Контрольные мероприятия, осуществляемых при проведении внеплановых проверок в сфере закупок по 44 ФЗ

Финансовый контроль в закупках будут проводить по новым правилам

Что произошло?

С какой целью разработаны требования?

Какие предусмотрены мероприятия по контролю?

Кто имеет право осуществлять контрольные мероприятия?

а) руководитель Органа контроля;

б) заместители руководителя Органа контроля, к компетенции которых относятся вопросы осуществления деятельности по контролю;

в) руководители (заместители руководителей) структурных подразделений Органа контроля, ответственные за организацию осуществления контрольных мероприятий;

г) иные государственные гражданские (муниципальные) служащие Органа контроля, уполномоченные на участие в проведении контрольных мероприятий в соответствии с распорядительным документом руководителя (заместителя руководителя) Органа контроля о назначении контрольного мероприятия.

На основании чего проводятся контрольные мероприятия?

Какие сведения должен содержать распорядительный документ?

а) наименование субъекта контроля;

б) место нахождения субъекта контроля;

в) место фактического осуществления деятельности субъекта контроля;

г) проверяемый период;

д) основание проведения контрольного мероприятия;

е) тему контрольного мероприятия;

ж) фамилии, имена, отчества (последнее – при наличии) должностного лица Органа контроля (при проведении камеральной проверки одним должностным лицом), членов проверочной группы, руководителя проверочной группы Органа контроля (при проведении контрольного мероприятия проверочной группой), уполномоченных на проведение контрольного мероприятия, а также экспертов, представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению контрольного мероприятия;

з) срок проведения контрольного мероприятия;

и) перечень основных вопросов, подлежащих изучению в ходе проведения контрольного мероприятия.

Какова периодичность проведения проверок?

Внеплановые проверки проводятся в соответствии с решением руководителя (заместителя руководителя) Органа контроля, принятого (п.18 Порядка):

а) на основании поступившей информации о нарушении законодательства Росси о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и принятых в соответствии с ним нормативных правовых (правовых) актов;

б) в случае истечения срока исполнения ранее выданного предписания;

в) в случае, предусмотренном пп.в п.42 Порядка.

Как проводится камеральная проверка?

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней со дня получения от субъекта контроля документов и информации по запросу Органа контроля (п.23 Порядка).

Как проводится выездная проверка?

Согласно п.28 Порядка в ходе выездной проверки проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению деятельности субъекта контроля. Контрольные действия по документальному изучению проводятся путем анализа финансовых, бухгалтерских, отчётных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов субъекта контроля с учётом устных и письменных объяснений должностных, материально ответственных лиц субъекта контроля и осуществления других действий по контролю. Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и осуществления других действий по контролю.

Как проводится встречная проверка?

Проверка проводится в порядке, установленном Общими требованиями для выездных и камеральных проверок в соответствии с п.19 – 22, 26, 28 Общих требований и срок её проведения не может превышать 20 рабочих дней (п.31 Порядка).

Могут ли продлить срок проведения проверки?

Как оформляются результаты проверки?

Согласно п.37 Порядка по результатам выездной или камеральной проверки в срок не более 3 рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за днём окончания срока проведения контрольного мероприятия, оформляется акт, который подписывается должностным лицом либо всеми членами проверочной группы Органа контроля. Акт, оформленный по результатам выездной или камеральной проверки, в срок не более 3 рабочих дней со дня его подписания должен быть вручен (направлен) представителю субъекта контроля (п.39 Порядка).

Кто осуществляет контрольные функции в сфере государственных закупок по нормам ФЗ-44?

Контрольный орган в сфере государственных закупок, перечень его полномочий и субъектов, которые он призван проверять, определен действующим законодательством в 44-ФЗ.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Кто является контрольным органом в сфере закупок?

Контрольные функции выступают важной частью государственных закупок. Они направлены на эффективное распределение бюджетных денег и формирование прозрачной системы госзакупок.

Перечень контролирующих функций содержится в 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок…» от 2013 года, в котором прописана вся схема работы контролирующих инстанций и их базовые задачи.

Система контроля над государственными закупками является трехуровневой и предусматривает контроль на региональном, федеральном и муниципальном уровнях. Данный принцип закреплен в ст. 99 44-ФЗ, который посвящен регулированию контрольных функций в сфере заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд.

На федеральном уровне контрольные функции принадлежат:

  1. Федеральной антимонопольной службе (п. 1 ч. 1 ст. 99 44-ФЗ). Также данной инстанции были переданы полномочия по контролю в сфере оборонного заказа (согласно п. 2 Постановления Правительства №728 «Об определении полномочий…» от 2013 года).
  2. Федеральному казначейству (по пп. 2,3 ч. 1 ст. 99 ФЗ-44), которое выступает органом бюджетной системы и внутреннего контроля за финансовыми потоками (п. 3 ст. 154, ст. 166.1, п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса).
  3. Органам управления государственными внебюджетными фондами: ПФР, ФСС, ФОМС (п. 2 ч. 1 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, ст. 144 Бюджетного кодекса).

Что касается региональных и муниципальных контролирующих инстанций, то полномочия в данном случае передаются на основании муниципальных или региональных нормативно-правовых актов.

Разновидности контроля

С точки зрения субъектов контроля различают такие виды как: ведомственный (по ст. 100 44-ФЗ), общественный (по ст. 102 44-ФЗ) и осуществляемый заказчиком (по ст. 101 44-ФЗ). Каждый из этих видов контроля имеет собственные цели и задачи.

Ведомственный контроль предполагает контроль за государственными органами и корпорациями (например, «Росатом» или «Роскосмос») в целях проверки деятельности подведомственных заказчиков.

Такой вид контроля, как мониторинг со стороны заказчика, осуществляется непосредственным инициатором закупки или организатором торгов. Он предполагает проверку и контроль поставщика, субподрядчика и соисполнителя в процессе выполнения ими государственного контракта. Заказчик вправе выполнять контрольные функции и на региональных или муниципальных уровнях проведения торгов.

Общественный контроль осуществляют общественные объединения или организации в статусе юрлица, граждане без какого-либо статуса. Они обладают весьма обширными полномочиями, включающими в свой состав: подачу запросов организаторам торгов о проведении тендера; подача жалоб о применении определенных мер воздействия к нарушителям закона; подача заявлений в суд.

Рассмотрим указанные виды контроля более подробно.

Внутренний контроль

Целью внутреннего контроля со стороны заказчика (по ст. 101 44-ФЗ) является предотвращение возможного нарушения законодательных норм со стороны подрядчиков, исполнителей и соисполнителей.

Заказчик осуществляет контроль и над собственными действиями. Для этого внутри организации разрабатывается внутренняя документация: контракты, шаблоны техзаданий и пр. Целью таких действий является максимальная автоматизация и стандартизация работы.

Общественный контроль

Главная цель общественного контроля состоит в соблюдении принципов открытости и максимальной прозрачности государственных закупок.

Одной из форм такого контроля являются общественные обсуждения госзакупок. Они проводятся с учетом 212-ФЗ. Для этого используются ресурсы специализированных сайтов.

В ходе общественного контроля разрешается запрашивать у заказчика все необходимые документы, проводить мониторинг и оценку эффективности проводимых процедур.

Если были выявлены нарушения законодательства, то составляется жалоба в контролирующие инстанции и составляется обращение в суд.

Ведомственный контроль

Необходимость проведения ведомственного контроля указана ст. 100 44-ФЗ. Его осуществляют сразу несколько инстанций, включая Росатом, Роскосмос и Федеральное казначейство, а также государственные или муниципальные органы.

В органах ведомственного контроля проверяются действия участников госзакупок по следующим параметрам:

  1. Соблюдаются ли ограничения и запреты.
  2. Насколько корректно определена и обоснована начальная максимальная цена контракта.
  3. Соблюдены ли требования о нормировании закупок и к обоснованию приобретения товаров и услуг.
  4. Принимают ли участие в закупках субъекты малого предпринимательства.
  5. Соблюдаются ли процессуальные требования к определению поставщиков.

Также в ходе ведомственного контроля поставщиками анализируются сведения о размере финансового обеспечения, информация об идентификационных кодах закупок, отчетность по результатам закупок.

Функции и полномочия контролирующих инстанций

Постановление Правительства №1489 от 2014 года содержит указание на функционал, которым наделена Федеральная антимонопольная служба. Она должна заниматься:

  1. Контролем и надзором за состоянием конкуренции на рынке, сферой закупок.
  2. Проведением согласования по закрытым процедурам.
  3. Разработкой необходимых нормативно-правовых актов.
  4. Общественным и финансовым контролем.

Для выполнения своих функций законодатель снабдил ФАС следующими полномочиями:

  1. Правом сбора сведений о контролируемых инстанциях: заказчике, уполномоченных инстанциях (управляющих), закупочных органах, специализированных организациях, операторах торгов.
  2. Проведением плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки могут проводиться не чаще раза в 6 месяцев. Внеплановая проверка проводится не чаще 1 раза за всю закупку и назначается на основании поступившей жалобы на действия или бездействие заказчика; информации о нарушении закупочного законодательства и прочим основаниям.

В случае обнаружения нарушений уполномоченный за осуществление контрольных функций орган (согласно ч. 7 ст. 106) вправе предпринять следующие меры:

  1. Составить протокол об административном правонарушении.
  2. Выдать предписание об устранении правонарушения.
  3. Отменить процедуру закупки, если заказчик проигнорировал замечание.

ФАС также вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании закупки недействительной.

Таким образом, в России действует разноплановая и многоуровневая система контроля за проводимыми торгами. Ключевым контрольным органом является Федеральная антимонопольная служба, которая обладает развитой сетью территориальных подразделений по всей стране. Помимо этого, участники государственных закупок могут подвергаться общественному контролю со стороны граждан и общественных объединений. При выявлении нарушений контролирующие инстанции могут приостановить закупку, привлечь должностных лиц к административной ответственности в виде штрафов и пр.

Читайте также:  Отказ в допуске к участию в конкурсе, если к заявке (тому заявки), а также к

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Регламент проверки деятельности учреждений в рамках исполнения 44-ФЗ

РЕГЛАМЕНТ

ПРОВЕДЕНИЯ ВЕДОМСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ЗАКУПОК

ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

1. Общие положения

1.1. Настоящий Регламент проведения ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд (далее – Регламент) разработан в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, Постановлением Администрации города Чебоксары от 27 мая 2014 г. N 1890 “Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения муниципальных нужд города Чебоксары”.

1.2. Регламент устанавливает цели, задачи и порядок проведения управлением культуры администрации города Чебоксары (далее – управление культуры) ведомственного контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд города Чебоксары в отношении муниципальных учреждений подведомственных управлению культуры администрации города Чебоксары (далее – учреждения).

1.3. Предметом ведомственного контроля является соблюдение учреждениями, в том числе их контрактными службами, комиссиями по осуществлению закупок законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок, обеспечения прозрачности осуществления закупок.

1.4. При проведении ведомственного контроля осуществляется проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:

а) соблюдения ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок;

Подпункт “б” пункта 1.4 вступает в силу с 1 января 2016 года.

б) соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок;

Подпункт “в” пункта 1.4 вступает в силу с 1 июля 2014 года

в) соблюдения требований о нормировании в сфере закупок;

г) правильности определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

Подпункт “д” пункта 1.4 вступает в силу с 1 января 2016 года.

д) соответствия информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до сведения заказчика;

Подпункт “е” пункта 1.4 вступает в силу с 1 января 2016 года.

е) соответствия информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:

в планах-графиках (информации, содержащейся в планах закупок);

в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (информации, содержащейся в документации о закупках);

в проектах контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты (информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

в реестре контрактов, заключенных заказчиками (условиям контрактов);

ж) предоставления учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов преимущества в отношении предлагаемой ими цены контракта;

з) соблюдения требований, касающихся участия в закупках субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;

и) соблюдения требований по определению поставщика (подрядчика, исполнителя);

к) обоснованности в документально оформленном отчете (в произвольной, письменной форме (на бумажном носителе), утвержденном заказчиком, составленным работником контрактной службы, подписанным уполномоченным лицом заказчика, невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цены контракта и иных существенных условий контракта в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта;

л) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

м) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

н) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

о) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

2. Виды контроля и основания его проведения

2.1. Ведомственный контроль осуществляется путем проведения выездных или документарных проверок (далее – мероприятия ведомственного контроля).

2.2. Мероприятия ведомственного контроля проводятся по распоряжению начальника управления культуры не реже одного раза в год.

Мероприятия ведомственного контроля делятся на плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проводятся на основании плана проверок в целях предупреждения и выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок и иных нормативных правовых актов муниципальным заказчиком.

План проверок утверждается начальником управления культуры. При необходимости в План проверок могут вноситься изменения. Внесение изменений в план проверок допускается не позднее, чем за два месяца до начала проведения проверки, в отношении которой вносятся такие изменения.

План проверок должен содержать следующие сведения:

– наименование контрольного органа, осуществляющего проверку- управление культуры администрации города Чебоксары;

– наименование, ИНН, адрес местонахождения Субъекта проверки, в отношении которого принято решение о проведении проверки;

– цель и основания проведения проверки;

– месяц начала проведения проверки.

2.3. Проверка, не включенная в план проверок, является внеплановой. Внеплановая проверка проводится по распоряжению начальника управления культуры по следующим основаниям:

1) получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) муниципального заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 Федерального закона № 44 – ФЗ от 05.04.2013 г. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение;

2) поступление информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

3) истечение срока исполнения ранее выданного предписания.

Внеплановые проверки включают исследование всех документов и сведений, необходимых для достижения цели проверки.

2.4. Способы проведения плановых и внеплановых проверок (сплошная или выборочная проверка) определяются распоряжением начальника управления культуры.

3. Организация проверок и подготовка к ним

3.1. Муниципальное учреждение информируется о проведении мероприятия ведомственного контроля путем направления уведомления о проведении такого мероприятия (далее – уведомление).

3.2. Уведомление должно содержать следующую информацию:

а) наименование учреждения, которому адресовано уведомление;

б) предмет мероприятия ведомственного контроля (проверяемые вопросы), в том числе период времени, за который проводится проверка деятельности заказчика;

в) вид мероприятия ведомственного контроля (выездное или документарное);

г) дата начала и дата окончания проведения мероприятия ведомственного контроля;

д) должностное лицо, уполномоченное на осуществление мероприятия ведомственного контроля;

е) запрос о предоставлении документов, информации, материальных средств, необходимых для осуществления мероприятия ведомственного контроля;

ж) информация о необходимости обеспечения условий для проведения выездного мероприятия ведомственного контроля, в том числе о предоставлении помещения для работы, средств связи и иных необходимых средств и оборудования для проведения такого мероприятия.

3.3. Уведомление направляется не позднее, чем за десять рабочих дней до дня начала проверки.

3.4. Срок проведения мероприятия ведомственного контроля определяется распоряжением начальника управления культуры и не может составлять более чем 15 календарных дней. Он может быть продлен только один раз не более чем на 15 календарных дней по распоряжению начальника управления культуры.

4. Должностное лицо, осуществляющее ведомственный контроль

4.1. Ведомственный контроль проводится должностным лицом, указанным в приказе о проведении проверки.

4.2. Полномочия должностного лица, направленного на проведение проверки, подтверждается служебным удостоверением.

Пункт 4.3 вступает в силу с 1 января 2017 года.

4.3. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление проверок в рамках ведомственного контроля, должно иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

5. Обязанности должностного лица, осуществляющего ведомственный контроль

5.1. При проведении мероприятия ведомственного контроля должностное лицо, уполномоченное на осуществление ведомственного контроля, обязано:

а) осуществлять проверку в строгом соответствии с периодом и сроками, указанными в распоряжении (приказе);

б) обеспечить сохранение информации, составляющей государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, связанной с деятельностью субъекта проверки;

в) периодически или по мере необходимости докладывать руководителю контрольного органа о ходе проведения проверки, выявленных фактах нарушений, обстоятельствах, требующих немедленного реагирования, в том числе о случаях непредставления субъектом проверки истребованных документов, пояснений и объяснений;

г) принимать к рассмотрению устные и письменные пояснения и объяснения от должностных лиц субъекта проверки по вопросам, возникающим в ходе проверки;

д) при подготовке отчетов по проверке соблюдать объективность, обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения;

е) излагать результаты проверки на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных заверенными копиями документов, процедурами фактического контроля, объяснениями ответственных лиц;

ж) использовать полученные при проведении проверок данные только для выполнения должностных функций

6. Права должностного лица, осуществляющего ведомственный контроль

6.1. При проведении мероприятия ведомственного контроля должностное лицо, уполномоченное на осуществление ведомственного контроля, имеет право:

Читайте также:  Представление участником закупки по 44 ФЗ строительных работ технического плана в качестве документа, подтверждающего соответствие

а) в случае осуществления выездного мероприятия ведомственного контроля на беспрепятственный доступ на территорию, в помещения, здания заказчика (в необходимых случаях на фотосъемку, видеозапись, копирование документов) при предъявлении им служебного удостоверения и уведомления с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;

б) на истребование необходимых для проведения мероприятия ведомственного контроля документов с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны;

в) на получение необходимых объяснений в письменной форме, в форме электронного документа и (или) устной форме по вопросам проводимого мероприятия ведомственного контроля.

7. Оформление результатов ведомственного контроля

7.1. По результатам проведения мероприятия ведомственного контроля в сроки, установленные распоряжением (приказом) о проведении мероприятия ведомственного контроля, составляется акт проверки о проведенном мероприятии ведомственного контроля, который подписывается должностным лицом органа ведомственного контроля, ответственным за проведение ведомственного контроля (далее – акт).

7.2. При выявлении нарушений по результатам мероприятия ведомственного контроля должностным лицом разрабатывается и утверждается план устранения выявленных нарушений, который является составной частью акта.

7.3. Акт представляет собой документ, содержащий подробную информацию о прохождении процедуры контроля и информацию об итогах проверки, и состоит из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.

Вводная часть акта должна содержать:

а) сведения о муниципальном учреждении;

б) сроки проведения проверки, дату, номер распоряжения (приказа) о проведении проверки;

в) период проверки, дату, номер и дату распоряжения (приказа) о проведении мероприятия ведомственного контроля;

г) должность и Ф.И.О. уполномоченного лица, проводившего проверку.

Мотивировочная часть акта проверки должна содержать:

а) обстоятельства, установленные при проведении проверки и обосновывающие выводы должностного лица, проводившего проверку;

б) нормы законодательства, которыми руководствовалось должностное лицо, проводившее проверку при принятии решения;

в) сведения о соблюдении требований законодательства о контрактной системе, оценка этих нарушений при их наличии.

Резолютивная часть акта проверки должна содержать:

а) выводы должностного лица, проводившего проверку, о наличии (отсутствии) со стороны лиц, действия (бездействие) которых проверяются, нарушений законодательства о контрактной системе со ссылками на конкретные нормы законодательства о контрактной системе, которые были установлены в результате проведения проверки;

б) выводы должностного лица, проводившего проверку, о необходимости привлечения лиц к ответственности, целесообразности передачи информации и документов для возбуждения дела об административном правонарушении, применении других мер по устранению нарушений, передаче материалов в правоохранительные органы;

в) сведения о плане устранения выявленных нарушений.

7.4. Руководитель учреждения знакомится с актом под роспись не позднее дня, следующего за днем составления акта.

При наличии замечаний или возражений руководитель учреждения вправе представить письменные возражения или замечания в течение пяти рабочих дней со дня ознакомления с актом, которые подшиваются к материалам проверки и направляются начальнику управления культуры.

7.5. Не позднее чем через семь рабочих дней с даты подписания акта должностным лицом, проводившим проверку прошнурованный и пронумерованный акт, а также отчет с основными выводами представляются начальнику управления культуры для рассмотрения и принятия соответствующего решения.

7.7. Решение начальника управления культуры, по результатам рассмотрения акта, отчета и материалов проверки направляется руководителю учреждения для исполнения.

7.8. Руководитель учреждения несет персональную ответственность за несвоевременное устранение нарушений и недостатков, указанных в акте.

Информация руководителя учреждения о принятых мерах по устранению нарушений и недостатков, указанных в акте, направляется начальнику управлению культуры, в срок не позднее одного месяца с момента принятия решения по результатам рассмотрения акта.

7.9. В случае выявления по результатам проверок действий (бездействия), содержащих признаки административного правонарушения, материалы проверки подлежат направлению в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а в случае выявления действий (бездействия), содержащих признаки состава уголовного преступления, – в правоохранительные органы.

7.10. Материалы по результатам мероприятий ведомственного контроля, в том числе план устранения выявленных нарушений, акт о проведенном мероприятии ведомственного контроля, отчет о проверке с основными выводами, а также иные документы и информация, полученные (разработанные) в ходе проведения мероприятий ведомственного контроля, хранятся не менее трех лет в архиве управления культуры.

Узнайте, кто и когда придет проверять вашу организацию в 2020 году

Кто проводит

Внеплановые и плановые проверки контрольного органа в сфере закупок организуются в соответствии со статьей 99 закона № 44-ФЗ. Такими полномочиями обладают:

Контроль со стороны ФАС России и ее подразделений

Федеральная антимонопольная служба — основной контролер соблюдения законодательства о госзакупках. Проведение плановых проверок закупок регламентируется ежегодно утверждаемым планом. Подробнее об этом рассказали в статье «Когда ждать проверку ФАС в 2020 году». Внеплановые осуществляются при наличии информации о нарушениях.

Контролеры изучают работу заказчиков, контрактных служб, закупочных комиссий. В рамках ревизии проверяются все этапы организации тендера на предмет соблюдения закона и наличия признаков ограничения конкуренции.

Контроль Казначейством

Федеральное казначейство и его подразделения в субъектах проверяют закупки для федеральных нужд.

Контроль по основаниям, указанным в ч. 5 ст. 99 закона № 44-ФЗ, проводятся путем согласования закупочных документов заказчиков в ЕИС через систему «Электронный бюджет». Сотрудники Казначейства сопоставляют внесенную заказчиками информацию и доведенный объем финансового обеспечения для проведения тендеров, а также правильность указанных идентификационных кодов.

Казначейство дополнительно осуществляет внеплановые и плановые проверки в сфере закупок по ч. 8 ст. 99 закона № 44-ФЗ.

В рамках этого блока рассматриваются:

  • обоснованность тендеров;
  • применение документов нормирования;
  • правильность формирования НМЦК;
  • исполнение и отчетность по контрактам.

Порядок работы органов финансового контроля

Если продукция закупается для нужд субъекта или муниципалитета, контроль, в соответствии с ч. 8 ст. 99 закона о контрактной системе, проводят органы финконтроля исполнительной власти соответствующего уровня. Федеральным казначейством издан Приказ № 14н от 12.03.2018, в котором содержится единый алгоритм проведения проверок. В нем же указано, как часто можно проверять работу закупочной комиссии заказчика. Установлено, что проверять повторно одного заказчика можно не чаще чем раз в год. Срок проведения — 20 рабочих дней для камеральной, 30 — для выездной.

Ревизии проводятся в соответствии с утвержденными планами. Внеплановые — только при наличии одного из следующих оснований:

  • наличие сведений о нарушениях;
  • истечение срока исполнения выданного предписания;
  • акт проведенной плановой ревизии.

Прокурорский надзор

Прокуроры осуществляют контроль при наличии данных об ограничении конкуренции, коррупционной составляющей, нарушениях при расходовании бюджетных средств. Чаще всего прокуратура проводит внеплановые мероприятия на основании поступивших сигналов о наличии нарушений. Прокурор может возбудить производство по делу об административном или уголовном правонарушении, выдать представление, направить предостережение о недопустимости нарушения.

На сайте Генпрокуратуры разработали единый реестр проверок.

План проверок

План контрольных мероприятий утверждается руководителем соответствующего органа на очередной год. В нем указываются:

  • вид (камеральная или выездная);
  • срок;
  • субъект контроля;
  • основание и цель мероприятия;
  • реквизиты документа-основания.

Планы размещаются на сайте.

Как узнать, когда ожидается очередная ревизия

Узнать, будут ли плановые проверки уполномоченным органом в сфере закупок в вашей организации, можно на сайте ЕИС.

Шаг 1. В разделе «Контроль и аудит» находим «Плановые проверки 44-ФЗ».

Шаг 2. В разделе «Расширенный поиск» задаем нужные параметры поиска.

Шаг 3. В появившемся окне загружается список контрольных мероприятий. Нажимаем на номер.

Шаг 4. В новой вкладке можно узнать цель мероприятия, основание, какой орган, когда будет его проводить, а также скачать акты и предписания, составленные по его итогам.

Что проверяется в рамках контроля в сфере закупок в отношении заказчиков по Закону N 44-ФЗ

Государственные (муниципальные) органы проводят проверки в отношении:

1) планирования закупок

2) проведения электронных аукционов

3) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) иными способами

4) исполнения контракта и использования закупленных товаров, работ, услуг

Информация о проверках доступна в реестре на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru.

За неисполнение законных требований или предписаний проверяющих, непредоставление им достоверной информации и документов установлена ответственность

Закупки могут также проверяться в рамках аудита, ведомственного и общественного контроля.

Проверка планирования закупок

Контрольный органКатегория заказчиковПредмет проверки
Федеральное казначействоФедеральные заказчики— Соблюдение правил нормирования в сфере закупок;

— обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график (п. п. 2, 3 ч. 8, ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)

Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФЗаказчики субъектов РФ
Органы внутреннего муниципального финансового контроляМуниципальные заказчики

В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, должностные лица Федерального казначейства могут перепроверить закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков.

Закупки в рамках гособоронзаказа, а также закупки для федеральных нужд, сведения о которых составляют гостайну, проверяет ФАС России (ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728). Предмет проверки таких закупок, в том числе на этапе планирования, определен в п. п. 1 — 7 ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Проверка электронных аукционов

Контрольный органКатегория заказчиковПредмет проверки
ФАС России

Заказчики всех уровнейЛюбые действия заказчика, связанные с проведением данной процедуры, с момента размещения извещения в ЕИС до момента заключения контракта (ч. 4 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)
Контрольный орган в сфере закупок субъекта РФЗаказчики субъектов РФ
Муниципальный контрольный орган в сфере закупокМуниципальные заказчики

Данные органы вправе контролировать проведение электронных аукционов только при плановых проверках. В случае выявления нарушений материалы проверки передаются в ФАС России. Такие выводы содержатся в Письмах Минэкономразвития России от 18.12.2015 N Д28и-3818, от 12.03.2015 N Д28и-661.

Если рассматриваемые контрольные органы проведут внеплановую проверку в отношении электронного аукциона, например по жалобе участника, результаты такой проверки можно оспорить в арбитражном суде, указав на превышение контрольным органом своих полномочий. В практике есть случай, когда результаты проверки были отменены по данному основанию (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.08.2015 N Ф09-4787/15 по делу N А76-31147/2014).

ФАС России и ее территориальные органы, как правило, отказывают в проверке доводов жалоб на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, включенной в документацию об электронном аукционе. Расширительно толкуя положения п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, они указывают, что рассматриваемый вопрос входит в компетенцию органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Проверка определения поставщиков иными способами

Данные проверки проводит ФАС России, контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ, муниципальные контрольные органы в сфере закупок (ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Если в отношении одних и тех же действий (бездействия) заказчика в рамках одной и той же закупки приняли решения контрольные органы разных уровней, заказчик должен исполнить решение контрольного органа более высокого уровня. Это следует из положений ч. 19 и 20 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

Контрольный органКатегория заказчиковПредмет проверки
ФАС России

Федеральные заказчикиЛюбые действия заказчика, связанные с определением поставщика (подрядчика исполнителя) .

Результаты оценки заявок по нестоимостным критериям контрольные органы проверять не вправе (ч. 12 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)

ФАС РоссииЗаказчики субъектов РФ
Контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ
ФАС РоссииМуниципальные заказчики
Контрольные органы в сфере закупок субъектов РФ
Муниципальные контрольные органы в сфере закупок

В отношении таких заказчиков данные органы вправе осуществлять только внеплановые проверки (пп. «б» п. 1, пп. «б» п. 2 ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Проверка может быть проведена в случае получения жалобы от участника закупки или по иным основаниям, указанным в ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.

ФАС России и ее территориальные органы, как правило, отказывают в проверке доводов жалоб на обоснование начальной (максимальной) цены контракта, включенной в извещение или документацию о закупке. Расширительно толкуя положения п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, они указывают, что рассматриваемый вопрос входит в компетенцию органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Проверка исполнения контрактов и использования закупленных товаров, работ, услуг

Контрольный органКатегория заказчиковПредмет проверки
Федеральное казначейство (в отдельных случаях ФАС России)Федеральные заказчики— Применение мер ответственности и иные действия заказчика в случае нарушения поставщиком условий контракта;

— соответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

— своевременность, полнота и достоверность отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

— соответствие использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки

(п. п. 4 — 7 ч. 8, ч. 9, п. п. 4 — 7 ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ)

Органы внутреннего государственного финансового контроля субъектов РФЗаказчики субъектов РФ
Органы внутреннего муниципального финансового контроляМуниципальные заказчики

В случае, предусмотренном ч. 27.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, закупки заказчиков субъектов РФ и муниципальных заказчиков, могут перепроверить должностные лица Федерального казначейства.

Ответственность за непредставление информации или неисполнение предписаний (требований) контрольных органов

Кто что контролирует в сфере закупок

    On 05.08.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, Гособоронзаказ, ЕИС, Запрос предложений, Казначейство, Контроль закупок, ФАС, ЭТП

Цель системы закупок в государственном секторе — обеспечить прозрачность и экономное расходование бюджетных средств. Этого невозможно добиться без эффективной системы контроля. Поэтому госзакупки контролируются сразу несколькими органами. Кроме того, существует общественный контроль, а также контроль, который должны осуществлять сами заказчики.

Правовое регулирование

Контролю в закупках посвящена глава 5 закона 44-ФЗ. Из нее следует, что в контролирующую систему входят:

  • Федеральная антимонопольная служба;
  • Федеральное казначейство;
  • общественные организации;
  • местные органы власти;
  • государственные заказчики.

Кого и как контролируют?

Уполномоченные органы и организации осуществляют контроль за заказчиками, их контрактными службами и управляющими, членами закупочных комиссий. Однако в системе закупок есть и другие участники:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • операторы электронных площадок;
  • уполномоченные органы;
  • специализированные организации.

Действия этих участников также контролируются.

Если говорить о том, что именно подлежит контролю, то это каждый этап закупки:

  • планирование процедуры;
  • проведение закупки вне зависимости от способа;
  • исполнение контракта или каждого его этапа;
  • отчетность заказчика и дальнейшее использование закупленных товаров, работ, услуг.

Проведение проверок

Основным механизмом осуществления контроля является проверка, которая может быть как плановой, так и внеплановой. По плану заказчик не может быть проверен чаще, чем один раз в полгода. Но это лишь общий случай — в зависимости от субъекта контроля периодичность меняется. Так, если проверяется закупочная комиссия или специализированная организация, то частота проверок составляет не более одного раза за каждую закупочную процедуру.

А вот что касается проверок незапланированных, то тут никакой периодичности нет. Другое дело, что проводить их без веских оснований неправомерно. Поводом для внеплановой проверки являются поступившие сведения и жалобы, поданные от заинтересованного лица или того, чьи права были нарушены.

Контроль со стороны Антимонопольной службы

ФАС является федеральным органом исполнительной власти, на который с 2013 года возложена контрольная функция в системе закупок. Служба контролирует соблюдение требований закона в обычных процедурах, а также в торгах по гособоронзаказу. Информация о проверках ФАС публикуется в ЕИС.

В ходе контрольных мероприятий представители Антимонопольной службы могут:

Проверяемый субъект должен предоставить специалистам ФАС беспрепятственный доступ в помещение, а также выдавать по их запросам нужные документы.

При этом в отношении определенных решений специалистов заказчика плановая либо внеплановая проверка проводиться не может. К ним относятся:

  1. Характеристики товары — качественные, экологические, функциональные.
  2. Квалификация участников и их работников.
  3. Наличие у участника ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
  4. Репутация.
  5. Опыт работы.

При несогласии участника с выводами ФАС он вправе обратиться в суд для обжалования решения службы.

Также Антимонопольная служба контролирует работу ЭТП. Периодичность проведения проверок планового характера — один раз в полгода, внеплановых — по необходимости.

Контроль Федерального казначейства

На Казначейство возложена функция контролировать финансовую сторону закупок. ФК проверяет:

  1. Правильно ли в плане закупок отражен объем финансового обеспечения.
  2. Корректно ли отображается идентификационный код закупки и объем финобеспечения в плановых документах, извещении, документации, контракте и прочих документах, которые сопровождают закупку.

Наряду с Казначейством, такими же полномочиями наделены органы управления государственными внебюджетными фондами, а также региональные финансовые органы.

Контроль ведомств

Государственные органы, органы муниципальной власти и управления внебюджетными фондами, а также госкорпорации «Росатом» и «Роскосмос» выполняют контрольные функции в сфере закупок. При этом они контролируют заказчиков, которые им подведомственны.

Контроль общественности

Контроль может осуществляться и со стороны общественности. Причем это не только какие-то конкретные общественные организации, но и обычные физические лица. Подразумевается проведение обязательной процедуры общественного обсуждения закупок, начальная цена которых более 1 млрд рублей.

В ходе осуществления своих контрольных функций общественность может:

  • дать независимую оценку итогам закупки;
  • запрашивать у заказчика сведения (но не документы) о том, как исполняется контракт;
  • если выявлены нарушения — обращаться в контролирующие организации или суд.

Кроме того, у представителей общественности есть право подготовить и передать в госорганы свои предложения по изменению законодательства с целью его улучшения.

Обратите внимание! В ходе общественного контроля у заказчика разрешено затребовать только информацию о том, как проходит закупка либо исполняется контракт. А вот документы может требовать только контролирующий орган!

Контроль в оборонном заказе

В рамках гособоронзаказа все проверки проводит ФАС. При этом она контролирует каждый этап в проведении процедуры: обоснование, нормирование, расчет начальной цены, правильность ведения документов, соблюдение заказчиком правил и порядка привлечения к ответственности нарушителей, то, насколько итог контракта соответствует требованиям заказчика и закона, а также насколько использование товараа соответствует цели закупки.

Читайте также:  Выбор способа осуществления закупки по 44 ФЗ на оказание услуг по регулярным перевозкам пассажиров и
Ссылка на основную публикацию