, но в строго ограниченных случаях. Помимо этого, отказ должен быть мотивирован и содержать указание на причины принятого решения. Поставщику в большинстве случаев за отказ от подписания контракта после признания его победителем грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков. Поставщик может отказаться от подписания контракта на законных основаниях только при наличии обстоятельств непреодолимой силы или по решению суда.


ОТКАЗ ОТ ПОДПИСАНИЯ КОНТРАКТА ПО 44 ФЗ

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

КАК ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ПОДПИСАНИЯ КОНТРАКТА

ПОМНИТЕ:

НАПРАВИТЬ ИНФОРМАЦИЮ В ФАС ОБ ВАШЕЙ НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ, ЭТО ОБЯЗАННОСТЬ ЗАКАЗЧИКА, А НЕ ЕГО ПРАВО. НЕ ИСПОЛНИВ ЭТУ ОБЯЗАННОСТЬ ОН БУДЕТ НАКАЗАН, ОШТРАФОВАН ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ КОДЕКСУ РФ.

В основном такое желание возникает в следующих случаях.

  1. В момент заключения контракта, участник закупки вдруг обнаруживает в аукционной документации требования, которые он не сможет выполнить, или эти требования делают контракт невыгодным.

В основе этой ситуации лежит невнимательность участника закупки на стадии изучения технического задания, контракта или извещения.

Часто причинами возникновения желания не заключать контракт, являются технические ошибки, при расчёте рентабельности и минимальной цены, до которой можно снизится на аукционе. Иногда причиной является ошибки технических сотрудников в процессе торгов.

  1. Иногда возникает ситуация, когда цены на товары или материалы резко и непрогнозируемо, растут, в результате изменения курса доллара или экономической ситуации, что ведет к нерентабельности исполнения контракта.
  2. Бывают ситуации, когда на этапе заключения контракта, в приложениях к контракту, заказчик выдвигает дополнительные требования, пожелания, что с большой долей вероятности ведет к непредсказуемым и многолетним арбитражным тяжбам. Как вариант, ситуация, когда в приложениях к контракту, заказчик опускает какую-либо критически важную часть технического задания, что ведет к неоднозначности и размытости критериев добросовестного исполнения контрактов.
  3. Азарт участника Госзакупки, в процессе самих торгов, Выигрыш нескольких аукционов, при финансовых и технических возможностях, исполнить меньше выигранного. Иногда начинающие участники подают заявки в тренировочных целях и внезапно выигрывают аукцион, так как на таких условиях больше не нашлось желающих участвовать в закупке.
  4. Бывают случаи, когда заказчик недвусмысленно даёт понять, что не желает видеть вас поставщиком, и благоприятного завершения и закрытия контракта не будет.
  5. Возникновение сложностей с производством товара у единственного производителя, типа пожара, банкротства и так далее.

В таких ситуациях у участника закупки возникает естественное желание избежать подписания контракта.

В такой ситуации у участника закупки имеются четыре варианта поведения.

  1. Первый вариант, это просто отказаться от подписания контракта, оказаться в реестре РНП, на два года, потеряв при этом обеспечение контракта. Вариант честный и справедливый, потому что вы своим поведением доставляете заказчику большое количество сложностей и проблем.
  2. Второй, это заключить контракт, и затем расторгнуть его по соглашению сторон. Вариант, возможен в ситуации чётких, предварительных договорённостей с заказчиком, вариант сопряжён с возможными проверками заказчика, в обоснованности расторжения контракта. Риск в этой ситуации берет на себя заказчик.

Иногда заказчики идут на это, видя невозможность исполнения контракта, по не зависящим от поставщика обстоятельствам. В случае если заказчик, аффилирован с другим участником закупки и горит желанием вас наказать, такой вариант скорее всего «соскочить» не пройдёт.

Третий вариант работает в случае, если срок предусмотренный законом о контрактной системе, еще не окончился.

В этой ситуации участник закупки может пожаловаться на себя в УФАС, обосновав то, что он не соответствует требованиям заказчика, и заявка была допущена с нарушением закона.

Этот способ ведет к 3-м неприятным последствиям:

А) Заказчик в результате вашей жалобы попадает под внеплановую проверку, и рискует получит штраф. Заказчик должен готовить документы, с разъяснением ситуации, ответ на жалобу, участвовать в комиссии УФАС, по рассмотрению жалобы.

Даже если УФАС, не найдет нарушений в вашем допуске, при проверке закупки УФАС может найти другие нарушения, в документации и заказчик может пострадать.

Б) Вы должны понимать, что как бы ни сложилась ситуация с жалобой в УФАС, отношения с заказчиком вы испортите.

Поход в УФАС, подготовка документов к защите своей позиции, не является любимым занятием заказчика.

В случае отмены результатов аукциона, проблем у заказчика будет ещё больше.

В) УФАС может признать вашу жалобу необоснованной, в иных случаях даже при серьезных аргументах в неправомерном допуске в целях воспитания участников закупки. В этой ситуации вам придётся заключать контракт с заказчиком, который к вам мягко говоря не расположен. При этом исполнение контракта будет сопряжено с определёнными трудностями.

При этом велика вероятность потерять обеспечения контракта, попасть в РНП, и долгое время отбивать свои обоснованные затраты через арбитраж.

Четвертый вариант, это не подписывать контракт, обосновав это технической невозможность подписать контракт в регламентированные сроки, с доказательством вашей добросовестности и наличием желания подписать и исполнить контракт. Заказчик при этом подписывает контракт с участником, занявшим второе место, а вам придётся доказывать свою добросовестность и наличие непредвиденных обстоятельств непреодолимой силы. В этом случае необходимо заручиться, серьезными обоснованиями ваших доводов, и юридически грамотно сформулировать обстоятельства, с учетом практики конкретного УФАС.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ЗАКАЗЧИК РЕШИЛ ВКЛЮЧИТЬ ВАС В РНП.

Причин такой ситуации, и вариантов развития событий может быть несколько.

ВЫ, НЕ ИМЕЯ НАМЕРЕНИЙ ЗАКЛЮЧАТЬ КОНТРАКТ ПОБЕДИЛИ В АУКЦИОНЕ.

Такое могло произойти в двух случаях:

  1. На электронный аукцион, заявки были поданы несколькими участниками, но ни один из них не подавал предложений по цене. В такой ситуации, заказчик, после проверки вторых частей заявок, должен заключить контракт, с участником, который первым прислал заявку, и заявка которого признана соответствующей всем требованиям аукционной документации.

Чтобы избежать такой ситуации, обязательно отзывайте заявки, в случае если передумали участвовать.

Обязательно отслеживайте происходящее с аукционом, если заявку не отозвали. Тревожным звоночком является, то что Вам не вернули на счёт обеспечение с электронной площадки.

  1. В случае, когда вы оказались единственным, кто подал заявку. Не смотря на то что Вы не подавали ценовых предложений, вы автоматически становитесь победителем, и будете обязаны заключить контракт.
  2. В ситуации, когда вы оказались 2-м номером на аукционе, а победитель не стал заключать контракт, в этой ситуации вы имеете право отказаться от заключения контракта. В случае запроса котировок у Вас такой возможности нет, будучи вторым номером, в запросе котировок вы должны заключить контракт, в случае отказа первого номера.

КАКИЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ КОНТРАКТА.

  1. После победы в аукционе вы не успеваете с подготовкой обеспечения контракта.

Пишите заказчику протокол разногласий, ссылаясь на какое-либо формальное основание.

Созвонитесь с заказчиком и честно, объясните ему причины возникновения протокола, и своём желании заключить контракт.

  1. После того как заказчик разместил проект контракта на площадке, и вы не подписали его в регламентированный срок, заказчик связался с Вами и сообщил Вам об этом. Это может быть косвенным подтверждением в том, что заказчик заинтересован заключить с Вами контракт, и Вас есть шанс решить эту ситуацию. Попросите заказчика, чтобы он заново открыл контракт для подписания участником. У него есть такая возможность, вместе с тем он не обязан этого делать и пойдя вам на встречу он наживает сильную головную боль.
Читайте также:  Открытый конкурс в электронном виде для закупки по 223-ФЗ

Способы заказчика перевывесить контракт

2.1 Заказчик, может сослаться на какое-либо уточнение или мелкую техническую ошибку.

2.2 Заказчик может от своего имени вывесить протокол разногласий и снова разместить проект контракта на площадке.

  1. После того как Вы, в регламентированный срок не подписали контракт, заказчик передал о Вас сведения в УФАС, на предмет отправки в РНП. В этой ситуации Вам придется объяснять Вашу позицию в УФАС. Будьте готовы юридически грамотно доказать свою правоту.
  2. Самыми распространёнными проблемами при заключении контракта, являются ошибки, связанные с предоставлением обеспечения исполнения контракта.

Недоплата в случае демпинга, снижения более 25%, нарушение требований заказчика к оформлению банковской гарантии, сроку её действия и. так далее.

Эти ошибки являются основанием для отказа заказчика от заключения с вами контракта и информированию УФАС, на предмет включения в РНП.

НАИБОЛЕЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРАКТА.

  1. После снижения в торгах свыше 25%, была прикреплена платёжка, с обеспечением, указанным в информационной карте закупки.

В законе о контрактной системе, в рамках обеспечения антидемпинговых мер, вам было необходимо перечислить в полтора раза больше указанного, или прикрепить документы подтверждающие Вашу добросовестность.

  1. Предоставленные Вами документы о добросовестности в соответствии с антидемпинговым мероприятиями, по каким-то причинам не устроили заказчика.
  2. Перечислили меньшую сумму, в связи с технической ошибкой.
  3. Ошибки в предоставленной банковской гарантии, ошибки с формой, сроками, суммой и другими требованиями закона о контрактной системе.

В Москве, отклонение из-за несоответствия банковской гарантии, каким-либо требованиям, стало последним трендом в развития борьбы с неугодными подрядчиками.

  1. Не успели вовремя оформить БГ. (Нужно всегда иметь актуальную информацию от банков, о своём лимите гарантий)

ОБ УЧАСТНИКЕ, ЗАНЯВШЕМ ВТОРОЕ МЕСТО.

Внимание: с 1 июля 2019 г. вступили изменения в 44 ФЗ, несколько меняющие нижеизложенный порядок заключения контракта со вторым участником!

В соответствии с частью 14 статьи 70 Закона о контрактной системе, в случае, если победитель электронного аукциона, признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе предложить заключение контракта, участнику этого аукциона, который предложил цену, такую же как победитель аукциона, или его предложение по цене, следует после условий, предложенных уклонившимся победителем.

В случае если второй участник, соглашается заключить контракт, он признаётся победителем.

Заказчик при этом в проект контракта, включает условия, предложенные новым победителем.

Согласно части 15 статьи 70 Закона о контрактной системе, участник, признанный победителем, согласно части 14 статьи 70 44-ФЗ имеет право подписать контракт или отказаться от заключения контракта.

Законодательство даёт право участнику, который является вторым после победителя отказаться от заключения контракта, даже в том случае, если он дал согласие и признан победителем аукциона.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупки, которые уклонились от заключения контракта или исполнителях, поставщиках, подрядчиках, с которыми расторгнут контракт, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, или по решению суда.

Таким образом, учитывая взаимосвязанные положения части 15 статьи 70 и статьи 104 Закона о контрактной системе, участник, предложению или заявке которого, присвоен 2-й номер, не подлежит включению в РНП, по основанию отказ или уклонение от заключения контракта, так как такой случай не указан в перечне оснований для направления в УФАС информации о включении участника закупки которому присвоен второй номер в реестр недобросовестных поставщиков.

Эта позиция подтверждена судебной практикой и письмом Минэкономразвития РФ за № Д28и-1968 от 10 июля 2015 г.

Формы документов, представленные в составе заявки, не должны изменяться (Торги, ФЗ-135)

Организатор торгов разместил извещение на право заключения договора водопользования.

Аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в аукционе, поскольку участником торгов была изменена форма заявки. Аукционной комиссией при рассмотрении заявки участника торгов было установлено, что в заявке сведения о наименовании официального сайта и дате размещения информации о проведении торгов дополнены сведениями о контактном адресе и телефоне организатора аукциона. Кроме этого, предоставленный документ «Реквизиты банковского счета для возврата задатка» изменен путем внесения непредусмотренных сведений об ИНН банка, а также дополнен текстом: «Получатель: Ф.И.О.».

Не согласившись с решением организатора торгов, участник закупки подал жалобу в УФАС. УФАС признало жалобу необоснованной.

ФАС установило, что порядок организации и проведения аукциона регламентированы постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона», которым утверждены два документа – Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и Правила проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования.

На основании указанных документов на организатора торгов возложена обязанность по разработке и утверждению документации о проведении торгов, в том числе по указанию требований к содержанию и форме заявки, инструкции по заполнению заявки.

Так, в документации определено, что все установленные формы документов, определенные приложениями документации об аукционе, и представляемые участником в составе заявки, а также сама заявка на участие в аукционе не подлежат изменению, а содержащийся в них текст полному или частичному удалению. Запрашиваемая информация должна быть занесена участником торгов в полном объеме в указанные формы каждого документа и не может быть заменена предоставлением других документов. Соблюдение участником на участие в аукционе указанных требований означает, что заявка на участие в аукционе и все документы и сведения, входящие в состав заявки, поданы от имени участника торгов на участие в аукционе, а также подтверждает подлинность и достоверность представленных к заявке на участие в аукционе документов и сведений.

Таким образом, решение организатора торгов об отказе в допуске к участию в аукционе является обоснованным, поскольку участником торгов была изменена форма заявки, запрет на что установлен в документации об аукционе.

Честно говоря, меня расстраивает излишне формальный подход к рассмотрению заявок. Факт того, что участник вместо простановки прочерка просто убрал лишние пустые строки или указал дополнительную информацию, не предусмотренную формой заявки, по сути, не делает информацию недействительной или недостоверной. Но правила есть правила. Нижеизложенная практика лишь только подтверждает необходимость безусловного соблюдения инструкции по заполнению заявки, а если что-то не понятно – необходимо направить запрос на разъяснение положений документации.

1. Торги на право заключения договора аренды имущества.

Организатор торгов при проведении открытого конкурса на право заключения договора аренды имущества отклонил заявку участника по причине отсутствия в заявке участника строки для заполнения данных по ИП (форма заявки участника отличалась от формы установленной извещением о проведении конкурса). Не согласившись с решением, участник подал жалобу в УФАС. Участник пояснил, что не относится к ИП, и потому и убрал строки, предназначенные для заполнения данных по ИП.

УФАС установило, что организатор торгов в инструкции по заполнению заявки указал, что форма заявки не должна меняться, а в случае отсутствия сведений для заполнения в заявке указываются прочерки. Таким образом, утвержденная конкурсной документацией форма заявки участником была изменена сознательно и самостоятельно. Довод участника не находит своего подтверждения.
УФАС признало жалобу необоснованной.

2. Торги на право заключения договора купли-продажи из земель населенных пунктов.

Организатор торгов отклонил заявку участника из-за несоответствия утвержденной организатором торгов форме, а именно – в заявке участником не заполнен раздел реквизитов для возврата задатка. Не согласившись с решением, участник подал жалобу в УФАС. Участник указал, что им в отдельном документе были представлены реквизиты для возврата задатка.

УФАС установило, подпунктом 1 ч. 1 ст. 39.12 ЗК РФ установлено, что для участия в аукционе участники предоставляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок заявку на участие по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов. Факт того, что участником представлены реквизиты для возврата задатка, не освобождает участника от обязанности подачи заявки по установленной организатором торгов форме. УФАС признало жалобу необоснованной.

3. Торги по реализации арестованного имущества.

Организатор торгов отклонил заявку участника из-за несоответствия утвержденной организатором торгов форме, а именно – в заявке удалены пункты: “Представитель заявителя”; “Документ, удостоверяющий личность доверенного лица”; “Для юридических лиц”; “в лице”; “Адрес (юридический, фактический)”; “Контактный телефон/факс”; “Адрес электронной почты”. Не согласившись с решением, участник подал жалобу в УФАС. Участник указал, что решение об отказе в допуске в торгах необоснованно.

УФАС установило, что форма заявки на участие в торгах размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет torgi.gov.ru и на сайте организатора торгов. Форма заявки в верхней части на лицевой стороне содержит напоминание, что данная форма является утвержденной организатором торгов и не подлежит изменению. Более того, участник не обращался к организатору торгов за разъяснениями относительно содержания и порядка оформления аукционной документации.
УФАС признало жалобу необоснованной.

И немного позитива.

4. Торги на право заключения договора купли продажи транспортных средств.

Организатор торгов отклонил заявку участника из-за несоответствия утвержденной организатором торгов форме, а именно – заявка не соответствует требованиям документации аукциона; наличие в документах недостоверных сведений (участник торгов – физическое лицо – удалил строки, подлежащие заполнению юридическим лицом). Не согласившись с решением, участник подал жалобу в УФАС. Участник пояснил, что изменил форму заявки на участие в аукционе путем удаления строк, предназначенных для заполнения юридическими лицами, так как он не относится к таковым.

УФАС указало, отклонение заявки по столь формальному основанию как “удаление участником закупки строк в утвержденной заказчиком форме”, не подлежащих заполнению физическим лицом, не может являться основанием для отказа в допуске на участие в конкурентной процедуре, поскольку такие действия организатора торгов являются злоупотреблением правом и не соотносятся с действиями добросовестного организатора торгов, преследующего цель обеспечить максимально широкий круг лиц на участие в торгах. Подобные действия носят антиконкурентный характер, поскольку именно за счет них невозможно достижение целей, установленных Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 860 «Об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме».

Само по себе наличие у организатора торгов права устанавливать в документации об аукционе требования к участникам не свидетельствует a priori о законности таких требований. Право организатора торгов, предусмотренное законодательством, не является абсолютным и ограничено правами участников, как более слабой стороны в рассматриваемых правоотношениях.

Таким образом, УФАС пришло к выводу, что отказ организатора торгов в допуске участника к участию в аукционе по указанным организатором торгов основаниям является неправомерным. УФАС признало жалобу обоснованной.

Как отстранить участника: пошаговая инструкция

Отстранение участника от участия в закупочных процедурах

На основании действующего законодательства в сфере госзакупок заказчик может отстранить поставщика от участия в процедуре закупки при обнаружении несоответствия поставщика требованиям заказа, установленным согласно частям 1, 1.1, 2 и 2.1. ст. 31 44-ФЗ, либо если членами закупочной комиссии было обнаружено предоставление недостоверных сведений 44-ФЗ (ч. 9 ст. 31 44-ФЗ).

Читайте также:  Проект контракта на поставку и монтаж оборудования по 44-ФЗ

Таким образом, если участник торгов предоставил организации-заказчику недостоверную информацию или данные, несоответствующие требованиям, установленным в извещении и документации, то закупочная комиссия вправе его отстранить на любом этапе заказа. Отстранение по иным причинам не допускается (Письмо Минэкономразвития № Д28и-3072 от 15.10.2015).

Многие заказчики спрашивают, законно ли отстранение заявки на участие в электронном аукционе? Разберемся в этом вопросе подробнее.

Случаи отстранения участника закупочных процедур можно классифицировать следующим образом:

  1. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (ч. 4 ст. 67 44-ФЗ) на этапе рассмотрения первых частей заявок в случае предоставления недостоверной или несоответствующей требованиям аукционной документации информации.
  2. Признание заявки на участие в аукционе не соответствующей требованиям АД (ч. 6 ст. 69 44-ФЗ) на этапе рассмотрения вторых частей заявок при несоответствии участника аукциона либо предоставленной им информации установленным требованиям либо при указании в заявке недостоверной информации.
  3. Отказ в допуске участнику (ч. 9 ст. 31, ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ) на любом этапе проведения аукциона, в том числе и в момент заключения контракта. Недопуск производится по факту выявления несоответствий АД и предоставления недостоверной информации.
  4. Отказ от заключения контракта (ч. 9 ст. 31 44-ФЗ) на этапе от момента определения победителя до заключения контракта. Причины отстранения аналогичны предыдущим пунктам.
  5. Отказ в допуске на участие в электронном конкурсе (ст. 53) при несоответствии поставщика либо поданной им информации требованиям, установленным документацией о конкурсе в электронной форме.
  6. Отстранение участника электронного конкурса на любом этапе процедуры по факту выявления недостоверности предоставленной им информации (ч. 2 ст. 51 44-ФЗ).

Таким образом, согласно положениям ст. 66, 67, 69, организация-заказчик вправе отстранить недобросовестного участника на любом этапе проведения электронного аукциона.

Какие сведения признаются недостоверными

В законе о контрактной системе 44-ФЗ не прописаны критерии для признания информации недостоверной, однако правоприменительная практика определяет два случая подтверждения недостоверности предоставленных участником закупки сведений.

В первую очередь сведения признаются недостоверными в том случае, когда они не соответствуют действительности. Примером может служить факт указания в закупочной документации технических характеристик тех или иных ТРУ, которые не соответствуют реальным характеристикам. Еще один яркий пример — указание в заявке лицензии, которая либо просрочена, либо вообще ему не выдавалась. В таких случаях закупочная комиссия должна отстранить участника на любом этапе процедуры на основании обнаружения недостоверности предоставленных в заявке данных.

Второй случай — в заявке указаны противоречащие друг другу данные. Пример: указание в первой части поданной заявки характеристик ТРУ, которые не соответствуют подтвердительной документации на данные ТРУ.

Источниками получения данных о достоверности (недостоверности) указанных сведений могут служить:

  • открытые и общедоступные средства информации, такие как интернет;
  • официальные письма от производителей продукции или иных уполномоченных лиц.

Формирование протокола

44-ФЗ также не определяется порядок формирования протокола об отстранении от участия в закупочных процедурах. Более того, законом не установлена обязанность заказчика направлять протокол отстранения поставщику и размещать его в ЕИС.

Для составления протокола заказчик может воспользоваться нормами и правилами, определенными для формирования протокола о подведении итогов закупки.

В данном документе необходимо указать информацию о времени и месте его формирования, регистрационные сведения о юридическом лице, в отношении которого закупочная комиссия приняла решение отстранить, а также изложить все факты, которые послужили основанием для принятия такого решения.

Если протокол формируется на основании ч. 6.1 ст. 66 44-ФЗ, то есть по факту выявления недостоверности предоставленных участником аукциона данных, то заказчик может воспользоваться нормами ч. 11 ст. 31 44-ФЗ и направить сформированный протокол поставщику не позднее 1 рабочего дня, следующего за датой принятия решения об отстранении, и в аналогичный срок разместить протокол в ЕИС.

В каких случаях допускается отказ от заключения контракта по 44-ФЗ со стороны заказчика и исполнителя?

По нормам 44-ФЗ допускается отказ от заключения контракта как со стороны заказчика, так и поставщика. Наиболее распространенной причиной отказа от госконтракта со стороны заказчика являются нарушения со стороны поставщика, в частности, отсутствие обеспечения по контракту, тогда как во втором случае речь обычно идет о рядовом уклонении от контракта.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Отказ заказчика от заключения контракта по 44-ФЗ

Возможности отказа заказчика от заключения контракта содержатся в ст. 31 44-ФЗ. Здесь сказано, что к правам заказчика относится отказ от заключения контракта в любой момент до его подписания.

Заказчик имеет право отказаться от подписания контракта, если выяснится, что участник закупки не соответствует установленным требованиям. Хотя поставщика должны проверять на предмет соответствия требованиям еще на этапе подачи заявок на участие, но за время, которое прошло с данного момента, ситуация может измениться. Например, за указанный временной период поставщика могут включить в реестр недобросовестных поставщиков либо компания инициирует процедуру своего банкротства, или появится информация о налоговой задолженности поставщика, или в отношении руководства компании может быть инициировано уголовное преследование за экономические преступления. Все описанные причины сделают невозможным подписание контракта с указанным поставщиком и позволяют заказчику на законных основаниях отменить его.

Согласно ч. 9, 10 ст. 31 44-ФЗ, допускается уклонение заказчика от подписания договора с участником, который предоставил недостоверные сведения о себе.

Заказчик обязан отказаться от контракта при непредоставлении победителем обеспечения его исполнения.

Также в 44-ФЗ упомянуто о следующих частных ситуациях отказа от госконтракта при покупках лекарственных средств:

  1. Если не зарегистрирована предельная отпускная цена лекарств, которые предлагаются участником.
  2. Если предложенная участником цена превышает отпускную из реестра, а участник отказался от снижения предложенной им стоимости (при этом сам поставщик признается уклонистом и несет все правовые последствия, связанные с этим фактом).

Согласно статистике, каждый 10 контракт расторгают из-за нарушений, которые были допущены поставщиками. В расторжении госконтракта никто не заинтересован, но иногда поставщику приходится идти на этот шаг. Но лучше предпринять превентивные меры и отказаться от контракта еще перед его подписанием.

Отказ от заключения контракта осуществляется заказчиком до того момента, когда он будет подписан. Если это сделали обе стороны, то вступают в силу положения, касающиеся его расторжения.

Алгоритм действий заказчика

Заказчику следует придерживаться такого алгоритма действий, который прописан в ч. 11 ст. 31 44-ФЗ:

  1. В течение рабочего дня после решения об отказе от заключения контракта по 44-ФЗ он размещает в ЕИС протокол и включает в него такие сведения: место и время его подготовки, информацию о победителе, причины отказа от госконтракта и реквизиты подтверждающих документов. Этот этап является обязательным, так как необоснованный отказ является незаконным.
  2. В течение 2 рабочих дней указанный документ направляют победителю. К протоколу допускается приложить подтверждающие документы.
  3. Заказчик возвращает победителю торгов внесенное обеспечение в течение 5 дней.
  4. Заказчик может подписать госконтракт с другим участником (вторым или третьим), предложение которого отвечало требованиям.

Заказчик вправе истребовать компенсации ему убытков уклонистом, если они превышают размер обеспечения.

Имеет ли право исполнитель контракта обжаловать отказ заказчика

Исполнитель вправе обжаловать действия заказчика (например, если тот отказался подписывать контракт без обоснования причин своего решения) в ФАС или в судебном порядке.

Если же участником не будет направлена претензия в установленный период, то единственный способ обжаловать действия заказчика – обратиться в суд.

Будут ли последствия для заказчика

В случае уклонения заказчика от заключения договора по 44-ФЗ ему грозит наказание по нормам КоАП. К ответственности его может привлечь ФАС по результатам проведенной проверки.

Под уклонением также может пониматься неразмещение в ЕИС проекта контракта для его подписания победителем в установленные сроки или непубликация документа со своей подписью.

Может ли исполнитель отказаться от заключения контракта

Ситуации, которые могут заставить поставщика отказаться от подписания контракта по 44-ФЗ, могут быть самые различные:

  1. Если при заключении госконтракта участник обнаружил в аукционной документации условия, которые он выполнить не сможет, либо он сочтет их невыгодными.
  2. Если возникнет ситуация резкого и непрогнозируемого роста цен из-за валютных колебаний или изменения экономической ситуации, что делает контракт нерентабельным.
  3. Иногда участники переоценивают свои силы: например, подают заявки сразу на несколько закупок и неожиданно для себя выигрывают.
  4. Возникновение проблем с производственным оборудованием, что не дает возможности произвести нужную партию товаров.

Указанные выше ситуации хотя и побуждают поставщика отказаться от госконтракта, по закону не являются существенным условием для совершения таких действий.

К уклонистам приравниваются участники, которые в установленные временные рамки:

  1. Не направили заказчику подписанный проект контракта.
  2. Не предоставили ему необходимые документы по контракту.
  3. Не внесли обеспечение по контракту.

Стоит отметить, что при отказе второго участника от подписания контракта он также признается уклонистом и сведения о нем передаются в РНП. Такая ситуация может возникнуть, если с победителем закупки контракт так и не заключили, либо он был расторгнут.

Отказ от заключения договора поставщиком по 44-ФЗ не всегда имеет негативные последствия. Так, если причиной послужили судебные разбирательства или обстоятельства непреодолимой силы, то он имеет право на него на законных основаниях.

Процедура отказа

Для отказа от подписания договора поставщику не всегда нужно предпринимать активные действия. Его бездействие будет приравнено к отказу. Например, неперечисление обеспечения или неподписание договора в положенные сроки.

Если у поставщика возникли обстоятельства непреодолимой силы, то он обязан уведомить заказчика об этом в течение 1 дня в письменной форме. Документ имеет произвольную форму и передается лично заказчику либо направляется ему почтой.

Как избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков

Поставщик может избежать попадания в РНП, если ему удастся доказать, что в том, что им не был подписан договор с заказчиком, нет его вины. Пытаться договориться с заказчиком о том, чтобы он не передавал информацию в реестр, не стоит. По закону тот передает сведения в реестр не по своему усмотрению: он обязан это сделать при наличии оснований.

Информация будет числиться в реестре в течение 2 дней. Для того чтобы оспорить попадание в реестр, поставщику следует обратиться с жалобой в ФАС или с исковым заявлением в суд.

Таким образом, заказчик наделен правом отказа от подписания договора, но в строго ограниченных 44-ФЗ случаях. Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, а поставщик – уведомлен о принятом решении в письменной форме. Поставщик имеет право обжалования действий заказчика в ФАС или в суде. Исполнитель также может уклониться от подписания невыгодного договора, но за это он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Исключить неблагоприятные последствия отказа поставщик может, если докажет возникновение обстоятельств непреодолимой силы, которые препятствуют подписанию договора или вину заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Ссылка на основную публикацию