Извещение о неторговой закупке размещено менее чем за 20 дней до окончания срока подачи заявок

Как составить извещение по 223-ФЗ

Для чего нужен документ

Образец извещения о закупке по 223-ФЗ в обязательном порядке готовится заказчиками в составе закупочной документации и является неотъемлемой ее частью (ч. 8 ст. 4 223-ФЗ). Неразмещение информации влечет наступление административной ответственности и штрафных санкций (ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

Процесс формирования и публикации регламентируется ст. 4 223-ФЗ.

В какие сроки размещать в ЕИС

По правилам ч. 5 ст. 4 223-ФЗ, извещение либо изменения, вносимые в него, документация закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ публикуются в ЕИС наравне с прочими приложениями. Документы о госзакупках, содержащих государственную тайну либо сведения по п. 16 ст. 4 223-ФЗ, публикации не подлежат.

Заказчик также вправе не размещать в ЕИС сведения по следующим заказам (ч. 15 ст. 4):

  • до 100 000 руб. и до 500 000 руб. (в случае если объем выручки за истекший год превышает 5 млрд руб.);
  • по различным банковским и финансовым услугам — привлечение денег во вклады, получение кредитов и займов, открытие и ведение счетов, услуги депозитариев и проч.;
  • по договорам купли-продажи, аренды (субаренды), договорам доверительного управления с государственным, муниципальным имуществом.

Извещение о закупке у единственного поставщика 223-ФЗ также подлежит размещению в ЕИС на общих основаниях. В соответствии с п. 3 ч. 19 ст. 4, ч. 2 ст. 4.1, закупка у единственного поставщика 223-ФЗ 2020 года и последующих периодов может проводиться, когда НМЦД — не более 100 000–500 000 руб. или когда госзаказ осуществляется по итогам несостоявшихся конкурентных процедур. Остальные ситуации в законе не оговариваются.

Если НМЦД не превышает 100 000 или 500 000 р. для крупных сделок, и если договор с единственным поставщиком заключается по факту несостоявшихся процедур, извещение о закупке у единственного поставщика по 223-ФЗ не размещается.

Как составлять извещение в 2020 году

Изменения в 223-ФЗ в 2020 году вступили с 01.07.2018 — начал действовать ряд правил 505-ФЗ от 31.12.2017. При подготовке документа заказчик должен руководствоваться обновленными положениями ч. 9 ст. 4 223-ФЗ, которая регламентирует его содержательную часть.

223-ФЗ: сроки размещения извещения

Представим срок размещения извещения о закупке по 223-ФЗ в таблице:

Способ закупки

Срок подачи заявок

Сейчас

После 01.07.2018

По общему правилу для всех госзакупокЕсли закупка проводится среди СМП

Не меньше 20 дн. до окончания подачи заявок.

Размещается в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.

Не менее чем за 7 дн., если начальная НМЦД не превышает 30 млн руб.Не менее чем за 15 дн., если начальная НМЦД превышает 30 млн руб.

Не меньше 20 дн. до окончания подачи заявок.

Размещается в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Не менее чем за 7 дн., если начальная НМЦД не превышает 30 млн руб.Не менее чем за 15 дн., если начальная НМЦД превышает 30 млн руб.

Публикуется не менее чем за 5 рабочих дней до дня истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Не менее чем за 5 раб. дн. до дня проведения такого запроса предложений.

При этом НМЦД не должна превышать 15 млн руб.

Публикуется не менее чем за 7 рабочих дней до дня проведения такого запроса.

Не менее чем за 4 раб. дн. до дня проведения такого запроса котировок.

При этом НМЦД не должна превышать 7 млн руб.

С 01.07.2018 в сведения о госзакупке необходимо включать следующую информацию:

  1. Выбранный заказчиком способ торгов.
  2. Полное (краткое) наименование заказчика, юридический, фактический адрес, номер телефона и электронную почту.
  3. Предмет договорных отношений и количественные характеристики объекта заказа.
  4. Адрес места поставки.
  5. Данные о НМЦК или цене лота.
  6. Порядок предоставления закупочной документации, в том числе дата и место ее предоставления, а также размер и срок внесения оплаты за предоставление ЗД, если такое условие установлено заказчиком.
  7. Сроки и место рассмотрения предложений, поступивших от потенциальных поставщиков, а также дата подведения итогов заказа.

Заказчик также имеет право вносить иную информацию в извещение, если это не противоречит его положению о закупке.

Для внесения изменений в извещение о закупке заказчик должен разместить скорректированный документ в ЕИС в течение 3 дней с момента принятия решения об изменении (ч. 11 ст. 4). Если заказ предполагает торговые процедуры, и изменения внесены позже, чем за 15 дней до момента окончания подачи заявок, то такой срок должен быть продлен таким образом, чтобы с момента размещения в ЕИС изменений до даты окончания подачи заявок было не менее 15 дней.

Вся информация об осуществляемом заказе должна полностью соответствовать сведениям закупочной документации (ч. 8 ст. 4).

Как работать с шаблонами извещений

Заказчик может воспользоваться уже сформированными шаблонами извещений. Для этого ему нужно войти в свой личный кабинет в ЕИС и выбрать в меню раздела «Справочник» параметр «Шаблоны извещений».

Откроется соответствующий справочник, в котором можно создать новый шаблон или найти в справочнике уже имеющийся образец для конкретного способа закупки с указанием даты последнего изменения.

Если специалист хочет воспользоваться ранее сформированным шаблоном, он должен ввести в поисковую строку определенные параметры и найти искомый регистр. Если заказчику нужно создать новый шаблон, то ему надлежит выбрать действие «Создать шаблон».

В форму вводится наименование и способ заказа. В строке можно указать только те способы закупки, которые доступны для 223-ФЗ. После определения первоначальных данных нужно нажать кнопку «Сохранить» и продолжить вводить необходимые сведения во все доступные вкладки.

После того как вся информация по шаблону будет введена, пользователь сохраняет и закрывает документ. Шаблон извещения готов.

Созданные ранее шаблоны можно редактировать, выбрав соответствующее действие в контекстном меню. Данные при редактировании вносятся во все вкладки так же, как и при создании формы, затем сохраняются и документ закрывается. При необходимости шаблон извещения можно скопировать (дублировать) или удалить. Эти действия также доступны в контекстном меню.

Порядок публикации извещения по 223-ФЗ

Разберемся, как создать извещение в ЕИС.

Сам документ формируется непосредственно в личном кабинете заказчика с помощью функционала Единой информационной системы (ПП РФ № 908 от 10.09.2012).

При формировании извещения в личном кабинете заказчика можно воспользоваться ранее созданным шаблоном, указав на соответствующую команду, или ввести данные о проводящейся закупке вручную.

В первой вкладке вводится общая информация о заказе — наименование и способ закупки, требования к участникам закупки и контактная информация о заказчике. Для госзаказов, проводящихся в электронной форме, появляются строки для указания наименования и адреса электронной площадки. Название площадки выбирается из предложенного списка, адрес в интернете заполняется автоматически.

После введения данных на первой вкладке форму нужно сохранить и нажать «Далее» для перехода на вторую вкладку.

Теперь специалист заполняет требуемые сведения в разделе «Порядок проведения процедуры». Информация вносится на основании выбранного способа закупки.

Если госзаказ осуществляется в электронном виде, то открывается специальная форма для заполнения данных об электронной закупке.

Далее заполняется перечень лотов госзакупки. Все лоты можно редактировать или удалять при необходимости.

Добавить лот можно в разделе «Список лотов». Доступные варианты:

Для примера выберем параметр «Лот для одного заказчика». Откроется окно для формирования лота. В документ поочередно вводятся все данные о лоте — его номер, наименование предмета заказа, сведения о НМЦД, валюте и порядке формирования цены договора, информация о приобретаемых товарах, работах, услугах, в том числе ОКВЭД и ОКПД2, объем заказа и единица измерения. Затем сведения сохраняются и добавляется следующий лот.

Лоты также можно сформировать и на основании позиций плана закупок, выбрав соответствующий способ создания сведений.

Для этого пользователь выбирает план закупок и вводит в поисковую строку данные о конкретном заказе.

После введения всех лотов специалист сохраняет форму и переходит на вкладу «Документация».

Здесь указывается срок, место и порядок предоставления документации, а также прикрепляются необходимые документы заказа.

После ввода всех сведений извещение готово к публикации. Специалист выбирает действие «Разместить», система производит проверку на нарушения.

Если ошибок и нарушений нет, извещение публикуется и попадает в открытую часть ЕИС.

Как продлить срок подачи заявок на участие в открытом аукционе?

Здравствуйте! Суть проблемы в следующем. Мы объявляли торги на право заключения договоров аренды на два объекта недвижимости. Разместили извещения на сайтах torgi.gov.ru и easuz.arip (это портал аналогичный торгам для Московской области). Сегодня истекает срок подачи заявок. Нам необходимо продлить его на две недели. Каким образом это можно сделать и можно ли вообще? Можно ли выпустить приказ о продлении сроков и что должно в нем быть прописано? Или сделать протокол на следующий день по аналогии с http://teploenergo.org/index.php/ct-menu-item-18. Спасибо!

Согласно ч.6 ст. 63 ФЗ-44 05.04.2013, заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Также есть еще один случай, он предусмотрен ч.6 ст.65 данного ФЗ, заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

К сожалению иных вариантов продления законом не установлено.

Здравствуйте уважаемый Александр!

Согласно статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Вам необходимо было внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок.

6. Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения.
При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Вам необходимо было за два дня до окончания разместить в единой информационной системе указанные изменения. К сожалению Вами данный срок пропущен.

С Уважением Лобанов М.А.

Согласно части 4 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

4. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Продлевать сроки нельзя, в соответствии с ст. 51 п.13 ФЗ-44 в случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка на участие в открытом конкурсе или не подано ни одной такой заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. В случае, если конкурсной документацией предусмотрено два и более лота, конкурс признается не состоявшимся только в отношении тех лотов, в отношении которых подана только одна заявка на участие в открытом конкурсе или не подано ни одной такой заявки.

Приведенный пример по аналогии незаконен.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 ноября 2015 г. N Д28и-3513

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Согласно части 4 статьи 49 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, заказчик вправе внести изменения в извещение о проведении конкурса, электронного аукциона не позднее сроков, определенных в указанных положениях Закона N 44-ФЗ.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Читайте также:  Общественный контроль за закупками заказчиков по Закону 44-ФЗ

Директор Департамента
развития контрактной системы
М.В.ЧЕМЕРИСОВ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 4 августа 2015 г. N Д28и-2250

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении норм Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает следующее.
Положения Закона N 223-ФЗ не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.
Согласно части 1 статьи 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 223-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона N 223-ФЗ правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При этом согласно части 11 статьи 4 Закона N 223-ФЗ изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позднее чем за пятнадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в единой информационной системе внесенных в извещение о закупке, документацию о закупке изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем пятнадцать дней. Таким образом, заказчик вправе самостоятельно в положении о закупке определить случаи внесения изменений в извещение о закупке и документацию о закупке.
Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 4.1 Закона N 223-ФЗ, в случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Таким образом, заказчик не вправе изменять предмет заключенного договора.
Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Врио директора
Департамента развития
контрактной системы
Д.А.ГОТОВЦЕВ
04.08.2015

Сроки

Что написано в законе

Частью 4 ст. 447 и ч. 2 ст. 448 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов (конкурса или аукциона) должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Это общая норма, специальными законами могут быть установлены иные сроки.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» является специальным законом, и для его субъектов установлены сокращенные сроки проведения торгов. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, извещение о проведении конкурса или аукциона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе. На неторговые способы закупок требование о двадцатидневном сроке не распространяется, однако даже в случае проведения неторговой закупки такой срок должен быть достаточным для того, чтобы заказчик физически успел сформировать и подать заявку.
Кроме того, при проведении каждой неторговой закупки срок её объявления не может быть меньше предусмотренного положением о закупках заказчика для данного способа закупки.
За нарушение сроков публикации информации о закупке ФАС может аннулировать результаты закупки (напр., решение Ростовского УФАС по делу № 1844/05 от 06.02.2013).

Распространяются ли требования о сроках проведения торгов на иные способы закупок?

Нет, не распространяются. Требования о сроках проведения торгов относятся только к закупкам, проводимым способом конкурса или аукциона.

Жалоба ООО «Инновационные системы» на действия ОАО «Ростелеком» при проведении запроса предложений в электронной форме в части нарушения сроков размещения извещения о проведении запроса предложений, предусмотренных частью 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с момента размещения извещения – 30.11.2012 – до момента окончания подачи заявок на участие в закупке – 07.12.2012 – прошло менее двадцати дней). Жалоба признана необоснованной.
Согласно позиции ОАО «Ростелеком» запрос предложений не относится к торговой процедуре в соответствии с утвержденным Обществом Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ростелеком», поэтому норма части 2 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», на которую ссылается заявитель, не подлежит применению. При этом организация и проведение рассматриваемого запроса предложений, в том числе в части соблюдения сроков размещения извещения, документации о закупке, произведены в полном соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Ростелеком». ООО «Инновационные системы» не являлось участником закупки; заявка от него на участие в искомом запросе предложений не поступала.
УФАС установлено, что на действия ОАО «Ростелеком» распространяются требования Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона № 223 и части 2 статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», жалоба ООО «Инновационные системы», не являвшимся участником закупки, о нарушении сроков размещения извещения о закупке подлежит рассмотрению антимонопольным органом по существу. Согласно положению о закупках ОАО «Ростелеком» под запросом предложений понимается способ осуществления закупок без проведения торгов, при котором информация о потребностях общества в товарах, работах, услугах доводится до неограниченного круга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса предложений, и победителем признается лицо, которое по заключению закупочной комиссии предложило лучшие условия исполнения договора в соответствии с установленными критериями и Порядком оценки заявок на участие в закупке. Извещение о проведении запроса предложений, документация о запросе предложений и проект договора публикуются на официальном сайте не менее чем за 5 (пять) дней до истечения срока представления заявок для участия в запросе предложений, а при проведении закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 1 000 000 (один миллион) рублей, – не менее чем за 3 (три) дня до дня истечения указанного срока.
Заявитель ссылается на несоблюдение нормы права, закрепленной в части 2 статьи 3 Закона о закупках, согласно которой извещение о проведении конкурса или аукциона размещается в соответствии с частью 5 статьи 4 настоящего Федерального закона не менее чем за двадцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе.
Однако комиссия приходит к выводу, что из буквального толкования указанной нормы права следует, что закрепленное в ней правило о сроках размещения извещения относится исключительно к процедурам торгов – конкурсам и аукционам. В рассматриваемом случае ОАО «Ростелеком» проводило запрос предложений, представляющий собой форму закупки без проведения торгов. Положения документации о закупках соблюдены.

Решение Нижегородского УФАС № 1597-ФАС52-03/12 (ж) от 21.12.2012

Можно ли подвести результаты закупки раньше срока, указанного в закупочной документации?

Нет, нельзя.

Жалоба ООО «Универсал-Спецтехника» на нарушение ОАО «МРСК Урала» – «Пермэнерго» порядка организации и проведения торгов, выразившемся в том, что заявитель, предложивший самую низкую цену, самый короткий срок поставки, гарантийный срок на товар равный 2 годам, имеющий больший опыт поставки и хорошую репутацию на рынке товара, не был признан победителем. Жалоба признана обоснованной.
УФАС подчеркнул, что конкурсная документация является приложением к извещению о проведении торгов и должно полностью совпадать с извещением. В извещении заказчик установил дату и время рассмотрения заявок 21.01.2013г и дату и время подведения итогов 11.02.2013. Однако, в п. 2.12.1.конкурсной документации заказчик установил, что подписание протокола о результатах конкурса назначается (ориентировочно) на 21.01.2013г. Кроме того на заседание комиссии Свердловского УФАС России был представлен протокол заседания конкурсной комиссии по оценке заявок и проведению переторжки открытого одноэтапного конкурса без предварительного отбора от 11.01.2013 в котором члены комиссии заказчика признали победителем ООО «Предприятие «Стройкомплект». То есть результативный протокол был составлен раньше установленного срока на один месяц.
Также заказчик в нарушение требований положения о закупках не проинформировал участников конкурса о результатах проведенных торгов.
Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «МРСК Урала» устанавливается, что победителем конкурса признается участник, представивший конкурсную заявку, которая решением конкурсной комиссии признана наилучшим предложением по результатам оценочной стадии и заняла первое место в итоговой ранжировке заявок по степени предпочтительности. Участник в лице ООО «Предприятие «Стройкомплект» не представил в составе заявке акты сверки, подтверждающие опыт поставки, а представили счета-фактуры. Тем не менее, члены конкурсной комиссии не отклонили заявку и присвоили данному участнику максимальный балл. Также в заявке ООО «Предприятие «Стройкомплект» нет отзывов, установленных конкурсной документацией, а представлены рекомендательное письмо и благодарственное письмо. Следовательно, члены комиссии заказчика в нарушение Положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «МРСК Урала» допустили до участия, рассмотрели заявку и признали победителем ООО «Предприятие «Стройкомплект».
Жалоба признана УФАС обоснованной, ОАО «МРСК Урала» – нарушившим положение о порядке проведения закупок. Предписание не выдано в связи с заключенным контрактом, материалы дела переданы должностному лицу Свердловского УФАС для принятия решения о возбуждения дела по признакам нарушения ст. 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Решение Свердловского УФАС № 39-А от 22.03.2013

Можно ли вносить изменения в документацию о закупке после истечения срока приёма заявок?

Нет, нельзя.

Жалоба ЗАО «Барс груп» на действия заказчика ООО «Газпром трансгаз Казань» в части необоснованного продления срока рассмотрения итогов открытого запроса предложений. Жалоба признана обоснованной, выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Заказчиком 06.08.2013 года на официальном сайте было опубликовано извещение, согласно которому:

  • Дата и время окончания подачи заявок 21.08.2013 года 10-00.
  • Дата и время рассмотрения заявок 28.08.2013 года 14-00.
  • Дата и время подведения итогов 04.09.2013 года 16-00.

Между тем, заказчиком 03.10.2013 года на официальном сайте повторно опубликовано извещение о проведении открытого запроса предложений с внесенными изменениями в части даты и времени подведения итогов, согласно которому:

  • Дата и время окончания подачи заявок 21.08.2013 года 10-00.
  • Дата и время рассмотрения заявок 28.08.2013 года 14-00.
  • Дата и время подведения итогов – 25.10.2013 года 16-00.

В соответствии с положением о закупках ООО «Газпром трансгаз Казань» установлено, что внесение изменений в документацию и извещение открытого запроса предложений допустимо в любое время до истечения срока подачи заявок на участие в запросе предложений, а именно до 21.08.2013 года. Внесение изменений в документацию и извещение открытого запроса предложений после истечения указанной даты недопустимо.
В ходе изучения положения о закупках ООО «Газпром трансгаз Казань» также установлено, что допущено нарушение пункта 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления возможности необоснованного отказа от подписания договора с участником запроса предложений.
Заказчику выдано предписание о внесении изменения в положения о закупках и проведении процедуры подведения итогов в соответствии с требованиям законодательства.

Решение УФАС Республики Татарстан по жалобе Т04-172/2013

Необходимо ли публиковать информацию о продлении сроков приема заявок участников при проведении запроса предложений как на ЭТП, так и на Официальном сайте?

Да, необходимо, так как это в соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 3 ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» нарушает принципы информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Жалоба в Московское УФАС России от ООО «Столичное питание» (Заявитель) на действия заказчика – ОАО «Компания «Сухой» при проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации питания. По мнению Заявителя, нарушение со стороны Заказчика выразилось в нарушении срока размещения извещения и в не опубликовании информации о продлении срока приема заявок. На заседании Комиссия Московского УФАС России установила, что по причине технического сбоя полная информация была представлена только на сайте ЭТП, в то время как на Официальном сайте была опубликована только документация о Закупке второго этапа. При этом, измененные извещения были опубликованы Заказчиком за четыре дня, до даты окончания срока приема заявок на участие в Закупке, что в свою очередь противоречит требованию Положения о закупках. На основании, изложенного, Комиссия Московского УФАС России признает довод Заявителя о нарушении срока размещения извещения и не опубликовании информации о продлении сроков приема заявок обоснованным.

Поменяются ли сроки подачи заявок, их рассмотрения и сроки публикации протоколов с 01.01.2020 г. по электронным закупкам? Если да, то на что именно?

Ответ:

Сроки с 01.01.2020 года останутся неизменными.

Обоснование:

По общему правилу срок определяется конкретной календарной датой или истечением периода времени, в годах, месяцах, неделях, днях или часах (ст. 190 ГК РФ). Таким образом, если в конкретной норме Закона N 44-ФЗ нет указания на то, что срок рассчитывается в рабочих днях, расчет необходимо осуществлять в календарных днях.

Например, в ч. 2, 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ установлен срок размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона – не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК (максимальное значение цены контракта) не больше 300 млн руб. (не больше 2 млрд руб. – при закупке строительных работ, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ), а в остальных случаях не менее чем за 15 дней до этой даты. В этом случае высчитывайте календарные дни. А извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме следует размещать за пятнадцать рабочих дней, поскольку это прямо предусмотрено в ч. 1 ст. 54.2 Закона N 44-ФЗ.

Читайте также:  Возможность предоставления преимущества региональным организациям инвалидов при участии в закупках по 44 ФЗ

В то же время подготовлен ряд поправок в 44-ФЗ.

Закупать с помощью электронного запроса котировок можно будет больше и быстрее

Сколько можно будет закупить с помощью электронного запроса котировок

Провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Ограничение относительно СГОЗ останется почти без изменений: годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10 % от СГОЗ, однако отменят действующий сейчас лимит в 100 млн руб.

Как изменятся правила опубликования извещения

У участника будет меньше дней на подачу заявки. По новым положениям заказчик будет назначать дату окончания подачи заявок через четыре рабочих дня со дня, следующего за днем размещения извещения в ЕИС.

Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок будет возможно всего за один час до срока окончания подачи заявок. Сейчас запрос котировок можно отменить не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок.

Что участник закупки должен будет включить в заявку

Свое соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ участник будет подтверждать в заявке документами. Сейчас участник обязан только декларировать такое соответствие. Заказчик не сможет потребовать документы, которые передают вместе с товаром.

Участник также должен будет предоставить решение об одобрении крупной сделки, если для него таковой является сам контракт или денежное обеспечение исполнения контракта.

Также помимо сведений, которые участник предоставляет сейчас, он должен будет указать страну происхождения товара, если такое требование есть в извещении.

Что изменится в рассмотрении заявок

Протокол будет только один – протокол подведения итогов. В него комиссия включит информацию, которая предусмотрена для протоколов сейчас. Также там потребуется указывать информацию об увеличении цены в связи с предоставлением льгот организациям УИС и организациям инвалидов, а также информацию о признании запроса котировок несостоявшимся.

Члены комиссии будут присваивать допущенным к закупке заявкам порядковые номера по мере возрастания предложенной участником цены. Сейчас это делает оператор электронной площадки. Эти номера также нужно будет включить в протокол подведения итогов.

Как сократятся сроки заключения контракта

Для электронного запроса котировок значительно сократят сроки заключения контракта. Заказчик должен будет направить проект контракта в ЕИС и на электронную площадку в течение трех часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС. Далее у победителя и заказчика будет по одному рабочему дню на подписание и размещение контракта. При этом заключить контракт ранее чем через два рабочих дня со дня размещения итогового протокола в ЕИС будет нельзя.

Протокол разногласий для этого способа закупки новыми правилами не предусмотрен.

Если была подана или осталась только одна заявка, соответствующая извещению, можно будет сразу заключить контракт с участником как с единственным поставщиком. Продлевать срок подачи заявок, как это делают сейчас, не потребуется.

Заключение контракта с единственным поставщиком будут согласовывать иначе

У заказчика будет меньше времени, чтобы подготовить обращение в контрольный орган

Обращение о согласовании заказчик будет направлять в контрольный орган в течение пяти рабочих дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания, если по закону его не нужно размещать в ЕИС. Сейчас на обращение отведено 10 календарных дней.

Изменится перечень случаев, когда согласование необходимо

Согласовывать возможность заключить контракт нужно будет, если не состоится:

  • закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;
  • открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  • электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  • электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;
  • запрос предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены;
  • запрос предложений, если была подана одна заявка или не подано ни одной.

Таким образом, заключение контракта нужно будет согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур. Однако не факт, что в контрольный орган придется обращаться чаще. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.

Контрольный орган будет проводить внеплановую проверку таких закупок

В срок рассмотрения обращения контрольный орган проведет внеплановую проверку закупки. Если будут обнаружены нарушения, контракт можно будет заключить только после исполнения предписания, выданного по результатам проверки. При необходимости заказчик скорректирует проект контракта и направит его участнику.

Контракт нужно будет заключить не ранее 10 дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания и не позднее 20 дней со дня, когда заказчик получит решение о согласовании.

Будет больше возможностей для проведения электронных малых закупок

Как ограничена возможность провести электронную малую закупку

Заказчик сможет проводить малые закупки на сумму 3 млн руб., если такие закупки проходят в электронной форме. Отметим, что годовой объем таких закупок остался без изменений. Полагаем, что закупки в электронной форме будут в него входить, поэтому придерживаться стоит таких лимитов:

  • 5 % от СГОЗ и пятьдесят млн руб. — для закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
  • 50 % от СГОЗ и тридцать млн руб. — для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Как будет проходить малая закупка в электронной форме

Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара. В предварительное предложение нужно будет включить, в частности:

  • наименование и характеристики товара;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения;
  • документ (его копию), подтверждающий страну происхождения, если применяется нацрежим;
  • цену за единицу товара;
  • предлагаемое максимальное количество товара;
  • срок действия предложения, который не может быть более месяца с даты размещения предложения;
  • информацию об участнике;
  • документы о его соответствии требованиям законодательства;
  • декларацию о его соответствии требованиям Закона N 44-ФЗ;
  • решение об одобрении крупной сделки.

Заказчик размещает извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. В течение одного часа с этого момента оператор электронной площадки выбирает пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу из тех, которые соответствуют установленным в извещении требованиям к товару и участнику. Если не наберется хотя бы два предложения, оператор сообщает об этом заказчику, размещает уведомление в ЕИС и не направляет заказчику документы.

У заказчика есть один рабочий день на принятие решения по предложениям. В результате он формирует на электронной площадке протокол подведения итогов определения поставщика. В протоколе нужно указать решение по каждому предложению и обосновать отклонения заявок.

Заказчик заключает контракт в упрощенном порядке, предусмотренном для нового запроса котировок в электронной форме.

Что еще изменится в госзакупках

Участники закупки будут указывать в заявке страну происхождения товара

По новым правилам участник должен указать в заявке страну происхождения товара независимо от того, применяются ли правила нацрежима. Эта информация понадобится и в случаях, когда товар поставляют при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг.

В связи с этим заказчику нужно скорректировать в документации требования к составу заявки, а комиссии — учитывать новшества при рассмотрении заявок.

Станет больше возможностей для заключения контракта жизненного цикла

Помимо случаев, установленных правительством, контракт жизненного цикла можно будет заключить при закупке новых машин и оборудования.

Когда поправки вступят в силу

Поправки начнут действовать в разное время.

С 1 января 2020 года нужно будет указывать в заявках страну происхождения.

С 1 июля 2020 года заработает большая часть новшеств:

  • запрос котировок в электронной форме будут проводить по новым правилам;
  • начнут проводить электронные малые закупки;
  • по-новому станут согласовывать заключение контрактов с единственным поставщиком.

К 1 января 2021 года наладят взаимодействие с ЕИС относительно электронных малых закупок.

Для контрактов жизненного цикла правила изменятся через 10 дней после опубликования закона.

Как правильно рассчитывать сроки размещения изв. об ЭА в соотв. с ч. 3 ст. 63 44-ФЗ? Например, изв. размещено 02.11.2015 в 11.28, окончание подачи заявок – 17.11.2015 в 12.00. Правильно ли это?

Как правильно рассчитывать сроки размещения изв. об ЭА в соотв. с ч. 3 ст. 63 44-ФЗ? Например, изв. размещено 02.11.2015 в 11.28, окончание подачи заявок – 17.11.2015 в 12.00. Правильно ли это?

resistin » 14 дек 2015, 09:19

Как правильно рассчитывать сроки размещения извещения об электронном аукционе в соответствии с частью 3 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”?
Например, извещение размещено 02.11.2015 в 11.28, окончание подачи заявок – 17.11.2015 в 12.00. Правильно ли это?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Установленный заказчиком срок подачи заявок на участие в электронном аукционе не соответствует закону – он составляет 14 календарных дней, что менее минимального значения этого срока, которое предусмотрено законом.

Обоснование вывода:
Статьей 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) установлены сроки размещения в единой информационной системе (а до ввода ее в эксплуатацию – на официальном сайте РФ в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее – официальный сайт) – ч. 2 ст. 112 того же Закона) извещения о проведении заказчиком электронного аукциона. Согласно ч. 2 ст. 63 Закона N 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) (далее – НМЦК) не превышает 3 миллиона рублей, заказчик размещает извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Если НМЦК превышает эту величину, извещение размещается не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок (ч. 3 той же статьи).
Прежде всего отметим, что нормы этой статьи (как в большинстве случаев и другие положения Закона N 44-ФЗ) не указывают, исчисляются ли предусмотренные ими сроки в календарных или в рабочих днях. Однако, поскольку в отдельных случаях нормы Закона N 44-ФЗ содержат специальное указание на то, что тот или иной срок исчисляется именно в рабочих днях (например, ч. 11 ст. 31, ч. 1 ст. 36, ч.ч. 4-6 ст. 37, ч. 6 ст. 44 этого закона), можно прийти к выводу, что в случаях, когда такое указание отсутствует, срок должен исчисляться в календарных днях. Это мнение подтверждается и правоприменительной практикой (смотрите, например, решение Хабаровского краевого суда от 02.07.2015 по делу N 21-477/2015).
Закон N 44-ФЗ не предусматривает порядка исчисления установленных им сроков. Вместе с тем законодательство РФ о контрактной системе основывается на положениях в том числе ГК РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ). Поэтому к исчислению таких сроков применимы положения главы 11 ГК РФ.
Согласно ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Статьей 191 ГК РФ предусмотрено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Применительно к ч. 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ это означает, что течение пятнадцатидневного срока началось на следующий день после даты размещения на официальном сайте извещения о проведении электронного аукциона. Следовательно, 17 ноября является последним (пятнадцатым) днем этого срока. Исходя из буквального прочтения формулировки ч. 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ дата окончания срока подачи заявок должна следовать после последнего дня упомянутого пятнадцатидневного срока (то есть приходиться на 16-й день). В данной же ситуации заказчик фактически установил срок подачи заявок равным не 15, а 14 календарным дням.
Следует также иметь в виду, что согласно п.п. 3, 7 ст. 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ “Об исчислении времени” (далее – Закон N 107-ФЗ) календарной датой является порядковый номер календарного дня, порядковый номер или наименование календарного месяца и порядковый номер календарного года, а календарным днем – период времени продолжительностью двадцать четыре часа. За начало календарного дня принимается момент времени, соответствующий 00 часам 00 минутам 00 секундам. За окончание календарного дня принимается момент времени, соответствующий 24 часам 00 минутам 00 секундам (ч. 3 ст. 4 Закона N 107-ФЗ).
Если принять, что датой окончания подачи заявок является 17.11.2015, то с учетом приведенных правил пятнадцатидневный срок окончился 16.11.2015 в 24 часа 00 минут. Следовательно, начаться он должен был 02.11.2015 в 00 часов 00 минут. А это означает, что извещение о проведении электронного аукциона должно было быть размещено на официальном сайте до начала этого срока, то есть не позднее 01.11.2015.
Иными словами, между датой размещения заказчиком извещения о проведении электронного аукциона, НМЦК по которому превышает 3 миллиона рублей, и датой окончания срока подачи заявок на участие в этом аукционе должно пройти не менее 15 календарных дней. Время размещения этого извещения и время окончания срока подачи заявок в течение календарного дня в этой ситуации значения не имеют (смотрите также тему 4 Обзора практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июль 2015), письмо Минэкономразвития России от 17.12.2014 N Д28И-2837, п. 7 решения ФАС России от 20.05.2015 N К-606/15, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 N 17АП-3255/15, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2015 N 13АП-27761/14, решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 24.12.2014 по делу N 7р-272).
Таким образом, в настоящей ситуации срок подачи заявок на участие в электронном аукционе определен с нарушением требования ч. 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

25 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Закупки в электронной форме: особенности проведения, сроки

Автор: Шадрина Т. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Комментарий к Федеральному закону от 31.12.2017 № 504-ФЗ.

Основным нововведением Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ (далее – Закон № 504-ФЗ) стала возможность осуществлять закупки в электронной форме. Такая возможность появится у учреждений уже с июля этого года, а обязательными электронные закупки станут с 01.01.2019. При этом с названной даты проведение процедур определения поставщиков в бумажной форме будет невозможно, за исключением некоторых случаев, определенных Законом № 44-ФЗ. Сейчас уже весна, так что время подготовиться есть, но его не так много. В комментарии расскажем, какие закупки можно проводить в электронной форме и в какие сроки, а также обратим внимание на особенности их проведения.

Читайте также:  Кто составляет план закупок по закону 44 ФЗ

Законом № 504-ФЗ предусмотрены открытые и закрытые электронные процедуры. Они могут проводиться в форме:

конкурса (открытого, с ограниченным участием, двухэтапного);

Электронные закупки будут осуществляться на электронной площадке – сайте в Интернете, соответствующем определенным требованиям, на котором проводятся конкурентные способы определения поставщиков, или же специализированной электронной площадке – информационной системе, доступ к которой осуществляется с использованием защищенных каналов связи для проведения закрытых способов определения поставщиков.

Правительство РФ должно утвердить перечень операторов таких площадок, и если к 01.07.2018 операторы не будут отобраны, то электронные закупки будут проводиться на старых площадках.

За проведение электронной процедуры, возможно, придется платить, если Правительство РФ предоставит операторам площадок право взимать плату (ч. 4 ст. 24.1 Закона № 44-ФЗ). Кроме того, плата может взиматься и с участников, и с победителя или лица, с которым заключается контракт. Порядок взимания платы, а также ее размер установит Правительство РФ.

Открытый конкурс в электронном виде

Из всех процедур именно эта регламентирована наиболее подробно. Согласно ст. 54.1 Закона № 44-ФЗ под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.

Извещение и конкурсная документация

Статьей 54.2 Закона № 44-ФЗ определены требования к извещению. Наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона № 44-ФЗ (сведения о заказчике, ограничение участия в определении поставщика, срок, место и порядок подачи заявок участников закупки, размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок и т. д.) в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме нужно указать сведения, представленные на схеме.

Извещение нужно разместить в ЕИС не менее чем за 15 рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе. Напомним, что при «бумажном варианте» конкурса извещение размещается не менее чем за 20 дней (ст. 49 Закона № 44-ФЗ).

В случае необходимости в извещение могут вноситься изменения (изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в конкурсе в электронной форме не допускаются). Сделать это можно не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок. В таком случае:

в течение одного дня с даты принятия решения об изменении извещения изменения размещаются ЕИС;

срок подачи заявок продлевается так, чтобы до даты окончания срока подачи заявок было не менее 10 рабочих дней.

Одновременно с извещением размещается конкурсная документация, требования к которой установлены ст. 54.3 Закона № 44-ФЗ. Документация также может быть скорректирована. Правила внесения в нее изменений аналогичны корректировке извещения.

К сведению: любой участник конкурса вправе направить запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, но не более трех раз. В течение двух рабочих дней с даты поступления запроса заказчик должен разместить в ЕИС разъяснения положений конкурсной документации – при условии, что запрос поступил к нему не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок.

Подача заявок

На основании ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения о цене контракта – трех электронных документов, которые подаются одновременно:

1. Первая часть заявки. Должна содержать согласие участника на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, предложение участника о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки, при закупке товара или работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, – указание на страну происхождения товара, конкретные показатели товара, указание на товарный знак, если в конкурсной документации отсутствует такое указание или предлагается товар с отличным от указанного в конкурсной документации товарным знаком (п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ).

Не допускается отражение в первой части заявки сведений об участнике.

2. Вторая часть заявки. Должна содержать сведения об участнике закупки и копии документов, подтверждающих соответствие товаров, работ и услуг (если это предусмотрено документацией о закупке), соответствие участника требованиям конкурсной документации (прилагаются лицензия, декларация о принадлежности к СМП, СОНО, о получении преимуществ как организация инвалидов или УИС, подтверждение квалификации и т. д.) и декларацию о соответствии требованиям, установленным п. 3 – 9, 11 ч. ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

3. Ценовое предложение – предложение о цене контракта.

Отметим, что оператор электронной площадки, где проводится конкурс, может вернуть заявку участнику с указанием причин возврата, а таковые определены ч. 11 ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ.

Рассмотрение и оценка первых частей заявок

Законодатели установили несколько сроков для рассмотрения и оценки первых частей заявок. Для наглядности представим их на схеме.

По результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок конкурсная комиссия принимает решение о допуске участника закупки или об отказе в допуске к участию. Отметим, что отказ в допуске возможен лишь по следующим причинам:

непредоставление информации, которая должна содержаться в первой части, или предоставление недостоверной информации;

несоответствие предложений участника требованиям, предусмотренным п. 3 ч. 4 ст. 54.4 Закона № 44-ФЗ и установленным в извещении, конкурсной документации;

указание в первой части заявки участника сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им цене контракта.

По результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок составляется протокол, который не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок направляется заказчиком оператору электронной площадки. Информация, которая должна содержаться в таком протоколе, названа в ч. 6 ст. 54.5 Закона № 44-ФЗ. В течение часа с момента поступления оператору протокола он обязан направить решение заказчика всем участникам.

Если по результатам рассмотрения и оценки первых частей заявок конкурсная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию всех участников, подавших заявки, или о признании только одного участника его участником, открытый конкурс в электронной форме признается несостоявшимся.

Подача окончательных предложений и рассмотрение вторых частей заявок

Участники, допущенные к участию, могут подавать окончательные предложения о цене контракта. Каждый участник может направить лишь одно такое предложение. Подача окончательных предложений о цене проводится на электронной площадке в день, указанный в извещении, в течение трех часов (ч. 2 ст. 54.6 Закона № 44-ФЗ).

Днем подачи предложений о цене является рабочий день, следующий после истечения одного рабочего дня с даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок. Например, если учреждение закончит рассматривать первые части 23 июля, то днем подачи окончательных предложений будет 25 июля.

Обратите внимание: участник может снизить цену, указанную при подаче заявки, а может не подавать окончательного предложения – в таком случае цена, поданная первоначально, считается окончательной.

В течение часа с момента завершения подачи окончательных предложений оператор электронной площадки формирует протокол. После этого оператор в течение часа направляет заказчику вторые части заявок.

На данном этапе заявка участника тоже может быть отклонена. Причины для отклонения названы в ч. 4 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ. А все допущенные заявки оцениваются по критериям, установленным конкурсной документацией.

По итогам рассмотрения вторых частей заказчик формирует протокол, а оператор электронной площадки публикует его и протокол рассмотрения первых частей заявок в течение часа с момента поступления.

Подведение итогов электронного конкурса

Согласно ч. 11 ст. 54.7 Закона № 44-ФЗ не позднее следующего рабочего дня после дня получения от оператора площадки протокола подачи окончательных предложений конкурсная комиссия на основании протоколов оценки заявок присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Результаты рассмотрения заявок фиксируются в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме. Этот протокол размещается заказчиком в ЕИС и направляется оператору электронной площадки в день подписания.

Победителем открытого конкурса в электронной форме признается его участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие которого присвоен первый номер.

Последствия признания конкурса несостоявшимся

Согласно ст. 55.1 Закона № 44-ФЗ заказчик не позднее чем на следующий рабочий день после дня признания конкурса несостоявшимся продлевает срок подачи заявок на участие на десять дней с даты размещения соответствующего извещения, если конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что:

не подано ни одной заявки;

конкурсная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в конкурсе всем участникам закупки;

комиссия отклонила все заявки.

Если в результате продления конкурс признан не состоявшимся по тем же основаниям, нужно внести изменения в план-график и провести закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку.

Открытый конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс

Согласно ст. 56.1 и 57.1 Закона № 44-ФЗ заказчик может провести закупки в следующих случаях:

1. Открытый конкурс с ограниченным участием в электронной форме:

– когда товары, работы или услуги, которые по причине их технической или технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень таких случаев устанавливается Правительством РФ;
– если работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечных фондов.

2. Двухэтапный конкурс в электронной форме – при одновременном соблюдении следующих условий:

– конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции; энергосервисного контракта или контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
– для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

Конкурс с ограниченным участием в электронной форме проводится по схеме, аналогичной открытому конкурсу в электронной форме. Но вторая часть заявки на участие в таком конкурсе наряду с информацией и электронными документами, требующимися при открытом электронном конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников предъявляемым к ним дополнительным требованиям.

Чуть сложнее процедура проведения двухэтапного конкурса. На первом этапе участники представляют первоначальные заявки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Эти заявки должны содержать предложения в отношении объекта закупки без цены. Обеспечение заявки на участие на первом этапе не требуется. Затем предложения обсуждаются с участниками не более 20 дней с даты окончания срока подачи первоначальных заявок. Результаты обсуждения фиксируются в протоколе первого этапа.

По результатам первого этапа заказчик вправе уточнить условия закупки, а участник вправе отказаться от участия во втором этапе конкурса.

Второй этап конкурса проходит по схеме, аналогичной открытому конкурсу в электронной форме.

Запрос котировок и запрос предложений в электронной форме

Особенности осуществления данных процедур представим в таблице.

Параметр

Запрос котировок в электронной форме

Запрос предложений в электронной форме

Статьи 82.1 – 82.6 Закона № 44-ФЗ

Статья 83.1 Закона № 44-ФЗ

Заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о проведении запроса котировок в электронной форме не менее чем за пять рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок на участие

Извещение о проведении запроса предложений в электронной форме размещается в ЕИС не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения такого запроса

Условия применения способа

НМЦК не превышает 500 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок в электронной форме, не должен превышать 10% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 100 млн руб.

Такая закупка проводится:

– для заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
– для осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, который расторгнут заказчиком на основании ч. 9 или 15 ст. 95 Закона № 44-ФЗ;
– для осуществления закупок изделий народных художественных промыслов, образцы которых зарегистрированы в установленном законодательством порядке

Кто признается победителем

Участник, подавший заявку, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении, в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги и которой в протоколе присвоен первый порядковый номер

Участник, окончательное предложение которого наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям

Электронный аукцион и закрытые процедуры

Механизмы и этапы закрытых электронных процедур совпадают с открытыми, только проводятся на специализированных площадках.

Существуют некоторые изменения относительно проведения электронного аукциона. Например, если НМЦК не превышает 3 млн руб., срок рассмотрения первых частей заявок не может быть более одного рабочего дня. Кроме того, установлен минимальный шаг аукциона – 100 руб.

Заключение контракта по итогам электронных процедур

Как заключается контракт, прописано в ст. 83.2 Закона № 44-ФЗ. В течение пяти дней с даты размещения в ЕИС итоговых протоколов заказчик размещает в ЕИС и на электронной площадке без своей подписи проект контракта. Участник в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта подписывает его усиленной электронной подписью и размещает на электронной площадке подписанный проект и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В течение трех рабочих дней с даты размещения подписанного участником проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в ЕИС и на электронной площадке подписанный со своей стороны контракт.

Если у победителя есть разногласия по проекту, он в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта направляет ему протокол разногласий. По результатам рассмотрения этого протокола (на протяжении максимум трех дней) заказчик может без своей подписи разместить в ЕИС и на электронной площадке доработанный проект контракта, а может повторно разместить проект контракта без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа учесть замечания.

Обратите внимание: контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней, а в случае определения поставщика путем проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме – не ранее чем семь дней.

В течение трех дней после повторного размещения проекта участник обязан подписать контракт. Заказчик со своей стороны также должен в течение трех дней подписать контракт, размещенный участником в ЕИС.

Подведем итог

Как видим, наиболее детально регламентировано проведение конкурса в электронной форме, остальным закупкам уделено чуть меньше внимания. Но все же закупочная деятельность учреждения с применением таких способов закупки должна существенно облегчиться, поскольку стали чуть короче сроки закупки, да и документы должны будут оформляться в электронном виде. С 01.07.2018 можно попробовать осуществлять такие закупки и уже к моменту обязательного их применения быть абсолютно готовым.

Ссылка на основную публикацию