К критериям оценки заявок отнесено наличие аттестованных сотрудников

О проблеме оценки заявок

    On 03.08.2017 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, Конкурс, Статьи, Электронный аукцион

Стремясь сделать закупки доступными и прозрачными, законодатели и контролирующие органы все больше их формализуют. Зачастую до такой степени, что все сводится к выбору лучшего ценового предложения. Ведь неслучайно в России одним из наиболее востребованных способов проведения закупки является электронной аукцион. Однако в мировой практике аукцион — хотя и часто применяющийся, но далеко не самый главный инструмент закупок.

Почему отталкиваться только от цены не всегда хорошо

Представим такой пример: заказчику необходимо приобрести спецтехнику. При этом базовая комплектация его не устраивает — необходимо, чтобы техника обладал дополнительными возможностями — Возможностью 1 и Возможностью 2. На рынке существует три компании, которые теоретически могут поставить нужный заказчику товар. Компания А поставляет технику в базовой комплектации, Компания Б может обеспечить Возможность 1, а Компания В – Возможность 2.

Если заказчик проведет аукцион и укажет в качестве требований лишь базовые параметры, то, вероятнее всего, победителем станет Компания А (меньше возможностей техники — ниже цена). Если же он укажет все необходимые ему критерии оценки, то никто из поставщиков к аукциону допущен не будет.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Если бы речь шла о закупке по 223-ФЗ, то у заказчика были бы некоторые возможности для маневра. Например, он мог бы применить метод приведенной стоимости, при котором все необходимые требования переводятся в стоимостное выражении, после чего происходит сопоставление цен. Однако закон 44-ФЗ таких возможностей не дает.

Какой вывод можно сделать из этого примера? Для эффективных закупок крайне важно устанавливать адекватные критерии и правильно оценивать в соответствии с ними поданные заявки.

По каким критериям должны оцениваться заявки

Если говорить о конкурсе, то тут порядок оценки заявок строго регламентирован постановлением Правительства № 1085. Существует два типа критериев оценки: стоимостные и нестоимостные.

К стоимостным критериям оценки относятся: цена контракта, эксплуатационные и ремонтные расходы, расходы на использование результатов работы, стоимость жизненного цикла объекта, который будет создан в результате выполнения работы, а также предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту. Нестоимостными критериями оценки заявки являются: качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация поставщика — его опыт, финансовые ресурсы, оборудование, репутация, специалисты и так далее.

Также в Постановлении прописаны соотношения, в которых на оценку заявки влияют стоимостные и нестоимостные критерии. Так, для товаров не менее 70% оценки должно складываться из стоимостных критериев. Если все предельно упростить, то при закупке товара 70% оценки поставщика зависит от предложенной цены, а 30% – от качества его продукции. Оценивая заявки, заказчикам следует использовать два и более критерия, в том числе ценовой.

Возможность для манипуляции

Кроме того, Постановление содержит методику расчета оценки. По каждому из критериев поставщик набирает определенное количество баллов (всего их 100). Например, количество баллов за цену контракта рассчитывается таким образом:

Минимальная цена предложения / цена, предложенная участником * значимость критерия

Приведем пример. В конкурсе принимают участие два поставщика. Поставщик А предложил цену 10 млн рублей, а Поставщик Б – 12 млн рублей. Значимость критерия оценки «цена» составляет 70%. После несложных подсчетов получаем, что Поставщик А по этому критерию получает 70 баллов, а Поставщик Б – 58 баллов.

Однако если в сговоре с поставщиком Б, у которого заведомо проигрышная позиция по цене, выступит поставщик В, все может измениться. Допустим, Поставщик В предложил цену 5 млн рублей. Тогда поставщик А по критерию цена получит 35 баллов (5 / 10 * 70), а поставщик Б – 29 баллов (5 / 12 * 70). Понятно, что наибольшее количество баллов получит поставщик В, но его в расчет не берем (по сути, это лишь однодневка, принадлежащая поставщику А). В итоге получается, что разница в оценке поставщиков А и Б по критерию «цена» после вступления в конкурс поставщика В сильно нивелировалась. Если раньше их разделяло 12 баллов, то теперь всего 6. Если же поставщик В предложит цену еще ниже, то это разница и вовсе станет несущественной.

Мы помним о том, что помимо стоимостной оценки заказчик может применять и нестоимостные (их значимость в нашем примере 30%). И вполне может сложиться ситуация, что из-за их влияния поставщик А, который предложил более выгодную цену, наберет меньшее количество баллов, чем поставщик Б. Таким образом, лучшая заявка с учетом демпинговой цены будет у поставщика В, следом за ним идет поставщик Б, и лишь третьим — поставщик А.

Далее поставщик В выходит из игры, то есть попросту уклоняется от подписания контракта. И последний достается поставщику Б. Да, поставщик В теряет обеспечение заявки, но это небольшая плата за выигранный поставщиком Б госконтракт.

Этот пример нам показывает, что даже в оценке такого, казалось бы, однозначного критерия, как стоимость контракта, возможны манипуляции. По сути, введение Поставщика В, предложившего демпинговую цену, «выключило» стоимостной критерий оценки и свела его влияние к минимуму.

Нестоимостные критерии

Среди нестоимостных критериев во главу угла, как правило, становятся качество продукции и квалификация поставщика. Что и как будет оцениваться — выбирает сам заказчик. Например, он может установить, что квалификация поставщика будет оцениваться количеством исполненных контрактов.

Допустим, у Поставщика А за плечами 20 контрактов, а у Поставщика Б – 500. Если применить приведенную выше формулу, то при значимости критерия 30% имеем следующее: Поставщик А получит всего 1,2 балла по критерию оценки «квалификация», а Поставщик B – все 30 баллов. При этом не будет играть никакой роли уровень сложности и цена контрактов, исполненных поставщиками — важно лишь их количество.

Правда, Постановление №1085 предусматривает механизм, который позволит заказчику исключить подобные ситуации. Он может установить предельное значение показателя, которое будет учитываться при оценке. Допустим, в указанном примере это 10 контрактов. И тогда поставщик А и поставщика Б получат равную оценку по критерию «квалификация», поскольку и тот, и другой имеют в активе более 10 исполненных контрактов.

Оценка функциональных характеристик еще более сложна, а формализовать ее и вовсе очень сложно. Например, при закупке походных ножей для заказчика было принципиально не столько множество дополнительных возможностей инструмента, сколько удобство пользования при исполнении им своей основной функции. В частности, чтобы нож был компактным, а его рукоятка имела накладку и не скользила. Поставщик А предложил товар, полностью удовлетворяющий условиям заказчика. Поставщик Б предложил ножи, обладающие множеством дополнительных функций, но при этом довольно громоздкие и без накладки. По логике вещей, ножи Поставщика Б более функциональны — это не только складное лезвие, но штопор, отвертка, ножницы и еще несколько различных инструментов. Казалось бы, этот товар должен выше оцениваться по критерию «функциональность», хотя и в меньшей степени отвечает потребностям заказчика.

Такие неоднозначные ситуации зачастую рассматриваются в судах. Но это помогает не всегда — суд может прийти к выводу, что заказчик недостаточно расписал в документации механизм распределения баллов, в связи с чем определить победившего участника невозможно.

Надо сказать, что заказчики иногда умышленно не прописывают детали оценки, чтобы потом иметь возможность повлиять на результат. Однако это может быть расценено судом, как нарушение закона. В судебной практики есть случай, когда заказчик в критериях оценки указал, что будет оценивать степень детализации и содержательной проработки конкурсного предложения. Максимальное количество баллов будет присвоено тому из участников, чья заявка будет наиболее детализирована и при этом максимально соответствовать требованиям. Однако как именно будет оцениваться детализация и сколько баллов будет присваиваться за ту или иную степень проработанности предложения — этого заказчик не указал. В результате суд посчитал, что заказчик нарушил законодательство о закупках.

Шкала оценки неценовых критериев

Для оценки неценовых критериев может применяться не только приведенная выше формула — заказчику позволено использовать шкалы. Так вот, зачастую участники устанавливают неравномерную шкалу, то есть по мере движения вверх количество баллов увеличивается непропорционально. С точки зрения судов такой подход также является ошибочным.

Например, оценивать квалификацию участников заказчик собирается по такой шкале:

  • за исполнение 5 и более контрактов присуждается 20 баллов;
  • за 2–4 контракта – 5 баллов;
  • за 1–2 контракта 2 балла;
  • за 0 контрактов – 0 баллов.

Налицо непропорциональная зависимость присуждаемых баллов от количества исполненных контрактов.

Стоит также упомянуть, что поставщик, прочитав документацию, должен иметь возможность подсчитать количество баллов, на которое он может рассчитывать. Поэтому в случае применения для оценки нестоимостных критериев подобных шкал, они должны быть описаны в документации.

Об оценке опыта

Вообще, в оценке опыта много нюансов. Например, как учитывать исполненные контракты — в количественном или стоимостном выражении? И что по поводу введения такого критерия, как опыт работы с заказчиком? Казалось бы, его установление создаст неравные условия для участников и автоматически даст приоритет тем из них, кто уже работал с заказчиком.

Тем не менее в судебной практике не все так однозначно. Одно из региональных отделений Фонда социального страхования установило такой нестоимостной критерии: опыт работы с заказчиком по обеспечению застрахованных лиц протезно-ортопедическими изделиями за последние два года. И Арбитражный суд Центрального округа признал, что это никоим образом не противоречит законодательству.

Говоря об оценке опыта, стоит упомянуть, что не следует ограничиваться только контрактами по государственному заказу. По мнению судов, опыт не зависит от того, исполнял ли поставщик государственный контракт или работал по договору с частной компанией.

Выводы

Система оценки конкурсных заявок имеет множество проблем, многие из которых остались за рамками этой статьи. Для начала рекомендуем заказчикам придерживаться следующих правил:

  • тщательно выбирайте критерии и показатели, по которым будет оцениваться заявка;
  • всегда включайте в документацию сведения и документы, которые касаются этих критериев, а также их оценочные значения;
  • если вы используете интервалы (шкалу), устанавливайте пропорциональные значения оценки;
  • для формул всегда прописывайте предельные значения.

Эти советы позволят избежать самых грубых ошибок, которые допускают заказчики при оценке заявок.

Какие критерии заказчик может установить для оценки заявок на участие в конкурсе по положениям 44-ФЗ?

При проведении закупки в форме конкурса заказчик должен разработать критерии оценки участников. Они должны быть размещены в закупочной документации и доступны для ознакомления участниками. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе – это признаки, по которым заказчики оценивают заявки и присваивают им рейтинг. Участник, который по результатам оценки получил наивысший рейтинг, становится победителем закупки.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Законодательное регулирование

Для разных тендеров применяют различные критерии оценки заявок. Например, в электронном аукционе или запросе котировок используют единственный критерий – это предложенная цена. В конкурсе же заявку на участие не могут оценить по одному ценовому критерию из-за специфики закупки, поэтому разрабатывают комплекс оценки заявок на участие.

Учреждения самостоятельно не устанавливают правила оценки заявок на участие. Они должны придерживаться правил из ст. 32 44-ФЗ и Постановления Правительства №1085 от 2013 года. В указанном Постановлении Правительства приводится указание и на предельные значения каждого из критериев. Нужно учитывать, что данные правила не применяются к таким формам закупок, как аукцион, запрос предложений, неконкурентные закупки у единственного поставщика.

Под оценкой заявок понимается определение наилучшего предложения из поступивших на основе заданных критериев. Заказчики в обязательном порядке прописывают, какие именно критерии им предстоит использовать, а также величину их значимости. Минимальное количество критериев – два, один из которых – цена и стоимость жизненного цикла (если это применимо).

Критерии оценки заявок на участие не стоит путать с основаниями для допуска участника к закупке. Заявки от участников первоначально рассматриваются на правильность оформления документов и соответствия их установленным требованиям, а только потом заказчик переходит к оценке заявок. При отсутствии какого-либо документа участника могут отклонить.

На этапе оценки заявок, если поставщик не приложит документы, которые подтверждают соответствие требованиям и критериям оценки заявок, его не отстраняют от участия. Но баллы за определенные действия начисляться не будут.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Все критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ делятся на две большие группы. Это стоимостные характеристики и нестоимостные. К стоимостным характеристикам относят:

  1. Цену контракта.
  2. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и оказания услуг.
  3. Стоимость жизненного цикла, стоимость товара, услуги, работы, эксплуатации, ремонта, утилизации. Такой критерий учитывается, если предполагается не только поставка товаров, но и расходных материалов и пр.
  4. Предложение относительно суммы расходов заказчика по энергосервисному контракту.

Нередко заказчик ограничивается только ценой товара для оценки заявок на участие. Но иногда ему необходимо закупить оборудование. От предложенной поставщиком модели оборудования во многом будет зависеть стоимость ремонта и приобретения расходников.

В целях бюджетной экономии заказчик указывает, что более высокий рейтинг присваивается поставщику, который сможет предложить наименьшую стоимость с позиции расходов на эксплуатацию.

Для выявления самого выгодного предложения заказчик может установить такие параметры оценки, как перечень эксплуатационных расходов (ремонт оборудования и поставка расходных материалов и пр.), единица измерения эксплуатационных расходов и сроки службы товара.

Нестоимостные характеристики – это:

  1. Качественные, функциональные, экологические характеристики товара, услуги и работы.
  2. Уровень квалификации участника закупки.
  3. Наличие у участника оборудования.
  4. Положительная репутация.
  5. Соответствие товара экологическим нормам.

При этом, согласно Постановлению Правительства №1085, устанавливаются предельные величины по каждому из критериев. Это:

  • 70% для стоимостных критериев при поставках товаров;
  • 60% – при заказе работ и услуг.

Для нестоимостных критериев эти предельные значения составляют 30% для товаров и 40% – для работ и услуг. Конкретные максимальные значения стоимостных и нестоимостных критериев приведены в таблице.

Предмет заключаемого договораМаксимальная значимость цены, %Предельная величина нестоимостных критериев, %
Все товары, не перечисленные в списках7030
Работы и услуги не из перечня6040
Спасательные работы4060
Реставрационные работы на объектах со статусом культурного наследия4060
Юридические, образовательные, медицинские услуги4060
Нормативные документы в области образования (разработка)4060
Экспертные услуги3070
Работы по техподдержке информсистем3070
Услуги по кинопрокату2080
НИОКР2080
Услуги артистов и режиссеров2080
Создание произведений искусства, архитектуры, литературы100

В исключительных случаях заказчик может прописать в требованиях дополнительные критерии оценки заявок, которые не являются стоимостными или нестоимостными. Они могут потребоваться при проведении закупок технически сложных товаров и услуг.

Оценка заявок по стоимостным критериям

Для оценки заявок по критерию цены применяют следующую формулу:

  • минимальное предложение из всех / предложение участника * 100%.

Пример: цена услуг (удельный вес – 60%) и квалификация исполнителя (удельный вес – 40%). На участие в конкурсе поступило три заявки:

  • Заявка №1. Цена – 1000 р.
  • Заявка №2. Цена – 1500 р.
  • Заявка №3. Цена – 1200 р.

Заявке №1 присваивается 1000 / 1000 * 100 = 100 балла.

Читайте также:  Заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), оказывающим услуги по проведению специальной экспертизы предприятия по

Заявке №2 присваивается 1000 / 1500 * 100 = 66,7 балла.

Заявке №3 присваивается 1000 / 1200 * 100 = 83,3 балла.

Получается, что по результатам оценки цены контракта участники получат:

  • Участник №1 – 100 * 0,6 = 60 баллов.
  • Участник №2 – 66,7 * 0,6 = 40,02 балла.
  • Участник №3 – 83,3 * 0,6 = 49,98 балла.

Если минимальная стоимость равна нулю или принимает отрицательное значение, то применяется такая формула:

  • (максимальная стоимость – цена, предложенная участником) / цена, предложенная участником * 100.

На практике контракты с нулевой стоимостью встречаются редко. Примером может служить услуга по открытию расчетного счета в банке.

В случае если все заявки на участие содержат одинаковые предложения по критерию цены, то они по нему не оцениваются.

Оценка заявок по нестоимостным критериям

Заказчику следует самостоятельно сформулировать, что конкретно понимается под качеством работ или квалификацией участника. Нередко в рамках одного критерия в документацию включают сразу несколько показателей. К нестоимостным критериям оценки заявок относят, например:

  1. Наличие системы контроля качества.
  2. Экологические мероприятия.
  3. Технология выполнения работ.
  4. Мероприятия по охране труда и технике безопасности.

Квалификация участника закупки может оцениваться по следующей группе показателей:

  1. Квалификации персонала: наличие у него сертификатов и допусков, портфолио и научной степени.
  2. Опыт участника: количество подписанных контрактов на аналогичные работы.
  3. Наличие необходимого оборудования.
  4. Деловая репутация компании на рынке: количество положительных отзывов, наличие благодарственных писем, участие в различных рейтингах и пр.
  5. Наличие финансовых ресурсов: оценка финансовой устойчивости поставщика по данным бухгалтерской отчетности.

Критерии оценки нестоимостных параметров должны иметь числовое выражение. То есть важен факт не просто наличия оборудования, а количество единиц инструмента и транспортного средства. Важен не просто опыт работы, но и количество контрактов с аналогичным предметом закупки.

Каждому нестоимостному критерию заказчик присваивает свой коэффициент значимости. Сумма всех критериев должна равняться единице.

Например, критерий квалификация включает в себя такие показатели, как «опыт работы» (критерий значимости – 0,6), «деловая репутация» (критерий – 0,2), «наличие финансовых ресурсов» (критерий – 0,2). В сумме данные критерии дают единицу.

Как оцениваются нестоимостные критерии

Например, заказчик оценивает заявки по «кредиторской задолженности». В данном случае чем ниже значение, тем более высокий балл получает участник. На участие в конкурсе поступило две заявки:

  • Заявка №1 – величина кредиторской задолженности – 100 тыс. р.
  • Заявка №2 – величина кредиторской задолженности – 150 тыс. р.

Первый участник получит 100000 / 100000 * 100 = 100 баллов.

Второй – 100000 / 150000 * 100 = 66,7 балла.

Критерий значимости данного параметра установлен, как 0,4. Значит, участники получат:

  • Первый участник – 40 баллов (100 * 0,4).
  • Второй участник – 26,7 балла (66,7 * 0,4).

Заявки в части нестоимостных критериев могут оцениваться и по-другому. Например, заказчик установил требование о наличии опыта реализации как минимум 10 аналогичных контрактов. Тогда все участники, которые реализовали 10, 20, 40 аналогичных контрактов, получат одинаковое количество баллов.

Также заказчик может ввести шкалу оценки при проведении открытого конкурса. В них заказчик устанавливает диапазоны возможных значений и количество баллов, которые начисляются за попадание в определенный диапазон.

Например, если заказчик учитывает численность персонала, шкала может быть следующей:

  1. До 10 сотрудников – 0 баллов.
  2. От 10-50 сотрудников – 30 баллов.
  3. От 50-100 сотрудников – 60 баллов.
  4. Более 100 сотрудников – 100 баллов.

Кто оценивает заявки на участие в конкурсе и в каком порядке

Оценкой заявок на участие в конкурсе занимается конкурсная комиссия. Ее состав и перечень полномочий утверждается заказчиком в приказе о формировании конкурсной комиссии для проведения закупки.

Процесс рассмотрения заявок на участие в конкурсе состоит из следующих этапов:

  1. Конкурсная комиссия рассматривает первые части заявок на участие в электронном конкурсе. При НМЦК до 1 млн р. на рассмотрение уходит 1 рабочий день, при НМЦК более 1 млн р. – до 5 рабочих дней.
  2. По результатам рассмотрения первой части заявки на участие все допущенные к процедуре электронного конкурса лица могут подать окончательное предложение. Такие окончательные предложения передаются в день, который указан, как дата проведения конкурса в электронном формате. На подачу предложений участникам отводится 3 часа. Участник закупки может не участвовать в дозапросе, тогда его предложение в первой части заявки будет считаться окончательным. Один участник вправе подать только одно предложение, и оно не может ухудшать предложенные условия на первом этапе. Это значит, что участник конкурса может только снизить цену, но не повысить ее.
  3. После этого наступает этап оценки второй части заявок. На данном этапе определяется победитель закупки.

Сроки оценки

На основании ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ сроки рассмотрения и оценки второй части заявок в электронном виде не должны превышать три рабочих дня, если НМЦК составляет более 1 млн р. При закупках на меньшую сумму заказчику отводится не более одного рабочего дня после отправки второй части заявок на участие в конкурсе.

Если закупка предполагает поставку товара, выполнение работ и оказание услуг в сфере науки, культуры и искусства, то указанный срок не должен превышать пяти рабочих дней с даты отправки заказчику второй части заявок на участие в открытом конкурсе. При этом указанные сроки не зависят от НМЦК.

Окончательная оценка

При оценке комиссия учитывает только те заявки, которые были допущены до данного этапа и не были отклонены из-за отсутствия необходимых документов или несоответствия поставщика требованиям закупки.

Заявка от участника на конкурс может быть признана не соответствующей требованиям, которые установлены в конкурсной документации, в следующих случаях:

  • если не были предоставлены обязательные документы и информация;
  • при наличии недостоверной информации в документах (если такая информация становится известной уже после допуска и оценки заявки, то участник все равно отклоняется);
  • при несоответствии участника требованиям конкурсной документации по ст. 31 44-ФЗ (например, участник находится в РНП или в состоянии банкротства);
  • если отклонение заявки предусмотрено в правительственных актах, принятых в рамках национального режима закупок по ст. 14 44-ФЗ (например, на участие в конкурсе поступили две заявки с товарами российского производства, и в отношении иностранного товара допускается применить правило «третий лишний», или в отношении поставки иностранных товаров введен запрет).

Порядок оценки заявок заказчику следует прописать в закупочной документации. Если закупка была признана несостоявшейся (в случае, если на нее поступила только одна заявка, не поступило ни одной, была допущена одна заявка, либо все они были отклонены), то этап оценки заявок не проводится.

Первоначально конкурсная комиссия рассчитывает количество баллов по каждому критерию. Затем все баллы суммируются. В зависимости от количества набранных баллов все заявки участников ранжируются в порядке убывания значимости. Первый номер присваивается участнику, который набрал наибольшее количество баллов. Он и становится победителем конкурса.

Регламент оценки заявок на участие в конкурсе зависит от типа закупки: проводится ли она в электронном виде или стандартном бумажном виде. Заявки на участие в конкурсе в электронном виде оцениваются на основании ст. 54.7 44-ФЗ. В течение часа после формирования протокола оператор ЭТП должен направить заказчику вторую часть заявок на участие, которые позволяют заказчику оценить участников по заданным критериям оценки.

Если несколько заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержали одинаковые условия исполнения контракта, то меньший порядковый номер присваивается заявке, поступившей раньше.

Итоги открытого конкурса в электронном виде оформляются в виде протокола. Такой протокол содержит сведения:

  • об участниках открытого конкурса;
  • о допуске участника закупки;
  • о принятых решениях в отношении каждого участника конкурса в электронном виде относительно его соответствия требованиям закупки и нормам 44-ФЗ;
  • решение каждого члена конкурсной комиссии по заявкам на участие;
  • о порядке оценки данных заявок;
  • о присвоенных значениях по каждому из установленных критериев;
  • о принятом по итогам оценки заявок решении о присвоении порядковых номеров;
  • указание на наименование юрлица или ФИО физлица, которые стали победителем закупки, и участника, которому был присвоен второй номер.

Указанный протокол должен быть размещен в ЕИС непосредственно в день его подписания.

Любой участник открытого конкурса после размещения итогового протокола вправе:

  1. Отозвать свою заявку на участие (этим правом наделены все участники, кроме победителя закупки).
  2. Обратиться к заказчику за разъяснениями по результатам открытого конкурса.
  3. Обжаловать выбор заказчиком победителя в установленном порядке.

Процесс выбора победителя конкурса является весьма сложным, поэтому заказчики применяют форму конкурса в отношении сложных закупок, где цена не является основополагающим фактором выбора.

Таким образом, под оценкой заявок понимается процесс начисления баллов по каждому из критериев, а затем они суммируются. Победителем закупки становится участник, заявка которого получила наибольшее количество баллов. Различные факторы имеют разный удельный вес по значимости для заказчика. Заказчик устанавливает еще и значимость критериев, а именно их вес в общей совокупности. По результатам определения баллов к ним применяется определенный коэффициент, указывающий на удельную значимость фактора. Сумма удельного веса всех критериев устанавливается всегда как 100%. Удельный вес разных параметров устанавливается не произвольно, а на основании Постановления Правительства №1085 от 2013 года.


Какие критерии применяются для оценки заявок от поставщиков на участие в конкурсе?

При проведении государственных закупок заказчики обязаны оценивать поступающие заявки по различным критериям. Среди них различают группу стоимостных и нестоимостных критериев.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Законодательное регулирование оценки заявок

Порядок оценки поступивших заявок содержится в ФЗ-44 статье 32. Здесь указано, что для оценки поступивших на конкурс заявок заказчик должен предварительно определиться с критериями и прописать их в конкурсной документации. В их числе могут быть цена контракта, расходы на эксплуатацию товара и на использование результатов работ, характеристики объекта закупки и квалификация участников.

Более подробно система оценки поступивших заявок прописана в Правилах оценки заявок, утвержденных постановлением Правительства РФ в 2013 г. №1085 (кратко – Правила №1085).

Оценка поступивших от участников заявок по комплексу критериев производится при закупке товаров через процедуру конкурса. Это одна из наиболее сложных закупочных процедур в рамках 44-ФЗ, поэтому применяется сравнительно редко. Проведение такой процедуры имеет смысл, если цена не является единственным значимым критерием выбора поставщика или исполнителя для заказчика.

Виды критериев оценки заявок: стоимостные и нестоимостные

Все критерии оценки поступивших заявок подразделяются на нестоимостные и стоимостные. Для оценки заявок по каждому критерию применяется 100-бальная шкала.

При закупке технически сложных товаров могут применяться дополнительные критерии оценки.

В число стоимостных критериев оценки поступивших предложений входят:

  1. Цена товара.
  2. Общая стоимость заключаемого контракта (также именуется «стоимость жизненного цикла»). Нередко при заключении контракта расходы не ограничиваются только закупкой определенного товара, но также требует затрат на гарантийное обслуживание, ремонт и пр.
  3. Стоимость расходов на ремонт и применение товаров, включенных в поставку.
  4. Расходы, которые понесет заказчик в энергосервисном контракте.

В группу нестоимостных критериев оценки входят те, которые относятся к покупаемому объекту недвижимости или к самому участнику. В их числе:

  1. Качество товаров, предполагаемых к поставке.
  2. Потребительские характеристики поставляемых товаров.
  3. Квалификация руководителя компании, а также сотрудников, которые будут задействованы в реализации контракта.
  4. Соответствие объекта закупки требованиям экологической безопасности.
  5. Наличие у участника успешного опыта в реализации аналогичных контрактов.
  6. Наличие у участника достаточной численности трудовых ресурсов.
  7. Обеспеченность материально-техническими ресурсами, которые нужны для исполнения обязательств.
  8. Деловая репутация участника закупки.

Заказчик не должен прописывать все критерии оценки, он может отобрать только значимые для себя.

Сумма значимости двух и более критериев должна составлять 100%, при этом их удельный вес определяется заказчиком исходя из индивидуальных особенностей закупок.

Правила №1085 содержат предельные величины значимости различных критериев в зависимости от того, что закупается. При этом по стоимостным критериям установлено минимальное значение, ниже которого заказчик прописывать не вправе, по нестоимостным – максимальное. То есть заказчик при формировании конкурсной документации может изменять распределение между двумя значениями, но только путем увеличения значимости стоимостного критерия и уменьшения значения неценовых факторов.

Максимальная и минимальная величины значимости критериев содержатся в следующей таблице.

Объект закупкиМинимальное значение стоимостных критериевМаксимальное значение нестоимостных критериев
Аварийно-спасательные услуги4060
Юридические услуги, а также медицинские и образовательные4060
НИОКР2080
Прокат нац. фильмов2080
Написание литературных произведений, создание объектов искусства или архитектурных проектов100
Услуги артистов, режиссеров2080
Создание документов, которые регламентируют качество образования4060
Реставрация культурных объектов4060
Экспертные услуги3070
Работы по техподдержке информсистем3070
Товары, не входящие в специфические списки7030
Работы и услуги, не входящие в отдельные перечни6040

Каждому нестоимостному критерию также присваивается свой коэффициент значимости в процентах (в сумме они также должны составлять 100%); если он один, то коэффициент имеет значение «1».

В отношении некоторых видов работ законодательством предусмотрены дополнительные требования к распределению значимости критериев. Например, по отношению к строительным работам на «опыт участника в выполнении аналогичных работ» должно приходиться не менее 50% среди нестоимостных критериев.

Порядок оценки

Этап оценки поступивших заявок наступает после того, как истекли сроки для подачи предложений от участников конкурса.

Каждому из поступивших предложений присваивается свой порядковый номер. Номер «1» получает победитель, остальные предложения ранжируются в порядке уменьшения степени выгоды для участника.

Для оценки поступивших заявок заказчик создает конкурсную комиссию. Ее обязанности и порядок работы прописываются в утвержденном заказчиком положении.

При оценке заявок комиссия рассматривает и оценивает все заявки, которые не были отклонены в процессе их рассмотрения, а при необходимости направляет дозапросы по полученным сведениям и для получения скорректированных от участников после изменения конкурсной документации.

Кратко процедура оценки предложений состоит из следующих этапов:

  1. Рассчитывается количество баллов по каждому критерию.
  2. Они суммируются с учетом значимости критериев.
  3. Побеждает участник с самым высоким рассчитанным рейтингом.

Важно учесть, что комиссия не может применять критерии для оценки поступивших заявок, которые не прописаны в конкурсной документации (согласно ч. 4 ст. 32 ФЗ-44).

В отношении эксплуатационных расходов применяется то же правило: чем они ниже, тем выше балл, который присваивается предложению участника.

Согласно требованиям 2 раздела Постановления №1085, баллы участнику выставляются по следующей формуле: «(Максимальная предложенная цена/Цену, предложенную данным участником)*100». Полученное значение умножается на величину значимости критерия, прописанное в конкурсной документации.

Указанная методика оценки применяется, только если цена предложения больше нуля. При нулевой минимальной стоимости (или даже при отрицательном ценовом предложении) формула немного видоизменяется: «(Ценовой максимум – Цена, предложенная участником)/Цена, которая предложена участником *100».

Нулевая цена может быть предложена по контрактам по открытию банковского счета. ФАС считает сделки с нулевой ценой правомерными и не нарушающим антимонопольное законодательство, но на практике они встречаются редко.

Приведем пример расчета баллов по стоимостным критериям. Критерию «цена контракта» была присвоена величина значимости 0,7. Предварительный отбор прошли два участника: один из них предложил цену 6 млн. р., второй – 5,1 млн. р.

Расчет для участника с предложением 6 млн. р. будет выглядеть так: 0,7* (5100000/6000000*100)=59,5 баллов. Участник, предложивший минимальную цену, получит 70 баллов: (0,7*1*100).

Формула для оценки по нестоимостным критериям выглядит так: значимость показателя*100*(предложение данного участника/максимальное значение из предложенных).

Например, заказчик включил в конкурсную документацию такие критерии, как численность работников и опыт работы на рынке. Для опыта была установлена значимость в 60%, обеспеченности персоналом – 40%.

Читайте также:  Не определен порядок присвоения баллов по каждому подкритерию оценки заявок

Компания с наибольшим опытом среди всех участников проработала на рынке 10 лет. Оценивается предложение участника с опытом 5 лет так: 0,6*100*(5/10)=30.

Компания получает 30 баллов по данному показателю. Тогда как самый опытный поставщик – 60 баллов: (0,6*100*1).

Если во всех заявках одинаковое значение по определенному критерию, то он не учитывается при определении победителя.

Таким образом, при проведении государственной закупки через конкурс заказчик должен определиться с применяемой им системой оценки и разработать критерии оценки предложений от участников. При этом необходимо ориентироваться не только на нормы 44-ФЗ, но и на Постановление Правительства №1085 от 2013 года.

Различают две группы критериев: стоимостные и нестоимостные. Первые включают цену товара и прочие затраты, которые предполагает закупка данного товара в ходе его эксплуатации. Нестоимостные критерии связаны с качественными характеристиками поставки и с поставщиком. Каждому критерию присваивается свой коэффициент значимости. Цена всегда имеет значимый вес при оценке заявки участника и должна присутствовать во всех оценках предложений. Все критерии оценки конкурса, используемые заказчиком, должны обязательно отображаться в конкурсной документации. При выборе поставщика-победителя заказчику нужно использовать не менее 2 критериев. Сумма значимости всех используемых критериев составляет 100%.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Как оцениваются участники открытого конкурса в электронной форме

Понятие и виды

Критерии оценки по 44-ФЗ — это правила, по которым предложения участников закупки оцениваются на соответствие требованиям, которые установил заказчик. Выделяют стоимостные и нестоимостные.

Стоимостные критерии оценки:

  1. Цена.
  2. Расходы на эксплуатацию и ремонт.
  3. Стоимость жизненного цикла: закупка, последующие обслуживание, эксплуатация, ремонт, утилизация.
  4. Предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту.

Нестоимостные критерии оценки:

  1. Предлагаемое качество поставляемых товаров, работ, услуг.
  2. Квалификация участника.

Рассмотрим подробнее расчет критериев оценки конкурса по 44-ФЗ в электронной форме каждой группы.

Цена договора и стоимость жизненного цикла

По общему правилу, наименьшая цена — наивысший балл. В исключительных случаях поставщик готов заплатить за право заключить договор и указывает в предложении отрицательную цену. В этом случае, чем больше он «уходит в минус», тем больший балл получает.

В расчетах это выглядит так.

Далее ЦБ1 и ЦБ2 умножаются на соответствующий коэффициент значимости (согласно Приложению к Постановлению №1085 от 28.11.2013 и документации).

К примеру, К3 = 0.6

Рейтинг Участника №1 = 71.43 х 0.6 = 42.85

Рейтинг Участника №2 = 100 х 0.6 = 60

Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров

К примеру, заказчику необходимо закупить оборудование. От предлагаемой поставщиком торговой марки зависит стоимость дальнейшего ремонта и приобретения расходных материалов. Поэтому, в целях экономии бюджетных средств, заказчик изначально указывает в конкурсной документации, что значительные траты на последующее использование товара негативно отразятся на рейтинге заявки поставщика. И лучшим условием исполнения контракта признается предложение с наименьшей стоимостью расходов на эксплуатацию.

Для этого в конкурсной документации заказчик вправе установить следующие параметры, которые будут влиять на оценку:

  • исчерпывающий перечень эксплуатационных расходов (ремонт, поставка расходных материалов и др.);
  • единица измерения расходов на эксплуатацию;
  • срок службы товара.

Для вычисления рейтинга количество баллов умножается на коэффициент значимости критерия.

Если все заявки содержат одинаковые предложения по данному параметру, заявки по нему не оцениваются. При этом величина значимости критерия «цена контракта» увеличивается на величину значимости показателя «расходы на эксплуатацию».

Качественные характеристики

Этот показатель является условием исполнения проводимой закупки. Предложения оцениваются по степени детализации и содержательности предложения о качестве услуг. Учитываются:

  • полнота учета требований,
  • обоснованность сроков,
  • технологии оказания услуг,
  • обоснованность необходимых для этого ресурсов,
  • указание системы контроля качества,
  • перечень мероприятий по охране труда и технике безопасности,
  • экологические мероприятия.

Показатель является наиболее субъективным и определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах), которые присудили заявке все члены комиссии по закупкам.

Квалификация участника

В этом случае показателями могут быть:

  • число сотрудников, обладающих нужной квалификацией (имеют соответствующее образование, степень доктора, кандидата наук, с наличием определенных дипломов или аттестатов и др.);
  • количество успешно выполненных контрактов на аналогичные работы;
  • количество оборудования, необходимого для выполнения работ;
  • количество положительных отзывов об участнике закупки, грамот, благодарственных писем, подтверждающих деловую репутацию. Применению подлежат и ряд национальных стандартов к примеру, Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56002-2014 «Деловая репутация строительных организаций» и пр).

Согласно Постановлению № 1085 от 28.11.2013 используется 4 вида формул или шкала.

1. Формула расчета, учитывающая наибольшее или наименьшее количество предоставляемых документов.

2. Предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение квалификационных характеристик.

3. Шкала. Это наиболее простой способ оценки, он заключается в определении диапазонов необходимого показателя и присуждении баллов.

Не допускается при проведении электронного конкурса использовать не предусмотренные Постановлением № 1085 от 28.11.2013 критерии или величины значимости. При этом все критерии оценки открытого конкурса по 44-ФЗ в электронной форме, которые использует заказчик, должны быть обязательно отражены в документации.

Решение по жалобе НИУ «БелГУ»

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 144-18-Т

Дата принятия: 15.03.2018

Место принятии: Белгородское УФАС России

г. Белгород, ул. Преображенская, д. 82

Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 07.03.2018 № 71 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы НИУ «БелГУ» (далее – Комиссия), при участии представителей: заказчика – департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области, уполномоченного органа – управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, заявителя – ФГАОУВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (далее – НИУ «БелГУ») , рассмотрев материалы дела № 144-18‑Т по жалобе НИУ «БелГУ» на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обучению медицинских работников с высшим профессиональным образованием по программам дополнительного профессионального образования в 2018 году (закупка №0126200000418000121) (далее – Открытый конкурс), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

В Белгородское УФАС России поступила жалоба НИУ «БелГУ» (далее – заявитель) на положения документации при проведении Открытого конкурса.

Заявитель считает, что установленные в п. 48 «Порядок оценки заявок на участие в конкурсе» Раздела 2. «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Открытого конкурса показатели к критерию «Квалификация участников закупки и опыт работы»:

– являются субъективными, т.к. невозможно определить каким образом обучение 180 или 181 человека по одному договору может влиять на признание опыта работы по сравнению с опытом обучения 179 или 178 человек по аналогичному договору;

– нарушают ч. 2 ст. 8, п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, т.к. установлены требования к опыту участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема в качестве исполнителя исключительно по государственным, муниципальным контрактам или договорам с бюджетными учреждениями;

  • нарушают п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, т.к. расчет по показателю квалификация трудовых ресурсов осуществляется по формуле, не предусматривающей единые значения показателя для всех участников закупки, а именно необходимое количество преподавателей, имеющих ученую степень, которые будут привлечены к оказанию услуг.

Заявитель также считает, что в конкурсной документации установлены неизмеримые и неопределенные показатели по критерию «Квалификация участников закупки и опыт работы» ограничивающие участие в конкурсе НИУ «БелГУ».

На заседании Комиссии представители заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.

Уполномоченный орган – управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области представил возражение на жалобу, с доводами, изложенными в жалобе, не согласен, просит признать жалобу необоснованной.

На заседании Комиссии представители уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражении на жалобу НИУ «БелГУ» , считают жалобу необоснованной. Представители заказчика доводы уполномоченного органа поддержали полностью, жалобу с читают необоснованной.

Комиссия, рассмотрев жалобу НИУ «БелГУ» , возражение уполномоченного органа, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www . zakupki . gov . ru (далее – ЕИС) 16.02.2018 размещены извещение о проведении Открытого конкурса и конкурсная документация Открытого конкурса.

Объект закупки – оказание услуг по обучению медицинских работников с высшим профессиональным образованием по программам дополнительного профессионального образования в 2018 году.

  • (максимальная) цена контракта – 7 739 500,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы НИУ «БелГУ» контракт по результатам Открытого конкурса не заключен.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом .

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.

Порядок оценок заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценок заявок).

Предельные величины значимости критериев оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены в Приложении к Правилам оценки заявок,

В соответствии с абзацем 4 пункта 11 Правил оценки заявок значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно Приложению.

Так, в соответствии с разделом 3 Приложения к Правилам оценки заявок в случае закупки медицинских услуг, образовательных услуг (обучение, воспитание), юридических услуг минимальная значимость стоимостных критериев оценки равна 40%, а максимальная значимость нестоимостных критериев оценки – 60%.

Согласно п. 10 Правил оценки заявок в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

В соответствии с п. 27 Правил оценки заявок показателями нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» могут быть:

а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;

б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;

г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;

д) деловая репутация участника закупки.

В соответствии с п. 28 Правил оценки заявок оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с п. 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил.

В п. 45 Раздела 2. «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Открытого конкурса установлен ы следующие к ритерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Открытом конкурсе: «Рассмотрение заявок на участие в конкурсе осуществляется в соответствии со статьей 53 Федерального закона №44-ФЗ.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе и порядок оценки заявок на участие в конкурсе изложен в пункте 48 Информационной карты конкурса.

Копии документов в отношении предложений по критерию “Квалификация участников закупки”, в случае, если участник закупки представляет такой документ:

– копии заключенных в 2015, 2016, 2017 годах государственных, муниципальных контрактов, договоров с бюджетными учреждениями на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)», без штрафных санкций и подтвержденных актами приемки оказанных услуг. Представленные контракты и договоры должны быть сопоставимого характера и объема: на оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» с количеством слушателей в каждом представленном контракте не менее 180 чел;

– копии документов, подтверждающих присвоение ученой степени кандидата наук и/или доктора медицинских и/или фармацевтических наук ».

В п. 48 Раздела 2. «Информационная карта конкурса» конкурсной документации Открытого конкурса установлен порядок оценки заявок на участие в Открытом конкурсе:

Порядок оценки заявок на участие в конкурсе

Читайте также:  Декларирование участником закупки по 44 ФЗ соответствия единым требованиям об отсутствии судимости

Оценка заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, осуществляется для выявления победителя конкурса, на основе критериев установленных в настоящей документации, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 “Об утверждении Правил оценки, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  1. Критерии оценки и их показатели

Для оценки лучших условий исполнения государственного контракта устанавливается следующая система критериев оценки:

Оценка персонала: разрабатываем критерии

Оценка деятельности персонала помогает определить эффективность выполнения той или иной работы сотрудника, позволяет установить соответствие рабочих показателей установленным требованиям. Кроме этого, процесс оценки помогает выявить как индивидуальные проблемы работника, так и общие, характерные для всего коллектива (отдела или компании).

Проблема 1. Как разработать критерии для оценки персонала?

Проблема 2. Кто должен принимать участие в разработке критериев оценки?

Проблема 3. Каким требованиям должны соответствовать критерии оценки?

Оценка персонала помогает определить эффективность выполнения той или иной работы сотрудника, позволяет установить соответствие рабочих показателей установленным требованиям. Кроме этого, процесс оценки помогает выявить как индивидуальные проблемы работника, так и общие, характерные для всего коллектива (отдела или компании). Но большинство руководителей испытывает трудности при оценке своих подчиненных. Связано это с отсутствием четких, однозначных и нацеленных на результат деятельности сотрудника критериев оценки. Порой это приводит к принятию некоторых управленческих решений под влиянием личных симпатий, а также к проблемам, связанным с неработающей системой поощрений, с низкой дисциплиной сотрудников. Чтобы подобных проблем не возникало, важно при разработке системы оценки работника определить, на основании каких критериев будет проводиться оценка.

Какие критерии существуют?

Критерии оценки разделяются по разным основаниям, среди которых можно выделить следующие группы:

· общеорганизационные критерии (применительны ко всем сотрудникам компании, например: своевременность, полнота выполнения обязанностей и др.) и специализированные критерии (то есть соответствующие определенному рабочему месту, виду деятельности);

· количественные критерии (оценка на основе достигнутых результатов) и качественные критерии (индивидуальные характеристики сотрудника и качество работы);

· объективные критерии (стандарты, нормативы качества и производительности, которые могут быть установлены практически для любой работы) и субъективные критерии (показатели и характеристики, которые оцениваются на основании мнений и оценок экспертов);

· интегральные и простые критерии. Если при оценке в одном показателе учитывается или сочетается информация, полученная в результате оценки различных характеристик работы и рабочего поведения, то такой показатель является интегральным критерием. Если же оцениваются отдельные аспекты работы или рабочего поведения, например уровень производительности или отсутствие опозданий на работу, то данные показатели могут рассматриваться как простые критерии.

Выбор конкретных критериев оценки зависит от категорий оцениваемых работников и от того, как предполагается использовать получаемые результаты.

Словарь HR-а

Критерии оценки – это ключевые параметры (рабочие, поведенческие, личностные показатели и характеристики), по которым оценивается эффективность деятельности сотрудника. Критерии оценки определяют то, каким образом должна выполняться каждая функция и каждое действие, чтобы отвечать требованиям компании и клиентов.

Соблюдаем последовательность в разработке критериев

Алгоритм действий при разработке критериев выглядит следующим образом:

1. определяем группу должностей, для которых будут разрабатываться критерии (по профессиональным признакам);

2. выявляем существенные факторы деятельности для этих групп;

3. оцениваем критерии по следующим пунктам:

– являются ли выбранные критерии действительно важными;

– достаточно ли у вас информации, чтобы оценить по выбранным критериям;

4. описываем критерии. Можно давать описание только самого критерия или же применительно к шкале оценки;

5. группируем и делаем ранжирование критериев (то есть определяем вес факторов, влияющих на результат деятельности). Это необходимо для того, чтобы разделить основные и вспомогательные показатели деятельности сотрудника.

Борис Бельтинов, руководитель службы подбора персонала компании Work Service (Москва):

«При разработке критериев оценки учитывается специфика деятельности, сегмент рынка (продажи, производство), цели и задачи, то есть что хотим получить от оценки персонала. Кроме этого, необходимо определить, какие критерии будут приоритетными, Например, к основным критериям оценки линейного персонала можно отнести: качество работы (отсутствие ошибок, выполнение стандартов обслуживания клиентов), объем выполняемой работы, дисциплину, лояльность».

Предлагаем рассмотреть применение алгоритма действий на примере разработки критериев для торгового персонала.

Определяем группы должностей. В нашем примере это будут продавец-кассир и продавец-консультант.

Определяем факторы деятельности, существенные для этой группы должностей. Например, объем выполняемых работ, качество выполненных работ, профессиональные знания (знание товара и услуг, стандартов компании при работе с клиентами, работа с возражениями клиентов), дисциплина, лояльность, устные коммуникации, умение контролировать эмоции, умение слушать, умение решать сложные ситуации, творческие способности, руководящие навыки, умение расставлять приоритеты.

Оцениваем критерии. Как правило, многие руководители стараются определить как можно больше существенных факторов для оценки персонала, полагая, что в этом случае оценка будет наиболее полной. Но на деле все оказывается далеко не так. Оценка по всем возможным факторам отнимает много времени и в итоге результаты получаются размытыми. Чтобы этого избежать, необходимо оценить выбранные критерии, то есть определить, какие критерии наиболее важны, а какие лишние – это позволит сэкономить силы и время при оценке персонала. Для этого мы рекомендуем сделать таблицу (см. ниже).

Определение важности критериев для торгового персонала

Критерии

Высокая важность

Средняя важность

Низкая важность

Качество выполняемых работ

Объем выполняемых работ

Умение контролировать эмоции

Умение расставлять приоритеты

Умение решать сложные ситуации

Мы выявили, что такие критерии, как творческие способности, умение расставлять приоритеты и руководящие навыки, не являются важными при оценке указанных должностей и от оценки по ним следует отказаться. Таким образом, мы определили критерии, по которым будет осуществляться оценка: дисциплина, лояльность, объем и качество выполняемых работ, профессиональные знания, устные коммуникации и умение слушать, умение контролировать эмоции и решать сложные ситуации.

Описываем критерии. Рассмотрим описание критериев применительно к шкале оценки. Рекомендуем также составить таблицу (см. стр. 94–95).

Шкала оценки некоторых критериев

Критерий

Краткое
описание критерия

3 балла
(соответствует требованиям)

2 балла (не всегда соответствует
требованиям)

1 балл
(не соответствует требованиям)

Рабочее время не тратит на посторонние дела. Отсутствуют пропуски на работе

Приходит на работу вовремя. Редко отсутствует, а если такое случается, то по уважительной причине

Не всегда пунктуален, иногда забывает предупредить

Часто отсутствует или опаздывает, при этом не ставит в известность руководителя

Имеет уважительное отношение к организации

Доволен тем, что работает в организации, не отзывается плохо о компании и коллегах

Не всегда ощущает себя частью организации, избегает публично выражать недовольство, но иногда не сдерживает негативные эмоции по отношению к компании

Негативно относится к организации, преследует свои личные цели, критикует компанию и коллег

Качество выполняемых работ

Работа выполняется без ошибок, аккуратно и тщательно. Соблюдаются стандарты работы с клиентами

Качество соответствует предъявляемым требованиям, ошибки встречаются редко, а если и есть, то незначительные и исправляются самостоятельно

Работа выполняется качественно, но встречаются ошибки, иногда приходится проверять работу

Низкое качество работы, постоянные ошибки, требуются постоянные проверки

Объем выполняемых работ

Работа выполняется в запланированном объеме

Работает быстро, выполняет плановые показатели или больше, чем запланировано

Работает медленно, необходимо «подгонять»

Работает медленно. Не справляется с запланированным объемом

Сотрудник обладает знаниями, необходимыми для данной должности

Хорошо понимает свои обязанности, знания соответствуют выполняемой работе, редко требуются разъяснения со стороны руководителя

Не всегда хватает знаний, многие рабочие вопросы необходимо дополнительно разъяснять

Не хватает знаний для выполнения обязанностей. Плохо понимает свою работу

Умение контролировать эмоции

Умение держать себя в руках в стрессовых ситуациях

Хорошо работает как в обычной, так и стрессовой ситуации, всегда сохраняет выдержку и позитивное отношение к работе и клиентам

Ровное, спокойное отношение к работе и коллегам, а также клиентам. Старается сдерживать себя в сложной ситуации

Постоянное недовольство и недоброжелательное отношение к коллегам и клиентам создают напряженность. Неровное эмоциональное поведение

Умение решать сложные ситуации

Умение принимать решения и самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации

Самостоятельно умеет найти
выход из сложной ситуации. Всегда принимает решения в пределах своей компетенции и отвечает за них

Предпочитает не принимать решений самостоятельно, для решения той или иной сложной ситуации часто просит совета руководителя

Избегает принимать решения и отвечать за них, самостоятельные решения сложных ситуаций только усугубляют положение

Умение правильно услышать и понять информацию

Внимательно слушает, не перебивает, умеет задавать уточняющие вопросы

Внимательно слушает то, что ему говорят, и стремится понять

Не слушает,
часто перебивает. Если что-то
не понял, то не уточняет, а добавляет собственную интерпретацию

Умение выразить свои мысли точно и ясно

Очень хорошо излагает свои мысли, умеет аргументированно убедить в своей правоте

Умеет разъяснить свою позицию, но иногда возникают сложности, чтобы логично доказать свою точку зрения

С трудом излагает свои мысли, обижается, если начинают задавать уточняющие вопросы, обижается, думая, что его не понимают

Группируем и ранжируем критерии. В нашем примере это будет выглядеть так:

Объем и качество работы, профессиональные знания будут входить в группу критериев – выполнение основных должностных обязанностей. Лояльность и дисциплина – отношение к работе. Устные коммуникации, умение контролировать эмоции, умение слушать – коммуникативные навыки.

Ранжирование критериев будет выглядеть следующим образом.

Выполнение основных должностных обязанностей. Среди них:

· 1 – профессиональные знания;

· 2 – качество работы;

· 3 – объем работы.

· Отношение к работе, среди них:

· 3 – умение решать сложные ситуации.

· Коммуникативные навыки, среди них:

· 1 – устные коммуникации;

· 2 – умение контролировать эмоции;

· 3 – умение слушать.

Наталья Малеева, директор по персоналу компании «М.Видео» (Москва):

«Поскольку наша компания динамично развивается, появляется необходимость дорабатывать как критерии, так и процедуру оценки. Происходит это, как правило, следующим образом:

Формируется рабочая группа, в которую входят ключевые сотрудники розничной дирекции (лучшие менеджеры секций, директора магазинов, управляющие регионом) и представители коммерческой дирекции, отвечающие за рост продаж определенных товаров в магазинах.

Определяется цель рабочей группы. Например, одним из критериев оценки продавца наших магазинов является знание техники. В этом случае цель рабочей группы – определить, какие категории товара занимают большую долю продаж в отделе, технически сложные товары, новинки сезона, а также выделить категории, ставшие неактуальными или выводящиеся из ассортимента магазинов. На основании этой информации будет формироваться процентное соотношение количества вопросов к каждой из категорий. Кроме этого, определяется, должен ли знать продавец досконально все технические характеристики или же только владеть информацией о функциональности товара и его использовании в быту».

Кто должен участвовать в разработке критериев?

Критерии оценки могут разрабатываться руководителем и специалистом службы персонала либо совместно с сотрудниками, которые выполняют соответствующую работу. В первом случае важно, чтобы в разработке критериев принимал участие и линейный руководитель, так как именно он ставит цели перед сотрудником и оценивает результаты работы. Совместная разработка критериев непосредственного руководителя вместе с сотрудниками имеет свои преимущества. Во-первых, критерии будут понятны и для руководителя, и для сотрудников, во-вторых, они будут более соответствовать особенностям конкретной работы, в-третьих, будут отражать, учитывать условия и содержание работы и, наконец, будут приняты сотрудниками. Но следует учесть, что окончательное решение руководитель принимает после обсуждения разработанных критериев с высшим руководством и специалистами службы персонала. Помните, что общее признание и осознание критериев оценки необходимо, поэтому перед встречей каждому участнику необходимо объяснить, что такое критерии оценки, почему они важны и как будут использоваться в процессе оценки деятельности сотрудника.

Ольга Светлышева, преподаватель Центра «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана, кандидат юридических наук (Москва):

«В проектную группу обязательно должны входить руководители разных уровней и специалисты, задача которых наполнить содержанием предложенные формы (например, сформулировать цели для сотрудников на определенный период и критерии их достижения). Главное при разработке критериев – помнить о связи стратегии компании с целями и планируемыми результатами конкретных подразделений и каждого сотрудника».

Не пренебрегайте описанием критериев. Это послужит инструментом для достижения единого понимания и выступит в качестве «словаря» принятых в организации терминов.

Какими документами необходимо располагать при разработке критериев оценки персонала?

В разработке критериев деятельности персонала следует опираться на один или несколько следующих документов: стратегический план компании, четко прописанные бизнес-процессы, миссию и цели компании, должностные инструкции, стандарты и регламенты выполнения работы и т. п.

Необходимо сосредоточиться на том, что действительно важно для конкретной должности, и определить тот приемлемый минимум заданий и результатов, которого надо достичь.

Светлана Никитина, старший аккаунт-менеджер консалтинговой группы «КОНСОРТ», член Ассоциации консультантов по персоналу (Москва):

«В первую очередь для разработки критериев необходима копия должностной инструкции работников. Здесь крайне важно, чтобы показатели оценки соответствовали содержанию работы, для этого стоит проверить, насколько выполняемые функции соответствует должностной инструкции. Также для формирования критериев оценки используется общая стратегия развития компании и форма оценки сотрудника. Кроме того, используются документы, в которых фиксируются служебные функции, они могут называться: функциональные обязанности, должностные обязанности, функциональные задачи. Служебные обязанности могут быть включены в должностную инструкцию, в которой определяют полномочия сотрудника».

Важно обладать достаточной информацией для оценки по выбранным критериям, то есть должна быть возможность сопоставить деятельность сотрудников по отношению к установленным стандартам работы в компании.

Требования, которым должны отвечать критерии

После того как критерии оценки написаны, необходимо определить, соответствуют ли они определенным требованиям. Итак, критерии должны:

1. Быть достижимыми, что является необходимым для выполнения работы.

2. Быть объективными и обоснованными и не зависеть от того, кто их выполняет (то есть должны быть разработаны для конкретной должности, а не для человека).

3.Информировать сотрудника о том, какие конкретные действия и результаты ожидаются от него.

4.Соответствовать содержанию работы.

5.Мотивировать сотрудника на достижение лучших результатов.

6.Соответствовать целям организации.

7.Быть понятными и четко увязанными с важнейшими характеристиками рабочего поведения и (или) важнейшими результатами работы.

8.Быть динамичными, то есть должны развиваться и адаптироваться к существующим изменениям в компании.

Ольга Новикова, заместитель генерального директора по персоналу ГК «СИНТЕЗ Н» (Москва):

«Очень часто руководителю среднего звена не хватает знаний для проведения оценки подчиненного ему персонала. Это приводит к субъективизму и предвзятости, формальному подходу и нарушению периодичности оценочных мероприятий. Эту проблему можно решить, назначив отдел персонала ответственным за весь процесс оценки в организации. То есть отдел будет не только участвовать в разработке системы оценки, но и контролировать соблюдение регламентов и сроков оценочных мероприятий. Кроме этого, рекомендую разработать мотивационные схемы для управленцев, включающие в себя оценку менеджеров среднего звена в части работы с персоналом. Также немаловажную роль играет системное обучение руководителей кадровому менеджменту, которое должен инициировать и организовывать отдел персонала. Особое внимание необходимо уделять разъяснительной работе среди менеджеров среднего звена по вопросам управления персоналом, которую постоянно должен проводить руководитель HR-службы».

Четкие критерии оценки помогают и руководителю, и персоналу понять, что ожидается от их работы. Это понимание обеспечивает основу для установления обратной связи, дает возможность оценить личные перспективы, способствует эффективной деятельности каждого сотрудника. Кроме этого, критерии позволяют определить, насколько работники подходят организации и насколько организация соответствует ожиданиям сотрудника. Таким образом, критерии оценки помогут оценить вклад работника в достижение целей организации, что дает возможность руководству принимать верные административные решения.

Ссылка на основную публикацию