НДС при выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия и приобретении товаров по 44 ФЗ

НДС при выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия и приобретении товаров по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Письмо Минфина России от 14 мая 2018 г. N 03-07-11/32094 О применении НДС в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполняемых на основании государственного контракта

В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную стоимость в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполняемых на основании государственного контракта, Минфин России сообщает.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 главы 21 “Налог на добавленную стоимость” Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия. При этом право отказаться от указанного освобождения от налогообложения нормами главы 21 Кодекса не предусмотрено.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные покупателю либо фактически уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг). В связи с этим суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).

На основании подпункта 2 пункта 5 статьи 173 Кодекса обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет возлагается на налогоплательщика в случае, если налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг), не подлежащей налогообложению, в том числе на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, выставляет покупателю счет-фактуру с выделением суммы налога на добавленную стоимость.

При этом пунктом 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. N 33 разъяснено, что при применении этой нормы во взаимосвязи с другими положениями главы 21 Кодекса лицо, являющееся налогоплательщиком, вправе применить налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), если сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Одновременно в отношении применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” рекомендуем руководствоваться абзацами седьмым-восемнадцатым письма Минфина России от 21.03.2018 N 02-09-06/17933, направленного в адрес Федеральной службы по труду и занятости (копия прилагается).

Приложение: на 4 л.

И.В. Трунин

Обзор документа

Возник вопрос об НДС в отношении работ по сохранению объекта культурного наследия, выполняемых на основании госконтракта.

В НК РФ прописано, какие работы (услуги), связанные с объектами культурного наследия, не облагаются НДС (освобождаются от него). При этом не предусмотрено право отказаться от освобождения.

Разъяснено, что суммы НДС, предъявленные по товарам (работам, услугам), приобретаемым для операций, освобождаемых от НДС по указанному основанию, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости этих товаров (работ, услуг).

Обязанность уплатить НДС в бюджет возлагается на налогоплательщика, если при реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению, в том числе по указанному основанию, он выставляет покупателю счет-фактуру с выделением суммы налога.

При этом, как пояснил Пленум ВАС РФ (постановление от 30 мая 2014 г. N 33), налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для осуществления указанных операций. Одновременно он обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль (НДФЛ), если сумма НДС, предъявляемая к вычету, ранее была учтена им при исчислении названных налогов как часть стоимости приобретенных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В отношении применения положений 44-ФЗ рекомендуется руководствоваться ранее данными разъяснениями (письмо Минфина России от 21.03.2018 N 02-09-06/17933).

НДС при выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия и приобретении товаров по 44 ФЗ

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

“Лекторы – ведущие эксперты, непосредственные разработчики законов:
В. В. Витрянский, Л. Ю. Михеева, Е. А. Суханов, А. А. Маковская. Принять участие можно очно/ онлайн или в записи, в любой точке страны!”

Обзор документа

Письмо Федеральной налоговой службы от 7 сентября 2012 г. № АС-20-3/970 “О применении освобождения от налогообложения НДС реставрационных и ремонтных работ на объектах культурного наследия”

Федеральная налоговая служба в связи с письмом Минфина России от 09.08.2012 № 03-07-15/105 рассмотрела запрос Минэкономразвития России с вопросами и предложениями в отношении применения освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее-НДС) реставрационных и ремонтных работ на объектах культурного наследия и сообщает следующее.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) налогом на добавленную стоимость выполнение работ (услуг) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации, включенного в единый государственный реестр (далее-Реестр) объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия), выявленного объекта культурного наследия, проведенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, включающих в себя консервационные, противоаварийные, ремонтные, реставрационные работы, работы по приспособлению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия для современного использования, спасательные археологические полевые работы, в том числе научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ на объектах культурного наследия, выявленных объектах культурного наследия.

Реализация работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

копии договора на выполнение указанных в данном подпункте работ.

Учитывая изложенное, освобождение от налогообложения указанных работ (услуг) на вышеназванных объектах применяется при наличии у налогоплательщика перечисленных документов.

1. В отношении предложения о целесообразности определения порядка выдачи Справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в Реестр, и ее формы на период ведения работы по формированию Реестра сообщаем.

В связи с тем, что указанная Справка выдается органами государственной власти, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, вопрос определения формы и порядка выдачи такой Справки к компетенции ФНС России не относится.

Одновременно обращаем внимание, что статьей 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ установлено отнести объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу данного Федерального закона, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями указанного Федерального закона.

Аналогичная норма предусмотрена также и в отношении объектов культурного наследия республиканского и местного значения.

Таким образом, при выдаче Справки следует принимать во внимание положения статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

2. В отношении вопроса освобождения от уплаты НДС общестроительных, земляных работ, работ по прокладке внутренних сетей инженерно-технического обеспечения, работ по монтажу систем пожаротушения, молниезащиты, выполняемых на объектах культурного наследия, сообщаем, что подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса предусмотрен конкретный перечень работ, проводимых на объектах культурного наследия, выполнение которых освобождается от налогообложения НДС. При этом подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса вышеперечисленные работы не поименованы.

В том случае если вышеперечисленные работы относятся к работам по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию, то эти работы не подлежат налогообложению НДС.

3. По вопросу корректировки сметных расчетов по работам, выполняемым на основании долгосрочных контрактов, заключенных до 1 января 2012 года, в отношении которых, начиная с 01.01.2012 применяется освобождение от налогообложения, предусмотренное подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, сообщаем следующее.

Согласно пункту 8 статьи 149 Кодекса при изменении режима налогообложения налогоплательщиками применяется тот порядок определения налоговой базы (или освобождения от налогообложения), который действовал на дату отгрузки товаров (работ, услуг) вне зависимости от даты их оплаты.

Пунктом 5 статьи 168 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), расчетные документы, первичные учетные документы оформляются и счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Следовательно, при выполнении работ (услуг), предусмотренных подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, в расчетных документах, первичных учетных документах, а также счетах-фактурах НДС не указывается.

Учитывая изложенное, в случае если в контракте, заключенном до 1 января 2012 года, стоимость работ (услуг) определена с учетом НДС, которые начиная с 01.01.2012 на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса относятся к необлагаемым работам (услугам), то в указанный контракт следует внести соответствующие изменения, определяющие стоимость этих работ (услуг) без учета НДС.

4. По вопросу возможности освобождения от налогообложения НДС работ по воссозданию утраченных объектов культурного наследия.

Согласно статье 47 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.

Соответственно, если воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством проведения реставрационных работ, то данные работы на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению НДС. В случае осуществления при воссоздании утраченных объектов культурного наследия иных работ, не поименованных в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Кодекса, такие работы подлежат налогообложению НДС в общеустановленном порядке.

Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
С.Н. Андрющенко

Обзор документа

От НДС освобождаются работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов России, включенного в единый госреестр таких объектов; выявленного объекта культурного наследия; культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций. Речь идет о консервационных, противоаварийных, ремонтных, реставрационных работах, о приспособлении объекта культурного наследия (в т. ч. выявленного) для современного использования, о спасательных археологических полевых работах, в т. ч. о научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работах, о научном руководстве работами по сохранению объекта культурного наследия (в т. ч. выявленного), о техническом и авторском надзоре за ними.

Льгота применяется, если в налоговый орган представлены определенные документы. Это справка об отнесении к объектам культурного наследия, включенным в упомянутый реестр (к выявленным объектам культурного наследия). Копия договора на выполнение соответствующих работ.

Что касается общестроительных, земляных работ, прокладки внутренних сетей инженерно-технического обеспечения, монтажа систем пожаротушения, молниезащиты, то они не облагаются НДС, если относятся к работам по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию.

Если в контракте, заключенном до 1 января 2012 г., цена работ (услуг), не облагаемых НДС с этой даты, была определена с учетом данного налога, то в контракт нужно внести соответствующие изменения. А именно: определить стоимость работ (услуг) без учета НДС.

В случае, когда утраченный объект культурного наследия воссоздается посредством реставрационных работ, они не облагаются НДС.

ЗАКУПКА СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Минстроем России был осуществлен «переворот» в регламентированных закупках строительных работ (44-ФЗ, 223-ФЗ)

отменены нормативы и сметные цены строительных ресурсов

С 27.06.2019 года сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров.

Россия – это страна, в которой всегда самые интересные вещи происходят «задним числом», в том числе фундаментальные изменения законодательства, регламентирующие правила какой-либо деятельности. Только в нашей стране сегодня одни правила игры, а вчера (задним числом)- уже другие правила.

Читайте также:  В каких случаях возможно расторжение договора, заключенного по Закону N 223-ФЗ

Не успели лекторы и учебные центры даже заработать «трудовые» мозоли на своих языках, рассказывая о «грандиозных изменениях» в законодательство РФ о контрактной системе, вступающих в силу с 01.07.2019 г. и подготовленных Минфином России, как…произошло следующее:

– в безумной гонке федеральных министерств, направленной на реализацию национальных проектов путём бесконечного реформирования действующего законодательства, по мнению автора, вперёд с безусловным отрывом вырвался Минстрой России.

Добиться этого Минстрою России помог Федеральный закон от 27.06.2019 № 151-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Пусть читателя не смущает название этого закона. На регламентированные закупки строительных работ данный закон оказывает не меньшее, а, наверное, даже большее влияние, чем уже известный читателю Федеральный закон от 01.05.2019 № 71-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

По инициативе Минстроя России в действующем законодательстве с 27 июня 2019 года действуют следующие новеллы:

НОВОВВЕДЕНИЕ № 1:

С 27.06.2019 года сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении контрактов и договоров, если иное не предусмотрено указанными контрактами (договорами), заключаемыми в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе, 44-ФЗ) и Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» на выполнение работ по:

1) строительству объектов капитального строительства;

2) реконструкции объектов капитального строительства;

3) капительному ремонту объектов капитального строительства;

4) сносу объектов капитального строительства;

5) сохранению объектов культурного наследия.

Указано об этом в новой редакции пункта 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса РФ:

При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Данная норма, исходя из смысла п. 1 ст. 8.3 ГрК РФ распространяется на всех заказчиков в рамка 44-ФЗ и на ряд заказчиков по 223-ФЗ (например, автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

При этом статья 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена специальной нормой, которая ПРЯМО запрещает использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цен строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ.

КОНТРАКТНАЯ СМЕТА

Вместо проектно-сметной документации для оплаты выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства согласно части 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки (далее – контрактная смета).

…составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.

Данная контрактная смета составляется заказчиком с 27.06.2019 г. при строительстве (реконструкции) объекта капитального строительства без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации.

Возникает вопрос: а на основании чего же составляется такая контрактная смета с 27.06.2019 г.?

Ответ: согласно новой редакции части 7 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе на основании методики составления сметы контракта, которую должен утвердить Минстрой России.

Естественно, данной методики нет и неизвестно, когда она вообще появится, что фактически делает всех заказчиков по 44-ФЗ, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, в том числе в рамках нацпроектов, нарушителями действующего законодательства.

У такого заказчика по 44-ФЗ, которому не повезло начать закупку на осуществление строительства (реконструкции) объекта капитального после 27.06.2019 г. фактически два варианта:

ВАРИАНТ 1: составлять смету контракта без учёта сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов на основании предложенной в ходе торгов цены контракта и оплачивать работы по строительству (реконструкции) на основании данной контрактной сметы на свой страх и риск.

ВАРИАНТ 2: ждать появления методики составления сметы контракта от Минстроя России и срывать сроки строительства (реконструкции) объектов капитального строительства.

Есть ли какие-либо исключения из данного правила, когда оплата строительства (реконструкции) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. может осуществляться на основании сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, указанных в проектной документации?

Да, применять сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов могут, если это предусмотрено договором или контрактом:

1) заказчики по 223-ФЗ при строительстве (реконструкции);

2) заказчики по 44-ФЗ и 223-ФЗ при выполнении работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия.

НОВОВВЕДЕНИЕ № 2:

При осуществлении работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ с 27.06.2019 г. график оплаты выполненных работ не является обязательным, а составляется заказчиком при необходимости. Сроки и размеры оплаты выполненных работ могут быть прописаны заказчиком как в самом контракте, так и в графике оплаты (см. ч. 6.1 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

Единственным обязательным приложением к контракту на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с 27.06.2019 г. остаётся график графиком выполнения строительно-монтажных работ (ч. 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ).

НОВОВВЕДЕНИЕ № 3:

Установлено, что сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия как в рамках 44-ФЗ, так и 223-ФЗ.

Об этом прямо указано в новой редакции пункта 1 статьи 8.3 ГрК РФ, действующей с 27.06.2019 г.:

… Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия

При этом статья 22 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе дополнена с 27.06.2019 г. частью 9.2 следующего содержания:

9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

То есть, в переводе на русский язык: сметная стоимость строительства в рамках 44-ФЗ используется при обосновании НМЦК на строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия проектно-сметным методом, но не используется при исполнении контрактов на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства.

Оплата по таким контрактам на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства с 27.06.2019 г. должна осуществляться не на основании проектно-сметной документации, а на основании специальной контрактной сметы, составляемой заказчиком на основании ценового предложения подрядчика, сделанного в ходе торгов, по методике, которую должен утвердить Минстрой России.

Кроме того, Закон № 44-ФЗ обязывает заказчиком с 27.06.2019 г. учитывать при определении сметной стоимости положения статьи 8.3 ГрК РФ.

Напоминаю читателям, что согласно части 3 указанной статьи 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, в том числе на предмет ее непревышения над укрупненным нормативом цены строительства в случаях, установленных Правительством РФ. При проведении капитального ремонта объектов капитального строительства указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 427.

В переводе на русский язык: в рамках 44-ФЗ с 27.06.2019 г. в составе документации о закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия обязательно требуется наличие положительного заключения о достоверности определения сметной стоимости.

У читателя возникает закономерный вопрос: а зачем вообще нужна проектная документация и положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости в рамках 44-ФЗ, если оплата с 27.06.2019 г. работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства осуществляется не на основании проектной документации, а на основании специальной контрактной сметы?

Ответ – см. следующее нововведение.

НОВОВВЕДЕНИЕ № 4:

Согласно новой редакции части 6 статьи 110.2 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами.

В переводе на русский язык: с 27.06.2019 г. заказчик в рамках 44-ФЗ принимает объёмы работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании проектной документации, а оплату этих работ производит на основании специальной контрактной сметы, составляемой после проведения торгов и содержащей ценовое предложение подрядчика, с которым заключается контракт.

Если ещё проще: Минстроем России для освоения бюджетных средств в рамках реализации госпрограмм и нацпроектов придумана интересная схема, когда ни заказчик, ни подрядчик при освоении этих средств в рамках строительства (реконструкции) объектов капитального строительства напрямую не привязаны к сметной стоимости строительства, указанной в проектной документации.

По мнению автора, это существенно затрудняет контрольно-счётным органам, органам государственного (муниципального) финансового контроля, органам прокуратуры и правоохранительным органам процесс доказывания суммы размера ущерба, причинённого в результате отступления от требований проектной документации в ходе строительства, финансируемого с привлечением бюджетных средств.

Естественно, как понятно любому профессионалу, это сделает существующую систему закупок работ по строительству (реконструкции) объектов капитального строительства в рамках 44-ФЗ ещё более коррумпированной, чем она есть сейчас.

Реформу Минстроя России в этой части можно охарактеризовать фразой: когда, казалось бы, дно было достигнуто, снизу постучали.

Помимо перечисленных изменений правил осуществления регламентированных закупок строительных работ (44-ФЗ, 223-ФЗ) рассматриваемым Федеральным законом от 27.06.2019 № 151-ФЗ внесены и другие существенные изменения в действующее законодательство, среди которых особый интерес представляет изменения порядка корректировки проектной документации и проведения её экспертизы, в том числе институт экспертного сопровождения проектов.

Однако, количество данных поправок и казенно-бюрократический язык, который используется их разработчиками, вынуждает автора для устранения возникшего когнитивного диссонанса и усвоения данных поправок для последующего ознакомления коллег прибегнуть к допингу и причинению вреда таким внутренним органам автора, как печень и поджелудочная железа.

Автор: Дон Виктор Викторович, директор Балтийского тендерного центра,

ОСОБЕННОСТИ ЗАКУПОК РАБОТ, СВЯЗАННЫХ С ОБЪЕКТАМИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ.

Минэкономразвития России и ФАС России разъяснили особенности закупок работ, связанных с объектами культурного наследия.
В частности ведомства разъясняют, что закупку работ, связанных с объектами культурного наследия, заказчики вправе проводить путем проведения электронного аукциона с обязательным установлением в документации о закупке дополнительных требований к участникам, указанных в пункте 1 приложения №1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.
При этом, как сообщают ведомства, проведение осуществление закупки работ, связанных с объектами культурного наследия и культурных ценностей, путем проведения открытого конкурса не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

С оригинальной версией совместного письма Минэкономразвития России и ФАС России можно ознакомиться здесь.

Соответственно, во втором случае покупатель (заказчик работ и услуг) на общих основаниях может рассчитывать на вычет сумм НДС, предъявленных ему продавцом (подрядчиком, исполнителем).

Понятно, что при первом варианте, когда налогоплательщик, а также заказчик работ (услуг) не претендуют на применение вычетов, налоговые риски являются минимальными. Поэтому важно разобраться с тем, существуют ли при втором способе шансы у продавца (подрядчика, исполнителя работ и услуг) и покупателя (заказчика) доказать право на вычет сумм «входного» налога.

О праве на вычет сумм «входного» НДС.

Начнем с разъяснений регулирующих органов

В Письме от 18.11.2013 № 03-07-11/49526 (нам не удалось найти разъяснений, выпущенных позднее) Минфин указал на следующее:

  • согласно п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные п. 2 этой статьи, в том числе названные в пп. 15, обязан применять освобождение от налогообложения в отношении таких операций;
  • на основании п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от налогообложения, счета-фактуры выставляются без выделения сумм налога (в документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)»);
  • в силу п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением требований, установленных п. 5, 5.1 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия к вычету предъявленных покупателю продавцом сумм НДС;
  • счета-фактуры, выставленные по работам, освобождаемым от обложения НДС в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, с указанием сумм налога, являются составленными с нарушением действующего порядка. Поэтому суммы НДС, отраженные в таких счетах-фактурах, к вычету не принимаются.

На наш взгляд, это письмо утратило свою актуальность как минимум по двум причинам. Во-первых, в настоящее время п. 5 ст. 168 НК РФ (о составлении счетов-фактур без выделения сумм НДС) действует в новой редакции, а потому действие его распространяется только на налогоплательщиков, применяющих освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ. Иными словами, операции, перечисленные в п. 2 ст. 149 НК РФ, не подпадают под действие п. 5 ст. 168 НК РФ. Следовательно, нет оснований считать счета-фактуры составленными с нарушениями.

Во-вторых, в более поздних письмах Минфин и ФНС признавали право покупателей (заказчиков) в общеустановленном порядке принимать к вычету НДС, предъявленный продавцами (исполнителями), осуществляющими операции, освобожденные от обложения данным налогом. Речь, в частности, идет о письмах Минфина России от 24.11.2014 № 03-07-15/59623, ФНС России от 20.06.2016 № СД-4-3/10918@, от 25.03.2016 № СД-4-3/5153, от 16.02.2015 № ГД-4-3/2366@ и от 18.12.2014 № ГД-4-3/26274 и об операциях, освобожденных от налогообложения в соответствии с пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, то есть об услугах, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве РФ, по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание. В этих письмах вывод в пользу налогоплательщиков – покупателей услуг (авиакомпаний) сделан со ссылкой на постановления КС РФ от 03.06.2014 № 17-П и Президиума ВАС РФ от 30.01.2007 № 10627/06, из которых следует, что если при совершении освобожденных от обложения НДС операций выставлены счета-фактуры с выделенной суммой НДС, то в силу п. 5 ст. 173 НК РФ продавец обязан уплатить в бюджет указанный в счете-фактуре НДС. В свою очередь, налогоплательщик-покупатель, уплачивая НДС по таким счетам-фактурам и руководствуясь положениями ст. 169, 171 и 172 НК РФ, отражает данные суммы в налоговых декларациях в качестве вычетов.

Получается, что на протяжении двух последних лет Минфин и ФНС неоднократно подтверждали право покупателя принять к вычету «входной» НДС со стоимости услуг, названных в пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ. Означает ли это, что заказчик работ и услуг, указанных в пп. 15 того же п. 2 ст. 149 НК РФ, также имеет право на налоговый вычет? Поскольку, как было отмечено выше, свежие письма, разъясняющие позицию регулирующих органов по данному вопросу, отсутствуют, поищем ответ на него в судебной практике.

Продолжим материалами судебных дел

Сразу скажем, что окружные суды редко разрешают споры о правомерности вычетов по НДС со стоимости работ, выполненных на объектах культурного наследия. В качестве примера можно рассмотреть постановления АС СЗО от 17.05.2016 № Ф07-2113/2016 по делу № А56-39695/2015 и от 01.09.2015 по делу № А56-66597/2014. В обоих случаях:

  • налогоплательщики (действуя в соответствии с заключенными с городской администрацией договорами) выступали в качестве заказчиков подрядных работ по приспособлению объектов культурного наследия для современного использования;
  • арбитры встали на сторону инспекций, отказавших заказчикам в праве на налоговый вычет.

При этом судьи исходили из того, что выполненные подрядными организациями работы приобретены налогоплательщиком для использования при осуществлении операций, освобожденных от обложения НДС. Например, в решении суда первой инстанции по первому из названных дел указано: так как все приобретенные товары (работы, услуги) использовались для осуществления работ на объекте культурного наследия и иная финансово-хозяйственная деятельность не осуществлялась, следовательно, на основании ст. 170 НК РФ НДС по приобретаемым работам (товарам, услугам) учитывается в стоимости таких работ (услуг). Иными словами, налогоплательщик – заказчик работ заявил вычет в условиях, когда не выполнялись общие правила для его применения: имелись счета-фактуры, результаты работ были приняты к учету, но они были использованы при осуществлении не облагаемой НДС деятельности.

По этой же причине суд признал вычет неправомерным и в деле № А56-66597/2014. В данном случае суд отклонил ссылку общества на то, что в дальнейшем спорный объект культурного наследия будет использоваться им для сдачи в аренду, отметив, что инвестиционный договор не предусматривает перехода к налогоплательщику прав владения и (или) пользования объектом, который находится в муниципальной собственности, свидетельства о государственной регистрации права на объект у общества нет.

Важно, что это дело было изучено судьей Верховного Суда, который Определением от 03.03.2016 № 307-КГ15-16650 отказал в его передаче для пересмотра в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, тем самым фактически признав обоснованность позиции АС СЗО.

Еще один показательный налоговый спор – Постановление АС СЗО от 30.03.2016 № Ф07-553/2016 по делу № А56-32358/2015. В данном случае заказчиком работ по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования являлся собственник здания. Однако арбитры вновь встали на сторону налогового органа. В документе указано, что у налогоплательщика отсутствует право выбора и неприменения пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ независимо от того, в чьей собственности находится объект, в отношении которого осуществляются работы по его приспособлению для современного использования, а также как это здание впоследствии будет использоваться (в облагаемой НДС деятельности или нет).

И в этот раз налогоплательщик попытался обжаловать решение суда, но безуспешно. Отказывая в пересмотре дела, судья ВС РФ в Определении от 13.07.2016 № 307-КГ16-7899 отметил следующее:

  • спорные строительно-монтажные работы, выполненные подрядчиками на объекте культурного наследия, приобретались в целях производства работ по инвестиционному договору, в связи с чем в силу пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ они освобождаются от налогообложения;
  • организация не имеет права на включение в состав налоговых вычетов сумм налога, уплаченных подрядным организациям за выполнение спорных работ (поставку товаров), использованных для осуществления операций, не подлежащих обложению НДС;
  • являясь собственником спорного объекта, организация не могла не знать об отнесении его к объектам культурного наследия и включении в соответствующий реестр. При заключении договоров с исполнителями работ общество должно было указывать, что работы будут производиться на объекте культурного наследия, и, соответственно, не включать в эти договоры такое условие, как выполнение подрядных работ с НДС.

В определение не вошла цитата из постановления АС СЗО о том, что у налогоплательщика отсутствует право выбора и неприменения пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ в спорной ситуации независимо от того, в чьей собственности находится объект и как он впоследствии будет использоваться (в облагаемой НДС деятельности или нет). Тем не менее судья ВС РФ указал: оснований не согласиться с выводами судов не имеется, нормы права применены верно.

Подведем итог

Минфин и ФНС в своих разъясняющих письмах, основываясь на позиции КС РФ и ВАС, неоднократно подтверждали право налогоплательщиков-продавцов начислять НДС и выставлять счета-фактуры при совершении операций, освобожденных от налогообложения в силу положений п. 2 ст. 149 НК РФ, и, соответственно, возможность покупателей на общих основаниях принять к вычету данные суммы НДС. Однако речь в таких письмах шла только об услугах по обслуживанию воздушных судов, оказываемых непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве РФ (пп. 22).

Нам не удалось найти ни одного письма, в котором бы чиновники признали право на вычет в отношении работ и услуг, связанных с восстановлением (приспособлением для современного использования) объектов культурного наследия (пп. 15). В отношении таких операций важно учитывать, что общеустановленный порядок применения вычетов означает обязанность покупателя подтвердить, в частности, что покупки (товары, работы, услуги, имущественные права) предназначены для использования в деятельности, облагаемой НДС. Между тем в большинстве случаев подтвердить это невозможно, поскольку заказчик работ не является собственником объекта и занимается его восстановлением (с привлечением подрядных организаций) по поручению соответствующих уполномоченных органов. Иными словами, заказчик работ, действуя на основании договоров с собственниками объектов, не использует результаты выполненных подрядчиками работ в облагаемой НДС деятельности, поскольку сам не начисляет НДС и не предъявляет его собственнику объекта.

Немногочисленная судебная практика (на уровне окружных судов) не признает право заказчиков работ принять к вычету предъявленные подрядчиками суммы налога, в том числе в случае, когда объект находился в собственности заказчика работ. Причем судьи Верховного Суда дважды отказывали организациям в передаче дел для пересмотра в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ. Заказчикам работ каждый раз указывали на то, что договоры с подрядчиками должны содержать условие о неначислении НДС со стоимости работ.

Таким образом, у заказчиков работ мало шансов отстоять право на вычет. Следовательно, заказчику нецелесообразно формировать цену работ и услуг с НДС. Соответственно, если договор пре­дусматривает, что работы (услуги) НДС не облагаются, подрядчик (исполнитель) не начисляет НДС, не выставляет счета-фактуры, не предъявляет к вычету суммы «входного» налога, то есть действует (если вернуться к нашей схеме) согласно варианту 1.

В заключение ответим на вопрос, как быть заказчику в случае, когда операции уже совершены (работы выполнены, от подрядчика получены счета-фактуры) и налоговый орган (а потом и суд) отказал заказчику в праве на вычет, сославшись на то, что подрядчик не перечислил НДС в бюджет. Позиция регулирующих органов в отношении данной ситуации выражена в письмах Минфина России от 17.08.2016 № 03-07-03/48174 и ФНС России от 10.08.2016 № СД-18-7/843@. В них отмечается:

  • принятие к вычету выставленных поставщиками сумм НДС по необлагаемым операциям возможно, за исключением случаев, когда налоговым органом в ходе контрольных мероприятий установлены факты неуплаты налога в бюджет;
  • непоступление НДС в бюджет от продавцов означает, что отсутствует источник для возмещения суммы налога покупателю, поэтому отказ в вычете является обоснованным;
  • покупатель имеет право обратиться к своим поставщикам и потребовать от них возврата неосновательного обогащения в виде необоснованно перечисленных им сумм НДС, а также уплаты процентов за пользование указанными денежными средствами.

Добавим, что рекомендация чиновников взыскивать в судебном порядке суммы излишне перечисленного продавцам НДС основана на правоприменительной практике (Определение ВС РФ от 05.10.2015 № 305-КГ15-10553).

[1] Напомним, что при определении перечня работ, относящихся к работам, предусмотренным пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, необходимо руководствоваться нормами Федерального закона от 25.06.2002 № 73?ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (письма Минфина России от 26.02.2016 № 03?07?07/10897, от 29.07.2015 № 03?07?11/43645).

[2] В силу п. 5 ст. 149 НК РФ налогоплательщики, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета, могут отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 этой статьи. В отношении операций, названных в п. 2 ст. 149 НК РФ, такая возможность гл. 21 НК РФ не предусмотрена.

[3] Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

[4] В случае если сумма налога, предъявляемая к вычету, ранее была учтена в стоимости покупок, налогоплательщик обязан внести соответствующие коррективы в расчет налога на прибыль либо НДФЛ (для индивидуальных предпринимателей).

Особенности НДС при реставрации

Организация выполняет реставрационные работы на объектах, находящихся под охраной государства, что позволяет применять льготу по налогу на добавленную стоимость. Одновременно проводятся и общестроительные работы. Облагаются ли такие работы, проводимые при реставрации, НДС?

Освобождение от налогообложения
Сначала разберемся с применением льготы. Статьей 149 Налогового кодекса РФ (подп. 15 п. 2) предусмотрено, что выполнение, а также передача, реализация работ, производимых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций, не подлежит обложению НДС. Однако применяется данная норма лишь при соблюдении ряда условий:
– реставрируемый объект имеет необходимый статус (памятника);
– у организации есть соответствующая лицензия;
– работы относятся к ремонтно-реставрационным, консервационным или восстановительным.
Расскажем о перечисленных условиях подробнее.

КАКИЕ ОБЪЕКТЫ ОТНОСЯТСЯ К ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Налоговым кодексом РФ не предусмотрено определение понятия «памятники истории и культуры, охраняемые государством». Следовательно, в силу статьи 11 главного налогового документа нужно использовать понятия, применяемые в иных отраслях законодательства. В частности, следует обратиться к Федеральному закону от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Согласно статье 3 данного закона, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) относятся объекты недвижимого имущества, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства и т. д.

В нашей стране ведется Единый государственный реестр объектов культурного наследия. Их собственникам выдаются специальные паспорта, в которые вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта, и иные сведения, содержащиеся в реестре (п. 1 ст. 21 закона № 73-ФЗ).

Перечень памятников истории и культуры федерального значения утвержден Указом Президента РФ от 20 февраля 1995 г. № 176. Перечень памятников иных категорий утверждается региональным (местным) законодательством. Работы по сохранению объекта культурного наследия должны проводиться на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия. Им же согласовывается документация на проведение указанных работ и осуществляется контроль (п. 1 ст. 45 закона № 73-ФЗ). Для федеральных объектов разрешение и задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия выдаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия или его территориальными органами. Для региональных и местных объектов – в порядке, установленном законами субъектов РФ.

ЛЬГОТА ПРИМЕНЯЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ ЛИЦЕНЗИИ
Деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) подлежит лицензированию. Поэтому строительная компания, проводящая реставрационные работы, для применения льготы по НДС должна иметь соответствующую лицензию (п. 6 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Порядок лицензирования определен постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 117 в Положении о лицензировании. Лицензирование деятельности по реставрации осуществляет Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (п. 2 Положения).

КАКИЕ РАБОТЫ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ НДС
Состав «льготных» работ. Освобождаются от налогообложения ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы.

Исключение составляют археологические и земляные работы в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений, строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений и некоторые другие (подп. 15 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). Однако применение нормы на практике вызывает вопросы по поводу отнесения тех или иных работ к «льготному» составу. В том числе – облагаются ли НДС общестроительные работы, которые проводятся при реставрации?

Разъяснения Минфина. Финансисты неоднократно давали пояснения. Так, в письме от 11 января 2008 г. № 03-07-07/01 было указано на то, что при определении перечня работ следует руководствоваться нормами закона № 73-ФЗ. В статьях 42, 43 этого закона даны соответствующие определения.

Позже (в письме от 18 ноября 2008 г. № 03-07- 07/125) чиновники добавили, что функции по контролю и надзору в области охраны культурного наследия постановлением Правительства РФ от 29 мая 2008 г. № 407 возложены на Росохранкультуру. Туда и следует обращаться для решения вопроса об отнесении конкретных работ к ремонтно-реставрационным.

Отметим, что, согласно формулировке статьи 40 закона № 73-ФЗ, «приспособление объекта культурного наследия для современного использования» включено в состав ремонтно-реставрационных работ. Однако налоговики считают, что эти работы являются самостоятельным видом работ, не отнесенным к ремонту, реставрации или консервации. И на этом основании делают вывод, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования не освобождается от НДС.

Аналогичное мнение изложено в письме Минфина России от 17 мая 2007 г. № 03-07-11/136. Согласимся, что приспособление объекта культурного наследия для современного использования не является ремонтом, реставрацией или консервацией памятника. Но тем не менее относится к ремонтно-реставрационным работам согласно статье 40 закона № 73-ФЗ.

Как поступить?Итак, исходя из вышеизложенного, считаем, что при квалификации работ следует руководствоваться нормами закона № 73-ФЗ. Поскольку, как было отмечено выше, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение этих работ, выданных соответствующим органом, то, по мнению автора, можно сделать такой вывод. Если общестроительные работы проводятся в рамках ремонтно-реставрационных работ по разрешению уполномоченного органа, то данные работы подлежат льготированию на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Данную точку зрения косвенно подтверждает постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 декабря 2006 г. по делу № А56-12260/2006.

Если же организация выполняет общестроительные работы на других объектах или эти работы выходят за рамки письменного разрешения уполномоченного органа, то на такие работы льгота по НДС не распространяется.

Оформление документации
Законодательством порядок заключения договоров по облагаемым и не облагаемым НДС работам не регламентируется. Если есть такая возможность, то, разумеется, лучше заключить разные договоры. Это будет удобнее и для учета, и для налогообложения. Но заключение различных договоров на работы, которые ведутся на одном объекте, может оказаться неудобным в хозяйственной деятельности. Тогда строительной организации придется разработать систему, позволяющую вести раздельный учет, исходя из общих документов.

В СМЕТЕ НУЖНО ПРЕДУСМОТРЕТЬ ВСЕ ЗАТРАТЫ
При составлении сметной документации необходимо учесть, что даже для выполнения работ, освобожденных от НДС, в сметную стоимость нужно заложить стоимость приобретаемых материалов с учетом налога. Кроме того, если отдельные виды работ планируется выполнять с привлечением субподрядчиков, стоимость таких работ включается в смету также с учетом НДС. Если этого не сделать, организации придется либо дополнительно согласовывать удорожание работ, либо терпеть убытки.

«РАЗДЕЛЕНИЕ» РАБОТ В ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТАХ
Подробных разъяснений по поводу отражения НДС в акте о приемке выполненных работ (форма № КС-2) «Указания по применению и заполнению форм. » не содержат.

Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 1 ноября 1999 г. № 100

В справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) по строке «Итого» отражается итоговая сумма работ и затрат без учета НДС; отдельной строкой указывается сумма НДС; по строке «Всего» указывается стоимость выполненных работ и затрат с учетом НДС. При одновременном выполнении на одном и том же объекте по единому договору работ, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, автор рекомендует составлять на них отдельные акты о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Если сделать это не представляется возможным, то для разделения работ к акту необходимо будет приложить соответствующую «расшифровку» с указанием наименования и стоимости тех и других работ (для ее составления потребуется привлечение специалистов производственно-технической службы). В справке № КС-3 стоимость облагаемых и необлагаемых работ следует отразить в отдельных строках. Их сумма затем вписывается в строку «Итого». А вот сумма НДС в справке № КС-3 указывается только со стоимости работ, облагаемых НДС. Соответственно в строке «Всего с учетом НДС» будет учтена полная стоимость выполненных работ и «нужная» сумма НДС.

Ведение раздельного учета
При выполнении работ, как облагаемых, так и не облагаемых НДС, строительная компания должна организовать раздельный учет операций. Таково требование Налогового кодекса РФ (п. 4
ст. 149).

Для этого целесообразно открыть отдельные субсчета к счетам, используемым для отражения соответствующих операций (20 «Основное производство», 90 «Продажи», 10 «Материалы»,
19 «НДС по приобретенным ценностям» и т. д.).

Если организация для выполнения ремонтно-реставрационных работ, освобожденных от налогообложения, приобрела материалы (работы, услуги и т. д.) с НДС, то сумму налога она должна учитывать в стоимости таких товаров (работ, услуг и т. д.).

Если заранее неизвестно, для какого из видов деятельности приобретены те или иные стройматериалы, то «входной» НДС, отраженный на счете 19, остается на этом счете до тех пор, пока не определится его судьба. При списании материалов, израсходованных для выполнения работ, не облагаемых НДС, сумма налога по таким материалам включается в их стоимость:

ДЕБЕТ 10 КРЕДИТ 19
– учтен «входной» НДС в стоимости материалов;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 10
– списана стоимость материалов (с НДС).

При списании материалов, израсходованных для выполнения работ, облагаемых НДС, сумма налога по таким материалам принимается к вычету в общем порядке:

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– принят к вычету НДС.

Если «входной» НДС разделить невозможно, его распределение производится расчетным путем. При этом суммы НДС принимаются к вычету либо учитываются в стоимости строительных работ пропорционально стоимости облагаемых и не облагаемых налогом работ. Эта пропорция определяется исходя из доли выручки по соответствующему виду деятельности в общей сумме выручки организации за налоговый период (п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ). Порядок распределения отражается в учетной политике.

Налогообложение работ по созданию копий памятников
Что касается обложения НДС работ по созданию копий памятников истории и культуры, то здесь случай особый. С одной стороны, в статье 47 закона № 73-ФЗ указано, что воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания.

С другой стороны, в подпункте 15 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ четко указаны виды работ, на которые льгота не распространяется. В их числе – строительные работы по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений. Поскольку есть прямое указание в налоговом законодательстве, обращение к другим законодательным нормам смысла не имеет. Следовательно, работы по воссозданию (созданию копий) памятников истории и культуры облагаются НДС.

Читайте также:  Перемена заказчика в случае заключения соглашения о передаче полномочий государственного (муниципального) заказчика по 44 ФЗ
Ссылка на основную публикацию