Как использовать электронный магазин для закупок по Закону 44-ФЗ

Как использовать электронный магазин для закупок по Закону 44-ФЗ

Статья размещена в газете «Первая полоса» № 3 (108), апрель 2019

С 1 января 2019 года заказчики обязаны определять поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках конкурентных закупок только путем проведения электронных процедур. Всеобщая электронизация коснулась и закупок малого объема, осуществляемых в соответствии с пп. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 ФЗ № 44. На данный момент такие закупки осуществляются в едином агрегаторе торговли «Березка», а также в региональных электронных магазинах.

Целью создания электронных магазинов для малых закупок является обеспечение прозрачности проведения малых закупок, формирование конкурентной среды среди поставщиков и минимизация нарушений со стороны заказчиков. О плюсах и минусах названных электронных магазинов далее.

Единый агрегатор торговли — это электронный магазин, в котором поставщики предлагают свои товары, работы и услуги, а заказчики федерального уровня закупают их без проведения конкурентной процедуры. Обязанность использовать агрегатор возникла после вступления в силу Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 № 824-р. Функционировать агрегатор начал с июля 2018 года, с 1 ноября обязательно закупать через электронный магазин только канцтовары. Все остальные малые закупки у единственного поставщика нужно проводить через Единый агрегатор торговли (далее — ЕАТ) с 1 марта 2019 года.

Обязанность использования ЕАТ для проведения малых закупок не распространяется на федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственному управлению в области обеспечения безопасности, а также на организации, проводящие закупки для обеспечения деятельности Президента и Правительства РФ.

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять закупки с использованием единого агрегатора торговли.

Муниципальные заказчики вправе проводить закупки с использованием единого агрегатора, но массового распространения данная возможность среди них не получила. Может быть, пока.

ЕАТ «Березка» представляет собой общефедеральный ресурс. Его функционал позволяет обеспечить взаимодействие с основными площадками госзакупок — с Единой информационной системой в сфере закупок (ЕИС), с региональными площадками, такими как «Портал поставщиков» Правительства Москвы, портал малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан, аналогичными региональными ресурсами других субъектов РФ.

В настоящее время на агрегаторе зарегистрировано около 10 тыс. заказчиков. При этом пройти аккредитацию смогли 4 тыс. поставщиков, разместивших на «Березке» более 200 тыс. товаров, максимальный размер скидки от первоначальной цены составил 87%.

Тем не менее регистрация как поставщиков, так и заказчиков до сих пор идет с проблемами. Многие жалуются, что поиск товаров возможен только через классификатор ОКПД2, по классификатору каталога или через строку «Поиск» найти товары затруднительно.

Регламентом предусмотрено обязательное внесение обеспечительного депозита поставщиками. Размер заблокированных средств составит 10% от стартовой цены, объявленной заказчиком.

Размер комиссионного сбора, взимаемого оператором ЕАТ с поставщика (подрядчика, исполнителя), с которым заключена сделка с использованием агрегатора, составляет 1% от стартовой цены, но не более чем 5 тыс. рублей без учета НДС. В случае закупки у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных НКО размер такой платы не может превышать 2 тыс. рублей. Комиссионный сбор списывается из средств обеспечительного депозита после подписания договора. И все эти траты ложатся на плечи поставщиков!

Если же заказчик не может найти необходимый товар в классификаторе агрегатора, он руководствуется Письмом Минфина России от 06.12.2018 № 24-05-08/88498: «если в классификаторе или каталоге ТРУ ЕАТ отсутствуют товары, работы, услуги, подходящие по характеристикам заказчику, то закупку можно провести вне ЕАТ».

Кроме того, согласно п. 7 Распоряжения Правительства РФ № 824-р федеральные органы исполнительной власти — заказчики вправе осуществлять закупки без использования единого агрегатора торговли при условии осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли.

В этом случае необходимо внести такую закупку в Реестр закупок на вкладке «Закупки не на ЕАТ».

Закупка может быть срочная (срок приема заявок — 2 часа) или же несрочная (срок приема заявок — 24 часа). Договор заключается в электронном виде.

Проблема использования агрегатора в настоящее время заключается в недостаточном количестве поставщиков, в финансовой нагрузке на них. Это вызвано, в частности, необходимостью внесения обеспечительного платежа в размере 10% от стартовой цены, комиссией, взимаемой с победителя закупки, и, как следствие, завышением цен на товары, работы и услуги по сравнению с аналогичными предложениями вне данного агрегатора торговли.

Из плюсов «Березки» я бы отметила удобство ее функционала как электронного магазина, наличие текстовых и видеоинструкций по работе поставщиков и заказчиков, рубрики «Часто задаваемые вопросы» и вспомогательных материалов, возможность добавлять товары к сравнению, проведение различных акций на определенные группы товаров.

Закупки через электронные магазины

Электронные магазины для малых закупок запущены в нескольких регионах. Трудно предугадать дальнейшее развитие этой практики в связи с запуском ЕАТ «Березка». Возможно, оно пойдет по пути глубокой интеграции систем, как это уже было с региональными информационными системами в сфере закупок и ЕИС.

Электронные магазины, как правило, являются не самостоятельным отдельным продуктом, а составной частью региональных (муниципальных) информационных систем в сфере закупок (либо существуют продукты, обеспечивающие интеграцию с указанными системами).

За прошлый год 19 региональных электронных магазинов интегрировались с Порталом поставщиков Москвы. Эффекты от использования данного ресурса — среднее снижение начальной максимальной цены контракта составляет около 10%, на процедуру «выходят» по три участника.

В таком магазине можно поторговаться за товары широкого потребления, такие как хозтовары и канцелярская продукция, компьютеры, оргтехника и т. д. Есть и закупки на поставку продуктов питания.

Обычно форма заключения договора в рамках электронного магазина оставляется на выбор заказчика. Договор может быть заключен в письменной форме на бумажном носителе либо в электронной форме.

В случае отсутствия необходимых заказчику товаров, работ, услуг в электронном магазине, а также в случае уклонения поставщика-победителя от подписания договора заказчик имеет право осуществить закупку вне электронного магазина.

Кроме того, если вне электронного магазина Вы найдете более низкую цену на товар, всегда можно обосновать свою закупку без использования электронного магазина ст. 34 Бюджетного кодекса РФ о том, что закупка должна быть экономной и эффективной.

В электронном магазине «Закупки малого объема» на РТС тендер также реализован механизм срочной закупки (срок приема предложений — 1 день) и обычной закупки (срок приема предложений — 7 дней). Договор можно заключить в электронной или бумажной форме.

Многие регионы установили требование об обязательной доле закупок муниципальных заказчиков в электронном магазине 35–50% общего объема «прямых» договоров. Кроме того, Типовые положения о закупках для заказчиков по Закону № 223-ФЗ также стали содержать указанное требование. Поэтому заказчикам необходимо осваивать этот сервис и активно приглашать своих постоянных контрагентов к работе через электронный магазин.

В отличие от «Березки», комиссионный сбор с победителя закупки не взимается, обеспечительный платеж отсутствует, следовательно, работа через электронный магазин становится для поставщика более привлекательной.

Для заказчиков работа через любой электронный магазин тоже имеет свои плюсы: закупка полностью прозрачна, а значит ни финансовый контроль, ни прокуратура не смогут обвинить его в заключении договора по завышенным ценам, а также в нарушении антикоррупционного и антимонопольного законодательства .

Ксения Николаевна Осипова,

заведующая кафедрой «конкурентное право и противодействие коррупции», эксперт аналитического отдела консультационной службы в сфере закупок, разработчик курсов повышения квалификации (Новосибирск).

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.
Читайте также:  Приказ о внесении изменений в план закупок товаров (работ, услуг)

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Поставщик

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

ЭТП

Федеральные органы власти

  1. Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором — Минэкономразвития)
  2. ФАС — контролирует и наказывает
  3. Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  4. «Росатом»
  5. «Роскосмос»

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

В описании каждой закупки есть:

  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.
Читайте также:  Закупка по 44 ФЗ МУП банковских услуг по приему коммунальных и иных платежей от населения

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете.Формируются на финансовый год.Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

Как использовать электронный магазин для закупок по Закону 44-ФЗ

Электронные магазины для малых закупок уже есть в 10 регионах и эта система постоянно развивается. В первую очередь она создана для заказчиков, чтобы они могли проводить закупки малого объема в форме мини-аукционов, тем самым увеличивая конкуренцию. Объем таких закупок региональных заказчиков составляет около 3 млрд руб. в год. Торги нужны и для того, чтобы избежать коррупционных моментов. При этом есть риск, что электронные магазины начнут “размножаться”, как площадки по 223-ФЗ, и станут неуправляемыми, отмечают эксперты.

Закупками малого объема считаются заказы, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб. и 400 тыс. руб. (последнее – для государственных или муниципальных образовательных, культурных и иных учреждений, перечисленных в п.5.ч.1.ст.93 44-ФЗ), а заказчик имеет возможность заключать контракт напрямую с единственным поставщиком. Система закупок через электронный магазин предполагает формирование и публикацию в интернете потребности заказчика в необходимых товарах, работах, услугах и размещение поставщиками в системе своих предложений. В таком магазине можно поторговаться за такие товары, как информационные стенды, хозтовары и канцелярская продукция, компьютеры, оргтехника и т.д.. Есть и закупки на поставку продуктов питания – прежде всего молочной продукции, мяса и овощей.

Как утверждают эксперты, подобная организация закупочной деятельности у субъектов малого бизнеса позволит собрать конкурентные предложения на едином ресурсе и позволит заказчикам подписывать контракты по оптимальной стоимости.

Эффективность перевода малых госзакупок в электронный магазин уже доказана: в Московской и Волгоградской областях, где система была внедрена уже некоторое время назад, экономия бюджетных средств составила 7%.

В Иркутской области тоже есть электронный магазин, созданный с целью оптимизации малых госзакупок. Работа магазина организована по принципу электронной торговли и направлена опять же на повышение эффективности госзаказов. Министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области Максим Авдеев отметил, что такой механизм закупок расширит количество их участников, повысит уровень конкуренции и, тем самим, стимулирует хозяйственную деятельность МСБ, обеспечит экономию бюджетных средств и увеличит уровень гласности и прозрачности закупок.

В электроном магазине Самарского региона зарегистрировано 1260 организаций, из них 1105 – это организации с “самарской регистрацией”. Совокупный объем малых закупок региональных заказчиков составляет порядка 3 млрд руб. в год, рассказала Наталья Катина, врио руководителя главного регионального управления организации торгов. В магазине действует механизм прямых закупок. В системе заказчики имеют возможность проводить мини-аукционы и выбирать нужный товар по приемлемой цене, а бизнес – представить свою продукцию и побороться за контракты малого объема.

Со следующего года и в Ставропольском крае заработает электронный магазин, в котором заказчик будет публиковать запросы на малые закупки, а поставщики – предлагать свои услуги. Закупаться через электронный магазин будут прежде всего краевые учреждения.

“OTC-маркет даст цифры по закупкам малого объема, что позволит консолидировать часть малых закупок в крупные и сэкономить бюджетные средства. Кроме того, сейчас каждый заказчик ищет поставщиков самостоятельно. Мы хотим их свести на одной платформе”, – отметил Александр Шевченко, зампредседателя комитета Ставропольского края по госзакупкам.

Подобные системы работают и в Волгоградской, Иркутской, Тюменской областях. Но пока опыт реализации этой идеи в разных регионах не позволяет однозначно ее приветствовать, говорит Кирилл Кузнецов, эксперт-практик Центра эффективных закупок Тендеры.ру. “Для эффективной работы должен быть максимально простой механизм работы “пришел-купил”, без специальных расчетов и обоснований, отчетностей. Второй ключевой элемент – широкий пул поставщиков, “полки” должны быть полными. Расходы на эксплуатацию магазина должны быть значительно ниже экономии от его использования. Если на разработку системы ушли миллионы и она позволяет экономить сотни тысяч – однозначно лучше работать без таких решений. Наконец, заказчик должен иметь возможность выбрать поставщика адресно, без магазина, если обнаружил лучшее, чем в магазине, предложение. Да и для участника закупки выведение продукции “на прилавок” должно осуществляться максимально оперативно и просто”.

Илия Димитров, руководитель комитета по гозаказу и член президиума правления «Опоры России», отметил, что на фоне того, что контрактная система сегодня стала абсолютно недейственной, упрощенный формат закупок через электронный магазин – идея весьма положительная.

“44-ФЗ стал не читаем и не выполняем, он состоит из 500 листов и 200 нормативных актов, к тому же постоянные применяемые поправки только усугубляют его положение. Последние пять лет на повестке дня стол вопрос о переводе всех процедур в электронный вид, но сейчас ситуация в корне изменилась. Главная задача – упростить закупки и создать единые и понятные для всех правила игры. Электронный магазин – это как раз, то что упрощает госзакупки. Но есть опасения, что их станет слишком много, а о контроле этой системы пока никто не говорит. Также как и по 223-ФЗ сейчас очень много площадок, которые растут как грибы, могут возникать и электронные магазины. Важно задуматься об их реальной эффективности и пользе для экономии бюджетных средств”, – комментирует Т94 Илия Димитров.

Минфин намерен в I половине 2020 г. наполнять КТРУ с целью обеспечения работы “электронных магазинов”

16 января 2020 17:19

Москва. 16 января. ИНТЕРФАКС – Минфин РФ намерен в I половине 2020 года наполнять Каталог товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок с целью обеспечения работы “электронных магазинов”, заявила руководитель департамента финансового ведомства Татьяна Демидова в ходе Гайдаровского форума, проходящего в РАНХиГС.

“Самое важное на ближайшее время – наполнение Каталога для обеспечения закупок с помощью “электронного магазина” – сказала Демидова.

При этом в кулуарах форума Демидова отметила “Интерфаксу”, что к настоящему времени наполнение Каталога “товарными” позициями достаточно высокое. “В Каталог уже внесены различные канцелярские и офисные товары, компьютерная техника и т.п., – сказала Демидова. – То есть, большая часть товаров, которые заказчики смогут закупать с помощью “электронных магазинов”, уже внесена в каталог”.

По словам Демидовой, до начала действия положений об использовании “электронных магазинов” в госзакупках (с 1 июля текущего года) Каталог планируется дополнять пропущенными товарными и “импотозамещающими” позициями.

В конце прошлого года были приняты поправки к закону “О контрактной системе” (44-ФЗ), которые позволят госзаказчикам закупать товары на сумму до 3 млн рублей по специальной электронной процедуре. Последняя предусматривает размещение поставщиками на электронной торговой площадке (ЭТП) предварительного предложения о поставке того или иного товара (в соответствии с конкретной позицией КТРУ). Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков.

Читайте также:  Направление запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе по 44 ФЗ

Такие закупки будут проводиться на ЭТП, отобранных правительством РФ для проведения госзакупок (8 площадок).

Демидова подчеркнула, что с запуском этого механизма продолжит действовать норма, позволяющая заказчикам осуществлять закупки малого объема (до 300 тыс. рублей и до 600 тыс. рублей) без проведения закупочной процедуры. В том числе, с использованием функционала “электронных магазинов” ЭТП и аналогичных площадок субъектов РФ (например, портал поставщиков Москвы).

Как сообщалось, в прошлом году регуляторы отмечали необходимость развития направления “электронных магазинов”. При этом подразумевалось, что речь идет о закупках малого объема. Однако единой позиции по тому, что и как необходимо делать, у регуляторов на конец прошлого года не было. Так, например, Минфин РФ в декабре в качестве рабочего варианта решения этой задачи рассматривал возможность распределения регулирования электронных магазинов для госзакупок малого объема по уровням власти.

“Предлагаем не формализовывать электронные магазины и закупки с их помощью, – говорил в декабре заместитель министра финансов Алексей Лавров. – Хотим предоставить право регламентировать такие закупки на каждом уровне. Закрепить за каждым уровнем (федеральный/региональный/местный) право определять порядок осуществления малых закупок в электронной форме”.

По словам Лаврова, в 44-ФЗ появятся новые нормы, наделяющие правительство, субъекты, местные администрации новыми полномочиями – устанавливать порядок проведения малых неконкурентных закупок в электронной форме.

Позицию Минфина по этому вопросу отчасти поддерживало Федеральное казначейство. “Региональные электронные магазины должны продолжить свою работу, – говорила заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе. – Но необходим постепенный переход от электронных аукционов на закупки из Каталога, закупки “с полки” с участием действующих электронных торговых площадок (ЭТП)”.

В свою очередь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России настаивала на регламентации работы электронных магазинов в рамках 44-ФЗ.

“Регламентация электронных магазинов должна строиться на основе 44-ФЗ – в закон необходимо внести нормы, обеспечивающие возможность мониторинга их работы, осуществления контроля, включая оперативное рассмотрение жалоб, – заявлял начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Артем Лобов. – Мы подготовили и направили в Минфин соответствующий законопроект”.

Прежде заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев заявлял о том, что в части регулирования и автоматизации закупок малого объема ведомство предлагает реализовать два механизма. Один – осуществление закупок малого объема (до 300 тыс. рублей) по торговой марке, другой – для закупок объемом до 20 млн рублей – по группе товаров из Каталога ЕИС в сфере закупок.

В ходе Гайдаровского форма Евраев отметил, что регуляторам пришлось реализовать ограниченный вариант закупок из Каталога из-за внешних ограничений – а именно, из-за положений договора о ЕАЭС.

“Сначала необходимо изменить договор, тем более что есть соответствующая заинтересованность со стороны Белоруссии и Казахстана – сказал Евраев. – После этого можно будет вводить полноценные электронные магазины с торговыми сессиями, с онлайн-обжалованием и т.п.”.

В настоящее время в сегменте госзакупок для автоматизации закупок малого объема используются так называемые электронные магазины электронных торговых площадок (работают по принципу каталога предложений поставщиков или интернет-магазинов), аналогичные сервисы субъектов РФ (например, “Портал поставщиков” Москвы), а также ЕАТ “Березка” (с апреля текущего года его использование стало обязательным для федеральных госзаказчиков).

Эксперты оценивают общий объем госзакупок малого объема приблизительно в 1 трлн рублей.

Закупки малого объема 44-ФЗ

Закупки малого объема по 44-ФЗ — это не конкурентный вид определения поставщика, при котором цена контракта не превышает 100 тысяч рублей (в отдельных случаях 400 тысяч рублей), а госзаказчик вправе заключать такие контракты, соблюдая определенные правила.

Законодательство регулирует все случаи, в которых госучреждение имеет право осуществлять малые закупки, и устанавливает требования к отчетности по таким процедурам.

Об этом подробно написано в п. 4 — 5, ч. 1 ст. 93 44 Федерального закона.

Малые закупки до 100 тысяч рублей

Все федеральные и муниципальные организации могут осуществлять госзакупки малого объема до 100 000 рублей.

Заказчик оценивает целесообразность такой процедуры, затем подготавливает проект контракта и предоставляет его для согласования с исполнителем. Если обе стороны все устраивает, то контракт подписывается.

В качестве основания проведения закупок малого объема — заказчик указывает п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Основания проведения малых закупок до 100 тыс. руб.

Единственное требование, которое устанавливает закон в данном случае относится к ограничению объемов таких процедур — п. 4, ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Итак, заказчик вправе выбрать самостоятельно один из двух вариантов, которым будет руководствоваться при госзакупках до 100 тыс. руб:

они не должны превышать 2 млн. руб. в год;

они не должны превышать 5% от совокупного объема годовых закупок, и при этом быть меньше 50 млн. в год.

Особые условия касаются малых закупок для обеспечения нужд сельских поселений. Для таких муниципальных заказчиков снимаются вышеописанные требования к объему закупок до 100 тыс. руб. и они могут применять этот метод без каких-либо ограничений.

Учет закупок малого объема до 100 тысяч рублей

Публиковать малые госзакупки до 100 тысяч рублей в ЕИС заказчик не обязан. Но при этом он должен вести журнал регистрации заключенных контрактов и соответствующую документацию. В конце отчетного периода формируются отчеты, которые уже публикуются в ЕИС.

Но такие процедуры заказчик обязан включать в план-график закупок, вынося отдельной строкой.

Вести учет заказчик может как вручную, так и используя специальные программы, в которых будет отображаться вся информация: планируемые, проводимые и завершенные торги.

При этом, есть возможность недобросовестного использования закупок малого объема.

Некоторые заказчики намеренно разделяют более крупный контракт на несколько процедур до 100 тыс. руб. и заключают несколько контрактов с единственным поставщиком.

Такая сделка может быть признана как неправомерная, вследствие чего заказчик будет привлечен к административной ответственности.

Поиск аукционов для участия в торгах по вашей тематике

Подбор соответствующих заданному ОКПД2 закупок

Какое ограничение закупках малого объема лучше использовать?

Если говорить о вариантах использования ограничений для малых госзакупок до 100 тысяч рублей, то крупным государственным учреждениям, заключающим большой объем контрактов, будет выгоднее использовать метод — 5% от совокупного объема годовых закупок (далее СОГЗ).

Например, СОГЗ за год у муниципального учреждения составляет 300 млн. руб., в таком случае, используя метод “пяти процентов”, организация вправе осуществить закупки до 100 тыс.руб. на 15 млн. руб. — что соответствует ограничению в 50 млн. для таких сделок.

А организациям, у которых ежегодный объем не превосходит 40 млн. руб. намного выгоднее использовать ограничение в 2 млн. руб. Т.к. сумма в 5% от СГОЗ будет в любом случае меньше, чем указанные два миллиона.

Малые закупки до 400 тысяч рублей

Данные процедуры регламентированы п. 5 ч 1 ст 93 44-ФЗ.

Согласно законодательству, сделки до 400 тыс. руб. имеют право проводить государственные и муниципальные учреждения культуры, деятельность которых направлена на сохранение и использование объектов культурного наследия, а также иные учреждения, указанные в данной части.

Для закупок малого объема до 400 000 руб,. помимо ограничения заказчиков по деятельности, установлено ограничение по объему и сумме таких госзакупок — они не должны превышать 50% от СОГЗ организации и их сумма не должна превышать 20 млн. руб.

Такие процедуры также должны вноситься заказчиком в план-график закупок, но размещения в ЕИС не требуется. Заказчик самостоятельно ведет их учет и предоставляет отчет по ним в конце годового финансового периода.

► Видеобзор материала по малым закупкам 44-ФЗ

Штраф за нарушения в закупках малого объема

Кодекс об административных правонарушениях в ч.1 ст 7.29 предусматривает ответственность должностных лиц за нарушение требований, установленных законодательством, при проведении закупок у единственного поставщика.

При выявлении ошибок в процедурах закупок до 100 / 400 тыс. руб., с должностного лица в организации заказчика будет взиматься административный штраф в размере 30 000 руб.

При соблюдении всех требований законодательства малые закупки являются очень простым и выгодным способом определения поставщика и заключения контракта.

Электронный магазин для закупок малого объема

С 1 июля 2018 года начал работать электронный магазин, функционал которого заключается в том, чтобы более просто проводить закупки до 100 тыс. руб и 400 тыс. руб. В регламенте работы сервиса указаны правила взаимодействия оператора, поставщиков и заказчиков.

Единый агрегатор торговли (ЕАТ) “Березка” доступен по адресу agregatoreat.ru. Для участия необходимо будет зарегистрироваться и предоставить необходимые документы. Он взаимодействует с единой информационной системой, а также различными региональными информационными ресурсами.

Цель создания данного сервиса – упросить процедур стандартных закупок (например канцелярии) для муниципальных нужд, а также для экономии бюджетных средств при проведении таких закупок.

У заказчика остается право провести закупку стандартным способом, если нужного товара не окажется в интернет магазине или он найдет предложение по более выгодной цене.

©ООО МКК “РусТендер”

Ссылка на основную публикацию