Контракт на выполнение подрядных работ для государственных и муниципальных нужд

Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

2. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Комментарий к Ст. 763 ГК РФ

1. Контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда (ст. 740 ГК) и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ (ст. 758 ГК). Иные работы предметом государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в соответствии с комментируемой статьей не являются.

Что касается выполнения научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ, то они являются предметом соответствующего договора, регламентируемого положениями гл. 38 ГК РФ (ст. 769 «Договоры на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ»).

В силу прямого указания в законе к государственным или муниципальным контрактам на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила ст. ст. 763 — 768 ГК РФ (абз. 2 ст. 778 ГК). Договоры на выполнение иных работ, также направленных на удовлетворение государственных и муниципальных нужд, не относятся к государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в смысле комментируемой статьи. Отношения, возникающие из таких договоров, регулируются нормами общих положений гл. 37 ГК РФ о подряде (§ 1 гл. 37 ГК), правила ст. ст. 763 — 768 ГК РФ к таким отношениям могут применяться по аналогии.

Общим для государственных или муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд прежде всего является предмет договора — работы (подробнее о предмете такого договора см. в комментариях к ст. ст. 740 и 758 ГК), а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд. На стороне заказчика могут выступать только специальные субъекты, определенные в законе, — государственные и муниципальные заказчики (см. комментарий к ст. 764 ГК).

Понятие государственных и муниципальных нужд содержится в Федеральном законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» . Необходимо отметить, что легальное определение этого понятия не является неизменным.

———————————
См.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федерального закона от 3 ноября 2010 г. N 290-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105; 2010. N 45. Ст. 5755.

Согласно изменениям законодательства, вступившим в силу с 1 января 2011 г., под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее — федеральные нужды), либо потребности субъектов Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее — нужды субъектов Федерации). При этом под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений (ч. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов).

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Под нуждами муниципальных бюджетных учреждений понимаются обеспечиваемые муниципальными бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах данных бюджетных учреждений.

Таким образом, основным изменением в определении государственных и муниципальных нужд является то, что нужды бюджетных учреждений больше не относятся к государственным или муниципальным нуждам и бюджетные учреждения больше не могут выступать в качестве государственного или муниципального заказчика. Однако правила, установленные Законом о размещении заказов, в равной степени распространяются и на бюджетные учреждения.

Исходя из легального определения, к признакам, характеризующим потребности в качестве государственных нужд, относятся:

1) субъект потребности — Российская Федерация как публично-правовое образование или государственный заказчик федерального уровня, субъект Федерации как публично-правовое образование или государственный заказчик регионального уровня;

2) источник обеспечения потребности — средства федерального бюджета или внебюджетного источника финансирования, средства бюджета субъекта Федерации или внебюджетного источника финансирования;

3) предмет потребности — товары, работы, услуги, необходимые для осуществления функций и полномочий публично-правовых образований и государственных заказчиков.

В качестве легальных признаков, совокупность которых характеризует потребности в качестве муниципальных нужд, Закон о размещении заказов выделяет:

1) субъект потребности — муниципальное образование или муниципального заказчика;

2) источник обеспечения потребности — средства местного бюджета или внебюджетного источника финансирования;

3) предмет потребности — товары, работы, услуги, необходимые для решения вопросов местного значения или осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, либо функций и полномочий муниципальных заказчиков.

2. Как и другие подрядные договоры, государственный или муниципальный контракт по своей юридической природе является консенсуальным, двусторонним и возмездным.

На стороне заказчика такого договора может выступать только государственный или муниципальный заказчик, а не «иной» заказчик по ст. 4 Закона о размещении заказов (см. комментарий к ст. 764 ГК).

Особенность государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд заключается в том, что в ряде случаев на государственного или муниципального заказчика (учитывая особые источники финансирования и особый статус заказчика) возлагается обязанность не оплаты, а обеспечения оплаты работ.

Статья 763 ГК РФ. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Новая редакция Ст. 763 ГК РФ

1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

2. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Комментарий к Ст. 763 ГК РФ

1. Особенностями договора (контракта) на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд являются:

– субъектный состав заказчика (п. п. 2, 3 ст. 764 ГК РФ);

– предмет договора: не всякие работы, но только подрядные строительные работы и связанные со строительством проектные и иные работы (п. 2 комментируемой статьи);

– предназначение работ: удовлетворение государственных и муниципальных нужд (п. п. 1 и 2 комментируемой статьи).

Государственные или муниципальные нужды – это обеспечиваемые за счет соответствующего бюджета и внебюджетных источников потребности в работах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, для реализации государственных программ соответствующего (федерального, регионального) уровня и решения вопросов местного значения.

2. Сходство с поставкой товаров для государственных и муниципальных нужд проявляется в предназначенности подрядных и проектных работ для тех же нужд и в унификации оснований и порядка заключения контрактов (в ст. 765 ГК имеется прямая отсылка к соответствующим нормам ст. ст. 527 – 528 ГК РФ). Соответственно существует единая нормативная база по размещению заказов как на поставки, так и на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд.

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”.

3. Система договорных связей при выполнении работ для государственных и муниципальных нужд отличается большей простотой, чем система связей при поставке товаров для тех же нужд. Контракт на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд не предусматривает заключение каких-либо дополнительных договоров с иными лицами, указанными заказчиком. Таким образом, предметом контракта является непосредственно выполнение работ для заказчика и передача непосредственно заказчику результата работ (п. 2 комментируемой статьи).

Другой комментарий к Ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Комментируемый параграф существенно обновлен Федеральным законом от 02.02.2006 N 19-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (СЗ РФ. 2006. N 6. Ст. 636). Новые правила расширяют сферу применения его положений, устанавливая единые нормы для государственных (федеральных и субъектов Федерации) и муниципальных заказчиков, определяя единый порядок размещения заказов на выполнение подрядных работ как для государственных, так и для муниципальных нужд.

Вместе с тем из оглавления комментируемой статьи (“государственный или муниципальный контракт”) и из содержания всего § 5 следует, что Кодекс объединяет два контракта: государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд и муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд. Общим для этих контрактов, прежде всего, является предмет договора, а также то, что они направлены на обеспечение выполнения работ для публичных нужд.

2. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) – отдельный вид договора подряда (п. 2 ст. 702 ГК РФ). В то же время, исходя из характера работ, составляющих предмет договора (строительные или проектные и изыскательские), он представляет собой разновидность соответственно договора строительного подряда или договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Подобный вывод основан на формулировке пункта первого комментируемой статьи, содержащего отсылку к ст. 740 ГК и ст. 758 ГК.

ГК – основной правовой акт, регулирующий отношения по выполнению подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. Кодекс, однако, содержит статьи общего характера, не отражающие в полной мере специфику рассматриваемых отношений. Основная причина невысокого уровня разработанности в ГК отношений о подрядных работах для государственных или муниципальных нужд в том, что особенности этих отношений должны определяться специальным федеральным законом о подрядах для государственных или муниципальных нужд (см. ст. 768 ГК РФ). В данный момент такой закон не принят. Впредь до его принятия действуют иные федеральные законы, а также изданные до введения в действие части второй Кодекса нормативные правовые акты, не являющиеся законами. Так, отношения, связанные с размещением государственных и муниципальных заказов, регулируются Федеральным законом от 21.07.2005 “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о размещении заказов). (СЗ РФ. 2005. N 30 (часть 1). Ст. 3105.) В соответствии со статьей 2 названного Закона нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Закону. Следовательно, размещение заказов на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд регулируется на федеральном уровне и субъектам Российской Федерации право на регулирование этих вопросов не предоставлено (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 26.07.2006 N 55-Г06-9).

Читайте также:  Возврат обеспечения контракта по 44-ФЗ

Специфика таких контрактов отражена в ряде других специальных правовых актов: Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3882); Бюджетном кодексе РФ и др. При производстве работ для оборонного заказа действует Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ “О государственном оборонном заказе” (СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 6). (Далее – Закон об оборонном заказе.) Некоторые особенности заключения и исполнения государственного контракта на выполнение строительных работ определяются Основными положениями порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ N 812 от 14 августа 1993 г. (САПП РФ. 1993. N 34. Ст. 3189)). (Далее – Основные положения.) Применяя их, необходимо учитывать, что изданные до введения в действие части второй Кодекса нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам, которые согласно части второй ГК могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов (ч. 2 ст. 4 Вводного закона к ч. 2 ГК РФ). Специальный акт о порядке заключения и исполнения государственных контрактов на выполнение проектных и изыскательских работ отсутствует.

Недостаток правового регулирования отчасти восполняется и тем, что согласно ст. 765 ГК основания и порядок заключения рассматриваемых контрактов определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК об основаниях и порядке заключения контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд. При этом, если заключается контракт на выполнение работ для федеральных нужд, применяется Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ “О поставках продукции для федеральных государственных нужд”, что прямо допускается преамбулой Закона (СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540). (Далее – Закон о поставках продукции.)

Важно заметить, что нормы о государственном или муниципальном контракте на выполнение строительных, проектных и изыскательских работ применяются к государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд (абз. 2 ст. 778 ГК РФ). Указанное правило представляет собой законодательный прием отсылочного регулирования. Подробнее об этом см. комментарий к ст. 778 ГК.

3. Из формулировки пункта первого следует, что особенности государственного или муниципального контракта связаны с назначением строительных, проектных и изыскательских работ. Их предназначение – удовлетворение государственных или муниципальных нужд в соответствующих работах.

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в работах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ (далее – федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации в работах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее – нужды субъектов Российской Федерации), – п. 1 ст. 3 Закона о размещении заказов. Так, федеральные нужды, в том числе перечень федеральных целевых программ, предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период. В целях обеспечения решения особо важных общегосударственных задач федеральным целевым программам, инициатором которых является Президент Российской Федерации, может присваиваться статус президентских программ. Потребности Российской Федерации в строительстве, реконструкции и техническом перевооружении объектов, предназначенных для нужд обороны и безопасности Российской Федерации, определяются в оборонном заказе.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местного бюджета потребности муниципальных образований в работах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, – п. 2 ст. 3 Закона о размещении заказов.

Порядок формирования, исполнения муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными правовыми актами (ст. 54 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, ст. 71 – 73 БК).

Важно, однако, заметить, что не все подрядные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта, несмотря на умолчание в Кодексе об этом. Если соответствующие работы выполняются на сумму, не превышающую установленного ЦБ РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то заказ на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд не размещается (п. 2 ст. 1 Закона о размещении заказов). В настоящее время в соответствии с указанием ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У такой размер составляет 60000 рублей. Вывод о неприменении в рассматриваемом случае правил ГК объясняется тем, что в силу ст. 765 и п. 1 ст. 527 ГК нормы Закона о размещении заказов о порядке размещения заказа на выполнение работ для государственных или муниципальных нужд являются специальными по отношению к нормам Кодекса об основаниях заключения контракта. В силу этого выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую 60000 рублей, осуществляется на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Кодексом.

4. Указание в ст. 3 Закона о размещении заказов на особые бюджетные и внебюджетные источники финансирования государственных или муниципальных нужд означает, что в правовом регулировании финансирования работ значительное место занимают акты публично-правового характера. Так, объемы финансирования работ, предназначенных для удовлетворения потребностей Российской Федерации, предусматриваются в законе о федеральном бюджете на планируемый период в порядке, установленном БК. Сказанное означает также, что государственный заказ на подрядные работы размещается лишь тогда, когда на его выполнение выделены в соответствующем бюджете необходимые государственные финансовые ресурсы. Подобные ресурсы обычно выделяются на реализацию федеральных и региональных инвестиционных программ, а также на выполнение работ по оборонному заказу, по предотвращению и ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, аварий и т.п.

В целях экономического стимулирования подрядчиков, выполняющих работы для государственных или муниципальных нужд, им могут предоставляться льготы по налогообложению, целевые дотации, субсидии, субвенции, кредиты на льготных условиях и другие льготы (ст. 4 Закона о поставках продукции, ст. 9 Закона об оборонном заказе и др.). Подобные обстоятельства делают привлекательным участие исполнителей в подрядных работах и позволяют избежать административного воздействия на них в целях привлечения к выполнению контракта. Тем самым подрядные работы для государственных или муниципальных нужд служат методом государственного регулирования инвестиционной деятельности, способствующим использованию государственных капитальных вложений на важнейших направлениях экономики страны, обеспечивающих ее структурную перестройку, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала, решение аграрных, природоохранных, социальных и иных проблем.

5. Как ранее отмечалось, нормы рассматриваемой главы применимы к контрактам, заключаемым на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд и обеспечиваемым за счет средств бюджета либо внебюджетных источников финансирования. Вместе с тем бюджетному учреждению средства из бюджета или из внебюджетных источников могут быть выделены по смете на выполнение подрядных работ для обеспечения собственных нужд учреждения. При реализации указанных полномочий бюджетное учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями деятельности, предусмотренными в его учредительных документах. Поэтому от договоров (контрактов), заключаемых учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд, необходимо отличать контракты, заключаемые им в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Порядок расходования выделенных по смете денежных средств на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения собственной деятельности бюджетных учреждений регламентирован положениями статей 70 и 71 БК. При этом, согласно ст. 71 БК, все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (200000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Бюджетное учреждение, заключая государственный или муниципальный контракт, действует в интересах и от имени публичного образования. Поэтому оно должно быть уполномочено органом государственной власти Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на выполнение функций государственного или муниципального заказчика. Если бюджетным учреждением получены полномочия такого заказчика, то, следовательно, ему необходимо руководствоваться Законом о размещении заказов. А значит, заключать государственные и муниципальные контракты не только на сумму свыше 200000 руб., но и на сумму свыше 60000 руб. и использовать при этом все правила названного Закона о размещении государственного или муниципального заказа. Если у бюджетного учреждения нет полномочий государственного или муниципального заказчика, то приобретение им для собственных нужд работ осуществляется на основе договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Кодексом. Цена договора не должна превышать 200000 руб. Этот взгляд отражает позицию Высшего Арбитражного Суда, изложенную в Постановлении Пленума ВАС от 22.06.2006 N 24 “О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации” (Вестник ВАС РФ. 2006. N 8).

Полагаем, что отсутствие у бюджетного учреждения полномочий заказчика приводит тем самым к запрету на заключение им договоров от своего имени на сумму, превышающую 200000 руб.

6. В п. 2 комментируемой статьи сформулировано определение как государственного, так и муниципального контракта. Эти контракты являются консенсуальными, двусторонне обязывающими, возмездными.

Из легального определения следует, во-первых, что предмет государственного или муниципального контракта – выполнение для государственных или муниципальных нужд строительных, проектных и других работ, связанных со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера, и их результат. (Подробнее об этом см. комментарий к ст. 740 ГК о предмете договора строительного подряда и комментарий к ст. 758 ГК о предмете договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.) Формирование перечней строек и иных объектов для федеральных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 714 (СЗ РФ. 2001. N 43. Ст. 4097)). (Далее – Положение о формировании перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд.) См., например, Перечень строек и объектов для федеральных государственных нужд на 2006 год, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, предусмотренных на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год (утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2006 N 140-р (СЗ РФ. 2006. N 9. Ст. 1026)).

Читайте также:  Обязательные условия, включаемые в государственный (муниципальный) контракт в определенных случаях

Во-вторых, одним из участников государственного или муниципального контракта выступает специальный субъект – государственный или муниципальный заказчик (см. комментарий к ст. 764 ГК РФ). В-третьих, в определении содержится указание на особенности оплаты работ, заключающиеся в том, что в ряде случаев на заказчика (учитывая особые источники финансирования и особый статус заказчика) возлагается обязанность не оплаты, а обеспечения оплаты работ. (Подробнее об этом см. комментарий к п. 1 ст. 766 ГК.)

Подряд для государственных или муниципальных нужд

  • Свобода договора
  • Договор и порядок его заключения
  • Государственный и муниципальный контракт
  • Условия договора энергоснабжения

Подряд для государственных или муниципальных нужд

Законодатель РФ устанавливает специальные правила, посвященные выполнению работ для государственных или муниципальных нужд (§ 5 гл. 37 ГК РФ). Согласно ст. 768 ГК РФ в части, не урегулированной Кодексом, должен применяться закон о подрядах для государственных нужд. В настоящее время такой закон не принят, но действует Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Правила § 5 гл. 37 ГК РФ распространяются на выполнение строительных, проектных и изыскательских работ, предназначенных для удовлетворения государственных или муниципальных нужд.

По государственному или муниципальному контракту подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Под государственными нуждами в соответствии с ч. 1 ст. 3 указанного Закона понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее — федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее — нужды субъектов РФ).

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков (ч. 2 ст. 3 указанного Закона).

Стороны договора подряда для государственных или муниципальных нужд

Сторонами государственного или муниципального контракта являются:

  • подрядчик;
  • государственный (муниципальный) заказчик.

Подрядчиком может быть физическое или юридическое лицо, обладающее лицензией на осуществление строительно-монтажных, проектных или изыскательских работ.

В качестве государственного заказчика могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ на размещение заказов на выполнение подрядных работ для нужд субъектов РФ бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также уполномоченные органами местного самоуправления на размещение заказов на выполнение подрядных работ для муниципальных нужд бюджетные учреждения и иные получатели бюджетных средств при размещении заказов на выполнение таких работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Порядок и основания заключения государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд в соответствии со ст. 765

ГК РФ устанавливаются теми же нормами, что и для государственного (муниципального) контракта на поставку товаров для государственных (муниципальных) нужд — ст. 527 и 528 ГК РФ, а также вышеназванным Законом.

Размещение заказов на выполнение работ для государственных (муниципальных) нужд возможно в соответствии со ст. 10 указанного Закона:

  • путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
  • без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Существенные условия государственного (муниципального) контракта определены в п. 1 ст. 766 ГК РФ. К таковым относятся объем и стоимость подлежащей выполнению работы, сроки ее начала и окончания, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способы обеспечения исполнения обязательств сторон.

Поскольку в соответствии с законом о подрядах для государственных нужд государственные (муниципальные) контракты, как правило, заключаются на торгах или путем запроса котировок, условия государственного (муниципального) контракта будут определяться в соответствии с объявленными условиями торгов или запроса котировок цен на работы и предложением подрядчика, признанного победителем торгов или победителем в проведении котировок цен на работы (п. 2 ст. 766).

Энциклопедия решений. Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд является одним из видов договора подряда, на основе которого выполняются подрядные строительные работы (ст. 740 ГК РФ), проектные и изыскательские работы (ст. 758 ГК РФ), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд (п. 2 ст. 702, п. 1 ст. 763 ГК РФ).

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ). То есть фактически квалифицирующим признаком такого контракта является его заключение на стороне заказчика субъектами, относящимися к категории государственных или муниципальных заказчиков.

К отношениям сторон по контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд применяются специальные нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ, общие положения о договоре подряда параграфа 1 главы 37 ГК РФ (п. 2 ст. 702 ГК РФ) и, исходя из указаний п. 1 ст. 763 ГК РФ, нормы ГК РФ о видах договоров, регулирующих выполнение работ, аналогичных выполняемым по контракту (строительных работ – параграф 3 главы 37 ГК РФ, проектных и изыскательских работ – параграф 4 главы 37 ГК РФ).

Кроме того, к отношениям сторон по такому контракту применяются правила Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ). Правила Закона N 44-ФЗ определяют требования к содержанию контракта, порядку его заключения, основаниям изменения и расторжения и т. д. (см., например, ст.ст. 24, 34, 94, 95 этого федерального закона) и являются специальными по отношению к нормам ГК РФ (см, например, постановление Тринадцатого ААС от 23.10.2015 N 13АП-23011/15). Поэтому общие положения ГК РФ об условиях договора, определяемых, как правило, по усмотрению сторон (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ), об основаниях изменения и расторжения договора (ст. 450 ГК РФ) и т.д., а также правила главы 37 ГК РФ о договоре подряда применяются к таким контрактам в части, не противоречащей специальным нормам Закона N 44-ФЗ (см. постановления АС Дальневосточного округа от 30.06.2015 N Ф03-2318/15, Двенадцатого ААС от 25.02.2016 N 12АП-51/16, Пятого ААС от 16.06.2015 N 05АП-3759/15 и от 27.05.2015 N 05АП-3879/15).

Таким образом, отношения сторон по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд регулируются:

– общими нормами обязательственного права, содержащихся в части первой ГК РФ;

– специальными нормами главы 37 ГК РФ и положениями Закона N 44-ФЗ.

Причем нормы Закона N 44-ФЗ, регулирующие отношения, которые входят в сферу применения этого федерального закона (ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), при заключении, исполнении, расторжении такого контракта имеют приоритетный характер.

Обратите внимание: нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ будут применяться только к договорам (контрактам), заключенным именно государственными или муниципальными заказчиками, и именно на выполнение подрядных работ.

В рамках отношений, связанных с выполнением работ для государственных или муниципальных нужд, понятие “контракт” не имеет сущностных отличий от понятия “договор”. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд представляет собой гражданско-правовой договор предметом которого является выполнение работы, заключаемый от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ). Термин “контракт” характеризует направленность выполнения работ на обеспечение государственных или муниципальных нужд, а также то обстоятельство, что такой договор заключается государственным или муниципальным заказчиком (п.п. 5, 6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Подрядные работы для государственных или муниципальных нужд

По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК РФ).

Данная разновидность подряда характеризуется большим спектром правовых актов, регулирующих договорные отношения в этой сфере. Помимо норм ГК РФ к ним применяются нормы БК РФ. В частности, БК РФ устанавливает особенности контракта в части оплаты работ и сроков его действия, порядок изменения условий контракта в случае уменьшения бюджетных средств. Однако по большей части БК РФ отсылает к нормам законодательства о размещении заказов, признавая эти нормы специальными но сравнению с общими нормами Кодекса, имеющими приоритет перед иными федеральными законами [1] .

Не последнюю роль в данной сфере играют положения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Предметом рассматриваемого договора являются строительные, проектные и изыскательские работы, выполняемые для государственных и муниципальных нужд.

Следует отметить, что именно целевая направленность подряда для публичных нужд обособила его в самостоятельную разновидность договора подряда. Это не единственная особенность данного договора, но она предопределяет статус его участников.

Сторонами договора подряда для государственных и муниципальных нужд выступают заказчик и подрядчик. Обе стороны лица, отвечающие специальным требованиям.

В качестве заказчиков могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на выполнение работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

На стороне подрядчика могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие специальным требованиям. Эти требования сводятся к следующему: подрядчик не находится в стадии ликвидации или банкротства, его деятельность не приостановлена, отсутствуют задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год.

Другие нормативные акты предъявляют и ряд дополнительных требований. Например, постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. № 813 “О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства” установлено, что подрядчик должен обладать соответствующими производственными мощностями, технологическим оборудованием, финансовыми и трудовыми ресурсами для выполнения работ, являющихся предметом заказа.

Читайте также:  Приказ об изменении извещения об аукционе

Обратим внимание, что нормы ГК РФ, посвященные подрядным работам для государственных и муниципальных нужд, касаются в основном государственного и муниципального контракта, а именно: основания и порядка его заключения (ст. 765 ГК РФ), содержания контракта (ст. 766 ГК РФ), оснований и порядка его изменения (ст. 767 ГК РФ).

Порядок заключения контракта регламентируется ст. 527 и 528 ГК РФ. Контракт заключается на основе заказа на выполнение работ, размещенного государственным или муниципальным заказчиком. В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов. Заказчик направляет проект контракта, подрядчик не позднее 30-дневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного или муниципального контракта.

Для государственного или муниципального заказчика, разместившего заказ, заключение государственного или муниципального контракта является обязательным, если иное не установлено законом.

Существенными условиями контракта являются условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.

Несмотря на довольно подробную регламентацию договорных отношений в этой сфере, в судебной практике довольно часто встречаются споры, возникающие из-за несвоевременного финансирования или его фактического отсутствия.

Так, федеральное государственное учреждение “Г.” (заказчик) и ОАО “X.” (подрядчик) заключили договор подряда о выполнении работ по ликвидации лесных пожаров. В соответствии с договором основанием платы за фактически выполненный объем работ является акт приемки выполненных работ с приложением заверенных заказчиком путевых листов подрядчика и оформленный на их основе счет-фактура.

Выставленные подрядчиком счета-фактуры остались не оплаченными заказчиком, и но состоянию на 1 сентября 2003 г. сторонами составлен акт сверки о задолженности. ОАО “X.” в адрес федерального государственного учреждения “Г.” направлена претензия от 24 сентября 2003 г. № 1885. В ответ на эту претензию заказчик сообщил подрядчику об отсутствии финансирования для погашения возникшей задолженности. Как было отмечено судом, в соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства в силу ст. 310 ГК РФ не допускается. В связи с этим судом были удовлетворены требования заказчика.

Суд исходил из доказанности факта имеющейся у заказчика задолженности за выполненные подрядчиком работы.

Однако судом было отказано во взыскании процентов в порядке, который предусмотрен ст. 395 ГК РФ. Поскольку заказчик финансируется из федерального бюджета, то в данном случае отсутствует факт пользования денежными средствами или незаконного их удержания (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25 января 2005 г. № Ф03-А73/04-1/4102) [2] .

Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

1. Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.

2. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее – государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.

Судебная практика и законодательство — ГК РФ часть 2. Статья 763. Государственный или муниципальный контракт на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями статей 450, 451, 452, 763, 766, 767 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, суды пришли к выводу о том, что приведенные истцом обстоятельства не являются существенными и не могут служить основаниями для изменения в судебном порядке государственного контракта в части увеличения срока выполнения работ. Каких-либо чрезвычайных обстоятельств, которые стороны не могли бы преодолеть при необходимой степени заботливости и осмотрительности, судами не установлено.

Отказывая в удовлетворении требований общества (генеральный подрядчик) о взыскании задолженности за выполненные работы, суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 2 статьи 702, пункта 1 статьи 746, пункта 2 статьи 763, пункта 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), условиями спорного муниципального контракта (пункт 2.3 муниципального контракта в редакции дополнительных соглашений), исследовав и оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, исходил из того, что срок оплаты учреждением (муниципальный заказчик) выполненных работ, предусмотренный муниципальным контрактом, на момент рассмотрения спора не наступил.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 309, 310, 329, 330, 333, 702, 708, 763 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции”, установив факт нарушения обществом сроков производства работ по контракту и соблюдение министерством досудебного порядка урегулирования спора, проверив расчет неустойки, правомерно удовлетворил иск в оспариваемой части.

Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции с учетом повторного экспертного заключения установил, что качество выполненных обществом работ не соответствует положениям муниципального контракта с учетом технического задания, а также требованиям, обычно предъявляемым обязательными к применению нормативно-техническими актами к работам такого рода, и, руководствуясь статьями 450, 702, 732, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, пришел к выводу о том, что ненадлежащее качество работ, исключающее нормальную эксплуатацию объекта, неустранение недостатков работ является предусмотренным законом и контрактом основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, оставив требование истца без удовлетворения.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив отсутствие доказательств увеличения стоимости работ по государственному контракту от 06.07.2011 с соблюдением требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, учитывая условия контракта и руководствуясь положениями статей 763, 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для взыскания спорных расходов.

Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции установил, что истец выполнил, а управление приняло и подписало акты по форме КС-2 и справки по форме КС-3 на сумму 119 112 850 руб.; доказательств подписания сторонами актов и справок на иные виды работ и затрат, а также возведения истцом титульных временных зданий и сооружений, сметная норма затрат на строительство которых установлена в размере 1,8% от стоимости строительно-монтажных работ, не представлено; контрактом не предусмотрено возмещение затрат на возведение временных зданий и сооружений; временные сооружения в эксплуатацию не принимались, в основные средства заказчика не зачислялись и в пользование подрядчику не передавались, и, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 702, 711, 746, 763, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды установили, что обществом работы по контракту не выполнены, возражений против расторжения контракта не представлено, и, руководствуясь статьями 309, 310, 330, 401, 450, 702, 740, 763, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации, расторгли контракт и взыскали с общества в пользу администрации 199 040 руб. 28 коп. неустойки.

Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что уведомлениями от 07.02.2016, 24.02.2016, 25.02.2016 ответчик приглашался на проведение контрольного обмера выполненных работ по контракту; на уведомлениях имеются отметки бывшего руководителя организации в их получении; в соответствии с доверенностями от 24.02.2016 и от 07.10.2015 представители ответчика приняли участие в контрольном обмере выполненных работ; выявленные контрольным органом нарушения подтверждены материалами дела; возражений по установленным в ходе проверки фактам нарушения ответчик на момент проверки не представил и, руководствуясь статьями 763, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, пунктом 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 “Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда”, пришел к выводу о доказанности факта неосновательного обогащения ответчика, удовлетворив иск.

Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил, что акты выполненных работ и справки о стоимости работ были вручены ответчику; мотивированных возражений или претензий по качеству и объему работ не заявлено; доказательств выполнения спорных работ третьими лицами, утраты потребительской ценности работ из-за просрочки их выполнения не представлено; результаты работ истцу не возвращены, и, руководствуясь статьями 711, 753, 758, 760, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал обоснованным требование истца.

Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды установили факт ненадлежащего исполнения обществом обязанности по качественному выполнению работ; ненадлежащее исполнение обязательств в части обеспечения сохранности имущества заказчика от гибели и порчи при выполнении работ; нарушение сроков выполнения работ; размер понесенных учреждением убытков от затопления части помещений и при оплате услуг экспертного учреждения; наличие причинно-следственной связи между ненадлежащим исполнением подрядчиком условий контракта и возникшими убытками; и, исходя из отсутствия возражений общества по расчету размера убытков и из необходимости заключения контракта на завершение строительных работ ввиду неисполнения обязательств обществом, руководствуясь статьями 15, 329, 330, 393, 708, 720, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 “Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом”, удовлетворили иск.

Правовому регулированию выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ посвящена глава 38 ГК РФ. При этом к государственным или муниципальным контрактам, в рамках которых такие работы выполняются для государственных и муниципальных нужд, применяются также правила ст. 763 – 768 ГК РФ о подрядных работах для государственных и муниципальных нужд.

Ссылка на основную публикацию