Какие сведения заказчики по закону 44 ФЗ размещают в ЕИС в сфере закупок

Какие сведения заказчики по закону 44 ФЗ размещают в ЕИС в сфере закупок

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Должен ли заказчик размещать отчет об исполнении контракта в ЕИС с учетом последних изменений в законодательстве в сфере закупок? Подлежит ли публикации в ЕИС экспертиза результатов исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 12 мая 2019 года у заказчиков нет обязанности формировать и размещать в ЕИС отчеты об исполнении контрактов, этапов контрактов.
Сведения об исполнении контракта, подтверждаемые документами о приемке исполнения по контракту, а если экспертиза проводилась силами сторонних экспертов, экспертных организаций – также заключениями по итогам экспертизы, должны передаваться в реестр контрактов.

Обоснование вывода:
В соответствии с пп. “г” п. 63 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ с 12 мая 2019 года признаны утратившими силу ч.ч. 9-12 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, устанавливавшие требования о подготовке и размещению заказчиком в Единой информационной системе (далее – ЕИС) отчетов об исполнении контракта, отдельного этапа контракта.
Согласно ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Однако по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Полагаем очевидным, что это относится и к публично-правовым по сути обязанностям о размещении отчета об исполнении контракта, этапа контракта, которые возникают именно с момента такого исполнения.
Соответственно, с указанной даты – 12 мая 2019 года – обязанность формировать и размещать в ЕИС отчеты об исполнении контрактов, этапов контрактов у заказчиков отсутствует, независимо от даты заключения таких контрактов. Аналогичные разъяснения даны в письме Минфина России от 15.05.2019 N 24-06-08/34937.
В то же время у заказчика остается обязанность передачи в реестр контрактов заключенных заказчиками сведений, в том числе об исполнении контрактов (п. 10 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ).
Исполнение контракта контрагентом – поставщиком, подрядчиком, исполнителем – подтверждается документами о приемке такого исполнения – поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). То, что эти документы должны быть направлены в реестр, прямо указано в пп. “н” п. 2 Правил ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084. При этом решение о приемке заказчик принимает после экспертизы – проверки результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). По общему правилу подписание заказчиком документа о приемке одновременно означает, что указанная экспертиза товаров, работ, услуг пройдена успешно (письма Минэкономразвития России от 09.02.2015 N Д28и-130, от 29.01.2015 N Д28и-188, от 12.07.2016 N Д28и-1778 и письма Минфина России от 26.10.2017 N 24-03-08/70501, от 06.02.2018 N 24-03-08/6839). Однако в случаях, установленных законом, экспертиза проводится силами привлекаемых заказчиком третьих лиц – экспертов, экспертных организаций, которые фиксируют результаты экспертизы в отдельном документе – заключении, которое заказчик обязан учитывать при принятии решения о приемке исполнения по контракту (ч. 7 ст. 41, ч.ч. 4, 4.1, 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Из сказанного следует, что в реестр контрактов должны передаваться документы о приемке исполнения по контракту, а если экспертиза проводилась силами сторонних экспертов, экспертных организаций – вместе с заключением по итогам экспертизы. Данный вывод подтверждается ответом на вопрос 72 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, решением УФАС по Астраханской области от 26.06.2017 N 110-17.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
– Энциклопедия решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг;
– Энциклопедия решений. Обязанность привлечения сторонних экспертов, экспертных организаций для проведения экспертизы исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ;
– Энциклопедия решений. Реестр контрактов, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
– Энциклопедия решений. Сведения, которые направляются заказчиком для формирования предусмотренного Законом N 44-ФЗ реестра контрактов;
– Энциклопедия решений. Отчет об исполнении контракта, отдельного этапа контракта по Закону N 44-ФЗ (до 12 мая 2019 года).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Какие сведения заказчики по закону 44 ФЗ размещают в ЕИС в сфере закупок

Функцией также можно воспользоваться через поиск окпд-> поиск по ключевому слову->выбор кода->рассчитать НМЦК

Ответить specialist_ky@mail.r 5
Ответ написан 04.06.2018 в 09:06

Оценка ответа: 0

Ответить Борисов Дмитрий Юрьевич Эксперт 4745
Ответ написан 04.06.2018 в 10:32

В принципе не размещаются закупки, осуществляемые в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ. Они не подлежат размещению в реестре контрактов, в отчетах об исполнении контрактов и в извещениях. В отношении остальных закупок у единственного поставщика необходимо размещать сведения в реестре контрактов и отчетность об исполнении контрактов.

Согласно ч. 2 ст. 93 Закона №44-ФЗ При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 1 – 3, 6 – 8, 11 – 14, 16 – 19 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

Оценка ответа: 0

Добавить сообщение или Задать свой вопрос

«Развитие» — Онлайн-сервис для специалиста в сфере закупок

Конструктор документов по 44-ФЗ

Привести в порядок локальные акты, регламентирующие закупочную деятельность организации

Составить план мероприятий по применению профессионального стандарта «специалист в сфере закупок» и подготовить необходимый пакет документов

Конструктор контрактов по 44-ФЗ

Формировать контракты и вести реестр закупок по 44-ФЗ

Попробовать бесплатно
потребуется ввести email и ИНН

Главные новости госзакупок: последние изменения в 44 фз и 223 фз

На подготовке очередные изменения 44-ФЗ

В этот раз не настолько глобальные, как изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2019г. №449-ФЗ, но направленные на развитие российского рынка радиоэлектронной продукции.В размещенном проекте планируется в часть 1 статьи 93 Федерального зако.

Случаи, когда можно установить дополнительные требования по Постановлению №99 расширен за счет работ по техническому обслуживанию медицинской техники

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1922 изменено Приложение N 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Приложение № 1 было дополнено одним основанием для применения дополнительных требований к участникам закупок. Та.

Изменения в сфере закупок в 2020 году с учетом Федерального закона № 449-ФЗ от 27.12.2019 года

В конце уходящего года традиционно Президент РФ подписывает очередной закон, вносящий изменения в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 5 апреля 2013 г.

Постановлением Правительства РФ №1746 установлен запрет на закупку иностранных запоминающих устройств

26.12.2019г. на официальном сайте размещено постановление Правительства РФ № 1746 (далее – Постановление). Постановление принято в целях обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, в том числе используемой.

Утратил силу запрет на закупку иностранной мебели

В соответствии со ст.14 Федерального закона №44-ФЗ Правительством был установлен запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств.В соответствии с ч.1 Постановления Прави.

Утратило силу ограничение на закупку стентов для коронарных артерий и катетеров

14.12.2019г. утратило силу Постановление Правительства РФ от 04.12.2017г. №1469 “Об ограничениях и условиях допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числ.

Вступили в силу типовые контракты на закупку автомобилей, бумаги, осветительного, холодильного, вентиляционного и прочего оборудования

С целью приведения в соответствие с действующим законодательством текста типовых контрактов, утвержденных приказом Минпромторга России от 12 марта 2018 г. № 716 (далее – Приказ № 716) на основании приказа Минпромторга России от 23 марта 2019 г. № 998.

Минфин России скорректировал порядок формирования идентификационного кода закупки

С целью приведения Порядка формирования идентификационного кода закупок (далее – Порядок) утвержденного приказом Минфина России от 10 апреля 2019 г. № 55н в соответствие с порядком планирования, который начнет действовать с 2020 года Минфином России .

ФАС России считает возможным ограничится локальным сметным расчетом при закупке работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства

Недавно мы обращали внимание читателей на возможность составления исключительно локального сметного расчета при закупке работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. При этом прочие разделы проектной документации не обязательны. .

Читайте также:  Установлен срок подачи заявок на участие в неторговой процедуре менее 20 дней

Правительством РФ утверждены типовые формы заявок для электронных процедур и требования к типовой документации в рамках законодательства о контрактной системе

Во исполнение части 5 статьи 24.1 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее – Закон №44-ФЗ) Правительство Российской Федер.

Сведения в сфере закупок размещаемые в ЕИС

Какие сведения в сфере закупок обязаны разместить в ЕИС заказчики по Закону №44-ФЗ?

Заказчики обязаны разместить в ЕИС следующие сведения и документы:

1) о планировании закупок;

2) об определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

3) об исполнении контракта;

4) об объеме закупок у СМП и СОНКО;

5) об обязательном общественном обсуждении закупок.

Указанную информацию вправе не размещать заказчики, которые осуществляют свою деятельность за рубежом.

Сведения, составляющие государственную тайну, в ЕИС не размещается.

При планировании закупок заказчик должен разместить следующие документы и изменения в них:

1) план закупок и обоснование к нему (ч. 9 ст. 17 Закона N 44-ФЗ);

2) план-график (ч. 15 ст. 21 Закона N 44-ФЗ).

При определении поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик размещает:

1) извещение об осуществлении закупки и его изменения (например, извещение о проведении запроса котировок (ч. 1 ст. 74 Закона N 44-ФЗ)).

Если проводится закрытый аукцион или закрытый конкурс, никаких документов, кроме извещения о его проведении, заказчик в ЕИС не размещает. Это следует из положений ст. ст. 84 — 91 Закона N 44-ФЗ. В ряде случаев размещать извещение не требуется;

2) извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (ч. 3 ст. 36 Закона N 44-ФЗ);

3) извещение о продлении срока подачи заявок на участие в запросе котировок (ч. 2 ст. 79 Закона N 44-ФЗ);

4) извещение о проведении предварительного отбора участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ч. 4 ст. 80 Закона N 44-ФЗ);

5) документацию о закупке, ее изменения и разъяснения (например, документацию об электронном аукционе (ч. 1 ст. 65 Закона N 44-ФЗ));

6) протоколы работы комиссий, оформляемые при осуществлении закупок:

  • по открытому конкурсу — например, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе (ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ);
  • электронному аукциону — протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов (ч. 7 ст. 67, ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ). Они направляются оператору электронной площадки. Дальнейшая передача протокола для размещения в ЕИС обеспечивается функционалом электронной площадки;
  • запросу предложений — итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений (ч. 16 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). При проведении запроса предложений в ЕИС размещается также выписка из протокола (ч. 13 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);
  • открытому конкурсу с ограниченным участием — например, протокол результатов предквалификационного отбора (ч. 8 ст. 56 Закона N 44-ФЗ);
  • двухэтапному конкурсу — например, протокол первого этапа двухэтапного конкурса (ч. 7 ст. 57 Закона N 44-ФЗ);
  • запросу котировок — например, протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ). При предварительном отборе в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций размещается протокол результатов рассмотрения заявок (ч. 4 ст. 81 Закона N 44-ФЗ);

7) уведомление о продлении срока рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (ч. 1 ст. 53 Закона N 44-ФЗ);

8) протоколы о признании участника, не выполнившего антидемпинговые требования, уклонившимся от заключения контракта (ч. 5, 6, п. 2 ч. 10 ст. 37 Закона N 44-ФЗ);

9) протокол об отказе заказчика от заключения контракта (ч. 11 ст. 31 Закона N 44-ФЗ);

10) сведения о том, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не представил информацию о соисполнителях (субподрядчиках) (ч. 25 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В ходе исполнения контракта заказчику следует разместить в ЕИС:

1) отчет об исполнении контракта (его этапа) (ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);

2) решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта (ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

3) информацию о расторжении (изменении) контракта (ч. 26 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

44‑ФЗ «для чайников»: как проводятся госзакупки

Государственные и муниципальные учреждения приобретают товары, работы или услуги для собственных нужд через систему госзакупок (иначе — контрактная система, торги по госзакупкам). Отношения в этой сфере регулирует Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года. Разобраться в нем — непростая задача для новичков. Мы попробуем рассказать об основных положениях этого закона более простым языком.

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Основные действующие лица в системе госзакупок — это заказчики и поставщики (подрядчики). Заказчиками являются государственные и муниципальные бюджетные учреждения. Поставщиками же могут быть любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Закон № 44-ФЗ предъявляет к поставщикам ряд требований:

  • отсутствие налоговой задолженности, неснятой судимости по экономическим преступлениям;
  • поставщик не должен быть аффилирован с заказчиком или являться оффшорной компанией;
  • поставщик не должен находиться в процессе банкротства или ликвидации.

Дополнительно заказчик может потребовать, чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков.

Проверить фирму или ИП по реестру недобросовестных поставщиков

Какие закупки регулирует 44-ФЗ?

Закон № 44-ФЗ определяет правила проведения только тех закупок, которые осуществляют государственные органы власти или муниципальные учреждения за счет бюджетных средств. Закупки бюджетных учреждений, субъектов естественных монополий, компаний с участием государства за счет собственных средств регулирует другой федеральный закон — от 18.07.11 № 223-ФЗ.

ВНИМАНИЕ. Закон № 44-ФЗ не регулирует:

  • закупки услуг у международных финансовых организаций;
  • закупки услуг по государственной защите;
  • закупки драгметаллов и камней для пополнения Государственного фонда;
  • закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде;
  • закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • вопросы взимания платы за участие в закупках.

Как организована контрактная система

Общая схема проста. Госзаказчики заранее составляют планы закупок для собственных нужд и публикуют извещения о предстоящих торгах на сайте Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС) — www.zakupki.gov.ru. Доступ к информации на ЕИС — бесплатный.

Извещение содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться. Там же указывается и начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику.

В торгах принимают участие потенциальные поставщики и подрядчики. Для этого они подают соответствующие заявки. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, то заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении.

ВАЖНО. В момент подачи заявки необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Если претендент проигрывает торги, данную сумму ему вернут.

По итогам торгов выявляется победитель, который предложил самые выгодные условия. С ним заключается контракт, и после этого победитель торгов становится поставщиком для той или иной госструктуры.

Какими способами осуществляются госзакупки

Существует несколько способов проведения госзакупок. Практически все они осуществляются на электронных торговых площадках (ЭТП). На сегодняшний день таких площадок восемь:

  • Агентство по государственному заказу Республики Татарстан;
  • Единая электронная торговая площадка;
  • Российский аукционный дом;
  • ТЭК — Торг;
  • Электронные торговые системы;
  • Сбербанк — Автоматизированная система торгов;
  • РТС — тендер;
  • Электронная торговая площадка ГПБ.

Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Электронный аукцион

До 60% всех закупок осуществляются путем проведения открытого аукциона. Он проходит в электронной форме на одной из ЭТП. При таком способе торгов потенциальный поставщик составляет заявку из двух частей. Первая посвящена предмету закупки, вторая — самому участнику.

До аукциона заказчик рассматривает первую часть заявки, после аукциона — вторую. После допуска первой части поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

В ходе торгов участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% от НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, то побеждает участник, который предложил самую низкую цену. После торгов заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Открытый конкурс

Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч. Побеждает участник, который предложил лучшие условия.

Бесплатно подобрать банковскую гарантию по 44-ФЗ и 223-ФЗ в онлайн-режиме

Запрос котировок

Это самый простой и быстрый способ проведения торгов. Он используется при закупках типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Участники присылают свои заявки с ценой один раз. Заказчик смотрит сразу все заявки и определяет победителя по наименьшей предложенной цене.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик сам решает, с кем заключить контракт. Один из самых востребованных случаев закупки у единственного поставщика — это закупка не дороже 100 тыс. рублей. С 1 марта 2019 года крупные заказчики обязаны проводить такие закупки на Едином агрегаторе торгов «Березка» (см. «Как работает Единый агрегатор торгов «Березка» и кто обязан его использовать»).

Есть и другие способы проведения торгов: конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, двухэтапный конкурс и проч. Но они используются гораздо реже.

Обратите внимание: отследить размещение информации о нужной закупке можно в сервисе «Контур.Закупки». В нем поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам). После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

44‑ФЗ простым языком. Часть 1

Если вы — начинающий поставщик, участвуйте в закупках по 44-ФЗ. Он подробно объясняет участникам правила работы, рассказывает, как выбрать победителя. Закон написан сложным юридическим языком. Мы упростили текст и вот что вышло.

Читайте также:  Запрос предложений (в том числе закрытый) в электронной форме для закупки по 223-ФЗ

Кто участвует в закупках по 44-ФЗ?

Заказчик

Поставщик

Любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), которое:

  • не имеет задолженностей по налогам, судимости, аффилированности с заказчиками,
  • не принадлежит к оффшорным компаниям,
  • также заказчик может потребовать, чтобы участник закупки не состоял в РНП.

15% всех закупок госзаказчики проводят у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

ЭТП

Федеральные органы власти

  1. Министерство финансов — регулирует и принимает нормативные акты (до тех пор пока не принят новый нормативный акт, действуют документы, утвержденные предыдущим регулятором — Минэкономразвития)
  2. ФАС — контролирует и наказывает
  3. Рособоронзаказ — регулирует оборонные заказы и объекты гостайны
  4. «Росатом»
  5. «Роскосмос»

Что регулирует 44-ФЗ?

  • Планирование, мониторинг и аудит закупок.
  • Отбор поставщиков.
  • Заключение контрактов и их исполнение.
  • Контроль закупок.

Что не регулирует 44-ФЗ?

  • Закупки услуг у международных финансовых организаций.
  • Закупки услуг по государственной защите судей, должностных лиц, участников судов и других людей.
  • Закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда.
  • Закупки, связанные с поддержкой объектов и информационных систем чемпионата мира по футболу 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года.
  • Закупки бесплатной помощи адвоката или защиты в суде.
  • Закупки избирательных комиссий для проведения выборов и референдумов.
  • Плату за участие в закупках.

Кто принимает правовые акты по 44-ФЗ?

  • Президент Российской Федерации;
  • Правительство Российской Федерации;
  • Федеральные органы исполнительной власти;
  • «Росатом»;
  • «Роскосмос»;
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

44-ФЗ основывается на положениях Конституции, Гражданского и Бюджетного кодексов Российской Федерации

Принципы контрактной системы

Важные определения

Госзаказчик — это организация, которая нуждается в товарах и услугах и оплачивает закупку. Например, больницы, школы, вузы, научные институты,

Поставщик — юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, которое участвует в закупке и поставляет товары и услуги.

Zakupki.gov.ru — сайт единой информационной системы (ЕИС), где заказчики публикуют закупки и отчеты. В ЕИС есть реестры всех заключенных контрактов, недобросовестных поставщиков, жалоб на заказчиков и другая важная информация.

Начальная цена контракта (НМЦ) — стоимость поставки товаров, которую устанавливает заказчик. НМЦ нужно обязательно обосновывать. Поставщики не могут предложить цену, выше НМЦ.

Электронная торговая площадка — сайт, на котором заказчики размещают закупки, поставщики подают заявки на участие в закупках, проводятся электронные аукционы.

Специализированная электронная площадка — сайт с доступом по защищенным каналам связи, на котором проводят закрытые закупки.

Заявка на участие — это документы и сведения, которые поставщик подает в письменной или электронной форме, чтобы участвовать в закупке.

Единая Информационная Система (ЕИС)

Сейчас содержит

  • Информацию о закупках, возможность их поиска,
  • Шаблоны контрактов,
  • Правила нормирования,
  • Информацию о рыночных ценах на товары,
  • Планы закупок, планы-графики,
  • Отчетность по исполненным контрактам,
  • Реестр недобросовестных поставщиков.
  • Единая регистрация и реестр участников закупок.
  • Единый каталог товаров, работ и услуг.
  • Публикация закупок по ПП РФ № 615 (капремонт).

Появится в 2020 году

  • Система фиксации действий участников закупок в ЕИС и на 8 федеральных ЭТП.

Доступ к информации на ЕИС — бесплатный. Если информация об одной и той же закупке, заказчике, договоре и т.д. на ЕИС и в другом источнике отличается, то приоритет — у информации на ЕИС.

Организация ЭДО

Поставщики могут подавать заявки на участие в закупках на электронных торговых площадках. В случаях, определенных правительством, электронный документооборот может также проходить через ЕИС. Все документы подписывают электронной подписью:

  • Заказчики получают электронную подпись бесплатно в федеральном казначействе. С ней они работают в ЕИС и на ЭТП.
  • Поставщикам подпись нужна для участия в электронных закупках. С 1 июля 2018 года система в госзакупках используются квалифицированные подписи. Поставщики могут получить подпись в аккредитованном удостоверяющем центре.

Национальный режим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Подробнее о нём мы писали.

Способы проведения закупок

В зависимости от источника дохода госзаказчики могут проводить закупки и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ. По 44-ФЗ, если организация тратит бюджетные деньги. По 223-ФЗ, если тратит собственные и у нее есть положение о закупках.

Планирование

Планы закупок*

Планы-графики

Это основание для планов-графиков.

Нельзя провести закупку, не включенную в план-график.

В описании каждой закупки есть:

  • Идентификационный код,
  • Цель,
  • Объект/ объекты,
  • Объем финансового обеспечения,
  • Сроки осуществления,
  • Обоснование,
  • Информация о технологической сложности, которая ограничивает выбор поставщика,
  • Нужно ли общественное обсуждение закупки. Оно требуется, если закупка дороже 1 млрд. рублей.

В описании каждой закупки есть:

  • Название, номер, требования к товарам и участникам,
  • Способ закупки,
  • НМЦ каждого контракта,
  • Дополнительные требования к участникам закупки, если они есть,
  • Размер обеспечения заявки и исполнения контракта,
  • Месяц и год объявления закупки,
  • Информация о банковском сопровождении контракта,
  • Применение критериев оценки закупки и др.
Формируются на 3 года. Это срок действия федерального закона о бюджете.Формируются на финансовый год.Планы можно менять.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС, на своих сайтах и в любых печатных изданиях в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не являются государственной тайной.

С 1 июля 2019 года можно будет объявлять закупку через 1 день после изменения плана-графика.

Вступают в силу в течение 10 рабочих дней после утверждения бюджета.

Публикуются в ЕИС в течение 3 рабочих дней после утверждения, если не составляют гостайны.

В плане нужно обосновать объект каждой закупки в соответствии с нормативными затратами.

В плане-графике нужно обосновать НМЦ,.

Еще заказчики учитывают квоты на закупки разными способами и должны проводить 15% всех закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций.

* С 1 октября 2019 года заказчики будут планировать закупки только по планам-графикам на 3 года, планы закупок будут отменены. До конца 2019 года по-прежнему нужно составлять план закупок и план-график.

При проверке или по жалобе поставщика ФАС может признать закупку необоснованной. Тогда ее корректируют или отменяют. Виновных привлекают к административной ответственности.

Все госзакупки нормируются. Количество, цену, характеристики товаров и услуг устанавливает федеральное и местное законодательство РФ.

Например, руководитель государственной организации может купить за счет бюджета только одно офисное кресло в год не дороже определенной суммы, которая зависит от региона. Все нормативы есть в ЕИС.

Начальная цена контракта

Начальную цену контракта определяет заказчик в зависимости от объекта закупки и способа размещения. Для поставщиков действуют антидемпинговые меры. Это значит, что если итоговая цена закупки будет на 25% ниже от НМЦ, победителю придется предоставить повышенное обеспечение контракта или приложить контракты. Подробнее об этих мерах мы писали здесь.

Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и его основные аспекты применения в закупочной деятельности, или 44-ФЗ для чайников

Существующая контрактная система в Российской Федерации, которая начала складываться по-новому с 2013 года, когда был принят Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постепенно становится более прозрачной и дает возможность получить информацию о проводимых закупках всем заинтересованным лицам, в том числе и тем, кто непосредственного участия в таких торгах не принимает.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

И одним из инструментов, которые используются государством для достижения этой цели, является создание такой системы, которая будет в полном объеме отражать информацию о проводимых закупочных мероприятиях и используемых для этих целей бюджетных средств. В настоящее время такой системой является Единая информационная система в сфере закупок, доступ к которой можно получить посредством обращения к сайту.

Единая информационная система в сфере закупок – главный информационный портал по закупкам на основе Федерального закона №44-ФЗ

Создание Единой информационной системы началось еще до принятия Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе», когда в 2005 году был принят Федеральный закон №94-ФЗ. В рамках этого закона было предусмотрено создание единой площадки, на которой все государственные и муниципальные заказчики размещали информацию о тех закупках, которые они проводят, с указанием сведений о поставщиках. На этом же сайте осуществлялось размещение информации о том, каким образом исполняются заключенные контракты и договоры, а также есть ли какие-то нарушения таких контрактов и договоров, и в чем они проявляются.

С января 2014 года, когда Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе» вступил в действие, Единая информационная система в сфере закупок начала постепенную трансформацию, приходя к тому виду, в котором она известна сейчас.

Как и ранее, в этой системе на сегодняшний день существуют две части сайта – открытая и закрытая.

Открытая часть

В открытой части сайта содержится информация, доступ к которой может получить любой желающий, не проходя процедуру регистрации. В частности, доступна следующая информация:

  • о проводимых закупках государственных и муниципальных заказчиков (за исключением вопросов, связанных с закупками, предмет которых охраняется законодательством о государственной или иной защищаемой тайне);
  • о заключенных контрактах между заказчиками разных уровней и их контрагентами, а также о порядке исполнения таких контрактов и договоров;
  • об исполнителях по контрактам и договорам, которые были включены в реестры недобросовестных поставщиков на основании ненадлежащего исполнения контрактов и договоров, а также по причине уклонения от заключения контракта по итогам конкурентных и неконкурентных торговых процедур;
  • о типовых формах контрактов и договоров, которые могут быть использованы для заключения специальных соглашений с различными видами государственных и муниципальных заказчиков (в виде предложений контрагентов);
  • о нововведениях контрактной системы на основании последних изменений действующего законодательства.
Читайте также:  Расторжение государственного или муниципального контракта в одностороннем порядке

Закрытая часть

В закрытой части сайта содержится ряд информации, которая доступна только тем лицам, которые прошли процедуру официальной регистрации на портале. В частности, после входа в личный кабинет доступны следующие возможности:

  • корректировка сведений об организации, участвующей в закупочной деятельности;
  • внесение данных о проведении закупочных мероприятий, размещение документаций и извещений о таких торговых процедурах, заключении контрактов и их исполнении по итогам таких торговых и неторговых процедур;
  • формирование отчетных документов по итогам выполнения государственного заказа, в том числе о соблюдении процентного соотношения общего числа закупочных процедур к закупкам, проводимым среди специально выделяемых участников закупок, например, субъектов малого предпринимательства;
  • формирование плановых документов, в том числе на следующие финансовые годы, на основании данных об имеющихся потребностях того или иного заказчика.

Все перечисленные функции и возможности Единой информационной системы в сфере закупок отвечают одной цели – превращения существующей закупочной системы в максимально прозрачный и понятный для сторонних наблюдателей механизм, в котором будет исключена коррупционная составляющая, а также минимизирован риск нерационального использования бюджетных средств.

Использование электронных торговых площадок для заключения контрактов

С 1 января 2019 года в Российской Федерации стало действовать правило, согласно которому, все конкурентные процедуры, проводимые для заключения контрактов и договоров в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны быть организованы исключительно в электронной форме.

В случае, если совокупный годовой объем закупок у государственного или муниципального заказчика составляет более пяти миллиардов рублей, либо если речь идет о заказчике, работающем в образовательной сфере, а также в сфере культуры, закупка должна не превышать четыреста тысяч рублей по объявленной заказчиком начальной максимальной цене контракта или договора.

Кроме того, существуют и другие специальные аккредитованные площадки, с перечнем которых можно ознакомиться на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. На них государственные и муниципальные заказчики с 2019 года обязаны проводить закупки конкурентного типа, то есть конкурсы, аукционы, запросы котировок, а также запросы предложений.

В настоящее время следует различать электронные торговые площадки таких типов:

  • площадки открытого типа, на которых проводятся общие процедуры, то есть процедуры, информация о которых должна размещаться заказчиком в публичном доступе на основании соответствующих требований действующего законодательства;
  • площадки закрытого типа, на которых проводятся конкурентные процедуры, в том числе предметом которых является исполнение государственного оборонного заказа, либо для которых действует правило о неразглашении информации ввиду ее защиты существующими нормативно-правовыми актами.

Пройти регистрацию на существующих электронных торговых площадках может только то юридическое или физическое лицо либо индивидуальный предприниматель, которые прошли процедуру регистрации в Единой информационной системе в сфере закупок, так как без такой регистрации получить аккредитацию на электронных торговых площадках невозможно.

ЭЦП для работы в системе госзаказа и на ЭТП

Для работы в существующей системе государственного и муниципального заказа и государственные, и муниципальные заказчики, и участники закупочных мероприятий, которые являются потенциальными исполнителями по контрактам и договорам, должны оформлять специальный цифровой ключ, который будет выступать в качестве специального электронного подписывающего сервиса. Такой ключ называется сертификатом электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Если данного ЭЦП не будет, то разместить информацию в Единой информационной системе в сфере закупок, а также на электронных торговых площадках ни одному из участников закупочной системы не удастся.

Кроме того, электронная цифровая подпись используется для того, чтобы подписывать все размещаемые документы в электронных системах, функционирующих в рамках государственного и муниципального заказа, а также для подписания контрактов и договоров, которые заключаются по итогам проведения различных закупочных процедур.

Электронные цифровые подписи в настоящее время подразделяются:

  • на простые – используются для того, чтобы загружать документы в сервисные хранилища интернет-сервисов, а также для первичного формирования отчетных документов;
  • на квалифицированные – используются для подписания всех размещенных документов, для подписания сформированных отчетных документов, а также для подписания контрактов и договоров, которые заключаются на электронных торговых площадках и в сервисе Единой информационной системы в сфере закупок.

Планирующие документы

План-график закупок является ключевым плановым документом, который составляется государственным или муниципальным заказчиком для определения своих потребностей и последующего распределения бюджетных средств, выделенных ему на один финансовый год или несколько лет. Ранее, до 2019 года, обязательным было составление еще одного планового документа – плана закупок. Однако на сегодняшний день они стали дублирующими документами, поэтому от плана закупок было решено отказаться.

Формирование плана-графика становится возможным только после того, как заказчик получил финансирование на следующий плановый период с распределением денежных средств по определенным статьям. Если средства получены не были, даже с технической точки зрения создать данный документ не получится.

Кроме того, на основании планов-графиков закупок можно определить, какие потребности были ранее у того или иного заказчика, а также по каким основным статьям расходов распределялись полученные бюджетные средства.

Реестр контрактов

Единая информационная система в сфере закупок в целях реализации требований действующего закупочного законодательства о создании специальных форм учета заключенных контрактов и договоров, в том числе с целью контроля за порядком их исполнения, предлагает своим пользователям специальный функционал – реестр контрактов.

В пользовании посетителей данного сервиса есть возможность получить информацию о контрактах и договорах, которые заключаются по Федеральному закону №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также по Федеральному закону №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». При этом при пользовании данным реестром можно осуществить выбор, по какому именно правовому основанию заключен тот или иной контракт, а также на какой стадии находится такой контракт.

Если контракт или договор были расторгнуты, информацию о том, по какой причине они были расторгнуты, так же можно почерпнуть из данного реестра.

Реестр недобросовестных поставщиков

Для того чтобы отражать информацию об исполнителях по контрактам и договорам, которые нарушили условия исполнения заключенных соглашений, а также уклонились от исполнения взятых на себя обязательств, в функционале Единой информационной системы в сфере закупок создан также специальный реестр, который называется Реестр недобросовестных поставщиков. В него в соответствии с требованиями действующего законодательства в сфере закупок включаются все те юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые нарушили условия подписанных соглашений либо в полном объеме уклонились от исполнения взятых на себя обязательств.

На эту же службу возложена обязанность по ведению реестра и контролю за размещенной в ней информации.

В том случае, если правила ведения реестров были нарушены заказчиком, на него будут возложены меры ответственности в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Правила проведения закупочных мероприятий

Для проводимых государственных и муниципальных закупок Федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрен специальный алгоритм, который является универсальным как для торговых, так и для неторговых процедур. Выглядит он следующим образом:

  • в план-график закупок вносятся изменения с целью включения той закупки, которая будет проводиться для удовлетворения определенных потребностей заказчика;
  • после того как план-график был утвержден и опубликован, начинается подготовка извещения о проведении закупки и документации к ней. В документации должны быть отражены все ключевые сведения о предмете закупки таким образом, чтобы потенциальный участник после ее изучения мог для себя определить, есть ли у него возможность участвовать в закупке, либо такую возможность для себя он полностью исключает;
  • после того как извещение и документация были сформированы, они должны быть опубликованы с соблюдением установленных сроков (для каждой процедуры свои сроки устанавливает рассматриваемый закон);
  • в извещении и документации должна быть определена та форма закупки, которая будет использована для итогового заключения контракта или договора;
  • следующим шагом становится определение возможности потенциальных участников закупочного мероприятия побороться за подписание контракта или договора путем оценки поданных заявок;
  • после того как заявки были оценены, проводится процедура, либо заказчик заявляет о признании процедуры не состоявшейся по причине отсутствия заявок, соответствующих требованиям документации о закупке и действующего законодательства в контрактной сфере;
  • итогом проведенной процедуры становится подписание контракта с победителем закупки либо с лицом, которое подало единственную заявку, соответствующую требованиям действующего законодательства и документации о закупке.

После того как контракт или договор был подписан, наступает период его реализации, в ходе которого стороны контролируют то, каким образом другая сторона исполняет взятые на себя обязательства. В случае если одна из сторон нарушает взятые на себя обязательства, другая имеет право выставить те или иные штрафные санкции, которые были ранее установлены самим контрактом или договором либо действующим законодательством.

В определенных случаях заказчик может отменить закупку. Такая возможность дана ему в том случае, если произошли существенные изменения в финансировании государственного или муниципального заказчика, а также в том случае, если возникла необходимость перераспределить имеющиеся средства по статьям финансирования. Кроме того, заказчик имеет право отказаться от заключения контракта по итогам уже завершенной процедуры в тех случаях, когда у заказчика таким образом сложились обстоятельства, что он не может заключить данное соглашение. Еще одним случаем, когда заказчик может отказаться от заключения контракта по итогам завершенной закупочной конкурентной или неконкурентной процедуры, является уклонение исполнителя от подписания контракта путем затягивания процедуры на основании работы с протоколами разногласий. Однако в этом случае исполнитель, который уклоняется от заключения контракта или договора, может быть рассмотрен, как недобросовестный, и будет включен в Реестр недобросовестных поставщиков.


Ссылка на основную публикацию