Использование каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по 44 ФЗ

Каталог товаров, работ, услуг по 44-ФЗ: что это такое, для чего он нужен и как его использовать?

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В настоящей статье речь пойдет о каталоге товаров, работ, услуг по 44-ФЗ (сокращенно КТРУ), размещенном на сайте единой информационной системы (ЕИС). В настоящей статье мы с Вами разберемся в том, что это за каталог, для чего он нужен и как его использовать. Материал статьи в первую очередь будет полезен Заказчикам, однако и поставщики найдут для себя много полезной информации.

Что такое каталог товаров, работ, услуг по 44-ФЗ?

Согласно ч.4 ст.23 44-ФЗ Заказчики должны указывать наименование объекта закупки в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг в тех случаях, когда это установлено данным законом.

Формирование и ведение КТРУ на официальном сайте ЕИС обеспечивает федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (таким органом у нас является Министерство финансов Российской Федерации или сокращенно Минфин).

А вот порядок формирования и ведения настоящего каталога на сайте zakupki.gov.ru, а также правила его использования установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. №145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Ознакомиться с этим Постановлением Вы можете по этой ссылке.

Согласно п.2 “Правил формирования и ведения КТРУ”, утвержденных ПП РФ № 145 от 08.02.2017 г., под каталогом товаров, работ, услуг понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Если сказать простым языком, то КТРУ представляет собой базу шаблонов описания ТРУ .

На основе КТРУ Заказчиками формируется идентификационный код закупки (сокращенно ИКЗ).

Цели создания КТРУ?

Давайте теперь рассмотрим основные цели создания каталога товаров, работ, услуг.

Во-первых , это единообразие указания в закупочной документации наименований ТРУ.

Во-вторых , это унифицирование требований и характеристик к ТРУ.

В-третьих , это формирование идентификационного кода закупки.

Это означает, что при проведении закупок ТРУ, находящихся в каталоге, Заказчиками будут использоваться одни и те же названия таких ТРУ, а также требования к ним. Что в свою очередь позволит Заказчикам сократить временные издержки на формирование описания объекта закупки.

Требования установленные к КТРУ

Ниже приведен список требований, которым должен соответствовать каталог товаров, работ, услуг, размещенный на сайте ЕИС.

  1. Каталог должен быть общедоступен круглосуточно для ознакомления и использования;
  2. Должен быть бесплатен;
  3. В каталог не включаются сведения, составляющие государственную тайну;
  4. Каталог ведется на русском языке (в отдельных случаях допускается использование латинских букв);
  5. КТРУ формируется и ведется в электронной форме.

Какая информация включается в каталог?

Согласно п.10 “Правил формирования и ведения КТРУ” в позицию каталога включается следующая информация:

  1. код позиции каталога, который представляет собой уникальный цифровой код на основе ОКПД2 ( Примечание: 21-разрядный код в формате «ХХ.ХХ.ХХ.ХХХ−ХХХХХХ−Х−ХХХХХ». Это код по ОКПД2 (9 разрядов) + дополнительный код (12 разрядов));
  2. наименование товара, работы, услуги ( Примечание: такое наименование не должно являться торговым наименованием, содержать указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
  3. единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ) (при наличии);
  4. информация, содержащая описание товара, работы, услуги;
  5. справочная информация ( Примечание: это различные коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации, а также информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги);
  6. дата включения в каталог позиции;
  7. дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
  8. дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
  9. дополнительная информация ( Примечание: это информация о конкретных ТРУ, в том числе информация о характеристиках таких товаров, их производителях, торговых наименованиях, наименованиях мест происхождения товаров, ценах за единицу количества товара, объема работы, услуги и (или) ценах за единицу измерения количества товара, объема работы, услуги, условиях поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг).

На момент написания настоящей статьи в КТРУ, размещенном на сайте ЕИС, содержится более 25000 записей.

Важный момент! Информация, включаемая в КТРУ должна обязательно использоваться Заказчиками по истечении 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога, если иное не установлено уполномоченным органом. До наступления указанной даты Заказчики могут использовать эту информацию по своему усмотрению.

Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога. Однако в данном случае Заказчик обязан включить в описание ТРУ обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания ТРУ в позиции каталога).

В случае планирования и осуществления закупки ТРУ, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 44-ФЗ.

Как на сайте ЕИС найти каталог товаров, работ, услуг?

Найти на официальном сайте единой информационной системы КТРУ достаточно просто. Для этого на главной странице сайта zakupki.gov.ru в левом вертикальном меню необходимо выбрать раздел “Дополнительная информация” (пиктограмма с изображением портфеля) и в выпадающем списке выбрать пункт “Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Второй вариант, это прокрутить главную страницу сайта ЕИС немного вниз и найти баннер “Каталог товаров, работ, услуг”, который ведет к соответствующему разделу сайта.

Либо Вы можете воспользоваться этой прямой ссылкой и сразу попасть в КТРУ.

Искать информацию в каталоге можно по следующим параметрам:

  • коду ОКПД2;
  • дате включения позиции в каталог;
  • дате начала обязательного применения позиции каталога;
  • характеристикам ТРУ.

В настоящий момент работа над наполнением каталога товаров, работ и услуг на сайте ЕИС продолжается и многих позиций там по-прежнему нет. Поэтому, как было сказано в статье выше, для ТРУ, которых нет в каталоге Заказчики используют наименование ТРУ и код из классификатора ОКПД2, а при описании объекта закупки руководствуются требованиями ст.33 44-ФЗ.

Вот мы и рассмотрели с вами основные моменты касающиеся каталога товаров, работ, услуг по 44-ФЗ. На этом у нас сегодня все. Если у Вас остались вопросы, то можете задавать их ниже в комментариях к этой статье.

Письмо Минфина России от 06.02.2018 № 24-06-07/6697 “Об использовании каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 Минфин России является федеральным органом исполнительной власти по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2012 N 24894), Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации. Кроме того, в Минфине России, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Читайте также:  Проведение экспертизы результатов по контракту силами заказчика по 44 ФЗ

Департамент сообщает, что Минфин России не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкованию норм, терминов и понятий.

Вместе с тем по вопросам, изложенным в обращении, Департамент в рамках компетенции полагает возможным сообщить следующее.

1. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации являлось ответственным федеральным органом исполнительной власти за разработку Постановления N 1469, в связи с чем в части вопроса о его применении обращение направлено по подведомственности в адрес Минпромторга России.

2. Правила использования каталога утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее – Правила использования каталога).

В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами “б” – “и” пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее – Правила формирования каталога).

Согласно подпункту “г” пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Подпунктом “а” пунктом 13 Правил формирования каталога установлено, что в описание товара, работы, услуги в том числе включаются потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости), сформированные с учетом того, что в отношении каждой характеристики, имеющей количественную оценку, указывается ее конкретное значение, или исчерпывающий перечень конкретных значений, или диапазоны допустимых значений (минимально либо максимально допустимые значения), или неизменяемые значения.

Таким образом, в позицию каталога могут быть включены как изменяемые, установленные в качестве допустимых, так и неизменные значения характеристик товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, которые не предусмотрены в позиции каталога.

При этом в силу пункта 6 Правил использования каталога предоставление заказчиком иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, допускается при условии обязательного включения в описание товара, работы, услуги обоснования необходимости использования такой информации.

ПРИМЕНЕНИЕ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

ч.4. ст.23 — наименование объекта закупки указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг.ч.5. ст.23 — формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок – Минфином России.

ч.6. ст.23 — Порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.

Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

  • п.18.Правил формирования ПП 145 Информация, включаемая в позицию каталога в соответствии с подпунктом «а» пункта 10 (код позиции каталога) Правил ПП 145, подлежит применению со дня включения в каталог новой позиции каталога.
  • Дата начала обязательного применения информации, предусмотренной подпунктами «б» — «и» пункта 10 Правил формирования ПП 145, устанавливается по истечении 30 дней со дня включения в каталог новой позиции каталога, если иное не установлено уполномоченным органом.
  • п.3. Правил использования ПП 145заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования ПП.
  • п.4. Правил использования ПП 145 заказчики ОБЯЗАНЫ применять информацию, включенную в позицию каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения.

Заказчик ОБЯЗАН при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию,

включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую

а) наименование товара, работы, услуги ; (но не сама закупка , предмет контракта)

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

При смешанном предмете (одни товары подходят под КТРУ, другие под ОКПД или при многопозиционной закупке). Как будет звучать предмет контракта на поставку продуктов питания?

Так как каталог обязателен в части наименования товара, а не предмета контракта, то наименование предмета контракта — поставка продуктов питания.

  • п.5 Правил использования ПП 145 Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
  • п.6. Правил использования ПП 145 В случае предоставления иной и дополнительной информации заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Можно изменять и добавлять характеристики, но нужно обязательно обоснование
  • п.7. Правил использования ПП 145 в случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 закона.В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Нет позиции в КТРУ – описываем по ст.33 закона

  • п.8. Правил использования ПП 145 при включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких ТРУ, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями в отношении каждого такого ТРУ, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.

Можно «смешивать» КТРУ и ОКПД

  • п.9. Правил использования ПП 145при осуществлении закупки, предусмотренной планом-графиком закупок, который утвержден до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, заказчик вправе руководствоваться п.7 Правил использования ПП 145.

В случае внесения изменений в план-график закупок в части закупки, в отношении объекта которой наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, информация в плане — графике закупок, форме обоснования закупок по такой закупке указывается согласно соответствующей позиции каталога.

Как найти код в КТРУ за 5 секунд?

Наиболее удобные справочники можно найти в специальных сервисах для госзаказчиков как «Эконом-Эксперт» и Онлайн справочник ОКПД2. Справочники, представленные в программах, позволяют найти сразу несколько подходящих кодов для практически любых товаров, работ и услуг, и выбрать наиболее подходящий код по релевантности (частоте выбора кода другими заказчиками).

Чтобы ознакомиться с программой и попробовать эти функции в течение нескольких дней, заполните форму. Менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

Как получить бесплатные материалы по 44-ФЗ?

Чтобы получить эту информацию, а также получать полезные материалы по 44-ФЗ и системе госзакупок каждые две недели, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Читайте также:  Обжалование действий заказчика участником

Что такое каталог товаров, работ и услуг в сфере государственных закупок? Цели его использования

Каталог товаров, работ и услуг (КТРУ) представляет собой определенный перечень товаров, работ и услуг, которые закупают заказчики для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Каталог появился в ЕИС с сентября 2017 года.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Что такое каталог товаров, работ и услуг и цели его создания

На основании ст. 23 44-ФЗ в процессе формирования наименования объекта закупки заказчики должны опираться на размещенный в ЕИС каталог товаров, работ и услуг. Это является обязательным требованием для всех заказчиков, планирующих новую закупку.

Указанная подсистема разработана в ЕИС в целях стандартизации и систематизации всех закупаемых заказчиками товаров, работ и услуг. Каталог направлен на то, чтобы добиться единообразия при указании объекта закупки всеми заказчиками по 44-ФЗ в плане-графике, извещении и государственном контракте. Исключение составляют закупки, которые составляют гостайну: они не подлежат стандартизации.

Целевое предназначение каталога состоит в приведении наименования объекта закупки к единому стандарту и нормировании закупочной деятельности. Практическая ценность такого подхода состоит в том, что он позволяет избежать использования при закупках повышенных необоснованных потребительских свойств товаров, работ и услуг. В результате повышается эффективность функционирования контрактной системы.

Введение такого систематизированного перечня может упростить процесс регулирования сферы государственных закупок и способствует улучшению при реализации контрольных функций из-за фактора сопоставимых цен. Поставщикам единообразие также упрощает работу: им проще будет искать лоты в ЕИС.

В ч. 3 ст. 23 44-ФЗ подчеркивается, что на основании сведений из каталога заказчик формирует идентификационный код закупки (ИКЗ). В ч. 6 ст. 23 указано, что правила ведения каталога определяются Правительством. В Постановлении №145 от 2017 года Правительство закрепило в качестве ответственного за формирование каталога Минфин.

Где найти и как пользоваться

Каталог товаров, работ и услуг размещается в открытом доступе в ЕИС. Для поиска каталога в онлайн-режиме нужно в разделе «Документы» ввести в поисковой строке «КТРУ».

В настоящее время в каталоге самой многочисленной является группа с медицинскими изделиями: здесь содержится более 15 тыс. единиц. Также здесь можно найти официальные наименования объекта закупок из следующих категорий: лекарственные средства, бумага и канцелярские товары, пищевые продукты, одежда и обувь, радиоэлектронная промышленность, детское питание, транспортные услуги, посуда, бытовая химия и пр. Каталог регулярно пополняется и в нем могут появляться более 1000 позиций ежемесячно.

Заказчики могут использовать данные из каталога после внесения их в ЕИС, но после истечения 30 дней с даты размещения позиции в перечне они становятся обязательными для применения. Сведения из перечня необходимо использовать при подготовке закупки, ее планировании и непосредственно в процессе заказа.

В карточке каждого товара в каталоге содержатся следующие сведения:

  1. Код позиции.
  2. Уникальный цифровой шифр по ОКПД-2.
  3. Наименование товара, работы и услуги.
  4. Единица измерения.
  5. Описание объекта закупки.
  6. Справочные сведения.

Напротив каждой позиции установлена дата начала обязательного применения указанного наименования и дата окончания (большая часть наименований должна применяться бессрочно).

  1. Наименование объекта заказа.
  2. Единица измерения.
  3. Объем товаров, работ и услуг.
  4. Техническое описание (функциональные, качественные, эксплуатационные, технические, потребительские свойства объекта закупки).

Обязательное применение перечня товаров, работ и услуг для закупок предусмотрено в следующих документах:

  • план-график;
  • извещение о заказе;
  • государственный контракт;
  • закупочная документация;
  • реестр госконтрактов;
  • приглашение к участию в закрытых закупках;
  • формирование ИКЗ;
  • описание объекта заказа.

Ранее перечень применялся в плане закупок и отчете об исполнении контракта, которые были отменены. Таким образом, когда заказчики формируют, например, извещение о закупке, то в графе с объектом они указывают товары, работы и услуги строго в соответствии с каталогом. Аналогично прописывается информация и в государственном контракте. Это позволяет добиться того, что во всех официальных документах по закупке товары, работы и услуги будут именоваться одинаково.

Как заказчикам пользоваться КТРУ

При использовании каталога заказчику нужно найти подходящую позицию в нужном разделе или использовать поиск. Поиск по каталогу товаров, работ и услуг можно вести по наименованию, коду по ОКПД-2 либо по иным характеристикам.

Например, заказчику нужно закупить фасоль. Данный объект закупки представлен в справочнике. Код 01.11.71.110-00000004. Код по ОКПД-2 – 01.11.71.110. При указании объекта закупки заказчик должен использовать наименование из каталога: «Фасоль продовольственная», а единица измерения будет – килограмм. Также заказчику обязательно указать на дополнительную характеристику объекта закупки: фасоль белая; фасоль цветная однотонная; фасоль пестрая.

По общим правилам в обязанности заказчиков входит использование характеристик продукции, которая содержится в каталоге на 2020 год, при описании объекта закупки в плане-графике. При необходимости заказчик может прописать здесь прочую информацию и дополнительные характеристики товаров. Но такие дополнительные характеристики ему нужно обосновать. Отсутствие такого обоснования рассматривается контролирующими инстанциями, как нарушение. Например, к такому выводу пришла Омское УФАС (решение 03.10.1/334-2018 от 2018 года).

Форма и содержание обоснования дополнительных требований законодательно нигде не закрепляется. Но практика рассмотрения жалоб в ФАС указывает на то, что формальные обоснования в данном случае будут нарушением, например, такие, как «наличие дополнительных требований позволяет заказчику предельно удовлетворить свои потребности», или заказчик сослался на государственный стандарт, но его реквизиты не привел. В решении Челябинского ФАС такое обоснование объекта, как «забота о пациентах» признано нарушением норм законодательства (решение от октября 2018 года по делу №641-ж/2018).

Ответственность за неправильное использование каталога

За неправильное использование обязательного для применения каталога товаров, работ и услуг заказчику грозит административная ответственность.

Таким образом, КТРУ в госзакупках – это каталог товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных и государственных нужд. Это систематизированный перечень, сформированный на основе ОКПД-2. При его использовании заказчикам надо придерживаться Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 2017 года №145.


Использование каталога ТРУ участниками закупок по 44-ФЗ

Правильное, то есть соответствующее требованиям Федерального закона № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, оформление заявки участником конкурентной процедуры, является одним из главных условий допуска к следующему этапу закупки. Чаще всего, именно здесь у большинства участников возникают серьезные затруднения, поскольку необходимо не только знать нормы закона о контрактной системе в этой части, но и внимательно изучить документацию конкретной закупки.

Конкретизация показателей объекта закупки по 44-ФЗ

Рассмотрим одно из требований закона, отраженное в ст. 54.4, ст. 66, ст. 82.3 44-ФЗ. Согласно указанным статьям, заявка участника должна содержать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе. На практике, в документации при описании объекта закупки заказчиком зачастую устанавливаются диапазонные значения, либо значения «не более», «не менее». Участник, при подаче заявки, должен указать конкретные характеристики по каждому из пунктов.

Особое внимание следует обратить на инструкцию по заполнению заявки – там может содержаться информация о неизменяемых показателях. В таком случае установка конкретного значения в таком показателе, отличного от документации, может стать ошибкой и причиной отклонения заявки.

Понятно, что чем больше позиций с показателями в объекте закупки, тем сложнее участнику правильно подготовить заявку. Вместе с тем в последнее время участились случаи отклонения заявок за несоответствие документации и по таким давно изученным и разобранным предметам закупки, как, например, поставка ГСМ.

Многие участники до сих пор подают заявки на указанную закупку в старом варианте, используя при описании конкретных показателей цифры из паспорта качества топлива либо соответствующего ГОСТа, при этом, не обращая особого внимания на описание объекта закупки, приложенное заказчиком.

Читайте также:  Установлено требование о наличии у участника закупки товара статуса производителя или дилера

Работа с каталогом ТРУ

Однако, в настоящее время существует законодательно утвержденный систематизированный каталог товаров, работ, услуг, закупаемых для государственных и муниципальных нужд, в котором позиции сформированы на основе кода ОКПД 2 и уже содержат описание характеристик закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с постановлением Правительства РФ № 145 от 08.02.2017 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, каталог используется заказчиками в обязательном порядке с даты начала применения внесенной позиции.

При этом указано, что иные участники контрактной системы используют каталог в целях единообразия описания объектов закупки. На деле заказчики пользуются каталогом, так как иначе будут оштрафованы, а вот участники закупок пока редко используют данный инструмент, несмотря на его очевидную пользу.

Ссылка на каталог расположена на главной странице сайта zakupki.gov.ru, в разделе информация для пользователей.

Для поиска позиций необходимо указать код ОКПД 2 интересующего товара, работы или услуги.

Пример описания позиции закупки

При описании, например, дизельного топлива, заказчик, используя каталог, обязан указать экологический класс (К5), тип топлива (летнее/зимнее), а также сорт/класс топлива (А, В, С, Д). При этом, в описании, согласно каталогу, количественные значения указываются с приставкой «не ниже».

В свою очередь, участник закупки, составляя заявку, должен указать конкретные показатели трех вышеуказанных характеристик. При этом дополнительное указание в заявке и других характеристик, не противоречащих обязательным, не является нарушением закона и поводом для отклонения заявки. Хотя зачастую, именно здесь допускаются ошибки, и дополнительные характеристики в итоге противоречат обязательным.

Подведем итоги

Подводя итог, необходимо отметить следующее. Участнику закупок, с целью выполнения требований закона об указании конкретных показателей товара в подаваемой заявке, требуется:

  • внимательно ознакомиться с документацией заказчика, в частности описанием объекта закупки и инструкцией к заполнению заявки;
  • проверить, включен ли объект закупки в каталог товаров, работ, услуг;
  • в случае включения использовать указанные в каталоге характеристики, указав в заявке выбранные из каталога конкретные показатели.

Учитывая, что каталог товаров, работ, услуг в настоящее время содержит уже более 52000 записей, в том числе таких часто используемых позиций, как продукты питания, ГСМ, запчасти и т. д., и призван унифицировать описание объектов закупки, данный инструмент значительно облегчит подготовку заявок участниками закупочных процедур.

Дата публикации: 04.03.2019

Автор статьи: Елена С.

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КТРУ

ПРАВИЛА

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАТАЛОГА ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

  1. Настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон).
  2. Каталог используется заказчиками в целях:

а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:

формах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении плана закупок, плана-графика закупок (далее – форма обоснования закупок);

извещении об осуществлении закупки;

приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее – приглашение);

документации о закупке;

реестре контрактов, заключенных заказчиками;

отчете об исполнении контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения;

иных документах, предусмотренных Федеральным законом;

б) описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке;

в) утратил силу. – Постановление Правительства РФ от 06.10.2017 N 1217.

  1. Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
  2. Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами “б” – “и” пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 “Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

  1. Заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
  2. В случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
  3. В случае планирования и осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

  1. При включении в состав одного лота (одного товара, работы, услуги) нескольких товаров, работ, услуг, на которые в каталоге имеются подлежащие применению позиции каталога и на которые в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик руководствуется требованиями настоящих Правил в отношении каждого такого товара, работы услуги, на которые в каталоге имеется подлежащая применению позиция.
  2. При осуществлении закупки, предусмотренной планом-графиком закупок, который утвержден до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, заказчик вправе руководствоваться пунктом 7 настоящих Правил.

В случае внесения изменений в план-график закупок в части закупки, в отношении объекта которой наступила дата начала обязательного применения соответствующей позиции каталога, информация в плане – графике закупок, форме обоснования закупок к нему по такой закупке указывается согласно соответствующей позиции каталога.

10 – 11. Утратили силу. – Постановление Правительства РФ от 06.10.2017 N 1217.

  1. Иными участниками контрактной системы каталог используется в целях обеспечения единообразного указания информации о товарах, работах, услугах.

Ссылка на основную публикацию