Комиссия отклонила заявку с предложением о поставке эквивалента товара

10 распространенных ошибок заказчиков по 44-ФЗ

Законодательство постоянно меняется и нельзя быть уверенным на 100%, что, проводя закупку, сделал все правильно. В статье мы собрали наиболее распространённые ошибки заказчиков, которые встречаются на практике и которые нужно учиться не допускать.

Чаще всего ошибки совершаются при формировании закупочной документации, в частности, при описании объекта закупки. От того, насколько правильно составлена закупочная документация, зависит исход закупки. Остановимся на наиболее распространённых ошибках заказчиках, допускаемых ими на этапе формирования документации.

1. Избыточные требования при описании объекта закупки

Порой заказчики включают в закупочную документацию излишние требования. Например, указывают характеристики, которые могут быть проверены лишь в лабораторных условиях — «температура начала кристаллизации», «индекс вязкости», «плотность», «содержание серы в %».

Для того, чтобы испытать товар, участник закупки должен его сначала произвести или купить. При этом Закон № 44-ФЗ не обязывает претендента на контракт иметь в наличии товар на складе в момент проведения торгов.

Поэтому не следует включать в техзадание требования к химическому составу, компонентам товара, технологии его производства, и показатели, значения которых можно определить по результатам испытаний (как правило, указание на то, что данный показатель определяется испытанием, имеется в ГОСТе).

Соответствующие разъяснения есть в письме ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16. Позиция ФАС России поддержана решением Верховного суда РФ от 09.02.2017 № АКПИ16-1287.

Пример: Решение ФАС России от 08.06.2018 по делу № 18/44/105/640 (номер закупки в ЕИС 0315100000318000106)

2. Отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки

Закон № 44-ФЗ устанавливает требование о наличии в составе закупочной документации инструкции по заполнению заявки. При этом требования непосредственно к содержанию инструкции отсутствуют.

В этой связи некоторые заказчики пренебрегают разработкой данного раздела и ограничиваются формальным наличием инструкции в тексте документации.

На этот счет уже сложилась позиция ФАС России, которая считает ненадлежащую инструкцию нарушением Закона № 44-ФЗ.

Положения инструкции должны быть понятными и непротиворечивыми. Так, инструкция должна содержать, в том числе указание на разделы документации, в которых содержатся показатели, в отношении которых участники подают свои предложения, порядок их заполнения.

Требования к инструкции по заполнению заявки изложены ФАС России в письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16.

Пример: Решение ФАС России от 13.09.2016 по делу № К-1462/16 (номер закупки в ЕИС 0158200002016000011)

3. Составление документации, создающей преимущества отдельным поставщикам

Данное нарушение проявляется в двух основных формах:

  • установление в техническом задании требований к поставке товара с определенными характеристиками, которым отвечает товар «нужных» поставщиков (это могут быть требования к весу, упаковке, габаритам, комплектности);
  • использование в документации критериев оценки, необоснованно создающих преимущества определенным поставщикам (успешный опыт поставок на территории одного населенного пункта, наличие на праве собственности оборудования и материальных ресурсов).

Такие требования свидетельствуют об ограничении конкуренции и необоснованном создании преимуществ отдельным участникам закупки, что может послужить основанием для рассмотрения действий заказчика на соответствие требованиям не только Закона № 44-ФЗ, но и требованиям антимонопольного законодательства (статья 17 Закона № 135-ФЗ).

Пример: Решение Тюменского УФАС России от 18.05.2018 по делу № ФКС18/156 (номер закупки в ЕИС 0167200003418002162).

4. Требование о поставке товара определённого производителя без сопровождения словом «или эквивалент» и отсутствие параметров эквивалентности

Иногда в документации о закупке заказчики указывают наименование производителя, страны происхождения и торговую марку товара без слов «или эквивалент».

Это допустимо только в тех случаях, когда заказчик обоснует необходимость обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые уже им используются.

В иных случаях, указание на торговую марку товара без сопровождения слов «или эквивалент» является прямым нарушением Закона № 44-ФЗ.

Также заказчик обязан установить параметры эквивалентности — максимальные и минимальные значения показателей, а также какие показатели менять нельзя. Не установив параметры эквивалентности, заказчик нарушает Закон № 44-ФЗ.

Важно! Если не написано по каким параметрам определять эквивалентность, то любой товар можно считать эквивалентом.

Пример: Решение ФАС России от 13.12.2017 № КГОЗ-424/17 (номер закупки в ЕИС 0548100000217000022).

5. Некопируемая документация

Проблема заключается в том, что заказчики размещают документацию в формате «*.pdf», рисунках, файлах с расширением «*.exe» и в других форматах, которые не позволяют участнику закупки осуществить поиск и копирование техзадания.

Невозможность копирования текста вынуждает участников закупки самостоятельно перенабирать текст, что приводит к опечаткам в заявке и влечёт риски не заполнить заявку в установленные сроки.

Позиция ФАС России — документация в некопируемом/нередактируемом формате нарушает Закон № 44-ФЗ, ограничивает конкуренцию, указывает на «заточку» закупки под «нужного» поставщика.

По данному поводу есть письма ФАС России от 16.11.2016 № ИА/79173/16 и Минэкономики России от 23.05.2016 № Д28и-1299, от 22.02.2017 № Д28и-1121.

Пример: Решение ФАС России от 02.08.2017 по делу № К-986/17 (номер закупки в ЕИС 0158100017017000043).

6. Размещение проектно-сметной документации не в полном объеме

Неразмещение проектно-сметной документации в полном объеме — нарушение. Нежелание размещать всю проектно-сметную документацию заказчики иногда мотивируют стремлением не запутать участников закупки или отсутствием в этом необходимости, поскольку выполняется лишь часть работ в рамках сметы.

Однако, размещение не всей проектно-сметной документации ограничивает возможность подготовки заявки на участие в электронном аукционе и влечёт за собой ограничение количества участников закупки.

Такой позиции придерживаются специалисты ФАС России (письмо № АЦ/14427/16 от 09.032016), Минэкономразвития России (письмо от 20.04.2017 № Д28и-1623). Аналогичная позиция содержится и в Обзоре Президиума Верховного Суда России от 28.06.2017.

Пример: Решение ФАС России от 10.05.2017 № 432 (номер закупки в ЕИС 0119200000117001503).

Другой ряд распространённых ошибок связан с необоснованным отклонением заявок участников. Здесь можно остановиться на следующих ошибках:

7. Отклонение заявки участника в связи с отсутствием указания товарного знака

Отклонение заявки по причине отсутствия указания на товарный знак является неправомерным. Даже если заказчик считает, что у товара не может не быть товарного знака (например, при закупке компьютерной техники), он не имеет права требовать от участника закупки его указания.

Обязательной к указанию является только страна происхождения (при применении заказчиком нацрежима).

Марку или торговое наименование товара участнику закупки необходимо указывать только при их наличии.

Если участник закупки правильно оформил первую часть заявки, отклонение такой заявки на основании того, что участник не указал товарный знак, нарушает положения Закона № 44-ФЗ.

Пример: Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 22.06.2018 по делу № 44-3106/18 (номер закупки в ЕИС 0372200152418000003)

8. Отклонение заявки участника, когда есть согласие на поставку товара, но не указаны его характеристики

Заявка отклоняется комиссией заказчика, если содержит согласие, но в ней отсутствуют конкретные показатели товара.

Однако, если заказчик указал в документации товарный знак, фирменное наименование, страну происхождения товара, то участнику в первой части заявки достаточно предоставить только согласие на поставку товара.

Указание конкретных показателей товара необходимо в том случае, если участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, или же заказчиком не установлены требования к показателям товара и его товарному знаку.

Письма Минэкономики России от 17.03.2016 № Д28и-666 и от 30.12.2015 № ОГ-Д28-16596.

Пример: Решение ФАС России от 06.02.2018 № ПГОЗ-001/18 (номер закупки в ЕИС 0373100056017000620)

9. Отклонение за наличие в РНП по 223-ФЗ

Заказчики, не желая работать с неблагонадежными поставщиками, устанавливают в закупочной документации требование об отсутствии сведений об участнике закупке в Реестре недобросовестных поставщиков.

В ЕИС размещено 2 реестра — по Закону № 223-ФЗ и Закону № 44-ФЗ. Несмотря на схожее предназначение и единое место расположения — это два разных реестра. И в силу прямого указания в Законе № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки об отсутствии сведений в Реестре по Закону № 223-ФЗ и отклонять участника закупки по данному основанию.

Пример: Решение Рязанского УФАС России от 18.05.2017 по делу № 220-03-3/2017 (номер закупки в ЕИС 0859300019617000450)

10. Изменение объемов поставки и сроков исполнения контракта

Заказчики иногда используют право увеличить объёмы поставляемого товара. Здесь возникают ошибки, касающиеся того, насколько можно увеличить данные объёмы поставки. Увеличение объёмов поставки возможно на этапе заключения и исполнения контракта.

Увеличение объёмов поставки на этапе заключения контракта допустимо при наличии в закупочной документации соответствующего условия.

Важно! Достижение увеличения цены контракта осуществляется только за счет объема поставки. Цена товара за единицу должна оставаться неизменной, а всё удорожание контракта не должно превысить его НМЦК.

Что касается удорожания контракта в рамках его исполнения, то оно также достигается исключительно за счет увеличения объёмов поставки, но не более чем на 10%. Условие дополнительного соглашения, увеличивающее цену контракта более чем на 10%, является ничтожным.

При этом даже если объем поставки вырос, сроки поставки товара и сроки оплаты товара изменению не подлежат.

Позиция по данному вопросы имеется в письме Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70438.

Пример: Решение Брянского УФАС России от 06.07.2018 по делу № 124 (номер закупки в ЕИС 0527600006718000017).

Комиссия отклонила заявку с предложением о поставке эквивалента товара

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

При закупке применяются положения постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 “Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Нужно ли отклонить заявку при наличии ограничений в аукционной документации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Исходя из буквального прочтения норм, заявка на участие в электронном аукционе в данном случае не может быть отклонена, но если подавший ее участник становится победителем электронного аукциона, контракт заключается с ним по цене, сниженной на 15% от предложенной им.
Заявка может быть отклонена как содержащая недостоверную информацию, но такое решение может быть оспорено.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 10 ст. 42, ч. 5 ст. 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), извещение о проведении электронного аукциона должно содержать информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (далее – иностранные товары), работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе (далее – заявка) должна содержать документы (либо их копии), предусмотренные нормативными правовыми актами об условиях допуска, запретах и ограничениях на закупки иностранных товаров, работ, услуг, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов. При отсутствии в заявке таких документов или их копий эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке иностранных товаров, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В частности, постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 “Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Постановление N 968) предусматривает предоставление при закупке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в прилагаемый к этому постановлению перечень (далее – РЭП), подтверждение Российской Федерации (государства – члена ЕвразЭС) как страны происхождения продукции в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 в случаях, не подпадающих под действие подпунктов “а”, “б” и “в” п. 6 Постановления N 968 (пп. “г” п. 6 Постановления N 968).
При рассмотрении вторых частей заявок в соответствии с п. 3 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ заявка признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.
Согласно п. 3 Постановления N 968 заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке РЭП и происходящие из иностранных государств (за исключением государств – членов ЕвразЭС), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее двух удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок, которые одновременно:
– содержат предложения о поставке указанной продукции, производимой на территориях государств – членов ЕвразЭС;
– не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
В то же время в силу ч. 7 ст. 69 Закона N 44-ФЗ заявка не может быть признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в связи с отсутствием в ней информации и электронных документов, предусмотренных п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный ст. 14 Закона N 44-ФЗ. Постановление N 968 устанавливает не запрет на закупку иностранных товаров, а ограничения их допуска к закупке. Получается, что хотя заявка, не содержащая документов, подтверждающих российское происхождение РЭП, в силу прямого указания закона должна признаваться заявкой, содержащей предложение о поставке иностранных РЭП, она не может быть отклонена в силу другого прямого указания закона.
Выход из данной ситуации может быть найден в п. 4 Постановления N 968, согласно которому в случае, если заявка, которая содержит предложение о поставке иностранных РЭП, не отклоняется в соответствии с этим постановлением, применяются Условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155. Согласно п. 7 указанных Условий при осуществлении закупок путем проведения аукциона в случае, если победителем аукциона представлена заявка, которая содержит предложение о поставке товаров видов, в отношении которых действуют Условия, происходящих из иностранных государств, за исключением государств – членов ЕвразЭС, контракт с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены контракта.
Отметим, что на практике имел место по крайней мере один случай, когда аукционная комиссия отклонила в аналогичной ситуации заявку как содержащую недостоверную информацию, поскольку в первой части заявки было указано, что к поставе предлагается товар российского происхождения (решение ФАС России от 27.08.2018 N КГОЗ-394/18). Основанием послужила, видимо, ч. 6.1 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, позволяющая отстранить участника, подавшего заявку, содержащую недостоверную информацию, на любой стадии электронного аукциона, и приведенное выше указание п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ, что в отсутствие предусмотренных им документов заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств. В таком случае указание в первой части заявки, что к поставке предлагается российский товар, действительно может считаться недостоверным. Такая точка зрения может быть оспорена на том основании, что закон устанавливает только презумпцию, предварительную оценку иностранного происхождения товара, российское происхождение которого не подтверждено, но не факт действительности, в которой товар действительно может быть российского производства. Однако примеров судебного разрешения такого рода споров нам найти не удалось.

Читайте также:  Установление требования о наличии у участников закупки на выполнение ремонтных работ свидетельства СРО о допуске

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Ассоциации “Содружество” Иванкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

9 октября 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

ШКОЛА ЗАКУПОК

Учебно-информационный центр +7(495) 755-24-83

ШКОЛА ЗАКУПОК

Учебно-информационный центр +7(495) 755-24-83

Товарный знак без эквивалента

Комиссия Ленинградского УФАС России 16 июля 2014 года рассмотрела жалобу ООО «ПК «Технические Средства Безопасности» на действия Заказчика Администрация Сосновоборского городского округа Ленинградской области при проведении электронного аукциона (извещение от 03.07.2014, начальная (максимальная) цена муниципального контракта 1 295 207,92 рубля).

По мнению Заявителя, документация об аукционе предусматривает использование участником закупки при выполнении работ товара определенного производителя (световозвращающая пленка 3М), что не позволяет предложить аналогичный по своим характеристикам товар и, в конечном счете, принять участие в торгах.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам:
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки необходимо учитывать, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В рассматриваемом случае осуществляется закупка подрядных работ с определенными Заказчиком требованиями к их качеству, техническим характеристикам и результату. Согласно пункту 4.3 раздела «Техническое задание» знаки, предлагаемые подрядчиком к использованию при выполнении работ, должны быть изготовлены из световозвращающей алмазной пленки с наименованием 3М серии 3930, тип «Б», лицевая сторона и окантовка по периметру должна быть изготовлена из желто-зеленой флуоресцентной световозвращающей флуоресцентной пленки с наименованием 3М серии 4083, тип «В».
Материалы дела подтверждают, что сам по себе факт указания Заказчиком в «Техническом задании» наименования пленки ЗМ не привел к ограничению количества участников закупки – для участия в аукционе свои заявки подали четыре участника закупки.
Иными словами, доказательства вменяемого Заказчику нарушения в материалы дела не представлены, Комиссией не установлены.
Вместе с тем по итогам проведения внеплановой проверки Комиссия выявила в действиях Заказчика следующее нарушение Закона о контрактной системе.
По информации, размещенной на официальном сайте Роспатента www.rupto.ru в разделе «Открытые реестры», наименование ЗМ» является зарегистрированным товарным знаком (реестровая запись 423932).
Как указано выше, документация об электронном аукционе может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При таких обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о том, что пункт 4.3 раздела «Технического задания» документации об аукционе содержит указание на световозвращающую алмазную пленку и световозвращающую флуоресцентную пленку конкретного производителя.
Заказчик, воспользовавшись правом заявить определенную марку товара (3М), в нарушение перечисленных выше положений статьи 33 Закона о контрактной системе не сопроводил ее словами «или эквивалент» и не указал технические характеристики , требования к качеству, иные характеристики товара, определяющие ее соответствие установленным Заказчиком требованиям.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:

1. Признать жалобу ООО «ПК «Технические Средства Безопасности» необоснованной.
2. Признать администрацию Сосновоборского городского округа Ленинградской области нарушившей пункт 1 части 1, часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать администрации Сосновоборского городского округа Ленинградской области предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать ответственному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела № 553-03-3796-РЗ/14 для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

ПРЕДПИСАНИЕ
по делу № 553-03-3796-РЗ/14

Читайте также:  Изменение страны происхождения товара при исполнении контракта по 44 ФЗ

Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере размещения заказов (далее – Комиссия) предписывает:
Аукционной комиссии отменить все протоколы, составленные в ходе осуществления закупки.
• Заказчику внести изменения в документацию об аукционе по определению подрядчика;
• продлить срок подачи заявок на участие в аукционе

Как Арбитражный суд решил дело, в котором заявка участника была отклонена за большее количество товара

Постановление Арбитражного суда по Уральскому округу № Ф09-4377/17 от 12 сентября 2017 года по поводу решения дела, в котором заявка была отклонена за большее количество товара

Постановление Арбитражного суда по Уральскому округу № Ф09-4377/17 от 12 сентября 2017 года.

Причины разбирательства. Заказчиком было опубликовано извещение об участии в электронных аукционных торах на поставку дефибрилляторов. На основании представленной документации учреждению были нужны два аппарата для проведения внутренней и внешней дефибрилляции (бифазный и портативный) и комплектующие к ним. Аукционной комиссией были рассмотрены первые части поданных заявок. Заявку акционерного общества по результатам рассмотрения отклонили. Комиссия приняла решение, что она не отвечает требованиям, предъявляемым к аукционной документации, а именно, участником неправильно описан закупочный объект. В заявке акционерного общества количество товара, который предлагался к поставке, отличалось от требований госзаказчика. Действия аукционной комиссии участник посчитал незаконными, поэтому обратился с жалобой в Антимонопольную службу.

Решение ФАС. Жалоба была признана обоснованной: в действиях заказчика выявлено нарушение Закона № 44 (статья 67, часть 5). Заказчик с выводом контролеров не согласился и подал жалобу в Арбитражный суд.

Судами различных инстанций принимались противоположные решения. Основные разногласия касались вопроса, относится ли к конкретным показателям количество товара. Но в итоговом решении решающее значение имели положения об эффективности государственных закупок, а также показания экономичности заказчика.

Решение суда первой инстанции. Судом первой инстанции было отказано в удовлетворении требования заказчика. Описание закупочного объекта отвечает всем положениям Закона № 44. При этом количество товара не является конкретной характеристикой товара, информация о котором должна предоставляться в первой части подаваемой заявки (Закон № 44, статья 66).

Решение апелляционного суда. Апелляционным судом первое решение суда было отменено. Антимонопольный орган обязали устранить нарушения законных интересов и прав заказчика. Аукционной комиссией заявка участника была отклонена обоснованно. Суд принял решение, что конкретными являются и количественные, и качественные показатели. Количество товара, которое предложено в заявке, должно соответствовать количеству, установленному в документации. В противном случае у участника закупки возникает намерение заключить государственный контракт на условиях, отличающихся от тех, которые предусмотрены заказчиком. Такая ситуация не соответствует требованиям Закона № 44.

Решение кассационного суда. Кассацией предыдущее решение было отменено, и она поддержала решение суда первой инстанции: защитила не заказчика, а участника. Принятое решение суд обосновал следующим образом. Целью Закона № 44 является обеспечение муниципальных и государственных нужд и одновременное повышение эффективности закупок (Закон № 44, статья 8). При этом задача контрактной системы состоит в создании равных условий для участников госзакупки.

Любое заинтересованное лицо может стать поставщиком (исполнителем, подрядчиком). Для обеспечения равноправия и конкуренции заказчику нужно объективно описывать объект закупки. В документации должна содержаться инструкция по порядку заполнения заявки. Заказчик обязан представить показатели, позволяющие определить, насколько товар соответствует требованиям документации. Заказчик при этом указывает минимальные и максимальные значения таких показателей и значения тех показателей, которые изменяться не могут (Закон № 44, статья 33, часть 2).

При закупке заказчиком товара в первой части подаваемой на аукцион заявки участник соглашается представить конкретные показатели, которые должны соответствовать значениям в документации. Участник будет отклонен, если им не предоставлены сведения либо были предоставлены недостоверные сведения. Не допускать к электронному аукциону по иным основаниям, не перечисленным в Законе, нельзя (Закон № 44, статья 67, часть 5).

В документации заказчик требовал на один дефибриллятор одну единицу комплектующих. Победителю закупки нужно было произвести поставку одной аккумуляторной батареи, одного комплекта электродов диаметром 60Х70 мм, одного комплекта электродов диаметром 28Х22 мм и одного кабеля ЭКГ. Участником закупки на один дефибриллятор был предложен комплект из двух батарей, двух комплектов электродов каждого вида, а также двух кабелей ЭКГ. Со стороны участника предложены товары в количестве, большем, нежели предусматривала документация, однако в пределах контрактной цены. Именно по этой причине участник не был допущен заказчиком к аукциону.

Но подобный подход не отвечает целям закупочной деятельности, так как заказчик мог потратить бюджетные средства эффективнее, тем самым сэкономив на закупке. Судом было признано, что комиссия нарушила Закон № 44 (статьи 1, 6, 33). Таким образом, вывод, касающийся того, что предложение участника не соответствует требованиям документации и нарушает положения Закона № 44, не обоснован.

Что следует учитывать в ходе подготовки заявки на участие

Участникам закупки необходимо составить заявку в соответствии с правилами Закона № 44.

В зависимости от того, какого вида закупка проводится, заявка может содержать две части, однако подать их надо одновременно (если это электронный аукцион) или состоять из единого комплекта документов (если это запрос предложений, запрос котировок либо конкурс). Поэтому крайне важна правильная подготовка этих разделов, сведений о товаре и об участнике.

Будем рады, если избежать споров с Заказчиком Вам помогут наши советы:

1. Если проводится аукцион, то в первой части заявки выразите согласие на поставку товара либо выполнение работ на условиях, установленных заказчиком. Сведения о товаре участник должен указать, если заказчик самостоятельно закупает товар либо контракт предполагает выполнение работ (услуг), для которых необходимо использование определенных товаров (материалов). Если же контрактом предусмотрены лишь работы (услуги), то в заявке участнику достаточно выразить своё согласие. При подаче заявки на любой ЭТП такое согласие формируется автоматически.

2. Если заказчиком указан товарный знак, и у товара участника он имеется, то заявка также должна содержать только согласие. Если планируется поставка эквивалента, то должны быть указаны наименование торговой марки и ее описание, конкретные показатели товара, отвечающие значениям эквивалентности и страну его происхождения.

3. Если заказчиком товарный знак не указан, то в заявке нужно указать товарный знак либо его словесное обозначение, фирменное наименование, знак обслуживания, патенты, промышленные образцы, полезные модели, страну происхождения и конкретные показатели, отвечающие значениям документации.

4. Если для вас имеет значение цена товара за единицу, вы можете также указать ее как НМЦ товара в составе своей заявки. При этом у вас будет аргумент для заказчика, что спецификация к контракту составляется путем включения характеристик товара, указанных участником в своей заявке, а общая цена контракта при этом определяется предложением победителя.

Теги: заявка,

Количество просмотров: 5629

Комиссия отклонила заявку с предложением о поставке эквивалента товара

Не отклоняйте заявку сразу. Сначала убедитесь, что информация на сайте официальная.
Участник прописал в заявке характеристики товара и наименование производителя. Комиссия заказчика зашла на официальный сайт производителя, сопоставила информацию и увидела, что характеристики из заявки не отвечают данным с сайта. Свяжитесь с производителем по электронной почте или телефону и уточните, актуальна ли информация на сайте, выполняет ли компания индивидуальные заказы. Если информация на сайте достоверная, а участник предлагает другие характеристики, отклоняйте заявку. Основание – заявка не отвечает требованиям документации о закупке.

Совет: запросите у производителя официальное письмо, где сказано, что информация на сайте актуальна и компания не выполняет индивидуальных заказов. Письмо послужит доказательством, если участник пожалуется в ФАС.
Пример: заказчик неправомерно отклонил заявку
Заказчик закупал экскаватор-погрузчик аукционом.
Участник в заявке указал, что поставит экскаватор-погрузчик марки «TEREX TLB 825-RM», производитель – закрытое акционерное общество «Тверской экскаватор», прописал технические характеристики товара. Аукционная комиссия ознакомилась с официальным сайтом производителя и обнаружила другие характеристики.

Характеристика товараДанные участникаДанные сайта
Длина в транспортном положении5700 мм5920 мм
Эксплуатационная масса8050 кг7600 кг
Наличие аккумуляторной батареиЕмкость 110 А/ч132 А/ч
Система охлаждения двигателя16,5 л16 л
Топливный бак125 л120 л
Рабочее давление245 бар225 бар

К заявке приложили контракт и акт, суммы по которым не совпадают

Характеристики товара не отвечают требованиям документации

№ п/пЕд. изм.Кол-воЦена за единицу, руб.
1пара9,7215 600
2пара7,536450
№ п/пЕд. изм.Кол-во
1пара15 600
2пара6450

Все пять заявок комиссия заказчика отклонила. Основание – заявка не отвечает требованиям аукционной документации. Один из участников пожаловался в УФАС. Контролеры решили, что комиссия все сделала правильно.

Специалисты УФАС пояснили: аукционная комиссия проверяет первые части заявок. Если данные заявки не отвечают требованиям, которые заказчик установил в документации, участника не допускают к торгам. Следовательно, комиссия заказчика приняла правомерное решение – законно отклонила заявку (ч. 1 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).
При этом УФАС признала, что заказчик нарушил требования частей 1 и 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ – включил в документацию недостоверную информацию. Заказчик получил предписание внести изменения в документацию о закупке и продлить срок подачи заявок – решение Владимирского УФАС России от 30 мая 2017 г. по делу № Г 510-04/2017.

Пример: участник указал характеристики, которые не отвечают документации

Заказчик закупал работы вместе с товарами аукционом. Среди товаров были дверные блоки. Какие характеристики указал заказчик и что предложил участник, смотрите в таблице.

ЗаказчикУчастник
Блоки дверные однопольные, тип Г – с глухими полотнами, типоразмер ДГ 21-10, 21-9, 21-7;
высота дверных блоков не более 2071 мм;
высота полотна двери не менее 2000 мм;
ширина блока двери не более 970 мм;
ширина полотна двери не менее 600 мм;
толщина полотна не более 40 мм;
площадь дверного полотна не более 2,01 кв. м;
тип внешнего покрытия – ламинация;
цвет должен быть белый
Блоки дверные однопольные, тип Г – с глухими полотнами, типоразмер ДГ 21-9;
высота дверных блоков 2071 мм;
высота полотна двери 2000 мм;
ширина блока двери 870 мм;
ширина полотна двери 800 мм;
толщина полотна 40 мм;
площадь дверного полотна 1,6 кв. м;
тип внешнего покрытия – ламинация;
цвет – белый
  • решение Омского УФАС России от 12 мая 2017 г. № 03-10.1/105-2017;
  • решение Нижегородского УФАС России от 31 мая 2017 г. № 1108-ФАС52-КТ-67-09/05-17(325-ДР);
  • решение Челябинского УФАС России от 1 июня 2017 г. по делу № 308-ж/2017;
  • постановление ФАС России от 24 апреля 2017 г. по делу № К-603/16/АК132-17.

В заявке нет согласия выполнить работы

Не прописали остаточный срок годност

Заказчик прописал в документации о закупке, что участник должен указать срок годности или остаточный срок годности товара. Участник требование не выполнил – в заявке срока годности нет. Предложение нужно отклонить. Причина – участник не предоставил необходимую информацию (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, решение Саратовского УФАС от 21 апреля 2017 г. № 97-17/гз).
Участник не установил конкретный срок годности? Также отклоните заявку. Например, в документации прописали: срок годности – не менее 12 месяцев. Участник должен предложить конкретный срок годности товара без слова «не менее». Вывод подтверждает решение Иркутского УФАС России от 6 апреля 2017 г. № 209.

Читайте также:  Приказ о проведении открытого конкурса на оказание охранных услуг по 44 ФЗ - образец

В заявке не конкретные параметры, а пределы значений

Заказчик в документации о закупке прописывает предельные значения характеристик товаров. Участник должен предложить конкретную характеристику. Если участник просто продублировал требование заказчика, заявку нужно отклонить. Допустим, заказчику нужен шкаф высотой не менее 1 м и не более 1,5 м. Участник должен предложить конкретный параметр, например: высота шкафа – 1 м (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, решение Саратовского УФАС России от 18 апреля 2017 г. № 89-17/гз).
Пример: участник не указал конкретные характеристики товара

Заказчик закупал работы по реконструкции здания с использованием товаров. В аукционной документации заказчик установил требования к товарам и их показателям, а участник в заявке предложил свои характеристики.

ХарактеристикаЗаказчикУчастник
Наружный диаметр болтов16, 20, 30 или 3616; 20; 30; 36
Высота головки болтане более 5до 5
Максимальная величина наплывов цинкане более 0,12не более 0,12
  • «предоставляемые участником закупки конкретные значения показателей не должны допускать разночтений или двусмысленного толкования и не должны содержать слова “от”, “до”, “более” (в том числе с частицей “не”);
  • при одновременном использовании слов “и”, “или” предпочтительным словом следует считать “и” (или знак “,”), то есть, например, для интерпретации требования “10 или 15, 20 или 30” участнику необходимо сделать два выбора между вариантами “10” или “15” и вариантами “20” или “30” и дать два конкретных значения, например “10, 20″».

Участник требования инструкции не учел, следовательно, комиссия правомерно отклонила заявку (решение ФАС России от 25 мая 2017 г. № КГОЗ-142/17).
Внимание: составляйте инструкцию по заполнению заявки корректно. Если отклоните участника, который из инструкции не понял, как составить заявку, нарушите закон
Документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки, а также инструкцию по заполнению. Заказчик, который не установит в документации корректную инструкцию по заполнению заявки, нарушит пункт 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Наказание – штраф 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, решение ФАС России от 18 мая 2017 г. № ПГОЗ-119/17).

Пример: участник указал взаимоисключающие показатели, но отклонять заявку нельзя

Заказчик закупал работы и установил требования к товарам, которые участники должны использовать. Требования заказчика и ГОСТ, а также предложение участника следующие.

ЗаказчикГОСТУчастник
Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны. Допускается использование камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней, закруглением лицевых и нелицевых граней или с фасками, размерами по ГОСТ 6665-91ГОСТ 6665-91: верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны. Допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых – до 15 мм или фасками шириной до 10 ммВерхние, нижние и вертикальные грани камней взаимно перпендикулярны. Будут использованы камни с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней, закруглением лицевых и нелицевых граней, размерами по ГОСТ 6665-91

Участник не уточнил, что будет использовать новый товар

Не приложили к заявке опись документов

Если участник просто приложил опись к заявке, а не подшил, также отклоните предложение.
Участник подает конкурсную заявку в письменной форме, все листы тома заявки сшивает и пронумеровывает. Заявка должна содержать опись, где перечислены все документы. Участник должен скрепить опись и документы печатью и подписать. Подпись ставит участник или уполномоченное лицо. Требование предоставить опись заказчик указывает в документации о закупке. Если том заявки на участие в конкурсе не содержит описи, заявку нужно отклонить (ч. 4 ст. 51 Закона № 44-ФЗ, решение ФАС от 25 мая 2017 г. по делу № К-631/17).
Допустим, участник приложил опись к заявке, но не сшил ее вместе с остальными документами. Отклоните заявку, поскольку предложение не отвечает требованиям закона и документации. Вывод сделали специалисты ФАС в решении от 27 февраля 2017 г. по делу № К-130/17.

Конкурсная заявка с ЕГРЮЛ в электронном виде

Заказчик и участник вправе обмениваться электронными документами. При этом документы стороны должны подписать усиленной электронной подписью и подать с использованием ЕИС. Однако функционалом ЕИС технически не предусмотрена возможность подать заявку через информационную систему. Следовательно, представлять документы в электронной форме, в том числе выписку из ЕГРЮЛ, нельзя. Если участник направил электронные документы, отклоните заявку (ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ, решение Челябинского УФАС от 6 апреля 2017 г. № 149,150-ж/2017).
Совет: в документации о закупке пропишите, что заявки на участие принимаете только на бумажном носителе. Тогда будет проще доказать, что заявка участника не отвечает требованиям документации
Например, пропишите в документации: «заявки на участие могут быть поданы только на бумажном носителе, и подача заявок через единую информационную систему технически не предусмотрена функционалом официального сайта при проведении открытого конкурса, в связи с чем представление документов в электронной форме не допускается».

Заявку подписали факсимиле

Заказчик проводит закупку. Участник подает заявку на бумаге, при этом подписи на документах проставлены не рукой человека, а факсимиле – с помощью механического копирования. Заявку нужно отклонить – такой вывод сделали судьи (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2017 г. № Ф02-408/2017).
Судьи пояснили: использовать во время сделок факсимильное воспроизведение подписи, электронную подпись или другой аналог собственноручной подписи можно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, правовыми актами или соглашением сторон. Закон № 44-ФЗ прямо не предусматривает возможности использовать при оформлении заявки факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или другого копирования. Судьи принимали во внимание определение понятий «подпись», «подписание документа» и «факсимиле» в ГОСТ Р 7.0.8-2013.

Копии документов не заверили

В заявке противоречивые сведения об учредителе

Обеспечение заявки подтвердили незаверенной платежкой

Срок оказания услуги прописали не по форме извещения

Не отклоняйте заявку, если срок по смыслу отвечает требованиям документации, но указан в другом виде.

Опишу ситуацию на примере. В техзадании заказчик прописал начало и окончание оказания услуг в одном виде, а в заявке участник предоставил ту же информацию, но в другом формате.

ЗаказчикУчастник
Начало оказания услуг: с 00 часов 00 минут 01 января 2016 года, окончание – 23 часа 59 минут 59 секунд 31 декабря 2016 годаСрок оказания услуг: с 01.01.2016 по 31.12.2016

Участник опечатался в ГОСТе

Не отклоняйте заявку, если участник подробно описал характеристики товара.

Участник в заявке подробно описал характеристики товара и сослался на ГОСТ, однако в цифрах к стандарту опечатался. Например, вместо ГОСТ 16731-2014 написал ГОСТ 162371-2014. Суды считают, что отклонять заявку нельзя при условии, что по характеристикам, которые описал участник, ясно, какую продукцию поставят заказчику. Характеристики из заявки должны отвечать требованиям к продукции, которые заказчик прописал в документации. Отмечу, что в приведенном примере заказчик не указал ГОСТ в документации, а просто описал характеристики товаров, которые хочет закупить. Пример – постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2017 г. № Ф08-9872/2016.

Блог Ларисы Поповой

Закупай без нарушений!

Эквивалентность товаров при размещении заказов

Уважаемый посетители! Сегодня я хочу поговорить об эквивалентности товаров. Когда готовится техническое задание на поставку товаров, то заказчик вправе указать товарный знак , но обязательно со словами “или эквивалент”. Что это значит? Заказчик дает возможность поставщику предложить товар с аналогичными характеристиками, и при этом товар будет соответствовать требованиям заказчика. Это дает возможность увеличить конкуренцию при размещении заказов.
Что касается участника, то он не должен переписывать техническое задание заказчика со словами “или эквивалент”, а указать конкретную марку и характеристики поставляемого товара . Это является одной из основных ошибок поставщика т.к, к сожалению, участники просто переписывают техзадание заказчика, не обращая внимания на слова “или эквивалент” и не указывают на тот товар, который будет поставляться. Но ведь поставщики дают цену, а цена разных марок различна. И каждый участник может дать только одно предложение. А здесь получается, что несколько предложений, а цена одна. В этом случае данный участник будет отклонен от участия в торгах или запросе котировок и заказчик будет абсолютно прав.
Иногда заказчики не указывают товарный знак, а пишут его характеристики. И вот здесь нельзя прописывать характеристики конкретно под одну марку. Это по мнению Федеральной Антимонопольной службы дает ограничение конкуренции. Поэтому и пишут “не более. “, “не менее. “. Заказчик должен быть готов привести пример эквивалентности данного товара.
Лариса Попова

Это тоже по теме.

Эквивалентность товаров при размещении заказов : 16 комментариев

Здравствуйте, Лариса! А не припомните разъяснения ФАСА на предмет эквивалентности товара?

Здравствуйте! Посмотрите след. письма и решения ФАС и Вы поймете как контролирующий орган смотрит на понятие «эквивалент» Решение — ФАС России признала законным отказ Минпромторга от эквивалентных товаров от 29 декабря 2012 года и Рекомендации по осуществлению государственных закупок персональных компьютеров в РФ от 18 июля 2011 года, Если что непонятно, пишите на странице Обратная связь, я отвечу. Удачи!

Здравстуйте,подскажите пожалуйста как тогда осуществить закупку на поствку дезинфицирующего средства «Сульфохлорантин-Д»или «эквивалент» в обосновании цены ,цена сульфохлоранитна и в техничеком задании характеристики сульфахлоронтина какие нужно знать аналоги я не знаю,просто написать поставка дез средства и характеристики сульфахлоронтина.как быть?

Евгения, здравствуйте! Вот если Вы пишите наименование со словами «или эквивалент», необходимо указать параметры эквивалентности данного тавара ( характеристики определенного диапазона), чтобы под это подходил и другой товар. А вы можете не указывать товарный знак со словами «или эквивалент», а просто написать характеристики необходимого Вам товара.

добрый день! а если заказчик указал просто фирму и модель товара с припиской «или эквивалент», нужно ли указывать характеристики товара, параметры эквивалентности? и имеет ли он право тогда отклонить заявку с эквивалентным товаром, который по одному параметру (картридж к принтеру) не соответствует требованиям? если да, то должен ли заказчик прописать это требование: «совместимость с уже имеющимся оборудованием»; а именно с картриджами к принтеру?

Галина! Все и заказчик и поставщик должны работать в рамках требований, предусмотренных документацией. И правило должно быть таким, что заказчик прописывает характеристики, когда законодательно возможно, то марку товара со словами «или эквивалент». А поставщик обязан указать конкретные характеристики поставляемого товара с указанием марки, товарного знака и т.д.при их наличии. Ошибка поставщика, когда он пишет «или эквивалент», все это сразу отклоненная заявка. Надо указывать конкретный товар. А вот если нет совместимости и заказчику необходима конкретная комплектация, то слова «или эквивалент» заказчик не пишет.

Здравствуйте, а можно в тех задание вставить фото и под ним написать «или эквивалент». И ещё для расчёта НМЦ взять ссылки с интернета, но в них сам товар будет разных марок.

Ссылка на основную публикацию