Изменение страны происхождения товара при исполнении контракта по 44 ФЗ

Письмо Минэкономразвития России от 03.08.2015 № Д28и-2286

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 августа 2015 г. № Д28и-2286

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел письмо о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) и сообщает.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
Согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 44-ФЗ закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 44-ФЗ определение поставщика начинается с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом № 44-ФЗ случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.
Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ не представляется возможным к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ, в связи с тем что обязательственные правоотношения между заказчиком и поставщиком начинаются исключительно с момента заключения контракта.

2. Закон № 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия “существенные условия контракта”. Вместе с тем в статье 34 Закона № 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта.
Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона № 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона № 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.

3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 42 Закона № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки содержит в том числе информацию об источнике финансирования.
При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона № 44-ФЗ и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, по мнению Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, изменение источника финансирования в ходе исполнения контракта является существенным изменением.

4. В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в части оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Кроме того, в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, услуг по водо-, тепло-, газо- и энергоснабжению, услуг по охране, услуг по вывозу бытовых отходов, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление.
Таким образом, Законом № 44-ФЗ определены особенности осуществления закупок в сфере коммунальных услуг.

5. Положение о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения (далее – отчет) утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. № 1093 (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 7 Положения при формировании отчета о результатах исполнения отдельного этапа исполнения контракта информация заполняется в соответствующих графах отчета нарастающим итогом с начала года, в котором осуществляется исполнение отдельного этапа, на дату исполнения отдельного этапа исполнения контракта.
Функционалом официального сайта предусмотрена возможность формирования отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения путем создания нового отчета при исполнении каждого этапа исполнения контракта, а также путем внесения изменения (редактирования) в предыдущий отчет об исполнении отдельного этапа исполнения контракта в соответствии с порядковым номером изменения отчета.
Таким образом, формирование отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения на официальном сайте осуществляется одним из вышеуказанных способов.

6. При этом Законом № 44-ФЗ не установлено требование предоставления информации о наименовании страны происхождения товара в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира, утвержденным постановлением Госстандарта России от 14 декабря 2001 г. № 529-ст.
Таким образом, в случае если участник закупки указал в составе заявки на участие в закупке информацию о стране происхождения товара как США, РФ или иное общепринятое сокращение наименования страны, не предусмотренное общероссийским классификатором стран мира, но позволяющее однозначно идентифицировать данную страну мира, такая заявка не может быть отклонена по основанию непредставления сведений о наименовании страны происхождения товара.

7. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) и наименование страны происхождения товара, может содержать только согласие участника аукциона на поставку товара с таким товарным знаком.
При заключении контракта на поставку товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (без указания страны происхождения), первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на поставку товара с таким товарным знаком и наименование страны происхождения товара.

8. В случае если участник электронного аукциона предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, в отношении которого в аукционной документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) и наименование страны происхождения товара, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие на поставку эквивалентного товара, а также конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) (пункт 1 части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ).

Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Читайте также:  Закупка унитарными предприятиями товаров из иностранных государств по 44 ФЗ

Врио директора Департамента
развития контрактной системы
Д.А.ГОТОВЦЕВ

Изменение страны происхождения товара при исполнении контракта по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Письмо Федерального казначейства от 10 декабря 2019 г. № 07-04-05/14-26674 “О порядке внесения сведений о стране происхождения товара в реестр контрактов”

В связи с изменениями положений постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1084 “О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну”, внесенных# постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2019 N 1400 (далее соответственно – реестр контрактов, Постановление N 1084, Постановление N 1400), сообщаем следующее.

При осуществлении закупки в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – установление запретов и ограничений, Закон N 44-ФЗ) в единой информационной системе в сфере закупок в извещении об осуществлении такой закупки устанавливается признак “Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона N 44-ФЗ”.

В отношении исполненных контрактов.

В соответствии с Правилами ведения реестра контрактов, утвержденных Постановлением N 1084 (далее – Правила N 1084), во всех случаях осуществления закупок включению в реестр контрактов подлежит информация о наименовании страны происхождения товара или информация о производителе товара в отношении исполненного контракта. Указанные положения не изменились в отношении закупок, осуществляемых без установления запретов и ограничений (то есть “обычных” закупок, вне рамок статьи 14 Закона N 44-ФЗ).

При этом согласно изменениям, внесенным Постановлением N 1400, с 07.11.2019 при осуществлении закупки с установлением запретов и ограничений в сведения об исполнении контракта обязательному включению подлежит информация о стране происхождения товара в отношении исполненного контракта и применяется ко всем заключенным и подлежащим исполнению контрактам.

Кроме того, обращаем внимание, что с 01.01.2020 вступают в силу нормы пункта 13 Правил N 1084, в соответствии с которыми территориальными органами Федерального казначейства должна осуществляться проверка (“глазной контроль”) такой информации о стране происхождения товара в отношении исполненных контрактов при ее включении в реестр контрактов заказчиками, являющимися субъектами контроля, осуществляемого органами Федерального казначейства.

Аналогичная проверка информации о стране происхождения товара в отношении исполненных контрактов при ее включении в реестр контрактов заказчиками, являющимися субъектами контроля, осуществляемого финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, должна осуществляться с 01.07.2021.

В отношении заключаемых контрактов.

Исходя из подпункта “г” пункта 13 и абзаца четвертого подпункта “б” пункта 14 Правил N 1084, при осуществлении закупок с установлением запретов и ограничений в условия контракта, заключаемого по результатам такой закупки, должна включаться информация о стране происхождения товара.

Согласно вышеуказанным нормам в редакции Постановления N 1400 в рамках проверки документов и информации о заключенном контракте, в отношении контрактов, заключаемых с 01.01.2020, проводимой Федеральным казначейством и финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в случае установления запретов и ограничений при осуществлении закупки, перед включением сведений в реестр контрактов, c 01.01.2020 должна осуществляться проверка (“глазной контроль”) в отношении страны происхождения товара на соответствие условиям контракта. В случае выявленного несоответствия органу контроля необходимо сформировать отрицательный результат проверки.

О вышеизложенном прошу проинформировать заказчиков, находящихся на обслуживании у соответствующего территориального органа Федерального казначейства, а также финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Дополнительно целесообразно уведомить заказчиков, что частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление, несвоевременное представление, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию, подлежащих включению в реестр контрактов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц.

Р.Е. Артюхин

Обзор документа

ФК разъяснило порядок внесения сведений о стране происхождения товара в реестр контрактов. Рассмотрены особенности в отношении заключаемых и исполненных соглашений.

Минфин о замене товара или страны происхождения по товару

Можно ли менять страну происхождения товара?

В пись ме от 20 октября 2017 г. N 24-02-08/70126 Минфин разъяснил, можно ли менять страну происхождения товара в закупках по 14 статье закона № 44-ФЗ.

Комментарий к письму Минфина от 20.10.17 г. N 24-02-08/70126

Минфин обратил внимание на положения 14 статьи закона № 44-ФЗ, согласно которым в таких закупках замена товара или страны происхождения товара не допускается.

Таким образом, если заказчику привезен товар, страна происхождения которого не соответствует условиям контракта, должны применяться меры по расторжению контракта. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе .

Письмо Минфина от 20.10.17 г. N 24-02-08/70126

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) по вопросу возможности поставки товара, наименование производителя и/или товарный знак которого не соответствуют установленным в контракте, сообщает следующее.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 2 статьи 94 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии со статьей 94 Закона о контрактной системе.

Согласно части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

Таким образом, в соответствии с положениями Закона о контрактной системе поставщик должен в установленный контрактом срок представить результаты поставки товара, соответствующие условиям контракта. В случае поставки товара, не соответствующего характеристикам, установленным в контракте, в том числе фирменное наименование и товарный знак которого не соответствуют условиям контракта, или товара ненадлежащего качества, заказчик предоставляет в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приемке.

При этом Департамент обращает внимание, что в соответствии с частью 8 статьи 94 Закона о контрактной системе заказчик вправе не отказывать в приемке результатов поставленного товара в случае выявления несоответствия этого товара условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этого товара и устранено поставщиком.

Кроме того, частью 7 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.

Таким образом, при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком допускается поставка товара, характеристики которого являются улучшенными по сравнению с установленными в контракте. При этом при исполнении контракта, предметом которого является поставка товара, в отношении которого установлены запреты, ограничения или условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, замена товара или страны происхождения товара не допускается .

Дополнительно Департамент сообщает, что в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Изменение страны происхождения товара при исполнении контракта по 44 ФЗ

torgi86 » 12 фев 2014, 02:57

Читайте также:  Идентификатор при казначейском сопровождении контракта по 44-ФЗ

Добрый день!
Поставщик выиграл аукцион, мы прописывали например яблоки зеленые, они согласились поставить их, сейчас звонят говорят у них нет возможности поставить яблок зеленые производства Китай, а могут поставить яблоки зеленые производства Япония. Так вот в чем вопрос как теперь в государственный контракт внести изменения, что яблоки будут не китай, а Япония. Я имеею ввиду нам надо как сделать допник на поставку или что. НА площадку оос я вношу какие-нибудь изменения.

Re: Поставка товара, улучшение поставляемого товара.

torgi86 » 12 фев 2014, 03:09

Re: Поставка товара, улучшение поставляемого товара.

1year » 12 фев 2014, 15:39

а вы по 94 ФЗ выставляли аукцион или уже по 44 ФЗ?

Re: Поставка товара, улучшение поставляемого товара.

torgi86 » 13 фев 2014, 03:26

Изменение страны происхождения и производителя

whitesinner » 21 фев 2014, 15:14

Ситуация в следующем. Подали заявку на участие в аукционе на поставку товару указали страну происхождения и характеристики нас признали победителем. При заключении контракта отправили производителей ( в заявке указывали только страну без указания производителей), но накосячили по некоторым позициям:
1. По некоторым страна верно, а производителя указали не того.
После долгих обменов протоколами разногласий подписали контракт по устной договоренности с заказчиком что после подписания заключим доп соглашение на изменения производителя не меняя количества и характеристик товара. Сейчас заказчик просит письмо и подтверждающие документы о том что товар предлагаемый нами (другого производителя) лучше того что был в заявке (в заявке производителя мы не указывали – только страну).

Вопрос 1 Правомерен ли отказ заказчика подписать доп соглашение?

Страна происхождения указывается в заявке для определения товаров иностранного происхождения и предоставления преференций товарам Российского производства. Мы изначально не претендовали на предоставление преференций так, как товар иностранного производства. Так 44-ФЗ описывает возможность изменения существенных условий контракта, а про не существенные изменения не нашел ни слова.

Вопрос 2 Является ли страна происхождения и производитель существенными условиям контракта и можем ли по соглашению сторон на основании п1. ст. 450 ГК РФ изменить по некоторым позициям страну и производителя не меняя характеристик и количества и качества товара?

Re: Изменение страны происхождения и производителя

ArbaletuS » 21 фев 2014, 16:07

1) Доп. соглашение, это дело добровольное.
2) Заказчик обязан в проекте договора для подписания контракта, должен указать данные, которые в заявке указал участник размещения заказа. Достоверность данных лежит на плечах УРЗ.

Попробуйте написать официальное письмо, из того разряда, что тот производитель не выпускает тот товар, либо что производитель увеличил срок поставки товара (известил вас об этом только на стадии заключение контракта) из-за которых вы не сможете в срок выполнить свои обязательства по контракту или что то иное. Предлагаете заменить товара на другого производителя по таким то позициям, который равен или имеет улучшенные характеристики. Предоставьте тех. паспорта или при отсутствие этого, скан инструкции на русском языке по каждому товара, главное больше картынок. 🙂
Расписывать чем лучше полагаю не надо (если нет такого требования, чтобы перечислили, чем лучше), полагаю, может такой вариант поможет.

Re: Изменение страны происхождения и производителя

whitesinner » 21 фев 2014, 16:36

Изменение страны производителя

Bastion » 16 дек 2014, 11:04

Re: Изменение страны производителя

Irina09 » 16 дек 2014, 12:04

Вообще-то привязку к курсу валют в контракте делать нельзя. “. к странам поставки добавить Россию”, а вы что, писали что только страны Европы? . Ничего менять уже нельзя. Не могут они это сделать, жалко их вам (это объективно, действительно про курс валют), расторгните по соглашению. (Это я вам про 44-фз рассказала, если вы по нему закупали).
А вы коров из России этой породы в таком количестве сможете закупить?
Попробуйте изменить страну происхождения, напишите что они лучше. Поставщик -то тот же останется?

Re: Изменение страны производителя

shsa » 16 дек 2014, 12:23

ТЕНДЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ 44-ФЗ, 223-ФЗКомплексное юридическое сопровождение участников госзаказа! т. 8(4862)78-31-08, 8(962)475-31-08

Вправе ли заказчик принять товар, страна происхождения которого не совпадает со страной происхождения, указанной в контракте?

Опубликовал admin • Рубрики: Контрактная система

Организация работает по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». По итогам проведения аукциона заключен контракт на поставку телевизоров. Страной происхождения товара указан Китай. Поставщик при исполнении контракта представил сертификат соответствия на телевизоры, в котором изготовителем указано российское ООО.
Вправе ли в рассматриваемом случае заказчик принять товар, страна происхождения которого не совпадает со страной происхождения, указанной в контракте?

Согласно части второй ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.
В ст. 34 Закона N 44-ФЗ не содержится положений, позволяющих изменять условия контракта после его заключения.
Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ специально не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений ГК РФ, на нормах которого в том числе основывается Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Согласно же п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В этой связи следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. С учетом вышеприведенных норм следует сделать вывод, что условия контракта, которые должны содержаться в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке и заявке на участие в закупке, в силу закона, должны считаться существенными условиями контракта.
В соответствии с пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать, помимо прочего, согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание, в частности, на наименование страны происхождения товара.
Иными словами, при согласовании условия о товаре в рамках электронного аукциона согласовывается наименование места происхождения товара. Это следует рассматривать как один из способов конкретизации наименования товара.
Таким образом, указание на наименование страны происхождения товара следует рассматривать как часть условия о товаре и существенное условие контракта, которое может быть изменено только в случаях, установленных законом.
Единственной, на наш взгляд, нормой, содержащейся в ст.ст. 34, 95 Закона N 44-ФЗ, определяющих возможные случаи изменения контракта, позволяющей изменить наименование страны происхождения товара, то есть фактически условие о товаре, является ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ: «При исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком».
Таким образом, в рассматриваемом случае заказчик вправе принять товар, переданный ему с нарушением условия контракта о стране происхождения товара, только в том случае, если его характеристики лучше, нежели характеристики товара, страна происхождения которого изначально была указана в контракте. При этом заказчику и поставщику необходимо будет также заключить дополнительное соглашение к контракту, в котором будет изменена страна происхождения поставляемого товара.
Дополнительное соглашение об изменении условий о стране происхождения товара, подписанное в отсутствие оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, как нам представляется, в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ, должно квалифицироваться как ничтожная сделка (т.е. недействительная независимо от признания ее таковой судом), поскольку не только нарушает требования закона, но и посягает на публичные интересы. Однако это обстоятельство не мешает контрольному органу в сфере закупок обратиться в суд с иском о признании такого дополнительного соглашения недействительным.

Читайте также:  Включение информации о закупках у единственного поставщика в реестр контрактов и о расчете по 44

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Изменение страны происхождения товара при исполнении контракта по 44 ФЗ

Вопрос: Об изменении страны происхождения товара при исполнении контракта.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 10 апреля 2017 г. N Д28и-1603

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона N 44-ФЗ (часть 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ).
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Страна происхождения товара не является показателем его качества, технических и функциональных характеристик.
Кроме того, согласно части 8 статьи 94 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, в случае если в соответствии со статьей 432 ГК РФ условие о стране происхождения товара не было включено в контракт, то такое условие не является существенным условием контракта.
Обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России – федеральный орган исполнительной власти действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделено компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Врио директора Департамента
развития контрактной системы
Д.А.ГОТОВЦЕВ
10.04.2017

Ссылка на основную публикацию