Изменение цены контракта по 44 ФЗ, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Изменение цены контракта по 44 ФЗ, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Был заключен государственный контракт на водоснабжение. Государственный контракт заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Изменился объем потребляемой воды – объем увеличился. В контракте указан конкретный объем воды.
Можно ли изменить цену государственного контракта (в связи с изменением объема воды) в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны вправе в соответствии с требованиями п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменить в ходе исполнения контракта его цену и условие об объеме потребляемой воды.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Положения ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ распространяются на все контракты, способ осуществления закупки значения не имеет (письмо Минфина России от 21.06.2017 N 24-05-08/38833). Сама ст. 34 Закона N 44-ФЗ предусматривает только один случай – его изменение при заключении (подписании) (ч. 18 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Исчерпывающий перечень случаев, когда условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в ч.ч. 1 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В любых других случаях изменение контракта неправомерно и влечет административную ответственность, предусмотренную ч.ч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон без дополнительных к тому оснований в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. То есть условия контракта на водоснабжение, заключенного на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при необходимости могут быть изменены на основании п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Буквально из формулировки ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что по правилам данной части могут быть изменены существенные условия контракта при его исполнении.
К числу существенных условий договора водоснабжения, указанных в ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” (далее – Закон N 416-ФЗ) относятся, в частности, гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения); сроки и порядок оплаты по договору. По мнению судей, отдающих приоритет нормам специального законодательства в области водоснабжения, цена контракта на водоснабжение его существенным условием не является (постановление Шестнадцатого ААС от 03.08.2018 N 16АП-2701/18, постановление Пятого ААС от 29.05.2017 N 05АП-3056/17, постановление АС Дальневосточного округа от 26.07.2017 N Ф03-2813/17 по делу N А51-3915/2017). Поэтому, с точки зрения законодательств о водоснабжении, ни фактический объем, ни цена не являются существенными условиями договора водоснабжения.
Тем не менее, на наш взгляд, это не означает, что стороны не вправе изменить условие об объеме потребляемой воды и цену контракта на основании п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ для гражданско-правового договора существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Исходя из положений этой статьи, ч.ч. 2, 4, 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, обязательными для включения в контракт (то есть существенными) являются, в частности, условия о цене контракта и объеме поставляемого товара (оказываемых услуг, выполняемых работ). Поэтому в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе цена контракта и объем товаров, работ и услуг являются его существенными условиями. Соответственно, в случае включения в контракт на водоснабжение условий о его цене и конкретном объеме потребляемой воды такие условия могут быть изменены в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Сказанное подтверждает, в частности то, что п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность изменения контракта при изменении в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги, а тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения подлежат регулированию (ст. 31 Закона N 416-ФЗ). Иными словами, изменение цены контракта, заключенного на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, принципиально возможно (письмо Минфина России от 12.12.2017 N 24-03-08/82769).
Также на возможность изменения цены и объема услуг в отношении контрактов, заключенных по п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в иных случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (пп. “б” п. 1 указанной части) неоднократно указывали представители Минфина России и Минэкономразвития России (письмо Минфина России от 13.12.2017 N 24-03-07/83245, письмо Минфина России от 25.10.2017 N 24-03-08/70200, письмо Министерства экономического развития РФ от 27.10.2015 N Д28и-3235).
К тому же, на наш взгляд, ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ дополнена п. 10 именно с целью урегулирования ситуации, связанной с невозможностью исполнения контракта в объеме и по цене, определенной на дату его заключения, так как фактический объем коммунальных ресурсов и, соответственно, цену контракта заказчик может определить только к моменту завершения исполнения контракта. Косвенно сказанное подтверждает содержание Пояснительной записки к проекту федерального закона N 682010-7 в части, касающейся дополнения ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ новыми пунктами (в том числе п. 10), а именно: указанные изменения позволят заказчику в том числе изменить срок и цену таких контрактов без необходимости заключения нового контракта.
Таким образом, стороны вправе изменить цену контракта, заключенного на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, и условие об объеме потребляемой воды в соответствии с требованиями п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Обращаем внимание, что сказанное является нашим экспертным мнением, которое может не совпадать с мнением контролирующих органов. К сожалению, разъяснений официальных органов или судебной практики по рассматриваемому вопросу нами не обнаружено.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Ответ прошел контроль качества

8 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-08/38833 “Об изменении цены контракта, заключенного с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на закупку товара (работы, услуги) на сумму менее 100 тыс. руб”

В соответствии с частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор (далее – ГК РФ) считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Читайте также:  Закупка лекарственных средств по 44-ФЗ

Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.

Между тем согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), если возможность изменения условий контракта была предусмотрена контрактом, в том числе если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

Учитывая изложенное, цена контракта является существенным условием для данного вида договора в силу закона, в связи с чем изменение существенных условий при исполнении контракта не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

При этом согласно пункту 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Положениями части 15 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта в случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, требования частей 4 – 9, 11 – 13 статьи 34, а именно
– об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также порядок их определения
– о применении типового контракта, типовых условий контракта
– о включении графика исполнения контракта
– о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги
– об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта,

заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

Таким образом, случаев, при которых положения статьи 95 Закона о контрактной системе не применяются, в том числе при осуществлении закупки на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, Законом о контрактной системе не предусмотрено.

Кроме того, учитывая положения Закона о контрактной системе, бюджетного законодательства Российской Федерации, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена контрактом и по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги, которые не только не должны превышать десять процентов цены контракта, но и не должны превышать лимиты бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.

Учитывая изложенное, положения статей 34 и 95 Закона о контрактной системе распространяются на все контракты независимо от способа осуществления закупки.

При этом Минфин России полагает нецелесообразным внесение изменений, предусматривающих изъятия, которые при осуществлении закупок исключают применение статей 34 и 95 Закона о контрактной системе.

ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКУПКАХ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА 2020

1-е изменение: с 08 января 2020 года изложен действует новая редакция пункта 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

Суть изменений:

Абзацем 1 подпункта а) статьи 1 федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ в пункте 32 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ перечень объектов недвижимого имущества дополнен земельными участками.

Таким образом, с момента вступления в силу этой поправки допускается заключение контрактов на аренду земельных участков без проведения конкурентных процедур закупок.

Эта поправка вступила в силу с 08.01.2020 года.

2-е изменение: с 08 января 2020 года изложен в новой редакции пункт 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

Суть изменений:

Так, обновлённая редакция данного пункта выглядит следующим образом:

1. Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в следующих случаях:

23) заключение контракта на выполнение работ, оказание услуг по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю зданий, сооружений, содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на праве собственности, или закрепленных за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданных заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, на оказание услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из данного пункта следует, что заказчик имеет право заключить контракт с единственным, исполнителем подрядчиком в отношении следующих работ и услуг:

1) по техническому обслуживанию зданий;

2) по эксплуатационному контролю зданий, сооружений;

3) по содержанию и ремонту общего имущества в здании либо одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику на ЛЮБОМ законном основании;

4) по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом устанавливается следующее ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ применения данного основания закупки у единственного исполнителя:

– осуществление такой закупки без проведения конкурентных закупок допускается только в случае, «если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику на праве собственности, или закрепленные за ним на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления, или переданные заказчику на ином законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации».

То есть речь идёт об оказании вышеперечисленных услуг 3-м лицам, пользующимися нежилыми помещениями в здании, в котором находятся нежилые помещения, принадлежащие заказчику.

Пример 1:

Заказчик-балансодержатель заключает договоры на оказание услуг с поставщиками коммунальных ресурсов или с исполнителем на техническое обслуживание в отношении всего здания, в котором находятся нежилые помещения других организаций (например, других государственных и муниципальных учреждений).

В этом случае заказчик сможет воспользоваться обновлённой редакцией пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ для заключения таких контрактов.

Кроме того, теперь заказчик имеет право при отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с подрядчиком, исполнителем перечисленных в пункте 23 работ, услуг заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных работ, услуг пропорционально размеру площади помещений, принадлежащих ему на любом законном основании, в общей площади здания, с лицом, заключившим в соответствии с законодательством Российской Федерации договор (контракт) на выполнение этих работ либо оказание данных услуг.

Пример 2:

Заказчик-арендатор арендует нежилые помещения в частном здании. Собственником-арендодателем здания заключены договоры с поставщиками коммунальных ресурсов, перечисленных в пункте 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, а также с подрядчиками на выполнение работ по содержанию и ремонту помещений, переданных заказчику.

В этом случае заказчик-арендатор на основании пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ сможет возместить по контракту расходы такого собственника-арендодателя на поставку коммунальных ресурсов и на содержание и ремонт здания пропорционально площади помещений, переданных заказчику в общей площади здания.

Исходя из вышеизложенного, новая редакция пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе существенно облегчает положение заказчиков, подпадающих под указанные в ней ситуации.

В ранее действовавшей редакции этого пункта речь шла только об услугах, оказываемых в отношении помещений, переданных заказчику исключительно в безвозмездное пользование или оперативное управление, если такие услуги оказываются в пользу третьих лиц, пользующихся помещениями в том же самом здании.

Проблема новой редакции пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе

По мнению автора, законодателем была допущена следующая техническая ошибка:

– при формулировании условия применения этой нормы закона во фразе «если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, принадлежащие заказчику…» забыли указать фразу про выполняемые работы.

Между тем, исходя из буквального толкования новой редакции пункта 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, в ней речь идёт не только об услугах, но и работах.

В частности, в этой норме закона прямо указаны работы «по содержанию и ремонту общего имущества в здании, одного или нескольких нежилых помещений, принадлежащих заказчику…».

Однако, условия о том, что такие работы должны выполняться в пользу третьих лиц в отличие от услуг в новой редакции этой нормы нет.

По мнению автора, это позволяет проводить работы по содержанию и ремонту одного или нескольких помещений, принадлежащих заказчику или переданных ему на любом законном основании, без проведения конкурентных процедур закупок в рамках 44-ФЗ (на основании буквального толкования данного пункта).

Такой вот вольный или невольный новогодний «подарок» от законодателя, которым могут пользоваться заказчики до тех пор, пока этот пробел в законе не будет закрыт.

Данные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

Изменение цены контракта по 44 ФЗ, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

Эксперты Кредитно-Страхового Агентства «Аркада Плюс Финансы» постоянно отслеживают финансовые новости, чтобы быть в курсе изменений, произошедших в финансовой сфере. В этом разделе сайта мы обеспечиваем наших клиентов самой актуальной информацией о госзакупках, банковских гарантиях, правовой информацией. Будьте и Вы в курсе финансовых новостей!

Изменения в 44-ФЗ. Изменение условий контракта

Закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг» допускает возможность изменения существенных условий контракта. Перечень случаев, когда условия контракта могут быть изменены поо соглашению сторон, приведен в части 1 статьи 95 закона № 44-ФЗ. Согласно закону, это может быть сделано:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара (объем работы или услуги) увеличивается или уменьшается не более чем на 10%.

С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 введен подпункт «в», допускающий возможность изменения условий контракта по соглашению сторон:

в) при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение цены контракта не более чем на 10%.

2) если цена контракта, заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;

3) если цена контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта федерации на срок не менее чем 3 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;

4) если цена контракта, заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года, равна или превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта невозможно без изменения его условий;

5) изменения в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных Бюджетным Кодексом РФ, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика лимитов бюджетных обязательств.

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ, при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением, если такая возможность была предусмотрена контрактом.

С 1 июля 2019 года в часть 1 ст. 95 также добавлены основания для изменений существенных условий контракта в случаях, не предусмотренных закупочной документацией и/или контрактом.

8) если при исполнении заключенного на срок не менее 1 года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого равна или превышает предельный размер цены, установленный Правительством, возникли обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

Воспользоваться указанным основанием для пересмотра условий контракта можно только при наличии письменного обоснования такого шага на основании решения Правительства, исполнительного органа власти субъекта федерации или местной администрации, для нужд которых соответственно и производилась закупка. Одновременно должно выполняться условие, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и/или цены контракта более чем на 30%.

Во исполнение указанной нормы закона “О контрактной системе” Правительство РФ своим постановлением от 20.07.2019 года № 948 установило соответствующий порог цены контракта в размере 100 миллионов рублей.

9) если контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия не исполнен в установленный срок из-за необходимости внесения изменений в проектную документацию либо по вине подрядчика.

В этом случае допускается однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении (формулировка закона 44-ФЗ). Говоря русским языком, срок контракта может быть увеличен не более чем в два раза.

Если срок исполнения контракта увеличивается по вине подрядчика, то изменение условий контракта возможно только при отсутствии у неисполненных подрядчиком требований об уплате неустоек, штрафов или пеней, предъявленных заказчиком.

10) в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктами 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 части 1 ст. 93 закона.

Добавленным пунктом сняты ограничения на изменение по соглашению сторон существенных условий контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при закупках различных товаров, работ или услуг, в том числе, закупках у естественных монополий, закупках услуг по тепло-, водо-, электро- и гозоснабжению, коммунальных услуг, закупках услуг по управлению многоквартирными домами и т.п.

Кредитно-Страховое агентство

Банковские гарантии, кредиты и займы, факторинг

для поставщиков госзаказа

С 1 июля 2019 года в ст. 95 также была добавлена часть 17.1, посвященная заключению контракта с новым участником в случаях, когда контракт с предыдущим участником расторгнут. Суть нововведения выглядит следующим образом:

17.1. В случае расторжения контракта по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта заказчик имеет право заключить контракт с участником, занявшим второе место по результатам закупки.
При этом при расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения, заключение нового контракта допускается в случае, если в связи с таким расторжением было принято решение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Условия изменения и расторжения контракта подробно описаны в ст. 95 закона “О контрактной системе в сфере закупок”, имеющей достаточно большой объем. В этой статье мы кратко рассказали только об изменениях в законе, вступивших в силу с 1 июля 2019г. Если же Вам на практике пришлось столкнуться с необходимостью изменения существенных условий контракта либо контракт может быть расторгнут, эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют Вам внимательно ознакомиться с полным текстом статьи 95. Это поможет Вам избежать возможных неприятностей.

Хотите больше актуальных и интересных новостей о госзакупках. Новости, аналитические статьи, видеоматериалы и юмор – все это вы найдете в нашем сообществе ВКонтакте. Присоединяйтесь, не пожалеете.

Кредитно-Страховое агентство – участвуйте и побеждайте вместе с нами !

Новости

Наталья БУРЫЛЕВА, юрист по закупкам экспертно-правового отдела.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Актуально для специалиста по закупкам

1 мая были опубликованы поправки в Закон № 44-ФЗ. Законы о реформе контрактной системы предусматривают глобальные изменения в части обоснования и планирования закупок, заключения контрактов с единственным поставщиком, закупочных процедур, заключения и изменения госконтрактов. Большинство положений вступит в силу 1 июля 2019 года.

В этом материале рассмотрим новшества в закупках у единственного поставщика. В следующих статьях мы подробно расскажем, как будут планировать и проводить закупки заказчики, изменять и исполнять контракты, а также другие важные поправки, внесенные 1 мая в Законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. Часть из новшеств заработает с 1 июля, другая – через 90 дней после публикации закона (с 31 июля), также часть правок вступит в силу с 01.10.2019 г.

С 1 июля можно будет заключать контракты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ на сумму до 300 тыс. руб. Годовой лимит таких закупок не изменится.

С 31 июля 2019 года вступят в силу поправки в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ:

Учреждениям культуры и образования и другим заказчикам, перечисленным в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, увеличили единовременный и годовой лимит для закупок у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Такие организации смогут заключать контракт с единственным поставщиком на сумму до 600 тыс. руб. Для годового лимита таких закупок предусмотрели два варианта:

  • не более 5 млн руб.;
  • не более 50% совокупного годового объема закупок и не более 30 млн руб.

При этом возможность пользоваться п. 5 и п. 17 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ появится у таких заказчиков, как «дом (центр) народного творчества» и «дом (центр) ремесел».

По пункту 13 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ можно будет закупать:

  • произведения литературы и искусства, а также права на эти произведения определенных авторов;
  • исполнения конкретных исполнителей, а также права на такие исполнения; фонограммы конкретных изготовителей.

При условии – единственному лицу принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на такие произведения, исполнения, фонограммы.

Увеличат сумму закупки лекарств по решению врачебной комиссии

Через 90 дней после публикации закона заключить контракт на поставку лекарств по решению врачебной комиссии можно будет на сумму до 1 млн руб. На данный момент эта сумма составляет двести тысяч рублей.

С 31 июля заказчикам не нужно будет размещать в ЕИС извещения об осуществлении закупок у единственного поставщика

Любую закупку у единственного поставщика можно будет провести без размещения извещения, в том числе закупки коммунальных услуг и услуг монополистов.

Обосновывать заключение контракта с единственным поставщиком придется реже

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, должна будет обосновываться исключительно в случаях, предусмотренных п. п.3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30–32, 34, 35, 37–41, 46, 49 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (в этих случаях контракт должен будет содержать обоснование цены контракта).

Перечень случаев, когда обоснование не нужно, дополнят контракты:

  • на поставку культурных ценностей для пополнения государственных фондов;
  • на закупку произведений искусства определенных авторов и исполнителей и прав на них;
  • на закупку печатных или электронных изданий определенных авторов у издателей, если им принадлежат исключительные права или исключительные лицензии;
  • на услуги по созданию, исполнению произведений литературы или искусства, изготовление или поставку декораций, костюмов, театрального реквизита, необходимых для исполнения произведений.

В план закупок на 2020 г. и далее не нужно вносить информацию о закупках у единственного поставщика

Это связано с тем, что начиная с планирования на 2020 г. план закупок не формируется. Чтобы осуществить планирование закупок на 2020 г. и далее, сформируйте только план-график (ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

При формировании плана-графика на 2020 г. учтите:

  • не нужно обосновывать закупки по ст. 18 Закона № 44-ФЗ и Правилам обоснования закупок (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ);
  • Правительство РФ вправе установить особенности включения в план-график информации о закупках у единственного поставщика (п. 4 ст. 1 Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ).

Можно будет реже привлекать экспертов к приемке исполнения контрактов

Внешняя экспертиза при приемке исполнения контракта с единственным поставщиком будет необязательна, если осуществляется закупка культурных ценностей для пополнения госфондов или произведений искусства определенных авторов и исполнителей.

В целом, внесенные правительством поправки в Федеральный закон можно оценить положительно. Надеемся, это сделает работу специалистов в сфере закупок проще и удобнее.

Изменения условий контракта с единственным поставщиком с 01.07.2019

Ранее предусмотренные случаи изменения условий контракта дополняются следующими:

  1. можно изменить любые условия контракта сединственным поставщиком, если закупаются (п. 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ):
  • товары (работы, услуги), относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, а также услуги центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • услуги по водоснабжению, водоотведению, тепло- и газоснабжению (кроме услуг по реализации сжиженного газа), обращению с ТКО, подключению к сетям инженерно-технического обеспечения по ценам (тарифам), регулируемым законодательно (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • услуги по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • услуги по управлению многоквартирным домом, помещения в котором находятся в частной, государственной или муниципальной собственности (п. 22 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • услуги по содержанию и ремонту нежилых помещений, переданных заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление, услуги по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, охране, вывозу бытовых отходов, если они оказываются другому лицу (лицам), пользующемуся нежилыми помещениями, которые находятся в одном здании с помещениями заказчика (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • электрическая энергия у гарантирующего поставщика (по договору энергоснабжения или договору купли-продажи электрической энергии) (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • услуги по аренде нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для государственных (муниципальных) нужд либо аренде жилых помещений за границей заказчиками, которые осуществляют там деятельность (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • услуги по лечению гражданина РФ за границей, закупаемые федеральным органом исполнительной власти у иностранной организации (п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • юридические услуги для обеспечения защиты интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах, а также органах иностранных государств (п. 51 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  1. можно изменить ряд условий в контрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства или работ по сохранению объектов культурного наследия, а именно:
  • цену контракта не более чем на 10%, если изменяется объем и (или) вид работ. Возможность таких изменений должна быть предусмотрена в контракте (пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
  • существенные условия контракта, если их изменения не приведут к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%. Такое изменение допускается, если контракты заключены на год и более, а цена равна или превышает предельный размер, устанавливаемый Правительством РФ, при условии, что в ходе их исполнения возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых работы выполнить нельзя. Для изменения условий нужно письменное обоснование, основанное на решении уполномоченного органа: Правительства РФ, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации (п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Исходя из анализа п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ полагаем, что срок исполнения контракта в этом случае изменять нельзя. Однако возможен и иной подход: срок может быть увеличен также до 30%. По вопросу возможности изменения срока согласно п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ рекомендуем обратиться за разъяснениями в Минфин России;

  • срок исполнения контракта, если контракт не исполнен в срок из-за независящих от сторон обстоятельств или по вине подрядчика. Изменить срок можно один раз и только на срок, не превышающий срока исполнения контракта, предусмотренного при его заключении. По контракту, обеспеченному денежными средствами, надо согласовать новый срок их возврата. Внести такое изменение в контракт, не исполненный по вине подрядчика, можно, если последний оплатил неустойки и предоставил обеспечение исполнения контракта (п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

К таким контрактам не применимы положения пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Более подробно с данным материалом Вы можете ознакомиться в СПС КонсультантПлюс

Читайте также:  Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе (заявка признана ненадлежащей)
Ссылка на основную публикацию