Как подать жалобу на нарушения 223 ФЗ в антимонопольный орган

Как подать жалобу на нарушения Закона № 223-ФЗ в антимонопольный орган

Кто вправе подавать жалобу в антимонопольный орган

Обратиться с жалобой на действия заказчика вправе:

1) участник закупки (ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Закон не указывает, когда лицо приобретает данный статус. Представляется, что это происходит в момент подачи заявки на участие в закупке. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно названной норме лицо, подавшее заявку, вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой независимо от характера предполагаемого нарушения;

2) лицо, не подавшее заявку на участие в закупке, при наличии двух условий (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):

  • обжалуется нарушение порядка размещения информации о закупке, порядка подачи заявок (например, не соблюдены сроки размещения в ЕИС извещения о закупке или установлены невыполнимые сроки подачи заявки);
  • обжалуются действия (бездействие) заказчика, которые могут ущемить или нарушить права заявителя.

Вопрос о том, вправе ли указанное лицо обжаловать требования, установленные в документации о закупке, решается контролирующими органами по-разному.

3) корпорация развития малого и среднего предпринимательства, органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации (ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

По каким основаниям можно подавать жалобу в антимонопольный орган

В антимонопольном органе можно обжаловать:

1) действия (бездействие) заказчика, перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, когда он:

  • не разместил в ЕИС положение о закупке, вносимые в него изменения, информацию о закупке или нарушил сроки размещения;
  • отклонил заявку из-за отсутствия в ней документа, наличие которого не предусмотрено документацией, или оценил заявку с учетом такого документа;
  • осуществлял закупки в отсутствие размещенного в ЕИС положения о закупке и без применения норм Закона № 44-ФЗ;
  • не разместил в ЕИС информацию о годовом объеме закупок у СМСП или разместил недостоверную информацию;

2) иные действия (бездействие) заказчика, совершенные в ходе закупки (позиция отдельных судов и госорганов), когда он:

  • нарушил порядок размещения информации о закупке, порядок подачи заявок на участие в закупке (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции);
  • нарушил антимонопольные требования к закупкам (например, ограничил количество участников закупки, создал преимущественные условия участия в ней конкретным лицам, нарушил порядок определения победителя, предоставил возможность участия в закупке заинтересованным лицам).

Отметим, что в судебной и административной практике нет единого мнения о праве подать в антимонопольный орган жалобу при отсутствии оснований, прямо предусмотренных ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Таким образом, если возникла необходимость обжаловать совершенные в ходе закупки действия (бездействие), не перечисленные в ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ, рекомендуем в жалобе указать на нарушение антимонопольного законодательства. Это повысит вероятность того, что антимонопольный орган рассмотрит жалобу по существу.

Как составить жалобу в антимонопольный орган

Требования к составлению жалобы предусмотрены ч. 6 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Если они не соблюдены, документ могут вернуть заявителю (п. п. 1, 2 ч. 9 ст. 18.1 данного Закона).

Жалоба подается в письменной форме. В нее необходимо включить:

  • сведения о лице, действия (бездействие) которого обжалуются;
  • сведения о заявителе;
  • сведения об обжалуемой процедуре, в том числе данные о размещении информации о ней в Интернете;
  • указание на обжалуемые действия (бездействие), а также соответствующие доводы. В обосновании необходимо привести в том числе ссылки на нормативные правовые акты, положение о закупке и (или) документацию о закупке, которым противоречат эти действия;
  • перечень прилагаемых документов, подтверждающих доводы заявителя (например, извещение, протоколы комиссии, разъяснения документации).

Жалоба подписывается заявителем или его представителем. Если жалобу подает представитель, к ней нужно приложить доверенность или иной подтверждающий полномочия документ (ч. 8 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции).

Жалобу можно адресовать как ФАС России, так и ее территориальному управлению. Критерии выбора уполномоченного органа разъяснены в Письме ФАС России от 01.03.2012 № ИА/6011:

Условия подачи жалобы и место подачи жалобы:

  • Обжалуются действия (бездействие) заказчиков при закупке стоимостью свыше 1 млрд руб – Центральный аппарат ФАС России
  • Обжалуются действия (бездействие) заказчиков при закупке, осуществляемой филиалом заказчика – Территориальное управление ФАС России по месту нахождения филиала заказчика или самого заказчика
  • Иное – Территориальное управление ФАС России по месту нахождения заказчика

Вместе с тем любая жалоба может быть подана в центральный аппарат ФАС России. Он вправе самостоятельно рассмотреть поступившую жалобу независимо от наличия перечисленных условий или передать ее в территориальное управление.

Как направить жалобу в антимонопольный орган

Жалоба на действия (бездействие) заказчика может быть направлена следующими способами (ч. 7 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):

  • посредством почтовой или факсимильной связи;
  • электронной почтой (рекомендуем подписать жалобу квалифицированной электронной подписью, что в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона об электронной подписи приравняет документ к собственноручно подписанному бумажному);
  • иным способом (например, с нарочным).

Срок подачи жалобы составляет:

  • три месяца, если договор по итогам процедуры не был заключен или закупка признана несостоявшейся (ч. 5 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции);
  • 10 календарных дней в остальных случаях (ч. 4 ст. 18.1 данного Закона).

Названные сроки исчисляются со дня размещения результатов закупки в ЕИС. Если информация о закупке не подлежит размещению в ЕИС согласно ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, то сроки исчисляются с даты, когда подведены итоги закупки.

Требования к содержанию и срокам подачи жалобы о нарушении законодательства РФ о закупках товаров,работ,услуг отдельными видами юридических лиц

223 ФЗ рассматривается в порядке ст.18.1 135 ФЗ

1. Жалоба на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки (далее – жалоба) подается в письменной форме в антимонопольный орган и должна содержать:

1) наименование, указание на место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона лиц, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) заявителя, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса;

3) указание на обжалуемую закупку, если размещение информации об обжалуемой закупке на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес сайта, на котором она размещена;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) лица, действия (бездействие) которых обжалуются, соответствующие доводы;

5) перечень прилагаемых к жалобе документов.

Так же при обжаловании действий (бездействия) жалоба подписывается заявителем или его представителем. К жалобе, поданной представителем заявителя, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий полномочия представителя заявителя на подписание жалобы документ.

В случае обжалования действий (бездействия) оператора эл. площадки, заявителю необходимо указать сведения о закупке, предусмотренные пунктом 1 данного порядка подачи жалоб.

2. Срок обжалования:

Обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора торгов, оператора электронной площадки в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам закупки, либо в случае признания закупки несостоявшейся обжалование действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов закупки либо в случае, если предусмотрено размещение результатов закупки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, со дня такого размещения

3. Жалоба возвращается заявителю в следующих случаях:

1) жалоба не содержит указанные выше сведения;

2) жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) наличие вступившего в законную силу судебного акта, в котором содержатся выводы о наличии или об отсутствии нарушения в обжалуемых действиях (бездействии) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки;

4) антимонопольным органом принято решение относительно обжалуемых действий (бездействия) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки.

Со дня направления уведомления закупка приостанавливается в части заключения договора до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, организатора закупки, оператора электронной площадки, по существу.

Жалоба рассматривается антимонопольным органом по существу в течение семи рабочих дней со дня поступления жалобы.

В случае принятия жалобы к рассмотрению заказчик, организатор закупки, которому направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Соблюдение требований закона «Об электронной подписи»

Обращаем ваше внимание, что в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ “Об электронной подписи” информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Жалоба поданная в ФАС России посредством электронной почты, но не подписанная действующей электронной подписью заявителя, не может быть признана равнозначной документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Как жаловаться в ФАС в закупках по 223‑ФЗ

ФАС рассматривает жалобы поставщиков по 223-ФЗ в соответствии с законодательством о госзакупках, однако в этом процессе есть свои нюансы, о которых мы расскажем в статье.

На кого можно жаловаться

Тут никаких отличий от 44-ФЗ нет. В ч. 10 ст. 3 223-ФЗ сказано, что участник закупки может жаловаться на:

Жалобу отправляйте в территориальный ФАС по месту нахождения заказчика или его филиала. Центральное управление ФАС рассматривает только жалобы на закупки дороже 1 млрд руб.

Кто может жаловаться

По 223-ФЗ жаловаться до окончания срока подачи заявок могут все желающие. После того, как окончен срок подачи заявок, жаловаться могут только участники закупки.

В некоторых регионах судьи считают, что обжаловать содержание документов закупки в ФАС могут только те поставщики, которые подавали заявки. Остальные организации или физлица могут обжаловать только те нарушения, которые связаны с размещением информации о закупке и порядком подачи заявок.

Считаем, что это не очень логично, так как ошибки или нарушения в документах мешают корректно подать заявку. Рекомендуем в первую очередь подавать запрос на разъяснения, а если ответ заказчика не прояснит ситуацию, то жаловаться в ФАС, упомянув в документе, что ответ заказчика не удовлетворил вас.

Нюансы

  • Действия/ бездействие, на которые вы жаловались, должны нарушать именно ваши права или интересы.
  • Если закупка состояла из лотов, то участник может обжаловать нарушения только в том лоте, в котором участвовал.

На что можно жаловаться

В отличие от 44-ФЗ список причин для жалоб по 223-ФЗ ограничен. Жаловаться можно, если заказчик проводит закупку с нарушением 223-ФЗ или своего положения о закупке:

  • Не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в него, информацию о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков.
  • Провел закупку, не включенную в план-график.
  • Предъявил к участникам закупки требования, которые не предусмотрел в положении.
  • Не разместил отчет об объеме закупок у малого и среднего предпринимательства.

Обязательного шаблона жалобы нет, в документе просто указывают:

  • Информацию о заявителе и заказчике (название, контакты),
  • Номер извещения о закупке,
  • Собственно суть жалобы,
  • Список приложений, если они есть.

Нюансы

  • Проверьте, попадает ли ваша жалоба под основания, установленные законом. Иначе ФАС просто вернет ее без рассмотрения.
  • ФАС рассмотрит только те нарушения, которые были описаны в жалобе ( ч.13 ст. 3 223-ФЗ). Даже если сотрудник заметит еще какое-то нарушение за рамками вашей жалобы, он не может провести по нему проверку. Перечисляйте в жалобе все нарушения, которые заметили.
  • Нарушения антимонопольного законодательства в соответствии с главой 9 135-ФЗ «О защите конкуренции» не являются основанием для подачи жалобы в рамках торгов по 223-ФЗ.
Читайте также:  Заказчик установил требование представить в составе заявки сертификат товара

В какие сроки рассмотрят жалобу

Подать жалобу нужно в течение 10 дней после публикации итогового протокола. До рассмотрения жалобы закупку приостанавливают и заказчик не сможет заключить контракт. Как и в 44-ФЗ, жалобы поставщиков по 223-ФЗ ФАС рассматривает достаточно быстро. В январе 2019 года ФАС опубликовала разъяснение в Письме № ИА/4073/19 от 23.01.2019 о том, в какие сроки ведомство обязано рассмотреть жалобу:

  • За 3 рабочих дня ФАС принимает решение: возвращать жалобу или рассматривать.
  • За 7 рабочих дней рассматривает жалобу по существу (ч. 14 ст. 18.1 135-ФЗ).

Если жалобу перенаправляют в другой территориальный орган ФАС, сроки для рассмотрения не приостанавливают, то есть считают их с даты, когда жалоба поступила в первое отделение, которое решило переадресовать обращение.

Жалобы, которые не касаются напрямую нарушенияй 223-ФЗ, а связаны с нарушением антимонопольного законодательства (подозрение на сговор заказчика и поставщика, например) рассматривают в течение 1 месяца ( ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).

Что поможет отстоять свои права?

Перед тем, как жаловаться на действия заказчика или комиссии, рекомендуем в первую очередь внимательно прочитать документы закупки и положение о закупках заказчика. Возможно, заказчик действует по правилам, которые сам и установил. 223-ФЗ многое разрешает.

Посмотрите примеры

Также хорошо бы почитать, в чью пользу решает ваш региональный ФАС ситуацию, на которую вы хотите пожаловаться. Все решения сейчас аккумулируют на этом сайте: https://br.fas.gov.ru/. Ищите по региону, ключевым словам и номеру закона.

Пример полезен вам в двух случаях:

  1. Если решение выносят в пользу поставщика, используйте текст жалобы как шаблон.
  2. Если в пользу заказчика, не тратьте время на подачу жалобы.

Четко обосновывайте свою позицию

Шансы на то, что жалобу признают обоснованной, возрастают, если жалоба будет:

  • краткой и четкой,
  • со ссылками на нормативно-правовые акты, но без длинных цитат из закона.

К жалобе нужно приложить документы, которые помогут подтвердить ее обоснованность. На практике часто прилагают положение о закупке заказчика, скриншоты с ЭТП или ЕИС, ответы заказчика на разъяснения.

«Независимый регистратор» в электронных закупках

С 2020 года в жалобах на ЭТП и на противоконкурентные действия поможет специальная программа, которая будет фиксировать все действия пользователя на восьми федеральных электронных площадках. Она бесплатная, называется «Независимый регистратор», ее можно будет скачать из ЕИС (зайдите в раздел «Информация для пользователей», найдите вкладку «Независимый регистратор»). С ее помощью можно:

Доказать, что на площадке были технические проблемы, которые не позволили вам сделать ценовое предложение, подписать контракт и т.д.

Вывести на чистую воду недобросовестных конкурентов. Например, если зафиксировать, как одни и те же две компании снижают цену, чтобы дать выиграть третьему участнику (таран).

Штрафы, которые ждут заказчиков за нарушения, описаны в статье 7.32.3 КоАП, например:

  • За извещение не по правилам и за требования, которых нет в положении о закупках, – от 5 до 10 тыс. рублей на юрлицо.
  • За неразмещение в ЕИС обязательной информации о закупке — от 100 до 300 тыс. руб. на юрлицо.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Жалобы в ФАС по 223-ФЗ: что нового

    On 31.01.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Статьи, ФАС, ЭТП

С начала 2018 года вступили в силу положения закона 223-ФЗ, которые меняют подход к обжалованию нарушений в ФАС. Изменения коснулись и оснований, и субъектного состава лиц, которые могут обратиться в антимонопольные органы, и порядка обжалования.

На что можно жаловаться

Как было

Процедура обжалования закупок по 223-ФЗ давно требовала внесения коррективов. Ее порядок регулируется статьей 18.1 закона «О защите конкуренции» № 135-ФЗ, однако основания для подачи жалоб в этой норме отсутствуют. Они содержатся в статье 3 закона 223-ФЗ, но их перечень был ограничен.

Ранее складывалась такая практика:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • поставщик подавал жалобу по 223-ФЗ в ФАС;
  • антимонопольный орган ее рассматривал и выносил предписание;
  • заказчик обращался в суд;
  • суд, как правило, поддерживал сторону заказчика.

При этом судьи указывали на то, что в соответствии с законом 223-ФЗ ФАС не имела оснований для рассмотрения жалобы.

Как стало

Поправки внесли изменения в перечень оснований для подачи жалоб. Теперь в ФАС можно жаловаться, если:

  1. Заказчик осуществляет закупку с нарушением норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке.
  2. Заказчик не разместил в ЕИС информацию, которая должна быть размещена. Это может быть отсутствие в системе Положения о закупке, документации конкретной процедуры, например, проекта контракта, и так далее.
  3. К участнику предъявляются требования, которые не содержатся в закупочной документации.
  4. Заказчик осуществляет закупку при отсутствии в ЕИС Положения о закупке и при этом не применяет нормы закона 44-ФЗ.

Примечание. Закон 223-ФЗ обязывает заказчиков размещать свои Положения в ЕИС. При проведении процедур в отсутствии этого документа на заказчиков накладывается обязанность применять положения закона 44-ФЗ. Аналогичная мера действует и в том случае, если заказчик не выполнил норму по закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Это закрытый перечень оснований для обращения с жалобой в ФАС.

Итак, прежний перечень оснований немного расширен. Но это небольшое на первый взгляд изменение дает возможность обращаться в ФАС по любым нарушениям заказчиками норм закона 223-ФЗ либо собственного Положения о закупке. Указанная норма предполагает весьма широкую трактовку, что дает участникам разнообразные основания для жалоб.

Кто может подавать жалобы

Часть 10 статьи 3 закона 223-ФЗ гласит, что любое лицо, которое посчитает свои права и законные интересы нарушенными действиями или бездействием заказчика, комиссии по закупкам или ЭТП, может на них пожаловаться. Однако в следующей части этой же статьи сделана оговорка: после того, как этап приема заявок завершен, жаловаться могут только участники, подавшие заявки.

Таким образом, если жалоба касается закупочной документации или процесса подачи заявок, то обратиться в ФАС может любое лицо. Если же нарушения относятся к оценке заявок и дальнейшим этапам закупки, то право подать жалобу есть лишь у участников конкретной закупочной процедуры.

В этой норме закона нашла отражение сложившаяся практика. Ведь и до вступления в силу рассматриваемых поправок ситуация была похожей. Если в ФАС принимала жалобы от лиц, которые не подали заявку (имеются в виду жалобы на последующие этапы процедуры), то ее решения зачастую обжаловались в судебном порядке. Теперь же в законе четко прописано, что не участвующие в закупке лица не вправе жаловаться после окончания приема заявок.

Еще одно новшество в части субъектов, которые могут жаловаться в ФАС — таким правом наделили Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП). Напомним, что она осуществляет мониторинг и оценку соответствия закупок определенных заказчиков у субъектов малого бизнеса.

Чтобы корпорация имела право подать жалобу в ФАС, нарушение должно быть допущено:

  • заказчиком, чьи действия относятся к сфере контроля Корпорации МСП;
  • в отношении субъекта малого или среднего бизнеса.

Аналогичные полномочия имеют и региональные органы исполнительной власти (в отношении заказчиков, за которыми они осуществляют контроль).

Изменения в порядке обжалования

Порядок и процедура рассмотрения жалоб антимонопольными органами регулируется законом № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Таким образом, для обжалования действий заказчика (комиссии) или ЭТП должна обеспечиваться такая связка:

  • жалоба подается по основаниям, предусмотренным законом 223-ФЗ, теми субъектами, кто этим же законом наделен таким правом;
  • ее рассмотрение производится ФАС в соответствии с процедурой, которая регулируется статьей 18.1 закона № 135-ФЗ.

Изменение в части самой процедуры заключается в том, что теперь ФАС при рассмотрении жалоб по 223-ФЗ не может выходить за ее рамки.

Пояснение. Раньше жалоба становилась поводом для проведения ФАС внеплановой проверки. В ее ходе антимонопольный орган проверял и наличие других нарушений, допущенных заказчиком в этой процедуре.

Например, участник пожаловался на положение технической документации. При этом ФАС проверяла и то, присутствует ли закупка в плановых документах, правильно ли был определен тип процедуры и так далее. Если находились нарушения, то проверяющие выносили по ним предписания.

Теперь в статье 3 закона появилась часть 13, которая исключает подобные действия антимонопольной службы. В ней прямо указано, что рассмотрение жалобы должно ограничиваться доводами, которые в ней содержатся. Значит, даже если при рассмотрении жалобы ФАС случайно выявит нарушения, которые в ней не указаны, предписания по ним не будет.

Как подать жалобу на нарушения 223 ФЗ в антимонопольный орган

Мы делаем сложные дела простыми. Опыт адвокатов более 8 лет. 96% успешных дел!

Чем мы можем Вам помочь?

Как обжаловать действия заказчика при закупках по 223-ФЗ

Какие действия заказчика участник закупки вправе обжаловать

Жалоба в ФАС. Участники закупки ограничены в праве обжаловать действия заказчика в антимонопольной службе. Подать жалобу в ФАС можно, если заказчик:

  • проводит закупку с нарушением Закона № 223-ФЗ или положения о закупке;
  • не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в положение, сведения о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков;
  • предъявил к участникам закупки требования, которые не предусмотрел в документации о конкурентной закупке;
  • не разместил в ЕИС положение о закупке и провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
  • не опубликовал в ЕИС сведения о годовом объеме закупки у МСП или опубликовал недостоверные сведения.

Внимание: участник закупки вправе пожаловаться на оператора электронной площадки, который нарушил Закон № 223-ФЗ (п. 2.1 ч. 10 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).
Кроме участника закупки, обжаловать действия заказчика в ФАС могут Корпорация МСП, органы исполнительной власти регионов и созданные ими организации. Подать жалобу они могут только на заказчика, в отношении которого проводят оценку и мониторинг и который нарушил права и законные интересы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Если срок на подачу заявок завершился, направить жалобу в ФАС вправе только участник, который подал заявку на закупку.

Жалоба в суд. Подать жалобу в суд можно без ограничений. Такие правила установлены в частях 9–12 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Выводы подтверждает Верховный суд в определении от 11.04.2017 № 304-КГ16-17592, А27-24989/2015.
Корпорация МСП, региональные органы власти и созданные ими организации смогут подать жалобу в суд, только если заказчик:

  • проводит закупку с нарушением Закона № 223-ФЗ или положения о закупке;
  • предъявил к участникам требования, которые не предусмотрел закупочной документацией;
  • не утвердил и не опубликовал в ЕИС положение о закупке и провел закупку не по правилам Закона № 44-ФЗ;
  • не опубликовал в ЕИС годовой отчет о закупках у МСП или разместил недостоверные сведения.

Могут ли организация или физлицо, которые не участвуют в закупке, подать жалобу в антимонопольный орган?
Могут, если заказчик нарушил порядок публикации сведений о закупке. В других случаях подать жалобу может только участник закупки, а также корпорация МСП, региональные органы исполнительной власти и созданные ими организации. Если заказчик завершил принимать заявки на закупку, то обжаловать его действия могут только участники, которые подали заявки. Такой вывод следует из части 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ и частей 10 и 11 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Вывод подтверждает Девятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 10.04.2017 по делу № А40-193746/16.

Можно ли обжаловать в ФАС требование заказчика предоставить выписку из реестра СРО?
Можно, однако ФАС вернет жалобу, если требование заказчика правомерно, а выписку не предоставили.
Обжаловать действия заказчика в ФАС могут участники закупки, корпорация МСП, органы региональной власти и организации, которые созданы региональной властью. Участник закупки – юридическое или физическое лицо, которое отвечает требованиям заказчика к претендентам. Если заказчик правомерно установил требование о членстве в СРО, необходимо подтвердить, что отвечаете этому требованию. Не подтвердите – не получите статус участника закупки, а значит, не сможете обжаловать действия заказчика. Вывод следует из частей 5 и 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и части 2 статьи 18.1. Такой же позиции придерживается Верховный суд в определении от 16.06.2017 № 305-КГ17-6921, А40-24231/2016 и ФАС в письме от 13.07.2017 № ИА/47916/17.

Как обжаловать действия заказчика в ФАС

Направьте жалобу в антимонопольный орган по почте или по факсу, на электронную почту или принесите лично. В жалобе напишите:

  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона заказчика;
  • название, место нахождения своей организации либо Ф. И. О. для физлица, почтовый адрес, email, телефон, факс;
  • закупку, которую обжалуете, адрес сайта с закупкой;
  • действия заказчика, которые обжалуете, и доводы, которыми подтвердите жалобу;
  • перечень документов, которые подаете вместе с жалобой.

Жалобу подписывает заявитель или представитель по доверенности. Учтите, что заказчик вправе подать возражение на жалобу, а заявитель – дополнить жалобу, которую уже направил в ФАС. При этом возражение необходимо составить с учетом требований, которые перечислены выше. Об этом сказано в частях 6–8 и 13 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

Внимание: если предоставите недостоверные сведения в антимонопольный орган, то заплатите штраф от 10 000 до 15 000 руб. Наказание предусмотрено частью 5 статьи 19.8 Кодекса об административных правонарушениях.
Жалобу направьте в течение 10 календарных дней с даты, когда заказчик подвел итоги закупки. Если торги не состоялись или заказчик договор не заключил – на обжалование три месяца (ч. 4 и 5 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ).
ФАС примет жалобу или вернет заявителю. На решение у антимонопольного органа три рабочих дня с даты, когда получит жалобу. ФАС вернет жалобу в трех случаях:

  • написали не все сведения, которые перечислены выше;
  • не подписали жалобу или документ подписал представитель без полномочий;
  • есть судебный акт или решение антимонопольного органа по спорному вопросу.

О решении ФАС сообщит письменно. Письмо отправит в тот же день, когда примет решение. Порядок описан в частях 9 и 10 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Если антимонопольный орган рассмотрит жалобу, которую составили с нарушениями, то заказчик через суд признает решение ФАС недействительным.

Пример: участник закупки не подписал жалобу
Антимонопольная служба рассмотрела жалобу участника закупки и выдала заказчику предписание устранить нарушения. Заказчик обратился в арбитражный суд с требованием признать предписание ФАС незаконным. Суд поддержал требование заказчика. Основание – участник закупки направил жалобу в ФАС без подписи, антимонопольная служба не вправе рассматривать такое заявление, а значит, предписание контрольного органа незаконно (определение Верховного суда от 16.12.2014 № А53-808/2014, 308-кг14-5570).
Если ФАС примет жалобу, то опубликует на официальном сайте или в ЕИС. На это у специалистов антимонопольной службы три рабочих дня с даты, когда получили жалобу. В этот же срок ФАС уведомит заказчика о поступлении жалобы и о том, что закупка приостановлена до рассмотрения спорного вопроса. Заказчик не вправе заключать договор, пока ФАС не примет решение по жалобе. Если заключит, то договор будет недействительным. Об этом сказано в частях 11 и 19 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.
Комиссия ФАС рассматривает жалобу в течение семи рабочих дней. При необходимости продлит срок на семь рабочих дней.

Внимание: антимонопольная служба рассмотрит жалобу только по доводам, которые изложил заявитель. Например, если пожаловались на незаконные требования заказчика, ФАС оценит законность таких требований, а другие действия заказчика оценивать не будет. Такой вывод следует из части 13 статьи 3 Закона № 223-ФЗ.
Специалисты антимонопольной службы решат, обоснованна или нет жалоба. Если ФАС найдет в действиях заказчика нарушения, то выдаст предписание:

  • устранить нарушения порядка организации и проведения закупки;
  • изменить извещение или документацию о закупке;
  • аннулировать закупку.

Комиссия опубликует решение и предписание на сайте ФАС или в ЕИС, а также направит копии участнику закупки и заказчику. Срок – три рабочих дня с даты, когда приняла решение. Процедура рассмотрения жалобы описана в частях 14, 14.1, 20 и 22 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.
ФАС рассматривает жалобы на заказчиков, которые работают по Закону № 223-ФЗ, в порядке статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Вывод следует из части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Такую же позицию высказал ВАС в решении от 17.02.2014 № ВАС-17339/13.

Как обжаловать действия заказчика, который работает по Закону № 223-ФЗ, но проводит аукцион за счет бюджетных инвестиций по правилам Закона № 44-ФЗ ?
Обжалуйте действия заказчика по правилам статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Закупка относится к торгам, которые заказчик обязан провести. Такие закупки необходимо обжаловать по Закону № 135-ФЗ. Вывод следует из пункта 1 части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ. Позицию поддерживает ФАС в письме от 30.12.2014 № ИА/55142/14.

Как обжаловать действия заказчика в суде

Подайте исковое заявление в арбитражный суд. Сделать это можно письменно либо в электронной форме через сайт суда. В суде можете обжаловать любые действия заказчика при планировании закупки, выборе поставщика. Если победили в закупке, можете обжаловать то, как заказчик исполняет и расторгает договор.

Внимание: перед тем как подать иск, заплатите государственную пошлину – 6000 руб. Если требуете от заказчика выплатить деньги, то пошлина зависит от суммы. Размеры пошлины перечислены в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи ст. 333.21 Налогового кодекса РФ. Рассчитать размер пошлины поможет калькулятор на сайте Московского арбитражного суда.
В исковом заявлении напишите следующие сведения:

  1. название арбитражного суда, в который подаете заявление;
  2. наименование и местонахождение юрлица – если подаете иск от организации;
  3. Ф. И. О., местожительство, место работы или дату регистрации в качестве ИП – если подаете иск от физлица, телефон, email, факс;
  4. наименование и адрес заказчика;
  5. требования к заказчику. Перечислите законы и другие нормативные акты, которыми подтвердите требования;
  6. обстоятельства, из-за которых возникли требования, доказательства;
  7. цену иска с расчетом суммы, если требуете выплатить деньги;
  8. сведения о том, что пытались в досудебном порядке решить спорный вопрос, например, направили претензию;
  9. перечень документов.

Вместе с заявлением подайте документы:

  • уведомление, что вручили копию иска и документы ответчику. Если нет уведомления, приложите почтовую квитанцию, расписку получателя или другие документы (п. 14 постановления Пленума ВАС от 09.12.2002 № 11);
  • платежку об уплате пошлины;
  • документы, которыми подтвердите требования: копию договора, претензию, товарную накладную;
  • копию свидетельства о государственной регистрации в качестве юрлица или ИП;
  • документы, которыми подтвердите право подписать иск, – приказ о назначении, решение собрания участников, доверенность;
  • копию определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска, если суд вынес такое определение;
  • документы, что пытались урегулировать спор до суда, – требования, претензии;
  • выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Выписку необходимо получить не ранее чем за 30 дней до того, как обратитесь в суд. Можете использовать сервис на сайте ФНС;
  • проект договора, если через суд требуете от заказчика заключить договор.

Документы можно подать в письменном или в электронном виде. Копию иска и документов направьте заказчику заказным письмом. Требования перечислены в статьях 125 и 126 АПК.
Арбитражный суд рассмотрит дело в течение трех месяцев с даты, когда поступит исковое заявление. Судья вправе продлить срок до шести месяцев. Об этом сказано в частях 1 и 2 статьи 152 АПК.

Решение суд опубликует на официальном сайте в режиме ограниченного доступа. Если решение оформлено только на бумаге, то суд направит его в пятидневный срок. Такой порядок установлен в части 1 статьи 177 АПК.

Возможно ли обращение с жалобой в ФАС лица, не подавшего заявку на участие в закупке по 223-ФЗ.

В соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона №223-ФЗ участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

Исходя из данных норм, возможность обращения с жалобой лица – неучастника закупки, то есть не подавшего заявку на участие в ней и не соответствующего требованиям, установленным заказчиком, не установлена.

Между тем, часть 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), носящая процедурный характер, определяет круг лиц, управомоченных направлять жалобы в антимонопольный орган. При этом в число таких лиц входят не только лица, подавшие заявки на участие в торгах, но и иные лица, чьи права или законные интересы могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах.

Исходя из смысла названной нормы, правом обратиться с жалобой на нарушения по содержательной части торгов имеет только лицо, подавшее заявку на участие в них. Иные лица (то есть не подавшие заявку на участие в торгах) наделены правом обжаловать лишь процессуальные нарушения, связанные с размещением информации о проведении торгов и порядком подачи заявок.

Рассмотрим актуальную административную и судебную практику относительно права иных лиц, не подавших заявку на участие в закупке, обращаться в антимонопольный орган с жалобой на действия (бездействие) заказчика.

1. Значение имеет реальное нарушение прав заявителя – без фактического обоснования возникновения у него права обратиться в органы ФАС России за защитой конкретных нарушенных прав у антимонопольного органа не имеется оснований для принятия к рассмотрению жалобы и вынесения по ней решения.

Дело ОАО «НК «Роснефть» против ФАС России о признании незаконными решения и предписания от 22.08.16 № 223ФЗ- 451/16 (Дело № А40-178958/16-147-1555).

Существо дела: по результатам рассмотрения жалобы физического лица, не являющегося участником рассматриваемой закупки, ФАС признал Заказчика нарушившим Закон №223-ФЗ вследствие:

  • установления требования о предоставлении в составе заявки участника перечня документов, ограничивающего количество участников/запроса предложений,
  • установления неизмеряемых требований;
  • не установления сроков представления участникам разъяснения положений документации;
  • установления обязательного заполнения информации о кадровых ресурсах и материально-технических ресурсах у участника запроса предложений;
  • установления некорректных сроков поставки товара.

ФАС России выдала обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений. Не согласившись с данными решением и предписанием, заявитель обратился в суд.

В ходе рассмотрения дела суд указал, что возможность обращения с жалобой лица, не подавшего заявку на участие в торгах, по данному конкретному делу определяется наличием реального (а не мнимого) нарушения или действительной угрозы правам или законным интересам заинтересованного лица, которые могут быть ущемлены или нарушены в результате несоблюдения порядка организации и проведения торгов. В связи с этим жалоба такого лица должна содержать фактическое обоснование возникновения у него права обратиться в органы ФАС России с такой жалобой за защитой конкретных нарушенных прав, поскольку круг таких лиц законодателем ограничен.

Решение и предписание ФАС России были признаны незаконными и отменены в полном объеме в связи с тем, что:

  • заявитель участником рассматриваемой закупки не являлся,
  • в его жалобе на нарушения порядка размещения информации о проведении торгов и/или порядка подачи заявок на участие в торгах не указано;
  • в жалобе не указано, каким образом права и законные интересы заявителя могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Апелляционная и кассационная инстанция согласились с доводами суда первой инстанции о том, что у антимонопольного органа отсутствовали полномочия по рассмотрению жалобы физического лица, не являющегося участником спорной закупки.

Аналогичные выводы изложены в решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.04.2017г. по делу № А65-37/2017, постановлении Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 18 февраля 2016 года по делу №А40-168399/2015, постановлении Тринадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 23 ноября 2016 года по делу №А56-26473/2016, решении Арбитражного суда г. Москвы по делу № А40-88976/2016-147-774 от 08 июля 2016 года и др.

Пример дела, в котором было доказано реальное нарушение прав заявителя – Постановление Восемнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 25.12.2014г. по делу № А07-12265/2013:

Заказчик – ГУП «Башфармация», установив в документации по проведению открытого аукциона требование о предоставлении лицензии на осуществление деятельности, на которую в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» не требуется отдельной лицензии, тем самым лишило Заявителя возможности подать заявку на участие в аукционе, поскольку непредставление указанной лицензии является основанием для отклонения заявки.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обращение Заявителя с жалобой было связано с ограничением возможности его участия в аукционе путем необоснованного включения в состав требований к участникам наличия дополнительной лицензии, то, что данная организация не подавала заявку, или не обращалась с запросами о разъяснении аукционной документации не лишило ее права на обращение в антимонопольный орган с жалобой на содержание аукционной документации.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о наличии правовых оснований для проведения УФАС по Республики Башкортостан проверки по жалобе Заявителя и, соответственно, вынесения решения.

2. Перечень оснований для обжалования лицом, не являющимся участником закупки, является закрытым (установлен в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ) – при отсутствии в жалобе таких оснований у УФАС отсутствуют полномочия по рассмотрению такой жалобы.

Дело МП «Калининградтеплосеть» против УФАС по Калининградской области (ОГРН 1023901001552; ИНН 3905011090) о признании недействительными решения и предписания от 06.04.2016г.

Существо дела: решением УФАС по Калининградской области Заказчик был признан нарушившим пп. 3 ч. 9, пп.1 ч. 10. ст. 4 Закона №223-ФЗ вследствие неуказания в документации полного объема услуг исполнителя.

До рассмотрения дела в УФАС претендент обращался к Заказчику с запросом о разъяснении положений документации, а именно, о раскрытии полного объема предоставляемых услуг исполнителем. Заказчиком были даны разъяснения, которые не удовлетворили претендента, а именно, в разъяснениях не был указан полный объем мероприятий, который возлагался на исполнителя услуг. В результате рассмотрения документации о закупке с учетом предоставленных разъяснений, претендент принял решение не подавать свою заявку.

Решением суда первой инстанции Заказчику было отказано в признании недействительными решения и предписания УФАС по Калининградской области.

Суд апелляционной инстанции отменил решение первой инстанции, признал недействительными решение и предписание.

Суд указал, что законодателем четко ограничена возможность обращения участников торгов в антимонопольный орган лишь по основаниям, указанным в части 10 статьи 3 Закона № 223- ФЗ, в случаях:

1) неразмещения в ЕИС положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с названным Законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

2) предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

4) неразмещения или размещения в ЕИС недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Судом второй инстанции обратил внимание, что указанная норма носит императивный характер и приведенный в ней перечень оснований для обжалования действий заказчика в антимонопольный орган является исчерпывающим.

Во всех остальных случаях законодателем установлен лишь судебный порядок обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг

Таким образом, учитывая отсутствие в жалобе Заявителя, не являвшегося участником закупки, оснований, установленных в части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии у УФАС полномочий по рассмотрению такой жалобы.

Кассационная инстанция оставила без изменения решение суда второй инстанции.

Аналогичные выводы изложены в решении Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.11.2015г. по делу № А56-38889/2015, Постановлении Двенадцатого арбитражного Апелляционного суда по делу №A64-5195/2016 т 17.08.2017г., Постановлении Девятого арбитражного Апелляционного суда по делу №А40-79492/17 от 31.10.2017г. и др.

Таким образом, даже при наличии обстоятельств, свидетельствующих об ограничении возможности участия указанного лица в спорных торгах, а также фактов обращения заявителя за разъяснением закупочной документации к Заказчику, наличии опыта участия в закупках и реальной возможности выполнить объем работ/услуг/поставок, отсутствие в жалобе оснований, установленных в части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ – основание для оставления жалобы в ФАС без рассмотрения.

Речь идет о жалобе для рассмотрения ее по ускоренной процедуре, предусмотренной ст. 18.1 Закона о защите конкуренции (7 рабочих дней). Все иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке (часть 9 статьи 3 Закона № 223-ФЗ) либо в рамках дела о нарушении антимонопольного законодательства в порядке, установленном главой 9 Закона о защите конкуренции (при несоблюдении заказчиком антимонопольных требований к торгам и нарушении части 1 и 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции). По общему правилу дело о нарушении антимонопольного законодательства рассматривается комиссией в срок, не превышающий 3 месяцев со дня вынесения определения о назначении дела к рассмотрению (ч.1 ст. 45 Закона о защите конкуренции).

Подробнее о позиции Верховного суда РФ относительно оснований, предусматривающих право участника закупки по Закону №223-ФЗ обжаловать действия (бездействие) заказчика в административном порядке, и соответствующих полномочий антимонопольных органов по рассмотрению таких жалоб, читайте в Обзоре антимонопольной и судебной практики по вопросу закрытого перечня оснований для обжалования по 223-ФЗ.

ВЫВОДЫ

Исходя из смысла действующих правовых норм, а также сложившейся административной и судебной практики лица, не подавшее заявку на участие в закупке по Закону № 223-ФЗ, вправе подать жалобу на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в антимонопольный орган при соблюдении определенных условий.

Правовое значение имеет как установленный порядок обжалования, так и исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающий право на обжалование в административном порядке.

Подача жалобы таким лицом возможна при соблюдении следующих условий:

1. В жалобе должно содержаться основание из закрытого перечня оснований для обжалования, установленных частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.

2. Обжалование должно быть связано с нарушением порядка размещения информации о проведении торгов и (или) порядка подачи заявок на участие в торгах.

3. В жалобе должно быть фактически обосновано нарушение прав или законных интересов в результате нарушения порядка организации и проведения торгов, либо действительная угроза нарушению прав и законных интересов заявителя.

Отсутствие любого из указанных условий является самостоятельным основанием для оспаривания законности решения и предписания антимонопольного органа.

Фактически это исключает возможность обжалования потенциальным участником осуществления заказчиком закупки с нарушением требований Закона №223-ФЗ и иных законов. Но указанные ограничения не препятствует возможности такого лица защищать свои права в судебном порядке.

Рекомендации заказчикам

С учетом изложенного, заказчикам рекомендуется при рассмотрении антимонопольным органом жалоб лиц, не подавших заявки на участие в закупке, указывать на отсутствие полномочий УФАС по рассмотрению таких жалоб в случае рассмотрения жалоб по основаниям, не предусмотренным ч. 10 ст.3 Закона N 223-ФЗ, отсутствия реального нарушения прав заявителя, рассмотрения жалоб, не связанных с порядком размещения информации о проведении торгов и порядком подачи заявок.

При несогласии по указанным основаниям с принятым решением/предписанием, заказчик вправе обжаловать его в судебном порядке – в случае признания таких ненормативных правовых актов не соответствующих закону суд принимает решение о признании их недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

О планирующихся изменениях перечня оснований для обжалования

На рассмотрении Государственной Думы находится Проект федерального закона №821534-6 «О внесении изменений в Федеральный закон “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (принят в первом чтении 15.09.2015г.), содержащие предложения по изменению ч. 10. ст.3 Закона №223-ФЗ в части расширения перечня оснований для обжалования участниками закупок. Кроме того, поправки Правительства РФ к указанному законопроекту содержат положение о том, что «любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ “О защите конкуренции”, действия (бездействие) заказчика, комиссии по проведению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки», а сам перечень оснований для обжалования предлагается сделать незакрытым.

Следите за изменениями вместе с Фабрикантом!

Дополнительные вопросы вы можете задавать нам через раздел «Обратная связь»

Читайте также:  Бухучет при обеспечении исполнения контракта
Ссылка на основную публикацию