Как обосновать начальную максимальную цену контракта по 44-ФЗ

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

Определение НМЦК производится при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье.

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупкиНМЦКСрок размещения
Открытый конкурсПри любом размереНе менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукционБолее 3 млн руб.Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менееНе менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировокСвыше 250 тыс. руб.Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб.Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложенийПри любом размереНе позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг)ПризнакиОсобенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики)При определении идентичности могут учитываться:

  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги
(ч. 13 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходовИдентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными
(ч. 14 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемымиПри определении однородности товаров учитываются:

  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги),
не являющиеся идентичными
(ч. 15 ст. 22
Закона № 44-ФЗ)
Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемымиПри определении однородности работ (услуг) учитываются:

  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации. В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.
  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.
  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.
  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Подробнее про тарифный метод смотрите комментарий эксперта Петра Воронцова, автора лекции в Школе электронных торгов «Методы обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ»:

Проектно-сметный метод

Особенности: используется в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ или реставрационными нормами и правилами.

Этот метод применяется при определении НМЦК в следующих случаях:

  • строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

При применении проектно-сметного метода обоснования НМЦК используются:

  • проектная документация (включающая сметную стоимость работ);
  • сведения о ценах, которые рассчитываются с использованием индексов-дефляторов по видам экономической деятельности;
  • положение о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Достоверность определения сметной стоимости строительства, реконструкции, технического перевооружения объекта капитального строительства проводится вне зависимости от обязательности проведения государственной экспертизы проектной документации, если данные работы планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета.
  • информация об объемах капитальных вложений на реализацию инвестиционных проектов (предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства РФ либо решением главного распорядителя бюджетных средств), которые связаны со строительством, реконструкцией объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета. Такие средства предусматриваются в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

Если по результатам проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта не превышает объема капитальных вложений, то НМЦК на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Затратный метод

Особенности: используется в случае невозможности применения метода сопоставимых рыночных цен, нормативного, тарифного, проектно-сметного методов или в дополнение к этим методам.

Данный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли (пример расчёта НМЦК затратным методом представлен в Приложении № 4 к Методическим рекомендациям).

При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию ТРУ, расходы на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Информация о прибыли может быть получена следующим образом:

  • исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС;
  • на основе других общедоступных источников информации (в том числе сведений информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика).

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс «Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок»

Рассчитайте НМЦК без ошибок в новом сервисе Контур.Снаб для заказчиков по 44 ФЗ.

Как обосновать НМЦК в 2020 году

Какие методы применяются для обоснования НМЦК и от чего зависит их выбор

Обоснование начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ (примеры будут представлены в статье) представляет собой расчетные действия заказчика по определению стоимости конкретной закупочной процедуры.

Обоснование НМЦК по 44-ФЗ регулируется статьей 22. В п. 1 ст. 22 44-ФЗ приводятся все возможные методы расчета:

  1. Метод сопоставимых рыночных цен или анализ рынка.
  2. Тарифный.
  3. Проектно-сметный.
  4. Нормативный.
  5. Затратный.

Начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается задолго до осуществления самой закупки — еще на этапе планирования (ст. 18 44-ФЗ). Обоснование НМЦК в плане-графике является строго необходимым. Если заказчик нарушит данное требование и не предоставит в качестве приложения к плановой документации обоснование цены по покупке ЭЦП или любому другому государственному заказу, это грозит ему серьезными штрафными санкциями (Письмо Минфина РФ № 24-01-09/78284 от 22.11.2017).

За отсутствие расчета ответственный сотрудник может получить штраф в размере 1000 рублей, организация-заказчик — от 20 000 до 50 000 рублей (ст. 7.29.3 КоАП РФ).

Таким образом, обоснование НМЦК в плане-графике на 2018, 2020 и последующие периоды является обязательным.

Заказчик самостоятельно определяет, каким способом рассчитать начальную цену контракта. Выбранные методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ в первую очередь зависят от закупаемого объекта и специфики предмета закупки.

К примеру, нормативный метод используется в случае заказа таких товаров, работ или услуг, реализация которых осуществляется в соответствии с законодательным нормативом. Проектно-сметный метод надлежит использовать при закупке строительных или ремонтных работ. Тарифный метод применятся для тех ТРУ, стоимость которых регулируется непосредственно государством. Предельный способ является основным для тех организаций-заказчиков, у которых на вышестоящем уровне закреплены предельные цены.

Приоритетным способом по умолчанию признается анализа рынка.

В случае, когда все вышеуказанные методы не могут быть использованы для расчета цены контракта, заказчик может применить затратный способ. При этом, согласно ч. 12 ст. 22 44-ФЗ, ответственному специалисту надлежит составить обоснование невозможности применения методов расчета НМЦК (Письмо Минфина РФ № 24-02-06/37730 от 16.06.2017).

Как обосновать НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Анализ рынка — это основной способ расчета НМЦК. Согласно ч. 6 ст. 22 44-ФЗ, сопоставление рыночных цен применяется в том случае, когда расчет не нужно выполнять с использованием нормативов, тарифов, смет или предельных цен. Документальное обоснование метода определения НМЦК в данном случае также нужно предоставлять вместе с планом-графиком.

Для того чтобы рассчитать начальную (максимальную) цену при помощи анализа рынка, специалисту организации-заказчика необходимо выполнить следующие действия:

  • выявить ТРУ, однородные или идентичные закупаемым, или же продукцию, которая может заменить предмет закупки;
  • исследовать конъюнктуру рынка и найти различные ценовые предложения;
  • указать однородность таких цен;
  • определить начальную цену контракта по формуле.

Далее разберем подробно, как провести расчет-обоснование цены государственного контракта.

Для определения однородных, идентичных или взаимозаменяемых товаров нужно проанализировать основные качественные, технические, технологические, функциональные и иные особенности объекта заказа.

Идентичные товар, работа или услуга — это ТРУ, имеющие аналогичные основные характеристики с предметом заказа. При выявлении таких характеристик можно воспользоваться Методическими рекомендациями, утвержденными Приказом Минфина РФ № 567 от 02.10.2013 и положениями ст. 22 44-ФЗ.

Если же после исследования рынка идентичные товары, работы или услуги не были обнаружены, то необходимо определить однородные ТРУ, воспользовавшись положениями ч. 2 и 14 ст. 22 44-ФЗ.

Далее нужно найти информацию о ценовых характеристиках закупаемых ТРУ. Для получения сведений о цене заказчик может действовать следующим образом:

  1. Направить запросы о предоставлении коммерческих предложений как минимум 5 поставщикам, указав в своем запросе функциональные характеристики объекта и основные условия заказа. При этом заказчик и поставщики имеют возможность обмениваться такой информацией посредством электронной почты (Письмо Минэкономразвития России № Д28и-1308 от 10.05.2016).
  2. Исследовать общедоступные источники, в том числе статистическую отчетность, размещенные в сети Интернет каталоги и ценовые предложения с официальных сайтов поставщиков (п. 2, 8 ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Воспользоваться сведениями из исполненных контрактов, размещенных в ЕИС (п. 7.3 методических рекомендаций из Приказа № 567).
  4. Опубликовать запрос цен в Единой информационной системе.

При необходимости организация-заказчик может воспользоваться несколькими инструментами поиска ценовых показателей одновременно.

После получения информации о ценах заказчику необходимо исчислить коэффициент вариации для определения однородности полученных цен в соответствии с данной формулой (п. 3.20 МР из Приказа № 567):

  • — средняя величина цены;
  • σ — среднеквадратическое отклонение.

Если расчетное значение коэффициента вариации будет в пределах 33 %, то такие ценовые предложения будут считаться однородными.

Обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (пример) можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК тарифным методом

Расчет цены контракта тарифным методом необходим, если цена на предмет заказа подлежит государственному (муниципальному) регулированию (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Среди таких закупаемых объектов, отпускаемых по определенным тарифам, выделяют коммунальные услуги и услуги связи:

  • услуги водоснабжения и водоотведения (416-ФЗ от 07.12.2011);
  • теплоснабжение (ч. 1 ст. 8 190-ФЗ от 27.07.2010);
  • предоставление электроэнергии (п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ от 27.07.2003);
  • электросвязь, почтовая связь (ПП РФ № 637 от 24.10.2005).

Как сделать обоснование цены по 44-ФЗ — пример для тарифного метода приведен в п. 5.2 Методических указаниях из Приказа № 567. Для расчета цены контракта в данном случае тарифная единица услуги умножается на их количественный показатель (ч. 8 ст. 22 44-ФЗ). Все актуальные тарифы можно найти на официальных сайтах поставщиков либо узнать у местных регулирующих организаций.

Как обосновать НМЦК проектно-сметным методом

Проектно-сметный метод используется для следующих закупок (ч. 9 ст. 22 44-ФЗ):

  1. Строительство, реконструкция, капитальный или текущий ремонт. Все работы должны выполняться в строгом соответствии с проектной документацией.
  2. Сохранение памятников культурного и исторического наследия, за исключением научно-методического руководства, а также технического и авторского надзора за данными работами.

Непосредственным обоснованием цены контракта в данном случае является проектно-сметная документация, составленная согласно Методике применения сметных норм (Приказ Минстроя РФ № 1028/пр от 29.12.2016).

Заказчику следует помнить, что с 01.07.2019 будет действовать измененная редакция ч. 13 ст. 48 ГрК РФ . С этого момента проектная документация должна будет включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства» в тех случаях, когда строительство, реконструкция или снос финансируются с привлечением бюджетных средств.

Образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ) для проектно-сметного метода можно скачать далее.

Как обосновать НМЦК нормативным методом

Нормативный способ используется в том случае, если вышестоящая организация или регулирующий орган установил для заказчика предельные ценовые величины на ТРУ (ч. 7 ст. 22 № 44-ФЗ).

Информация о предельных ценах находится в открытом доступе (ч. 6 ст. 19 44-ФЗ). С ней можно ознакомиться в Единой информационной системе в разделе «Планирование закупок» по следующей ссылке http://www.zakupki.gov.ru/epz/normalizationrules/quicksearch/search.html.

Обоснование-расчет цены контракта производится согласно п. 4.2 МР из Приказа № 567 — предельная цена на товар, работу или услугу умножается на необходимое заказчику количество закупаемых ТРУ.

Как обосновать НМЦК затратным методом

При заказе ТРУ, обладающих уникальными функциональными характеристиками, поставить которые могут лишь считанное количество исполнителей, заказчик может использовать затратный метод. То есть затратным способом рассчитываются те цены контракта, которые нельзя обосновать другими методиками (ч. 10 ст. 22 44-ФЗ).

Расчет в данном случае осуществляется путем суммирования совокупных прямых и косвенных издержек, образующихся при реализации конкретных ТРУ. Для информации о таких затратах заказчик может обратиться напрямую к поставщику.

К такому расчету нужно прилагать образец обоснования предлагаемой цены контракта, а также разъяснения о невозможности применения иных способов.

Какие закупки имеют особенности обоснования НМЦК

Не все начальные (максимальные) цены могут обосновываться вышеуказанными пятью методами расчета. Представим ряд закупок, не подпадающих под обычные правила обоснования НМЦК:

  1. Государственный оборонный заказ (ч. 21 ст. 22 44-ФЗ). Цены на ГОЗ рассчитываются посредством государственного регулирования (ПП РФ № 1465 от 02.12.2017).
  2. Энергосервисные контракты (ч. 19 ст. 108 44-ФЗ). Расчет осуществляется в соответствии с ПП РФ № 636 от 18.08.2010.
  3. Отдельные виды медицинского оборудования (ПП РФ № 881 от 03.11.2011), лекарственные препараты для медицинского использования (), одноразовых медицинских изделий из ПВХ (Приказ Минздрава РФ № 759н, Минпромторга России № 3450 от 04.10.2017).
  4. Стандартное жилье, приобретаемое у единственного поставщика (ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, 161-ФЗ от 24.07.2008).
  5. Услуги по регулярным перевозкам пассажиров, багажа в автобусах и трамваях (ч. 21.2 ст. 22 44-ФЗ, ст. 14 220-ФЗ, Приказ Минтранса России № 513 от 08.12.2017).
  6. Заключение контрактов в регионах со встречными инвестиционными обязательствами (п. 3 ч. 3 ст. 111.4 44-ФЗ, пп. «в» п. 1 ПП РФ № 1166 от 12.11.2016).

Далее можно скачать образец — форма обоснования НМЦК на 2020 год по 44-ФЗ.

Также доступен для скачивания пример обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ.

Начальная максимальная цена контракта (НМЦК): методы определения, расчет, обоснование

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Все мы с вами привыкли видеть в извещении и документации о закупке установленную заказчиком цену контракта. Согласно требований 44-ФЗ заказчики обязаны не просто указать начальную (максимальную) цену контракта (или сокращенно НМЦК) в извещении и документации о закупке, но и обосновать её. Обоснованию подлежит цена не только по конкурентным закупкам, но и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Поэтому в настоящей статье мы с вами подробно поговорим, как о методах определения НМЦК, так и о способах её обоснования. Материал статьи будет интересен, прежде всего, заказчикам, однако и поставщики найдут для себя массу полезной информации.

Содержание:

1. Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкурентным способом.

Если сказать это более простым языком, то это цена выше которой контракт не может быть заключен. Если же участником закупки предложена цена выше установленной в извещении НМЦК, то заявка такого участника не рассматривается.

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком — это фиксированное значение цены, определенное и обоснованное заказчиком.

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке. Результат определения НМЦК отражается в указанных документах. При этом если в процессе осуществления закупок цена меняется, соответствующие коррективы вносятся и в план-график.

Размер НМЦК может повлиять на выбор способа определения поставщика, а также на срок размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения об осуществлении закупки.

Вопросы определения НМЦК регулируются ст.22 44-ФЗ и Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)». Однако стоит обратить внимание на то, что данные методические рекомендации не являются нормативно правовым актом, т.е. не обязательны для применения заказчиками. В дополнение к методическим рекомендациям Минэкономразвития России на уровне субъектов РФ могут быть также приняты свои рекомендации.

Контроль за правильностью определения и обоснования НМЦК осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (п.3 ч.8 ст.99 44-ФЗ).

2. Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК является весьма ответственным этапом закупки, так как влияет не только на эффективное расходование бюджетных средств, но и на возможность проведения закупки как таковой.

Давайте рассмотрим с вами три возможные ситуации при определении НМЦК.

Ситуация №1 — НМЦК занижена

Если заказчик изначально установил заниженную НМЦК, то в такой ситуации процедура закупки может попросту не состояться. Вряд ли кто-то из участников захочет работать себе в убыток. Также велика вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком, который либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги. Ситуация с установлением заниженной цены может возникнуть в случае использования заказчиком неактуальных цен, либо без учета возможной инфляции.

Ситуация №2 — НМЦК завышена

В такой ситуации налицо неэффективное расходование бюджетных средств. Однако велика вероятность, что такая закупка привлечет внимание большего количества участников, которые в ходе торгов снизят установленную цену до размеров среднерыночной. Но в практике нередки случаи (особенно это касается электронных аукционов), когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по начальной (максимальной) цене. Либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5-1%.

Ситуация №3 — НМЦК определена корректно

Такая ситуация является благоприятной, как для заказчика, так и для потенциального участника. Во-первых, бюджетные средства расходуются эффективно, во-вторых, процедура закупки с большой долей вероятности состоится, в-третьих, участие в такой закупке выгодно для участника, в-четвертых, заказчик получит товар (работу, услугу) надлежащего качества.

Согласно ч.1 ст.22 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка)

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено 44-ФЗ.

Суть этого метода заключается в установлении НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. В том случае, если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он вправе использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567).

Идентичными товарами (работами, услугами) признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке (ч.13 ст.22 44-ФЗ).

Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения (ч.14 ст.22 44-ФЗ).

Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость (ч.15 ст.22 44-ФЗ).

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчик может использовать поправочные коэффициенты и индексы для пересчета цен с учетом различий в характеристиках товаров, в коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Для анализа цен заказчик может использовать общедоступную информацию из открытых источников (например, из сети интернет), отправлять запросы потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям), а также разместить информацию о запросе цен в единой информационной системе (ЕИС). Заказчику необходимо получить минимум 3-и ценовых предложения, отвечающих требованиям к объекту закупки.

Нормативный метод

Данный метод заключается в расчете НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 “Нормирование в сфере закупок” 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода (п. 4.4 Методических рекомендаций).

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Этот метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых товаров, работ, услуг подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае НМЦК определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»).

Тарифный метод не рекомендуется применять к ценам товаров (работ, услуг), закупки, поставки или продажа которых осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с законодательством РФ (п.5.1 Методических рекомендаций).

При применении указанного метода используются предельные цены (тарифы), принятые (утвержденные) в установленном порядке постановлениями, распоряжениями, приказами, иными правовыми актами органов государственной власти, местного самоуправления, которые уполномочены на регулирование цен в соответствующей сфере деятельности.

Проектно-сметный метод

Данный метод заключается в определении НМЦК на:

  • строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора;
  • текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.

Затратный метод

Данный метод применяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам. Затратный метод заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Причем информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в ЕИС, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Важный момент! Приведенный выше перечень методов расчета (начальной) максимальной цены контракта не является закрытым. Если невозможно применить методы, указанные в ч.1 ст.22 44-ФЗ, то допускается использовать иные методы . В таком случае в обосновании НМЦК заказчик обязан пояснить невозможность применения перечисленных в ч.1 ст.22 44-ФЗ методов (ч.12 ст.22 44-ФЗ). Рекомендации по обоснованию и применению иных методов могут быть установлены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (ч.20.1 ст.22 44-ФЗ).

3. Обоснование НМЦК

Обоснование начальной (максимальной) цены контракта – это расчет цены с приложением информации и подтверждающих документов (либо с указанием их реквизитов), на основании которых он выполнен.

При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в сети «Интернет», не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.

Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ.

4. Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК

Согласно п.2.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен:

1) определить потребность в конкретном товаре, работе, услуге, обусловленную целями осуществления закупок в соответствии со статьей 13 44-ФЗ;

2) установить перечень требований к товарам, работам, услугам, закупка которых планируется, а также требований к условиям поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;

3) провести исследование рынка путем изучения общедоступных источников информации, в том числе использование которых предусмотрено настоящими Методическими рекомендациями, в целях выявления имеющихся на рынке товаров, работ, услуг, отвечающих требованиям, определенным в соответствии с пунктом 2;

4) сформировать описание объекта закупки в соответствии с требованиями ст. 33 44-ФЗ;

5) проверить наличие принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, работ, услуг:

— нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, локальных нормативных актов государственной корпорации «Росатом», которыми устанавливаются порядки определения НМЦК в соответствии с ч. 22 ст.22 44-ФЗ;

— актов Правительства РФ, устанавливающих исчерпывающие перечни источников информации, которые могут быть использованы для целей определения НМЦК;

— правовых актов о нормировании в сфере закупок, принятых в соответствии со ст. 19 44-ФЗ;

6) в соответствии с установленными ст.22 44-ФЗ требованиями определить применимый метод определения НМЦК или несколько таких методов;

7) осуществить соответствующим методом определение НМЦК с учетом настоящих Методических рекомендаций;

8) сформировать обоснование НМЦК в соответствии с пунктом 2.1 Методических рекомендаций. Рекомендуемая форма обоснования НМЦК приведена в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям. Данная форма выглядит следующим образом:

5. Источники обоснования НМЦК

К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг, которая может быть использована для целей определения НМЦК, относятся:

1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах (сайт www.zakupki.gov.ru), которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени);

2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

3) информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;

4) информация о котировках на электронных площадках;

5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;

6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ и, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;

7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ, или законодательством иностранных государств;

8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен;

9) иные источники информации.

Не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию:

  • представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • полученную из анонимных источников;
  • содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;
  • не содержащую расчет цен товаров, работ, услуг.

6. Онлайн калькулятор НМЦК от НАИЗ

На официальном сайте Национальной Ассоциации Институтов Закупок (НАИЗ) размещен онлайн калькулятор расчета начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Более подробно ознакомиться с данным калькулятором и воспользоваться им вы сможете, перейдя по данной ссылке — http://naiz.org/fz44/nmc/ . Расчет НМЦК можно выполнить, как по одному наименованию товаров (работ, услуг), так и по нескольким наименованиям.

На этом сегодня все. Надеюсь, что данная информация была для вас полезной. До встречи в следующих выпусках.

Как обосновать начальную максимальную цену контракта

Обоснование НМЦК по 44 ФЗ — это процедура определения стоимостного максимума для конкретной закупки. Разбираемся, как обосновать предельную цен и какую форму и методы использовать для расчета.

Ключевые понятия

Любая госзакупка имеет не только количественные, но и стоимостные показатели. Стоимость заказа является определяющим критерием для различных факторов, непосредственно влияющих на сам закупочный процесс. Под начальной ценой понимают стоимость, свыше которой невозможно осуществить конкурентную процедуру. Организация-заказчик указывает НМЦК в извещении и во всех документах о госзакупке. Расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), производится по правилам, прописанным в ст. 22 44-ФЗ.

Расчетное значение начальной контрактной стоимости влияет как на ценовые характеристики госзаказа, так и непосредственно на способ определения его исполнителя. Когда расчетная величина не превышает 100 000 руб., заказчик имеет право заключить контракт с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93. А когда она меньше 400 000 руб. — по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Стоимостный предел, установленный на уровне не выше 500 000 рублей, позволяет заказчику организовать и провести запрос котировок в электронной форме.

После обновления законодательной базы о госзакупках, произошедшей в июле 2018 года, изменились и другие правила по ценовому пределу. Теперь, по статье 44 закона о федеральной контрактной системе, организация-заказчик только вправе требовать обеспечение заявки от участника госзаказа, если предельная контрактная стоимость — не более 1 миллиона рублей.

Значения НМЦК определяют и сроки закупочных процедур. Если заказчик проводит электронный аукцион, сроки подачи заявок будут различаться, исходя из стоимостных показателей госзакупки:

  1. Выше 3 млн руб. — не менее 15 дней с момента размещения извещения в Единой информационной системе.
  2. Ниже 3 млн руб. — не менее 7 дней. Заявки на участие в таких тендерах рассматриваются в течение одного рабочего дня.

Для участников госзаказа важны расчетные показатели предельной стоимости. Изучив примеры обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ, потенциальный поставщик анализирует текущие цены на рынке и возможности с целью сделать наиболее выигрышное стоимостное предложение.

Планирование

Специалист учреждения, проводящего торги, осуществляет обоснование начальной максимальной цены контракта задолго до проведения самой госзакупки — еще на этапе планирования. При составлении плановой документации рассчитывается предельное значение стоимости каждого конкретного заказа и вносится в позицию плана закупок и плана-графика.

После формирования и утверждения плановые документы требуется разместить в ЕИС в установленные законом сроки — в период до десяти рабочих дней после доведения денежных обязательств и утверждения ПФХД (ч. 7 ст. 17, ч. 10 ст. 21 44-ФЗ).

Все расчеты должны строго соответствовать позициям плановой документации. В случае изменения лимитов бюджетных обязательств или образования экономии от ранее проведенных торгов, а следовательно, и изменения планов-графиков, заказчик пересчитывает НМЦК по тем позициям, которых коснулись коррективы.

Ответственный специалист заказчика в обязательном порядке вносит изменения в ПГ и публикует его в десятидневный период до планируемого дня публикации в ЕИС извещения о закупке, но не позже.

Исчисление предельной стоимости осуществляется по рекомендуемой форме, утвержденной в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям из Приказа Минэкономразвития № 567 от 02.10.2013.

Вот так выглядит образец расчета начальной максимальной цены контракта (пример по 44-ФЗ).

Порядок расчета

Методология обоснования начальной (максимальной) цены контракта регулируются ст. 22 44-ФЗ. Обоснование метода определения НМЦК производится в соответствии с методическими рекомендациями, закрепленными Приказом № 567.

Выделяют следующее методы определения предельной стоимости (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ):

  • анализ рынка, метод сопоставимых рыночных цен;
  • проектно-сметный;
  • тарифный;
  • нормативный;
  • затратный.

Наравне с действующими законодательными нормами организация-заказчик вправе использовать иные подзаконные акты и дополнительные методические разработки, утвержденные региональными и местными органами власти, например Распоряжение № 242-РП от 16.05.2014.

По ст. 22 44-ФЗ, приоритетным способом обоснования признается метод сопоставимых рыночных цен. Расчет в данном случае осуществляется на основании общедоступных сведений об актуальной рыночной стоимости приобретаемых товаров, работ или услуг (ч. 2, ч. 5 ст. 22 44-ФЗ). При этом при исчислении НМЦК организация-заказчик имеет право применять различные коэффициенты и индексы для приведения стоимостных показателей ТРУ при условии их обоснованности.

Существуют заказы, для которых невозможно применить расчетную методологию предельной стоимости. Если организация-заказчик приобретает товары, работы и услуги, цену которых нельзя обосновать ни одним из методов, закрепленных в рекомендациях и ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, разрешается использование других способов при условии составления особого регистра — обоснования невозможности применения способов, приведенных в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Данное положение регламентировано ч. 12 ст. 22 44-ФЗ.

Как определить и обосновать начальную максимальную цену контракта

О понятии “начальная максимальная цена контракта” простыми словами. Какие требования предъявляются к НМЦК по 44 ФЗ, какие методы расчета бывают, а также – как правильно её обосновать.

Что такое начальная (максимальная) цена контракта НМЦК – это максимально возможная суммарная стоимость товаров, услуг или работ, которую готов заплатить заказчик. Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) – это одна из важных расчетных величин в системе государственных закупок. НМЦК используется для определения не только стоимости будущего контракта, она является отправной точкой для проведения прочих расчётов: размер аванса, размер обеспечения и т.д. При работе с конкурсными процедурами, начальная максимальная цена на контракт является величиной относительной, то есть, может изменяться; при заключении договора с единственным поставщиком НМЦК фиксирована и имеет единственное конкретное значение. Начальная максимальная цена указывается в техзадании к тендеру.

НМЦК – это максимум, который готов заплатить заказчик. При закупках у единственного поставщика НМЦК является единственной неизменной ценой контракта и не может быть ни снижена, ни увеличена.

Определение начальной цены происходит заранее, при формировании плана-графика закупок и подготовке извещения о планируемом тендере. Размер цены контракта в обязательном порядке отражается в тендерной документации, а изменения НМЦК влечет за собой необходимость вносить соответствующие коррективы в план-график. Для определения суммы существуют правила, которым нужно следовать. Кроме того, заказчик должен обосновать размер начальной максимальной цены контракта, так как это напрямую может повлиять на метод выбора поставщика, а также на длительность размещения информации о тендере в единой информационной системе.

Условия определения оптимального размера НМЦК прописаны в статье 22 Закона 44-ФЗ; дополнительные рекомендации содержатся в Приказе Минэкономразвития № 567 (методические рекомендации, обозначенные в приказе, не являются обязательными к применению).

Помимо этого, субъекты РФ могут давать свои собственные рекомендации по разработке НМЦК, поэтому при формировании тендерной документации необходимо ознакомиться с существующими в вашем регионе нормативно-правовыми актами.

Методики расчета начальной максимальной цены контракта

В статье 22 Закона 44-ФЗ определены методы расчета НМЦК. Всего их 5.

Метод сопоставления рыночных цен (он же называется метод анализа рынка). Один из основных методов, который применяется при госзакупках. Данный метод подразумевает, что заказчик сравнивает информацию о стоимости аналогичных товаров (услуг) на рынке и на основе проведенного анализа назначает свою цену. Как правило, НМЦК представляет собой среднерыночную цену. Данный метод является приоритетным, согласно требованиям Закона 44-ФЗ, а это значит, что именно он должен применяться по умолчанию.

Нормативный метод. Нормативный метод применяется в тех случаях, когда закупаются товары или услуги, к которым статьей 19 Закона 44-ФЗ предусмотрено установление предельных цен (т.е. предъявляются определенные нормы). Методика может применяться как отдельно, так и совместно с другими методами (в частности, с методом сопоставления рыночных цен). Информация о предельных ценах на товары и услуги размещена в Единой информационной системе.

Тарифный метод. Еще один метод определить цену, который используется для товаров, цена которых регулируется. В данном случае – государством. Цена (или тарифы) на такие товары установливается государственными постановлениями, приказами, актами и другими нормативно-правовыми документами, как общефедеральными, так и региональными.

Проектно-сметный метод. Методика позволяет определить цену при работе в сфере строительства и реконструкции зданий и сооружений. Этот метод определения цен необходимо использовать также при проведении реконструкции объектов культурного наследия.

Затратный метод. Наименее распространенная методика, используется тогда, когда другие методы нельзя применить. Затратный метод подразумевает учет прямых и косвенных издержек для определения начальной максимальной цены контракта.

Размер НМЦК играет очень важную роль для прочих расчетов, поэтому заказчик должен не просто грамотно рассчитать НМЦК, но и привести обоснование. Обоснование НМЦК является обязательным требованием ко всем договорам, которые заключаются в рамках Закона 44-ФЗ. Основная цель обоснования – показать, что размер НМЦК является адекватным текущей ситуации на рынке. К обоснованию необходимо приложить любые документы и сведения, которые использовались при проведении расчет размера начальной максимальной цены контракта.

Информации по аналогичным ранее исполненным госконтрактам в рамках 44-ФЗ;

– Информация, содержащаяся на официальном сайте госзакупок, а также на электронных торговых площадках;

– Информация о рыночной стоимости товаров, если планируется закупка товаров и услуг, цена на которые подлежит государственному регулированию;

– Информация, содержащаяся в различных каталогах, в том числе, рекламных;

– Данные официальной государственной статистики;

– Информация из любых открытых официальных источников.

Обоснование, выполненное с использованием только анонимных или неофициальных источников, может быть не принято контролирующими органами. Обоснование начальной максимальный цены контракта подается в письменном виде. Также прикладываются документы, использованные при расчете.

Закон не запрещает использовать любые другие источники обоснования, однако делать это не рекомендуется.

Начальная максимальная цена контракта: определение, обоснование и экспертиза

АСО помогает всегда быть в курсе актуальных тенденций контрактной системы. Проекты объединения уже сегодня позволяют сделать систему закупок понятнее и прозрачнее.

Требуется получить банковскую гарантию для обеспечения заявки на участие в госконкурсе без залога и поручительства?

Тендерный кредит дает возможность компании участвовать сразу в нескольких тендерах или аукционах, не привлекая собственные оборотные средства.

Кредит под акты выполненных работ позволяет избегать срыва выполнения обязательств со стороны исполнителя в случае задержек выплат со стороны заказчика.

Получить комплексную помощь на всех этапах участия в тендерах и аукционах, включая финансовую поддержку, можно благодаря услугам брокерских компаний.

Начальная максимальная цена контракта должна быть экономически выгодной как для поставщика, так и для заказчика. Как рассчитать ее правильно? Чтобы получить ответы на этот и другие вопросы, мы решили взять интервью у эксперта в этой области Дружинина Михаила Дамировича, президента Ассоциации специализированных организаций (АСО) — единственного в России объединения, миссия которого — делать госзаказ конкурентным и эффективным.

Михаил Дамирович, термин «начальная максимальная цена контракта» и его значение закреплены в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Тогда почему столько недопонимания по поводу НМЦК?

Термин, используемый в Законе о контрактной системе, определяет в первую очередь временной ориентир для цены контракта: она «начальная», т.е. первичная, все последующие цены будут вторичны. Категория же «максимальная» определяет верхнюю границу стоимости, выше которой заказчик принять цену на товар или услугу не может. По факту НМЦК должна:

  • объективно отражать стоимость продукции;
  • соответствовать функционально-техническим особенностям объекта продажи;
  • учитывать потенциальные и реальные риски изменения цены;
  • являться как для заказчика, так и для поставщика источником экономической выгоды.

Стоит также отметить, что правильный расчет НМЦК — это ключевой аспект в закупочной деятельности: от этого параметра зависят объемы обеспечения заявок и обеспечения исполнения контрактов, на его основе формируются порядок и способ реализации антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, выбирается способ закупки.

К слову сказать, обязанность рассчитывать НМЦК возложена законом именно на заказчика. Для этого предусмотрено пять разных методов. Применяют их, как правило, руководствуясь Методическими рекомендациями, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567. К сожалению, как показывает практика, наличие разъясняющих документов не разрешает проблему НМЦК полностью, ведь кроме того, что ее нужно определить, ее необходимо и обосновать, а это совершенно разные вещи.

В чем принципиальное различие между обоснованием НМЦК и ее определением?

Согласно статье 22 Закона о контрактной системе, НМЦК определяет и обосновывает заказчик на основе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), нормативного, тарифного, проектно-сметного или затратного метода. Определение НМЦК означает ее формирование на основе расчета. Обоснование НМЦК как составная часть обоснования закупки в целом означает подтверждение соответствия планируемой закупки целям, обозначенным в нормативно-правовых актах и документах органов исполнительной власти ненормативного характера. Порядок и форма обоснования закупок закреплены в Правилах обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 года № 555.

В частности, Форма обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при формировании и утверждении планов-графиков закупок представляет собой таблицу из десяти столбцов. В них, соответственно, заносится цифровое выражение НМЦК, наименование метода ее определения и обоснования, обоснование невозможности применения иных методов в условиях этой закупки, расчет НМЦК на основе выбранного метода, способ определения поставщика, обоснование этого способа и дополнительных требований к участникам закупки, если таковые выдвинуты.

Следует помнить, что обоснованность каждой закупки контролируется Счетной палатой Российской Федерации и, соответственно, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. За нарушения в этой сфере предусмотрена административная ответственность.

Расскажите более подробно о методах обоснования НМЦК. В чем их специфика?

Приоритетный метод для определения и обоснования НМЦК — метод сопоставимых рыночных цен, или анализа рынка. Использование иных методов предусмотрено для случаев, указанных в частях 7–11 статьи 22 Закона о контрактной системе. Кроме этого, допустимо применять и другие эффективные методы, предварительно тщательно их обосновав.

Метод анализа рынка применяется для товаров и услуг, которые являются либо полностью идентичными, либо хотя бы однородными. Федеральный закон устанавливает лишь общий подход к определению однородности и идентичности, соответственно, в каждом конкретном случае госзаказчик решает этот вопрос самостоятельно.

В рамках этого метода заказчик:

  • изучает рынок для определения средней рыночной цены;
  • рассчитывает НМЦК на основе полученных данных и предложенной формулы.

Как показывает практика, контрактные управляющие используют этот метод в большинстве своих закупок, хотя он не всегда оптимален для формирования цены. Кроме этого, ценовые предложения, на основе которых делается анализ среднего рыночного показателя, не всегда соответствуют реалиям. В качестве основы для анализа цен может быть ошибочно выбран не тот сегмент. Более того, методика предполагает использование индексов и коэффициентов пересчета цен, что фактически служит основой для «нечестной игры» заказчика.

Нормативный метод расчета НМЦК применяется как самостоятельно, так и в дополнение к рассмотренному выше методу сопоставимых рыночных цен. Его основа — установленный Правительством РФ предел цен на определенные типы товаров, работ, услуг, перечень которых приводится на сайте ЕИС. Если он используется в дополнение к методу анализа рынка, то НМЦК, определенная по последнему методу, не должна превышать «нормативную».

Подобно нормативному тарифный метод применяется в отношении таких товаров, услуг и работ, цена за единицу которых регулируется государственными тарифами. НМЦК здесь так же, как и в рамках указанного выше метода, представляет собой произведение тарифа и количества закупаемого объекта. Основное различие последних двух методов в том, что в первом используется предельная цена в рамках нормирования государственных закупок, а во втором — предельный уровень цены на определенные виды товаров, работ и услуг в целом, что трактуется гораздо шире.

К сожалению, на практике использование как нормативного, так и тарифного метода приводит к получению государством или муниципалитетом услуг низкого качества или вообще к уклонению заказчика от проведения конкурса как такового.

Основанием для определения НМЦК на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и другие работы, предусмотренные Законом о контрактной системе с применением рекомендуемого проектно-сметного метода, является проектная документация. Методология расчета такой НМЦК сводится к тому, чтобы заказчик руководствовался принципом целесообразности расходов, т.е. выбирал минимально возможный уровень НМЦК.

Затратный метод является наименее приоритетным согласно рекомендациям Минэкономразвития России, что почти равносильно его дискредитации. Он может применяться как самостоятельно, так и в дополнение к иным методам. Здесь НМЦК складывается из прямых и косвенных расходов для этого вида товара или услуги и «обычной для данной сферы прибыли». Особенность метода в том, что в НМЦК могут необоснованно включаться дополнительные затраты, а понятие «обычная прибыль» может трактоваться по-разному. Этим и объясняется его низкая приоритетность.

Таким образом, использование любого из закрепленных в законе методов вызывает множество вопросов. Без системных знаний правильно рассчитать НМЦК практически невозможно. Контрактных специалистов надо учить, только тогда НМЦК наконец сможет доказать свою экономическую целесообразность. Кроме этого, закупочная деятельность в целом и ценообразование в частности подлежит систематизации. Мы настаиваем на создании в рамках структуры государственного/муниципального заказчика Департамента контроля цен и последующей последовательной организации его работы.

А что касается информации для определения и обоснования НМЦК… Как можно ее получить?

Такую информацию можно получить как посредством направления индивидуальных запросов, так и с помощью общедоступных источников. Для применения метода анализа рынка, например, обязательно направить как минимум пять запросов различным поставщикам, доступным в сети Интернет и имеющим опыт исполнения государственных заказов в течение последних трех лет. Кроме этого, запрос об информации можно разместить на официальном портале государственных закупок zakupki.gov.ru и в печатных изданиях. Целесообразно также использовать Реестр контрактов, заключенных заказчиками на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Кроме этого, можно применять:

  • информацию, содержащуюся в рекламе, каталогах, описаниях товаров;
  • данные о котировках на российских, иностранных биржах и электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчетности;
  • данные о ценах в официальных источниках информации госорганов и муниципалитетов;
  • данные информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка.

А есть ли какие-то тонкости в оформлении обоснования НМЦК?

Форма обоснования НМЦК, конечно, содержится в Приложении №1 к Методическим рекомендациям, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 года № 567, однако в ней практически не на что опереться. Таким образом, обоснование составляется в произвольной форме. Но в обязательном порядке в нем стоит указать:

  • основные характеристики объекта закупки;
  • используемые методы с расшифровкой в пользу их выбора;
  • реквизиты документов, которые послужили основой для расчета;
  • непосредственно сам расчет;
  • дату подготовки обоснования.

Как правило, данные о поставщиках продукции, предоставивших информацию для расчета, не указываются. Приложением к форме обоснования служат использованные источники данных (справочная информация, документы). Они подлежат хранению вместе с другими документами о государственной закупке у распорядителя информации (заказчика).

Бывает ли стоимость установлена некорректно?

Примеры некорректности определения НМЦК можно почерпнуть из практики Федеральной Антимонопольной Службы РФ, а также Счетной Палаты государства. Как правило, основаниями для признания НМЦК необоснованной служат:

  • ошибки в расчетах, в том числе неправильная трактовка положений методических рекомендаций;
  • проблема недостаточности обоснования, например отсутствие подтверждающей документации или неполнота полученной информации;
  • ошибки при анализе рынка, такие как неполноценное проведение анализа рынка, использование «среднерыночных» показателей без фактического анализа и так далее.

В таком случае, возможно, есть какие-то способы контролировать процесс формирования НМЦК, чтобы избегать завышенных и заниженных цен?

Мы сами работали на рынке государственного заказа и понимаем, насколько сложно в нем ориентироваться. Без глубокого систематического изучения законодательства и практики выстроить эффективную работу попросту невозможно. Именно поэтому сейчас мы работаем над проектом «Экспертиза НМЦК», ориентированным в первую очередь на субъекты федерации, министерства, концерны, крупные предприятия, т.е. все те субъекты, которые вовлечены в процесс распределения бюджетных средств. При реализации проекта все они научатся эффективному планированию бюджета, экономному расходованию выделенных средств, неназидательному контролю и «справедливому» ценообразованию, что в итоге окажет благоприятный экономический и инвестиционный эффект в целом на регион, отрасль или предприятие.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, что представляет собой «Экспертиза НМЦК»?

Проект «Экспертиза НМЦК» — это проект экономической эффективности функционирования распорядителей бюджетных средств под ключ. Основа проекта — создание независимого Департамента контроля ценообразования (ДКЦ), о котором я раньше упоминал. Внедрение проекта начинается с анализа и аудита организации закупочной деятельности государственного или муниципального заказчика. На основе полученных данных формируется структура ДКЦ, разрабатывается нормативная документация и методологии расчета и обоснования цены, выполняется поиск и обучение персонала, внедряется IT-платформа, проводятся адаптационные и сопроводительные работы.

Организацию всех этих этапов АСО готова взять на себя, начиная от финансового обоснования проекта до сервисного сопровождения уже на этапе функционирования отдела.

В чем суть каждого из этапов, предложенных в проекте?

Как я уже говорил, основа проекта — создание Департамента контроля ценообразования. Наши эксперты тщательно анализируют процесс и результаты закупочной деятельности субъекта:

  • насколько корректно выбран способ определения НМЦК;
  • насколько правильно составлена калькуляция, выбраны и применены сметные нормативы, удорожающие коэффициенты;
  • учтены ли все налоги и затраты;
  • использован ли опыт поставки аналогичного оборудования;
  • обосновано ли применение дорогостоящего оборудования и так далее.

На основе полученных данных будет сформирован ДКЦ, под который и будут готовиться специалисты. Для того чтобы сотрудники умели правильно формировать цену, мы разработали комплексные программы обучения. Они имеют разный характер погружения и могут быть реализованы как на нашей территории в Москве, так и на территории заказчика или даже дистанционно.

Кроме этого, в рамках проекта предусмотрена услуга консалтинга по сложным и нетипичным задачам. В этих случаях мы предоставляем помощь экспертов-ценовиков разного профиля, которым под силу любой расчет и обоснование.

А можете подтвердить теорию на практике? Есть ли уже реализованные проекты внедрения экспертизы, зарекомендовавшие себя с лучшей стороны?

Положительный эффект от применения экспертизы НМЦК прекрасно проиллюстрировала работа ГБУ «Городского агентства по управлению инвестициями». Внедрение обязательной экспертизы НМЦК до размещения заказчиком извещения о проведении конкурса позволило существенно сэкономить бюджет города Москвы. По состоянию на 31 января 2018 года организацией в рамках Закона о контрактной системе было подготовлено 125 заключений на сумму 14,890 млн рублей. Уменьшение НМЦК составило 1,152 млрд рублей, что равно 8% от общей стоимости. В рамках ФЗ № 223-ФЗ от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» организацией выдано 25 заключений на сумму 400,485 млн рублей и, соответственно, уменьшение НМЦД составило 45,775 млн рублей, что примерно равняется 9% от общей стоимости.

И, конечно, последний вопрос связан с перспективами. Что можно предположить в развитии данного направления?

На наш взгляд, перспективность развития данного направления очевидна. Мы уверены, что только государственный контроль и стимулирование в области ценообразования позволят сформировать конкурентный и прозрачный государственный заказ.

Нам видится, что закупки недалекого будущего будут выглядеть следующим образом: контрактный специалист выбирает код товара, ему автоматически рассчитывается НМЦК, формируется техническое задание и все это отправляется для публикации электронной торговой площадке. Таким образом, искусственный интеллект придет и в сферу государственных закупок.

Михаил Дамирович, спасибо вам огромное за столь содержательные и подробные ответы в рамках интервью. Желаем успехов АСО и надеемся, что экспертиза НМЦК станет золотым стандартом в области госзакупок.

НМ­ЦК, как лю­бая дру­гая це­на, долж­на вы­гля­деть спра­вед­ли­вой в гла­зах обо­их кон­траген­тов. И за­каз­чик, и участ­ник тен­де­ра долж­ны быть эко­но­ми­чес­ки и пси­хо­ло­ги­чес­ки мо­ти­ви­ро­ва­ны. В та­кой си­ту­а­ции тор­ги бу­дут про­хо­дить с ми­ни­маль­ным рис­ком раз­ви­тия кон­флик­та, что бла­гоп­ри­ят­но ска­жет­ся на всех сто­ро­нах про­цес­са, и точ­ка рав­но­ве­сия бу­дет най­де­на с ми­ни­маль­ны­ми из­держ­ка­ми.

Читайте также:  Закупка проектных работ в случае их невыполнения предыдущим исполнителем по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию