НДС при выполнении подрядчиком работ (услуг) по капитальному ремонту многоквартирных домов по 44 ФЗ

НДС при выполнении подрядчиком работ (услуг) по капитальному ремонту многоквартирных домов по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

В 2017 году организация заключила договор на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Заказчик является региональным оператором капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (далее – МКД), ремонт финансировался за счет средств фонда капитального ремонта. Подрядчик также является управляющей организацией в МКД, в котором проводился капитальный ремонт общего имущества. Ремонт осуществлялся собственными силами подрядчика.
Работы оплачены в полном объеме. Счет-фактура за выполненные работы не выписывался и заказчику не предъявлялся.
Нужно ли подрядчику (является плательщиком НДС) платить НДС с данной суммы?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации у организации-подрядчика (управляющей организации) возникает обязанность по уплате НДС.

Обоснование вывода:
Обязанность по уплате того или иного налога непосредственным образом связана с возникновением у налогоплательщика соответствующего объекта налогообложения (п. 1 ст. 38 НК РФ).
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях налогообложения НДС реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу как на возмездной, так и на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39, абзац второй пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц (п. 4 ст. 38 НК РФ).
Таким образом, операции по передаче результатов выполненных работ одним лицом для другого лица на территории РФ признаются объектом налогообложения НДС (за рядом исключений, не актуальных для рассматриваемого случая).
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, установлен ст. 149 НК РФ.
Так, на основании пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории РФ операции по:
– реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги);
– реализации работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом РФ (далее – ЖК РФ), а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных ЖК РФ.
По договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в МКД, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в МКД и пользующимся помещениями в МКД лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность (ч. 2 ст. 162 ЖК РФ).
В договоре управления МКД должны быть указаны, в частности, перечень работ и (или) услуг по управлению МКД, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (п. 2 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в МКД, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД обязан, в частности:
– привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами (п. 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ);
– осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным МКД, и представителей собственников помещений в МКД (п. 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).
Согласно разъяснениям, представленным, например, в письмах Минфина России от 29.08.2014 N 03-07-04/43422, от 06.08.2014 N 03-07-14/38841, от 21.07.2014 N 03-07-07/35576, от 05.03.2013 N 03-07-14/6462, от 21.11.2011 N 03-07-14/112 (смотрите также постановления АС Уральского округа от 16.06.2017 N Ф09-3054/17 по делу N А60-15053/2016, от 07.06.2017 N Ф09-2847/17 по делу N А50-14786/2016, Двадцатого ААС от 28.08.2017 N 20АП-4237/17):
– от налогообложения НДС освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД управляющими организациями у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги);
– работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, реализуемые управляющим организациям организациями и индивидуальными предпринимателями, непосредственно выполняющими (оказывающими) данные работы (услуги), от налогообложения НДС не освобождены;
– НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, работ (услуг) по управлению МКД и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций.
В рассматриваемой ситуации ремонт общего имущества в МКД был выполнен управляющей организацией не в рамках договора управления МКД, а в рамках договора, заключенного с региональным оператором.
Освобождение от налогообложения НДС ремонтных работ, выполняемых управляющей организацией в качестве подрядчика по договору на выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, заключенному с региональным оператором, НК РФ не предусмотрено. Соответственно, нет оснований считать, что операции по реализации рассматриваемых работ не подлежат налогообложению НДС.
С учетом изложенного считаем, что в рассматриваемой ситуации у организации-подрядчика (управляющей организации) возникает обязанность по уплате НДС.
Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, если иное не предусмотрено пп. 1.1 п. 3 ст. 169 НК РФ). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ).
То обстоятельство, что счет-фактура не составлялся и не выставлялся фонду, не влияет на возникновение у организации-подрядчика (управляющей организации) обязанности по уплате НДС (смотрите также п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

12 января 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Читайте также:  Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при закупках по 44 ФЗ МУП в короткий срок

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-07-11/45871 “О применении НДС подрядчиком, в том числе применяющим УСН, в отношении работ (услуг) по капитальному ремонту многоквартирных домов и формировании их цены. “

Согласно пункту 1 статьи 146 главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 168 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС обязаны предъявлять только налогоплательщики НДС.

В то же время согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 главы 26.2 “Упрощенная система налогообложения” Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС при реализации ими товаров (работ, услуг) и, соответственно, осуществляемые ими операции НДС не облагаются.

Таким образом, подрядчики, являющиеся плательщиками НДС, при выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту многоквартирных домов, признаваемых объектом обложения НДС, к оплате покупателю предъявляют соответствующую сумму НДС дополнительно к цене выполняемых работ (оказываемых услуг), а подрядчики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту многоквартирных домов к оплате покупателю соответствующую сумму НДС дополнительно к цене выполняемых работ (оказываемых услуг) не предъявляют.

Учитывая изложенное, формирование цены выполняемых работ (оказываемых услуг) по ремонту многоквартирных домов с учетом НДС или без учета НДС соответствует нормам Кодекса.

Одновременно по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон) в части осуществления закупок региональным оператором сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Согласно положениям статьи 3 Федерального закона закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд предусматривает совокупность действий, осуществляемых в установленном указанным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. При этом заказчиками являются государственные или муниципальные заказчики либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Федерального закона бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки и уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положения Федерального закона распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками, предусмотренными статьей 3 Федерального закона, в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Принимая во внимание положения статьи 3 Федерального закона, региональные операторы (фонды) не являются заказчиками в понимании Федерального закона, за исключением положений части 5 статьи 15 Федерального закона.

Кроме того, частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 данной статьи, осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 615 (далее – постановление N 615).

В соответствии с пунктом 2 постановления N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом в порядке, установленном Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением N 615 (далее – Положение), а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.

Учитывая изложенное, осуществление капитального ремонта за счет средств регионального оператора само по себе не образует отношений, урегулированных частью 1 статьи 1 Федерального закона, в том числе поскольку определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение гражданско-правовых договоров, исполнение таких договоров осуществляются не лицом, которое осуществляет указанное перечисление, а региональным оператором от своего имени.

Дополнительно обращаем особое внимание, что факты нарушений положений Кодекса и Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также иные вопросы по проверке законности тех или иных действий со стороны субъектов бюджетных и налоговых правоотношений на предмет нарушения действующего законодательства относятся к компетенции соответствующих налоговых и финансовых органов контроля и надзора, а также правоохранительных органов.

Как закупить работы по капремонту: пошаговая инструкция

Закупки по капитальному ремонту по 44 ФЗ и 615-ПП: в чем разница

Закупка работ по ремонту проводится заказчиками по 44 ФЗ и 223 ФЗ, ремонт многоквартирных домов регулируется Постановлением Правительства от 01.07.2016 № 615.

Рассмотрим, чем отличается тендер на ремонт по 44 ФЗ от 615-ПП:

  1. Тендеры на капитальный ремонт по 615-ПП проводятся для многоквартирных жилых домов.
  2. Уполномоченные органы ведут предварительный отбор организаций, желающих участвовать в таких закупках. Поставщики отбираются по наличию опыта, квалификации, отсутствию в РНП и др. Информация об отборе размещается в ЕИС.
  3. Из отобранных организаций формируется реестр квалифицированных подрядных организаций, которые могут подавать заявки на капитальные закупки.
  4. Тендер на капремонт осуществляется путем проведения электронного аукциона на отобранных электронных торговых площадках. Критерием победы является цена.
  5. Заказчик применяет нормы 44 ФЗ только в части процедуры определения поставщика: с момента размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС и до момента заключения контракта (п. 2 ст. 3 закона № 44-ФЗ). Требования о планировании, нормировании, исполнении контракта, отчетности, предусмотренные законом № 44-ФЗ, на закупки по 615-ПП не распространяются.

Выбираем способ определения поставщика закупки ремонта по 44 ФЗ

Выбор способа определения подрядчика для госзакупки ремонта зависит от НМЦК и вида работ.

Тендеры на строительство и ремонт в форме электронного аукциона можно проводить во всех случаях, а если работы относятся к аукционному перечню, утвержденному Распоряжением Правительства № 471, такой выбор обязателен (коды ОКПД2 41.2, 42, 43).

Исключение: если работы, включенные в аукционный перечень, проводятся на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах (определение дано в ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ) или искусственных дорожных сооружениях, разрешается проведение конкурса.

Заказы-тендеры на ремонт можно провести в форме конкурса в случае, если работы не входят в аукционный перечень. Если часть их в перечне, а другая — нет, проводим аукцион.

Конкурс с ограниченным участием проводится в случаях:

  • капремонта объектов культурного наследия;
  • капремонта на особо опасных, технически сложных объектах или искусственных дорожных сооружениях с НМЦК для федеральных нужд более 150 млн руб., для муниципальных нужд — более 50 млн руб.

3. Запрос котировок.

ЗК проводится в случае, прописанном в ч. 2 ст. 72 закона 44-ФЗ: если НМЦК не более 500 000 руб. и совокупный объем таких закупок не превысил 10 % и 100 млн руб.

4. Запрос предложений.

Выбираем ЗП, если контракт на эти же работы расторгнут заказчиком в одностороннем порядке или если повторно проведенный конкурс или аукцион признаны несостоявшимися (ч. 2 ст. 83 закона № 44-ФЗ).

5. Закупка у единственного поставщика.

Капитальный ремонт по 44-ФЗ допускается проводить без конкурентных процедур по основаниям ч. 1 ст. 93. Например, при НМЦК менее 100 000.

Описываем объект закупки

При проведении закупки важно правильно определить вид ремонта: капитальный или текущий.

Текущий ремонт по 44-ФЗ проводится в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации (ст. 55.24 ГрК).

Если готовится ремонт здания текущий, составление проектно-сметной документации не является обязательным. Достаточно составить ведомость необходимых работ.

Капитальный ремонт представляет собой замену и(или) восстановление:

  • строительных конструкций;
  • систем инженерно-технического обеспечения;
  • отдельных элементов несущих строительных конструкций.

Для проведения кап. ремонта необходимо составление проектной документации, которая содержит и смету. Между утверждением проектной документации и началом проведения работ должно пройти не более 2 лет. ПСД в обязательном порядке включается в документацию о закупке.

Кроме того, в техзадании прописываем сроки проведения работ, требования к гарантии, порядок сдачи-приемки. Отдельно в ТЗ указываем требования к используемым при выполнении заданий материалам.

Обосновываем НМЦК

Обоснование стоимости работ по капремонту проводится проектно-сметным методом (ч. 9 ст. 22 закона № 44-ФЗ). Итогом такого расчета должны быть следующие документы:

  • дефектная ведомость;
  • проектно-сметная документация со сметным расчетом;
  • заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости;
  • заключение экспертизы проектной документации.

При составлении смет используются территориальные и федеральные сборники единичных расценок (ТЕР, ФЕР) с учетом положений Методики применения сметных норм, утвержденной Приказом Минстроя России от 29.12.2016 № 1028/пр.

Устанавливаем требования к участникам

К участникам предъявляются следующие требования:

  1. Общие требования к поставщикам по ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
  2. Выписка из реестра членов СРО. Заказчик вправе установить требование о предоставлении выписки при НМЦК более 3 млн руб. В ч. 2.2 ст. 52 ГрК указаны случаи, когда членство СРО не требуется (для ГУПов, МУПов и др.).
  3. Лицензия. Заказчик устанавливает требование о наличии лицензии, если объект закупки — лицензируемый вид работ. Если они составляют только часть всего объема, устанавливать такое требование нельзя. Контролирующие органы рассматривают это как ограничение конкуренции, ведь подрядчик может привлечь субподрядную организацию, имеющую лицензию.
  4. Дополнительные требования (опыт). Устанавливаются в случаях:
  • работы с кодом ОКПД 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) и НМЦК более 10 млн руб (п. 2 Приложения 1 Постановления Правительства от 04.02.2015 № 99);
  • капремонта на особо опасных, технологически сложных, уникальных объектах, НМЦК для федеральных нужд — более 150 млн руб., для муниципальных — более 50 млн руб.(п. 5 Приложения 2 к 99-ПП).

Составляем проект контракта

Обязательные требования к контракту прописаны в статье 34 закона № 44-ФЗ. В качестве приложений к контракту указываются: проектно-сметная документация, техзадание, график работ.

Читайте также:  Банковская гарантия по 223-ФЗ

Унифицированные образцы могут разрабатываться головными организациями заказчиков. В библиотеке типовых контрактов образцов на капремонт в настоящее время нет.

Принимаем работы

Приемку проводит комиссия заказчика в соответствии с графиком. При наличии недостатков они фиксируются в акте. Приемка проводится только при выполнении всех заданий и устранении недостатков и дефектов.

  • акт приемки элемента (системы) здания;
  • акты освидетельствования скрытых работ;
  • акт о приемке выполненных заданий КС-2;
  • справка о стоимости выполненных работ и затрат КС-3;
  • паспорта и сертификаты на применяемые материалы и оборудование.

Налогообложение средств, поступающих на проведение капитального ремонта многоквартирных домов

Кочетков Юрий Владимирович, генеральный директор «Бурмистр.ру»

Капитальный ремонт многоквартирных домов для управляющих компаний и ТСЖ – дело хлопотное, а для собственников помещений – очень затратное. Одного решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме недостаточно, так до собрания необходимо определиться с порядком формирования источников финансирования работ по капитальному ремонту, а после собрания управляющей компании необходимо собрать с собственников денежные средства и выполнить запланированные работы. В зависимости от выбранного способа финансирования капитального ремонта зависит порядок налогообложения деятельности управляющих компаний и возникающие в связи с этим налоговые риски.

1. Варианты финансирования работ по капитальному ремонту многоквартирных домов?

В Жилищном кодексе заложена обязанность собственника помещений нести бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома (п.3 ст.30 ЖК РФ). При этом в качестве обязательного платежа, подлежащего перечислению собственником на счета управляющей компании, обозначена лишь плата за техническое обслуживание общего имущества (п.2 ст.154 ЖК РФ).

Финансирование капитального ремонта многоквартирных жилых домов также производится на деньги собственников, однако для начала как строительно-монтажных работ по капитальному ремонту, так и сбора средств на него, необходимо проведение общего собрания собственников помещений (п.1 ст.145 ЖК РФ).

Существуют три варианта финансирования собственниками капитального ремонта многоквартирных домов:

1) На общем собрании принимается решение о проведении ремонта за счет средств управляющей компании. Управляющая компания производит работы и впоследствии погашение задолженности собственников перед управляющей компанией производится пропорционально их жилой площади в общей жилой площади многоквартирного дома. Данный вид финансирования используется крайне редко, так как:

– неинтересен управляющей компании из-за большого количества извлекаемых из оборота денежных средств;

– неизвестен срок возврата инвестиций ввиду несвоевременности платежей собственниками;

– существует риск потери объекта из-за выбора собственниками новой управляющей компании. В такой ситуации взыскивать задолженность приходится через суд, при этом взыскание производится с каждого собственника по отдельности.

2) Расходы производятся за счет средств бюджета и средств собственников. После проведения общего собрания принимается решение о проведении капитального ремонта. Производится расчет сметы стоимости строительно-монтажных работ и после поступления денежных средств из бюджета и от собственников управляющая компания приступает к выполнению работ.

Данный вид финансирования используется достаточно часто и при этом управляющая компания практически не несет никаких рисков. Для выделения средств из бюджета управляющей компании необходимо собрать с собственников минимальную сумму в 5 процентов от суммы предполагаемого объема строительно-монтажных работ. Остальная сумма выделяется из бюджета (пп.2 п.6 ст.20 Федерального закона “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ).

3) Стоимость планируемого капитального ремонта финансируется собственниками путем формирования фонда капитального ремонта. На общем собрании собственники утверждают тариф на формирование фонда капитального ремонта, перечень планируемых строительно-монтажных работ и дату начала ремонта. Впоследствии управляющая компания выставляет счета на оплату жилищно-коммунальных услуг, в которых отдельной строкой выделена суммы платы на формирование фонда капитального ремонта.

2. Существующие льготы по налогу на прибыль в отношении средств поступающих на проведение капитального ремонта многоквартирных домов?

В действующей на конец 2011 года редакции Налогового кодекса уже содержится льгота, касающаяся капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.

Так, в соответствии с пп.14 п.1 ст.251 НК РФ к целевым средствам в целях исчисления налога на прибыль относятся “средства бюджетов, выделяемых осуществляющим управление многоквартирными домами товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов в соответствии с Федеральным законом “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства” от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ (далее по тексту Закон №185-ФЗ)”.

В отношении денежных средств на финансирование проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, поступающих не из бюджета, а от собственников помещений в многоквартирных домах, «отдельная» льгота предусмотрена лишь для товариществ собственников жилья.

Так, согласно пп.1 п.2 ст.251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций к целевым поступлениям относятся отчисления на формирование резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся товариществу собственников жилья его членами. Таким образом, ТСЖ поступившие от собственников на проведение капитального ремонта денежные средства не включают в базу исчисления налога на прибыль и УСН.

3. Существущие льготы по НДС в отношении средств поступающих в счет финансирования капитального ремонта многоквартирных домов?

Суммы, поступающие от собственников в управляющие компании и ТСЖ на формирование фонда капитального ремонта многоквартирных домов не облагаются налогом на добавленную стоимость в силу льготы установленной в п.3 ст.162 НК РФ.

Вопросов по данной льготе исходя из ее сути быть не должно, так как при формировании фонда капитального ремонта у управляющих компаний и ТСЖ не возникает реализации, а значит, в силу пп.1 п.1 ст.146 НК РФ нет и объекта налогообложения.

4. Налогообложение денежных средств, поступающих от собственников помещений в счет формирования резерва на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.

В отношении средств поступающих в управляющие компании в отличие от ТСЖ ситуация сложнее и зависит от применяемой управляющей компанией системой налогообложения. Возможны два варианта:

1) Если управляющая компания находится на общей системе налогообложения и формирует резерв на проведение капитального ремонта.

Для начала определимся, что в соответствии с НК РФ является объектом налогообложения. Согласно ст.247 НК РФ объектом налогообложения налогом на прибыль для российских организаций признаются «полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов».

Доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п.1 ст.249 НК РФ).

Понятие реализации содержится в статье 39 НК РФ. Так, в соответствии с п.1 ст.39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе права собственности на товары (работы, услуги), а также оказание услуг одним лицом другому на безвозмездной основе.

Фактически, начисляемая собственникам стоимость капитального ремонта в момент формирования фонда капитального ремонта, не является выручкой. Управляющая компания, формируя резерв, никаких услуг собственникам не оказывает и, как следствие, перехода права собственности на оказанные услуги от управляющей компании к жильцам не происходит. Следовательно, в соответствии с нормами ст.39 НК РФ, нет факта реализации, а значит, нет и выручки для целей налогообложения прибыли.

2) Если управляющая компания находится на упрощенной системе налогообложения.

При применении упрощенной системы налогообложения датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках, а датой несения расходов признается дата списания денежных средств со счетов налогоплательщика (п.1 и п.2 ст.346.17 НК РФ).

Таким образом, все поступающие на счета управляющей компании денежные средства от собственников на формирование фонда капитального ремонта включаются в налогооблагаемую базу для исчисления единого налога.

При этом обращаем внимание на такую распространенную у управляющих компаний ошибку, как неправильное определение момента возникновения выручки и ее размера при расчетах между собственниками помещений и управляющими компаниями через единые расчетные центры.

Так, выручка будет признаваться в момент поступления денег на счета агента (расчетного центра), а не в момент фактического перечисления денег от агента на счета управляющей компании (подробнее об этом можно прочитать здесь).

Статья о порядке налогообложения работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома будет опубликована на сайте «Бурмистр.ру» в ближайшее время.

НДС при выполнении подрядчиком работ (услуг) по капитальному ремонту многоквартирных домов по 44 ФЗ

Вопрос: Об НДС при выполнении подрядчиком, в том числе применяющим УСН, работ (услуг) по капитальному ремонту многоквартирных домов; о закупках региональными операторами при капитальном ремонте МКД.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 3 июля 2018 г. N 03-07-11/45871

Рассмотрев письмо, по вопросам применения налога на добавленную стоимость подрядчиками, в том числе применяющими упрощенную систему налогообложения, в отношении работ (услуг) по капитальному ремонту многоквартирных домов сообщаем.
Согласно пункту 1 статьи 146 главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 168 Кодекса предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС обязаны предъявлять только налогоплательщики НДС.
В то же время согласно пунктам 2 и 3 статьи 346.11 главы 26.2 “Упрощенная система налогообложения” Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками НДС при реализации ими товаров (работ, услуг) и, соответственно, осуществляемые ими операции НДС не облагаются.
Таким образом, подрядчики, являющиеся плательщиками НДС, при выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту многоквартирных домов, признаваемых объектом обложения НДС, к оплате покупателю предъявляют соответствующую сумму НДС дополнительно к цене выполняемых работ (оказываемых услуг), а подрядчики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту многоквартирных домов к оплате покупателю соответствующую сумму НДС дополнительно к цене выполняемых работ (оказываемых услуг) не предъявляют.
Учитывая изложенное, формирование цены выполняемых работ (оказываемых услуг) по ремонту многоквартирных домов с учетом НДС или без учета НДС соответствует нормам Кодекса.
Одновременно по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Федеральный закон) в части осуществления закупок региональным оператором сообщаем, что в соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона данный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно положениям статьи 3 Федерального закона закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд предусматривает совокупность действий, осуществляемых в установленном указанным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. При этом заказчиками являются государственные или муниципальные заказчики либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Федерального закона бюджетные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие закупки и уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, положения Федерального закона распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками, предусмотренными статьей 3 Федерального закона, в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Принимая во внимание положения статьи 3 Федерального закона, региональные операторы (фонды) не являются заказчиками в понимании Федерального закона, за исключением положений части 5 статьи 15 Федерального закона.
Кроме того, частью 1.1 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации закупки региональным оператором товаров, работ, услуг в целях выполнения функций регионального оператора, установленных частью 1 данной статьи, осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 615 (далее – постановление N 615).
В соответствии с пунктом 2 постановления N 615 закупки товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, осуществляются путем использования способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных Федеральным законом в порядке, установленном Федеральным законом, за исключением случаев, если предметом такой закупки являются товары, работы, услуги, предусмотренные пунктом 8 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением N 615 (далее – Положение), а также случаев, предусмотренных пунктом 193 Положения.
Учитывая изложенное, осуществление капитального ремонта за счет средств регионального оператора само по себе не образует отношений, урегулированных частью 1 статьи 1 Федерального закона, в том числе поскольку определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение гражданско-правовых договоров, исполнение таких договоров осуществляются не лицом, которое осуществляет указанное перечисление, а региональным оператором от своего имени.
Дополнительно обращаем особое внимание, что факты нарушений положений Кодекса и Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также иные вопросы по проверке законности тех или иных действий со стороны субъектов бюджетных и налоговых правоотношений на предмет нарушения действующего законодательства относятся к компетенции соответствующих налоговых и финансовых органов контроля и надзора, а также правоохранительных органов.

Заместитель директора Департамента
налоговой и таможенной политики
В.А.ПРОКАЕВ
03.07.2018

Как участвовать в закупках на капитальный ремонт?

Органы местного самоуправления, бюджетные и казенные предприятия могут найти подрядчика на капремонт дома, только проведя конкурентную закупку по 615 постановлению правительства. Поучаствовать в такой закупке можно, пройдя предварительный отбор в своем регионе. Расскажем, как стать подрядчиком на капремонт и как искать такие закупки.

По каким правилам проводят закупку

Закупки капремонта регламентирует 615 постановление правительства, а проводят их инструментами 44-ФЗ.

— список работ и услуг,

— предварительный отбор подрядчиков,

— требования к строительным, организациям и др.

— единые требования к подрядчикам,

— заключение контракта и др.

По 615 постановлению капитальный ремонт включает в себя:

  1. Услуги или работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов,
  2. Услуги или работы по капитальному ремонту общего имущества, многоквартирных домов, которые являются объектами культурного наследия,
  3. Ремонт или замена лифтового оборудования,
  4. Ремонт лифтовых шахт,
  5. Оценка технического состояния дома,
  6. Разработка проектной документации на проведение капитального ремонта,
  7. Разработка проектной документации на ремонт (замену) лифтового оборудования,
  8. Работы по оценке соответствия лифтов требованиям технического регламента (ТР ТС 011/2011),
  9. Строительный контроль.

Как пройти предварительный отбор

Узнать сроки нового отбора

Чтобы участвовать в закупках по 615 ПП, поставщик должен быть в реестре квалифицированных подрядных организаций (РКПО) в своем регионе. Реестр формируется по результатам предварительного отбора.

Предварительные отборы минимум раз в квартал проводят на ЭТП госзакупок органы по ведению РКПО. Они собирают комиссию, определяют ее состав и порядок работы, публикуют документы на ЭТП и ЕИС. Участие в предварительном отборе бесплатное. Например, в Свердловской области за отбор подрядчиков и ведение реестра отвечает Министерство энергетики и ЖКХ.

Извещение и документация предварительного отбора публикуется не меньше, чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок. Если до окончания срока подачи заявок изменяется документация, то срок подачи заявок увеличивается минимум на 10 дней. На каждый из девяти перечисленных выше работ проводят свой отбор. Предмет отбора менять нельзя.

Соответствовать установленным требованиям

Потенциальный подрядчик должен:

  • Соответствовать единым требованиям, как и участники закупок по 44-ФЗ.
  • Иметь нужное количество квалифицированных специалистов в соответствии с предметом отбора.
  • За прошлые три года иметь не меньше трех исполненных контрактов на аналогичные предмету отбора работы, и их сумма должна быть не меньше минимального размера стоимости из документации об отборе.
  • За прошлые три года не иметь контрактов или договоров, которые были расторгнуты из-за существенных нарушений условий подрядчиком
  • Отсутствовать в реестре недобросовестных подрядных организаций

Подать заявку

Для участия в предварительном отборе подрядчик подает электронную заявку и подписывает ее электронной подписью. Форма заявки и сроки подачи указаны в документации к предварительному отбору.

Для юридического лица

Для ИП

Данные об организации

ФИО, паспортные данные, адрес, контактный телефон

Выписка из ЕГРЮЛ или засвидетельствованная копия

Выписка из ЕГРИП или засвидетельствованная копия

Копии учредительных документов ЮЛ

Документ, подтверждающий право действовать от имени участника предварительного отбора

Документы, которые подтверждают соответствие участника требованиям.

Иностранный участник также предоставляет заверенную у нотариуса копию перевода документов о госрегистрации юридического лица или физического лица

Есть всего три причины для отказа:

  • участник не соответствует требованиям,
  • в заявке отсутствуют необходимые документы,
  • участник представил недостоверную информацию.

Участников, которые успешно прошли отбор, включают в РКПО на три года. После этого нужно пройти отбор заново.

Как искать закупки на капремонт?

Заказчики размещают закупки на ЭТП госзакупок, на которой потом пройдет аукцион. С мая 2018 все закупки дублируются в ЕИС. С этого же времени закупки на капремонт есть в Контур.Закупках. Сервис также показывает результаты этих закупок и учитывает их при формировании аналитики по организациям.

Для поиска закупок по капитальному ремонту:

  1. Перейдите на форму расширенного поиска:

2. В типе торгов поставьте галочку на Коммерческих торгах.

3. Нажмите на кнопку выбора отрасли:

4. В разделе Строительство и ремонт выберите пункт Капитальный ремонт (615 ПП):

В остальных фильтрах укажите нужный регион, сумму контракта, заказчика и другие желаемые параметры закупки. Сервис покажет найденные закупки работ и услуг по капитальному ремонту.

Как поучаствовать в электронном аукционе

В электронном аукционе вправе участвовать поставщик, который:

  • аккредитован на площадке,
  • есть в РКПО,
  • предоставил обеспечение заявки на счет ЭТП, где проходит закупка.

Заявка на участие должна содержать:

  • документы и сведения об участнике аукциона,
  • документ, подтверждающий полномочия лица на действия от имени участника.

Процесс похож на электронный аукцион по закупкам по 44-ФЗ, только заявка состоит из одной части. До аукциона заказчик рассматривает заявку участника, а после допуска заявки поставщик в назначенное время заходит на торговую площадку и подает ценовые предложения.

Начальную максимальную цену (НМЦ) капремонта заказчик обосновывает проектно-сметным методом (ч. 9 ст. 22 закона № 44-ФЗ). Участники снижают НМЦ на шаг от 0,5 до 5% НМЦ. Если в течение 10 минут никто не предлагает более низкую цену, побеждает участник, который сделал предложение последним. После торгов заказчик объявляет победителя, с которым заключает контракт.

Кроме того, с организациями из реестра заказчики могут заключить договор и как с единственным подрядчиком этих случаях:

  • Предыдущий электронный аукцион не состоялся.
  • Капитальный ремонт нужен, чтобы устранить последствия чрезвычайной ситуаций, аварий и т.п.
  • Закупки услуг по капремонту не дороже 100 000 руб. Годовой объем таких сделок — не более 1 млн руб.
  • Закупают авторский надзор за капремонтом общего имущества (в том числе объектов культурного наследия).

Заключение договора

Договор о проведении капитального ремонта заключают не раньше 10 дней и не позже 20 дней со дня размещения на официальном сайте протокола проведения электронного аукциона.

Если участник аукциона уклоняется от заключения договора, то теряет обеспечение заявки, его исключают из РКПО и вносят в реестр недобросовестных подрядных организаций.

Договор заключается только после представления обеспечения исполнения. Сумма обеспечения составляет до 30% начальной стоимости договора.

Антидемпинговые меры и обеспечение контракта

Если победитель снизил цену на 25% и ниже от НМЦ, то к нему применяются антидемпинговые меры — размер обеспечения контракта увеличивается в полтора раза от заявленной заказчиком в договоре.

Если закупались строительно-монтажные работы при проведении капремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе ремонт (замена) лифтов, то победитель обязан дополнительно представить:

  • обоснование цены по каждой статье затрат, в том числе гарантийное письмо от производителя на материалы для работ с указанием цены и количества каждого товара,
  • документы, подтверждающие наличие материалов у участника закупки,
  • другие документы и расчеты, которые подтвердят возможность выполнить работы по предлагаемой цене.

Обеспечение исполнения можно предоставить в виде:

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

Ссылка на основную публикацию
Что регулирует 615 постановлениеЧто регулирует 44-ФЗ