Об определении размера неустойки (штрафа, пени) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по

Новые правила расчёта пеней и штрафов по государственным контрактам

С 9 сентября 2017 года правила, по которым начисляют штрафы и пени заказчики по 44-ФЗ, действуют согласно Постановлению Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. Разберемся с новыми правилами и приведем отдельные примеры сложившейся к настоящему времени практики их применения.

Нужны качественные знания и удостоверение о повышении квалификации? Регистрируйтесь на онлайн курс « Повышение квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками по 44-ФЗ», 120 ак.часов ». Программа разработана на основе требований профстандарта «Специалист в сфере закупок» Условие об ответственности сторон является существенным и должно быть согласовано между сторонами контракта. Исключение составляют случаи, определенные ч. 15 ст. 34 для отдельных оснований закупок у единственного поставщика.

В качестве меры ответственности для сторон контракта за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предусматривается взыскание неустойки в 2 формах: штраф и пени.

Ответственность заказчиков и поставщиков в виде пени устанавливается за нарушение сроков исполнения контрактных обязательств в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от неуплаченной в срок суммы.

Пени рассчитывайте по следующей формуле:

Пени = Цена контракта х (1/300 х Размер ключевой ставки) х количество дней просрочки

Минфин РФ в письме от 13.04.2016 № 02-04-06/21780 разъяснил, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки, включая выходные и праздничные дни, начиная со дня, следующего после дня истечения срока исполнения обязательства по контракту.

Начислять пени в размере, превышающем 1/300 ключевой ставки недопустимо (см. решение, предписание Омского УФАС от 16.10.2017 № 03.10.1/279-2017).

В случае если поставщик выполнил обязательства не полностью, размер пени уменьшается на сумму, пропорциональную объему исполненных поставщиком обязательств. При расчете количества дней просрочки следует исключить дни, потребовавшиеся заказчику для приемки (оформления ее результатов) поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, если иное не предусмотрено контрактом (Письмо Минфина России от 07.11.2017 № 24-03-08/73293).

Штраф устанавливается за нарушение иных контрактных обязательств, не связанных со сроками, напрмиер, за каждый факт неисполнения сторонами обязательств по контракту. Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены фиксированные суммы штрафа. Рассмотрим их разновидности.

Штрафы для заказчика

За каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Расчитывать штраф следует от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены такого контракта (решение и предписание Кемеровского УФАС от 28.11.2017 по делу № 828/3-2017).

Обратите внимание, что независимо от того, заключен ли контракт на 30 000 рублей или на 300 000 рублей, или даже на 3 000 000 рублей размер штрафа будет 1 000 рублей.

Штрафы для поставщика

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 0,5% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
  • 0,4% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
  • 0,3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
  • 0,25% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно);
  • 0,2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей (включительно);
  • 0,1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) превышает 10 млрд. рублей.

Из этой линейки штрафов выбирайте соответствующий цене вашего контракта. В ситуациях, когда заказчик прописывает все возможные штрафы, даже с пояснением, что исключит из условий все, кроме общих штрафов на поставщика, когда направит контракт победителю, такие действия заказчика признаются нарушением требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 23.11.2017 № 03-10.1/298-2017).

Штрафы для поставщика — СМП или СОНО

Особые условия ответственности установлены для случаев заключения контракта с СМП/СОНО.

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом по результатам закупку у СМП/СОНО, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 3% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
  • 2% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);
  • 1% цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

Обратите внимание, что, если вы провели закупку на общих основаниях, а выиграл участник, являющийся СМП/СОНО, тем не менее контракт заключается на условиях объявленной закупки, без изменения условий о штрафах для СМП/СОНО.

Аналогична и ситуация, если объявленная закупка для СМП/СОНО не состоялась из-за признания только 1 заявки соответствующей требованиям и последующего заключения контакта по п. 25 ч. 1 ст. 93 у единственного поставщика, штрафы должны быть прописаны в соответствии с условиями несостоявшейся закупки по п.4 Постановления Правительства РФ № 1042 для субъектов СМП/СОНО (решение Ивановского УФАС от 23.10 2017 № 07–15/2017–189).

Штрафы для поставщика, предложившего наиболее высокую цену за право заключить контракт

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки, предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 10% начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) в случае, если НМЦК не превышает 3 млн. рублей;
  • 5% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 1% НМЦК в случае, если НМЦК составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).

Данные положения применяются только в случае проведения электронного аукциона с так называемым переходом через «0». Соответственно, при проведении аукциона следует уже в проект контракта включать рассматриваемые условия, поскольку заказчик никогда заранее не знает, как сложится ситуация, будут ли участники закупок снижаться до «0». Более того, в отсутствии соответствующих условий антимонопольные органы указывают заказчикам на нарушение требований контрактного законодательства (решение Челябинского УФАС от 30.10.2017 № 732-ж/2017).

Штрафы для поставщика за ненадлежащее исполнение обязательства, которое не имеет стоимостного выражения

За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

  • 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
  • 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
  • 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
  • 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Штраф устанавливается от цены контракта. В контракте должны быть выделены соответствующие обязательства, не имеющие стоимостного выражения, нарушение которых будет являться основанием для применения установленных штрафов. Это могут быть обязательства предоставить соответствующие товаросопроводительные документы, требования к доставке товара, требования о непревышении допустимого уровня брака и пр. При отсутствии в контракте соответствующих мер ответственности за нарушение обязательств, не имеющих стоимостного выражения (при их наличии), заказчика могут оштрафовать за утверждение документации с нарушением требований контрактного законодательства (см. решение Челябинского УФАС от 20.10.2017 по делу № 713-ж/2017).

Постановлением Правительства РФ № 1042 установлены также специальные штрафы для участников закупки за невыполнение отдельных видов требований:

  • Штраф за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту устанавливается в размере 5% стоимости указанных работ.
  • Штраф для поставщика, взыскиваемый в случае если в соответствии с ч.6 ст. 30 контрактом предусмотрено условие о гражданско-правовой ответственности за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП (СОНКО) – устанавливается в размере 5% объема такого привлечения, установленного контрактом.

При описании условий о применении мер ответственности для сторон по контракту, необходимо, помимо прочего, установить условие о том, что общая сумма неустойки не может превышать цену контракта. Отсутствие такого условия расценивается контрольными органами как нарушение требований законодательства о контрактной системе (решение Челябинского УФАС от 03.11.2017 по делу № 257-ВП/2017).

Рассмотренные выше меры ответственности для сторон по контракту требуют от заказчика тщательной проработки проекта контракта, анализа соответствующих условий привлечения к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение контрактных обязательств. Заказчику следует прописывать в контракте все особенности применения неустойки. Указание простой отсылки на применение законной неустойки свидетельствует о ненадлежащем исполнении заказчиками своей обязанности по соблюдению требований контрактного законодательства (решение Омского УФАС от 15.11.2017 № 03–10.1/295–2017).

В завершении следует также отметить, что при заключении отдельных контрактов, имеющих специальное нормативное регулирование, заказчику следует руководствоваться соответствующими нормативными актами. Так, например, при заключении договора энергоснабжения устанавливается неустойка, определенная абз. 8 ч. 2 ст. 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике». Данная позиция изложена в том числе в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016. Аналогично, при заключении договора на оказание услуг по ОСАГО неустойка устанавливается в соответствии с п. 21 ст.12 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а не в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе и Постановление Правительства РФ № 1042.

Новые правила определения неустойки по контракту

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С 9 сентября 2017 года действуют новые правила определения размера неустойки, начисляемой в случае ненадлежащего исполнения контрактных обязательств, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 1042 (далее – Правила № 1042). Они применяются в отношении закупок, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после указанной даты.

Включение в контракт условия об уплате неустойки

Казенные учреждения, заключая контракты на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, действуют от имени Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и выступают в роли заказчиков (п. 2 ст. 764 ГК РФ, п. 5, 6, 8 ст. 3 Закона о контрактной системе).

В таких контрактах в обязательном порядке прописывается условие об ответственности сторон (заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя)) за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом, которая выражается в уплате неустойки (штрафа, пени) (п. 4, 5, 6 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Читайте также:  Изменение способа обеспечения исполнения контракта в ходе его исполнения по 44 ФЗ

При этом в случае просрочки исполнения обязательств по контракту устанавливаются пени, а за иные случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств – штраф (п. 5, 7, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе).

Обратите внимание: перечень случаев, когда указанные выше требования могут не применяться, установлен в п. 15 ст. 34 Закона о контрактной системе. Это случаи заключения заказчиком контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При таких обстоятельствах условие об установлении и уплате неустойки в контракте не закрепляется.

Определение размера неустойки

На сегодняшний день размер неустойки по контракту рассчитывается с учетом Правил № 1042. Прежние правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила № 1063), с 09.09.2017 утратили силу.

Остановимся более подробно на новых методах определения штрафов и пени.

Санкции для поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Штрафы.

Правилами № 1042 расширен перечень обстоятельств, при которых штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту определяются по-разному. Теперь размер штрафа зависит не только от цены контракта, но и от того, кто является исполнителем по нему. Если обязательство по контракту не имеет стоимостного выражения, то штрафы устанавливаются в конкретных абсолютных величинах (см. таблицу).

Условия контракта

Цена контракта, НМЦК

Размер штрафа

Контракт заключен в общем порядке*

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 50 млн руб.

От 50 млн до 100 млн руб.

От 100 млн до 500 млн руб.

От 500 млн до 1 млрд руб.

От 1 млрд до 2 млрд руб.

От 2 млрд до 5 млрд руб.

От 5 млрд до 10 млрд руб.

Свыше 10 млрд руб.

Контракт заключен с субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями*

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 10 млн руб.

От 10 млн до 20 млн руб.

Контракт заключен с победителем закупки (или с иным участником закупки), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (по результатам электронного аукциона)**

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 50 млн руб.

От 50 млн до 100 млн руб.

Обязательства по контракту не имеют стоимостного выражения

Не более 3 млн руб.

От 3 млн до 50 млн руб.

От 50 млн до 100 млн руб.

Свыше 100 млн руб.

Предусмотрено условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций***

* Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к цене контракта (этапа).

** Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к НМЦК.

*** Размеры штрафов устанавливаются в виде фиксированной суммы, рассчитываемой в процентном соотношении к объему привлечения субподрядчиков, соисполнителей, установленному контрактом.

Что касается размера штрафаза ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, то он остался на прежнем уровне – 5% стоимости указанных работ.

К сведению: перечень работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 № 570 (в редакции Постановления Правительства РФ № 1042).

Порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, по сравнению с действующим ранее, упростился.

Сейчас пени начисляются за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Последняя, в свою очередь, должна быть уменьшена на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств.

Обратите внимание: ставка рефинансирования с 1 января 2016 года приравнена к ключевой ставке, ее размер определяется на дату уплаты пени (п. 7 ст. 34 Закона о контрактной системе). С 18.09.2017 ключевая ставка составляет 8,5% годовых (Информация ЦБ РФ от 15.09.2017).

Таким образом, для определения размера пеней, подлежащих уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (ППост), будет применяться следующая формула:

ППост = 1/300 х СЦБ х О х ДП, где:

СЦБ – ключевая ставка ЦБ РФ, установленная на дату уплаты пеней;

О – размер обязательства по контракту, не исполненного в установленный срок (сумма задолженности);

ДП – количество дней просрочки.

Санкции для заказчиков

Штрафы.

Размеры штрафов за неисполнение заказчиками обязательств, предусмотренных контрактом, установлены Правилами № 1042 в виде фиксированных сумм, определяемых в следующем порядке:

Неустойка за нарушение исполнения обязательств (Солнцева А.)

Дата размещения статьи: 31.10.2015

Условия об ответственности поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и об уплате им в пользу учреждений неустойки обязательно должны содержаться в государственных (муниципальных) контрактах и гражданско-правовых договорах. В этой статье мы расскажем, как документально подтвердить возникновение обязательства по уплате неустойки, как определить сумму неустойки, а также как отразить в бухгалтерском учете ее начисление.

Общие положения

В ст. 309 ГК РФ говорится, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – согласно обычаям делового оборота или иным обычно предъявляемым требованиям.

Если обязательство предусматривает либо позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, оно подлежит исполнению в этот день либо, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).

В случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательства или просрочки исполнения одним из способов его обеспечения считается предъявление неустойки (п. 1 ст. 329 ГК РФ).

Примечание. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ст. 330 ГК РФ).

Документальное оформление начисления неустойки

Из ст. 331 ГК РФ следует, что факт возникновения обязательства по уплате неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением основного обязательства должен быть оформлен в письменном виде. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

По мнению финансового ведомства, изложенному в Письме от 04.09.2012 N 02-06-10/3525, начисление неустойки, а также определение порядка исполнения денежного обязательства учреждения по государственному контракту производятся на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, иного документа, предусмотренного обычаями делового оборота, который содержит сведения об исполнении обязательства исполнителем, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки (пеней, штрафов), и обязательные реквизиты, предусмотренные для первичных учетных документов.

По мнению автора, этим документом можно воспользоваться и при начислении требований по уплате неустойки в рамках гражданско-правового договора.

В то же время Минфин в Письме от 29.05.2015 N 02-07-10/31334 с ссылкой на п. 6 Инструкции N 157н указывает, что учреждения вправе самостоятельно устанавливать формы первичных учетных документов, являющихся основанием для начисления штрафных санкций или их уменьшения в рамках досудебного урегулирования спора по выставленным претензиям, в рамках формирования своей учетной политики, если законодательством РФ не утверждены обязательные формы документов.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Расчет и предъявление неустойки в рамках исполнения государственных (муниципальных) контрактов

На основании ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ поставщик в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств и в случае просрочки исполнения обязательств вправе направить заказчику требование о взимании:

– штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;

– пени за просрочку исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства) по контракту.

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.

Размер штрафа оговаривается в контракте в виде фиксированной суммы, устанавливаемой в соответствии с Правилами N 1063 .

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.

Согласно п. 3 этого документа размер штрафа рассчитывается как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ.

Исходя из п. п. 5, 6 Правил N 1063 за ненадлежащее исполнение:

1) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, исчисляемой в следующем порядке:

– 10% цены контракта в случае, если она не превышает 3 млн руб.;

– 5% цены контракта в случае, если она составляет от 3 млн до 50 млн руб.;

– 1% цены контракта в случае, если она находится в пределах от 50 млн до 100 млн руб.;

– 0,5% цены контракта в случае, если она превышает 100 млн руб.;

2) заказчиком обязательств по контракту (за исключением просрочки исполнения обязательств) размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

– 2,5% цены контракта в случае, если она не превышает 3 млн руб.;

– 2% цены контракта в случае, если она составляет от 3 млн до 50 млн руб.;

– 1,5% цены контракта в случае, если она находится в пределах от 50 млн до 100 млн руб.;

– 0,5% цены контракта в случае, если она превышает 100 млн руб.

Согласно положениям ст. 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня в связи с просрочкой исполнения обязательства по контракту начисляется за каждый день просрочки, предусмотренной контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и определяется в размере:

– 1/300 действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Банка России от не уплаченной в срок суммы – для заказчика;

– предусмотренном в порядке, утвержденном Правилами N 1063, но не менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, определенных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), – для поставщика (подрядчика, исполнителя).

К сведению. 14.09.2012 размер ставки рефинансирования составляет 8,25% годовых (Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У).

С учетом вышесказанного определение размера пеней, подлежащих уплате заказчикомЗак), можно представить в виде следующей формулы:

ПЗак = 1 / 300 x СЦБ x О x ДП,

где СЦБ – ставка рефинансирования Банка России, указанная на дату уплаты пеней;

О – размер обязательства по контракту, не исполненного в установленный срок (сумма задолженности);

Читайте также:  Исполнение контракта поставщиком по Закону 44-ФЗ

ДП – количество дней просрочки.

Размер пеней, подлежащих уплате поставщиком (исполнителем, подрядчиком) (ППост), рассчитывается по формуле:

ППост = (Ц – В) x С,

где Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С – размер ставки, рассчитываемой по формуле:

С = СЦБ x ДП,

где СЦБ – размер ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

ДП – количество дней просрочки.

Коэффициент К устанавливается по формуле:

К = ДП / ДК x 100%,

где ДП – количество дней просрочки;

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 – 50%, размер ставки вычисляется за каждый день просрочки и принимается за 0,01 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.

При К, равном 50 – 100%, размер ставки устанавливается за каждый день просрочки и принимается за 0,02 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.

При К, равном 100% и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается за 0,03 ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату уплаты пени.

Рассмотрим порядок отражения в бюджетном учете операций по уплате неустойки заказчиком и поставщиком.

Уплата неустойки заказчиком (казенным учреждением). Она осуществляется за счет ЛБО, выделенных в установленном порядке казенному учреждению, по статье 290 “Прочие расходы” КОСГУ (Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н).

Пример 1. Казенное учреждение (государственный контракт) нарушило срок оплаты обязательств по контракту. Факт просрочки исполнения обязательств документально подтвержден актом, в котором указано, что учреждение обязано уплатить поставщику пени в сумме 4000 руб. (цифры условные).

В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Приняты расходы на уплату неустойки (пени) поставщику по государственному контракту

Перечислена сумма неустойки (пени) с лицевого счета поставщику

Уплата неустойки поставщиком (исполнителем, подрядчиком). В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств условиями государственного (муниципального) контракта может быть предусмотрено, что исполнение обязательств по перечислению неустойки (штрафа, пеней) в доход бюджетов бюджетной системы РФ может быть возложено на государственного (муниципального) заказчика (Письмо Минфина России от 26.12.2011 N 02-11-00/5959). В таком случае заказчик вправе перечислять поставщику (подрядчику, исполнителю) средства в оплату государственного (муниципального) контракта в сумме, оговоренной контрактом, за вычетом суммы неустойки. При этом заказчик обязан перечислить неустойку в доход бюджетов бюджетной системы РФ. Неустойка перечисляется в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ на основании платежного документа, оформленного получателем бюджетных средств, с указанием поставщика (подрядчика, исполнителя), за которого осуществляется перечисление неустойки (пеней, штрафов) согласно условиям государственного (муниципального) контракта.

Обратите внимание! Учет начисления и поступления в доход бюджета суммы неустойки (пеней, штрафов) по государственному (муниципальному) контракту (на основании акта о приемке товаров, работ, услуг, содержащего сведения об исполнении обязательства, о принятых результатах исполнения контракта, включая сумму неустойки) осуществляют подведомственные главному администратору администраторы доходов в соответствии с правовым актом главного администратора о наделении полномочиями (п. п. 2, 3 ст. 160.1 БК РФ).

В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ доходы в виде неустойки (штрафа, пени) относятся на статью 140 “Суммы принудительного изъятия” КОСГУ.

Согласно Инструкциям N N 157н, 162н учет неустойки нужно осуществлять на счете 2 209 40 000 “Расчеты по суммам принудительного изъятия”.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Рассмотрим на примере порядок отражения в учете неустойки, предъявленной поставщику.

Пример 2. Казенное учреждение, наделенное полномочиями администратора доходов бюджета, заключило государственный контракт на поставку оборудования на сумму 500 000 руб. Исполнителем нарушены сроки поставки, и ему предъявлено требование об уплате пени в сумме 10 000 руб. (цифры условные). Согласно условиям контракта на учреждение возложены обязательства по перечислению неустойки (пени) в доход федерального бюджета.

В учете казенного учреждения необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:

Предъявлена учреждением в адрес поставщика неустойка (пеня) согласно условиям государственного контракта

Неустойка по государственному (муниципальному) контракту

Что такое неустойка? Каков порядок ее расчета и получения?

ВРЕЗ Н. В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности, в случае просрочки исполнения.

Пунктом11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ установлено, что в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе требовать уплату неустойки (штрафа, пени). Условие об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, является обязательным для включения в контракт.

ВРЕЗ Н. Неустойка (штраф, пеня) начисляется за каждый день просрочки обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения определенного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательств. Величина такой неустойки устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки.

Таким образом, для возникновения обязательств по оплате неустойки необходим факт неисполнения или ненадлежащего исполнения должником основного обязательства. Данный факт может быть определен сторонами (например, с помощью акта приемки работ) или установлен судом.

Согласно п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ расчет неустойки производится по формуле:

X= Z х (S / 300) х N, где:

X – размер неустойки в рублях;

Z– размер неисполненного обязательства;

S – ставка рефинансирования ЦБ РФ в процентах;

N– количество дней просрочки.

Для расчета неустойки необходимо определить следующие показатели:

– период неисполненного обязательства, который начинается на следующий день после календарной даты, послужившей началом неисполнения обязательства. Днем окончания периода будет день надлежащего исполнения обязательства (ст. 192 ГК РФ) либо день подачи претензии, иска, произведения расчета. Периодом просрочки будет считаться количество календарных дней со дня, когда обязательство должно исполниться, до дня его фактического исполнения (составления расчета);

–размер неисполненного обязательства – это разница между тем, сколько должник обязался исполнить по договору и какую часть исполнил обязательств на дату проведения расчета;

–размер ставки рефинансирования ЦБ РФ. Определяется на дату исполнения денежного обязательства или его составляющей части (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Размеры ставок устанавливаются на определенные периоды и публикуются на официальном сайте ЦБ РФ (http://www.cp.ru).

Пример 1

Поставщик согласно условиям заключенного контракта обязан 04.04.2013 поставить товар на сумму 500 000 руб. По состоянию на 14.05.2013 товар не поступил. Заказчик производит расчет неустойки на указанную дату.

Период просрочки составляет 40 дней (с 05.04.2013 по 14.05.2013 включительно).

Ставка рефинансирования – 8,25 % годовых.

Размер неустойки составляет 5 500 руб. (500 000 х (0,0825 / 300) х 40).

Обратите внимание

Сведения о принятом заказчиком решении о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, должны быть отражены в реестре контрактов (пп. 11 п. 2 ст.18Федерального закона № 94-ФЗ). В Письме от 14.01.2013 42-7.4-05/12.5-19 Федеральное казначейство разъясняет, что в течение трех рабочих дней со дня принятия решения о взыскании с поставщика (исполнителя, подрядчика) неустойки (штрафа, пеней) заказчик должен опубликовать в реестре контрактов сведения об изменении контракта с типом изменения «исправление сведений». В размещаемых сведениях следует указать причину внесения изменений и прикрепить документ, подтверждающий принятое решение, в форме электронной копии, созданной посредством сканирования.

Поставщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения обязательств произошла не по его вине, а вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика (п. 11 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ). Понятие непреодолимой силы содержит п. 3 ст. 401 ГК РФ – это чрезвычайное обстоятельство, которое невозможно предвидеть и предотвратить.

Как в учете бюджетного учреждения отражается неустойка?

Пунктом 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что бюджетное учреждение имеет право осуществлять деятельность, приносящую доход, сверх установленного государственного (муниципального) задания, предусмотренную его учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление санкций (неустойки, пеней, возмещения ущерба) исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках приносящей доход деятельности (Письмо Минфина РФ от 09.10.2012 № 02-04-12/4178). Это связано с тем, что денежные средства, поступающие в учреждение в виде штрафных санкций, нельзя рассматривать как средства субсидии на выполнение государственного задания либо целевой субсидии, даже если они поступили в качестве возмещения нарушения договора (контракта), осуществленного за счет указанного финансового источника.

ВРЕЗ Н. Средства от уплаты неустойки (штрафа, пеней), взыскиваемые с поставщика, поступают бюджетному учреждению и считаются его собственными доходами независимо от источника финансового обеспечения обязательств по договору (контракту).

Согласно п. 93 Инструкции № 174н операции по отражению в бухгалтерском учете бюджетного учреждения оплаты по контракту на поставку основных средств с нарушением исполнения обязательств поставщиком предлагаем отразить следующим образом:

Содержание операции
Приняты к учету обязательства в сумме заключенного договора на поставку

Предъявлена неустойка

Произведена оплата поставщику в полном объеме

(статья 310 КОСГУ)

Поступила сумма неустойки на лицевой счет учреждения

17 (статья 140 КОСГУ)

Бюджетное учреждение при оплате договора вправе руководствоваться положениями ст. 410 ГК РФ, предусматривающими возможность прекращения обязательства зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, оформленного надлежащим образом в рамках обычаев делового оборота. При этом бюджетное учреждение вправе произвести перечисление денежных средств на оплату обязательств в сумме, уменьшенной в размере неустойки (пеней, штрафов), признанной исполнителем, не уменьшая при этом цену гражданско-правового договора.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, заказчик производит оплату по контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени). Оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара, в котором указываются: МАРКИРОВАННЫЙ СПИСОК

сумма, подлежащая уплате в соответствии с условиями заключенного контракта;

размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию;

основания взыскания и порядок расчета неустойки (штрафа, пени);

итоговая сумма, подлежащая уплате исполнителю по контракту.

В данном случае оплата по государственному (муниципальному) контракту осуществляется путем выплаты исполнителю суммы, уменьшенной на сумму неустойки.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по контракту на поставку оборудования за счет целевой субсидии (с лицевой счет с кодом 21 по учету субсидий на иные цели) с зачетом встречных требований с поставщиком по предъявленной неустойке Минфин в Письме от 25.03.2013 № 02-06-07/9374 рекомендует отразить следующим образом:

Содержание операции
Приняты обязательства в сумме контракта на поставку

Приняты суммы вложений в объект поставки

Приняты денежные обязательства в объеме поставки

Предъявлена неустойка поставщику

Произведена оплата поставщику за минусом неустойки

(статья 310 КОСГУ)

Прекращение встречного требования зачетом:

– в сумме исполненного денежного обязательства;

– в сумме исполненного требования по санкциям

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1. Бюджетное учреждение заключило муниципальный контракт на поставку медицинского оборудования на сумму 500 000 руб. за счет целевой субсидии. В срок, установленный условиями контракта, оборудование в учреждение не поступило. В результате претензионной работы сумма неустойки за нарушение условий составила 5 500 руб. Перечислен авансовый платеж в сумме 150 000 руб.

Согласно Инструкции № 174н операции по оплате контракта с нарушением поставщиком исполнения обязательств отразятся следующим образом*:

Содержание операции

Документ-основание

Перечислен авансовый платеж

18 (статья 310 КОСГУ)

выписка из лицевого счета

Приняты суммы вложений в объект поставки

Предъявлена неустойка поставщику

Произведен зачет авансового платежа

Произведена оплата поставщику за минусом неустойки

18 (статья 310 КОСГУ)

выписка из лицевого счета

Прекращено встречное требование в сумме исполненного обязательства:

– денежного обязательства;

– требования по санкциям

Приняты сформированные вложения в оборудование на КФО 4:

– переведены сформированные капитальные вложения;

– принято к учету оборудование

Как перечислить неустойку в доход бюджета?

В соответствии с бухгалтерскими записями, приведенными в Письме Минфина РФ от 25.03.2013 № 02-06-07/9374, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции по перечислению средств от предъявленных штрафных санкций в доход бюджета отражаются следующим образом:

Пример 3

Используем данные примера 1, 2.

Перечислению в бюджет подлежит сумма неустойки в размере 5 500 руб.

Содержание операции

Документ-основание

Приняты обязательства

Принято денежное обязательство

Начислены обязательства по перечислению неустойки в бюджет

Перечислены денежные средства в доход бюджета:

– с лицевого счета по учету целевых субсидий (код 21);

(статья 290 КОСГУ)

выписка из лицевого счета

Письмо Минфина России от 31.10.2017 № 24-03-07/71731 “Об определении размера штрафа, пени за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту; о включении в контракт условия об уменьшении платежей физлицу на размер налоговых платежей”

В соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок проект контракта.

Согласно части 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Так, Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 (далее – Правила, постановление N 1042).

В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Таким образом, учитывая, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок.

На основании изложенного надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки целесообразно считать включение в проект контракта
– размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом
– размера штрафа в виде фиксированной суммы, начисляемого за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом
– размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения указанного обязательства (далее соответственно – штраф, пеня)
– размера штрафа, устанавливаемого контрактом в порядке, установленном пунктами 3 – 9 настоящих Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее – цена контракта (этапа)).

При этом пункты 3, 4, 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.

Кроме того, следует учесть, что включение в проект контракта ссылки на Правила вместо установления вышеуказанных размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки.

Согласно пункту 6 Правил установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в виде фиксированной суммы, определяемой от цены контракта.

Следует отметить, что такие штрафы могут быть установлены, например, за пересортицу товара, непредставление в срок, предусмотренный условиями контракта, документов и т.п.

Тайное письмо Минфина, или К вопросу о способе фиксации условия о неустойке в госконтрактах

Коллеги, прежде всего вопрос: кто-нибудь слышал про письмо Минфина № 02-02-04/63862? Если да, то подскажите, где его можно найти на официальных сайтах.

Предыдущий закон о госзакупках (94-ФЗ) регулировал вопрос о неустойке следующим образом: неустойка заказчика являлась законной (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ в день), а неустойка поставщика — договорной (не менее 1/300 в день). Точный размер последней определял госзаказчик при объявлении торгов.

Такой подход породил массу злоупотреблений со стороны госзаказчиков (см. напр. постановление Президиума ВАС № 5467/14).

В новом законе о госзакупках (44-ФЗ) избран несколько иной метод: размер неустойки сторон госконтракта является фиксированным, но все равно условие о неустойке должно быть прописано в проекте контракта.

Цитирую закон № 44-ФЗ:

«Статья 34. Контракт

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком. поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки. Такая пеня устанавливается контрактом в размере 1/300 . ставки рефинансирования ЦБ РФ. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств. за исключением просрочки. Размер штрафа устанавливается контрактом. в порядке, установленном Правительством РФ.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем). заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем). и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта.

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки. Размер штрафа устанавливается контрактом. в порядке, установленном Правительством РФ. ».

Правительство РФ утвердило правила определения размера неустоек постановлением от 25.11.2013 № 1063.

Пункт 1 этих правил гласит: «настоящие Правила устанавливают порядок определения в контракте фиксированного размера штрафа. а также размера пени».

В самих этих правилах содержатся формулы расчета неустоек в зависимости от цены контракта и срока просрочки. Формулы громоздкие (в смысле, много текста).

И здесь возник первый вопрос: как понимать формулировку ч. 4 ст. 34 закона № 44-ФЗ «в контракт включается условие об ответственности»?

С одной стороны размер неустоек определяется законом (из чего можно сделать вывод, что они по природе являются законными), но с другой — названная норма требует установить в контракте условие об ответственности. Отсюда вопрос: достаточно ли в контракте просто указать на то, что неустойки начисляются в порядке ст. 34 закона № 44-ФЗ, тем самым выполнив требования ч. 4 этой статьи?

Для заказчиков вопрос не праздный, т. к. если контролирующий орган сочтет, что условие об ответственности установлено ненадлежащим образом, то заказчик будет привлечен к административной ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Но и для поставщиков вопрос имеет значение. Ведь если суд решит, что неустойка контрактом не установлена, то в иске о ее взыскании должно быть отказано.

ФАС России сочла, что «включение в проект контракте ссылку на Правила вместо установления. размеров штрафа, пени не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению размеров неустойки» (см. последний абз. письма АЦ/42516/14).

С таким выводом не согласился Минфин: «что касается требования отдельных сотрудников ФАС России, относительно включения в контракт формулы расчета неустоек, сообщаем следующее.

Федеральным законом № 44-ФЗ не установлена обязанность при заключении контракта, прописывать в нем формулу расчета неустойки. При этом согласно части 4 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика.

Принимая во внимание вышеизложенное, Департамент полагает необходимым отметить, что в контракте необходимо указывать норму в соответствии с которой будет производиться расчет неустойки» (письмо от 11.12.2014 № 02-02-04/63862).

Данное письмо нашел на форуме по госзакупкам. На сайте Минфина этого письма нет, равно как и в СПС, поэтому прикрепляю его сюда.

Собственно, отсутствие этого письма на сайте Минфина, а также в СПС, и побудило написать данный пост, поэтому буду признателен если кто-нибудь даст ссылку на более или менее официальный источник.

Ну а кроме того, как считаете, если размер неустойки определен законом, но в самом же законе сказано, что условие о неустойке должно быть закреплено в договоре, то какова природа этой неустойки? Можно ли ее взыскать, ссылаясь только на закон, если в договоре такого условия нет?

Читайте также:  Закупки МУП по 44 ФЗ за счет средств, полученных от нанимателей и собственников жилых помещений
Ссылка на основную публикацию