Как заказчику по Закону N 223-ФЗ организовать работу отдела закупок

Основы закупки по закону 223-ФЗ для новичков

    On 24.05.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, Электронный аукцион

Особенность закона 223-ФЗ в том, что он устанавливает лишь определенные рамки, внутри которых заказчику дается свобода выбора. Но если для опытных закупщиков это благо, то у начинающих из-за этого возникает множество вопросов. В этом материале мы постарались легко и доступно изложить базовую информацию о проведении корпоративных закупок.

Отличие от 44-ФЗ

Строгий закон 44-ФЗ, по которому обязаны проводить закупки государственные и муниципальные заказчики, порождает гораздо меньше выбора. В отличие от него, работа по 223-ФЗ предполагает:

  • что заказчики самостоятельно разрабатывают правила проведения закупочных процедур, которые прописывают в Положении о закупке;
  • что лицом, которому поручены закупки, может быть любой специалист организации (профильного образования не требуется);
  • что торги могут быть организованы на любых электронных торговых площадках (их насчитывается более 150).

На кого распространяется закон 223-ФЗ

Если упростить положения пункта 2 статьи 1 закона 223-ФЗ и изложить их доступным языком, то всех заказчиков можно разделить на три группы:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. Государственные компании и корпорации, субъекты естественных монополий. Доля участия государства в таких организациях – более 50%.
  2. Дочерние компании указанных в пункте 1 организаций, в которых доля государственного родителя составляет более 50%. А также дочки самих дочерних компаний на тех же условиях.
  3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия и бюджетные учреждения — в части закупок на собственные доходы либо полученные гранты, а также в случаях, когда они сами являются исполнителями контрактов и привлекают по договору третьих лиц.

Подготовка к закупочной деятельности

Прежде чем проводить закупки, заказчику можно пройти подготовительный этап. Он состоит из нескольких шагов:

  1. Получение электронной цифровой подписи. Для этого нужно обратиться в любой удостоверяющий центр, выдающий кап для торгов.
  2. Регистрация на сайте госзакупок zakupki.gov.ru.
  3. Разработка и утверждение Положения о закупке.
  4. Составление плана закупок и публикации его в ЕИС (на сайте госзакупок).
  5. Знакомство с личным кабинетом ЕИС и его настройка.

Что касается Положения о закупке по 223-ФЗ, то в нем нужно предусмотреть следующее:

  1. Применяемые заказчиком способы определения поставщика.
  2. Порядок проведения процедур.
  3. Все, что касается сроков.
  4. Критерии оценки поставщиков.
  5. Порядок заключения, изменения и расторжения контракта.
  6. Порядок оплаты.
  7. Ответственность сторон и порядок разрешения спорных ситуаций.

Публикация сведений в ЕИС

Закон 223-ФЗ требует от заказчика разместите в ЕИС не только Положение о закупке, но и другие документы:

  • планы закупки,
  • извещения о закупке,
  • документацию, в том числе проект договора,
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки.

Есть сведения, которые в ЕИС размещать нельзя. Это информация о закупках:

  • связанных с государственной тайной;
  • включенных в перечень из распоряжения Правительства № 2027-р.

Кроме того, у заказчика есть право не публиковать в ЕИС информацию о закупках, если цена договора меньше 100 тыс. рублей. А если выручка более 5 млрд рублей в год, то можно не размещать закупки с ценой до 500 тыс. рублей. С 2018 года разрешено не публиковать сведения и о некоторых других закупках, связанных с управлением недвижимостью и размещением денежных средств на вкладах и депозитах.

Самое важное для заказчика

Главное, о чем нужно помнить — необходимость размещения Положения о закупке в ЕИС. Если этого не сделать, то заказчик потеряет право закупаться по 223-ФЗ. В этом случае его закупочная деятельность будет регламентироваться законом 44-ФЗ.

Еще один важный момент — соблюдать все установленные сроки. Они таковы:

  • Положение о закупке, а также его изменения, нужно разместить в ЕИС в течение 15 дней с даты утверждения;
  • на размещение извещения о закупке дается 20 дней до даты окончания приема заявок;
  • на размещение изменений в извещение — 3 дня;
  • размещение документации закупки производятся вместе с публикацией извещения;
  • разъяснения, которые заказчик дает на запросы участников, публикуются не позже 3 дней с даты поступления запроса;
  • протоколы, которые составляются в ходе закупки, нужно разместить в течение 3 дней;
  • на публикацию подписанного договора дается 3 дня;
  • изменения, внесенные в договор, размещаются не позже 10 дней;
  • ежемесячный отчет о закупке по 223-ФЗ — не позже 10 числа (за прошедший месяц);
  • раз в год — до 1 февраля года, следующего за отчетным — заказчик размещает отчет о закупке у субъектов МСП.

Также установлены минимальные сроки для приема заявок от участников. Они варьируются в зависимости от типа процедуры и того, относится ли поставщик к субъектам малого и среднего предпринимательства. Эти сроки мы представили в следующей таблице.

Таблица. Минимальные сроки на подачу заявок

Срок / условия для МСП

Срок для прочих участников

Как заказчику по Закону N 223-ФЗ организовать работу отдела закупок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Предприятие проводит свою закупочную деятельность в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) и на основании принятого на предприятии Положения.
Имеет ли предприятие право осуществлять закупочную деятельность (часть закупок) для предприятия в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) без привлечения бюджетных средств, не прекращая закупочную деятельность по Закону N 223-ФЗ и без внесения изменений в Положение (Положением прямо не предусмотрено проведение закупок по Закону N 44-ФЗ)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
По нашему мнению, в изложенной ситуации заказчик вправе осуществлять отдельные закупки без привлечения бюджетных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Однако единообразного подхода к решению этого вопроса в правоприменительной практике не сложилось.

Обоснование позиции:
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) этот закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком закупок товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ). Приведенная норма является отсылочной и сама по себе не предоставляет права заказчику по своему усмотрению руководствоваться правилами Закона N 44-ФЗ при осуществлении тех или иных закупок, а лишь указывает на то, что закупочная деятельность заказчика должна осуществляться в соответствии с Законом N 44-ФЗ в предусмотренных им случаях.
Частью 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ установлено, что унитарные предприятия (далее также – предприятия) осуществляют закупки в соответствии с требованиями этого федерального закона, за исключением, в частности, закупок, осуществляемых в соответствии с положением о закупке (ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ) унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе (ЕИС):
– за счет грантов, передаваемых (предоставляемых) в установленном порядке, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное (пп. “а” п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
– в качестве исполнителя по контракту, за отдельным исключением (пп. “б” п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
– без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ (пп. “в” п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ принятое предприятиями решение об осуществлении указанных в пп.пп. “а” – “в” п. 2 ч. 2.1 той же статьи закупок в порядке, установленном этим федеральным законом, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году, если иное не установлено Законом N 44-ФЗ.
Приведенная норма допускает двоякое истолкование. С одной стороны, она может пониматься как устанавливающая запрет на осуществление предприятием, разместившим в установленном порядке положение о закупке, закупок за счет внебюджетных средств в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, в течение года, когда заказчик применяет размещенное им положение о закупке при закупках за счет средств, указанных в пп.пп. “а” – “в” п. 2 ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Такой же вывод применительно к бюджетным учреждениям, правовое регулирование осуществления которыми закупок сходно с закупками унитарных предприятий, содержится в письме Минэкономразвития России от 30.01.2017 N Д28и-285. В нем отмечается, что бюджетное учреждение при наличии размещенного до начала года в ЕИС положения о закупке обязано осуществлять закупочную деятельность за счет средств, полученных при осуществлении им иной приносящей доход деятельности (за отдельным исключением) в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ и разработанного им положения о закупке.
В пользу этого подхода свидетельствует то обстоятельство, что Закон N 223-ФЗ включает в сферу своего регулирования закупки, осуществляемые унитарными предприятиями без привлечения бюджетных средств, при условии, что заказчик принял и разместил до начала года в ЕИС положение о закупке. Как следует из п. 5 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ при закупках за счет таких средств заказчик должен соблюдать общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, которые установлены Законом N 223-ФЗ. В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ он обязан руководствоваться и разработанным им самим положением о закупке.
То есть сфера действия Закона N 44-ФЗ и Закона N 223-ФЗ разграничивается в зависимости от источников финансирования закупок и от наличия действующего и размещенного заказчиком до начала соответствующего года в ЕИС положения о закупке. Если заказчик принимает решение о закупке товара, работы или услуги за счет внебюджетных средств в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, он по существу выводит эту закупку из сферы правового регулирования Закона N 223-ФЗ и нарушает собственное положение о закупке (хотя способы и порядок определения контрагента в этом положении в принципе могут совпадать с правилами, которые содержатся в Законе N 44-ФЗ).
Как отмечается в письме Минфина России от 06.12.2017 N 24-04-07/81331, при рассмотрении бюджетным учреждением вопроса о применении Законов N 44-ФЗ, N 223-ФЗ следует руководствоваться положениями приведенных федеральных законов, регулирующими случаи применения либо неприменения соответствующего федерального закона. В силу сходства правового регулирования закупок этот вывод может быть применим и к унитарным предприятиям.
С другой стороны, как видно из формулировки ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, эта норма предусматривает не обязанность, а именно право предприятия, разместившего положение о закупке, осуществлять закупки за счет внебюджетных средств в соответствии с этим положением и Законом N 223-ФЗ. В этом смысле ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ может пониматься как исключающая возможность изменить в течение года решение о принципиальной возможности (невозможности) осуществления заказчиком закупок на основании Закона N 223-ФЗ. В то же время прямого запрета на осуществление унитарными предприятиями закупок за счет внебюджетных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ упомянутые законы или иные нормативные акты не содержат. Такой подход также представлен в правоприменительной практике (решение Московского УФАС России от 08.06.2015 N 2-57-4718/77-15, решение Архангельского УФАС России от 02.07.2015 N 04-05/3989)*(1).
В пользу второго из приведенных подходов косвенно свидетельствуют и разъяснения государственных органов, указывающие на допустимость осуществления в соответствии с Законом N 44-ФЗ закупок за счет “смешанного” финансирования (смотрите, например, соответствующий раздел в материале: Энциклопедия решений. Разграничение сфер действия законов о закупках унитарным предприятием).
Отметим, что ответственности за осуществление в подобной ситуации закупки в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ без привлечения бюджетных средств законодательством не предусмотрено.
Полагаем, что заказчик, руководствующийся правилами Закона N 223-ФЗ, не лишен права осуществлять отдельные закупки без привлечения бюджетных средств в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ. Само по себе это, на наш взгляд, не может явиться основанием для наступления каких-либо неблагоприятных последствий для заказчика. Такая закупка не подлежит включению в план закупок товаров, работ, услуг заказчика (ч. 5.1 ст. 3, ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ); сведения о ней следует внести в план закупок и в план-график, которые предусмотрены Законом N 44-ФЗ (ст.ст. 17, 21 этого Закона).
В заключение отметим, что единообразный подход к решению этого вопроса в правоприменительной практике не выработан, за официальными разъяснениями можно обратиться в ФАС России.

Читайте также:  Применение МУП законодательства о закупках отдельными видами юрлиц по 44 ФЗ

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Возможно, таким правовым подходом руководствовались в своих разъяснениях специалисты Минэкономразвития России, отмечая, что бюджетное учреждение в случае изменения в текущем году решения об осуществлении закупок сможет осуществлять все закупки по Закону N 44-ФЗ только начиная со следующего года (письма Минэкономразвития России от 20.09.2016 N Д28и-2455, от 17.02.2016 N Д28и-351). Как видим, речь идет обо всех, а не об отдельных закупках.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Разбираемся в особенностях закупок по 223-ФЗ

Кто является заказчиком по 223-ФЗ

Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50 % и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):

  1. Государственные корпорации и компании.
  2. Публично-правовые компании.
  3. Субъекты естественных монополий.
  4. Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т. д.
  5. Автономные учреждения.
  6. Хозяйственные общества (50 % капитала — доля государства).
  7. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 1-6).
  8. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 7).
  9. Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
  10. ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.
  11. ФГУП из перечня (Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016).

В качестве примеров таких организаций можно привести:

  1. ПАО «Газпром».
  2. ООО «Газпром Инвест».
  3. АО «ЭК Ленэнерго».
  4. СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».

Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Но есть риск, что такие покупатели могут злоупотреблять своим положением. Именно поэтому для таких компаний создан отдельный закон — 223-ФЗ.

Полный перечень ФГУП, которые закупают по 223-ФЗ

Обязанности и права заказчика по 223-ФЗ

Есть особенности того, как проводятся закупки заказчиком по 223-ФЗ. Основным внутренним документом здесь является положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2), где подробно прописан порядок и все этапы такой деятельности. Документ публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

Сохраняется обязанность приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). Раздел об этом должен быть в плане.

В законе прописаны и права заказчика:

  1. Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков по законам № 223 и № 44.
  2. Все документы можно публиковать не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме гостайны).
  3. Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых меньше 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4).

Можно ли пожаловаться в ФАС

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу по 223-ФЗ на действия заказчика, если:

  1. Нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС.
  2. От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
  3. Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
  4. Опубликована недостоверная или вообще отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов МСП.
Читайте также:  Отказ в допуске к участию в конкурсе на основании отсутствия в заявке решения об одобрении

В целом алгоритм подачи жалобы будет аналогичен нормам закона № 44.

Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2020 года

Дела о нарушениях рассматривает ФАС (ст. 23.83 КоАП РФ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Основание по КоАП

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной, должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух разОт 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от шести месяцев до одного года—Ч. 2 ст. 7.32.3Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗОт 20 000 до 30 000От 50 000 до 100 000Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3Не разместили информацию о закупках в ЕИСОт 30 000 до 50 000От 100 000 до 300 000Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000От 10 000 до 30 000Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 7 ст. 7.32.3

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 8 ст. 7.32.3

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

Ч. 7.2 ст. 19.5

Подробнее о том, когда оштрафуют, рассказали в статье «Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках».

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная ответственность в закупках по 223-ФЗ, в том числе и за задержку оплаты. Таблицу новых наказаний найдете в статье «Дождались! За задержку оплаты по 223-ФЗ будут наказывать».

Основы работы заказчика по 223-ФЗ

В этой статье мы поговорим о документационном обеспечении закупок в рамках закона 223-ФЗ. Надеемся этот материал станет хорошей шпаргалкой в работе контрактных управляющих.

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЗАКАЗЧИКА ПО 223-ФЗ

Основу деятельности государственного заказчика в закупках по 223-ФЗ составляет сам Закон о закупках и Положение о закупках. И если нормы Закона едины для всех, то Положение о закупках каждый заказчик разрабатывает самостоятельно и нормы этих положений у каждого из них могут различаться.

Положение разрабатывается на один финансовый год и размещается в Единой информационной системе. Срок размещения – не позднее пятнадцати календарных дней с даты его утверждения.

Как правило, Положения эти стандартные для большинства заказчиков – в них содержатся однотипные сроки, нормы и особенности осуществления тех или иных закупок. Различия могут быть только в зависимости от отрасли работы самого заказчика – у каждого может быть своя специфика.

Для заказчика следующим главным документом в работе будет План закупок. Он также утверждается на один календарный год. Основные этапы работы по срокам, порядку формирования, требования к форме утверждаются Правительством РФ. Нормы закреплены в Постановлении Правительства РФ от 17.09.2012 №932.

Исключением из этой нормы будут закупки инновационной и высокотехнологичной продукции, а также лекарственных средств. Это исключение касается срока формирования Плана закупок – от 5 до 7 лет. При формировании Плана закупок обязательным становится включение к него информации о закупках у СМП.

ИЗВЕЩЕНИЕ И ДОКУМЕНТАЦИЯ О ЗАКУПКАХ ПО 223-ФЗ

Если говорить о конкурентных процедурах, то для осуществления закупки размещению в ЕИС подлежит извещение об осуществлении закупки. Одновременно с извещением должна быть опубликована документация о закупке. Положением о закупке у каждого заказчика могут быть предусмотрены и другие документы, подлежащие публикации наряду с извещением и документацией. Так, например, при размещении заказа на выполнение строительных работ необходимо публиковать локальный сметный расчёт. Перечень подобных документов может отличаться ещё и в зависимости от отрасли основной деятельности самого заказчика.

Все документы, размещаемые в ЕИС заказчиком, публикуются без взимания платы. Также абсолютно бесплатно они должны быть свободны для ознакомления любому участнику размещения заказа.

Закон о закупках предписывает нам обязательный перечень информации, который должно содержать в себе извещение и документация о закупке. Например, извещение должно рассказать нам о способе осуществления закупки, о самом заказчике, предмете закупке и кратком его описании и т.д. Документация о закупке более объёмна по содержанию и включает в себя требования к характеристикам приобретаемых ТРУ, к заявке на участие, порядок предоставления разъяснений положения документации, дату рассмотрения и критерии оценки заявок участников.

Также и в извещении и в документации о закупке может быть размещена иная информация, предусмотренная Положением о закупке.

Но не всю информацию о проводимых закупках заказчикам необходимо размещать в ЕИС. Так размещению в сети не подлежат:

  1. Закупки “малого объёма” – до 100 000 рублей.
  2. Закупки по получению кредитов, выдаче банковских гарантий и проч.
  3. Закупки, связанные с обращением государственного и муниципального имущества – например, услуги по аренде, купля-продажа имущества и т.д.
  4. Закрытые способы определения поставщика.

ИЗМЕНЕНИЯ В ДОКУМЕНТАЦИИ О КОНКУРЕНТНОЙ ЗАКУПКЕ

Такое случается не часто, но всё же бывает, что заказчики вынуждены вносить изменения в документацию о закупке. Такая возможность предусмотрена Законом о закупках. Важно успеть в установленные сроки. Но сроки законом установлены интересные, откровенно говоря.

Если Закон о контрактной системе регламентирует заказчику успеть в определённый период до завершения периода подачи заявок, то Закон о закупках даёт возможности внесения изменений в документацию о закупке, размещённую в ЕИС, в течение 3 календарных дней с даты принятия такого решения. Остальные моменты этой процедуры остаются на усмотрение заказчика и прописываются в Положении о закупке.

Неизменным остаётся продление срока подачи заявок при внесении изменений в документацию. Но срок этот в Законе о закупках опять-таки прописан очень интересно. С даты внесения изменений до окончания срока подачи заявок должно оставаться не менее половины срока подачи заявок для такого вида конкурентной закупки, который установлен в Положении о закупке.

ПУБЛИКАЦИЯ ПРОТОКОЛОВ ПО ЗАКУПКЕ

Итогом любой конкурентной закупки будет формирование заказчиком протокола. Это может быть промежуточный протокол ведения закупки или итоговый протокол с определением победителя. Для всех протоколов Законом о закупках установлен один срок. Протоколы, составляемые в процессе осуществления закупки, должны быть размещены заказчиком в течение трёх рабочих дней с даты подписания самих протоколов.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ НЕ РАБОТАЕТ ЕИС?

Интересный момент Закона о закупках – сравнивая с Законом о контрактной системе – оговорён порядок действий заказчика, если не функционирует ЕИС, а размещать документы необходимо.

Часть 13 статьи 8 Закона о закупках говорит о том, что если заказчик разместит необходимые документы на следующий рабочий день после устранения неполадок в системе, то информация будет считаться размещённой в установленном порядке.

Очень сильно этой нормы не хватает в Законе о контрактной системе, правда коллеги? Отличия 223-ФЗ от 44-ФЗ вы можете посмотреть в таблице.

Дата публикации: 03.06.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

По какому закону о закупках обязан работать заказчик

По какому закону о закупках обязан работать заказчик? Чем отличается закон № 44-ФЗ от закона № 223-ФЗ? На что влияет источник финансирования закупки? На эти и другие вопросы отвечают эксперты B2B-Center в сфере регулируемых закупок.

Дмитрий Казанцев, к.ю.н., начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center:

— Законы № 223-ФЗ и № 44-ФЗ являются двумя специальными законами, посвящёнными регулированию закупок в России. Важно не запутаться в их соотношении в сферах действия каждого из них.

Начать нужно с того, что закупки в России могут проходить и вовсе без учета этих законов. Чисто коммерческая организация может проводить полноценную современную закупку, опираясь лишь на требования Гражданского кодекса и Закона «О защите конкуренции». И Закон № 223-ФЗ, и Закон «О контрактной системе» описывают лишь отдельные, частные случаи проведения закупок.

Читайте также:  Заключение и оплата контракта, если победитель закупки применяет УСН, и об учете при оплате контракта

Наталья Патрунина, эксперт по регулируемым закупкам:

— Эти частные случаи касаются ситуаций, когда статус заказчика диктует повышенный государственный или общественный интерес к его закупкам. Например, специальное регулирование касается закупок органов государственной власти, компаний в госсобственности, субъектов естественных монополий и организаций коммунального хозяйства. Ключевое отличие их закупок заключается в том, что информация о таких закупках должна публиковаться в Единой информационной системе.

При этом заказчики, работающие по Закону «О контактной системе», ограничены в выборе способа закупки. В большинстве случаев они как и раньше выбирают открытый электронный аукцион. Кроме того, каждый шаг их закупочной работы описан в законе и подзаконных актах. Их работа ориентирована прежде всего на правильное заполнение форм отчётности о планировании, объявлении закупок, сборе заявок, выборе победителя, акта выполненных работ и т.п. Эффективность их работы сводится к правильно высчитанной разнице между начальной ценой и ценой контракта.

Дмитрий Казанцев:

— Закон № 223-ФЗ ориентирован на более сложные методы работы и позволяет уделять внимание не только экономии от закупки, но и качеству поставленной продукции. Отчётность заказчиков, работающих по этому Закону, облегчена, а инструменты закупочной работы заказчики могут определить для себя самостоятельно в корпоративном положении о закупках. При этом с них не снимается ни обязанность по соблюдению конкуренции, ни обязанность по проведению своих закупок в публичном режиме.

По Закону «О контрактной системе» работают

  1. Федеральные органы власти;
  2. Региональные органы власти;
  3. Органы местного самоуправления;
  4. Казённые учреждения;
  5. Бюджетные учреждения;
  6. Внебюджетные фонды;
  7. Госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос»;
  8. В 2017 году к субъектам этого Закона были отнесены также государственные и муниципальные предприятия. Однако ещё за несколько часов до наступления нового года наиболее важные федеральные государственные унитарные предприятия получили подарок: им разрешили проводить закупки по правилам Закона № 223-ФЗ. В настоящее время возвращение унитарных предприятий в сферу действия Закона № 223-ФЗ продолжается.

По Закону № 223-ФЗ также работают:

  1. Государственные корпорации, государственные и публично-правовые компании – их можно определить по официальному наименованию, в котором указана организационно-правовая форма.
  2. Естественные монополии – все они включены в реестр субъектов естественных монополий, который ведёт Антимонопольная служба России.
  3. Организации в государственной и муниципальной собственности – структура собственности видна, например, в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц.
  4. Организации коммунального хозяйства. Если такая деятельность записана в качестве уставной, то они по умолчанию считаются субъектами Закона № 223-ФЗ. Если от такой деятельности в предыдущем году они получили менее 10% выручки, то они могут опубликовать соответствующий отчёт в Единой информационной системе. После этого до конца года такие организации могут проводить закупки без учёта требований Законов № 223-ФЗ и № 44-ФЗ. Аналогичное право есть и у субъектов естественных монополий.
  5. Автономные и бюджетные учреждения также являются субъектами Закона № 223-ФЗ. Их легко определить по организационно-правовой форме, отражённой в полном официальном названии. Однако бюджетные учреждения могут тратить по Закону № 223-ФЗ лишь самостоятельно заработанные средства и лишь при условии, что они опубликовали на год вперёд корпоративное положение о закупках.

Дмитрий Казанцев:

— На концептуальном уровне границей между двумя специальными законами служит источник финансирования закупок. Если деньги на закупки поступают заказчику из государственного или муниципального бюджета, то и тратить их он обязан по правилам Закона «О контрактной системе». Заработанные собственной коммерческой деятельностью деньги до изменений, связанных с ГУПами и МУПами, этот Закон не затрагивал. Однако если деятельность заказчика имеет особое социальное значение и затрагивает обеспечение инфраструктуры для неопределённого круга лиц, то даже самостоятельно заработанные деньги заказчик должен тратить в публичном режиме по правилам Закона № 223-ФЗ.

Наталья Патрунина:

— Большинство заказчиков, знакомых с обоими законами, стремится работать по Закону № 223-ФЗ. Однако даже у субъектов этого Закона есть легальная возможность при желании работать и по правилам контрактной системы. Для этого достаточно просто не публиковать корпоративное положение о закупках в Единой информационной системе. Если положение не опубликовано, то заказчик обязан работать по Закону № 44-ФЗ, который фактически и будет заменять ему положение о закупках. Кроме того, если субъект Закона № 223-ФЗ, обязанный оказывать поддержку малому бизнесу, не оказал в прошлом году такую поддержку или неправильно о ней отчитался, то 11 месяцев этого года он обязан проводить закупки по правилам Закона № 44-ФЗ.

С даты перехода одного закона на другой заказчик обязан выбирать поставщиков по правилам нового закона. Однако договоры, подписанные до этой даты, продолжают действовать и исполняться по старым правилам.

В любом случае важно помнить, что нормы Закона № 223-ФЗ и Закона № 44-ФЗ не смешиваются и не применяются по аналогии. В отдельных экзотических случаях возможно использование обоих законов в деятельности одной компании. Но никогда нормы двух законов не применяются одновременно при регулировании одной закупки.

По любым вопросам, связанным с проведением закупок или участием в них, вы можете обратиться к специалистам по сопровождению торгов.

Какие организации вправе проводить закупки по 223-ФЗ

Кто может быть заказчиком по 223-ФЗ:

  1. Госкорпорации и госкомпании.
  2. Субъекты естественных монополий.
  3. Публично-правовые компании.
  4. Автономные учреждения.
  5. Организации в сфере газо-, тепло-, водо- и электроснабжения и т. д., ведущие регулируемую деятельность.
  6. Хозяйственные общества, содержащие от 50% доли государства.
  7. Бюджетные учреждения, которые используют собственные средства, гранты, привлекают субподрядчиков по исполняемым ими контрактам.
  8. ФГУП из перечня (РП России № 2931-р от 31.12.2016).
  9. Дочерние компании, в которых 50% капитала приходится на долю субъектов из п. 1-6.
  10. Дочерние компании, в которых 50% капитала — доля субъектов из п. 9.
  11. ГУП и МУП, закупающие за счет собственных средств, грантов, привлекающие субподрядчиков по исполняемым госконтрактам без использования средств соответствующих бюджетов БС. Этот пункт применяется, если положение о закупках утверждено и размещено до 01.01.2020.

Кто закупает по закону о закупках

Заказчиком по закону №223-ФЗ, по общему правилу, являются организации, уставной капитал которых, кроме собственных средств, содержит долю РФ в размере 50% и более. Полный список содержится в ч. 2 ст. 1 закона.

Такие компании имеют большие денежные ресурсы, так как получают государственную поддержку. Они стимулируют организации-поставщиков участвовать в тендерах, развивают конкуренцию. Причем расходовать финансы и удовлетворять потребности эти крупные компании должны эффективно. Поэтому для них создали специальный Федеральный закон № 223.

Крупнейшие госзаказчики

Мы собрали в таблицу топ-10 крупнейших заказчиков по 223-ФЗ в 2019 году.

Наименование закупщикаСумма заключенных договоров (млрд руб.)
ПАО «Т Плюс»553
ООО «Газпром Экспорт»489
АО «Федеральная пассажирская компания»320
ОАО «РЖД»283
ПАО «Газпром»200
ПАО «НК «Роснефть»182
ПАО «Ростелеком»181
АО «ТД РЖД»121
ПАО «Аэрофлот-Российские авиалинии»119
ПАО «Сбербанк России»89

Как начать закупаться

Инструкция, как стать заказчиком по 223-ФЗ:

  1. Получите квалифицированную электронную подпись.
  2. Зарегистрируйтесь в реестре заказчиков.
  3. Составьте и разместите положение о закупке.
  4. Опубликуйте план закупок на 2020 год.

В ч. 5, 6 ст. 8 закона о закупках отдельными видами юридических лиц указано, что для вновь созданных организаций срок для опубликования положения составляет 3 месяца с даты их регистрации в ЕГРЮЛ. Для компаний, которые стали заказчиками по ФЗ № 223 по причине изменения доли госучастия в УК, срок отсчитывается с момента получения соответствующего уведомления.

Права и обязанности

Особенности 223-ФЗ о закупках — это наличие основного внутреннего документа «Положение о закупке». В нем подробно прописывается порядок и каждый из этапов деятельности (ч. 2, 3 ст. 2). Положение публикуется в ЕИС не позднее 15 дней с даты утверждения.

Часть продукции для закупки по 223-ФЗ должна поставляться субъектами малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). В план обязательно включается раздел об этом.

В нормах прописаны и права для тех, кто является заказчиком по 223-ФЗ:

  1. Требовать от претендентов на поставку отсутствия в реестрах недобросовестных поставщиков как по ФЗ № 223, так и по закону о контрактной системе.
  2. Всю закупочную документацию разрешено размещать не только на портале ЕИС, но и на сайте своей компании (за исключением гостайны).
  3. Разрешено не выкладывать информацию о госзакупках на суммы, меньшие 100 000 рублей; если выручка заказчика более 5 млрд рублей — то о заказах менее 500 000 рублей (ч. 15 ст. 4).

Штрафы для закупщиков

Государство регулирует закупки по 223-ФЗ, но не так строго, как по 44-ФЗ. Подробная информация о штрафах для тех, кто закупает по 223-ФЗ, размещена в материале «Таблица штрафов за нарушения в закупках по 223 ФЗ».

Ссылка на основную публикацию