Изменения в положение о закупке по 223 ФЗ

Как изменить положение о закупках к 1 января 2019 года по Закону № 223-ФЗ

До конца 2018 года все заказчики, работающие по Закону № 223-ФЗ, обязаны привести свои положения о закупках в соответствие с изменениями, которые были внесены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Как отразить эти изменения в положении и при этом сохранить привычную работу с закупками – расскажем в статье.

Конкуренция формальная и фактическая

В новой редакции Закона № 223-ФЗ повсеместно фигурирует термин «конкурентная закупка», и его необходимо грамотно отразить в новой редакции положения. Для этого нужно понимать суть термина.

В смысле Закона № 223-ФЗ конкурентная закупка значит не то же самое, что в привычном нам понимании. Прежде всего, к реальной конкуренции этот термин никакого отношения не имеет. Допустим, в одну закупку пробились всего два поставщика, а в другой участвуют десять — и всё в терминах обновлённого закона, только первая будет называться «конкурентной». При этом сам Закон № 223-ФЗ проводит однозначное разграничение между неконкурентной закупкой и закупкой у единственного поставщика. А значит, соревнование между потенциальными поставщиками подразумевается и в «конкурентной», и в «неконкурентной» закупке.

Рекомендуем дистанционный онлайн-курс « Участие в государственных, корпоративных и регламентированных закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ ». Профпереподготовка, 256 ак.часов Что же отличает конкурентную закупку от всех остальных? Для того, чтобы назваться таковой по правилам Закона № 223-ФЗ, закупка должна отвечать одновременно всем требованиям ч. 3 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. В частности, в закупочной документации нельзя указывать товарный знак без оговорки об эквиваленте, кроме закрытого перечня случаев, прямо указанных в п. 3 ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

При этом Закон № 223-ФЗ не указывает на то, какой объём закупок заказчик обязан проводить с использованием способов, именованных как «конкурентные». А значит, что даже при условии проведения лишь пресловутых 15% закупок с участием МСП конкурентными способами (в этом случае у заказчика выбора нет), требования закона не будут нарушенными.

Как использовать неторговые способы закупки в 2019 году

Никто не запрещает заказчику проводить т.н. «неконкурентные» закупки в электронной форме. Как же сохранить возможность использовать привычные неторговые способы закупки после 1 января 2019 года? Радикально переписывать соответствующие главы положения о закупках для этого не придётся — но только при условии, что заказчик внимательно отнесётся к обновлению их терминологии.

Во-первых, из названия неторговых способов закупки, которые с 1 января 2019 года буду именоваться «неконкурентными», необходимо исключить те термины, которые новой редакцией Закона № 223-ФЗ зарезервированы для конкурентных закупок. Это «запрос предложений», «запрос котировок», «конкурс» и «аукцион». Речь идёт именно про термины. Большинство заказчиков пользуются как раз запросом предложений и запросом котировок. И если они желают сохранить их в своей закупочной работе, то запрос котировок придётся переименовать в «запрос цен» (что, кстати, является более корректным термином с содержательной точки зрения), а запрос предложений — в «многокритериальное сопоставление» или «сопоставление предложений».

Во-вторых, из тех глав положения о закупках, в которых описываются эти способы, необходимо исключить упоминания о конкуренции. И здесь тоже речь идёт только о терминах. Разумеется, фактическая конкуренция при проведении таких закупок сохраняется, вот только в официальных документах заказчика для её обозначения теперь придётся использовать термин «соревнование» или «состязание». Собственно, переименованные закупки теперь и будут именоваться не неторговыми конкурентными, а неторговыми состязательными.

В-третьих, желательно исключить из тех глав, которые посвящены неконкурентным закупкам, требования, установленные Законом № 223-ФЗ исключительно для конкурентных закупок:

  • запрет на ценовое и неценовое соревнование в режиме реального времени (в рамках конкурентных закупок оно допустимо лишь для аукциона);
  • запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге;
  • обязательное выделение первой и второй частей заявок с запретом на указание сведений об участнике закупки в первой части заявки;
  • обязательное составление протокола по итогам каждого этапа закупки.

Кстати, некорректное именование каждого элемента закупки «этапом» также является отличительным признаком конкурентной закупки, а потому при регламентации неконкурентных способов предпочтительно пользоваться классическими терминами «элемент» или «стадия», если только речь не идёт собственно о первом этапе двухэтапной закупки.

Наконец, необходимо обратить внимание на то, что новеллами Закона № 223-ФЗ именно для целей этого закона запрос котировок и запрос предложений были отнесены к торгам. Соответственно, заказчик не имеет права отказываться от их проведения после завершения приёма заявок и обязан признать несостоявшейся закупку, в «финале» которой осталась лишь одна заявка. Оба эти ограничения прямо прописаны в Законе № 223-ФЗ. И обоих следует избегать при описании неконкурентных состязательных закупок.

«Конкурентные» закупки в новом смысле этого слова

Выше мы говорили по большей части о терминах. Содержательная часть норм, посвящённых классическим неторговым закупкам (теперь именуемым неконкурентными состязательными), остаётся неизменной, поскольку базируется не на изменённых частях Закона № 223-ФЗ, а прежде всего на требованиях Гражданского кодекса РФ и Закона «О защите конкуренции».

Но к 1 января 2019 года заказчику необходимо дополнить своё положение о закупках и нормами о тех способах, которые теперь именуются «конкретными» — даже если на практике он ими пользоваться не собирается. Главы «Конкурс», «Аукцион», «Запрос котировок» и «Запрос предложений» в положении о закупках появиться обязаны.

Юридико-технически можно с равным успехом избрать один из двух следующих методов: копировать требования Закона № 223-ФЗ в каждую из этих глав или же объединить все четыре главы в раздел «Конкурентные способы закупки», в общей части которой и будут один раз указаны все эти требования. Во втором случае каждая из глав будет содержать по две-три небольших статьи с указанием минимальных сроков на сбор заявок и принцип выбора победителя (их нужно перекопировать из пунктов 16–23 ст. 3.2 Закона № 223-ФЗ).

Какие общие требования к конкурентным закупкам необходимо включить в положение о закупке?

  1. Запрет на указание товарного знака без оговорки об аналоге (ч. 6.1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  2. Обязанность заказчика дать ответ на запрос разъяснений в течение трёх рабочих дней (части 2–4 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  3. Требование о предельном размере обеспечения заявки (ч. 27 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  4. Запрет на отказ от проведения конкурентной закупки после окончания срока подачи заявок (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
  5. Требование об обязательном использовании только усиленной квалифицированной электронной подписи при проведении конкурентной закупки в электронной форме (ч. 5 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ).
  6. Требование к участнику конкурентной закупки в электронной форме направлять разными файлами первую и вторую части своей заявки, а цену указывать отдельно в интерфейсе электронной площадки (части 10 и 12 ст. 3.3 Закона № 223-ФЗ). При этом в первой части запрещено указывать сведения об участнике закупке, во второй — сведения об условиях поставки, а цену запрещено указывать в обоих частях.

Рассмотрение частей заявки при проведении конкурентной закупки в электронной форме происходит по схеме электронного аукциона из Закона № 44-ФЗ: сперва заказчик знакомится с условиями поставки, указанными в первой части заявки, затем узнаёт цену и только после этого — имя потенциального победителя. Этот порядок тоже лучше закрепить в положении о закупках. Там же стоит ввести запрет на использование таких критериев сопоставления заявок, как, например, опыт работы: ведь сопоставлять заявки закупочная комиссия имеет право лишь при рассмотрении первых частей заявок, а сведения об опыте работы имеет право получить только при рассмотрении вторых частей.

На самом деле, если заказчик назвал свою закупку конкурентной, то все эти ограничения будут действовать для заказчика автоматически в силу прямого указания Закона № 223-ФЗ. И в этом смысле копирование их в положение о закупках является бессмысленным. Но если этого не сделать, то после 1 января 2019 года можно получить обвинение в том, что корпоративное положение о закупках не приведено в соответствие с новеллами Закона № 223-ФЗ — а значит и обязанность проводить все закупки по Закону № 44-ФЗ.

Логично прописать случаи проведения каждого из способов закупки. Эти случаи можно указать как в главах, посвящённых каждому отдельному способу, так и в общей части положения о закупках. Например, «все закупки на сумму свыше 100 млн рублей проводятся с использованием конкурентных способов закупки, а в том случае, если начальная (максимальная) цена закупки превышает 500 млн рублей, то заказчик проводит такую закупку посредством конкурса или аукциона».

Раз основной формой проведения конкурентных закупок в Законе № 223-ФЗ названа электронная форма, то в новом разделе стоит прописать ситуации, при наличии которых конкурентная закупка проходит в «бумажной» форме. Это может быть список, аналогичный списку оснований для проведения закупки у единственного поставщика.

Кроме того, в разделе «Конкурентные закупки» необходимо прописать состав информации, включаемой заказчиком в следующие протоколы:

  • Протокол предварительного этапа многоэтапной закупки.
  • Протокол предварительного квалификационного отбора.
  • Протокол вскрытия конвертов.
  • Протокол оценки и сопоставления заявок.
  • Протокол переторжки.
  • Протокол сопоставления окончательных предложений об условиях поставки.
  • Итоговый протокол закупок.

По Закону № 223-ФЗ заказчик обязан составлять протоколы во всех перечисленных выше случаях. Однако требования к содержанию нормами самого Закона предусмотрены лишь для последнего вида в ч. 14 ст. 3.2.

Закупки с участием малого бизнеса

Если заказчик обязан оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства на основании Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, то в его положении о закупках, скорее всего, есть отдельная глава о таких закупках. Не отменяя всех тех норм, которые включены в эту главу на основании указанного Постановления — например, нормы об ограничении предельных размеров обеспечения заявки или обеспечения контракта, нормы о сроках расчётов по договору и т.п. — заказчику необходимо в 2018 году пересмотреть регламентацию алгоритма тех закупок, которые проводятся с участием исключительно СМПС. И сделать это необходимо не 31 декабря, а к 1 октября.

Учтите, конкурентные закупки с участием исключительно МСП проводятся теперь только в электронной форме и только на площадках, указанных Правительством РФ.

При регламентации способов конкурентных закупок с участием исключительно МСП заказчик не имеет право на нормотворчество и фактически обязан просто скопировать ст. 3.4 Закона № 223-ФЗ.

Читайте также:  Осуществление закупок при признании электронного аукциона несостоявшимся по 44 ФЗ

Однако и это копирование нужно проводить с осмотрительностью. Например, заказчик не может изменить порядок проведения закупки, предписанного ему этой статьёй, однако может отказаться от тех её фрагментов, которые указаны в качестве факультативных. Особенно это важно при решении вопроса об использовании двухэтапных конкурсов, предусмотренных ст. 3.4: например, невозможно при проведении такого двухэтапного конкурса в порядке п. 2 ч. 4 ст. 3.4 не нарушить требования ч. 22 той же статьи.

В разделе, касающемся закупок у МСП, стоит упомянуть и о спецсчетах, которые участники таких закупок обязаны использовать для обеспечения своих заявок посредством резервирования денежных средств. Однако куда важнее указать то, что при использовании такого критерия, как отсрочка платежа, не учитывается значение более 30 дней: ведь согласно Постановлению № 1352, заказчик в любом случае обязан будет рассчитаться с поставщиком из числа МСП именно за 30 календарных дней.

Вообще, чем меньше критериев оценки заказчик будет использовать при проведении такой закупки, тем лучше. Идеальный способ закупки у МСП согласно новой редакции Закона № 223-ФЗ — это простейший одноэтапный аукцион, максимально приближенный к алгоритму Закона № 44-ФЗ.

Составляем положение о закупках по правилам 2020 года

Какие задачи решает положение

Заказчики, которые в настоящее время работают по 223-ФЗ, обязаны разработать особый документ, регламентирующий всю закупочную деятельность. В статье рассмотрим основные требования к содержанию указанного стандарта, порядку его принятия и утверждения, а также предоставим само положение о закупках по 223-ФЗ с июля 2018 года, образец которого подготовлен с учетом вступления существенных изменений в сфере государственных закупок, именно поэтому стоит обратить особое внимание на новый формат и структуру документа.

Положение по 223-ФЗ для бюджетных учреждений на 2020 год с изменениями должно содержать следующую информацию:

  • порядок подготовки и проведения процедур, в том числе электронных, условия их применения;
  • способы осуществления заказов по 223-ФЗ;
  • порядок заключения и исполнения договоров по результатам конкурентных процедур и договоров с единственным поставщиком;
  • иные вопросы, связанные с обеспечением закупок по нормам 223-ФЗ.

Стоит заметить, что положение о закупках 44-ФЗ не предусмотрено, и заказчик осуществляет деятельность в рамках закона о контрактной системе без принятия каких-либо дополнительных актов.

Целесообразно принять стандарт об отделе закупок, который будет отражать закрепление конкретных полномочий по подготовке, согласованию и утверждению документов, необходимых для проведения заказа, а также фиксирующий сроки исполнения обязанностей и ответственность за их нарушение за определенным списком сотрудников, которые входят в отдел и выполняют службу в области заказа по 223-ФЗ.

Как утвердить и разместить

Согласно ч. 3 ст. 2 223-ФЗ, заказчик утверждает стандарт в зависимости от организационно-правовой формы следующими органами управления:

  • государственная корпорация или компания — высшим органом управления (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • ГУП, МУП — руководителем (№ 161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»);
  • автономное учреждение — наблюдательным советом (№ 174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных учреждениях»);
  • АО — советом директоров, общим собранием, коллегиальным исполнительным органом (№ 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»);
  • ООО — общим собранием участников, советом директоров, коллегиальным исполнительным органом (№ 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
  • государственное или муниципальное бюджетное учреждение — учредителем (№ 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»);
  • публично-правовая компания — наблюдательным советом (№ 236-ФЗ от 03.07.2016 «О публично-правовых компаниях»).

Стандарт закупочной деятельности и вносимые в него изменения заказчик размещает на сайте ЕИС в течение 15 дней со дня подписания акта. Каждый желающий имеет полное право изучить данные документы, которые находятся в Единой информационной системе в открытом доступе.

Содержание положения

Заказчику необходимо учесть требования не только 223-ФЗ, но также 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», а также «Стандарта осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц», утвержденного ФАС России.

Заказчик должен соблюдать принципы равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам.

Типовое положение о закупках по 223-ФЗ на 2018 год с июля 2018 может содержать следующие разделы:

  1. Термины и определения.
  2. Цели и принципы закупочной деятельности.
  3. Утверждение стандарта и внесение изменений.
  4. Формирование и корректировка плана заказов.
  5. Выбор способа и формы заказа.
  6. Правила подготовки и проведения.
  7. Принципы формирования требований и критериев оценки.
  8. Требования к описанию объекта.
  9. Требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора.
  10. Подготовка, согласование и утверждение закупочной документации.
  11. Порядок проведения процедуры.
  12. Контроль и обжалование.
  13. Отчетность по закупочной деятельности.
  14. Требование к хранению документов, составленных в ходе заказа.

Как использовать типовые положения

С 01.01.2018 изменились нормативы о типовом положении о закупках. Теперь, согласно части 2.3 ст. 2 223-ФЗ, в типовое положение о закупках по 223-ФЗ с учетом последних изменений нужно включить такие сведения:

  1. Регламент подготовки и реализации госзакупок.
  2. Способы определения поставщика, а также случаи, когда они применяются.
  3. Срок заключения договора по результатам конкурентных торгов.

В стандартном положении о закупке должны предусматриваться особенности участия субъектов МСП, которые утверждены Постановлением Правительства № 1352 от 11.12.2014.

Типовые положения для бюджетных учреждений (автономных и бюджетных) и унитарных предприятий разрабатываются органами исполнительной власти разных уровней — федеральные, региональные, муниципальные. Вышестоящие органы также закрепляют перечень организаций-заказчиков, для которых будут действовать такие типовые стандарты. Таким образом, если учреждение подпадает под действие типовых стандартов, разработанных на вышестоящем уровне, то ей надлежит сформировать свой регламентирующий регистр в строгом соответствии с условиями, установленными в типовом положении о закупках (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ).

Таким же образом вносятся изменения. Если законодатель внес коррективы в типовой закупочный регламент, организация-заказчик должна поправить свой локальный акт в течение 15 дней (ч. 2.7 ст. 2 223-ФЗ).

Где взять типовое положение

В конце статьи вы можете выбрать из ряда предоставленных стандартов и найти необходимое положение о закупках по 223-ФЗ на 2020 год; скачать образец можно также на сайте Единой информационной системы — в ЕИС доступны для ознакомления стандарты госзакупок организаций-заказчиков местного уровня, которые могут использоваться в целях оптимизации и унификации разрабатываемого документа. Эти документы найдете во вкладке «Документы» на боковой панели. В нижней части страницы есть раздел «Перечень типовых положений о закупках».

Скачать шаблон типового положения о закупках на 2020 год

Пример типового положения о закупках для МУП

В качестве примера приводим положение о закупках по 223-ФЗ на 2020 год — образец для МУП.

Образец типового положения о закупках для автономных учреждений

Вот еще один пример — положение о закупках по 223-ФЗ для бюджетных учреждений, образец 2020 года, который могут применять и автономные учреждения.

Типовое положение для РАН

Для выполнения требований, которые установлены ч. 3 ст. 4 505-ФЗ, о приведении в соответствие положений о закупке в срок до 01.01.2019 и по поручению Правительства РФ № ТГ-П8-7573 от 01.11.2018. Министерство науки и высшего образования разработало проект положения для Российской академии наук. Сам стандарт выполнен согласно Приказу Минобрнауки № 949 от 07.11.2018.

Разработанный стандарт направлен на регулирование закупочной деятельности РАН. В него включены нормы, содержащие требования к госзаказу и условия их применения в процессе осуществления закупочных процедур.

Скачать положение о закупках по 223-ФЗ на 2020 год, образец для РАН, можно на нашем сайте.

Скачать типовое положение Росгидромета

Также вы можете ознакомиться и с другими образцами локальных актов по 223-ФЗ.

Также пользователи могут скачать положение об отделе закупок по 223-ФЗ — образец на 2020 год.

В каких случаях обновляется Положение о закупках по 223-ФЗ и как опубликовать новую версию в ЕИС?

Положение о закупках по 223-ФЗ – это внутренний нормативный документ заказчика, регулирующий его закупочную деятельность наряду с законом 223-ФЗ, Гражданским кодексом и отраслевыми нормативными актами.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

В ч. 2 ст. 2 223-ФЗ подчеркнуто, что Положение о закупках конкретного юрлица должно содержать:

  • требования к проведению закупок;
  • пошаговую процедуру подготовки к осуществлению закупок;
  • применяемые в организации заказчика способы закупки;
  • принятый порядок подписания и исполнения договоров с поставщиками.

Также в Положении обычно прописываются состав и порядок работы договорного отдела заказчика и детальный регламент закупки каждым применяемым в организации способом.

Положение о закупках, как правило, составляется на основании типового Положения, которое утверждается местным или федеральным органом исполнительной власти. Внутренние Положения о закупках должны соответствовать типовому Положению, утвержденному исполнительной властью для юрлиц конкретной формы или сферы деятельности.

Когда нужно актуализировать Положение

Актуализация внутреннего Положения о закупках конкретного заказчика необходима в следующих случаях:

  • при утверждении властями нового типового Положения для группы заказчиков данного вида;
  • при изменениях закупочного законодательства;
  • при изменении потребностей заказчика;
  • при смене вида деятельности или организационно-правовой формы заказчика;
  • при формировании новой закупочной стратегии на несколько лет.

Так как Положение о закупках детально описывает закупочную деятельность конкретной организации, любые изменения в законодательстве, а также существенное изменение закупочной стратегии и потребностей заказчика требуют актуализации Положения о закупках.

Процедура внесения изменений

Актуализация Положения о закупках по 223-ФЗ выполняется в следующем порядке:

  1. Отделы закупок юридических лиц составляют списки изменений и новых пунктов, которые нужно внести в Положение о закупках.
  2. Предложения отдела закупок проверяются юристами организации на соответствие законодательным нормам.
  3. Разрабатывается окончательный вариант нового Положения о закупках.
  4. Выпускается и подписывается приказ руководителя заказчика о введении в действие нового Положения о закупках.
  5. Ответственный за исполнение приказа вносит необходимые изменения во внутренние документы заказчика.
  6. Производится переобучение персонала, задействованного в закупочной деятельности.

Списки изменений составляются после принятия исполнительной властью типового Положения о закупках, в соответствии с которым нужно актуализировать Положение о закупках данного заказчика.

При оценке соответствия вносимых изменений законодательству проверяется не только прямое отсутствие противоречий с буквой закона, но и практическая применимость нового Положения о закупках. Так, противоречия Положений о закупках с действующими нормативными регламентами обычно возникают в части согласования сроков размещения документов в ЕИС, а также порядке процедуры рассмотрения заявок и вынесения решений по ним.

Читайте также:  Извещение о проведении электронного аукциона — образец

Окончательный вариант Положения о закупках распространяется по отделам для ознакомления. В случаях когда корректировки касаются отдельных формулировок в нескольких пунктах и не вносят кардинальных изменений в работу отдела закупок, то вместо нового Положения принимается только список поправок.

Приказ о введении нового Положения о закупках должен содержать:

  • наименование и реквизиты заказчика, ФИО руководителя;
  • список вносимых изменений;
  • ответственные за исполнение приказа лица;
  • дата начала действия нового Положения о закупках.

Переобучение персонала в связи с актуализацией Положения о закупках должно проводиться специалистом отдела закупок, непосредственно разработавшего новое Положение, и при необходимости – юристом организации. Важной частью переобучения является информирование о законодательных новшествах, а также об изменении порядка действий при выполнении привычной работы отдела закупок.

Если в результате актуализации Положения о закупках по 223-ФЗ был существенно изменен подход к закупочной деятельности конкретного заказчика, то необходимо внести корректировки в должностные инструкции персонала, а также проконтролировать успешное освоение и закрепление новых сведений.

Порядок и сроки публикации изменений в ЕИС

Измененное Положение о закупках публикуется в ЕИС в следующем порядке:

  1. Открытие личного кабинета портала ЕИС сотрудником отдела закупок заказчика.
  2. Переход в раздел «Реестр положений о закупках».
  3. Выбор вкладки «Проект изменений».
  4. Загрузка в появившемся окне электронной версии нового документа Положения о закупках.
  5. Отправка документа путем последовательного нажатия кнопок «Разместить» и «Завершить формирование положения».

Согласно ч. 1 ст. 4 закона 223-ФЗ, актуальное Положение о закупках нужно разместить в ЕИС не позднее, чем через 15 дней после подписания приказа о его принятии.


Как актуализировать положение о закупках по 223-ФЗ и в какие сроки это необходимо сделать?

После внесения изменений в 223-ФЗ о закупках отдельными юрлицами через 505-ФЗ от 2017 года всех заказчиков обязали актуализировать применяемые ими Положения о закупке и внести в них все положенные коррективы. Если они этого не сделают, то их обяжут перейти на закупки по нормам более строгого 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Когда необходимо вносить изменения в Положение о закупке

Положение о закупке выступает базовым документом заказчика, который регламентирует его деятельность. Оно должно содержать требования к проводимым закупочным мероприятиям, порядок их подготовки и проведения, правила заключения и исполнения госконтракта, прочие связанные с закупкой положения по ч. 2 ст. 2 223-ФЗ.

Для того чтобы положения о закупке соответствовали новым требованиям по 505-ФЗ от 2017 года, изменения в них должны были быть внесены и опубликованы до конца 2018 года.

Изменения, которые были внесены данным законом, достаточно масштабны. Согласно ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ, в типовое Положение о закупках нужно включить такие сведения:

  1. Регламенты подготовки и реализации закупочных мероприятий.
  2. Способы определения поставщика, подрядчика, исполнителя и случаи их применения.
  3. Сроки заключения контракта по результатам конкурентных закупок.

Положение о закупках с учетом изменений на 2019 год должно содержать следующие сведения:

  1. Порядок подготовки и проведения закупочных процедур, включая электронные, и условия их использования на практике.
  2. Способы заказа по 223-ФЗ.
  3. Порядок заключения и исполнения договора по результатам конкурентных процедур и договоров с единственным поставщиком.
  4. Сведения об обеспечении закупок по 223-ФЗ.

Заказчику необходимо будет прописать следующие сведения по конкурентным закупкам:

  1. Запрет на указание товарного знака, если не указано на возможность поставки аналога (по ч. 6.1 ст. 3 223-ФЗ).
  2. Требования о предельном размере обеспечения по заявке по ч. 27 ст. 3 223-ФЗ.
  3. Обязанности заказчика предоставить ответ на запрос от участника в течение 3 рабочих дней по ч. 2-4 ст. 3 223-ФЗ.
  4. Запрет на отказ от проведения конкурентной закупки после окончания сроков подачи заявок по ч. 5 ст. 3 223-ФЗ.
  5. Требование об обязательном использовании усиленной ЭЦП при проведении конкурентной закупки в электронном формате по ч. 5 ст. 3.3 223-ФЗ.
  6. Требование к участникам закупки передавать заявки на участие в разных файлах, а цену прописывать отдельно с помощью интерфейса ЭТП по ч. 10, 12 ст. 3.3 223-ФЗ.

Основной формой закупок по 223-ФЗ стал электронный формат.

Следовательно, заказчику предстоит написать в Положении, когда он будет прибегать к закупкам с помощью бумажной традиционной версии.

Также в разделе с конкурентными закупками нужно прописать состав информации, который включается в следующие протоколы:

  1. Этапа закупки.
  2. Предварительного квалификационного отбора.
  3. Вскрытия конвертов.
  4. Оценки, сопоставления заявок.
  5. Переторжки.
  6. Протокола закупки.
  7. Составления предложений по условиям поставки.

Если заказчик обязан проводить закупки среди субъектов малого и среднего предпринимательства по Постановлению Правительства №1352 от 2014 года, то он должен сделать отдельный раздел, который был бы им посвящен.

При подготовке положения заказчику предстоит учесть не только требования 223-ФЗ, но и 135-ФЗ «О защите конкуренции». То есть заказчик должен соблюдать принципы равноправия, справедливости и отсутствия дискриминации.

Порядок и сроки публикации изменений

Согласно п. 3 ст. 2 223-ФЗ, Положение о закупке подлежит утверждению:

  1. Высшим органом управления госкорпорации или госкомпании.
  2. Руководителем унитарного предприятия.
  3. Наблюдательным советом автономного учреждения.
  4. Советом директоров.
  5. Общим собранием участников общества.
  6. Органом, который осуществляет функции и полномочия руководителя бюджетного учреждения.

Утверждение обновленного Положения производится через издание специального приказа. Данный документ не имеет унифицированной формы и составляется в произвольном формате. В него включаются следующие сведения:

  1. Дата и место подготовки приказа.
  2. Наименование приказа «Приказ об утверждении..».
  3. Наименование заказчика и органа, который издал приказ.
  4. Указание на внесение изменений в Положение с датой вступления их в силу.
  5. Ответственное лицо, отвечающее за контроль за исполнением приказа.
  6. Подпись руководителя.

Порядок размещения Положения о закупке и внесения в него изменений содержится в Постановлении Правительства №908 от 2012 года. В общих чертах он состоит из следующих этапов:

  1. В закрытой части официального сайта заказчик размещает электронный вид обновленного Положения о закупке.
  2. Вносятся изменения в документацию.
  3. Размещается электронный вид документа в открытом доступе. С этой даты обязанности заказчика по публикации сведений в ЕИС считаются исполненными.

Алгоритм размещения обновленного Положения о закупке предполагает прохождение таких шагов:

  1. Представитель заказчика с применением электронной подписи заходит в личный кабинет ЕИС.
  2. Переходит в специальную вкладку «Реестр положений о закупках».
  3. В рабочем окне выбирает актуальное Положение и опцию «Проект изменений».
  4. В открывшейся вкладке указываются изменения. Также заказчику необходимо указать основания для поправок (в данном случае это приказ об утверждении поправок), дату внесения изменений и вступления Положения в силу. Обязательные поля здесь отмечены звездочкой.
  5. Актуализируются способы закупки, которые вправе использовать заказчик.
  6. Изменения публикуются на сайте нажатием кнопки «Опубликовать» и «Завершить формирование положения».

Таким образом, положение о закупках – это документ, который готовит заказчик по 223-ФЗ, необходимый для эффективного построения системы госзакупок и отражающий требования к их практическому осуществлению. Такой документ обязаны разработать все заказчики, которые работают по 223-ФЗ. С учетом последних масштабных изменений в законодательство все заказчики должны внести существенные изменения в положение и разместить его в ЕИС.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Как оформить положение о закупках по 223-ФЗ

Образец положения об отделе закупок по 223 ФЗ — это свод норм и правил, в соответствии с которыми заказчик и приобретает товары, работы, услуги по 223 ФЗ. Документ стандартизирует закупочную деятельность заказчика и является обязательным.

Для чего нужно положение о закупках по 223 ФЗ

Закупочная деятельность в рамках 223 ФЗ регулируется не только законом о закупках отдельными видами юридических лиц и подзаконными актами, но и таким внутренним нормативом заказчика, как положение о закупках. Закон о контрактной системе строго регулирует деятельность заказчика, устанавливая правила относительно всех госзакупок и их результатов. Поэтому положение о закупках по 44 ФЗ не нужно — закон жестко контролирует заказчиков, регламентируя каждый шаг процедуры от планирования до момента заключения контракта. А вот законодательство о закупках отдельными видами юридических лиц более гибкое, многие моменты описаны достаточно свободно. Поэтому заказчику необходим внутренний стандарт, который бы нормировал закупочную деятельность исходя из потребности организации и при этом не шел в разрез с действующими законами. Положение по 223 ФЗ для бюджетных учреждений на 2020 год с изменениями содержит:

  • правила подготовки и осуществления электронных и бумажных закупочных процедур;
  • возможные способы определения поставщика;
  • особенности заключения и исполнения договоров по результатам заказов;
  • порядок ведения договорных отношений с единственными поставщиками;
  • прочие важные аспекты проведения торгов по 223 ФЗ.

Помимо общего стандарта, заказчикам рекомендуется разработать документ и об отделе закупок, в котором будут четко определены полномочия сотрудников, которые отвечают за проведение торгов по 223 ФЗ. Этот документ должен аккумулировать права и обязанности работников отдела закупок и определять ответственность за нарушение законодательства и несоблюдение требований основного норматива о закупочной деятельности.

Порядок согласования и размещения

Порядок согласования напрямую зависит от организационно-правовой формы учреждения, выступающего в роли заказчика (ч. 3 ст. 2 223-ФЗ). Выбор инстанции, которая согласовывает положения по 223 ФЗ, зависит от ОПФ:

  • для госкорпораций или государственных компаний необходимо согласование высшего управленческого органа (ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996);
  • в государственных и муниципальных унитарных предприятиях документ утверждают непосредственно руководители (ФЗ № 161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002);
  • для автономных учреждений согласующим органом выступает наблюдательный совет (ФЗ № 174 «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006);
  • в акционерных обществах документ утверждается решением совета директоров, общего собрания или иным коллегиальным исполнительным органом (ФЗ № 208 «Об акционерных обществах» от 26.12.1995);
  • в обществах с ограниченной ответственностью документацию согласовывает общее собрание участников, совет директоров или коллегиальный исполнительный орган (ФЗ № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998);
  • для документов государственных и муниципальных бюджетных учреждений необходимо согласование учредителя (ФЗ № 7 «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996);
  • у публично-правовых компаний утверждением стандарта занимается наблюдательный совет (ФЗ № 236 «О публично-правовых компаниях» от 03.07.2016).
Читайте также:  Дополнительные требованиях при закупке услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов по 44 ФЗ

После подписания положение о закупках товаров, работ, услуг по 223 ФЗ нужно разместить в Единой информационной системе в 15-дневный срок. Стандарты заказчиков находятся в открытой части сайта, поэтому доступны для ознакомления всем пользователям ЕИС. Заказчик вправе разместить документ и на своем официальном сайте.

Требования к структуре и содержанию

Документ заказчика нужно составлять в полном соответствии с законом о закупках отдельными видами юридических лиц 223 ФЗ от 18.07.2011 и о защите конкуренции 135 ФЗ от 26.07.2006. Учитываются и нормативы Федеральной антимонопольной службы — «Стандарт осуществления закупочной деятельности отдельных видов юридических лиц». Ключевая задача заказчика — разработать такие правила, которые будет полностью регулировать его деятельность в области заказа. Норматив должен соответствовать главным принципам по отношению к участникам торгов:

  • равноправие;
  • справедливость;
  • отсутствие дискриминации;
  • необоснованное ограничение конкуренции.

В состав положения целесообразно включить разделы:

  • терминология;
  • цели и принципы осуществления закупок;
  • порядок утверждения документа;
  • регламент внесения изменений;
  • плановая деятельность;
  • внесение изменений в план закупок;
  • способы определения исполнителей;
  • подготовка к торгам;
  • разработка и утверждение документов заказа;
  • порядок описания объекта;
  • критерии оценки;
  • требования к поставщикам;
  • правила проведения торгов;
  • осуществление контроля заказа;
  • возможность обжалования результатов;
  • условия договора;
  • обязательства и ответственность сторон;
  • ведение отчетов по 223 ФЗ;
  • порядок хранения документации.

Применение типовых положений

Подведомственные учреждения могут использовать типовые положения о закупках, разработанные и утвержденные вышестоящими организациями. Ответственными за формирование типовых регистров выступают органы исполнительной власти федерального, регионального или муниципального уровней. Они утверждают не только типовые стандарты, но и список учреждений, которые обязаны их применять (ч. 2.1, 2.2 ст. 2 223-ФЗ). Некоторые разделы типовых стандартов используются в обязательном порядке всеми государственными и муниципальными заказчиками (ч. 2.3 ст. 2 223-ФЗ):

  • порядок подготовки и проведения заказов;
  • выбор способа определения поставщика в зависимости от объекта торгов;
  • сроки подписания договоров после определения победителя по итогам госзакупок.

Эти разделы должны быть приведены в стандартах ГУП и МУП, бюджетных и автономных организаций. В регистрах надлежит прописывать и правила осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с нормами ПП РФ № 1352 от 11.12.2014.

То же самое нужно сделать, если изменится типовое положение о закупках по 223 ФЗ на 2020 год с июля 2020 года. 31 июля начнет действовать 70 ФЗ от 01.05.2019, который изменит правила обращения с деньгами, которые подарены, в том числе пожертвования (благотворительного пожертвования) или полученные по завещанию. Такие средства можно будет тратить по 223 ФЗ. Главное, чтобы прописали право на это в положении о закупке. Изменить можно до 01.10.2019.

Когда размещать в ЕИС

Образец положения о закупках по 223 ФЗ с июля 2020 года, составленный с учетом типовых изменений, специалист заказчика должен утвердить и разместить в ЕИС в течение 15 дней после внесения корректив. Есть и специальные сроки для публикации положения о закупке. Его нужно выложить в течение трех месяцев со дня:

  • регистрации, если только создали заказчика (ч. 5 ст. 8 223-ФЗ);
  • получения уведомления о том, что изменилась совокупная доля госучастия в уставном капитале, если 223 ФЗ стал распространяться в итоге таких трансформаций (ч. 6 ст. 8 закона № 223-ФЗ).

Заказчика, который нарушил сроки, оштрафуют от 10 000 до 30 000 руб. Должностное лицо, которое нарушило сроки публикации изменений в положение о закупках, оштрафуют на сумму от 5000 до 10 000 руб. (ч. 4, 6 ст. 7.32.3 КоАП).

Где найти типовые положения

Все актуальные типовые и стандартные положения заказчиков различных типов, отраслей и организационно-правовых форм можно изучить в Единой информационной системе в открытом доступе абсолютно бесплатно. Для этого пользователь переходит на официальный сайт ЕИС и в контекстном меню выбирает раздел «Планирование». Все стандарты организаций-заказчиков будут представлены именно там.

Типовое положение РАН

Типовой стандарт РАН разработан Министерством науки и высшего образования (Приказ № 949 от 07.11.2018) в качестве реализационной меры по выполнению требований ч. 3 ст. 4 505-ФЗ и поручения Правительства РФ № ТГ-П8-7573 от 01.11.2018. Он регламентирует закупочную деятельность организации-заказчика, которым в данном случае выступает Российская академия наук.

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

    On 24.05.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Электронный аукцион

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСП

Срок для прочих участников

Ссылка на основную публикацию