Направление заказчиком требования о снижении цены по 44 ФЗ

Направление заказчиком требования о снижении цены по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Письмо Минфина России от 24 августа 2018 г. N 24-03-07/60620 О снижении цены при подписании участником контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в случае признания электронного аукциона несостоявшимся

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о снижении цены при подписании участником контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в случае признания электронного аукциона несостоявшимся, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 25.1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть заключен в случае признания несостоявшимися открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона в соответствии с частями 1, 2 и 5 статьи 55.1, частями 1-3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ. При этом контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, но не выше начальной (максимальной) цены контракта в сроки, установленные статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ. Для целей Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случаях, предусмотренных частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 Закона N 44-ФЗ, контракт заключается в сроки, установленные соответственно статьей 83.2 и частью 13 статьи 78 Закона N 44-ФЗ.

Согласно частям 1-3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион признается несостоявшимся в случаях:

– на участие в таком электронном аукционе подана только одна заявка (часть 1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ);

– только один из участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, признан его участником (часть 2 статьи 71 Закона N 44-ФЗ);

– ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона (часть 3 статьи 71 Закона N 44-ФЗ);

– комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем (часть 3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, учитывая, что в случае, предусмотренном частью 3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ, участником электронного аукциона было подано предложение о цене контракта при проведении аукциона, контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключается по цене контракта, предложенной соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

При этом в случаях, предусмотренных частями 1-3 статьи 71 Закона N 44-ФЗ, в контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ включается начальная (максимальная) цена контракта.

Департамент обращает внимание, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного аукциона, с которым заключается контракт в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ обратиться к заказчику, с предложением о снижении цены контракта.

В соответствии с частями 1-3.1 статьи 71 Закона N 44-ФЗ контракт с участником электронного аукциона, признанного несостоявшимся, заключается на основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в порядке, установленном статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ.

Частью 4 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено право заказчика включать в проект контракта, заключаемого на основании пункта 25.1 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, цену контракта не соответствующую начальной (максимальной) цене контракта или цену предложенную участником при подаче заявки.

Дополнительно Департамент сообщает, что подпунктом “а” пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрена возможность снижения цены контракта при исполнении контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

Директор ДепартаментаТ.П. Демидова

Обзор документа

Контракт с единственным поставщиком можно заключить, если электронный аукцион не состоялся в т. ч. в случае, когда комиссия заказчика приняла решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только 1/2 части заявки. Контракт заключается по цене контракта, предложенной соответствующим участником, и в него вносится начальная (максимальная) цена. Закон не предусматривает право поставщика предложить заказчику снизить цену контракта.

В течение 5 дней с даты размещения в ЕИС проекта контракта победитель при наличии разногласий размещает на электронной площадке протокол, где указываются замечания к положениям проекта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке.

Таким образом, заказчик не вправе включать в проект контракта цену, не соответствующую начальной (максимальной) цене или цену, предложенную участником при подаче заявки.

Цену можно снизить при исполнении контракта по соглашению сторон без изменения количества и качества товара и иных условий, если возможность такой корректировки предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а при закупке у единственного поставщика – контрактом.

Минфин: о снижении цены контракта при его заключении

Можно ли уменьшить цену контракта при его заключении?

Допускается ли снижение цены контракта при его заключении? Ответ на этот вопрос дало Министерство финансов в пись ме от 3 ноября 2017 г. N 24-02-08/72834.

Письмо Минфина о недопустимости снижения цены контракта при его заключении

В данном письме Минфин выразил достаточно спорную позицию, что снижение цены контракта при его заключении по результатам несостоявшегося электронного аукциона , законом не предусмотрено.

Письмо Минфина от 03.11.17 г. N 24-02-08/72834

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о порядке заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в случае признания электронного аукциона несостоявшимся, сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) может быть заключен в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с частями 1 и 7 статьи 55, частями 1-3.7 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79, частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе. В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе контракт должен быть заключен с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на условиях, предусмотренных документацией о закупке, по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт. Такая цена не должна превышать начальную (максимальную) цену контракта, цену контракта, предложенную в заявке соответствующего участника закупки, или цену контракта, предложенную соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

В случаях, предусмотренных частями 1-3.1 статьи 71, частями 1 и 3 статьи 79 Закона о контрактной системе, контракт заключается в сроки, установленные соответственно статьей 70 и частью 13 статьи 78 Закона о контрактной системе.

Согласно частям 1-3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе электронный аукцион признается несостоявшимся в случаях:

— на участие в таком электронном аукционе подана только одна заявка (часть 1 статьи 71);

— только один из участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, признан его участником (часть 2 статьи 71);

— ни один из участников электронного аукциона не подал предложение о цене контракта в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона (часть 3 статьи 71);

— комиссией заказчика принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, только одной второй части заявки на участие в нем (часть 3.1 статьи 71).

Таким образом, учитывая, что в случае, предусмотренном частью 3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе, участником электронного аукциона было подано предложение о цене контракта при проведении аукциона, контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключается по цене контракта, предложенной соответствующим участником закупки при проведении электронного аукциона.

При этом в случаях, предусмотренных частями 1-3 статьи 71 Закона о контрактной системе, в контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе включается начальная (максимальная) цена контракта.

Департамент обращает внимание, что Законом о контрактной системе не предусмотрено право заказчика обратиться к участнику электронного аукциона, с которым заключается контракт в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с требованием о предоставлении предложения о цене контракта.

В соответствии с частями 1-3.1 статьи 71 Закона о контрактной системе контракт с участником электронного аукциона, признанного несостоявшимся, заключается на основании пункта 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в порядке, установленном статьей 70 Закона о контрактной системе.

Частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Таким образом, Законом о контрактной системе не предусмотрено право участника электронного аукциона представить в протоколе разногласий предложение о цене контракта.

Дополнительно Департамент сообщает, что подпунктом «а» пункта 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрена возможность снижения цены контракта при исполнении контракта по соглашению сторон без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта, при условии, что возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.

Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность снижения цены контракта при исполнении контракта без изменения количества и качества товара (если такая возможность была установлена документацией о закупке) по соглашению сторон.

Вместе с тем, с регулятором можно не согласиться, так как закон этого не запрещает. Ранее Минэкономразвития в своих разъяснительных письмам допускало снижение цены контракта при его заключении.

Читайте также:  Как внести сведения в реестр договоров по 223 ФЗ

В каких случаях можно поменять цену состоявшейся закупки по 44‑ФЗ?

Цену состоявшейся закупки менять нельзя — это одна из аксиом 44-ФЗ. Но все же есть ситуации, когда контракт подписывают не по той цене, которую предложил победитель, или цену меняют во время исполнения контракта. Посмотрим, когда это возможно.

При заключении контракта

Заказчик хочет закупить больше товара на сумму экономии

Если заказчик провел конкурс или аукцион на покупку товара и сэкономил, то по ч.18 ст.34 44-ФЗ он имеет право увеличить объем поставки на сумму экономии, соблюдая эти условия:

  1. Заказчик увеличивает только объем товара (не услуги и работы)
  2. Итоговая цена закупки должна остаться в рамках НМЦ.
  3. Эта возможность должна быть заранее прописана в документах закупки.
  4. Цену за единицу товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на количество изначально купленного товара.

Если эти условия соблюдены, заказчик отправляет победителю аукциона официальное письмо с просьбой увеличить объем поставляемого товара, не выходя за рамки НМЦ.

Победитель может согласиться или отказаться увеличивать объем поставляемого товара:

  • Если он отказывается, контракт заключают на условиях, определенных результатами торгов и документацией.
  • Если соглашается, стороны подписывают контракт на новых условиях без допсоглашения. Заказчик публикует в ЕИС контракт, приложив документы, подтверждающие согласование новой цены с победителем.

В этой закупке можно посмотреть, что победитель снизил цену закупки почти на 60% процентов, и в итоге заказчик купил на сумму экономии тринадцать сплит-систем одного из видов вместо запланированных четырех.

Еще раз об НДС

Может ли заказчик снизить цену контракта на сумму НДС, если в закупке победил поставщик на упрощенке? Однозначного правила, которого должен придерживаться заказчик, нет. Подписание контракта часто заканчивается спором, который ФАС в разных регионах может решить и в пользу заказчика, и в пользу победителя на УСН.

Министерство финансов, которое регулирует рынок госзакупок, выпустило 2 ноября 2017 письмо № 03-07-11-72354, где сказано: “Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается”.

Позиция Верховного суда

Если заказчик указал цену с НДС, контракт нужно заключить на этом условии. При этом победитель сохраняет право получить полную сумму и не обязан платить НДС. Главное в такой ситуации — не выставлять заказчику счет-фактуру с НДС. Заказчик не может отказаться оплачивать контракт, если не получит такой документ. Минфин отмечал, что платить налог не нужно, даже если заказчик выделит НДС в платежном поручении. Документ: Определение ВС РФ от 23.09.2019 N 306-ЭС19-15999.

Оптимально, когда заказчик заранее в документах закупки прописывает условия, на которых будет заключать контракт с победителем, применяющим УСН. Если такого условия нет, рекомендуем уточнить это в запросе на разъяснения.

После заключения контракта

Заказчик увеличивает или уменьшает количество товара

Такое право предусмотрено 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Правила изменения цены мы оформили в таблицу:

Уменьшить на 10%Увеличить на 10%
Возможно в закупках у единственного поставщика и во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок
Заказчик предусматривает возможность в документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика — в контракте с ним
Только на этапе исполнения контракта по соглашению сторон
Если НМЦ закупки неделима, то изменить можно только все позиции закупки: например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно, то можно изменить объем отдельных позиций, например: 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей.
Заказчик обязательно пропорционально снижает ценуСтороны могут увеличить цену, о чем договариваются дополнительно. Цену единицы товара рассчитывают делением цены всего контракта или отдельной позиции на количество товара

Например, в закупке лечебной грязи видно, что заказчик изменил объем и цену товара на 10%. В карточке контракта есть соглашение об этом с победителем.

Заказчику урезали бюджет

Это условие распространяется только на казенные учреждения. Например, объявляя закупку, заказчик ориентировался на утвержденный бюджет, но на практике ему перечислили меньше денег. В этом случае он согласует с исполнителем уменьшение цены контракта или количества товара (постановление правительства № 1090 от 28.11.2013):

  • Если поставщик согласен, то снижает цену контракта до суммы доведенных на закупку денег.
  • Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

Изменение долгосрочных контрактов

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства № 1186:

  • федеральные контракты от 10 млрд рублей (кроме клинических исследований лекарственных препаратов),
  • региональные контракты 1 млрд рублей,
  • муниципальные контракты 500 млн рублей,
  • федеральные контракты на 40 млн рублей на выполнение клинических исследований лекарственных препаратов.

В крупных закупках на строительство

Можно увеличить цену контракта до 30%. Это возможно при таких условиях:

  1. Срок исполнения контракта > 1 года.
  2. Цена равна или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ.
  3. Возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых его невозможно исполнить.
  4. Получено письменное обоснование изменения цены от Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации.
  5. Срок исполнения контракта не изменится (в него не закладывается время на получение положительного заключения экспертизы проектной документации).

Изменились тарифы

Если изменились цены на товары, работы, услуги в соответствии с законодательством России. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта у единственного поставщика на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (пп. 8 и 22 части 1 статьи 93 44-ФЗ).

Лечение за рубежом

Можно поменять цену контракта на лечение граждан РФ в иностранной организации, если по каким-то причинам меняется объем услуг или их стоимость.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Как уменьшить цену контракта

Когда можно уменьшить цену госконтракта

Ст. 95 44-ФЗ содержит конкретный перечень случаев, когда заказчик имеет возможность уменьшить цену договора:

  1. Неизменный объем поставляемых товаров, работ, услуг (ТРУ). Без уменьшения объема работ снизить цену контракта можно, но это наиболее редко встречаемая ситуация на практике. Ведь изначально поставщик предложил свой минимум на торгах. Однако следует учитывать этот случай при поставке жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которые имеют свой предел стоимости. Победитель, указав в заявке конкретное торговое наименование, должен поставить ценник не выше того, который зафиксировало государство (п. 2 ч. 10 ст. 31 содержит обязанность заказчика отказаться от заключения контракта при отказе победителя снизить расценки).
  2. Изменение объема поставляемых ТРУ. Заказчик вправе предложить участнику уменьшить количество поставляемого товара не более чем на 10%. При этом и расценки будут снижены пропорционально объему. В этом случае необходимо учитывать, что уменьшение происходит исходя из стоимости единицы ТРУ, которая определяется как частное от деления первоначальной цены договора на предусмотренное количество.
  3. Наличие обстоятельств, не позволяющих сторонам выполнить условия договора по независящим от них причинам. Этот случай предусматривает соблюдение ряда условий, а именно: контракт заключен для федеральных нужд или нужд субъекта РФ со сроком исполнения не менее 3 лет или для муниципальных нужд со сроком исполнения не менее 1 года, и цена составляет или превышает размер, установленный Постановлением Правительства № 1186 от 19.12.2013. Для госконтрактов, которые обеспечивают федеральные нужды, такой размер составляет 10 млрд руб., региональные — 1 млрд руб., а для местных — 500 млн. Исключение — федеральный госконтракт, который включает выполнение работ по проведению клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения. Для такой сделки планку установили в размере 40 млн рублей.
    В перечисленных случаях на основании решения Правительства, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации по договорам для обеспечения нужд соответствующего уровня возможно изменение стоимости контракта.
  4. Изменение регулируемых цен. Маловероятный случай, когда тарифы на электрическую, тепловую энергию, услуги связи и пр. снижены. Очевидно, что при данных обстоятельствах государство не должно переплачивать денежные средства. Пропорционально снижению тарифа стороны снижают стоимость контракта.
  5. Уменьшение ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Не редкий случай, когда у заказчика просто снижают объемы финансирования. Для сторон договора это можно назвать форс-мажорными обстоятельствами, ведь они происходят независимо от их воли и желания. Как и в вышеперечисленных ситуациях, расчет снижения должен осуществляться пропорционально уменьшенному объему, и заказчик обеспечивает согласование с поставщиком нового количества товара. Для этого используйте Методику сокращения количества товаров, объемов работ или услуг при уменьшении цены контракта. Она утверждена Постановлением Правительства № 1090 от 28.11.2013.
  6. Изменение по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина РФ за пределами территории РФ. Если пациент идет на поправку, то, возможно, ему больше не потребуются определенные лекарственные препараты. В таком случае перечень медицинских средств сокращается, и стоимость контракта снижается.
Читайте также:  Приказ руководителя казенного/бюджетного учреждения о замене члена комиссии по осуществлению закупок - образец

Постановление Правительства № 1090 от 28.11.2013

Что нужно сделать, чтобы уменьшить стоимость

Чтобы снизить цену контракта, заказчику следует придерживаться определенного алгоритма.

Шаг 1. Проверка положений документации и договора.

Необходимо уточнить условия объявленной закупки. К примеру, изначально при публикации заказчик может предусмотреть в документации и контракте раздел «Информация о возможности изменить условия» и использовать следующую формулировку, позволяющую уменьшать стоимость.

Шаг 2. Анализ причины изменения.

Заказчик должен проанализировать, подходит ли его случай под установленный законом о контрактной системе.

Шаг 3. Уведомление поставщика о планируемом снижении стоимости.

В целях оперативного разрешения вопроса о возможности изменения цены заказчику целесообразно направить поставщику сопроводительное письмо, указывающее на предложение изменить стоимость договора (уточним, что в некоторых случаях это не право поставщика снизить расценки, а его обязанность: предел стоимости лекарственных препаратов, уменьшение регулируемых тарифов и др.).

Как оформить сопроводительное письмо, какую информацию в него включать — приведено в отдельной статье «Как правильно написать сопроводительное письмо к документам при осуществлении закупок».

Шаг 4. Составить дополнительное соглашение.

Необходимо документально зафиксировать взаимное согласие сторон об уменьшении стоимости договора.

Форма соглашения нормативно-правовыми актами не урегулирована, можно указать следующие данные:

  • контактные данные заказчика и поставщика;
  • вывод о взаимном решении об уменьшении цены с указанием пункта документации и контракта;
  • указание на нормы договора, подлежащие изменению (цена, объем);
  • реквизиты и подписи.

Соглашение составляется в письменной форме в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для заказчика и поставщика.

Образец дополнительного соглашения об уменьшении цены контракта

В соответствии с ч. 3 ст. 103, если были внесены изменения в условия договора, заказчик публикует данные сведения в ЕИС в течение 5 рабочих дней с даты внесения таких изменений.

Должен ли заказчик предложить организации снизить цену?

Вопрос: На электронный аукцион, проводимый органом местного самоуправления (заказчиком), была представлена одна заявка. При этом предметом аукциона является поставка лекарств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для нужд муниципальных медицинских учреждений. После признания торгов несостоявшимися заказчиком было установлено, что предлагаемая организацией — единственным участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену. Должен ли заказчик предложить организации снизить цену? Если да, то в каком порядке?
Ответ: Заказчик в рассматриваемом случае обязан предложить организации снизить цену и в случае отказа, в свою очередь, отказаться от заключения контракта с организацией, составив протокол об отказе от заключения контракта и разместив его на сайте .
Обоснование: В соответствии с ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), в случае если по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, такой аукцион признается несостоявшимся.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 71 Закона № 44-ФЗ, в случае если электронный аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 16 ст. 66 Закона № 44-ФЗ, в связи с тем что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем, контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона № 44-ФЗ и документации о таком аукционе.
На основании п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.
Из ч. 11 ст. 31 Закона № 44-ФЗ следует, что в случае отказа заказчика от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по основаниям, предусмотренным ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем установления факта, являющегося основанием для такого отказа, составляет и размещает в единой информационной системе протокол об отказе от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
При этом отметим, что обязанность заказчика предлагать участнику снизить цену, а также порядок такого предложения напрямую Законом № 44-ФЗ не предусмотрены. В то же время из п. 2 ч. 10 ст. 31 Закона № 44-ФЗ следует, что отказ от заключения контракта осуществляется, только если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки от снижения предлагаемой цены при заключении контракта отказывается.
Таким образом, из изложенного следует, что заказчик в рассматриваемом случае обязан предложить организации снизить цену. Считаем, что такое предложение заказчику следует сделать путем направления электронного документа (ч. 1 ст. 60 Закона № 44-ФЗ). В случае отказа участника заказчик, в свою очередь, должен отказаться от заключения контракта с организацией, составив протокол об отказе от заключения контракта и разместив его на сайте (ч. 11 ст. 31, ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ).
П.С.Долгополов
Юридическая компания «Юново»
17.10.2014

Изменение цены договора по 44-ФЗ

Изменение цены договора по 44-ФЗ: как правильно это сделать

Как определяется цена договора по 44-ФЗ? Изменение цены договора по 44-ФЗ. Насколько можно менять цену договора. Последние дополнения 44-ФЗ, позволяющие изменять условие договора.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Как определяется цена договора по 44-ФЗ
  • Изменение цены договора по 44-ФЗ
  • Насколько можно менять цену договора
  • Последние дополнения 44-ФЗ, позволяющие изменять условие договора

Изменение цены договора по 44-ФЗ законодательно запрещено, так как стоимость контракта является существенным условием и не подлежит изменению. Но такой запрет справедлив для общих оснований и не распространяется на исключения, которые прописаны в законе отдельно.

Помимо самой возможности изменить цену договора, важно понимать, насколько возможно такое увеличение. В этой сфере существуют устойчивые мифы, по которым заказчик может произвольно менять стоимость в определенных границах. В нашей статье мы разберем, насколько эти утверждения верны, и приведем последние изменения в законодательстве, влияющие на условия договора по 44-ФЗ.

Как определяется цена договора по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ использует для определения цены контракта термин «начальная максимальная цена договора». Он обозначает предельную сумму, по которой допускается заключение соглашения между заказчиком и исполнителем. Данный показатель обязательно вносится в план-график, извещение и касающуюся закупки документацию.

Читайте также:  Перемена заказчика в ходе исполнения контракта по 44 ФЗ

Определение суммы договора в госзакупках является очень важной задачей, так как от ее грамотного исполнения зависит эффективность расходования государственных средств.

Для расчета НМЦК заказчик должен применить один из установленных законом методов. Однако заключение соглашения происходит на сумму и на условиях, предложенных победителем тендера, так как его стоимость всегда оказывается меньше первоначальной.

Закон устанавливает для цены договора такое правило: она является твердой, сохраняется неизменной до выполнения условий соглашения.

Закон 44-ФЗ предполагает такие методы расчета НМЦК:

  • анализ рынка;
  • нормативный;
  • тарифный;
  • проектно-сметный;
  • затратный.

Обычно заказчики отдают предпочтение первому подходу, также известному как сопоставление цен. В данном случае необходимо сравнить и изучить стоимости похожих договоров или отдельных видов товара. Всю необходимую информацию берут из:

  • открытых источников;
  • каталогов и брошюр;
  • статистических отчетов;
  • ответов коммерческих фирм.

Изменение цены договора по 44-ФЗ

Интересующий нас закон устанавливает достаточно строгие правила относительно изменения условий закупок, допуская поправки лишь в особых ситуациях.

Изменение цены договора по 44-ФЗ до его подписания.

По закону заказчики могут менять НМЦК, а также другие условия документации. Однако при этом необходимо исправить обоснование начальной стоимости. Подобные корректировки допускаются, если заказчик выявил ошибку в расчетах, получил предписание ФАС либо произошло изменение тарифов.

При этом обязательно увеличивается срок подачи заявок. Когда конкурс проходит в электронном формате, вносить поправки в документацию разрешается не позже, чем за пять дней до завершения подачи заявок. А сам срок должен быть увеличен таким образом, чтобы у участников осталось минимум 10 дней на предоставление документов.

Изменение цены после заключения договора.

Закон позволяет заказчику изменить сумму договора в пределах увеличения НДС, если соглашение изначально не устанавливает увеличенный НДС. Нужно отметить, что такая поблажка давалась только до 1 октября 2019 г., а сам контракт необходимо было подписать до 1.01.2019 г. Повышение размера выплат допускалось при соблюдении четырех правил. В первую очередь с такими действиями должны быть согласны обе стороны контракта. Также документ должен быть подписан до 2019 года, а приемка назначена на срок после 1.01.2019 г. В тексте документа обязательно прописывается прежняя ставка НДС, а цена договора может подвергаться изменению исключительно в пределах установленных ограничений.

В качестве другого повода для изменения цены контракта по 44-ФЗ может выступать уменьшение регулируемых цен на продукцию. Тогда заказчик договаривается с исполнителем, снижает сумму, а количество товара остается прежним. Стоит оговориться, что такой ход необходимо прописать в договоре.

Изменить сумму соглашения можно при снижении лимитов. Если по своим расчетам заказчик не сможет расплатиться с поставщиком, он имеет право снизить стоимость пропорционально количеству ТРУ (товаров, работ, услуг). Подробности можно уточнить в постановлении Правительства от 28.11.2013 № 1090.

Снижение цены договора происходит, когда превышена установленная правительством сумма. Данное условие распространяется на госконтракты, договоры для нужд субъектов, если их срок действия не менее трех лет, и также на муниципальные соглашения продолжительностью более года.

Отдельно стоит сказать об изменении цены договора по 44-ФЗ в сфере строительства, капремонта и реконструкции. Если правки в проектную документацию привели к тому, что невозможно произвести работы на прежних условиях, сумму можно менять. Однако срок и размер оплаты не должны вырасти более чем на 30 %.

Соглашение об изменении цены контракта 44-ФЗ.

После внесения поправок необходимо подготовить приложение к контракту и прописать в нем:

  • наименования сторон;
  • список корректировок в договоре;
  • указание на то, что остальные положения документа остаются неизменными;
  • подписи участников соглашения, подкрепленные печатями.

Факт изменения суммы также отражают в ЕИС. В реестре контрактов на вкладке «Исполнение» в контекстном меню контракта нужно нажать «Внести изменения». Далее необходимо выбрать тип внесенных правок в разделе «Общая информация» и указать основание для данного действия. В качестве основы должен быть представлен конкретный пункт закона 44-ФЗ и его формулировка. Для этого нужно просто выбрать из списка нужный вариант, сохранить изменения. На передачу сведений о внесенных изменениях в Федеральное казначейство дается пять рабочих дней со дня внесения корректировок.

Насколько можно менять цену договора

Бытует мнение, что заказчик имеет право самостоятельно изменять размер оплаты договора в пределах определенного процента. Это не совсем так: 44-ФЗ устанавливает возможность повышения стоимости контракта на 10 %, но лишь при условии пропорционального увеличения количества товаров, работ и услуг. То есть заказчик не может поднять стоимость на 10 %, сохранив прежний объем ТРУ. Иными словами, рост цены будет вторичным по отношению к корректировке объема поставки.

Нужно отметить, что увеличение объема ТРУ может происходить и без роста цены.

Заказчик не может поднять цену на 10 %, увеличив поставку отдельной позиции. Например, из 100 заказанных позиций увеличить стоимость только одной. При этом нельзя изменять поставляемую номенклатуру продукции – запрещается исключать из списка одни товары и вносить другие. При неделимой закупке производится корректировка цены сразу всех товаров. Как и в предыдущих случаях, право изменить контракт должно быть прописано в самом договоре и закупочной документации. А любые поправки вносятся только при достижении соглашения между сторонами.

Можно снизить цену в пределах 10 % за счет пропорционального сокращения ТРУ. В таком случае поправки вносятся по тем же правилам, что и при повышении суммы контракта.

При пересмотре объема поставки, который, например, может быть вызван сокращением лимитов бюджетных обязательств, нужно помнить об установленных правилах. Так, необходимо поставить товары, важные для жизнеобеспечения граждан. То есть выполнить условия соглашения на поставку продуктов питания, лекарств, топлива, услуг медицинской помощи, пр.

Сокращение объемов происходит аналогично снижению размера оплаты контракта. В таком случае исполнитель не должен лишиться прибыли. Отметим, что последняя не может быть более 1 % от расходов на покупку полуфабрикатов и 20 %, когда речь идет о любых других затратах. Долю снижения объема ТРУ определяет поставщик, он должен предоставить расшифровку расходов на поставку, расчет, обоснование своей прибыли.

Последние дополнения 44-ФЗ, позволяющие изменять условие договора

С 1.07.2019 г. ч. 1 ст. 95 дополнена подпунктом «В», по которому изменение договора при достижении договоренности между участниками может производиться:

в) При внесении изменений в объем/виды работ, направленных на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капитального строительства, проведение мероприятий, направленных на сохранение объектов культурного наследия. При этом предел изменения суммы оплаты по договору составляет 10 %.

Если цель соглашения состоит в обеспечении потребностей на федеральном уровне в течение трех лет, сумма равна или выше цены, установленной Правительством страны, текст соглашения может подвергаться изменениям, если без этого работы не будут выполнены.

На аналогичных условиях допускаются изменения в тексте договора, призванного обеспечить нужды субъекта на протяжении трех лет и более, если сумма оплаты равна/выше размера, установленного на правительственном уровне.

Если контракт заключен для обеспечения нужд муниципального образования на год и более, его цена равна или превышает фиксированную на государственном уровне сумму, в документ могут вноситься изменения, чтобы сделать возможным реализацию.

С 01.07.2019 г. ч. 1 ст. 95 допускает изменение существенных условий договора в случаях, которые не были предусмотрены закупочной документацией и/или самим текстом соглашения.

Поправки в закон коснулись контрактов продолжительностью более года по выполнению работ в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, проведения работ с целью сохранения объектов культурного наследия. Сумма оплаты соглашения должна быть равна/превышать установленный законом размер. Если при работе по такому договору возникли серьезные проблемы с исполнением его условий, допускается внесение изменений в проект, само соглашение.

Но нужно понимать: чтобы прибегнуть к данной норме, требуется обоснование в письменном виде, основанное на решении Правительства, исполнительного органа власти субъекта, для нужд которого организована закупка. Кроме того, в результате изменения допускается увеличение продолжительности работ и/или размера оплаты максимум на 30 %. Чтобы данная норма закона «О контрактной системе» четко исполнялась, в постановлении № 948 от 20.07.2019 г. зафиксирован порог в 100 миллионов рублей.

Когда продолжительность работы по контракту увеличивается по вине подрядчика, условия договора могут измениться, если отсутствуют неисполненные требования по погашению неустоек, штрафов, пеней.

Благодаря добавленному в закон пункту, стали возможны изменения существенных условий контрактов на закупку ТРУ, при условии, что в соглашении прописан только один исполнитель. Речь идет о закупках у естественных монополий, закупках коммунальных услуг, услуг по снабжению энергоресурсами, по управлению МКД, пр.

С 01.07.2019 г. в ст. 95 была добавлена часть 17.1, в которой оговаривается возможность подписания контракта с другим исполнителем, если договор с предыдущим утратил свою силу:

17.1. Если стороны договариваются о расторжении контракта, либо это происходит в судебном порядке, при отказе одной из сторон от совместной работы, право выполнения работ передается участнику, занявшему второе место в тендере.

Если причиной для расторжения соглашения стал отказ поставщика от исполнения, новый договор подписывается после того, как виновник вносится в реестр недобросовестных подрядчиков.

С нормами по изменению, расторжению договора можно ознакомиться в ст. 95 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Ссылка на основную публикацию