К закупке допущен участник, не имеющий специального разрешения на деятельность

Выиграет ли аукцион участник без лицензии?

Итак, однажды проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение строительно-монтажных работ по реконструкции котельной. В состав работ по названному контракту входил монтаж средств пожарной сигнализации (на тот момент для этого требовалась лицензия). Участник аукциона (ООО) не имел указанной лицензии. Однако им была подана заявка с приложением копии лицензии другой организации, с которой у этого участника было соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности (соглашение участник также приложил). Должна ли аукционная комиссия принять или отклонить такую заявку?

В реальной жизни аукционная комиссия, конечно же, отклонила заявку нашего участника и не допустила его к участию в аукционе.

Более того, суды вначале даже поддержали позицию аукционной комиссии.

Несмотря на то, что заявитель все-таки представил соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности, заключенное сроком на три года с третьим лицом (не являвшимся участником аукциона), а также лицензию этого третьего лица. Предметом соглашения было «предоставление сторонами взаимной помощи, в том числе в виде производства работ по договорам субподряда».

Как выяснилось впоследствии, суды ошибочно решили, что, так как участник аукциона при подаче заявки не представил требуемую лицензию, то он не может являться лицом, которое может выполнить работы по монтажу пожарной сигнализации. Поэтому недопущение его к участию в аукционе вполне законно и правомерно.

Суды также ошибочно пришли к выводу, что приложение каких-либо договоров с третьим лицом, предусматривающих выполнение соответствующих видов работ, не может рассматриваться как соблюдение установленных требований к участникам аукциона, поскольку в конкурсной документации прямо указано на необходимость наличия у участника аукциона лицензии на осуществление соответствующей деятельности.

Казалось бы, вот и правильно! Что тут такого? Всем ведь известна практика, когда небольшая организация без квалифицированных сотрудников и без специальной техники и оборудования, тем не менее, заключает с другими обладающими реальными возможностями организациями так называемые договора о создании консорциума (а по сути – договора о совместной деятельности). А потом вводит всех в заблуждение, приписывая себе технические возможности (а иногда даже и активы) своих партнеров по консорциуму.

Но не тут-то было. Сегодня уже можно с уверенностью сказать, что описанная выше позиция судов полностью несостоятельна. Участник аукциона, не имеющий лицензию на соответствующий вид деятельности, вправе приложить лицензию третьего лица и договор о совместной деятельности с этим третьим лицом. Такой участник должен быть допущен к участию в аукционе.

Правильно надо рассуждать вот так (Постановление Президиума ВАС РФ №13844/12 от 26.02.2013, опубликовано на официальном сайте 25.05.2013).

В законе о размещении заказов отсутствует прямой запрет на привлечение субподрядчиков для выполнения государственного либо муниципального контракта.

В одном из пунктов проекта муниципального контракта сказано, что «генеральный подрядчик принимает на себя обязательства выполнить собственными и привлеченными силами и средствами комплекс строительно-монтажных работ».

Из другого пункта этого же контракта следует, что контракт вполне допускает возможность привлечения генподрядчиком субподрядных организаций, обладающих необходимым опытом, оборудованием и персоналом.

Далее, ВАС делает окончательный вывод о том, что основания для признания заявки участника не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, отсутствовали. Поэтому описанные в данной статье действия аукционной комиссии привели к неправомерному ограничению количества участников размещения заказа.

По предположению автора, хотя в данном деле между участником аукциона и третьим лицом (будущим субподрядчиком) было заключено «соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности» (видимо, договор простого товарищества), для данного дела конкретный вид этого договора не принципиален. Поэтому между участником аукциона и будущим субподрядчиком мог быть и какой-либо иной договор. Например, какой-либо непоименованный в ГК договор. А может быть даже предварительный договор.

В любом случае, данный «прецедент» (не побоюсь этого слова) теперь необходимо учитывать, а игнорировать мнение высшей судебной инстанции было бы непростительным безрассудством.

Очень хочется надеяться, что данная правовая позиция будет чаще справедливо работать в случаях, когда это действительно оправдано, а не в случаях, когда однодневка получает на себя заказ понятно по каким основаниям. Не хотелось бы, чтобы данный правовой инструмент стал бы для некоторых оправданием не слишком честных аукционов.

Решение ВАС, справедливое в данном конкретном споре, может оказаться очень удобным формальным прикрытием для множества сомнительных сделок. Увы, это уже проблема общества и правоприменительной практики.

Я не могу с полной уверенностью сказать, что такое решение не надо было выносить – ведь в нашем случае это было бы несправедливо по отношению к добросовестному участнику аукциона.

В рассмотренном нами конкретном споре участник аукциона мог своими силами выполнить все работы по реконструкции котельной (кроме такой единственной «мелочи», как установка пожарной сигнализации), поэтому защита интересов данного участника выглядит вполне справедливой. Но что же произойдет, если участник аукциона реально мало что может сделать своими силами, однако имеет при этом хороших партнеров-субподрядчиков с лицензиями, персоналом и техникой?

Смогут ли судьи быть достаточно самостоятельными в принятии своих решений, когда, видя откровенную сомнительность происходящего, им придется отойти от сформулированной выше позиции Высшего Арбитражного Суда?

Уверен, что в силу самой сути российского права, а также благодаря богатому судейскому опыту толкования и применения закона, а также по ряду других причин, такая возможность у судей, безусловно, будет. Несмотря на давление со стороны представителей сомнительных участников аукциона, которые будут грозно ссылаться на рассмотренное нами постановление. Только захотят ли судьи задумываться и усложнять себе жизнь, вот в чем вопрос.

РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ по делу № ЭА – 105/2018 о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

РЕШЕНИЕ

по делу № ЭА – 105/2018 о нарушении

законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

29 января 2018 года г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ИП Васильева А.А. (далее – Заявитель) на действия отдела МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) при проведении электронного аукциона: «Услуги по сбору, вывозу и утилизации (переработке или хранению) жидких бытовых отходов» (извещение № 0118100002717000074) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе),

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.

Заявитель указывает на неправомерный отказ в допуске к участию в электронном аукционе.

Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснили, что документация электронного аукциона составлена в соответствии с потребностью Заказчика, заявка отклонена правомерно.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Заказчиком – отделом МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) проводился электронный аукцион: «Услуги по сбору, вывозу и утилизации (переработке или хранению) жидких бытовых отходов» (извещение № 0118100002717000074).

Начальная (максимальная) цена контракта – 4 905 975,78 руб.

На основании ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Согласно ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

В соответствии с ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1 , 35 , 7 и 8 части 2 статьи 62 , частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1 , частями 1.1 , 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно протоколу № 0118100002717000074-3 подведения итогов аукциона в электронной форме от 15.01.2018 г. заявка ИП Васильева А.А. (заявка №2) отклонена на основании п.2) ч.5 ст.69 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, и п.30 ч.1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011, N99-03, оказание услуг, являющихся предметом закупки отнесено к лицензируемым видам деятельности, участник закупки должен обладать действующей лицензией на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. В документации заявки отсутствует лицензия на обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности.).

Пунктом 2) части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе обусловлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 – 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 , частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 – 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

На основании п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 , частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1 , частями 1.1 , 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1) части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям , установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с п.30) ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат, в том числе следующие виды деятельности: деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.

Документация электронного аукциона содержит Раздел 2 «Описание объекта закупки», где Заказчиком установлены требования: « п.3.8 Услуги по откачке, вывозу и утилизации (переработке или хранению) жидких бытовых отходов (далее ЖБО) осуществляется Исполнителем, в соответствии с порядком, установленным ниже:

– Исполнитель использует для оказания услуг соответствующую технику, оборудование, инструменты, расходные материалы;

– Исполнитель своими силами осуществляет откачку ЖБО, и подбор пролившихся ЖБО при откачке;

– Утилизация (переработка или хранение) жидких бытовых отходов должно производиться на специальных территориях (полигонах). Наличие у исполнителя контракта (договора) на размещение ЖБО в местах, специально отведенных для размещения ЖБО.

– Исполнитель обязан по требованию заказчика в течении одних суток предоставить первичные документы, подтверждающие сдачу в место хранения (утилизации) объем вывезенных жидких бытовых отходов с территории заказчика, а также документы, подтверждающие оплату услуги его размещения.

– Исполнитель с момента погрузки ЖБО несет полую ответственность по их дальнейшему обращению;

– В случае причинения, при оказании услуг Исполнителем ущерба имуществу Заказчика (повреждение ограждений или иного имущества) Исполнитель обязан возместить причиненный ущерб в полном объеме.

– С момента откачки ЖБО Заказчика в спецтехнику Исполнителя дальнейшую ответственность за перемещение и размещение ЖБО на полигоне несет Исполнитель в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

– Услуги считаются оказанными после подписания акта оказанных услуг Заказчиком и Исполнителем (без претензий).

Согласно ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

В соответствии с ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с ч.5 ст.65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

Из жалобы ИП Васильева А.А. следует, что 26.12.2018г. был направлен запрос разъяснений аукционной документации, с просьбой указать, какие именно разрешенные виды работ, выполняемые в составе лицензируемого вида деятельности должны быть в лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности. На что был получен ответ Заказчика – «Извещение о проведении закупки и документация об электронном аукционе содержат корректные требования в соответствии с действующим законодательством, в том числе на предоставление соответствующей документации подтверждающей, что участник закупки осуществляет законную предпринимательскую деятельность в части оказания услуг, являющихся объектом закупки. Соответственно никаких дополнительных требований к разрешенным видам работ, выполняемым в составе лицензируемого вида деятельности у Заказчика нет, необходимо только само наличие лицензии на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I IV классов опасности .

Читайте также:  Заказчик не включил ПСД в документацию о закупке строительных работ

Согласно п.2 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение о лицензировании), лицензирование деятельности в области обращения с отходами осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее – лицензирующий орган).

На основании п.1 Положения о лицензировании настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее – деятельность в области обращения с отходами).

Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.

В соответствии с приложением к Положению о лицензировании Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности включает сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I – IV классов опасности.

В составе второй части заявки ИП Васильев А.А. предоставил требуемую лицензию.

Следовательно, отклонение второй части нашей заявки на участие в аукционе с формулировкой «В документации заявки отсутствует лицензия на обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности» неправомерно, так как лицензии с таким названием не существует (есть лицензия на право осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности), а конкретных требований к разрешенным видам работ, выполняемым в составе лицензируемого вида деятельности, у Заказчика нет.

В заявке второго участника аукциона – ИП Трофимовой Людмилы Сергеевны, также представлена лицензия, требуемая аукционной документацией.

Согласно ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

Таким образом, нарушения, допущенные аукционной комиссией Заказчика, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,

  1. Признать жалобу ИП Васильева А.А . обоснованной.
  2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика – отдела МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
  3. Заказчику – отделу МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе .
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

по делу №ЭА-105/2018 о нарушении

законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

29 января 2018г. г. Краснодар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

на основании своего решения от 29.01.2018г. по делу №ЭА-105/2018 по результатам рассмотрения жалобы ИП Васильева А.А. на действия отдела МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) при проведении электронного аукциона: «Услуги по сбору, вывозу и утилизации (переработке или хранению) жидких бытовых отходов» (извещение № 0118100002717000074) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, , руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:

1. Заказчику – отделу МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) (аукционной комиссии) устранить нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе путем отмены протокола подведения итогов (далее Протокол) и назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе. При этом дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протокола.

    1. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, в том числе и Заявителя, об отмене Протокола, о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе, о блокировании операций в отношении указанных средств, в случае если в их отношении блокирование прекращено.

1.3 Оператору электронной площадки осуществить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе через 4 рабочих дня со дня направления Оператором электронной площадки уведомления, указанного в пункте 1.2 настоящего предписания.

1.4 Аукционной комиссии рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 29.01.2018 по делу № ЭА – 105/2018.

1.5 Заказчику – отделу МВД РФ по Гулькевичскому району (дислокация г. Гулькевичи) (аукционной комиссии) , оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов и с учетом решения от 29.01.2018 по делу № ЭА – 105/2018.

6. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 3-х рабочих дней со дня его получения.

7. В срок до 22.02.2018г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.

Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Участие в торгах без соответствующего кода ОКВЭД

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Уже давно не публиковал на сайте ничего нового и полезного, но сегодня решил исправиться. В этой статье речь пойдет об участии в торгах без соответствующего кода ОКВЭД. Написать эту статью меня сподвигнули неоднократные вопросы по данной теме от посетителей сайта и моих подписчиков.

Информации по данной теме в интернете более чем достаточно, и она неоднократно обсуждалась на различных тематических форумах. Но информация эта разбросана клочками, поэтому для Вашего удобства я решил собрать её воедино и по возможности структурировать.

Если теоретическая информация по ОКВЭД Вам не нужна, то пролистайте статью до пункта с названием «Правомерно ли отклонение заявки участника при участии в торгах без соответствующего кода ОКВЭД?» и ознакомьтесь только с итоговыми выкладками по данному вопросу. Новичкам же я рекомендую изучить статью полностью. И так, поехали…

Немного теории…

Каждый бизнес-субъект имеет регистрационный, налоговый номер, получает статистические коды, а также фиксирует в форме цифровых обозначений виды деятельности, которыми занимается. Если какой-либо другой номер присваивается регистрирующим органом, то коды ОКВЭД организатор бизнеса должен определить для себя самостоятельно.

ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Российский справочник ОКВЭД сформирован Министерством экономического развития Российской Федерации на основе классификации видов деятельности, принятой в Европейском экономическом сообществе, и согласуется с ней в части их кодировки.

Унификация кодировок заключается в том, что первые 4 знака отечественного кода соответствуют цифровому обозначению аналогичной позиции в международном справочнике, а далее идет детализация видов деятельности, исходя из особенностей российской экономики.

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение для идентификации группировок видов экономической деятельности состоит из двух — шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

XX класс

XX.X подкласс

XX.XX группа

XX.XX.X подгруппа

XX.XX.XX вид

ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:

  1. классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
  2. определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами;
  3. разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
  4. осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за субъектами национальной экономики и социальной сферы;
  5. подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
  6. кодированием информации по видам экономической деятельности в информационных системах и ресурсах;
  7. обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Ссылка на ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) принятый Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/

Как же правильно выбрать ОКВЭД и на что он влияет?

При открытии фирмы учредитель (или ИП) самостоятельно определяет вид деятельности, которым он будет заниматься и относит его к тем или иным классификаторам ОКВЭД. Таких видов деятельности у организации может быть несколько: один основной и остальные дополнительные (в неограниченном количестве).

Перечень данных названий и кодов вносится в устав фирмы и заявление на госрегистрацию. Не имеет смысла сразу же писать огромное количество кодов, ведь в процессе работы их можно добавлять или убирать.

Что же влияет на выбор кодов?

  1. На основании выбранного вида деятельности органы госстатистики закрепляют номер классификаторов предприятий (ОКПО) и таким образом определяют отраслевую принадлежность фирмы;
  2. Некоторые виды деятельности относятся к запрещенным для осуществления коммерческими организациями или разрешены, но с ограничениями;
  3. Отдельные типы производств (услуг) требуют лицензирования и прочих государственных разрешений;
  4. Существуют виды деятельности, недоступные для ИП;
  5. Выбранная сфера деятельности может требовать определенной величины уставного капитала;
  6. Коды ОКВЭД напрямую влияют на величину налоговых и внебюджетных отчислений компании: некоторые сферы (например: атомная энергетика) предполагают наличие повышенных ставок в ФСС и ИФНС.

Из вышесказанного следует, что очень важно серьезно относится к выбранным видам деятельности, дабы не понести дополнительные расходы и бюрократические метания.

Важно понимать, что выбор ОКВЭДов не является окончательным и бесповоротным. Коды можно менять, добавлять, убирать. Для этого нужно всего лишь обновить редакцию Устава (для ООО) на основании решения участников и подать заявление в налоговые органы по установленной форме (№Р14001) на внесение изменений в ЕГРЮЛ.

Данная процедура во многом похожа на регистрацию предприятия, за исключением отсутствия госпошлины.

Ниже представлен перечень необходимых документов для внесения изменения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП):

— общегражданский паспорт и его копия для заявителя;

— выписка из государственного реестра (не старше 1 месяца) в оригинале;

— свидетельства о присвоении налогового и регистрационного номеров;

— уставные документы, включая новую редакцию Устава;

— решение об изменении видов деятельности;

— заявление на перерегистрацию с приложением перечня новых кодов по ОКВЭД.

С оформленными документами на руках необходимо подать заявление в Росстат и получить письмо о присвоении новых кодов ОКВЭД.

Информационное письмо о постановке на учёт в статистическом регистре органов Госстата (коды статистики) является одним из обязательных документов для открытия расчётного счёта в банках, может понадобиться для предъявления на таможне, при получении лицензий, участии в тендерах. На основании этого письма ФСС рассчитывает тарифную ставку страхования работников от травматизма и профзаболеваний. Могут запросить его и аудиторы при проверке.

Уведомить налоговые органы о том, что изменился перечень услуг или характер производства, нужно в трёхдневный срок. А вообще организациям рекомендуется пересматривать и подтверждать свои виды деятельности ежегодно, в первом квартале.

Необходимо так же заметить, что если организация выполняет оказание услуг или работ в несоответствии с зарегистрированными кодами ОКВЭД, она попадает под 171 статью УК РФ «Незаконное предпринимательство».

Ну а теперь самое интересное…

Правомерно ли отклонение заявки участника при участии в торгах без соответствующего кода ОКВЭД?

На самом деле взгляды специалистов на этот счет, как всегда расходятся. Но большинство все же сходится во мнении, что такое отклонение заявки не правомерно. Я также придерживаюсь этой точки зрения. Однако, во избежание спорных ситуаций с Заказчиками, я обычно рекомендую своим клиентам дополнить список ОКВЭДов необходимыми кодами, если они решат на постоянной основе участвовать в закупках определенной тематики.

Давайте с Вами рассмотрим, чем же руководствуется большинство наших коллег по цеху.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

При этом в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно п. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения и документы о юридическом лице, в частности сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.05.2006 г. № Ф04-850/2006(22654-А27-34) разъяснил, что коды ОКВЭД предназначены для целей государственной статистики. Таким образом, коды ОКВЭД предназначены исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и его указание в учредительных документах и (или) ЕГРЮЛ не ограничивает право коммерческих организаций осуществлять соответствующий вид деятельности.

ФНС России в Письме от 26.09.2005 № ВЕ-6-09/795@ разъяснила, что законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств представлять в регистрирующий орган сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности) в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Судебная практика также исходит из того, что организация при осуществлении нового вида деятельности не обязана поставить в известность об этом налоговый орган (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2006 № Ф04-65/2006(19269-А45-6), от 23.08.2006 № Ф04-4302/2006(24413-А27-34)).

Читайте также:  Осуществление закупок по 44 ФЗ ГУП (МУП) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что организация должна самостоятельно определять коды осуществляемых видов экономической деятельности на основании ОКВЭД и отсутствие в ЕГРЮЛ сведений об определенных кодах ОКВЭД, которые соответствуют осуществляемой организацией деятельности, не является запретом на ее осуществление (см. также Постановление ФАС Поволжского округа от 02.09.2004 № А72-5150/04-8/484).

Выводы:

Как видно из приведенных положений Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом, и право на осуществление того или иного вида экономической деятельности, не требующего лицензирования, не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у организации соответствующего кода ОКВЭД, внесенного в установленном порядке в ЕГРЮЛ.

Таким образом, отсутствие у лица соответствующего кода ОКВЭД, внесенного в установленном порядке в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), не является основанием для отказа лицу в допуске к участию в торгах, следовательно, отказ в допуске к участию в торгах неправомерен.

Вот, собственно говоря, и все о чем я хотел Вам сегодня рассказать.

P.S.: Обратите также внимание вот на какой момент. В уставе многих организаций, как правило, после перечисления всех видов деятельности присутствует такая формулировка — «Иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством».

P.S.S.: Интересно будет узнать Ваше мнение по данной теме, а особенно мнение представителей заказчиков. Отклоняете ли Вы участников за отсутствие соответствующих кодов ОКВЭД, и с каким обоснованием? Оставляйте свои комментарии ниже.

Кто имеет право. В каких случаях заказчик обязан включать в документацию требование о наличии лицензии на выполнение работ

Лицензирование отдельных видов деятельности дает основание заказчику при закупке работ, предполагающих наличие лицензии на их осуществление, устанавливать в документации требование о предоставлении участником закупки соответствующей лицензии. Однако с учетом возможности привлечения субподрядчиков к выполнению отдельных видов сложных составных работ такие требования непосредственно к участникам закупки могут быть признаны излишними и несправедливыми, поскольку препятствуют конкуренции, ограничивая число потенциальных участников закупки. Чем руководствоваться заказчику в таких ситуациях, чтобы и требования закона соблюсти, и должную конкуренцию обеспечить, рассмотрим на примере из практики с помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ.

Бюджетное казенное учреждение, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», осуществляет выбор подрядчиков на выполнение работ по валке деревьев, содержанию улично-дорожной сети округа, содержанию детских игровых площадок и т.п. путем проведения электронных аукционов. В состав указанных работ входят в том числе сбор и транспортировка собранного с этих территорий мусора, отходов от вырубки деревьев. Должно ли быть в аукционной документации требование о предоставлении участниками торгов лицензии на сбор и транспортировку мусора?

Согласно ч. 3 ст. 64 Закона № 44-ФЗ, аукционная документация должна содержать требования к участникам аукциона, установленные согласно ч. 1, ч.ч. 1.1, 2, 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона № 44-ФЗ. Одним из них является соответствие участников закупки требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ). Требования к участникам закупки, не указанные в ст. 31 Закона № 44-ФЗ, заказчик устанавливать не вправе (ч. 6 этой статьи).

К требованиям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов, таких, например, как свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, лицензия и т.п., которые в соответствии с законодательством требуются для осуществления определенных видов деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ, ч. 2 ст. 1, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»). В случае если в соответствии с законодательством РФ объект закупки, например, относится к лицензируемым видам деятельности, заказчик в силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ обязан установить в извещении о проведении закупки требование к участникам закупки о наличии лицензии, свидетельства, разрешения и т.п., предусмотренных законодательством РФ, и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям с учетом положений действующего законодательства РФ (письмо Минэкономразвития России от 18.04.2016 № Д28и-1051). Такие разъяснения давались в том числе применительно к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, которая подлежит лицензированию, согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ (письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 № Д28и-645).

Отходы отходам рознь

Согласно абзацу второму ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под отходами понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с этим федеральным законом. Сбором отходов признается прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (абзац семнадцатый ст. 1 Закона № 89-ФЗ). Под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка юридического лица или индивидуального предпринимателя (абзац восемнадцатый ст. 1 Закона № 89-ФЗ).

Упомянутая в вопросе деятельность (выполнение работ по валке деревьев, содержанию улично-дорожной сети округа, содержанию детских игровых площадок) не отнесена законодательством к видам деятельности, для осуществления которых требуется получение лицензии (ч. 1 ст. 12 Закона № 99-ФЗ).

Согласно ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. Согласно этой классификации к V классу относятся практически неопасные отходы.

Статьей 20 Закона № 89-ФЗ предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя, в частности, федеральный классификационный каталог отходов (ФККО).

Согласно п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов (утвержден приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792), ФККО включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в РФ и систематизированных по совокупности определенных классификационных признаков. Каждому виду отходов присваивается код, имеющий 11-значную структуру. Последний знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 – для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 – I класс опасности; 2 – II класс опасности; 3 – III класс опасности; 4 – IV класс опасности; 5 – V класс опасности (п. 9 Порядка).

В соответствии с ФККО, утвержденным приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками обозначены кодом 7 31 300 02 20 5, последняя цифра которого («5») указывает, что этот вид отходов относится к V классу опасности (практически неопасные отходы). К V классу опасности относится также мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства (код 7 31 200 02 72 5). Вместе с тем ФККО предусмотрен вид отходов «мусор и смет уличный», которому соответствует код 7 31 200 01 72 4, свидетельствующий об отнесении этого вида отходов к IV классу опасности.

Таким образом, выполнение работ (оказание услуг) по упомянутому в вопросе контракту может предполагать, в том числе сбор и транспортирование отходов IV класса опасности. Однако само по себе это, как представляется, не означает, что к участникам соответствующей закупки заказчик обязан предъявить требование о наличии лицензии, подтверждающей право на обращение с отходами. И вот почему.

Излишние требования ограничивают конкуренцию

Президиум ВАС РФ в постановлении от 19.04.2011 № 16692/10 сформулировал правовую позицию, в соответствии с которой из содержания ст. 1 Закона № 89-ФЗ следует, что деятельность по сбору отходов непосредственно связана с целью их дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения и осуществляется лицами, для которых такая деятельность является специализированной. Данная позиция была сформулирована применительно к спору о необходимости получения управляющей организацией многоквартирного дома, осуществлявшей изъятие отходов из мест их образования (мусороприемных камер жилых домов) и перемещение их в контейнеры специализированной организации, лицензии на осуществление деятельности по сбору опасных отходов. Суд пришел к выводу о том, что в подобном случае деятельность общества как управляющей компании многоквартирного дома была связана исключительно с выполнением обязанностей по обслуживанию и содержанию жилищного фонда, в рамках которых оно производит работы по изъятию отходов из мест их образования – мусороприемных камер жилых домов – и накоплению на специально оборудованной контейнерной площадке для последующего транспортирования, обезвреживания и размещения этих отходов специализированной организацией на основании заключенного с ней договора. Такие действия не являются деятельностью по сбору отходов, для осуществления которой требуется специальное разрешение (лицензия).

Безусловно, в рассматриваемой ситуации исполнение контракта может быть связано с транспортированием отходов I–IV классов опасности. Однако, поскольку речь идет о контракте на выполнение подрядных работ, необходимо обратить внимание, что, согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ, в случае, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Поскольку Закон № 44-ФЗ не содержит правил, исключающих применение этой нормы, и из п. 3 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 этого федерального закона следует, что к отношениям по контракту применяются в том числе положения ГК РФ, подрядчик по контракту не лишен права привлечь к выполнению работ субподрядчика, если это не запрещено контрактом.

Более того, в правоприменительной практике распространена позиция, когда работы, для выполнения которых необходимо получение лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а входят в состав иных работ по контракту, не относящихся к лицензируемым видам деятельности, учитывая, что при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, заказчик не вправе требовать от участника закупки предоставления соответствующей лицензии. Поэтому, если в рассматриваемой ситуации подрядчик не лишен будет возможности привлечь к исполнению обязанности по транспортировке мусора иных лиц (субподрядчиков), то, учитывая, что сбор и транспортирование мусора, который может относиться к опасным отходам, составляет лишь часть работ по контракту и не является самостоятельным объектом закупки, требование заказчика о наличии у участника закупки лицензии на осуществление деятельности по сбору и транспортировке отходов I–IV классов опасности может быть расценено антимонопольным органом и судом как неправомерное (решение УФАС по Республике Алтай от 15.03.2016 № 27-К/16).

Пятьдесят на пятьдесят

Не следует забывать, что одним из принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип обеспечения конкуренции. Применение этого принципа означает запрет на совершение заказчиком любых действий, которые противоречат требованиям Закона № 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок (ст. 8 этого Закона).

В некоторых случаях антимонопольные органы указывают, что если в один лот включены услуги или работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих данной лицензией, то установление требования о выполнении таких работ или услуг лично и, соответственно, о необходимости предоставления в составе заявки на участие в аукционе указанной лицензии противоречит положениям Закона № 44-ФЗ (решение Архангельского УФАС России от 22.09.2015 № 04-05/5617). Поэтому, если заказчик не имеет возможности обосновать наличие объективной необходимости в личном выполнении подрядчиком всех работ, связанных со сбором и транспортированием опасных отходов, которые могут обнаружиться в ходе исполнения контракта, он, как следует полагать, не вправе ограничивать участие в закупке лиц, не имеющих соответствующей лицензии, запрещая им привлекать к выполнению таких работ субподрядчиков, у которых необходимая лицензия имеется.

С другой стороны, в судебной практике встречается подход, признающий за заказчиком в подобных ситуациях право требовать от участника закупки подтверждения наличия лицензии, однако при этом допустимо предоставление лицензий (копий лицензий) субподрядчиков, которых такой участник планирует привлечь к выполнению работ по контракту (например, постановление АС Волго-Вятского округа от 27.08.2015 № Ф01-3403/15). Можно обнаружить в правоприменительной практике и иные примеры признания правомерным установления заказчиком соответствующих требований (решение УФАС по Краснодарскому краю от 17.12.2015 № ЭА-1373/2015).

Принимая во внимание неоднозначность отдельных формулировок Закона № 89-ФЗ и отсутствие единообразного подхода к рассматриваемому вопросу в правоприменительной практике, невозможно однозначно ответить на вопрос, вправе ли заказчик в приведенной ситуации требовать от участников закупки наличия лицензии на выполнение работ по сбору и транспортировке отходов I–IV классов опасности. Учитывая все вышеизложенное, можно лишь констатировать, что существует правовой риск признания такого требования неправомерным с вытекающими отсюда негативными последствиями для заказчика (ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106, ч. 1 ст. 107 Закона № 44-ФЗ). Однако в случае возникновения спора в данной ситуации суд будет исходить из конкретных обстоятельств дела и даст им собственную правовую оценку, в связи с чем оценить вероятность того или иного результата судебного разбирательства не представляется возможным. Также необходимо помнить, что за официальными разъяснениями по данному вопросу заказчик может обратиться в ФАС России.

Требования к участникам закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ

Условия для участия в закупках в соответствии с 44-ФЗ

В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Участник закупки может иметь различные регистрационные данные — организационно-правовую форму, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве, на территории, для которых утвержден льготный режим (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) или же в офшорных зонах.

Для того чтобы вышеуказанные лица смогли принять участие в закупках, они обязаны соблюдать требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Параметры, которым должны соответствовать те, кто принял решение участвовать в закупке, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе Российской Федерации. Их принято подразделять на единые и дополнительные.

Единые требования к участникам закупки следующие:

  1. Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
  2. По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона № 127 от 26.10.2002), а также не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверить участника закупки на банкротство можно на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве.
  3. Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25 % от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения необходимо также подтвердить декларированием.
  4. Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые непосредственно связаны с закупочной деятельностью по статьям 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя также не должно быть административных наказаний в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании, а также к главному бухгалтеру, и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участник ранее был судим за данные правонарушения, но при этом судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик имеет полное право принимать участие в закупке.
  5. Лицо, принимающие участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (Приказ Минфина РФ № 108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
  7. Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо в случае, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
  8. Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
  9. В требованиях не должно быть прочих ограничений для участия в закупке (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом № 504 от 31.12.2017).
Читайте также:  Применение МУП законодательства о закупках отдельными видами юрлиц по 44 ФЗ

Этим параметрам должен соответствовать любой участник закупки — это 44-ФЗ устанавливает однозначно.

Согласно ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона № 44, заказчик также вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505).

Если же говорить о дополнительных условиях к участникам тендера, то стоит отметить, что Правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99, к таковым относятся:

  • опыт, недвижимое имущества, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  • опыт, а также владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то напомним, что в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Однако существует и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в сфере закупок.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая при этом конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом № 223 четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера. При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Помимо этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей, а также положительная деловая репутация. При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР путем сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

В Федеральном законе № 44 нет никаких указаний о том, что участники должны сертифицировать свою деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждение их добросовестности может быть сформировано в свободной форме (Письмо ФАС № ИА/71669/18 от 07.09.2018, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28 от 19.01.2017).

В рамках осуществления закупочной деятельности по нормативам Федерального закона № 223, организации-заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (Письмо ФАС № СП/51294-ПР/18 от 05.07.2018).

При этом многие учреждения злоупотребляют своими полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования — такие, как связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Также некоторые заказчики требуют особые условия для формы и содержания заявки, обозначают наличие выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

Выходом из данной ситуации может быть разработка типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

Что делать, если участник не соответствует требованиям

Заказчик должен помнить, что при обнаружении закупочной комиссией несоответствия участника единым требованиям закупки или же при предоставлении им недостоверной информации отстранение исполнителей от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки можно осуществить в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона № 44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования, согласно ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия данным условиями и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (Письмо Минфина РФ № 24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным согласно ч. 1.1 ст. 31 — если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверки по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Кто может участвовать в госзакупках?

Может ли физическое лицо участвовать в закупках для малого бизнеса? Что если ОКВЭД не совпадает с объектом закупки? Может ли стать поставщиком только что организованная компания? Ответим на эти и другие вопросы о требованиях к поставщикам.

Одни из основных принципов госзакупок — открытость, прозрачность и обеспечение конкуренции, а ключевая задача государства — экономия бюджетных денег. Основываясь на этом, законодатель предоставил доступ к закупкам максимально широкому кругу лиц. Однако есть факторы, которые ограничивают круг участников в определенных закупках, и нюансы, которые нужно учесть разным категориям потенциальных поставщиков.

Какие ограничения сокращают круг участников?

Не все могут поучаствовать в закупке, если:

  • в закупке действует национальный режим,
  • требуются определенные лицензии и разрешения, если закупка на лицензируемые виды деятельности,
  • нужен опыт работы и квалификация сотрудников (применяется в закупках технически сложных товаров, работ, услуг с высокой НМЦ по постановлению правительства № 99),
  • проводят закупку только среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций,
  • проводят закрытую закупку с информацией, составляющей государственную тайну.

Особенности участия в закупках отдельных категорий лиц

Физические лица

Физлица могут регистрироваться на любых ЭТП и участвовать в аукционах наравне с другими категориями участников. В большинстве случаев они участвуют в «простых» закупках, для которых не нужно регистрировать ИП или ООО. Например, аукционы по покупке квартир, услуги переводчиков, гидов, репетиторов и т.д. Проще всего им участвовать в запросе котировок, для которого пока не нужна электронная подпись.

Вам нужно будет зарегистрироваться в ЕИС. Как это сделать, читайте в этой статье.

Что учесть физлицам:

  • При заключении контракта с физлицом заказчик самостоятельно удерживает с него НДФЛ. Условие об уменьшении суммы обязательно включается заказчиком в контракт (ч. 13 ст. 34 44-ФЗ).
  • Физлицо не относится к субъектам малого предпринимательства, так как к ним могут относится только юридические лица и ИП (п. 1 ст. 3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

На практике заказчики часто в небольших закупках, где теоретически могли бы поучаствовать физлица, ставят по привычке ограничения по СМП. В таких закупках физлицо участвовать не может. Поэтому, если вы планируете участвовать в закупках на постоянной основе, рекомендуем зарегистрироваться в качестве ИП или создать ООО.

  • Ваши жалобы в ФАС на заказчика и ЭТП будут рассматривать по порядку, установленному в 44-ФЗ, только если вы соответствуете всем требованим к поставщикам и ваши права нарушены положениями документации. Н апример, если вы жалуетесь на то, что не работала площадка, но при этом у вас нет нужных лицензий, то вашу жалобу будут рассматривать 30 дней. А если заказчик вас отклонил, несмотря на то, что вы соотвествуете всем требованим, жалобу рассмотрят за 5 дней, как установлено в 44-ФЗ.
  • Индивидуальные предприниматели (ИП)

    Особых требований для индивидуальных предпринимателей нет. Большое преимущество для них — простота оформления документов для аккредитации на площадках: нужны только все страницы паспорта и выписка из ЕГРИП. Для ИП не требуется решения о сумме сделки и у него отсутствуют учредительные документы.

    • Согласно пункту 3 статьи 3 275-ФЗ, ИП не может принимать участие в закупках в рамках государственного оборонного заказа.
    • ИП отвечает по обязательствам ( возможные штрафы и пени) всем своим имуществом, даже после закрытия.
    • Будьте внимательны. Если попадете в РНП, то на следующие два года не сможете участвовать в торгах, а если захотите продолжить, придется открыть ИП на другого человека.
    • Заказчик по 44-ФЗ всегда объявляет закупку с НДС и не всегда прописывает в проекте контракта, что цена не включает НДС, если победитель на УСН. Победитель на УСН рискует оказаться в ситуации, что заказчик вычтет 20% от егоцены. Это несмотря на то, что 44-ФЗ не разрешает менять сумму контракта и многочисленные разъяснения Минэкономразвития и Минфина. Если в проекте контракта не указано, как действует заказчик при победе участника на УСН, рекомендуем подать запрос на разъяснения.
    • Для субъектов малого бизнеса и организаций инвалидов действуют преимущества.
    • Действуют те же правила подачи жалобы, как у физлиц.

    Юридические лица

    Это самая распространенная категория бизнеса и, соответственно, участников торгов.

    Что учесть юрлицам:

    • Если вы на УСН, также будьте внимательны к условиям оплаты.
    • Для разных видов юрлиц есть свои особенности в подготовке документов.
    • Если юрлицо попадает в РНП, то в реестр включают информацию не только о самой организации, но и обо всех ее учредителях.
    • Крупным компаниям, которые участвуют в массе торгов, лучше создать новую организацию для участия в «мелких» торгах. Это поможет обезопаситься от попадания в РНП из-за мелкой ошибки. Например, сотрудник не успел в срок подписать контракт, в этом случае участник считается уклонившимся от заключения. В итоге вся компания, включая учредителей, с большой вероятностью попадет в РНП.
    • Проще создать ООО с одним учредителем. Не нужно собирать общее собрание участников для принятия решений, проще оформлять документы.
    • Для СМП и организаций инвалидов действуют преимущества.

    Бюджетные организации

    Участвовать в торгах могут и сами «бюджетники». Для них действуют такие правила:

    • Им не нужно платить обеспечение контракта.
    • Для организаций УФСИН действуют преимущества (если побеждают, то могут повысить свою цену на 15%, но не выше НМЦ).
    • Заработанные деньги можно потратить на закупки по 223-ФЗ, если есть опубликованное Положение о закупках.

    Иностранные компании и физлица

    Могут участвовать в закупках с учетом ограничений по нацрежиму. При аккредитации на ЭТП иностранцы должны предоставить надлежащим образом заверенный перевод своих документов, выданных в соответствии с законодательством своего государства

    Так как в электронных закупок иностранцы принять участие не могут, из-за того что невозможно оформить квалифицированную электронную подпись, крупные иностранные компании открывают в России юридические лица с российскими учредителями.

    Популярные вопросы о требованиях к поставщикам

    Можно ли с первого дня регистрации участвовать в закупках?

    Ограничений нет, вы сможете участвовать в большинстве торгов по 44-ФЗ. Исключением являются закупки, где требуется опыт поставки аналогичных товаров / выполнения работ/ оказания услуг или, например, указаны требования, связанные с длительным устойчивым финансовым положением компании на рынке (как правило, применяется в коммерческих торгах).

    Можно ли участвовать в закупке, если ОКВЭДы не соответствуют указанным в выписке из ЕГРЮЛ/ ЕГРИП?

    Коды ОКВЭД не влияют на участие, заказчик в рамках 44-ФЗ не имеет права отклонить заявку на основании несоответствия кодов ОКВЭД.

    Можно ли принять участие в закупке, если нет необходимого товара на складе и сертификатов соответствия?

    На момент подачи заявки поставщик не обязан иметь товар на складе. Заказчик не вправе требовать в составе заявки документы, которые по закону передаются вместе с товаром.

    Выводы

    Участвовать в торгах могут все, независимо от даты создания организации, системы налогообложения, кодов ОКВЭД, наличия товара на складе на момент подготовки заявки и прочих подобных моментов. Есть ряд общих ограничений для участия, но они встречаются далеко не во всех закупках. Рекомендуем всегда внимательно изучать документацию о закупке перед тем, как принимать участие в интересных для вас торгах.

    В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

    Ссылка на основную публикацию