Как действовать заказчику в ходе исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

Как действовать заказчику в ходе исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Что считается исполнением контракта (согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” 01.07.2019): это когда контракт уже подписан или когда уже произошла частичная отгрузка товара, или когда контракт полностью исполнен?
Можно ли заменить обеспечение контракта на банковскую гарантию, когда контракт подписан, но не было еще ни одной отгрузки товара?

Согласно ч. 7 ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта новое обеспечение исполнения контракта, размер которого может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены ч.ч. 7.2 и 7.3 данной статьи. Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения гарантийных обязательств и (или) предоставить заказчику взамен ранее предоставленного обеспечения гарантийных обязательств новое обеспечение гарантийных обязательств.
Как следует из положений ч. 7.2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ размер обеспечения исполнения контракта уменьшается посредством направления заказчиком информации об исполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по поставке товара, выполнению работы (ее результатов), оказанию услуги или об исполнении им отдельного этапа исполнения контракта и стоимости исполненных обязательств для включения в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем предоставления банковской гарантии, требование заказчика об уплате денежных сумм по этой гарантии может быть предъявлено в размере не более размера обеспечения исполнения контракта, рассчитанного заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов. В случае, если обеспечение исполнения контракта осуществляется путем внесения денежных средств на счет, указанный заказчиком, по заявлению поставщика (подрядчика, исполнителя) ему возвращаются заказчиком в установленный в соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контрактом срок денежные средства в сумме, на которую уменьшен размер обеспечения исполнения контракта, рассчитанный заказчиком на основании информации об исполнении контракта, размещенной в соответствующем реестре контрактов.
Согласно ч. 7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ предусмотренное ч.ч. 7 и 7.1 данной статьи уменьшение размера обеспечения исполнения контракта осуществляется при условии отсутствия неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных заказчиком в соответствии с Законом N 44-ФЗ, а также приемки заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта в объеме выплаченного аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Такое уменьшение не допускается в случаях, определенных Правительством РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.
Как видим, по смыслу положений чч. 7-7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, поставщик (подрядчик, исполнитель) в ходе исполнения контракта вправе как изменить способ обеспечения исполнения контракта, так и заменить ранее предоставленное заказчику обеспечение исполнения контракта на уменьшенное, причем в последнем случае уменьшение размера обеспечения исполнения контракта производится пропорционально стоимости исполненных обязательств, приемка и оплата которых осуществлены в порядке и сроки, которые предусмотрены контрактом, а одним из условий такого уменьшения является приемка заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги. При этом требований об осуществлении заказчиком приемки товаров, работ, услуг в целях реализации поставщиком права на замену способа обеспечения исполнения контракта положениями ст. 96 Закона N 44-ФЗ не установлено.
Из ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ следует, что исполнение контракта включает в себя, в частности, следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и данным законом:
– приемку поставленного товара (работы, услуги). включая проведение в соответствии с данным законом экспертизы поставленного товара (работы, услуги).
– оплату заказчиком поставленного товара (работы, услуги).
– взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 данного закона,
– применение мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Действительно, с одной стороны, приведенная норма может пониматься как указывающая на то, что исполнение контракта начинается лишь с момента первой поставки (приемки, оплаты и т.п.). Однако, на наш взгляд, использованная в ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ формулировка “в том числе” свидетельствует о том, что приведенный в этой части перечень действий, совершаемых после заключения контракта и свидетельствующих об исполнении контакта, не является исчерпывающим. Кроме того, на наш взгляд, поскольку иное не вытекает из законодательства, в целях применения Закона N 44-ФЗ периодом исполнения контракта следует считать период с даты его вступления в силу (п. 1 ст. 425 ГК РФ) до момента его прекращения. В этом смысле взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по вопросу об изменении способа обеспечения исполнения действующего контракта, по нашему мнению, должно рассматриваться как осуществляемое в ходе исполнения контракта. А поскольку положениями Закона N 44-ФЗ не установлено иное, изменить способ обеспечения исполнения контракта поставщик вправе и до момента первой поставки или первой оплаты по контракту.
Официальных разъяснений и правоприменительной практики по данному вопросу мы не обнаружили.

К сведению:
Положения ч.ч. 7-7.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ):
– применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после 1 июля 2019 г.;
– по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до 1 июля 2019 г., либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до 1 июля 2019 г. (ч. 3, ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 N 502-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

11 сентября 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Особенности исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ (Волкова М.)

Дата размещения статьи: 26.08.2014

С 04.06.2014 вступил в действие Федеральный закон от 04.06.2014 N 140-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 140-ФЗ), который внес ряд изменений. Они затронули, в частности, особенности исполнения контракта. В статье рассмотрим особенности исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ с учетом внесенных изменений.
——————————–
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Вначале напомним, что особенности исполнения контракта закреплены в ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Как сказано в этой статье, исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ. Итак, комплекс мер включает в себя:
– приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение согласно Закону N 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
– оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
– взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона N 44-ФЗ, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Какие обязанности предусмотрены для поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта? В силу ч. 2 ст. 94 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) согласно условиям контракта обязан:
– своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
– предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом в установленный срок.
Какие обязанности предусмотрены для заказчика при исполнении контракта? Исходя из ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом. При этом данная экспертиза проводится заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Отметим, что по общему правилу, установленному ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Кроме этого, Правительство РФ вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Данная часть была введена Законом N 140-ФЗ.
В каких случаях заказчик имеет право не привлекать экспертов, экспертные организации? Частью 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда заказчик имеет право не привлекать экспертов или экспертные организации. Отметим, что Законом N 140-ФЗ ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ была расширена. Кроме этого, действия ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ в новой редакции распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2014.
Заказчик может не привлекать экспертов при проведении закупок для обеспечения федеральных нужд, в частности, в следующих случаях:
– осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом N 147-ФЗ , а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– проведение закупки для государственных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ (п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– выполнение работы по мобилизационной подготовке в РФ (п. 3 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти согласно его полномочиям либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или нормативными правовыми актами Правительства РФ, законодательными актами соответствующего субъекта РФ (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– заключение контракта на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, с поставщиком данных вооружения и военной техники, включенным в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков этих вооружения и военной техники, порядок формирования их цены устанавливаются Правительством РФ. Государственный контракт на их поставку заключается по цене, определяемой в соответствии с указанным порядком ее формирования (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

К сведению. В настоящее время порядок ведения реестра единственных поставщиков вооружения и военной техники установлен Постановлением Правительства РФ от 19.09.2013 N 826 “Об утверждении Положения о ведении реестра единственных поставщиков российских вооружения и военной техники”. Порядок формирования цены установлен Постановлением Правительства РФ от 25.01.2008 N 29 “Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем”.

– оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством РФ перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно). Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);

Читайте также:  Закупка у единственного поставщика услуг по вывозу твердых коммунальных отходов по 44 ФЗ

К сведению. В настоящее время Перечень товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р.

– закупка печатных изданий или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей этих изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование данных изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к названным электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций (п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– заключение контрактов на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатацию компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение питания) (п. 20 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– заключение контрактов на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения деятельности объектов государственной охраны, в том числе обеспечения выездных мероприятий, проводимых Президентом РФ, палатами Федерального Собрания, Правительством РФ (бытовое, гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатацию компьютерного оборудования, оргтехники, звукотехнического оборудования (в том числе для обеспечения синхронного перевода), обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, предоставление питания (включая безопасное питание)) (п. 21 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– заключение контракта на оказание услуг по содержанию и ремонту одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование или оперативное управление заказчику, если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику в безвозмездное пользование или оперативное управление (п. 23 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку. При этом к таким услугам относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания (п. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии (п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– аренда нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд, а также аренда жилых помещений, находящихся на территории иностранного государства, заказчиками, осуществляющими деятельность на территории иностранного государства (п. 32 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
– осуществление закупок услуг экспертов, экспертных организаций (п. 2 ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
– если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ (п. 3 ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
——————————–
Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях”.

Проведение экспертизы силами заказчика. В этом случае заказчик может создать приемочную комиссию, которая должна состоять не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Далее приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком. При этом в случае, если результаты были не приняты, поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки направляется мотивированный отказ от подписания данного документа в письменной форме (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Проведение экспертизы путем привлечения экспертов, экспертных организаций. Согласно ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ привлекаемые к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта. Результаты экспертизы должны быть оформлены в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. Данное заключение должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ. Если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, но при этом они не препятствуют приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, эксперты в своем заключении могут прописать предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Далее при решении о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам названной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание! Заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия данных результатов либо данных товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 8 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Оформление результатов выполнения контракта

Согласно ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ результаты отдельного этапа исполнения контракта (за исключением контракта, заключенного в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), информация о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе и содержащем информацию:
– об исполнении контракта (результаты отдельного этапа исполнения контракта, осуществленная поставка товара, выполненная работа или оказанная услуга, в том числе их соответствие плану-графику), о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта;
– о ненадлежащем исполнении контракта (с указанием допущенных нарушений) или о неисполнении контракта и о санкциях, которые применены в связи с нарушением условий контракта или его неисполнением;
– об изменении или о расторжении контракта в ходе его исполнения.
Кроме вышеперечисленного, к отчету необходимо приложить заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством РФ документ (ч. 10 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Обратите внимание! Законом N 140-ФЗ были внесены изменения в ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, а именно появилось исключение об отражении результатов исполнения контракта в единой информационной системе, в частности, к ним относится заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93).

Отметим, что порядок подготовки и размещения в единой информационной системе отчета, а также форма указанного отчета установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1093 “О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения”. При этом в ч. 12 ст. 94 Закона N 44-ФЗ сказано, что органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать порядок размещения соответственно в региональных и муниципальных информационных системах отчетов о результатах отдельного этапа исполнения контракта, осуществления поставки товара, выполнения работы или оказания услуги (в том числе перечни дополнительной информации).

Наиболее распространенные вопросы по содержанию ст. 94 Закона N 44-ФЗ

Когда необходимо формировать отчет об исполнении контракта в единой информационной системе: ежемесячно или в четко определенные и зафиксированные в контракте этапы? Пункт 1 ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ определяет этап исполнения контракта как приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги. В связи с тем что поставка товаров необязательно происходит со строгой периодичностью раз в месяц, ориентироваться необходимо именно на зафиксированные в контракте этапы, а не на ежемесячное его исполнение.
Необходимо ли проводить экспертизу при исполнении контракта с единственным поставщиком? Частью 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ предусмотрены случаи, когда привлечение экспертов или экспертных организаций на основе договора при осуществлении закупки у единственного поставщика не является обязательным. Однако это не освобождает от обязанности проводить экспертизу исполнения контракта своими силами (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Документально она может быть оформлена в виде заключения о соответствии товаров, работ или услуг требованиям контракта, составленного и подписанного уполномоченным работником заказчика.
Можно ли включить в сумму контракта стоимость экспертизы? Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ одной из обязанностей заказчика является проведение экспертизы, это значит, что она должна быть произведена за счет заказчика. Таким образом, контракт с экспертом или экспертной организацией (в случае их привлечения) должен заключаться в общем порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, то есть путем проведения самостоятельной закупки, не входящей в состав основной. Это значит, что включение в сумму контракта стоимости экспертизы его исполнения не представляется возможным.
В заключение отметим, что при исполнении контракта заказчику необходимо помнить о проведении экспертизы либо собственными силами, когда это позволяют положения Закона N 44-ФЗ, либо с привлечением эксперта, экспертной организации. При этом заключение контракта с экспертом или экспертной организацией является самостоятельной закупкой, которая должна осуществляться в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

Что собой представляет исполнение контракта по законодательству о контрактной системе? Из каких стадий оно состоит?

Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими сторонами своих обязательств. То есть исполнитель должен поставить товар, выполнить работу или оказать услугу по условиям контракта, а заказчик – принять и оплатить их. В процессе исполнения контракта стороны должны опираться на положения 44-ФЗ и Гражданского кодекса.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Что такое исполнение контракта

Условия, на которых предполагается исполнить государственный контракт, согласуется сторонами на этапе его подписания и фиксируется сторонами в тексте документа.

В текст государственного контракта в обязательном порядке включают следующие существенные условия:

  1. Цена контракта.
  2. Сроки его действия.
  3. Период исполнения обязательств.
  4. Предмет закупки, включая наименование и количество.
  5. Порядок оплаты выполненной работы или оказанной услуги.
  6. Ответственность поставщика (пени за просрочку и штрафы за недобросовестное исполнение).
  7. Ответственность заказчика.

44-ФЗ регламентирует не только содержание государственного контракта, но и порядок его реализации. Исполнение государственного контракта должно происходить с опорой на нормы ст. 94 44-ФЗ.

Из каких стадий состоит

Исполнение госконтракта состоит из определенных стадий и включает:

  1. Выполнение поставщиком или исполнителем своих обязательств перед государственным или муниципальным заказчиком.
  2. Взаимодействие сторон в процессе изменения государственного контракта или его расторжения.
  3. Приемка результатов по поставке товара, выполнению работ и услуг или их оплата.

Некоторые государственные контракты ввиду их долгосрочного характера реализуются поэтапно. В этом случае приемка и оплата заказчиком происходит по результатам каждого этапа.

В процессе исполнения государственного контракта заказчик и исполнитель берут на себя определенные обязательства. Заказчик должен делать все от него зависящее, чтобы контракт был реализован максимально эффективно. В частности, от него требуется своевременно передавать необходимые разрешения, производить приемочные работы и оплачивать отдельные этапы работ.

Исполнитель обязан своевременно исполнить свои обязательства по поставке товара или выполнению услуг и работ с должным уровнем качества (согласно условиям контракта).

Изменение контракта при исполнении

По общему правилу существенные условия контракта должны оставаться неизменными в процессе его исполнения. В ст. 95 44-ФЗ перечислен ограниченный спектр условий, при которых позволительно вносить изменения в контракт.

Например, сроки реализации государственного контракта допускается перенести при изменении условий предоставления бюджетных денег, при подписании контракта на период 6 месяцев и более. Изменения вносятся только в том случае, если возможность внесения правок допускается условиями контракта.

Цену допускается изменять в сторону понижения:

  • при сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • при ее изменении на 10% с пропорциональным изменением объема поставки;
  • при невозможности исполнить условия государственного контракта по указанной цене, так как она превышает лимит, определенный органами власти;
  • при изменении регулируемых тарифов и уменьшении размеров бюджетного финансирования.

Также цена пересматривается в некоторых частных закупках: например, при изменении перечня услуг для пациента, который проходит зарубежное лечение (по назначению врача).

Изменения в государственный контракт согласуются сторонами и прописываются в дополнительном соглашении.

Приемка

Важным этапом при исполнении контракта выступает приемка результатов работ. Заказчик прописывает порядок приемки в условиях государственного контракта. В процессе приемки заказчик проводит экспертизу как собственными силами, так и путем привлечения сторонних экспертных организаций.

При несоответствии результатов потребностям заказчика, условиям контракта или законодательным нормам заказчик должен оформить письменный мотивированный отказ от приемки результатов работ. В этом документе заказчиком устанавливается достаточный временной промежуток для исправления допущенных недочетов. Если поставщик не сможет исправить выявленные недостатки, то заказчик вправе расторгнуть с ним контракт в одностороннем порядке.

Читайте также:  Участие ОАО в закупках на поставку моющих средств для нужд федеральных органов исполнительной власти по

Оплата

В 2017 году сроки оплаты государственного контракта были пересмотрены.

Другие сроки для оплаты контракта могут быть также установлены в специальных законодательных нормах и по решению Правительства, если они нужны для обеспечения обороноспособности и безопасности.

В случае пропуска заказчиком установленных сроков для оплаты он должен будет заплатить, помимо задолженности по контракту, пени. Пени начинают начисляться со следующего рабочего дня.

Отказ от исполнения контракта

Отказ от исполнения государственного контракта допускается как по инициативе заказчика, так и по инициативе поставщика. Расторжение государственного контракта допускается по соглашению сторон, в одностороннем порядке или через подписание мирового соглашения.

Решение об отказе в исполнении договора в одностороннем порядке со стороны заказчика допускается:

  • если поставщиком не раз были сорваны сроки поставок;
  • если он отказался устранять нарушения или не исправил результаты работ в отведенные сроки;
  • если поставщик неоднократно передавал заказчику бракованную продукцию и пр.

Также заказчик обязан расторгнуть контракт в следующих случаях:

  • если поставщик предоставил недостоверные сведения о поставляемых товарах, работах и услугах;
  • если победитель закупки не соответствовал требованиям тендерной документации или задекларировал ложные сведения о себе;
  • если предметом контракта выступает произведенный и модернизированный продукт в рамках инвестиционного контракта, который был исполнен.

Поставщик может обратиться в суд для расторжения контракта с заказчиком, если тот неоднократно срывал установленные сроки оплаты или неоднократно отказывался принимать работу без веских оснований и пр.

Срок исполнения контракта

Срок исполнения контракта – временной промежуток, в течение которого обязательства по контракту были исполнены поставщиком и заказчиком. Указанный временной интервал не всегда совпадает со сроками действия договора. Даже если сроки действия договора истекли, то это не снимает со сторон исполнить свои обязательства по госконтракту.

Срок исполнения контракта начинается со следующего дня после его подписания. Сроки завершения контракта прописываются заказчиком в тексте соглашения. Завершается исполнение контракта выполнением обязательств каждой стороной и оплатой контракта заказчиком (последним из событий). С этой даты контракт считается исполненным.

Иногда в контракте фиксируется срок поставки товара или результата оказания услуги и выполнения работы.

Штрафы за некачественное исполнение контракта

В Постановлении Правительства РФ от 2017 года №1042 предусмотрены санкции для поставщиков и заказчиков за некачественное исполнение контракта. Сумма штрафа зависит от цены контракта и рассчитывается в индивидуальном порядке:

  • при цене в пределах 3 млн р. – 10% от цены контракта;
  • при цене 3-50 млн р. – 5% от цены контракта;
  • при цене 50-100 млн р. – 1% от цены контракта;
  • при цене 100-500 млн р. – 0,5% от цены контракта;
  • 500 млн-1 млрд р. – 0,4% от цены контракта;
  • 1-2 млрд р. – 0,3% от цены контракта;
  • 2-5 млрд р. – 0,25% от цены контракта;
  • 5-10 млрд р. – 0,2% от цены контракта;
  • более 10 млрд р. – 0,1% от цены контракта.

При отсутствии у денежного обязательства стоимостного выражения размер штрафа составит:

  • 1000 р. при цене госконтракта в пределах 3 млн р.;
  • 5000 р. – при цене 3-50 млн р.;
  • 10000 р. – при цене 50-100 млн р.;
  • 100000 р. – при цене более 100 млн р.

Для заказчиков также установлены штрафные санкции в фиксированном размере:

  • 1000 р. при цене госконтракта до 3 млн р.;
  • 5000 р. – от 3 до 50 млн р.;
  • 10000 р. – 50-100 млн р.;
  • 100000 р. – при цене более 100 млн р.

Где и как отображается исполнение контракта в ЕИС

Отчет об исполнении контракта по 44-ФЗ должен быть опубликован в ЕИС.

Отчет формируется с учетом Постановления Правительства №1093 от 2013 года. Согласно требованиям законодательства, отчетность формируется в электронном виде и подписывается ЭЦП. Отчет для ЕИС может быть трех типов:

  1. Об исполнении контракта. В данном случае подразумевается успешное исполнение контракта, поставка всех товаров, работ и услуг в отведенные сроки и перечисление оплаты.
  2. О ненадлежащем исполнении. Тогда сюда нужно включить данные о допущенных поставщиком нарушениях и санкциям, которые были на него наложены.
  3. Об изменении и расторжении контракта.

К отчету прилагаются документы о приемке результатов контракта.

После исполнения контракта сведения об этом включаются в реестр подписанных контрактов. Заказчику следует уложиться в трехдневные сроки. В реестре должна отображаться следующая информация:

  • наименование заказчика;
  • источник финансирования государственного контракта;
  • способ определения поставщика;
  • реквизиты итогового протокола;
  • дата подписания и номер контракта;
  • объект закупки;
  • цене контракта;
  • авансирование (при наличии);
  • данные о поставщике и сроках гарантийных обязательств;
  • копия подписанного контракта;
  • информация о договорах, подписанных с субподрядчиками из СМП и СОНКО;
  • сведения о расторжении контракта и пр.

Сведения в реестр направляются заказчиком посредством личного кабинета в ЕИС. За проверку поступившей информации и ведение реестра отвечает Казначейство.

Если контракт находится на стадии реализации, приемки или оплаты, то ему присваивается статус «Исполнение». Выполненная закупка получает статус «Завершено». Если контракт расторгается, то ему присваивается статус «Прекращено».

Требование об обеспечении

Для того чтобы снизить риски для заказчика, связанные с некачественным исполнением контракта, устанавливается обеспечение исполнения контракта. Если требование об обеспечении контракта установлено, то поставщик обязан внести обеспечение до подписания соглашения. В случае если поставщик не внесет обеспечение до срока подписания контракта, то он будет считаться уклонившимся, и сведения о нем будут переданы в реестр недобросовестных поставщиков.

Начиная с января 2019 года, размер обеспечения исполнения контракта с ценой более 50 млн р. при проведении закупки через электронный аукцион устанавливается в размере 10-30% от максимальной цены. Указанная сумма не может быть меньше аванса, поэтому если авансирование превышает 30%, то обеспечение приравнивается к нему.

При проведении закупки среди представителей малого бизнеса по ст. 30 44-ФЗ обеспечение определяется не на основе НМЦК, а по цене контракта. При этом обеспечение также должно быть не менее аванса.

Если в процессе закупки участником была предложена цена контракта на 25% менее НМЦК, то обеспечение вносится с учетом антидемпинговых мер. Так, при НМЦК до 15 млн р. участник закупки выбирает увеличить сумму обеспечения при исполнении госконтракта в 1,5% раза или предоставить сведения, которые подтверждают его добросовестность. Аванс при применении антидемпинговых мер не платят.

Для СМП и СОНКО предусмотрена дополнительная привилегия – средства им должны вернуть в течение 15 дней.

Способы обеспечения

В 44-ФЗ предусмотрены две формы обеспечения исполнения контракта:

  1. В виде денежных средств, которые перечисляются по реквизитам, выданным поставщиком.
  2. В виде банковской гарантии с учетом срока по ч. 3 ст. 96 44-ФЗ. Период действия гарантии должны превышать сроки по контракту минимум на месяц.

К банковской гарантии предъявляются особые требования: она должна быть выдана в одном из банков, который входит в реестр организаций, выдающих гарантии. Гарантия должна быть отзывной. За выдачу гарантии поставщик уплачивает определенную комиссию в банк.

Можно ли не вносить

На основании ч. 8.1 ст. 96 44-ФЗ участник закупки может не вносить обеспечение в ограниченных случаях.

Также обеспечение не нужно в следующих частных случаях:

  • если участником торгов выступает казенная организация;
  • если закупаются услуги по кредитованию;
  • если закупаются услуги по выдаче банковской гарантии.

Возврат гарантии

После успешного исполнения контракта заказчику необходимо вернуть поставщику обеспечение, внесенное в денежной форме (банковская гарантия не подлежит возврату). В некоторых случаях заказчик может удержать гарантию или ее часть (при уменьшении гарантии на начисленную неустойку).

В ст. 96 44-ФЗ прописана возможность пересмотра размера обеспечения и возврата части обеспечения по результатам выполнения отдельного этапа. Для возврата части обеспечения поставщику необходимо направить в адрес заказчика заявление на возврат и указать в нем реквизиты для перевода.


Что собой представляет исполнение контракта по 44-ФЗ, и из каких стадий оно состоит?

Под исполнением государственного контракта понимается выполнение обеими его сторонами взятых на себя обязательств. К обязанностям исполнителя относится поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, согласно условиям госконтракта, а заказчика – своевременная их приемка, а также оплата в полном объеме. В ходе исполнения госконтракта сторонам следует руководствоваться нормами самого контракта, 44-ФЗ, Гражданского кодекса и иных нормативно-правовых актов.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Из каких стадий состоит

Условия исполнения госконтракта по 44-ФЗ согласовываются заказчиком и поставщиком на этапе его подписания. Они в обязательном порядке отражаются в тексте договора. К существенным условиям по контракту относят следующие:

  1. Цена.
  2. Сроки действия госконтракта.
  3. Период исполнения обязательств.
  4. Порядок оплаты.
  5. Предмет контракта: наименование товаров и количество.
  6. Прочие условия по 44-ФЗ.

В частности, существенные условия допускается изменить, если изменились правила бюджетного финансирования (например, был сокращен лимит), контракт заключен более, чем на полгода и исполнить его без изменений недопустимо (например, возникли форс-мажорные обстоятельства); возможность правок предусмотрены госконтрактом.

Цена по госконтракту, которая должна быть выплачена поставщику, может быть исключительно твердой. Она может быть изменена в крайних случаях:

  • при ее снижении и одновременном сохранении объема поставок, работ и услуг;
  • при ее изменении в пределах 10%, если объем поставки товаров, работ и услуг одновременно сокращается на аналогичную величину;
  • если исполнить контракт по данной цене невозможно, так как она превышает лимит, установленный государственными инстанциями;
  • при изменении регулируемых тарифов;
  • при уменьшении размера бюджетного финансирования;
  • при изменении перечня услуг для пациентов, которые проходят лечение за рубежом.

Все поправки в договор должны быть предварительно согласованы с поставщиком и прописаны в дополнительном соглашении, подписываемом сторонами.

Результатом исполнения госконтракта становится своевременная поставка товаров и оплата по нему, согласно условиям, зафиксированным при его подписании.

В стадии исполнения контракта включаются:

  1. Поставка товаров, работ и услуг.
  2. Их приемка, которая сопровождается внутренней экспертизой, проводимой заказчиком, а также внешней экспертизой, проводимой специализированной компанией (при необходимости).
  3. Оплата товаров и услуг.
  4. Размещение отчета в ЕИС по результатам исполнения госконтракта и включение его в реестр.

Сам государственный контракт может предусматривать несколько этапов. Но даже при их отсутствии в случае долгосрочного характера работ заказчик имеет обязанность производить приемку и оплату поэтапно. На это указал Минфин в рекомендательном письме от 2018 года №24-03-07/14504. В случае пренебрежения данным правилом на заказчика будет наложен штраф в размере 50 тыс. р.

При поставке технически сложной продукции заказчик привлекает к экспертизе сторонние специализированные организации, в остальных случаях он вправе проводить экспертную оценку собственными силами.

По результатам приемки товаров, работ и услуг в обязательном порядке составляется итоговый документ. Это может быть передаточный акт или товарная накладная (в отношении поставленных товаров). В случае если поставленные товары или оказанные услуги не соответствуют потребностям заказчика, то нужно указать мотивированный отказ от приемки с указанием сроков для подрядчика для устранения недостатков.

В 2017 году были внесены изменения в 44-ФЗ, которые регламентируют сроки оплаты госконтракта. После того как 83-ФЗ вступил в силу, заказчикам отводится на перечисление денег максимально 30 дней после подписания приемочных документов. Но если закупка была проведена у компании, которая относится к субъектам малого бизнеса и социально ориентированным НКО, то на перечисление денег у заказчика будет гораздо меньше времени – 15 дней.

За нарушение условий исполнения контракта, которое не связано со сроками, начисляются штрафы.

Отображение в ЕИС

Согласно Постановлению Правительства №1093 от 2013 года, заказчик обязан подготовить отчет об исполнении контракта, подписать его с помощью ЭЦП и разместить в ЕИС. В отчетность включаются сведения:

  1. Об исполнении госконтракта. Под ним понимается успешное исполнение обязательств по контракту поставщиком, поставка товаров и услуг в определенные сроки и перечисление заказчиком оплаты.
  2. О ненадлежащем исполнении контракта. Сюда включаются данные о нарушениях, допущенных при его исполнении, а также размер штрафных санкций, которые были наложены на него заказчиком.
  3. Об изменении или расторжении контракта.

Также после исполнения контракта информация об этом включается в специальный реестр исполнения контрактов по 44-ФЗ. Это необходимо сделать в течение 3 дней. В реестре должна отображаться следующая информация:

  1. Наименование компании-заказчика.
  2. Источник финансирования закупки.
  3. Способ выбора поставщика.
  4. Дата окончания процедуры отбора.
  5. Реквизиты итогового протокола.
  6. Дата подписания госконтракта и его номер.
  7. Объект госзакупки.
  8. Цена госконтракта.
  9. Величина перечисленного аванса, если такой был предусмотрен.
  10. Сведения о поставщике.
  11. Сроки гарантийных обязательств.
  12. Данные об изменении условий госконтракта.
  13. Копия подписанного договора.
  14. Данные о договорах, которые были подписаны с субподрядчиками из числа СМП и социально ориентированных НКО.
  15. Информация о согласовании с контрольным органом подписания контракта с единственным поставщиком.
  16. Данные об исполнении контракта с учетом всех нарушений и штрафов.
  17. Информация о расторжении контракта.
  18. Код закупки.
  19. Документация о приемке.

Срок исполнения контракта

Под сроками исполнения госконтракта по 44-ФЗ понимается временной период, в течение которого и поставщик, и госзаказчик исполнили свои обязательства по госконтракту. Указанный период не всегда соответствует срокам действия договора и прописывается до конкретной даты. Сроки исполнения могут отсчитываться как с даты подписания госконтракта, так и с даты перечисления аванса госзаказчиком в сторону подрядчика (если такой предусмотрен договором).

В сроки исполнения входят и сроки на поставку товара или результатов оказания услуги. Они могут быть указаны как в виде фиксированной даты, так в виде графика поставки.

Кроме сроков исполнения, в госконтракте могут быть указаны сроки действия. Это дата не является обязательной, но может быть прописана по усмотрению заказчика. В данный временной период, помимо прочего, включается гарантийный период. Но даже после истечения сроков действия обязательства сторон сохраняются.

Обеспечение исполнения контракта

Обеспечение исполнения в рамках госконтракта – это определенная денежная сумма или банковская гарантия, которая предоставляется победителем торгов при заключении контракта в целях покрытия потенциального ущерба заказчика при неисполнении или ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств.

Читайте также:  Использование в госзакупках по 44 ФЗ систем спутниковой навигации GPS при проведении геодезических и кадастровых

Вопросы внесения обеспечения госконтракта регулируются положениями ст. 96 44-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 96 44-ФЗ, заказчик в извещении по закупке или документации о ней должен установить требование о внесении победителем обеспечения перед подписанием контракта. Исключениями являются закупки, которые перечислены в ч. 2 ст. 96 44-ФЗ.

Также заказчик имеет право не устанавливать обеспечение по контрактам, если в закупочной процедуре принимали участие только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные НКО.

Если закупка предусматривает внесение обеспечения, то контракт с победителем подписывается только после того, как он внес установленную сумму и подтвердил этот факт документально.

Согласно ч. 3 ст. 96 44-ФЗ, исполнение контракта обеспечивается как денежными средствами, которые вносятся на указанный заказчиком счет, так и банковской гарантией. Гарантия может быть выдана ограниченным перечнем банковских учреждений, соответствующих требованиям ст. 45 44-ФЗ.

Заказчик не вправе указывать поставщику на предпочтительный способ обеспечения. Участник закупки вправе сам определить его по своему усмотрению.

Если участник закупки решил внести обеспечение в виде денежных средств, то ему следует перевести всю сумму по извещению на указанный заказчиком счет. Никакие счета заказчиком не выставляются: перевести деньги надо до финальной даты подписания контракта. В качестве подтверждения факта внесения средств будет выступать платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

В случае если поставщик выбрал банковскую гарантию, то подтверждающим документом станет ее оригинал. Сроки действия гарантии должны превышать сроки контракта не менее, чем на месяц.

Например, если участник закупки в установленные сроки не успел подготовить гарантию, то он может первоначально внести на счет денежные средства, а затем поменять их на гарантию.

При этом применение комбинированного обеспечения госконтракта недопустимо. Так, нельзя внести часть суммы деньгами, а вторую – в виде гарантии либо предоставить несколько гарантий, которые частично покрывают обязательства.

Размеры обеспечения по госконтракту могут составлять от 5 до 30% от НМЦК, которая была установлена в извещении. В случае если контракт заключается на сумму более 50 млн р., то заказчиком устанавливается требование об обеспечении исполнения контракта в размере 10-30% от НМЦК.

При превышении авансом величины 30% от НМЦК его размер приравнивается к авансу.

Если обеспечение было внесено в денежной форме, то заказчик должен его вернуть. С учетом требований, которые указаны в ч. 27 ст. 34 44-ФЗ, в госконтракт включаются условия о сроках возврата обеспечения в обязательном порядке. Обычно обеспечение возвращается поставщику после того, как он подаст на имя заказчика требование о его возврате с указанием реквизитов для перевода.

В том случае, если по каким-либо причинам сроки для подписания контракта истекли, а он так и не был завизирован заказчиком, внесенная участником обеспечительная мера должна быть возвращена победителю в течение 5 рабочих дней.

При неисполнении обязательств по контракту поставщиком заказчик может инициировать его расторжение, и в данной ситуации обеспечение не подлежит возврату.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Вопрос недели: Можно ли дополнительным соглашением внести изменение в существенные условия контракта?

Учреждение заключило государственный контракт на оказание услуг по перевозке груза с помощью проведения аукциона. В спецификации наименование услуг указано: оказание услуг по транспортировке грузов по городу Соликамск. Можно ли дополнительным соглашением внести изменение в оказание услуг по транспортировке грузов в другой город, тем самым изменить количество единиц выезда автотранспорта на 10%, цена оказания услуг остается не измененной.

Сообщаю Вам следующее:

Изменять существенные условия контракта допускается по соглашению сторон только в ситуациях, указанных в ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, в том числе, в случае увеличения или уменьшения по предложению заказчика количества товара, объема работы или услуги, но не более чем на 10% с пропорциональным изменением цены контракта (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Однако для того, чтобы у заказчика появилась возможность воспользоваться указанным правом, необходимо соблюдение следующих условий:

1) возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом;

2) закупаемые дополнительно заказчиком услуги уже предусмотрены контрактом, т.е. изменяется не вид, а только объем услуги.

Изменение места оказания услуг является существенным изменением контракта.

По нашему мнению, место оказываемой услуги является конкретным параметром оказываемой услуги, и ее изменение не подпадает под подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, поскольку изменяется не только объем, но и конкретные параметры оказываемой услуги, а именно место оказание услуг.

Таким образом, в случае если изменение места оказания услуг является существенным в рамках контракта, то заказчику необходимо расторгнуть такой контракт по соглашению сторон (часть 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ) и осуществить новую закупку в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.

По дополнительным вопросам, связанным с применением законодательства о контрактной системе настоятельно рекомендуем Вам обратиться в территориальное управление ФАС России с запросом по указанному Вами вопросу: to59@fas.gov.ru, прием заявлений, обращений, запросов осуществляется в кабинете 801, справки по телефону 8(342) 2-351-169, факс: 2-351-067

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

При исполнении контракта его изменение возможно в следующих случаях:

  1. меняются существенные условия контракта в соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ;
  2. Изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта в соответствии с ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ

Изменять существенные условия контракта в силу ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается по соглашению сторон только в следующих ситуациях:

1) возможность изменения была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (только контрактом — при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)) в случаях:

— снижения цены без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества товара, работы, услуги и иных условий контракта (пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

увеличения или уменьшения по предложению заказчика количества товара, объема работы или услуги, но не более чем на 10% с пропорциональным изменением цены контракта (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Стороны не вправе включать новые позиции товаров, работ, услуг (Письмо Минэкономразвития России от 11.01.2016 N Д28и-65) либо исключать отдельные позиции (Письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 N Д28и-2185).

.. изменение места оказания услуг является существенным изменением контракта.

в случае если изменение места оказания услуг является существенным в рамках контракта, то заказчику необходимо расторгнуть такой контракт по соглашению сторон (часть 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ) и осуществить новую закупку в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки должно содержать в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальную (максимальную) цену контракта, источник финансирования.

Таким образом, по нашему мнению, место оказываемой услуги является конкретным параметром оказываемой услуги, и ее изменение не подпадает под подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ поскольку изменяется не только объем, но и конкретные параметры оказываемой услуги, а именно место оказание услуг.

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги Линия Консультаций. Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу

Ответ подготовил эксперт Линии консультаций

44-ФЗ: исполнение контракта

1. Может ли заказчик по Федеральному закону от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ оплатить только фактически выполненные работы, оказанные услуги?

Как известно, изменять контракт можно только в ограниченном числе случаев (ч. 2 ст. 34, ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ). Спрашивается: если объем фактически выполненных работ оказался меньше объема, предусмотренного контрактом, и вины исполнителя в этом нет, так как уменьшение произошло из-за изменения потребностей госзаказчика, какую сумму должен уплатить заказчик исполнителю?
Президиум ВАС РФ в Постановлении от 13.05.2014 г. N 19371/13 пришел к выводу, что заказчик обязан оплатить только фактически выполненные работы. С таким выводом можно и согласиться. Гражданско-правовые отношения носят взаимный и эквивалентный характер. Было бы нарушением принципов гражданского права, если бы заказчик оплатил менее предоставленного ему.

Однако почему не обратить внимание и на следующее. Предпринимательские отношения носят характер рисковый. Конечно, не все согласятся, что госзаказчики участвуют, по сути, в предпринимательских отношениях. И все же, отчего исполнитель должен терять часть денег только потому, что заказчик не отвечает за риск? Пожалуй, ВАС РФ вновь попытался сыграть в пользу государства.

2. Допускает ли Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, чтобы Казначейство РФ отказывало в санкционировании оплаты контракта?

В Письме Минфина РФ от 11.07.2014 N 02-03-10/34010 сделан вывод, что раз сведения о контракте отсутствуют в реестре, финансовый орган может отказать в санкционировании оплаты по контракту. В этом случае контрагент может требовать от заказчика возмещения убытков.

3. Если услуги оказываются ежемесячно, должен ли заказчик ежемесячно оплачивать услуги по контракту, заключенному в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ?

Нет, не должен. Такую позицию занимают суды (например, Постановление 12 ААС от 21.11.2014 N А12-22068/2014). В указанном деле суд опирался на ст. 190 ГК РФ, которая допускает определение сторонами договора срока.
Обратите внимание также на следующее. Минэкономразвития считает, что ежемесячная оплата допускается. Такой вывод следует из п. 1 Письма Минэкономразвития РФ от 20.05.2015 г. N Д28и-1442. Министерство сделало вывод, что в случае, если этапы в контракте не выделены, график оплаты является равнозначным этапу исполнения. Свой вывод Министерство основывает на ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.

4. Может ли момент подписания акта сдачи-приемки работ, выполненных в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, определять момент возникновения обязанности по оплате работ?

Нет, не может. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17.12.2013 N 12945/13. Суд указал, что если бы такое условие было правомерным, то обязанность по оплате зависела бы от воли заказчика. Это позволило бы заказчику бесконечно долго оттягивать оплату, делая тем самым договор по сути безвозмездным.
Кроме того, суд указал, что ответственность заказчика и подрядчика должна быть соразмерна. Также суд обратил внимание, что если нельзя доказать несоразмерность неустойки и ущерба, такая неустойка может быть признана чрезмерной.

5. Возникают ли кредитные обязательства при авансировании оплаты по контракту или рассрочке оплаты?

Нет, не возникают. Об этом сказано в Письме Минфина РФ от 17.02.2015 г. N 02-02-09/7180. Министерство указало, что в рамках бюджетного законодательства заказчик может получать кредит только в кредитных организациях.
Однако это не означает, что в контракте не может быть условия о рассрочке платежа, а также условия о плате за денежные средства. Процент, который должен уплатить заказчик, в этом случае определяется самим заказчиком в ходе определения НМЦК.

6. Может ли заказчик отказаться от оплаты контракта, если доведенные лимиты были уменьшены?

Из ст. 309 ГК РФ следует, что стороны должны надлежащим образом исполнять свои обязательства. Однако зачастую заказчикам сокращают доведенные лимиты. Возникает вопрос, могут ли заказчики отказать в оплате по заключенному контракту, ссылаясь на уменьшение финансирования?
Нет, не могут. Такой вывод сделан, например, в Постановлении 6 ААС от 23.04.2015 г. N А04-79/2015. Суд обратил внимание заказчика, что ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ предусматривает возможность изменения контракта при уменьшении доведенных лимитов. Если заказчик не воспользовался такой возможностью, условия контракта не были изменены, значит, заказчик обязан оплатить выполненные работы, оказанные услуги в полном объеме, предусмотренном контрактом.

7. Может ли присутствовать при приемке работ участник, с которым не заключен контракт?

Нет, не может. Такой вывод сделан в Письме Минэкономразвития РФ от 08.04.2015 N Д28И-941. Министерство считает, что раз Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не предусмотрено присутствие участника, не являющегося победителем, при исполнении контракта, у него нет и права присутствовать при приемке исполнения.

8. С какого момента начинается исполнение контракта?

Исполнение контракта начинается с момента заключения контракта, если иное прямо не указано в контракте. Об этом сказано в п. 3 Письма Минэкономразвития РФ от 08.07.2015 г. N Д28и-1989. Нормативным обоснованием служит ст. 191 ГК РФ.
Министерство также обратило внимание, что в извещении не обязательно указывать срок начала работ, но при этом необходимо указать срок завершения работ.

9. Может ли заказчик ограничить право поставщиков привлекать соисполнителей?

Нет, не может. Об этом сказано в Письме Минэкономразвития РФ от 21.05.2015 N Д28и-1278. При этом Министерство сослалось на ст. 313 ГК РФ, то есть на право должника привлекать третьих лиц для исполнения. Кроме того, Министерство справедливо отметило, что в этом случае не идет речь о перемене поставщика. Однако в Письме от 07.12.2015 N Д28и-3551 Министерство изменило свою позицию. Теперь Министерство полагает, что заказчик вправе запретить участникам привлекать соисполнителей. Обоснованность данной позиции вызывает сомнения, однако, учитывая, что это Письмо вышло после указанного выше, придерживаться необходимо этой позиции: заказчик может запретить привлечение соисполнителей.

10. Может ли заказчик оплатить товары, работы, услуги третьим лицам?

Нет, не может. Заказчик производит оплату только по тем реквизитам, которые указаны в контракте. Об этом сказано в Письмах Минэкономразвития РФ от 19.10.2015 N ОГ-Д28-13772, от 12.11.2015 г. N Д28и-3362. Поэтому не допускается оплата третьим лицам, не участвующим в контракте.

Ссылка на основную публикацию