Момент заключения контракта по результатам электронного аукциона по 44 ФЗ

Заключение контракта по итогам электронного аукциона по 44-ФЗ

Проведение всех закупочных процедур в контрактной системе завершается заключением контракта. Особенности их заключения при каждой закупке разные. Аукцион, наверное, самый распространённый способ осуществления закупки для государственных и муниципальных нужд. Рассмотрим особенности заключения контракта при проведении аукциона.

Этапы заключения контракта

Итоги аукциона оформляются протоколом его подведения. С этого момента начинается процедура заключения контракта.

Действия заказчика

Законодатель даёт пять дней для заказчика, чтобы тот опубликовал проект контракта. Согласно нормам, необходимо опубликовать заполненный документ, включающий в себя как цену контракта, так и полную информацию о товаре, будь то спецификация, техническое задание или иная детализирующая цену и предмет контракта информация.

Такие правила диктует закон, но существует практика отправлять победителю «пустышки» контракта, чтобы последний самостоятельно указал свои реквизиты и информацию о товаре.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

Действия победителя

Лицо, ставшее победителем аукциона, должно в течении пять дней с даты получения проекта контракта либо подписать верно заполненный документ, либо, в случае наличия замечаний отправить заказчику протокол разногласий. Именно при функциональной помощи протокола разногласий, имеется описываемая выше возможность попросить победителя самостоятельно заполнить свою часть проекта контракта.

В случае наличие прокола разногласий, заказчик в течении трёх рабочих дней обязан доработать проект контракта, и отправить исправленный документ на подпись победителю. В случае, если протокол разногласий был опубликован победителем в течении тринадцати дней с момента подведения итогов аукциона, заказчик вправе дополнительно вывесить документ, указывающий положения протокола разногласий, к которым имеются замечания.

Сроки подписания контракта

Затем, в течении трёх рабочих дней победитель должен подписать своей усиленной электронной подписью, опубликованный проект контракта, при этом предоставив обеспечение исполнения контракта, в соответствии с требованиями законодателя.

Заказчик, обязан также в течении трёх рабочих дней, после подписания победителем, ознакомиться с обеспечением исполнения контракта и подписать со своей стороны проект контракта.

При успешном прохождении всех описываемых этапов, контракт не может быть подписан заказчиком ранее десяти дней с даты опубликования протокола подведения итогов электронного аукциона. Кроме того, в соответствии со статьёй 448 Гражданского кодекса РФ, контракт должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней с даты размещения указанного протокола.

Что делать в случае уклонения от подписания контракта?

Участник считается уклонившимся от подписания контракта, в случае если не выполнил требуемые от него действия при заключении контракта, в регламентированный срок. В таком случае контракт заключается с лицом, предложившим такую же или следующую цену. При этом, второй участник вправе отказаться от заключения контракта.

В любом случае, заказчик вправе обратиться в суд для возмещения понесённых убытков, а также провести процедуру включения в реестр недобросовестных поставщиков. Обеспечение исполнения заявки, также не возвращается участнику, уклонившемуся от заключения контракта.

При наступлении подобной ситуации, аукцион признаётся несостоявшимся.

ВАЖНО!

Контракт считается заключённым с момента его официально опубликования в единой информационной системе. А так как, на размещение там информации заказчику дано три рабочих дня, то момент его подписания сторонами на электронной площадке, не является фактом заключения контракта.

Момент заключения контракта по результатам электронного аукциона по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

На какие нормы следует прежде всего ориентироваться при заключении контракта по результатам электронного аукциона в случае, когда победитель аукциона размещает протокол разногласий, продлевая общий срок процедуры заключения контракта, изложенный в ст. 70 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ таким образом, что этот срок превышает предельный для заключения контракта срок, установленный п. 4 ст. 528 ГК РФ (контракт должен быть заключен не позднее 20 дней со дня проведения торгов)?
Можно ли считать, что при исчислении сроков для размещения подписанного проекта контракта/признания победителя уклонившимся имеет значение, что подписанный проект контракта размещен тогда, когда работник заказчика (либо сама организация) завершил свою работу (то есть, например, рабочий день закончился в 18.00, тогда как до окончания времени фактической работы торговой площадки – 23.00 – еще есть время)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, как специальные, имеют приоритет перед общими нормами гражданского законодательства.
Относительно окончания времени совершения действий в течение последнего дня срока при заключении контракта по итогам электронного аукциона существуют различные толкования норм законодательства.

Обоснование позиции:
1. Прежде отметим, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) носят специальный характер по отношению в общим нормам гражданского законодательства (Гражданского кодекса РФ), а соответственно, пользуются приоритетом (смотрите определение Конституционного Суда РФ от 05.10.2000 N 199-О, а также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона регламентирован ст. 70 Закона N 44-ФЗ.
Как указано в ч. 2 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в течение 5 дней с даты размещения в единой информационной системе (далее – ЕИС) предусмотренного ч. 8 ст. 69 Закона N 44-ФЗ протокола подведения итогов электронного аукциона заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации, цены контракта, предложенной участником, с которым заключается контракт, и информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке участника. Обращаем внимание, что здесь, в отличие от некоторых приводимых ниже норм, нет оговорки о том, какие именно дни имеются в виду, полагаем очевидным, что по умолчанию следует считать, что речь идет о календарных днях.
Далее, если у победителя аукциона отсутствуют разногласия по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, победитель аукциона в силу ч. 3 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в течение 5 дней (очевидно также календарных) с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта размещает в ЕИС проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя.
В случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному заказчиком в ЕИС, согласно ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона размещает в ЕИС протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя аукциона. В этом протоколе указываются замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим объявленным условиям аукциона, с указанием соответствующих положений данных документов. Отметим, что документ, поименованный как “протокол разногласий” к проекту контракта, содержание которого не соответствует этим требованиям, в частности, при отсутствии в нем замечаний к проекту контракта, по существу протоколом разногласий не является (постановления Пятнадцатого ААС от 12.10.2015 N 15АП-15414/15, Седьмого ААС от 09.10.2015 N 07АП-8838/15).
Срока для размещения победителем протокола разногласий ч. 4 ст. 70 Закона N 44-ФЗ формально прямо не установлено. По мнению ФАС России, изложенному в п. 1 письма от 17.09.2014 N АЦ/37487/14, из совокупности положений ч.ч. 4 и 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ следует, что срок для размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий составляет 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Однако из буквального прочтения ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что если по истечении срока для размещения победителем аукциона подписанного им без разногласий проекта контракта не будет размещен ни такой проект контракта, ни протокол разногласий, победитель должен считаться уклонившимся от заключения контракта. Поэтому нам представляется, что для размещения протокола разногласий должен применяться тот же срок, что и для размещения подписанного победителем аукциона проекта контракта – в течение 5 календарных дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта.
В течение 3 рабочих дней с даты размещения победителем в ЕИС первого протокола разногласий, как указано в ч. 5 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в ЕИС доработанный проект контракта либо первоначальный проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя аукциона.
После этого согласно ч. 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона в течение 3 рабочих дней размещает в ЕИС подписанный им проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, или протокол разногласий.
В силу ч. 7 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в течение 3 рабочих дней с даты размещения в ЕИС подписанного победителем контракта проекта контракта и предоставления им обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить подписанный им контракт в ЕИС.
Анализ приведенных норм показывает, что законодатель предполагает, что разногласия по условиям контракта будут разрешены после совершения предусмотренных законом действий в установленные для их осуществления сроки. Сложение же всех таких сроков (с учетом того, что 9 рабочих дней, отводимых на урегулирование разногласий и подписание контракта, при отсутствии в данном периоде праздничных рабочих дней может быть эквивалентно 11-13 календарным дням) показывает, что подписание контракта в соответствии с этой процедурой предполагается не позднее 21-24 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Вместе с тем видно также, что ч. 6 ст. 70 Закона N 44-ФЗ в принципе допускает выдвижение победителем аукциона не одного, а, как минимум, двух, протоколов разногласий (смотрите также постановление АС Поволжского округа от 21.10.2016 N Ф06-12305/16, п. 2 разъяснений, данных в письме Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-982), не предусматривая, однако, каких-либо действий заказчика в этом случае. Полагаем, что в таком случае должен применяться тот же порядок действий и те же сроки для их совершения, что и при размещении в ЕИС победителем аукциона первого протокола разногласий (косвенно это подтверждается п. 4 разъяснений, данных в письме Минэкономразвития России от 08.04.2015 N Д28и-982).
Тем не менее следует учитывать, что согласно ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ победитель аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные ст. 70 Закона N 44-ФЗ, он не направил заказчику подписанный им проект контракта, или направил протокол разногласий по истечении 13 дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта). Поскольку в данной норме также нет оговорки о том, что имеются в виду рабочие дни, полагаем, что по умолчанию следует считать, что речь идет о календарных днях.
Из приведенных норм в совокупности следует, что, допуская наличие разногласий по условиям контракта между заказчиком и победителем аукциона, законодатель ограничивает срок для их урегулирования, устанавливая предельный срок для размещения победителем аукциона в ЕИС протокола разногласий, поскольку ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которой победитель аукциона, направивший протокол разногласий по истечении названного срока, признается уклонившимся от заключения контракта, не делит протоколы разногласий на первый и последующие. Законом N 44-ФЗ вообще не ограничено количество протоколов разногласий, которые победитель аукциона вправе разместить в ЕИС в ходе заключения контракта, а в том случае, если стороны будут выполнять действия раньше предусмотренных нормами ч. 13 ст. 70 Закона N 44-ФЗ сроков, обменов протоколами разногласий и проектами контрактов может быть более двух. Однако представляется, что последний протокол разногласий должен быть размещен не позднее 13 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона. Сказанное подтверждается судебной практикой (постановления АС Московского округа от 21.07.2015 N Ф05-8470/15 (определением ВС РФ от 18.11.2015 N 305-КГ15-14398 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ), АС Западно-Сибирского округа от 14.07.2015 N Ф04-21175/15, Двенадцатого ААС от 16.11.2015 N 12АП-10871/15).
Следует учесть, что после размещения в ЕИС победителем аукциона последнего возможного протокола разногласий у заказчика будет еще 3 рабочих дня для рассмотрения протокола разногласий, учета его положений или отклонения и размещения в ЕИС проекта контракта, а у победителя аукциона – единственный вариант подписания в течение 3 рабочих дней проекта контракта и размещения его в ЕИС, поскольку в случае направления нового протокола разногласий он будет однозначно считаться уклонившимся от заключения контракта. После чего заказчик должен будет разместить подписанный контракт в ЕИС в течение еще 3 рабочих дней.
В таком случае общий срок подписания контракта составит 24-26 календарных дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов электронного аукциона.
Указанные сроки действительно превышают установленные п. 4 ст. 528 ГК РФ для заключения государственного или муниципального контракта по результатам торгов – не позднее 20 дней со дня проведения торгов, хотя и незначительно (представляется очевидным, что завершением торгов должно считаться подведением их итогов, фиксируемое в данном случае в протоколе подведения итогов электронного аукциона).
С учетом приведенного принципа приоритета специальных норм над общими заключить, что нормы ст. 70 Закона N 44-ФЗ допускают возможность заключения контракта по результатам участия в электронном аукционе за пределами двадцатидневного срока, предусмотренного ч. 4 ст. 528 ГК РФ (смотрите аналогичный вывод в решении Ульяновского областного суда от 13.10.2016 по делу N 7-460/2016, решение УФАС по Тульской области от 26.05.2015 N 04-07/62-2015, постановление Восьмого ААС от 12.10.2015 N 08АП-9894/15).
2. Поскольку Закон N 44-ФЗ не регулирует вопросов исчисления сроков, по данному вопросу также следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ. Правила исчисления сроков предусмотрены главой 11 ГК РФ. Разъяснения, признающие применение правил, установленных этой главой, к отношениям по закупкам в соответствии с Законом N 44-ФЗ, даются в письмах Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3561, от 16.12.2016 N Д28и-3518, от 22.01.2016 N Д28и-88, от 01.06.2015 N Д28И-1449, от 08.04.2015 N Д28и-982, смотрите также решения ФАС России от 25.01.2016 N К-85/16, от 17.01.2017 N К-38/17.
Согласно п. 1 ст. 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. При этом если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Однако при применении этой нормы к процессу заключения контракта по итогам электронного аукциона возникают определенные вопросы, которые приводят к неоднозначности ее толкования в правоприменительной практике.
С одной стороны, как отмечено в решении УФАС по Тульской области от 26.05.2015 N 04-07/62-2015, положениями ст. 70 Закона 44-ФЗ, регламентирующей порядок заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона, не закреплено, что заключение контракта или какие-либо иные действия, связанные с заключением контракта, должны осуществляться в организации заказчика. Формально это абсолютно правильно: процедура проведения электронного аукциона предполагает проведение торгов на электронной площадке – не в организации заказчика. Соответственно, должно применяться общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 194 ГК РФ, то есть предусмотренное действие (например, размещение победителем аукциона подписанного им проекта контракта в ЕИС) должно совершаться до 23:59:59 последнего дня срока. Данная точка зрения отражена в постановлении Третьего ААС от 07.07.2017 N 03АП-3388/17, постановлении АС Московского округа от 28.10.2016 N Ф05-16447/16.
Отметим, что практическое применение такого толкования в любом случае встречает трудности, связанные даже с чисто природными факторами – протяженностью нашей страны и наличием в связи с этим в ней множества часовых поездов. Так, например, в постановлении АС Дальневосточного округа от 04.03.2016 N Ф03-620/16 суд пришел к выводу, что соответствующие действия должны совершаться с учетом часового пояса заказчика.
С другой стороны, как указывается в постановлении АС Северо-Западного округа от 19.01.2017 N Ф07-12462/16, “победитель аукциона, совершая действия в пределах временного интервала, указанного электронной площадкой, должен был логично допускать осуществление операций подобным образом и со стороны Комитета”. В данном случае суд принял во внимание, что у заказчика было установлено определенное рабочее время для приема корреспонденции, и счел решение заказчика о признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта по истечении этого времени в последний день срока для размещения победителем в ЕИС подписанного им проекта контракта.
В связи с этим следует заметить, что в правоприменительной практике существует даже такая позиция, согласно которой направление документов в последний день процессуального срока, установленного законодательством для подписания проекта контракта, является самонадеянным, поскольку победитель контракта в любом случае должен предвидеть наступление вредных последствий в виде незаключения контракта, поскольку фактически необходимые документы поступают в адрес заказчика за пределами рабочего времени в его организации. В такой ситуации реальная возможность заключения контракта без нарушения процессуальных сроков фактически отсутствует. Тем более это касается совершения действий в последние часы последнего дня срока. Эта позиция отражена в решения УФАС по Омской области от 26.01.2016 N 03-10.1/14-2016, N 03-10.1/14-2015, постановлении АС Северо-Кавказского округа от 28.01.2015 N Ф08-10528/14, постановлении АС Поволжского округа от 25.04.2017 N Ф06-19130/17.
Обе позиции имеют под собой формальные нормативные и логические обоснования и трудно отдать предпочтение одной из них. Полагаем, что некоторая неопределенность в этом вопросе сохранится до обобщения практики на уровне высших судебных инстанций или внесения изменения в законодательство.

Читайте также:  Порядок расчета цены контракта по 44 ФЗ с учетом предложения участника закупки о снижении НМЦК

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

22 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Заключение контракта 44-ФЗ: этапы, сроки, обеспечение и подписание

Контракт в государственных торгах заключается между заказчиком и победителем закупки или, в некоторых случаях, с участником, занявшим второе место. Поскольку большая часть торгов по 44-ФЗ проходит в электронном виде, то контракт заключается в форме электронного документа, который обе стороны подписывают квалифицированной электронной подписью.

Условия, на которых заключается контракт, предусмотрены извещением и документацией закупки, а также заявкой победителя и его окончательным предложением (ч.1 ст. 34 44-ФЗ).

Этапы заключения контракта

Всю процедуру подписания можно поделить на условные этапы:

  • Заказчик дополняет проект контракта условиями исполнения, которые предложил победитель закупки, а также включает в проект сведения о победителе закупки.
  • Заказчик публикует в ЕИС и на ЭТП проект контракта.
  • Победитель закупки подписывает проект контракта, предоставляет обеспечение. Подписанный контракт и документ об обеспечении публикуются в ЕИС.
  • Заказчик проверяет обеспечение исполнения контракта. Подписывает контракт.

В какие сроки можно заключить контракт

Заказчик должен разместить в ЕИС проект контракта в течение 5 календарных дней с публикации протокола закупки. В течение следующих 5 календарных дней победитель подписывает проект контракта, размещает его в ЕИС и предоставляет обеспечение контракта. В течение 3 рабочих дней заказчик должен поставить свою подпись на контракте и опубликовать его в ЕИС. После этого контракт считается заключенным, в него нельзя вносить никакие изменения.

При этом заказчик и победитель не должны слишком торопиться с подписанием. Согласно ч. 9 ст. 83.2 44-ФЗ, в электронных аукционах и конкурсах контракт можно заключить не ранее чем через 10 дней с даты размещения итогового протокола закупки. В запросах котировок и запросах предложений — не раньше 7 дней с даты размещения в ЕИС протоколов.

Срок заключения контракта может увеличиться на 6 дней. Так, если победитель не согласен с проектом контракта, он может не подписывать его, а разместить в ЕИС протокол разногласий. Сделать это нужно в течение 5 дней с даты направления на подписание контракта заказчиком. Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней и публикует в ЕИС доработанный проект контракта. В течение трех рабочих дней победитель подписывает проект контракта в ЕИС.

Поставщики периодически используют протокол разногласий, чтобы выиграть время до подписания контракта. Например, чтобы успеть подготовить банковскую гарантию на обеспечение контракта.

Как составить протокол разногласий

Когда победитель не согласен с проектом контракта, который ему на подписание отправил поставщик, он может сообщить свои замечания в протоколе разногласий. В протоколе победитель обязан указать, какие именно положения контракта не соответствуют документации, извещению о закупке и его заявке на участие. Также победитель должен предложить возможную редакцию таких положений.

Если победивший участник нарушит требования к содержанию протокола разногласий, его могут признать уклонившимся от заключения контракта. Например, участник направит не протокол разногласий, а исправленный контракт.

Важно: Победитель может направить только один протокол разногласий в рамках одной закупки. Составлять протокол можно только в электронных торгах.

Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он проверяет обоснованность замечаний победителя. Если замечания обоснованы, то заказчик соглашается с протоколом разногласий, дорабатывает проект контракта и без своей подписи размещает в ЕИС. Если заказчик не согласен с замечаниями, то он повторно публикует изначальную версию контракта и указывает в отдельном документе, почему отказался учесть замечания победителя.

Когда можно вносить изменения в контракт

Согласно ч.18 ст. 34 44-ФЗ, заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара так, чтобы итоговая цена контракта не превышала начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Сделать это он может при двух условиях:

  • такое право предусмотрено документацией о закупке,
  • участник закупки, с которым будут заключать контракт, согласен на подобные изменения.

При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара (определяется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная победителем закупки).

Для строительных контрактов можно изменить объем и срок работ не более чем на 30% от установленных документацией о закупке:

  • Если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене. Тогда цену контракта можно увеличить не более чем на 30%, но такое увеличение должен согласовать орган исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда можно один раз увеличит срок исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального.
Читайте также:  Внесение изменений в контракт по соглашению сторон по 44 ФЗ

Размер и условия обеспечение контракта

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Документ, подтверждающий внесение обеспечения, поставщик должен прикрепить в ЕИС до того, как подпишет контракт. В первом случае это будет платежное поручение, во втором — банковская гарантия.

Размер обеспечения варьируется от 5 до 30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), но не меньше аванса. Если НМЦК больше 50 млн рублей, то обеспечение составляет от 10 до 30% от НМЦК. Точную сумму заказчик указывает в документации закупки и проекте контракта.

Если в ходе закупки НМЦК была снижена на 25% и более, то к победителю применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от установленной в документации закупки. Исключение составляет случай, когда НМЦК не больше 15 млн рублей, и победитель может подтвердить свою добросовестность — показать три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее 20 % от НМЦК текущей закупки.

Обеспечение контракта для малого бизнеса

Требования к обеспечению контракта мягче в закупках для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО):

  • Обеспечение устанавливается в виде процента от цены, предложенной победителем закупки, а не от НМЦК. Это исключает ситуации, когда СМП обязан предоставить обеспечение в размере, превышающем стоимость самого контракта.
  • СМП может совсем не предоставлять обеспечение, если подтвердит свою добросовестность — три контракта из реестра контрактов, которые он исполнил за последние три года до даты подачи заявки. При этом контракты должны быть исполнены без штрафов и их сумма должна быть не менее НМЦК текущего контракта.

Можно ли приостановить подписание контракта

Подписание проекта контракта может быть приостановлено при следующих условиях:

  • есть принятые судом акты либо обстоятельства непреодолимой силы, препятствующие подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки;
  • другая сторона уведомлена о том, что есть такие акты или обстоятельства в течение одного дня.

Тогда подписание контракта приостанавливается на срок исполнения судебных актов или действия обстоятельств, но не более чем на 30 дней.

Когда победителя признают уклонившимся

Победитель электронной закупки признается уклонившимся от заключения контракта, если в установленный срок не направил заказчику подписанный проект контракта и надлежащее обеспечение исполнения контракта.

Также уклонившимся может быть признан участник торгов на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи, лекарства, топливо): если в такой закупке НМЦК снизилась на 25% и более, а победитель не предоставил обоснование предложенной цены.

Поставщик, уклонившийся от подписания контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) на два года. В течение этого срока он не может участвовать в закупках по 44-ФЗ и части закупок по 223-ЗФ.

Решение о включении в РНП можно оспорить в ФАС и в суде. Для этого нужно предоставить доказательства, что контракт не удалось заключить по обстоятельствам непреодолимой силы.

Также поставщика признают уклонившимся от заключения контракта, если он не соответствует предъявляемым к участникам требованиям 44-ФЗ либо предоставил недостоверную информацию о своем соответствии, что позволило ему выиграть. В таком случае заказчик отказывается заключать с ним контракт.

В случае отказа от заключения контракта:

  1. Заказчик оформляет протокол, в который включает время и место составления, данные победителя, основания отказа и реквизиты документов, которые подтверждают факт-основание для отказа.
  2. Возвращает участнику обеспечение контракта.

Протокол об отказе в заключении контракта размещается в ЕИС не позднее одного рабочего дня с даты, когда будет установлено, что победитель не соответствует требованиям.

Подписание контракта с участником, занявшим второе место

Заказчик может подписать контракт с участником, занявшим второе место, если победитель аукциона признан уклонившимся от заключения контракта. Для этого заказчику необходимо:

  • Получить согласие второго участника. Его можно подтвердить документом в произвольной форме.
  • Составить проект контракта с условиями, предложенными вторым участником.
  • Разместить проект в ЕИС не позднее 10 дней с даты признания победителя аукциона уклонившимся.
  • Заключить контракт по стандартному сценарию.
  • В течение 3 рабочих дней с даты заключения направить в РНП сведения об уклонившемся от подписания победителе.

Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта. Он может просто не подписать проект контракта или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик опубликует проект контракта. Тогда участника не внесут в РНП. Однако, если поставщик составит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не предоставит обеспечение, то его признают уклонившимся и внесут в РНП.

Если второй участник откажется от контракта, то заказчик не сможет заключить контракт с участниками, занявшими третье место.

44‑ФЗ простым языком. Часть 13

Разберем правила з аключения контракта по результатам любой электронной процедуры.

По результатам электронной закупки контракт заключается с ее победителем, а если он уклоняется от подписания, со следующим участником. В конкурсе или аукционе контракт можно заключить не раньше 10 дней с даты размещения в ЕИС, а после проведения запроса котировок в электронной форме или запроса предложений не раньше 7 дней. Эта пауза нужна, чтобы было время оспорить результаты закупки, если у других участников есть на это причины. Самый поздний срок для заключения контракта — 20 дней.

Сроки подписания:

5 дней после публикации итогового протокол

Заказчик размещает в ЕИС и на ЭТП проект контракта без своей подписи. Конкретные данные берут из извещения и предложения победителя.

5 дней с даты размещения проекта контракта

У победителя два варианта:

    Подписать электронной подписью проект контракта на ЭТП и приложить документы, подтверждающие обеспечение контракта, если было такое требование.

Если цена была снижена больше чем на 25%, то 1,5 обеспечение или информацию о трех госконтрактах, исполненных без нареканий (в соответствии с антидемпинговыми мерами).

Если закупали лекарство и цена была снижена больше чем на 25%, то победитель прикладывает обоснование цены.

Если в аукционе победитель перешел через ноль, поставщик должен внести на счет заказчика деньги за право заключить контракт.

  • Разместить протокол разногласий.
  • Дальше заказчик действует по ситуации:

    Заказчик отвечает на протокол разногласий в течение 3 рабочих дней. Он размещает на ЭТП один из двух документов:

    • новый вариант контракта с учетом исправлений,
    • контракт в первой редакции и отдельный документ с обоснованием, почему не будет вносить изменения частично или полностью ( ч. 5 ст. 83.2 № 44-ФЗ).

    В следующие 3 рабочих дня победитель закупки подписывает контракт или отправляет жалобу в ФАС, если не согласен с доводами заказчика.

    Если протокола разногласий нет, то подписывает контракт.

    Если победитель уклоняется от заключения контракта

    Победителя признают уклонившимся, если он:

    • не подписал контракт и не направил протокол разногласий в срок,
    • не предоставил обеспечение контракта,
    • не исполнил антидемпинговые требования (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на 25% от НМЦ.

    Заказчик не позднее следующего рабочего дня составляет и размещает в ЕИС и на ЭТП протокол о признании победителя уклонившимся, указывая информацию:

    • о месте и времени его составления,
    • о победителе-уклонисте,
    • основание для такого признания,
    • реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

    При этом заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, не покрытых суммой обеспечения заявки на участие в электронной процедуре.

    Затем заказчик может заключить контракт с участником, заявке которого присвоен второй номер. Проект контракта с условиями из заявки второго участника также отправляют в течение 5 дней с даты уклонения первого победителя.

    Следующий участник вправе подписать проект контракта или отказаться от этого. Он действует по той же схеме, что и первоначальный победитель:

    • Подписывает контракт или направляет протокол разногласий,
    • Предоставляет обеспечение контракта, если установлено такое требование.
    • Деньги за право заключить контракт (если перешел через ноль).

    Если такой победитель согласился подписать контракт, но не предоставил обеспечение, он признается уклонившимся со всеми санкциями — риск попасть в РНП и возмещать ущерб заказчику.

    Электронная закупка признается несостоявшейся, если второй победитель отказался от заключения контракта или уклонился от заключения контракта.

    Если из-за решения суда или из-за обстоятельств непреодолимой силы сторона не может подписать контракт в установленные сроки, сторона обязана уведомить об этом другую в течение одного дня. Течение этих сроков приостанавливается, но не больше чем на 30 дней. Если решение суда было отменено или изменено, а обстоятельства непреодолимой силы больше не действуют, сторона также уведомляет об этом другую.

    Остальные части серии «44-ФЗ простым языком»:

    Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

    Внимание! Это архивная редакция статьи.

    Статья 70. Заключение контракта по результатам электронного аукциона

    1. По результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьёй, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьёй 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

    2. В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

    3. В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица. В случае, если при проведении такого аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

    4. Победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

    Читайте также:  Перемен поставщика по контракту в случае его реорганизации в форме разделения по 44 ФЗ

    5. В течение трёх рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.

    6. В течение трёх рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий.

    7. В течение трёх рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.

    8. С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

    9. Контракт может быть заключён не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона.

    10. Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.

    11. Денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, возвращаются победителю такого аукциона в сроки, установленные частью 6 статьи 44 настоящего Федерального закона.

    12. В случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, контракт заключается только после внесения на счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, денежных средств в размере предложенной таким участником цены за право заключения контракта, а также предоставления обеспечения исполнения контракта.

    13. Победитель электронного аукциона признаётся уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьёй, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона, или не исполнил требования, предусмотренные статьёй 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).

    14. В случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик вправе обратиться в суд с требованием о возмещении убытков, причинённых уклонением от заключения контракта в части, не покрытой суммой обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, и заключить контракт с участником такого аукциона, который предложил такую же, как и победитель такого аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем такого аукциона. В случае согласия этого участника заключить контракт этот участник признаётся победителем такого аукциона и проект контракта, прилагаемый к документации об аукционе, составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий его исполнения, предложенных этим участником. Проект контракта должен быть направлен заказчиком этому участнику в срок, не превышающий десяти дней с даты признания победителя такого аукциона уклонившимся от заключения контракта.

    15. Участник электронного аукциона, признанный победителем такого аукциона в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать контракт и передать его заказчику в порядке и в сроки, которые предусмотрены частью 3 настоящей статьи, или отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным экземпляром контракта победитель такого аукциона обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счёт, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Если этот победитель уклонился от заключения контракта, такой аукцион признаётся несостоявшимся.

    16. В случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные настоящей статьёй сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных настоящей статьёй сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днём отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств.

    заключение контракта по итогам аукциона

    После окончания торгов на аукционе площадка автоматически публикует протокол проведения, в нём будут только ценовые предложения без раскрытия участников.
    Заказчик получает от площадки вторые части заявок первых пяти участников, рассматривает. Комиссия заказчика якобы голосует по соответствию каждой заявки. На практике никаких голосований нет, решение принимает ключевое лицо заказчика (контрактный управляющий).
    Все указанные действия также осуществляются и в случае единственного участника аукциона, в том числе оставшегося после отклонений по первым частям. Казённая формулировка “аукцион признан несостоявшимся” не означает, что контракт не заключается.

    Не позднее 3-ёх рабочих дней в ЕИС заказчиком размещается протокол подведения итогов (рассмотрения вторых частей) с указанием причин отклонения (если были). Отклонения можно обжаловать в 10-ти дневный срок.
    В случае отклонения лидеров на контракт претендуют только первые два ценовых предложения прошедшие проверку вторых частей (в законе “порядковые номера”)

    Через максимум 5-ть дней после публикации протокола рассмотрения вторых частей, заказчик через площадку направляет пока без своей (электронной) подписи победителю проект контракта.
    Проект контракта берётся из размещённого в закупке документа, который был сформирован при размещении заказа, а при заключении дополняется заказчиком лишь данными победителя:

    • ценой (заказчику 44-фз не нужно вообще никак упоминать в контракте НДС, уплата налогов исполнителем никаким образом не зависит от “ценных указаний” контрактных управляющих)
    • согласием c конкретными показателями товара, указанными в первой части заявки участника(если были затребованы);
    • реквизитами (некоторые, особо московские заказчики предлагают победителю самостоятельно заполнить реквизиты за них и выслать им заполненный проект контракта по e-mail).

    В течение 5-ти дней со дня получения участник должен подписать проект контракта Электронной Подписью в личном кабинете площадки – нажать кнопочку “подписать контракт”.
    Никаких файлов(сканов) с текстом контракта участник не прикладывает и не загружает!
    Слот загрузки документов находится на площадке только для файлов обеспечения контракта:
    банковской гарантии, либо
    платёжки о зачислении денег на счёт заказчика, с отметкой банка о списании средств (этот перевод участник совершает самостоятельно, по реквизитам со страницы закупки, никаких счетов заказчик не выставляет, назначение платежа: “обеспечение исполнения контракта”).
    Если цена участника является демпинговой (снижает начальную на 25% и более) – размер обеспечения контракта умножается в полтора раза или участник сюда же прикладывает документы, подтверждающие его добросовестность.

    протокол разногласий.

    В случае несоответствия положений проекта контракта тому, что было размещено в закупке иили заявке участника, участник составляет протокол с указанием таких пунктов и размещает на площадке.
    Протокол разногласий составляется в свободной форме.
    Пример: “Просим изменить номер дома в реквизитах с “14” на “14а.”
    Размещается в виде простого (вордовского) файла безо всяких преамбул, “шапок”, фирменных бланков, вензелей, реквизитов и печатей. Весь обмен информацией происходит “внутри” конкретной закупки, все документы автоматически подписываются электронной подписью (при нажатии кнопки “отправить”).
    Никаких шаблонов, форм и образцов не бывает, так как ничто из этого не передаст суть конкретных претензий.

    Также протокол разногласий применяется как способ затяжки времени для подготовки обеспечения контракта.
    В этом случае пишется любая формальная причина, например просьба изменить номер дома в реквизитах с “14” на “14а”.

    Заказчик в течение 3-ёх дней со дня получения протокола разногласий рассматривает и (пока) без своей (электронной) подписи размещает на площадке доработанный проект контракта,
    либо оставляет его без изменений с указанием в отдельном документе причин отказа.
    Никаких доп.соглашений, ни в каком случае не применяется.
    Менять существенные положения (в т.ч. сроки, объём, порядок исполнения) договора законом запрещено, но на практике масштаб изменений определяется компетентностью и страхом заказчика.
    *возможно изменение цены в любую сторону, но не более чем на 10% с соответствующим (кратным) изменением объёма, а также любое снижение цены без изменения объёма.
    Участник может повторить размещение протокола разногласий, но не позднее 13-ти дней с протокола подведения итогов аукциона.

    На следующем этапе (в том числе если протокол разногласий не применялся) стороны имеют по три дня на подписание контракта. Сначала участник, потом заказчик.
    Здесь может завязаться процесс так называемого “согласования” текста Банковской Гарантии с заказчиком. В большинстве случаев являющийся бессмысленным, так как в законе ясно прописаны требования к БГ. К счастью банки уже привыкли к подобным закидонам от заказчиков: их нужно просто перетерпеть.

    Информация о крайних сроках текущих стадий контрактации указывается в личных кабинетах площадок (к сожалению не на всех).

    Непредоставление в положенные сроки подписанного контракта иили его обеспечения (а также невыполнение требований накладываемых на демпинговую цену) ведут к признанию участника уклонившимся.
    В этом случае заказчик направляет проект контракта участнику, занявшему второе место (“заявке которого присвоен второй номер”), но тот имеет право отказаться.
    В этом случае заказчик имеет право провести запрос предложений.

    Контракт может быть заключен не ранее чем через 10-ть дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов,
    (площадки технически принуждают стороны выжидать по 5-ть дней на этапе подписания),
    за это время возможна подача жалоб в ФАС отклонёнными участниками. ФАС может приостановить процедуру.
    С момента размещения на площадке подписанного заказчиком контракта он считается заключённым, все споры и обжалования проходят только в суде, при расторжении второе и прочие места старого аукциона никаких исторических преимуществ не имеют.

    Ссылка на основную публикацию