Контракт на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд

Поставка товаров для государственных и муниципальных нужд

  • Свобода договора
  • Договор и порядок его заключения
  • Государственный и муниципальный контракт
  • Условия договора энергоснабжения
  • Договор мены
  • Договор дарения
  • Форма договора дарения
  • Договор социального найма жилого помещения

Государственные и муниципальные нужды

Государственные или муниципальные нужды – это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в товарах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в которых участвует Российская Федерация, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ и некоторые другие.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд – разновидность договора поставки. Этим договором оформляются закупка товаров, необходимых государству, в частности, необходимых для обеспечения нужд обороны и безопасности страны. Регулируется этот договор ст. 525-538 ГК РФ, регламентирующими этот вид договора, а также статьями, посвященными договору поставки. и специальными законами:

  • Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»;
  • Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве»;
  • Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. № 213-Ф3 «О государственном оборонном заказе»;
  • Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

При заключении данного договора сначала действуют специальные правила, если вопросы ими не урегулированы — вступает в действие положение договора поставки, далее положения договора купли-продажи.

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Государственный или муниципальный контракт, договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд отличается от иных договоров поставки целью продажи и приобретения товаров, участием в поставках государственных или муниципальных заказчиков или уполномоченных ими лиц, а также обеспечением оплаты товаров за счет средств бюджета и внебюджетных источников финансирования.

Существенные отличия государственного или муниципального контракта (договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд) от иных видов договора купли-продажи:

  • покупателем является государственный орган — государственный или муниципальный заказчик или уполномоченные им юридические лица;
  • договор — государственный или муниципальный контракт заключается на основе государственного заказа, формируемого в установленном законом порядке:
  • предпочтительным способом размещения заказов на закупки товаров для государственных или муниципальных нужд признано проведение открытых торгов (конкурсов);
  • порядок и сроки заключения государственного или муниципального контракта (договора поставки) на основе заказов определены ГК РФ;
  • государственный или муниципальный заказчик обеспечивает своевременную оплату товаров за счет средств бюджета, а также возмещение убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта;
  • законами о поставках для государственных или муниципальных нужд предусмотрена неустойка за отдельные нарушения договоров;
  • споры, возникающие при заключении государственного или муниципального контракта (договора поставки), рассматриваются арбитражным судом независимо от того, имеется ли обязанность одной из сторон заключить договор.

Когда покупатель и государственный или муниципальный заказчик не совпадают, имеет место и государственный или муниципальный контракт, и договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. По государственному или муниципального контракту поставщик (исполнитель) обязуется передать товар государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию другому лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленного товара.

Порядок заключения договора

Государственный или муниципальный заказчик разрабатывает проект государственного контракта и отправляет его поставщику. При этом поставщик:

  • не позднее 30-дневного срока со дня получения подписывает и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта другой стороне;
  • при наличии разногласий составляет соответствующий протокол разногласий, который отправляют заказчику;
  • отказывается от заключения государственного или муниципального контракта.

Государственный или муниципальный заказчик в течение 30 дней рассматривает протокол разногласий и уведомляет поставщика о принятии государственного или муниципального контракта в редакции поставщика или об отказе заключения контракта.

Если поставщик является обязательным поставщиком, то при наличии разногласий контракт в течение 30-дневного срока передается на рассмотрение в суд.

Если государственный или муниципальный контракт заключен по итогам проведения конкурса, то он должен быть заключен не позднее 20 дней со дня объявления результатов конкурса.

В случае отказа покупателя от товара или от заключения договора государственный или муниципальный заказчик обязан в течение 30 дней прикрепить к поставщику другого покупателя, направить поставщику отгрузочную разнарядку с указанием получателя товара либо сам выступить получателем товара (с обязанностью оплатить).

Если государственный или муниципальный заказчик указанное условие не выполняет, поставщик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика принятия товара (и его оплаты) либо реализовать товар по своему усмотрению с отнесением разумных расходов по реализации товара на государственного или муниципального заказчика. Убытки, причиненные поставщику в связи с неисполнением государственного или муниципального контракта, подлежат возмещению в течение 30 дней.

Ответственность сторон по договору поставки для государственных или муниципальных нужд:

  • основанием наступления ответственности является неисполнение или ненадлежащее исполнение договора;
  • ответственность является полной и строится на основании положений гл. 25 ГК РФ.

Виды ответственности: возмещение убытков (реального ущерба или упущенной выгоды) (ст. 25 ГК РФ); взыскание договорной неустойки (пени, штрафа); взыскание уплаты процентов за пользование чужими деньгами в случае нарушения денежных обязательств (ст. 395, п. 4 ст. 487 ГК РФ); отказ стороны от исполнения договора, возврат недоброкачественного или некомплектного товара, приобретение товара покупателем у другого лица в случае его недопоставки, принудительная оплата покупателем невыбранного товара и др.

Как правило, на практике возмещение убытков, причиненных в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта регулируется ст. 533 ГК РФ, а также ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»:

  • заказчик обязан возместить убытки, причиненные поставщику, в течение 30 дней со дня передачи товара (при невозмещении их поставщик вправе отказаться от договора), а также убытки, причиненные отказом от возмещения убытков, понесенных поставщиком при исполнении договора (п. 1 ст. 533 ГК РФ);
  • поставщик обязан уплатить штраф в размере стоимости товара, определенной в проекте контракта, в случае необоснованного уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на поставку товара для федеральных нужд (п. 2 ст. 5 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другие законы), а также уплатить 50% стоимости недопоставленного им товара помимо уплаты неустойки и такую же сумму за просрочку поставки товара (п. 3 ст. 5 указанного Закона), а в случае поставки недоброкачественных или некомплектных товаров уплатить штраф в размере 20% стоимости забракованных товаров (п. 5 сг. 16 Федерального закона «О государственном материальном резерве»).

Статья 526. Государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд

По государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Комментарий к Ст. 526 ГК РФ

1. Комментируемая статья содержит легальное (законодательное) определение государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд . Это определение, построенное по типичной для ГК РФ схеме определений договоров отдельных видов, гласит: по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

———————————
О государственных (муниципальных) контрактах на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд см., в частности: Комиссарова Е.Г. Правовая природа государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд // Научный вестник Тюменского юридического института МВД России: Сборник научных трудов. Тюмень: Изд-во ТЮИ МВД России, 2003. Вып. 2. С. 29 — 33; Яровой А.В. О соотношении государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд и предпринимательского договора // Актуальные проблемы цивилистических отраслей права: Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург: Изд-во Урал. юрид. ин-та МВД России, 2004. Вып. 4. С. 86 — 90; Волынкина М.В. Правовая природа государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд // Сборник научных трудов. Юридические и психологические науки. М.: Логос, 2005. Вып. 3. С. 9 — 18.

В статье содержится также официальная сокращенная форма термина «государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд», а именно — «государственный или муниципальный контракт». Указанный краткий термин используется в ГК РФ, ряде других законов и иных нормативных правовых актов.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ содержит общее понятие государственного или муниципального контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также его легальное определение, согласно которому под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 9). Приведенное определение дополняет характеристику государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд.

2. Правовая природа государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд характеризуется следующими основными чертами.

Государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд является разновидностью договора поставки, который, в свою очередь, является подтипом договора купли-продажи — типа гражданско-правового договора. Таким образом, государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд в конечном счете следует квалифицировать как гражданско-правовой договор (а не административно-правовой или межотраслевой, как полагают некоторые исследователи).

Будучи видом договора поставки, государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд является консенсуальным, возмездным, взаимным (двусторонне обязывающим), предпринимательским гражданско-правовым договором.

3. Государственные (муниципальные) контракты на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд подразделяются на:

1) государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд;

2) муниципальные контракты на поставку товаров для муниципальных нужд.

Государственные (муниципальные) контракты на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд подразделяются также в зависимости от того, при каком способе размещения заказа они заключаются (подробнее об этом см. п. 3 комментария к ст. 527 и п. 1 комментария к ст. 528 ГК).

Государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд, в свою очередь, подразделяются на:

1) государственные контракты на поставку товаров для федеральных государственных нужд;

2) государственные контракты на поставку товаров для государственных нужд субъектов Федерации (или менее официально, но зато более кратко — «для региональных государственных нужд»).

Из государственных контрактов на поставку товаров для федеральных государственных нужд выделен ряд видов контрактов по различным основаниям, в частности государственные контракты на поставку товаров для федеральных государственных нужд по оборонному заказу.

4. Важнейшей юридической характеристикой государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд является правовой режим государственного (муниципального) контракта, который определяется совокупностью правовых норм, иных правовых положений (требований), установленных в отношении государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в частности положений, регулирующих заключение, действие, изменение, прекращение, форму и содержание контракта и основанных на нем отношений.

Правовой режим всякого государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд определяют положения, общие для всех государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в том числе:

1) общие положения о сделках, договорах и обязательствах, содержащиеся в части первой ГК РФ;

2) общие положения о купле-продаже, содержащиеся в § 1 гл. 30 ГК РФ;

3) правила о договоре поставки, содержащиеся в ст. ст. 506 — 522 § 3 гл. 30 ГК РФ;

4) правила о государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, содержащиеся в § 4 гл. 30 ГК РФ, в частности в ст. ст. 525 — 528, 531, 533, 534;

5) правила о государственном (муниципальном) контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ и распространяющиеся на все государственные (муниципальные) контракты на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, в частности правила, содержащиеся в ст. 9 Закона.

Правовой режим государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд отдельных видов обладает особенностями. Так, особенности правового режима государственных контрактов на поставку товаров для федеральных государственных нужд определяются Федеральным законом от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд».

При применении общих и специальных правил, определяющих правовой режим государственных (муниципальных) контрактов на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд, следует руководствоваться принципом приоритета специальных правил, который в отношении государственных (муниципальных) контрактов закреплен в п. 2 ст. 525 ГК РФ и п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

5. Сторонами государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд являются поставщик (исполнитель) и государственный (муниципальный) заказчик.

Поставщиком (исполнителем) потенциально может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любой индивидуальный предприниматель. При этом определение (выбор) поставщика (исполнителя) по конкретному контракту осуществляется не произвольно, а в соответствии с детально регламентируемой процедурой — размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (подробнее см. п. 3 комментария к ст. 527 ГК).

При исполнении государственного или муниципального контракта не допускается перемена поставщика (исполнителя), за исключением случаев, если новый поставщик (исполнитель) является правопреемником поставщика (исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (ч. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ).

Государственным (муниципальным) заказчиком может быть государственный орган (в том числе орган государственной власти), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, а также бюджетное учреждение, иной получатель средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ст. 4 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ). Государственный (муниципальный) заказчик заключает государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.

Читайте также:  Внесение сведений в реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ

6. Содержание государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд характеризуется той особенностью, что свобода его сторон в определении условий контракта в значительной мере ограничена по сравнению с обычным договором поставки. Означенные ограничения установлены, в частности, следующими правилами ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ.

Цена государственного или муниципального контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, установленных ч. 6.4 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ. Оплата поставляемых товаров осуществляется по цене, установленной государственным или муниципальным контрактом. Цена государственного или муниципального контракта может быть снижена по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товаров и иных условий исполнения государственного или муниципального контракта (ч. 4.1 ст. 9 Закона).

При заключении и исполнении государственного или муниципального контракта изменение условий контракта, указанных в ч. ч. 11 и 12 ст. 9, ч. 12 ст. 25, ч. 5 ст. 27, ч. 3 ст. 29, ч. 1 ст. 31, ч. 7 ст. 31.4, ч. 3 ст. 31.5, ч. 12 ст. 35, ч. 6 ст. 36, ч. 13 ст. 37, ч. 3 ст. 38, ч. 1 ст. 40, ч. 14 ст. 41, ч. 22 ст. 41.8, ч. 11 ст. 41.9, ч. 15 ст. 41.11, ч. ч. 10 и 14 ст. 41.12, ч. 6 ст. 42, ч. ч. 6 и 8 ст. 46, ч. 8 ст. 47, ч. 10 ст. 53 и ч. ч. 5 и 6 ст. 54 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 6 — 6.1, 6.4 — 6.6 и 8.1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (см. ч. 5 указанной статьи).

В случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых государством цен на товары субъектов естественных монополий, тарифов на товары организаций коммунального комплекса заказчик при исполнении государственного или муниципального контракта, заключенного на основании п. п. 1 или 2 ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, обязан изменить цену такого контракта соответственно размеру изменения тарифов на соответствующие товары организаций коммунального комплекса, цен на товары субъектов естественных монополий (ч. 6.4).

При заключении государственного или муниципального контракта заказчик по согласованию с участником, с которым в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ заключается такой контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницу между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если такое право заказчика предусмотрено конкурсной документацией, документацией об аукционе. При этом цена единицы указанного товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное отделения цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона (ч. 6.5 ст. 9 Закона).

В государственный и муниципальный контракты включается обязательное условие об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом (ч. 10 ст. 9 Закона).

В случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее 1/300 действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка РФ (ч. 11 ст. 9 Закона).

В государственный или муниципальный контракт включается обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте. Для проверки соответствия качества поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг требованиям, установленным государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе привлекать независимых экспертов, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (ч. 12 ст. 9).

Договор поставки товаров для государственных нужд

Понятие договора поставки товаров для государственных нужд

Одним из видов купли-продажи является поставка товаров для го­сударственных нужд. Особенности данных правоотношений вызваны участием в них такого своеобразного субъекта гражданского права, как государство, — Российской Федерации и ее субъектов (ст. 124 ГК).

В настоящее время сфера действия договоров поставки товаров для государственных нужд — это отношения, связанные с поставками то­варов, предназначенных для удовлетворения потребностей Россииской Федерации и ее субъектов, для обеспечения обороны и безопас­ности страны, жизни и здоровья граждан.

Потребности государства определяются исходя из

  • необходимости реализации федеральных го­сударственных программ;
  • обеспечения необходимого уровня оборо­носпособности;
  • формирования государственных материальных резер­вов;
  • реализации экспортных поставок во исполнение международных соглашений с участием Российской Федерации.

К отношениям по поставке товаров для государственных нужд суб­сидиарно применяются

  1. сначала нормы о договоре поставки товаров,
  2. затем (при отсутствии соответствующих специальных пра­вил) — общие положения о купле-продаже.

Но эти отно­шения в приоритетном порядке перед нормами ГК о договоре поставки и общими положениями о купле-продаже регулируются специальными за­конами о поставке товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 525 ГК).

В настоящее время действует несколько федеральных законов, регламентирующих поставки товаров для государственных нужд (ко­торые подлежат применению в части, не противоречащей нормам ГК). К их числу относятся:

  • Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (далее – Закон о поставках продукции);
  • Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государствен­ном материальном резерве» (далее — Закон о государственном ма­териальном резерве) ;
  • Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и по­ставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для
    О закупках и по­ставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия длягосударственных нужд» (далее — Закон о закупках и поставках сель­хозпродукции) , которым регламентируются отношения по закупкам и поставкам сельскохозяйственной продукции и продовольствия как для федеральных, так и для региональных государственных нужд;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (далее – Закон о государственном обо­ронном заказе) .

Кроме того, отношения, связанные с порядком проведения кон­курсов при размещении заказов на поставку товаров для государст­венных нужд, регулируются Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполне­ние работ, оказание услуг).

Основания поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта, а так­же разрабатываемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд , заключаемых между организациями — ис­полнителями заказа для государственных нужд и потребителями вы­пускаемых товаров (п. 1 ст. 525 ГК).

При поставке товаров для государственных нужд могут использо­ваться как простая, так и сложная структура договорных связей:

  1. Поставка осуществляется поставщиком (исполнителем) в соответствии с условиями государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд непосредственно государственному заказчику либо указанным им получателям без заключения с послед­ними поставщиком (исполнителем) каких-либо договоров на постав­ку товаров для государственных нужд.
  2. При сложной структуре договорных связей го­сударственным контрактом предусматривается прикрепление государственным заказчиком поставщика-исполнителя к конкретным покупателям для заключения с ними договоров поставки товаров для государственных нужд на ос­новании извещения о прикреплении, выдаваемого заказчиком. При за­ключении таких договоров между поставщиком-исполнителем и по­купателями согласовываются условия о количестве и качестве това­ров, порядке их доставки и принятии покупателем и т.п.

Федеральные законы о поставках товаров для государственных нужд устанавливают

  • порядок определения потребностей государства в тех или иных товарах,
  • порядок формирования соответствующих этим потребностям государственных заказов и их размещения среди организаций, производящих (закупающих) указанные товары.

Основ­ной способ размещения государственных заказов — проведение откры­тых или закрытых торгов (конкурсов). Однако допускается и прямое до­ведение государственных заказов до поставщиков-исполнителей.

Понятие и заключение государственного или муниципального контракта

По государственному контракту на поставку товаров для государ­ственных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать това­ры государственному заказчику либо по его указанию иному лицу, а госу­дарственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных то­варов (ст. 526 ГК).

Поставщиками (исполнителями) являются организации, признан­ные победителями торгов, проводившихся в целях размещения госу­дарственных заказов, либо принявшие доведенный до них государс­твенный заказ к исполнению.

В качестве государственных заказчиков и муниципальных заказчи­ков в соответствии Законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (ст. 4) могут выступать

  • государствен­ные органы,
  • органы управления государственными внебюджетными фондами,
  • органы местного самоуправления, а также
  • бюджетные учре­ждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномо­ченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреж­дения,
  • иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров за счет бюджет­ных средств и внебюджетных источников финансирования.

В случаях размещения государственного заказа путем проведения конкурса и определения его победителя либо принятия поставщиком (исполнителем) доведенного до него государственного заказа для го­сударственного заказчика заключение государственного контракта с указанными поставщиками является обязательным . Поставщик (ис­полнитель) также обязан заключить государственный контракт, если он принял доведенный до него госзаказчиком государственный заказ либо стал победителем конкурса, проведенного для размещения го­сударственного заказа.

В некоторых случаях принятие доведенного до поставщика (испол­нителя) государственного заказа является обязательным для последне­го. Например, федеральное казенное предприятие ни при каких усло­виях не вправе отказаться от доведенного до него государственного заказа. Коммерческие организации, действующие в иных организа­ционно-правовых формах, обязаны принять доведенный до них го­сударственный заказ, а следовательно, и заключить государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд, если они за­нимают доминирующее положение на рынке соответствующего това­ра, при условии возмещения государственным заказчиком убытков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) исполне­нием государственного заказа.

Проект государственного контракта разрабатывается государствен­ным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), приняв­шему до этого заказ на поставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмотреть проект государствен­ного контракта и в 30-дневный срок со дня его получения сообщить государственному заказчику о своем решении.

Возможны три варианта такого решения:

  • согласие заключить государственный контракт на условиях, предло­женных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (ис­полнитель) подписывает государственный контракт и один подпи­санный экземпляр возвращает государственному заказчику;
  • согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложены государственным заказчиком. При таких обстоятельст­вах поставщик (исполнитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;
  • отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же 30-дневный срок.

Основным же правилом должно стать размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд (государственного заказа) путем про­ведения соответствующих конкурсов. И в этом случае заключение государ­ственного контракта с победителем конкурса становится для государст­венного заказчика обязательным. Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через 20 дней со дня проведения конкурса.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что по­ставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который го­сударственным заказчиком прикрепляется к поставщику (исполните­лю). Выданное государственным заказчиком извещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки то­варов для государственных нужд.

Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) дол­жен в 30-дневный срок направить проект договора покупателю. Если по­ставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект до­говора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласо­ванию и в 30-дневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в 30-дневный срок.

Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе уклоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обратиться в таком случае в арбит-ражный суд с иском о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или час­тично от товаров, указанных в извещении о прикреплении, и от заклю­чения договора в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикрепле­нии поставщика (исполнителя) к другому покупателю должен быть ре­шен государственным заказчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя). В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государст­венного заказчика принятия и оплаты товаров либо возмещения расхо­дов, связанных с реализацией этих товаров другому потребителю.

Исполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту

В тех случаях, когда государственным контрактом на поставку то­варов для государственных нужд предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) непосредственно госу­дарственному заказчику либо указанным последним конкретным по­лучателям (по отгрузочным разнарядкам государственного заказчи­ка), отношения, складывающиеся между сторонами государственно­го контракта в процессе его исполнения, не отличаются спецификой и регулируются нормами о договоре поставки.

При поставке товаров покупателям, с которыми поставщиком (ис­полнителем) в соответствии с государственным контрактом заключены договоры поставки, особенность заключается в том, что по общему пра­вилу обязанность оплаты поставленных товаров возлагается не на госу­дарственного заказчика, а на покупателя, получившего товары. Гаранти­ей прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой государственный заказчик признается поручи­телем по денежному обязательству покупателя. Это означает, что в слу­чае неоплаты товаров покупателем государственный заказчик будет от­вечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров (ст. 532 ГК).

Определенными особенностями отличаются последствия неиспол­нения государственным заказчиком обязанности по возмещению по­ставщику (исполнителю) убытков, причиненных в связи с исполнением последним государственного заказа, принятие которого было для него обязательным. Такие убытки должны быть выплачены государственным заказчиком в срок не позднее 30 дней со дня передачи поставщиком (ис­полнителем) товаров, предусмотренных государственным контрактом. Нарушение государственным заказчиком этой обязанности дает постав­щику (исполнителю) право отказаться от исполнения государственно­го контракта и потребовать от государственного заказчика возмещения дополнительных убытков, вызванных расторжением государственного контракта. В таких случаях поставщик (исполнитель) вправе также от­казаться и от исполнения договоров поставки товаров для государст­венных нужд, заключенных на основании государственного контракта с конкретными покупателями. Причем убытки, причиненные покупа­телям таким отказом от исполнения договора, также подлежат возме­щению государственным заказчиком (ст. 533 ГК).

Читайте также:  Отчеты по результатам закупок по 44-ФЗ

Государственный заказчик вправе отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом, лишь при ус­ловии возмещения причиненных этим убытков как поставщику-ис­полнителю, так и покупателям по договорам поставки, которые были изменены или расторгнуты в силу отказа государственного заказчика от соответствующих товаров.

Порядок заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

Дата публикации: 28.11.2019 2019-11-28

Статья просмотрена: 81 раз

Библиографическое описание:

Назарова Т. В. Порядок заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд // Молодой ученый. — 2019. — №48. — С. 269-272. — URL https://moluch.ru/archive/286/64474/ (дата обращения: 07.02.2020).

В рамках данной статьи проводится обзор этапов и отдельных особенностей заключения договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурентных процедур, а также у единственного поставщика.

Ключевые слова: государственные нужды, договор поставки, государственный контракт, государственный заказчик, договор поставки товаров для государственных нужд.

In this article is an overview of the phases and specifics of the agreement for the supply of goods for state and municipal needs through competitive procedures, as well as from a single supplier.

Keywords: state needs, supply contract, state contract, state customer, contract of supply of goods for state needs.

Заказ считается размещенным с момента заключения муниципального или государственного контракта. Процедура заключения договоров на поставку для указанной категории нашла отражение в ст. 528 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Проект договора, согласно данному документу, разрабатывает заказчик, после чего направляет его исполнителю (когда иное не было прописано в соглашении).

Заключение договора проводится в соответствии с существующими правилами. Общий порядок заключения государственного или муниципального контракта описан в ст. 528 ГК РФ [1]. Сторона, получившая проект контракта, должна подписать его и вернуть направившей стороне, а при наличии разногласий — составить протокол разногласий и направить его вместе с контрактом. Делается это не позднее 30 дней с момента получения. При отклонении протокола разногласий или истечении установленного срока, неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение суда.

В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов.

Детально процедура заключения государственного или муниципального контракта описана в Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) [2], который является актом специального регулирования по отношению к ГК РФ. Данный закон еще называют «процедурным», т. к. в нем очень подробно прописан порядок действий заказчика, связанных с заключением контракта, а также сроки, отводимые на выполнение этих действий, особенности проведения различных видов конкурентных процедур, порядок описания объекта закупки, порядок действий комиссии.

В общем виде можно выделить несколько этапов, предшествующих заключению государственного или муниципального контракта:

1) Обоснование закупок. В редакции Закона о контрактной системе, действовавшей до 01 октября 2019 года, под обоснованием закупки понималось установление соответствия каждой конкретной закупки целям осуществления закупок.

С 01 октября 2019 года обоснованной считается закупка, соответствующая требованиям по нормированию и требованиям по обоснованности начальной максимальной цены контракта.

Следует отметить, что нормирование, а также обоснование начальной максимальной цены контракта являются тесно связанными понятиями и, как явствует из практики, поднимают немало вопросов, достойных отдельного рассмотрения.

2) Планирование закупок. Планирование осуществляется путем формирования, утверждения и ведения планов-графиков. Закупки, которые не предусмотрены планами-графиками, не могут быть проведены.

Составление плана-графика закупок производится на основании утвержденного плана финансово-хозяйственной деятельности (для бюджетных учреждений) либо на основании доведенного объема бюджетных обязательств (для казенных учреждений и органов власти).

На этапе планирования заказчик определяет и обосновывает и способ размещения заказа: конкурентный (путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений) или неконкурентный (закупка у единственного поставщика).

3) Разработка документации о закупке.

Требования к составу и содержанию документации о закупке прописаны в Законе о контрактной системе.

На данном этапе разрабатывается и утверждается описание объекта закупки (техническое задание), требования к потенциальным поставщикам, требования к составу заявки на участие в закупочной процедуре, а также проект государственного (муниципального) контракта.

4) Публикация извещения о закупке, прием заявок.

В целях реализации принципа прозрачности и открытости, установленного Законом о контрактной системе, извещения о проводимых закупках — за некоторыми исключениями — публикуются в сети Интернет на специально созданном официальном сайте.

Этот сайт именуется Единой информационной системой (далее — ЕИС) и находится по адресу www.zakupki.gov.ru

В ЕИС публикуется большой объем информации, касающейся проводимых закупок: планы-графики, извещения о проведении закупочных процедур, результаты проведенных закупок, заключенные контракты, информация об исполнении контрактов, а также иная информация.

Вся информация, размещаемая в ЕИС, заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью, что исключает возможность произвольного и неконтролируемого изменения такой информации.

Таким образом, ЕИС выступает также и инструментом контроля за действиями заказчика.

5) Рассмотрение заявок, проведение торга, подведение итогов.

Как явствует из практики, наибольший пласт правоприменительной, в том числе судебной, практики формируется именно на этих двух этапах. Это связано с тем, что участники закупок имеют возможность подавать жалобы как на содержание закупочной документации, так и на действия закупочных комиссий. На этом этапе наиболее ярко проявляется и роль контрольного органа в сфере закупок — Федеральной антимонопольной службы.

Хотелось бы отметить, что несоблюдение процедуры заключения контракта влечет за собой признание его недействительным (ст. 47 Закона о контрактной системе). В этом смысле показательным является решение Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76–30210/2016.

В этом деле был заключен контракт между подрядчиком и Администрацией поселения (первый ответчик) на выполнение ремонтных работ фасада и кровли фильтровальной станции. Работы подрядчиком были выполнены в срок и приняты заказчиком без нареканий. Не получив оплату за выполненные работы, подрядчик обратился в арбитражный суд. Администрация района, которой на основании соглашения были переданы полномочия по обеспечению питьевой водой жителей поселения, и которая была привлечена в дело в качестве второго ответчика, обратилась со встречным иском о признании контракта недействительным.

При исследовании материалов дела судом установлено, что спорный контракт заключен главой поселения «волевым решением», минуя все установленные Законом о контрактной системе процедуры. Привлеченные в процесс третьи лица в своих отзывах предлагали признать контракт заключенным в чрезвычайных обстоятельствах, т. к. насосная станция находилась в аварийном состоянии, что могло повлечь угрозу жизни и здоровью жителей. В материалы дела был представлен протокол заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах Каслинского городского поселения, а также постановление Администрации поселения, согласно которым в связи с неудовлетворительным состоянием здания насосно-фильтровальной станции г. Касли ул. Ленина, 1А и возникшей угрозой остановки оборудования на неопределенный срок, задействованного в технологическом процессе подачи воды в городскую, центральную, разводящую сеть введен режим «Чрезвычайная ситуация» в границах Каслинского городского поселения с 08.06.2016 до особого распоряжения.

Однако, сопоставив причины введения чрезвычайной ситуации и объем работ, порученных первым ответчиком истцу по спорному муниципальному контракту, суд не нашел оснований для применения п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе к спорным правоотношениям. Суд указал, что чрезвычайная ситуация должна обладать признаками внезапности и непреодолимости последствий, т. е. заказчик не мог заранее ее предвидеть и подготовиться к ней. В данном же случае ситуация не обладала признаками внезапности и непреодолимости последствий.

Признаки чрезвычайности и непреодолимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности. К таким обстоятельствам не относится неудовлетворительное состояние здания насосно-фильтровальной станции. Наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени свидетельствует о неправомерности заключения контракта избранным способом, то есть без проведения торгов.

В удовлетворении первоначального иска судом было отказано, встречный иск о признании контракта недействительным был удовлетворен в полном объеме [3].

Вышестоящие судебные инстанции оставили решение без изменений.

Процедура заключения контракта с единственным поставщиком также имеет ряд особенностей. Случаи, когда заказчик имеет право заключить контракт без проведения торгов, установлены в ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.

Кроме того, закупка у единственного поставщика требует зачастую обоснования цены заключаемого контракта, а также обоснования невозможности или нецелесообразности заключения контракта иным способом. Например, при заключении контракта на аренду нежилого помещения с единственным поставщиком заказчик обосновывает нецелесообразность применения иного способа тем, что переезд в другое помещение потребует дополнительных затрат, а также обосновывает цену аренды путем предоставления сведений об арендной плате у других арендодателей за аналогичное помещение.

Еще хотелось бы обратить внимание на норму, содержащуюся в ч. 5 ст. 529 ГК РФ.

Когда исполнитель уклоняется от заключения договора, заказчик имеет право обратиться в судебный орган с требованием по понуждению исполнителя к заключению контракта на условиях разработанного им проекта.

Для конкурентных процедур в Законе о контрактной системе прописаны случаи, считающиеся уклонением победителя процедуры от заключения контракта. Таких случаев всего два: ненаправление в установленный срок подписанного проекта контракта заказчику и непредставление надлежащего обеспечения исполнения контракта. В этим случаях заказчик отказывается от подписания контракта с победителем процедуры и предлагает заключить его участнику, занявшему второе место. Если второй участник отказался либо участников больше нет, заказчик проводит процедуру заново.

Для случаев заключения контракта с единственным поставщиком возможно и обращение в суд с целью понуждения поставщика заключить контракт. Вместе с тем, судом такие дела разрешаются исходя из общих принципов и положений гражданского законодательства, не ставя в приоритет статус государственного заказчика.

Этому имеется подтверждение и в судебной практике.

Например, по делу № А16–1012/2015, рассмотренного Арбитражным судом Еврейской автономной области.

Прокурор Еврейской автономной области обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Отдел вневедомственной охраны управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Еврейской автономной области» о понуждении заключить государственный контракт об оказании услуг физической охраны административного здания.

Истец, полагая, что ответчик обязан подписать государственный контракт об оказании услуг физической охраны административного здания, и обратился в суд с настоящим иском.

В решении суд указал, что по общему правилу, изложенному законодателем в ст. 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Обязанность ответчика заключить государственный контракт на охрану административного здания истца предусмотрена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.11.2009 № 1629-р.

Ответчиком представлен в суд действующий, подписанный сторонами, государственный контракт от 01.07.2015 № 59 об оказании услуг по централизованной (технической) охране, со сроком действия по 31.12.2015 года.

Истец, настаивая на физической охране административного здания, не указывает каким нормативным актом и в каких, конкретных случаях предусмотрена обязательная для ответчика физическая охрана административного здания истца.

В письме Главного управления вневедомственной охраны от 21.08.2015 № 36/2612, которое представлено в суд ответчиком, сообщается, что «В соответствии с решением Президента Российской Федерации В. В. Путина № Пр-1646 от 12.08.2015 охрана зданий органов прокуратуры постами полиции будет осуществляться только на территории Северо-Кавказского федерального округа, Республики Крым и г. Севастополя. Охрана остальных объектов указанной категории в иных субъектах Российской Федерации должна осуществляться с помощью технических средств охраны и реагированием нарядами полиции на поступающие с них тревожные сообщения».

При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд не нашел оснований для удовлетворения предъявленного иска [4].

Шестой Арбитражный апелляционный суд оставил данное решение без изменений.

Договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд

1. Согласно п. 1 ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нуждосуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных и региональных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также – федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также – нужды субъектов Российской Федерации).

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований и муниципальных заказчиков в товарах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Юридическая специфика договоров на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, позволяющая выделять их в отдельный вид договора купли-продажи, состоит в субъектном составе, структуре договорных связей, основаниях, порядке заключения и исполнения договоров, гражданско-правовой ответственности.

В общем виде можно сказать, что в законодательстве, посвященном договорам по поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд, предусматриваются повышенные требования к заключению и исполнению договоров. В частности это выражается в увеличении числа императивных норм, регулирующих договорные отношения, прежде всего в вопросах ответственности за неисполнение и ненадлежащее исполнение договоров.

В законодательстве в настоящее время происходит процесс формирования нового гражданско-правового договорного института, условно называемого правительственным контрактом (договором).

Основными источниками действующего законодательства в сфере договорного права по поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд являются положения и нормы ГК РФ об общих положениях о договоре (главы 27-29), о купле-продаже (§ 1 главы 30), о поставке товаров (§ 3 главы 30) и поставке товаров для государственных и муниципальных нужд (§ 4 главы 30); Федеральные законы от 13 декабря 1994г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»[20], от 2 декабря 1994г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»[21], от 27 декабря 1995г. «О государственном оборонном заказе»[22], от 29 декабря 1994г. «О государственном материальном резерве»[23], от 21 июля 2005г. «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[24] с последующими изменениями, в том числе изменениями, внесенными Федеральными законами от 03.11.2010 № 290-ФЗ, от 05.04.2011 № 56-ФЗ, от 21.04.2011 № 79-ФЗ.

Читайте также:  Общественный контроль за закупками заказчиков по Закону 44-ФЗ

2. Сторонами в договорах по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд являются:

(а) на стороне государственного и муниципального заказчика – государственные органы Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе органы государственной власти, или органы управления государственными и местными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, уполномоченные на подписание государственных или муниципальных контрактов от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или соответствующих муниципальных образований;

(б) на стороне поставщика (исполнителя) – любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель;

(в) на стороне покупателя в договоре поставки может выступать любое государственное или муниципальное предприятие и организация независимо от своей организационно-правовой формы, нуждающееся в приобретении определенных видов товаров за счет соответствующего государственного или муниципального финансирования в рамках действия данного договора. В этом случае применяется система извещения о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданном государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с государственным или муниципальным контрактом.

Конкретный состав участников договора определяется структурой договорных связей, устанавливаемых на основе заказа государственного или муниципального заказчика.

ГК РФ и указанными выше федеральными законами предусматриваются две категории поставки товаров для государственных и муниципальных нужд: государственный или муниципальный контракт на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд и договор поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.

Первый их них выполняет функцию основного и нередко единственного договора по отношению ко второму; второй – заключается в случаях, предусмотренных первым, и может существовать лишь вместе с ним.

Согласно ст. 526 ГК по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) поставщик-исполнитель обязуется передать товары заказчику либо по его указанию иному лицу в случае выдачи заказчиком поставщику отгрузочной разнарядки о поставке товаров указанному в ней получателю, не являющемуся стороной государственного или муниципального контракта.

В роли поставщика по государственному или муниципальному контракту могут выступать любые государственные и частные предприятия и организации (юридические лица), производящие нужные государству товары. Среди них законодатель выделяет предприятия и организации, обязанные заключать государственный или муниципальный контракт. В их числе значатся по поставкам продукции для государственных или муниципальных нужд – казенные предприятия и организации, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара; по поставке товаров в государственный материальный резерв – поставщики, занимающие доминирующее положение на рынке определенного товара, и предприятия, в объеме производства которых государственный оборонный заказ превышает 70 %; по выполнению оборонного заказа – унитарные предприятия, организации, занимающие доминирующее положение на товарном рынке или обладающие монополией на производство продукции для оборонного заказа при условии, что оборонный заказ обеспечивает установленный Правительством РФ уровень рентабельности производства.

При этом заключение государственного или муниципального контракта обязательно для поставщика (исполнителя) лишь при условии, что заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного или муниципального контракта. Приведенное положение о возмещении убытков не распространяется на казенные предприятия.

Согласно п. 1 ст. 529 ГК договор поставки товаров заключается в случае, предусмотренном государственным или муниципальным контрактом. Документом об определении заказчиком покупателя, являющимся основанием для заключения договора поставки, служит извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), направляемое сторонам договора поставки. Покупатель, однако, вправе как полностью или частично отказаться от товаров, указанных в данном извещении, так и вообще отказаться от заключения договора на их поставку. В этом случае поставщик (исполнитель) должен незамедлительно уведомить заказчика о таком отказе и просить прикрепить к нему другого покупателя. Заказчик обязан выдать поставщику (исполнителю) извещение о прикреплении к нему нового покупателя либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары (п. 2 ст. 530 ГК). При невыполнении заказчиком обязанностей, связанных с отказом покупателя от договора поставки, поставщик (исполнитель) вправе требовать от заказчика принять и оплатить товары либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на государственного заказчика.

3. Порядку заключения государственных или муниципальных контрактов и договора поставки для государственных или муниципальных нужд закон придает важное организационное значение.

В основе заключения государственного или муниципального контракта лежит заказ государственного заказчика на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, принимаемый поставщиком (исполнителем). Если для заказчика данный заказ можно считать административным актом, утверждаемым соответствующим органом государственной власти или органом местного самоуправления, то для поставщика он не является актом, обязывающим его в подавляющем большинстве случаев заключить государственный или муниципальный контракт. Такой заказ, принятый поставщиком (исполнителем), имеет обязательную силу лишь для заказчика, разместившего его.

Размещение государственных и муниципальных заказов на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме, или запроса котировок.

Проведение конкурса и аукциона осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 448 ГК РФ и Федеральным законом «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г.

Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных и муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком или уполномоченным органом (федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления).

При определении порядка заключения государственных или муниципальных контрактов законодатель детально регламентирует переговорный процесс заключения договора, устанавливая сроки и способы рассмотрения проекта контракта каждой стороной договора (ст. 528 ГК). При этом центр тяжести переносится на применение принципа максимализации переговорного процесса, ведущего к необходимости заключения государственного или муниципального контракта. Если же сторона, для которой заключение государственного или муниципального контракта обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить такой контракт.

С той же тщательностью, что и при заключении государственного или муниципального контракта, законодатель регулирует переговорный процесс по заключению договора поставки, применяя принципы максимализации к необходимости достижения соглашения между сторонами о заключении договора (ст. 529 ГК). Если поставщик уклоняется от заключения договора поставки, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

4. Исполнение государственного или муниципального контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506-523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд покупателям, указанным в разгрузочной разнарядке, товары оплачиваются заказчиком, если иной порядок расчетов не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом.

Вопрос об оплате товаров возникает и применительно к договору поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. Но в этом случае речь идет нет только и не столько о том, кто должен оплатить товар, но и о том, по каким ценам он должен оплачиваться, и, что не менее важно, каким актом или документом определяются цены на данные товары.

Согласно ст. 532 ГК товары по договорам поставки оплачиваются покупателями по ценам, определяемым в соответствии с государственным контрактом. В указанной статье ГК предусматривается также важное положение, гарантирующее право продавцов на получение оплаты поставляемых товаров для государственных или муниципальных нужд. Заказчик признается поручителем по обязательству покупателя в договоре поставки надлежащим образом оплачивать полученные им товары. Данное поручительство, вытекающее из закона, подчеркивает, что ключевым субъектом права в системе договоров по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд (государственного или муниципального контракта и договора поставки) является заказчик.

В его ведении находятся финансы, обеспечивающие поставку необходимых государству товаров, на него возлагаются функции по организации и осуществлению правовых связей между участниками отношений по реализации государственных или муниципальных интересов в рассматриваемой области экономики.

5. Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта и договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд наступает на общих основаниях (ст. 393 и 504 ГК) в форме возмещения убытков или уплаты неустойки потерпевшей стороне. Ответственность наступает в соответствии с п. 3 ст. 401 ГК независимо от наличия вины.

Возмещение убытков, причиненных поставщику (исполнителю) в связи с выполнением или расторжением государственного или муниципального контракта, предусмотрено ст. 533 ГК. Согласно п. 1 ст. 533 ГК убытки подлежат возмещению заказчиком не позднее 30 дней со дня передачи товара в соответствии с государственным или муниципальным контрактом. При невозмещении данных убытков в соответствии с государственным или муниципальным контрактом поставщик (исполнитель) вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, вызванных расторжением государственного или муниципального контракта (п. 2 ст. 533 ГК).

При расторжении государственного или муниципального контракта по основаниям, указанным выше, поставщик также вправе отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд и потребовать, чтобы заказчик возместил причиненные ему таким образом убытки.

В свою очередь заказчик в случаях, указанных в законе, вправе полностью или частично отказаться от товаров, поставка которых предусмотрена контрактом, при условии возмещения поставщику причиненных убытков (ст. 534 ГК). Если такой отказ привел к расторжению или изменению договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора, возмещаются государственным заказчиком.

Право на отказ заказчика от поставки предусмотренных государственным или муниципальным контрактом товаров может возникнуть в результате утраты потребности в них, появления на рынке более совершенных в техническом отношении изделий, изменения конъюнктуры рынка и т.п.

Ответственность в форме уплаты неустойки (пени, штрафы) может быть договорной или установленной в законе. По сравнению с общим договором поставки при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд преобладающей является неустойка, устанавливаемая законом.

Так, в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в случае просрочки исполнения заказчиком или поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, сторона, просрочившая исполнение обязательства, уплачивает другой стороне неустойку за каждый день просрочки обязательства в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Закон «О государственном материальном резерве» за поставку (закладку) в государственный резерв материальных ценностей, не пригодных для длительного хранения, не комплектных или не соответствующих по качеству и ассортименту условиям государственного контракта (договора), предусматривает уплату изготовителем (поставщиком) штрафа в размере 20 % стоимости забракованных (не соответствующих условиям договора (государственного контракта) материальных ценностей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Государственный контракт на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ

“О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”

Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственный контракт и муниципальный контракт заключаются в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

После определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта:

  • 1) проведения ликвидации участников размещения заказа – юридических лиц или проведения в отношении участников размещения заказа – юридических лиц, индивидуальных предпринимателей процедуры банкротства;
  • 2) приостановления деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
  • 3) предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 настоящего Федерального закона;
  • 4) нахождения имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта.

По предложению заказчика или уполномоченного органа в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ, услуг не более чем на пять процентов такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг. При этом по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик вправе изменить цену контракта пропорционально объему указанных дополнительных работ, услуг или объему указанной части работ, услуг, но не более чем на пять процентов такой цены.

При заключении государственного или муниципального контракта на поставку энергетических ресурсов проект такого контракта, направляемый государственным или муниципальным заказчиком поставщику, должен быть основан на объеме потребления энергетических ресурсов, согласованном в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Расторжение государственного или муниципального контракта допускается по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Ссылка на основную публикацию