Исчисление срока для направления победителем электронного аукциона протокола разногласий по 44 ФЗ

Исчисление срока для направления победителем электронного аукциона протокола разногласий по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

На какие нормы следует прежде всего ориентироваться при заключении контракта по результатам электронного аукциона в случае, когда победитель аукциона размещает протокол разногласий, продлевая общий срок процедуры заключения контракта, изложенный в ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ таким образом, что этот срок превышает предельный для заключения контракта срок, установленный п. 4 ст. 528 ГК РФ (контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов)?
Можно ли считать, что при исчислении сроков для размещения подписанного проекта контракта/признания победителя уклонившимся имеет значение, что подписанный проект контракта размещен тогда, когда работник заказчика (либо сама организация) завершил свою работу (то есть, например, рабочий день закончился в 18.00, тогда как до окончания времени фактической работы торговой площадки – 23.00 – еще есть время)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как специальные, имеют приоритет перед общими нормами гражданского законодательства.
Относительно окончания времени совершения действий в течение последнего дня срока при заключении контракта по итогам электронного аукциона существуют различные толкования норм законодательства.

Обоснование позиции:
1. Прежде отметим, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) носят специальный характер по отношению в общим нормам гражданского законодательства (Гражданского кодекса РФ), а соответственно, пользуются приоритетом (смотрите определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О, а также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона регламентирован ст. 70 Закона N 44-ФЗ.
Как указано в ч. 2 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в течение 5 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) предусмотренного ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации, цены контракта, предложенной участником, с которым заключается контракт, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника. Обращаем внимание, что здесь, в отличие от некоторых приводимых ниже норм, нет оговорки о том, какие именно дни имеются в виду, полагаем очевидным, что по умолчанию следует считать, что речь идет о календарных днях.
Далее, если у победителя аукциона отсутствуют разногласия по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, победитель аукциона в силу ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в течение 5 дней (очевидно также календарных) с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя.
В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, согласно ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя аукциона. В этом протоколе указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим объявленным условиям аукциона, с указанием соответствующих положений данных документов. Отметим, что документ, поименованный как “протокол разногласий” к проекту контракта, содержание которого не соответствует этим требованиям, в частности, при отсутствии в нем замечаний к проекту контракта, по существу протоколом разногласий не является (постановления Пятнадцатого ААС от 12.10.2015 N 15АП-15414/15, Седьмого ААС от 09.10.2015 N 07АП-8838/15).
Срока для размещения победителем протокола разногласий ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ формально прямо не установлено. По мнению ФАС России, изложенному в п. 1 письма от 17.09.2014 N АЦ/37487/14, из совокупности положений ч.ч. 4 и 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ следует, что срок для размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий составляет 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Однако из буквального прочтения ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что если по истечении срока для размещения победителем аукциона подписанного им без разногласий проекта контракта не будет размещен ни такой проект контракта, ни протокол разногласий, победитель должен считаться уклонившимся от заключения контракта. Поэтому нам представляется, что для размещения протокола разногласий должен применяться тот же срок, что и для размещения подписанного победителем аукциона проекта контракта – в течение 5 календарных дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта.
В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС первого протокола разногласий, как указано в ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС доработанный проект контракта либо первоначальный проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя аукциона.
После этого согласно ч. 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС подписанный им проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, или протокол разногласий.
В силу ч. 7 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС подписанного победителем контракта проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить подписанный им контракт в ЕИС.
Анализ приведенных норм показывает, что законодатель предполагает, что разногласия по условиям контракта будут разрешены после совершения предусмотренных законом действий в установленные для их осуществления сроки. Сложение же всех таких сроков (с учетом того, что 9 рабочих дней, отводимых на урегулирование разногласий и подписание контракта, при отсутствии в данном периоде праздничных рабочих дней может быть эквивалентно 11-13 календарным дням) показывает, что подписание контракта в соответствии с этой процедурой предполагается не позднее 21-24 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Вместе с тем видно также, что ч. 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в принципе допускает выдвижение победителем аукциона не одного, а, как минимум, двух, протоколов разногласий (смотрите также постановление АС Поволжского округа от 21.10.2016 N Ф06-12305/16, п. 2 разъяснений, данных в письме Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-982), не предусматривая, однако, каких-либо действий заказчика в этом случае. Полагаем, что в таком случае должен применяться тот же порядок действий и те же сроки для их совершения, что и при размещении в ЕИС победителем аукциона первого протокола разногласий (косвенно это подтверждается п. 4 разъяснений, данных в письме Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-982).
Тем не менее следует учитывать, что согласно ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные ст. 70 Закона N 44-ФЗ, он не направил заказчику подписанный им проект контракта, или направил протокол разногласий по истечении 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта). Поскольку в данной норме также нет оговорки о том, что имеются в виду рабочие дни, полагаем, что по умолчанию следует считать, что речь идет о календарных днях.
Из приведенных норм в совокупности следует, что, допуская наличие разногласий по условиям контракта между заказчиком и победителем аукциона, законодатель ограничивает срок для их урегулирования, устанавливая предельный срок для размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий, поскольку ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой победитель аукциона, направивший протокол разногласий по истечении названного срока, признается уклонившимся от заключения контракта, не делит протоколы разногласий на первый и последующие. Законом N 44-ФЗ вообще не ограничено количество протоколов разногласий, которые победитель аукциона вправе разместить в ЕИС в ходе заключения контракта, а в том случае, если стороны будут выполнять действия раньше предусмотренных нормами ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ сроков, обменов протоколами разногласий и проектами контрактов может быть более двух. Однако представляется, что последний протокол разногласий должен быть размещен не позднее 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Сказанное подтверждается судебной практикой (постановления АС Московского округа от 21.07.2015 N Ф05-8470/15 (определением ВС РФ от 18.11.2015 N 305-КГ15-14398 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ), АС Западно-Сибирского округа от 14.07.2015 N Ф04-21175/15, Двенадцатого ААС от 16.11.2015 N 12АП-10871/15).
Следует учесть, что после размещения в ЕИС победителем аукциона последнего возможного протокола разногласий у заказчика будет еще 3 рабочих дня для рассмотрения протокола разногласий, учета его положений или отклонения и размещения в ЕИС проекта контракта, а у победителя аукциона – единственный вариант подписания в течение 3 рабочих дней проекта контракта и размещения его в ЕИС, поскольку в случае направления нового протокола разногласий он будет однозначно считаться уклонившимся от заключения контракта. После чего заказчик должен будет разместить подписанный контракт в ЕИС в течение еще 3 рабочих дней.
В таком случае общий срок подписания контракта составит 24-26 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Указанные сроки действительно превышают установленные п. 4 ст. 528 ГК РФ для заключения государственного или муниципального контракта по результатам торгов – не позднее 20 дней со дня проведения торгов, хотя и незначительно (представляется очевидным, что завершением торгов должно считаться подведением их итогов, фиксируемое в данном случае в протоколе подведения итогов электронного аукциона).
С учетом приведенного принципа приоритета специальных норм над общими заключить, что нормы ст. 70 Закона N 44-ФЗ допускают возможность заключения контракта по результатам участия в электронном аукционе за пределами двадцатидневного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 528 ГК РФ (смотрите аналогичный вывод в решении Ульяновского областного суда от 13.10.2016 по делу N 7-460/2016, решение УФАС по Тульской области от 26.05.2015 N 04-07/62-2015, постановление Восьмого ААС от 12.10.2015 N 08АП-9894/15).
2. Поскольку Закон N 44-ФЗ не регулирует вопросов исчисления сроков, по данному вопросу также следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ. Правила исчисления сроков предусмотрены главой 11 ГК РФ. Разъяснения, признающие применение правил, установленных этой главой, к отношениям по закупкам в соответствии с Законом N 44-ФЗ, даются в письмах Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3561, от 16.12.2016 N Д28и-3518, от 22.01.2016 N Д28и-88, от 01.06.2015 N Д28И-1449, от 08.04.2015 N Д28и-982, смотрите также решения ФАС России от 25.01.2016 N К-85/16, от 17.01.2017 N К-38/17.
Согласно п. 1 ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. При этом если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Однако при применении этой нормы к процессу заключения контракта по итогам электронного аукциона возникают определенные вопросы, которые приводят к неоднозначности ее толкования в правоприменительной практике.
С одной стороны, как отмечено в решении УФАС по Тульской области от 26.05.2015 N 04-07/62-2015, положениями ст. 70 Закона 44-ФЗ, регламентирующей порядок заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона, не закреплено, что заключение контракта или какие-либо иные действия, связанные с заключением контракта, должны осуществляться в организации заказчика. Формально это абсолютно правильно: процедура проведения электронного аукциона предполагает проведение торгов на электронной площадке – не в организации заказчика. Соответственно, должно применяться общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 194 ГК РФ, то есть предусмотренное действие (например, размещение победителем аукциона подписанного им проекта контракта в ЕИС) должно совершаться до 23:59:59 последнего дня срока. Данная точка зрения отражена в постановлении Третьего ААС от 07.07.2017 N 03АП-3388/17, постановлении АС Московского округа от 28.10.2016 N Ф05-16447/16.
Отметим, что практическое применение такого толкования в любом случае встречает трудности, связанные даже с чисто природными факторами – протяженностью нашей страны и наличием в связи с этим в ней множества часовых поездов. Так, например, в постановлении АС Дальневосточного округа от 04.03.2016 N Ф03-620/16 суд пришел к выводу, что соответствующие действия должны совершаться с учетом часового пояса заказчика.
С другой стороны, как указывается в постановлении АС Северо-Западного округа от 19.01.2017 N Ф07-12462/16, “победитель аукциона, совершая действия в пределах временного интервала, указанного электронной площадкой, должен был логично допускать осуществление операций подобным образом и со стороны Комитета”. В данном случае суд принял во внимание, что у заказчика было установлено определенное рабочее время для приема корреспонденции, и счел решение заказчика о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта по истечении этого времени в последний день срока для размещения победителем в ЕИС подписанного им проекта контракта.
В связи с этим следует заметить, что в правоприменительной практике существует даже такая позиция, согласно которой направление документов в последний день процессуального срока, установленного законодательством для подписания проекта контракта, является самонадеянным, поскольку победитель контракта в любом случае должен предвидеть наступление вредных последствий в виде незаключения контракта, поскольку фактически необходимые документы поступают в адрес заказчика за пределами рабочего времени в его организации. В такой ситуации реальная возможность заключения контракта без нарушения процессуальных сроков фактически отсутствует. Тем более это касается совершения действий в последние часы последнего дня срока. Эта позиция отражена в решения УФАС по Омской области от 26.01.2016 N 03-10.1/14-2016, N 03-10.1/14-2015, постановлении АС Северо-Кавказского округа от 28.01.2015 N Ф08-10528/14, постановлении АС Поволжского округа от 25.04.2017 N Ф06-19130/17.
Обе позиции имеют под собой формальные нормативные и логические обоснования и трудно отдать предпочтение одной из них. Полагаем, что некоторая неопределенность в этом вопросе сохранится до обобщения практики на уровне высших судебных инстанций или внесения изменения в законодательство.

Читайте также:  Как ведется реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

22 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Электронный аукцион по 44-ФЗ: протокол разногласий

    On 19.07.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Электронный аукцион, ЭТП

Протокол разногласий применяется в закупках довольно широко. Именно посредством этого документа поставщики могут указать заказчику на ошибки в контракте. Иногда протокол применяется для растягивания времени, отведенного на подписание контракта. Однако этот «побочный эффект» остается в прошлом.

О важности протокола разногласий в электронных процедурах

Аукционы проводятся на ЭТП, и контракты по итогам заключаются в электронной форме. По сути, исполнитель и заказчик никак не контактируют на всем протяжении процедуры. И немудрено, ведь законодательство о госзакупках запрещает сторонам вести переговоры.

Государственный контракт составляется по шаблону и не допускает каких-либо вольностей. Кроме того, закон требует, чтобы подписанный контракт в точности соответствовал проекту, размещенному в составе закупочной документации. Но когда в проект вносится конкретная информация по сделкереквизиты сторон, условия исполнения соглашения — возможны ошибки. И если исполнитель заметил неточность, он должен указать на нее заказчику через протокол разногласий.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Надо понимать, что возможности использования протокола ограничены. Во-первых, существенные условия контракта в любом случае не могут быть изменены. Во-вторых, текст контракта должен полностью повторять текст проекта. Так что предложить заказчику добавить в контракт какие-то положения у поставщика не выйдет.

Составление протокола

Получив от заказчика проект контракта, победитель аукциона должен ознакомиться с ним и подписать в установленный срок. Если ему что-то непонятно либо он с чем-то не согласен, он составляет протокол разногласий. Все это делается посредством ЭТП. При этом какой-либо регламентированной формы протокола разногласий не существует, то есть текст может быть на усмотрение заявителя.

Что касается формы, то иногда протокол составляют в виде письма, которое подписано руководителем организации. Это письмо сканируется и передается второй стороне через площадку. Это излишне, ведь все документы на ЭТП в любом случае визируются электронной подписью, поэтому достаточно набрать текст сообщения и прикрепить нужные документы, если это необходимо.

В протоколе победитель должен указать положения проекта контракта, которые не соответствуют тому, что было указано в документации или заявке участника.

Отметим, что если победитель не подписал контракт в отведенный срок и не разместил протокол разногласия, то он считается уклонившимся от подписания контракта.

Сроки

Получив контракт, победитель аукциона или иной электронной процедуры может изучать его в течение 5 дней. В этот срок он должен составить протокол разногласий, а если это не нужно — подписать контракт.

Стоит отметить, что еще буквально недавно, до 1 июля 2018 года, можно было подавать несколько протоколов разногласий друг за другом. Тогда порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона регулировался статьей 70 закона 44-ФЗ, которая ныне утратила силу. Теперь процесс заключения электронного контракта регулируется статьей 82.3 закона 44-ФЗ. В ней же собраны и все положения, которые касаются протокола разногласий. Они в полной мере относятся не только к электронному аукциону, но и всем иным электронным процедурам, которые, как известно, должны заработать в недалеком будущем.

Протокол разногласий как инструмент растягивания времени

По старым правилам процесс «протокольного» общения мог длиться довольно долго — последний протокол можно было направить на 13-й день. Иногда это использовалась поставщиками для растягивания срока, отведенного на подписание контракта. Например, если имели место проблемы с внесением обеспечения или получением банковской гарантии. Более того, случалось, что посредством протокола и ответа на него одна сторона вынуждала другую нарушать правила подписания контракта.

Поэтому в новой редакции закона 44-ФЗ правила подачи протокола разногласий были ужесточены. Подразумевается, что поставщику следует изложить все свои претензии по тексту контракта в одном протоколе, тем более что они, как правило, касаются технических неточностей.

Ответ заказчика

Заказчик рассматривает протокол в течение 3 рабочих дней. Далее он размещает:

  • доработанный проект контракта без своей подписи;
  • прежний проект контракта без своей подписи и документ, в котором он описывает причины отказа в учете замечаний поставщика.

Как было отмечено выше, с 1 июля 2018 года повторной попытки на внесение исправлений в контракт путем составления протокола разногласий у поставщика нет.

Протокол разногласий по 44-ФЗ

Протокол разногласий по 44-ФЗ: сроки подачи и нюансы составления

Что такое протокол разногласий по 44-ФЗ? Каковы сроки подачи протокола разногласий по 44-ФЗ? Как действовать сторонам при подаче протокола разногласий по 44-ФЗ? Как лучше составить протокол разногласий по 44-ФЗ?

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое протокол разногласий по 44-ФЗ
  • Каковы сроки подачи протокола разногласий по 44-ФЗ
  • Как действовать сторонам при подаче протокола разногласий по 44-ФЗ
  • Как лучше составить протокол разногласий по 44-ФЗ

Электронный аукцион завершен, и теперь с выигравшим участником должен быть заключен государственный контракт. Проект данного документа готовит заказчик и пересылает победителю через личный кабинет электронной площадки. Основной текст контракта берется из проекта, изначально опубликованного вместе с другой закупочной документацией. Договор дополняют информацией об объекте закупки и о фирме-победителе. Сумма денежных средств, указанная в выигравшей заявке, переносится в раздел с ценой контракта. Получив проект договора, победитель обязан тщательно проверить текст документа и корректность сведений в нем. Если будут найдены ошибки, в том числе технического характера: различные опечатки и неточности, то необходимо оформить протокол разногласий по 44-ФЗ.

Что такое протокол разногласий по 44-ФЗ

Протокол разногласий по 44-ФЗ и по ГК РФ – это не одно и то же. В ГК данный документ рассматривается в 507 статье (касаемо договора поставки) и в 445 статье (в отношении обязательных для заключения договоров: публичный договор; договор, оформленный на основании предварительного договора; договор, заключенный в результате проведения торгов).

44-ФЗ устанавливает правила для оформления протоколов разногласий при проведении электронных закупочных процедур (ст. 70 44–ФЗ). Жестких требований к оформлению этого документа нет, он может быть составлен в произвольной форме. Главная задача – обозначить перечень найденных ошибок. Документ оформляется только в электронном виде.

На аукционах, проводимых с помощью ЭТП, исключены контакты заказчика и исполнителя. Таким образом соблюдается требование законодательства о запрете переговоров между сторонами. Именно поэтому вся процедура, включая подписание контракта, осуществляется в электронном виде.

Государственный контракт имеет строгий шаблон, произвольное добавление пунктов в него недопустимо. Плюс к этому, окончательный документ должен полностью соответствовать проекту, включенному в аукционную документацию. Однако при внесении сведений о победителе и объекте закупки, возможно появление ошибок, например, в реквизитах или в описании условий исполнения соглашения. Если найдена неточность или опечатка, исполнитель сообщает об этом заказчику, оформляя протокол разногласий.

Нельзя воспринимать данный документ как инструмент внесения дополнительных положений в контракт. Текст подписываемого документа должен быть идентичен проекту, опубликованному в начале аукциона. Кроме того, существенное изменение условий договора запрещено законодательством.

Рекомендации по составлению протокола разногласий по 44-ФЗ

Протокол разногласий к договору по 44-ФЗ может быть составлен в свободной форме. При его подготовке учитывайте, что данный документ не будет распечатываться, а останется лишь в электронном виде в Единой информационной системе (далее – ЕИС). Он должен содержать перечень найденных несоответствий в тексте контракта. И хоть в законе нет шаблона подобного документа, он все же должен соответствовать ряду общих требований.

В протокол разногласий желательно включить следующие пункты:

  • Вид документа.
  • Ссылка на проект договора или информацию об аукционе, к которому относится оформляемый документ.
  • Сведения о месте и времени составления (город, дата).
  • Информация о заказчике и выигравшем поставщике и указание лица, имеющего право подписи документа со стороны исполнителя.
  • Перечень пунктов контракта, требующих корректировки. Желательно указать изначальный текст и предлагаемую редакцию.
  • Подпись уполномоченного лица исполнителя.

Подписывать договор от имени победителя электронных торгов может лицо, имеющее на это соответствующие полномочия (требование четко прописано в п.4 ст. 70 ФЗ-44). Это же касается и протокола разногласий.

Бумажная версия протокола разногласий не нужна, так как все действия проводятся в рамках электронной площадки проведения аукциона. На документе ставится электронная подпись (через личный кабинет на сайте), после чего он отправляется исполнителем в Единую информационную систему (далее – ЕИС) вместо подписанного договора.

Сроки подачи протокола разногласий

По закону у выигравшего участника электронных торгов есть 5 дней на то, чтобы внимательно изучить проект договора. Протокол разногласий к контракту по 44-ФЗ направляется заказчику в обозначенный срок. Если же ошибок не найдено, договор подписывается исполнителем.

Отметим, что до недавнего времени фирма-победитель аукциона могла оформить несколько протоколов разногласий и прислать их один за другим. Статья 70 44-ФЗ, которая ранее регулировала процесс заключения контракта по окончании электронной закупочной процедуры, утратила свою силу с 1 июня 2018 года. Сегодня подписание договора проводится в соответствии со ст. 82.3 44-ФЗ. Эта статья также регулирует процесс подачи протокола разногласий. Положения ст. 82.3 относятся не только к электронным аукционам, но и к другим видам электронных процедур, которые начнут применяться в ближайшее время.

Старые правила позволяли затянуть процесс подписания контракта – исполнитель мог в течение 13 дней направлять заказчику протоколы разногласий. Некоторые поставщики благодаря этому умышленно замедляли согласование положений договора. Таким образом фирма могла успеть решить проблемы с обеспечением договора или получением банковской гарантии. Кроме того, были случаи принуждения к нарушению правил подписания контракта посредством обмена протоколами и ответами на них.

Чтобы избежать подобных ситуаций, правила были ужесточены. Сейчас выигравший участник закупки направляет заказчику протокол разногласий по 44-ФЗ в срок до 5 дней. Сделать это можно лишь единожды, обозначив все несоответствия (чаще всего – технические ошибки) в одном документе.

Если протокол разногласий не отправлен вовремя, то победитель закупки считается уклонившимся от подписания контракта. Такой поставщик признается недобросовестным, так как его бездействие привело к срыву аукциона.

Кроме того, если заказчик после этого вынужден заключать контракт на большую сумму, то именно виновный в срыве закупки поставщик обязан возместить убытки (постановление Арбитражного суда УО от 08.02.2018 № Ф09-8627/17 по делу № А07-6567/2017).

Учитывайте, что участие в аукционе – это повышенная ответственность, ведь поставщик становится включенным в публично-правовые отношения (постановление 9-го ААС от 10.04.2019 № 09АП-12177/2019 по делу № А40-228605/18).

Важно строго соблюдать срок отправки протокола разногласий. Так, обстоятельства, описанные ниже, вовсе не являются уважительной причиной для задержки ответа заказчику:

  • поставщик ошибочно посчитал, что не стал победителем, потому и перестал интересоваться участием в аукционе;
  • несвоевременное отслеживание результатов аукциона и электронных оповещений привело к срыву сроков ответа;
  • текст проекта контракта не был вовремя прочитан из-за попадания в «Спам», что не дало возможности вовремя ответить заказчику.
Читайте также:  Установление в аукционной документации конкретных или чрезмерно детализированных требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара,

Действия сторон при необходимости составления протокола разногласий

После получения протокола заказчик действует следующим образом:

Получив документ через сайт электронной площадки в личном кабинете, заказчик обязан ознакомиться с поправками, обозначенными победителем закупки.

Обратите внимание! Заказчик должен дать ответ на протокол разногласий по 44-ФЗ в течение 3-х рабочих дней (ч. 5 ст. 83.2 закона № 44-ФЗ).

В зависимости от решения относительно правок победителя закупки возможны два варианта действий:

  1. Заказчик одобряет правки, внесенные поставщиком, и отправляет в ЕИС и на сайт электронной площадки скорректированный проект контракта. Важный момент – данный вариант документа размещается без подписи заказчика.
  2. Заказчик не согласен с частью или со всеми правками выигравшего участника, потому в ответ публикует в ЕИС и в системе электронной площадки исходный вариант контракта.

Важно! Во втором случае необходимо также прикрепить отдельный документ-обоснование, чтобы обозначить причины отказа в корректировке договора.

Если поставщика не устраивает полученный ответ, то обжалование действий заказчика осуществляется в соответствии с гл. 6 ФЗ-44.

Законом предусмотрена возможность обратиться с жалобой на действия заказчика в ФАС. Не исключается также решение спорных вопросов в суде.

Выигравший участник закупки после ознакомления с ответом заказчика действует следующим образом:

Если выигравшего поставщика устраивает ответ заказчика, то дальнейшая коммуникация происходит согласно ч. 6 ст. 83.2 ФЗ-44.

Выигравший участник аукциона подписывает государственный контракт. Это делается на сайте электронной площадки с использованием электронной подписи. Максимальный срок для этих действий – 3 дня с момента отправки заказчиком ответа на замечания поставщика.

Кроме самого подписанного контракта выигравший участник аукциона обязан предоставить еще ряд документов (согласно ч. 3, 6 ст. 83.2 ФЗ-44):

  • документ, подтверждающий обеспечение исполнения контракта (в случае, если это было указано в аукционной документации);
  • если цена договора была снижена во время аукциона, то победитель прикладывает также обоснование стоимости закупки (в случае, если объектом являются товары жизнеобеспечения: продовольствие, лекарственные препараты, топливо).

Помните, что при несоблюдении сроков отправки подписанного договора и необходимых приложений к нему, участник признается уклонившимся от подписания согласно ч. 13 ст. 83.2 ФЗ- 44.

Если заказчик не смог отправить необходимые документы в ЕИС из-за технической ошибки системы, то тому должно быть подтверждение. Доказательством в этом случае может служить видеозапись специального ПО «Независимый регистратор», которое применяется для регистрации действий участников закупок (решение ФАС РФ от 14.05.2019 № 19/44/105/1245).

Есть ли возможность у заказчика оформить протокол разногласий?

В ст. 83.2 ФЗ-44 говорится только о праве поставщика, выигравшего закупку, направлять протокол разногласий. Аналогичная возможность для заказчика не предусмотрена.

Случается, что заказчик может оказаться из-за этого в сложной ситуации. Если выявлены несоответствия между изначальным проектом документации по аукциону и версией, присланной победителем, то у заказчика связаны руки.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда предоставленная банковская гарантия не соответствует требованиям закупочной документации. В практике арбитражного суда есть подобное дело, по которому уже вынесено решение (постановлении арбитражного суда УО от 27.03.2019 № Ф09-976/19 по делу № А60-37252/2018). Заказчик, обнаружив недочеты, отправил победителю аукциона вместе с контрактом также и протокол разногласий. Сделано это было с целью исправления имеющихся ошибок.

Заказчик обосновывал свою позицию следующим:

  • В ФЗ-44 нет прямого запрета на отправку протокола разногласий победителю аукциона от лица заказчика;
  • в ст. 528 ГК РФ предусмотрена возможность оформления протоколов разногласий при согласовании государственных и муниципальных контрактов;
  • подобная документация – это обычная практика делового общения.

Однако суд не принял представленные доводы.

Так как же следовало поступить заказчику? Если банковская гарантия победителя закупки не удовлетворяет требованиям, указанным в закупочной документации, то заказчик должен отказаться принимать ее. ФЗ-44 не дает заказчику прав на отправку в адрес выигравшего участника аукциона протокола разногласий. Внесение изменений в банковскую гарантию, когда она уже была отправлена заказчику, запрещено.

Найдите неточности или устаревшую информацию, напишите об этом в комментариях и получите скидку 5% на обучение в нашем центре.

Протокол разногласий к контракту по 44-ФЗ

Пошагово разберем, что такое протокол разногласий, как и в какие сроки его следует оформить. Учтите: подать протокол разногласий можно только для проведения закупок в форме электронного аукциона. Это нормы Закона № 44-ФЗ.

Итак, аукцион прошел и победитель определен. Заказчик направляет ему проект государственного контракта из личного кабинета на сайте электронной площадки.

Текст контракта должен полностью соответствовать тексту проекта контракта, опубликованного в составе аукционной документации, содержать информацию о победителе аукциона и сведения из его заявки в отношении объекта закупки, а цена контракта должна содержать ценовое предложение победителя, поданное в ходе торгов.

Что в этот момент должен и может сделать победитель аукциона? – Победитель должен внимательно проверить текст полученного документа. Если есть технические ошибки, опечатки или неточности, текст нужно исправлять.

Как изменить текст проекта контракта

Комментирует Юрий Майский, ведущий онлайн-курса про электронный аукцион по 44-ФЗ :

« Участник сам не может поменять текст контракта. Закон этого не предусматривает, и функционал электронной площадки этого просто не позволяет. Поэтому если участник хочет что-то изменить в проекте контракта, полученном от заказчика, он может просить заказчика внести исправления. Вот для этого и нужен протокол разногласий ».

Что можно изменить в тексте контракта:

  1. Можно и нужно требовать исправить положения проекта контракта, не соответствующие извещению о проведении аукциона, документации о нем и своей заявке на участие.
  2. Можно попросить внести изменения в реквизиты поставщика, если они изменились с момента окончания подачи заявок.
  3. Можно попросить исправить опечатки, грамматические и пунктуационные ошибки, технические ошибки и неточности.
  4. Нельзя требовать изменения существенных положений контракта и пытаться что-то в нем изменить!
  5. При отсутствии разногласий в отношении условий контракта компания-победитель электронного аукциона размещает на электронной площадке подписанный со своей стороны проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.

Есть ли форма протокола разногласий по 44-ФЗ?

Важно различать протокол разногласий в ГК РФ и в 44-ФЗ. В ГК возможность составления протокола разногласий предусматривает статья 507 в отношении договора поставки и статья 445 в отношении договоров, подлежащих заключению в обязательном порядке (публичный договор; договор, заключенный на основании предварительного договора; договор, заключенный путем проведения торгов).

Протокол разногласий по 44-ФЗ — это более узкое понятие, применимое только к электронному аукциону (ст. 70 44-ФЗ). Это — электронный документ, который составляется в произвольной форме, и может содержать лишь указание на расхождения условий проекта контракта и положений документации. Подписывает протокол разногласий лицо, уполномоченное на заключение контракта, своей электронной подписью. Нет необходимости направлять заказчику скан подписанного бумажного документа. Нет необходимости придерживаться какой-то определенной формы при составлении документа.

Порядок заключения контракта при наличии разногласий

Шаг 1. Получив для подписания проект контракта, внимательно его изучаем, выявляем ошибки и несоответствия.

Шаг 2. Составляем протокол разногласий, используя функционал личного кабинета на электронной площадке.

Протокол разногласий — это отдельный документ, в нем обязательно отражаются условия контракта, по которым есть разногласия, приводятся положения аукционной документации и заявки победителя, по которым выявлены несоответствия. Все положения протокола разногласий должны быть обоснованы, заявление необоснованных разногласий не допускается.

Шаг 3. Подписываем протокол разногласий усиленной электронной подписью лица, уполномоченного подписывать контракт (п. 4 ст. 70 Закона № 44-ФЗ) и размещаем в Единой информационной системе (ЕИС) вместо подписанного контракта.

Нет необходимости направлять заказчику подписанный и отсканированный документ.

Закон № 44-ФЗ регламентирует сроки, которых стоит придерживаться победителю аукциона при размещении протокола разногласий. Послушайте важный комментарий О. Бирули, ведь при несоблюдении указанных сроков организация-победитель будет признана уклонившейся от заключения государственного контракта (письмо Минэкономразвития РФ от 22.01.2015 № Д28и-96).

Шаг 4. Заказчик должен рассмотреть протокол разногласий и принять решение:

  • в случае согласия с замечаниями – доработать проект контракта и снова направить его победителю. Обратите внимание, проект контракта по-прежнему не подписан заказчиком, в госзакупках первым свою подпись в любом случае должен поставить участник;
  • в случае несогласия с замечаниями — заказчик не вносит изменений в проект контракта и вновь направляет его участнику с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя аукциона.

На все эти действия заказчику предоставляется 3 рабочих дня с даты размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий (ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ).

Шаг 5. Вновь получаем проект контракта и, если у нас по-прежнему есть замечания, в течение 3 дней мы вправе снова подать протокол разногласий.

Комментирует эксперт Юрий Майский:

« Участник вправе отправить последний протокол разногласий не позднее 13 дня с момента опубликования итогового протокола. Может получиться, что в ответ на новую или неисправленную старую ошибку у участника не будет возможности оформить протокол разногласий. В этом случае участник должен подписывать контракт в том виде, в каком он есть, или его признают уклонившимся от заключения контракта.

Поэтому обеим сторонам надо быть внимательными. Не хочется думать, что заказчик может предпринимать какие-либо действия специально, вынуждая участника действовать некорректно и нарушать сроки, чтобы признать его уклонившимся и не заключать с ним контракт. На любые такие действия заказчика можно жаловаться. Тем более, что на электронной площадке они протоколируются ».

Шаг 6. Если мы согласны с новым вариантом контракта, подписываем его (срок — 3 дня) и прикладываем документы, свидетельствующие о наличии обеспечения исполнения контакта и направляем контракт заказчику (размещаем его в ЕИС).

Шаг 7. В течение 3 рабочих дней заказчик должен подписать контракт, направить его участнику, используя функционал электронной площадки. Все, контракт считается заключенным.

Если протокол разногласий к контракту отсутствует, сроки подписания контракта остаются неизменными – 5 дней на подпись со стороны победителя и 5 дней на подпись со стороны заказчика.

  1. Направление протокола разногласий к контракту допускается только при проведении закупки в форме электронного аукциона.
  2. Протокол разногласий позволяет исправить технические ошибки и неточности, но не может изменить существенные положения контракта.
  3. Закон не ограничивает количество протоколов разногласий в одной закупке.
  4. Протокол разногласий может быть направлен не позднее 13-го календарного дня с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
  5. Протокол разногласий должен быть оформлен в виде отдельного документа, содержать положения контракта, не соответствующие извещению о проведении аукциона в электронной форме, документации об аукционе в электронной форме и заявке на участие в аукционе этого участника закупки, с указанием соответствующих положений данных документов.
  6. В случае нарушения сроков подачи протокола разногласий участник признается лицом, уклонившимся от заключения контракта, что влечет за собой включение его в реестр недобросовестных поставщиков.

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Калькулятор сроков электронного аукциона по 44 ФЗ при цене контракта до трех миллионов рублей или более

Принцип работы онлайн калькулятора основан на определении возможных дат из допустимого временного интервала исходя из заданных пользователем даты публикации извещения и документации об аукционе.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

В расчете указан диапазон возможных дат. Исчисление ведется от крайнего числа диапазона. Пользователь может самостоятельно менять крайнюю дату диапазона, при этом все последующие интервалы будут сдвинуты с учетом внесенных изменений.

Аукцион: расчет сроков при НМЦ менее 3 миллионов рублей

ЭтапДатаДопустимый период
Публикация извещения
Решение о внесении изменений в извещение и документацию
Запрос о разъяснении документации от участников закупки
Публикация ответов на запросы о разъяснении документации
Отмена аукциона (при необходимости)
Срок подачи заявок
Окончание срока подачи заявок
Получение первых частей заявок
Окончание срока рассмотрения первых частей заявок
Подписание и направление оператору электронной площадки протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе (не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок)
Дата проведения аукциона
Получение протокола аукциона (в течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона)
Получение вторых частей заявок (в течение 1 часа после размещения протокола проведения аукциона)
Окончание срока рассмотрения вторых частей заявок
Размещение протокола подведения итогов аукциона
Направление проекта контракта победителю
Подписание контракта победителем и предоставление обеспечения исполнения
Подписание контракта заказчиком
Внесение информации в реестр контрактов о заключенном контракте

Если цена контракта больше трех миллионов рублей, то срок публикации извещения и документации увеличивается с 7 до 15 дней.

Аукцион: расчет сроков при НМЦ более 3 миллионов рублей

ЭтапДатаДопустимый период
Публикация извещения
Решение о внесении изменений в извещение и документацию
Запрос о разъяснении документации от участников закупки
Публикация ответов на запросы о разъяснении документации
Отмена аукциона (при необходимости)
Срок подачи заявок
Окончание срока подачи заявок
Получение первых частей заявок
Окончание срока рассмотрения первых частей заявок
Подписание и направление оператору электронной площадки протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе (не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок)
Дата проведения аукциона
Получение протокола аукциона (в течение 1 часа после размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона)
Получение вторых частей заявок (в течение 1 часа после размещения протокола проведения аукциона)
Окончание срока рассмотрения вторых частей заявок
Размещение протокола подведения итогов аукциона
Направление проекта контракта победителю
Подписание контракта победителем и предоставление обеспечения исполнения
Подписание контракта заказчиком
Внесение информации в реестр контрактов о заключенном контракте
Читайте также:  Претензионный порядок в рамках Закона N 44-ФЗ

Таблица сроков с пояснениями

№ п/пЭтапСроки и пояснения
1Публикация извещения о проведении аукциона и документацииВ случае если начальная цена контракта менее 3 миллионов рублей, то извещение размещается не позднее, чем за 7 дней до конца приема предложений; если цена контракта более 3 миллионов, то срок составляет не менее 15 суток
2Прием запросов на разъяснение положений документации по аукционуНе позднее 3 дней до окончания приема заявок на участие в аукционе
3Получение ответов на запросы участников по разъяснению положений документации по аукционуНе более 2 дней с момента подачи запроса по разъяснению положений документации по аукциону
4Внесение изменений в документацию электронного аукционаНе позднее 2 дней до окончания приема заявок на участие в аукционе
5Отмена аукционаНе позднее 5 дней до окончания приема заявок на участие в аукционе, размещение решения в ЕИС в день принятия решения
6Рассмотрение первых частей заявок участниковНе позднее 7 дней с даты окончания срока подачи заявок. Подписание и направление оператору электронной площадки протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок
7Проведение аукционаНе позднее 2 дней с момента составления протокола оценки первых частей заявок участников (ч.3. ст. 68)
8Рассмотрение вторых частей заявок участниковНе позднее 3 дней с момента проведения аукциона
9Опубликование итогового протоколаНе позднее 1 рабочего дня с момента создания протокола (ч.8 ст.69)
10Передача победителю проекта контрактаВ течение 5 дней с даты размещения протокола подведения итогов аукциона (ч.2 ст.70)
11Подписание контракта победителем и внесение обеспечения победителем аукционаВ течение 5 дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта.(ч.3 ст.70)
12Подписание контракта заказчикомНе позднее 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона (ч.7 ст.70)
13Составление протокола разногласий победителемНе позднее 3 рабочих дней с момента размещения контракта
14Рассмотрение заказчиком протокола разногласий и внесение корректив в контрактНе позднее 3 рабочих дней с момента размещения протокола разногласий
15Подписание контракта заказчикомВ течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта, подписанного победителем и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта, но не ранее чем через 10 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов аукциона (ч.7 ст.70)

Видеопрезентация

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Заключение контракта 44-ФЗ: этапы, сроки, обеспечение и подписание

Контракт в государственных торгах заключается между заказчиком и победителем закупки или, в некоторых случаях, с участником, занявшим второе место. Поскольку большая часть торгов по 44-ФЗ проходит в электронном виде, то контракт заключается в форме электронного документа, который обе стороны подписывают квалифицированной электронной подписью.

Условия, на которых заключается контракт, предусмотрены извещением и документацией закупки, а также заявкой победителя и его окончательным предложением (ч.1 ст. 34 44-ФЗ).

Этапы заключения контракта

Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

  • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
  • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
  • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
  • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

В какие сроки можно заключить контракт

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Как составить протокол разногласий

Когда победитель не согласен с проектом контракта, который ему на подписание отправил поставщик, он может сообщить свои замечания в протоколе разногласий. В протоколе победитель обязан указать, какие именно положения контракта не соответствуют документации, извещению о закупке и его заявке на участие. Также победитель должен предложить возможную редакцию таких положений.

Если победивший участник нарушит требования к содержанию протокола разногласий, его могут признать уклонившимся от заключения контракта. Например, участник направит не протокол разногласий, а исправленный контракт.

Важно: Победитель может направить только один протокол разногласий в рамках одной закупки. Составлять протокол можно только в электронных торгах.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он проверяет обоснованность замечаний победителя. Если замечания обоснованы, то заказчик соглашается с протоколом разногласий, дорабатывает проект контракта и без своей подписи размещает в ЕИС. Если заказчик не согласен с замечаниями, то он повторно публикует изначальную версию контракта и указывает в отдельном документе, почему отказался учесть замечания победителя.

Когда можно вносить изменения в контракт

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.

Размер и условия обеспечение контракта

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

Можно ли приостановить подписание контракта

Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

  • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
  • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

Когда победителя признают уклонившимся

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

Подписание контракта с участником, занявшим второе место

Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:

  • Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
  • Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
  • Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
  • Заключить контракт по стандартному сценарию.
  • В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.

Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта. Он может просто не подписать проект контракта или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик опубликует проект контракта. Тогда участника не внесут в РНП. Однако, если поставщик составит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не предоставит обеспечение, то его признают уклонившимся и внесут в РНП.

Если второй участник откажется от контракта, то заказчик не сможет заключить контракт с участниками, занявшими третье место.

Ссылка на основную публикацию