Изменение цены договора по 223 ФЗ

Изменение цены договора по 223 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Согласно положению о закупках по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” возможно изменение договора не более 10 процентов от первоначальной цены договора.
Как правильно и законно уменьшить цену по договору выполненных работ (например, оказание услуг по отпуску (приему) тепловой энергии и горячего водоснабжения), заключенному на полугодие 2018 года (речь идет как о действующих договорах, так и о договорах, заключенных на период с 1 января 2018 года по 1 июня 2018 года)?
Можно ли заключить дополнительное соглашение на уменьшение цены договора (предполагаемые изменения условий договора не превышают десятипроцентного ограничения, установленного положением о закупке)? Если да, то какую указать причину в дополнительном соглашении?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условия о цене договора и количестве поставляемого товара могут быть изменены по соглашению сторон. То обстоятельство, что указанный в договоре срок действия истек, в приведенной ситуации не препятствует изменению договора.

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) не только не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения сторонами условий заключенных договоров, но прямо указывает на возможность таких изменений (ч. 5 ст. 4 этого Закона). Разумеется, приведенная норма не должна восприниматься как допускающая произвольное изменение условий договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г., прямо указано, что не допускается такое изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора*(1). Также следует учитывать, что внесение изменений в договор может быть ограничено требованиями положения о закупке заказчика (п. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке. То есть к заключенным в ходе закупки договорам применяются общие положения гражданского законодательства, допускающие изменение договора по соглашению сторон, а в предусмотренных законом или договором случаях – и в одностороннем порядке, поскольку это не противоречит положению о закупке, утвержденному заказчиком (смотрите ст. 450 ГК РФ).
Таким образом, изменение цены товара, работы или услуги, а также их количества и объемов при исполнении договора, заключенного в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, возможно, если это не противоречит положению о закупке.
То обстоятельство, что в приведенной ситуации срок действия договоров установлен до 1 июля 2018 года, не препятствует изменению условий договора. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ, если закон или договор не предусматривает прекращение обязательств сторон по окончании срока действия договора, договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Если указанный в вопросе договор не содержит условия о том, что предусмотренные им обязательства прекращаются по окончании срока его действия, он действует до того момента, пока не будет исполнен или расторгнут, независимо от наступления указанного в нем срока (смотрите, например, постановление АС Московского округа от 22.10.2014 N Ф05-11647/14, постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2014 N Ф06-6698/13, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.10.2013 N Ф08-6367/13), а значит, может быть изменен по соглашению сторон.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Изменение и расторжение договора по Закону N 223-ФЗ;
– Энциклопедия решений. Возможная квалификация увеличения количества товаров, объема работ или услуг по договору по Закону N 223-ФЗ как новой закупки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

26 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) При определенных обстоятельствах (если такое изменение связано, например, с увеличением объема приобретаемого товара или с увеличением срока, на который изначально заключен контракт) изменение цены договора может свидетельствовать о совершении новой закупки. Подробнее об этом смотрите, например, в материалах:
– Вопрос: На организацию распространяется закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ, закупки осуществляются в соответствии с положением о закупках. В положении не предусмотрена возможность изменения объема поставляемого товара и общей суммы договора. Поставщик настаивает на закреплении в договоре нормы об отклонении от общего объема поставляемой продукции +/- 10% (толеранс). Наименование, ассортимент и количество товара не меняются. По итогам поставки могут измениться только его вес и цена. Можно ли изменить условие договора о цене? Если да, то отражается ли изменение цены в отчетности о закупках? Не будет ли поставка дополнительного объема товара признана “новой закупкой”? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2014 г.)
– Вопрос: Является ли условие об автоматической пролонгации срока действия договора на следующий период достаточным условием для продолжения потребления услуг связи без проведения дополнительных закупочных процедур в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ? Требуется ли проведение закупочных процедур в случае изменения тарифов в рамках действующего договора на оказание услуг связи (телефония, Интернет)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2014 г.) Однако сказанное не имеет отношения к случаям, когда по соглашению сторон уменьшаются количество поставляемого товара и цена договора.

В каких случаях разрешается увеличение цены договора по 223-ФЗ и каков порядок действий при этом?

Цена контракта относится к существенным условиям договора. Без достижения предварительного согласия в части ценовых параметров стороны по 223-ФЗ не смогут подписать контракт. По умолчанию цена контракта должна остаться неизменной на весь период исполнения договора. Но в отдельных случаях заказчику разрешается вносить изменения в договорную цену через подписание дополнительного соглашения с поставщиком. Инициатива об изменении цены может исходить и от поставщика.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Возможность изменить цену договора

В отличие от законодательства о контрактной системе 44-ФЗ закон о закупках отдельными юрлицами 223-ФЗ более лояльно настроен к заказчикам по вопросу возможного изменения условий договоров, которые были подписаны по итогам закупок. Стороны наделены правом вносить изменения в подписанные контракты, и такая возможность гарантирована им ч. 5 ст. 4 223-ФЗ и ст. 450-453 ГК.

Согласно позиции Минэкономразвития, изложенной в письме №ОГ-Д28-12981, стороны договора по 223-ФЗ могут изменить только такие параметры, как объем поставки, сроки реализации и цену. Но данная позиция является спорной, и разъяснения других специалистов указывают на возможность изменения любых договорных условий по соглашению сторон, если на их изменения не наложены ограничения. В частности, кроме цены, объема и сроков допускается изменение заказчика и поставщика (при его реорганизации), а также внесение корректировок в реквизиты сторон.

Ограничения на внесение изменений в цену контракта может вытекать:

  1. Из Положения о закупке, утвержденного заказчиком.
  2. Из п. 8 ст. 448 Гражданского кодекса.
  3. Из текста договора, который предполагается изменить.

Заказчик может предусмотреть в собственном Положении о закупках запрет на изменение цены, тогда эта процедура станет недопустимой. Если такой пункт в Положении предусмотрен, то заказчик не может его нарушать. Например, в Положении «Почты России» не предусмотрено изменение цены контракта без увеличения объема поставки или улучшения качества поставляемого товара. Другие же заказчики не ущемляют себя в правах изменить договор по своему усмотрению через подписание дополнительного соглашения и прописывают подобное право в Положении.

Стоит отметить, что хотя процедура изменения цены контракта по 223-ФЗ является допустимой, специалистам не рекомендуется вносить поправки в цену контракта, не имея веских оснований для этого. Это может быть расценено как ограничение конкуренции, и заказчик будет привлечен к ответственности, ведь в результате увеличения цены может быть утрачен смысл проведения торговых закупочных процедур, и аннулирована достигнутая экономия. В некоторых случаях по результатам увеличения цены договор может быть признан новой закупкой (если одновременно с ценой увеличиваются сроки реализации договора и объем поставки).

Нельзя не учитывать позицию Верховного суда, по которой цена договора по 223-ФЗ может изменяться с определенными ограничениями. Так, не допускается изменение цены по договору, которое может существенно изменить условия контракта по сравнению с закупочной документацией. Такой запрет связан с тем, что изменение существенных условий будет противоречить принципам закупок: эффективности, обеспечения конкуренции, недопущения коррупционных деяний и злоупотреблений. Нередко заказчикам приходится отстаивать объективную необходимость повысить цену при рассмотрении споров в антимонопольной службе и суде.

В то же время увеличение цены договора не рассматривается, как нарушение норм законодательства. Например, в ФЗ-135 «О защите конкуренции» не регулируются отношения, связанные с изменением цены по 223-ФЗ.

Читайте также:  Взаимозачет по контракту по 44 ФЗ, рассрочка (отсрочка) оплаты по контракту, его расторжение

Основания

Обоснованными мотивами для изменения цены договора могут стать:

  1. Изменение ставки по кредитному договору, который был получен для оплаты договорных условий.
  2. Решение органа исполнительной власти о необходимости пересмотра цены контракта.
  3. Колебания валютных курсов.
  4. Налоговые изменения.
  5. Пересмотр тарифов (при регулируемых государством тарифах на предмет контракта).
  6. Изменение объема поставки.
  7. Изменение качественных характеристик поставляемых товаров.
  8. Изменение внешних условий реализации контракта, если на прежних условиях контракт исполнить невозможно (например, резкий рост стоимости используемых ресурсов).

Немало вопросов относительно возможности пересмотра цены контракта вызвал принятый в 2018 году 303-ФЗ, согласно которому, был увеличен НДС с 18 до 20%. Согласно пояснениям Минфина, которые представлены в информационном письме №24-01-07/86352 от 2018 года, стороны вправе пересмотреть цену контракта, подписанного до роста НДС.

Договором может быть пересмотрен пересчет цены в случае изменения валютного курса. Например, если курс валюты вырос более, чем на 5%, то пересчитывается рублевая цена контракта.

На какую сумму (в процентах) возможно увеличить

В 44-ФЗ по вопросу увеличения цены действует правило, что ее можно увеличить не более, чем на 10% пропорционально увеличению объема поставки. Аналогичных положений в 223-ФЗ нет. Следовательно, вопрос предельного увеличения цены в процентах здесь не урегулирован.

Хотя законодательство никак не ограничивает предельные показатели изменения цены договора по 223-ФЗ в процентах, но многократный пересмотр стоимости может вызвать дополнительное внимание со стороны контролирующих инстанций. Проверяющие специалисты могут найти в подобных действиях признаки коррупционного сговора, так как при изначальном установлении такой цены победить в закупке мог другой участник. Поэтому при изменении цены более, чем на 10%, необходимо тщательно обосновать свое решение.

Непропорциональное увеличение цены товара при дополнительных поставках товара также может указывать на сговор. Поэтому увеличивать цену нужно с конкретной поправкой на инфляцию, рост НДС и пр.

Порядок действий

Внесение изменений в договор потенциально возможно и в одностороннем порядке в случаях, которые прописаны в ст. 450 Гражданского кодекса или в тексте договора. Но в договорах по 223-ФЗ право сторон на внесение изменений в одностороннем порядке обычно ограничивается, поэтому сторонам необходимо достигнуть договоренности по данному вопросу и внести изменения в контракт чрез подписание дополнительного соглашения.

По общим правилам порядок внесения изменений в договор предполагает прохождение следующих шагов:

  1. Инициатор внесения изменений составляет письмо в свободной форме о своем желании пересмотреть цену контракта. Такое уведомление желательно направить несколькими способами, одним из которых будет заказное письмо с уведомлением о вручении. Также письмо может быть передано с помощью электронной почты, факса или курьерской доставки. Уведомление должно иметь под собой веские основания и содержать расчет, который лег в основу изменения цены. Если инициатором является поставщик, то он может дополнительно мотивировать свое решение возможным срывом поставки, повышением риска недопоставки, возможным нарушением сроков, нарушением норм безопасности, снижением качества работ и пр.
  2. Второй стороне отводится определенное время на оценку предложения о пересмотре цены. В частности, заказчик или поставщик могут провести собственное рыночное исследование и сделать свои выводы относительно необходимости менять цену.
  3. При получении согласия от второй стороны формируется дополнительное соглашение, которое становится неотъемлемой частью контракта.
  4. Проект дополнительного соглашения подписывается двумя сторонами, публикуется в ЕИС, после чего оно приобретает юридическую силу.

Если причиной изменения цены стало сокращение финансирования заказчика, то он направляет исполнителю уведомление об изменении стоимости с приложением копии решения вышестоящей инстанции об уменьшении средств на закупку.

Исполнитель может оспорить пересмотр цены, обратившись в антимонопольную службу или суд.

Содержание дополнительного соглашения

В дополнительное соглашение следует включить следующую информацию:

  1. Наименование и номер документа.
  2. Место подготовки документа.
  3. Дата подписания.
  4. Сущность внесенных поправок: в какой пункт вносятся изменения, изменяемый пункт договора в старой и новой редакциях. Цену следует прописать в числовом и буквенном форматах.
  5. Основания для внесения изменений.
  6. Сроки вступления поправок в силу.
  7. Наименование и полные реквизиты контрагентов.

Если сторонам не удалось достигнуть договоренности по вопросу изменения договора, то единственным вариантом для изменения цены станет обращение в суд. Суд встанет на сторону инициатора изменения цены только в том случае, если оно является обоснованным и если без пересмотра стоимости невозможно исполнить договорные обязательства на прежних условиях. Изменение цены в судебном порядке предусмотрено в случаях по п. 2 ст. 450, ст. 451 ГК РФ.

При отказе изменять стоимость стороны могут выбрать вариант расторжения договора, или может потребоваться расторжение договора в одностороннем порядке.

Порядок и сроки отражения в ЕИС изменения цены

Сведения о подписании дополнительного соглашения к договору должно быть передано в ЕИС не позднее, чем через 10 дней с момента принятия решения о внесении изменений на основании ч. 5 ст. 4 223-ФЗ. Законодательство указывает на необходимость размещения сведений в ЕИС, если цена контракта изменилась по сравнению с итоговым протоколом. Информация в ЕИС не передается только при работе по контракту, сведения которого составляют государственную тайну.

Сведения вносятся путем корректировки информации в карточке контракта. В ЕИС также должно быть опубликовано отсканированное дополнительное соглашение. Оно подписывается посредством ЭЦП.

Изменения в реестр договоров также следует передать в реестр контрактов, подписанных по результатам закупки по Постановлению Правительства №1132 от 2014 года.

Таким образом, в 223-ФЗ предусмотрено право заказчика на внесение изменений в договор, в частности, цену контракта. Порядок внесения изменений опирается на положения Гражданского кодекса, Положение о закупках и условия самого договора. Изменение цены допускается по соглашению сторон и при наличии веских оснований. Пересмотр стоимости допускается, только если это не будет противоречить договору и Положению о закупках. Необоснованный пересмотр цены может быть обжалован, а заказчика за подобные действия могут привлечь к ответственности за нарушение принципов конкуренции и будут проверять на предмет коррупционного сговора с поставщиком.


Изменение договора по 223-ФЗ по соглашению сторон – случаи и порядок

Изменение условий договора, заключенного в рамках 223-ФЗ по соглашению сторон допускается статьей 450 Гражданского Кодекса РФ. При этом сторонам необходимо учесть некоторые особенности этой процедуры.

Какие условия можно изменять

По взаимному соглашению сторон в заключенный по 223-ФЗ договор могут вноситься коррективы. При этом все изменения не должны противоречить положению о закупках. В законе напрямую не предусмотрены правила внесения корректировок, но и запрета на такую процедуру также нет. Опираясь на нормы гражданского права, можно сделать вывод о том, что изменению подлежат следующие условия договора:

  1. Объем товаров или услуг.
  2. Цена контракта.
  3. Срок исполнения сторонами своих обязательств.
  4. Порядок поставки продукции или предоставления услуг.
  5. Поставщик. Такое возможно в том случае, если компания претерпела реорганизацию, слияние или присоединение. Эта норма подтверждается письмом Министерства экономики и развития ОГ-Д28-15146 от 1 декабря 2015 года.
  6. Коррективы в договор вносятся и в случае изменения реквизитов одной из сторон.

Для того чтобы изменения имели юридическую силу стороны должны прийти к единому мнению и составить дополнительное соглашение к договору. В противном случае корректировка отдельных условий возможна только в судебном порядке. Суд встает на сторону инициатора внесения изменений, если одна из сторон существенно нарушает условия контракта или обстоятельства значимо изменились, что привело к невозможности исполнения договора на прежних условиях.

Положение о закупках может включать в себя запрет на изменение условий контракта. В этом случае внесение каких-либо правок признается незаконным и не имеет юридической силы.

Отражение в ЕИС

Согласно части 5 статьи 4 223-ФЗ заказчик обязан отразить в ЕИС внесение в договор изменений, касающихся цены поставляемых товаров или услуг, их объема, а также срока исполнения обязательств. Исключением из этого правила становятся контракты, которые содержат в себе сведения со статусом «государственная тайна».

Вся необходимая информация должна появиться в открытом доступе в срок не более 10 суток с момента вступления в законную силу дополнительного соглашения. Если это правило не будет соблюдено, то на заказчика может быть наложен штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей. Ответственность за это нарушение возлагается и на контрактного управляющего. Для него размер штрафа варьируется от 5 до 10 тысяч рублей.

Для того чтобы разместить сведения об изменении условий контракта, заказчику необходимо:

  • При помощи функционала ЕИС сформировать информацию о внесении в контракт корректировок.
  • Разместить скан-копию дополнительного соглашения. Допускается оформление соглашения в электронном виде.
  • Подписать сформированную карточку и все прикрепленные к ней документы при помощи своей квалифицированной ЭП.

Специалисты не рекомендуют заказчикам вносить в договор изменения о продлении сроков его исполнения, если процедура проведения закупки была конкурентной. Пролонгация контракта в таком случае может быть расценена проверяющими органами, как ограничение конкуренции, за что заказчик будет привлечен к ответственности.

Как внести изменения в договор

Порядок внесения корректировок в договор не прописан в 223-ФЗ. Поэтому заказчикам необходимо руководствоваться собственным положением о закупках. Если в нем нет сведений о правилах внесения корректировок, то следует действовать по общим принципам.

Инициатор внесения изменений уведомляет о своем желании другую сторону. Для этого он составляет письмо в свободной форме. Оно передается контрагенту при помощи любого доступного средства связи: электронной почты, почтовой связи или факса.

Если вторая сторона согласна с внесением изменений, то она составляет дополнительное соглашение, которое становится неотъемлемой частью контракта. Оно оформляется в той же форме, что и сам договор. В документе прописывается следующая информация:

  1. Наименование документа с присваиваемым ему номером.
  2. Место составления документа.
  3. Дата подписания.
  4. Суть вносимых изменений и причины принятого решения.
  5. Срок вступления правок в законную силу.
  6. Наименования и полные реквизиты контрагентов.
Читайте также:  Закупки МУП по 44 ФЗ за счет средств, полученных от нанимателей и собственников жилых помещений

Составленный документ направляется второй стороне на подпись. После того как он завизирован, внесённые изменения в договор приобретают законную силу. При необходимости изменений условий сделки, составление дополнительного соглашения становится единственным способом для сторон избежать ответственности за нарушение взятых на себя обязательств не расторгая сделку.

В каких случаях можно изменять цену договора по 223-ФЗ и как правильно составить соглашение об изменении цены?

Цена договора по 223-ФЗ не является строго фиксированной на весь срок его действия в отличие от цены контракта по 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Когда можно изменить цену договора

Цена договора может меняться в следующих случаях:

  • если изменился процент займа, взятого для оплаты договора;
  • при наличии соответствующего решения органа исполнительной власти;
  • если изменение допускается Положением о данной закупке;
  • при изменении объема поставляемых товаров, работ или услуг или их качественных характеристиках;
  • когда на прежних условиях договор является невыполнимым.

Невозможность выполнить договор на текущих условиях чаще всего связана с увеличением стоимости ресурсов, необходимых исполнителю (особенно при долгосрочных договорах). Изменение количества или характеристик поставляемого товара также требует корректировки цены, при этом обе стороны должны прийти к единой позиции в стоимости поставок добавочного товара.

Важно учесть, что заказчик принимает предложение исполнителя об увеличении цены договора только при наличии соответствующего обоснования за исключением случаев, когда цена увеличивается по решению властей.

Уменьшение цены по инициативе заказчика допустимо в случаях, когда изменился объем финансирования закупки, или когда рыночная стоимость закупаемых товаров, работ или услуг неожиданно снизилась в несколько раз, что при прежней цене привело бы к перерасходу бюджетных средств и необоснованному обогащению стороны исполнителя за счет бюджетных средств.

Пределы изменения цены

Закон 223-ФЗ не ограничивает предел изменения цены договора, но Верховный Суд установил, что увеличение цены не должно существенно менять изначальные условия и принципы закупки, в частности:

  • нарушать условия конкуренции при выборе исполнителя;
  • приводить к перерасходу бюджетных средств;
  • иметь признаки коррупционного сговора.

Если цена договора повышается в несколько раз, то есть вероятность, что при изначальном установлении данной цены победителем процедуры стал бы другой участник.

Чтобы избежать внеплановых аудитов и привлечения к ответственности за необоснованное увеличение цены договора по 223-ФЗ, рекомендуется приводить подробное обоснование при изменении цены более, чем на 10% от изначальной.

Порядок действий

Корректировка цены договора по 223-ФЗ происходит в следующем порядке:

  1. Исполнитель закупки производит расчет необходимых изменений и направляет заказчику уведомление с предложением увеличить цену договора.
  2. Заказчик проверяет приведенные исполнителем аргументы собственными расчетами.
  3. Происходят переговоры между сторонами и установление окончательного варианта новой цены.
  4. Составляется и подписывается дополнительное соглашение об изменении цены.
  5. Соглашение публикуется в ЕИС и вступает в силу.

Предложение увеличить цену должно содержать четкое основание для данного действия и анализ возможных последствий отказа от корректировки цены. Такими последствиями могут быть:

  • риск неисполнения договора;
  • пропуск сроков поставки;
  • снижение качества выполняемых работ;
  • нарушение норм безопасности.

В дополнительном соглашении приводятся следующие данные:

  • код закупки и номер основного договора;
  • реквизиты сторон;
  • предмет соглашения;
  • перечень дополнительных изменений;
  • список обоснований;
  • дата и подписи сторон.

Для заказчика и исполнителя реквизиты переписываются из договора, а если часть сведений изменилась с момента его подписания, то указываются измененные данные со ссылкой на причину изменений – например, номер приказа о реорганизации юридического лица.

В качестве предмета указывается изменение раздела «Цена и порядок расчетов» основного договора. В перечень дополнительных изменений вносятся корректировки количества, параметров поставляемого товара, а также изменения объема услуг или выполняемых работ.

При внесении корректировок приводится номер пункта договора, который нужно изменить, и текст этого пункта в новой редакции.

Если в связи с урезанием финансирования заказчика требуется уменьшение цены договора, то заказчик направляет исполнителю уведомление об изменении с приложением копии решения вышестоящего органа об уменьшении выделяемых на закупку средств. Исполнитель вправе оспорить уменьшение цены, запросив в отделении ФАС проведение дополнительного аудита заказчика и обратившись в арбитражный суд.

Сроки составления допсоглашения

Законодательство не устанавливает предельные сроки составления дополнительного соглашения, но стороны должны учитывать, что изменять цену желательно в тот же календарный год, в котором был подписан договор, и не позднее, чем за 2 недели до истечения срока исполнения.

Публикация изменений в ЕИС

Дополнительное соглашение подлежит опубликованию в ЕИС в течение 10 дней после подписания, для этого документ нужно отсканировать и загрузить электронную версию в личном кабинете ЕИС, подтвердив публикацию усиленной электронной подписью.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Вносим изменения в договор, заключённый по 223-ФЗ

Государственные и муниципальные закупки на территории Российской Федерации проводятся на основании двух основных федеральных законов – № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В данной статье мы рассмотрим 223-ФЗ на предмет внесения изменений в контракт, заключенный в рамках этого федерального закона. Если Закон о контрактной системе допускает изменения лишь несущественных условий контракта, то 223-ФЗ и вовсе не содержит запрета на возможность внесения каких бы то ни было изменений в условия договора, в том числе и в существенные пункты.

Рассмотрим более детально. Основным положением 223-ФЗ, в котором говорится про изменение условий контракта, является ч.5 ст.4. Из анализа указанного положения следует, что изменение объема, стоимости закупаемых товаров, работ, услуг или сроков исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, допускается. Эти изменения, не позднее чем в течение десяти дней со дня их внесения в условия контракта, должны быть размещены в единой информационной системе с указанием измененных условий.

На практике часто возникает вопрос, допустимы ли изменения иных положений договора, кроме объема, стоимости закупаемых товаров, работ, услуг или сроков. В письме № ОГ-Д28-12981 Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2015г. говорится о том, что в договоре допускаются изменения только объема, цены и сроков исполнения данного договора. Но при этом текст самого 223-ФЗ не содержит запрета на изменение других условий договора. Исходя из этого можно сделать вполне обоснованный вывод, что изменение иных положений договора все же возможно. Несмотря на то, что 223-ФЗ не вводит жестких ограничений на внесение изменений в контракт, есть одно очень важное требование, которое следует всегда учитывать – изменяя условия договора, необходимо сохранить саму суть заключенного договора.

В ином случае, изменение самого предмета договора, на который проводилась закупка (за исключением объема), по сути будет означать не внесение изменений в имеющийся договор, а заключение нового договора без проведения процедуры закупок. А это прямое нарушение требований 223-ФЗ. Примером служит Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.05.2016 по делу № А4065725/2015. Заказчик, принимая решение о внесении изменений в условия контракта, заключенного по 223-ФЗ, должен руководствоваться тремя основными правовыми положениями: 223-ФЗ, Гражданским законодательством РФ и Положением о закупке. Так как 223-ФЗ не содержит других положений, регулирующих порядок внесения изменений в договор, кроме вышеуказанных, то применяются некоторые положения Гражданского законодательства. Например, в ч.1 ст.450 ГК РФ закреплены общие положения, касающиеся возможности изменения условий договора, и положения, регулирующие отдельные виды договоров. Также, согласно ч.1 ст.450 ГК РФ, договор может быть изменен и по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством. Также проведение закупки в соответствии с ч.1 ст.2 223-ФЗ регламентируется не только гражданским законодательством, но и Положением о закупке.

К примеру, в Положении о закупке может содержаться запрет или ограничение возможности внесения в договор изменений и нарушение этих требований влечет за собой признание в судебном порядке внесенных в договор изменений недействительными. Во избежание подобных ситуаций, при возникновении необходимости внесения в договор изменений, в первую очередь анализируется Положение о закупке и после этого уже определяется, допускается ли данным Положением внесение изменений в договор, и если да, то в каком порядке и на каких основаниях внесение таких изменений возможно.

Данная правовая позиция подтверждается судебной практикой и отражается в следующей судебной документации: Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.04.2016 по делу № А51-10830/2015; Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.03.2017 по делу № А45-7733/2016. Если Положением о закупе не устанавливаются запреты на внесение изменений в условия договора, то, из всего вышеописанного, становится вполне очевидно, что сам 223-ФЗ, в отличие от Закона о контрактной системе, предоставляет большую свободу действий. Участники контракта вправе менять в контракте практически все, когда это не противоречит Положению о закупке и не касается самой сути контракта.

Решение № 223ФЗ-160/18

по результатам рассмотрения жалобы ООО «Инжиниринговая компания Форсис» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Читайте также:  Запрос котировок по 44-ФЗ

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

при участии представителей:

рассмотрев жалобу ООО «Инжиниринговая компания Форсис» б/д № 36 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» при проведении открытого аукциона в электронной фopме на право заключения договора на поставку комплектующих изделий для доработки ЦУП под задачи управления полетом МЛМ-У (извещение № 31705921071) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

У С Т А Н О В И Л А:

В ФАС России поступила жалоба ООО «Инжиниринговая компания Форсис» (далее – Заявитель) б/д № 36 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (далее – Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной фopме на право заключения договора на поставку комплектующих изделий для доработки ЦУП под задачи управления полетом МЛМ-У (извещение № 31705921071) (далее — Аукцион, Жалоба).

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупк е товаров, работ, услуг Государственной корпорации «Роскосмос», утвержденным решением Наблюдательного совета Государственной корпорации «Роскосмос» от 26.06.2017 № 11-НС (далее – Положение о закупке).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке в единой информационной системе в сфере закупок (далее — ЕИС) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в ЕИС предусмотрено Законом о закупках, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.

21.12.2017 в ЕИС размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).

Из Жалобы следует, что при проведении Аукциона Заказчиком нарушены права и законные интересы Заявителя, поскольку Заказчиком принято неправомерное решение об отказе от заключения договора с Заявителем по результатам проведения Аукциона.

Представители Заказчика с доводами Жалобы не согласились и указали, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, Положения о закупках и Документацией.

Комиссией ФАС России установлено, что Жалоба Заявителя содержит основания, предусмотренные частью 10 статьи 3 Закона о закупках, следовательно, подлежит рассмотрению в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения представителя Заказчика, Заявителя, Комиссия ФАС России установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Аналогичный принцип закупочной деятельности Заказчика установлен пунктом 2.2 Положения о закупке.

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок (подведение итогов) Аукциона от 23.01.2018 б/д, размещенного в ЕИС 24.01.2018, победителем закупки признан Заявитель.

В соответствии с пунктом 4.18.10. Документации, проект договора, заключаемого по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме, а также обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено документацией о проведении открытого аукциона в электронной форме) направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заявителя представил материалы и пояснил, что 26.01.2018 Заказчиком в адрес Заявителя направлено письмо, согласно которому Заказчик предлагал внести изменения и дополнения в договор, заключаемый по результатам закупки (далее – Договор). Указанные изменения и дополнения касаются уточняющих положений и не изменяют существенные условия Договора. Заявителем в адрес Заказчика 30.01.2018, а также 02.02.2018 направлен окончательный вариант договора для согласования Заказчиком. Также 06.02.2018 Заявитель отправил в адрес Заказчика подписанный со стороны Заявителя Договор. При этом, 16.02.2017 Заказчик уведомил Заявителя об отказе от заключения Договора, в связи с уклонением победителя от заключения Договора, а именно: подписанный договор отправлен позднее 5 дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно принято решение об отказе от заключения Договора, поскольку вышеуказанные действия Заказчика об изменении и уточнении условий договора свидетельствуют о наличии преддоговорных переговоров, предусмотренных пунктом 4.18.2 Документации.

Согласно пункту 4.18.2 Документации, п реддоговорные переговоры могут быть проведены по следующим аспектам:

(1) снижение цены договора без изменения объема закупаемой продукции;

(2) увеличение объема закупаемой продукции не более чем на 10 процентов (десять процентов) без увеличения цены договора;

(3) улучшение условий исполнения договора для заказчика (сокращение сроков исполнения договора (его отдельных этапов), отмена или уменьшение аванса, предоставление отсрочки или рассрочки при оплате, улучшение характеристик продукции, увеличение сроков и объема гарантии);

(4) уточнение сроков исполнения обязательств по договору, в случае если договор не был подписан в планируемые сроки в связи с рассмотрением жалобы, в связи с административным производством, с судебным разбирательством, с необходимостью соблюдения корпоративных требований по заключению договора;

(5) включение условий, обусловленных изменениями законодательства или предписаниями органов государственной власти, органов местного самоуправления;

(6) уточнение условий договора, которые не были зафиксированы в документации о закупке и заявке лица, с которым заключается договор, при условии, что это не меняет существенные условия договора, а также условия, являвшиеся критериями оценки;

(7) уточнение условий договора в случае заключения договора у единственного поставщика.

При этом, в соответствии с подпунктом 3 пункта 20.2.4 Положения о закупках, п роект договора, заключаемого по итогам закупки, а также обеспечение исполнения договора (если такое требование было установлено в соответствии с подразделом 10.11 Положения) направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты проведения преддоговорных переговоров в случае, если они проводились.

На заседании Комиссии ФАС России представитель Заказчика представил материалы и пояснил, что Документацией, Положением о закупках предусмотрен исчерпывающий перечень случаев проведения преддоговорных переговоров. При этом, при заключении Договора с Заявителем ни один из вышеуказанных случаев не применялся. Кроме того, в соответствии с пунктом 4.18.10. Документации, проект договора, заключаемого по итогам проведения Аукциона направляется лицом, с которым заключается договор, в адрес заказчика, организатора закупки в течение 5 (пяти) дней с даты официального размещения протокола, которым были подведены итоги закупки и определен ее победитель. Таким образом, учитывая тот факт, что итоговый протокол размещен в ЕИС 24.01.2018, крайний срок направления подписанного договора в адрес Заказчика — 29.01.2018. Вместе с тем, подписанный Договор направлен в адрес Заказчика 06.02.2018, что не соответствует требованиям Документации и является основанием для признания победителя закупки уклонившимся от заключения договора и отказа Заказчика от заключения договора.

Вместе с тем представитель Заявителя не представил иных доказательств, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частями 17, 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

Признать жалобу ООО «Инжиниринговая компания Форсис» (ИНН: 7716870664, ОГРН: 5177746010613) б/д № 36 на действия (бездействие) заказчика ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт машиностроения» (ИНН: 5018034218, ОГРН: 1025002032791) при проведении открытого аукциона в электронной фopме на право заключения договора на поставку комплектующих изделий для доработки ЦУП под задачи управления полетом МЛМ-У (извещение № 31705921071) необоснованной .

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Ссылка на основную публикацию