Национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ

Импортозамещение в действии, или Как не нарушить правила национального режима

Цели национального режима

Закон о контрактной системе обязывает заказчиков и поставщиков следовать при проведении закупок правилам национального режима. Они сформированы для таких целей:

  • поддержка российских производителей;
  • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
  • развитие российской экономики в целом;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • обеспечение национальной безопасности.

Национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ устанавливает:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

Как изменятся запреты на иностранную продукцию в 2020 году

08.10.2019 на сайте проектов нормативных актов опубликовали проект правительственного Постановления по нац режиму по 44 ФЗ, которое утверждает новые правила работы с запретами. Запретят закупать иностранную продукцию в закупках для обороны и безопасности страны, а в остальных случаях придется использовать механизм «Третий лишний» и ценовые преференции.

В п. 12 Постановления указано, что закупки товаров, работ, услуг (ТРУ) для нужд обороны страны и безопасности государства — это тендеры в рамках исполнения мероприятий госпрограмм, в т. ч. вооружения, иных мероприятий в рамках гособоронзаказа и определенных заказчиков на основе перечней ТРУ, которые утверждены федеральными органами исполнительной власти.

Эти меры призваны упростить закупочный процесс, сгруппировать акты правительства, которые устанавливают запреты и ограничения в рамках национального режима, в одно Постановление. Его сформировали на базе Постановления Правительства № 239 от 07.03.2019 о запретах на допуск отдельных видов иностранной продукции станкоинструментальной промышленности.

Перечень, который утвержден документом, расширят товарами по Постановлению Правительства № 9 от 14.01.2017 и добавят некоторые виды продукции из ПП № 656 от 14.07.2014. Получился законопроект о запрете закупать иностранные промышленные ТРУ в рамках госзакупок для обороны и безопасности государства. Запрет распространяется только на ТРУ, которые есть в перечне к этому проекту.

К участникам закупок (в т. ч. единственным поставщикам) промышленных товаров, которые указаны в позициях 3, 4, 8-15, 17 раздела I приложения к проекту Постановления, будут предъявляться дополнительные требования в виде использования при производстве таких товаров, материалов или полуфабрикатов, которые указаны в позициях 1, 2, 5-7, 15, 18, 19 раздела I приложения к проекту Постановления, страна происхождения которых Россия или государство — член ЕАЭС.

В п. 4 проекта Постановления указано, что запрет не применяется, если:

  • есть разрешение на закупку иностранного товара, которое выдается с помощью государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в порядке, установленном Минпромторгом;
  • обеспечивается взаимодействие товаров с теми, которые использует заказчик ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки;
  • закупают запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которое использует заказчик, по техдокументации на них;
  • закупают одну единицу товара, цена которого не больше 50 000 рублей, а совокупность таких товаров суммарно по стоимости меньше 1 млн рублей. Исключение — закупки продукции, указанной в позициях 1-24 раздела I в приложении;
  • закупают одну единицу продукции из указанных в приложении, стоимость которой не больше 10 000 рублей, и суммарно стоимость меньше 1 млн рублей. Исключение — закупки товаров, которые указаны в позициях 1-24 раздела I в приложении;
  • закупают одну единицу товаров, цена которых не больше 5000 рублей и суммарная стоимость меньше 50 000 рублей;
  • закупки проводит ФСБ, ФСО, СВР, МВД, Росгвардия, Управление делами Президента и Главное управление спецпрограмм Президента. Исключение — закупки товаров, которые указаны в позициях 1-24 раздела I, 129-131 раздела IX и в разделе V, если закупают одну единицу продукции, стоимость которой равна или меньше 2 млн рублей;
  • поставляют вооружение, военную и спецтехнику, которая принята на вооружение, снабжение, в эксплуатацию или поставляют образцы вооружения, военной и спецтехники, которые разработаны по конструкторской документации с литерой не ниже «О»;
  • закупают продукцию, которая указана в приложении к проекту Постановления, в рамках реализации программы приграничного сотрудничества: «Карелия», «Коларктик», «Россия — Юго-Восточная Финляндия», «Россия — Латвия», «Россия — Литва», «Россия — Польша», «Россия — Эстония», «Интеррег. Регион Балтийского моря». Чтобы подтвердить, что закупка проходит в рамках этих программ, получите заключение Минпромторга.

В п. 5 проекта Постановления указано, что подтверждать производство продукции на территории России (страны происхождения) будут сведения из реестра отечественной промышленной продукции. А производство промышленной продукции на территории ЕАЭС — сведения из реестра промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена ЕАЭС.

Основание для включения товаров в реестр — заключение Минпромторга о подтверждении производства промышленной продукции на территории России по Постановлению Правительства № 719 от 17.07.2015.

Для соблюдения национального режима участники, чтобы подтвердить страну происхождения, в составе заявки будут предоставлять выписку из реестра российской промышленной продукции. Она формируется с помощью ГИСП. А заказчикам, чтобы проконтролировать и провести мониторинг реализации этого Постановления, придется выкладывать информацию о результатах закупки товара в течение 10 рабочих дней после заключения госконтракта или информацию о несостоявшейся закупке в ГИСП.

Как изменятся ограничения на иностранную продукцию в 2020 году

08.10.2019 на сайте проектов нормативных актов появился проект Постановления об ограничениях и условиях допусках в госзакупках по 44-ФЗ на 2020 год. Он включает машиностроительную продукцию по Постановлению Правительства № 656 от 14.07.2014 с добавлением мебельной и деревообрабатывающей продукции по Постановлению № 1072 от 05.09.2017, продукции легкой промышленности по Постановлению Правительства № 791 от 11.08.2014 и спортивного огнестрельного оружия и боеприпасов по Постановлению Правительства № 1119 от 20.09.2018. В законопроект добавлено оборудование для пищевой промышленности, товары, содержащие алюминий, музыкальные инструменты, спортивные товары, товары детской индустрии и строительные материалы.

Ограничения в рамках национального режима распространяются на услуги и работы, в составе которых предусмотрена закупка отдельных видов промышленных товаров, которые указаны в приложении.

Основной принцип для работы с ограничениями в рамках национального режима — «Третий лишний». Он заключается в том, что заказчик отклоняет все заявки, в которых предлагают поставить отдельные виды иностранных товаров. Участвуют не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения или документации о закупке, в которых одновременно:

  • предлагают поставить отдельные виды товаров, страна происхождения которых только государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • не предлагают поставить один и тот же вид промышленного товара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц, соответствующую признакам по ст. 9 Федерального закона о защите конкуренции при сопоставлении этих заявок.

К участникам закупок товаров, которые указаны в позициях 3, 4, 8-15, 17, 18, 21, 23 раздела I приложения к Постановлению предъявляются дополнительные требования в виде использования при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов, которые указаны в позициях 1, 2, 5-7, 16, 19, 20, 22 раздела I приложения к Постановлению, страна происхождения которых Россия или государство — член ЕАЭС.

Если заявка, в которой предлагается поставить иностранные товары, не отклоняется, применяются условия допуска в рамках национального режима по приказу № 126н от 04.06.2018.

В п. 7 Постановления указано, что страну происхождения отдельных видов товаров подтверждают:

  • сведения из реестра промышленной продукции;
  • сертификат СТ-1.

Основание для включения продукции в реестр российской продукции — заключение Минпромторга о подтверждении производства на территории России (Постановление Правительства № 719 от 17.07.2015).

В п. 8 Постановления указано, что документ, который подтверждает соблюдение ограничений в рамках национального режима и который предоставляется в составе заявки, — это указание (декларирование) участником закупки информации о стране происхождения ТРУ. Указывается и о представлении документа из пункта 7 Постановления.

На этапе исполнения поставщик предоставляет выписку из реестра российской промышленной продукции из ГИСП или копию сертификата СТ-1, если в реестре нет продукции. А заказчикам, чтобы проконтролировать и провести мониторинг реализации Постановления в рамках национального режима, придется выкладывать информацию о результатах закупки товара в течение 10 рабочих дней после заключения госконтракта или информацию о несостоявшейся закупке в ГИСП.

В п. 11 проекта Постановления указано, что ограничения в рамках национального режима не применяются к позициям 244 и 245 раздела Х приложения, когда закупаются:

  • спортивное оружие, патроны, боеприпасы и детали для обеспечения нужд спорта высших достижений;
  • запчасти и детали к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом иностранного производства.

Это же Постановление признает утратившим силу такие акты правительства:

  • № 656 от 14.07.2014 о запретах в рамках национального режима отдельных видов зарубежных товаров машиностроения;
  • № 791 от 11.08.2014 о запретах в рамках национального режима продукции зарубежной легкой промышленности;
  • № 1072 от 05.09.2017 о запретах в рамках национального режима зарубежной продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
  • № 1119 от 20.09.2018 об ограничениях допуска в рамках национального режима зарубежного оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей.

Что изменится в условиях допуска иностранной продукции

С 14.10.2019 вступил в силу Приказ Минфина № 111н от 18.07.2019, который дополнил перечень в рамках национального режима по Приказу Минфина № 126н от 04.06.2018 такими кодами по ОКПД2:

  • 10.86.10.133 — смеси молочные адаптированные (заменители женского молока), в том числе начальные, сухие для детей раннего возраста;
  • 10.86.10.134 — смеси молочные последующие сухие для детей раннего возраста;
  • 10.86.10.135 — смеси кисломолочные сухие для детей раннего возраста;
  • 10.86.10.139 — смеси молочные сухие прочие для детей раннего возраста.

А на сайте проектов нормативных актов опубликован проект Приказа, который утверждает перечень в рамках национального режима в новой редакции.

Какие товары запрещено закупать по 44-ФЗ в 2020 году

В Постановлениях Правительства закреплены перечни ТРУ, которые находятся под запретом для закупки в рамках национального режима, и оговорены случаи, когда запрет не применяется. Под запрет подпадают и те, которые относятся к категории:

  • продукты машиностроения;
  • продукты легкой промышленности;
  • имеющие оборонное значение;
  • программное обеспечение;
  • мебельная продукция.

Заказчику необходимо помнить, что в случае, если во время проведения торгов подана заявка, которая содержит предложение о поставке подобной продукции иностранного происхождения, то она отклоняется (за исключением той, которая произведена в странах ЕАЭС).

Какие товары ограничены к приобретению в 2020 году

В 44-ФЗ не указано, в каких из перечисленных ниже случаев заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима. Это прописано в постановлениях, которые приняты во исполнение ст. 14 44-ФЗ о национальном режиме. Отдельные акты правительства утверждают перечень товаров и соответствующие им ОКПД2. В этих же документах установлено, когда не пользоваться правилами и ограничениями.

В рамках национального режима постановлениями ограничены такие категории продукции (заявки допускаются в том случае, если нет предложений от участников из РФ и стран ЕАЭС):

  • лекарственные препараты;
  • медицинские изделия;
  • радиоэлектроника;
  • пищевая продукция;
  • спортивное огнестрельное оружие, патроны, боеприпасы.

Какие товары находятся под преференциями в 2020 году

25.10.2018 на официальном портале правовой информации опубликован Приказ Минфина № 126н от 04.06.2018 об условиях допуска иностранных товаров в рамках национального режима. Они регулируют применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ. Если ТРУ есть в этом списке, то при приобретении заказчики обязаны предоставить преференции в размере 15% поставщикам, которые предлагают продукцию отечественного производства или из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

К примеру, заказчику необходимо закупить офисные стулья. При проведении торгов поданы две заявки: один участник предлагает офисные стулья российского производства с общей стоимостью 265 000 рублей, а второй — офисные стулья иностранного происхождения на общую сумму 261 000 рублей. Непосредственно в момент торгов участники снижают стоимость до 248 000 рублей и 240 000 рублей соответственно. Одерживает победу в этой ситуации участник, который предложил меньшую стоимость, хоть он и планирует поставить товар иностранного производства. Но к нему применится понижение цены на 15%. Таким образом, заключается контракт на поставку импортной продукции по цене 204 000 рублей.

В пункте 5 Приказа установлено, что он действует с даты отмены Приказа 155. А он утратил силу по Приказу Минэкономразвития от 19.09.2018 № 499 Таким образом, заказчики обязаны применяют новый Приказ о преференциях с 05.11.2018.

Требования национального режима в документации о закупке в 2020 году

Отметим, что применение национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ считает обязательным. Заказчик указывает в закупочной документации о применении статьи 14 44-ФЗ, в частности, он обязан:

  • потребовать задекларировать участником страну происхождения (первая часть заявки);
  • предоставить документы по национального режиму, которые подтверждают соответствие участника ст. 14 44-ФЗ;
  • указать на применение национального режима.
Читайте также:  Уведомление участника о принятом комиссией по осуществлению закупок решении

В 2020 году в контрактной системе произошли изменения в правилах импортозамещения. Подробнее об этом читайте в статье «Важные изменения по импортозамещению и преференциям».

Национальный режим по 223-ФЗ

В сфере торгов для нужд отдельных видов юридических лиц введен приоритет ТРУ российского происхождения. По этому вопросу Правительством принято Постановление от 16.09.2016 № 925.

Процедура предоставления приоритетов в рамках национального режима по 223-ФЗ схожа с той, что установлена нормами 44-ФЗ. Указывайте в документации и извещении и применяйте понижающий коэффициент. В торгах по 223-ФЗ нет запретов и ограничений. Это дает возможность участникам, которые планируют поставлять товары иностранного происхождения, участвовать в тендерах наравне с отечественными производителями, с учетом понижающего коэффициента.

Энциклопедия решений. Национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ

Национальный режим при осуществлении закупок по Закону N 44-ФЗ

По общему правилу, установленному п. 4 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (офшорная компания), или любое физическое лицо , в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Соответственно, участниками закупки, в том числе закупки работ и услуг, могут быть не только российские юридические и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели), но и иностранные. Также очевидно, что по общему правилу заказчик вправе закупать как товары российского происхождения, так и происходящие из иностранных государств, поскольку общего запрета на закупку товаров иностранного происхождения Закон N 44-ФЗ не содержит.

Исключения из названных правил содержатся в ст. 14 Закона N 44-ФЗ.

Во-первых , в силу ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. При этом в случае, если названными актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе (далее – ЕИС) обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в ЕИС, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Отметим, что запрет или ограничение на допуск каких-либо работ, услуг, происходящих из иностранных государств, очевидно равносилен запрету или ограничению на допуск к участию в закупке таких работ, услуг выполняющих или оказывающих их иностранных лиц.

Во-вторых , в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ Минфин России как федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (см. п. 1 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728) по поручению Правительства РФ устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством РФ установлен запрет в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ (см. пп. 5.2.29.3 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 329)*(1).

В-третьих , согласно ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ нормативными правовыми актами, предусмотренными ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ и устанавливающими ограничения, условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей осуществления закупок могут быть определены случаи, при которых заказчик при исполнении контракта не вправе допускать замену товара или страны (стран) происхождения товара на лучшие в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Как видим, запреты, ограничения, особые условия допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, вводятся только нормативными правовыми актами. Причем, как указано в ч. 5 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, такие акты подлежат обязательному опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования, и в течение 3 рабочих дней с даты опубликования подлежат размещению в ЕИС.

По смыслу ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ запреты, ограничения, особые условия допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, установленные на основании ч.ч. 3 и 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, не распространяются на товары, работы, услуги, в отношении которых применяется национальный режим при осуществлении закупок в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами РФ. Как указано в п. 4 ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, перечень иностранных государств, с которыми РФ заключены международные договоры, указанные в ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, и условия применения национального режима Минфин России размещает в ЕИС.

В настоящее время к таким договорам относится Протокол о порядке регулирования закупок – приложение N 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе. Сторонами данного Договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения, Кыргызская Республика.

*(1) До 25.04.2017 федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок являлось Минэкономразвития России (см. постановление Правительства РФ от 14.04.2017 N 446).

Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ: запреты, ограничения, условия допуска

Здравствуйте, уважаемые читатели онлайн школы “Азбука тендеров”! В данной статье мы разберем определение «национального режима». Ответим на вопросы: что такое национальный режим, для чего он нужен, каковы его цели и задачи? Рассмотрим области применения этого понятия по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Коснемся нормативно-правовых актов, подготовленных Правительством Российской Федерации, для реализации национального режима. Дадим ответы на вопросы: что такое ОКПД2 и как проверить его на национальный режим? А также многое другое согласно содержанию нашей статьи:

Что такое национальный режим в госзакупках и для чего он нужен?

Национальный режим – это перечень закрепленных на законодательном уровне правил, которые применяются:

— к продукции, происходящей из иностранного государства или группы иностранных государств;

— к работам, услугам, которые выполняются (оказываются) иностранными лицами при осуществлении заказчиками закупок.

— на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, указанных международными договорами Российской Федерации.

Правила национального режима разработаны для реализации следующих целей:

— Защита основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

— Защита внутреннего рынка Российской Федерации, развитие национальной экономики, создание выгодных условий для отечественных товаропроизводителей.

Применение национального режима по 44-ФЗ

Национальный режим действует с 1 января 2012 г.

Три меры для реализации целей национального режима в отношении товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств и соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:

— Запрет на допуск.

Запреты в закупках по 44-ФЗ

Запреты регламентируются Постановлениями Российской Федерации:

1. Постановление Правительства РФ от 14 января 2017 г. № 9 . Установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, либо работ (услуг), выполняемых (оказываемых) лицами таких государств. Исключением являются товары, указанные в Постановлении и товары, происходящие из государств — членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Здесь стоит указать, какие государства являются членами ЕАЭС. К ним помимо России относятся: Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия.

2. Запрет на поставку иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ, регламентируется следующим нормативно-правовым актом: Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 г. № 1236 .

Данным документом установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, которые реализуются независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств. Кроме этого в регламенте приводятся случаи исключения для программного обеспечения. Прописаны случаи включения либо отсутствия такого обеспечения в российском либо евразийском реестрах.

3. Постановление Правительства РФ от 5 сентября 2017 г. № 1072 . В регламенте дается Приложение с перечнем продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящей из иностранных государств, на которые распространяется запрет на допуск (за исключением ЕАЭС).

4. Постановление Правительства РФ от 14 июля 2014 г. № 656 . Здесь указаны требования, которые распространяются на спецтехнику, грузовую и пассажирскую технику, тракторы, прицепы, полуприцепы и т.д. С полным перечнем машиностроительной продукции, происходящей из иностранных государств можно ознакомиться в Приложении к данному постановлению.

5. Постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 791 . Установлен запрет на товары легкой промышленности. К указанным видам товаров и услуг согласно относятся ткани, полотна, ковровые и текстильные изделия, одежда, спецодежда, белье и аксессуары, кожа, чемоданы, обувь, услуги по текстильному прокату и др. Полный перечень приведен в Приложении к данному документу.

Структура Постановлений Правительства РФ в отношении запретов по 44-ФЗ

— Применяются для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— Устанавливают запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза);

— Регламентируют случаи неприменения запретов на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза);

— Указывают обязательность подтверждения соответствия продукции, либо наличия (отсутствия) производства товаров на территориях указанных субъектов;

— Приводят перечень товаров (либо их отдельных видов), происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск.

Ограничения в закупках по 44-ФЗ

Нормативно-правовые акты, регламентирующие ограничения и условия допуска:

1. Постановление Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. № 968 . В этом документе предлагается перечень некоторых видов радиоэлектронной продукции, которая производится в иностранных государствах, и в отношении которой применяются ограничения и условия допуска.

2. Постановление Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. № 102 . Ограничения допуска применяются к некоторым видам медицинских изделий и медицинским изделиям одноразового применения из поливинилхлоридных пластиков, произведенных в иностранных государствах.

3. Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2015 г. № 1289 . Ограничения и условия допуска применяются к лекарственным препаратам, включенным в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

4. Постановление от 22 августа 2016 г. № 832 . В документе приведен перечень некоторых пищевых продуктов, в отношении которых применяются ограничения и условия допуска. К ним относятся: рыба, мясо, молоко, масло, сыр, рис, сахар и т.д.

5. Постановление Правительства РФ от 20 сентября 2018 г. № 1119 . В документе установлены ограничения на допуск оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей.

Структура Постановлений Правительства РФ в отношении ограничений и условий допуска

— Применяются для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

— Приведены случаи отклонения, либо не отклонения заявок участников закупок заказчиком;

— Указаны случаи, при которых ограничения на допуск не применяются;

— Обязательным условием является подтверждение страны происхождения товара;

— Дается перечень товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых применяются ограничения на допуск.

Условия допуска в госзакупках по 44-ФЗ

В Приказе Министерства Финансов РФ от 4 июля 2018 г. №126н «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указаны следующие виды закупок, на которые распространяется национальный режим: конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений.

1. Если поставщик подал заявку с товарами из ЕАЭС, и она соответствует требованиям документации и извещению о запросе котировок, то ему предоставляется преимущество в виде 15 % .

Если заявка содержит товары, указанные в Приложении к данному Приказу и происходящие из ЕАЭС, применяется понижающий 15 %-ный коэффициент . Контракт заключается по цене победителя. Это применимо к процедурам конкурса , запроса котировок , запроса предложений .

Читайте также:  Формирование плана закупок, определение нормативных затрат и расчет цены за единицу товара, работ, услуг при

Пример: Во время проведения конкурса подано две заявки. Участник № 1 предлагает продукцию из перечня, произведенную в Армении (ЕАЭС), а участник № 2 – продукцию из Финляндии. Участник № 1 предложил 1 млн. рублей, а участник № 2 – 900 тысяч рублей. Применив национальный режим, видим, что цена участника № 1 – 1 млн. руб. – 15%=850 тысяч руб., он становится победителем, а сам контракт заключается с таким участником по цене 1 млн. руб.

2. Контракт заключается сниженным на 15 % , если в заявке содержатся товары, указанные в Приложении и страной происхождения хотя бы одного из них является НЕ ЕАЭС. Но также контракт заключается по цене победителя, если в предложении указаны товары из Приложения и страны ЕАЭС. Применимо для аукциона .

В данном регламенте также описываются случаи, при которых заявки отклоняются. Предметом одного контракта не могут быть товары, включенные в перечень и не включенные в него.

Важный момент! Все нормативно-правовые акты, указанные в статье, можно найти на сайте Единой информационной системы (http://zakupki.gov.ru) в разделе “Документы” во вкладке “Национальный режим”. Документы приведены на сайте в соответствии с действующими редакциями.

Как проверить ОКПД2 на национальный режим?

Классификатор ОКПД2 – это общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности, принятый к обязательному использованию с 1 января 2017 г.

Участник закупок должен проверять ОКПД2 на национальный режим. Мы выяснили, что к Постановлениям Правительства РФ о запретах, ограничениях и условиях допуска прилагаются Приложения с указанием перечня товаров, происходящих из иностранных государств. Поэтому проверить ОКПД2 можно обратившись к Приложению с соответствующими товарами, так как в перечне приведены товары с указанием ОКПД2.

На примере перечня отдельных видов радиоэлектронной продукции:

На портале Единой информационной системы можно ввести необходимые вам значения, развернув окно расширенного поиска. Нужно оставить «галочку» только для 44-ФЗ, и тогда внизу появится поле «Ограничения и запреты». Затем выбрать строку «Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска» (рисунок 1).

Затем откроется окно, куда можно вбить ОКПД2 (система предлагает сделать это, воспользовавшись справочником), а также соответствующее Постановление Правительства РФ из перечня (рисунок 2 и рисунок 3).

Затем примените выбранные параметры и система предложит вам соответствующие закупки с установленными запретами, ограничениями или условиями допуска, в зависимости от вашей настройки (рисунок 4).

Как подтвердить страну происхождения товара?

Сертификат – выдается соответствующим органом страны происхождения продукции;

Заключение о происхождении – выдается Министерством промышленности;

Декларация – составляется в свободной форме;

Акт экспертизы Торгово-промышленной палаты ;

Копия специального инвестиционного контракта (СПИК) , согласно которому юридическое лицо инвестирует в производство товара в стране не менее 3 млрд. рублей и более, и товар закупается без конкурса.

Применение национального режима по 223-ФЗ

В настоящее время существует один регламент. Это Постановление Правительства РФ от 16 сентября 2016 г. № 925 “О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами” .

Целью данного нормативно-правового акта является предоставление преимущества для товаров, работ, услуг отечественного производителя. Процедурами закупки, при которых Постановление реализуется, являются конкурс, аукцион и иные способы закупки. Исключение составляют закупки у единственного поставщика.

Согласно документу к победителю применяется 15%-ный понижающий коэффициент, если закупка проводилась путем конкурса или в виде иной процедуры, при которой победитель определялся на основе стоимостных критериев и сопоставлением заявок, соответствующим документации. При этом заявка должна содержать российские товары, либо выполняться российским лицом. При выполнении данных условий контракт заключается по цене участника-победителя, предложившего наиболее низкую цену.

Контракт заключается с победителем по сниженной на 15 % цене в том случае, если процедура проводилась путем аукциона или способом понижения цены на «шаг». А также, если в заявке указан иностранный товар, либо услуга, оказываемая иностранным лицом.

Если при данных условиях цена контракта снижается до нуля и проводится на право заключения договора, то договор заключается с победителем по стоимости выше на 15 % от предложенной им.

В каких случаях преимущества предоставляются?

Наличие в документации о закупке следующих сведений:

— Указание участником в заявке страны происхождения продукции (декларирование);

— Включение в документацию регламента об ответственности за указание неверных сведений о стране происхождения товара;

— Прописывание НМЦК каждой единицы товара, работы, услуги;

— Наличие в документации условия о том, что не указание страны происхождения товара не является условием для отклонения заявки. В этом случае заявка будет рассмотрена, как предложение о поставке иностранных товаров;

— Если в заявке указываются товары российского и иностранного происхождения, то для установления соотношения цены, определяется цена каждой единицы товара, как произведение НМЦК единицы товара на коэффициент изменения НМЦК договора. Цена договора определяется по итогам закупки, как результат деления цены договора на НМЦК договора;

— Предоставление документов участниками, подтверждающих его регистрацию;

— Указание страны происхождения товара согласно документации;

— Регламент о заключении контракта с участником закупки, предложившим такие же или лучшие условия выполнения, при условии, что победитель будет признан уклонившимся;

— Невозможность замены страны происхождения товара в ходе работы, кроме случаев, когда вместо иностранных товаров поставляются отечественные. При этом российские товары не должны уступать иностранным.

В каких случаях преимущества не предоставляются?

— Контракт заключен с единственным участником, при признании закупки несостоявшейся;

— Отсутствие в заявке информации о российских товарах, либо выполнении работы российскими лицами;

— Отсутствие в заявке информации об иностранных товарах, либо выполнении работы иностранными лицами;

— Выполняются все условия документации, но при соотношении в заявке товаров, работ, услуг российских и иностранных, российских оказывается менее 50 %;

— При проведении аукциона, либо способом определения победителя путем снижения стоимости на «шаг», при соотношении российских и иностранных позиций в заявке, российских оказывается более 50 %.

В Постановлении Правительства РФ не приводится перечень товаров, работ, услуг, к которым применяются запреты, ограничения и условия к допуску. Поэтому национальный режим по 223-ФЗ имеет огромную сферу действия.

Выводы и рекомендации

Национальный режим:

— реализован в нормативно-правовых актах, принятых правительством Российской Федерации на законодательном уровне;

— направлен на развитие экономики нашей страны;

— нацелен на поддержку российского товаропроизводителя и создание ему экономически выгодных условий участия в закупках;

— необходим для государственных и муниципальных нужд.

Рекомендации:

— Изучите Постановления Правительства и Приказ Министерства финансов Российской Федерации, если к вашим товарам, работам, услугам применяется национальный режим;

— Внимательно читайте закупочную документацию, чтобы понять, чего хочет от вас Заказчик;

— Правильно заполняйте заявку на участие в соответствии с извещением о закупке, иначе ваша заявка будет отклонена, или вы не получите преимуществ по контракту;

— Проверяйте ОКПД2 на национальный режим.

Вот и все, что мы хотели Вам рассказать в данной статье. Ставьте лайки, делитесь материалом со своими друзьями и коллегами, задавайте вопросы.

Какие ограничения и преференции вводит в закупки по 44-ФЗ и 223-ФЗ национальный режим

Национальный режим при осуществлении закупок по 44-ФЗ

Национальный режим в госзакупках — это правила, применяемые к товарам (работам, услугам), которые произведены на территории иностранного государства.

Применение национального режима при осуществлении закупки базируется на выполнении правил, сформированных для следующих целей:

  • поддержка российских производителей;
  • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
  • развитие российской экономики в целом;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • обеспечение национальной безопасности.

Национальный режим ( 44-ФЗ ) действует в трех основных формах:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

По отношению к товарам, которые произведены на территории иностранного государства, действует запрет на допуск продукции:

  • объектов оборонного значения (Постановление от 14.01.2017 № 9);
  • программного обеспечения (Постановление от 16.11.2015 № 1236).

Запрет не применяется в том случае, если производство необходимых товаров отсутствует на территории РФ или стран — членов ЕАЭС.

Ограничения устанавливаются на допуск:

  • медицинских изделий (Постановление от 5 февраля 2015 г. № 102);
  • лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (Постановление от 30 ноября 2015 г. № 1289);
  • радиоэлектронной продукции (Постановление от 26 сентября 2016 г. № 968);
  • отдельных видов продуктов питания (Постановление от 22 августа 2016 г. № 832).

При проведении электронного аукциона заявки с иностранным товаром из этого перечня допускаются, но преимущества предоставляются продукции из стран РФ и стран — членов ЕАЭС. В случае выигрыша участника с зарубежной продукцией применяется коэффициент, понижающий стоимость его предложения на 15%.

В электронном аукционе участник, поставляющий немецкое лекарство, предложил самую низкую цену контракта — 800 тыс. руб. и стал победителем. Договор с таким участником заключается по цене 80 тыс. рублей – 15% = 68 тыс. рублей.

Преференциями являются льготы на определенные виды товаров (перечень можно найти в Приказе Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 N 155), которые распространяются на страны ЕАЭС. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования (льготы) заключаются в том, что в случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений для поставщика изделий из стран ЕАЭС применяется понижающий коэффициент 15%, а в случае его победы договор заключается по полной цене, предложенной поставщиком.

Поданы две заявки на участие в конкурсе: один участник предлагает тракторы, произведенные в Киргизии (страна — член ЕАЭС), другой — тракторы из Германии. Цена, предложенная первым поставщиком, — 1 млн. рублей, вторым — 900 тыс. рублей. В условиях нацрежима цена первого участника рассматривается как 1 млн. руб. – 15% = 850 тыс. руб. То есть победителем становится участник, предложивший тракторы из Киргизии, при этом контракт с ним заключается по предложенной им цене в 1 млн. рублей.

Национальный режим по 223-ФЗ

Вступившее в силу с 01.01.2017 года Постановление от 16 сентября 2016 г. № 925 устанавливает для закупок по 223-ФЗ приоритет на товары (работы, услуги) отечественного происхождения по отношению к иностранным, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Приоритет устанавливается с учетом Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

В случае проведения конкурса, запроса котировок или запроса предложений оценка производится в пользу товаров из РФ, цена которых при сопоставлении с иностранной продукцией снижается на 15%, при этом договор заключается по той цене, которая изначально предложена участником в заявке.

В случае проведения электронного аукциона, если победителем становится поставщик товара иностранного происхождения, то договор с ним заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены.

В национальном режиме по 44-ФЗ на иностранные товары установлены запреты, ограничения и условия допуска, а нормы 223-ФЗ устанавливают только приоритеты для изделий из РФ, которые отражаются на критериях оценки или цене договора, а заявки поставщиков иностранной продукции не отклоняются.

Как применяются правила национального режима в госзакупках

    On 01.03.2019 0 Комментарии Импортозамещение

Национальный режим – это набор ограничений, которые действуют в закупках определенных товаров. Эти ограничения распространяются на товары, произведенные за пределами ЕАЭС (Таможенного союза), в который входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия.

Национальный режим введен для поддержки отечественных производителей. Проявляется он в запрете покупки определенных товаров, ограничении допуска заявок с таким товаром, а также предоставлении российским товарам ценового преимущества.

Правительство приняло несколько документов, каждый из которых посвящено отдельным видам продукции или товарным группам. Посмотрим, как заказчики должны применять эти акты.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Товары из разных групп

Приказ Минфина № 126н от 04 июня 2018 года.

Этот приказ регулирует закупки разных товарных групп: отдельных продуктов питания, бумаги, мебели и некоторых других товаров.

Правила национального режима начинают работать, если среди поданных заявок есть товары, которые имеют как отечественное, так и иностранное происхождение. Если заявка содержит хотя бы один импортный товар, то она считается иностранной.

Применяются такие правила:

  1. В аукционах. Если победила иностранная заявка, то от цены отнимается 15%.
  2. В остальных типах конкурентных закупок. Заявка с иностранным товаром оценивается по той цене, которая в ней указана. Заявка с товаром из ЕАЭС оценивается по цене на 15% меньше заявленной. Однако если побеждает заявка с отечественным товаром, то контракт заключается по полной цене. То есть снижение цены на 15% действует только в момент оценки заявок и дает преимущество российским товарам.
Читайте также:  Как составить, утвердить и разместить план-график закупок по Закону N 44-ФЗ на 2020 г.

Подтвердить происхождение товара участник должен декларацией. А на момент поставки приложить документы, которые подтвердят страну происхождения продукции.

Продукты питания

Постановление № 832 от 22 августа 2016.

Национальный режим в отношении регулируемых продуктов начинает работать, когда помимо иностранной заявки есть 2 только с отечественным товаром либо товаром из стран ЕАЭС. При этом обе они должны соответствовать всем требованиям документации закупки и закона 44-ФЗ, а также предлагать товар разных производителей.

На публикацию смешанного лота (в который входят запрещенные и разрешенные товары) запрета нет. Но прибегать к этому все же рискованно, поскольку ФАС может посчитать это ограничением конкуренции для тех товаров, в отношении которых национальный режим не работает.

Если есть две заявки, удовлетворяющие указанным выше условиям, то предложение с иностранным товаром должно быть отклонено. Это правило называется «третий лишний». Если условия для отклонения не исполняется, то вступает в действие правило рассмотренного выше приказа № 126н.

Подтвердить происхождение товара участники могут, подав декларацию о стране происхождения товара и декларацию производителя в свободной форме.

Радиоэлектроника

Постановление № 968 от 26 сентября 2016 года.

Утвержден список радиоэлектронной продукции, в отношении которых действует национальный режим. Включать в один лот продукцию из этого перечня и товары, в отношении которых не установлены ограничения, нельзя.

Правила нацрежима такие же, как в постановлении № 832. То есть помимо предложения иностранного товара должны быть 2 заявки с российским товаром разных производителей. Реализуется нацрежим через правило «третий лишний». Если оно не срабатывает (1 заявка с российским товаром), то включается условие из постановления № 126н.

Чтобы подтвердить происхождение продукции, поставщик может представить:

  • специальный инвестиционный контракт;
  • выданный на один раз или год сертификат СТ-1 (приказ Торгово-промышленной палаты от 22 декабря 2016 года № 155);
  • подтверждение Минпромторга о наличии производства товаров в России (постановление Правительства от 17 июля 2015 года № 719);
  • уведомление Минпромторга о присвоении (подтверждении) статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (приказ Минпромторга и Минэкономразвития от 17 августа 2011 года №1032/397).

Товары легкой промышленности

Постановление № 791 от 11 августа 2014 года.

Российскими считаются товары, произведенные в ЕАЭС и из материалов, которые также произведены на территории Таможенного союза.

При наличии производства таких товаров в РФ иностранные аналоги закупать запрещено. То есть заявки с иностранным товаром нужно отклонить. Это правило не действует только в том случае, если Минпромторг выдаст заключение об отсутствии в России производства товаров, которые входят в список из рассматриваемого постановления, а также материалов для их производства.

Заказчик может включать в один лот товары из запрещенного списка и разрешенные к закупке, если докажет, что они связаны функционально или технологически.

Подтвердить страну производства товара можно декларацией производителя, составленной в свободной форме.

Мебель и продукция деревообработки

Постановление № 1072 от 05 сентября 2017 года.

В постановлении указано, какую именно мебель иностранного производства закупать запрещено. Также не может быть закуплена мебель, произведенная в России из импортного сырья. Смешанные лоты делать можно, но нужно подтвердить взаимосвязь товаров – функциональную и технологическую.

Правила национального режима для товаров из этого постановления простое: продукцию, которая входит в перечень, закупать нельзя. То есть заявку, содержащую такой товар, нужно отклонить. Можно покупать лишь ту мебель и товары деревообработки импортного производства, которые не производятся в России и других странах ЕАЭС.

Запрет из постановления № 1072 носит временный характер – действует с 1 декабря 2017 по 1 декабря 2019 год.

Подтвердить происхождение товара можно такими документами:

  1. Копией специнвестконтракта, заверенной руководителем организации, являющейся его стороной.
  2. Актом экспертизы, выданным ТПП (приказ ТПП РФ от 30 мая 2018 года № 52).
  3. Заключением Минпромторга о подтверждении производства промышленной продукции в РФ.
  4. Сертификатом СТ-1 (приказ ТПП РФ от 02 апреля 2018 года № 29).

Продукция машиностроения

Постановление № 656 от 14 июля 2014 года.

В постановление вошли товары машиностроения, которые запрещено закупать, если они произведены за пределами России. Запрет не действует на разного рода представительства российских организаций за границей. Также заказчикам можно купить отдельные позиции, если они произведены странах ЕАЭС, а именно:

  • отдельные виды автомобилей;
  • автобусы;
  • кареты скорой помощи;
  • определенная строительная техника.

В лот можно одновременно включить товары машиностроения, запрещенные и разрешенные к закупке, при условии, что они взаимосвязаны.

Подтвердить происхождение товара поставщик может:

  • копией специнвестконтракта;
  • разовым сертификатом СТ-1 или Актом экспертизы, выданными Торгово-промышленной палатой (приказ от 25 августа 2014 года № 64).

Программное обеспечение и права на него

Постановление № 1236 от 16 ноября 2015 года.

При закупках ПО правило такое: если есть подходящие отечественные программы, закупать иностранные запрещено. Но если заказчик может обосновать, почему ему нужна иностранная программа, то запрет действовать не будет. Яркий пример – операционная система MS Windows.

Правило на формирования смешанного лота такое же, как для мебели и оборудования. То есть товары, запрещенные и разрешенные, можно включать в один лот, если они взаимосвязаны.

Подтверждать происхождение программ документами не нужно — в России и ЕАЭС ведутся реестры ПО местного производства.

Закупки для поддержания обороны и безопасности РФ

Постановление № 9 от 14 января 2017 года.

Постановление запрещает закупку объектов иностранного происхождения в рамках гособоронзаказа, а также непосредственно связанных с безопасностью государства. Но есть исключения, когда иностранную продукцию закупать разрешено. Например, можно покупать ТРУ из списка, приведенного в постановлении. Также запрет не будет действовать, если на территории ЕАЭС нужный товар не производится. Есть и другие исключения — полный список в самом постановлении № 9.

Отечественное производство товаров подтверждается заключением Минпромторга, выданным по правила из постановления Правительства № 719. Для товаров, не входящих в это постановление, конкретных видов подтверждающих документов не предусмотрено.

Спортивное оружие и боеприпасы

Постановление № 1119 от 20 сентября 2018 года.

Закупать боеприпасы и спортивное оружие нужно по правилу «третий лишний». То есть если поданы 2 закупки с товаром из ЕАЭС разных производителей, иностранный товар нужно отклонить. Не применяют это правило при закупках:

  • которые проводятся за границей;
  • товаров для спорта высших достижений (олимпийской сборной и т. д.);
  • запчастей и комплектующих к уже имеющемуся оружию.

В качестве подтверждающих документов можно представить:

  • сертификат СТ-1, полученный в Торгово-промышленной палате;
  • заключение Минпромторга о том, что в России нужный товар не производится.

Списки товаров, в отношении котрых действует национальный режим, и соответствующие им коды ОКПД2, можно найти в статье: Национальный режим: товары и ограничения.

Как готовиться к закупкам с применением национального режима?

Иногда заказчики обязаны установить при закупках национальный режим. Его применение важно отслеживать, чтобы получить преференции на российские товары и не прогадать в цене при поставке иностранных.

В каких случаях применяется нацрежим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам российских товаров и товаров из других стран-членов ЕвразЭС. Режим поддерживают два инструмента:

1. Запрет на допуск иностранных товаров (за исключением товаров, которые не производят на территории ЕАЭС):

  • Поставка иностранного программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ (ПП РФ №1236 от 16.11.2015);
  • Товары для нужд обороны страны и безопасностью государства (ПП РФ № 9 от 14.01.2017);
  • Мебель (ПП РФ № 1072 от 05.09.2017);
  • Машиностроением: спецавтомобили, тракторы, прицепы, вагоны (ПП РФ №656 от 14.07.2014);
  • Товары легкой промышленностью: одежда, меховые изделия, обувь, сумки (ПП РФ №791 от 11.08.2014).

2. Ограничение или специальные условия допуска иностранных товаров. Например, при закупках:

  • Продуктов питания, мебели, посуды и других товаров по приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н.
  • Медицинских изделий, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления и другие товары (ПП РФ №102 от 05.02.2015);
  • Лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПП РФ №1289 от 30.11.2015);
  • Отдельные виды радиоэлектронной продукции. (ПП № 878 от 10.07. 2019).
  • Пищевые продукты (ПП №832 от 22.08.2016).
  • Оружия, боеприпасы, патроны для спортивной стрельбы (ПП № 1119 от 20.09.2018).

Как работает национальный режим

Обязательно ознакомьтесь с условиями постановлений и приказа, если ваш товар попал в исключения. Правила применения нацрежима различаются в разных постановлениях. Все они описаны в отдельной статье.

В этой статье рассмотрим подробнее, как применяются преференции к товарам, которые включены приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н. Формат преференций зависит от способа отбора поставщика.

Конкурс, запрос предложений и котировок

Если в закупке участвуют поставщики товаров из других стран и поставщики товаров из ЕвразЭС, то к цене последних применяется понижающий коэффициент 15%. Такие заявки могут получить больше баллов на этапе оценки заявок, но в случае победы контракт заключат по полной цене, которую предложил поставщик.

Например, при участии в запросе котировок поставщики мебели из Белоруссии и Польши предложили столовую посуду общей стоимостью 400000 рублей. Но при оценке будет считаться, что поставщиком белорусского товара предложена цена 340000 рублей. Поэтому у него больше шансов на победу. Если «новая» цена окажется самой низкой или равна другим предложениям (есть другие поставщики, предложившие товар по 340 000 рублей, но без преференций), контракт заключается с ним, причем по цене, названной в заявке, — 400 000 рублей.

Бывает и так: поставщик российского товара предложил 100 рублей, а поставщик иностранного — 70. При оценке заявок цены стали 85 и 70 рублей соответственно, поэтому вторая заявка получит больше баллов при прочих равных условиях.

Если несколько участников получили одинаковое количество баллов (с учетом снижения цены на 15%), то контракт заключается с поставщиком, который прислал заявку раньше.

Электронный аукцион

В случае с электронным аукционом преференции могут отразиться на цене контракта. Если побеждает участник, который предложил товар иностранного производства, то с ним заключается контракт по предложенной им цене, сниженной на 15%. Это условие распространяется не только на производителей, но и на поставщиков.

Например, госучреждение проводит электронный аукцион на закупку звуковых плат. НМЦ контракта — 1 200 000 рублей. Заявки подали два участника. Первый предложил товар российского производства. А второй – вариант с аналогичными параметрами, но из Тайваня. По результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника были допущены к аукциону. Аукцион выиграл поставщик серверов иностранного производства с суммой 1 100 000 рублей. При этом он вынужден заключить контракт на 935 000 рублей, с вычетом 15%. Если бы победителем закупки стал российский поставщик, то контракт заключался бы на предложенную им сумму — на 1 150 000 руб.

Преференции российским поставщикам заказчик прописывает в требованиях к участникам закупки. Как в этом запросе котировок или в этом электронном аукционе.

В том числе в приказе описаны ситуации, когда нацрежим не применяется:

  • Если конкурс или аукцион признан несостоявшимся, и заказчик закупается у единственного поставщика;
  • В заявках на участие нет предложений о поставке товаров из ЕвразЭС;
  • В заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения;

Как подтвердить страну происхождения?

Если вы участвуете в закупке, где применяется национальный режим по приказу № 126н, приложите к заявке декларацию в свободной форме, указав страну происхождения. Иначе заказчик будет считать ваш товар иностранным: или отклонит заявку, или отнимет 15% от вашей цены при заключении контракта.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Ссылка на основную публикацию