Комиссия отклонила заявку в связи с отсутствием подтверждения квалификации участника

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЯ ЗАЯВОК

Основные ошибки участников закупки:

ПОДРОБНЕЕ ОБ ОШИБКАХ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ

Недостоверные сведения об объекте закупки

Очень распространённая ошибка.

Пример отклонения заявки №1: участник указал технические характеристики, отличные от указанных производителем. Данное нарушение трактуется как недостоверные сведения об объекте закупке.

Заказчик представил полученную от производителя товара информацию, в которой не подтверждается соответствие технических характеристик товара требованиям заказчика, изложенным в документации.

На заседании участник не представил документы, доказывающие обратное

Постановление ФАС N Ф09-6145/10-С5.

Пример отклонения заявки №2: Участник указал сведения о комплектации товара, отличные от указанных производителем. Данное нарушение также трактуется как предоставление недостоверных сведений об объекте закупки.

Участнику отказано в допуске, поскольку в заявке представлены недостоверные сведения: указана неверная комплектация товара.

Заказчик в качестве доказательства привел сведения и данные из каталога производителя, которые принципиально отличались от сведений, изложенных в заявке участника в отношении комплектации товара — объекта закупки.

Товар в комплектации, предложенной участником, не выпускается производителем.

Решение ФАС России по делу N П-424/1.

Пример отклонения заявки№ 3: Участник указал сведения о характеристиках товара, отличные от указанных производителем.

Участник не допущен к участию в аукционе в связи с тем, что представил недостоверные сведения о предлагаемом к поставке автомобиле.

Согласно информации, полученной от официальных дилера и представителя производителя, заявленный размер шин не соответствует показателю дорожного просвета.

По информации официального дилера автомобиль указанной марки имеет другой дорожный просвет при данном размере колес.

Участник не представил доказательств, подтверждающих обратное.

Решение ФАС России по делу N К-1902/17.

Пример отклонения заявки№ 4: Участник указал сведения о характеристиках товара, не соответствующие ГОСТ.

Не соответствие ГОСТам — также достаточно распространённая ошибка. Это сложная тема, но обязательная. К сожалению, не всегда участники тратят время и силы, чтобы удостовериться, что же в ГОСТе указано. Несоответствие ГОСТу — это всегда основание для отклонения заявки.

В заявке участника указаны характеристики материала, из которого изготовлен предлагаемый товар:

  • Материал: сталь марки ст3пс по ГОСТ 380-2005;
  • Массовая доля углерода 1,22%, массовая доля марганца 10,30 %, массовая доля кремния 0,81%.

Заказчик отклонил заявку — по ГОСТ 380-2005 марке стали ст3пс соответствуют другие характеристики: массовая доля углерода 0,14-0,22%, массовая доля марганца 0,40-0,65%, массовая доля кремния 0,05-0,15%.

Заявка содержит недостоверные сведения, отказ заказчика правомерен.

Не представлены необходимые документы.

Предоставление неполного перечня документов, заявленного в заявке, также является основанием для её отклонения.

Пример отклонения заявки № 1: Участник не представил декларацию о принадлежности к СМП.

Комиссия заказчика отклонила 2 часть заявки ООО, т.к. она не содержала декларацию о принадлежности к СМП, для которых проводился данный электронный аукцион.

Заявитель утверждал, что Заказчик в извещении не установил требований о перечне документов, предоставляемых в составе заявки, поэтому такой документ ООО не должно было представлять.

Решение УФАС — требование к наличию данной декларации установлено ч. 3 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, п. 35 Информационной карты аукциона, участниками закупки могут быть только СМП.

В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках свою принадлежность к малому бизнесу. Исходя из вышеизложенного УФАС России не усматривает нарушений в действиях аукционной комиссии.

Эта тема теряет свою актуальность, потому что теперь эти декларации не нужны, подтверждение проходит прямо на площадке.

Пример отклонения заявки№ 2: Участник не представил сведения о внесении изменений в устав

Аукционная комиссия признала заявку участника не соответствующей требованиям — по данным выписки из ЕГРЮЛ установлено, что в устав вносились изменения, при этом представленный в составе документов Устав участника изменений не содержит.

Действия аукционной комиссии правомерны.

Если участник не представил зарегистрированные изменения в учредительных документах, его заявка признается не соответствующей требованиям аукционной документации.

Новые редакции документов участник обязан незамедлительно направить на электронную площадку. Он несет ответственность за достоверность сведений и своевременное уведомление ЭТП.

Ещё один пример подобной ошибки: назначили нового генерального директора, он подписал заявку, выписка старая, а там совсем другой человек.

Пример отклонения заявки № 3: Участник не представил документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям.

Заказчик проводил конкурс с ограниченным участием.

В составе заявки участника отсутствовали документы, подтверждающие его соответствие дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99 и документацией — нет копий исполненных контрактов и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Решение ФАС от 20 сентября 2018 г. по делу N 18/44/99/446.

Не указана страна происхождения товара

С 2019 года изменилось требование закона. В соответствии с 44-ФЗ страна происхождения товара указывается только в том случае, если закупка проводится в рамках национального режима (овощи и фрукты, продукция машиностроения, медицина, часть лёгкой промышленности, электроника, программное обеспечение). Если же закупка проводится вне рамок национального режима, тогда страну происхождения указывать не нужно. Например, закупка канцелярских товаров.

Пример отклонения заявки№ 1: ГБУ здравоохранения закупало продукты питания: овощи и фрукты.

Заявка ООО была отклонена по причине отсутствия в ней сведений о наименовании страны происхождения продуктов.

УФАС поддержал решение заказчика, т.к. указание станы происхождения товара являлось обязательным требованием.

Не указаны точные характеристики объекта закупки .

Характеристики являются важным параметром, на котором основываются многие заказчики при принятии своего решения.

Пример отклонения заявки№ 1: Участник не указал точные характеристики товара

При проведении электронного аукциона заказчик указал требование к объекту закупки, автомобилю-цистерне: в зоне обслуживания должен быть поручень на высоте 800 — 1000 мм от уровня площадки.

Заявка участника содержала следующие показатели по автомобилю-цистерне: в зоне обслуживания должен быть поручень на высоте 850 мм от уровня площадки.

Заказчик отклонил заявку — не указаны точные параметры объекта закупки. ФАС решил — отказ правомерен, жалоба не обоснована.

Решение ФАС от 2 февраля 2016 г. по делу N К-148/16.

Пример отклонения заявки№ 2: Заказчик установил требования к материалам, используемым при выполнении работ:

  • бетон тяжелый, класс В 7,5 (M100) для устройства фундаментов;
  • бетон тяжелый, класс В 12,5 (M150) для устройства контрольной трубки; показатель модуля крупности мелкого заполнителя должен быть от 1,5 до 3,0.

Участник в заявке указал: «Показатель модуля крупности мелкого заполнителя не превышает 3,0».

УФАС — указанное участником значение показателя «не превышает 3 » не может считаться конкретным значением, отклонение правомерно.

Решение от 1 декабря 2018 г. N 7-2094/2018.

Пример пример отклонения заявки № 3: Участник правомерно указал характеристику товара в диапазоне.

Заказчик мотивировал отклонение заявки тем, что участник не следовал инструкции по заполнению заявки — там был запрет на указание значений показателей товара в виде диапазона.

Однако участник в позиции «Шпатлевка» отметил длительность высыхания слоя значением «5 —7 ч» вместо конкретного срока высыхания.

Участник обратился в суд. В свою очередь, суд признал действия заказчика нарушением закона — ключевое значение имеет соответствие требованиям документации именно предложенных в заявке показателей товара.

Производитель приводит именно такой диапазон по данному показателю, точное значение заранее указать невозможно, так оно зависит от целого ряда внешних факторов.

Арбитражный суд г. Москвы в деле от 11.04.2016 № А40-24071/2016.

Пример отклонения заявки№ 4: Участник правомерно указал характеристику товара в диапазоне.

Комиссия отклонила заявку участника, т.к. в ней были указаны диапазонные значения параметров товара.

Участник обратился в ФАС — указанный им показатель является диапазонным в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53172-2008 по данному товару.

ФАС — отклонение заявки неправомерно, члены комиссии заказчика признаны нарушившими требования законодательства о контрактной системе.

Решение УФАС России от 14.11.2016 N 2171-ФАС52-КТ-67-09/11-16(763-ДР).

ЗАЯВКА ОТКЛОНЕНА

Ваш личный тендерный отдел!

Звоните +7 (903) 798-43-96.

В 2019 году участников закупок необходимо отклонять за отсутствие сведений в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства

Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ”О внесении изменений в Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”вносит важное дополнение в понятие субъектов малого и среднего предпринимательства в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон №209-ФЗ).

Читайте также:  Размещение в ЕИС отчетности о закупках по 223 ФЗ

ДЕКЛАРАЦИИ СМП НЕДОСТАТОЧНО

Помимо того, что субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать условиям, определенным в ст. 4 Закон №209-ФЗ, сведения о них должны быть включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – Реестр МСП).

Согласно ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” с 01 августа 2016 года на сайте ФНС России сформирован Реестр МСП.

Вместе с тем, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон №44-ФЗ) в ч. 3 ст. 30 содержит требование о предоставлении участником закупки декларации о принадлежности к субъектам малого предпринимательства (далее – СМП), не увязывая ее с наличием сведений в Реестре МСП. Что давало возможность участникам закупок, которые не относились к СМП подавать заявки на участие в закупках, в которых было установлено ограничение об участии в них только субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом комиссия по закупкам не была обязана проверять наличие сведений об участнике в Реестре МСП, поскольку участнику для допуска достаточно было предъявить декларацию о принадлежности к СМП.

ПРАКТИКА ФАС

Административная практика в отношении данной проблемы сложилась неоднозначно. Так в решение Владимирского УФАС России от 11.05.2018 N Г 392-04/2018 указано, что в составе заявки ООО “М” на участие в электронном аукционе присутствовала декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства. В связи с чем на момент рассмотрения вторых частей заявок на участие в указанном электронном аукционе у аукционной комиссии отсутствовали правовые основания для признания аукционной заявки участника закупки не соответствующей требованиям аукционной документации, несмотря на то, что согласно Реестру МСП участник относился к категории среднего предприятия.

В решении Хабаровского УФАС России от 03.11.2016 N 486 по делу N 7-1/754 указывается на то, что заявитель во второй части заявки представил декларацию о принадлежности к СМП, однако контрольный орган пришел к выводу об отсутствии у заявителя жалобы фактического статуса СМП, в связи, с чем не усматривает в действиях уполномоченного органа по признанию участника закупки не соответствующим требованиям аукционной документации, нарушений законодательства о контрактной системе.

Таким образом, при принятии решения об отклонении заявок участников закупки не относящихся к СМП, но предоставивших декларации о принадлежности к ним, заказчикам требовалось выяснить позицию контрольного по этому вопросу.

ДЕЙСТВИЯ ЗАКАЗЧИКОВ

Внесенные в Закон №209-ФЗ изменения, вступили в силу с 03 августа 2018г. и позволили комиссиям по закупкам более уверено принимать решение об отказе в допуске тем участникам, которые к СМП не относятся, ссылаясь на отсутствие сведений в Реестре МСП или несоответствие указанных сведений требованиям заказчика.

В свою очередь, участникам закупок до подачи заявок надо удостовериться в наличии о них сведений в Реестре МСП и о соответствии этих сведений требованиям заказчик а.

Документы подтверждающие квалификацию участника должны быть представлены в составе

№88-гтп/ТПиР/02-04. 2015 «Автомобиль Тойота Ленд Крузер Прадо» г. Москва 2015


прямые договоры с производителями (официальными представителями, дилерами) продукции по предмету закупки на оборудование, включенное в состав лота (или другие документы, гарантирующие возможность размещения заказа).4. Требования к участникам закупки4.1 При осуществлении закупки Заказчик, Организатор закупки устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:4.1.1 правомочность участника закупки заключать договор;4.1.2 соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся предметом закупки;4.1.3 непроведение ликвидации участника закупки — юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки — юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;4.1.4

Состав документов, которые подтверждают соответствие участника дополнительным требованиям определяется заказчиком самостоятельно

Теги Закон N 44-ФЗ не содержит перечня сведений и документов, которые участник прилагает к конкурсной заявке, чтобы подтвердить опыт работы.

В силу положений Закона N 44-ФЗ отсутствие этих документов не является основанием для того, чтобы признать заявку не соответствующей его требованиям.

  1. Ключевая фраза Ключевая фраза контрактная

Подтверждает ли квалификацию работника архивная справка?

Вопрос При устройстве на работу врач-специалист представил архивную справку о прохождении интернатуры, а не свидетельство (удостоверение) или диплом. Работника мы приняли, но рекомендовали оформить дубликат документа, так как архивная справка, по нашему мнению, формально не является документом, подтверждающим окончание интернатуры.

Это вызвало возмущение работника, он считает нашу просьбу неправомерной.

Подтверждать соответствие установленным квалификационным требованиям будут специальные центры оценки квалификаций

Принят закон, регулирующий проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, проведенную центром оценки квалификаций.

Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя,

13.02.2009 Нужно ли требовать в составе заявки документы, подтверждающие квалификацию участника, или это носит декларативный характер?

Вопрос:Нужно ли требовать в составе заявки на участие в конкурсе документы, подтверждающие квалификацию участника, или это носит декларативный характер?Ответ:Содержание конкурсной документации установлено в части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, в которой указан исчерпывающий перечень требований и сведений, которые может содержать конкурсная документация.

Требование об обязательном подтверждении квалификации участника размещения заказа вышеуказанной нормой не установлено.

Кроме того, в соответствии с частью 2.1 статьи 22 Закона о размещении заказов не допускается включать в конкурсную документацию требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей,

Установлено требование к квалификации участника, которая должна быть подтверждена документально

Арбитражные суды: Заказчик вправе установить в документации о закупке требование к квалификации участника, которая должна быть подтверждена документально, если это не ограничивает количество участников.Применимые нормы: п. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ.Постановление Арбитражного суда Московского округа от 31.08.2020 N Ф05-9900/2020 по делу N А40-180187/2016«Законодатель наделил заказчика правом самостоятельно устанавливать требования к претендентам, к составу их заявок, перечень документов, представляемых претендентами… Требований об установлении в положении о закупках и/или в документации о закупке закрытого перечня документов, представляемых претендентами, законодательство Российской Федерации и положение о закупках не предусматривает.Во исполнение норм Закона о закупках [Федерального закона

О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (с изменениями на 22 августа 2016 года)

(с изменениями на 22 августа 2016 года)____________________________________________________________________ В документе учтено: (оставлено без изменения ).

____________________________________________________________________В связи с поступающими вопросами о применении положений (далее — постановление N 99), принятого в реализацию положений и (далее — Закон N 44-ФЗ), Минэкономразвития России и ФАС России сообщают следующее.Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные , установлены в .В определены предусмотренные случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической

Комиссия отклонила заявку в связи с отсутствием подтверждения квалификации участника

Арбитражные суды: Отклонение заявки в связи с отсутствием подтверждения квалификации участника правомерно, если наличие квалификации является обязательным требованием документации о закупке.Применимые нормы: ч. 2 ст. 2, п. 9 ч. 10 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ.Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.04.2015 N Ф05-2010/2015 по делу N А40-55953/14«…Заявка была отклонена по основаниям… в частности… отсутствуют работники по профессии… у… работников отсутствуют дипломы об окончании высшего учебного заведения… документ, подтверждающий повышение квалификации. …Суд… сделал вывод об отсутствии нарушения прав истца отказом ответчика в допуске… и отсутствии нарушений положений статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ от 18.07.2011… и статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.01.2006…»«…Истец не допущен к участию в конкурсе по причине непредставления обязательных

Читайте также:  Заключение контракта по 44 ФЗ с победителем электронного аукциона при указании победителем в протоколе разногласий

Квалификация участника закупки

    Открытый запрос предложений Документы, подтверждающие квалификацию Участника: Все указанные документы прилагаются Участником к Заявке.

За что отклоняют заявки в 2020 году

Электронный аукцион не только подразумевает снижение начальной цены контракта поставщиками в ходе проведения торгов, но также требует квалифицированного подхода при проверке заявок на соответствие требованиям законодательства. Предлагаемые поставщиком товары, работы и услуги должны удовлетворять требованиям заказчика, а сам участник должен обладать необходимой квалификацией и опытом. В этой связи актуален вопрос о правилах, по которым участников допускают к электронным аукционам и которые влияют на уровень конкуренции и количество состоявшихся процедур.

Отклонение по первым частям заявок, 44-ФЗ

Основания отказа перечислены в ч. 4 ст. 67 44-ФЗ:

  • непредоставление информации, которая предусмотрена ч. 3 ст. 66, или предоставление недостоверной информации;
  • несоответствие информации (ч. 3 ст. 66) требованиям документации.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе (то есть отклонение заявки) по другим причинам не допускается.

Ч. 3 ст. 66 содержит информацию, которую участник должен предоставить в составе первых частей в зависимости от вида контракта.

1. Поставка товара.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара, поставщик должен подтвердить согласие на поставку товаров от предложенного заказчиком производителя или конкретные показатели, которые покажут эквивалентность товара другого производителя. В противном случае возможно отклонение заявки.

Если в документации не содержится указание на желаемого производителя или другие подобные индивидуальные признаки продукта, поставщик должен указать все три составляющие (иначе возможно отклонение):

  • конкретные показатели, которые соответствуют значениям, установленным документацией;
  • указание на уникальные признаки (при наличии);
  • наименование страны происхождения товара.

2. Выполнение работы или оказание услуги.

В этом случае требуется явное согласие на условия, которые установлены в документации.

3. Выполнение работы или оказание услуги, для которых используется товар.

Если в документации содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения, от поставщика требуется согласие на выполнение работ и услуг и на использование предложенного заказчиком конкретного товара или согласие на выполнение работ, услуг и конкретные показатели, которые покажут эквивалентность указанным требованиям, указание на средство индивидуализации (при наличии), наименование страны происхождения.
Если таких условий не установлено, претендент указывает информацию по первым трем пунктам (без исключений):

  • согласие на выполнение работ, услуг;
  • конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией;
  • наименование страны происхождения товара;
  • указание на средство индивидуализации (при наличии).

Если участник не выполнил это условие, его предложение постигнет отклонение.

Отклонение по вторым частям заявок, 44-ФЗ

Ч. 6 ст. 69 устанавливает причины отклонения по вторым частям:

  • непредставление документов и информации согласно п. 1, 3–5, 7 и 8 ч. 2 ст. 62, ч. 3 и 5 ст. 66 (смотрите статью «Документы для тендера»);
  • несоответствие условиям, которые установлены документацией;
  • недостоверная информация;
  • несоответствие участника аукциона требованиям, которые установлены в соответствии с ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 44-ФЗ.

Отстранение

В любой момент до заключения контракта заказчик должен отстранить участника от процедуры определения поставщика в следующих случаях:

  1. Участник закупки не соответствует общим требованиям, которые изложены в ч. 1, 1.1, 2 и 2.1 (к примеру, не обладает действующими лицензиями, сертификатами, проводится ликвидация, имеется решение арбитражного суда о признании организации банкротом, участник не соответствует дополнительным требованиям о наличии соответствующего опыта работ и пр.).
  2. Участник предоставил недостоверную информацию о том, что он соответствует указанным условиям. К примеру, предоставленная лицензия о соответствии оказалась подделкой (ч. 9 ст. 31).
  3. При закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств предельная цена не зарегистрирована или предлагаемая цена превышает их предельную отпускную при условиях, которые указаны в п. 2 ч. 10 ст. 31.
  4. Выявлена недостоверность информации, которая содержится в документах, указанных в ч. 3 и 5 ст. 66 (первые и вторые части) согласно ч. 6.1 ст. 66. К примеру, содержащиеся в первой части характеристики являются недостоверными согласно ГОСТу, указанному в техническом задании.

Ответственность членов комиссии

Стоит учитывать, что не только необоснованный отказ в допуске на участие в аукционе влечет наложение административной ответственности согласно п. 2 ст. 7.30 КоАП РФ, но и необоснованный допуск заявки, в случае если она должна быть отклонена, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 рублей и не более 30 000 рублей. Причиной разбирательств контролирующих органов может стать как жалоба в ФАС на отклонение заявки, так и внеплановая проверка.

Как заранее пройти квалификацию на ЭТП

В ответственных, дорогих и высокотехнологичных закупках участники должны подтверждать опыт и квалификацию. С 1 июля 2019 это нужно делать до подачи заявок в личном кабинете электронной торговой площадки. Расскажем, что учесть в этом процессе.

Автор иллюстрации Дарья Привалова

В каких закупках потребуется подтверждение?

Подтверждать квалификацию до подачи заявок нужно не во всех закупках, а только в закупках отдельных видов товаров, работ и услуг по постановлению правительства № 99 . Вот пятерка самых популярных отраслей:

  1. Сохранение объектов культурного наследия: памятников истории и культуры.
  2. Закупки с НМЦ выше 10 млн руб. на строительство, реконструкцию, ремонт и снос капитальных зданий.
  3. Закупки с НМЦ выше 10 млн руб. на ремонт и содержание автомобильных дорог.
  4. Питание в школах, больницах и других социальных учреждениях на сумму выше 500 тыс. руб.
  5. Организация отдыха детей и их оздоровления.

В информационной карте таких закупок вы увидите:

До 1 июля 2019, если к закупке применялись требования из постановления, участник в составе заявки прикладывал документы, подтверждающие его квалификацию и право участвовать в этой закупке.

С 1 июля 2019 участники таких закупок должны заранее подтвердить соответствие дополнительным требованиям по виду работ у оператора ЭТП ( ч. 1 ст. 66 44-ФЗ ). Только после этого у них будет возможность подать заявку на участие. Заказчик автоматически получит эти документы от ЭТП.

При оформлении заявки на площадке вы увидите предупреждение, что в закупке требуется подтвердить квалификацию. Даже если отправите заявку, приложив необходимые документы, площадка тут же вернет заявку обратно.

Процедура подтверждения занимает до 5 рабочих дней после подачи документов. Если закупка проходит в короткие сроки (например, за 7 календарных дней), для поставщика без квалификации есть риск не успеть принять в ней участие.

Какие документы предоставлять?

Исчерпывающий список документов на каждый вид деятельности есть в приложениях к постановлению № 99. В таблицах четко указано, какими документами подтверждать требования к участнику.

Например, поставщик питания в школы и больницы прикладывает:

  • копию исполненного контракта по 44-ФЗ или 223-ФЗ не ниже 20% от НМЦ текущей закупки,
  • копию документа о приемке.

А участник закупки на строительство капитальных объектов с НМЦ 10 млн руб. предоставляет:

  • копию как минимум одного исполненного контракта на сумму не ниже 50% от НМЦ текущей закупки,
  • копию документа о приемке ,
  • разрешение на ввод здания в эксплуатацию.

Документы, которые участник направляет оператору ЭТП, должны отвечать требованиям из постановления № 99 и быть правильно оформленными:

  • Если сказано, что в нем должны быть все обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 федерального закона «О бухгалтерском учете», убедитесь, что есть все необходимые печати, подписи, у документа правильное наименование и т.д.
  • Если нужен опыт в строительстве капитальных объектов, не подойдут контракты на строительство автодорог. Компания без опыта строительства зданий не сможет принять участие в закупке.
  • Не подойдут контракты, где вы были субподрядчиком у победителя закупки по 44-ФЗ или 223-ФЗ.
  • Если контракт должен быть исполнен за последние три года, не стоит прикреплять контракты пятилетней давности.
  • Справку об отсутствии судимости у бухгалтера по экономическим преступлением нельзя заменить декларацией.
Читайте также:  Заказчик предусмотрел в положении неконкурентные способы закупок

Эти рекомендации кажутся очевидными, но не все им следуют. Когда оператор ЭТП отклонит заявку, придется искать ошибки, исправлять, загружать повторно и ждать проверки.

Что учесть при подготовке документов?

  • Если вы планируете участвовать в закупках на нескольких площадках, придется пройти проверку у каждого оператора. ЭТП проверяют соответствие квалификационным требованиям независимо друг от друга.
  • На каждый вид товаров, работ и услуг документы нужно предоставлять отдельно. Например, если организация занимается строительством и капитальных зданий, и автодорог, нужно подать две заявки для внесения в реестр ЭТП.
  • Документы может загрузить только участник, у которого есть регистрация в ЕИС.
  • Если вы захотите актуализировать уже согласованные документы или добавить новые, оператор ЭТП будет заново рассматривать вашу заявку. Это тоже займет до 5 рабочих дней.

Сколько времени действует подтвержденная квалификация?

Считается, что участник включен в реестр бессрочно, но у документов, которые были загружены в личный кабинет, есть срок давности. По постановлению № 99 он равен 3 годам, как и срок аккредитации на любой из ЭТП госзакупок.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Антимонопольный орган не вправе отменить закупку из-за требования о наличии у участников закупки определенных сертификатов качества

Антимонопольный орган предписал госзаказчику аннулировать закупку, поскольку в закупочной документации содержалось требование о наличии сертификата качества, выданного в рамках одной из двух систем качества. При наличии такого сертификата участнику закупки предоставлялось 20% (баллов) по критерию «квалификация участника закупки», а при отсутствии — 0%. ВС РФ признал решение антимонопольного органа незаконным.

Реквизиты судебного акта

УФАС России по Санкт-Петербургу

Суть дела

СПб ГКУ «ФКСР» (далее — заказчик) разместило извещение о проведении запроса предложений на право заключения контракта на выполнение работ по завершению строительства поликлиники. ООО «НордСтрой 3» (компания, которая хотела участвовать в закупке) обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика в части установления в закупочной документации порядка оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки». Индекс деловой репутации исчислялся в соответствии с требованиями национального стандарта для строительных организаций — ГОСТ Р 66.1.03-2016, утвержденного приказом Росстандарта от 17.02.2016 № 54-ст (далее — ГОСТ Р 66.1.03-2016). Соответствие участника закупки этому ГОСТу можно было подтвердить в рамках одной из двух систем добровольной сертификации, указанных в закупочной документации. Если участник не подтверждал свою деловую репутацию сертификатом одной из этих систем сертификации, то он мог и дальше участвовать, но получал «0» за критерий «квалификация участников закупки» (вместо 20%).

УФАС России признала заказчика нарушившим п. 3 и 7 ч. 6 ст. 83 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Антимонопольный орган предписал устранить нарушение путем аннулирования закупки. ООО «СтройАктив», которое победило в закупке, с этим решением не согласилось и подало заявление о признании решения и предписания незаконными.

Позиция судов

Суды первой и апелляционной инстанций признали решение и предписание антимонопольного органа незаконными. Они исходили из того, что заказчик с учетом своих нужд и потребностей, а также объекта закупки имел право установить с целью оценки показателя «деловая репутация» требование о предоставлении сертификата качества одной из двух конкретных систем качества.

Суды сочли, что такое требование не препятствовало участию в конкурсе, не предрешало исхода закупки, не создавало преимуществ конкретному лицу. Оно было направлено на выбор победителем закупки лица, наиболее соответствующего потребностям заказчика. При этом содержание показателя «деловая репутация участника закупки» по нестоимостному критерию «квалификация участников закупки» и порядок его оценки в документации о закупке были раскрыты полностью.

Суд кассационной инстанции отменил эти судебные акты и отказал победителю закупки в признании решения и предписания антимонопольного органа незаконными. Он решил, что установление в закупочной документации в качестве предмета оценки по показателю «деловая репутация» только «индекса деловой репутации» (рассчитанного органами двух конкретных систем добровольной сертификации) противоречит ч. 2 ст. 8 Закона № 44-ФЗ и п. 3 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Суд округа указал, что заказчик сформировал документацию о закупке таким образом, что участники закупки, имеющие опыт успешного выполнения работ по предмету закупки и высокую деловую репутацию, были лишены возможности представить документы, подтверждающие их квалификацию в производстве строительных работ, поскольку заявка такого участника была бы необоснованно оценена в «0» баллов. Данное обстоятельство поставило таких участников закупки в неравное положение с теми участниками закупки, которые хоть и могут обладать меньшим опытом работ, но имеют преимущество при оценке заявок лишь по основанию наличия сертификата соответствия, содержащего «индекс деловой репутации». Вместе с тем наличие сертификата соответствия само по себе не указывает на более высокий уровень квалификации такого участника закупки и не свидетельствует о предложении с его стороны лучших условий исполнения контракта.

Позиция ВС РФ

СКЭС ВС РФ отменила постановление кассации и оставила в силе судебные акты первой и апелляционной инстанций, подтвердив, что решение антимонопольного органа незаконно.

ВС РФ указал, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб антимонопольным органом должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.

Суд отметил, что ГОСТ Р 66.1.03-2016 относится к общепринятым для строительной деятельности документам. Его соблюдение может разумно ожидаться от лиц, претендующих на заключение госконтракта. То обстоятельство, что заказчик определил две конкретные системы добровольной сертификации (разработанные двумя организациями), результаты оценки которых принимаются для оценки заявок участников закупки по указанному показателю, само по себе не свидетельствует об ограничении доступа к участию в закупке.

В данном случае установление в закупочной документации требования к участникам закупки о предоставлении сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.03-2016 было направлено на определение наиболее квалифицированного исполнителя по заключаемому контракту. Следовательно, как таковое отсутствие у организации сертификата соответствия на дату опубликования извещения о проведении запроса предложений не могло служить основанием для вывода о неправомерном включении такого требования в закупочную документацию, поскольку при установлении порядка оценки по нестоимостным критериям заказчик не обязан применять в качестве показателей оценки именно те показатели, которыми обладает конкретный потенциальный участник закупки.

В предписании антимонопольный орган не установил обстоятельства, которые бы свидетельствовали о том, что выбор заказчиком двух конкретных систем добровольной сертификации, результаты оценки которых принимаются для оценки заявок участников, направлен на предоставление преимуществ участникам закупки. Антимонопольный орган должен был представить доказательства, подтверждающие направленность действий заказчика на ограничение равного доступа к закупке, однако не представил.

Кроме того, компания, которая пожаловалась в антимонопольный орган, не участвовала в закупке. То есть отсутствовали основания полагать, что эта компания не стала победителем закупки вследствие угрозы применения к ней спорного критерия оценки, и, соответственно, говорить о нарушении ее прав и законных интересов действиями заказчика (положениями документации о закупке).

Таким образом, своими действиями антимонопольный орган создал основания для аннулирования закупки только для целей ее повторного проведения, что способно привести к тому, что госнужды длительное время останутся не удовлетворенными.

Ссылка на основную публикацию