Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ

Разбираемся в особенностях закупок по 223-ФЗ

Кто является заказчиком по 223-ФЗ

Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50 % и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):

  1. Государственные корпорации и компании.
  2. Публично-правовые компании.
  3. Субъекты естественных монополий.
  4. Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т. д.
  5. Автономные учреждения.
  6. Хозяйственные общества (50 % капитала — доля государства).
  7. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 1-6).
  8. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 7).
  9. Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
  10. ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.
  11. ФГУП из перечня (Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016).

В качестве примеров таких организаций можно привести:

  1. ПАО «Газпром».
  2. ООО «Газпром Инвест».
  3. АО «ЭК Ленэнерго».
  4. СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».

Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Но есть риск, что такие покупатели могут злоупотреблять своим положением. Именно поэтому для таких компаний создан отдельный закон — 223-ФЗ.

Полный перечень ФГУП, которые закупают по 223-ФЗ

Обязанности и права заказчика по 223-ФЗ

Есть особенности того, как проводятся закупки заказчиком по 223-ФЗ. Основным внутренним документом здесь является положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2), где подробно прописан порядок и все этапы такой деятельности. Документ публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

Сохраняется обязанность приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). Раздел об этом должен быть в плане.

В законе прописаны и права заказчика:

  1. Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков по законам № 223 и № 44.
  2. Все документы можно публиковать не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме гостайны).
  3. Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых меньше 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4).

Можно ли пожаловаться в ФАС

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу по 223-ФЗ на действия заказчика, если:

  1. Нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС.
  2. От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
  3. Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
  4. Опубликована недостоверная или вообще отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов МСП.

В целом алгоритм подачи жалобы будет аналогичен нормам закона № 44.

Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2020 года

Дела о нарушениях рассматривает ФАС (ст. 23.83 КоАП РФ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Основание по КоАП

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной, должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух разОт 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от шести месяцев до одного года—Ч. 2 ст. 7.32.3Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗОт 20 000 до 30 000От 50 000 до 100 000Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3Не разместили информацию о закупках в ЕИСОт 30 000 до 50 000От 100 000 до 300 000Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000От 10 000 до 30 000Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 7 ст. 7.32.3

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 8 ст. 7.32.3

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

Ч. 7.2 ст. 19.5

Подробнее о том, когда оштрафуют, рассказали в статье «Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках».

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная ответственность в закупках по 223-ФЗ, в том числе и за задержку оплаты. Таблицу новых наказаний найдете в статье «Дождались! За задержку оплаты по 223-ФЗ будут наказывать».

Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ?

Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт. Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг.

44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату. При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках. А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров.

Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права. Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись.

№ 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок. При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д.

223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время. Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта.

Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика.

Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ

Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения. Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  • Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  • Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  • Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  • Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица. Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги?

Заказчики по 44-ФЗ

Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью.

Заказчики по 223-ФЗ

Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован. Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата. Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант.

Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков. Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок

В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика.

Конкурентные закупки

  • конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  • аукционы (электронные, закрытые);
  • запросы предложений;
  • запросы ценовых котировок.

С 2019 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки

К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться

Способы закупок по 223-ФЗ

В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок.

Отчетность заказчиков торгов

Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ

Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  • Отчет об исполнении контракта;
  • Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  • Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ

Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  • отчет об общей стоимости заключенных договоров;
  • отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  • отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту

Федеральный закон 44-ФЗ

С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК.

Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию. В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий.

Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче. Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение. Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.

Читайте также:  Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ на 2020 г.

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО). Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ

Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков. Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки.

Расторжение контракта и возможность внести изменения

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя. Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%.
Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий.

Федеральный закон 223-ФЗ

Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг. В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика.

Обжалование действий заказчика

Федеральный закон 44-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  • В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.
  • Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
  • Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.

В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).

Федеральный закон 223-ФЗ

Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом.

ЗАКУПКИ ПО 44 ФЗ и 223 ФЗ

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96

КОНКУРЕНЦИЯ В ЗАКУПКАХ

В последнее время обсуждение темы конкуренции и ее значения для экономики приобрело небывалый размах. Конкуренция является своего рода хитом в сегодняшней деятельности многих государственных и окологосударственных организаций. На законодательном уровне, помимо собственно Закона о защите конкуренции, существует и целый ряд других нормативно-правовых актов, целью которых является обеспечение максимально беспрепятственного доступа на различные рынки товаров, работ, услуг как можно большему числу производителей и продавцов.

Законы о закупках

Особое место среди нормативно-правовых актов занимают два мегапопулярных сегодня закона о закупках – «О контрактной системе» (44-ФЗ), регулирующий закупки государственных и муниципальных заказчиков, и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ), устанавливающий рамочные правила закупок для корпоративных и регулируемых заказчиков.

Тендер

Понятие «тендер» в целом является достаточно новым для российской экономики, что обусловливает определенные сложности и недоработки в законодательном регулировании сферы закупок.

Правовое поле как государственных, так и корпоративных закупок претерпевает постоянные изменения из-за недостаточного соответствия существующих нормативно-правовых актов фактическим потребностям заказчиков и поставщиков, а также из-за невысокой эффективности закупок, причинами которой являются не только коррупционные составляющие, такие, как сговор заказчиков и поставщиков, «заточки» закупочной документации под конкретного поставщика, но и в целом достаточно низкая активность участников закупок, незнание ими законодательства о закупках и способов защиты своих прав.

При этом государственные закупки являются важным инструментом регулирования и стимулирования роста всех отраслей экономики, развития конкуренции и увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства – фундамента любой экономической системы, особенно в период финансового кризиса, очередную волну которого сейчас переживает Россия.

Вместе с тем, имеющиеся на сегодняшний день проблемы являются вполне логичными и объяснимыми, учитывая, что развитие сферы закупок находится в нашей стране в зачаточной стадии.

История

При этом следует упомянуть о том, что регулирование конкурсных торгов существовало еще в царской России. Самый ранний документ о подряде датирован 7 июля 1654 г., а первые законодательные акты, послужившие прообразом будущих правил «публичных» торгов, относятся к эпохе петровских реформ. Дальнейшее развитие регламентация государственных поставок получила в таких документах, как «Положение 1830 г.» и «Положение о подрядах и поставках», действовавшее с 1900 г. до 1917 г. Однако в советский период потребность в подобном регулировании отсутствовала и зарождавшиеся традиции публичных торгов канули в Лету.

Для сравнения, в США Федеральная контрактная система планомерно складывалась на протяжении не одного столетия: первая законодательная база была сформирована к началу 19 века, и к настоящему времени в стране можно наблюдать достаточно структурированную и отлаженную систему распределения государственных финансов через инструмент заключения контрактов по результатам открытых конкурентных процедур.

Что касается нашей страны, то после нескольких десятилетий плановой экономики и привычки к устоявшимся хозяйственным связям для многих российских чиновников и руководителей крупных корпораций намного более понятной и выгодной является система кулуарных сделок, нежели чем сложная и весьма запутанная система конкурентных закупок.

Однако, несмотря на то, что многие заказчики высказывают уверенность в том, что система закупок в нашей стране в скором времени перестанет существовать по причине своей несостоятельности, происходящие процессы на уровне законодательного регулирования говорят об обратном. Система закупок не только не перестанет существовать, но постепенно будет подвергаться все большей регламентации и контролю.

Законодательство

Весьма наглядно это можно продемонстрировать на примере Закона о корпоративных закупках 223-ФЗ, который с девяти страниц первоначальной редакции увеличился в объеме в три раза. Плюс для конкретизации отдельных его положений приняты и продолжают приниматься многочисленные постановления и распоряжения Правительства РФ. 20 декабря Государственная Дума приняла очередные поправки к закону, которые должны вступить в силу с 1 июля 2018 года.

Наиболее существенные изменения последнего времени, которые нас интересуют с точки зрения содействия развитию конкуренции, касаются расширения доступа участия к закупкам субъектов малого и среднего предпринимательства. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установило в 2015 году обязанность по осуществлению закупок у малого и среднего бизнеса для наиболее крупных заказчиков. С 1 июля текущего года перечень таких заказчиков пополнился хозяйственными обществами с долей участия субъекта РФ или муниципального образования более 50% и годовой выручкой более 500 млн. рублей. А с 1 января 2018 года к ним присоединились и все остальные заказчики с указанным объемом выручки, а также крупные автономные учреждения (с годовым объемом договоров свыше 250 млн. рублей).

Из ключевых изменений, принятых Госдумой, следует отметить, что закупки, участниками которых будут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства, смогут проводиться только на электронных площадках из утвержденного Правительством перечня и только одним из установленных законом способов (конкурс, аукцион, запрос предложений, запрос котировок).

Субъекты малого предпринимательства

Следует отметить, что в одной из промежуточных редакций поправок, размещенной на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, предусматривалось установление закрытого перечня для всех закупок, подлежащих размещению в Единой информационной системе, а также проведение в электронной форме на площадке абсолютно всех конкурентных процедур, а не только тех, участниками которых являются субъекты МСП. Именно данные изменения могли бы сделать закупочные процедуры действительно конкурентными и прозрачными. Но, по каким-то причинам, очень даже для всех понятным, от внесения данных поправок законодатели отказались.

Также для закупок среди субъектов МСП установили и ряд дополнительных условий, которые очевидно усложнят жизнь и малому бизнесу, и заказчикам. В частности, денежные средства для обеспечения заявок участникам закупок придется вносить на специальный банковский счет, открытый в банке из определенного Правительством перечня. Подача заявок на участие в конкурсе, аукционе и запросе предложений должна будет состоять из двух частей и ценового предложения, на участие в запросе котировок – из одной части и ценового предложения. Требования к составу указанных частей строго регламентированы.

Для остальных же закупок при этом никаких принципиально новых сверхжестких и унифицированных требований по-прежнему не устанавливается. То есть все условия и способы проведения закупок заказчики, как и прежде, смогут прописывать в Положении о закупке.

В целом логично предположить, что усложнение процедур для субъектов МСП приведет к сокращению числа конкурентных закупок и увеличению доли закупок у единственного поставщика. Или такие новшества просто станут дополнительным барьером для потенциальных участников.

Таким образом, внесенные поправки еще больше усилили дифференциацию между Законом о контрактной системе, который традиционно считается «законом для поставщиков», так как строго ограничивает творческие порывы организаторов закупок, и Законом о корпоративных закупках, в который, вопреки ожиданиям, снова так и не внесли поправок, которые бы сделали правила игры по нему максимально прозрачными.

При этом объем денежных средств, распределяемых в рамках данного закона, не сопоставим с 44-ФЗ. По итогам 2016 года, например, в рамках 223-ФЗ было размещено извещений на сумму, почти в 4 раза бо́льшую, чем в рамках 44-ФЗ.

Несмотря на постоянные корректировки, направленные на совершенствование законодательства, по-прежнему остается очень много задач, над которыми нужно работать. При этом необходимо учитывать, что не все зависит только и исключительно от государственных органов. Большую роль в повышении эффективности и конкурентности закупок играет активная позиция самих предпринимателей – участников закупок. Но пока, к сожалению, приходится констатировать, что активность поставщиков находится на весьма невысоком уровне. Связано это, в первую очередь, с недоверием бизнеса к тому, что закупки проводятся честно, а также с недостатком у предпринимателей необходимых знаний. Над этой проблемой, на мой взгляд, необходимо очень серьезно работать на региональном и муниципальном уровне.

В целом закупки по закону 223-ФЗ проводятся в настоящее время преимущественно по принципу «Тиха украинская ночь, но сало надо перепрятать», то есть существующий закон и так слабо регулирует систему закупок, а некоторые заказчики, пользуясь и даже злоупотребляя этим, еще всячески пытаются максимально усложнить доступ к своим закупкам, чаще всего, путем установления чрезмерных требований к участникам и составу заявок, а также нереальных сроков оплаты (1 год, например). Заказчиков, конечно, тоже можно понять, они ведь платят деньги. И хотят себя максимально обезопасить от сомнительных исполнителей. Поэтому в данном случае претензии нужно предъявлять не к заказчикам (ведь они по сути просто пользуются теми возможностями, которые им предоставлены), а к законодательству, которое дает им практически полный карт-бланш.

К ак проводить закупки по Закону N 223-ФЗ с 1 июля 2018 г.

Работать станет сложнее: часть новых правил приближает этот закон к контрактной системе.
Обновленное положение нужно разместить в ЕИС до 1 января 2019 года. В противном случае придется перейти на закупки по Закону N 44-ФЗ.

Откладывая изменение положения на конец года, заказчик может лишить себя некоторых преимуществ. Так, если в положении продублированы “старые” правила размещения информации в ЕИС, вы не сможете воспользоваться возможностью полностью отказаться от подачи информации о закупках у единственного поставщика.

Типовое положение о закупке
Типовое положение о закупке должно содержать не подлежащие изменению при разработке и утверждении своих положений заказчиками:

  1. порядок подготовки/осуществления закупки;
  2. способы закупок и условия их применения;
  3. срок заключения договора по результатам конкурентной закупки.
Читайте также:  Внесение сведений в реестр договоров по Закону N 223-ФЗ

Оно также должно предусматривать особенности участия СМСП в закупках

Как проводить закупки, если не изменили положение
Минфин и ФАС разъяснили: до конца года можно проводить закупки по положению, в котором не учтены поправки к Закону N 223-ФЗ, вступающие в силу в июле.

Если не успели изменить положение, рекомендуем учитывать некоторые нововведения:
– описывайте предмет конкурентной закупки в документации по новым правилам;
– не отменяйте закупку после окончания срока подачи заявок.

Как изменить положение и проводить закупки по новым правилам
Основные моменты, которые важно учесть в новом положении о закупке:

  1. Укажите, какие именно закупки будете проводить не в электронной форме. Если не сделать этого, все ваши закупки будут электронными.
  2. Следует внести в положение о закупке перечень случаев, когда закупку проводят у единственного поставщика. Список признают исчерпывающим. Информацию и документы о закрытых закупках в ЕИС размещать не следует. Информацию и документы о закупке у единственного поставщика можно тоже не размещать, если иного не предусмотрели в положении о закупке.
  3. Включите требования к участникам закупки.

Электронные закупки у малого и среднего бизнеса отложены
Старт электронных закупок у субъектов МСП перенесли до начала функционирования электронных площадок. Они заработают после заключения соглашения между оператором и уполномоченными органами. Произойдет это не позднее 1 октября.

Госзакупки: кто может стать поставщиком и как это сделать

Участие в торгах по госзакупкам — это хорошая возможность получить новые заказы и расширить клиентскую базу. С начала 2017 года федеральные, региональные и муниципальные заказчики разместили более 1,6 миллиона извещений о предстоящих закупках на сумму более 3,45 триллионов рублей. Выбор поставщиков и заказчиков происходит на конкурентной основе, что обеспечивает равные шансы для всех претендентов. Мы подготовили обзорную статью, которая дает общее представление о том, как проводятся торги по госзакупкам. Последующие материалы будут посвящены деталям и нюансам контрактной системы.

Для чего создана система госзакупок

Время от времени все государственные и муниципальные организации, органы власти и бюджетные учреждения закупают для своих нужд товары, либо заказывают работы или услуги. По закону данные структуры не вправе обратиться к первому попавшемуся поставщику или подрядчику. Каждая госзакупка должна быть запланирована, обоснована и выставлена на торги. Потенциальные поставщики и подрядчики участвуют в торгах, по итогам которых выявляется победитель, предложивший самые выгодные условия поставки. С победителем заключают контракт, и только после этого он становится поставщиком для той или иной бюджетной структуры.

Система госзакупок (ее также называют контрактной системой) обеспечивает добросовестную конкуренцию среди претендентов в поставщики. Кроме того, такая система позволяет всем желающим получить информацию о торгах, победителях и заключенных контрактах. Наконец, благодаря контрактной системе государство контролирует процесс выбора поставщиков с целью пресечения предвзятости и коррупции со стороны госструктур.

Какими законами регулируются госзакупки

На сегодняшний день принято два закона, регулирующих государственные закупки. При этом каждая закупка совершается в рамках либо одного, либо другого закона.

Если государственное или муниципальное учреждение приобретает товар, работу или услугу за счет бюджетных средств, такая закупка происходит в рамках Федерального закона от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).

Если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, такая закупка регулируется Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). Этот же закон действует и в случае, когда в роли покупателя или заказчика выступает госкомпания с долей участия государства выше 50%, либо ее «дочка» или «внучка». Закон № 223-ФЗ также применяется в случаях, когда товары работы или услуги приобретаются субъектами естественных монополий (нефтегазовыми компаниями, РЖД и проч.) или организациями, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение).

У каждого из двух указанных законов есть своя специфика. Основное отличие в том, что Закон № 44-ФЗ регулирует все этапы сделки, тогда как Закон № 223-ФЗ устанавливает только общие принципы. Информация о том, какой именно закон действует в отношении той или иной закупки, размещена в свободном доступе. Благодаря этому каждый поставщик или подрядчик может заранее изучить все нюансы и лучше подготовиться к торгам.

Какие поставщики и подрядчики могут участвовать в торгах

Согласно статье 31 Закона № 44-ФЗ поставщиком может стать любое юридическое или физическое лицо (в том числе ИП), если оно:

  • не находится в процессе банкротства или ликвидации;
  • деятельность не приостановлена;
  • не имеет задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет;
  • не имеет непогашенной или неснятой судимости по преступлениям в сфере экономики;
  • не аффилирован с заказчиком;
  • не является оффшорной компанией;
  • в течение двух предшествующих лет не привлекалось к административной ответственности на основании статьи 19.28 КоАП РФ «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Заказчик вправе установить дополнительное условие — чтобы поставщик не значился в реестре недобросовестных поставщиков (его ведет Федеральная антимонопольная служба).

Закон № 223-ФЗ позволяет заказчикам устанавливать собственные требования к поставщикам и подрядчикам. Эти требования должны быть прописаны в положении о закупке, принятом данным заказчиком, и размещены в свободном доступе (часть 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Как проходят торги

Госзаказчик формирует извещение о закупке, то есть делает объявление о том, что он намерен проводить отбор поставщика. Извещение размещается в Единой информационной системе (ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru.

Многие опытные поставщики пользуются для поиска информации специальным веб-сервисом «Контур.Закупки». В сервисе можно искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику. Но самое главное — в «Контур.Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы. Такие уведомления позволяют поставщику принимать решения об участии в торгах раньше конкурентов.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Извещение заказчика содержит информацию о товаре, работе или услуге, которая будет закупаться, и сведения о госзаказчике. Также в извещении указана начальная (максимальная) цена контракта (НМЦ). Это предельно возможная сумма, которую заказчик готов заплатить поставщику или подрядчику. Подразумевается, что в процессе торгов претенденты будут предлагать более низкую стоимость контракта, и выиграет, скорее всего, тот, чья цена окажется меньше других. Помимо этого, в извещении о закупке госзаказчик указывает способ ее проведения: аукцион, конкурс, и т.д. Некоторые способы являются электронными, другие относятся к «бумажным».

Поставщики и подрядчики, желающие побороться за контракт, подают свои заявки на участие в торгах. Если закупка проводится «бумажным» способом, заявки подаются в запечатанных конвертах (лично или по почте). Если закупка проводится электронным способом, заявки подаются на электронной торговой площадке, которая указана в извещении. В любом случае к заявке прикладываются определенные документы: сведения об ИНН, справка об отсутствии задолженности перед бюджетом и проч.

Далее проходят сами торги, которые, по сути, сводятся к рассмотрению заявок и выбору наилучшего претендента. Занимается этим закупочная комиссия, которую создает госзаказчик. По итогам торгов объявляют победителя, с которым заключается контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги.

Какие финансовые вложения нужно сделать для участия в торгах

Участие в торгах требует от поставщиков и подрядчиков определенных денежных вложений. Во-первых, в момент подачи заявки в большинстве случаев необходимо внести обеспечительный платеж. Его размер устанавливает заказчик в диапазоне от 0,5 % до 5 % от начальной (максимальной) цены контракта. Практика показывает, что чаще всего заказчик утверждает обеспечительный платеж в размере 5% от НМЦ. Если претендент проигрывает торги, данную сумму он получает обратно в течение одного или пяти рабочих дней — в зависимости от способа проведения торгов. Победитель тоже получает деньги назад после подписания контракта.

Во-вторых, поставщик, признанный победителем, обязан внести еще один обеспечительный платеж. Его величину устанавливает заказчик в следующем диапазоне: от 5% до 30% НМЦ при сумме контракта не более 50 миллионов рублей, и 10% до 30% при сумме контракта свыше 50 миллионов рублей. В определенных случаях вместо данного платежа можно предоставить банковскую гарантию. Если победитель торгов в полном объеме выполнит все условия контракта, обеспечительный платеж ему вернут. Сроки возврата законом не регулируются. Каждый заказчик устанавливает их на свое усмотрение и прописывает в извещении о закупке.

Добавим, что для участия в торгах, которые проводятся в электронном виде, понадобится электронная подпись. С ее помощью поставщик или подрядчик сможет подписать заявку на участие и ряд других электронных документов.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Когда поставщик получит деньги от заказчика

Для госзакупок, совершенных в рамках Закона № 44-ФЗ, срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Если поставщик относится к субъектам малого предпринимательства или к социально ориентированным некоммерческим организациям, то срок оплаты контракта уменьшается до 15 рабочих дней.

Закон № 223-ФЗ дает заказчикам право установить свои сроки оплаты контракта. Эти сроки должны быть прописаны в положении о закупке, принятом данным заказчиком, и размещены в свободном доступе (часть 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ).

Куда пожаловаться, если права нарушены

Проигравший участник торгов может счесть, что его права были нарушены. Причиной для такого вывода могут стать необоснованное, на его взгляд, отклонение заявки на участие, несправедливый выбор победителя и проч. Чтобы отстоять свои права, можно обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу. Если она вынесет решение, которое не устроит участника торгов, ему следует подать иск в арбитражный суд.

Положения проведения государственных закупок по ФЗ 44 и 223

Кратко о Федеральном Законе № 44

Закон № 44, принятый 05.04. 2013 года, определяет основные положения государственных закупок для муниципальных и государственных нужд. В силу данный закон вступил с 2014 года. Закон определяет основные принципы совершения закупок, выделяя стимулирование инноваций и профессионализм заказчика в качестве основных принципов.

Заказчик и контролирующий орган должны работать на профессиональной основе, обладать всеми необходимыми теоретическими и практическими знаниями. Теперь для выполнения закупок необходимо привлекать специализированных работников, специально обученных для этого. А если сумма годовых закупок превышает 100 млн. руб., то работать должны специализированные подразделения. Если же объем закупок не превышает указанной суммы, то достаточно назначить должностное лицо, которое будет выполнять данную работу – контрактный управляющий. В его обязанности входит проведение закупок, составление отчетов, оформление аукционов и так далее.

Теперь к контрактной системе принадлежат все государственные закупки и этапы их проведения:

  • планирование закупок;
  • определения поставщиков;
  • заключение контракта, гражданско-правового договора;
  • особенности контрактов;
  • мониторинг;
  • аудит;
  • контроль.

Планирование закупок – это важный элемент всего процесса. Процесс планирования включает в себя разработку планов закупок согласно графикам на весь текущий год. В них должна быть сосредоточена подробная информация обо всех запланированных покупках. В планы в последующем можно вносить необходимые изменения, руководствуясь законодательной базой.

Что касается способов закупок, то существует девять случаев, когда можно провести запрос предложений. Это определено ст. 83 Федерального Закона. Заказчик может провести запрос предложений тогда, если процедура аукционного конкурса не состоялась. Система закупок подверглась изменениям, теперь приоритетным для проведения государственных закупок считается конкурс.

С новыми изменениями заказчики вынуждены обосновывать свои закупки, и не только цену услуг и товаров, но еще и их необходимость. К тому же, действуют антидемпинговые и антикорупционные меры, которые также контролируют закупки для государственных учреждений. Если начальная цена закупки превышает 1 млн. рублей, то в процессе её осуществления необходимо общественное обсуждение необходимости товара или услуг.

Читайте также:  Как действовать заказчику в ходе исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ

Мониторинг закупок осуществляется путем их прозрачности, когда документация проверяется на всех стадиях государственных закупок. Аудит данного процесса входит в полномочия Счетной Палаты, контрольно-счетных органов и муниципальных образований. Контроль данной деятельности осуществляется органами ФАС России.

Также закон определяет новые особенности закупки товаров или услуг у единственного поставщика. Одноименность товаров исключается. И теперь закупки на стоимость не более100 000 рублей могут осуществляться при том условии, что в совокупности сумма таких покупок не более 5% от суммы всех закупок в плане-графике, и не более 50 млн. рублей. Но из этого правила есть исключения, поскольку данные ограничения не действуют при закупках для нужд сельских поселений.

Поэтапное вступление в силу Закона должно закончиться в 2017 году, когда все его положения будут действовать на полную силу.

О Федеральном законе № 223

18.07.2011 года вышел закон № 223 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». По сравнению с ФЗ № 44, он является более мягким, и не так строго диктует правила закупок. Так, положения Закона не требуют обоснования закупок, а также в план-график могут быть внесены изменения в любое время. В уже заключенный контракт, согласно ФЗ 223, также могут быть внесены изменения по поводу цены, объемов закупок и сроков.

Чтобы начать работу по ФЗ 223, учреждение должно принять Положение о закупках и планы закупки. Положение должно быть утверждено руководителем. Далее Положение вместе с планом размещают на специализированном сайте, и начинают закупки уже с начала следующего года. Таким образом, здесь процедуру регулирует Положение, а не сам Закон.

На портале госзакупок участник должен зарегистрировать два личных кабинета. Все кабинеты должны быть оформлены по двум действующим Законам, по ФЗ № 44 и по ФЗ № 223.

Основное требование Закона – это обязательное размещение на сайте информации о закупках и отчетов о проведенных закупках. Размещение информации происходит ежемесячно, отчеты подаются не позднее 10 числа следующего месяца.

Отличия ФЗ 44 от ФЗ 223

В нашей стране существует два действующих Закона, на основании которых проводиться закупочная деятельность в государственной сфере. Основные различия между двумя нормативно-правовыми актами отобразим схематически:

Основные отличия положений Законов

Федеральный Закон № 44 по своим объемам больше в 10 раз. Он более досконально регламентирует закупочную процедуру в государственной сфере. Он более подходит для новичков.

Действие данного Закона распространяется на все госзакупки, регулируя каждый из этапов таких процессов. Если регламент каким-то образом будет нарушен, то за это грозит штраф. Недобросовестных предпринимателей уже заносят в списки.

Федеральный Закон № 223 имеет небольшие объемы, и более подходим для опытных сотрудников, поскольку не так подробно описывает всю процедуру государственных закупок.

В этом Законе не все этапы сделки описаны подробно. При этом компаниям следует самостоятельно утверждать положения, которые будут подробно регулировать данный процесс.

Любые муниципальные учреждения и государственные предприятия, финансирование которых происходит из государственного бюджета.

Любые компании, у которых доля государственного финансирования составляет более 50%, бюджетные учреждения, монополии, предпринимательства, выполняющие регулируемые типы деятельности.

Кто может быть поставщиком?

Физические и юридические лица.

Физические и юридические лица.

По данному Закону могут быть проведены закрытые или открытые конкурсы. Также могут быть проведены конкурсы с ограниченным участием, электронные аукционы, запросы предложений и ценовых котировок. Закупки у одного поставщика ограничены.

Существуют два обязательных способа проведения закупок: конкурс и электронный аукцион.

Существует только пять платформ для проведения электронных торгов.

Платформ существует больше сотни, и в выборе заказчики не ограничены.

Необходимость подписи на ЭТП

Можно обойтись неквалифицированной подписью.

В зависимости от ЭТП можно использовать как квалифицированную так неквалифицированную подпись.

Сроки подачи заявок

Все заказчики строго соблюдают прописанные сроки для каждого конкретного этапа.

Сроки определяются самим заказчиком, прописывая их в положении.

Отчеты о проведенных закупках в обязательном порядке должны быть размещены на сайте госзакупок.

Отчеты о закупках также должны размещаться на специализированном сайте. И такие отчеты подаются не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В отчетность входят: общая стоимость договоров, соглашения по всем закупкам, данные государственной тайны, соглашения с субъектами среднего и малого бизнеса.

Гарантии по контракту

Независимо от стоимости, заказчик может требовать от победителя аукциона обеспечения договора. Сумма может состоять из 5-30% от стоимости всего контракта.

Способ обеспечения может быть выбран заказчиком. Это может быть банковская гарантия или же занесение денег на личный счет.

Согласно данному Закону, заказчик вправе самостоятельно решать, требовать ему обеспечение договора или нет.

Расторжение договора или внесение изменений в его пункты

Согласно Федеральному Закону № 44, заказчик не может расторгнуть контракт самостоятельно или внести в него изменения.

Согласно Федеральному Закону № 223, изменить условия договора вправе любой заказчик. Могут быть изменены такие условия как объемы работ, цена и сроки.

В Законе четко определена вся процедура подачи жалобы на действия заказчика. Жалоба должна иметь письменную форму, и подается она в местное отделение ФАС. После этого жалоба должна опубликоваться на официальном сайте госзакупок, и такая публикация производиться не позже 2 дней с момента её получения органами. Рассмотреть жалобу, проанализировать её и вынести решение органы должны в течение 5 дней с момента её подачи.

Согласно Федеральному Закону № 223, подача жалобы на действия заказчика также возможна. Письменные жалобы также подаются в органы ФАС. Но, чтобы подать жалобу, участникам торгов необходимо просмотреть сроки для этого в положении, разработанном заказчиком, поскольку именно там должны быть определены сроки.

Следует помнить о том, что на официальном сайте должен быть реестр жалоб. И там можно проверить наличие или отсутствие той или иной жалобы.

Таким образом, Федеральные Законы № 44 и 223 регулируют процесс государственных закупок. Федеральный Закон № 44 можно охарактеризовать как более четкий, он определяет всю процедуру поэтапно, обозначая конкретные сроки и другие нюансы государственных закупок, в отличие от второго нормативно-правового акта. Согласно ФЗ 223, заказчик сам утверждает положение, в котором процедура закупки и проведения торгов прописана подробно.

Отзывы

Николай Лифар, 37 лет, Воронеж.

Чтобы начать процедуру закупки, необходимо сначала разобраться в сроках, а также в самом процессе размещения документации. Все данные можно просмотреть в ФЗ 223, ПП 908, ПП 1132 и в положении о закупке, принятом самим заказчиком. Сначала публикуют изменения в план, публично извещая о данных изменениях. Далее публикуют протокол и раскрывают заявки, поданные участниками, и подводят итоги. В заключении публикуют договор, публикуя сведения о его выполнении.

Борис Меньшов, 40 лет, Краснодар.

Мы часто проводим государственные закупки после того, как планку понизили. И в больнице теперь практически все покупается посредством электронных торгов. В штате больницы предусмотрена должность специалиста по государственным закупкам, который проводит аукционы и организовывает отчетность по проведенным закупкам. В целом, мы работаем по ФЗ 44, где все подробно прописано, пока проблем не возникало. Было несколько жалоб, но абсолютно не обоснованных, и в результате они так и остались без позитивного решения для жалобщиков.

Наталья Булатова, 35 лет, Омск.

Я веду государственные закупки в двух учреждениях, работая на пол ставки в каждом из них. В целом, мне нравиться работать по ФЗ 44, все прописано от А до Я, только выполняй требования и все. Так работать гораздо удобнее, следует только вовремя публиковать информацию и подавать отчеты, иначе за это предусмотрены немаленькие штрафы. К тому же, хотя бы раз в месяц к нам приезжает проверка, и смотрит, все ли в порядке. Если что-то непонятно, то можно проконсультироваться у юриста или же позвонить в службу поддержки.

Видео

Различия между 44 ФЗ и 223 ФЗ в 2020 году

Для выполнения различных проектов, удовлетворения потребностей в товарах или услугах государственные или местные органы власти в 2020 году проводят так называемые госзакупки. Основные 2 нормативных документа, регулирующие эту сферу – это федеральные законы 44 и 223. Принципиально они отличаются тем, что в первом случае закупки осуществляются государственными учреждениями, а во втором – организациями, которые принадлежат государству частично (но не менее чем на 50%). Другие отличия, этапы процедуры закупок подробно рассматриваются далее.

ФЗ 44 и 222: таблица отличий

При участии в конкурсе компании обращают внимание на различные нормативные документы, но в первую очередь – именно на эти федеральные законы. Отличия между ними описаны в таблице.

критерий сравненияФЗ 44ФЗ 223
сфера регулированиялюбые закупки со стороны госзаказчиков федерального и регионального уровня; полное описание процедуры торгов, нарушение которой может привести к занесению компании в РНП *только общие особенности процедуры; при использовании этого закона заказчик обязан самостоятельно разработать внутренний регламент (Положение), на основе которого будут проводиться госзакупки
заказчикибюджетные учреждения (федеральный и муниципальный уровень)разные:
  • учреждения, принадлежащие государству наполовину и более;
  • компании, которые занимаются бизнесом с регулируемыми тарифами (например, поставка электроэнергии);
  • естественные монополии (крупные компании – РЖД, Роснефть, Газпром и др.);
  • государственные учреждения, которые приобретают нужные товары/услуги в том числе с использованием внебюджетных денег (за счет собственной коммерческой деятельности, получения грантов и т.п.)
поставщикилюбые лица – частные граждане, ИП и компании любых форм собственностивиды торгов (процедур)**разные:

  • электронный аукцион;
  • конкурс с ограничением участия;
  • открытый конкурс;
  • запрос предложений;
  • многоэтапный конкурс;
  • закрытая форма конкурсов;
  • аукцион в закрытой форме;
  • запрос котировок;
  • закрытый конкурс с ограничением участия.
торговые площадкиперечень ограничен 6 электронными сервисами (регистрация бесплатная):

  1. Сбербанк-АСТ.
  2. Заказ РФ.
  3. ММВБ.
  4. Росэлторг.
  5. Российский аукционный дом.
  6. РТС-Тендер.
довольно большой перечень – около 170 сервисов (как бесплатные, так и платные); при этом участники свободны в выборе площадки – они могут действовать по своему усмотрениюсроки подачи заявкиаукцион объявляется минимум за 7 дней до того момента, как предполагается прекратить прием заявок;

если же цена контракта более 3 млн рублей – то минимум за 15 днейзаказчик сам вправе выбирать сроки, причем они должны быть прописаны в соответствующем Положении – с этим документом участникам следует ознакомиться заблаговременновиды отчетов заказчикатолько об исполнении самого договора, общей сумме закупокразные:

  • все подписанные договоры;
  • договоры с единственной компанией;
  • договоры по закупкам, которые связаны с гостайной.
обеспечение обязательств по договору***государственное учреждение может установить стоимость обеспечения от 0% до 30% (если общая сумма не более 50 млн р) и от 5% до 30% при превышении этого значенияобеспечение необязательно – в каждом случае заказчик может действовать по собственному усмотрениюизменение и расторжение договоровдетально прописываются в самом договоре; при этом существенные условия не подлежат изменениюстороны также прописывают условия расторжения/изменения в тексте документа; при этом они могут самостоятельно определять их в соответствии с Положением заказчикаподача жалобы на действия со стороны заказчикаподаются в местное отделение антимонопольной службы; рассматриваются на общих основаниях в течение 5 рабочих днейтакже подаются в местное отделение антимонопольной службы, однако сроки рассмотрения прописываются в договоре отдельно; также при определении сроков и порядка рассмотрения ФАС руководствуется действующим гражданским законодательством

* Реестр недобросовестных поставщиков

** Согласно ФЗ 44 можно совершать закупки еще одним способом – приобретая товары/услуги у единственного поставщика (ФЗ 223 такой возможности не предусматривает).

*** Участники могут выбирать разные виды обеспечения по своему усмотрению – внесение предоплаты, гарантия со стороны банковского учреждения и др.

Ссылка на основную публикацию