Изменение условий контракта при закупке путем запроса котировок по 44 ФЗ

Как провести электронный запрос котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ

С недавнего времени заказчики обязаны проводить запрос котировок в электронной форме (44-ФЗ, ч. 2 ст. 24) на специальных электронных площадках (ч. 1, 3 ст. 24.1). Мы разберем, как проводится электронный запрос котировок 44-ФЗ, пошаговая инструкция описывает каждый этап процедуры: что и в какие сроки нужно сделать, какие документы оформить. Из статьи узнаете:

Чем отличается от обычного запроса котировок

Многие специалисты сейчас задаются вопросом, чем отличается открытый запрос котировок в электронной форме от других конкурентных процедур. Разница состоит в механизме определения победителя. Ответим на вопрос чуть подробнее. Победителем запроса котировок признается тот участник, который предложит минимальную стоимость поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом котировочная комиссия должна проверить такого участника на полное соответствие требованиям документации заказа и действующего законодательства. К примеру, в электронном запросе предложений для выявления победителя сравнивают не только цену, но и другие критерии исполнения контракта (например, опыт, квалификацию, производственные мощности). При этом заказчик может использовать электронный запрос предложений в ограниченном списке ситуаций. Такой перечень закреплен в статье 83.1 44-ФЗ. Результатом же электронного запроса котировок является заключение электронного контракта с победителем (ст. 82.5 закона № 44).

Когда проводится

Для того чтобы осуществить проведение запроса котировок в электронной форме (ЭЗК), закупка должна соответствовать критериям, установленным ч. 2 ст. 82.1:

  • НМЦК должна быть в пределах 500 000 руб.;
  • объем закупок, проводимых в виде котировок, должен быть не более 100 млн руб. и при этом не превышать 10 % от СГОЗ.

Сведения об электронном запросе котировок в обязательном порядке включаются в план-график. Для рассмотрения результатов процедуры создается либо котировочная, либо единая комиссия.

С чего начать

Чтобы провести запрос котировок в электронной форме в ЕИС в рамках закона о контрактной системе, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Разместить на официальном сайте ЕИС извещение и проект контракта.
  2. Выявить победителя. Комиссия должна рассмотреть все ценовые предложения, которые участникам надлежит отправлять в электронной форме.

Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ, допускается отмена запроса котировок в электронной форме не позднее чем за 2 дня до момента окончания подачи заявок. В таком случае оператор ЭП возвращает все ранее поданные заявки участникам закупки в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об отмене ЭЗК с одновременным электронным уведомлением участника об отмене процедуры.

Заказчиков и участников привлекает краткосрочность, с какой проводится запрос котировок в электронной форме: сроки проведения такой процедуры с момента размещения извещения до окончания подачи заявок и подведения итогов — минимум 7 рабочих дней:

  • публикация извещения и проекта контракта в ЕИС — не позже чем за 5 рабочих дней до конца срока подачи заявок;
  • рассмотрение — в течение 1 рабочего дня после окончания приема предложений.

Как разработать документы

Для того чтобы организовать электронный запрос котировок, заказчик должен подготовить соответствующее извещение и проект контракта на запрос котировок — электронный открытый и доступный каждому участнику (ч. 1, 3 ст. 82.2). В извещение организации-заказчику надлежит внести следующую информацию, полностью характеризующую запрос котировок по 44-ФЗ (статья 82.2), а именно:

  1. Адрес электронной площадки.
  2. Наименование, адрес и контакты заказчика, основные условия контракта, идентификационный код заказа, ограничения, преимущества для участников, дату и время окончания сроков подачи ценовых предложений, параметры определения победителя, обеспечение контракта (при необходимости) и проч. Полный список параметров представлен в ст. 42 закона о ФКС.
  3. Срок заключения контракта.

Указывать требование о предоставлении копии лицензии или наличие или отсутствие в РНП в извещении не допускается (пп. «а» п. 4 ч. 9, ч. 10 ст. 82.3).

Следующий шаг — проект контракта. Он должен быть разработан в соответствии с положениями ГК РФ, НК РФ и иных законодательных норм, а также согласно потребностям заказчика. В договоре должны быть прописаны все существенные условия, порядок его исполнения, ответственность сторон, а также возможность изменения договорных условий (ст. 34 и 95).

В обязательном порядке необходимо указать, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения.

Как организовать электронный запрос котировок по 223-ФЗ

Разберем порядок проведения запроса котировок в электронной форме по 223-ФЗ. ЭЗК в рамках закона № 223 проводится в соответствии с ч. 3, 3.1 ст. 3 данного нормативного акта. Возможность его проведения заказчику необходимо прописать в положении о закупках. Также учреждению, организовывающему заказ, нужно свериться с перечнем товаров, работ и услуг, закупать которые можно только электронно (ч. 4 ст. 3 закона № 223, ПП РФ № 616 от 21.06.2012).

Сведения о предстоящем электронном запросе котировок надлежит включить в план закупок, опубликованный в ЕИС.

Так же, как и по нормам ФКС, при осуществлении процедуры в рамках закона «О закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц» документацию разрабатывать не нужно, достаточно корректно заполнить извещение и подготовить проект контракта.

Запрос котировок в электронной форме через ЕИС осуществляется аналогично заказу в рамках закона № 44: сначала заказчик готовит извещение и проект контракта, а затем публикует их в ЕИС не позднее 5 рабочих дней до срока вскрытия заявок. После завершения приема ценовых предложений от поставщиков заказчик рассматривает документы, выявляет победителя и размещает в ЕИС необходимые протоколы (ч. 13, 14 ст. 3.2 закона № 223). В результате проведения процедуры заключается договор с победителем (ч. 15 ст. 3.2).

В том случае, если заказчик привел свое положение о закупке в соответствие с требованиями закона № 223 (ч. 3 ст. 4 505-ФЗ), он должен проводить процедуру с субъектами МСП только на тех площадках, которые утверждены РП РФ № 1447-р от 12.07.2018.

Как разработать документы для электронного запроса котировок по 223-ФЗ

Заказчику для того чтобы провести электронную процедуру по 223-ФЗ в рамках закона «О закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц», нужно составить извещение и проект контракта.

В извещении указывается информация в соответствии с ч. 10 ст. 3.2, ч. 9 ст. 4 закона № 223:

  1. Организационные данные заказчика.
  2. Сведения о предмете и условиях договора.
  3. Данные о самой процедуре заказа — способ закупки, адрес площадки, даты начала и окончания подачи, а также порядок предоставления ценовых предложений.
  4. Форма заявки.
  5. При необходимости — этапы проведения запроса котировок, требования об обеспечении заявки и исполнении договора, условие об отсутствии сведений об участниках в РНП (ч. 7 ст. 3 закона № 223).
  6. Порядок внесения изменений в заявку.

В извещении в обязательном порядке указывается, что участниками заказа могут выступать любые физические и юридические лица, а также ИП, но при этом все они должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком (ч. 5 ст. 3).

Проект договора составляется в рамках действующего законодательства и в соответствии с потребностями заказчика. В договорные условия переносятся все требования, отраженные в извещении. Также необходимо определить ответственность сторон, правила формирования цены, порядок и сроки приемки результатов договора, а также порядок взаиморасчетов.

Далее доступна для скачивания документация — запрос котировок в электронной форме.

Как подготовить заявку на участие в электронной процедуре

Основным плюсом участия в такой процедуре является существенная экономия денежных средств, поскольку в этом случае не требуется ни обеспечение заявки на участие, ни обеспечение исполнения контракта. Но перед тем как подать заявку на участие, важно убедиться, что планируемая прибыль от выигранного контракта будет выше затрат, которые связаны с его подписанием (это могут быть расходы на подготовку и доставку документов или на консультации сторонних организаций).

Заявка на участие в электронной процедуре должна полностью соответствовать требованиям извещения. В самой заявке должны быть представлены предложения участника о товарах, работах, услугах и о цене контракта (ч. 2 ст. 82.3 закона № 44).

Требования к содержанию документа закреплены ч. 9 ст. 82.3, следовательно, если заказчик просит предоставить иную информацию, это является нарушением.

Согласно данному законодательному положению (ч. 9 ст. 82.3), в предложение необходимо включать следующую информацию:

  • регистрационные сведения об участнике заказа;
  • согласие участника на исполнение предмета и условий контракта, которое оформляется с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;
  • требуемые декларации (принадлежность к СМП и СОНКО, право на получение преимуществ), которые также формируются с применением программно-аппаратных средств ЭП;
  • подтверждение соблюдения условий и запретов по ст. 14;
  • конкретные показатели ТРУ и, при необходимости, указание на товарный знак.

Как подать заявку на электронный запрос котировок

Участник имеет право предоставить только одну заявку на запрос котировок в электронной форме. Документы можно подать в любое время с момента размещения извещения и до окончания срока подачи ценовых предложений (ч. 3, 4 ст. 82.3 закона № 44).

При этом исполнитель должен учесть, что подать документы может только тот участник, который зарегистрирован в ЕИС и аккредитован на ЭП (ч. 1 ст. 82.3). Участники, которые аккредитованы на ЭП до 01.01.2019 и информация и документы которых включены в реестр, могут не регистрироваться в ЕИС до 31.12.2019 (ч. 50 ст. 112).

Заявку надлежит подписать усиленной квалифицированной электронной подписью и направить оператору ЭП (п. 4 Письма Минфина РФ № 24-06-08/43650 от 25.06.2018).

Если участник является иностранным лицом, то при выборе ЭЦП ему нужно применять правила, закрепленные в Письмах Минфина и Минкомсвязи № 24-06-05/54209, № ОП-П15-085-18306 от 01.08.2018.

Когда проводится запрос котировок в бумажном виде

Порядок применения электронной процедуры не распространяется на следующие категории закупок:

  • заказы организаций, осуществляющих свою деятельность на территории иностранных государств;
  • оказание скорой (в т. ч. специализированной) медпомощи;
  • госзаказ в целях оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий ЧС.

Подводя итоги, можно отметить, что процедура имеет общие критерии и требования как в ФКС, так и в закупках отдельных юридических лиц. Но ввиду наличия «рамочных» отношений и индивидуальных требований коммерческого заказчика, участие в запросах котировок по 223-ФЗ может быть значительно сложнее по предоставляемой информации об участнике.

Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Запрос котировок: Минфин разъяснил, можно ли изменить цену госконтракта.

Ведомство рассмотрело вопрос о применении положений п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Они позволяют, в частности, увеличить или уменьшить цену контракта в пределах 10% с пропорциональным изменением объема исполнения по нему.

Рассматриваемую норму, по мнению Минфина, нельзя использовать в отношении контрактов, заключенных по итогам запроса котировок.

Ведомство процитировало п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которому возможность применения данной нормы в конкурентной закупке должна быть предусмотрена в контракте и в документации о закупке.

Скорее всего, подразумевалось следующее: указанным пунктом руководствоваться нельзя, так как при запросе котировок документация не готовится.

Отметим, что в судебной практике встречается иное мнение.

Документ: Письмо Минфина России от 09.11.2017 N 24-03-07/73936

Источник: Консультант Плюс

Текст письма Минфина России от 09.11.2017 N 24-03-07/73936

Вопрос: Об изменении заказчиком условий контракта, если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 ноября 2017 г. N 24-03-07/73936

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев обращение, по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в части изменения существенных условий контракта сообщает следующее.

В соответствии с частью 2 статьи 73 Закона N 44-ФЗ к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.

Согласно части 1 статьи 74 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить в единой информационной системе извещение о проведении запроса котировок и проект контракта, заключаемого по результатам проведения такого запроса, не менее чем за семь рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок, а в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую двухсот пятидесяти тысяч рублей, и в случаях, предусмотренных статьей 76 Закона N 44-ФЗ, не менее чем за четыре рабочих дня до даты истечения указанного срока.

Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе. Указанный протокол составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение двух рабочих дней с даты подписания указанного протокола передается победителю запроса котировок с приложением проекта контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в заявке на участие в запросе котировок (часть 8 статьи 78 Закона N 44-ФЗ).

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта (часть 14 статьи 78 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрены основания изменения по соглашению сторон существенных условий контракта, если такая возможность была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – только контрактом.

Читайте также:  Установление в документации о закупке требований, связанных с применяемой участниками системой налогообложения, в том числе

Таким образом, если закупка осуществлялась путем проведения запроса котировок, заказчик не вправе изменить условия заключенного контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.

Директор Департамента бюджетной
политики в сфере контрактной системы
Т.П.ДЕМИДОВА

Запрос котировок по 44-ФЗ

Запрос котировок по 44-ФЗ — это способ проведения госзаказа, победителем которого признается участник, предложивший самую низкую цену и заявка которого соответствует установленным требованиям документации и законодательства.

С 1 января 2019 года запрос котировок должен проходит в электронной форме. Однако, закон предусматривает случаи, когда процедура может быть проведена в бумажной форме.

Как говорит нам п.1 ст. 72 — его специфика в том, что информация обо всем, что необходимо заказчику, сообщается неограниченному количеству лиц через ЕИС, а заказ достается тому, кто предлагает самую низкую цену.

Запрос котировок по 44-ФЗ порядок проведения

Вспоминая определение котировки по 44-ФЗ, устанавливаем, что выбор подрядчика таким образом проводят только при определенных условиях. Максимальная сумма, обозначенная в договоре, ради заключения которого проходит отбор, не должна быть более полумиллиона рублей, а сумма, на которую заказчик осуществляет закупок в год — ста миллионов рублей.

Обеспечение исполнения контракта в запросе котировок устанавливается на усмотрение заказчика. Как показывает практика — чаще всего оно отсутствует.

Организации проведения запроса котировок посвящен третий параграф ФЗ-44, целых 8 статей: с 72-й по 79. Именно в них, в основном, описываются все детали.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении котировочной заявки или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

И потенциальным участникам, и организаторам следует знать, что участие по 44-ФЗ — бесплатно.

Средняя цена контракта, заключенного по итогам процедуры запроса котировок в 2017 году, составляет 0,13 млн руб. По данным Минфина этот показатель аналогичен данным за 2016 года.

Доля запроса котировок, среди других видов тендеров в 2017 году, составляет примерно 10% и это значительный рост по сравнению с предыдущим периодом. Наибольшая экономия бюджетных средств в 2017 году достигнута по итогам запроса котировок и составляет 23%.

Извещение о запросе котировок

Один из первых этапов закупки — это составление и публикация извещения о запросе котировок.

Срок размещения извещения о проведении запроса котировок:

1) не менее, чем за 7 рабочих дней до окончания срока подачи заявок.

2) в случае закупки на сумму менее 250 тыс руб, а также в случаях, установленных 44-ФЗ, не менее, чем за 4 рабочих дня.

В документе, в обязательном порядке, должна содержаться следующая информация:

    Данные о заказчике, контракте и требования к участникам:

— наименование, место нахождения, почтовый адрес, полные контактные данные ответственного за проведение тендера;
— тезисное изложение условий контракта, описание объекта закупки, информацию о количестве и месте доставки товара или месте выполнения работы или оказания услуги, а также сроки исполнения контракта;
— код закупки;
— имеющиеся ограничения в выборе поставщиков и исполнителей, установленные с учетом требований 44-ФЗ;
— условия (срок, место, порядок) подачи заявок на участие в запросе котировок;
— обоснование цены контракта;
— информацию о необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта с указанием суммы;
— подробный перечень документов, который должен предоставить участник закупки;
— требования об отсутствии сведений об организации, ее учредителях или единоличном исполнительном органе в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (по желанию Заказчика).

  • Форма для подачи заявки на участие в запросе котировок 44-ФЗ, в том числе для подачи заявки в электронном виде.
  • Информация о том, когда и где будут вскрыты конверты и открыт доступ к электронным заявкам.
  • Данные о лице и организации, ответственных за заключение контракта по результатам запроса котировок, а также о механизме заключения контракта в случае уклонения компании, предложившей самую низкую цену, от заключения договора.
  • Сведения о том, при каких условиях возможен односторонний отказ от исполнения контракта.
  • Преимущества, предоставляемые подрядчикам в соответствии со ст. 28-30 44-ФЗ, а именно: предоставление преимуществ учреждениям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов и субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям.
  • К извещению же должен быть приложен проект контракта.
  • Заявка на участие в запросе котировок

    Участник вправе подать заявку в любое время с момента размещения извещения о его проведении и до предусмотренных извещением даты и времени окончания срока подачи заявок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок на участие.

    Заявка на участие в запросе котировок должна содержать следующие данные и документы:

    Наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты;

    согласие участника на выполнение условий, указанных в извещении;

    ключевой момент – стоимость, которую предлагает потенциальный исполнитель;

    документы, в которых подтверждается право на получение преимуществ;

    ИНН учредителей, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа (обычно, это Генеральный директор);

    документы, подтверждающие принадлежность участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае, если такое ограничение установлено Заказчиком в извещении о проведении запроса котировок.

    в случае установления Заказчиком каких-либо условий допуска или запрет допуска товаров или услуг (например, на товары иностранного происхождения): документы, подтверждающие соответствие товаров этим условиям (лицензии, сертификаты, свидетельства).

    Согласно п. 4 ст. 73 ФЗ-44, это исчерпывающий список документов и информации, который Заказчик имеет права требовать от участника.

    44-ФЗ не устанавливает строгий образец котировочной заявки участника, однако заказчик обязан указать в извещении примерную форму такой заявки.

    Вообще, порядок проведения запроса котировок по 44-ФЗ максимально упрощен и образец протокола, также как образец заполнения заявки, на данный момент, не предусмотрен.

    Акция! Подготовка котировочной заявки всего за 2000 руб

    со 100% допуском

    Этапы проведения запроса котировок

    Чтобы упростить восприятие процедуры проведения запроса котировок по 44-ФЗ разобьем его на 10 этапов.

    1. Извещение о закупке, если речь идет о сумме до 500 тысяч рублей, размещается в общем доступе за 7 рабочих дней или более до истечения срока подачи заявок. В случае, если сумма закупки не превышает четверть миллиона, допустимый срок публикации сокращается до 4 рабочих дней.
    2. В обоих случаях вместе с извещением публикуется проект контракта, ради заключения которого проводится данный тендер. По закону извещение должно оставаться в свободном бесплатном доступе до окончания срока подачи заявок.
    3. Разместив извещение, заказчик имеет право запросить котировки не менее, чем у 3-х лиц или компаний, занимающихся предоставлением необходимых товаров или услуг.
    4. Опубликования извещения не требуется, когда процедура проводится организациями, осуществляющими свою деятельность на территории иностранных государств. В этом случае заказчик просто запрашивает стоимость товаров не менее, чем у трех потенциальных подрядчиков. Цена контракта в этом случае также может быть любой.
    5. Особые правила действуют также в отношении проведения запроса котировок по 44-ФЗ для приобретения всего необходимого для оказания скорой и скорой специализированной помощи в экстренной или неотложной форме, или для поддержания нормального жизнеобеспечения:

    — запрос котировок 44-ФЗ может быть проведен для закупок продовольствия и средств скорой медицинской помощи, топлива и других товаров, необходимых для создания нормальных условий жизни, превышая порог в полмиллиона рублей, в некоторых ситуациях:
    • если был подан иск о расторжении контракта в связи с его неисполнением и иск был удовлетворен;
    • если контролирующий орган сферы закупок предписал отменить результаты конкурса или аукциона и вынес решение провести поиск подрядчика путем запроса котировок; основанием принятия решения в этом случае может быть заявление заказчика, которое необходимо подать не позднее, чем через десять дней с даты выдачи вышеуказанного предписания;
    • если заключенный контракт расторгнут Заказчиком в одностороннем порядке;
    — во всех этих ситуациях контракт заключается на срок, необходимый для проведения конкурса или аукциона и соответственно на количество товара, необходимое для обеспечения жизнедеятельности людей в этот период.

  • Все заявки на участие в запросе котировок, поданные в срок, должны быть зарегистрированы. Нельзя отказать в регистрации заявки только на основании отсутствия на конверте сведений о лице, подавшем ее. Требовать эту информацию по закону тоже нельзя.
  • Заказчик обеспечивает конфиденциальность поданной информации вплоть до открытия доступа к ней.
  • В случае, если подана одна котировочная заявка по 44 ФЗ, закупка может быть признана несостоявшйся.
  • Получение доступа к заявкам происходит во время и в месте, которое указано в извещении. Все, кто подал заявку на участие, имеют право присутствовать при этом, о возможности чего должен позаботиться заказчик. Также в его обязанности входит организация аудиозаписи открытия доступа к информации, содержащейся в заявках.
  • Котировочная комиссия может отклонить заявки не подходящие под условия, заявленные в извещении. К таким случаям можно отнести превышение предложенной ценой максимальной цены контракта.
  • Протокол запроса котировок

    Об итогах запроса котировок по ФЗ-44 может рассказать протокол. Образца для него не существует, но требования к содержанию подробно описаны в 8 пункте, ст. 78, 44-ФЗ. Он должен содержать сведения о заказчике, а также обо всех поданных заявках, включая отклоненные (с обоснованием отказа в участии). Протокол должен быть подписан всеми участниками комиссии и размещен в общем доступе.

    Составляется протокол в 2-х экземплярах, один из которых остается у заказчика, другой в течение 2-х рабочих дней с даты подписания передается победителю с приложением проекта контракта.

    Заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ

    Исполнитель, выбранный по итогам, должен подписать контракт в срок, оговоренный в извещении.

    44 ФЗ определяет срок подписания контракта по запросу котировок: он должен быть заключен не ранее, чем через 7 дней с момента размещения протокола рассмотрения и оценки заявок и не позднее, чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

    Если заключение контракта по результатам запроса котировок 44-ФЗ не состоялось в срок, то исполнитель признается уклонившимся, а заказчик получает право подать иск для возмещения издержек. Контракт же заключается с участником, предложившим такую же или следующую цену.

    Подписание контракта можно отложить, на срок чуть более четырех недель, но только в случае возникновения особых обстоятельств или наличия актов суда. В таких случаях необходимо уведомить партнера о невозможности заключения контракта в течение дня, а в случае отмены актов или исчезновения обстоятельств сообщить об этом на следующей день.

    Согласно ч. 2, ст. 96 44-ФЗ заказчик вправе потребовать обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ в запросе котировок.

    Об этом он должен сообщить в извещении или в проекте контракта. В таком случае победитель закупки должен внести обеспечение на счет заказчика до подписания договора. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ при запросе котировок может вноситься как личными денежными средствами, так и банковской гарантией.

    Несостоявшийся запрос котировок по 44-ФЗ

    Если подана одна заявка на участие в запросе котировок по 44-ФЗ, то считается, что определение подрядчика не состоялось и контракт подписывается с тем претендентом, который есть.

    Если комиссией отклоняются все варианты, то срок подачи котировочных заявок по 44-ФЗ может быть продлен на 4 рабочих дня, о чем должно быть сообщено в извещении в течение одного рабочего дня. Если в результате появляется только один претендент, чье предложение подходит под условия извещения, то он признается победителем. Если даже после продления периода приема — заявок нет, заказчик меняет план-график и снова осуществляет закупку.

    Отмена запроса котировок

    Бывают ситуации, когда необходимо знать, как отменить проведение запроса котировок 44-ФЗ. Определение поставщика, может быть отменено за 2 дня до истечения срока, указанного в извещении, и ранее. После принятия такого решения заказчик должен не позднее, чем через сутки изменить план-график.

    Сведения о том, что запрос котировок не состоится немедленно публикуется и сообщается каждому, из подавших заявку. С момента публикации определение поставщика считается отмененным.

    Запрос котировок в электронной форме

    Обновленный закон 44-ФЗ вводит возможность с 1 июля 2018 года проведения запроса котировок в электронной форме. А с 1 января 2019 года – заказчики будут обязаны осуществлять закупки по 44-ФЗ на электронных площадках.

    Параграф § 3.1 44-ФЗ устанавливает полный перечень требований к процедуре запроса котировок в электронной форме. Основными моментами можно выделить:

    1. Извещение о проведении закупки должно быть опубликовано не менее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок.
    2. Внесение изменений в извещение возможно не позднее 2-х дней до окончания подачи заявок.
    3. Продление сроков подачи заявок таким образом, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 5 дней.

    Образец заявки на запрос котировок

    Ниже приведен один из вариантов котировочной заявки. Рассмотрим, какие наиболее частые ошибки могут допустить участники при заполнении этой формы.

    1. Необходимо внимательно заполнить наименования заказчика, т.к. помимо него в документации также может быть указан Уполномоченный орган.
    2. Оргнанизационно правовую форму надо писать в развернутом виде, например “Общество с ограниченной ответственностью”, а не “ООО”.
    3. Обязательно вписать ИНН учредителей и руководителя организации-подрядчика.
    4. Юридический адрес компании должен совпадать с выпиской.
    5. Генерального директора и бухгалтера необходимо прописать раздельно, даже если это одно и то же лицо.
    6. В случае отсутствия сайта, надо указать информацию об этом.
    7. Цену лучше указывать в таком формате: 45000 (сорок пять тысяч) руб. 00 коп.
    8. Поле “Процент снижения цены контракта (указывается по усмотрению участника закупки)” все же рекомендуется заполнять.
    9. Необходимо приложить в составе заявки декларацию о соответствии участника закупки единым требованиям.
    10. Если в составе заявки отсутствуют другие документы, то в соответствующей строке стоит указать 0.
    11. При подписании заявки помимо ФИО также необходимо указать должность.

    ©ООО МКК “РусТендер”

    Как изменить существенные условия госконтракта

    Изменение существенных условий контракта по 44 ФЗ — это процедура, которая возможна в строго ограниченных случаях. Что-то можно менять и улучшать, а что-то — категорически запрещено.

    Что относится к существенным условиям

    С существенным условиям относятся положения, которые обязательно должны быть в контракте в силу прямого указания закона.

    В п. 1 ст. 432 ГК указано, что договор не заключается, если не достигнуто согласие по поводу предмета сделки и условий, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, и все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

    В ст. 34 44-ФЗ в контракте обязательно нужно отразить такие условия:

    • порядок определения количества ТРУ на основании заявок заказчика при закупке с неопределенным объемом;
    • цена контракта;
    • итоговая цена каждого этапа;
    • ответственность заказчика и поставщика;
    • порядок и срок оплаты товара, работы, услуги;
    • порядок и срок приемки ТРУ и оформления такой приемки ТРУ;
    • уменьшение суммы, которая подлежит уплате, на размер обязательных платежей (включая налоги, сборы), связанных с оплатой контракта, если их в бюджеты бюджетной системы должен уплатить заказчик;
    • обеспечение исполнения контракта и сроки возврата обеспечения, которое внесено деньгами, в том числе его части;
    • порядок и срок предоставления поставщиком обеспечения гарантийных обязательств (если установлено требование о его предоставлении);
    • предоставление нового обеспечения исполнения контракта, если у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, отозвали лицензию.

    В 2020 году заказчики, которые получают деньги из федерального бюджета, в случаях, которые указаны в Федеральном законе № 459-ФЗ от 29.11.2018, обязаны включать в контракт условие о казначейском сопровождении целевых средств, а в ряде случаев и о казначейском обеспечении обязательств.

    Как изменить существенные условия

    По общему правилу, изменять существенные условия нельзя. Однако, в ч. 1 ст. 95 и ч. 54 ст. 112 44-ФЗ закреплены причины изменения контракта по 44 ФЗ — основания, когда это правило можно нарушить. Собрали их в таблицу.

    ОснованияУсловияНорма закона
    Снижается цена, изменение объемов по 44 ФЗ не происходит, то есть количество товара, работ или услуги, качество и иные условия остаются прежними.Прописывается в документации и госконтракте или только в договоре, если закупка проходит у единственного поставщика.Пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
    Увеличивается или уменьшается по предложению заказчика количество товара, объема работы или услуги. Пропорционально происходит изменение цены контракта по 44 ФЗ.Предел корректировок цены — 10% в сторону увеличения или уменьшения.

    Возможность прописывается в документации и госконтракте или только в госконтракте, если закупка проходит у единственного поставщика.

    Изменение контракта по 44 ФЗ по этому основанию не дает сторонам право дополнять спецификацию новыми позициями или исключать из нее уже утвержденные.

    Пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
    Изменяются условия, т. к. возникли не зависящие от сторон обстоятельства и продолжать выполнять обязательства нельзя.Контракт заключен на срок не менее трех лет для обеспечения федеральных и региональных нужд.

    Цена такого госконтракта равна или превышает размер цены, установленной в п. 1 Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013 для обеспечения:

    • федеральных потребностей — 10 млрд руб.;
    • региональных нужд — 1 млрд руб.;
    • местных нужд — 500 млн руб.

    Для закупок на проведение клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения цена договора должна быть равна или превышала 40 млн руб.

    Внесение изменений в контракт по 44 ФЗ происходит на основании решения правительства, высшего органа исполнительной власти региона или местной администрации соответственно.

    П. 2, 3 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
    Изменяются цены (тарифы) на товары, работы, услуги.Эти тарифы должны регулироваться законодательством.П. 5 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
    Уменьшаются лимиты бюджетных обязательств заказчика.Заказчик и поставщик заключают дополнительное соглашение на изменение договора по 44 ФЗ. Так согласовываются новые условия контракта, в том числе цена, сроки его исполнения и количество товара, объем работы либо услуги, которые прописаны в нем.

    Изменение спецификации контракта по 44 ФЗ для сокращения количества товара, объема работы или услуги делается на основании Методики, которая утверждена Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013.

    П. 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
    Изменяется цена договора, который заключен с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами России.Изменение суммы договора по 44 ФЗ в сторону увеличения или уменьшения производится по медицинским показаниям перечня услуг, которые связаны с лечением.

    Главное, чтобы такая возможность была предусмотрена в договоре.

    П. 7 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ.
    Изменяется контракт с единственным поставщиком.Для закупок с единственным поставщиком изменение его существенных условий, только если он подписан на основании п. 1, 8, 22, 23, 29, 32, 34, 51 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.П. 10 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ.

    Как изменить госконтракты на строительные работы

    С 01.07.2019 в 44-ФЗ появились новые основания для изменения существенных условий в госконтрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Собрали новые основания в таблицу.

    Что меняетсяУсловияНорма закона
    Любые существенные условия госконтракта.При соблюдении следующих условий:

    • контракт заключен на год и более;
    • цена госконтракта равна или превышает 100 млн руб. Это закреплено в п. 1(1) Постановления Правительства № 1186 от 19.12.2013;
    • работы не выполняются по не зависящим от сторон обстоятельствам;
    • изменение не приведет к увеличению срока исполнения или цены более чем на 30%.

    Чтобы изменить условия, нужно письменно обосновать решение. Оно основывается на акте правительства, высшего исполнительного органа региона либо местной администрации.

    П. 8 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ.
    Объем или виды выполняемых работ.Предел корректировок цены — 10% в сторону увеличения или уменьшения. Возможность прописывается в документации и госконтракте или только в госконтракте, если закупка проходит у единственного поставщика.Пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ.
    Срок исполнения контракта.Изменять можно один раз, новый срок не должен быть больше первоначального.

    Контракт не исполняется по не зависящим от сторон обстоятельствам или по вине подрядчика. Если виноват подрядчик, ему придется сначала оплатить неустойку (штрафы, пени) и предоставить обеспечение исполнения госконтракта на новый срок. Срок действия банковской гарантии, которая предоставлены в качестве такого обеспечения, должна не менее чем на месяц превышать измененный срок исполнения госконтракта. Это указано в ч. 3 ст. 96 44-ФЗ.

    П. 9 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ.

    Как изменить ставку НДС в контракте

    С 01.01.2020 ставка НДС увеличилась с 18% до 20%, и в законе о контрактной системе появилось новое основание для изменения существенных условий. Изменение условий проекта контракта по 44 ФЗ из-за корректировки ставки НДС происходит на основании ч. 54 ст. 112 Закона о контрактной системе.

    До 01.10.2019 по соглашению сторон цена госконтракта в рамках срока его исполнения увеличивается в пределах увеличенной ставки НДС, если выполняются следующие условия:

    • контракт заключен до 01.01.2020;
    • условиями госконтракта (в том числе при обосновании НМЦК) не предусмотрена увеличенная с 01.01.2020 ставка НДС;
    • приемка и оплата товаров (работ, услуг) производится после 01.01.2020.

    Как улучшить предмет контракта

    В ч. 7 ст. 95 44-ФЗ указано, что по согласованию сторон можно поставить другой товар. Главное, чтобы качество и технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) были лучше, по сравнению с предметом контракта.

    Цену госконтракта или цену единицы товара (работы, услуги) в этом случае изменять нельзя.

    Сторонам нельзя применять это основание для изменения страны происхождения товара. Такой запрет должен быть закреплен нормативными правовыми актами, которые приняты в рамках ч. 3 и 4 ст. 14 44-ФЗ.

    Запрос котировок в электронной форме по 44-ФЗ в 2019 году

    С 1 января 2019 года государственные организации, закупающие товары и услуги для собственных нужд, обязаны проводить запросы котировок в электронной форме. Такое правило установлено 504-ФЗ от 31.12.2017 года, вносящим ряд значимых изменений в 44-ФЗ. Суть процедуры осталась прежней, однако существенно изменился порядок ее проведения.

    Особенности запроса котировок в электронной форме

    Запросом котировок в электронной форме называют способ определения поставщика, при котором победитель определяется путем сравнения предложенных участниками цен контракта и выбора наименьшей из них. Вся процедура проводится при помощи функционала электронной торговой площадки. Она регламентируется нормами §3.1 44-ФЗ.

    Заказчик вправе проводить запрос котировок только в ситуациях, когда НМЦК не превосходит отметку в 500 000 рублей . При этом объем закупок, проводимых таким способом, за год не должен превышать 10% от общего СГОЗ организации и не может оказаться больше 100 миллионов рублей.

    С 1 января 2019 года государственные заказчики обязаны проводить все запросы котировок в электронном формате. Исключения делаются только для отдельных закупок. В бумажной форме разрешено приобретать товары и услуги для нужд диппредставительств и консульств РФ, для ликвидации последствий ЧС и оказания неотложной помощи. По старым правилам реализуются и закупки, составляющие государственную тайну.

    Действия заказчика

    Для объявления запроса котировок в электронной форме заказчику в первую очередь необходимо разместить в ЕИС и на ЭТП извещение о проведении процедуры. К нему прикладывается закупочная документация. Согласно нормам части 1 статьи 82.1 сделать это необходимо за 5 и более рабочих дней до даты окончания периода подачи предложений.

    Заказчик обязан указать в извещении следующую информацию:

    1. Адрес ЭТП, на которой проводится процедура.
    2. НМЦК и ее обоснование.
    3. Дату и время завершения периода подачи предложений, а также дату оценки заявок и определения победителя.
    4. Реквизиты организации и сведения о контрактном управляющем.
    5. Описание объекта закупки.
    6. Требования, которым должен соответствовать потенциальный поставщик.

    К извещению обязательно прикладывается проект будущего контракта. Не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты окончания подачи предложений заказчик вправе отказаться от проведения запроса котировок или внести изменения в закупочную документацию.

    Ответственность за прием заявок и передачу их заказчику возложена на операторов ЭТП. Каждому поступившему предложению от участников присваивается идентификационный номер.

    Рассмотрение заявок

    В день и время, указанные в извещении, все допущенные к участию в процедуре заявки передаются на рассмотрение заказчику. На оценку предложений участников отводится один рабочий день.

    Комиссия оценивает соответствие предложений участников требованиям документации. При выявлении нарушений заявка отклоняется. Победителем признается компания, предложившая наименьшую цену контракта. Если две организации предлагают заключить договор на одинаковых условиях, выигрывает та из них, заявка от которой поступила на ЭТП раньше.

    Все результаты проведения запроса котировок заносятся в итоговый протокол. Он подписывается всеми членами комиссии и направляется оператору торговой площадки не позднее завершения срока рассмотрения заявок. Оператор вносит в него идентификационные коды всех заявок и публикует документ в течение часа с момента его получения от заказчика.

    Заключение контракта

    Контракт заключается с победителем запроса котировок, предложившим наименьшую цену контакта. В течение пяти суток с момента оформления итогового протокола заказчик обязан разместить на ЭТП проект договора без своей подписи. В течение пяти дней после этого победитель закупки должен подписать документ своей усиленной квалифицированной ЭП. После этого у заказчика будет пять суток на подписание контракта со своей стороны. После этого контракт считается заключенным. Однако договор не может быть заключен ранее, чем через десять дней с даты размещения в ЕИС финального протокола закупки.

    Если победитель не согласен с каким-либо условием контракта, он может разместить на ЭТП протокол разногласий. На его рассмотрение заказчику отводится 3 дня. За это время он обязан разместить новый проект контракта с внесенными в него изменениями или мотивированный отказ от внесения корректировок.

    Как подать заявку

    Чтобы иметь возможность принимать участие в электронном запросе котировок, поставщик должен пройти регистрацию в ЕИС. Если компания ранее имела аккредитацию на ЭТП, то процесс регистрации можно отложить до конца года. Однако лучше сразу завести в ЕИС личный кабинет, чтобы гарантировано попасть в единый реестр поставщиков. Фирмы, не входящие в этот реестр не могут принимать участия в государственных закупках.

    Для участия в электронном запросе котировок участнику также потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись. С ее помощью нужно будет подписывать все документы, передаваемые на торговую площадку. Оформить её можно в любом аккредитованном удостоверяющем центре.

    Регистрация в ЕИС и получение цифровой подписи – разовые процедуры. Пройдя их один раз, в дальнейшем можно участвовать в неограниченном количестве закупок.

    Выбрав интересующую процедуру, потенциальный поставщик должен внимательно изучить закупочную документацию. В ней описаны все условия будущего контракта и правила подачи ценового предложения.

    Заявка участника оформляется в электронном виде. Она должна состоять из предложения о предлагаемой к поставке продукции или услугах, а также цене договора. Заявка отправляется на ЭТП до даты окончания подачи предложений, прописанной в извещении. Это делается при помощи функционала самой торговой площадки.

    Что писать в заявке

    Заявка на участие в электронном запросе котировок должна содержать в себе следующие сведения:

    1. Согласие на поставку продукции или оказание услуг, указанных в извещении. (Оформляется при помощи функционала ЭТП).
    2. Конкретные характеристики товаров, предлагаемых к поставке.
    3. Документы, предусмотренные отдельными нормативными актами при закупке особых групп товаров. Например, при запросе котировок на поставку лекарственных препаратов, требуется приложить подтверждение страны происхождения товара.
    4. Наименование и полные реквизиты компании с указанием ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа или лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа.
    5. Декларация о соответствии организации требованиям, предъявляемым к участникам запроса котировок.
    6. Декларация о праве получения преимуществ, предусмотренных статьями 28 и 29 44-ФЗ.
    7. Декларация о принадлежности компании к субъектам малого и среднего предпринимательства.

    Требовать от участника предоставления документов, не предусмотренных действующим законодательством, заказчик не вправе. До момента окончания срока подачи предложений участник имеет право отозвать переданную им заявку.

    Причины отклонения заявок

    Заявка, поданная на электронный запрос котировок, откланяется в следующих случаях:

    1. От участника поступило более одного предложения.
    2. Заявка передана на ЭТП после истечения срока подачи заявок.
    3. Участник подал предложение менее чем за три месяца до даты окончания регистрации в ЕИС.
    4. В заявке не указана предлагаемая цена контракта или она превышает установленную НМЦК.
    5. Сведения об участнике прописаны в реестре недобросовестных поставщиков.
    6. Не предоставлены документы и сведения, предусмотренные законодательством и закупочной документацией.

    Отклонение заявки по причинам, не прописанным в 44-ФЗ, не допускается. В спорных ситуациях участник имеет право обжаловать действия заказчика, обратившись в ФАС.

    Регламентированные сроки

    Этап

    Срок

    Ссылка на 44-ФЗ

    Часть

    Статья

    Размещение в ЕИС извещения о проведении запроса котировок и закупочной документации

    Не менее чем за 5 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие в процедуре

    Внесение изменений в извещение о проведении запроса котировок

    Не позднее чем за 2 рабочих дня до даты окончания срока подачи предложений на участие в процедуре

    Размещение в ЕИС информации о внесении изменений в документацию

    В течение 1 рабочего дня с момента внесения изменений

    Продление срока подачи заявок после внесения корректировок в закупочную документацию

    Срок продлевается так, чтобы до даты окончания этапа подачи предложений оставалось не менее пяти рабочих дней

    Подтверждение оператором ЭТП получения заявки от участника.

    В течение часа с момента передачи заявки на ЭТП

    Возврат заявки участнику в случае ее несоответствия требованиям законодательства

    В течение часа с момента передачи предложения участника на ЭТП

    Отзыв заявки участником

    Не позднее даты и времени окончания срока подачи предложений

    Передача всех поданных на участие в запросе котировок заявок заказчику

    В течение часа с даты и времени окончания сроки подачи заявок

    Рассмотрение комиссией заказчика всех поданных на запрос котировок заявок

    В течение рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи предложений на участие в запросе котировок

    Формирование и подписание комиссией финального протокола оценки заявок.

    Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок

    Размещение итогового протокола на ЭТП

    Не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок

    Если запрос котировок признается не состоявшимся по основаниям части 14 статьи 82.3 или части 9 статьи 82.4, то срок подачи заявок продлевается.

    На четыре рабочих дня

    Публикация заказчиком на ЭТП проекта контракта без своей подписи

    В течение пяти дней с момента публикации финального протокола закупки

    Подписание проекта контракта победителем электронного запроса котировок

    В течение пяти дней с даты размещения на ЭТП проекта контракта без подписи заказчика

    Формирование и публикация победителем протокола разногласий

    В течение пяти дней с момента публикации заказчиком проекта контракта

    Ответ заказчика на протокол разногласий

    В течение трех дней с момента размещения победителем протокола разногласий

    Подписание контракта победителем после рассмотрения заказчиком протокола разногласий

    В течение трех рабочих дней с даты размещения ответа на протокол разногласий

    Подписание контракта заказчиком

    В течение трех рабочих дней с момента подписания контракта победителем запроса котировок

    Общий срок заключения контракта

    Не ранее чем через семь дней с даты размещения в ЕИС финального протокола закупки

    В каких случаях допускается изменение существенных и несущественных условий контракта по 44-ФЗ?

    Под изменением условий госконтракта по 44-ФЗ понимается внесение корректировок в соглашение между заказчиком и исполнителем. Законодательство допускает изменять существенные и несущественные условия договора, но только в исключительных ситуациях.

    • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
    • +7 (499) 110-86-72 –Москва
    • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

    В каких случаях допускается

    Условия государственного контракта по 44-ФЗ можно разделить на две крупные группы:

    1. Существенные.
    2. Несущественные.

    Под корректировкой несущественных условий понимается изменение условий, которые не влияют на результат исполнения договора. Законодательство о контрактной системе и Гражданский кодекс не содержат определения несущественных условий.

    Исходя из положений Главы 28 Гражданского кодекса, можно сделать вывод о том, что это такие параметры сделки, которые не являются важными для обеих сторон, никак не влияют на исполнение контракта и не требуют получения согласия от них. К таким условиям можно отнести:

    1. Платежные реквизиты сторон. Заказчик и поставщик могут на вполне законных основаниях изменять расчетные и корреспондентские счета, менять банковскую организацию для перечисления денег.
    2. Местонахождение учреждения и контактные сведения. Контакты в виде телефона, фактического адреса, электронного адреса можно поменять без предварительного согласия другой стороны.
    3. Арифметические и орфографические ошибки, которые были допущены при подписании документа. Это опечатки в названии, ФИО должностных и ответственных лиц, неправильные расчеты в спецификации или смете и пр.

    Законодательно допускается изменение как несущественных, так и существенных условий как на этапе подписания, так и исполнения госконтракта. Но для этого следует строго придерживаться установленных правил.

    По правилам ч. 5 ст. 7.32 КоАП изменение условий контракта и увеличение цены его исполнения, которое привело к росту расходов бюджета, грозит заказчику штрафом в двукратном размере от дополнительно израсходованных средств.

    Можно ли изменить существенные условия контракта

    В некоторых случаях условия контракта не подлежат изменению. Так, не допускается изменить госконтракт по 44-ФЗ по п. 1 ч. 1 ст. 95 при проведении запроса котировок (это также следует из Писем Минфина от 2017 года №24-03-07/79960, от 2017 года №24-03-07/73936).

    Также по общим правилам не допускается изменение существенных условий госконтракта. В 44-ФЗ нет четкого определения того, что можно считать существенными условиями. Указанные данные прописаны только в Гражданском кодексе, на положения которого так же опираются проводимые закупки среди государственных и муниципальных заказчиков.

    Согласно ст. 432 Гражданского кодекса, под существенными условиями понимаются условия о предмете договора, а также те, которые названы таковыми в тексте контракта или законодательных актах.

    К существенным условиям можно отнести те, без которых договор считается недействительным, а также по которым должно быть достигнуто соглашение сторонами о том, что они являются существенными. В ст. 34 44-ФЗ перечислены некоторые обязательные условия контракта, без которых он будет считаться незаключенным. Поэтому содержащиеся в данной норме условия можно считать существенными.

    В целом заказчикам рекомендовано указывать в договоре те условия, которые являются существенными и не подлежат изменению. Это позволяет избегать спорных ситуаций в дальнейшем.

    При исполнении госконтракта не допускается изменять такие условия, которые считаются существенными:

    1. Предмет закупки (в данном случае это конкретное наименование товаров, работ и услуг).
    2. Объем поставки товаров, работ и услуг.
    3. Порядок и сроки оплаты.
    4. Источники финансирования (по письму Минэкономразвития №Д28и-2286 от 2015 года).
    5. Исполнитель госконтракта (смена исполнителя договора недопустима по ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). У данного основания есть одно исключение: если компания-поставщик была реорганизована путем преобразования, присоединения или слияния. В данном случае с учетом ч. 6 ст. 95 44-ФЗ допускается переход прав и обязанностей к новой организации.
    6. Сроки поставки товара по госконтракту, выполнения работ или оказания услуг.
    7. Цена контракта (на 10% и более).
    8. Ответственность сторон (размер штрафных санкций).
    9. Иные требования, которые были признаны сторонами в качестве существенных.

    Так, допускается изменять такие условия, как:

    1. Цена договора по соглашению сторон без изменения объема поставки или оказанной услуги.
    2. Цена договора, если уменьшение или увеличение количества товара, объема работы или услуги составляет не более 10%.
    3. Цена договора, если изменились регулируемые тарифы (например, при закупках газа, воды и пр.).
    4. Цена и количество товара, сроки выполнения работы или услуги в случае, когда казенному учреждению уменьшили лимиты финансирования.
    5. Цена договора при изменении перечня услуг в случае лечения гражданина РФ за границей.
    6. Количество товара на сумму, которая не превышает разницы между ценой госконтракта, предложенной участником, и НМЦК, если право заказчика предусмотрено закупочной или аукционной документацией.
    7. Качественные, технические и функциональные параметры товара в сторону их совершенствования.

    Стоит также обратить внимание на рост НДС до 20% с 2019 года. Поэтому поставщики, которые заключили госконтракты до 2019 года, должны применять новую ставку. Общая стоимость госконтракта при этом должна оставаться неизменной, а налог должен быть увеличен за счет поставщика. Это следует из Письма Минфина №24-03-07/61247 от 2018 года. Указанное требование неприменимо для договоров, которые соответствуют критериям, утвержденным в Постановлении Правительства №1186 от 2013 года.

    Для поставщика и заказчика нарушение существенных условий контракта грозит начислением штрафных санкций и пени либо ведет к расторжению госконтракта. Штрафы и пени для заказчиков и поставщиков определяются в соответствии с Постановлением Правительства №1042 от 2017 года.

    Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе заказчика из-за нарушения существенных условий может привести к включению информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.

    Порядок изменения условий на этапе заключения

    Необходимость изменить условия по госконтракту может возникнуть как на этапе его заключения, так и исполнения. В зависимости от стадии, на которой вносятся коррективы, условия контракта изменяются по разному алгоритму.

    До того как контракт еще не был подписан, он имеет статус проекта договора, и его положения еще не приобретают юридическую силу. Условия госконтракта подлежат изменению по следующему алгоритму:

    1. Заказчик направляет в адрес поставщика проект контракта, который тот должен подписать в установленные сроки. Если заказчик после этого обнаружил какие-то технические ошибки или иные недочеты, то законодательство позволяет ему отозвать проект договора на доработку и только потом направить правильную откорректированную версию поставщику.
    2. Поставщик направляет в адрес заказчика протокол разногласий, в котором указывается на необходимость изменения условий в проекте контракта с указанием причины. Например, из-за того, что у поставщика поменялись реквизиты. При проведении закупки в электронном виде протокол также направляется через ЭТП в электронном формате.
    3. В случае согласия с предложенными коррективами по протоколу разногласий заказчик изменяет госконтракт и отправляет повторно доработанную версию договора на подписание победителю закупки.

    Корректировки в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС. Если неточность является несущественной и никак не повлияет на результаты исполнения договора и не приведет к наложению штрафных санкций, то сторонам лучше ее проигнорировать.

    Порядок изменения условий на этапе исполнения контракта

    Изменить несущественные условия контракта по 44-ФЗ допускается и на этапе исполнения госконтракта. Для этого необходимо придерживаться такого алгоритма действий:

    1. Сторона, которая выступает инициатором внесения изменений, направляет второй стороне соответствующее уведомление о необходимости корректировок. В нем содержится указание на основания для изменения договора с учетом норм гражданско-правового законодательства и ФЗ-44.
    2. Вторая сторона после анализа поступившего предложения выносит решение и передает его в письменной форме. Соблюдение письменной формы в данном случае обязательно. Если отказ будет необоснованным, то инициатор внесения изменений может обжаловать его в судебном порядке.
    3. Стороны подписывают дополнительное соглашение о внесении изменений в госконтракт, если это допустимо его условиями и законодательством. Дополнительное соглашение составляется в свободной форме и содержит указание на стороны договора (заказчика и поставщика), реквизиты изменяемого контракта, указание на пункты договора, которые подлежат изменениям и их интерпретация в новой редакции.
    4. Заказчик размещает акт о корректировке подписанного ранее договора в ЕИС в установленные сроки.

    В какой срок нужно опубликовать изменения в контракте в открытом доступе

    Изменения в госконтракте в обязательном порядке следует размещать в ЕИС.

    Согласно ч. 3 ст. 103 44-ФЗ, заказчик в течение 3 рабочих дней после изменения контракта обязан передать сведения об этом в федеральное казначейство.

    Таким образом, несущественные условия контракта, которые никак не повлияют на ход и результаты его исполнения, допускается изменять в упрощенном порядке. В случае если речь идет о существенных условиях, то по общим правилам они должны оставаться неизменными. Перечень исключений из указанного порядка, когда допускается внесение правок, содержится в ст. 95 44-ФЗ. Внесенные изменения должны быть зафиксированы в письменной форме в виде дополнительного соглашения, которое подписывается обеими сторонами. Если заказчик внесет изменения в существенные условия госконтракта вопреки установленным правилам, то ему грозит административная ответственность.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

    Читайте также:  Членство застройщика (заказчика), специализированной организации в СРО при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства
    Ссылка на основную публикацию