Коды ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ, представленной участником, не соответствуют предмету закупки

Сведения в ЕГРЮЛ недостоверны

Re: Сведения в ЕГРЮЛ недостоверны

Просто Петр » 14 окт 2019, 10:29

Re: Сведения в ЕГРЮЛ недостоверны

Всегда на страже » 14 окт 2019, 10:36

Re: Сведения в ЕГРЮЛ недостоверны

Ансвет » 14 окт 2019, 10:37

Re: Сведения в ЕГРЮЛ недостоверны

Zakupshiki » 14 окт 2019, 10:38

Да мало ли откуда. Например: тот же самый адрес юр. лица. Данные сведения представлены на площадку на момент регистрации. Адрес поменялся, в ФНС не внесли данные сведения, но фактически решение об изменение оного имеется. И во второй части в учредительных доках имеем два разных адреса юр. лица.

Re: Сведения в ЕГРЮЛ недостоверны

Джон Милтон » 14 окт 2019, 10:42

Вы лучше закон перечитайте. Участник ОБЯЗАН предоставить информацию о месте нахождения. Без разницы в какой форме, хоть на скане блокнотного листа.
Важен не факт наличия/отсутствия выписки (это как раз вопрос цвета трусов, удачно предложенный представителем семейства кошачьих), важен факт предоставления информации, и факт её недостоверности.

Решение суда Всегда на страже тоже привёл. Ничем не хуже.

Re: Сведения в ЕГРЮЛ недостоверны

Просто Петр » 14 окт 2019, 10:48

Re: Сведения в ЕГРЮЛ недостоверны

Константин777 » 14 окт 2019, 11:02

Да судебной практики по данному вопросу тьма,а отклонения за недостоверность в ЕГРЮЛ есть даже по таким вот основаниям:

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО КРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16.04.2018 по делу № А41-48193/17

Несоответствие сведений из выписки из ЕГРЮЛ участника закупки действующим дату окончания срока подачи заявок сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств является основанием для признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе

Аукционной комиссией Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда вторая часть заявки ООО «Папирус» была отклонена как не соответствующая требованиям пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе: выписка из ЕГРЮЛ, направленная в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе оператором электронной площадки заказчику в составе документов, предусмотренных пунктами 2 – 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке, не соответствует действительным документам, находящимся в действующих сведениях о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств по сведениям о видах экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности .
Так, согласно представленной обществом выписке в сведениях о видах экономической деятельности был указан основной вид деятельности общества с кодом по ОКВЭД 51.47.23 оптовая торговля писчебумажными и канцелярскими товарами.
Вместе с тем, согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в сведениях о видах экономической деятельности ООО «Папирус» в качестве основного вида деятельности указана «торговля оптовая писчебумажными и канцелярскими товарами» с кодом по ОКВЭД 46.49.33, что не соответствует сведениям полученной от оператора выписки по состоянию на 25 февраля 2015 г. и свидетельствует о недостоверности информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
ООО «Папирус» обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика, которая признана обоснованной, так как, по мнению антимонопольного органа, изменения в сведения ЕГРЮЛ обществом не вносились, доказательств того, что общество обращалось с заявлением для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, комиссии антимонопольного органа не представлено.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения.
Требования заказчика удовлетворены. Вышестоящие суды оставили решение суда первой инстанции без изменения ввиду следующего.
Несоответствие сведений представленной при аккредитации выписки из ЕГРЮЛ действительной информации является основанием для признания заявки на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Требования части 10 статьи 61 Закона о контрактной системе, а также пункта 7.5 Регламента электронной площадки о направлении участником закупки незамедлительно новых документов и сведений, в случае внесения изменений, замены или прекращения действия документов предусмотренных настоящим Регламентом, участником не выполнены.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, представленной ООО «Папирус» при аккредитации по состоянию на 25 февраля 2015 г., в сведениях о видах экономической деятельности был указан основной вид деятельности общества с кодом по ОКВЭД 51.47.23 «оптовая торговля писчебумажными и канцелярскими товарами», в то время как согласно сведениям ЕГРЮЛ по состоянию на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в сведениях о видах экономической деятельности ООО «Папирус» в качестве основного вида деятельности указана «торговля оптовая писчебумажными и канцелярскими товарами» с кодом по ОКВЭД 46.49.33.
Судами принято во внимание, что ООО «Папирус» знало о предстоящих изменениях кодов ОКВЭД с 11 июня 2016 г., но после внесения изменений в течение года не предприняло обязательных действий для поддержания документов содержащихся в реестре участников в актуальном виде.
На момент проведения аукциона ООО «Папирус» не предоставило актуальную выписку, которая бы соответствовала по содержанию сведениям, имевшимся в ЕГРЮЛ, тем самым представив заказчику недостоверные сведения.

Коды ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ, представленной участником, не соответствуют предмету закупки

Юлия Клюева » 31 мар 2015, 14:02

Не допускать нет оснований. В уставе участника скорее всего перечислены основные виды деятельности и приписка: “И другие не запрещенные законом виды деятельности”. То, есть, по большому счету, любая организация имеет право заниматься любой не запрещенной законом деятельностью. Единственное, если деятельность подлежит сертификации или лицензированию, то нужно, чтобы были сертификаты и/или лицензии (у вас св-во СРО приложено, так что все пучком).

Re: Вторые части и ОКВЭД

Elenka Bor » 31 мар 2015, 15:28

Re: Несовпадение кода ОКВЭД в АД заказчика и у УРЗа

gdvreg » 16 июн 2015, 14:10

Re: Несовпадение кода ОКВЭД в АД заказчика и у УРЗа

ДиМкА » 16 июн 2015, 22:34

Не актуальная выписка из ЕГРЮЛ

Mayachnica » 31 окт 2015, 14:59

Подскажите пожалуйста, прошел аукцион, при рассмотрении вторых частей заявок площадка нам прислала выписку из ЕГРЮЛ победителя:
1. Год выписки – 2014 год.
2. В этой выписке отсутствует ОКВЭД, который соответствует нашему предмету закупки (оценка).
Все остальные документы у него в порядке, допуск СРО, страховое свидетельство, все есть. Проверили на сайте ФНС, там есть актуальная выписка, где есть необходимый нам ОКВЭД.
Является ли не актуальная выписка, которую нам прислала ЭТП, основанием для отклонения заявки?

Заранее спасибо за ответ.

Re: Не актуальная выписка из ЕГРЮЛ

ДиМкА » 31 окт 2015, 21:30

Mayachnica писал(а): Добрых выходных!

Подскажите пожалуйста, прошел аукцион, при рассмотрении вторых частей заявок площадка нам прислала выписку из ЕГРЮЛ победителя:
1. Год выписки – 2014 год.
2. В этой выписке отсутствует ОКВЭД, который соответствует нашему предмету закупки (оценка).
Все остальные документы у него в порядке, допуск СРО, страховое свидетельство, все есть. Проверили на сайте ФНС, там есть актуальная выписка, где есть необходимый нам ОКВЭД.
Является ли не актуальная выписка, которую нам прислала ЭТП, основанием для отклонения заявки?

Заранее спасибо за ответ.

По 44-ФЗ привязываться к коду ОКВЭД не нужно.

Re: Не актуальная выписка из ЕГРЮЛ

admin » 31 окт 2015, 22:34

Правомерно ли отклонение заявки участника при участии в торгах без соответствующего кода ОКВЭД?

На самом деле взгляды специалистов на этот счет, как всегда расходятся. Но большинство все же сходится во мнении, что такое отклонение заявки не правомерно. Я также придерживаюсь этой точки зрения. Однако, во избежание спорных ситуаций с Заказчиками, я обычно рекомендую своим клиентам дополнить список ОКВЭДов необходимыми кодами, если они решат на постоянной основе участвовать в закупках определенной тематики.

Давайте с Вами рассмотрим, чем же руководствуется большинство наших коллег по цеху.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

При этом в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно п. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Читайте также:  Планирование закупок и расчете совокупного годового объема закупок по 44 ФЗ

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения и документы о юридическом лице, в частности сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.05.2006 г. № Ф04-850/2006(22654-А27-34) разъяснил, что коды ОКВЭД предназначены для целей государственной статистики. Таким образом, коды ОКВЭД предназначены исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и его указание в учредительных документах и (или) ЕГРЮЛ не ограничивает право коммерческих организаций осуществлять соответствующий вид деятельности.

ФНС России в Письме от 26.09.2005 № ВЕ-6-09/795@ разъяснила, что законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств представлять в регистрирующий орган сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности) в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Судебная практика также исходит из того, что организация при осуществлении нового вида деятельности не обязана поставить в известность об этом налоговый орган (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2006 № Ф04-65/2006(19269-А45-6), от 23.08.2006 № Ф04-4302/2006(24413-А27-34)).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что организация должна самостоятельно определять коды осуществляемых видов экономической деятельности на основании ОКВЭД и отсутствие в ЕГРЮЛ сведений об определенных кодах ОКВЭД, которые соответствуют осуществляемой организацией деятельности, не является запретом на ее осуществление (см. также Постановление ФАС Поволжского округа от 02.09.2004 № А72-5150/04-8/484).

Отклонение по вторым частям – ОКПД и ОКВЭД

Ciaokakao » 14 дек 2015, 22:20

Re: Отклонение по вторым частям – ОКПД и ОКВЭД

Владислав » 15 дек 2015, 01:20

Re: Отклонение по вторым частям – ОКПД и ОКВЭД

Ciaokakao » 15 дек 2015, 07:12

Участие в торгах без соответствующего кода ОКВЭД

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Уже давно не публиковал на сайте ничего нового и полезного, но сегодня решил исправиться. В этой статье речь пойдет об участии в торгах без соответствующего кода ОКВЭД. Написать эту статью меня сподвигнули неоднократные вопросы по данной теме от посетителей сайта и моих подписчиков.

Информации по данной теме в интернете более чем достаточно, и она неоднократно обсуждалась на различных тематических форумах. Но информация эта разбросана клочками, поэтому для Вашего удобства я решил собрать её воедино и по возможности структурировать.

Если теоретическая информация по ОКВЭД Вам не нужна, то пролистайте статью до пункта с названием «Правомерно ли отклонение заявки участника при участии в торгах без соответствующего кода ОКВЭД?» и ознакомьтесь только с итоговыми выкладками по данному вопросу. Новичкам же я рекомендую изучить статью полностью. И так, поехали…

Немного теории…

Каждый бизнес-субъект имеет регистрационный, налоговый номер, получает статистические коды, а также фиксирует в форме цифровых обозначений виды деятельности, которыми занимается. Если какой-либо другой номер присваивается регистрирующим органом, то коды ОКВЭД организатор бизнеса должен определить для себя самостоятельно.

ОКВЭД – Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.

Российский справочник ОКВЭД сформирован Министерством экономического развития Российской Федерации на основе классификации видов деятельности, принятой в Европейском экономическом сообществе, и согласуется с ней в части их кодировки.

Унификация кодировок заключается в том, что первые 4 знака отечественного кода соответствуют цифровому обозначению аналогичной позиции в международном справочнике, а далее идет детализация видов деятельности, исходя из особенностей российской экономики.

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение для идентификации группировок видов экономической деятельности состоит из двух — шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

XX класс

XX.X подкласс

XX.XX группа

XX.XX.X подгруппа

XX.XX.XX вид

ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с:

  1. классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации;
  2. определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами;
  3. разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
  4. осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за субъектами национальной экономики и социальной сферы;
  5. подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне;
  6. кодированием информации по видам экономической деятельности в информационных системах и ресурсах;
  7. обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.

Ссылка на ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2) принятый Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163320/

Как же правильно выбрать ОКВЭД и на что он влияет?

При открытии фирмы учредитель (или ИП) самостоятельно определяет вид деятельности, которым он будет заниматься и относит его к тем или иным классификаторам ОКВЭД. Таких видов деятельности у организации может быть несколько: один основной и остальные дополнительные (в неограниченном количестве).

Перечень данных названий и кодов вносится в устав фирмы и заявление на госрегистрацию. Не имеет смысла сразу же писать огромное количество кодов, ведь в процессе работы их можно добавлять или убирать.

Что же влияет на выбор кодов?

  1. На основании выбранного вида деятельности органы госстатистики закрепляют номер классификаторов предприятий (ОКПО) и таким образом определяют отраслевую принадлежность фирмы;
  2. Некоторые виды деятельности относятся к запрещенным для осуществления коммерческими организациями или разрешены, но с ограничениями;
  3. Отдельные типы производств (услуг) требуют лицензирования и прочих государственных разрешений;
  4. Существуют виды деятельности, недоступные для ИП;
  5. Выбранная сфера деятельности может требовать определенной величины уставного капитала;
  6. Коды ОКВЭД напрямую влияют на величину налоговых и внебюджетных отчислений компании: некоторые сферы (например: атомная энергетика) предполагают наличие повышенных ставок в ФСС и ИФНС.

Из вышесказанного следует, что очень важно серьезно относится к выбранным видам деятельности, дабы не понести дополнительные расходы и бюрократические метания.

Важно понимать, что выбор ОКВЭДов не является окончательным и бесповоротным. Коды можно менять, добавлять, убирать. Для этого нужно всего лишь обновить редакцию Устава (для ООО) на основании решения участников и подать заявление в налоговые органы по установленной форме (№Р14001) на внесение изменений в ЕГРЮЛ.

Данная процедура во многом похожа на регистрацию предприятия, за исключением отсутствия госпошлины.

Ниже представлен перечень необходимых документов для внесения изменения в ЕГРЮЛ (ЕГРИП):

— общегражданский паспорт и его копия для заявителя;

— выписка из государственного реестра (не старше 1 месяца) в оригинале;

— свидетельства о присвоении налогового и регистрационного номеров;

— уставные документы, включая новую редакцию Устава;

— решение об изменении видов деятельности;

— заявление на перерегистрацию с приложением перечня новых кодов по ОКВЭД.

С оформленными документами на руках необходимо подать заявление в Росстат и получить письмо о присвоении новых кодов ОКВЭД.

Информационное письмо о постановке на учёт в статистическом регистре органов Госстата (коды статистики) является одним из обязательных документов для открытия расчётного счёта в банках, может понадобиться для предъявления на таможне, при получении лицензий, участии в тендерах. На основании этого письма ФСС рассчитывает тарифную ставку страхования работников от травматизма и профзаболеваний. Могут запросить его и аудиторы при проверке.

Уведомить налоговые органы о том, что изменился перечень услуг или характер производства, нужно в трёхдневный срок. А вообще организациям рекомендуется пересматривать и подтверждать свои виды деятельности ежегодно, в первом квартале.

Необходимо так же заметить, что если организация выполняет оказание услуг или работ в несоответствии с зарегистрированными кодами ОКВЭД, она попадает под 171 статью УК РФ «Незаконное предпринимательство».

Ну а теперь самое интересное…

Правомерно ли отклонение заявки участника при участии в торгах без соответствующего кода ОКВЭД?

На самом деле взгляды специалистов на этот счет, как всегда расходятся. Но большинство все же сходится во мнении, что такое отклонение заявки не правомерно. Я также придерживаюсь этой точки зрения. Однако, во избежание спорных ситуаций с Заказчиками, я обычно рекомендую своим клиентам дополнить список ОКВЭДов необходимыми кодами, если они решат на постоянной основе участвовать в закупках определенной тематики.

Давайте с Вами рассмотрим, чем же руководствуется большинство наших коллег по цеху.

В соответствии с п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

При этом в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении.

Право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в саморегулируемой организации или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенному виду работ, возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок либо с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ и прекращается при прекращении действия разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Читайте также:  Передача полномочий заказчика по Закону 44-ФЗ для реализации бюджетных инвестиций

Согласно п. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ должны содержаться сведения и документы о юридическом лице, в частности сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 24.05.2006 г. № Ф04-850/2006(22654-А27-34) разъяснил, что коды ОКВЭД предназначены для целей государственной статистики. Таким образом, коды ОКВЭД предназначены исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них и его указание в учредительных документах и (или) ЕГРЮЛ не ограничивает право коммерческих организаций осуществлять соответствующий вид деятельности.

ФНС России в Письме от 26.09.2005 № ВЕ-6-09/795@ разъяснила, что законодательством о государственной регистрации не предусмотрена обязанность в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств представлять в регистрирующий орган сведения о видах экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности) в случае их отсутствия в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Судебная практика также исходит из того, что организация при осуществлении нового вида деятельности не обязана поставить в известность об этом налоговый орган (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 06.02.2006 № Ф04-65/2006(19269-А45-6), от 23.08.2006 № Ф04-4302/2006(24413-А27-34)).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что организация должна самостоятельно определять коды осуществляемых видов экономической деятельности на основании ОКВЭД и отсутствие в ЕГРЮЛ сведений об определенных кодах ОКВЭД, которые соответствуют осуществляемой организацией деятельности, не является запретом на ее осуществление (см. также Постановление ФАС Поволжского округа от 02.09.2004 № А72-5150/04-8/484).

Выводы:

Как видно из приведенных положений Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом, и право на осуществление того или иного вида экономической деятельности, не требующего лицензирования, не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у организации соответствующего кода ОКВЭД, внесенного в установленном порядке в ЕГРЮЛ.

Таким образом, отсутствие у лица соответствующего кода ОКВЭД, внесенного в установленном порядке в ЕГРЮЛ (ЕГРИП), не является основанием для отказа лицу в допуске к участию в торгах, следовательно, отказ в допуске к участию в торгах неправомерен.

Вот, собственно говоря, и все о чем я хотел Вам сегодня рассказать.

P.S.: Обратите также внимание вот на какой момент. В уставе многих организаций, как правило, после перечисления всех видов деятельности присутствует такая формулировка — «Иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством».

P.S.S.: Интересно будет узнать Ваше мнение по данной теме, а особенно мнение представителей заказчиков. Отклоняете ли Вы участников за отсутствие соответствующих кодов ОКВЭД, и с каким обоснованием? Оставляйте свои комментарии ниже.

ИФНС требуют от компаний внести в ЕГРЮЛ коды по ОКВЭД

Письмо ФНС от 27.08.2015 N ГД-4-14/15117@

Организации в массовом порядке стали получать из налоговых инспекций письма о том, что они должны внести в ЕГРЮЛ сведения о видах деятельности, которыми они занимаются. Причем какие-то инспекции требуют сделать это незамедлительно, какие-то дают определенное время – неделю или две, а какие-то вообще не упоминают о сроках. Но практически все ИФНС за непредставление этих сведений угрожают 5-тысячным штрафом для руководителя, а некоторые – и исключением организации из ЕГРЮЛ.

Естественно, те компании, у которых в ЕГРЮЛ имеются сведения об их видах деятельности в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2001, недоумевают. А те, у кого их нет, возмущаются, с чего вдруг такая срочность.

Оказывается, инспекции выполняют указания свыше, просто порой чересчур усердно. Дело в том, что в преддверии перехода со следующего года на новый ОКВЭД ОК 029-2014 (далее – ОКВЭД2) ФНС проанализировала содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о кодах видов деятельности организаций и обнаружила вот что 1 :

  • у многих компаний вообще нет сведений о кодах ОКВЭД. В большинстве своем это те, кто регистрировался до 01.01.2004;
  • у некоторых фирм, регистрировавшихся после января 2014 г., указаны коды по ОКВЭД2 (который в целях госрегистрации должен применяться только с 01.01.2016), в то время как они должны были указать коды по ОКВЭД ОК 029-2001. А уж перекодировкой кодов с одного классификатора на другой ФНС будет заниматься сама 2 .

В связи с этим налоговая служба поручила своим подчиненным 1 :

  • в отношении фирм, зарегистрированных после 01.01.2004, обеспечить внесение в ЕГРЮЛ сведений о кодах ОКВЭД, в том числе о кодах основных видов деятельности;
  • в отношении компаний, зарегистрированных до 01.01.2004, по которым отсутствуют коды ОКВЭД, рассмотреть вопрос о возможности исключения их из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном Законом о госрегистрации 3 . А если это невозможно, то провести с ними работу по внесению в ЕГРЮЛ сведений о кодах ОКВЭД;
  • впредь следить за тем, чтобы организации при госрегистрации указывали коды по ОКВЭД, а не по ОКВЭД2. О том, когда нужно будет указывать коды по новому классификатору, ФНС даст соответствующие указания.

И завершить всю эту работу нужно к 15 декабря 2015 г.

Но как это часто бывает, торопясь выполнить поручения руководства, налоговики на местах не стали делать никакие выборки, а просто взяли и разослали письма по всем организациям, которые состоят у них на учете. Да еще и напугали последствиями всякими нехорошими. Кстати, о последствиях. Если ваша компания работает и сдает отчетность, то исключения из ЕГРЮЛ можете не опасаться. Ведь исключить из ЕГРЮЛ можно только те организации, которые фактически прекратили свою деятельность, а именно в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом решения о предстоящем исключении 4 :

  • не представляли налоговую и бухгалтерскую отчетность 5 ;
  • не проводили операции хотя бы по одному банковскому счету.

Со штрафом тоже не все так просто. Действительно, Законом о госрегистрации прямо установлена обязанность организации сообщать в регистрирующую ИФНС об изменении кодов ОКВЭД в течение 3 рабочих дней с момента начала ведения новой деятельности 6 . И за ее неисполнение для руководителя организации предусмотрена административная ответственность – предупреждение или штраф 5000 руб. 7

Однако нигде не сказано, что понимается под моментом начала ведения новой деятельности. Некоторые налоговики считают, что 3 дня можно отсчитывать как со дня начала подготовительных работ, так и с момента первой сделки в рамках новой деятельности. Но даже если это и так, для того чтобы оштрафовать руководителя, инспекторы должны обнаружить нарушение в пределах 2 месяцев и 3 дней с начала ведения новой деятельности 8 . Соответственно, если деятельность вы ведете давно, то и штраф вам не грозит.

На самом деле есть последствия более неприятные, чем штрафы. Например, отказ в возмещении НДС на том основании, что в ЕГРЮЛ отсутствует код по ОКВЭД, соответствующий деятельности, в рамках которой заявлены вычеты, лишение права применять пониженные тарифы страховых взносов и т.д.

Поэтому требования налоговиков о внесении кодов ОКВЭД в ЕГРЮЛ лучше не игнорировать. Всем, кто получил письма из инспекции, прежде всего нужно проверить свою выписку из ЕГРЮЛ. А дальше действовать так:

  • если коды по ОКВЭД там указаны, тогда письмом в произвольной форме сообщите в налоговую, что коды имеются и они соответствуют действительности;
  • если там указаны коды по ОКВЭД2, тогда надо их исправить;
  • если коды не указаны вовсе, тогда надо их внести в ЕГРЮЛ.

Для внесения изменений в регистрирующую ИФНС нужно подать:

  • или заявление по форме N Р14001 с заполненным листом Н 9 , если коды ОКВЭД не указаны в учредительных документах 10 . При этом госпошлину вам платить не надо;
  • или заявление по форме N Р13001 с заполненным листом Л 11 , если коды ОКВЭД указаны в учредительных документах. А вот при подаче этого заявления госпошлину заплатить придется – 800 руб. (4000 руб. х 20%) 12 . К слову, организации не обязаны указывать в своих учредительных документах (уставе) коды видов деятельности по ОКВЭД 13 . Вполне достаточно написать, что организация вправе заниматься любыми видами деятельности, не запрещенными законодательством РФ 14 . Поэтому раз уж сейчас вы все равно вносите изменения в учредительные документы, имеет смысл исключить из них коды ОКВЭД. Тогда впоследствии при их смене вам не придется вносить изменения в учредительные документы и платить за это госпошлину.

——————————–

  1. Письмо ФНС от 27.08.2015 N ГД-4-14/15117@
  2. Письмо ФНС от 18.08.2014 N СА-4-14/16465
  3. ст. 21.1 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (далее – Закон N 129-ФЗ)
  4. п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ
  5. подп. 4, 5 п. 1 ст. 23 НК РФ
  6. п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ
  7. ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ
  8. ч. 1 ст. 4.5, ст. 23.61 КоАП РФ
  9. приложение N 6 к Приказу ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@
  10. п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ
  11. приложение N 4 к Приказу ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@
  12. п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ; подп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ
  13. п. 3 ст. 89, п. 3 ст. 98 ГК РФ; пп. 1, 2 ст. 12 Закона от 08.02.98 N 14-ФЗ; пп. 1, 3 ст. 11 Закона от 26.12.95 N 208-ФЗ
  14. п. 1 ст. 49 ГК РФ

Впервые опубликовано в журнале “Главная книга” N21, 2015

Какие коды ОКВЭД нужны для участия в госзакупках? Могут ли отклонить заявку при участии в торгах без нужного кода ОКВЭД?

К участию в государственных закупках допускаются юридические лица и индивидуальные предприятия. Хотя физические лица наделены правом стать участником закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ, но их правовой статус накладывает немало ограничений. Для регистрации ИП и ООО необходимо подать установленный комплект документов, а коды ОКВЭД являются обязательной информацией в заявлении для прохождения регистрации.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург
Читайте также:  Декларирование участником закупки по 44 ФЗ соответствия единым требованиям об отсутствии судимости

Что такое ОКВЭД. Как выбрать коды

При регистрации организации и предприниматели должны подать заявления по форме 11001 и 21001 (их установленный формат содержится в Приложениях 1, 13 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@). В них указываются предполагаемые виды экономической деятельности, от которых ООО или ИП планируют получать прибыль.

Информация об указанных видах деятельности вносится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в виде кодов ОКВЭД. Данные коды предназначены для формирования сводной статистики от Росстата.

Под ОКВЭД понимается общероссийский классификатор видов экономической деятельности. Он был сформирован Минэкономразвития на основе классификации видов деятельности, принятых в ЕЭС.

Первые 4 знака кода в российском классификаторе соответствуют аналогичному обозначению в международном праве, а далее осуществляется детализация по всем видам деятельности с учетом особенностей российской экономики.

В ОКВЭД содержится иерархический метод классификации в следующей форме: класс, подкласс, группа, подгруппа, вид. ОКВЭД может быть использован при решении задач статистического наблюдения, кодирования, аналитического обеспечения органов госвласти.

Какие коды нужно прописать для участия в закупках

Отдельных кодов для сферы государственных закупок не предусмотрено. Подходящий код участнику следует подбирать в зависимости от сферы своей деятельности. Например, для продажи компьютеров и оргтехники будет один код, для оказания услуг по переводам – другой, для строительных услуг – третий.

В процессе открытия фирмы учредитель или ИП может самостоятельно определиться с видом деятельности. У одной организации допускается прописать неограниченное число кодов: один из них будет основной, остальные – дополнительные.

Стоит учесть, что некоторые коды не допускается указывать при регистрации ИП, другие коды требуют лицензирования или получения допуска СРО, определенной величины уставного капитала. Также коды ОКВЭД в процессе работы смогут повлиять на налоговую ставку и величину внебюджетных отчислений. Но сам по себе код ОКВЭД не так важен. Так, например, для получения налоговых льгот организации недостаточно прописать в реестре определенный код экономической деятельности: доля выручки от данного бизнес-направления в структуре ее доходов должна превышать 70% и более.

Могут ли отклонить заявку участника при участии в торгах без соответствующего кода ОКВЭД

Участники без соответствующего кода ОКВЭД вправе на общих со всеми основаниях принимать участие в закупках в рамках законодательства о контрактной системе. Код ОКВЭД не учитывается при рассмотрении заявок на участие в закупке.

В рамках закупок по 223-ФЗ заказчики самостоятельно определяют процедуру государственных закупок для обеспечения своих нужд и закрепляют его в Положении о закупке. Но в любом случае отклонение заявки при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД может рассматриваться, как нарушение конкуренции, и может быть обжаловано в ФАС.

По постановлению АС Западно-Сибирского округа от 2006 года №Ф04-850/2006(22654-А27-34) коды ОКВЭД предназначены исключительно для классификации и кодирования экономической деятельности. Поэтому наличие или отсутствие кодов не препятствует коммерческим организациям заниматься определенным видом деятельности.

Стоит отметить, что перечень кодов допускается изменять в ходе работы. Так, если участник на регулярной основе поставляет определенный товар или оказывает услугу, то ему целесообразно включить соответствующий код ОКВЭД.

Организация определяет коды ОКВЭД самостоятельно и нет такого закона, который бы запрещал ей вести деятельность вне кодов, указанных при регистрации.

Так, по ч. 2, 5 ст. 5 ФЗ-129 от 2001 года руководитель организации или предприниматели обязаны сообщить об изменении перечня кодов в ФНС в течение 3 рабочих дней после начала новой трудовой деятельности. Неисполнение указанного требования грозит им административной ответственностью в виде предупреждения или штрафа в размере 5000 р. по ч. 3 ст. 14.25 КоАП. При этом нигде законодательно не установлено, что можно понимать под началом деятельности. Чтобы избежать привлечения к административному наказанию, участнику следует своевременно подать заявление о внесении изменений в ЕГРИП или ЕГРЮЛ.

Существуют определенные виды деятельности, где заказчик может запросить соответствие оказываемых услуг закупочной документации, например, при проведении научно-исследовательских работ.

Таким образом, многие эксперты склоняются к выводу, что отклонение заявки на участие в тендере по 44-ФЗ и 223-ФЗ при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД является недопустимым. Для того чтобы избежать спорных ситуаций с заказчиками, участникам госзакупок нужно своевременно обновлять перечень кодов.


Компания вправе списать расходы, если у поставщика нет кода ОКВЭД для торговли? / Управляющий партнер ГК «Налоговый щит» Владислав Брызгалин рассказал «УНП» об отсутствии препятствий для учета таких расходов и налоговых рисках таких действий

Источник публикации: «Учет.Налоги.Право», 2019, № 28

Ситуация: компания закупает стройматериалы. Не ясно, вправе ли она списать покупку в расходы по налогу на прибыль, если у поставщика зарегистрирован код ОКВЭД для услуг, а не торговли.

Чиновники

Компания вправе списать траты, если они соответствуют критериям статьи 252 НК. Сделку не посчитают фиктивной только потому, что поставщик не зарегистрировал подходящий код ОКВЭД. Покупка у такого контрагента еще не признак необоснованной налоговой выгоды.

Налоговики не обязаны при регистрации компании проверять, соответствуют ли коды ОКВЭД фактической деятельности или организационно-правовой форме [письмо ФНС от 24.06.2019 № ГД-3- 14/6063@]. Они могут лишь рекомендовать поменять сведения о компании в ЕГРЮЛ, если обнаружат, что она неправильно выбрала код ОКВЭД [письмо ФНС от 30.05.2018 № ЕД-4- 15/10392@]. Это не повлияет на право покупателя списать расходы, которые обоснованы и подтверждены документами.

Сергей Крючков, Заместитель начальника отдела налога на прибыль организаций департамента налоговой и таможенной политики Минфина

Да, компания может списать расходы, если подтвердит их документально.

Право организации признать расходы на покупку не зависит от кода экономической деятельности у поставщика. Даже если он не совпадает с фактической деятельностью, это не значит, что сделка незаконная. Нет запрета на продажу материалов, если в ЕГРЮЛ не зарегистрировали код ОКВЭД для торговли [п. 1 ст. 49 ГК]. Поэтому инспекторы не вправе считать такую сделку нереальной [постановление ФАС Московского округа от 11.03.2013 № А40-70444/12-20-391].

Марина Федяева, Советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса

При проверке представьте контролерам договор поставки, накладную на передачу стройматериалов. Компания вправе списать расходы, если они потребовались для ее хозяйственной деятельности. А то, что у поставщика не зарегистрирован подходящий код вида деятельности, – не повод покупателю отказаться от расходов в налоговом учете.

Нет закона, который запрещает вести торговую деятельность без регистрации подходящего кода ОКВЭД. И в НК не прописали такого требования для расходов, как соответствие кодов поставщика его фактическому виду деятельности. Что точно потребуется компании – так это достоверная первичка по сделке. Если документы без ошибок и подтверждают экономическую обоснованность трат, контролеры на проверке не снимут расходы по налогу на прибыль.

Ирина Илларионова, Советник государственной гражданской службы РФ 2-го класса

Независимые эксперты

Списывайте расходы, если готовы спорить с контролерами.

Организация или бизнесмен должны сообщить налоговикам о том, что начали новую деятельность [п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ]. На проверке инспекторы ориентируются на те виды деятельности, которые прописаны в ЕГРЮЛ. Они посчитают, что покупатель получил необоснованную налоговую выгоду, если фактическая деятельность поставщика не совпадет с данными в реестре [постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.04.2014 № А27-4324/2013].

Компания может списать расходы, даже если у поставщика нет кода ОКВЭД для торговли. Но свою правоту, скорее всего, придется защищать в суде [постановление Арбитражного суда Центрального округа от 25.09.2014 № А14-79/2014].

Лариса Науменко, Директор ООО «Центр правового обслуживания»

Налоговики могут предъявить претензии по расходам на покупку. Но компания вправе списать траты.

С момента государственной регистрации поставщик вправе заниматься любым видом деятельности, кроме лицензируемой [п. 1 ст. 49 ГК]. При этом не обязательно регистрировать код ОКВЭД.

Контролеры установят, что фактическая деятельность не соответствует кодам видов экономической деятельности. Тогда они могут более тщательно изучить взаимоотношения с контрагентом, чтобы выяснить реальность сделки. Не исключено, что они расценят закупку у поставщика без нужного кода ОКВЭД в качестве признака необоснованной налоговой выгоды. Поэтому компании надо подготовиться к тому, чтобы обосновать налоговикам выбор именно этого контрагента.

Владислав Брызгалин, Управляющий партнер, директор группы компаний «Налоговый щит»

На мой взгляд, нет никаких препятствий, чтобы признать расходы на покупку стройматериалов.

Компания или предприниматель вправе заниматься любыми видами деятельности независимо от того, прописали их при регистрации бизнеса в ЕГРЮЛ или нет. Так считают судьи [постановления арбитражных судов Северо-Западного округа от 29.05.2007 № А56- 23810/2005, Московского округа от 14.02.2008 № КА-А40/521-08]. Другое дело, если для работы необходима лицензия.

В вашем случае можно списать расходы по налогу на прибыль. Разумеется, только при условии, что компания потратилась с целью получить доход в будущем. При этом траты должны быть обоснованы и документально подтверждены. Иначе контролеры откажутся признавать расходы.

Александр Анищенко, Аудитор аудиторской фирмы «АТОЛЛ-АФ»

Наше мнение

Рискованно списывать расходы на покупку стройматериалов, если у поставщика не зарегистрирован подходящий код ОКВЭД.

Налоговики вправе сомневаться в обоснованности расходов по сделке, которую не мог выполнить контрагент (п. 2 ст. 54.1 НК). Чтобы подтвердить реальность, инспекторы могут проверить сделку с поставщиком, который, по сведениям из ЕГРЮЛ, должен заниматься услугами, а не торговлей. Поэтому стоит убедиться, что у контрагента зарегистрирован нужный код ОКВЭД, хотя бы перед сделкой на существенные для компании суммы.

Анна Куликова, Эксперт УНП

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Ссылка на основную публикацию