Не определен порядок присвоения баллов по каждому подкритерию оценки заявок

Какие критерии заказчик может установить для оценки заявок на участие в конкурсе по положениям 44-ФЗ?

При проведении закупки в форме конкурса заказчик должен разработать критерии оценки участников. Они должны быть размещены в закупочной документации и доступны для ознакомления участниками. Критерии оценки заявок на участие в конкурсе – это признаки, по которым заказчики оценивают заявки и присваивают им рейтинг. Участник, который по результатам оценки получил наивысший рейтинг, становится победителем закупки.

  • 8 (800) 600-36-17 – Регионы
  • +7 (499) 110-33-98 –Москва
  • +7 (812) 407-22-74 –Санкт-Петербург

Законодательное регулирование

Для разных тендеров применяют различные критерии оценки заявок. Например, в электронном аукционе или запросе котировок используют единственный критерий – это предложенная цена. В конкурсе же заявку на участие не могут оценить по одному ценовому критерию из-за специфики закупки, поэтому разрабатывают комплекс оценки заявок на участие.

Учреждения самостоятельно не устанавливают правила оценки заявок на участие. Они должны придерживаться правил из ст. 32 44-ФЗ и Постановления Правительства №1085 от 2013 года. В указанном Постановлении Правительства приводится указание и на предельные значения каждого из критериев. Нужно учитывать, что данные правила не применяются к таким формам закупок, как аукцион, запрос предложений, неконкурентные закупки у единственного поставщика.

Под оценкой заявок понимается определение наилучшего предложения из поступивших на основе заданных критериев. Заказчики в обязательном порядке прописывают, какие именно критерии им предстоит использовать, а также величину их значимости. Минимальное количество критериев – два, один из которых – цена и стоимость жизненного цикла (если это применимо).

Критерии оценки заявок на участие не стоит путать с основаниями для допуска участника к закупке. Заявки от участников первоначально рассматриваются на правильность оформления документов и соответствия их установленным требованиям, а только потом заказчик переходит к оценке заявок. При отсутствии какого-либо документа участника могут отклонить.

На этапе оценки заявок, если поставщик не приложит документы, которые подтверждают соответствие требованиям и критериям оценки заявок, его не отстраняют от участия. Но баллы за определенные действия начисляться не будут.

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе

Все критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ делятся на две большие группы. Это стоимостные характеристики и нестоимостные. К стоимостным характеристикам относят:

  1. Цену контракта.
  2. Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ и оказания услуг.
  3. Стоимость жизненного цикла, стоимость товара, услуги, работы, эксплуатации, ремонта, утилизации. Такой критерий учитывается, если предполагается не только поставка товаров, но и расходных материалов и пр.
  4. Предложение относительно суммы расходов заказчика по энергосервисному контракту.

Нередко заказчик ограничивается только ценой товара для оценки заявок на участие. Но иногда ему необходимо закупить оборудование. От предложенной поставщиком модели оборудования во многом будет зависеть стоимость ремонта и приобретения расходников.

В целях бюджетной экономии заказчик указывает, что более высокий рейтинг присваивается поставщику, который сможет предложить наименьшую стоимость с позиции расходов на эксплуатацию.

Для выявления самого выгодного предложения заказчик может установить такие параметры оценки, как перечень эксплуатационных расходов (ремонт оборудования и поставка расходных материалов и пр.), единица измерения эксплуатационных расходов и сроки службы товара.

Нестоимостные характеристики – это:

  1. Качественные, функциональные, экологические характеристики товара, услуги и работы.
  2. Уровень квалификации участника закупки.
  3. Наличие у участника оборудования.
  4. Положительная репутация.
  5. Соответствие товара экологическим нормам.

При этом, согласно Постановлению Правительства №1085, устанавливаются предельные величины по каждому из критериев. Это:

  • 70% для стоимостных критериев при поставках товаров;
  • 60% – при заказе работ и услуг.

Для нестоимостных критериев эти предельные значения составляют 30% для товаров и 40% – для работ и услуг. Конкретные максимальные значения стоимостных и нестоимостных критериев приведены в таблице.

Предмет заключаемого договораМаксимальная значимость цены, %Предельная величина нестоимостных критериев, %
Все товары, не перечисленные в списках7030
Работы и услуги не из перечня6040
Спасательные работы4060
Реставрационные работы на объектах со статусом культурного наследия4060
Юридические, образовательные, медицинские услуги4060
Нормативные документы в области образования (разработка)4060
Экспертные услуги3070
Работы по техподдержке информсистем3070
Услуги по кинопрокату2080
НИОКР2080
Услуги артистов и режиссеров2080
Создание произведений искусства, архитектуры, литературы100

В исключительных случаях заказчик может прописать в требованиях дополнительные критерии оценки заявок, которые не являются стоимостными или нестоимостными. Они могут потребоваться при проведении закупок технически сложных товаров и услуг.

Оценка заявок по стоимостным критериям

Для оценки заявок по критерию цены применяют следующую формулу:

  • минимальное предложение из всех / предложение участника * 100%.

Пример: цена услуг (удельный вес – 60%) и квалификация исполнителя (удельный вес – 40%). На участие в конкурсе поступило три заявки:

  • Заявка №1. Цена – 1000 р.
  • Заявка №2. Цена – 1500 р.
  • Заявка №3. Цена – 1200 р.

Заявке №1 присваивается 1000 / 1000 * 100 = 100 балла.

Заявке №2 присваивается 1000 / 1500 * 100 = 66,7 балла.

Заявке №3 присваивается 1000 / 1200 * 100 = 83,3 балла.

Получается, что по результатам оценки цены контракта участники получат:

  • Участник №1 – 100 * 0,6 = 60 баллов.
  • Участник №2 – 66,7 * 0,6 = 40,02 балла.
  • Участник №3 – 83,3 * 0,6 = 49,98 балла.

Если минимальная стоимость равна нулю или принимает отрицательное значение, то применяется такая формула:

  • (максимальная стоимость – цена, предложенная участником) / цена, предложенная участником * 100.

На практике контракты с нулевой стоимостью встречаются редко. Примером может служить услуга по открытию расчетного счета в банке.

В случае если все заявки на участие содержат одинаковые предложения по критерию цены, то они по нему не оцениваются.

Оценка заявок по нестоимостным критериям

Заказчику следует самостоятельно сформулировать, что конкретно понимается под качеством работ или квалификацией участника. Нередко в рамках одного критерия в документацию включают сразу несколько показателей. К нестоимостным критериям оценки заявок относят, например:

  1. Наличие системы контроля качества.
  2. Экологические мероприятия.
  3. Технология выполнения работ.
  4. Мероприятия по охране труда и технике безопасности.

Квалификация участника закупки может оцениваться по следующей группе показателей:

  1. Квалификации персонала: наличие у него сертификатов и допусков, портфолио и научной степени.
  2. Опыт участника: количество подписанных контрактов на аналогичные работы.
  3. Наличие необходимого оборудования.
  4. Деловая репутация компании на рынке: количество положительных отзывов, наличие благодарственных писем, участие в различных рейтингах и пр.
  5. Наличие финансовых ресурсов: оценка финансовой устойчивости поставщика по данным бухгалтерской отчетности.

Критерии оценки нестоимостных параметров должны иметь числовое выражение. То есть важен факт не просто наличия оборудования, а количество единиц инструмента и транспортного средства. Важен не просто опыт работы, но и количество контрактов с аналогичным предметом закупки.

Каждому нестоимостному критерию заказчик присваивает свой коэффициент значимости. Сумма всех критериев должна равняться единице.

Например, критерий квалификация включает в себя такие показатели, как «опыт работы» (критерий значимости – 0,6), «деловая репутация» (критерий – 0,2), «наличие финансовых ресурсов» (критерий – 0,2). В сумме данные критерии дают единицу.

Как оцениваются нестоимостные критерии

Например, заказчик оценивает заявки по «кредиторской задолженности». В данном случае чем ниже значение, тем более высокий балл получает участник. На участие в конкурсе поступило две заявки:

  • Заявка №1 – величина кредиторской задолженности – 100 тыс. р.
  • Заявка №2 – величина кредиторской задолженности – 150 тыс. р.

Первый участник получит 100000 / 100000 * 100 = 100 баллов.

Второй – 100000 / 150000 * 100 = 66,7 балла.

Критерий значимости данного параметра установлен, как 0,4. Значит, участники получат:

  • Первый участник – 40 баллов (100 * 0,4).
  • Второй участник – 26,7 балла (66,7 * 0,4).

Заявки в части нестоимостных критериев могут оцениваться и по-другому. Например, заказчик установил требование о наличии опыта реализации как минимум 10 аналогичных контрактов. Тогда все участники, которые реализовали 10, 20, 40 аналогичных контрактов, получат одинаковое количество баллов.

Также заказчик может ввести шкалу оценки при проведении открытого конкурса. В них заказчик устанавливает диапазоны возможных значений и количество баллов, которые начисляются за попадание в определенный диапазон.

Например, если заказчик учитывает численность персонала, шкала может быть следующей:

  1. До 10 сотрудников – 0 баллов.
  2. От 10-50 сотрудников – 30 баллов.
  3. От 50-100 сотрудников – 60 баллов.
  4. Более 100 сотрудников – 100 баллов.

Кто оценивает заявки на участие в конкурсе и в каком порядке

Оценкой заявок на участие в конкурсе занимается конкурсная комиссия. Ее состав и перечень полномочий утверждается заказчиком в приказе о формировании конкурсной комиссии для проведения закупки.

Процесс рассмотрения заявок на участие в конкурсе состоит из следующих этапов:

  1. Конкурсная комиссия рассматривает первые части заявок на участие в электронном конкурсе. При НМЦК до 1 млн р. на рассмотрение уходит 1 рабочий день, при НМЦК более 1 млн р. – до 5 рабочих дней.
  2. По результатам рассмотрения первой части заявки на участие все допущенные к процедуре электронного конкурса лица могут подать окончательное предложение. Такие окончательные предложения передаются в день, который указан, как дата проведения конкурса в электронном формате. На подачу предложений участникам отводится 3 часа. Участник закупки может не участвовать в дозапросе, тогда его предложение в первой части заявки будет считаться окончательным. Один участник вправе подать только одно предложение, и оно не может ухудшать предложенные условия на первом этапе. Это значит, что участник конкурса может только снизить цену, но не повысить ее.
  3. После этого наступает этап оценки второй части заявок. На данном этапе определяется победитель закупки.

Сроки оценки

На основании ч. 2 ст. 54.7 44-ФЗ сроки рассмотрения и оценки второй части заявок в электронном виде не должны превышать три рабочих дня, если НМЦК составляет более 1 млн р. При закупках на меньшую сумму заказчику отводится не более одного рабочего дня после отправки второй части заявок на участие в конкурсе.

Если закупка предполагает поставку товара, выполнение работ и оказание услуг в сфере науки, культуры и искусства, то указанный срок не должен превышать пяти рабочих дней с даты отправки заказчику второй части заявок на участие в открытом конкурсе. При этом указанные сроки не зависят от НМЦК.

Окончательная оценка

При оценке комиссия учитывает только те заявки, которые были допущены до данного этапа и не были отклонены из-за отсутствия необходимых документов или несоответствия поставщика требованиям закупки.

Заявка от участника на конкурс может быть признана не соответствующей требованиям, которые установлены в конкурсной документации, в следующих случаях:

  • если не были предоставлены обязательные документы и информация;
  • при наличии недостоверной информации в документах (если такая информация становится известной уже после допуска и оценки заявки, то участник все равно отклоняется);
  • при несоответствии участника требованиям конкурсной документации по ст. 31 44-ФЗ (например, участник находится в РНП или в состоянии банкротства);
  • если отклонение заявки предусмотрено в правительственных актах, принятых в рамках национального режима закупок по ст. 14 44-ФЗ (например, на участие в конкурсе поступили две заявки с товарами российского производства, и в отношении иностранного товара допускается применить правило «третий лишний», или в отношении поставки иностранных товаров введен запрет).

Порядок оценки заявок заказчику следует прописать в закупочной документации. Если закупка была признана несостоявшейся (в случае, если на нее поступила только одна заявка, не поступило ни одной, была допущена одна заявка, либо все они были отклонены), то этап оценки заявок не проводится.

Первоначально конкурсная комиссия рассчитывает количество баллов по каждому критерию. Затем все баллы суммируются. В зависимости от количества набранных баллов все заявки участников ранжируются в порядке убывания значимости. Первый номер присваивается участнику, который набрал наибольшее количество баллов. Он и становится победителем конкурса.

Регламент оценки заявок на участие в конкурсе зависит от типа закупки: проводится ли она в электронном виде или стандартном бумажном виде. Заявки на участие в конкурсе в электронном виде оцениваются на основании ст. 54.7 44-ФЗ. В течение часа после формирования протокола оператор ЭТП должен направить заказчику вторую часть заявок на участие, которые позволяют заказчику оценить участников по заданным критериям оценки.

Если несколько заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме содержали одинаковые условия исполнения контракта, то меньший порядковый номер присваивается заявке, поступившей раньше.

Итоги открытого конкурса в электронном виде оформляются в виде протокола. Такой протокол содержит сведения:

  • об участниках открытого конкурса;
  • о допуске участника закупки;
  • о принятых решениях в отношении каждого участника конкурса в электронном виде относительно его соответствия требованиям закупки и нормам 44-ФЗ;
  • решение каждого члена конкурсной комиссии по заявкам на участие;
  • о порядке оценки данных заявок;
  • о присвоенных значениях по каждому из установленных критериев;
  • о принятом по итогам оценки заявок решении о присвоении порядковых номеров;
  • указание на наименование юрлица или ФИО физлица, которые стали победителем закупки, и участника, которому был присвоен второй номер.

Указанный протокол должен быть размещен в ЕИС непосредственно в день его подписания.

Любой участник открытого конкурса после размещения итогового протокола вправе:

  1. Отозвать свою заявку на участие (этим правом наделены все участники, кроме победителя закупки).
  2. Обратиться к заказчику за разъяснениями по результатам открытого конкурса.
  3. Обжаловать выбор заказчиком победителя в установленном порядке.

Процесс выбора победителя конкурса является весьма сложным, поэтому заказчики применяют форму конкурса в отношении сложных закупок, где цена не является основополагающим фактором выбора.

Таким образом, под оценкой заявок понимается процесс начисления баллов по каждому из критериев, а затем они суммируются. Победителем закупки становится участник, заявка которого получила наибольшее количество баллов. Различные факторы имеют разный удельный вес по значимости для заказчика. Заказчик устанавливает еще и значимость критериев, а именно их вес в общей совокупности. По результатам определения баллов к ним применяется определенный коэффициент, указывающий на удельную значимость фактора. Сумма удельного веса всех критериев устанавливается всегда как 100%. Удельный вес разных параметров устанавливается не произвольно, а на основании Постановления Правительства №1085 от 2013 года.

Читайте также:  Заключение и оплата контракта, если победитель закупки применяет УСН


223‑ФЗ: по каким критериям заказчик оценивает заявки?

Мы уже писали о видах процедур и о том, как к ним готовиться. В этот раз поговорим, по каким правилам заказчик оценивает поставщиков, как может влиять на результаты процедур и что даст вам преимущества перед другими участниками.

Оценку проводят, чтобы выявить победителя. Для этого заказчик оценивает заявку по набору параметров. Каждому параметру присваиваются баллы, побеждает заявка, набравшая больше всего баллов. Чтобы получить максимальный балл, внимательно изучите критерии и порядок проведения оценки и подготовьте заявку.

В каких процедурах заказчик оценивает заявки?

  • В открытых конкурсах.
  • В запросах предложений.
  • В предквалификационных отборах.

Правила оценки закупок

Все критерии должны быть прописаны в положении о закупках. Заказчик сам выбирает требования, критерии и порядок оценки и применяет их ко всем участникам закупки. Примеры критериев:

  1. цена договора,
  2. свойства или качественные характеристики товара,
  3. качество работ, услуг или квалификация участника,
  4. расходы на эксплуатацию товара,
  5. расходы на техническое обслуживание товара,
  6. сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг,
  7. срок и объем предоставления гарантии качества,
  8. любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.

В 223-ФЗ четко не обозначено, какие параметры обязательные, а какие нет. Что делает заказчик? Выбирает любые, устанавливает их «стоимость» в баллах и складывает результат. Также можно установить стоимость критериев в процентах, в этом случае в формулах используется коэффициент значимости.

В документации каждой закупки заказчик перечисляет критерии, по которым будет оценивать, и конкретизирует их значимость. Совокупная значимость всех критериев всегда составляет 100%. Например:

  • цена контракта — 35%,
  • качественные характеристики товара или услуги — 25%,
  • детализация предложения — 15%,
  • наличие материально-технических ресурсов — 15%,
  • опыт работы на рынке — 10%.

При оценке критериев, не связанных с ценой, количество баллов может вычисляться по формулам. Каждый заказчик может использовать свои, но чаще всего берутся формулы из постановления правительства об оценке заявок в госзаказе.

Заказчик должен устанавливать только измеряемые требования:

НельзяМожно
«наличие в штате кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве»«наличие в штате не менее 20 человек, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5-го разряда и сдавших квалификационный экзамен»

Если из документации видно, что заказчик нарушает это требование, обратитесь к нему с запросом на разъяснения. Если после этого ничего не меняется, подавайте жалобу в ФАС, пока не истек срок подачи заявок.

Вся информация о состоявшемся конкурсе публикуется в протоколах. В день подписания документа заказчик размещает его на zakupki.gov.ru:

  • в протоколе вскрытия конвертов перечисляются участники и все документы, прикрепленные к заявкам,
  • в протоколе рассмотрения и оценки заявок перечисляется список допущенных к конкурсу заявок, оценка заявок, сведения о победителе, предложение которого содержит лучшие условия.

Пример оценки

25 января 2016 ФГУП «Курганское ПрОП» Минтруда России завершило открытый конкурс на оказание услуг по годовому аудиту бухгалтерской отчетности за 2015 г. В конкурсе приняли участие 2 аудиторские компании. При оценке заявок комиссия из 5 человек использовала такие критерии:

  • цена контракта,
  • качественные характеристики услуги,
  • квалификация (квалификация руководителей, опыт участника, трудовые ресурсы, деловая репутация).

​Давайте посмотрим на результаты.

Цена контракта

Значимость этого критерия — 60%, коэффициент значимости критерия — 0,6, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.

Наименование участника закупкиПредложение по цене, руб.Минимальное предложениеОценка в баллахРейтинг заявки
1ООО «Аудитфинанссервис»65 00045 00069, 2341,54
2ООО «АудитФинансКонсалт»45 00045 00010060,00

Максимальные 100 баллов по этому параметру получил участник, который предложил меньшую цену.

Рейтинг второго участника вычислили по формуле ЦБ1 = (Цmin/ Цi) х 100.

ЦБ1 — количество баллов, присуждаемых i-нной заявке no критерию “цена”.

Цi — цена в заявке, которая оценивается.

Ц min — минимальная цена, предложенная участником закупки.

Качественные характеристики объекта закупки

Значимость этого критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100.

  1. качество методики проведения аудита (максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по показателю — 50),
  2. качество программы проведения аудита (максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по показателю — 50).

Оценка в баллах — это субъективное мнение членов комиссии. В этом критерии оба участника набрали одинаковое количество баллов — по 100 и с коэффициентом 0,2 заработали в рейтинге по 20 очков.

Квалификация участников закупки

Значимость критерия — 20%, коэффициент значимости критерия — 0,2, максимальное значение баллов, присуждающееся заявке по критерию — 100. Показатели критерия:

  1. квалификация руководителей и ключевых специалистов, максимальное значение баллов — 15,
  2. опыт участника по оказанию услуг сопоставимого характера и объема, максимальное значение баллов — З0,
  3. трудовые ресурсы, максимальное значение баллов — 30,
  4. деловая репутация участника закупки, максимальное значение баллов — 25.

имеется — 3 голоса

не имеется — 2 голоса

имеется — 3 голоса

не имеется — 2 голоса

Судя по предложению участников, у первого поставщика в штате больше людей, у второго больше опыта работы, а свою деловую репутацию они оценивали субъективно (есть она или нет, на их взгляд). Несмотря на различия в предложениях, заказчик дал одинаковые оценки обоим:

Участник закупкиПредложение по показателю «Квалификация»Предложение по показателю «Опыт»Предложение по показателю «Трудовые ресурсы»Предложение по показателю «Деловая репутация»
1ООО «Аудитфинанс сервис»221
2ООО «АудитФинанс Консалт»376
Участник закупкиОценка, КвалификацияОценка, ОпытОценка, Трудовые ресурсыОценка, Деловая репутацияОценка в баллахРейтинг
1ООО «Аудитфинанс сервис»151515156012
2ООО «АудитФинанс Консалт»151515156012

Решающим критерием оказалась цена, и по сумме очков в рейтинге победил заказчик № 2 (60+20+12 = 92). Количество баллов зависит от полноты документов, которые прикладывают поставщики к заявке. Они подтверждают тот или иной критерий. Например, в этом случае «опыт» оценивался по количеству исполненных контрактов.

Что поможет вам выиграть закупку?

Оценивайте уже состоявшиеся закупки конкретного заказчика

Например, в протоколе этой закупки видно, что заказчик оценивает заявки по субъективным параметрам. У критерия «качество услуг» самый большой вес — 60%. Это дает возможность делать выбор в пользу нужного поставщика, даже если другой предложил меньшую цену и ненамного проигрывает в опыте или количестве специалистов в штате.

Лучше не тратить силы на закупки, где объективные параметры (цена, опыт работы) имеют гораздо меньшее значение, чем субъективные.

Анализируйте требования заказчиков

Чтобы принять участие в закупках некоторых заказчиков, нужно проходить предквалификацию. Кто-то устанавливает специфические требования: членство в региональных союзах предпринимателей, наличие конкретных сертификатов качества. Какие-то из них действительно помогают отсечь недобросовестных поставщиков, какие-то искусственно ограничивают круг участников. Понять мотивы заказчика можно, например, из того, насколько охотно и внятно он отвечает на запросы о требованиях к поставщикам.

Подавайте заявку как можно раньше

Если в нескольких заявках одинаковые условия, то более высокое место в рейтинге получает заявка, которая поступила раньше других.

Не забывайте про аутсорсинг и аренду

Необязательно иметь в штате специалистов узкой квалификации или специфическое оборудование. Можно указать в заявке, что они будут, а после выигрыша арендовать технику или привлекать специалистов по срочным договорам. Если заказчик в документации не запретил так делать. Например, здесь в проекте договора заказчик сам пишет, что исполнитель имеет право привлекать для исполнения договора третьих лиц.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят в специальной рубрике.

О проблеме оценки заявок

    On 03.08.2017 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, Конкурс, Статьи, Электронный аукцион

Стремясь сделать закупки доступными и прозрачными, законодатели и контролирующие органы все больше их формализуют. Зачастую до такой степени, что все сводится к выбору лучшего ценового предложения. Ведь неслучайно в России одним из наиболее востребованных способов проведения закупки является электронной аукцион. Однако в мировой практике аукцион — хотя и часто применяющийся, но далеко не самый главный инструмент закупок.

Почему отталкиваться только от цены не всегда хорошо

Представим такой пример: заказчику необходимо приобрести спецтехнику. При этом базовая комплектация его не устраивает — необходимо, чтобы техника обладал дополнительными возможностями — Возможностью 1 и Возможностью 2. На рынке существует три компании, которые теоретически могут поставить нужный заказчику товар. Компания А поставляет технику в базовой комплектации, Компания Б может обеспечить Возможность 1, а Компания В – Возможность 2.

Если заказчик проведет аукцион и укажет в качестве требований лишь базовые параметры, то, вероятнее всего, победителем станет Компания А (меньше возможностей техники — ниже цена). Если же он укажет все необходимые ему критерии оценки, то никто из поставщиков к аукциону допущен не будет.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Если бы речь шла о закупке по 223-ФЗ, то у заказчика были бы некоторые возможности для маневра. Например, он мог бы применить метод приведенной стоимости, при котором все необходимые требования переводятся в стоимостное выражении, после чего происходит сопоставление цен. Однако закон 44-ФЗ таких возможностей не дает.

Какой вывод можно сделать из этого примера? Для эффективных закупок крайне важно устанавливать адекватные критерии и правильно оценивать в соответствии с ними поданные заявки.

По каким критериям должны оцениваться заявки

Если говорить о конкурсе, то тут порядок оценки заявок строго регламентирован постановлением Правительства № 1085. Существует два типа критериев оценки: стоимостные и нестоимостные.

К стоимостным критериям оценки относятся: цена контракта, эксплуатационные и ремонтные расходы, расходы на использование результатов работы, стоимость жизненного цикла объекта, который будет создан в результате выполнения работы, а также предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту. Нестоимостными критериями оценки заявки являются: качественные, функциональные, экологические характеристики, а также квалификация поставщика — его опыт, финансовые ресурсы, оборудование, репутация, специалисты и так далее.

Также в Постановлении прописаны соотношения, в которых на оценку заявки влияют стоимостные и нестоимостные критерии. Так, для товаров не менее 70% оценки должно складываться из стоимостных критериев. Если все предельно упростить, то при закупке товара 70% оценки поставщика зависит от предложенной цены, а 30% – от качества его продукции. Оценивая заявки, заказчикам следует использовать два и более критерия, в том числе ценовой.

Возможность для манипуляции

Кроме того, Постановление содержит методику расчета оценки. По каждому из критериев поставщик набирает определенное количество баллов (всего их 100). Например, количество баллов за цену контракта рассчитывается таким образом:

Минимальная цена предложения / цена, предложенная участником * значимость критерия

Приведем пример. В конкурсе принимают участие два поставщика. Поставщик А предложил цену 10 млн рублей, а Поставщик Б – 12 млн рублей. Значимость критерия оценки «цена» составляет 70%. После несложных подсчетов получаем, что Поставщик А по этому критерию получает 70 баллов, а Поставщик Б – 58 баллов.

Однако если в сговоре с поставщиком Б, у которого заведомо проигрышная позиция по цене, выступит поставщик В, все может измениться. Допустим, Поставщик В предложил цену 5 млн рублей. Тогда поставщик А по критерию цена получит 35 баллов (5 / 10 * 70), а поставщик Б – 29 баллов (5 / 12 * 70). Понятно, что наибольшее количество баллов получит поставщик В, но его в расчет не берем (по сути, это лишь однодневка, принадлежащая поставщику А). В итоге получается, что разница в оценке поставщиков А и Б по критерию «цена» после вступления в конкурс поставщика В сильно нивелировалась. Если раньше их разделяло 12 баллов, то теперь всего 6. Если же поставщик В предложит цену еще ниже, то это разница и вовсе станет несущественной.

Мы помним о том, что помимо стоимостной оценки заказчик может применять и нестоимостные (их значимость в нашем примере 30%). И вполне может сложиться ситуация, что из-за их влияния поставщик А, который предложил более выгодную цену, наберет меньшее количество баллов, чем поставщик Б. Таким образом, лучшая заявка с учетом демпинговой цены будет у поставщика В, следом за ним идет поставщик Б, и лишь третьим — поставщик А.

Далее поставщик В выходит из игры, то есть попросту уклоняется от подписания контракта. И последний достается поставщику Б. Да, поставщик В теряет обеспечение заявки, но это небольшая плата за выигранный поставщиком Б госконтракт.

Этот пример нам показывает, что даже в оценке такого, казалось бы, однозначного критерия, как стоимость контракта, возможны манипуляции. По сути, введение Поставщика В, предложившего демпинговую цену, «выключило» стоимостной критерий оценки и свела его влияние к минимуму.

Нестоимостные критерии

Среди нестоимостных критериев во главу угла, как правило, становятся качество продукции и квалификация поставщика. Что и как будет оцениваться — выбирает сам заказчик. Например, он может установить, что квалификация поставщика будет оцениваться количеством исполненных контрактов.

Допустим, у Поставщика А за плечами 20 контрактов, а у Поставщика Б – 500. Если применить приведенную выше формулу, то при значимости критерия 30% имеем следующее: Поставщик А получит всего 1,2 балла по критерию оценки «квалификация», а Поставщик B – все 30 баллов. При этом не будет играть никакой роли уровень сложности и цена контрактов, исполненных поставщиками — важно лишь их количество.

Правда, Постановление №1085 предусматривает механизм, который позволит заказчику исключить подобные ситуации. Он может установить предельное значение показателя, которое будет учитываться при оценке. Допустим, в указанном примере это 10 контрактов. И тогда поставщик А и поставщика Б получат равную оценку по критерию «квалификация», поскольку и тот, и другой имеют в активе более 10 исполненных контрактов.

Оценка функциональных характеристик еще более сложна, а формализовать ее и вовсе очень сложно. Например, при закупке походных ножей для заказчика было принципиально не столько множество дополнительных возможностей инструмента, сколько удобство пользования при исполнении им своей основной функции. В частности, чтобы нож был компактным, а его рукоятка имела накладку и не скользила. Поставщик А предложил товар, полностью удовлетворяющий условиям заказчика. Поставщик Б предложил ножи, обладающие множеством дополнительных функций, но при этом довольно громоздкие и без накладки. По логике вещей, ножи Поставщика Б более функциональны — это не только складное лезвие, но штопор, отвертка, ножницы и еще несколько различных инструментов. Казалось бы, этот товар должен выше оцениваться по критерию «функциональность», хотя и в меньшей степени отвечает потребностям заказчика.

Такие неоднозначные ситуации зачастую рассматриваются в судах. Но это помогает не всегда — суд может прийти к выводу, что заказчик недостаточно расписал в документации механизм распределения баллов, в связи с чем определить победившего участника невозможно.

Надо сказать, что заказчики иногда умышленно не прописывают детали оценки, чтобы потом иметь возможность повлиять на результат. Однако это может быть расценено судом, как нарушение закона. В судебной практики есть случай, когда заказчик в критериях оценки указал, что будет оценивать степень детализации и содержательной проработки конкурсного предложения. Максимальное количество баллов будет присвоено тому из участников, чья заявка будет наиболее детализирована и при этом максимально соответствовать требованиям. Однако как именно будет оцениваться детализация и сколько баллов будет присваиваться за ту или иную степень проработанности предложения — этого заказчик не указал. В результате суд посчитал, что заказчик нарушил законодательство о закупках.

Шкала оценки неценовых критериев

Для оценки неценовых критериев может применяться не только приведенная выше формула — заказчику позволено использовать шкалы. Так вот, зачастую участники устанавливают неравномерную шкалу, то есть по мере движения вверх количество баллов увеличивается непропорционально. С точки зрения судов такой подход также является ошибочным.

Например, оценивать квалификацию участников заказчик собирается по такой шкале:

  • за исполнение 5 и более контрактов присуждается 20 баллов;
  • за 2–4 контракта – 5 баллов;
  • за 1–2 контракта 2 балла;
  • за 0 контрактов – 0 баллов.

Налицо непропорциональная зависимость присуждаемых баллов от количества исполненных контрактов.

Стоит также упомянуть, что поставщик, прочитав документацию, должен иметь возможность подсчитать количество баллов, на которое он может рассчитывать. Поэтому в случае применения для оценки нестоимостных критериев подобных шкал, они должны быть описаны в документации.

Об оценке опыта

Вообще, в оценке опыта много нюансов. Например, как учитывать исполненные контракты — в количественном или стоимостном выражении? И что по поводу введения такого критерия, как опыт работы с заказчиком? Казалось бы, его установление создаст неравные условия для участников и автоматически даст приоритет тем из них, кто уже работал с заказчиком.

Тем не менее в судебной практике не все так однозначно. Одно из региональных отделений Фонда социального страхования установило такой нестоимостной критерии: опыт работы с заказчиком по обеспечению застрахованных лиц протезно-ортопедическими изделиями за последние два года. И Арбитражный суд Центрального округа признал, что это никоим образом не противоречит законодательству.

Говоря об оценке опыта, стоит упомянуть, что не следует ограничиваться только контрактами по государственному заказу. По мнению судов, опыт не зависит от того, исполнял ли поставщик государственный контракт или работал по договору с частной компанией.

Выводы

Система оценки конкурсных заявок имеет множество проблем, многие из которых остались за рамками этой статьи. Для начала рекомендуем заказчикам придерживаться следующих правил:

  • тщательно выбирайте критерии и показатели, по которым будет оцениваться заявка;
  • всегда включайте в документацию сведения и документы, которые касаются этих критериев, а также их оценочные значения;
  • если вы используете интервалы (шкалу), устанавливайте пропорциональные значения оценки;
  • для формул всегда прописывайте предельные значения.

Эти советы позволят избежать самых грубых ошибок, которые допускают заказчики при оценке заявок.

Какие критерии применяются для оценки заявок от поставщиков на участие в конкурсе?

При проведении государственных закупок заказчики обязаны оценивать поступающие заявки по различным критериям. Среди них различают группу стоимостных и нестоимостных критериев.

  • 8 (800) 600-36-07 – Регионы
  • +7 (499) 110-86-72 –Москва
  • +7 (812) 245-61-57 –Санкт-Петербург

Законодательное регулирование оценки заявок

Порядок оценки поступивших заявок содержится в ФЗ-44 статье 32. Здесь указано, что для оценки поступивших на конкурс заявок заказчик должен предварительно определиться с критериями и прописать их в конкурсной документации. В их числе могут быть цена контракта, расходы на эксплуатацию товара и на использование результатов работ, характеристики объекта закупки и квалификация участников.

Более подробно система оценки поступивших заявок прописана в Правилах оценки заявок, утвержденных постановлением Правительства РФ в 2013 г. №1085 (кратко – Правила №1085).

Оценка поступивших от участников заявок по комплексу критериев производится при закупке товаров через процедуру конкурса. Это одна из наиболее сложных закупочных процедур в рамках 44-ФЗ, поэтому применяется сравнительно редко. Проведение такой процедуры имеет смысл, если цена не является единственным значимым критерием выбора поставщика или исполнителя для заказчика.

Виды критериев оценки заявок: стоимостные и нестоимостные

Все критерии оценки поступивших заявок подразделяются на нестоимостные и стоимостные. Для оценки заявок по каждому критерию применяется 100-бальная шкала.

При закупке технически сложных товаров могут применяться дополнительные критерии оценки.

В число стоимостных критериев оценки поступивших предложений входят:

  1. Цена товара.
  2. Общая стоимость заключаемого контракта (также именуется «стоимость жизненного цикла»). Нередко при заключении контракта расходы не ограничиваются только закупкой определенного товара, но также требует затрат на гарантийное обслуживание, ремонт и пр.
  3. Стоимость расходов на ремонт и применение товаров, включенных в поставку.
  4. Расходы, которые понесет заказчик в энергосервисном контракте.

В группу нестоимостных критериев оценки входят те, которые относятся к покупаемому объекту недвижимости или к самому участнику. В их числе:

  1. Качество товаров, предполагаемых к поставке.
  2. Потребительские характеристики поставляемых товаров.
  3. Квалификация руководителя компании, а также сотрудников, которые будут задействованы в реализации контракта.
  4. Соответствие объекта закупки требованиям экологической безопасности.
  5. Наличие у участника успешного опыта в реализации аналогичных контрактов.
  6. Наличие у участника достаточной численности трудовых ресурсов.
  7. Обеспеченность материально-техническими ресурсами, которые нужны для исполнения обязательств.
  8. Деловая репутация участника закупки.

Заказчик не должен прописывать все критерии оценки, он может отобрать только значимые для себя.

Сумма значимости двух и более критериев должна составлять 100%, при этом их удельный вес определяется заказчиком исходя из индивидуальных особенностей закупок.

Правила №1085 содержат предельные величины значимости различных критериев в зависимости от того, что закупается. При этом по стоимостным критериям установлено минимальное значение, ниже которого заказчик прописывать не вправе, по нестоимостным – максимальное. То есть заказчик при формировании конкурсной документации может изменять распределение между двумя значениями, но только путем увеличения значимости стоимостного критерия и уменьшения значения неценовых факторов.

Максимальная и минимальная величины значимости критериев содержатся в следующей таблице.

Объект закупкиМинимальное значение стоимостных критериевМаксимальное значение нестоимостных критериев
Аварийно-спасательные услуги4060
Юридические услуги, а также медицинские и образовательные4060
НИОКР2080
Прокат нац. фильмов2080
Написание литературных произведений, создание объектов искусства или архитектурных проектов100
Услуги артистов, режиссеров2080
Создание документов, которые регламентируют качество образования4060
Реставрация культурных объектов4060
Экспертные услуги3070
Работы по техподдержке информсистем3070
Товары, не входящие в специфические списки7030
Работы и услуги, не входящие в отдельные перечни6040

Каждому нестоимостному критерию также присваивается свой коэффициент значимости в процентах (в сумме они также должны составлять 100%); если он один, то коэффициент имеет значение «1».

В отношении некоторых видов работ законодательством предусмотрены дополнительные требования к распределению значимости критериев. Например, по отношению к строительным работам на «опыт участника в выполнении аналогичных работ» должно приходиться не менее 50% среди нестоимостных критериев.

Порядок оценки

Этап оценки поступивших заявок наступает после того, как истекли сроки для подачи предложений от участников конкурса.

Каждому из поступивших предложений присваивается свой порядковый номер. Номер «1» получает победитель, остальные предложения ранжируются в порядке уменьшения степени выгоды для участника.

Для оценки поступивших заявок заказчик создает конкурсную комиссию. Ее обязанности и порядок работы прописываются в утвержденном заказчиком положении.

При оценке заявок комиссия рассматривает и оценивает все заявки, которые не были отклонены в процессе их рассмотрения, а при необходимости направляет дозапросы по полученным сведениям и для получения скорректированных от участников после изменения конкурсной документации.

Кратко процедура оценки предложений состоит из следующих этапов:

  1. Рассчитывается количество баллов по каждому критерию.
  2. Они суммируются с учетом значимости критериев.
  3. Побеждает участник с самым высоким рассчитанным рейтингом.

Важно учесть, что комиссия не может применять критерии для оценки поступивших заявок, которые не прописаны в конкурсной документации (согласно ч. 4 ст. 32 ФЗ-44).

В отношении эксплуатационных расходов применяется то же правило: чем они ниже, тем выше балл, который присваивается предложению участника.

Согласно требованиям 2 раздела Постановления №1085, баллы участнику выставляются по следующей формуле: «(Максимальная предложенная цена/Цену, предложенную данным участником)*100». Полученное значение умножается на величину значимости критерия, прописанное в конкурсной документации.

Указанная методика оценки применяется, только если цена предложения больше нуля. При нулевой минимальной стоимости (или даже при отрицательном ценовом предложении) формула немного видоизменяется: «(Ценовой максимум – Цена, предложенная участником)/Цена, которая предложена участником *100».

Нулевая цена может быть предложена по контрактам по открытию банковского счета. ФАС считает сделки с нулевой ценой правомерными и не нарушающим антимонопольное законодательство, но на практике они встречаются редко.

Приведем пример расчета баллов по стоимостным критериям. Критерию «цена контракта» была присвоена величина значимости 0,7. Предварительный отбор прошли два участника: один из них предложил цену 6 млн. р., второй – 5,1 млн. р.

Расчет для участника с предложением 6 млн. р. будет выглядеть так: 0,7* (5100000/6000000*100)=59,5 баллов. Участник, предложивший минимальную цену, получит 70 баллов: (0,7*1*100).

Формула для оценки по нестоимостным критериям выглядит так: значимость показателя*100*(предложение данного участника/максимальное значение из предложенных).

Например, заказчик включил в конкурсную документацию такие критерии, как численность работников и опыт работы на рынке. Для опыта была установлена значимость в 60%, обеспеченности персоналом – 40%.

Компания с наибольшим опытом среди всех участников проработала на рынке 10 лет. Оценивается предложение участника с опытом 5 лет так: 0,6*100*(5/10)=30.

Компания получает 30 баллов по данному показателю. Тогда как самый опытный поставщик – 60 баллов: (0,6*100*1).

Если во всех заявках одинаковое значение по определенному критерию, то он не учитывается при определении победителя.

Таким образом, при проведении государственной закупки через конкурс заказчик должен определиться с применяемой им системой оценки и разработать критерии оценки предложений от участников. При этом необходимо ориентироваться не только на нормы 44-ФЗ, но и на Постановление Правительства №1085 от 2013 года.

Различают две группы критериев: стоимостные и нестоимостные. Первые включают цену товара и прочие затраты, которые предполагает закупка данного товара в ходе его эксплуатации. Нестоимостные критерии связаны с качественными характеристиками поставки и с поставщиком. Каждому критерию присваивается свой коэффициент значимости. Цена всегда имеет значимый вес при оценке заявки участника и должна присутствовать во всех оценках предложений. Все критерии оценки конкурса, используемые заказчиком, должны обязательно отображаться в конкурсной документации. При выборе поставщика-победителя заказчику нужно использовать не менее 2 критериев. Сумма значимости всех используемых критериев составляет 100%.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!

Оценка заявок и критерии оценки заявок на участие в конкурсе, запросе предложений, аукционе

Оценка заявок в госзаказе — это ключевой процесс в закупочной процедуре, так как по результатам оценки заказчик выбирает победителя закупки. Критерии оценки заявок, в свою очередь, это правила, по которым заказчик выбирает победителя закупки. Знание поставщиком внутренней кухни формирования данных критериев в закупочной документации, а также умение показать заказчику свои сильные стороны может решить исход конкурса или запроса предложений в Вашу пользу. Рассмотрим, что из себя представляет оценка заявок, какие бывают виды критериев оценки заявки, их предельные значения и особенности.

Содержание статьи:

1. Оценка заявок: понятие и особенности

Под оценкой заявки в госзакупках понимается процесс выявления победителя закупки, в соответствии с установленными критериями оценки и в порядке, определенной закупочной документацией.
Естественно, что порядок определения поставщика, критерии оценки не должны противоречить действующему законодательству о госзакупках. При этом, сами критерии оценки определены Постановлением Правительства РФ № 1085 от 28.11.2013 года «Об утверждении правил, оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Следует отметить, что данные правила обязательны при проведении государственных закупок по 44-ФЗ. Заказчики, которые проводят закупки по 223-ФЗ могут ориентироваться на правила оценки и критерии, прописанные в положении о закупках.

При оценки заявок применяются такие термины, как «коэффициент значимости критерия оценки», «значимость критерия оценки», «рейтинг заявок». Рассмотрим эти понятия подробнее.

1.1. Значимость критерия оценки и коэффициент значимости критерия оценки

Значимость критерия — это весовое значение конкретного критерия оценки, выраженный в процентах.
Наиболее часто используемая заказчиками значимость критериев в конкурсе это 60/40. Цена заявки имеет чаще всего вес 60%, а квалификация или иные не ценовые критерии 40%. В Постановлении РФ № 1085 определены минимальные и максимальные весовые значения для различных видов закупок, на которые заказчик должен ориентироваться. Для закупок по 223-ФЗ заказчики могут устанавливать иные весовые значения, если это не противоречит внутреннему положению о госзакупках.

Отметим наиболее важные моменты:

  • сумма весовых значений должна быть 100
  • величина критериев оценки устанавливается заказчиком в зависимости от предмета закупки и с учетом установленных предельных величин по данным критериям
  • заказчик не имеет права использовать критерии оценки, которые противоречат Постановлению Правительства № 1085 или которые в данном постановлении отсутствуют (за исключением проведения запроса предложений)

Выделяют также и понятие «коэффициент значимости критерия оценки». По сути данный коэффициент представляет собой значение «значимость критерия оценки» деленное на сто.

1.2. Рейтинг заявок

Рейтинг заявки по критерию оценки представляет собой не что иное, как цифровое значение в баллах, которые присуждается заявке поставщика с учетом коэффициента значимости. Каждый член закупочной комиссии оценивает допущенную к стадии оценки заявку участника и выставляет баллы исходя из установленных критериев оценки. Далее полученные в результате оценки заявки баллы по каждому критерию суммируются и умножаются на коэффициент значимости критерия оценки. В результате каждой заявке присваивается рейтинг, выраженный в количестве баллов. И на завершающем этапе комиссия ранжирует заявки и присваивает места в зависимости от количества набранных баллов. Первое место получает заявка, которая получает в сумме больший рейтинг (большее количество баллов с учетом коэффициента значимости).

2. Критерии оценки заявок (на участие в конкурсе)

Критерии оценки заявок разделяются на стоимостные и не стоимостные. К стоимостным критериям естественно относиться цена, кроме того расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, стоимость жизненного цикла товара, а также предложение о сумме расходов заказчика по энергосервисному контракту.

2.1. Стоимостные критерии оценки заявок

В случае, если по контракту предусматривается поставка товаров или выполнение работ, которое включает в себя обслуживание, ремонт или утилизацию, то заказчик вместо критерия «цена» может установить критерий «стоимость жизненного цикла».

2.2. Нестоимостные критерии оценки заявок

К не стоимостным критериям относится: «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», “квалификация участника” (это может быть опыт, финансовые ресурсы, оборудование, наличие кадров, деловая репутация). Заказчик имеет право установить предельные значения по не стоимостным подкритериям, как максимальные значения, так и минимальные. Например, заказчик по критерию «опыт участника» может установить максимальное значение 10 контрактов и все участники подтвердившие в своей заявке такой опыт получат по данному подкритерию максимум баллов.

Критерий оценки Качество (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок) может состоять из:
а) качество товаров, работ или услуг. В качестве подтверждения участник может приложить спецификацию, техническое предложение (методику, примеры отчетов).
б) функциональные, потребительские свойства товара. Участник может приложить технические паспорта в качестве подтверждающих документов.
в) соответствие экологическим нормам.

Критерий «квалификация участников закупки» может состоять из следующих подкритериев:
а) квалификация предлагаемых специалистов (руководителей и ключевых специалистов). В качестве подтверждающих документов заказчик может запросить трудовые книжки на специалистов, дипломы, сертификаты, свидетельства о повышении квалификации, а также справку о кадровых ресурсах по установленной (рекомендуемой) форме.
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. В качестве подтверждения участник может приложить справку об опыте (по форме заказчика), копии исполненных договоров и актов, копии рекомендательных писем. Обращайте внимание также и на то, в каком виде требуется подтверждение опыта, необходимо ли прикладывать все страница договоров с приложениями или достаточно первой последней страницы и акта сдачи приемки.
в) обеспеченность материально-техническими ресурсами. В качестве подтверждения участник может приложить справку о материально-технических ресурсах (с перечислением оборудования, наличие собственного или арендованного офиса). Подтверждением указанных сведений может служить копия договора аренды офисного помещения, копии лицензионных договоров на программное обеспечение и прочее.
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. Подтвердить соответствие данному подкритерию справкой о кадрах, копиями трудовых книжек специалистов или трудовых договоров, копиями дипломов, сертификатов.
д) деловая репутация участника закупки. В качестве подтверждения участник может приложить копии рекомендательных писем, свидетельства рейтинговых агентств.

ВАЖНО: Заказчик в закупочной документации обязан указать используемые для оценки заявок критерии оценки, а также величины значимости этих критериев. При этом таких критериев не должно быть меньше двух, один из критериев обязательно должен быть «цена» (или в определенных законом 44-ФЗ случаях «стоимость жизненного цикла»). Для каждого критерия применяется 100 бальная шкала, а сумма величин значимости критерия оценки (вес) в сумме должен быть 100 процентов.

Оценка заявок осуществляется комиссией заказчика с применением шкалы оценки в баллах, которые присуждаются участнику за наличие определенного значения показателя оценки. Если оцениваемых показателей несколько, то они должны корректироваться с учетом коэффициента значимости показателя.

Рассмотренные критерии оценки заявок на участие в конкурсе, могут также применяться заказчиком и при проведении запросов предложений.

Возможен также и вариант, когда единственный критерии оценки заявок это цена. Это справедливо, как для электронного аукциона, также и для запроса котировок. Но следует, помнить, что единственный критерии оценки заявок цена в конкурсе быть не может. В конкурсе должно быть установлено не менее двух критериев, а один из критериев должен быть цена.

3. Особенности оценки заявки на конкурсе

Оценка заявок на участие в конкурсе имеет свои особенности по сравнению с другими видами закупочных процедур. Прежде всего следует отметить, что на конкурсе важное значение имеет квалификация участника закупки. В сравнении с аукционами и котировками, где единственный критерий выбора победителя является цена, при оценке заявок на конкурсе ключевой показатель — это наличие необходимой квалификации участника (наличие опыта, кадров, качество услуг и прочее). Но не всегда отсутствие квалификации у участника может быть препятствием к результативному участию в конкурсе. Как правило, значимость весового критерия по цене выше, чем по квалификации и предложив цену более низкую, чем у конкурентов участник может набрать в сумме баллов итоговый рейтинг, чем конкуренты (например, 60% за цену и 40% квалификацию).

Также следует учитывать и то, что на конкурс может быть подана и всего одна заявка, которая может быть признана заказчиком соответствующей требованием и в этом случае контакт будет заключен с таким участником. В случае, если заказчиком устанавливаются весовые коэффициенты по квалификации значительно выше, чем по цене (например, 30% за цену и 70% за квалификацию), то выиграть такой конкурс без наличия должной квалификации будет очень сложно. В этом случае, при оценке заявок на конкурсе больше баллов получает участник, у которого максимальный балл по квалификации и не значительная разница по ценовому предложению с конкурентами. Такой участник с ценой даже выше, чем у конкурентов может выиграть конкурс.

В этом и заключается особенность оценки заявок на конкурсе: больше баллов получает участник с достаточной квалификацией и ценой, которая может составить конкуренцию другим ценовым предложениям участников. Типовая ошибка участников заключается в том, что имея 100% квалификацию по требованиям закупочной документации участники выставляют цену, которая незначительно снижена от НМЦК. При оценке заявок на конкурсе, за счет значительной разницы между ценовым предложением между участниками преимущество по квалификации нивелируется. Анализируйте ценовую политику конкурентов, адекватно оценивайте свои возможности и проводите самостоятельно прогнозный расчет оценки заявок на конкурсе (своей и конкурентов). В этом случае, вы сможете эффективно конкурировать с другими участниками конкурсов.

4. Предельные величины значимости критериев оценки заявок

В заключение мы с Вами рассмотрим предельные величины значимости критериев оценки заявок, как минимальные, так и максимальные. Следует отметить, что это значения, от которых заказчик не должен отклонятся, если закупка конечно же проводится по 44-ФЗ (заказчики по 223-ФЗ могут устанавливать вольные величины значимости, чем впрочем заказчики и пользуются при разработке закупочной документации). При этом у заказчика есть определенная свобода действий в этом плане, так нет жестких величин значимости этих критериев для оценки заявок, есть нижняя граница и верхняя.

Итак, рассмотрим предельные величины значимости критериев оценки заявок:

Из приведенной таблицы видно, что при проведении закупок на создание произведений литературы и искусства минимальное значение величины значимости по цене равно нулю. Это значит, что заказчик может стоимостной показатель установить равным нулю, а оценивать только нестоимсотные показатели. Также следует обратить внимание на закупки по исполнение, финансирование проката или показа национального фильма, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ здесь минимальная величина по стоимостному показателю равна 20. По подобным закупкам заказчик будет уделять внимание качеству и квалификации поставщика.

Внимательно проанализируйте предельные величины по товарам, работам услугам, которые Вы поставляете и обязательно сверяйтесь с этими показателями при анализе закупочной документации, так как в некоторых случаях заказчик по незнанию или намеренно выставляет неверные величины значимости. Если видите нарушение отправляйте заказчику запрос на разъяснение, а в случае если заказчик не исправляет свою ошибку жалуйтесь в ФАС.

Похожие статьи:

Новости тендеров и госзакупок
0 2592

Новости тендеров и госзакупок
1 3406

Новости тендеров и госзакупок
0 2041

Новости тендеров и госзакупок
0 2613

Новости тендеров и госзакупок
0 3719

Новости тендеров и госзакупок
0 2478

Критерии оценки заявок на участие в конкурсе по 44-ФЗ

Конкурс считается одной из самых сложных закупочных процедур, проводимых в соответствии с 44-ФЗ, поэтому и применяется сравнительно редко. Зачастую новички попадают в довольно затруднительную ситуацию, пытаясь разобраться во всех его тонкостях. Наиболее важной составляющей конкурса несомненно является оценка поданных участниками предложений. Она проводится в соответствии с требованиями постановления правительства № 1085 от 28 ноября 2013 года.

Основные критерии оценки

После того как все предложения участников поданы, наступает период рассмотрения и оценки заявок. Целью этой процедуры становится определение компании, которая предлагает наилучшие условия сделки. На основании результатов работы комиссии будет определяться победитель конкурса, с которым впоследствии заключается договор. Остальные предложения участников ранжируются в порядке уменьшения степени выгодности для заказчика.

При оценке поданных заявок используется три типа критериев:

  1. Стоимостные. К ним относят все аспекты, касающиеся цены закупаемых товаров или услуг, а также сопутствующих расходов
  2. Нестоимостные. В эту группу входят критерии, касающиеся качества и характеристик приобретаемых объектов, а также репутации и квалификации участника
  3. Дополнительные. Применяются только к закупкам особой технической сложности

В закупочной документации в обязательном порядке прописываются все применяемые критерии оценки предложений участников. Заказчик обязан применять не менее двух критериев, причем один из них должен быть стоимостным.

Также заказчику необходимо подробно расписать в документации показатели, которые раскрывают суть нестоимостных критериев оценки и привести схему подсчета общего балла в зависимости от важности величин. Максимальная выставленная оценка равняется 100%.

Стоимостные критерии

В список стоимостных критериев входят:

  1. Общая стоимость контракта. Если договор подразумевает последующее гарантийное обслуживание, ремонт и так далее, то применяется критерий «стоимость жизненного цикла»
  2. Затраты на ремонт и использование по назначению товаров, подлежащих к поставке
  3. Стоимость расходов, которые понесет заказчик в рамках энергосервисного контракта

Во время рассмотрения предложений применяется принцип – чем меньше стоимость, тем больший балл выставляется участнику. При описании стоимости дополнительных расходов должны быть приведены: подробный перечень всех трат, единицы измерения, а также срок службы всех поставляемых товаров.

Пример расчета баллов при рассмотрении стоимостных критериев

При выставлении баллов участникам, исходя из стоимостных критериев, заказчики обязаны руководствоваться требованием раздела II Постановления Правительства № 1085.

Выставление баллов участнику проводится по следующей формуле:

Количество баллов участника = (Минимальная цена из всех предложенных / Цена, предложенная оцениваемым участником) * 100

Такая методика расчета применяется, если минимальное предложение участников больше 0. Когда минимальная стоимость равна 0, применяется другая формула расчета:

Количество баллов = (Максимальная цена из всех предложенных – Цена, предложенная участником) / Цена, предложенная участником * 100

Нулевая цена может устанавливаться для контрактов на оказание услуг по открытию счета в банке. В практике имеются и другие ситуации, когда компании снижали стоимость своих услуг до нуля, что порождало немало споров. Тем не менее, ФАС считает такие сделки правомерными.

Нестоимостные критерии оценки

В эту группу входят критерии, относящиеся непосредственно к приобретаемому объекту или самому участнику процедуры. Выделяют следующие нестоимостные критерии:

  1. Качество поставляемых товаров
  2. Потребительские характеристики товаров
  3. Соответствие закупаемых объектов требованиям экологической безопасности
  4. Квалификация руководителя компании участника, а также сотрудников, которые будут задействованы при исполнении контракта
  5. Наличие у участника успешного опыта исполнения аналогичных договоров
  6. Обеспеченность участника материальными и техническими ресурсами, необходимыми для исполнения взятых на себя обязательств
  7. Достаточное количество трудовых ресурсов
  8. Деловая репутация участника

По каждому из выбранных заказчиком критериев, участнику выставляются баллы. Чем точнее потенциальный поставщик соответствует требованиям заказчика, тем больше баллов он получит.

Пример расчета по нестоимостным критериям

В закупочной документации должны быть перечислены все критерии, которые рассматривает заказчик при оценке заявок. Предположим, что наибольшая значимость присваивается опыту участника и его обеспеченности трудовыми ресурсами. При этом значимость опыта составляет 60%, а трудовых ресурсов – 40%.

Самой опытной среди всех участников была признана компания, существующая на рынке 4 года. Тогда баллы других претендентов рассчитываются по формуле:

Количество баллов = Значимость показателя * 100 * (Предложение участника / Максимальное значение из всех предложенных)

Участнику, чей опыт составляет три года, будет выставлено следующее количество баллов:

Количество баллов = 0,6 * 100 * (3 / 4) = 45 баллов

Значимость критерия составляет 60%, следовательно, для расчета применяется коэффициент 0,6. Самый опытный участник получает 60 баллов.

Значимость критериев

При рассмотрении заявок важную роль играет значимость критериев. Их максимальные величины приведены в таблице.

Предмет заключаемого договора

Максимальная значимость стоимостных критериев, %

Максимальная значимость нестоимостных критериев, %

Все товары, которые не входят в специфические списки

Работы и услуги, которые не входят в отдельные перечни

Реставрация объектов, имеющих статус культурного наследия

Юридические, медицинские и образовательные услуги

Формирование документов, регламентирующих качество образовательного процесса

Услуги по реализации экспертизы

Работы по технической поддержке государственных информационных систем

Услуги по прокату национальных фильмов

Исполнение научно – исследовательских или технологических работ

Исполнение, касающееся интеллектуальной деятельности, например, услуги артистов, режиссеров и так далее

Создание литературных произведений, объектов искусства, архитектурных проектов

Из этого можно сделать вывод, что конкурсы целесообразно проводить в тех случаях, когда цена контракта не имеет первоочередной важности. Заказчик получает возможность оценить всех поставщиков и выбрать того, кто максимально будет соответствовать требованиям.

Читайте также:  Дополнительное соглашение об увеличении предусмотренного государственным (муниципальным) контрактом объема выполняемых работ на 10% по 44
Ссылка на основную публикацию