Форма государственного (муниципального) контракта

Как использовать типовые контракты по 44-ФЗ

Последние изменения

Собрали последние нововведения в таблицу.

В ЕИС опубликовали типовые формы контрактов по 44 ФЗ на ремонт электронного и оптического оборудования. С 22.11.2019 он станет обязательным для применения. А до этой даты используйте его для закупок с любой НМЦК по желанию, если объект закупки относится к таким кодам ОКПД2 и ОКВЭД2:

  • 33.13 — услуги по ремонту электронного и оптического оборудования;
  • 33.13 — ремонт электронного и оптического оборудования.

Актуализировали формы, которые утверждены Приказом Минпромторга № 716 от 12.03.2018:

  • на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспорта, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вступил в силу Приказ Минтруда об утверждении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, которые не требуют индивидуального изготовления и предусмотрены федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, и информационной карты.

Обязательно применяйте контракт по истечении 30 календарных дней после его размещения в ЕИС.

Пока он там не размещен.

Используйте его для закупок, которые относятся к таким кодам ОКВЭД2 и ОКПД2:

  • 26.60.14.120 — аппараты слуховые;
  • 30.92.20.000 — коляски инвалидные, кроме частей и принадлежностей;
  • 32.50.22.128 — костыли;
  • 88.10 — предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам.

Полный список кодов уточняйте в информационной карте.

На портале правовой информации опубликовали Приказ Минкультуры, который утверждает типовые контракты и информационные карты для таких закупок на оказание услуг и выполнение работ:

  • по организации и проведению форумов, семинаров, съездов, премий, конференций, конгрессов, конкурсов, мастер-классов, творческих школ, концертов, фестивалей, культурно-просветительских акций (программ), дней российской культуры в зарубежных странах, по обеспечению визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств, по обеспечению участия российских деятелей культуры и искусства в зарубежных мероприятиях, по созданию экспозиций;
  • по проведению научного (аналитического) исследования, мониторинга и разработки в области общественных и гуманитарных наук;
  • по реставрации музейных предметов;
  • по поддержке исполнительских искусств;
  • по кинотеатральному прокату национального фильма.

Этим же Приказом утвердили стандартную форму соглашения на оказание прочих услуг для нужд кинематографии и финансовой господдержке национального игрового (неигрового) фильма.

Приказ вступает в силу с 26.10.2019, а использовать шаблоны придется через 30 дней после опубликования в ЕИС.

ДатаЧто изменилосьНормативный акт
22.10.2019Скачать Приказ Минпромторга № 997 от 28.03.2019
22.10.2019Скачать Приказ Минпромторга № 998 от 28.03.2019
19.10.2019Скачать Приказ Минкультуры № 745 от 10.06.2019
24.09.2019На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект Приказа, который утверждает шаблон для контрактов на оказание услуг по охране от пожаров организаций и населенных пунктов.Скачать проект контракта на оказание услуг по охране от пожаров организаций и населенных пунктов
Скачать проект информационной карты к контракту на оказание услуг по охране от пожаров организаций и населенных пунктов
17.09.2019На сайте проектов нормативных актов Минздрав опубликовал проект Приказа, который приведет типовой контракт на поставку лекарств в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе.

Скорректируют правила обеспечения исполнения контракта. Например, появится вариант условия для ситуации, когда участник закупки для СМП и СОНКО освобождается от обязанности предоставить обеспечение.

Изменят положения об ответственности сторон. Учли новые правила определения штрафов за ненадлежащее исполнение контракта. Появился вариант условия о штрафе для контрактов, который заключают по итогам закупки у СМП и СОНКО.

Разработали образец заявки на получение (выборку) товара. Ее подают в закупках лекарств с неизвестным объемом. Напомним, что проводят такие закупки заказчики с 01.10.2019.

Сейчас в правительстве на рассмотрении ряд новых ТК. Подробнее читайте в статьях:

Что такое типовой госконтракт

Создание резерва таких соглашений было предусмотрено одновременно со вступлением в силу Закона о контрактной системе (ч. 11 ст. 34 44-ФЗ) в 2014 году. Полномочия разрабатывать и утверждать их отдали федеральным исполнительным органам, Росатому и Роскосмосу. Созданные документы размещаются в специальном разделе Единой информационной системы (ЕИС).

За основу взяли понятие договора, которое установлено в Гражданском кодексе. Это соглашение двух или более сторон с оговоренными гражданскими правами и обязанностями (ст. 420 ГК РФ).

Для государственных и муниципальных заказчиков по 44-ФЗ применять такие виды договоров обязательно. Есть одно ограничительное правило для начала их применения. Заказчик включает его в состав документации через 30 дней после публикации в ЕИС.

Те заказчики, которые работают по правилам закона «О закупках» (223-ФЗ), имеют возможность брать ТК за основу, но не обязаны это делать.

Доступ к библиотеке ТК в ЕИС открыт круглосуточно.

Чем заполняют типовые госконтракты

Регулирует содержание типовых контрактов по 44 ФЗ Постановление Правительства № 606 от 02.07.2014. В нем предписано использовать в случае проведения закупок сведения, которые не относятся к государственной тайне. О сновное содержание составляют стандартные условия. Они основаны на отдельных условиях гражданско-правового договора на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги. Типовые условия контракта, типовые контракты разрабатываются и состоят из двух частей:

  • постоянной (неизменяемой);
  • переменной (изменяемой в зависимости от условий).

Именно в переменную часть вносится информация об условиях и содержании конкретной закупки.

По состоянию на 2020 год утверждены типовые формы контрактов по 44-ФЗ на поставку, услуги, работы по темам:

  • ремонт электронного и оптического оборудования;
  • работы, которые связаны с регулярными перевозками пассажиров и багажа автомобильным, городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам;
  • образовательные услуги для госслужащих;
  • медицинские изделия и сопутствующие услуги;
  • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы с использованием результатов интеллектуальной деятельности;
  • выставочная и ярмарочная деятельность;
  • обслуживание автотранспортных средств;
  • продукция радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники;
  • переработка отходов атомных подводных лодок и иных судов;
  • медицинские стенты и катетеры;
  • лекарства;
  • специальная оценка условий труда;
  • обучение вопросам охраны труда.

Как применять

Утвержденные формы применяются в ходе подготовки:

  • извещения о предстоящей закупке и при составлении приглашений для закрытой процедуры;
  • проекта договора в составе документации о закупке, извещений о проведении запроса котировок;
  • при заключении договора с единственным поставщиком.

Типовые договоры по 44-ФЗ не применяют при закупках за наличный расчет и в соответствии со статьями 75, 76, некоторыми положениями статей 83 и 93 44-ФЗ.

Как разрабатывают

Они утверждаются нормативными правовыми актами, которые готовятся на основании Правил подготовки (утверждены ПП от 13.08.1997 № 1009). Проекты согласовываются с исполнительным органом в области государственной политики и нормативно-правового регулирования и Федеральной антимонопольной службой.

В установленный срок — 10 рабочих дней со дня государственной регистрации нормативного правового акта — ответственный орган направляет его копию с информационной картой в федеральный исполнительный орган (на основании ПП от 30.05.2017 № 663).

В течение 3 рабочих дней со дня получения копии орган исполнительной власти включает готовое соглашение в библиотеку в ЕИС.

В библиотеке содержатся реквизиты нормативного правового акта, сами условия договора и показатели информационной карты. Чтобы внести изменения в утвержденные бланки, необходимо провести аналогичную процедуру.

Как найти библиотеку типовых госконтрактов

Для работы с библиотекой зайдите на официальную страницу Единой информационной системы в сфере закупок. В верхней части экрана найдите раздел «Контракты и договоры», затем перейдите во вкладку библиотека типовых контрактов по 44 ФЗ. Здесь найдете все формы, которые утверждены.

Типовые контракты для строительных работ

16.10.2019 на сайте проектов нормативных актов Минстрой опубликовал проекты Приказов, которые отменяют типовые договоры по 44 ФЗ для строительных, проектных и изыскательских работ. Они утверждены Приказами № 397/пр от 05.07.2018 и 398/пр от 05.07.2018. Это решение связано с поручением Президента по итогам заседания Госсовета № Пр-1381ГС от 26.06.2019. На нем Правительству
‎поручили утвердить типовые условия государственных и муниципальных контрактов для закупок проектных и изыскательских работ, строительных и реконструкции объектов капитального строительства.

Несмотря на это, 10.10.2019 в ЕИС актуализировали шаблон госконтракта на выполнение строительных работ, реконструкцию объектов капитального строительства, в том числе пусконаладочных и других работ, которые неразрывно связаны с объектом строительства и поставкой материалов и оборудования. Пока его не отменили, планируется, что его обязательно придется применять c 01.01.2019 для закупок предметов, которые относятся к таким кодам по ОКПД2:

Заказчик сам определит условия контракта, если захочет закупить работы по строительству или реконструкции: объектов капстроительства, расположенных за пределами РФ и на территории посольств и консульств; объектов капстроительства, в отношении которых проводятся работы по сохранению объекта культурного наследия.

Размер НМЦК, при котором используют шаблон госконтракта, не ограничен.

10.10.2019 актуализировали и форму соглашения на выполнение проектных и изыскательских работ. Ее придется использовать, если предметом закупки будут работы, которые относятся к ОКПД2:

Его пока не отменили и планируется, что его обязательно начнут применять для закупок с любой НМЦК, если земельный участок, на котором проводятся работы, расположен на территории России.

Нововведения контрактной системы (44-ФЗ). Часть четвертая: государственный (муниципальный) контракт.

число консультаций:3
отмеченных лучшими:
ответов к документам:
размещено документов:1
положительных отзывов:3
отрицательных отзывов:

Как следует из смысла норм Закона № 44-ФЗ, стадия любой закупки, независимо от способа выбора поставщика – стадия заключения государственного либо муниципального контракта.

Понятие контракта содержится в пункте 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ. По большому счету, государственный (муниципальный) контракт – это не что иное, как договор, сторонами которого выступает заказчик и исполнитель (поставщик), выбранный строго установленным законодательством способом.

Виды контрактов

В зависимости от заказчика закупки, можно выделить 3 основных вида контрактов, заключаемых в порядке Закона № 44-ФЗ:

  1. Государственный контракт – заключается от имени Российской Федерации либо ее субъекта, предметом контракта выступает поставка товаров или услуг для обеспечения государственных нужд;
  2. Муниципальный контракт – заключается от имени муниципального образования, и, соответственно, в целях обеспечения муниципальных нужд;
  3. Гражданско-правовой контракт (договор) – заключается от имени бюджетных учреждений и юридических лиц в рамках бюджетного финансирования в случаях, прямо предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Следует отметить, что возможность заключения гражданско-правового договора в рамках госзакупки регламентировано пунктом 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ.

Форма контракта

Преимущественной формой контракта является его письменная форма. Вместе с тем имеется одно исключение – в случае, если поставщик был определен путем проведения аукциона в электронной форме, для заключения контракта также применима электронная форма.

Частью 15 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, в особо исключительных случаях возможно заключение контракта и в устной форме. К таким исключительным случая относятся закупки на сумме не более 100 тысяч рублей, посещения зоопарков, цирков, театров и др., а также закупка лекарственных средств для пациента при наличии соответствующего решения врачебной комиссии.

Следует отметить, что, несмотря на то, что форма документа произвольна, типовые формы и образцы контрактов различных видов и применимые для тех или иных видов госзакупок содержатся в Единой информационной системе.

Условия, обязательные к включению в контракт

К существенным условиям государственного (муниципального) контракта относятся следующие условия:

  • подробное описание объекта закупки;
  • количество поставляемого товара или объем оказываемых услуг;
  • сроки поставки товара или услуг;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты;
  • взаимные условия ответственности заказчика и поставщика;
  • порядок приемки товаров, услуг, работ и оформление результатов приемки;
  • банковское сопровождение, в порядке статьи 35 Закона № 44-ФЗ;
  • сроки возврата обеспечения исполнения контракта.

Для ряда госзакупок существуют специальные существенные условия, которые подлежат обязательному включению в текст контракта. Так, например, если срок выполнения работ или оказания услуг по закупке составляет более 3 лет, а цена – свыше 100 миллионов рублей, отдельно должен быть прописан график выполнения работ, поставки товара.

Закупки, предметом которых является поставка транспортных средств для пассажирских перевозок, проектирование и строительство автодорог и дорожных сооружений и т.д., предполагают обязательное включение в контракт условий, регламентирующих дальнейшее обслуживание, ремонт и утилизацию предмета закупки.

Цена контракта

Частью 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что цена контракта должна иметь твердый характер и не подлежать изменению в течение всего срока его действия.

Вместе с тем, в ряде случаев цена может быть ориентировочной или определятся специальной формулой с установлением максимального значения цены. Такие случаи прямо определены Постановлением Правительства России от 13.01.2014 № 19.

Ответственность сторон

Законом № 44-ФЗ предусмотрена ответственность за неисполнение условий контракта как заказчиком, так и поставщиком.

Ответственность заказчика определена в части 5 статьи 34 Закона. Мерами ответственности являются как пени, так и штраф.

Применение такого вида ответственности как пеня возможно в случае нарушения заказчиком своих обязанностей. Размер пени определяется исходя из 1300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки с учетом суммы контракта.

Штраф может быть наложен на заказчика в случае ненадлежащего исполнения контракта, при этом размер штрафа устанавливается Правительством России. Размер штрафа на сегодняшний день установлен в пределах от 0,5% до 2,5% от цены контракта в зависимости от суммы госзакупки.

Ответственность исполнителя (поставщика) регламентирована частями 6-8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Аналогично применяются меры ответственности в виде штрафа и пени.

Пеня подлежит уплате поставщиком в том случае, если нарушены сроки выполнения работ, поставки товаров, оказания услуг. Размер пени также определяется исходя из 1300 ставки рефинансирования, но сумма, применяемая для расчета, уменьшается на сумму, в рамках которой обязательства поставщиком исполнены.

Штраф может быть наложен на поставщика также в размере, определенном Правительством. Основаниями для применения штрафа, кроме ненадлежащего исполнения контракта также являются неисполнения условий, в части порядка привлечения субподрядчиков и субисполнителей. Размер штрафа установлен Правительством в пределах от 0,5% до 10% от цены контракта, в зависимости от суммы закупки.

Исполнение контракта

Стадия исполнения контракта регулируется статьей 94 Закона № 44-ФЗ. Согласно данной норме такая стадия включает в себя приемку товаров, работ или услуг, оплату их заказчиком, а также иные действия по взаимодействию сторон, в том числе изменение условий контракта, его расторжение, применение мер ответственности.

Кроме всего прочего, законодательством предусмотрено обязательное проведение экспертизы результатов закупки. Экспертиза может быть проведена как силами заказчика, так и путем привлечения независимых экспертов.

Законом установлен строгий перечень случаев, в которых проведение независимой экспертизы обязательно. Например, к таким случаям относятся закупки у единственного поставщика, закупок УИН, во всех случаях, когда закупки признаны несостоявшимися.

Приемка товаров, работ или услуг

Приемка результатов закупки представляет собой мероприятия по проверке соответствия результатов количеству, качеству, комплектности, объему, качеству и безопасности. Для проведения приемки заказчиком может быть создана приемочная комиссия в составе не менее 5 человек.

По результатам таких мероприятий возможно два варианта развития событий – приемка результатов либо отказ от приемки. И в том, и в другом случае решение подлежит оформлению соответствующим документом.

По результатам приемки заказчик должен составить отчет об исполнении контракта и разместить его в ЕИС.

Государственный контракт по положениям Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок”

Государственный контракт – это специальная форма соглашения, которая используется для получения государственным или муниципальным заказчиком необходимых ему товаров, работ или услуг. Происходить заключение государственного или муниципального контракта в соответствии с положениями Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» может только на основании результатов специально проведенных закупочных процедур. Такое требование содержится в положениях статьи 34 указанного нормативно-правового акта.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Правила и условия заключения контракта

Как уже говорилось выше, заключение государственного или муниципального контракта возможно только после того, как были подведены итоги специально проведенной закупочной процедуры. Если до 1 марта 2019 года без использования электронных процедур могли быть осуществлены закупки малых объемов, то есть в которых начальная максимальная цена контракта не превышает ста тысяч рублей, то в настоящее время и такие процедуры должны быть осуществлены только в электронной форме.

Если закупка не состоялась по каким-либо причинам, об этом также должен быть подписан соответствующий протокол, в котором указывается причина того, что такая закупка не может быть признана состоявшейся.

Для каждого контракта, заключаемого на основании проводимых закупочных мероприятий или по итогам признания их несостоявшимися существуют свои сроки для заключения. В случае если по каким-то причинам такие сроки не были соблюдены, та сторона соглашения, которая нарушила установленные временные рамки, может быть привлечена к ответственности, а для потенциального исполнителя возникает риск признания его уклоняющимся от заключения контракта и включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Отдельный алгоритм проведения закупочных мероприятий, предусмотренный Главой 7 указанного Федерального закона, был специально разработан для закупочных мероприятий, реализуемых в отношении отдельных видов закупок. Такие регламенты используются для контрактов, которые заключаются для обеспечения безопасности государства, поддержания ее обороноспособности и правопорядка в самой стране. Кроме того, использование Главы 7 в части регулирования заключения контрактов осуществляется в отношении закупок, посвященных соблюдениям решений Правительства Российской Федерации, для осуществления различных инвестиционных контрактов и других случаев особых процедур.

Порядок действий

Как уже говорилось выше, проект контракта для последующего заключения должен быть разработан еще на этапе подготовки документации о проводимой закупке. В таком проекте потребуется отразить все существенные условия, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок».

Общий порядок действий, по итогам которых должен быть заключен контракт, выглядит следующим образом:

  • по итогам проведенной процедуры подписывается протокол, в котором указывается результат такой процедуры – ее победитель (если участников было несколько) либо единственный участник, с которым будет подписываться контракт. Такой протокол должен быть оформлен по итогам любого закупочного мероприятия, даже если речь идет о закупках малого объема (так как они с 1 марта 2019 года проводятся только с использованием Единого агрегатора торговли «Березка»). Если закупка признана несостоявшейся по причине того, что на процедуру не вышел никто из участников, то протокол также должен быть оформлен с указанием того, что процедура признана несостоявшейся;
  • на основании сведений о положительном завершении закупочной процедуры (то есть когда есть, с кем заключать контракт) государственный или муниципальный заказчик заполняет ранее сформированный проект контракта с учетом тех сведений, которые ему были предоставлены потенциальным исполнителем контракта;
  • в зависимости от того, о какой процедуре и ее итогах идет речь, на подписание контракта победителю процедуры дается от одного до пяти дней. В этот период победитель процедуры или ее единственный участник подписывает предоставленный проект контракта или направляет заказчику протокол разногласий, на обработку которого у заказчика не более трех дней;
  • если победитель или единственный исполнитель по контракту направил заказчику протокол разногласий, потребуется его обработать и предоставить участнику проект контракта с внесенными изменениями. На такую обработку и подготовку заказчику дается не более трех дней;
  • победитель подписывает направленный ему проект контракта в течение пяти дней с даты направления;
  • после того как победителем процедуры или ее единственным участником контракт был подписан, у заказчика есть не более трех дней, чтобы подписать контракт со своей стороны. С этого момента контракт будет считаться заключенным.

Обеспечение государственного контракта

В некоторых случаях государственный или муниципальный заказчик может установить требование о внесении обеспечения исполнения контракта. Обеспечение – это денежные средства, которые предоставляются исполнителем по контракту в виде залога финансовых средств или в виде банковской гарантии. Рассматривается обеспечение в качестве специальной формы гарантии защиты интересов исполнителя и подтверждения планов исполнителя в полном объеме соблюсти взятые на себя обязательства по конкретному контракту.

В зависимости от того, какой вариант предоставления обеспечения по контракту выбрал сам исполнитель, заполняется и соответствующий раздел контракта заказчиком. При этом следует указать, когда и в каком порядке данный вид обеспечения будет возвращен, а в каком может быть удержан. Условия удержания обеспечения должны быть охарактеризованы максимально подробно с целью исключить возможные разночтения в данном разделе контракта.

Сведения о внесении обеспечения исполнения контракта должны быть внесены в контракт в виде специального раздела.

Исполнение

Государственный контракт, заключенный для того, чтобы те или иные нужды государственных и муниципальных заказчиков были удовлетворены в полном объеме, подлежит обязательному исполнению в те сроки, которые установлены в тексте самого контракта или приложениях к нему. Подписывая контракт, исполнитель соглашается с тем, что он с указанными сроками ознакомлен и готов выполнить все взятые на себя обязательства в те сроки, которые обозначены заказчиком. Данное условие относится к добросовестному исполнению контракта. То же касается и относительно объема исполнения взятых на себя обязательств:

  • поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме, заявленном в техническом задании к контракту, а сам товар – соответствовать указанным требованиям относительно качества такого товара;
  • выполнение работ или оказание услуг должно быть осуществлено не только в соответствии с техническим заданием, но также и отвечать требованиям стандартизационных документов, в том числе в части безопасности результатов таких действий относительно тех лиц, которые будут пользоваться такими результатами.

Перечисленные требования относительно исполнения контракта содержатся в самом контракте. Кроме того, на государственного и муниципального заказчиков налагается обязательное требование о необходимости фиксации в тексте подписанного соглашения еще на этапе проекта сведений о том, каким образом будет происходить приемка результатов исполнения. В том числе требуется указать те регламентационные документы, на основании которых заказчик озвучивает требования к качеству поставляемого товара или выполняемых работ и услуг (например, ссылки на ГОСТы, Постановления Правительства и принятые в их исполнение правила приемки отдельных видов работ и услуг).

То же касается и заказчика, который может быть также привлечен к ответственности вплоть до разрешения споров в судебных инстанциях, если со своей стороны нарушит взятые на себя обязательства.

Казначейское сопровождение

Использование механизма казначейского сопровождения госконтрактов имеет своей целью более полный контроль за использованием бюджетных средств, выделенных для удовлетворения тех или иных нужд государственных и муниципальных заказчиков.

Государственные контракты подлежат контролю в случаях, когда речь идет:

  • о предоставлении средств из бюджета на общую сумму более ста миллионов рублей;
  • о денежных средствах, которые предоставляются в качестве субсидий и инвестиций;
  • о соглашениях, на основании которых делаются взносы в уставный капитал или имущество юридических лиц, источниками финансирования которых являются перечисляемые средства из государственного бюджета;
  • о предоставлении средств на основании нормативных актов, в содержании которых предусмотрено перечисление средств в качестве субсидий. Исключением являются нормативные акты, по которым планируется заключение соглашения о перечислении субсидии;
  • о контрактах, которые заключаются в целях исполнения государственного оборонного заказа теми государственными учреждениями, которые занимаются обеспечением безопасности и обороноспособности Российской Федерации.

Правила контроля

Что касается проведения процедуры контроля за заключенными государственными контрактами, то осуществляется это следующим образом:

  • территориальные подразделения, образованные Федеральным Казначейством (ТОФК) в каждом субъекте Российской Федерации, открывают в учреждениях Центрального банка специальные счета, на которых будет происходить учет денежных средств юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса;
  • сами юридические лица, выступающие в качестве исполнителей по государственным контрактам, открывают счета в тех территориальных управлениях Казначейства, к которым они относятся по факту регистрации юридического лица. На эти счета им будут перечислены денежные средства в счет оплаты выполнения обязательств по тому или иному контракту.

Однако, чтобы списать средства с данного счета, юридическому лицу придется предоставить в ТОФК достаточно обширный пакет документов, в который входят:

  • сам государственный контракт в бумажном виде или в виде электронного документа, подписанного всеми участниками закупочной процедуры с использованием квалифицированных цифровых подписей всех участников процедуры;
  • платежные поручения, подтверждающие факт перечисления денежных средств от государственного заказчика к исполнителю;
  • документы об исполнении всех взятых обязательств по контракту либо их части, если частичная оплата предусмотрена условиями такого контракта;
  • документы, которые смогут подтвердить право на получение целевых бюджетных средств со специальных счетов ТОФК (накладные, акты приемки, акты выполненных работ и т. д.).

Идентификатор госконтрактов

Для того чтобы при проведении процедуры по перечислению денежных средств исполнителю по контракту должностное лицо Федерального Казначейства имело представление о том, о каком контракте идет речь, каждому заключаемому контракту присваивается специальный идентификатор – уникальный номер, формируемый заказчиком по итогам заполнения позиций в реестре проводимых закупок.

В том случае, если заказчик по каким-то причинам код-идентификатор контракта не сформировал, могут возникнуть серьезные проблемы с перечислением средств исполнителю, а на заказчика будут наложены меры ответственности за нарушение требований действующего закупочного законодательства.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Как составляются контракты по 44-ФЗ

Проект контракта по 44-ФЗ — это документ, который обязательно нужно опубликовать в составе документации о конкурентной закупке. Используйте типовые готовые формы соглашений. Найдете их в библиотеке типовых контрактов в ЕИС или на сайтах региональных органов власти. Несколько примеров есть в статье. А если нужно разработать договор по 44-ФЗ, то используйте нашу инструкцию.

С чего начать

Проверьте библиотеку типовых контрактов в ЕИС. Федеральные органы исполнительной власти разрабатывают и публикуют готовый образец проекта контракта на оказание услуг по 44-ФЗ 2020 года. Например, Минтруд в марте 2020 года опубликовал типовой контракт на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда. Их нужно обязательно использовать в работе.

Подробнее о том, как использовать готовый образец проекта контракта на поставку товара по 44-ФЗ 2020 года рассказали в статье «Типовые контракты по 44-ФЗ: где найти и как использовать».

Как прописать существенные условия в проекте всех госконтрактов

Включайте в каждый образец договора по 44-ФЗ такие условия:

Условия госконтрактаНорма закона
Предмет соглашенияП. 1 ст. 432 ГК
Существенные или необходимые положения для этого вида договора в силу закона или другого нормативного правового акта. Например, специальные нормы об ответственности, о цене контракта, о сроках и порядке оплаты и приемки и т. д.
Остальные положения, по которым нужно достигнуть соглашения. Например, право увеличить объем закупаемых товаров.Ч. 18 ст. 34 закона о контрактной системе

Как прописать существенные условия в проекте в зависимости от предмета

В зависимости от предмета госконтракта различаются и существенные положения, которые включаются в образец контракта по 44-ФЗ в 2020 году. Собрали их в таблице:

ВидСущественные условияНорма 44-ФЗ
Поставка продукцииТребования к качественным, техническим и функциональным характеристикамП. 1 ч. 1 ст. 33
Соответствие изображению, если требование об этом прописано в документацииП. 4 ч. 1 ст. 33
Требования к состоянию товара (новый или бывший в употреблении, в ремонте)П. 7 ч. 1 ст. 33
Указание на международные непатентованные наименования (МНН) лекарств, а если МНН отсутствует, то химические, группировочные наименования. Прописывайте это обязательно в закупке лекарствП. 6 ч. 1 ст. 33
ГарантияЧ. 4 ст. 33
Количество и место доставкиП. 2 ст. 42
Сроки поставкиП. 2 ст. 42
Оказание услуг и выполнение работТребования к качественным, техническим и функциональным характеристикам услугП. 1 ч. 1 ст. 33
Место оказания услуг (выполнения работ)П. 2 ст. 42
График оказания услуг (срок завершения работ)П. 2 ст. 42

Как прописать существенные условия в проекте в зависимости от положений закупки

Положение закупкиУсловие госконтрактаНорма 44-ФЗ
Цена выше 100 млн руб и срок выполнения больше трех летГрафик исполнения.Ч. 12 ст. 34
Цена госконтракта больше 1 млрд руб. — для федеральных нужд или больше 100 млн руб. — для нужд регионаПоставщик должен предоставить сведения о субподрядчиках, с которыми заключены договоры на общую сумму, которая превышает 10 % цены госконтракта.

Пропишите требования к форме, порядку и срокам передачи подрядчиком этой информации, а также ответственность за несоблюдение этого условия. Установите пеню по ставке 1/300 ключевой ставки Банка России от цены договора субподряда за каждый день просрочки.

Ч. 23, 24 ст. 34

Как прописать дополнительные условия в проекте

Включайте в проект контракта по 44-ФЗ и дополнительные условия. Так уйдете от неопределенности при выполнении обязательств.

Но если дополнительных условий не будет в образце контракта по 44-ФЗ в 2020 года, то ничего страшного. Законодательство о контрактной системе вы этим не нарушите.

Дополнительное условиеПоложение в госконтрактеНорма закона
Односторонний отказОснования для такого отказа предусмотрены Гражданским кодексом. Например, основание для одностороннего отказа — нарушение поставщиком требований к качеству товара, в частности если госзаказчик обнаружит неустранимые недостатки или недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются не в первый раз, или проявляются вновь после их устранения.Ч. 9 ст. 95 закона о контрактной системе, п. 2 ст. 475 ГК
Требование о привлечении субподрядчиковДля этого такое же требование нужно установить и в извещении о проведении закупки (ч. 5 ст. 30 закона о контрактной системе), а также предусмотреть в госконтракте все типовые условия, которые утверждены Правительством.Ч. 6 ст. 30 закона о контрактной системе
Срок действияНачало действия госконтракта — момент его подписания.

Срок окончания устанавливайте или конкретной датой или указанием на событие. Если не установить срок, то госконтракт по общему правилу действует до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательств.

П. 1, 3 ст. 425 ГК

Правительство вправе утвердить дополнительные условия в отношении конкретной закупки по ч. 17 ст. 34 закона о контрактной системе.

Как изменить проект госконтракта

Порядок внесения изменений и дополнений в проект госконтракта зависит от времени, когда вы вносите изменения.

Электронный аукцион

Обратите внимание: электронный аукцион используется заказчиками в случаях, прямо установленных Распоряжением Правительства РФ № 471-р

По результатам электронного аукциона контракт заключается на условиях аукционной документации и заявки, поданной участником аукциона, с которым заключается контракт

Сроки: в течение 5 дней с даты размещения в ЕИС протокола с подведением итогов аукциона заказчик размещает без своей подписи проект контракта, в который включает цену контракта, предложенную участником аукциона, с которым заключается контракт, и информацию об объекте закупки, указанную в его заявке.

В течение 5 дней победитель электронного аукциона размещает в ЕИС подписанный

ЭП проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление

обеспечения исполнения контракта, далее заказчик подписывает контракт ЭП.

Обоснование: Ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

Запрос котировок

Ограничение — цена котировочного контракта не превышает 500 000 руб.

По результатам запроса котировок контракт заключается на условиях котировочной документации и заявки, поданной победителем запроса котировок, с которым заключается контракт.

Сроки: Срок подписания контракта победителем запроса котировок устанавливается заказчиком в извещении, при этом контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее чем через 20 дней со дня подписания данного протокола.

Обоснование: ст.72, 73 Закона № 44-ФЗ

Этап закупкиЧто можно изменитьКак изменить
Не размещен в ЕИСЛюбые изменения и дополнения.Просто отредактируйте документ на компьютере.
Размещен в ЕИСНельзя менять объект закупки. Если проводите открытый конкурс в электронной форме, нельзя увеличивать размер обеспечения заявок (ч. 4 ст. 54.2, ч. 6 ст. 63, ч. 4 ст. 82.2 закона о контрактной системе).

Нельзя изменить госконтракт, приложение к документации о проведении запроса предложений в электронной форме (ч. 5 ст. 83.1 закона о контрактной системе).

Изменения вносятся в порядке для внесения правок в извещение.
Определен победительИзменяйте, только дополняя проект контракта сведениями о победителе и предложенных им условиях выполнения обязательств по контракту.

До подписания контракта проект госконтракта можно изменить, только если нужно:

Особенности работы с государственным контрактом

В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.

Понятие государственного контракта

Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).

Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.

Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.

Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).

Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:

  • жизнеобеспечение;
  • оборона;
  • госбезопасность;
  • выполнение международных обязательств;
  • целевые программы – муниципальные либо региональные.

В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.

Законодательный регламент государственных контрактов

Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.

Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:

  • Федеральным законом №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным законом №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 года;
  • Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05 апреля 2013 года.

Заключение госконтракта

Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:

  1. «Что нужно государству?» Сначала следует определиться, какие товары, услуги или работы составляют нужды госзаказчика. Для этого нужно заглянуть в план государственных закупок и план-график, которые ведутся с 1 января 2015 года.
  2. Размещение закупки. Определение поставщика с помощью конкуренции, через участие в тендере (запрос котировок, анализ предложений, конкурс, аукцион) либо оформление договоренности с единственным поставщиком.

ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.

  • Разработка проекта контракта. Проект обычно разрабатывает бюджетное учреждение или госорган, выступающие в качестве заказчика. В нем предварительно согласовываются отношения сторон, могут быть указаны дополнительные условия, например, текущий контроль со стороны представителя бюджета и др.
  • Подписание письменного документа. Как и большинство соглашений, имеющих юридические последствия, госконтракт заключается в простой письменной форме.
  • Сроки подписания госконтракта

    Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.

    Таблица 1

    Когда подрядчик должен подписать государственный контракт

    Способ, которым был определен поставщикГраничные сроки подписания поставщиком
    КонкурсС момента размещения протокола
    1Открытый конкурс10 дней
    2Конкурс с ограниченным участием10 дней
    3Конкурс в два этапа10 дней
    4Закрытый конкурс10 дней
    5Закрытый конкурс с с ограниченным участием10 дней
    6Закрытый конкурс в два этапа10 дней
    АукционС даты размещения протокола или проекта контракта
    1Электронный аукцион5 дней
    2Открытый аукцион10 дней
    Запрос котировокНе раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса)
    Запрос предложенийНе раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола

    Исполнение госконтракта

    ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:

    • гарантии от кредитного финансового учреждения (банка);
    • денег в указанном количестве.

    ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.

    Идентификатор госконтракта

    Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:

    • идентификационный код заказчика;
    • способ, который стал определяющим для поставщика;
    • период актуальности контракта (начало и завершение);
    • порядковый номер контракта (согласно внутренней нумерациии каждого отдельно взятого госзаказчика).

    Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.

    ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.

    Расторжение госконтракта

    Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:

    • по соглашению сторон;
    • в результате судебного решения;
    • в случае отказа одной из сторон от исполнения обязательств по контракту.

    Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.

    Контракт разрывает заказчик

    Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:

    • товары, услуги, работы ненадлежащего качества;
    • поставка недоукомплектованной продукции;
    • нарушения временных рамок;
    • выявленные в ходе исполнения недостатки не исправляются.

    Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).

    Контракт разрывает поставщик

    Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:

    • поставленные товары, оказанные услуги или выполненные работы не оплачены своевременно;
    • работы, услуги или товар не приняты без надлежащих на то оснований;
    • заказчик специально препятствует исполнению обязательств подрядчика по контракту.

    Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.

    Государственный (муниципальный) контракт: как заключить

    В статье расскажем об обязательных условиях контракта, об условиях на усмотрение заказчика, о неотъемлемых частях контракта. Так же поговорим о заключении контракта при различных способах закупки.

    Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

    Проект контракта. Обязательные условия

    Государственные (муниципальные) контракты имеют особенность в виде двойного регулирования. С одной стороны, необходимо опираться на специальные нормы законодательства о контрактной системе, с другой стороны, регулирование контрактов осуществляется положениями гражданского законодательства.

    В контракты, заключаемые в целях государственных (муниципальных) закупок товаров, работ, услуг, в силу закона включаются обязательные условия, а в интересах сторон прорабатываются иные существенные и дополнительные положения для каждого конкретного случая.

    Обязательные условия контракта:

    1. Условие о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 № 44-ФЗ). Исключение — ориентировочное значение цены или формула цены применяются для случаев:
      • Услуги обязательного страхования,
      • Агентские услуги,
      • Услуги по оценке недвижимого имущества.
    1. Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту (ч. 4 ст. 34 № 44-ФЗ)
    2. Условие о порядке и сроках оплаты ТРУ (ч. 13 ст. 34 № 44-ФЗ) – форма оплаты, аванс, срок и порядок оплаты
    3. Условие о порядке и сроках приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги (ч. 13 ст. 34)
    4. Условие о форме необходимого подтверждающего документа и дополнительных документах
    5. Условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта (способ, сумма, срок обеспечения, реквизиты документов, подтверждающих его внесение) (ч. 1 ст. 96) и о его возврате
    6. Условие об одностороннем расторжении, если заказчик предусматривает такую возможность (ч.9 ст.95)

    Обязательное условие — ответственность сторон

    Условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту формируется исходя из норм Закона № 44-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

    Ответственность устанавливается в виде:

    Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения различных контрактных обязательств.

    Ответственность в виде штрафов устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками (ст.34 № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063).

    Вопрос: Как сформировать в контракте условие об ответственности заказчика в виде пени в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе?

    Ответ: Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со следующего дня после истечения срока исполнения и устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы

    Вопрос: Как сформировать в контракте условие об ответственности заказчика в виде штрафа?

    Ответ: За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы:

    • 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
    • 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
    • 1,5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
    • 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

    Обратите внимание! Пеня за неисполнение обязательств по контракту со стороны поставщика начисляется в размере не менее 1/300 действующей на дату уплаты ключевой ставки Банка России от цены контракта, уменьшенной на стоимость фактически исполненных поставщиком обязательств и с учетом коэффициента.

    Задача заказчика — сформировать условия о штрафах и пенях точно!

    Обязательное условие — положение об оплате обязательств

    В контракт обязательно включается условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги:

    1. форма расчетов:
    • предварительная оплата (ст. ст. 487, 711, 781, 783 ГК РФ),
    • частичная предварительная оплата (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
    • оплата по частям: по завершении отдельных этапов выполнения работ, оказания услуг, при поставке отдельных партий товара (ст. ст. 311, 421 ГК РФ),
    • единовременная оплата после исполнения поставщиком обязанностей по договору (ст. 328 ГК РФ);
    1. срок оплаты;
    2. порядок оплаты;
    3. момент исполнения заказчиком обязанности по оплате.

    ВАЖНО! Заказчик не вправе привязать срок оплаты контрактных обязательств к получению финансирования, так как в подобном случае срок оплаты не будет согласован.

    Обязательное условие — положение о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту

    Условие о предоставлении и возврате обеспечения обязательств по контракту формируется исходя из норм ч. 1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

    Обязательное условие — порядок и сроки приемки товара, работы или услуги

    Условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги формируется, исходя из норм ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

    Вопрос: Как правильно сформировать в контракте условие о приемке поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги?

    Ответ: Необходимо указать в контракте форму необходимого подтверждающего документа и дополнительных документов, сроки их подготовки и подписания, включить критерии для установления соответствия количества, объема, качества, целевого назначения поставленного товара, результата выполненной работы, оказанной услуги требованиям, установленным законом и контрактом.

    Условие о порядке приемки товара представляет собой сложный комплекс прав и обязанностей сторон, связанных с принятием, осмотром, проверкой, тестированием и т.д.

    В помощь — Стандарты, Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ГОСТы, Инструкции, Правила, СНиП и другая нормативная документация.

    Обязательное условие — сроки исполнения обязательств

    Сроки исполнения обязательств должны быть установлены в соответствии с положениями гражданского законодательства ( ст.190-194 ГК РФ) :

    • фиксированная дата — 1 июля 2017 г.;
    • период времени — в течение года с даты заключения контракта;
    • срок от действия — в течение 10 календарных дней с момента зачисления оплаты на расчетный счет;
    • интервалы — в срок с 01 по 10 число каждого месяца.

    Условие на усмотрение заказчика — условие об одностороннем отказе от исполнения контракта

    Одностороннее расторжение контракта можно реализовать только в том случае, если заказчик установит его в проекте контракта и в тендерной документации, в противном случае заказчик исключает такую возможность как для себя, так и для поставщика (ч. 13, 14 ст. 34, ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ). Основания: любые, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.

    Порядок оформления одностороннего отказа от исполнения контракта:

    • принятие решения об одностороннем отказе;
    • размещение решения в ЕИС в течение 1 рабочего дня, следующего за датой его принятия;
    • направление поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении.

    Выполнение заказчиком данных требований считается надлежащим уведомлением поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

    При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.

    Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления.

    ВАЖНО! Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для отказа. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения!

    Иные условия контракта:

    • предмет контракта — функциональные и технические характеристики, параметры, потребительские свойства, требования к качеству, к безопасности товара, результата работ, оказания услуг — существенное условие;
    • показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, результата работ, услуг потребностям заказчика;
    • требования о предоставлении гарантий, их сроках и объемах;
    • требования об условиях эксплуатации и расходах на эксплуатацию;
    • требование об обязательном монтаже и наладке;
    • требование об обучении лиц, осуществляющих использование и обслуживание объекта закупки;
    • место, условия, сроки (периоды) и этапы поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
    • иные дополнительные условия.

    Неотъемлемые части контракта

    Если есть необходимость приобщить к контракту дополнительные документы, от содержания которых зависят возможности и условия исполнения обязательств, то такие документы являются неотъемлемыми частями контракта:

    • Акты
    • Спецификации
    • Сопроводительная документация, инструкции, технические задания, проекты, описания результатов работ и услуг
    • Документы, подтверждающие характеристики объектов и права на них
    • Списки и перечни
    • Лицензии и т.д.

    Обратите внимание! В случае необходимости приложения к контракту дополнительных документов нужно упоминать о них в тексте контракта.

    Заключение контракта

    До момента подписания контракт проходит два этапа формирования:

    1. Заказчик составляет проект контракта:
    • В проект включаются все условия, известные до проведения процедуры определения поставщика: обязательные условия об ответственности сторон, порядке и сроках оплаты, порядке приемки, обеспечении и иные условия;
    • Заказчик не может включать в проект контракта условия, которые становятся известны только по результатам процедуры определения поставщика;
    • Проект контракта всегда включается в тендерную документацию.
    1. По итогам процедуры заказчик включает в проект контракта условия, предложенные в заявке победителя:
    • предмет контракта, цена, реквизиты поставщика.

    Далее контракт направляется конкретному поставщику для подписания и представления обеспечения. Заказчик подписывает контракт после выполнения поставщиком необходимых условий — предоставления обеспечения и подписания в установленный срок.

    Особенности заключения контракта при различных способах закупки:

    Преимущества для заказчика

    Конкурс

    По результатам конкурса контракт заключается на условиях конкурсной документации и заявки, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт.

    Сроки: Контракт заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

    Обоснование: Ст. 54 Закона № 44-ФЗ.

    • возможность заключить контракт не только на основании ценового критерия, но и на наилучших условиях;
    • возможность более полно оценить предложения участников и их возможности;
    • осуществление закупок сложной, технологичной продукции, специализированных и высококвалифицированных работ и услуг.
    • возможность заключить контракт по более низкой цене, соблюдая конфиденциальность информации об участниках;
    • незначительное количество ограничений на проведение электронного аукциона;
    • организационные функции берет на себя электронная площадка (прием и регистрация заявок, блокирование и возврат обеспечения заявок, обмен документами между участниками и заказчиком, хранение электронных документов, размещение протоколов и т.п.)
    • короткие сроки
    • несложная документация
    • типовые условия

    Победитель торгов обязан заключить контракт. Если победитель уклонился от заключения контракта, то заключить контракт следует с участником, чья заявка следовала по рейтингу за заявкой победителя.

    Для этого проект контракта нужно направить участнику № 2 в срок, не превышающий срок направления контракта победителю в соответствии с требованиями законодательства. Участник № 2 вправе подписать контракт и передать его заказчику вместе с обеспечением или отказаться от заключения контракта. Непредставление участником № 2 заказчику в срок подписанных экземпляров контракта и обеспечения исполнения контракта не считается уклонением этого участника от заключения контракта и грозит ему негативными последствиями.

    Вопрос: Каковы действия заказчика в том случае, если победитель торгов уклоняется от заключения контракта?

    Ответ: Заказчик при уклонении победителя торгов от заключения контракта (непредставление обеспечения и подписанного в срок проекта контракта):

    • получает обеспечение заявки;
    • передает информацию в РНП;
    • предлагает участнику с заявкой №2 заключить контракт;
    • имеет возможность обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта.

    Обоснование: ч. 14 ст. 70 Закона № 44-ФЗ.

    Вопрос: Как оформляется уклонение участника от заключения контракта?

    Ответ:Составляется протокол вне зависимости от оснований, по которым участник признается уклонившимся от заключения контракта.

    • информация о закупке;
    • сведения об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта;
    • основания признания участника уклонившимся от заключения контракта (со ссылкой на норму Закона № 44-ФЗ).

    Необходимо разместить этот протокол в ЕИС не позднее одного рабочего дня со дня подписания.

    Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

    Читайте также:  Размещение казенным учреждением плана закупок и плана-графика в ЕИС по 44 ФЗ
    Ссылка на основную публикацию