Какое образование и обучение требуются для работы по 44-ФЗ

Требования к образованию контрактного управляющего по 44 ФЗ

Вопрос обязательности получения специализированного образования контрактными управляющими и работниками контрактных служб возник с момента появления контрактной системы.

Этому способствовало несколько причин:

  • во-первых, это понимание того, что освоить такой большой объем информации, систематизировать его и научиться применять на практике самостоятельно крайне сложно;
  • во-вторых, это текст закона, который в части требований к образованию на практике трактуется по-разному.

Не погружаясь в рассуждения о целесообразности прохождения курсов по закону о госзакупках, рассмотрим требования Закона № 44-ФЗ к обучению специалистов и причины их разночтений.

Требования Закона № 44-ФЗ к уровню квалификации работников

Читая текст Закона № 44-ФЗ, довольно сложно себе представить человека, не имеющего специальной подготовки и при этом сходу успешно осуществляющего обязанности контрактного управляющего. Ни для кого не секрет, Закон о контрактной системе является одним из самых сложных и имеет множество нюансов, особенностей и «узких» мест.

Даже квалифицированным юристам зачастую непросто разобраться в тех или иных случаях его применения, что уж говорить о работниках, не имеющих специальной подготовки. В регионах далеко не каждое учреждение имеет собственного юриста, а обязанности контрактного управляющего в большинстве случаев возлагаются на заместителя руководителя по хозяйственной части.

Тем не менее, прописанный в законе принцип профессионализма обязывает заказчиков предпринимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что законодатель напрямую не обязывает заказчика получать какое-либо дополнительное образование, однако он обязан иметь и поддерживать необходимый уровень знаний и профессиональных навыков в сфере закупок, обрести которые самостоятельно крайне сложно.

Требования Закона № 44-ФЗ к уровню образованию контрактных управляющих

Помимо принципа профессионализма, закон о контрактной системе содержит определенные и на первый взгляд довольно четкие требования к уровню образованию контрактных управляющих и работников контрактных служб. Так, в соответствии с частью 6 статьи 38, работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Как показывает практика, содержание части 6 статьи 38 трактуется вовсе не однозначно и вызывает массу споров относительно того, наличия какого же образования достаточно для выполнения требований закона. В данном случае мы говорим именно о формальном исполнении его норм, а не о качественном получении, наличии и применении знаний и навыков на практике.

Достаточно ли наличия любого высшего образования (без учета профиля) или же необходимо иметь высшее образование в сфере госзакупок, которого на сегодняшний день в нашей стране просто не существует? Как ни странно, но этот вопрос возникает даже у квалифицированных юристов, не смотря на то, что закон содержит вполне определенные требования на этот счет. Зачастую у заказчиков, руководителей и контрольных органов складывается мнение об обязательном наличии дополнительного образования в сфере закупок.

Заключение

Не стоит забывать о том, что любые законодательные акты следует читать и понимать буквально, не фантазируя и не вдаваясь в пространные рассуждения. Закон № 44-ФЗ не смотря на наличие пробелов и «узких» мест является исчерпывающим документом, описывающим требования и нормы контрактной системы.

Согласно закону, с 01 января 2017 года работники контрактных служб и контрактные управляющие должны будут иметь одно из следующих образований:

  • высшее образования (без учета профиля);
  • дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Закон прямо не требует обязательного наличия какого-либо дополнительного образования, а тем более наличия подтверждающего его документа. Однако, есть определенные требования к уровню подготовки работников в сфере закупок, наличию знаний и умений. Получить их самостоятельно крайне сложно, поскольку контрактная система на сегодняшний день – один из сложнейших механизмов экономики нашей страны.

Прохождение обучения по 44-ФЗ, получение дополнительного образования в сфере закупок – это наиболее целесообразный способ приобретения необходимых знаний и навыков. Возможность консультации с высококвалифицированными специалистами способна избавить начинающих работников от многих ошибок, сэкономить их время и средства.

Поскольку Закон №44-ФЗ обязывает иметь должный уровень квалификации, дополнительное обучение на курсах по управлению государственными и муниципальными закупками не обязательно, но необходимо.

Специалист по размещению госзаказов: кто это и можно ли без него обойтись

В любом бюджетном учреждении существует потребность покупать различные виды продукции, услуг или работ. Для того чтобы запросы организации были реализованы в полном объеме, должна быть проведена определенная работа, специалист по закупкам (44-ФЗ предусматривает его наличие в организации) и станет тем сотрудником, благодаря которому будет проведена процедура.

Что за должность

Специалист по размещению государственного заказа занимается оформлением участия организации в закупочных процедурах различного вида. Это могут быть конкурсы, аукционы и множество иных вариантов, установленных действующим законодательством.

Услуги специалиста по закупкам востребованы как со стороны, которая заказывает тендер, так и со стороны участника торгов. Соответственно, обязанности по должности отличаются в зависимости от интересов стороны, которую представляет человек.

Интересы заказчика связаны с оформлением требований к процедуре и объекту закупок, приему поступающих заявок, анализу документов. Этой стороне торгов необходима деятельность:

  • по получению сведений о рентабельности претендентов;
  • наличию информации о предложениях, которые отклонены в процессе проведения торгов;
  • аннулированию торгов при отсутствии заявителей;
  • возвращению залогов;
  • документальному поэтапному оформлению процесса;
  • проведению учета по заказам;
  • анализу расходов.

Со стороны поставщика существует запрос на другие действия, связанные:

  • с отслеживанием объявленных закупок;
  • сбором и комплектацией необходимых документов;
  • формированием предложений о ценах;
  • соблюдением сроков и условий, установленных процедурой.

В связи с различными задачами сторон законодатель определил разницу в требованиях к сотрудникам, ведь работа «специалист по государственным закупкам» отличается по функционалу у поставщика и заказчика. В связи с этим специалист по размещению заказов со стороны заказчика должен обладать образованием и навыками определенного уровня (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ). Так происходит потому, что заказчик формирует конкурсную комиссию, в состав который необходимо включать сотрудника определенного уровня:

  • прошедшего профессиональную переподготовку или повышение квалификации;
  • имеющего специальные знания по закупаемым объектам (ч. 5 ст. 39 44-ФЗ).

А вот со стороны поставщика может трудиться специалист по закупкам без опыта работы.

Обязательно ли заказчику иметь такого специалиста

Работа на площадках госзакупки со стороны заказчика связана с обязательным наличием у него специалиста по торгам или целой службы. Такое положение предусмотрено ст. 38 44-ФЗ.

Наниматель определяет необходимое число работников в соответствии с положениями закона.

Так, учреждение с годовым объемом закупок (по совокупности) на сумму более 100 млн рублей должно создать контрактную службу. При этом формировать отдельное спецподразделение в штате не обязательно.

Если сумма запросов на протяжении года не превышает 100 млн рублей и контрактной службы у заказчика нет, руководитель назначает сотрудника, который станет ответственным за конкретные торги. В зону ответственности входит исполнение каждого контракта.

Основные требования к кандидату

В ТК РФ с 2012 года введен термин «профстандарт». Это список определенных требований к знаниям и навыкам по определенному направлению деятельности.

Для сотрудника, занятого процедурами, утверждены определенные стандарты (Приказы Минтруда от 10.09.2015 № 625н, 626н).

Специалист в сфере закупок

Требования к образованию

Требования к опыту работы

  • собрать изначальную информацию;
  • оформить документы;
  • провести анализ результатов;
  • провести процедуры по заключению контрактов.

Среднее (дополнительное профессиональное) образование.

Без требований к практическому опыту в данной сфере.

  • сформировать планы закупок;
  • обоснования;
  • реализовать процедуры.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 3 лет.

Экспертная оценка и проведение анализа:

  • закупок;
  • выполнения условий контракта.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 4 лет.

Контроль, мониторинг, аудит.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 5 лет, включая на должностях категории «руководитель» — от 2.

Эксперт в сфере закупок

Требования к образованию

Требования к опыту работы

Работы по консультированию:

  • мониторинг рынка;
  • пояснения по процедурам.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 3 лет.

Экспертиза рынка и процедур.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 4 лет.

  • консультирование;
  • экспертиза;
  • анализ и управление проблемами по процедурам.

Высшее (дополнительное профессиональное) образование.

Практический опыт — от 5 лет, включая на должностях категории «руководитель» — от 3 лет.

Где искать

Закупки в различных сферах нужны каждому учреждению, поэтому сотрудник по тендерам является востребованным и для государственных организаций, и для частных компаний. А вот найти грамотного специалиста как организатору, так и участнику торгов нелегко. Да и самому сотруднику приходится прикладывать немало усилий, чтобы найти «своего» работодателя. А помочь в поиске обеим сторонам призваны специализированные сайты и форумы, где наниматель может разместить запрос по имеющейся вакансии, а претендент — свое резюме.

Повышение квалификации по 44-ФЗ: закон требует, Минэкономразвития рекомендует

В соответствии с требованиями закона о контрактной системе работники контрактной службы, контрактные управляющие должны иметь образование в сфере закупок. Часто возникают вопросы о каком образовании идет речь. В статье мы рассмотрим, какие виды обучения госзакупкам существуют в настоящее время и где лучше пройти такое обучение.

Читайте также:  Комиссия по осуществлению закупок

Все без исключения заказчики обязаны создавать контрактные службы или назначить контрактных управляющих. Законодательно к ним установлены требования и одно из них: заказчики обязаны повышать уровень квалификации и профессионального образования сотрудников контрактных служб и комиссий, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок (ст. 9 № 44-ФЗ).

Согласно требованиям к профессиональному составу комиссии заказчика и составу контрактной службы комиссия должна формироваться из лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок либо обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки (ч. 5 ст. 39 № 44-ФЗ). Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 № 44-ФЗ).

Дистанционный онлайн-курс «Управление государственными и муниципальными закупками: 40 часов , 144 часа или 120 часов . Повышение квалификации по 44-ФЗ с выдачей удостоверения.

Чтобы заказчики могли проводить свои закупки грамотно и не попадать под внеплановые проверки и штрафы со сторон контролирующих органов, Министерство экономического развития России разработало рекомендации, которые, по сути, являются прямым руководством к действию.

Регламенты и сроки

Минимальный срок освоения программ повышения квалификации в сфере закупок должен составлять не менее 108 часов для сотрудников контрактных служб и закупочных комиссий заказчика. Для руководителей организаций-заказчиков – не менее 40 часов.

Рекомендуемые формы обучения – очная и очно-заочная. Если образовательная организация проводит обучение по очно-заочной форме, то очная (аудиторная) часть должна составлять не менее 40 часов (для руководителей организаций-заказчиков – не менее 16 часов).

При обучении могут применяться дистанционные образовательные технологии, в том числе занятия в режиме онлайн с использованием Интернет-ресурсов. Суть такой формы обучения проста. Человек получает доступ к учебным материалам (чаще всего это курс видео лекций) и после изучения материалов выполняет домашние задания (проходит тестирование). По итогам тестирования выдается соответствующее удостоверение о повышении квалификации. От человека требуется лишь наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет. Время же своего обучения он выбирает самостоятельно.

Онлайн – обучение удобно тем, что сотрудник не отрывается от своей основной работы и проходит обучение в удобное для себя время. В современных условиях такая форма обучения очень актуальна, так как компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) и доступ в интернет есть практически у каждого человека.

Необходимо помнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 76 Закона № 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ могут быть допущены:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

В программы повышения квалификации рекомендуется включать лекции, практические семинары, деловые игры и консультации.

Обратите внимание, что проходить переподготовку, согласно методическим рекомендациям, специалисты контрактной службы заказчика должны каждые три года.

Где пройти обучение госзакупкам?

Мы рекомендуем посещать семинары и конференции по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Кроме того, для тех кому некогда, есть удобный формат — вебинары. Узнать всю актуальную информацию из мира закупок с применением на практике можно не выходя из дома или не вставая с рабочего места. Кстати, участники в режиме онлайн могут задавать вопросы на интересующие их темы.

Вебинары по госзакупкам и электронным торгам в Контур.Школе – наши эксперты рассматривают самые актуальные и важные темы. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.

Если вы решили повысить свою квалификацию и получить соответствующий документ, то вам подойдут курсы электронных торгов. В интернете достаточно большой выбор таких образовательных программ. Но, обратите внимание, курсы для заказчиков и поставщиков могут сильно отличаться. Например, специалистов в сфере госзаказа обучают планированию закупок, составлению планов-графиков и планов-закупок, размещать сведения и работать в ЕИС, заключать контракты и т.д. Программа курсов для поставщиков может включать в себя информацию об ЭЦП, обучение по прохождению аккредитации на площадках, составление заявок на участие, выбор, оценка и участие в тендерах, получение банковской гарантии, способы отстаивания своих интересов.

Наши специалисты подготовили программы обучения для заказчиков, а также для поставщиков. Есть программы как для новичков, которых надо обучить с нуля, так и для тех, кто в закупках не первый год.

Как учиться на курсах в Школе электронных торгов — смотрите в видеоролике.

Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.

Обучение по госзакупкам: кому и когда нужно пройти?

Тема профессиональных стандартов и дополнительного обучения сотрудников по госзакупкам – одна из тем, которая сейчас волнует многих работодателей. С какой даты профстандарты станут обязательными для всех? Каким требованиям должен соответствовать сотрудник? Что делать с уже существующими должностными инструкциями? Что делать работнику, чтобы соответствовать требования профессионального стандарта. Постараемся ответить на эти и некоторые другие вопросы в отношении сотрудников, которые ответственны за проведение государственных закупок.

Требования закона к квалификации сотрудников по госзакупкам

Согласно закону о государственных закупках для проведения закупок заказчик должен сформировать комиссию (возможна единая комиссия для проведения всех закупок или специальная комиссия – для проведения определенного рода закупок, например, котировочная комиссия для определения поставщика путем проведения запроса котировок) и контрактную службу (назначить контрактного управляющего).

Законодатель сформулировал принцип профессионализма заказчика, который предполагает под собой наличие у специалистов по госзакупкам теоретических знаний и навыков в сфере закупок. На работодателя возлагается обязанность принимать меры, направленные на поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников, задействованных в госзакупках.

Требования к квалификации лиц, входящих в состав комиссии

Согласно ст. 39 закона о госзакупках в состав комиссии должны входить преимущественно сотрудники:

  • прошедшие профессиональную переподготовку в сфере закупок;
  • прошедшие повышение квалификации в сфере закупок;
  • имеющие специальные знания по объекту закупки.

Пример. В состав комиссии входит 7 человек. Для того чтобы отвечать требованиям закона, членов комиссии, прошедших обучение или обладающих специальными знаниями, должно быть не менее 4 человек.

Чиновники Минэкономразвития делают вывод о том, что лиц, не прошедших обучение и не обладающих специальными знаниями можно включать в состав комиссии, но их должно быть меньшинство (Письмо от 31.12.2013 N Д28и-2420).

Случай из судебной практики. Работник обратился с иском в суд с целью признания незаконными положений приказа о включении его в состав единой комиссии и возложении на него полномочий председателя. В обоснование своих требований истец указал, что он не обладает специальной подготовкой, и данное назначение было совершено без его согласия.

Суд, отказывая в иске, указал, что включение данного работника в состав комиссии по госзакупкам не выходит за пределы его трудовых функций, и получение его согласия не требуется. Кроме того, суд отметил, что истец обладает специальными знаниями по объекту закупки и соответственно может входить в состав комиссии (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 03.12.2014 по делу N 33-9724/14).

Требования к квалификации представителей контрактной службы или контрактных управляющих

Закон о государственных закупках обязывает представителей контрактной службы и контрактных управляющих иметь соответствующее образование:

  • высшее в сфере закупок либо
  • дополнительное профессиональное в сфере закупок.

Вместе с тем, до начала 2017 года указанные лица могут работать на своей должности и при наличии профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Итак, контрактный управляющий или представитель контрактной службы до 01.01.2017 года должен соответствовать хотя бы одному из указанных ниже условий:

  • наличие профессионального образования по 94-ФЗ (ранее действовавший закон о закупках);
  • наличие дополнительного профессионального образования по 94-ФЗ;
  • наличие высшего образования по 44-ФЗ;
  • наличие дополнительного профессионального образования по 44-ФЗ.

Обратите внимание! Закон не запрещает включение в состав единой комиссии (или других комиссий) представителя контрактной службы или контрактного управляющего. Главное, чтобы они соответствовали требованиям, указанным в ч. 6 ст. 39 закона о госзакупках.

Профессиональные стандарты для сотрудников, обеспечивающих проведение госзакупок

В области государственных закупок в настоящее время утверждено 2 профессиональных стандарта:

  • Эксперт в сфере закупок (08.024, Приказ Минтруда от 10.09.2015 года № 626н);
  • Специалист в сфере закупок (08.026, Приказ Минтруда от 10.09.2015 года № 625н).

Требования к квалификации по профессиональному стандарту для специалиста

Указанный профстандарт содержит в себе 4 обобщенных трудовых функции, для каждой из которых предусмотрены свои требования по квалификации и обязанности:

  • обеспечение закупок;
  • осуществление закупок;
  • экспертиза результатов закупок, приемка контракта;
  • контроль в сфере закупок.

Для каждой обобщенной трудовой функции установлены требования по уровню квалификации, которая зависит от наличия высшего образования и опыта в сфере госзакупок. Работник, осуществляющий обеспечение закупок должен соответствовать одному из 4 уровней квалификации. Рассмотрим данные требования подробнее в виде таблицы:

* Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок включает в себя программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки

Требования к квалификации по профессиональному стандарту для эксперта

В профстандарте эксперта выделяются 3 обобщенные функции:

  • консультирование в сфере закупок;
  • экспертиза в сфере закупок;
  • организация работы по экспертизе и консультированию.
Читайте также:  Закупки в форме электронных торгов предусмотрены 223-ФЗ

Рассмотрим требования к эксперту также в виде таблицы:

* Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок включает в себя программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки

Когда применение профессионального стандарта работника по госзакупкам станет обязательным?

Применение профессиональных стандартов начнется с 01 июля 2016 года. Напомним, что профстандарты частично должны применяться и до этой даты. Так, на работодателей возлагается обязанность использовать название должности сотрудника, которое указано в утвержденном профессиональном стандарте, если он имеет какие-либо льготы в связи с осуществлением своей трудовой деятельности.

С начала июля 2016 года применять профессиональные стандарты нужно будет в отношении тех сотрудников, которым для исполнения своих трудовых функций необходимо обладать определенной квалификацией и практическим опытом в силу закона. Сотрудники в сфере госзакупок относятся к данной категории работников. Как мы уже указывали выше, закон о закупках предъявляет требования к образованию и стажу трудовой деятельности отмеченных работников. Таким образом, работодатель в отношении сотрудников по госзакупкам с 01.07.2016 года должен применять профстандарты в следующей части:

  • наименование должности;
  • требования к квалификации (образование, практический опыт).

В остальной части требования профессиональных стандартов пока будут носить рекомендательный характер.

Обратите внимание! После вступления в силу профстандартов нельзя автоматически поменять трудовые обязанности. Внесение изменений в должностную инструкцию сотрудника возможно только при наличии его согласия.

Также нельзя уволить сотрудника после вступления в силу профстандарта, если его образование и стаж не дотягивают до указанных в профессиональном стандарте. Работодатель имеет право провести аттестацию сотрудников. Если сотрудник не обладает требуемым образованием и стажем работы, аттестационная комиссия может порекомендовать назначение указанных сотрудников на должности, которые могут занимать работники с необходимой специальной подготовкой и стажем работы. Для этого необходимо, чтобы у сотрудника без соответствующего уровня квалификации был достаточный практический опыт, и он качественно выполнял свои трудовые обязанности. Такую позицию высказал Минтруд России в своем письме от 05.04.2016 года с разъяснениями о применении профессиональных стандартов.

Сколько нужно времени, чтобы пройти обучение по госзакупкам?

Согласно рекомендациям Минэкономразвития и Минобрнауки (совместное письмо №5594-ЕЕ/Д28и и №АК-553/06 от 12.03.2015) минимальный срок обучения для получения дополнительного профессионального образования или повышения квалификации в сфере госзакупок составляет – 108 часов. Для руководителей такой минимум может составлять – 40 часов.

Обучение по госзакупкам может проходить в следующих формах:

В последнем случае очная часть обучения должна быть не меньше 40 часов, а для руководителей – не менее 16 часов. Также при реализации образовательных программ могут применяться дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Как подтвердить результаты обучения по госзакупкам?

После прохождения обучения обучающимся может быть предложено прохождение экзамена и (или) защита итоговой работы. Для руководителей предусмотрена итоговая аттестация в форме экзамена (тестирование).

Если обучение прошло успешно, то обучающиеся получат удостоверение о повышении квалификации. Образец такого документа образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно.

Как автоматизировать процесс закупок по 44-ФЗ?

Для этого удобно использовать программу “Эконом-Эксперт”. Скачать бесплатную версию программы можно здесь.

Автор статьи: Ирина Добрынина, юрист

Обучение госзакупкам по 44-ФЗ: виды и формы обучения госзакупкам

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет об обучении госзакупкам. Ведь согласитесь, что знания в сфере госзакупок нужны абсолютно всем участникам данного процесса: Заказчикам, поставщикам, контролирующим органам, уполномоченным и специализированным организациям.

Если поставщики сами вправе решать нужно ли им проходить обучение участию в госзакупках и тендерах, то представители Заказчиков в обязательном порядке должны иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В настоящей статье мы подробно рассмотрим, какие виды обучения госзакупкам существуют в настоящее время и где лучше пройти такое обучение. Итак, давайте приступим…

Содержание:

1. Требования к обучению госзакупкам в рамках 44-ФЗ

Итак, согласно ч.1 ст.9 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности Заказчика, специализированной организации (СО) и контрольного органа (КО) в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Помимо этого Заказчики, специализированные организации должны принимать меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.2 ст.9 44-ФЗ).

Согласно ч.6 ст.38 44-ФЗ контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Однако требования к наименованию документов, которыми подтверждается наличие у работников контрактной службы высшего или дополнительного профессионального образования в 44-ФЗ не предусмотрены.

А согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 1 января 2017 года контрактным управляющим может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (т.е. образование по ранее действовавшему 94-ФЗ).

Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» установлено, что минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов , а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов .

Рекомендуется устанавливать минимальный срок освоения Программ вне зависимости от используемых технологий обучения не менее 108 часов (п. 2.3 Методических рекомендаций).

Согласно п. 2.4 Методических рекомендаций в случае реализации Программ в целях обучения руководителей организаций-заказчиков минимальный срок обучения по таким Программам может быть снижен до 40 часов .

С 1 июля 2016 года действуют положения статьи 195.3 Трудового кодекса РФ о порядке применения работодателями профессиональных стандартов. Приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 625н утвержден профессиональный стандарт “Специалист в сфере закупок”. А приказом Минтруда России от 10.09.2015 г. № 626н утвержден профессиональный стандарт “Эксперт в сфере закупок”.

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • Среднее профессиональное образование;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;

А эксперт должен иметь:

  • Высшее образование — специалитет, магистратура;
  • Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет .

2. Виды и формы обучения госзакупкам

Теперь давайте поговорим с вами о видах и формах обучения госзакупкам. Условно можно выделить три вида обучения:

  • Высшее и среднее специальное образование в сфере закупок;
  • Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок;
  • Самостоятельное обучение участию в госзакупках;

Ниже мы подробно рассмотрим каждый вид обучения.

Высшее и среднее специальное образование в сфере закупок

Такой вид обучения предполагает несколько форм обучения:

Обучение может быть платным (коммерческая основа) и бесплатным (бюджетная основа). По итогам обучения выдается диплом о высшем или среднем специальном образовании.

Документом, подтверждающим наличие высшего образования в сфере закупок, служит непосредственно диплом (государственного и негосударственного образца) .

Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок

Дополнительное профессиональное образование (курсы повышения квалификации) предполагает следующие формы обучения:

  • очная форма;
  • заочная форма;
  • дистанционная форма (online обучение);
  • семинары.

Семинар — форма учебно-практических занятий для группы слушателей по определенной теме. Чаще всего семинары по госзакупкам бывают 1-2-х дневные.

В настоящее время дистанционное обучение госзакупкам по 44-ФЗ пользуется большой популярностью среди слушателей. Суть такой формы обучения достаточно проста. Человек получает доступ к учебным материалам (чаще всего это курс видео лекций) и после изучения материалов выполняет домашние задания (проходит тестирование). По итогам тестирования выдается соответствующее удостоверение о повышении квалификации. От человека требуется лишь наличие свободного времени, компьютер и доступ в интернет. Время же своего обучения он выбирает самостоятельно.

Online обучение удобно тем, что сотрудник не отрывается от своей основной работы и проходит обучение в удобное для себя время. В современных условиях такая форма обучения очень актуальна, т.к. компьютер (ноутбук, планшет, смартфон) и доступ в интернет есть практически у каждого человека.

В соответствии с п.1 ч.10 ст.60 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке .

При этом в соответствии с ч.2 ст.76 273-ФЗ к освоению дополнительных профессиональных программ могут быть допущены:

  • лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
  • лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Дополнительное образование в сфере закупок, как правило, является платным.

Самостоятельное обучение участию в госзакупках

Самостоятельное обучение в большей степени подходит для поставщиков, которым не нужны дипломы и удостоверения о повышении квалификации в сфере закупок. Такое обучение также предполагает несколько форм:

  • Семинары по госзакупкам для поставщиков;
  • Вебинары;
  • Тренинги по участию в торгах;
  • Коучинг (индивидуальное обучение);
  • Skype консультации;
  • Online школы по госзакупкам;
  • Изучение Федеральных законов, нормативно-правовых актов, видеоуроков, книг, статей, курсов, форумов по госзакупкам, а также судебной практики и практики ФАС.
Читайте также:  Обеспечение качественного исполнения контракта на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства по 44 ФЗ

Вебинар (онлайн-семинар, веб-конференция) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через интернет. По сути это тот же семинар, только через интернет.

Тренинг — метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков. Т.е. это обучение с практическим уклоном.

Коучинг — это индивидуальное обучение с тренером (специалистом в предметной области). Это, пожалуй, самая дорогая и наиболее эффективная форма обучения. Коучинг также может проходить в режиме Skype консультаций.

Skype консультации — это консультации со специалистом по одному или нескольким вопросам в online режиме посредством сети интернет.

Online школы по госзакупкам — это электронные площадки (сайты), на которых размещены обучающие материалы по теме госзакупок. Человек оплачивает доступ к школе и получает возможность изучать находящиеся в ней материалы, выполнять домашние задания, и задавать вопросы. Слушатель может приобрести доступ, как к определенному материалу, так и оформить подписку к материалам школы на определенный срок (месяц, полгода, год). Примером такой школы является онлайн школа “Азбука тендеров”.

Самостоятельное обучение госзакупкам может быть, как платным, так и бесплатным. Ведь в свободном доступе можно найти массу полезных материалов, в т.ч. и на моем сайте, на котором вы сейчас и находитесь.

Рекомендация: Свое обучение госзакупкам начинающим поставщикам стоит начать с изучения книги Госзакупки для “чайников”. Она введет вас в курс дела и послужит отличным фундаментом для дальнейшего вашего развития в данной сфере. Другие обучающие книги по госзакупкам вы сможете найти здесь.

Лично я считаю, что лучшим обучением госзакупкам для поставщиков является практика. Именно практика подготовки заявок и участия в торгах. Однако и без теории тоже не обойтись. В свое время я также проходил обучение госзакупкам в Москве. Но все же большую часть своего опыта я приобрел, непосредственно принимая участие в торгах (открытые конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок, запросы предложений и т.д.).

3. Где пройти обучение по госзакупкам?

В настоящее время многие учебные заведения предлагают различные курсы обучения госзакупкам. Обучающие программы есть, как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Также есть программы отдельно для поставщиков и отдельно для Заказчиков.

Однако стоит учитывать, что программы повышения квалификации в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд объемом 72 часа подходят только для обучения специалистов компаний-поставщиков.

Для специалистов организаций-заказчиков, в том числе специалистов, являющихся государственными гражданскими служащими, проходящими обучение по дополнительным образовательным программам, должно быть предусмотрено повышение квалификации объемом не менее 108 часов (для руководителей — не менее 40 часов).

Программы повышения квалификации вы можете найти на сайте Института управления закупками и продажами им. А.Б. Соловьева — https://igz.hse.ru/qualification , а также программу профессиональной переподготовки “Управление государственными, муниципальными и корпоративными закупками” — https://igz.hse.ru/profperepod .

Очень много интересных программ обучения представлено на сайте Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок) — http://roszakupki.ru/education/ .

Также вы можете найти хорошие учебные программы на сайте Центра развития конкурентной политики и государственного заказа Института ВШГУ РАНХиГС — http://goszakaz.ranepa.ru/ .

Это далеко не все учебные заведения, которые проводят обучение в сфере закупок. Вы же можете выбрать для себя заведение и учебную программу, которые отвечают вашим требованиям.

На этом моя статья подошла к концу. Надеюсь, что изложенный в ней материал был вам полезен. Удачи вам и до встречи в следующих выпусках.

Обучение в сфере закупок. 44-ФЗ

Обучение по 44-ФЗ. Как повысить квалификацию и выбрать учебный центр

После введения профстандартов по государственным закупкам тема обучения сотрудников стала актуальной как для работодателей, так и для самих работников. О том, какие требования предъявляются к образованию, к документам об образовании в соответствии с требованиями 44-ФЗ, расскажем в статье.

Требования к обучению госзакупкам согласно 44-ФЗ

Согласно действующему российскому законодательству в обязанности заказчиков входит поддержание и повышение уровня профессиональной квалификации и образования должностных лиц, занятых в сфере закупок (ст. 9 44-ФЗ). Делать это можно с помощью программ повышения квалификации или профессиональной переподготовки в области закупок.

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок» четко устанавливает требования к наличию образования контрактного управляющего. Он обязан иметь высшее образование (любого профиля) и дополнительное профессиональное образование соответствующего профиля.

С июля 2016 года вступили в силу положения трудового законодательства (ст. 195.3 ТК РФ) о порядке применения профессиональных стандартов. Стандартов, относящимся к госзакупкам, два — «Специалист в сфере закупок» и «Эксперт в сфере закупок».

Требования к программам дополнительного профессионального образования и к документам о таком образовании устанавливает Минобразования и Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 76). Минимально допустимый срок прохождения программы повышения квалификации составляет 16 часов, в то время как продолжительность программы профессиональной переподготовки не должна быть менее 250 часов.

Но согласно совместному письму Минэкономразвития России № 5594-ЕЕ/Д28и, Минобрнауки России № АК-553/06 от 12.03.2015, минимальный срок освоения программ доп.проф. в сфере закупок рекомендуется устанавливать не менее 108 часов вне зависимости от используемых технологий обучения. Исключение составляют руководители организаций-заказчиков — для них не менее 40 часов. Только в случае, если руководитель не участвует непосредственно в закупочной работе (председатель комиссии, подписание контракта электронной подписью).

В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:

  • среднее профессиональное образование;
  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

А эксперт должен иметь:

  • высшее образование — специалитет, магистратура;
  • дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;
  • опыт работы — от 5 лет в сфере закупок, 3 года из которых — на руководящих должностях.

Документы, подтверждающие соответствие:

Документы о высшем и среднем профессиональном образовании

Выдаются ВУЗами, техникумами, колледжами

Диплом установленного образца, наличие в реестре

Документы о дополнительном профессиональном образовании

Выдаются учебными центрами

Удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке

Можно запросить у работодателя

Трудовая книжка и/или должностная инструкция

Подлинность документов проверяет прокуратура и трудовая инспекция

Дополнительное профессиональное образование в сфере закупок

Дополнительным профессиональным образованием является прохождение программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки в области закупок. Формы обучения могут быть следующими:

  • очная;
  • заочная;
  • дистанционная (онлайн);
  • семинары (краткосрочные занятия по определенной теме).

Прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки завершается итоговой аттестацией и в случае успешной сдачи подтверждается соответствующим документом — удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной подготовке.

Важно! Проходить дополнительное профессиональное образование могут только лица уже имеющие или в настоящий момент получающие средне-профессиональное/высшее образование.

Теория и/или практика

Без теоретической, законодательной основы в закупках стать хорошим специалистом невозможно. Можно участвовать в закупках, потому, что руководитель включил это в ваши обязанности, спрашивать советов у коллег, знакомых, получать опыт на собственных ошибках, но стать специалистом, не зная, как эта система устроена изнутри, просто нельзя.

Однако, зазубрив наизусть 44-ФЗ, специалистом вы также не станете. В обучении важен баланс между теоретической основой и практическими примерами и самостоятельной практической работой, к примеру, с решением задач. Поэтому в нашу программу обучения мы включили практические задачи, для развития навыков практического применения 44-ФЗ.

Срок обучения: 40-256 часов.
Выдаваемый документ: Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Особенности нашего курса: Программа обучения имеет практическую направленность и построена согласно логике и последовательности действий заказчика по организации работы Специалиста или Эксперта в сфере закупок в соответствии с Контрактной системой (Законом № 44-ФЗ). Содержание и объем курса соответствуют «Методическим рекомендациям по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок» от 12.03.15 г. Минэкономразвития России и Минобрнауки России. В состав лекций включены Методические разъяснения Минэкономразвития РФ по осуществлению закупок с применением различных способов определения поставщика, а также рекомендации специалистов-практиков в сфере закупок.

Стоимость обучения:
122 часа — 6 000 руб.
256 часа — 10 000 руб.

Как подтвердить обучение по 44-ФЗ?

Согласно ст. 60 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке. Слушателям, успешно окончившим обучение по программе повышения квалификации выдается удостоверение установленного образца. Бланк такого удостоверения является защищённой от подделок полиграфической продукцией уровня «Б». Удостоверение содержит сведения о периоде прохождении обучения, наименование программы повышения квалификации и объёме обучения по 44-ФЗ.

По всем интересующим Вас вопросам Вы можете обратиться по телефону:

Ссылка на основную публикацию