Исковое заявление о расторжении государственного контракта на поставку товара в связи с неисполнением заказчиком условий

Prom-Nadzor.ru

Вы здесь

Заявление о расторжении государственного контракта на поставку товара в связи с неисполнением заказчиком условий контракта

В Арбитражный суд ____________________

(наименование или Ф.И.О.

(для предпринимателя: дата и место

рождения, место работы или дата

и место государственной регистрации

в качестве предпринимателя)

телефон: _________, факс: ___________,

адрес электронной почты: _____________

Представитель истца: _________________

(данные с учетом ст. 59

кодекса Российской Федерации)

телефон: __________, факс: __________,

адрес электронной почты: _____________

телефон: _________, факс: ___________,

адрес электронной почты: _____________

Госпошлина: _______________ рублей

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о расторжении государственного контракта

на поставку товара в связи с неисполнением

заказчиком условий контракта

“___”__________ ____ г. между истцом и ответчиком был заключен государственный (муниципальный) контракт N _____ на поставку _________________________ на сумму _________ (_______________) рублей, в соответствии с которым истец является поставщиком, ответчик – заказчиком.

Указанный контракт заключен на основании _________________________.

Вместе с тем ответчик не исполняет условия указанного контракта, а именно: _______________________, что подтверждается ______________________.

В соответствии с п. 8 ст. 95 Федерального закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно п. 2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок.

Стороны к соглашению о расторжении контракта не пришли.

Требование (претензию) истца от “___”_____________ ____ г. N ________ о

расторжении государственного (муниципального) контракта от “___”___________

____ г. N _____________ ответчик добровольно не удовлетворил, сославшись на

_______________________________________________ (или: осталось без ответа),

что подтверждается ______________________________________________.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ст. 450, п. 2 ст. 452, п. 1 ст. 523, ст. 531 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 8 ст. 95 Федерального закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, ст. ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

1. Расторгнуть государственный (муниципальный) контракт от “___”__________ ____ г. N _____, заключенный между истцом и ответчиком, в связи с неисполнением (нарушением) ответчиком условий контракта, а именно: _________________________.

2. Определить следующие последствия расторжения государственного (муниципального) контракта от “___”__________ ____ г. N _____: _________________________.

3. Взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату государственной пошлины в размере _________ (____________) рублей.

1. Копия государственного (муниципального) контракта от “___”__________ ____ г. N _____.

2. Документы, подтверждающие нарушения контракта со стороны ответчика.

3. Копия требования (претензии) истца от “__”___________ ____ г. N _____.

4. Доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования (претензии) истца.

5. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копии искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют.

6. Копия определения арбитражного суда ______________ об обеспечении имущественных интересов от “__”___________ ____ г. N _____ (если такое определение выносилось).

7. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

8. Доверенность представителя от “__”___________ ____ г. N _____ (если исковое заявление подписывается представителем истца).

9. Копия Свидетельства о государственной регистрации истца в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя от “__”___________ ____ г. N _____.

10. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых.

11. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о месте нахождения ответчика или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых.

12. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

Примерная форма искового заявления о расторжении государственного (муниципального контракта) и взыскании неустойки (подготовлено экспертами компании “Гарант”)

В [ наименование арбитражного суда,

в который подается исковое заявление ]

Истец: [ наименование государственного/

адрес: [ вписать нужное ]

Ответчик: [ наименование/Ф. И. О. поставщика/

адрес: [ вписать нужное ]

Исковое заявление
о расторжении государственного (муниципального контракта) и взыскании неустойки

[ Число, месяц, год ] между [ наименование государственного/муниципального заказчика ] (далее – истец) и [ наименование/Ф. И. О. поставщика (подрядчика, исполнителя) ] (далее – ответчик) заключен государственный/муниципальный контракт на [ предмет контракта ] N [ значение ], в соответствии с условиями которого [ вписать нужное ].

Цена контракта составляет [ сумма цифрами и прописью ] рублей (пункт [ значение ] контракта).

Согласно пункту [ значение ] контракта обязательство, предусмотренное контрактом, должно быть исполнено в срок до [ число, месяц, год ].

Поскольку результат, предусмотренный контрактом, ответчиком в установленный срок не передан [ число, месяц, год ] истец направил в адрес ответчика претензию с требованием исполнить данное обязательство, которая получена ответчиком [ число, месяц, год ], что подтверждается [ вписать нужное ].

В соответствии с частью 8 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон) расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Невыполнение ответчиком обязательства, предусмотренного контрактом, в согласованные сторонами сроки послужило основанием для направления истцом в адрес ответчика соглашения о расторжении государственного/муниципального контракта, которое получено ответчиком [ число, месяц, год ], что подтверждается [ вписать нужное ].

В пункте [ значения ] контракта стороны установили, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, ответчик уплачивает истцу штраф в размере [ значение ] % цены контракта – [ сумма штрафа цифрами и прописью ] рублей, определяемом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 34 Закона в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Истцом за неисполнение обязательства, предусмотренного государственным/муниципальным контрактом, предъявлено ответчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) N [ значение ] от [ число, месяц, год ].

Указанное требование получено ответчиком [ число, месяц, год ], что подтверждается [ вписать нужное ].

Недостижение истцом и ответчиком соглашения о расторжении контракта, а также неисполнение ответчиком требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310, 450 ГК РФ, статьями 34, 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”,

1. Расторгнуть государственный/муниципальный контракт на [ предмет контракта ] N [ значение ] от [ число, месяц, год ].

2. Взыскать с [ наименование/Ф. И. О. поставщика (подрядчика, исполнителя) ] в пользу [ наименование государственного/муниципального заказчика ] неустойку в размере [ сумма цифрами и прописью ] рублей.

1) уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление другим лицам, участвующим в деле, копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют;

2) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;

3) выписка из единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о месте нахождения истца и ответчика;

Читайте также:  Закупки в форме электронных торгов предусмотрены 223-ФЗ

4) копия государственного/муниципального контракта N [ значение ] от [ число, месяц, год ];

5) копия претензии и документа, подтверждающего ее получение;

6) копия соглашения о расторжении контракта и документа, подтверждающего его получение;

7) копия требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) N [ значение ] от [ число, месяц, год ] и документа, подтверждающего его получение;

8) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия на подписание искового заявления;

9) [ иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования ].

[ должность, подпись, инициалы, фамилия ]

[ число, месяц, год ]

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма искового заявления о расторжении государственного (муниципального контракта) и взыскании неустойки

Разработана: Компания “Гарант”, декабрь 2019 г.

Исковое заявление поставщика в арбитражный суд о расторжении государственного контракта на поставку товара в связи с неисполнением заказчиком условий контракта

Образец документа:

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о расторжении государственного контракта на поставку товара в связи с неисполнением заказчиком условий контракта

“___”__________ ____ г. между истцом и ответчиком был заключен государственный (муниципальному) контракт N _____ на поставку _________________________ на сумму _____ (__________) рублей, в соответствии с которым истец является поставщиком, ответчик – заказчиком.

Указанный контракт заключен на основании _________________________.

Вместе с тем ответчик не исполняет условия указанного контракта, а именно: _______________________, что подтверждается ______________________.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ст. 450, п. 2 ст. 452, п. 1 ст. 523, ст. 531 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу:

расторгнуть государственный (муниципальный) контракт от “___”__________ ____ г. N _____, заключенный между истцом и ответчиком, в связи с неисполнением (нарушением) ответчиком условий контракта, а именно: _________________________;

определить следующие последствия расторжения государственного (муниципального) контракта от “___”__________ ____ г. N _____: _________________________.

1. Копия государственного (муниципального) контракта от “___”__________ ____ г. N _____.

2. Документы, подтверждающие нарушения контракта со стороны ответчика.

3. Копия требования (претензии) истца от “___”__________ ____ г. N _____.

4. Доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования (претензии) истца.

5. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют.

6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

7. Доверенность представителя от “___”__________ ____ г. N _____ (если исковое заявление подписывается представителем истца).

8. Копия Свидетельства о государственной регистрации истца в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя от “___”__________ ____ г. N _____.

9. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых.

10. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о месте нахождения ответчика или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых .

11. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

Информация для сведения:

Госпошлина при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, определяется в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

Разъяснения, касающиеся документов, которые могут быть представлены в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, см. в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 “О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ “О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации”.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

При расторжении госконтракта из-за непоставки товара продавец должен платить и штрафы, и пени

Расторжение государственного контракта на поставку оборудования по инициативе заказчика в связи с неисполнением обязательств контрагентом предполагает, что поставщик допустил нарушение условий контракта и в виде неисполнения обязательств, и в виде просрочки исполнения обязательств. Поэтому, рассматривая спор между такими субъектами, суду надлежит решить вопрос о взыскании с поставщика как штрафа за неисполнение обязательств, так и пеней за просрочку (Определение ВС РФ от 09.03.2017 № 302-ЭС16-14360 по делу № А33-28174/2015).

Суть дела

По результатам электронного аукциона федеральное государственное учреждение (далее — учреждение, заказчик) заключило с обществом с ограниченной ответственностью (далее — общество, поставщик) государственный контракт, в соответствии с которым общество обязалось поставить высокоточные погружные датчики уровня воды, а заказчик обязался принять и оплатить товар. Срок поставки товара составлял 90 дней от даты заключения контракта. Контрактом было предусмотрено, что невыполнение поставщиком условий контракта является основанием для обращения заказчика в суд с требованием о расторжении контракта или расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения.

В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать от контрагента уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пени начисляются за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения, поставщик обязан уплатить заказчику штраф. При этом общая сумма штрафных санкций не может превышать 10% от цены контракта.

Поставщик направил заказчику письменное уведомление, в котором попросил расторгнуть контракт ввиду обстоятельств непреодолимой силы, создающих невозможность исполнения условий контракта по независящим от поставщика причинам, а именно из-за сильных колебаний курса валют поставка оборудования по цене, указанной в контракте, стала невозможна.

В ответной претензии учреждение потребовало полного и своевременного исполнения обязательств поставщиком, поскольку изменение курсов валют не относится к обстоятельствам непреодолимой силы. В сложившейся ситуации возможно только расторжение договора в одностороннем порядке по вине поставщика с начислением ему штрафных санкций и удовлетворением требований заказчика о возмещении убытков. В связи с непоставкой товаров заказчик уведомил ответчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, а затем обратился в суд с иском к поставщику о взыскании штрафных санкций и пеней.

Судебное разбирательство

Суд первой инстанции удовлетворил требование о взыскании штрафа, однако посчитал, что взыскание пеней с поставщика противоречит условиям контракта и положениям законодательства.

Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) предусмотрена ответственность поставщика отдельно за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательства (ч. 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ) и отдельно за просрочку исполнения обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Суд указал, что действующее нормативное регулирование, а также условия спорного контракта предусматривают два вида ответственности поставщика — неустойку (пени) и штраф. При этом ответственность поставщика разграничена: за просрочку исполнения обязательства ответственность наступает в виде пеней, за ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, — в виде штрафа в фиксированной сумме.

Формулировки положений Закона № 44-ФЗ и спорного контракта, по мнению суда, исключают возможность привлечения к ответственности в виде пеней за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательства. Поскольку в обоснование требований учреждение указало именно на неисполнение обязательств поставщиком, то требование о взыскании с общества пеней за неисполнение обязательств является необоснованным и удовлетворению не подлежит. Требование о взыскании штрафа суд признал правомерным.

Читайте также:  Проект государственного, муниципального контракта по 44 ФЗ

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами, изложенными в решении. Судьи поддержали вывод о том, что предусмотренные законом и спорным контрактом виды ответственности наступают при наличии различных условий. Нарушение требований договора со стороны поставщика в рассматриваемом деле должно классифицироваться как одно общее ненадлежащее исполнение обязательств по контракту и влечь взыскание штрафа.

Доводы заказчика об ином применении норм права суд отклонил как основанные на неверном толковании. Из обстоятельств спора следовал только факт нарушения обязательства по заключенному в результате аукциона контракту, который в конечном итоге был расторгнут сторонами. В то время как взыскание неустойки в виде пеней производится при условии фактической поставки товара, но с нарушением срока. Применение данного вида ответственности имеет условия, отличные от случаев взыскания штрафа. В рассматриваемом споре заведомое неисполнение обязательства поставщиком к определенному сроку, приведшее в итоге к расторжению договора, представляет собой единое нарушение. Учитывая, что гражданским законодательством не предусмотрено одновременное применение нескольких видов ответственности за одно и то же нарушение договорных обязательств, взыскание одновременно неустойки и штрафа является неправомерным.

Не согласившись с выводами судов, заказчик обратился с кассационной жалобой в арбитражный суд округа. Аргументируя свою позицию, учреждение ссылалось на то, что одновременное начисление суммы штрафа за неисполнение условий договора и пеней за несвоевременное исполнение обязательств соответствует условиями заключенного государственного контракта и законодательству о контрактной системе. Законодателем предусмотрена возможность наличия одновременно двух видов ответственности, что, по мнению заказчика, подтверждается правоприменительной практикой российских арбитражных судов. Однако и окружной суд высказался против двойных санкций, придя к выводу о правомерности позиций первой и апелляционной инстанций.

Позиция ВС РФ

Судьи Верховного суда посчитали, что законодательство о контрактной системе намеренно отделяет просрочку исполнения обязательства от иных нарушений поставщиком обязательств и устанавливает специальную ответственность за просрочку исполнения поставщиком обязательства. При этом фактическое неисполнение обязательства не означает невозможность начисления пеней за просрочку поставки, поскольку неисполнение поставщиком обязательств по поставке товара в установленный срок свидетельствует как о нарушении условий договора в целом (поставка не осуществлена), так и о просрочке исполнения обязательства (нарушение срока поставки товара), которая имела место с момента наступления срока поставки до момента расторжения договора в связи с односторонним отказом учреждения от него.

Восстановительный характер гражданско-правовой ответственности предполагает, что кредитор будет поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (п. 2 ст. 393 ГК РФ). Взыскание только штрафа за неисполнение государственного контракта не восстанавливает положение кредитора, поскольку не учитывает его возможные потери в период просрочки, когда он ожидал реального исполнения за пределами срока, установленного в договоре, однако в итоге был вынужден полностью отказаться от договора ввиду неисполнения поставщиком взятых на себя обязательств.

При рассмотрении дела суды установили, что поставщик не исполнил взятые на себя обязательства, в установленный контрактом срок не произвел поставку товара, в связи с чем учреждение приняло решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Суды признали правомерным только требование о взыскании штрафа, в то время как поставщик допустил просрочку исполнения обязательства и, согласно положениям контракта и Закона № 44-ФЗ, обязан был также уплатить пени.

Верховный суд РФ отменил вынесенные по делу решение, апелляционное и кассационное постановления. Поскольку вопрос о взыскании пеней судами по существу не рассматривался, не были установлены фактические обстоятельства, касающиеся даты расторжения контракта, периода просрочки поставки, не проверен расчет пеней, то дело в данной части было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Муниципальный контракт: иск о расторжении, претензия

Расторжение муниципального контракта: основные нюансы.

Один из важных вопросов, касающихся муниципального контракта, – возможность его расторжения. Закон говорит о том, что расторжение контракта возможно по договоренности сторон либо в соответствии с решением суда.

Соглашение о расторжении оформляется в той же форме, что сам контракт. Если стороны не пришли к соглашению, каждая из них имеет право подать в суд иск о расторжении муниципального контракта. Подобное требование может быть заявлено только после отказа второй стороны расторгнуть его добровольно или неполучении ответа на претензию по муниципальному контракту в установленный срок. Если данное требование не выполнено, исковое заявление будет оставлено судом без рассмотрения.

Бюджетное учреждение культуры (заказчик) 23.07.2010 заключило муниципальный контракт на изготовление и поставку барной стойки. По контракту оплата должна быть произведена следующим образом: 30% стоимости работ оплачивается после подписания договора, 70% – в течение 15 дней после подписания акта выполненных работ. Срок поставки – 20.08.2010. Фактически предоплата (30%) была произведена 27.08.2010 (платеж задержали в управлении культуры и департаменте финансов при регистрации бюджетного обязательства). Поставщик, ссылаясь на задержку предоплаты, задерживает сроки выполнения обязательства по поставке стойки. На 29.09.2010 работа поставщиком не выполнена, его телефоны отключены или находятся вне зоны доступа, какая-либо связь с ним отсутствует. Согласно контракту учреждением выставлена претензия по уплате неустойки. Поставщик отказывается ее платить. Как правильно поступить в данном случае: расторгнуть договор и вести процедуру по возврату предоплаты либо ждать поставки товара и предъявлять требования об уплате неустойки в судебном порядке? Начиная с какого дня следует начислять неустойку?

В хозяйственной деятельности большинства российских организаций задержка поставки товара или выполнения работ поставщиком, к сожалению, скорее закономерность, чем исключение из правил. Расторгать заключенный договор и требовать с недобросовестного контрагента возврата предоплаты или дождаться поставки товара и взыскать с поставщика неустойку за просрочку исполнения обязательства – решать, конечно же, руководителю организации. Но при этом он должен исходить из экономической целесообразности того или иного варианта поведения, временных затрат, а в рассматриваемом случае – еще и соответствия выбранного варианта поведения действующему законодательству.

Претензии по муниципальному контракту: пути решения.

Чтобы ответить на поставленные вопросы, определим, имело ли место нарушение условий контракта со стороны заказчика.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом согласно условиям договора и требованиям закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными предъявляемыми требованиями. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).

В рассматриваемой ситуации по условиям контракта уплата 30% стоимости производится после подписания договора, однако конкретная дата платежа не указывается. Также по условиям контракта срок поставки определен конкретной датой – 20.08.2010 – и не зависит от даты первого платежа, следовательно, заказчиком условия контракта не нарушены.

Согласно п. 8 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) расторжение государственного или муниципального контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. В связи с отсутствием оплаты от заказчика поставщик мог направить последнему претензию о расторжении контракта и расторгнуть данный контракт по соглашению сторон либо в судебном порядке, ссылаясь на невозможность его своевременного исполнения. Но так как этого сделано не было, у поставщика осталась обязанность по поставке товара в срок до 20.08.2010 в соответствии с контрактом независимо от наличия или отсутствия оплаты от заказчика.

Читайте также:  Расчет пени за просрочку поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнения обязательств по контракту по 44 ФЗ

Далее рассмотрим вопрос о выборе варианта поведения заказчика в случае неисполнения контракта поставщиком.

Согласно ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении данного договора.Так как муниципальный контракт заключен на поставку, на данный контракт распространяются положения п. 2 ст. 523 ГК РФ, в соответствии с которыми неоднократное нарушение срока поставки товара является нарушением существенного условия договора.

Как было указано выше, в силу п. 8 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ расторгнуть муниципальный контракт можно по соглашению сторон или в судебном порядке. В соответствии с п. 2 ст. 452 ГК РФ заказчик имеет право заявить требование об изменении или о расторжении договора в суд только после получения отказа поставщика на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии – в тридцатидневный срок. Согласно п. 5 ст. 453 ГК РФ если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора.

В силу п. 8.1 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ в случае расторжения муниципального контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту заказчик вправе заключить контракт с участником размещения заказа, с которым в соответствии с Федеральным законом № 94-ФЗ заключается контракт при уклонении победителя торгов или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, с согласия такого участника размещения заказа.

В муниципальный контракт должно быть включено обязательное условие об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом (п. 10 ст. 9 Федерального закона №94-ФЗ).

Неисполнение муниципального контракта.

В соответствии с п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается муниципальным контрактом в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней). Поставщик (исполнитель, подрядчик) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Установленная законом или договором поставки неустойка за недопоставку или просрочку поставки товаров взыскивается с поставщика до фактического исполнения обязательства (ст. 521 ГК РФ). Также заказчик согласно ст. 393, 394 ГК РФ может потребовать с поставщика возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по причине нарушения существенных условий договора. Причинение заказчику убытков необходимо доказывать в судебном порядке, руководствуясь ст. 15 ГК РФ.

Учитывая все вышесказанное, отметим, что в соответствии с действующим законодательством РФ заказчик может потребовать от поставщика расторжения контракта, возврата суммы предоплаты, уплаты неустойки и возмещения убытков или же дождаться поставки товара и предъявить требование к поставщику о выплате неустойки и убытков за несвоевременное исполнение обязательства.

При этом неустойка должна исчисляться за каждый день просрочки исполнения обязательства начиная со дня, следующего после дня истечения установленного муниципальным контрактом срока исполнения обязательства (то есть с 21.08.2010), до фактического исполнения обязательства в размере, установленном контрактом. Если в контракте отсутствует условие о размере неустойки, ее размер должен быть не менее 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней).

Однако если поставщик откажется в добровольном порядке расторгать контракт и исполнять предъявленные требования, заказчик будет вынужден обратиться в арбитражный суд в порядке, предусмотренном АПК РФ.

Исковое заявление поставщика в арбитражный суд о расторжении государственного контракта на поставку товара в связи с неисполнением заказчиком условий контракта

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ о расторжении государственного контракта на поставку товара в связи с неисполнением заказчиком условий контракта

“___”__________ ____ г. между истцом и ответчиком был заключен государственный (муниципальному) контракт N _____ на поставку _________________________ на сумму _____ (__________) рублей, в соответствии с которым истец является поставщиком, ответчик – заказчиком.

Указанный контракт заключен на основании _________________________.

Вместе с тем ответчик не исполняет условия указанного контракта, а именно: _______________________, что подтверждается ______________________.

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 2 ст. 450, п. 2 ст. 452, п. 1 ст. 523, ст. 531 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 125, 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу:

расторгнуть государственный (муниципальный) контракт от “___”__________ ____ г. N _____, заключенный между истцом и ответчиком, в связи с неисполнением (нарушением) ответчиком условий контракта, а именно: _________________________;

определить следующие последствия расторжения государственного (муниципального) контракта от “___”__________ ____ г. N _____: _________________________.

1. Копия государственного (муниципального) контракта от “___”__________ ____ г. N _____.

2. Документы, подтверждающие нарушения контракта со стороны ответчика.

3. Копия требования (претензии) истца от “___”__________ ____ г. N _____.

4. Доказательства отказа ответчика от удовлетворения требования (претензии) истца.

5. Уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют.

6. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.

7. Доверенность представителя от “___”__________ ____ г. N _____ (если исковое заявление подписывается представителем истца).

8. Копия Свидетельства о государственной регистрации истца в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя от “___”__________ ____ г. N _____.

9. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых.

10. Выписка из Единого государственного реестра юридических лиц с указанием сведений о месте нахождения ответчика или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых 2 .

11. Иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования.

1 Госпошлина при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, определяется в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.

2 Разъяснения, касающиеся документов, которые могут быть представлены в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, см. в п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 “О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ “О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации”.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 126 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

Ссылка на основную публикацию