Как с 1 июля 2020 г. провести закупку строительных работ по Закону N 44-ФЗ

Как с 1 июля 2020 г. провести закупку строительных работ по Закону N 44-ФЗ

— Новости

С 8 января 2020 года изменились правила закупок в сфере строительства

Журнал “Государственные и муниципальные закупки” представил обзор изменений законодательства в сфере госзакупок. Часть из них касается и строительной сферы.

1-е изменение: с 08 января 2020 года при выполнении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц и которые определены Правительством РФ, допускается привлечение к их выполнению дочерних обществ такого подрядчика

Суть изменений:
Согласно новой редакции части 2 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ Правительство РФ вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по контракту.

Это означает, что с даты вступления в силу данной поправки – с 08.01.2020 г. подрядчик при выполнении видов и объёмов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, определённых в контракте на основании постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 для личного выполнения работ подрядчиком, последний вправе привлекать к их выполнению свои дочерние общества.

Понятие «дочернее хозяйственное общество» содержится пункте 1 статьи 67.3 Гражданского кодекса РФ, согласно которому общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.

Аналогичное определение дочернего общества содержится в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” и в пункте 2 статьи 6 федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.

Поправка направлена на облегчение процесса строительства и реконструкции объектов капитального строительства строительными компаниями, имеющими холдинговую структуру.

Реализация этой новеллы Закона № 44-ФЗ о контрактной системе ведёт к необходимости корректировки соответствующих положений постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570.

2-е изменение: с 30 и 31 декабря 2019 года отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы, ранее утверждённые Минстроем России

Суть изменений:
Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 753/пр (зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2019 № 56872), вступившим в силу с 30 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 398/пр “Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта”.

Приказом Минстроя России от 02.12.2019 г. № 754/пр (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2019 г. № 56891), вступившим в силу с 31 декабря 2019 г., отменён приказ Минстроя России от 05.07.2018 г. № 397/пр “Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракта”.
Указанные типовые контракты исключены из библиотеки типовых контрактов, типовых условий контрактов ЕИС и не подлежат применению (см. письмо Минфина России от 20.12.2019 №24-05-06/100250).

Предполагается, что вместо типовых контрактов на строительство и проектирование объектов капитального строительства Минстрой России разработает типовые контракты на выполнение этих видов работ.

3-е изменение: с 08 января 2020 года из сферы действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе выведены отношения, связанные с заключением соглашения об установлении сервитута в случаях и порядке, которые предусмотрены земельным законодательством

Данное изменение предусмотрено пунктом 11 части 2 статьи 1 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Под сервитутом понимается ограниченное право пользования чужим земельным участком. Случаи, цели и порядок установления сервитута, в том числе для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены статьями 23, 39.23-39.26, 39.33-39.50 Земельного кодекса РФ.

Среди публичных сервитутов, которые касаются закупок, следует отметить публичные сервитуты, устанавливаемые в целях использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса РФ:
…публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель в следующих целях:

1) размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (далее также – инженерные сооружения);

2) складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;

3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;

4) размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;

5) проведение инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения, проведение инженерных изысканий для строительства, реконструкции указанных объектов, а также сооружений, предусмотренных подпунктом 1 настоящей статьи.

Кроме того, с 01.07.2020 года публичные сервитуты могут устанавливаться для проведения не только дренажных, но и мелиоративных работ на чужом земельном участке (см. п. 2 статьи 3 Федерального закона от 27.12.2019 № 477-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О мелиорации земель” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования проведения агролесомелиорации”).

В переводе с юридического на русский язык это означает, что все закупки товаров, работ, услуг в целях реализации публичных сервитутов (например, для размещения ряда линейных объектов федерального, регионального и местного значения, или для проведения мелиоративных работ – с 01.07.2020 года), теперь выведены из-под действия Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Хочется верить, что это сделано законодателем исключительно в целях борьбы с коррупцией, а не для облегчения лицам, пролоббировавшим данную поправку, процесса ухода от конкурентных процедур закупок и (или) хищения бюджетных средств (например, при проведении тех же мелиоративных работ).

Указанные изменения вступили в силу с 08.01.2020 года.

4-е изменение: с 08 января 2020 года установлены специальные особенности осуществления закупок и исполнения контрактов в сфере строительства, реализуемых в рамках национальных проектов

Так, с указанной даты статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена частями 55-56, предусматривающими следующие особенности таких закупок:

1. В целях реализации национальных проектов Правительством РФ и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ могут утверждать перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 – 63 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ (далее по тексту – Перечни ОКС для реализации нацпроектов, Перечни).

При этом такие национальные проекты должны быть определены Президентом РФ (примечание: в настоящее время национальные проекты установлены и утверждены указом Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»)..

2. Указанные в этих Перечнях, утверждаемых Правительством РФ и высшими исполнительными органами субъектов РФ в целях реализации национальных проектов закупки в сфере строительства, можно осуществлять «под ключ»:
«…предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства» (см. часть 57 статьи 110.2 44-ФЗ).

При этом для заключения таких контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов заказчик вправе осуществить закупку путем проведения конкурса в электронной форме или электронного аукциона по своему усмотрению.

До внесения указанных поправок такие контракты «под ключ» заключались заказчиками только в соответствии с частью 16.1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ в порядке и по основаниям, предусмотренным постановлением Правительства РФ от 12.05.2017 № 563.

Однако, новое основание заключения контрактов «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, юридически никак не связано с этим постановлением. Это самостоятельное правовое основание для заключения контрактов «под ключ».

3. Для заключения контрактов «под ключ» в рамках реализации нацпроектов Минстроем России должен быть утверждён специальный Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены такого контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методика составления сметы такого контракта, порядок изменения цены такого контракта в случаях, предусмотренных подпунктом “а” пункта 1 и пунктом 2 части 62 Закона № 44-ФЗ. При этом заказчикам запрещается использовать при заключении контрактов «под ключ» использовать проектно-сметный метод для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (см. часть 59 статьи 110.2 44-ФЗ).

4. Определено, что контракты «под ключ» в отношении объектов, включённых в Перечни ОКС для реализации нацпроектов, являются так называемыми «смешанными» контрактами, которые содержат в себе элементы контрактов как на выполнение проектно-изыскательских работ, так и контрактов на выполнение подрядных строительных работ. В связи с этим такие «смешанные» контракты «под ключ» должны соответствовать требовать 44-ФЗ к обоим вышеуказанным видам контрактов (см. часть 60 статьи 110.2 44-ФЗ).

Кроме того, Закон № 44-ФЗ (часть 61 статьи 110.2) в качестве обязательного условия контракта «под ключ» предусматривает раздельное указание:
1) стоимости работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий;
2) стоимости работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту;
3) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией медицинского оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта капитального строительства (если поставка данного медицинского оборудования предусмотрена контрактом).

Устанавливается, что результатом выполненной работы по контракту «под ключ» является здание или сооружение, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод их в эксплуатацию.

5. Частью 62 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе предусмотрены специальные основания для изменения контрактов «под ключ» по соглашению сторон рамках реализации национальных проектов, в том числе допускается увеличение цены таких контрактов до 30 % включительно, если при исполнении контракта сметная стоимость, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену заключённого контракта.

Заключение такого соглашения о повышении цены контракта осуществляется на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.

Более подробно об этих изменениях можно прочитать в статье президента Союза инженеров-сметчиков Павла Горячкина на портале Агентства новостей «Строительный бизнес»: http://www.ancb.ru/publication/read/9010

Источник: Журнал “Государственные и муниципальные закупки”

Изменения 44-ФЗ 2020 год

1-й блок изменений: изменения в правилах осуществления конкурентных закупок

1-е изменение: с 01 января 2020 года для участников закупок обязательно указание наименование страны происхождения поставляемого товара в заявке на участие в закупке

Суть изменений:

Федеральным законом от 27.12.2019 № 449-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в Закон № 44-ФЗ о контрактной системе возвращена обязанность участников закупки указывать наименование страны происхождения товара в заявке на участие в конкурентной процедуре закупке в электронной форме.

Применительно к конкурсам в электронной форме и к электронным аукционам такая информация указывается в составе первой части заявки на участие в закупке.

При этом требование указания наименования страны происхождения товара теперь в законе не связано с установлением запретов, ограничений или условий допуска иностранной продукции в рамках статьи 14 44-ФЗ, то есть с 01.01.2020 г. это обязательное требование при проведении любой конкурентной процедуры закупки.

Соответственно, заказчик обязан устанавливать требование предоставления такой информации в составе заявки при составлении документации о проведении любой конкурентной закупки, в том числе не только при проведении конкурсов и аукционов, но и в требованиях к содержанию, составу и форме заявок на участие в запросе предложений (см. пункт 3 части 6 статьи 83.1 44-ФЗ).

Для комиссии по осуществлению закупок непредоставление данной информации о наименовании страны происхождения товара является безусловным основанием для отклонения заявки участника.

Кроме того, участник закупки обязан указывать наименование страны происхождения товара не только при поставке товара, но и при выполнении работ, оказании услуг, в рамках которых осуществляется поставка товара.

Изменения в части обязательности указания наименования страны происхождения товара в составе заявки участником закупки действуют с 01.01.2020 года

Читайте также:  Установление требования о наличии у участника свидетельства СРО о допуске к конкретным видам работ и

Проблема указания наименования страны происхождения товара в заявке на участие в закупке

По мнению автора, разработчики данной поправки перемудрили с использованными формулировками в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системы.

Так, в новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в отношении работ, услуг используется не формулировка, которая была в старых редакциях этого закона – «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», а новая формулировка «товар, поставляемый заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг».

При этом старая формулировка «товар, используемый для выполнения работ, оказания услуг», которая использовалась в прежних редакциях 44-ФЗ, была однозначной и понятной для участников контрактной системы (заказчикам, участникам закупок, уполномоченным и контрольным органам):

– в ней речь идёт о том, что участник закупки указывает наименование страны происхождения товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг и перечисленных заказчиком в документации о закупке.

В отношении же новой формулировки «товар, поставляемый при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг» такому однозначному толкованию, по мнению автора, придётся сложиться в ходе рассмотрения жалоб на действия заказчиков, уполномоченных органов и комиссий по осуществлению закупок.

При этом с точки зрения логики и здравого смысла разница между использованием товара и его поставкой имеется.

Применительно к тому же техническому обслуживанию инженерных систем и коммуникаций зданий, наверное, есть разница между использованием расходных материалов (например, припой, проволока и т.п.) и поставкой оборудования (например, распределительный щит и т.п.) при оказании таких услуг.

Означает ли это, что заказчик по новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе не имеет права требовать от участника закупки указания товаров, используемых при выполнении работ, оказании услуг, а речь может идти исключительно о поставляемых товарах (например, оборудовании) при их выполнении, оказании?

Кто будет определять разницу между использованием и поставкой товара при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг?

Ответа на эти вопросы у автора нет, также как, видимо, и у самих разработчиков поправок.

Правоприменительная практика ответит на вопрос, что подразумевал в этой новелле законодатель.

Кроме того, обращаем внимание читателей на то, что типовые формы заявок на участие в электронных процедурах, утверждённые постановлением Правительства РФ от 05.11.2019 № 1401, противоречат новой редакции Закона № 44-ФЗ о контрактной системе в части случаев указания наименования страны происхождения товаров, в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

2-е изменение: с 08 января 2020 года допускается закупка новых машин и оборудования при заключении контрактов жизненного цикла (например, с последующим обслуживанием и ремонтом) путём проведения конкурсов в электронной форме

Суть изменений:

Согласно новой редакции части 16 статьи 34 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла не только в случаях, определённых постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1087 (ред. от 29.06.2019) “Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла”, но и при закупках любых новых машин и оборудования.

Понятия машин и оборудования содержится в статье 2 Технического регламента Таможенного союза “О безопасности машин и оборудования” ТР ТС 010/2011, согласно которой:

“машина” – ряд взаимосвязанных частей или узлов, из которых хотя бы одна часть или один узел двигается с помощью соответствующих приводов, цепей управления, источников энергии, объединенных вместе для конкретного применения (например, обработки, переработки, перемещения или упаковки материала);
“оборудование” – применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему

Таким образом, теперь заказчик вправе заключать контракты жизненного цикла в отношении поставок с последующим их техническим обслуживанием и ремонтом в отношении любых новых машин и оборудования.

При этом закупки товаров и работ, осуществляемые на основании контрактов жизненного цикла, не входят в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить электронный аукцион, утв. распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

В связи с этим заказчик вправе производить определение поставщика по контрактам жизненного цикла на поставку новых машин и оборудования путём проведения конкурса в электронной форме.

При проведении таких конкурсов в электронной форме на поставку новых машин и оборудования (например, с их последующим техническим обслуживанием и ремонтом) заказчик вправе на основании части 3 статьи 32 Закона № 44-ФЗ вместо критериев «цена контракта» и «расходы на эксплуатацию и ремонт товара» использовать такой критерий, как «стоимость жизненного цикла товара».

Расчет стоимости жизненного цикла новых машин и оборудования осуществляется заказчиком с учётом раздела VIII Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утв. приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 г. № 567 (далее – Методические рекомендации по определению методов НМЦК)

Пункт 8.3 данных Методических рекомендаций по определению методов НМЦК рекомендует расчет стоимости жизненного цикла товара производить с применением методов определения и обоснования НМЦК.

Соответственно, при расчёте стоимости жизненного цикла контракта при поставке новых машин и оборудования заказчик вправе применять такой метод, как метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Обращаем внимание читателей, что проведение конкурсов в электронной форме на поставку новых машин и оборудования с установлением критерия «стоимость жизненного цикла товара» является правом, а не обязанностью заказчика. Ничто не препятствует заказчику закупать такие машины и оборудование путём проведения привычного электронного аукциона.

Данные изменения действуют с 08.01.2020 г.

3-е изменение: с 08 января 2020 года устанавливаются дополнительные требования к участникам закупок по обслуживанию медицинской техники

Суть изменений:

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 г. № 1922 (далее – Постановление № 1922) приложение № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. № 99 дополнено новой позицией 8, касающейся обслуживания медтехники.

Согласно указанным изменениям при проведении торгов на обслуживание медицинской техники, если начальная (максимальная) цена контракта, на право заключить который проводится закупка, превышает 10 млн. рублей, устанавливаются следующие дополнительные требования к участникам закупки:

– либо наличие за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора), заключённого в соответствии с Законом № 44-ФЗ о контрактной системе или Законом № 223-ФЗ о закупках на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники;

– либо наличие контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ о контрактной системе по результатам проведения совместных конкурса или аукциона, на выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники.

Устанавливается, что стоимость такого одного контракта (договора), совокупная стоимость таких контрактов должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).

При этом даётся расшифровка понятия «обслуживание медицинской техники», которое включает в себя следующие сервисные операции:

– монтаж и наладка;

– контроль технического состояния;

– периодическое и текущее техническое обслуживание;

– ремонт.

Обращаем внимание читателей, что дополнительные требования к участникам закупки на обслуживание медицинской техники распространяются не на всю медицинскую технику, а только на медицинскую технику со следующими кодами ОКПД2:

– 26.60.11 (аппараты, основанные на использовании рентгеновского или альфа-, бета-, или гамма-излучений, применяемые в медицинских целях);

– 26.60.12 (аппараты электродиагностические, применяемые в медицинских целях);

– 26.60.13.130 (аппараты высокочастотной и низкочастотной терапии);

– 26.70.22.150 (микроскопы оптические);

– 32.50.12.000 (стерилизаторы хирургические или лабораторные);

– 32.50.21.121 (аппараты для ингаляционного наркоза);

– 32.50.21.122 (аппараты дыхательные реанимационные).

Кроме того, Постановлением № 1922 в пункте 8 приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 устанавливается исчерпывающий перечень документов, которые предоставляются участником закупки в составе заявки для подтверждения своему соответствию этим дополнительным требованиям.

Новые дополнительные требования к участникам закупок на обслуживание медицинской техники действуют с 08.01.2020 г.

4-е изменение: 30 декабря 2019 года особенности осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, установленные постановлением Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428, продлены до 01 июля 2020 года

Суть изменений:

Соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 27.11.2017 № 1428 в части продления срока его действия до 01 июля 2020 года внесены постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906.

Тем же самым постановлением Правительства РФ отсрочена до 01 июля 2020 года дата начала действия нового Положения об особенностях проведения закрытых электронных процедур и порядке аккредитации на специализированных электронных площадках, утв. постановлением Правительства РФ от 28.02. 2019 г. № 223.

Таким образом, до указанной даты закупки для нужд обороны страны и безопасности государства осуществляются по старым правилам, установленным постановлением Правительства от 27.11.2017 № 1428.

Данные поправки вступили в силу с 30.12.2019 г.

5-е изменение: 30 декабря 2019 года срок начала действия обязанности операторов электронных площадок информировать заказчиков о привлечении участников закупок-юридических лиц к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ переносится на 01 января 2021 года

Суть изменений:

Ранее планировалась, что к 01 января 2020 года операторы электронных площадок будут обязаны информировать заказчиков о фактах привлечения участников закупок – юридических лиц к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица) в целях проверки соответствия таких участников закупки единому требованию к участникам, предусмотренному пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Данную информацию планировалось получать автоматически в ходе регистрации участника закупки в ЕИС на основании сведений, полученных от Генеральной прокуратуры РФ посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Соответствующие изменения предусматривались постановлением Правительства РФ от 18.07.2019 № 917 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Однако, постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906, вступившим в этой части с 30.12.2019 г., дата начала действия указанных изменений была перенесена на 01 января 2021 года

Поэтому проверка соответствия участников закупок-юридических лиц данному единому требованию к участникам в 2020 году осуществляется заказчиками, уполномоченными органами, комиссиями по осуществлению закупок вручную путём проверки данных Реестра юридических лиц, привлеченных к административной ответственности за незаконное вознаграждение, который размещён на официальном сайте Генпрокуратуры РФ по адресу: //www.genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/

6-е изменение: 30.12.2019 г. внесены правки в Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145

Суть изменений:

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1906 внесён ряд важных поправок в Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 г. № 145 (далее – Правила использования КТРУ).

Среди наиболее существенных изменений Правил использования КТРУ следует отметить следующее:

  1. Установлено, что КТРУ применяется заказчиками только при осуществлении закупок. То есть КТРУ теперь не должен использоваться при планировании.
  1. Предусматривается право заказчикауказать в извещении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства (в т.ч. функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги), которые не предусмотрены в позиции КТРУ.

Данное право на указание дополнительной информации и дополнительных потребительских свойств может быть реализовано заказчиком, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством РФ в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.

  1. В случае размещения извещения об осуществлении закупки, а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции КТРУ заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться пунктом 7 Правил использования КТРУ. То есть описание объекта закупки производится по общим правилам статьи 33 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

Дайджест для поставщиков: что изменится в госзакупках в 2020 году

Традиционно в конце года Госдума приняла поправки в в законы о госзакупках. Рассказываем о самых важных изменениях в 44-ФЗ и 223-ФЗ, которые повлияют на жизнь поставщиков в ближайшее время.

С 1 января 2020…

… без регистрации в ЕИС в госзакупках не поучаствовать

Если у вас уже есть регистрация, беспокоиться не о чем. Если нет, пройдите ее самостоятельно или отдайте на аутсорс. Весь 2019 года еще можно было подать заявку на тех ЭТП, где есть «точечная» аккредитация. Но с 2020 года принять участие в закупках по 44-ФЗ, в конкурентных закупках для МСП по 223-ФЗ и по постановлению № 615 могут только поставщики, включенные в Единый реестр участников закупок.

… должен заработать «Независимый регистратор»

Эта программа, которая встраивается в браузер и фиксирует действия участников закупок в ЕИС и на ЭТП. Регистратор поможет фиксировать сбои, выявлять мошенничества на торгах, доказывать свою правоту в ФАС. Запуск регистратора уже откладывали, посмотрим, начал ли он работать в январе.

Читайте также:  Приказ о проведении электронного аукциона при закупке по 44-ФЗ - образец

… страну происхождения товара нужно указывать во всех закупках

Раньше это требовалось только в закупках с нацрежимом. Теперь всегда, в том числе когда товары используются при оказании услуг (например, краска для ремонта). Исключение — закупки, в которых техническим заданием является проектная документация.

… действуют новые перечни ЖНВЛП и дорогостоящих лекарств

Список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год дополнили 24 препаратами, а один препарат исключили

… отменены типовые контракты на строительство и проектно-изыскательские работы

Минстрой России отменил два приказа:

  • Приказ от 05.07.2018 г. № 398/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства и информационной карты указанного типового контракта»
  • Приказ от 05.07.2018 г. № 397/пр «Об утверждении Типового государственного (муниципального) контракта на выполнение проектных и изыскательских работ и информационной карты указанного типового контракт».

… реестр российской радиоэлектронной продукции переведут в онлайн

Сейчас реестр доступен на сайте Минпромторга в формате Excel, актуальную версию нужно скачивать каждый раз. Но в январе 2020 года Минпромторг должен вести реестра российской радиоэлектронной продукции в электронной форме. Как только появится ссылка, добавим ее в статью.

С 1 апреля…

… казначейство получило право проверять поставщика по контракту

Поставщиков обязали предоставлять информацию и документы, при необходимости пускать к себе контролеров. Заказчики должны будут включать в контракты условие о том, что поставщики согласны на проверки. Если поставщик не исполнит предписание, его должностное лицо получит штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. или дисквалификацию от 1 года до 2 лет (ч. 20 ст. 19.5 КоАП).

С 1 июня…

… поставщиков для организации детского отдыха заказчики будут выбирать из спецреестра

Компании, не включенные в реестр, не могут участвовать в таких закупках. Ведением реестра будет заниматься Минпросвещения и его региональные представительства. Поставщикам для участия нужно предоставить сведения о себе, а заказчикам проверять, есть ли участник закупки в реестре.

С 1 июля 2020.

… действует новый порядок проведения запроса котировок в электронной форме

— Предельную НМЦ котировок повысили с 500 тыс. рублей до 3 млн. Объем закупок в виде запроса котировок должен будет составлять не более 10 % от СГОЗ. Но отменили действующий сейчас лимит в 100 млн руб.

— Минимальный срок подачи заявок — 4 рабочих дня, а не 5.

— У заказчиков появилась возможность требовать копии лицензий и других документов, которые подтверждают соответствие участника п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ;

— Отменить процедуру можно за один час до окончания сроков подачи заявок (раньше было за 2 дня).

… еще упростили проведение закупок у единственного поставщика по п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ

— Заказчик сможет проводить малые закупки на сумму 3 млн руб., если такие закупки проходят в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений.

— Разрешили закупать у единственного поставщика услуги на аренду земельных участков.

Изменения в 223-ФЗ

… с 2020 года минимальный годовой объем закупок у МСП вырос с 18 % до 20 %

При этом совокупный годовой объем договоров, заключенных заказчиками напрямую с МСП, должен составлять не меньше 18 % совокупного годового стоимостного объема договоров. Раньше этот показатель составлял 15%.

… платить МСП будут быстрее

Также с января 2020 срок оплаты по контрактам с МСП сокращается с 30 календарных до 15 рабочих дней.

… самозанятые получат такие же льготы, как МСП

Льготы вступают в силу в конце мая 2020. Для участия в закупках нужно зарегистрироваться в ЕИС и соответствовать требованиям, установленным законом и заказчиком.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

С 01.07.2020 г. заказчики смогут проводить закупки малого объема в электронной форме

Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения, предусматривающие возможность осуществления закупки товара в случаях, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.

При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании вышеуказанных пунктов, остался прежним.

Порядок осуществления закупок в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.

  1. Участник закупки формирует на электронной площадке, подписывает усиленной электронной подписью и размещает на электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров.

Предварительное предложение должно содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 1 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, ответственность за достоверность которых несет участник закупки.

Предварительное предложение признается заявкой на участие в закупке.

  1. Заказчик формирует с использованием единой информационной системы (далее – ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пунктом 3 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Кроме того, извещение должно содержать проект контракта (с указанием всех обязательных условий, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе), а также обоснование цены контракта у единственного поставщика. Внесение изменений в извещение не допускается.

Следует отметить, что выбор электронной площадки осуществляется на усмотрение заказчика. Однако, не зависимо от выбранной заказчиком площадки, при осуществлении закупки обеспечивается доступность информации обо всех предварительных предложениях, размещенных участниками закупок на всех электронных площадках, посредством информационного взаимодействия с ЕИС.

  1. Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки:

– определяет не более пяти предварительных предложений (из числа всех предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки и содержащих наименьшие цены за единицу товара;

– присваивает указанным предложениям порядковый номер (в порядке возрастания цены);

– направляет заказчику заявки на участие в закупке (с приложением всех документов).

4. Заказчик не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения от оператора электронной площадки информации и документов:

– принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии (отклонении);

– присваивает соответствующим заявкам порядковый номер;

– формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, подписывает его усиленной электронной подписью и направляет оператору электронной площадки. Требования к содержанию протокола предусмотрены подпунктом «в» пункта 6 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе.

5. Оператор электронной площадки в течение одного часа с момента получения протокола подведения итогов определения поставщика размещает его в ЕИС и на электронной площадке.

6. Заключение контракта осуществляется в электронной форме с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер, не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика.

7. В реестр контрактов включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе (за исключением контрактов, заключенных в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе).

Таким образом, с 01.07.2020 г. у заказчиков появится возможность за 5 рабочих дней осуществить закупку товара на сумму, не превышающую трех миллионов рублей, в электронной форме с использованием электронной площадки.

Изменения в сфере закупок в 2020 году с учетом Федерального закона № 449-ФЗ от 27.12.2019 года

В конце уходящего года традиционно Президент РФ подписывает очередной закон, вносящий изменения в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее – Закон №44-ФЗ). Не стал исключением и 2019 год, поскольку 27.12.2019г. был подписан Федеральный закон N 449-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон №449-ФЗ). Уже 28.12.2019г. Закон №449-ФЗ был опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru. Изменения, вносимые в Закон №44-ФЗ будут вступать в силу поэтапно.

Указание страны происхождения товара

Первые изменения, которые вступили в силу с 01.01.2020г., коснулись указания страны происхождения товаров в составе заявок участников закупок. Заказчики должны требовать указания страны происхождения товаров, а участники должны указывать в составе своих заявок страну происхождения товара при любом конкурентном способе закупки независимо от того были ли установлены запреты, ограничения либо условия допуска в отношении иностранных товаров. Более того, указывать страну происхождения товара надо не только в случаях, когда предметом закупки является поставка товаров, но и в случаях, когда заказчику поставляется товар при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.

В развитие рассматриваемого изменения, следует упомянуть постановление Правительства РФ от 5 ноября 2019 г. N 1400 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1084”, которое требует включения в реестр контрактов сведений о стране происхождения товаров в случае установления при осуществлении закупки условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона №44-ФЗ. Указанная информация вносится при первичной регистрации контракта в реестре контрактов. При этом по итогам исполнения любых контрактов заказчикам следует вносить в реестр контрактов наименование страны происхождения товара или информацию о производителе товара, а в случае установления при осуществлении закупки в соответствии со статьей 14 Федерального закона условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств исключительно наименование страны происхождения товара.

Порядок осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

С 01.01.2020г. внесены изменения в порядок осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, предусмотренного ч. 8 ст. 99 Закона №44-ФЗ. В частности, сокращается перечень полномочий, осуществляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Так из указанного перечня исключены контроль в отношении:

– применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

– своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.

С 01.01.2020г.внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом №449-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля могут выдавать не только предписания, но и представления в случае выявления нарушений законодательства в сфере закупок.

Определение терминов контракт и контракт жизненного цикла

С 08.01.2020 года статья 3 Закона №44-ФЗ дополнена двумя понятиями, которые ранее входили в состав других статей.

Так термин контракт получил следующее определение в п. 8.1. ч.1 ст. 3 Закона №44-ФЗ: «контракт – государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона;».

Таким образом, ещё более выделяется разграничение государственных (муниципальных контрактов, которые заключаются государственными (муниципальными) заказчиками и просто контрактов, которые заключаются бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 Закона №44-ФЗ.

Контракт жизненного цикла определен в п. 8.2. ч. 1 ст. 3 Закона №44-ФЗ следующим образом: «контракт жизненного цикла – контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование объекта капитального строительства, конструирование товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;».

Тем самым законодатель упорядочивает терминологию, используемую в Законе №44-ФЗ, собирая все термины в одну статью.

Контроль по ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ

С 01.04.2020г. в Закон №44-ФЗ вносятся изменения в части осуществления контроля, предусмотренного ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ. В частности указанный контроль будет вестись за непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика, а также за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в предусмотренных настоящим Федеральным законом информации и документах, не подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом формированию и размещению в единой информационной системе в сфере закупок.

Контроль по ч. 5 ст. 99 Закона №44-ФЗ будет осуществляться с использованием единой информационной системы в сфере закупок за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в:

Читайте также:  Обеспечение исполнения государственного (муниципального) контракта

1) извещениях об осуществлении закупок, информации, содержащейся в планах-графиках;

2) протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок;

3) условиях проектов контрактов, направляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В связи с чем с 01.04.2020г. согласно п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона №44-ФЗ единая информационная система в сфере закупок будет обеспечивать контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и непревышением объема финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащихся в планах-графиках закупок (далее также – планы-графики), извещениях об осуществлении закупок, протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), условиях проектов контрактов (направляемых с использованием единой информационной системы участникам закупок, с которыми заключаются контракты).

Запрос котировок в электронной форме и закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по новым правилам

Самый большой блок изменений, который вступает в силу с 01.07.2020г., поменяет порядок осуществления закупок способом запроса котировок в электронной форме и закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Порядок проведения запроса котировок в электронной форме (далее – ЗК) будет умещен в одну статью 82.1 Закона №44-ФЗ, по подобию запроса предложений. Остальные статьи 82.2.-82.6. Закона №44-ФЗ утратят силу. ЗК можно будет проводить при начальной (максимальной) цене контракта не более трех миллионов рублей. При этом годовой лимит в 10% от совокупного годового объема закупок сохранится, а вот лимит в 100 миллионов рублей будет отменен. Срок подачи заявок будет сокращен до четырех рабочих дней. Вносить изменения в извещение о проведении ЗК будет нельзя. Вместе с тем отменить ЗК можно будет за один час до срока окончания подачи заявок. В ЗК сократится срок заключения контракта. Так заказчик будет должен направить проект контракта в единую информационную систему в течение трех часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС. Далее у победителя и заказчика будет по одному рабочему дню на подписание и размещение контракта. Протокол разногласий победитель ЗК направить заказчику не сможет. Заключить контракт по итогам ЗК можно будет не ранее, чем через два рабочих дня со дня размещения итогового протокола в ЕИС.

В особую категорию закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) отнесена закупка товара в случаях, предусмотренных п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, которая может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей. В данном случае не применяются положения ч. 15 ст. 34 Закона №44-ФЗ, которые позволяют не учитывать ряд требований статьи 34 Закона №44-ФЗ при формировании условий контракта. При этом сама закупка, по сути, переходит в разряд конкурентных, поскольку размещается извещение о закупке на электронной площадке, проводится рассмотрение и оценка заявок с составлением итогового протокола, а контракт заключается с лицом, предложившим наименьшую цену за единицу товара в порядке, предусмотренном статьей 83.2 Закона №44-ФЗ.

Все случаи заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по итогам несостоявшейся конкурентной закупки вновь свели в один пункт (п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ), исключив п. 25.1-25.3. из состава ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ. При этом Правительство РФ будет наделено правом определить цену контракта, при превышении которой, заключение контракта по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, необходимо будет согласовать с контрольным органом в сфере закупок.

Поменяются ли сроки подачи заявок, их рассмотрения и сроки публикации протоколов с 01.01.2020 г. по электронным закупкам? Если да, то на что именно?

Ответ:

Сроки с 01.01.2020 года останутся неизменными.

Обоснование:

По общему правилу срок определяется конкретной календарной датой или истечением периода времени, в годах, месяцах, неделях, днях или часах (ст. 190 ГК РФ). Таким образом, если в конкретной норме Закона N 44-ФЗ нет указания на то, что срок рассчитывается в рабочих днях, расчет необходимо осуществлять в календарных днях.

Например, в ч. 2, 3 ст. 63 Закона N 44-ФЗ установлен срок размещения в ЕИС извещения о проведении электронного аукциона – не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок, если НМЦК (максимальное значение цены контракта) не больше 300 млн руб. (не больше 2 млрд руб. – при закупке строительных работ, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ), а в остальных случаях не менее чем за 15 дней до этой даты. В этом случае высчитывайте календарные дни. А извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме следует размещать за пятнадцать рабочих дней, поскольку это прямо предусмотрено в ч. 1 ст. 54.2 Закона N 44-ФЗ.

В то же время подготовлен ряд поправок в 44-ФЗ.

Закупать с помощью электронного запроса котировок можно будет больше и быстрее

Сколько можно будет закупить с помощью электронного запроса котировок

Провести запрос котировок в электронной форме можно будет, если НМЦК не превышает 3 млн руб. Ограничение относительно СГОЗ останется почти без изменений: годовой объем закупок с помощью запроса котировок должен будет составлять не более 10 % от СГОЗ, однако отменят действующий сейчас лимит в 100 млн руб.

Как изменятся правила опубликования извещения

У участника будет меньше дней на подачу заявки. По новым положениям заказчик будет назначать дату окончания подачи заявок через четыре рабочих дня со дня, следующего за днем размещения извещения в ЕИС.

Изменить извещение будет нельзя, зато отменить запрос котировок будет возможно всего за один час до срока окончания подачи заявок. Сейчас запрос котировок можно отменить не позднее чем за два дня до дня окончания подачи заявок.

Что участник закупки должен будет включить в заявку

Свое соответствие требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ участник будет подтверждать в заявке документами. Сейчас участник обязан только декларировать такое соответствие. Заказчик не сможет потребовать документы, которые передают вместе с товаром.

Участник также должен будет предоставить решение об одобрении крупной сделки, если для него таковой является сам контракт или денежное обеспечение исполнения контракта.

Также помимо сведений, которые участник предоставляет сейчас, он должен будет указать страну происхождения товара, если такое требование есть в извещении.

Что изменится в рассмотрении заявок

Протокол будет только один – протокол подведения итогов. В него комиссия включит информацию, которая предусмотрена для протоколов сейчас. Также там потребуется указывать информацию об увеличении цены в связи с предоставлением льгот организациям УИС и организациям инвалидов, а также информацию о признании запроса котировок несостоявшимся.

Члены комиссии будут присваивать допущенным к закупке заявкам порядковые номера по мере возрастания предложенной участником цены. Сейчас это делает оператор электронной площадки. Эти номера также нужно будет включить в протокол подведения итогов.

Как сократятся сроки заключения контракта

Для электронного запроса котировок значительно сократят сроки заключения контракта. Заказчик должен будет направить проект контракта в ЕИС и на электронную площадку в течение трех часов с момента размещения протокола подведения итогов в ЕИС. Далее у победителя и заказчика будет по одному рабочему дню на подписание и размещение контракта. При этом заключить контракт ранее чем через два рабочих дня со дня размещения итогового протокола в ЕИС будет нельзя.

Протокол разногласий для этого способа закупки новыми правилами не предусмотрен.

Если была подана или осталась только одна заявка, соответствующая извещению, можно будет сразу заключить контракт с участником как с единственным поставщиком. Продлевать срок подачи заявок, как это делают сейчас, не потребуется.

Заключение контракта с единственным поставщиком будут согласовывать иначе

У заказчика будет меньше времени, чтобы подготовить обращение в контрольный орган

Обращение о согласовании заказчик будет направлять в контрольный орган в течение пяти рабочих дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания, если по закону его не нужно размещать в ЕИС. Сейчас на обращение отведено 10 календарных дней.

Изменится перечень случаев, когда согласование необходимо

Согласовывать возможность заключить контракт нужно будет, если не состоится:

  • закрытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс или аукцион;
  • открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием или двухэтапный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  • электронный конкурс, если была подана или осталась только одна заявка;
  • электронный аукцион, если была подана или осталась только одна заявка, не было ни одного ценового предложения;
  • запрос предложений в электронной форме, если была подана или осталась только одна заявка, не было подано ни одной заявки или все участники были отклонены;
  • запрос предложений, если была подана одна заявка или не подано ни одной.

Таким образом, заключение контракта нужно будет согласовывать и после несостоявшихся электронных процедур. Однако не факт, что в контрольный орган придется обращаться чаще. Согласование понадобится только для закупок с НМЦК, превышающей предельный размер, который должно установить правительство.

Контрольный орган будет проводить внеплановую проверку таких закупок

В срок рассмотрения обращения контрольный орган проведет внеплановую проверку закупки. Если будут обнаружены нарушения, контракт можно будет заключить только после исполнения предписания, выданного по результатам проверки. При необходимости заказчик скорректирует проект контракта и направит его участнику.

Контракт нужно будет заключить не ранее 10 дней со дня размещения протокола в ЕИС или его подписания и не позднее 20 дней со дня, когда заказчик получит решение о согласовании.

Будет больше возможностей для проведения электронных малых закупок

Как ограничена возможность провести электронную малую закупку

Заказчик сможет проводить малые закупки на сумму 3 млн руб., если такие закупки проходят в электронной форме. Отметим, что годовой объем таких закупок остался без изменений. Полагаем, что закупки в электронной форме будут в него входить, поэтому придерживаться стоит таких лимитов:

  • 5 % от СГОЗ и пятьдесят млн руб. — для закупок по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
  • 50 % от СГОЗ и тридцать млн руб. — для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Как будет проходить малая закупка в электронной форме

Участник закупки будет формировать на электронной площадке предварительное предложение о поставке товара. В предварительное предложение нужно будет включить, в частности:

  • наименование и характеристики товара;
  • товарный знак (при наличии);
  • наименование страны происхождения;
  • документ (его копию), подтверждающий страну происхождения, если применяется нацрежим;
  • цену за единицу товара;
  • предлагаемое максимальное количество товара;
  • срок действия предложения, который не может быть более месяца с даты размещения предложения;
  • информацию об участнике;
  • документы о его соответствии требованиям законодательства;
  • декларацию о его соответствии требованиям Закона N 44-ФЗ;
  • решение об одобрении крупной сделки.

Заказчик размещает извещение с обоснованием цены контракта в ЕИС. В течение одного часа с этого момента оператор электронной площадки выбирает пять предварительных предложений с наименьшей ценой за единицу из тех, которые соответствуют установленным в извещении требованиям к товару и участнику. Если не наберется хотя бы два предложения, оператор сообщает об этом заказчику, размещает уведомление в ЕИС и не направляет заказчику документы.

У заказчика есть один рабочий день на принятие решения по предложениям. В результате он формирует на электронной площадке протокол подведения итогов определения поставщика. В протоколе нужно указать решение по каждому предложению и обосновать отклонения заявок.

Заказчик заключает контракт в упрощенном порядке, предусмотренном для нового запроса котировок в электронной форме.

Что еще изменится в госзакупках

Участники закупки будут указывать в заявке страну происхождения товара

По новым правилам участник должен указать в заявке страну происхождения товара независимо от того, применяются ли правила нацрежима. Эта информация понадобится и в случаях, когда товар поставляют при выполнении закупаемых работ или оказании закупаемых услуг.

В связи с этим заказчику нужно скорректировать в документации требования к составу заявки, а комиссии — учитывать новшества при рассмотрении заявок.

Станет больше возможностей для заключения контракта жизненного цикла

Помимо случаев, установленных правительством, контракт жизненного цикла можно будет заключить при закупке новых машин и оборудования.

Когда поправки вступят в силу

Поправки начнут действовать в разное время.

С 1 января 2020 года нужно будет указывать в заявках страну происхождения.

С 1 июля 2020 года заработает большая часть новшеств:

  • запрос котировок в электронной форме будут проводить по новым правилам;
  • начнут проводить электронные малые закупки;
  • по-новому станут согласовывать заключение контрактов с единственным поставщиком.

К 1 января 2021 года наладят взаимодействие с ЕИС относительно электронных малых закупок.

Для контрактов жизненного цикла правила изменятся через 10 дней после опубликования закона.

Ссылка на основную публикацию