Допуск к участию в конкурсе или аукционе участника с лицензией, срок действия которой истекает до

Письмо Минфина России от 21.02.2018 № 24-02-03/11100 “О требовании о наличии лицензии в отношении работ, не являющихся самостоятельным объектом закупки; о действиях заказчика при отсутствии лицензии во второй части заявки на участие в ЭА”

В соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией.

Таким образом, в случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, заказчик обязан установить требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.

Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательного наличия у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, лицензии, свидетельства или иного документа, то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.

В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.

Минфин России обращает внимание, что в случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

При этом вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения Закона о контрактной системе рассматривается органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в каждом конкретном случае исходя из всех обстоятельств дела.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.

Частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 – 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного в случае непредставления участником в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документа, требование о наличии которого установлено в документации о закупке, несоответствия указанного документа требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанном документе недостоверной информации или несоответствия участника электронного аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отклонить заявку такого участника в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

При этом аукционная комиссия самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе.

Дополнительно Минфин России обращает внимание, что в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок.

Таким образом, Минфин России не уполномочен осуществлять контроль в отношении органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, при осуществлении ими соответствующих контрольных мероприятий, а также не уполномочен давать оценку действиям вышеуказанных органов.

Также отмечаем, что решение, принятое контрольным органом в сфере закупок, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Установление в документации о торгах требования о сроке действия лицензии

КонсультантПлюс, 13.05.2014
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО СПОРАМ В СФЕРЕ ГОСЗАКАЗА
Примечание. В 2014 г. размещение заказов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ, если до 1 января 2014 г. на сайте www.zakupki.gov.ru размещены извещения о заказах или направлены приглашения принять участие в них (Письмо Минэкономразвития России от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28и, ФАС России от 30.12.2013 N АД/53811/13).
Установление в документации о торгах требования о сроке действия лицензии
Подробнее о правовой проблеме
Участники размещения заказа должны соответствовать требованиям законодательства РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые являются предметом торгов (п. 1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 94-ФЗ). Копии документов, подтверждающих указанное соответствие, включаются в заявку участника (пп. «б» п. 3 ч. 3 ст. 25, п. 2 ч. 6 ст. 41.8 названного Закона).
К числу таких документов относится копия соответствующей лицензии, если вид деятельности, который является предметом торгов, подлежит лицензированию. При этом Законом N 94-ФЗ не установлено, в течение какого срока представляемый документ должен обеспечивать соответствие участника требованиям законодательства.
Поскольку ч. 4 ст. 11 Закона N 94-ФЗ запрещает устанавливать к участникам размещения заказа иные требования, за исключением прямо предусмотренных названным Законом, на практике возникает вопрос о том, правомерно ли предусматривать в документации о торгах требование о сроке действия лицензии.

Карточка вопроса
1. Правомерно ли устанавливать в документации о торгах требование о сроке действия лицензии на весь срок выполнения работ по контракту? Подход ФАС России и арбитражных судов Установление требования неправомерно
Возможные последствия признания действий заказчика, комиссии заказчика неправомерными
2. Правомерно ли допускать к участию в торгах участника размещения заказа, если он представил в заявке копию лицензии, срок действия которой истекает ранее окончания выполнения работ по контракту? Подход арбитражных судов 1 Допуск к участию в торгах правомерен
Подход арбитражных судов 2 Допуск к участию в торгах неправомерен
Возможные последствия признания действий заказчика, комиссии заказчика неправомерными

1. Правомерно ли устанавливать в документации о торгах требование о сроке действия лицензии на весь срок выполнения работ по контракту?
Подход ФАС России и арбитражных судов: Установление требования неправомерно.
Внимание! Некоторые суды при рассмотрении вопроса о правомерности допуска к участию в торгах лиц, срок действия лицензии которых истекает ранее окончания выполнения работ, указывают на то, что возможность исполнения контракта должна быть обеспечена в том числе наличием лицензии на право осуществления деятельности, являющейся предметом контракта, на весь период его выполнения (см., например, Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2009 по делу N А70-1239/2009).
Документы антимонопольного органа
Постановления ФАС Московского округа
Решение ФАС России от 19.10.2009 N К-887/09
Обстоятельства дела: В документации об аукционе заказчик установил требование о том, что лицензия на осуществление деятельности, являющейся предметом торгов, должна быть действительна до окончания выполнения работ.
Вывод и обоснование: Действия заказчика неправомерны.
Заказчик не вправе предусматривать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в Законе N 94-ФЗ (ч. 4 ст. 11 названного Закона). Следовательно, установление требования о том, что лицензия должна быть действительна до окончания выполнения работ, является нарушением ч. 4 ст. 11 Закона N 94-ФЗ.
Постановление ФАС Московского округа от 18.03.2011 N КА-А40/570-11
Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.
Обстоятельства дела: В документации об аукционе заказчик установил требование о наличии у участников размещения заказа лицензии, которая должна быть действительна до окончания выполнения работ. Такое требование антимонопольный орган признал незаконным.
Вывод и обоснование суда: Действия заказчика неправомерны. Решение антимонопольного органа оставлено в силе.
Заказчик не вправе устанавливать иные требования, за исключением предусмотренных Законом N 94-ФЗ. Требование о том, что лицензия должна быть действительна до окончания выполнения работ, является нарушением ч. 4 ст. 11 Закона N 94-ФЗ. Суд первой инстанции также отметил, что данное требование фактически невыполнимо, поскольку действие лицензии может быть приостановлено либо прекращено на основании решения суда и иных компетентных органов.
См. также: Возможные последствия действий заказчика, комиссии заказчика в зависимости от их квалификации
2. Правомерно ли допускать к участию в торгах участника размещения заказа, если он представил в заявке копию лицензии, срок действия которой истекает ранее окончания выполнения работ по контракту?
Подход арбитражных судов 1: Допуск к участию в торгах правомерен .
———————————
В результате анализа судебной практики выявлено решение территориального органа ФАС России, в соответствии с которым допуск к участию в торгах признан неправомерным (Решение Тюменского УФАС России от 17.12.2008 N 304-1).
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 06.11.2009 N Ф03-5877/2009
Требование участника размещения заказа: признать недействительными результаты торгов.
Обстоятельства дела: По результатам проведения торгов победителем признано лицо, по мнению участника размещения заказа, не соответствующее требованиями документации о торгах, в частности, представившее в заявке на участие в торгах копию лицензии, срок действия которой истекает ранее окончания выполнения работ.
Вывод и обоснование суда: Действия конкурсной комиссии правомерны. Участнику размещения заказа в удовлетворении требований отказано.
Судами установлено, что на момент рассмотрения заявок и определения победителя срок лицензии победителя торгов не истек, а истечение срока действия его лицензии до окончания срока выполнения работ, установленного контрактом, не может являться основанием для отказа в допуске к торгам. Такое основание для ограничения участия в конкурсе Законом N 94-ФЗ не предусмотрено.
Подход арбитражных судов 2: Допуск к участию в торгах неправомерен .
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 06.10.2009 по делу N А70-1239/2009
Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.
Обстоятельства дела: В документации о торгах установлено требование о том, что участник размещения заказа должен представить лицензию, действующую в течение всего срока выполнения работ по контракту. К участию в торгах допущен участник размещения заказа, представивший в заявке копию лицензии, срок действия которой истекает ранее указанного в проекте контракта окончания выполнения работ. Допуск к торгам такого участника антимонопольный орган признал незаконным.
Вывод и обоснование суда: Действия аукционной комиссии неправомерны. Решение антимонопольного органа оставлено в силе.
Заявка на участие в аукционе, представленная участником, не соответствует требованиям аукционной документации, что является основанием для отказа в допуске к торгам. Суд апелляционной инстанции отметил, что допуск к торгам лица, не имеющего действующей в течение всего срока выполнения работ лицензии, означает возможность заключения контракта с лицом, которое в будущем окажется не в состоянии обеспечить выполнение условий этого контракта.
См. также: Возможные последствия действий заказчика, комиссии заказчика в зависимости от их квалификации
Возможные последствия действий заказчика,
комиссии заказчика в зависимости от их квалификации
Внимание! При привлечении к административной ответственности лица, до 01.01.2014 нарушившего Закон N 94-ФЗ, применяются нормы КоАП РФ в редакции, которая действовала до указанной даты. Вместе с тем если в новой редакции КоАП РФ (действующей с 01.01.2014) размер штрафа за такое правонарушение меньше установленного нормами в предыдущей редакции, налагается штраф в размере, предусмотренном КоАП РФ в новой редакции.
Если нарушение Закона N 94-ФЗ совершено после 01.01.2014, применяются нормы КоАП РФ в новой редакции. Административная ответственность в данном случае будет наступать при условии, что рассматриваемые действия являются одновременно нарушением положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (Письмо ФАС России от 23.01.2014 N ИА/2111/14).

Квалификация действий Возможные последствия при установлении нарушения
ФАС России арбитражным судом
Заказчик
Установление в документации о торгах требования о сроке действия лицензии может быть признано нарушением ч. 4 ст. 11 Закона N 94-ФЗ 1. Выдача предписания о внесении изменений в документацию о торгах и (или) об аннулировании торгов.
Обязанность: исполнение предписания.
2. Привлечение к административной ответственности по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ должностного лица заказчика, утвердившего документацию о торгах.
Наказание: штраф в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 руб. и не более 30 000 руб.
3. Привлечение к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ должностного лица заказчика, утвердившего документацию о торгах.
Наказание: штраф в размере 3000 руб. 1. Признание процедуры размещения заказа недействительной.
2. Признание заключенного контракта недействительным и применение последствий недействительности сделки
Комиссия заказчика
Нарушение порядка отбора участников торгов, в том числе допуск к участию в торгах участника, представившего в заявке копию лицензии, срок действия которой истекает ранее окончания выполнения работ по контракту, может быть признано нарушением одной или нескольких из следующих норм Закона N 94-ФЗ:
— ч. 1 ст. 12;
— ч. 7 ст. 41.11 1. Выдача предписания об отмене результатов рассмотрения заявок на участие в торгах и проведении их рассмотрения в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ.
Обязанность: исполнение предписания.
2. Привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ каждого члена конкурсной (аукционной) комиссии, проголосовавшего за принятие решения об отказе в допуске участника к торгам при рассматриваемых обстоятельствах.
Наказание: штраф в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 руб. и не более 30 000 руб. 1. Признание процедуры размещения заказа недействительной.
2. Признание заключенного контракта недействительным и применение последствий недействительности сделки

Читайте также:  Присутствие участников открытого конкурса (запроса котировок) при вскрытии конвертов с заявками и (или) открытии доступа

———————————
Данные последствия выявлены исходя из анализа норм Закона N 94-ФЗ и положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о размещении заказов.
Такие последствия могут распространяться и на случаи отказа в допуске к торгам участника, представившего в заявке копию лицензии, срок действия которой истекает ранее окончания выполнения работ по контракту. Поскольку требование о сроке действия лицензии на весь срок выполнения работ по контракту признается ФАС России и ее территориальными органами неправомерным, существует вероятность, что отказ в допуске к торгам на основании его несоблюдения также будет признан неправомерным.
Сводную информацию о размерах административных штрафов за нарушения в сфере госзакупок см. в Практическом пособии по размещению госзаказа.

РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА – 105/2018 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 105/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

29 января 2018 года г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ИП Васильева А.А. (далее – Заявитель) на действия отдела МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) при проведении электронного аукциона: «Услуги по сбору, вывозу и утилизации (переработке или хранению) жидких бытовых отходов» (извещение № 0118100002717000074) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает на неправомерный отказ в допуске к участию в электронном аукционе.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснили, что документация электронного аукциона составлена в соответствии с потребностью Заказчика, заявка отклонена правомерно.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – отделом МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) проводился электронный аукцион: «Услуги по сбору, вывозу и утилизации (переработке или хранению) жидких бытовых отходов» (извещение № 0118100002717000074).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 905 975,78 руб.

На основании ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1 , 35 , 7 и 8 части 2 статьи 62 , частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 , частями 1.1 , 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно протоколу № 0118100002717000074-3 подведения итогов аукциона в электронной форме от 15.01.2018 г. заявка ИП Васильева А.А. (заявка №2) отклонена на основании п.2) ч.5 ст.69 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, и п.30 ч.1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011, N99-03, оказание услуг, являющихся предметом закупки отнесено к лицензируемым видам деятельности, участник закупки должен обладать действующей лицензией на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. В документации заявки отсутствует лицензия на обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности.).

Пунктом 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе обусловлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 , частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

На основании п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 , частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 , частями 1.1 , 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям , установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п.30) ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат, в том числе следующие виды деятельности: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 «Описание объекта закупки», где Заказчиком установлены требования: « п.3.8 Услуги по откачке, вывозу и утилизации (переработке или хранению) жидких бытовых отходов (далее ЖБО) осуществляется Исполнителем, в соответствии с порядком, установленным ниже:

– Исполнитель использует для оказания услуг соответствующую технику, оборудование, инструменты, расходные материалы;

– Исполнитель своими силами осуществляет откачку ЖБО, и подбор пролившихся ЖБО при откачке;

– Утилизация (переработка или хранение) жидких бытовых отходов должно производиться на специальных территориях (полигонах). Наличие у исполнителя контракта (договора) на размещение ЖБО в местах, специально отведенных для размещения ЖБО.

– Исполнитель обязан по требованию заказчика в течении одних суток предоставить первичные документы, подтверждающие сдачу в место хранения (утилизации) объем вывезенных жидких бытовых отходов с территории заказчика, а также документы, подтверждающие оплату услуги его размещения.

– Исполнитель с момента погрузки ЖБО несет полую ответственность по их дальнейшему обращению;

– В случае причинения, при оказании услуг Исполнителем ущерба имуществу Заказчика (повреждение ограждений или иного имущества) Исполнитель обязан возместить причиненный ущерб в полном объеме.

– С момента откачки ЖБО Заказчика в спецтехнику Исполнителя дальнейшую ответственность за перемещение и размещение ЖБО на полигоне несет Исполнитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

– Услуги считаются оказанными после подписания акта оказанных услуг Заказчиком и Исполнителем (без претензий).

Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Из жалобы ИП Васильева А.А. следует, что 26.12.2018г. был направлен запрос разъяснений аукционной документации, с просьбой указать, какие именно разрешенные виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности должны быть в лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. На что был получен ответ Заказчика – «Извещение о проведении закупки и документация об электронном аукционе содержат корректные требования в соответствии с действующим законодательством, в том числе на предоставление соответствующей документации подтверждающей, что участник закупки осуществляет законную предпринимательскую деятельность в части оказания услуг, являющихся объектом закупки. Соответственно никаких дополнительных требований к разрешенным видам работ, выполняемым в составе лицензируемого вида деятельности у Заказчика нет, необходимо только само наличие лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I IV классов опасности .

Согласно п.2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение о лицензировании), лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее – лицензирующий орган).

На основании п.1 Положения о лицензировании настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – деятельность в области обращения с отходами).

Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.

В соответствии с приложением к Положению о лицензировании Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности включает сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I – IV классов опасности.

В составе второй части заявки ИП Васильев А.А. предоставил требуемую лицензию.

Следовательно, отклонение второй части нашей заявки на участие в аукционе с формулировкой «В документации заявки отсутствует лицензия на обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности» неправомерно, так как лицензии с таким названием не существует (есть лицензия на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности), а конкретных требований к разрешенным видам работ, выполняемым в составе лицензируемого вида деятельности, у Заказчика нет.

В заявке второго участника аукциона – ИП Трофимовой Людмилы Сергеевны, также представлена лицензия, требуемая аукционной документацией.

Согласно ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

Таким образом, нарушения, допущенные аукционной комиссией Заказчика, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

  1. Признать жалобу ИП Васильева А.А . обоснованной.
  2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика – отдела МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику – отделу МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе .
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

по делу №ЭА-105/2018 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

29 января 2018г. г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

на основании своего решения от 29.01.2018г. по делу №ЭА-105/2018 по результатам рассмотрения жалобы ИП Васильева А.А. на действия отдела МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) при проведении электронного аукциона: «Услуги по сбору, вывозу и утилизации (переработке или хранению) жидких бытовых отходов» (извещение № 0118100002717000074) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, , руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:

Читайте также:  Установление в документации о закупке требования о соответствии товаров, работ, услуг ГОСТам, СНиПам и другим

1. Заказчику – отделу МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе путем отмены протокола подведения итогов (далее Протокол) и назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе. При этом дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протокола.

    1. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе и Заявителя, об отмене Протокола, о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.

1.3 Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 1.2 настоящего предписания.

1.4 Аукционной комиссии рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 29.01.2018 по делу № ЭА – 105/2018.

1.5 Заказчику – отделу МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) (аукционной комиссии) , оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения от 29.01.2018 по делу № ЭА – 105/2018.

6. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 3-х рабочих дней со дня его получения.

7. В срок до 22.02.2018г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Требования к участникам закупки услуг связи

Автор: Комиссарова Т., эксперт журнала

Ни одно учреждение не обходится без телефонной (в том числе мобильной) и почтовой связи, а также Интернета. Проводя закупку услуг связи, государственные и муниципальные учреждения, а также иные заказчики в документации о закупке прописывают требования к участникам закупки. Изучив их и оценив свои возможности, организации связи формируют заявки на участие в закупке. Довольно часто заказчики отклоняют заявки из-за несоответствия участников требованиям, установленным законодательством. Но всегда ли такое отклонение (впрочем, как и сами требования к участнику) законно? Сегодня вы узнаете, каким требованиям должны соответствовать организации, оказывающие услуги связи, для участия в госзакупках.

Единые требования.

Частью 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) определены единые требования к участникам:

Они должны соответствовать требованиям, установленным законодательством РФ для лиц, осуществляющих поставку товара, выполнение работы, оказание услуги – объекта закупки. Это значит, что заказчик, проанализировав действующее законодательство на предмет требований к определенным видам деятельности (к лицензированию, к членству в саморегулируемых организациях и пр.) может выставить требование о наличии лицензии, разрешения или допуска к каким-то видам работ.

Напомним, что согласно ст. 29 Федерального закона от 07.07.2013 № 126-ФЗ «О связи» деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень лицензируемых услуг связи определен Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 № 87.

В отношении участника закупки не проводится ликвидация, отсутствует решение арбитражного суда о признании его несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства Читайте также

Например, заказчик проводил аукцион на оказание информационных услуг. Один из участников обратился в ФАС с жалобой на действия аукционной комиссии. По его мнению, комиссия незаконно допустила к участию заявку победившего в аукционе участника, так как она содержала лицензию на осуществление телевизионного вещания, срок действия которой заканчивался до истечения срока оказания услуг по контракту. Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что истечение срока лицензии победителя торгов до окончания оказания услуг не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям действующего законодательства. Судьи указывали, что из документации об аукционе не следует обязанность участников закупки представлять лицензию, срок которой должен покрывать срок действия контракта. При этом истечение срока действия лицензии до окончания оказания услуг не является основанием для признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям Закона № 44-ФЗ. Поскольку на момент подведения итогов аукциона лицензия была действующей, допуск к участию закупки законен, комиссия не вправе была отказывать в допуске (Постановление АС СЗО от 02.02.2016 по делу № А21-826/2015).

Если в период оказания услуг лицензия прекратит свое действие, а исполнитель не продлит ее, заказчик должен отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке на основании ч. 9, 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Еще один интересный момент связан с требованием насчет отсутствия информации об участнике в реестре недобросовестных поставщиков (РНП), в том числе сведений об учредителях участника, членах коллегиального исполнительного органа или руководителе. Право устанавливать данное требование к участникам закупок предоставлено ч. 1.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Минфин в Письме от 26.09.2017 № 24-05-09/62505 указывал, что если участником закупки является юридическое лицо и сведения об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа участника закупки, содержатся в РНП, то комиссия заказчика должна отклонить заявку такого юридического лица в случае, когда в документации установлено соответствующее требование.

Если в закупке участвует физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, которое является учредителем, членом коллегиального исполнительного органа, лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица, и сведения о нем содержатся в РНП, заявка такого участника также должна быть отклонена. Аналогичной позиции придерживаются суды (см., например, Постановление АС УО от 20.04.2017 № Ф09-1846/2017).

Верховный суд в Определении от 18.04.2017 № 307-КГ17-3978 по делу № А13-8168/2016 отметил: заказчик должен использовать любую информацию из РНП, свидетельствующую о наличии риска недобросовестной хозяйственной деятельности.

Таким образом, заказчик вправе отклонить заявку участника, если в документации о закупке установлено требование об отсутствии участников в РНП, а физическое лицо или ИП внесены в него как учредители, руководители, члены коллегиальных исполнительных органов недобросовестной организации, оказывающей услуги связи. Обжаловать данное решение заказчика бесполезно.

Отметим, что согласно ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ. Так, ФАС в Решении от 16.03.2016 по делу № К-318/16 признала требование к участникам об обеспечении сохранения имеющихся у госзаказчика телефонных номеров незаконным. Оператор местной связи имеет номерную емкость согласно выделенному ресурсу нумерации и вправе оказывать услуги связи только с использованием выделенной ему номерной емкости[2] . Возможность передачи нумерации от одного оператора связи другому иным способом, кроме как по договору возмездного оказания услуг, не предусмотрена.

То есть для обеспечения сохранения существующей нумерации необходимо, чтобы участнику закупки, претендующему на заключение контракта, уже был выделен абонентский номер в необходимом коде либо таким участником был заключен договор с соответствующим оператором о передаче данной нумерации. ФАС указала, что такие требования не соответствуют Закону № 44-ФЗ.

Пара слов о дополнительных требованиях к участникам.

Частью 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ Правительству РФ предоставлено право устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

финансовых ресурсов для исполнения контракта;

оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта на праве собственности или ином законном основании;

опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. В основном они касаются строительства, транспортных перевозок, работ на оружейных комплексах, поставки продуктов питания и т. д.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлен этим же постановлением.

Как подтвердить соответствие требованиям?

Частью 8 ст. 31 Закона № 44-ФЗ на комиссию по осуществлению закупок возложена обязанность по проверке соответствия участников закупки требованиям законодательства.

Каким образом комиссия будет проверять соответствие, Закон № 44-ФЗ не уточняет, а вот что проверить – конкретизирует.

Комиссия по осуществлению закупок

Соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 1, 10 (за исключением случаев проведения электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора) ч. 1 и ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона № 44-ФЗ

В отношении отдельных видов закупок товаров, работ, услуг – соответствие требованиям, установленным в соответствии с ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, если такие требования преду­смотрены Правительством РФ

Соответствие участников закупок требованиям, указанным в п. 3 – 5, 7 – 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

При проведении электронного аукциона, запроса котировок и предварительного отбора – соответствие требованию, указанному в п. 10 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ

Обращаем внимание на то, что комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участвующие в закупке организации связи обязанность подтверждать соответствие рассмотренным требованиям, за исключением случаев, когда указанные требования установлены Правительством РФ на основании ч. 2, 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

Как организации, оказывающие услуги связи, могут обжаловать неправомерные требования заказчиков?

Если организация, оказывающая услуги связи, видит неправомерные требования, выставленные заказчиком, или же ее заявку отклонили ввиду несоответствия участника тем или иным требованиям, она может обжаловать такие действия заказчика.

Согласно ч. 1 ст. 105 Закона № 44-ФЗ любой участник закупки имеет право обжаловать в суде или в контрольном органе в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа или учреждения, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Жалоба подается в контрольный орган, который выбирается в зависимости от того, для каких нужд совершалась закупка:

муниципальные нужды – ФАС, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ или местного самоуправления с учетом территориальной принадлежности;

нужды субъекта РФ – ФАС или орган исполнительной власти субъекта РФ;

федеральные нужды или государственный оборонный заказ – ФАС.

Это следует из положений ч. 17 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Жалоба в контрольный орган подается в письменной форме (ч. 7 ст. 105 Закона № 44-ФЗ) и должна содержать:

наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, доводы жалобы.

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должна быть приложена доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия на подписание жалобы (ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ).

Нельзя подать одну жалобу на действия заказчика, совершенные при проведении нескольких закупок. В отношении нескольких закупок следует направлять отдельные жалобы по каждой из них.

Участник может отозвать поданную жалобу (ч. 15 ст. 105 Закона № 44-ФЗ). Это можно сделать только до принятия контрольным органом решения по существу жалобы. Порядок оформления отзыва законодательно не урегулирован. На практике для того, чтобы отозвать жалобу, нужно написать заявление.

По результатам рассмотрения жалобы комиссия принимает решение о признании жалобы обоснованной, необоснованной или обоснованной в части установленных нарушений.

Если результаты рассмотрения жалобы не устраивают участника, он может обжаловать вынесенное решение в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Также организация, оказывающая услуги связи, может пожаловаться в арбитражный суд. Соответствующее заявление подается в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения заказчика (ст. 35 АПК РФ). Подать заявление можно на бумажном носителе или в электронной форме. В последнем случае заявление подается через официальный сайт арбитражного суда в сети Интернет после прохождения пользователем регистрации (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ). К заявлению должны быть приложены документы, которые указаны в ст. 126 АПК РФ. Если обжалуется решение заказчика, то необходимо также приложить копию оспариваемого решения (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Читайте также:  Заключение контракта по результатам электронного аукциона и изменении его цены по 44 ФЗ

Организация, оказывающая услуги связи, для участия в госзакупках должна соответствовать требованиям, предъявляемым заказчиком согласно положениям Закона № 44-ФЗ. Предъявление требований, не предусмотренных законодательством, является нарушением. Если вы видите, что требования излишни или противоречат Закону № 44-ФЗ, смело обжалуйте действия заказчика.

[1] Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

[2] Пункт 19 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2004 № 350.

ОТКЛОНЕНИЕ УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ в 2019 году

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

Отклонение участника закупки за не предоставление паспортных данных лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, правомерно?

В связи со вступлением в силу с 01 июля 2018 года изменений в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон №44-ФЗ) весьма коллизионная ситуация сложилась с допуском вторых частей заявок на участие в электронных аукционах.

Согласно ч. 16 ст. 68 Закона №44-ФЗ О Госзакупках, в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола аукциона, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, а также информацию и электронные документы участников закупки, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона №44-ФЗ.

В ч. 11 ст. 24.1. Закона №44-ФЗ установлено требование о том, что оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, обеспечивает предоставление заказчику сведений о фамилии, имени, отчеству (при наличии) и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

При этом Закон №44-ФЗ, не указывает, откуда именно оператор должен взять указанную информацию, особенно паспортные данные. В числе сведений и документов, предоставляемых участниками закупок при аккредитации на электронной площадки согласно ч. 2 ст. 61 Закона №44-ФЗ, они не значатся. Нет их и в числе тех сведений, что содержатся в реестре участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Вместе с тем, не предоставление указанных сведений является основанием для признания заявки участника закупки не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона №44-ФЗ.

Отклонение заявки за не предоставление паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, подтверждается административной практикой.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

Так в решении УФАС по Краснодарскому краю по делу № ЭА – 1374/2018 от 13 августа 2018 года сделан вывод о том, что комиссия по закупкам действовала правомерно, признав несоответствующей требованиям документации аукциона второй части заявки, которая не содержала паспортных данных лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

При этом как указано в решении до даты окончания срока подачи заявки оператором электронной площадки участнику закупки было направлено уведомление о предоставлении паспортных данных лиц, имеющих право действовать от имени юридического лица.

Надо отметить, что операторы не указывают в таких уведомлениях на то, что участник обязан предоставить такие сведения, а лишь рекомендуют.

Возможность отклонения заявки за не предоставление паспортных данных отмечена в решении УФАС по Архангельской области по делу № 263оз-18 от 13 августа 2018 года, поскольку заявка Заявителя (участника закупки) не соответствует требованиям, предусмотренным частью 11 статьи 24.1 ФЗ «О контрактной системе».

В свою очередь Центральный аппарат ФАС России в решении от 26 июля 2018 года № 18/44/105/944 занял иную позицию, указав, что в силу требований частей 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона также не установлено, что в составе информации и документов в рамках первой и второй части заявки на участие в Аукционе Заявитель (участник закупки) обязан представлять паспортные данные лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Оператор электронной площадки пояснил, что до 01.01.2019 Заявитель (участник закупки) не имел возможности представить Оператору электронной площадки паспортных данных в отношении лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, поскольку пункт 10 Постановления Правительства РФ от 08 июня № 656 «О требованиях к операторам электронных площадок, операторам специализированных электронных площадок, электронным площадкам, специализированным электронным площадкам и функционированию электронных площадок, специализированных электронных площадок, подтверждении соответствия таким требованиям, об утрате юридическим лицом статуса оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки», предусматривающий информационное взаимодействие электронных площадок, специализированных электронных площадок с единой информационной системой, иными государственными информационными системами вступит в силу лишь с 01.01.2019 года.

ЧТО ДЕЛАТЬ УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ

Таким образом, участникам электронных процедур следует, во избежание отклонения их заявок, направить через личные кабинеты операторам электронных площадок следующую информацию: фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В свою очередь заказчикам следует выяснять позицию УФАС их региона, чтобы действия их комиссии не были признаны нарушением законодательства о контрактной системе.

Письмо Минфина России от 13.03.2019 № 24-03-08/16222 “Об особенностях информационного взаимодействия площадок и заказчиков в случае, если участник не зарегистрирован в ЕИС”

Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, установлено, что разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством в случаях, если на Министерство возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению. При этом обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по толкованию норм, терминов и понятий на Минфин России не возложена.

Вместе с тем Департамент сообщает, что согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в том числе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе установлено, что оператор электронной площадки обязан направить заказчику информацию и электронные документы участников закупки, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе.

Согласно части 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки, в том числе путем информационного взаимодействия с государственными информационными системами, в соответствии с требованиями, установленными частью 2 статьи 24.1 Закона о контактной системе, обеспечивает предоставление заказчику в сроки и случаях, установленных Законом о контрактной системе, в том числе, копии учредительных документов участника закупки (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), выписку из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица).

Так, обязанность представления заказчику информации и документов, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в целях их рассмотрения аукционной комиссией возложена на оператора электронной площадки. Вместе с тем необходимо учесть следующее.

В соответствии с частью 50 статьи 112 Закона о контрактной системе по 31 декабря 2019 года включительно подача заявок на участие в электронных процедурах и участие в таких процедурах осуществляются, в том числе лицами, которые аккредитованы до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе. При этом регистрация в единой информационной системе не требуется.

Таким образом, а также учитывая положения части 50 статьи 112 Закона о контрактной системе:

1) оператор электронной площадки в случаях, установленных Законом о контрактной системе для направления документов и информации, предусмотренных частью 11 статьи 24.1 Закона о контрактной системе, в отношении участников закупок, аккредитованных до 1 января 2019 года на электронной площадке, информация и документы которых включены в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе, направляет заказчику информацию и документы таких участников, включенные в реестр, предусмотренный статьей 62 Закона о контрактной системе;
2) аукционная комиссия в соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе рассматривает вышеуказанные информацию и электронные документы, направленные оператором электронной площадки.

При этом аукционная комиссия самостоятельно принимает решение об отклонении заявки, руководствуясь положениями документации об электронном аукционе и Законом о контрактной системе.

Дополнительно Департамент обращает внимание, что в случае если при осуществлении закупок товаров, работ, услуг нарушаются права и законные интересы участников закупки, любой участник закупки вправе обжаловать действия заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, либо в судебном порядке.

За что отклоняют заявки в 2020 году

Электронный аукцион не только подразумевает снижение начальной цены контракта поставщиками в ходе проведения торгов, но также требует квалифицированного подхода при проверке заявок на соответствие требованиям законодательства. Предлагаемые поставщиком товары, работы и услуги должны удовлетворять требованиям заказчика, а сам участник должен обладать необходимой квалификацией и опытом. В этой связи актуален вопрос о правилах, по которым участников допускают к электронным аукционам и которые влияют на уровень конкуренции и количество состоявшихся процедур.

Отклонение по первым частям заявок, 44-ФЗ

Основания отказа перечислены в ч. 4 ст. 67 44-ФЗ:

  • непредоставление информации, которая предусмотрена ч. 3 ст. 66, или предоставление недостоверной информации;
  • несоответствие информации (ч. 3 ст. 66) требованиям документации.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (то есть отклонение заявки) по другим причинам не допускается.

Ч. 3 ст. 66 содержит информацию, которую участник должен предоставить в составе первых частей в зависимости от вида контракта.

1. Поставка товара.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, поставщик должен подтвердить согласие на поставку товаров от предложенного заказчиком производителя или конкретные показатели, которые покажут эквивалентность товара другого производителя. В противном случае возможно отклонение заявки.

Если в документации не содержится указание на желаемого производителя или другие подобные индивидуальные признаки продукта, поставщик должен указать все три составляющие (иначе возможно отклонение):

  • конкретные показатели, которые соответствуют значениям, установленным документацией;
  • указание на уникальные признаки (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара.

2. Выполнение работы или оказание услуги.

В этом случае требуется явное согласие на условия, которые установлены в документации.

3. Выполнение работы или оказание услуги, для которых используется товар.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения, от поставщика требуется согласие на выполнение работ и услуг и на использование предложенного заказчиком конкретного товара или согласие на выполнение работ, услуг и конкретные показатели, которые покажут эквивалентность указанным требованиям, указание на средство индивидуализации (при наличии), наименование страны происхождения.
Если таких условий не установлено, претендент указывает информацию по первым трем пунктам (без исключений):

  • согласие на выполнение работ, услуг;
  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией;
  • наименование страны происхождения товара;
  • указание на средство индивидуализации (при наличии).

Если участник не выполнил это условие, его предложение постигнет отклонение.

Отклонение по вторым частям заявок, 44-ФЗ

Ч. 6 ст. 69 устанавливает причины отклонения по вторым частям:

  • непредставление документов и информации согласно п. 1, 3–5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 (смотрите статью «Документы для тендера»);
  • несоответствие условиям, которые установлены документацией;
  • недостоверная информация;
  • несоответствие участника аукциона требованиям, которые установлены в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 44-ФЗ.

Отстранение

В любой момент до заключения контракта заказчик должен отстранить участника от процедуры определения поставщика в следующих случаях:

  1. Участник закупки не соответствует общим требованиям, которые изложены в ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (к примеру, не обладает действующими лицензиями, сертификатами, проводится ликвидация, имеется решение арбитражного суда о признании организации банкротом, участник не соответствует дополнительным требованиям о наличии соответствующего опыта работ и пр.).
  2. Участник предоставил недостоверную информацию о том, что он соответствует указанным условиям. К примеру, предоставленная лицензия о соответствии оказалась подделкой (ч. 9 ст. 31).
  3. При закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств предельная цена не зарегистрирована или предлагаемая цена превышает их предельную отпускную при условиях, которые указаны в п. 2 ч. 10 ст. 31.
  4. Выявлена недостоверность информации, которая содержится в документах, указанных в ч. 3 и 5 ст. 66 (первые и вторые части) согласно ч. 6.1 ст. 66. К примеру, содержащиеся в первой части характеристики являются недостоверными согласно ГОСТу, указанному в техническом задании.

Ответственность членов комиссии

Стоит учитывать, что не только необоснованный отказ в допуске на участие в аукционе влечет наложение административной ответственности согласно п. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, но и необоснованный допуск заявки, в случае если она должна быть отклонена, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 рублей и не более 30 000 рублей. Причиной разбирательств контролирующих органов может стать как жалоба в ФАС на отклонение заявки, так и внеплановая проверка.

Ссылка на основную публикацию